Привет, на связи снова Павел Ямб!

А давно мы с вами не обсуждали теорию, не находите? Ну вот, сегодня я исправляюсь и предлагаю вашему вниманию очень полезную статью, как писать тезисы. Я не буду забираться в научные дебри, а расскажу вам об этом исключительно в практическом приложении. Я с ними сталкивался и в универе, и на научных конференциях, ну и, конечно же, в процессе работы над сайтами.

Что это такое

Прежде всего хочу предупредить: если вы думаете, что тезисы – это краткий пересказ по пунктам какого-то более глобального текста, то вы правы. Однако правы также и те, кто думают, что это самостоятельная статья, только в миниатюре.

Слово «тезис» используется в нескольких значениях. Чаще всего мы слышим о нем применимо к научной деятельности.

В научном мире тезисы докладов, представленных на конференции, часто издают в информационном бюллетене и их ценность для представителей науки достаточно велика: такая публикация засчитывается при соискании более высокого научного звания.

Однако это не единственная сфера, пользующаяся тезисами. Если говорить о тезисах в качестве интернет-продукта, то они призваны рассказать вкратце о главной тематике сайта, блога или его раздела. Кроме того, в контент-бизнесе очень часто заказчики предлагают не план, а короткие утверждения, которые должен раскрыть копирайтер. Так что видите – под этим коротким словом может скрываться много чего интересного.

Основные требования

К тезисам, как и к любому другому профессионально написанному тексту, есть единые требования. Несмотря на то, что некоторые пункты роднят их с сочинением, не следует забывать: прежде всего это не литературное, а научное произведение со всеми вытекающими.

Умение правильно писать тезисы в идеале мы должны получать еще в школе. Однако далеко не все в этом возрасте способны понять, что это нужно не учительнице и маме с папой, а прежде всего нам самим. Потому – вспоминаем:


Когда нужно не написать, а раскрыть

А теперь вернемся к копирайтерским делам. Например, мы получили заказ, в котором заказчик уже сформулировал, о чем должна быть написанная статья. Тезисы будут примерно такими:

  • Что это за продукт?
  • Кто его производит?
  • Какие его особенности и качества?
  • Чем он отличается от других?
  • В чем его преимущества?
  • Для чего (или кого) подходит больше всего?

Так как мы берем общую схему, то ограничиваемся вопросами. Если же заказ делает компания-производитель, то некоторые ответы в общих чертах они предоставляют копирайтеру, задача которого – умело расписать и раскрыть особенности продукта, бренда или услуги.

Если вдруг вы получили заказ, но не очень хорошо знаете продукт, то можно задать эти вопросы в качестве уточняющих. Редкий заказчик откажется отвечать тому, кто выполняет его же задание. Ну, или если с заказчиком работа не сложилась, то можно найти ответы на вопросы самостоятельно.

Опора для построения текста

И напоследок обсудим, что такое тезисы, которые являются исключительно опорным материалом – для доклада, раздела, сайта.

Главная задача таких тезисов – сформулировать короткие, емкие утверждения, которые впоследствии можно развить дальше.

Чтобы было понятно, я подберу опорные тезисы прямо к этой статье.

  • Тезисы бывают разные.
  • Они широко используются в научной сфере.
  • Такие тезисы представляют собой короткий анализ научного труда с примерами.
  • Они могут быть на готовый материал или наоборот: материал составляется, согласно тезисам.
  • Есть вопросы, подходящие для тезисного плана продающей статьи.
  • Опорный тезис это основная мысль, которую можно развить дальше.

С такой шпаргалкой я могу представлять эту статью на любой конференции копирайтеров: теперь я не забуду, о чем хочу сказать.

А с какими тезисами приходилось иметь дело вам? И зацените этот репчик в тачке.

ПРОБЛЕМА И ТЕЗИС ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Проблемой высказывания называется реальная трудность, противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых обращается ритор. Задача ритора состоит в том, чтобы усмотреть существующую проблему, выделить ее, оценить ее значение, но ни в коем случае не создавать проблему там, где ее нет.

Проблема бывает не обязательно практической - большая часть проблем, к которым обращается ритор, являются духовно-нравственными, познавательными, эстетическими или проблемами взаимопонимания. Более того, любая, даже самая практическая житейская проблема, обязательно содержит в себе духовно-нравственный смысл, найти и понять который необходимо.

Проблема является реальным объектом риторического высказывания. Существенной особенностью проблемы как объекта речи является ее принципиальная разрешимость силами или, по крайней мере, участием аудитории, к которой обращается ритор. Поэтому главная задача ритора состоит в том, чтобы сформулировать проблему, раскрыть ее значение, предложить и обосновать путь ее решения, побудить аудиторию к действию.

Статус проблемы

Статус представляет собой вопрос, исходя из которого ритор строит тему и развивает аргументацию.

Если проблема заключается в самом факте и решается вопрос, что именно произошло, то мы имеем дело со статусом установления (status coniecturalis) - обсуждаем, устанавливаем и излагаем конкретный, протокольный факт.

Если факты установлены, но спорным остается вопрос о том, что они собой представляют, к какой области реальности относятся, мы имеем дело со статусом определения (status finitionis) - обсуждаем, к какой области относится установленный факт, или под какую норму он подходит, то есть даем ему определение.

Если установлены факты и определено, что они собой представляют, но спорной является квалификация поступка (неясно, какое конкретно решение по делу следует принять), то мы имеем дело со статусом оценки (status qualitatis) - обсуждаем, как применить установленную закономерность, норму или правило в данной конкретной ситуации.

Если проблемы обсуждаются непоследовательно и мысль перескакивает к новому вопросу, не разрешив поставленные прежде, то окончательное решение, если даже оно будет принято, окажется поверхностным и несовершенным. Известно, к чему может привести обсуждение вины человека, если предварительно не установлено, совершил ли он поступок, который ему приписывают.

Правило статусов (последовательности решения) относится к любой проблеме: о том, что в воспитании самое трудное дело - направление свободы воли, можно говорить только в том случае, если не нужно доказывать, что свобода воли существует и что молодых людей нужно воспитывать. Если же аудитория сомневается в этом, то очевидно, что обсуждение темы придется начать с вопросов о необходимости воспитания (статус определения) или о наличии у человека свободы воли (статус установления).

Предмет высказывания

Предмет - мысленное содержание речи, суждение о котором может быть истинным или ложным.
Предмет высказывания является той точкой зрения, той стороной, проблемы, которую ритор избирает для полного и обоснованного ее раскрытия и решения. Одной и той же проблеме могут соответствовать различные предметы речи. Если проблема заключается в отношении учеников к учению и к учителям, то ритор может говорить о "направлении свободы человеческой", но может избрать и иной предмет, например, значение образования, высокую квалификацию преподавателей и т.д.

Для определения предмета высказывания следует учитывать следующие обстоятельства.

Проблема может иметь множество аспектов, например, социальный, политический, профессиональный, организационный и пр. Архиепископ Амвросий (Ключарев) избирает предметом речи перед учащимися Харьковской семинарии духовно-нравственный аспект проблемы образования и поэтому говорит о воспитании.

Предмет речи определяется исходя из особенностей аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и интересны. В то время интеллигенция, и особенно молодежь, много рассуждала о свободе, причем свобода понималась, в основном, в примитивном социально-политическом смысле. Архиепископ Амвросий, учитывая особенности аудитории, придает понятию свободы иной - богословский и духовно-нравственный - смысл.

Предмет речи должен быть значимым и актуальным.

Тезис высказывания

Тезисом называется главная мысль высказывания, представляющая собой суждение и выраженная полным завершенным предложением: "В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой".

Всякая разумная, грамотная, целесообразная речь, независимо от ее объема, содержания, формы, будь то ораторское выступление, историческое сочинение, научный трактат, художественное произведение, содержит один и только один тезис, из которого развертывается все ее содержание. В свою очередь, тезис представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного предложения, и потому имеющую в качестве предмета речи одно понятие или образ.

Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть отношение тезиса к смысловым частям текста на материале упомянутой речи высокопреосвященного Амвросия.

В предложениях, которые вводят смысловые части текста, содержится обозначение предмета речи и его характеристика применительно к каждому новому повороту темы (выделено курсивом). Повороты темы отражают последовательность действий, из которых каждое последующее основано на предыдущем: направление, развитие, внимание, тщательное определение, утверждение, подкрепление. Далее содержание текста развертывается из понятия идеала, связанного с необходимостью подкрепления воли.

"В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой".

"… какие же условия находятся в ваших собственных руках для правильного развития вашей свободы, от которого зависит ваше будущее, - на Земле и в Вечности?"

"Во-первых, требуется с вашей стороны должное внимание и уважение к самой свободе вашей как неоценимому дару Божию, которым на Земле обладает один человек и которым нельзя злоупотреблять безнаказанно".

"Итак, второе условие правильного направления нашей свободы есть тщательное определение - согласно ли принимаемое нами решение с волею Божией".

"Но кроме познания воли Божией о нас, для утверждения нашей свободы непременно требуется исполнение Заповедей Божиих как уроков и упражнений для нашей воли".

"Наконец, ищите подкрепления воли и свободы вашей в выяснении для себя и постоянном сознании идеала как истинного человека вообще, так и истинно полезного деятеля на том поприще жизни, какое для себя избираете".

"Мы верим, что в вашем сознании постепенно выясняется и в вас воплощается идеал не только истинно хорошего человека, но и доброго служителя Церкви, к чему вы предназначаетесь".

Эти шесть ходов мысли полностью раскрывают, то есть исчерпывают тему речи: ритор говорит все необходимое и не говорит ничего лишнего.

Требования к тезису

Тезис представляет собой по возможности простое, завершенное, полное, двусоставное предложение.

Тезис должен быть кратким и легко воспроизводимым. Поэтому предложение, содержащее тезис, распространяется умеренно.

Тезис должна быть понятным как аудитории, так и самому ритору. Поэтому при формулировке тезиса следует избегать необычных слов, специальных терминов или слов с неопределенным значением.

Тезис должен быть приемлемым для аудитории. Поэтому при его формулировке следует избегать резких, оскорбительных и нелитературных слов и оборотов.

Тезис должен быть интересным и актуальным. Поэтому ритор, формулируя тезис, стремится привлечь к нему внимание и интерес аудитории.

Формулировка тезиса должна быть проблемной. Очевидные и бесспорные суждения тривиальны.

Тезис следует формулировать таким образом, чтобы он мог быть раскрыт исчерпывающим образом.
Тезис должен быть обильным - содержать такие ключевые слова, которые позволяют полностью раскрыть и обосновать мысль, положенную в ее основу.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 2 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

ПАМЯТКА

«Как написать ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИ»

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Сочинение состоит из трех основных частей:

I . Вступление (лирическое отступление по заданной теме).

II . Основная часть:

Тезис (собственное мнение по предлагаемой теме).

Аргумент (подтверждение литературным примером).

III . Заключение.

Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!

ВСТУПЛЕНИЕ

Итак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

Элементы вступления

(перечисленные ниже элементы вступления располагаются последовательно друг за другом)

Примеры

Ключевые слова темы

Родители и дети …

Общие рассуждения о предмете речи

Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.

Вопрос(-ы) (задаем главный вопрос темы, на который отвечаем в основной части).

Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть состоит из одного или нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара «тезис+аргумент» выделяется в отдельный абзац.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ТРАДИЦИОННАЯ

Тезис - это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.

КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).

При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:
связь тезиса и темы,
особенности формулировки самого тезиса.

ТЕМА И ТЕЗИС
Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.
Тема-вопрос
Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время.

Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки.

Взрослеть человеку помогает забота о близких людях.

Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
Тема Тезисы
«Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский)

(Во вступительной части задаем вопросы: почему "война" - это самое печальное слово, почему это святое слово?) «Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе.

«Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм.

Тема - номинативное предложение (ключевые слова)
Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

«Гармония природы и несовершенство человека».
(Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны? Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.

СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА

Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.
Прямое выражение главной мысли:
Все люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков.

Формулировка тезиса оригинальная
Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.
Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).
Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.
Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.

Пример из жизни
Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.
Вопросно-ответный ход
Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей.
Аналогия (сравнение с миром природы)
На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.
Примечание. Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.

АРГУМЕНТ

КОЛИЧЕСТВО АРГУМЕНТОВ
Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
1) обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – "произведение");
2) его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: "герой пошёл туда-то, сделал то-то"? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
3) промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Обращение к произведению
Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».

Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)
Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Писатель говорит о новом указании - уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Автор заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.

Промежуточный вывод в конце аргумента
Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

МОЖНО ЛИ ПРИВОДИТЬ АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?
Да, да и еще раз да!!! 31.08.2015 в программе «Мнение» ( ) принимали участие министр образования и науки Д. Ливанов, председатель совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Солженицына. Они согласились с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.

СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ)

Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой.

Варианты связки

Примеры

Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли.

Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы?

Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как писать заключение?

Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:
Вывод . Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
Призыв .
Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
Выражение надежды .
Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», - не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения
Вывод
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

Зарисовка, которая возвращает к вступлению.
Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

Цитата
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света».

КАК ДОБИТЬСЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ

ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ, если содержит рассказ о неком случае из жизни, который навел на размышления о данной проблеме.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯ, если вы

Привели пример из жизни;

Или использовали вопросно-ответный ход;

Или провели аналогию (сравнение с миром природы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ, если оно п редставляет собой некую зарисовку, которая возвращает к вступлению или содержит цитату обобщающего характера.

Спорные вопросы решаются путем обозначения утверждения, которое нужно доказать или опровергнуть. Грамотно сформулированный позволяет уяснить, что именно требуется доказать и подобрать обоснованные аргументы.

Инструкция

Перед тем как высказывать тезис , определите для себя цель вашего доказательства. Зачем вам потребовалось убедить людей истине того или иного высказывания? Вы должны представлять аудиторию, перед которой вы будете выступать. Чем больше вы о ней знаете, тем легче будет сформулировать тезис и приводить аргументы. Узнайте, чем интересуется ваша аудитория, каковы ее потребности. На основе этой информации составьте ключевые слова.

Тезис должен быть ясным и четким. Чтобы вас правильно поняли, взвешивайте каждое слово. Старайтесь избегать слов с заведомо расплывчатым значением, например, справедливость, молодежь, сердечные дела. Конкретизируйте обобщенные слова и словосочетания (неблагоприятная обстановка, местные жители). Не выбирайте в качестве тезис а вполне очевидные факты или аксиомы. К примеру, нет смысла доказывать то, что Волга впадает в Каспийское море, и т.д. В качестве тезис а используйте утвердительное или отрицательное предложение.

После того как тезис сформулирован, озвучен и уяснен аудиторией, вы должны привести аргументы в пользу или против него. Сохраняйте тезис дословно в той форме, в которой он был заявлен. Не отступайте от темы, иначе может произойти потеря тезис а. Казалось бы, забыть о собственном утверждении невозможно, однако, в процессе рассуждения в сознании возникает ассоциативный ряд. Одна мысль цепляется за другую, и часто человек забывает о том, с чего начал.

Избегайте подмены тезис а. Иначе вы не только не убедите аудиторию, но и заблудитесь в собственных аргументах. Внесение изменений в первоначальное утверждение допускается только тогда, когда они были прояснены и уточнены в ходе конструктивной беседы с оппонентом. Каждое изменение должно быть зафиксировано и оговорено обеими сторонами.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Чтобы написать сочинение-рассуждение, необходимо очень хорошо разбираться в теме, на которую вы собираетесь писать. В такой работе на первый план выходят умение выделять главные тезисы и составлять на их основе целостную картину своего рассказа. …

Сочинение как эффективное упражнение по развитию речи учащихся широко применяется в школах и других учебных заведениях. Основные виды сочинений по типу речи – описание, повествование и рассуждение. Наиболее универсальным является…

Составлять план текста можно по-разному. Тезисный план дает максимально полное понятие о материалах текста, при этом он очень короткий и сжатый, составлять его нетрудно. Вам понадобитсяТекст, блокнот, ручка.Инструкция 1Разбейте текст на абзацы. В…

Эссе – это жанр сочинения, в котором автор размышляет о когда-то услышанном, прочитанном или пережитом. В содержании оценивается в первую очередь личность автора – его чувства, мировоззрение и мысли. Написание эссе является обязательным требованием…

Термин «тезис» произошел от греческого слова, буквально означающего «положение», «постановление закона». Тезисом называется философское, научное или богословское утверждение, положение, а также часть музыкального…

Тип речи – это способ изложения, выбранный автором и ориентированный на выполнение какой-либо задачи, например, описать действительность или динамически рассказать о ней. В соответствии с этими задачами нашу речь можно разделить на описание,…

Опровержение – это логическая операция установления необоснованности, недоказанности или ложности выдвинутого ранее тезиса. Чтобы написать опровержение правильно, необходимо ознакомиться с элементарными законами формальной логики. Инструкция …

Тезис - это утверждение, которое, согласно теории философии, следует аргументировать. А именно - предоставить собеседнику (оппоненту) один или несколько аргументов (утверждений), которые будут подтверждать либо опровергать тезис. Инструкция …

Без аргументов любое ваше высказывание может не произвести впечатления на аудиторию и не запомниться ей. Грамотно аргументированное положение позволяет добиться лучшего результата в любой сфере общественной жизни. Подбору аргументов следует уделить…

Сочинение на лингвистическую тему довольно частое задание в 7-9 классах средней школы. Его основное назначение научить школьников создавать тексты-рассуждения, усовершенствовать их грамотность письма и закрепить умение пользоваться орфограммами. Для…

Многие школьники и студенты испытывают большие трудности с написанием сочинений по английскому языку. Как изложить свои мысли логичным и грамотным образом? Как раскрыть тему? В действительности, в подобной задаче нет ничего сложного. …

Рассуждение – это такой тип текста, в котором раскрываются причинно-следственные связи, объясняются явления и доказываются теории. Однако недостаточно будет сумбурно выразить поток мыслей или настаивать на своей точке зрения. Чтобы получилось…

Основные тезисы по 5 направлениям итогового сочинения 2018-2019 учебного года.

  • Тезис может быть всего один.
  • Не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов, поэтому можно сформулировать два тезиса и более.
  • Некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов.

При формулировке тезиса нужно учесть:

  • связь тезиса и темы,
  • особенности формулировки самого тезиса.

Тезисы к направлению «Отцы и дети»:

  1. Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений.
  2. Советы родителей очень много значат для детей.
  3. По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах.
  4. Не заботиться о своих родителях – значит предать их.
  5. Не всегда родители несут добро своим детям.
  6. Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы.
  7. Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке.
  8. Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.

Тезисы к направлению «Мечта и реальность»:

  1. Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
  2. Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
  3. Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
  4. Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
  5. Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
  6. Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.

Изучай дополнительные материалы:

Тезисы к направлению «Месть и великодушие»:

  1. Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
  2. Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
  3. Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
  4. Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
  5. Месть как чувство и действие.
  6. Кровная месть как социально-историческое явление.

Изучай дополнительные материалы:

Тезисы к направлению «Доброта и жестокость»

  1. Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
  2. Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
  3. Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
  4. Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
  5. Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
  6. Истинная и ложная доброта.
  7. Доброта и жестокость на войне.
  8. Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

Изучай дополнительные материалы:

Тезисы к направлению «Искусство и ремесло»:

  1. Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого.
  2. Сила искусства способна перевернуть жизнь человека.
  3. Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека.
  4. В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил.
  5. Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами.
  6. К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации.