Многие родители детей, собирающихся в первый класс, не понимают разницу между программами обучения, которые сегодня предлагает начальная школа. Всего в перечне Минобрнауки России восемь программ. Так какую школьную программу выбрать для первоклассника? Автор «Летидора» поговорила о самых популярных из них с известным автором пособий для начальной школы, педагогом-практиком Ольгой Узоровой.

Программа «Школы России»

Ольга, что вы о ней можете сказать?

  • Это классика. По «Школе России» учились еще родители нынешних первоклассников. Дети, которые идут в школу по этой программе, имеют полное право прийти в 1 класс, не зная вообще ничего. Конечно, они видели буквы и цифры, но пока не обращали на них особого внимания. Зато у таких детей, как правило, хорошо развита речь. До школы родственники и близкие вместе с ними пекли пирожки, катались на велосипеде, много гуляли, и все это обсуждали.

В наше время программа «Школы России» идет по системе 1–4, когда начальная школа состоит из четырех лет обучения. На мой взгляд, лучшие учебники – этой же программы, но по системе 1–3. Именно в них более логично строятся и раскрываются темы.

Вообще, «Школа России» – это такая база, на которую можно нанизать любую из программ, предлагаемых Министерством образования и науки России.

Правильно я понимаю, что переход из школы в школу на другую программу обучения со «Школы России» легче?

  • Да, легче, если учитель дает хорошую базу. Однако для педагога почти невозможно брать чистую программу и заниматься только по одному учебнику. Я, например, чередую классическую программу с математикой по Л.Г. Петерсон. Еще добавляю немножко из «Гармонии», немножко из «Системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

Большинство методистов говорят, что этого делать нельзя ни в коем случае. Но у меня большой опыт работы в школе. И, как показывает практика, не бывает универсальных решений для разных детей. Из трех моих выпусков в начальной школе мы ни разу не повторили наборы учебников. И темы, которые я выбирала по той же Петерсон, для каждого класса сильно отличались.

Сама знакома с некоторыми родителями, которые говорили: «Ну, не умеет он до школы читать и ладно. В школе научат!»

  • Да, такая принципиальная позиция некоторых родителей встречается все чаще. Правда, одно дело, когда они говорят «Пусть школа учит!» и ведут на программу «Школа России». Но когда они говорят то же самое и ведут ребенка на «Систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», совершают ошибку. Потому что эта программа рассчитана на подготовленного к школе ребенка. Программа «Перспектива» также рассчитана на то, что ребенок умеет читать, придя в 1 класс.

Я говорила с некоторыми составителями школьных программ начальной школы, и они уверены, что ребенок обязательно приходит в 1 класс подготовленным. Они удивлялись: «Что, он не умеет считать в пределах 10? Мы, конечно, это даем в наших учебниках, но постольку-поскольку…» А я им отвечала, что, имея опыт работы в английской гимназии, лично видела детей, которые шли в 1 класс, не умея считать вообще. Хотя в эту школу был отбор, ребят смотрели и учитель, и логопед, и психолог.

Что делать учителю, если в его классе разношерстные в плане знаний дети?

  • Допустим, в классе из 25 человек – 20 отлично подготовленные, а пять не умеют считать – такая ситуация не редкость. В «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова», например, большую часть начальной базы (счет в пределах десятка, чтение, письмо, если речь идет о первом классе) проходят пунктиром, и у учителя нет времени вытягивать отстающих. Тогда отработка ложится на родителей.

Предварительная подготовка нужна только к «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»? Расскажите об особенностях других программ.

  • Нет, не только в «Системе Эльконина-Давыдова». Возьмем программу «Перспектива». Автор азбуки – Климанова Л. Ф., учебника по математике – Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Дорофеев пришел к нам из средней школы. Специфика преподавания там другая, не как в начальной. И он, например, считает, что запоминать состав числа «3» – издевательство над учеником и учителем. Соответственно, этот этап в «Перспективе» пропущен, хотя он очень важный.

Эта программа предполагает обучение семимильными шагами, а потом в средней школе дети делают ошибки в базовых примерах. Есть, конечно, ученики, для которых эта система подходит, они прямо на генетическом уровне знают, что 3 – это 1 плюс 2, а если сложить 8 и 5, то получится 13.

Но 80% детей этого не знают! Опять же кто-то сильнее мотивирован на учебу и быстрее это все схватывает. А кому-то совершенно все равно, что 3=1+2, и чтобы его зажечь, учителю надо приложить немало труда.

«В программе «Начальная школа XXI века» (математика – В. Н. Рудницкая) текстовые задачи по математике начинают давать в апреле-мае, почти по окончании 1 класса, а это поздно. Но опытные учителя корректируют программу и начинают давать их гораздо раньше».

«В программе «Перспективная начальная школа» автор учебника по математике тоже из средней школы. Так что подход схож с «Перспективой».

Какую программу выбираете вы как опытный педагог?

  • Даже если мы набираем класс сильных детей, мы не можем на 100% сказать, как они будут успевать в школе. Потому что мы не знаем, как они усваивают материал. Сколько времени им понадобилось, чтобы добиться одного результата? Один, готовясь к первому классу, все освоил за полгода, с другим с 3 лет занимались… Моя задача – выучить всех детей, которые пришли в класс, а не скидывать программу на родителей. Поэтому я все-таки приверженец классики, которая доступна для детей любого уровня подготовки.

Данное пособие предназначено для учащихся 5-11-х классов. В справочнике содержатся все необходимые сведения, которые позволят школьнику быстро подготовить доклад, домашнее задание и самостоятельно освоить пропущенные темы, помогут подготовиться к контрольной работе, диктанту, а также к экзаменам по всем предметам школьной программы, включая английский и немецкий языки.
Книга особенно полезна старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к поступлению в высшие учебные заведения.

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.
Неорганические вещества клетки - минеральные соли и вода. Вода составляет большую часть организма человека. В организме взрослого человека ее доля достигает 66% от общей массы организма.
В организме новорожденного количество воды более высоко.

Диполь - молекула, обладающая полярностью, один полюс которой заряжен преимущественно положительно, а второй имеет преимущественно отрицательный заряд. Молекула воды является диполем: преимущественно отрицательным полюсом является кислород, преимущественно положительным - водород.
Гидрофильные вещества - те вещества, которые обладают высокой способностью растворяться в воде за счет того, что обладают высокой энергией притяжения к молекуле воды. Значение гидрофильных веществ велико. Транспорт питательных веществ в организме осуществляется в растворах биологических жидкостей.

В растворенном виде поступают к клеткам питательные вещества, необходимые для обеспечения процессов их жизнедеятельности, в растворенном виде выводятся конечные продукты обменных процессов в клетке. Взаимодействие химических веществ между собой в организме происходит в растворах.

СОДЕРЖАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК 3
«ОРФОГРАФИЯ» 5
Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова 5
Гласные -о-/-ё- после шипящих и -ц- в корнях, суффиксах и окончаниях 8
Правописание согласных в корне слова 9
Правописание приставок 10
Правописание суффиксов 12
Правописание окончаний существительных, глаголов, прилагательных и причастий и суффиксов причастий 13
Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных и причастиях, наречиях, а также в производных существительных 15
Правописание -н- и -нн- в наречиях на -о, -е- 16
Дифференциация полных и кратких форм отглагольных прилагательных, причастий, а также простой сравнительной формы прилагательного и наречия 17
Правописание НГ с различными частями речи 18
Правописание частиц НГ и НИ на основе смыслового разграничения 20
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи 20
«СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» 24
Тире в простом предложении 24
Знаки препинания при союзе И 25
Знаки препинания при однородных членах предложения 27
Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах 28
Односоставные предложения 29
Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения 32
Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций 34
Разграничение вводных слов и членов предложения 36
Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах 36
Знаки препинания в сложном предложении 37
Бессоюзные предложения 43
Сложные предложения с разными видами связи 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
«КУЛЬТУРА РЕЧИ» 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
1. Стили и типы речи 53
ИСТОРИЯ 63
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 65
Первобытное общество 65
Древний Восток 66
Передняя Азия в древности 68
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 70
История Древнего Рима 76
История средних веков 81
История нового времени 90
История новейшего времени 105
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 116
Русь с древнейших времен до конца XVII в 116
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XVIII - первой половине XIX в 127
Россия во второй половине ХГХ - начале XX вв 143
Россия в XX в 153
ВСЕМИРНАЯ ГЕОГРАФИЯ 163
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 165
Карта 165
Литосфера и рельеф 166
Атмосфера и климат Земли 174
Гидросфера и воды Мирового океана и суши 179
Великие географические открытия 183
География материков 186
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ
ГЕОГРАФИЯ МИРА 201
Политическая карта мира 201
Природопользование 204
Численность населения мира и ее изменения 213
Национальный состав населения мира 217
Миграции населения 218
Городское и сельское население и его географические различия 220
Мировое хозяйство 222
Международная экономическая интеграция 223
Транспорт 226
Международные экономические отношения 227
Социально-экономическая характеристика некоторых стран мира 228
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 241
ОБЩЕСТВО 243
Общество как сложная динамическая система 243
Общество и природа 245
Сферы жизни общества и их взаимосвязь 246
Развитие общества, его источники и движущие силы 247
Реформа, революция, прогресс, регресс 247
Традиционное общество, индустриальное общество 247
Современный этап мирового цивилизационного развития 248
Научно-техническая революция 249
Глобальные проблемы современности 249
ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ,
СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 250
Бытие человека 250
Человеческая деятельность 252
Поведение человека 254
Свобода и ответственность 255
Личность, ее социализация и воспитание. Сознательное и бессознательное 255
Познание: чувственное и рациональное. Истина. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание 257
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА 259
Культура и духовная жизнь 259
Формы и разновидности культуры 261
Религия. Мировые религии. Религия и мораль. Свобода совести 261
Наука и образование в современном обществе. Самообразование 263
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА 264
Экономика: наука и хозяйство. Измерители экономической деятельности 264
Экономический цикли экономический рост 265
Экономические системы. Рыночная экономика.
Государственное регулирование 266
Мировая экономика.
Международная финансовая система 267
Государственный бюджет. Государственный долг.
Деньги. Инфляция 267
Денежно-кредитная политика. Налоговая политика 267
Экономическое содержание собственности.
Конкуренция. Монополия 268
Предпринимательство. Предприятие. Прибыль 268
Рынок труда. Уровень жизни.
Прожиточный минимум. Занятость. Безработица 269
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 269
Социальные отношения и взаимодействия.
Социальные общности и социальные институты 269
Неравенство и социальная стратификация 269
Социальный статус. Социальная роль. Социальный престиж 270
Этнические общности. Межнациональные отношения. Толерантность 271
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СФЕРА 271
Политическая власть. Политика.
Политическая система. Государство: признаки, функции, формы. Политические режимы 271
Разделение властей 272
Гражданское общество 272
Избирательные системы. Политическая партия.
Политическая идеология 272
Политический плюрализм 273
Политическое лидерство 273
Политическая жизнь современной России. Политическая культура. Право. Правовое государство. Закон. Конституция - основной закон государства. Конституция Российской Федерации.
Права человека. Правовая культура 273
Отрасли права. Нормы права 274
Правонарушения.
Юридическая ответственность и ее виды 274
БИОЛОГИЯ 275
Клетка - структурная и функциональная единица живого 277
Химическая организация клетки 277
Неорганические вещества 277
Органические вещества 279
Белки 279
Углеводы 283
Липиды 284
Нуклеиновые кислоты 285
Строение про- и эукариотической клеток 286
Строение прокариотической клетки 287
Строение эукариотической клетки 288
Ядро 290
Цитоплазма 291
ЭПС 292
Аппарат Гольджи 292
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ 294
Деление клеток. Клеточный цикл 295
РАЗМНОЖЕНИЕ И ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 297
Бесполовое размножение 297
Половое размножение 298
Онтогенез 302
Закономерности наследственности 304
Генетика человека 306
Закономерности изменчивости 307
Основы селекции 308
БОТАНИКА 309
Строение тканей и органов цветкового растения 309
Основные группы растений, особенности их строения, жизнедеятельности, размножения 314
Организмы бактерий, грибов и лишайников 314
Особенности строения и жизнедеятельности грибов 314
Лишайники 315
ЗООЛОГИЯ 315
Высшие растения 315
Отдел мхи 316
Отдел папоротников 316
Голосеменные 317
Отдел покрытосеменных 317
Особенности строения, жизнедеятельности, размножения животных организмов 318
Подцарство простейшие 319
Тип саркомастигофоры 320
Класс саркодовые 320
Тип инфузории 320
Класс ресничные 320
Тип споровики 321
Класс кокцидиеобразные 321
Тип кишечнополостные 322
Сцифоидные (медузы) 323
Тип плоские черви 324
Тип круглые черви 326
Тип кольчатые черви 327
Тип моллюски (мягкотелые) 328
Тип членистоногие 330
Хордовые 331
Рыбы 332
Земноводные 333
Пресмыкающиеся 334
Птицы 335
Млекопитающие 336
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 337
Строение тканей организма 337
Внутренняя среда организма 338
Кровеносная система 341
Эндокринная система 342
Нервная система 345
Опорно-двигательная система 348
Дыхательная система 350
Пищеварительная система 351
Выделительная система 352
Половая система 353
Развитие организма человека 354
Первый год жизни ребенка 355
Кожа 355
Органы чувств 356
ЭВОЛЮЦИЯ 357
Эволюционные теории 357
Движущие силы эволюции 360
Происхождение человека 362
ЭКОЛОГИЯ 364
Среда обитания организмов и экологические факторы 364
АЛГЕБРА 367
АРИФМЕТИКА 369
Дроби 372
Неравенства 384
Логарифмические уравнения 390
Логарифмические неравенства 391
Прогрессии 392
Векторы 396
НАЧАЛА АНАЛИЗА 397
Производные элементарных функций 397
Первообразная и интеграл 401
Неопределенные интегралы 402
ГЕОМЕТРИЯ 403
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 405
Тригонометрия 425
Графики и их функции 434
ФИЗИКА 437
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ 439
Основные понятия кинематики 440
Равномерное движение 441
Вращательное движение 443
Равноускоренное движение 445
Основные понятия динамики 446
Законы Ньютона 447
Силы упругости, трения, гравитации 448
Динамика вращательного движения 451
Законы сохранения импульса 453
Законы сохранения энергии 454
Статика. Условия равновесия 455
Гидростатика. Закон Архимеда 456
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА 461
Основные понятия молекулярно-кинетической теории и термодинамики 461
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории 464
Газовые законы 466
Уравнение Менделеева-Клапейрона 467
Первое начало термодинамики 468
Теплоемкость 471
Удельная теплота парообразования, плавления 473
КПД. Тепловые двигатели 473
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ 475
Основные понятия электростатики 475
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 488
Основные понятия теории колебаний 488
Механические волны в упругой среде 492
Звуковые волны 494
Электромагнитные колебания и волны.
Колебательный контур 496
ОПТИКА 499
Законы геометрической оптики 499
Основные понятия фотометрии 503
АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА 507
Ядерные реакции 513
Закон радиоактивного распада 513
АСТРОНОМИЯ 517
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 519
Раздел астрономии 519
ОБЩИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ, ЛУНЕ, СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ 523
Луна и характеристики связанные с Луной 526
Солнечная система 528
Планеты 530
Другие тела Солнечной системы 555
Оптические свойства в Астрофизике 569
ИНФОРМАТИКА 591
ИНФОРМАЦИЯ 593
Понятие «информация» 593
Свойства информации 593
Носители информации 594
Передача информации 595
Кодирование информации 596
ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 597
Содержательный подход к измерению информации 597
Алфавитный подход к измерению информации 598
Вероятностный подход к измерению информации 598
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 599
Виды систем счисления 599
«Компьютерные» системы счисления 600
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА 601
Основные понятия алгебры логики 601
Логические операции 602
Законы алгебры логики 604
Логические элементы и схемы 605
ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ 606
Основные понятия и свойства алгоритма 606
Представления алгоритмов 607
Виды алгоритмов 608
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 610
ЭВОЛЮЦИЯ КОМПЬЮТЕРОВ 611
Первое поколение компьютеров 611
Второе поколение компьютеров 611
Третье поколение компьютеров 612
Четвертое поколение компьютеров 612
УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА 613
Классическая архитектура компьютера 613
Магистрально-модульный принцип построения компьютера 614
Процессор 614
Компьютерная память 615
Системный блок 616
Периферийные устройства ПК 618
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА 619
Системное ПО 620
Прикладное ПО 620
Системы программирования 621
ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕПРОГРАММЫ 622
Компьютерные вирусы 622
Антивирусные программы 624
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА 625
История компьютерной графики 625
ВИДЫ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 627
Цветовые модели 629
Форматы файлов для хранения графических изображений 630
Графические редакторы 631
Трехмерная графика 632
БАЗЫ ДАННЫХ 632
Файловые системы 632
Информационная система 633
Системы управления базами данных 634
Виды баз данных. Основные понятия реляционных баз данных 636
Свойства отношений 637
МОДЕЛИРОВАНИЕ 638
Понятие о модели 638
Классификация моделей 638
Этапы моделирования на компьютере 640
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 641
Каналы связи 641
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ 646
Основные понятия компьютерных сетей 647
Топология сетей 647
Глобальная компьютерная сеть 648
Протоколы 649
Сервисы Интернет 652
Поиск информации 655
ЛИТЕРАТУРА 656
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК 657
НЕМЕЦКИЙ АЛФАВИТ 659
ФОНЕТИЧЕСКИЕ И ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ 659
Гласные и дифтонги 659
Согласные и буквосочетания согласных 660
ЧАСТИ РЕЧИ. WORTKLASSEN 660
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 661
DAS SUBSTANTIV 661
Род имен существительных 662
Число имен существительных 665
Склонение имен существительных 670
Употребление артикля 673
Образование имён существительных 676
МЕСТОИМЕНИЕ. DAS PRONOMEN 680
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. DAS ADJEKTIV 689
НАРЕЧИЕ. DAS ADVERB 698
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. DAS NUMERALE 706
ГЛАГОЛ. DAS VERB 713
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (PRASENS) 720
СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ (PASSIV) 733
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕТ НАКЛОНЕНИЕ (DERIMPERATIV) 737
СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ (DER KONJUNKTIV) 739
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ФОРМА КОНЪЮНКТИВА WtiRDE + IINFINITIV(KONDITIONALIS) 741
ИНФИНИТИВ (DER INFINITIV) 742
ПРИЧАСТИЕ. (DAS PARTIZIP) 745
ПРЕДЛОГ. (DIE PROPOSITION) 746
МЕЖДОМЕТИЕ. (DIE INTERJEKTION) 754
СОЮЗ. (DIE KONJUNKTION) 754
СТРУКТУРА НЕМЕЦКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 755
Три типа порядка слов 756
Виды придаточных предложений 759
Согласование времён в сложноподчинённом предложении 761
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 763
АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ. THE ABC 765
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ 765
Гласные и дифтонги 765
Согласные 765
Чтение гласных и буквосочетаний гласных в ударном слоге 766
Чтение согласных и буквосочетаний с согласными 767
ЧАСТИ РЕЧИ. PARTS OF SPEECH 768
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. THE NOUN 768
ФОРМА ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. NOUN NUMBER 769
ПАДЕЖИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. CASES 773
РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. GENDER 775
АРТИКЛЬ. THE ARTICLE 776
МЕСТОИМЕНИЕ. THE PRONOUN 781
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. THE ADJECTIVE 791
НАРЕЧИЕ. THE ADVERB 795
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. THE NUMERALS 800
ГЛАГОЛ. THE VERB 805
ИНФИНИТИВ. THE INFINITIVE 823
Герундий. The Gerund 825
Причастие. The Participle 829
Времена глагола. Tenses 830
Пассивный залог. The Passive Voice 839
Наклонение. The Verb Mood 842
Повелительное наклонение 842
The Imperative Mood 842
Сослагательное наклонение 843
The Subjunctive Mood 843
ПРЕДЛОГ. THE PREPOSITION 845
Основные предлоги времени 846
Prepositions of Time 846
Основные предлоги места и направления. Prepositions of Place and Direction 847
Разные предлоги. Different Prepositions 850
Устойчивые сочетания с разными предлогами 852
СОЮЗ. THE CONJUNCTION 856
ЧАСТИЦЫ. PARTICLE 857
МЕЖДОМЕТИЕ. THE INTERJECTION 857
СИНТАКСИС 858
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. SIMPLE SENTENCE 858
Структура предложений 859
в повелительном наклонении 859
Структура утвердительного предложения 860
Структура общего вопроса 860
Структура альтернативного вопроса 861
Альтернативные вопросы к членам предложения 861
Структура специального вопроса 862
Структура вопроса к подлежащему 862
Структура разделительного вопроса 863
Предложения с модальными глаголами 864
Предложения с it в роли подлежащего 866
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
COMPLEX SENTENCE 866
Согласование времен при глаголе-сказуемом главного предложения в прошедшем времени 870
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. INDIRECT SPEECH 871
Преобразование предложений из прямой речи в косвенную речь 873
Преобразование наречий и местоимений в косвенную речь 874
Преобразование временных форм глагола в косвенную речь 875
РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ.
SPEECH CONSTRUCTIONS 876.

Сверху. Она позволяла учить и воспитывать ребенка, который подходил к средней школе во всеоружии.

В начале 90-х годов соответствующие службы стали уделять особое внимание программам. В итоге родилось множество вариантов обучения первоклассников. В настоящее время предлагается около десяти основных программ, призванные помочь детям развить заложенные в них задатки. По крайней мере, так выглядит на бумаге.

Согласно Закону об образовании, каждая школа вправе самостоятельно выбирать ту или иную программу. Родители же имеют возможность выбрать вариант обучения, исходя из способностей и уровня обучаемости ребенка, так как есть сложные программы, а есть и попроще.

«Школа России»

Самой традиционной школьной программой является «Школа России». По ней обучались в советские времена. Она рассчитана практически на всех обучающихся. Естественно, ее осовременили, добавили новых знаний, чтобы развивать логику. При этом она легко усваивается. Наверное, именно «Школа России» выступает как самая универсальная и лучшая программа для большинства детишек.

Развивающая программа Занкова

Данная программа рассчитана на то, чтобы давать ребенку максимум теории, тогда в определенный момент у него произойдет толчок в развитии. Материал дается максимально быстро, практически по всем областям жизнедеятельности.

Здесь нет главных и второстепенных предметов. Каждый урок выстраивается в форме диалога, присутствуют поисковые и творческие задания. Программа дается тяжелее, нежели «Школа России». Обучающиеся должны быть развитыми и подготовленными. Если ребенок не посещал детский сад, ему будет сложно освоить данный вариант программы.

Развивающая программа Эльконина – Давыдова

Весьма сложная программа, нацеленная на формирование у детей теоретического мышления. Школьника учат меняться самостоятельно, выдвигая простые гипотезы, находясь в поисках доказательств и аргументов. Это хорошо сказывается на памяти. Подойдет детям, которые немного опережают в развитии своих сверстников.

«Школа-2100»

Педагоги полагают, что данная программа призвана научить учиться. Дается множество заданий, развивающих логику, интеллект. Многие задачи подаются в готовом напечатанном виде, чтобы ученик мог их дорисовать, вписывая нужные значки или числа в клетки.

Система интересная тем, что является разноуровневой, то есть задания даются отдельно для сильных и отстающих ребят. Такой подход позволяет учитывать развитие каждого обучающегося в отдельности.

«Начальная школа 21 века»

Является щадящей программой, имеющей длинный адаптивный период . Авторы полагают, что дети адаптируются к школьной жизни лишь к окончанию первого класса. Учебные программы развивают мышление, воображение. При этом некоторые предметы могут быть объединены в один. К примеру, «Грамота» включает в себя русский язык и литературу. Программа может подойти любому ребенку.

Эта программа одна из самых безболезненных для адаптации ребят к школе.

«Гармония»

Весьма похожа на программу Занкова, но чуть проще. Программа призвана развить ребенка разносторонне – логика, интеллект, художественное творчество, эмоциональные способности. Роль учителя – создать комфортные по всем параметры отношения у обучающихся.

«Перспективная начальная школа»

В программе упор сделан на надпредметные компетенции, но не на умения, знания и логику. К примеру, математика развивает логику и интеллект.

Зубрить теоремы и всевозможные аксиомы ученик не будет. Зато детям будет предложено заниматься внеучебной работой. Например, первоклассники плюсом будут заниматься рисованием 10 часов в году, как музыкой и спортом. Программа рассчитана на обычных детей и подойдет большинству первоклашек.

Однозначно выделить самую лучшую программу нельзя, так как все зависит от особенностей развития ребенка, его предрасположенностей. Чтобы сделать правильный выбор, лучше пообщаться с педагогами, которые дадут рекомендации. Не стоит думать, что занимаясь по программе Занкова, ребенок будет умнее того, кто выбрал «Школу 2100». Все зависит от него самого и врожденных талантов, предрасположенностей.

Совет 2: Какая программа для начальной школы лучше всего

В настоящее время существует более сотни программ для начального общего образования. Каждую из них можно разделить на две категории: традиционные и развивающие.

Инструкция

Программа Занкова Л.В. является развивающей и призвана дать каждому ребенку целостную картину миру. Происходит это посредством использования литературы, искусства, науки. Сильной стороной данной программы является упор на изучение математических основ. Учителя, которые работают по данной программе, стараются уделять внимание развитию логики, мышления. Очень важным является желание ребенка к саморазвитию. Малыши, которые не имеют желания много читать, вряд ли оценят данную программу. Программа в полной мере дает ребятам универсальные учебные действия, которыми они смогут воспользоваться на следующей ступени обучения.

«Школа 2100» является одной из наиболее популярных традиционных программ. Главное ее достоинство заключается в соблюдении преемственности образования. Система разработана так, что ребенок может продолжать обучение с яслей до поступления в вуз. Авторы программы учли все возрастные особенности детей, их ведущие деятельности на каждом этапе и, конечно, сензитивные периоды для формирования тех или иных умений и навыков. Программа не делит ребят на слабых и сильных. Каждому ученику предлагается полный объем образовательный программы, а ребенок сам для себя выбирает, сколько и какие из заданий он может решить. Программа направлена на развитие адекватной самооценки ребенка, способности регулировать свою деятельность без помощи взрослого.

Родителям будущих первоклассников посвящается...


Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

Так что давайте будем вместе разбираться и пытаться понять.

Во-первых, существует педагогическая система и педагогическая программа.

Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93).

Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Схематично это будет выглядеть примерно так:

Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-методического комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:

  • Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)
  • Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)
  • Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).
  • Содержание (по сути — тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос. Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.

Ниже мы иногда будем приводить примеры школ, обучающих по той или иной программе, но на самом деле, разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

Система образования Занкова

В 1995 — 1996 гг. система Л. В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

  • http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=26&article=26 — четко и полно описана система, лучше и не скажешь

Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

  1. сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.
  • Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

    • учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
    • учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
    • развить творческий потенциал, воображение учащегося.

    Принципы:

    1. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
    2. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
    3. Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.
    4. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.


    Школа 2100 (Школа 2000, программа Петерсон)

    Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.

    Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.

    Задачи:

    • сформировать готовность к производительному труду
    • сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
    • вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
    • обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
    • сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
    • предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
    • сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.

    Принципы.

    Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

    Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

    Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника.

    Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

    Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.

    Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

    Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

    «Школа России» (Плешаков)

    Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

    Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

    Задачи. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

    • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
    • обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
    • формирование естественной мотивации учения

    Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

    Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

    «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой

    Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

    Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

    Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

    Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

    «Начальная школа 21 века» (Виноградовой)

    Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

    Итоговая контрольная работа

    Цель работы – проверить:

      знание десятичного состава двузначных чисел и умение сравнивать двузначные числа;

      умение выполнять сложение и вычитание двузначного числа с однозначным в пределах 100 без перехода через разряд;

      умения решать текстовые задачи в 1 действие на нахождение суммы, остатка, на увеличение/уменьшение на несколько единиц;

      умения измерять длину отрезка, вычислять длину ломаной и периметр многоугольника.

    Вариант 1

    1. Вычисли:

    10 + 3 = 40 + 5 = 17 – 10 = 54 – 3 =

    12 + 6 = 23 + 4 = 38 – 8 = 26 – 12 =

    2.

    18 = ……. + …… 57 = ……. + ……

    3. На одной яблоне было 60 плодов, а на другой на 20 меньше. Сколько плодов было на второй яблоне?

    4. Поставь знак или

    9 … 21 10 … 0 25 … 28 47 … 43

    5. Измерь отрезки и найди длину ломаной.

    Вариант 2

    1. Вычисли:

    10 + 7 = 60 + 8 = 19 – 10 = 75 – 4 =

    13 + 5 = 42 + 7 = 47 – 7 = 36 – 14 =

    2. Запиши числа в виде суммы десятков и единиц:

    17 = ……. + …… 32 = ……. + ……

    3. На сливе было 58 плодов. Сняли 14 спелых слив. Сколько слив осталось на дереве?

    4. Поставь знак или

    17 … 70 0 … 11 32 … 20 34 … 41

    5. Измерь стороны треугольника и найди его периметр.

    Критерии определения уровня обученности и развития обучающихся

    Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений».

    Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития обучающихся, зелёным и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.

    При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.

    Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.

    Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.

    умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).

    Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.

    Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубые ошибки.

    Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.

    Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.

    Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, несоответствующие указанным требованиям.