31.10.1956

В 1940 году стране остро требовались рабочие. Экономика развивалась экстенсивно, в воздухе пахло войной, так что количество людей у станка нужно было быстро увеличивать в разы.

Задача решалась комплексом действий: с одной стороны, массово создавались ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения, с другой - с 1 сентября 1940 года обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах, педучилищах и других специальных средних заведениях, а также вузах стало платным.

Например, учёба в старших классах школы обходилась в 150 рублей в год (в Москве, Ленинграде и столичных городах союзных республик - 200 рублей в год). Для справки: средний размер ежемесячной заработной платы в 1940 году составил 331 руб., в 1945 году - 434 руб. (Источник: http://istmat.info ). Тем не менее, нововведение лишило многих граждан возможности продолжать образование по окончании 7 класса. Сельские труженики в те времена вообще работали за трудодни и не получали зарплаты, так что их дети учиться в старших классах гарантированно не могли.

Примерно в это же время появился Указ «О государственных трудовых резервах СССР». СНК отныне получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Получив необходимые навыки, выпускники получали направления на предприятия, где обязаны были проработать 4 года.

Платное обучение было отменено Постановлением Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР» лишь в 1956 году - "в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования". За это время количество выпускников 8-10 классов средних школ, средних специальных учебных заведений и вузов в СССР сократилось практически вдвое.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВС СССР ОТ 02.10.1940 О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВАХ СССР

Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.

В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.

В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.

В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения.

2. Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи - организовать в городах Ремесленные Училища с двухгодичным сроком обучения.

3. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта - помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий - организовать Железнодорожные Училища с двухгодичным сроком обучения.

4. Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горно - рудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы Фабрично - Заводского Обучения с шестимесячным сроком обучения.

5. Установить, что обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.

6. Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.

7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 - 17 лет для обучения в школах Фабрично - Заводского Обучения.

8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.

9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского Обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

10. Установить, что все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях, по указанию Главного Управления Трудовых Резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.

11. Установить, что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно - Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно "статье 10" настоящего Указа.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН

Когда заходит разговор об увеличении объема платных образовательных услуг в России, старшее поколение часто вспоминает Советский союз, где «все было бесплатно». Переубедить их невозможно, а сам намёк на то, что в СССР приходилось платить за обучение, вызывает . «Мел» рассказывает, действительно ли приходилось тратиться на образование родителям школьников во времена Ленина, Сталина и Хрущева.

Неформальная плата

Школа должна быть светской, единой и бесплатной: так в октябре 1918 года в своем декрете большевики сформулировали базовые характеристики системы начального и среднего образования новой республики. Система действительно стала светской - уроки закона Божьего не без препятствий были отменены. Стала и единой - гимназии и разделенные училища упразднили, из начальной школы ученики стали переходить в среднюю. А вот для полной отмены платы за обучение потребовалось почти 40 лет.

В первые годы советской власти школьное образование столкнулось с большими трудностями: это и обнищание материальной базы, и разброд в учебных программах, и ухудшение социального положения учителей.

Система не была централизована: множество решений принимались местными властями, попечительскими и родительскими советами. Это касалось и платы за обучение. Финансировались школы не только Наркоматом просвещения и региональными бюджетами и организациями, но и напрямую родителями школьников. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) в 1921 году разъяснял: «Введение платности означает, что Государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей». Получалось, что платы были необязательны - в виде самообложения, но без них школы просто не смогли бы работать.

Кроме денежного образовательного «налога» собирался и натуральный «налог» в виде продуктов

Зависело это от региона и тех, кто занимался курированием школы. Сколько нужно отдать на нужды образования, решали на местах, поэтому особой ретивости избежать не удавалось. Партийным и правительственным органам приходилось уточнять, что плата добровольная, из-за ее отсутствия выгонять из школ учеников нельзя, так как это обесценивает «завоевания Октября». В 1924 году был выпущен декрет , освобождавший от платы за среднее образование рабочих и служащих, чья зарплата меньше 50 рублей: за неимущих приходилось платить обеспеченным. В некоторых школах существовали комитеты содействия, которые определяли, на что потратить собранные средства. При благоприятной ситуации они могли даже предоставить бедным ученикам бесплатные учебники и питание. В то же время, в учебных заведениях при фабриках и заводах взимать плату запрещалось.

Меры по сборам назывались «временными» - пока государство и учреждения просвещения не окрепнут - но продлились долго. В 1930-х в среднем и начальном образовании была проведена реформа, призванная унифицировать систему образования. Ввели четкие перечни предметов и программ, подняли зарплату преподавателям, но необязательную финансовую помощь школе напрямую от родителей не отменили .

Всё ради заводов

В 1940 году уже официально было введено платное образование в масштабе всего Советского союза. По постановлению Совнаркома от 2 октября, бесплатное обучение отменялось в последних трех классах школы и в специальных учреждениях среднего образования. Полное среднее образование засчитывалось по окончании 10 классов, а среднее - по окончании семи. Платить должны были все, исключений в постановлении не было. Впрочем, вскоре они были определены: от платы освобождались дети пенсионеров-инвалидов с единственным источником дохода и детдомовцы. Чуть позже появилась возможность избежать платы и детям учителей. Другие льготы касались высшего образования, которое тоже становилось не бесплатным: отмена постановления для военных факультетов, авиационных учебных заведений, а также национальных студий в художественных вузах (хотя в них плата должна была быть самой большой).

Цена обучения в выпускных классах школы на первый взгляд была не столь высока: в столицах союзных республик, Москве и Ленинграде - 200 рублей за год, в других городах и селах - 150. По статистике, в 1940 году средняя зарплата у рабочих и по всему народному хозяйству равнялась 340 рублей. В сельском хозяйстве она была значительно ниже - 229 рублей, но зависела от трудодней и натуральных выплат, что практически ограничивало в возможности платить за обучение.

«Мои родители работали в колхозе на трудодни и сразу в сентябре заплатить не могли, иначе надо было что-то продать из хозяйства, - вспоминала белоруска Нина Тикач. - И классный руководитель на каждом уроке поднимал меня и спрашивал, когда принесу деньги. Но все же из школы не исключили».

В других сферах плата тоже серьезно ударяла по кошелькам. В преамбуле указа было сказано о «возросшем уровне материального благосостояния трудящихся». Но, например, по официальным данным , потребление продуктов качественно уступало показателям второй половины 1920-х. При сохранении общего уровня покупательной способности выросло материальное неравенство населения. Необходимо учитывать и то, что среднее количество детей у одной женщины в довоенные годыварьировалось от 3,5 до 6,8. Конечно, не все они доживали до старшей школы и желали в ней учиться, но факт в том, что в одной семье могло быть больше одного ребенка-старшеклассника. Если в вузах плату могла покрыть стипендия, которую стали начислять только тем, кто хорошо учился, то в школах расходы полностью ложились на родительские плечи.

Как сказалось нововведение на динамику численности учащихся в старшей школе, сказать сложно, поскольку в следующем году началась Великая Отечественная война. Она естественным образом увеличила число льготников - детей военнослужащих, инвалидов и погибших.

Постановление о введении платы за обучение не могло не потревожить население страны. Во-первых, оно появилось в октябре, вводя плату задним числом за уже начавшийся учебный год. На то, чтобы внести сумму за первое полугодие отводилось меньше месяца - до 1 ноября. Далеко не каждый мог срочно выделить средства, а о кредите или отложенных платежах в постановлении не говорилось ни слова.

Александр Гладков ,
житель Москвы, драматург

«Указы о введении платы за обучение очень волнуют молодежь. Говорят, что процент покидающих вузы и школы велик. В среде молодежи только и разговоры об этом и о стипендиях».

Во-вторых, оно было опубликовано в один день с указом «о государственных трудовых резервах СССР», по которому альтернативой платного обучения для молодежи могло стать рабочее образование. Колхозы и городские советы обязывались мобилизовать в ремесленные, железнодорожные и фабричные училища определенное количество молодых людей в возрасте 14-17 лет. Выпускники таких учебных заведений должны были проработать как минимум четыре года подряд на государственных предприятиях. Не скрывалось, что это делается для «притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы». Учеба в училищах в 1940 году начиналась 1 декабря: таким образом, незаплатившие школьники запросто могли начать трудовую карьеру в том же году. Кроме того, годом ранее был понижен призывной возраст, поэтому многие бедные студенты вполне могли теперь отправиться в армию.

Учащиеся вузов в буквальном смысле начали бунтовать, а преподаватели опасаться сокращения зарплаты

Вот какое письмо о ситуации в Минске было перехвачено сотрудниками НКВД в октябре 1940 года: «Целые бунты. Лекции не слушают, идут наперекор ассистентам, шумят, кричат. На общей лекции пишут такие записки, прямо ужасно. Например: „Как Вас теперь назвать - товарищ профессор, или господин профессор, ведь мы идем к старому?“». Официальные же митинги были посвящены горячему одобрению не ввода платы за обучение, а объявлению о мобилизации в рабочие училища. Как писала советская пресса, они проходили на предприятиях с радостными приветствиями и лозунгами о готовности принять новые кадры на работу.

Возможно, чтобы избежать настоящих бунтов, вскоре правила были изменены для жителей некоторых южных республик. В 1942–1943 годах вышли постановления, которые не афишировались на союзном уровне: отменить плату для представителей коренных народов в Киргизской, Таджикской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской и Туркменской республиках. Им были предоставлены значительные квоты для получения высшего образования. Хотя это и противоречило Конституции, по которой запрещалась дискриминация по этническому признаку.

Полностью бесплатно

Платное школьное образование пережило самого Сталина. Отменили его в 1956 году вместе с введением государственных пенсий по старости. Причем двумя годами ранее вопрос поднимала прокуратура, усмотревшая нарушение закона в неравном праве на компенсацию затрат на обучение в разных республиках. В последующие годы появлялись попытки сэкономить бюджетные деньги за счет учащихся. Например, сокращение обслуживающего персонала вроде уборщиц - порядок в зданиях школ наводили сами ученики. Или же школьников отправляли на кратковременную работу в колхозы и на заводы. Но школа отныне считалась бесплатной, то есть существующей на деньги государства.

И всё же ради больших знаний приходилось задействовать личные связи, пробиваться собственным умом на олимпиадах или платить. Например, музыкальные и художественные школы для детей в основном оставались платными.

В разных концах страны условия для школ в использовании инфраструктуры и материальном обеспечении были различными. Неформальные сборы с родителей могли решить мелкие хозяйственные проблемы и дополнительно поощрить работу учителей. Нельзя забывать и о тратах на форму, питание и канцтовары. Непременный школьный атрибут - учебники - тоже необходимо было покупать. Государственное решение вопроса о них датируется 1978 годом, когда вступило в силу постановление правительства о переходе на бесплатное пользование учебниками. Получали литературу в школьных библиотеках и через них же передавали по «наследству» - срок годности был определен в четыре года. В случае потери или серьезной порчи книг школьников ждали санкции - им угрожали неаттестацией.

К распаду Советского союза система среднего образования сохранилась в своем бесплатном виде.

№27 от 26 октября 1940 года Постановление №638. (стр. 236-2374 237-238). стр. 236-237 «Об установление платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий.» Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет: 1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение. 2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год. Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. 1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, – 400 рублей в год; б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, – 300 рублей в год… Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860. Средняя зарплата в то время равнялась 350 рублям. Казалось бы, довольно неожиданно. С чего бы вдруг такое решение, которое должно было бы вызвать большое недовольство у населения. Надо смотреть чуть издалека. Важно, что количество учеников начальной школы с дореволюционных времен не сильно выросло. Ибо еще при Николае II было введено бесплатное начальное образование. А вот нагрузка на среднюю и старшую школы возросла. Поголовное начальное образование удалось наладить к концу двадцатых. Поголовное среднее - к середине тридцатых. Из чего, как легко догадаться, следует: подготовительное к высшим учебным заведениям образование (те самые три старших класса) в 1940-м было только ещё на стадии становления. Его никак нельзя счесть давно существующим, которое неожиданно вдруг сделали платным. Собственно, тридцатые были периодом становления школы, причём, весьма быстрого становления. И введение платы за обучение в старших классах, по сути, было причиной того, что только что введённое социальное благо банально не смогли с наскока осилить. Ведь, надо помнить, в конце тридцатых стало вполне очевидно: будет война. Страна усиленно занялась подготовкой к ней, поэтому планы по скорейшему введению ещё и высшего бесплатного образования пришлось отложить. Еще надо отметить, что в 1943-м году было принято постановление №213 о том, что бесплатное обучение частично вводится в СССР для представителей национальных окраин в 1943 году (в Казахской ССР, Узбекской ССР, Туркменской ССР). В 1958 году при Хрущеве плата за среднее образование формально была отменена. На деле же она просто была ловко завуалирована. Согласно новому закону «Об укреплении связи школы с жизнью», учащимся старших классов вменялось в обязанность еженедельно 2 дня проводить не за партой, а работать на предприятиях, овощных базах или на колхозном хозяйстве. Разумеется, плату за свою работу школьники не получали. Все заработанные деньги поступали в государственную казну. Для поступления же в институт стало необходимым условием наличие трудового стажа не менее 2 лет. Позже, при Брежневе, «хрущевская школьная реформа» была отменена, аж в 1966-м. Перепись населения СССР, проведённая в 1959 году, продемонстрировала, что неграмотность среди населения страны была практически полностью искоренена. То есть, в чем тут логика: в самый сложный для страны период расставлялись приоритеты таким образом, чтобы появлялось как можно больше квалифицированных рабочих (ФЗУ были бесплатны). Наверное не от кровожадности, а в силу государственных нужд.

Этой статьёй открываю ещё один цикл. Фраза "при Сталине такого не было" давно стала крылатой. Она применяется как к положительным, так и к отрицательным явлениям. Действительно, многое из того, что сейчас кажется обыденным, на первый взгляд неприменимо к тем временам. И наоборот. Так ли это?



Теоретики социализма считали злом товарно-денежные отношения. Небеспочвенно. Но, к сожалению, альтернативы в глобальном масштабе нет до сих пор. Что и подтвердили эксперименты социалистов-практиков в начале 1920-х. В то время попытки исключить из оборота обесценившуюся денежную массу и перейти к системе безвозмездного распределения продуктов, услуг, материального имущества чуть было не привели к второму витку гражданской войны. И деньги вернулись во все сферы общественной жизни. Вплоть до 1960-х в СССР население самостоятельно оплачивало огромное число услуг, признанных потом общедоступными. Медицина, образование, соцкультбыт были на частичной самоокупаемости. Сегодня поговорим о довоенном образовании.

После революции система образования была признана важнейшей отраслью. Были запрещены частные школы, введен принцип бесплатности образования. Однако, уже в 1923 г. был издан декрет, позволяющий регулировать вопрос оплаты на местах - в городах и ПГТ. Предусматривались категории "бесплатников", их численность в школах не должна была быть меньше 25%. Запрещалось взимать плату в дошкольных учреждениях и учреждениях низшего профобразования. Определялся специальный порядок платного обучения в вузах. В 1927 г. частичная оплата обучения была продлена, расширен список таких заведений. В то время вопрос в каждом случае решался индивидуально, были и полностью бесплатные, и сильно коммерционализированные учреждения. Не было и единых тарифов. Оплата расчитывалась исходя из доходов семьи. Для бедняков она составляла 1% от заработка в школах и детсадах, 1,5% в техникумах, 3% в вузах. С обеспеченных брали 3%, 4%, 5% от заработка соответственно. Ещё сложнее был расчёт для крестьян и кустарей.

В довоенном Белгороде государственные школы были бесплатными. Кроме них было 3 школы и 6 детских садов, состоящих на балансе ЮЖД, в них обучались дети железнодорожников, все расходы оплачивало само ведомство. Однако, платные профессиональные курсы, повышение квалификации, дополнительное образование, обучение музыкальным, художественным искусствам, частные уроки, услуги воспитателей практиковались очень широко.

С 1940 г. ситуация меняется. Принимается постановление правительства о всеобщем платном образовании в старших классах, техникумах и вузах. Обоснование простое: повысилось благосостояние населения, сильно возросли расходы на образование и науку. Действительно, темпы строительства и уровень оснащения учебных заведений во второй половине 1930-х сильно возросли. В это время ежегодно (!) в Белгороде строится и вводится в строй новая школа, расширяется сеть ссузов и ФЗУ, в 1939 открывается учительский институт.

Как отреагировало общество на нововведение? Конечно негативно. В дело вступила пропаганда. Вот так гражданам объясняли преимущества неожиданных расходов:

Стоимость обучения в 8-10 классах в средних школах в Белгороде составляла 150 руб. в год. Столько же платили студенты техникумов, педучилища, профшкол, медицинских школ. Много это или мало? Средняя зарплата по стране тогда была около 300 руб. И хотя разброс в доходах был не таким огромным как сейчас, большинство белгородцев реально получало не более 150-200 руб. Причина - слабая развитость промышленности. Самыми обеспеченными среди добропорядочных граждан были стахановцы, например на железной дороге и заводах тогда могли получать 600 и более руб. Есть примеры заработка белгородскими машинистами в 1939-1940 свыше 1,5 тысяч рублей в месяц. В целом же оплата года школы примерно равнялась месячной зарплате одного из родителей.

Плата за обучение в учительском институте устанавливалась в 300 руб. в год. Согласно постановлению СНК, студенты, в том числе старших курсов, не оплатившие текущий семестр до ноября, автоматически отчислялись. Учащиеся вечерних школ, заочники вузов, средних профессиональных учебных заведений и курсов оплачивали половину обычной стоимости. При этом был довольно значительный список льготников-школьников, обучавшихся бесплатно: сироты, дети инвалидов, малообеспеченных и т.д. Студенты из числа нуждающихся могли претендовать на государственную стипендию, которой оплачивалось профессиональное обучение. Кроме того покрыть расходы на оплату могла и привычная стипендия, для получения которой нужно было иметь не менее двух третей отличных оценок и трети хороших. В ряде учебных заведений продолжали предоставлять бесплатное общежитие.

Платное образование в СССР было отменено в 1956 г. На фоне дальнейшего увеличения безвозмездных социальных благ последующего периода, описанный подход выглядит странным. Но довоенная страна была наполнена контрастами иногда больше чем сейчас. Об этом в продолжении.

Образование в СССР долгое время считалось одним из самых лучших в мире. Джон Кеннеди говорил, что космическую гонку Америка проиграла русским за школьной партой. Но так ли было на самом деле? Интересно почитать свидетельства Павленко или Чернова о том, как в действительности обстояло дело с советским образованием. Известен и другой случай, который заставляет задуматься. Однажды в присутствии Анны Ахматовой упомянули, что Валентин Катаев «все-таки интеллигент». Поэтесса хмыкнула и сказала, что ему просто повезло — он успел отучиться в дореволюционной гимназии, где знания давали более обширные, чем в СССР.

Советская власть на протяжении всего периода своего существования придавала образованию практически ведущую роль. Было ли это жесткой необходимостью для формирования ВПК или действительно большевики стремились поднять с колен «темную Россию», которая так и осталась бы «с четырьмя классами церковноприходского училища»? Это тема для отдельного обсуждения. В любом случае культурная революция, проводимая еще ранним революционным правительством, ставила перед собой очень широкий комплекс задач.

Особая роль отводилась школе — инструменту коммунистического образования и важному образовательному институту. Ленин говорил, что победу революции может закрепить исключительно школа, а воспитанием будущих поколений будут закреплены все достижения советской власти. Большевики считали, что только массы образованных людей смогут построить социалистическое государство.

Первый этап существования системы советского образования был связан с разрушением всего старого и ликвидацией повальной безграмотности населения. Прежние управленческие структуры упразднялись, частные образовательные учреждения закрывались, преподавание языков древности и религии было под запретом, а для отстранения неблагонадежных учителей от преподавательской деятельности была проведена «чистка». Считалось, что все, оставшееся от царизма, устарело. Поэтому было много отрицательных явлений: из образовательных программ убирали царей, полководцев, русских классиков.

А было ли бесплатное образование?

В СССР было Этот факт очень любят упоминать защитники советской власти, когда недостаточно аргументов. Да, но так было далеко не всегда, а только на памяти этих самых приверженцев Советов — бабушек и дедушек, родившихся уже после завершения войны. На самом деле плата за обучение была отменена только в 1956 году, то есть через три года после смерти вождя народов, а при Сталине платное образование было нормой.

В этом вопросе и противники, и защитники советского образования в одинаковой мере правы. Платное образование в СССР началось с постановления №638 от 26 октября 1940 года. За знания нужно было платить не только в вузах или в специальных учебных учреждениях, но и в старших классах школ. Оплата была отменена постановлением Совета Министров СССР от 1956 года.

Программа Советской России по ликвидации безграмотности населения была принята в 1919 году Министерством Просвещения. Согласно программному документу, все население от 8 до 50 лет было обязано научиться грамоте и чтению на родном или русском языке. К обучению привлекались все грамотные лица на основе трудовой повинности. Мера была вынужденной: по статистике, всего 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин были грамотными. В Средней Азии грамотность составляла соответственно 5 % и 6 %, в Сибири — 12 %.

В школах грамоты учащихся учили писать и считать, понимать шрифты, уметь делать записи, необходимые в повседневной жизни и служебных делах, записывать проценты и целые числа, разбираться в схемах. Кроме того, людям объяснялись основные принципы строительства советского государства. Ликбез, введенный Министерством Просвещения, принес свои результаты: к 1939 году грамотность населения в возрасте от 16 до 50 лет приблизилась к отметке в 90 %.

Изменение содержания и методов обучения

Еще до введения платного образования в СССР новое государство определило пути формирования школы. Советская школа разделялась на две ступени. Длительность обучения на первой составляла 5 лет, на второй — 4 года. Право на образование получили все граждане без учета национальной или половой принадлежности. Во главе угла ставилась безусловность светского обучения. На учебные заведения возлагались дополнительные функции: производственная и воспитательная.

В 1918 году в вузы начали принимать без экзаменов и без необходимости предоставления документа об образовании. При зачислении преимущество имело крестьяне и рабочие, то есть основные социальные группы молодого государства. Устанавливалась возрастная планка для поступления в высшее учебное заведение устанавливалась — 16 лет. Первоочередной задачей была объявлена борьба с неграмотностью.

Во второй половине 20-х увеличивается количество учебных заведений (в том числе количество семилеток в СССР) и учащихся, устанавливается регулярное финансирование образования. Вся система в главных чертах сложилась к 1927 году. Вступительные экзамены в вузах были восстановлены, прием студентов сокращался, но образование сдерживалось нехваткой квалифицированных преподавателей.

В 1930 году постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» затронуло всех детей от 8 лет. С 1930-1931 учебного года обязательно учиться предстояло в течение четырех лет, а для подростков, которые не получили начального образования, устанавливался ускоренный курс (1-2 года). Все школьные программы были переработаны, выпущены новые учебники, восстановлено преподавание истории, вводилось расписание занятий, формой организации процесса обучения стал урок. В школах начало работать новое поколение талантливых педагогов.

Налог на образование и культуру

С 1931 года был введен «культрилсбор», то есть налог на образование и культуру. Это первый шаг к платному образованию в СССР. Крестьяне обязаны были платить ежегодно 20-80 рублей с одного двора. Сельские жители платили и за образование своих детей, колхозники в складчину оплачивали учебники и тетради, ремонт и строительство школ. Для деревни это были очень большие деньги.

«Изменение платности обучения..» в 1940-м

Совет Министров СССР ввел платное образование для учащихся старших классов средних школ и студентов вузов. Было официальное постановление. С 1 сентября 1940 года ученики, обучающиеся в 8, 9, 10 классах школ, или их опекуны должны были вносить оплату за обучение. Для школ Москвы и Ленинграда, столичных городов республик она составляла 200 рублей в год, а во всех остальных населенных пунктах — 150 рублей в год. В вузах обучение стоило 400 рублей в год в Москве, Ленинграде и столицах республик, 300 рублей в год во всех остальных городах.

Насколько большими были эти деньги для советских граждан? Формально при среднем доходе 400-500 рублей в месяц оплата за обучение не была катастрофической. Но если посмотреть на статистику, то реальных доходов было недостаточно, а дополнительно взимались обязательные облигационные займы (20-25 % от зарплаты). Так, обучение в старшей школе обходилось в 4 % годового дохода родителя на одного ребенка, а обучение в вузе — 9 % за год обучения.

Отмена платы за обучение по нац. признаку

Платно образование в СССР не только было неподъемным для большей части советских граждан. Это противоречило Конституции 1936 года. Так что в 1943 году ЦК КПСС был вынужден отменить оплату по национальному признаку. От платы за обучение освобождались:

  • туркмены, узбеки и казахи, проживающие в Туркменской ССР;
  • кабардинцы и балкарцы, обучающиеся в педагогических институтах и проживающие в Кабардинской ССР;
  • казахи, узбеки, татары и уйгуры в Казахской ССР;
  • таджики, киргизы, казахи, евреи, узбеки, каракалпаки, проживающие в Узбекской ССР.

Эра всеобщего бесплатного образования

В 1940 году образование было сделано платным. Всеобщим и действительно бесплатным оно стало только в конце пятидесятых — первой половине шестидесятых. С 1956 года оплата за обучение в СССР была отменена.

«Об укреплении связи школы с жизнью»

При Н. Хрущеве был принят акт «Об укреплении связи школы с жизнью», который фактически заставил платить за школьное образование. Вводилась трудовая повинность для учащихся 9 и 10 классов. Два дня в неделю ученики должны были работать в сельском хозяйстве или на производстве, а результаты их труда шли в оплату обучения. Для поступления в высшее учебное заведение теперь нужен был стаж работы от двух лет. Эта реформа была упразднена сразу же после смещения Никиты Хрущева. Окончательный современный вид образование приняло только при Брежневе, то есть в 1966 году.