«Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими».

Даниель Гоулман

Бизнес без коммуникации не возможен. Именно коммуникация задает ему тон и является залогом успешности.

В усилении коммуникативных способностей много времени уделяют изучению приемов, тактик и стратегий. Но ключевым было, есть и будет не то, ЧТО делать в коммуникации, а КАК. И зачастую не понятно, почему не сработал прием или инструмент. А ответ именно не в содержании, а в форме. Именно об этом и пойдет речь в этой статье.

Эмоциональный интеллект (EQ) прочно укрепился среди основных компетенций не только в матрице компетенций руководителей, но и линейных сотрудников. Сегодня он стал едва ли не главным критерием достижения успеха. Это явление закономерное. Научившись управлять своими эмоциями, мы достигаем больших результатов с наименьшими затратами. А именно к этому стремятся все показатели бизнеса.

Один из моих учителей, известный российский консультант, Давид Шустерман, говорит: «Масштаб организации определяется масштабом личности ее собственника». Эмоциональный интеллект объясняет эту мысль. Чем больше у человека сердце (способное распознавать чужие эмоции), тем большим количеством людей он может руководить.

Бизнес – это общение с людьми. Другими словами, коммуникация в бизнесе – стержень, вокруг которого он и выстраивается. Эмоции – ключ к сердцам людей. Получается, что повышая эмоциональную компетентность сотрудников, мы повышаем эффективность организации в целом.

Что это эмоциональность или…?

Всего 100 лет назад, в 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью широко известного сегодня коэффициента IQ (Intelligence Quotient).

Американские психологи Джон Мейер и Питер Соловей в 1990 году опубликовали свою первую исследовательскую работу, в которой ввели термин «эмоциональный интеллект», давая ему определение и обеспечивая первую научную методику измерения уровня эмоционального интеллекта.

В 1995 году еще один американский психолог Даниель Гоулман произвел настоящий фурор. Он заявил, что коэффициент EQ (Emotional Quotient или Emotional Intelligence) - эмоциональный показатель интеллекта играет более важную роль, чем IQ. Он заявил, что способность правильно воспринимать чужие чувства и контроль над собственными эмоциями характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить.

По исследованиям Гарвадского университета, эксперты пришли к феноменальному выводу: для эффективности управленческой работы EQ имеет решающее значение - ее успех на 85% определяется этим коэффициентом и только на 15% он определяется с помощью IQ.

И действительно, далеко не самые «умные» люди достигают вершин успеха. В то же самое время, некоторые гении влекут жалкое существование. Успех человека напрямую зависит от его эмоционального интеллекта (EQ). Вспомните фильм про маленьких вундеркиндов. Большинство из них не достигли успеха. Их голова была переполнена знаниями, но они не умели общаться, и потому не достигли успеха.

EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоционально темпераментный человек вполне может обладать низким EQ. Это связано с его неумением осознавать свои эмоции и управлять ими. В то же время, человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

Что же принципиально новое содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает, как осознавание и чувствование своих эмоций («эмоциональный»), так рациональный анализ эмоций и принятие решения на основе этого анализа («интеллект»). По мнению исследователей Р. Дэвидсона и У Ирвина, мозг не проводит четкого различия между мыслью и эмоцией. Получается что IQ и EQ, на самом деле, взаимосвязаны, переплетены и тесно взаимодействуют. И от успеха этого взаимодействия напрямую зависит успех человека.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто может в критический момент взять себя в руки и не идти на поводу уныния, гнева или раздражения.

Итак, EQ — это способность воспринимать чужие и собственные эмоции как ценные сигналы, управлять эмоциональными потоками и собственной мотивацией с целью повышения индивидуальной эффективности и эффективности организации. Получается, что EQ – это возможность управлять своим поведением и предвидеть поведение других. А значит, быть высокоэффективным в коммуникации.

Что сейчас?

Подчиненные чаще, чем нам хотелось бы, приходят к руководителю и говорят: «Я не смог… Не получилось… Не знаю, что делать…».

Руководитель реагирует бурно или сдержанно. Подчиненный испытывает чувство вины, демотивирован и не в состоянии сделать перфектно. Подчиненный не получает обратной связи, а значит не развивается. Руководитель говорит, что нужно делать или делает сам, перестает делегировать, не эффективно распределяет свои ресурсы.

И в результате…?

1. Бурная реакция — излишняя эмоциональность руководителя.

  • Руководитель, часто эмоционируя, быстро приходит к профессиональному выгоранию.
  • Подчиненные привыкают манипулировать. Они ловят «удобное» настроение шефа и «протаскивают» нужное решение, пользуясь благодушием, информацию о неудачах в работе либо подают в легких тонах полуправды, либо преподносят тогда, когда ничего сделать уже нет никакой возможности.
  • В коллективе нарастает атмосфера попустительства или жесткого контроля, что не способствует эффективности работы команд в целом.

2. Внешняя невозмутимость – безэмоциональность.

  • Накапливаются негативные эмоции руководителя, что ведет к эмоциональному взрыву и к болезням.
  • Искажается информация из-за блокировки эмоциональной составляющей информации.
  • Упускаются возможности использования эмоций для воодушевления подчиненных.


А значит…

  • Подчиненные приходят с проблемами, а не с решениями.
  • Руководитель тратит время и энергию на решение не своих прямых задач.
  • Ответственность целиком на руководителе.
  • Низкая эффективность.
  • Взаимное недовольство.
  • Демотивация.

… и как следствие?

  • Среднестатистический украинец работает на 16% от среднестатистического американца.
  • 27% сотрудников чувствуют себя настолько плохо, что саботируют работу и обкрадывают работодателей.
  • 60% не заботятся ни о чем, кроме зарплаты.
  • Лишь 13% счастливы и прекрасно справляются со своими обязанностями.

Пример

Давайте представим банальный пример. Итак, к Вам приходит подчиненный и говорит, что не подготовил отчет, данные по которому Вам необходимы на Совете директоров через 3 часа. Можно себе представить, что Вы чувствуете! Какие эмоции Вас переполняют! Даже если Вы внешне не эмоциональны, они все равно «бушуют» внутри, только Вы научились их подавлять. Это не имеет ничего общего с высоким уровнем EQ! Представили?

По стандартной схеме, Вы либо сами будете делать, либо поручите кому-то, вряд ли этому подчиненному. Но то, что Вы потратите много ресурсов (либо проявление эмоций, либо подавление) – это факт. Эмоционально компетентный руководитель сможет в открытую сказать о своих чувствах, при этом держать в фокусе цель.

Где же выход?

Если мы уже обладаем высоким уровнем EQ, то можем использовать метод обратной связи, который применяют в коучинг-подходе, — BOFF.

B ehaviors – Действия

O utcome – Эффект этих действий

F eelings — Чувства

F uture – Будущее

Behaviors

Действия
Отметьте факт/событие и/или поведение.
Не обобщайте (всегда/постоянно/часто), говорите без эмоциональной окраски.
Например: Ты сегодня не подготовил презентацию .

Outcome

Результат/эффект этих действий
Озвучьте естественные последствия, которые произошли и/или возможно произойдут в результате отмеченного события/поведения.
Например: Это может привести к ….

Feelings

Чувства
Опишите свои чувства, эмоции, отношение к происходящему.
Например: Я расстроен, так как не могу вовремя получить данные и т.д.

Future

Будущее ***
Спросите, что сотрудник готов сделать/предпринять для того, чтобы в будущем это событие/поведение не имело места.
Например: Что сделаешь прямо сейчас, чтобы успеть? Что ты будешь делать в будущем, чтобы делать отчет в срок?

*Если договоренности не выполняются необходимо в следующий раз переходить к логическим последствиям:

**Если логические последствия не работают, необходимо переходить к административным последствиям:

Вывод: Не умея управлять эмоциями, мы не сможем применить этот инструмент.

Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют руководителю рассматривать свои эмоции и эмоции своих подчиненных как управленческий ресурс и благодаря этому повышать эффективность своей деятельности.

Из чего состоит модель компетенций EQ?

Можно выделить четыре основные «ингредиента» EQ:

  • Самосознание (self-awareness). Осознавать эмоции.
  • Самоконтроль (self-management). Выбирать эмоции, поддерживать уровень энергии и управлять своим поведением.
  • Эмпатия (empathy). Слушать и понимать людей (связь потребности, эмоции и поведения).
  • Навыки отношений (relationship skills). Эффективно взаимодействовать с людьми.

Самоосознание

Это умение отдавать себе отчет в собственных эмоциях и чувствах и понимать, как они могут повлиять на наше поведение. Осознавание своих эмоций – первый шаг к развитию EQ. Самоосознанность означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей, мотивов и ценностей.

Самоконтроль

Это умение использовать знание своих эмоций для управления своим поведением и поддержания уровня энергии и мотивации на необходимой нам отметке.

Несмотря на то, что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими, а значит, и собой. Саморегуляция является важной составляющей эмоционального интеллекта. Она позволяет человеку не быть «узником своих чувств» и не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.

Эмпатия

Это умение ставить себя на место другого, понимать его потребности, распознавать эмоции и учитывать все это в процессе принятия решения при взаимодействии.

Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии.

Эффективное взаимодействие

Это способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми и достигать результатов посредством живого общения, обсуждения и совместной деятельности. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

Как развивать свой EQ?

Данные научных исследований в США и Европе показывают, что уровень IQ повысить практически невозможно, это явление генетическое, но есть хорошая новость! EQ можно нарабатывать и развивать в течение всей жизни человека!

Распознавание своих эмоций – первый шаг в развитии EQ. Часто мы испытываем трудности, пытаясь описать словами те чувства, которые испытываем. Сегодня в мире чрезмерного анализа и «рацио» мы, либо не научились, либо забыли, как это — выражать свои чувства.

Начнем с себя: учимся распознавать эмоции

Часто на своих тренингах я спрашиваю руководителей: «Что Вы сейчас чувствуете?». Однако, вместо того, чтобы сказать «Я чувствую…» и закончить словосочетание понятием, обозначающим эмоцию, к примеру, «Я чувствую радость», они чаще всего используют конструкцию «Я чувствую себя как…», заканчивая предложение вариантом поведения или предметом. К примеру, «Я чувствую как… не могу сдержаться» (поведение), «Я чувствую себя как… уставшая лошадь» (предмет). Или еще один классический вариант «Я чувствую, что…», заканчивая мыслью. К примеру, «Я чувствую, что… ты не прав» (мысль), «Я чувствую, что… сегодня пойдет дождь» (мысль).

Чувства, выраженные как мысли, предметы или варианты поведения, ограничивают их настоящий смысл, а значит, возможность передачи наших чувств, что делает коммуникацию не эффективной.

Чем четче мы научимся определять каждую свою эмоцию, тем шире будут наши возможности по управлению собственным поведением.

Не существует «правильных» или «неправильных» эмоций. Они такие, какие есть. И если все время подавлять «негативные», то они «складируясь» во внутреннюю «скороварку» в скором времени, «сорвут крышку». Именно про это сочини поговорку «В тихом омуте черти водятся». Или еще лучше, человек превращается в «робота». У таких людей склонность заболеть чем-то серьезным повышается в разы.

Важно осознавать, что с нами происходит, что мы чувствуем, чего хотим, тогда и выбор шире.

Практика развития EQ «Сигнал!»

Для того чтобы научиться легко распознавать свои эмоции, в течение хотя бы трех недель делайте эту практику.

  • Разделите свой день на интервалы (хотя бы 6-8 раз в день, а лучше каждый час), пусть звучит сигнал – напоминалка и чтобы Вы ни делали, важно ответить на вопросы:

o Что чувствую?

o Чего хочу?

  • Сделать это или что-то, что может это заменить.

Главная цель EQ – выбор продуктивного состояния, при котором творческие способности и продуктивность достигают максимального уровня.

Начнем с себя: учимся управлять своими эмоциями

Итак, Вы научились распознавать и выражать свои эмоции. Теперь важно распознать источник своих деструктивных эмоций, то есть проанализировать причины, которые их вызывают. Затем важно научиться переходить как минимум в нейтральное эмоциональное состояние, а лучше в продуктивное, для того чтобы получать то, что Вы хотите.

Метод СЭП – ВД

  • Ситуация: Что происходит?
  • Эмоция: Что я чувствую?
  • Причина: Что я хотел? Каково мое позитивное намерение при страданиях, злости, агрессии?
  • Выбор: Сколько еще я хочу находиться в этих эмоциях? Во что обходится мне такое поведение? Что я хочу чувствовать, чтобы получить то, что хотел? Как я могу это обеспечить? Что и кто мне может помочь?
  • Действие: Что я могу сделать для того, чтобы получить то, что хотел? Начните действовать.

Учимся слушать людей

Эмоциональный интеллект напрямую связан со способностью чувствовать эмоции собеседника. Слушать и понимать людей – это единственный путь к влиянию в этом мире.

Ученые Соловей и Мейер в результате исследования определили, что умение слушать оказалось напрямую связанным с уровнем эмоционального интеллекта (другие факторы и показатели, согласно их данным, не влияют на конечный результат). Только открытость и сопереживание заметно сказываются на полученных результатах. Наш уровень эмоционального интеллекта однозначно указывает на навык слушать и слышать. А это – ключ к сердцам людей.

Развитие эмоционального интеллекта – одна из самых сложных работ, с которой когда-либо встречался человек. Но именно она даёт наибольшие результаты. Ведь сегодня коммуникация решает в бизнесе все! Чтобы «укротить» ее и заставить работать на нас, уже не достаточно обучаться переговорным техникам и тщательно готовиться к переговорам, необходимо обладать высокой эмоциональной компетентностью, определяющей Ваше умение управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других людей.

Как говорит Марша Рейнольдс, одна из авторов, стоявших у истоков образования понятия EQ, «развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным».

Удачи и настойчивости Вам. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага!

Какие качества делают человека преуспевающим руководителем? В первую очередь на ум приходит эрудиция и развитие умственных способностей. Многие и не подозревают, что на успешность человека в большей степени влияет его эмоциональный интеллект. Если говорить о лидерских качествах, то упустить из виду эмоциональный интеллект просто невозможно. Многие компании уже используют знания о нем для достижения своих целей и повышения эффективности. Что же представляет собой эмоциональный интеллект?

Эмоциональная компетенция как фактор оценки ситуации

Любой из нас ежедневно переживает массу эмоций и решает умственные задачи. Кажется, что эти два процесса неразделимо связаны. Но не бывали ли с вами ситуации, когда вы достигали поставленной цели и осознавали, что это событие принесет только положительное в вашу жизнь, но при этом вы почему-то не ощущали радости? Часто мы радуемся или огорчаемся только «рационально», а на эмоциональном уровне остаемся безразличны или, наоборот, мы испытываем эмоцию, но не может толком понять, что это за чувство и чем именно оно вызвано. Способность осознавать и понимать переживаемые эмоции и уметь управлять этими эмоциями и есть эмоциональный интеллект . Эмоциональный интеллект поможет вам оставаться спокойным и сосредоточенным в любой ситуации и не подвергаться состоянию стресса. Вы сможете правильно понимать ситуацию и, следовательно, влиять на нее. Также вы сможете истолковывать эмоции других людей и понимать, что именно они хотят. Эмоциональный интеллект также поможет вам при процессе набора кадров в ваш салон. Вы сможете воспринимать личностные черты как профессиональные компетенции. Вы сможете определить, обладает ли потенциальный работник эмоциональной компетенцией, которая будет делать его труд более продуктивным.

ВАЖНО!
Эмоциональный интеллект – это умение понимать и управлять своими эмоциями.

ФАКТ!
Термин «эмоциональный интеллект» ввели в научный обиход психологи Питер Саловей и Джек Майер в 1990 году.

Эмоциональный интеллект на практике: эмоциональная компетенция

Эмоциональный интеллект предоставляет потенциальную возможность применять на практике навыки определения и управления эмоциями. В основе этих навыков лежат самоосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия. Способность успешно применять эти навыки, в частности, во время рабочего процесса, называется эмоциональной компетенцией . В основе каждой компетенции лежит свой уровень. Например, навык успешной работы с клиентом – это эмоциональная компетенция, в основе которой лежит эмпатия. Ответственность работника определяется саморегуляцией.

Но важно помнить, что наличие эмоционального интеллекта не предполагает обязательного наличия эмоциональной компетенции . Однако если человек обладает эмоциональным интеллектом, то он обладает потенциальной возможностью приобрести эмоциональную компетенцию . Например, человек может быть чутким и способным понять переживания человека, но он не уметь применить этот навык при работе с клиентом. Он понимает обстановку, но не может стать наставником или справиться с разногласиями в коллективе. Или человек чувствует, что нужно коллективу, генерирует идеи, но не может «заразить» ими коллектив и стать лидером. В таком случае ему стоит работать над своей компетенцией, чтобы его способности можно было использовать в практических целях. Представьте человека, который от природы хорошо двигается, чувствует ритм, имеет гибкое тело. Но без специальных тренировок ему никогда не стать профессионалом бального танца. Способности вкупе с тренировкой дают положительный результат.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Составляющие эмоциональной компетенции

Эмоциональные компетенции можно разделить на группы. В основе каждой группы лежит какая-либо функциональная возможность эмоционального интеллекта, знание этих функций поможет выработать компетенцию. Например, социальные компетенции крайне важны для любой профессии, связанной с работой с клиентом. Обладая социальной компетенцией, сотрудник сможет убеждать, вдохновлять, направлять коллектив, быть лидером. Самосознание помогает трезво оценивать свои способности и следить за своим эмоциональным состоянием. Первые четыре параметра отвечают за наши личные компетенции, тогда как эмпатия лежит в основе компетенций социальных.

Эмоциональная компетенция подразделяется на четыре группы, в основе которых лежат параметры эмоционального интеллекта, о которых мы говорили выше: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия. Каждой группе соответствуют свои конкретные компетенции.

Один человек не может обладать всеми компетенциями , но для достижения успеха в работе достаточно обладать лишь определенным количеством этих компетенций. Чтобы преуспеть по всем параметрам эмоционального интеллекта, достаточно обладать шестью компетенциями.

1 группа: Самоосознание

Отвечает за умение понять собственные эмоции, предпочтения и возможности.

Компетенции:

  • Эмоциональная эрудированность: способность понять свои эмоции и последствия, к которым они могут привести.
  • Адекватная самооценка: осознание своих способностей и границ возможностей.
  • Вера в себя: чувство собственной значимости.

2 группа: Саморегуляция

Отвечает за способность регулировать свои эмоции и способность справляться с любым эмоциональным состоянием.

  • Стрессоустойчивость: умение справляться с негативными эмоциями, пагубно влияющими на рабочий процесс.
  • Ответственность: соблюдение этических и моральных норм, честное отношение к работе.
  • Осознанность: способность адекватно воспринимать свою работу и готовность нести за нее ответственность.
  • Гибкость: легкая приспособляемость к изменяющимся условиям.
  • Новаторство: умение переработать новую информацию, предложить новый, альтернативный путь решения задачи.

3 группа: Мотивация

Отвечает за умение поставить перед собой цель и неуклонно к ней идти.

  • Ориентация на достижение цели: стремление к успеху и совершенствованию достигнутого.
  • Идейность: поддержка ценностных ориентиров своей компании
  • Инициативность: желание брать на себя новые задачи.
  • Положительная установка: умение сохранить позитив даже при столкновении с препятствиями и проблемами.

4 группа: Эмпатия

Отвечает за истолкование эмоций и потребностей других людей. Этой группе присущи социальные компетенции.

  • Чуткость: способность принять суждение другого человека, заинтересованность в состоянии других людей.
  • Заинтересованность в развитии другого: умение относиться к человеку как к уникальному существу, помогать в его развитии.
  • Внимательность к нуждам другого: умение предугадать и удовлетворить потребность другого. Незаменимое качество при работе с клиентами.
  • Разносторонний подход: умение использовать разные качества разных людей для достижения положительного результата.
  • Чуткость к настроению коллектива: умение вовремя заметить и истолковать процессы в коллективе.

Социальные навыки

Социальные навыки можно выделить в отдельную подгруппу. Они отвечают за умение использовать ресурсы и качества других для достижения цели.

  • Влияние на людей: умение убеждать и добиваться желаемого.
  • Навыки успешного общения: умение выслушать и передать информационное сообщение.
  • Разрешение конфликта: умение предотвратить конфликт или сгладить ущерб, нанесенный им.
  • Первенство: умение быть лидером и вести за собой.
  • Генератор идей: умение убедить коллектив разделить вашу идею, нововведение.
  • Создание и укрепление связей: налаживание полезных контактов.
  • Кооперация: умение успешно работать с членами коллектива.
  • Работа в команде: налаживания работы коллективного механизма.

Характеристика эмоциональных компетенций

  1. Автономность

Параметры эмоционального интеллекта не заменяют, а дополняют друг друга.

  1. Взаимодействие

При взаимодействии компетенции помогают быстрее достичь более успешного результата. Например, саморегуляция и эмпатия не могут существовать без самосознания.

  1. Базовый характер

Параметры эмоционального интеллекта лежат в основе компетенций. Но без особых усилий человек не сможет обрести ту или иную компетенцию.

  1. Общий характер

Вышеперечисленные параметры и компетенции пригодятся для социальной, профессиональной, бытовой и прочих сфер. Однако каждая профессия имеет свой состав самых важных компетенций. Весь список в какой-то степени применим ко всем профессиям. Однако разные профессии все же вносят различия в требования к тем или иным компетенциям. Например, для работника салона красоты буду необходимы компетенции группы эмпатия. Хотя для разных ситуаций буду требоваться определенные компетенции. Поэтому следует определить ваши сильные стороны и развивать навык владения компетенциями, основываясь на этих сторонах.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Французова О.Е.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

[email protected]

При всей важности познавательного развития человека, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивид явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Важной функцией эмоций является регуляция поведения человека. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что без эмоций немыслим ни один активный шаг, ни одно решение. Какие бы события и условия ни определяли жизнь человека, все его конкретные действия и поступки совершаются под воздействием тех внутренних, психологически действенных эмоциональных явлений, которые возникли, преломились и окрепли под влиянием окружающей обстановки . Одной из главных функций эмоций является и то, что с их помощью мы можем лучше понимать друг друга, и, не используя речь, судить о состояниях другого человека. Люди могут узнавать эмоциональные состояния друг друга, независимо от культур, национальностей и других различий.

В настоящее время в психологии начинает активно использоваться такое понятие, как «эмоциональный интеллект», понимаемый как совокупность интеллектуальных способностей человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции, умение управлять ими. Или другими словами, это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем или передаем с помощью эмоций. Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими.

Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ можно частично найти в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает: как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе значительный пласт информации, используя которую, человек можем действовать значительно более эффективно.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.

Американский психолог Д. Гоулман подчеркивал, что эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии личности человека, и предложил термин - EQ (эмоциональный показатель интеллекта - коэффициент EQ). Ученый объяснял, что контроль над собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность мыслить логически .

EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для понимания контексте. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением распознавать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

По результатам исследований американских психологов Майера и Саловея, «люди, обладающие высоким уровнем EQ, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей». Хотя эмоции и интеллект обычно противопоставляются, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и очень часто тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни .

Личностный и профессиональный рост современного педагога невозможен без самопознания, с которым тесно связаны эмоциональные переживания. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих - наиболее важные качества, необходимые для успешного педагогического взаимодействия. Эмоциональный интеллект позволяет педагогу относиться к каждому обучаемому как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами. Именно эмоциональный интеллект помогает педагогу развивать и поддерживать высокую самооценку каждого ученика, а также создавать атмосферу доверия и уважения.

С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об эм оциональной компетентности, которая и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения будущего педагога конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек (учащийся), дает возможность развить такие компетенции, как способность влиять на других людей и мотивировать их. У людей, которые лучше умеют управлять своими эмоциями, легче развиваются такие компетенции, как инициативность и способность работать в кризисной ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в практической деятельности. Таким образом, можно констатировать, что, если эмоциональный интеллект – это способность, то эмоциональная компетентность – это скорее умение, который можно и нужно формировать и развивать.

Проблема эмоциональной компетентности - одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Эмоциональная компетентность - это умение осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, анализировать их и управлять ими, с целью выбора наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации.

Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют педагогу рассматривать свои эмоции и эмоции обучаемых как управленческий ресурс и благодаря этому повышать эффективность своей деятельности.

Можно выделить основные составляющие эмоциональной компетентности:

    самосознание;

    самоконтроль

  • навыки отношений.

Самосознание главный элемент эмоциональной компетентности. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Самоосознанность означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей и побуждений.

Самоконтроль – это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то, что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими. Саморегуляция является важной составляющей эмоциональной компетентности. Она позволяет людям не быть «узниками своих чувств». Такие люди всегда сумеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.

Если первые две составляющие эмоциональной компетентности – это навыки владения собой, то следующие две – эмпатия и коммуникабельность (навыки отношений) – относятся к способности человека управлять взаимоотношениями с другими.

Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии . Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Коммуникабельность – способность не столь простая, ведь это не просто дружелюбие, а дружелюбие с определенной целью: подвигнуть людей в желательном для человека направлении. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

Развитая эмоциональная компетентность – важнейшее качество хорошего педагога или руководителя. Если человек обладает высоким IQ, но его EQ весьма низок, вряд ли он сможет быть успешным педагогом, управленцем. Ведь работа педагога или руководителя состоит из общения, успех которого напрямую зависит от коэффициента эмоционального интеллекта, на котором основывается эмоциональная компетентность.

Данные научных исследований в США и Европе в области эмоциональной компетентности говорят о том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать в течение всей жизни человека! Распознавание своих эмоций – первый шаг в развитии EQ. Часто человек затрудняется описать словами те чувства, которые испытывает. Существуют сотни эмоций, у каждой – много уровней интенсивности, так что эмоциональная осознанность – нелегкая задача. Чем четче человек научится определять каждую свою эмоцию, тем шире будут возможности по управлению собственным поведением.

Развитие данной компетентности – сложная работа, но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность. Инструментами развития эмоциональной компетентности являются книги, тренинги, коучинг. Но также стоит помнить, что высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все «за» и «против» и делать объективные выводы. По мнению М. Рейнольдса, «развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным» .

Таким образом, проблеме эмоциональной компетентности личности уделяется большое внимание, как со стороны психологии, так и со стороны педагогики, так как в настоящее время значимость данной компетентности особенно в образовании, значительно возрастает.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2009.

4. Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М., 2003.

Изучение эмоциональных компетенций изначально задумывалась с целью ранней идентификации талантов (Mc Clelland, Baldwin, bronfenbrenner, и Strodbeck, 1958). Они определялись как способности и предполагалось, что они будут являться частью концепции индивидуальности (Baldwin, Mc Clelland с со авт., 1958). В начале 1970-ых, исследователи, придерживающиеся этой позиции, сосредоточились на компетенциях (Mc Clelland, 1973). К концу 1970-ых, термин «компетенция» получил широкое распространение в среде практиков.

Компетенции, были определены как “основные характеристики личности, которые связаны с эффективной или отлично выполненной работой” (Boyatzis, 1982). Для оценки эмоциональных компетенций, был разработан опросник: Emotional Competence Inventory (ECI) и его более поздние версии ECI-2 и ECI-U (Университетская версия ECI).

Эмоциональный интеллект как набор компетенций

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – удобная фраза, для того чтобы сконцентрировать внимание на эмоциональной составляющей таланта. Thorndike в 20-ых-и 30-ых годах для исследования «Социального интеллекта», предложил рассматривать его в качестве целостного понятия, однако современные психологи (Bar-On, 1992, 1997; Goleman, 1998; Saarni, 1988) оценив всю сложность понятия, описывают «социальный интеллект» как сложную многоэлементную структуру способностей. Gardner (1983) рассматривал «социальный интеллект» как конструкцию из внутриличностных и межличностных способностей. Salovey и Mayer (1990) первыми стали использовать термин “эмоциональный интеллект” и описали его как осознание и управление собственными эмоциями и эмоциями других. В других концепциях используют такие названия как “практический интеллект” и “интеллект успешности” (Sternberg, 1996), в которых зачастую смешиваются способности, описанные другими психологами, с когнитивными способностями и делается акцент на результат поведения, в частности успешность и эффективность.

Мы предлагаем ряд критериев, которые позволяют развести понятие «интеллект» с понятиями способности или индивидуальности. Мы полагаем, что, для того, чтобы та или иная характеристика могла быть отнесена к интеллектуальным особенностям, она должна отвечать ряду требований:

1) Должна быть связана с нейроэндокринным функционированием;

2) Различаться по степени вовлеченности нейрональной и эндокринной систем;

3) Связана с результатами жизнедеятельности и результатами работы;

4) Отличаться от других свойств индивидуальности, и способствовать лучшему пониманию особенностей индивидуальности и поведения.

А инструменты измерения должны демонстрировать соответствие основным требованиям для методов измерения, демонстрирую конвергентную и дискрименантную валидность (Campbellи Fiske, 1968).

Предложенный нами набор критериев отличается от критериев Mayer, Caruso, и Salovey (1999) по трем пунктам. С их точки зрения, характеристика относящаяся к интеллекту: (1) должна отражать “умственную работу, а не предпочтительные способы поведения” (p. 269–270); (2) тесты должны демонстрировать положительную корреляцию с другими видами интеллекта; и (3) показатели должны увеличиться с опытом и возрастом.

Мы полагаем, что компоненты «эмоционального интеллекта» должны быть связаны с нейрональным (или возможно нейроэндокринным) функционированием. Если в теории утверждается, что существуют набор компонентов составляющих «эмоциональный интеллект», то эти компоненты должны иметь различные нейроэндокринные проводящие пути. Предложенный нами первый и второй критерии являются более определенными чем первый и второй критерии предложенные Mayer и др. (1999). Мы утверждаем, что модель должна быть в состоянии прогнозировать нейрональный и эндокринные (то есть, гормональные) изменения. Относительно включения нами 3 критерия, American Psychological Association’s Task Force on Intelligence (APA Public Affairs Office, 1997), сообщила, что прогнозирование реальных результатов – важная часть стандарта, в соответствии с которым мы должны изучать интеллект. В то время как Mayer, Caruso, и Salovey (1999) отвергают идею связи интеллекта с результатами поведения как несоответствующих их понятию «эмоционального интеллекта», мы считаем, что «эмоциональный интеллект» должен прогнозировать как модели поведения человека в жизни и на работе, так и результаты подобного поведения. Подобный подход кажется более уместным, чем простое демонстрирование связи между интеллектом, возростом и опытом (третий критерий Mayer, Caruso, и Salovey(1999)).

В настоящее время существует большое число исследований ставящих перед собой задачу объяснить и предсказать эффективность в различных сферах деятельности, и большая часть из этих исследований акцентируется на изучении поведения ведущих менеджеров и лидеров (Mc Clelland et. al.,. 1958; Mc Clelland , 1973; bray, Campbell, and Grant, 1974; Boyatzis, 1982; Luthans et al., 1988; Kotter, 1982; Thornton & Byham, 1982; Spencer and Spencer, 1993). В рамках этого подхода, были идентифицированы специфические способности которые получили название «компетенции».

Интегрированная концепция «эмоционального интеллекта» предлагает больше возможностей для описания диспозиций личности. Goleman (1998) определил “эмоционалные компетенции” как “приобретенные способности, основанные на эмоциональном интеллекте, которые являются причиной высокоэффективной работы.” Другими словами, если компетенция – “основная характеристика личности, которая способствует эффективной или превосходной работе” (Boyatzis, 1982), то эмоциональная компетенция – «способность распозновать, понимать, и использовать эмоциональную информацию о себе или других, которая опосредует эффективную или превосходную работу.

Более простое определение эмоционального интеллекта – эмоциональный интеллект, является интеллектуальным использованием эмоций. Для того чтобы придать этому определения законченный вид, его необходимо дополнить: “Как люди управляют собой и своими отношениями ” (Goleman и. ал., 2002). Более широкое определение: эмоциональный интеллект – ряд компетенций, или способностей, проявляющихся в том насколько человек: (a) знает себя; (b) управляет собой; (c) знает других; и (d) управляет своими отношениями с другими.

Если рассматривать ЭИ как монолитный конструкт то, возникает некий гало-эффект: более эффективные люди обладают набором ключевых компонентов способствующих успеху. Например, люди с поведением типа А эффективны, поэтому они обладают рядом отличительных особенностей: типа умственных способностей, здравого смысла, и стиль. Проблема обнаружения лучшего «фокуса», позволяющего выбрать лучший уровень детализации той или иной конструкции, во многом определяется той теоретичекой моделью, которой придерживается исследователь. В отношении ЭИ, мы полагаем, что самый полезный «фокус» тот, который позволяет описывать и исследовать различные специфические компетенции или способности, которые могут быть эмпирически, причинно связанны с эффективностью и который описывает кластеры в которые эти компетенции группируются. Но начинать необходимо именно с компетенций. Представление ЭИ как однофакторной модели может вводить в заблуждение и сильно ассоциируется с когнитивными способностями (то есть, традиционным определенним «интеллекта» или что психологи часто называют “g” , обращаясь к общим когнитивным способности) (Davies и Stankov, 1998; Ackerman и Heggestad, 1997).

Компетенции и Теория эффективности

Компетенция определяется как способность или возможность. Это – ряд связанных, но различных наборов поведения организованных вокруг основной конструкции, которую мы называем “намерение.” Поведение – проявление намерения, в соответствующих ситуациях или временом отрезке. Например, выслушивание кого-либо и задавание вопросов – несколько типов поведения. Человек может демонстрировать эти типы поведения по разным причинам или с различной целью. Человек может задавать вопросы и слушать кого-либо, чтобы снискать расположение или с целью показать заинтересованность, чтобы изменить точку зрения другого человека. Или человек может задать вопросы и слушать, пытаясь понять другого человека, его или её приориты, или мысли в той или иной ситуации. Последний тип поведения мы назвали бы «эмпатией», т.к. основное намерение здесь – понять человека. Тогда как, первые причины: получить расположение или оказать влияние, это элементы того, что мы можем назвать как – «демонстрация влияния». Точно так же в основе такой компетенции как Эмоциональное Самосознание – интуитивное и рациональное самопонимание.

Подобная конструкция компетенций (т.е. требующая как ряда действий, так и «намерение») требует таких методов измерения которые бы оценивали как проявляемые типы поведения, так и результаты намерений. Модификация интервью критических инцидентов (Flanagan, 1954) включила в себя адаптация Тематического аперцептивного теста (ТАТ) и биографического метода специфических жизненных ситутаций (Dailey, 1975). Метод, был назван «инетрвью по получению поведенческих примеров» (BEI), является полуструктурированным интервью, в котором респондент просят вспомнить недавние, определенные события, в которых он или она были эффективными (Boyatzis, 1982; Spencer и Spencer, 1993). Как только человек вспоминает случай, его просят описать это события, отвечая на 4 основных вопроса: (1), Что привело к этой ситуации? (2), Кто что сказал или что сделал? (3), Что Вы говорили или делали затем? Что Вы думали и чувствовали? и (4) Чем закончилась ситуации и/или какие результаты были достигнуты? Исследования (Rubin, 1986), показали, что точность воспроизводимого события выше в том случае, если оно: (1) недавнее; (2) имеет высокую валентность или значение для человека; и (3) событие включает специфические действия. Все эти требования и условия отражаются в BEI.

Ответы – записываются на пленку, расшифровываются и интерпретируются с помощью тематического анализа (Boyatzis, 1998). Тематический анализ – процесс «кодирования» сырой качественной информаций, в письменной, видео или аудио форме. С помощью «шифровальной книги» формулируются определенные темы и способы их идентификации, исследователь в состоянии преобразовывать открытые или неструктурированные ответы и типы поведения в ряд определенных количественных переменных для анализа. Метод используется в многочисленных исследованиях, и демонстрирует хорошую прогностическую валидность (Boyatzis, 1982; Spencer и Spencer, 1993; Mc Clelland , 1998).

Структура специфических компетенций – ключевые элементы связующий различные типы поведения. Они структурируются в зависимости от результатов использования этих типов поведения в социуме или в работе. Например, компетенция «Эмпантия» может быть измерена, посредствам наблюдения за тем, как кто-то слушает других или задает вопросы о его или её чувствах и мыслях. Если Вы демонстрируете «Эмпатию», то вы предпринимаете эти действия с намерением понять другого человека. С другой стороны, кто-то может демонстрировать эти действия, подвергая перекрестному допросу свидетеля в уголовном судопроизводстве где «намерение» заключается в том, чтобы уличить сведетеля во лжи – что, вероятнее всего является, демонстрацией другой компетенции «Влияние».

Теория эффективности – основание для понимания компетенций. Теория, используемая в рамках данного подхода базируется на теории обстоятельст , схематическое изображение которой представленно на рисунке 1.

Максимально эффективное поведение демонстрируется тогда, когда, когда возможности человека или его талант наиболее совместимы с требованиями работы и организационной окружающей среды (Boyatzis, 1982). Талант человека описывается через его или её: ценности, видение, и философию; знание; компетенции; стадии, циклы, способы жизнь и карьеры; интересы; и стиль. Требования работы могут быть описаны через: роли и задачи которые должны быть выполнены. Аспекты организационной окружающей среды включают: культура и климат; структура и системы; жизненный цикл отрасли и стратегическое положение компании; аспекты экономической, политической, социальной, экологической, и религиозной обстановки, окружающей организацию.

Компетенции и целостная теория индивидуальности

Источник компетенций – теория индивидуальности, на который базируется компетентностный подход. Mc Clelland (1951) считает, что индивидуальность описывается по средствам взаимосвязей между бессознательными мотивами, я-концепцией и наблюдаемыми паттернами поведения. Boyatzis (1982) представил эту модель в виде циклической диаграмы в которой бессознательный мотивы и диспозиции личности расположены в центре. В следующем круге, ценности и Я-образ. Во внешнем круге, навыки. И последний круг, наблюдаемые, специфические действия.

Развивая понятие ЭИ Goleman (1995) предложил добавить еще один элемент в структуру индивидуальности. В частности Големана предложил ввести физиологический уровень отражающий данные исследований психологических состояний и поведения в нейронауках, биологии и медицине. В законченном виде теория индивидуальности предложенная Mc Clelland и развитая Boyatzis и Goleman, представлена на рис. 2. Структура включает в себя: (a) нейронную сеть и эндокринные (то есть, гормональные) процессы; (b) бессознательный диспозиции такие как мотивы и черты личности; (c) ценности и философию; (d) наблюдаемые отдельные компетенции; и (e) кластеры компетенций.

Структура личности

Подобная структура индивидуальности по нашему мнению является более целостной. Объединение физиологического уровеня с психологическим и поведенческим, способствует лучшему и всестороннему пониманию поведения человека. Например, в основе сильной мотивации лежит как сам мотив так и возбуждение симпатической нервной системы (СНС) (Mc Clelland , 1985; Boyatzis, Smith, и Tresser, в прессе). Когда человек находится под влиянием сильного мотива, более вероятно, что он или она будет демонстрировать поведение связанное с группой компетенций (таких как влияние, воодушевление или проводник изменений) (Winter, 1973; Mc Clelland , 1975). Эти компетенции демонстрируются чащи, если он придерживается гуманистической, а не прагматической философии (Boyatzis, Murphy, и Wheeler, 2000). Когда сильный мотив подавляется высоким уровнем самоконтроля (Mc Clelland и Boyatzis, 1982; Mc Clelland , 1975; Mc Clelland , 1985; Jacobs и Mc Clelland , 1994; Mc Clelland , Floor, Davidson, и Saron, 1980; Mc Clelland и Jemmott, 1980; Mc Clelland , Locke, Williams, и Hurst, 1982; Mc Clelland , Ross, и Patel, 1985), человек начинает испытывать стресс, усиливающийся по мере возбуждения СНС. Результат – усиливается кровяное давление и уменьшается уровень иммуноглобулина в A и NK-клетках (то есть, основные индикаторы иммунной системы). В относительно недавнем исследовании показано, что возбуждение СНС связано с нейронными сетями преимущественно в правом префронтальном кортексе (Davidson, 2000).

Демонстрация поведения, связанного с «Эмпатией» и другими социальными компетенциями связано с гуманистической философией (в отличие от интеллектуальной философии). Прагматическая философия – подход к жизни, основанной на поиске выгоды или сравнении затрат и выгод (Boyatzis и др., 2000). Люди с интеллектуальной философией, напротив определяют ценность через то, на сколько та или иная деятельность, тот или иной человек, или идея помогает осмыслять и понимать явление, работу, или жизнь. Третий подход, названный гуманистической философией определяет ценность, через характер воздействия вещей, событий, действий на людей, с которыми имеются близкие отношения.

Демонстрация последнего паттерна поведения связана с усилением потребности в аффиляции, которая в свою очередь связана с возбуждением парасимпатической нервной системы человека (то есть, PSNS) (Schultheiss, 1999a и b; Boyatzis, Smith, и Tresser, в прессе). Возбуждение PSNS приводит к уменьшению уровня кровяного давления и улучшению функционирования иммунной системы (Mc Clelland и Kirshnit, 1982).

В ряде крупных исследований в области эмоциональной неврологии и генетике показано, что опыт человека имеет генетические компоненты которые детерминируют биологические основы поведения у взрослых людей (Williams, 2003; Davidson, 2003). Это в свою очередь позволяет предположить, что опыт человека и реакции возбуждения, изменяют нейронную сеть и имеют тенденции активировать определенные нейроэндокринные проводящие пути.

Компетенции ЭИ

Анализируя данные большого колличества исследований компетенций, Goleman, Boyatzis, и Mc Kee (2002) представили модель эмоционального интеллекта включающего восемнадцать компетенций, разбитых на четыре группы (Boyatzis, 1982; Spencer и Spencer, 1993; Rosier, 1994–1997; Jacobs, 1997; Goleman, 1998).

Таблица 1. Шкалы и кластеры опросника эмоциональных компетенций (версия 2) (ECI-2)

В модели ЭИ, предлагаемой в MSCEIT (Mayer с со авт., 2003), напротив, имеется итоговый показатель ЭИ человека, две группы показателей «Эмпирические» и «Стратегические», и подразделы в рамках каждой из групп: (a) Восприятие (с субтестами Лиц и Картин) и Содействие (с субтестами Помощи и Эмоции); и (b) Понимание (с субтестами Изменений и Blends) и Управление (с субтестами Эмоционального Управления и Эмоциональных отношений). Хотя исследования, сравнивающие эти тесты в стадии реализации, концептуально мы ожидаем незначительные корреляции между этими двумя тестами. MSCEIT оценивает то как человек управляет своими эмоциями, в то время как ECI, который предназначен, для того чтобы оценивать компетенции ЭИ, оценивает, то как человек проявляет, то как он управляет эмоциями на работе и жизне. Тем не менее, может существовать корреляция между: (1) компетенциями Самосознания (ECI) и «Эмпирической» областью, в особенности с подразделом «Содействие» (MSCEIT); (2) Компетенциями из кластера Социальная чуткость (ECI) и «Пониманием» подразделом «Стратегической» области; и (3) компетентнциями из кластера Управление Взаимоотношениями и подразделом «Управление».

Точно так же, в настоящее время, нет данных о взаимосвязи между компетенциями ECI и субшкалами Bar-On’s EQ-I (Bar-on, 1992, 1997). Хотя мы предполагаем, что будут обнаружены небольшые корреляции. В частности, возможны следующие корреляционные связи:

Есть семь субшкал EQ-I, которые, как мы предполагаем, не связаны с компетенциями ECI. Точно так же есть десять компетенций ECI, которые, как ожидается, не будут связаны с субшкалами EQ-I. Поэтому, мы полагаем, что ECI вообще измеряет отличные аспекты ЭИ нежели MSCEIT или EQ-I.

Прогнозирование эффективности работы и управления

Sevinc (2001) провел исследование, с использованием турецкой версии ECI на руководителях и специалистах, работающих в финансовом секторе (банки, страхование, ценные бумаги). Возраст испытуемых 31–36 лет. 91 специалисту были отправлены опросники из которых 71 возвратили ECI заполненными, 40 из которых были руководителями. 58 % (41) испытуемых мужчины и 42 % (30) женщины. Обнаружены значимая корреляционная связь между уровнем заработной платы и всеми четырьмя кластерами опросника ECI (см. таблицу 2). Участники, которые чаще демонстрируют компетенции ЭИ характеризуются более высоким уровнем удовлетворенности работой и жизнью в целом.

Nel (2001) провел исследование, с целью изучения взаимосвязи между ЭИ и эффективностью работы сотрудников головного офиса Call-центра, расположенном на Западном Мысе, Южной Африки. Испытуемые отбирались методом «случайного выбора» из трех групп: обслуживание клиентов, продажи, администрация. 153 испытуемых получили анкеты и 135 вернули их в заполненном виде (уровень отклика = 88.2 %). Структура выборки: 33 % (n=44) обслуживание клиентов, 34 % (n=47) продажи, и 33 % (n=44) администрация. Испытуемые оценивались с помощью ECI руководителями групп.

Для оценки эффективности работы использовался комплексный подход, в части объективных показателей – общая продуктивность, цена закрытия, количество ошибок, и количество обработанных запросов – и субъективны показатели – эффективность в переговорах. Было обнаружено несколько корреляций между компетенциями ЭИ и эффективностью деятельности, прежде всего в группах: (1) обслуживание клиентов и (2) администрация (см. таблица 3)

Humphrey, Kellett, и Sleeth (2001) провели исследование на студентах Virginia Commonwealth University и студентах MBA в рамках изучения организационного поведения. Цель исследования состояла в том, чтобы определить, влияют ли Эмпатия и когнитивные способности на восприятие лидерства. Оценка состояла из двух частей: (1) Баскет-тест – в рамках которого испытуемые выбирают задачи из множества сложных и простых задач; и (2) принятие групповых решений. После завершения заданий на принятие групповых решений, испытуемых просились оценить себя и других по выраженности различных личностных и лидерских навыков. Результаты исследования показали что и ЭИ, в части таких компетенций как эмпатия и когнитивные способности (например, способность выполнять сложные задания и GPA (средний балл)) влияет на особенности восприятия лидерства в малых группах.

Cavallo и brienza (2002) провели исследование на 358 руководителях Johnson & Johnson Consumer & Personal Care Group, с целью определения, различаются ли сотрудники с высокой и средней эффективностью деятельности и потенциалом по уровню выраженности лидерских компетенций. Результаты полученные на основе оценок вышестоящих руководителей, подчиненных и сторонних экспертов показали, что высокоэффективные руководители характеризуются значимо более высокой оценкой чем руководители со средней эффективностью по уровню уверенности в себе и достижениям. Высокоэффективные руководители характеризуются более высоким уровнем выраженности таких компетенций как: надежность, адаптируемости, инициатива, понимание организации, развитие других, воодушевление, влияние, проводник изменений, эмпатия, предупредительность, управление конфликтами, установление связей и командная работа.

Оценки сторонних экспертов и вышестоящих руководителей свидетельствуют о наличии взаимосвязи между шкалами ECI и управленческим потенциалом. Более уровень управленческого потенциала характерен для тех сотрудников у которых выражены такие компетенции ЭИ как: уверенность, ориентация на успех, инициатива, воодушевление и проводник изменений. Кроме того, сторонни эксперты выделили такие компетенции как: точная самооценка, адаптируемость, предупредительность, влияние, коммуникация, управление конфликтами, и установление связей.

Sergio (2001) провел исследование, направленное на изучение взаимосвязи между ЭИ и умственными способностями как предикторами эффективности. Оценивались сто тридцать четыре сотрудника завода из двух транснациональных производственных компаний с помощью ECI и стандартного теста умственных способностей (Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal (WGCTA – форма S); также были получены данные эффективности всех 134 сотрудников. Было обнаружено, что как умственные способности (c2 = 28.57, p < .05) так и ЭИ ((c2 = 34.27, p < .05) связаны с оценкой уровня эффективности. Отсутствует значимая корреляционная связь между ЭИ и умственными способностями (r = .18, p> .05). Sergio (2001) делает вывод, что когнитивные и эмоциональные способность/интеллект являются независимыми и играют важную роль в эффективности деятельности.

Sala (2002b), провела исследование 92 руководителей колледжей в Великобритании направленное на изучение взаимосвязи между компетенциями ЭИ, стилем управления, организационным климатом и уровнем успешности (например, популярность, научные достижения). Анализировалось также влияние различных второстепенных факторов (например, размер колледжа, студенческое финансирования, продолжительность существования колледжа). Обнаружена значимая корреляционная связь между кластерами самосознание, социальная чуткость и уровнем популярности колледжа (см. таблицу 4).

Williams (2003) оценивала ЭИ с помощью ECI в рамках компетентностной модели для руководителей начальных, промежуточных и средних школ США. Она получила данные об организационном климате с помощью опроса педагогического состава, о номинантах на звание «лучшего директора» по мнению педагогов, самих директоров и головной организации. Регрессионный анализ показал, что «лучшие» директора значимо отличаются от «средних» по таким кластерам компетенций как самоорганизация и социальные навыки.

Опросник ECI-2, использовался в исследовании, направленном на изучение взаимосвязи между компетенциями ЭИ и успешностью в коммерческой деятельности в Bass brewers в Великобритании (Lloid, 2001). Выборка состояла из 33 региональных руководителей по развитию (ADM). Эти руководители отвечали за объемы продаж и прибыль, осуществляя программу общенационального продвижения , и отвечали за эффективность обслуживания клиентов. Lloid (2001) разработал программу “измерение эффективности работы” (OPM), которая состояла как из объективных так и субъективных показателей. OPM включает: 1) “готовность к продвижению”, 2) среднее число новых брендов, 3) среднее число новых сделок, 4) аудит в сфере обслуживания клиентов, 5) ежегодная оценка эффективности и 6) число улучшений в работе. Анализ полученных данных свидетельствует о наличии сильных положительных корреляционных связях между шкалами ЭИ и эффективностью руководителей.

Шестьдесят семь пожарных и офицеров из Великобритании оценивались с помощью ECI-2 (Stagg и Gunter, 2002). Испытуемые оценивались непосредственными руководителями, коллегами, непосредственные подчиненные. Испытуемые также оценивались по ряду параметров отражающих эффективность работы: способность к межличностному взаимодействию, эффективность управления, индивидуальный стиль, и решение проблемы (см. таблица 5).

Сноски:

G – фактор определялся Спирменом как общая «умственная энергия», однако он не предложил процедуры для его измерения. G – фактор влияет на успешность выполнения любой деятельности. По Спирмену, роль G – фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. (Психология общих способностей. В.Н.Дружинин)

Подход к организационному анализу, предполагающий, что структура и иные особенности организации во многом зависят от факторов внешней среды, используемой компанией технологии и т. д.

Симпатическая нервная система (от греч. sympathes - чувствительный, восприимчивый к влиянию), часть вегетативной нервной системы позвоночных животных и человека, состоящая из симпатических центров, правого и левого пограничных симпатических стволов, расположенных вдоль позвоночника, ганглиев (узлов) и нервных ветвей, соединяющих ганглии между собой, со спинным мозгом и с эффекторами. Пограничный симпатический ствол - цепь ганглиев, соединённых межузловыми комиссурами; лежит (справа или слева) на телах позвонков; каждый ганглий соединён также с одним из спинномозговых нервов. Волокна С. н. с. иннервируют все без исключения органы и ткани тела. Центры С. н. с. находятся в грудных и поясничных сегментах спинного мозга. Симпатические ядра, образующие боковые рога серого вещества спинного мозга, имеются лишь в 15-16 сегментах (от последнего шейного или 1-го грудного до 3-го поясничного сегмента). Эти ядра рассматриваются как рабочий аппарат, подчинённый надсегментарным образованиям, которые локализуются в продолговатом мозге и гипоталамусе, контролирующимся корой головного мозга. Особое место в физиологии С. н. с. и координации управляемых ею процессов занимает мозжечок. С. н. с. - эфферентная система, проводящая импульсы к различным внутренним органам. Большинство авторов отрицает существование собственных афферентных волокон в С. н. с. Однако в ряде работ приводятся доказательства их существования. В брюшной полости волокна С. н. с. проходят в составе большого, малого и поясничных чревных нервов. Афферентные нервы, проводящие импульсы от внутренних органов, имеют представительство в коре больших полушарий и подкорковых ганглиях. Симпатические нервные импульсы из центральной нервной системы к исполнительным органам следуют по двухнейронному пути. Первый нейрон расположен в боковых рогах спинного мозга. Аксоны (отростки) первого нейрона (преганглионарные волокна) выходят из спинного мозга через вентральные корешки соответствующих сегментов и вступают в смешанные спинномозговые нервы, из которых в составе белых соединительных ветвей достигают соответствующего узла пограничного симпатического ствола, где часть волокон оканчивается синапсами на эффекторных нейронах; при этом каждое преганглионарное волокно контактирует с большим числом нервных клеток (до 30). Другая часть преганглионарных волокон проходит через узлы пограничного симпатического ствола, не оканчиваясь на его клетках, и вместе с другими волокнами образует ряд нервов: большой и малый чревные, поясничные чревные, вступающие в предпозвоночные симпатические узлы. Некоторые преганглионарные волокна проходят без перерыва и через эти узлы, доходя до рабочего органа, в нервных узлах стенок которого они делают перерыв. Второй эффекторный нейрон находится в периферических симпатических узлах, его отростки (постганглионарные волокна) вступают в иннервируемый орган. Второй нейрон располагается в околопозвонковых (паравертебральных) ганглиях либо в предпозвонковых (превертебральных) ганглиях (узлы солнечного сплетения, нижний брыжеечный узел и другие, располагающиеся на большом расстоянии от центральной нервной системы, вблизи внутренних органов). В спинномозговой нерв постганглионарные волокна вступают через серые соединительные ветви, в его составе они достигают иннервируемого органа. Следовательно, перерыв каждого эфферентного симпатического пути в дуге, замыкающейся в спинном мозге, бывает только один раз: либо в узле пограничного симпатического ствола, либо в узлах, удалённых от позвоночника. Наряду с симпатической дугой, замыкающейся в спинном мозге, имеются и короткие симпатические рефлекторные дуги, замыкающиеся в периферических симпатических ганглиях (солнечного сплетения, каудальном брыжеечном).

Скорость проведения возбуждения в симпатических пре- и особенно постганглионарных волокнах во много раз меньше, чем в соматических, т. е. телесных, и составляет около 1-3 м/сек. Для вызова эффектов в симпатических волокнах требуется значительно большая сила раздражения. Возникшее в С. н. с. возбуждение, как правило, вовлекает большое число нейронов, поэтому эффекты раздражения не бывают локализованы в каком-то определённом органе, а охватывают широкие области. Реакциям, следующим в ответ на раздражение симпатических волокон, свойствен сравнительно медленный и длительный характер, а также медленное, продолжительное затухание протекающих процессов. Ряд веществ (ганглиоблокаторы, препараты спорыньи) подавляет эффекты возбуждения С. н. с. Некоторые химические препараты оказывают на органы и ткани такое же действие, как и раздражение симпатических нервов. Это обусловлено тем, что при раздражении симпатических нервов вещества подобного действия выделяются концевыми образованиями постганглионарных симпатических волокон (см. Медиаторы). В окончаниях всех преганглионарных волокон, а также постганглионарных, иннервирующих потовые железы, образуется медиатор ацетилхолин, в окончаниях постганглионарных волокон (за исключением иннервирующих потовые железы) - норадреналин. Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность органа часто противоположно. При раздражении симпатических волокон, иннервирующих различные органы, возникают типичные эффекты: ускорение и усиление сердечных сокращений, расширение зрачка и нерезкое слезотечение, сокращение гладких мышечных волокон (пиломоторов), поднимающих волосы, секреция потовых желёз, скудная секреция густой слюны и желудочного сока, торможение сокращений и ослабление тонуса гладкой мускулатуры желудка и кишечника (исключая область илеоцекального сфинктера), расслабление мускулатуры мочевого пузыря и торможение сокращений запирательного сфинктера, расширение коронарных сосудов сердца, сужение мелких артерий брюшных органов и кожных покровов, мелких артерий лёгких и мозга, изменение возбудимости рецепторов, а также различных отделов центральной нервной системы, увеличение силы сокращений утомленной скелетной мышцы, повышение ее возбудимости и изменение механических свойств.

Нейроны С. н. с., воздействующие на исполнительные органы, находятся в состоянии постоянного тонического возбуждения в результате взаимодействия безусловных и условных рефлексов, осуществляемых высшими отделами центральной нервной системы. Тонические импульсы С. н. с. чрезвычайно важны для поддержания постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Через симпатические волокна и центры обеспечивается рефлекторная взаимосвязь между всеми внутренними органами. Рефлексы, вовлекающие в действие С. н. с., могут возникать при раздражении как висцеральных, так и соматических нервов. Так, при висцеро-висцеральных рефлексах возбуждение возникает и заканчивается во внутренних органах (раздражение брюшины вызывает замедление сердечной деятельности). При висцеромоторных рефлексах возбуждение с внутренних органов переходит на скелетную мускулатуру (раздражение брюшины повышает тонус мышц живота). Животные с полностью удалёнными пограничными симпатическими стволами и ганглиями (десимпатизированные) внешне мало отличаются от нормальных, однако при тех или иных нагрузках (мышечная работа, охлаждение и др.) они менее выносливы. Это свидетельствует о том, что С. н. с., оказывая на функциональное состояние тканей регулирующее действие, приспосабливает (адаптирует) их к выполнению функций в данных условиях (см. Адаптационно-трофическая функция). С. н. с. стимулирует в основном процессы, связанные с выделением энергии в организме, с активной деятельностью. Физиологические проявления эмоций связаны преимущественно с возбуждением С. н. с.

Парасимпатическая нервная система – часть вегетативной нервной системы, ганглии которой расположены в непосредственной близости от иннервируемых органов или в них самих. Центры П. н. с. находятся в среднем и продолговатом мозге (мезенцефальный и бульбарный отделы), а также в крестцовом участке спинного мозга (сакральный отдел). Волокна П. н. с. направляются к внутренним органам в составе глазодвигательного (III пара), лицевого (VII пара), языкоглоточного (IX пара) и главным образом блуждающего (Х пара) черепномозговых нервов, а также в составе тазового нерва. Во многих случаях воздействия на органы со стороны П. н. с. и симпатической нервной системы (СНС) прямо противоположны друг другу. Так, если под влиянием импульсов, поступающих по симпатическим нервам, учащаются и усиливаются сокращения сердца, повышается кровяное давление, расширяется зрачок, то импульсы, приходящие по волокнам П. н. с., вызывают замедление и ослабление сердцебиений, понижают артериальное давление, суживают зрачок. Последний, эфферентный, нейрон П. н. с. расположен, как правило, в самом иннервируемом органе, а не в т. н. пограничном стволе, как это имеет место в СНС. Медиатором, образующимся в нервных окончаниях П. н. с., является ацетилхолин (преобладающий медиатор в СНС – норадреналин).

Cпособ проверки кандидатов на должность, при котором от кандидатов требуется отсортировать материалы, имеющие отношение к поставленной проблеме, задаче или ситуации, которая является обычной для должности, на которую они претендуют.

Один из этапов обучения по схеме «начальная школа elementary school – промежуточная школа – четырехлетняя средняя школа 4-year high school ", рассчитан на детей в возрасте от 9 до 13 лет (4–8 классы). Основные новшества таких школ, возникших после второй мировой войны, заключались в введении занятий по отдельным предметам на более ранних этапах (в среднем на 100–125 учеников приходится четыре преподавателя: по языку и гуманитарному циклу, по общественным дисциплинам, по математике и естественно-научному циклу). Число муниципальных «промежуточных школ» постепенно растет, в начале 1990-х гг. их было около 9 тыс.

Cтимулирование продаж товара в общенациональном масштабе