Часть 1

На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный ответ и внесите его в матрицу (часть 1).

  1. Объектом изучения энтомологии является:

а) корова;

б) коровяк;

в) божья коровка;

г) бычий цепень.

  1. Для того, чтобы рассмотреть все органы цветка у одуванчика, нужно использовать:

б) бинокль;

в) микроскоп;

г) телескоп.

  1. Петя нашёл во дворе плод-крылатку клёна. Он подбросил её в воздух, и крылатка стала вертеться. Потом Петя вырезал из картона большую фигуру, похожую на крылатку. Туда, где должно находиться семя, Петя налепил слой пластилина, и один край картонной фигуры тоже укрепил полоской пластилина. Когда он подбросил картонную фигуру, она стала вертеться в воздухе! Петя сделал вывод, что вращение происходит из-за особой формы крылатки клёна. Этот вывод был сделан потому, что Петя использовал метод:

а) измерения;

б) моделирования;

в) эксперимента с живым объектом;

г) наблюдения.

  1. Весной Лена смотрела, как под окнами тает снег. В одном месте снег растаял быстро, потому что там проходит теплоцентраль, а за домом сугроб лежал долго. Наступил май, и Лена увидела, что сначала одуванчики на газоне расцвели там, где снег растаял раньше, а за домом они расцвели в последнюю очередь. Лена сделала вывод, что температура почвы влияет на время цветения одуванчиков. Этот вывод был сделан потому, что Лена использовала метод:

а) измерения;

б) моделирования;

в) эксперимента;

г) наблюдения.

  1. Если на кусочек хлеба капнуть разбавленный раствор йода, то появится тёмно-синее пятно. Этот опыт доказывает, что в хлебе содержи(а)тся:

б) минеральные соли;

в) крахмал;

  1. В каком из перечисленных пищевых продуктов содержится больше всего белков?

а) конфеты;

б) яблоко;

в) картофель;

г) творог.

  1. Что из чего состоит? Выберите правильный ответ.

а) клетка состоит из тканей;

б) тело состоит из органов;

в) ткань состоит из органов;

г) ядро состоит из клеток.

  1. Если случайно прикоснуться к горячему предмету, рука быстро отдёргивается из-за работы:

а) клеток потовых желёз;

б) нервных клеток;

в) клеток кровеносных сосудов;

г) клеток сальных желёз.

  1. Пустынные кактусы зимой нужно поливать по чутьчуть и очень редко – один раз в месяц. При этом кактусы не засыхают (а герань могла бы засохнуть!). Кактус устойчив к засухе из-за особых свойств:

а) проводящей ткани;

б) покровной ткани;

в) механической ткани;

г) ткани первичной коры корня.

  1. В тёплых морях многие острова окружены рифами, на которые может натолкнуться днище корабля. Рифы образуются в результате роста кораллов, которые относятся к царству:

а) растений;

б) грибов;

в) животных;

г) бактерий.

Часть 2

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных (а–д), но требующие предварительного множественного выбора (из 1–5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2).

  1. Перечислите растения в том порядке, в котором они начинают цвести в природе (от более ранних к самым поздним).




Ответы:

а) 3, 4, 2, 1, 5

б) 2, 3, 1, 4, 5

в) 3, 2, 4, 1, 5

г) 3, 4, 1, 5, 2

д) 1, 3, 4, 5, 2

  1. Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии.

Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные – в нижнюю.

Энтомология - это один из разделов зоологии. Она основана на изучении различных видов насекомых. Определенную расшифровку имеет энтомология. Слова в этом сочетании являются древнегреческими. А именно ἔντομον — "насекомое", и λόγος — "учение". Насекомых насчитывается большое количество. А именно около 3-х миллионов видов. Поэтому, чтобы всех их изучить, требуется помощь множества специалистов.

История возникновения

Энтомология - это наука о насекомообразных. Она возникла еще в XVI веке. Она стала стремительно совершенствоваться, благодаря развитию культуры и сельского хозяйства (пчеловодство).

Многим великим биологам была интересна эта наука. Ее осваивали Ч. Дарвин, Нобелевский лауреат Карл фон Фриш, писатель В. Набоков, профессор Эдвард Уилсон.

Что изучает энтомология

До половины XIX века ученые исследовали анатомию различных видов насекомых, делали описание скелета и наружных органов. Чуть позднее биологи начали совершенствоваться в этом направлении. Они стали изучать насекомых, обращая внимание не только на скелет и органы, а и на отдельные Это является достоверным фактом.

Определенные направления

Энтомология - это наука о насекомообразных видах, состоящая из нескольких разделов:

  • Теоретические аспекты биологических методов защиты растений.
  • Влияние биогенных и абиогенных факторов на адаптационные процессы насекомых.
  • Этология.
  • Жизненные циклы и онтогенез насекомых.
  • Энтомофауна.
  • Эволюция насекомых.
  • Популяционная энтомология.
  • Морфология и эмбриология насекомых.
  • практической энтомологии.
  • Географическое распространение.
  • Систематика.
  • Палеонтология.

Описание направлений

С каждым годом биологи занимались изучением насекомых для того, чтобы определить, для чего нужны они и каково их место в природе. Во время множества исследований различных жуков начали разделять на вредные и полезные типы. Иными словами, энтомология - это изучение насекомых, у которого основной целью является исследование поведения и особенности вредных насекомых, а также определение эффективных методов борьбы с ними.

В ходе исследований проводились практические мероприятия, направленные на борьбу с указанными насекомыми. При этом использовались знания о виде и образе жизни каждого вредителя. Благодаря более подробному биологическому исследованию и наблюдению за их жизнью, ученым удалось разработать средства для их уничтожения. Поэтому энтомология - это наука, которая имеет немаловажный характер. было разработано два способа борьбы с вредными насекомыми. А именно определенное опрыскивание веществами. Данная процедура способствует уничтожению указанных насекомых. Однако она является вредной для здоровья человека. Следует помнить, что, прежде всего, энтомология - это наука о жуках и иных различных насекомых. Полученные знания о них будут использовать для различных исследований в будущем.

Основные категории энтомологии

В данном случае имеется несколько положений. Энтомология - наука о насекомых - также делится на несколько категорий. Каждая из них затрагивает определенные направления. В данном случае это:

  • Частная энтомология насекомых. Она включает в себя такие дисциплины:

Апиология (изучение пчел).

Блаттоптерология или диктиоптерология (тараканы, муравьи).

Диптерология (изучение комаров и мух).

Гименоптерология (исследование пчел, ос, наездников, пылильщиков, термитов).

Колеоптерология (изучение жесткокрылых насекомых).

Лепидоптерология (исследование чешуекрылых).

Мирмекология (изучение термитов.

Одонатология (стрекозы).

Ортоптерология (изучение семейства саранчевых, сверчков).

Трихоптерология (исследование ручейников).

  • Общая энтомология. Она изучает строение, эволюцию, многообразие насекомых, жизнедеятельность, индивидуальное развитие и среду их обитания.
  • Прикладная энтомология. Это наука о фауне, в которую входит несколько направлений. Каждое из них имеет немалозначимый характер. А именно:

Лесная энтомология.

Ветеринарная.

Медицинская.

  • Сельскохозяйственная энтомология. Она изучает определенный тип насекомых. А именно тех, которые наносят вред сельскохозяйственным культурам, растениям, животным и человеку. Также она изучает насекомых, занимающихся опылением растений.
  • Судебно-медицинская энтомология. В данном случае придерживаются определенного направления. То есть данная энтомология - наука о насекомых, имеющая отношение к судебной медицине, изучающей виды, которые могут появляться на трупе человека после его смерти. Иными словами, с помощью разной стадии развития личинок можно установить период существования трупа. Данная энтомология - это наука, имеющая определенные критерии. К примеру, если на трупе нет ни личинок, ни яиц, то тогда смерть наступила не более четырех часов назад. А в случае если они есть, то умерщвление настало по истечении 6-12 ч. А вот если прошли сутки, то на теле можно обнаружить более крупные личинки. После 36 ч. они увеличиваются в размере. А вот если прошло две недели, то начинается их окукливание. Китайцы в самом начале развития судебной энтомологии, в XIII веке, начали использовать личинки мух, чтобы раскрывать дела об убийствах.

Высшие учебные заведения, изучающие это науку

Проблемы, связанные с изучением насекомых в России, решают в следующих заведениях:

В МГУ в Зоологическом музее (Москва).

В лаборатории изучения энтомологии в ДВО РАН (Биолого-почвенный институт). Расположен он в г. Владивостоке.

В РАН (институт эволюционной морфологии). Расположен он в г. Москве.

Институт им. Шмальгаузена. Расположен он в г. Киеве.

Национальная Академия наук Украины. Расположение - г. Киев.

Вопросы, связанные с лесной и сельскохозяйственной энтомологией, изучают во Всероссийском институте защиты растений. Расположен он в пригороде г. Санкт-Петербурга. А также во всех высших заведениях, которые остались после Советского Союза, занимающихся изучением флоры. В том числе и в отраслевом научно-исследовательском институте.

Также данные изучения проводятся и в других учреждениях. в Немецком энтомологическом учебном заведении и Балтийском институте колеоптерологии.

Среди множества высших учреждений, изучающих указанную науку, за пять лет было выбрано около 25 545 статей, посвященных энтомологии.

По их уровню было отмечено только 5 заведений. А именно: Калифорнийский, Риверсайд Корнельский, Дэвис, Техас A&M.

Кафедры, изучающие энтомологию

Их существует немалое количество. Однако основные из них были созданы:

В Аграрном университете на Кубани. Создана кафедра была в 1968 году.

В Университете им. Ломоносова г. Москвы в 1925 г. Здесь были созданы факультет биологии и кафедра энтомологии.

В Университете им. Тимирязева (МСХА). Создана кафедра была в 1920 году.

В Санкт-Петербургском государственном университете.

В Саратовском соответствующем учебном заведении также была создана кафедра энтомологии. А именно в Государственном аграрном университете им. Вавилова.

Еще была создана кафедра энтомологии в Ставропольском высшем учебном заведении. Это в Государственном аграрном университете им. Вавилова.

Организации, занимающиеся энтомологией

В 1859 году К.М. Бэр и академик Семенов-Тян-Шанский создали Русское общество, изучающее энтомологию. Во времена Советского Союза у него было определенное название - «Всесоюзное энтомологическое общество».

Подобные организации были основаны и в различных странах мира. А именно в:

Франции.

Великобритании.

Германии (Entomologischer Verein zu Stettin).

Голландии.

Бельгии.

Америке (осн. 1867).

Филадельфии (осн. 1859).

Кембридже.

Германии.

И другие энтомологические сообщества находятся в:

Украине.

Британии.

Бразилии.

Аргентине.

Венесуэле.

Испании (Asociación Entomolóxica Galega, Asociación Española de Entomología, Sociedad Entomológica Aragonesa,Sociedad Andaluza de Entomología (boletín), Sociedad Española de Entomología Aplicada).

Колумбии.

Мексике.

Существуют и международные общества: International Society of Hymenopterists, USA, International Palaeoentomological Society.

Также создан Международный союз исследователей общественных насекомых.

Редакция

Основными периодическими российскими изданиями по указанной науке являются:

- «Энтомологическое обозрение». Здесь всесторонне описывают тонкости данного направления.

- «Труды Всесоюзного энтомологического общества».

Также появились издания:

Zoosystematica Rossica (1993).

- «Русский энтомологический журнал». Выпускаться он начал с 1992 года.

- «Евразиатский энтомологический журнал» (2002) и т. д.

Множество систематических описаний насекомых на территории РФ имеется в многотомной «Фауне России и сопредельных стран (СССР)». Такого типа литература издается во многих государствах мира.

Заключение

Ознакомившись с данным текстом, каждый сможет дать ответ на вопрос о том, что изучает энтомология, какие направления она затрагивает. Следует только внимательно прочитать вышеизложенное. Также об этом можно узнать на таком сайте, как «молбиол». Энтомология там разъяснена более детально. В целом можно много рассказывать о данной науке. Она таит в себе много интересного и полезного для человечества. Главное - иметь заинтересованность в этом направлении. И если вникнуть в саму суть энтомологии, то она окажется довольно занимательной и поучительной наукой.

До середины XIX в. объектом изучения энтомологии были все членистоногие (Arthropoda), позже - только насекомые (Insecta), которые по числу видов преобладают над всеми остальными членистоногими.

Первые научные исследования в области энтомологии были выполнены в XVII в. М. Мальпиги и Дж. Сваммердамом, которые использовали микроскопические методы исследования для изучения строения и метаморфоза членистоногих. Классический труд Сваммердама «Библия природы» в основном посвящен насекомым.

Дальнейшему развитию энтомологии способствовали Р. Реомюр во Франции, А. фон Розентоф в Германии, К. де Геер в Швеции. В конце XVIII - середине XIX в. начала интенсивно разрабатываться систематика насекомых, изучаться их биология и энтомофауна (видовой состав насекомых) различных районов мира.

Систематические исследования в области экологии насекомых стали проводиться только в начале XX в. К его середине активизировались исследования по палеоэнтомологии. Значительный вклад в развитие энтомологии внесли И.А. Пор- чинский, Н.А. Холодковский, в области медицинской энтомологии - В.Н. Беклемишев, Н.Г. Олсуфьев, Е.Н. Павловский, П.А. Петрищева.

Энтомология подразделяется на общую, частную и прикладную.

Общая энтомология изучает закономерности строения, развития, эволюции насекомых и включает систематику, сравнительную морфологию, зоогеографию, экологию, физиологию, генетику, палеонтологию и филогению насекомых.

Частная энтомология рассматривает отдельные систематические группы насекомых, например диптерология - отряд двукрылых, колеоптерология - отряд жуков и т.д.

Прикладная энтомология исследует насекомых, имеющих практическое значение, и включает сельскохозяйственную, ветеринарную и медицинскую энтомологию.

В современной энтомологии изучается проблема использования феромонов для управления поведением насекомых, разрабатываются генетические методы борьбы с вредными насекомыми (в частности, стерилизация самцов) и методы математического моделирования в популяционной экологии насекомых.

недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по зоологии (беспозвоночным и позвоночным животным):
10 компьютерных (электронных) определителей , в том числе: насекомые-вредители лесов России , пресноводные и проходные рыбы , амфибии (земноводные) , рептилии (пресмыкающиеся) , птицы, их гнезда, яйца и голоса , и млекопитающие (звери) и следы их жизнедеятельности ,
20 цветных ламинированных определительных таблиц , в том числе: водные беспозвоночные , дневные бабочки , рыбы , амфибии и рептилии , зимующие птицы , перелетные птицы , млекопитающие и их следы ,
4 карманных полевых определителя , в том числе: обитатели водоемов , птицы средней полосы и звери и их следы , а также
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях).

Лесная энтомология*

Предмет и задачи лесной энтомологии

Лесная энтомология изучает образ жизни обитающих в лесах насекомых-вредителей, их взаимосвязи с древесными породами и лесными насаждениями, причины массовых размножений и хозяйственное значение. Наряду с этим изучаются энтомофаги и болезни лесных насекомых, технические средства и меры борьбы с вредителями.

Насекомые повреждают древесные породы не только в лесах, но и в декоративных посадках, парках, в полезащитных лесных полосах и питомниках. Здесь много специфичных видов вредителей. Их биология и экология часто отличны от обитателей лесов. Отличны и меры борьбы с ними. Однако до сих пор они также служат предметом изучения лесной энтомологии, что значительно раздвигает ее границы.

Лесная энтомология имеет задачей научную разработку методов борьбы с вредными лесными насекомыми. Она возникла из неотложных нужд лесного хозяйства и служит научной основой, на которой развивается защита леса от вредителей и болезней. Защита леса является составной частью лесного хозяйства и в то же время представляет собой самостоятельное целостное учение о методах, технике и организации борьбы с вредными для леса животными и растительными организмами. Роль лесозащиты возрастает с каждым днем и приобретает особенное значение в настоящее время, когда вопросы охраны природы и бережного, рационального использования природных ресурсов находятся в центре внимания.

Значение леса в жизни биосферы Земли общеизвестно. Его роль особенно возрастает в настоящее время в связи с непрерывным увеличением углекислоты в атмосфере, загрязнением воздуха, воды и почвы отходами различных производств и ядохимикатами. Многообразные полезные функции в биосфере наилучшим образом выполняют леса - здоровые, спелые и средневозрастные, хорошо сомкнутые, отличающиеся высокой производительностью. Вырастить и сохранить такие леса - трудная задача лесоводов. На протяжении всей жизни леса подвергаются воздействию многих отрицательных факторов, среди которых вредные насекомые и болезни играют большую роль. Поэтому защита их от вредных организмов становится одной из наиболее актуальных задач лесного хозяйства.

В связи с этим, лесная энтомология имеет многогранные связи с другими науками. Каждому очевидно, что трудно изучать химические вещества для борьбы с вредителями, не зная химии , и машины, с помощью которых используются ядохимикаты, не зная механики . Также очевидно, что раз насекомые являются частью лесного сообщества, нужно знать это сообщество и законы, управляющие его развитием, а их изучает лесоводство . Не менее важно знать, какие насаждения нужно создавать, чтобы они не повреждались вредителями, какова техника их создания. Для выявления очагов вредителей проводятся обследования зараженных лесов методами, в основе которых лежат приемы таксационной техники. Разумеется, что насекомые живут за счет древесных пород и травянистых растений, без знания которых бессмысленно изучать вредителей леса. Поэтому существует тесная связь между энтомологией, ботаникой и дендрологией . Кроме того, исследованию состояния дерева, поврежденного насекомыми, помогает знание физиологии и анатомии растений . Прежде чем изучать строение насекомых, необходимо иметь представление о клетках и тканях животного, знать место насекомых в общей системе животного мира, т. е. быть знакомым с зоологией .

* При составлении данного справочника использовалась книга А.И.Воронцова "Лесная энтомология". Учебник для вузов, Изд. 3-е, перераб. М., "Высш. школа", 1975. 368 стр.) с изменениями.

Остальные разделы справочника по лесной энтомологии: Введение , Предмет и задачи лесной энтомологии , Краткий очерк истории энтомологии , Основные принципы систематики насекомых , Строение насекомых , Нервная деятельность насекомых , Размножение насекомых , Развитие насекомых , Жизненные циклы , Диапауза , Защитные приспособления и общественный образ жизни , Питание и кормовая специализация насекомых , Поврежедение древесных пород насекомыми , Распространение насекомых в лесах , Колебания численности насекомых , Общие понятия о методах лесозащиты , Литература по насекомым-вредителям .

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно приобрести следующие методические материалы по энтомологии и зоологии беспозвоночных:
компьютерные определители: "Насекомые-вредители лесов России " и "Дневные бабочки Восточной Европы ",
полевой карманный определитель "Обитатели водоемов ",
цветные ламинированные определительные таблицы : "

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный ответ и внесите его в матрицу (часть 1). 1. Объектом изучения энтомологии является: а) корова; в) божья коровка; б) коровяк; г) бычий цепень. 2. Для того, чтобы рассмотреть все органы цветка у одуванчика, нужно использовать: а) лупу; в) микроскоп; б) бинокль; г) телескоп. 3. Петя нашёл во дворе плод-крылатку клёна. Он подбросил её в воздух, и крылатка стала вертеться. Потом Петя вырезал из картона большую фигуру, похожую на крылатку. Туда, где должно находиться семя, Петя налепил слой пластилина, и один край картонной фигуры тоже укрепил полоской пластилина. Когда он подбросил картонную фигуру, она стала вертеться в воздухе! Петя сделал вывод, что вращение происходит из-за особой формы крылатки клёна. Этот вывод был сделан потому, что Петя использовал метод: а) измерения; б) моделирования; в) эксперимента с живым объектом; г) наблюдения. 4. Весной Лена смотрела, как под окнами тает снег. В одном месте снег растаял быстро, потому что там проходит теплоцентраль, а за домом сугроб лежал долго. Наступил май, и Лена увидела, что сначала одуванчики на газоне расцвели там, где снег растаял раньше, а за домом они расцвели в последнюю очередь. Лена сделала вывод, что температура почвы влияет на время цветения одуванчиков. Этот вывод был сделан потому, что Лена использовала метод: а) измерения; б) моделирования; в) эксперимента; г) наблюдения. 5. Если на кусочек хлеба капнуть разбавленный раствор йода, то появится тёмно-синее пятно. Этот опыт доказывает, что в хлебе содержи(а)тся: а) сахар; в) крахмал; б) минеральные соли; г) жиры. 1

2 6. В каком из перечисленных пищевых продуктов содержится больше всего белков? а) конфеты; в) картофель; б) яблоко; г) творог. 7. Что из чего состоит? Выберите правильный ответ. а) клетка состоит из тканей; в) ткань состоит из органов; б) тело состоит из органов; г) ядро состоит из клеток. 8. Если случайно прикоснуться к горячему предмету, рука быстро отдёргивается из-за работы: а) клеток потовых желёз; в) клеток кровеносных сосудов; б) нервных клеток; г) клеток сальных желёз. 9. Пустынные кактусы зимой нужно поливать по чутьчуть и очень редко один раз в месяц. При этом кактусы не засыхают (а герань могла бы засохнуть!). Кактус устойчив к засухе из-за особых свойств: а) проводящей ткани; б) покровной ткани; в) механической ткани; г) ткани первичной коры корня. 10. В тёплых морях многие острова окружены рифами, на которые может натолкнуться днище корабля. Рифы образуются в результате роста кораллов, которые относятся к царству: а) растений; б) грибов; в) животных; г) бактерий. 2

3 Часть 2 Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных (а д), но требующие предварительного множественного выбора (из 1 5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2). 1. Перечислите растения в том порядке, в котором они начинают цвести в природе (от более ранних к самым поздним). 1) клевер; 2) ландыш; 3) мать-и-мачеха; 4) одуванчик; 5) астра. а) 3, 4, 2, 1, 5 б) 2, 3, 1, 4, 5 в) 3, 2, 4, 1, 5 г) 3, 4, 1, 5, 2 д) 1, 3, 4, 5, 2 3

4 2. Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии. 1) М.В. Ломоносов; 2) И.П. Павлов; 3) Д.И. Менделеев; 4) И.В. Мичурин; 5) Н.И. Лобачевский. а) 1, 3, 5 б) 2, 4 в) 1, 2, 4 г) 3, 4, 5 д) 3, 4 3. К биологическим наукам могут относиться: 1) ботаника; 2) биохимия; 4) астрономия; 5) генетика. 3) этнография; а) 1, 2, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 2, 5 г) 2, 3, 5 д) 2, 4, 5 4

6 Часть 4 1. На карте цифрами указаны географические точки Какие из природных зон (или поясов растительности) есть в регионах, обозначенных на рисунке цифрами 1 5? В таблице ответов внесите в строку «географическая точка» соответствующую цифру. Какие растения растут в этих природных зонах? Внесите в строку «Растения» соответствующую букву. А ковыль; Б баобаб; В агава; Г какао (шоколадное дерево); Д брусника. Какие животные живут в регионах, обозначенных цифрами? Внесите в строку «Животные» соответствующую букву. Е игрунковые обезьяны; Ж жираф; З большой тушканчик; И гремучая змея; К северный олень. 6

7 Бланк для записи ответов Часть Часть 2 Часть 3 Правильные суждения:. Неправильные суждения:. Часть 4 Природная зона Тундра Степь Пустыня Саванна Географическая точка Растения Дождевой тропический лес Животные 7


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный и внесите его в матрицу (часть

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебного года по биологии 7 класс Время выполнения-120 минут Максимальное количество баллов- 38 Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 41 балл Задание 1. (15

ЗАДАНИЯ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 7 КЛАСС. 2016-2017 уч. год Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного варианта ответа их

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 6 класс Максимальное количество баллов - 31 балл Задание 1. (10

Задания олимпиады школьников Юные биологи. 6 класс 1 Задание 1. Задание включает 50 вопросов, к каждому из них предложено 3 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете

Контрольно- измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 5 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 40 минут.

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 5» Итоговая аттестация по БИОЛОГИИ для учащихся 5 классов проводится в два этапа: 1 этап 2 этап теоретическая часть (устный ответ по вопросам программного

Спецификация Диагностической работы по биологии для 6-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы Март 2016 года 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Часть I На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

Итоговая контрольная работа по биологии(5 класс). Спецификатор работы. 1.Назначение работы. Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения

БИОЛОГИЯ НОВОЕ ИЗДАНИЕ 6 класс МОСКВА «ВАКО» 2016 УДК 372.857 ББК 74.262.8 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от

1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Планируемые результаты изучения предмета Предметные результаты: Определять роль в природе различных групп организмов; Объяснять роль живых организмов в круговороте

Переводной экзамен по биологии 5 класс Пояснительная записка Экзаменационные вопросы по биологии в 5 классе составлены в виде тестов с разноуровневыми заданиями. Задания первого уровня (часть А) позволяют

Итоговый тест за первое полугодие биология 5 класс учитель Куклина И.А. Задание 1.Решите тест, выберите один правильный ответ. 1. Что нас окружает? а. тела живой природы б. тела неживой природы в. тела

Наименование раздела/темы МАТЕРИАЛЫ для подготовки по биологии 6 класс. Погружение 2 Знать Уметь Раздел 3: Основные процессы жизнедеятел ьности растений. Раздел 4: Многообраз ие и развитие растительно

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ в 5-ом классе (Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Введение в биологию) Тема урока Планируемые результаты 1. Методы изучения природы Предметные: знать методы изучения

Пояснительная записка. Программа дополнительного образования "Юный натуралист" предназначен для учеников 6-7 класса. Программа позволяет углубить и систематизировать знания учащихся о строении и многообразии

Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс 34 часа (1 раз в неделю) Учебник.

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора МБОУ СОШ 5 от 01.06.2016 203 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Биология Класс: 5 а, б, в, г, д, е

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны варианта ответов, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится

Тема 4. Бактерии. Грибы. Лишайники. Часть А. 1. Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает 1) поглощение атмосферной и почвенной влаги 2) использование света для образования питательных веществ

Задания Турнира «Знатоки биологии» для обучающихся 8-9 классов, проводимого Академией биологии и биотехнологии им. Д.И.Ивановского Задание 1 Заполните таблицу «Виды взаимоотношений между живыми организмами».

БИОЛОГИЯ 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 5 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучающийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков

Демонстрационный вариант диагностической работы по биологии для учащихся 5 классов Для заданий с выбором ответа 1-9, 14 и 15 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном

Банк заданий по биологии 6 класс -2014год 1. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука 1) систематика 2) экология 3) физиология 4) палеонтология 2. Строение и функции органоидов клетки изучает

Карточки индивидуальной работы по биологии в 5 классе По теме 2 «Свойства живого» Ф.И. Дата (НУ) 1.Запишите, как называются науки, изучающие живые организмы: Изучает строение, жизнедеятельность, многообразие,

Входной контроль Часть 1 В заданиях А1 А8 отметьте один верный ответ. А1 Прибор, с помощью которого можно увидеть клетки живых организмов, называется 1) телескопом 3) штативной лупой 2) микроскопом 4)

1 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 21 задание. Ответы к заданиям 1 17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру

Пояснительная записка В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа из федерального компонента. В 6 классе

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (70ч 2 часа в неделю) С использованием программы автора Н.И. Сонина Учебник: Н.И. Сонина.

Банк заданий 6.3класс Биология профиль. Погружение 2 Мини-тест 1. Тема 1.ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ. 1. Цветок это орган растения, который обеспечивает: А) семенное размножение б) вегетативное размножение

Задания С по биологии. Какие механизмы обеспечивают работу иммунной системы человека? Элементы ответа) Узнавание организм узнает чужеродные антигены и их продукты и выделяет антитела) Специфичность антитела

Рабочая программа по биологии для 6 класса Календарно-тематический план (35 часов) п/п дата Тема урока Планируемые результаты обучения Информационнометодическое обеспечение ВВЕДЕНИЕ (1 час) Цель: создать

Данная рабочая программа по биологии 6 класса рассчитана на 52 часа в год, 2 часа в неделю I полугодие, 1 час в неделю II полугодие. Составлена на основании следующих нормативных документов и методических

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и

2 словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 7. Структура теста Раздел 1.

Пояснительная записка. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного

Итоговая контрольная работа по учебному материалу разработанного по новым стандартам ФГОС, по учебнику автора: Пасечник 5 класс Биология: Бактерии, Грибы, Растения. Пояснительная записка В работе содержатся

«СОГЛАСОВАНО» Заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПбАППО Яковлева Н.Н. 2012 Директор «ИМЦ» Курортного района Санкт-Петербурга /Бережная Л.Н./ 2012 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБСКОУ

Итоговая контрольная работа по биологии в 6 классе. Пояснительная записка Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного,

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации Артинского городского округа Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сухановская

Биология 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по темам «Общие закономерности жизни», «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,

БИОЛОГИЯ 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы

Банк примерных заданий по Биология 6класс П1 база Задание 1 Верны ли следующие утверждения: Укажите истинность или ложность вариантов ответа: Все живые растения состоят из клеток. Цитоплазма внутренняя

Секция 9 Химия и химическая технология (для школьников) 333 вые и ягодные натуральные. ГОСТ 656-79» количество углеводов не должно превышать 10 г на 100 г сока. Из таблицы видно, что содержание углеводов

Проверочные тесты по теме БИОЛОГИИ Биология как наука Вариант 1 А1. Естественная наука, представляющая совокупность наук о живой природе: 1) география 3) химия 2) физика 4) биология А2. Натуралист Ж.Б.

Тест «Грибы», «Водоросли», «Мхи» Вариант 1 Выберите один правильный ответ из нескольких 1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу: А) род; Б) отдел; В) царство; Г) семейство; 2. Плесневый

Материалы для составления вариантов тестовых работ по теме: «Многообразие организмов, их классификация». 5 класс. Часть А. К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых только один верный.

Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых

Вопросы к олимпиаде по окружающему миру. 3 класс 1. Прочитай предложения-утверждения. Если ты согласен с утверждением напиши «да», если думаешь по-другому напиши «нет». 1. Мы живём на звезде под названием

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» Научно-исследовательский центр фундаментальных

БЛОК 4 Систематика и многообразие живых организмов. 1. Установите последовательность развития систематических групп А) цветковые Б) голосеменные В) водоросли Г) псилофиты Д) мхи В Г Д Б А 2. Укажите способ

Календарно-тематическое планирование Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю) Дата Тема урока Формы уроков Характеристика основных видов деятельности план факт учащихся Введение

Вариант контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 6 класса Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся

Приложение к образовательной программе Специального коррекционного образования ГБОУ СО «СОШ 2» Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 7 класс специального коррекционного образования Составитель:

Пояснительная записка Тематическое планирование по предмету Биология, 6 класс, составлено в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с учебным планом школы и учебной программой по предмету.