Ведущее место в системе форм самостоятельной работы принадлежит работе с книгой. Прежде всего это касается изучения общественных и гуманитарных наук, где книга является важнейшим средством усвоения содержания науки.

Основы формирования навыков самостоятельного чтения закладываются в средней школе. Однако они часто оказываются недостаточными для успешного обучения в вузе. Студенту во время самостоятельной работы приходится изучать различные виды литературных источников, научной литературы. Они отличаются от других авторской интерпретацией сформулированных важнейших теоретических положений. Наработки основоположников того или иного направления в философии, экономической теории, политологии, социологии, международных отношениях и других науках столь значимые для глубокого понимания теории, что без него невозможно обойтись в учебной работе.

В учебной деятельности студентов особое место занимает самостоятельное изучение научных источников, поскольку усвоение их содержания предоставляет методологию, теоретические основы научного мировоззрения, развивает способность к творческому мышлению, расширяет кругозор, формирует жизненную позицию.

В организации работы над научными первоисточниками необходимо придерживаться следующих правил.

1. Четко знать перечень работ, которые подлежат обязательному, углубленному изучению. Он определяется учебной программой курса.

2. Учитывать, что различные научные труды используют для решения различных задач: одни непосредственно раскрывают содержание проблемы, другие выясняют методологическую суть проблемы, еще другие - охватывают широкий круг проблем и полезны в изучении нескольких смежных наук. Отдельные темы требуют обязательного изучения нескольких научных работ, каждая из которых освещает одну грань проблемы.

3. Приступая к самостоятельному изучению сложных теоретических трудов, студентам приходится преодолевать и определенные психологические трудности. Несмотря на индивидуальные особенности студентов (уровень подготовки, развитие мышления, умения самостоятельно работать с книгой и т. п), трудности первого этапа являются общими для всех. Прежде всего они связаны с особенностями научных трудов как литературных произведений. Они не адаптированы для изучения, поскольку не является ни учебным, ни научно-популярными. Поэтому сложные теоретические вопросы в них далеко не всегда детально объясняются, поскольку автор считает, что это вопрос понятен тем, кому он адресует свое произведение.

Кроме того, большинство рекомендованных для изучения научных трудов вызвана к жизни определенными историческими обстоятельствами. Для студента эти обстоятельства не всегда известны, часто они не просматриваются и в тексте произведения. Все это нередко заставляет студента изучать тогдашние экономические, политические, социальные условия, чтобы понять сущность, особенности, значение сформулированной теории.

Поскольку в основном работы написаны не с учебной целью, в них может быть много второстепенного, неважного для темы, которая изучается. Сложность отграничения главного от второстепенного связана и с тем, что отдельные положения научных трудов не имеют в современных условиях того звучания, которое они имели на время их написания.

В лекциях, на консультациях преподаватели, как правило, комментируют особенности научного труда, рекомендуют студентам наиболее рациональные способы преодоления трудностей во время ее обработки.

Самостоятельное изучение сложных научных работ связано с необходимостью понимания их языка. Речь идет об адекватном толковании незнакомых понятий, терминов, терминологических словосочетаний. В научных трудах, написанных в исторически отдаленные времена, возможно употребление лексики, которая вышла из речевого обихода, что тоже вызывает трудности студента в адекватном толковании текста.

Не менее сложно для студента применить теоретические положения к реальной действительности. Суть обучения в высшей школе заключается в закреплении навыков уместного использования полученных теоретических знаний в жизни. Соответственно, изучение научных работ является не самоцелью, а инструментом будущей повседневной деятельности. Поэтому работа студента над первоисточниками не может ограничиваться лишь пониманием, запоминанием содержания теоретических проблем, которые в них рассматриваются. Он должен осознать, где и в каких случаях эти теоретические положения можно применить в его повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности. Если теоретические выводы имеют актуальное значение, то усвоенными их можно считать лишь тогда, когда студент уметь использовать их в жизни, то есть с помощью этих теоретических положений анализировать соответствующие социальные, экономические и другие ситуации. Более подготовленный студент встречает меньше трудностей, он с ними справляется значительно легче, часто без прямой помощи преподавателя. Другом без квалифицированной помощи справиться с ними трудно. К тому же молодой человек не всегда точно знает природу своих трудностей, а потому может не найти адекватных средств их преодоления.

С психологической точки зрения эти трудности связаны с ориентировкой в материале, который изучается. Главным психолого-педагогическим моментом в организации самостоятельной работы студентов является формирование необходимой ориентировочной основы для познания содержания, значения научной работы, интеграции почерпнутой в нем информации в контекст ранее усвоенных знаний, видение возможностей использования этих знаний на практике. По своей сути ориентировочная основа действий студента самостоятельного изучения научной литературы образована набором конкретных задач, выполнение которых дает ему правильное направление в работе. Имея это целью, преподаватель рекомендует студентам, что и как необходимо изучить в конкретном труде, как "увидеть" применения ее теоретических положений в жизнедеятельности общества.

наиболее Целесообразно поэтапно изучать научное произведение.

На первом этапе необходимо изучить исторические условия и причины, побудившие автора к написанию научного труда. В связи с этим важно предварительно в общих чертах ознакомиться с ней: прочитать оглавление, предисловие, заключение (послесловие), просмотреть ссылки на источники, имена, события. Это дает возможность выяснить причины, которые побудили автора взяться за написание труда, имена его идейных союзников и оппонентов, диалектику развития исследуемой ним научной проблемы. Такая работа помогает понять структуру труда, общее развитие мыслей автора, направление работы.

Полезным является и знакомство с критической литературой, которая касается этой работы, а также с информацией об исследуемой в ней проблему, которая содержится в энциклопедических справочниках, словарях, журналах, брошюрах.

Существенно поможет студенту в освоении материала изучение событий и фактов, которые освещаются в работе. Однако просто знать факты недостаточно, необходимо вникнуть в их суть, понять причины их возникновения, роль и значение в развитии соответствующего явления (процесса). К предыдущему этапу относится также работа по выяснению взглядов, идей и личностей, о которых пишет автор.

На втором этапе самостоятельной работы над научной работой происходит усвоение ее идейно-теоретического содержания. Студент должен вычленить ее узловые идеи в аспекте изучаемого предмета, осмыслить их суть. Однако нередко студенты изучают и конспектируют произведения, слепо идя за текстом. Пользы от такой работы мало. Потому, получив задание выделить в научной работе узловые идеи и положения, они часто проявляют свою беспомощность. Помогает в развитии соответствующих умений постановка преподавателем возможных вопросов, направляют самостоятельную работу студента.

На этом этапе целесообразно проанализировать идеи и положения, которые получили творческое развитие в труда, что изучается. Только при таких условиях можно понять то новое, что содержит она по сравнению с другими трудами, выяснить, как, в каких взаимосвязях рассматриваются в других работах сформулированные в ней вопросы. Все это помогает глубже понять затронутые автором проблемы, всесторонне раскрыть их содержание, проследить развитие идей и теорий.

Анализируя научную работу, студент должен понять логику развития теоретических положений, размышлений автора. Особенность этого задания заключается в том, что он познает законы общественного развития не путем исследования социальной действительности, как это делает ученый, открывает, обосновывает тот или иной закон, а путем овладения уже открытого наукой. Имея это в виду, он должен освоить не готовые выводы и результаты, а познать источник и логику их получения, то есть повторить процесс научного поиска. Это означает, что во время самостоятельной работы с произведением студент обязательно должен размышлять вслед за автором.

Третьим этапом работы с научной литературой является систематизация, обобщение знаний, анализ на их основе конкретных фактов и событий действительности.

Особенность научных трудов заключается в том, что заложенные в них идеи и положения раскрываются автором, как правило, не в одном месте работы. Собрать воедино однородный материал - нужное и нелегкое дело для студента. Большинство авторов в своих работах много важных положений формулируют в процессе полемики, которая может быть поучительной, научной, доказательной, конкретной, конструктивной, основанной на тщательном изучении материала. В процессе анализа работ студент должен научиться отбирать из полемического материала позитивное содержание, то есть высказывания и утверждения, которые противопоставляются критикуемым и является вкладом в развитие экономической, исторической или социально-политической теории.

Много теоретических проблем и конкретных вопросов, которые освещаются в научных трудах, длительное время не теряют своего значения. Поэтому творческое овладение их содержанием предполагает выработку у студентов умений применять теорию к решению практических задач. Это порождает необходимость изучать научные труды в взаимосвязи с современными реалиями, анализировать с позиций теории конкретные факты и события реальной экономической и социальной жизни.

С методической точки зрения процессы изучения научных трудов, учебной и учебно-методической литературы (учебников по соответствующим дисциплинам, учебных и учебно-методических пособий, методических разработок и указаний, справочной литературы), имея много общего, обладают и определенными особенностями. Изучая их, студенты, кроме умения читать книги и конспектировать материал, выделять главные идеи и связывать их с современными задачами общественного развития, должны ориентироваться в потоке этих изданий, определять главные, владеть культурой чтения и ведения записей, иметь навыки работы с библиографическими изданиями и тому подобное.

Однако нередко они не представляют четко, что сначала изучать - научную или учебно-методическую работу. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Все зависит от конкретной учебной дисциплины, темы, уровня подготовки студентов. Иногда не обходится без рекомендаций преподавателя, какие произведения и в какой последовательности изучать. Из-за непонимания важности этой работы некоторые студенты ограничиваются чтением и конспектированием учебно-методической разработки научного произведения, считая, что изучают его.

Правильная организация самостоятельной работы с учебной и учебно-методической литературой предполагает выяснение общей последовательности изучения рекомендованных к теме, разделу курса источников, цели и задач, методов и форм работы с ней.

Книги - не единственный источник учебной информации, их дополняют периодические издания, в частности газеты, журналы; интернет. Главная их особенность заключается в свежести научной мысли (в научных журналах публикуются результаты последних исследований), наличии большого фактического материала для анализа.

Обязательным элементом самостоятельной работы с книгой, журналом, газетой является записывания содержания прочитанного, важнейших мыслей автора. Процесс записывания прочитанного актуализирует главные идеи и положения, фиксирует самое важное в содержании, положительно влияет на запоминание материала.

Основными общепринятыми формами записывания прочитанных источников есть выписки, тезисы, план, конспект. Использование их зависит от назначения, характера произведения, подготовленности студента.

Выписки - фрагменты из книжного текста, журналов, газет. Они нужны для того, чтобы выбрать из прочитанного самое существенное, что помогает глубже понять текст. К их достоинствам принадлежат точность воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве пользования. Они могут быть дослівними (цитаты) и произвольными, когда мысль автора излагается словам того, кто с ней знакомится. При этом важно уметь кратко формулировать свои мысли. Сноровка дается не сразу, ее достигают в процессе работы над собой. Экспериментально доказано, что самостоятельно сформулированная фраза запоминается в 7 раз быстрее, чем переписана. Поэтому при необходимости активизировать свою память студенту следует самому формулировать то, что нужно хорошо запомнить, а не пассивно фиксировать в памяти чужие строки.

Выписки лучше делать на карточках, поскольку их легко подобрать по темам учебного курса, группировать по отдельным проблемами, дополнять или освобождаться от устаревших.

Другой формой записывания при чтении книги, журнала есть план - короткая форма записи основных вопросов, которые рассматриваются в книге или журнальной статье. Его можно сдавать во время чтения или после ознакомления с прочитанным, что дает возможность подытожить проделанную работу. Составление плана после ознакомления с прочитанным эффективнее, поскольку обеспечивает его краткость, последовательность. Трудности составления заключаются в необходимости заранее выяснить построение текста, развитие мыслей автора, а потом ясно и кратко это изложить.

План не исключает цитирования отдельных мест и обобщающих положений. Его составление приучает студента к четкому логическому мышлению, помогает выработать умение кратко и последовательно излагать суть вопроса, организовать самоконтроль, стимулирует его умственный труд.

более Полной и более совершенной формой записи являются тезисы - краткое изложение прочитанного. Они не повторяют дословно текст, но часто могут быть близкими к нему, воспроизводят некоторые важные для понимания его содержания характерны выражения.

Тезисы особенно способствуют обобщению материала, изложения его сути в коротких формулировках. Как правило, в тезисах не приводят обосновывая фактов, примеров. Иногда в окончательном варианте тезисы нумеруют по порядку. Рациональная последовательность позволяет сделать их краткими, избежать повторений.

В академическом учебном процессе конспект считают целесообразной формой записи при изучении научной, учебной, учебно-методической литературы. Ведь конспектирование является процессом умственного переосмысления и письменной фиксации прочитанного текста. В результате конспектирования появляется запись, который помогает его автору немедленно или через некоторое время с необходимой скоростью воспроизвести полученную ранее информацию. Сама этимология слова "конспект" дает ключ к пониманию сути его как продукта деятельности. Конспектирование позволяет исчерпывающе изложить главное содержание произведений, документов, выяснить внутреннюю связь и логическую последовательность обоснованных в них теоретических положений.

К конспектированию следует приступать литое после общего ознакомления с его содержанием, усвоение связи между основными мыслями, положениями, главной идеей произведения. Конспекты, составленные без предварительного прочтения первоисточника, перенасыщены второстепенными сведениями. При этом необходимо помнить основные требования к конспектированию. Они сводятся к тому, что конспект - не самоцель, а результат глубокой самостоятельной работы студента над произведением, а конспектирование является творческим процессом. По содержанию и форме конспект должен быть составлен так, чтобы помогать усвоению главных положений работы в их логической последовательности, быстрому, глубокому запоминанию и воспроизведению прочитанного. Важным требованием к конспектированию и главным его преимуществом называют высказывания студентом своего отношения к прочитанному.

Заботясь о грамотной организации текста конспекта следует придерживаться следующих правил:

Четко, кратко, лаконично формулировать мысль. Это дает возможность сосредоточиться на главном, найсуттєвішому в прочитанном тексте;

Дословно записывать определения, афористические мысли, аргументы автора. Мнению, цитату нельзя обрывать посередине, при необходимости сделать пропуски в тексте используют три точки;

Все цитаты следует брать в кавычки, точно указывать источник (название, место выхода в свет, издательство, год выпуска, том, страница);

Оформлять важные статистические данные в виде таблиц, графиков, диаграмм;

Использовать сокращения слов, условных обозначений, если они вполне понятны автору конспекта и не затрудняют перечитывание записей;

Записывать компактно, что дает возможность сделать конспект доступным для осмотра;

Делать между строками интервалы, достаточные для вписывания дополнений по необходимости;

Датировать записи.

Даже хорошо подготовленный конспект следует постоянно пополнять и расширять. Новые государственные документы, выводы и тезисы, которые касаются законспектованого, интересные свежие факты и события, статистические данные фиксируют на полях. Отдельные дополнения можно записывать на листах или карточках, которые вкладывают в конспект, при необходимости используя их.

Объем конспекта зависит от уровня подготовленности студента, характера и сложности литературного источника. Однако многословны, большие по объему конспекты, как правило, свидетельствуют о неопытности студента, недостаточную осмысленность его работы.

Выполнен с соблюдением главных требований конспект способствует усвоению знаний, является неоценимым подспорьем в подготовке к экзаменам, в будущей практической деятельности.

МПЛ – это педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более правильного руководства им. Общественное значение методики литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы.

Курс МПЛ призван помочь развитию творческих начал личности-словесника, сформировать представление о литературном развитии школьников, об исторической смене методов и приемов обучения, о профессиональной деятельности учителя.

Общественная значимость: литература является одним из важнейших средств формирования мировоззрения и общественной позиции школьников.

Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом. Поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания тесно связана с литературоведением, а также с эстетикой.

Методика различает следующие формы организации учебного процесса: урок как основная форма учебных занятий, факультативные занятия, внеклассные, внешкольные (кружки, экскурсии, лит. вечера, выставки и т.д.).

Разработка методов обучения связана с решением следующих проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения, метод науки и метод обучения; характер познавательного процесса при изучении литературы; сущность литературного развития учащихся; пути и приёмы анализа художественного произведения; возрастные, типологические и индивидуальные особенности восприятия лит-ры; литературные способности учащихся.

Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества, в его гуманизации. Она несет в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки. Что сделано в теории и практике методики преподавания литературы на сегодняшний день? Преодолены однозначные подходы к развитию русской литературы XIX и XX столетий, изменились оценки многих литературных фактов, созданы вариативные программы, пособия, учебники, открыты различные классы, школы, лицеи, гимназии.

Девяностые годы принесли много нового в литературу, литературоведение, эстетику, философию, в саму методику. Можно обозначить следующие теоретические проблемы современной методической науки:

1. Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира. Здесь нельзя не заметить опасности своеобразной инерции, не- полноценности восприятия, свойственной значительной части

молодежи, выражающейся и в выборе книг для чтения, и в оценках прочитанного, и в тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин.



2. Взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы.

3. Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся.

4. Проблема изучения литературного развития учащихся, причем не только в исследовательском аспекте, а как основы школьного преподавания литературы, выбора программ, концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования

школьников.

5. Историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные.

6. Формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности.

7. Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Лекция № . 1 Предмет методики преподавания литературы, задачи дисциплины.

План:

1. Предмет, содержание и структура курса.

2. Методы исследования в методике преподавания литературы.

3. Межпредметные связи курса.

Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет.

Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики: нужны лишь знания самого предмета и любовь к нему, а педагогический талант и практический опыт обеспечат высокое качество преподавания.

С этим нельзя согласиться, так как ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. На наш взгляд, следует говорить о мастерстве, о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении, решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации.

В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.

Любая наука имеет право на существование как отдельная, самостоятельная отрасль знания при наличии трёх условий:

1. предмета исследования, который не изучается ни одной другой наукой;

2. общественной необходимости исследования данного предмета;

3. специфических методов научного исследования.

Основная задача методики преподавания литературы как науки - открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологическим.

Литературоведение изучает закономерности развития художественной литературы, дидактика - общие закономерности обучения, психология - закономерности психической деятельности человека. С этими науками методика непосредственно соприкасается, опирается на их данные, но решает при этом свои специфические задачи.

На основе открытия закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные принципы преподавания, а также частные правила, представляющие собою исходные данные для руководства практикой.

Методика преподавания литературы - педагогическая наука, предметом, которой является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.

Общественное значение методики преподавания литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы.

Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом, поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения.

Методика преподавания литературы тесно связана с литературоведением - методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается в определении цели, содержания, структуры курса литературы. Методология литературы оказывает влияние и на методы обучения.

Методика связана и с эстетикой, в процессе изучения литературы затрагиваются и философские, этические, исторические, языковедческие вопросы.

В решении ряда проблем методика преподавания литературы соприкасается и с психологией. Эта связь обнаруживается двояко: это психология художественного восприятия и психология обучения, умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания.

Но психология и методика не совпадают по предмету изучения: педагогическая психология изучает психическую жизнь детей; методика-педагогический процесс обучения как общественное явление, усвоение учащимися круга знаний, общее и литературное развитие, формирование умений и навыков.

Педагогический процесс в школе - явление очень сложное, в котором взаимосвязана обучающая работа учителей и учебная работа учащихся по разным предметам. Поэтому методика каждого предмета должна изучать взаимосвязи различных, особенно близких предметов - языка, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

Структура каждой науки отражает структуру предмета ее изучения. Структура методики литературы отражает процесс обучения литературе в школе. Основные элементы этого процесса: цели обучения, учебный процесс, учитель, ученик.

Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации в учебном процессе; учебный предмет диктует систему и методы его преподавания учителю; деятельность учителя формирует знания, умения, навыки учащихся.

Методика преподавания литературы разрабатывает проблемы, цели и задачи преподавания литературы в школе. Курс литературы должен отвечать воспитательным и образовательным задачам школы, требованиям научности и возрастным особенностям учащихся.

Методика руководит созданием типовых программ, в которой указаны произведения, подлежащие изучению; определен круг классного и внеклассного чтения на разных ступенях обучения; разработана система знаний и умений по теории и истории литературы и система развития устной и письменной связной речи, намечены межпредметные связи.

Разработка методов обучения связана с решением таких проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения; метод науки и метод обучения, сущность литературного развития, пути и приемы анализа художественного произведения и т.д.

Методика разрабатывает также проблему учебника и учебных пособий, проблему наглядности и использования технических средств обучения.

Методика, как и дидактика, различает следующие формы организации учебного процесса: урок, факультативные занятия, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, экскурсии, литературные вечера, выставки и т.д.).

Важнейшее значение имеет и вопрос о профессиональной подготовке учителя литературы, его творческой лаборатории, его профиля как специалиста.

Предмет научного исследования в методике - обучение учащихся литературе как учебному предмету. Следует различать практическое изучение процесса обучения учителем для совершенствования личного мастерства, теоретическое изучение с целью развития теории методики, совершенствования практики обучения в целом.

Хорошее знание практики школы - необходимое условие НИР (научно-исследовательской работы) в области методики. Наилучший способ изучения практики - непосредственное преподавание.

Обобщение передового опыта - один из методов научного исследования в методике. Исследователь должен четко осознать поставленную перед ним проблему, вычленить ее из сложного педагогического процесса, организовать последовательность наблюдения за ходом преподавания.

Избранная проблема должна быть, прежде всего, изучена в теоретическом плане: исследователь должен познакомиться с соответствующей научной литературой, а также с тем, какой материал для её решения может представить школьная практика.

Затем выдвигается гипотеза, т.е. теоретически обоснованное предположение о том, как должна быть решена поставленная проблема. Гипотеза должна быть подтверждена научно установленными фактами, взятыми в связи с другими фактами в точно зафиксированных условиях. Факты доказательны в том случае, если они могут быть воспроизведены в тех или аналогичных условиях, если с достаточной убедительностью исследователь может доказать реальные связи этих фактов с данными условиями, если устанавливаются причинно- следственные связи.

Педагогические факты должны быть точно зафиксированы: магнитофон, стенограммы, протоколы, письменные ответы, дневники и т.д.

Наиболее распространёнными являются следующие методы исследования:

1. Метод срезов, или метод массового одновременного опроса

2. Метод целенаправленного наблюдения способствует детальному изучению хода педагогического процесса, в соответствии с поставленной исследователями проблемой и гипотезой.

3. Метод естественного эксперимента (близок к методу наблюдений).

4. Лабораторный эксперимент.

Методы наблюдений и эксперимента требуют предварительной и последующей теоретической работы.

Список литературы:

1. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. – М., 1988.

2. Белянин В.П. Модели мира в литературе. – М., 1999.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н-Д, 2000.

4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.: Знание, 1987.

5. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М., 1993.

6. Власова Т.А.. Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.

7. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи. Ярославль,1998.

8. Лопатина А., Скребцова М. Ступени мудрости. М., 2003.

Лекция№ 2. Методологические основы специальной методики преподавания литературы.

План

1. Специальная методика преподавания литературы как наука.

2.Теоретические основы специальной методики.

3. Становление методики преподавания литературы как науки в ХIХв.

Методика литературного образования - это не только итог анализа чужого опыта, но и результат осмысления целого ряда теоретических проблем преподавания литературы в специальной (коррекционной) школе.

Методика преподавания литературы (специальная) рассматривает целый ряд вопросов, среди которых можно выделить:

Особенности восприятия художественной литературы дошкольником и школьником с нарушением речи;

Методику анализа литературного произведения на уроках литературы;

Организацию чтения, и формирование читательского интереса у детей с отклонениями в развитии,

Проведение уроков литературы, взаимосвязь методов и приемов обучения.

Соединением теории и практики характеризуются первый капитальный методический труд, известная книга Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка», лучшие методические работы В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, А.Д. Алферова, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова и других русских педагогов-словесников.

Курс методики преподавания литературы призван помочь развитию творческих начал личности словесника специальной (коррекционной) школы V вида, сформировать у будущих учителей представление о литературном развитии школьников с нарушением речи, об исторической смене методов и приемов преподавания литературы, о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя. Особое значение имеет при этом формирование сложного типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка студента к самостоятельному творческому поиску формирования устной и письменной речи учащихся с речевой патологией, индивидуализации и дифференциации обучения литературе.

Специальная методика преподавания литературы как одна из педагогических наук. Теоретические основы специальной методики (методологические, психологические, литературоведческие, лингвистические, коррекционно-педагогические).

Связь специальной методики преподавания литературы с базисными науками: литературоведением, лингвистикой, педагогикой, психологией, логопедией, этикой, эстетикой, методикой преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе. Основные методы исследования учебно-воспитательного процесса на уроках литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (изучение научной литературы, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом, метод опроса, эксперимент как способ проверки эффективности методико- педагогических исследований; использование количественных и качественных критериев).

Взаимосвязь теоретических основ специальной методики преподавания литературы и школьной практики.

Из истории специальной методики преподавания литературы.

Становление методики преподавания литературы как науки в ХIХв.

Развитие методической мысли в трудах Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского и др. выдающихся методистов, значение их трудов для развития специальной методики преподавания литературы. Использование для работы с детьми с ОНР программ и учебников.

Формирование и развитие специальной методики преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи как частной методики самостоятельного учебного предмета в 50-е гг. ХХ века.

Значение основных положений научно-методических трудов М.А. Рыбниковой и В.В. Голубкова для разработки важных направлений специальной методики преподавания литературы. Определение теоретико-методических основ преподавания литературы в школе ведущими методистами 60-90-х гг. (Т.Г. Браже, Н.И. Кудряшов, Н.О. Корст, Н.В. Колокольцев, Г.И. Беленький, З.Я. Рез, Т.Ф. Курдюмова и др.).

Поиск новых форм и методов обучения учителями-практиками в курсе литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Современный этап развития методической науки преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Специальная методика преподавания литературы как наука. Теоретические основы специальной методики. Специальная методика преподавания литературы как одна из

педагогических наук. Теоретические основы специальной методики (методологические, психологические, литературоведческие, лингвистические, коррекционно-педагогические).

Курс методики преподавания литературы предусматривает самообразование студентов в процессе овладения специальностью. Будущему учителю важно не только осознать специфику преподавания литературы в современной специальной (коррекционной) школе V вида, но и приобрести определенную перспективу, представление о возможных путях собственной творческой работы в школах того или иного профиля, о принципах создания авторских программ и учебных пособий. Ближайшие перспективы развития методики преподавания литературы: гуманизация учебно-воспитательного процесса, дифференциация обучения, интеграция предметов и конкретных методик, приближение уровня преподавания к уровню развития современной науки и культуры, создание новых технологий уроков, вариативных программ, интенсификация методов преподавания литературы, поиск новых форм обучения.

Совершенствование преподавания литературы в специальной (коррекционной) школе V вида предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника;

Определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования;

Воспитание самосознания и самостоятельности;

Коррекцию речевого нарушения;

Развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы;

Развитие воображения и чувства прекрасного;

Формирование творческого подхода к литературе.

Список литературы:

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н-Д, 2000.

2. Власова Т.А.. Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.

3. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия М., 1996.

4. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М.,1967.

5. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. – М., 1978.

6. Негневицкая Е.Т., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.

Лекция № 3 Принципы и методы коррекционно-педагогической деятельности на уроках литературы

План:

1. Понятие о принципах, методах и приемах обучения литературе в школе.

2. Принципы обоснования методов: А) методы, определяемые формой приобретения знаний; Б) методы, обусловленные характером познавательной деятельности учащихся и обучающей роли учителя.

3. Требования к личности и профессиональной подготовке учителя-cловесника.

4.Основные стороны деятельности учителя-словесника: исследовательская, конструкторская, организаторская, коммуникативная деятельность. Преподавание литературы как творческая деятельность учителя.

В педагогическом процессе учителю принадлежит решающая роль. Деятельность учителя и учащихся имеет свою специфику, свои цели. Цель учителя - обучая, воспитывать ученика, сообщая ему знания, развивать его ум, культуру чувств, формировать нравственные понятия, духовно богатую, активную личность,

Цель учащихся - выполнение заданий учителя.

Процесс обучения осуществляется посредством применения методов обучения.

Методы обучения - это «способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

Метод обучения реализуется через частные методические приемы.

Прием обучения - детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.

В практике школьного преподавания распространено обоснование методов по источнику знания:

Слово (лекция) учителя;

Самостоятельная работа и пр.

Да, на уроке учитель говорит, дети слушают, или учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают, или дети работают над книгой по заданию учителя.

Слово учителя на уроке литературы может иметь разную цель и разное содержание. Оно может предшествовать чтению произведения, чтобы эмоционально подготовить учащихся к его восприятию. Учитель может рассказывать учащимся о жизни и творчестве писателя, сообщать историко-литературные или теоретико-литературные знания - в этом случае слово будет иметь другую цель, другое содержание: учитель

может анализировать произведение, попутно раскрывая школьникам сущность, цели, приемы анализа и пр.

Очень различна по цели и содержанию может быть и беседа с целью активизировать восприятие учащимися прочитанного произведения: беседа-анализ по вопросам учителя; беседа-обобщение.

Самостоятельная работа может быть также разнообразна - закрепление изложенного учителем материала, исследование нового и др.

Естественно, что во всех указанных случаях работа учащегося будет различна и по содержанию, и по степени самостоятельности. Поэтому термины «лекция», «беседа», «самостоятельная работа» означают формы общения учителя с учащимися, но не методы.

Критерием в обосновании методов служит содержание обучающей деятельности учителя и соответствующей работы учащихся. Лекция, беседа, самостоятельная работа распространены в школьной практике, но следует четко осознавать, какие конкретные цели и содержание вкладываются в эти виды занятий, что должны ученики усвоить и чему научиться на них.

Исследователи М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в «Дидактике средней школе» (М., 1975) отмечают, что традиционная классификация методов по источникам знаний не определяет характера познавательной деятельности учеников. И.Я. Лернер обосновывает следующие общедидактические методы:

1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно рецептивный;

2. Репродуктивный;

3. Метод проблемного изложения;

4. Эвристический или частично-поисковый;

5. Исследовательский.

Первая ступень в логике познания литературным - восприятие художественной литературы. Процесс обогащения школьников литературными знаниями и умениями, процесс литературного, эстетического и нравственного развития их осуществляется в обучении, когда учитель применяет систему методов и приемов, соответствующих специфике литературы как учебного предмета.

Каждый метод обучения, применяемый учителем, связан непосредственно соответствующими этому методами, приемами и видами учебной деятельности. (М=П+ ВУД).

Кудряшев Н.И. в книге «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (М., 1981) обосновал следующие методы обучения литературе:

1. Метод творческого чтения;

2. Эвристический или частично-поисковый;

3. Исследовательский;

4. Репродуктивный.

Для метода творческого чтения характерны следующие методические примы:

– выразительное (художественное) чтение учителя;

– чтение мастеров художественного слова;

– обучение выразительному чтению учащихся;

– комментированное чтение;

– беседа, активизирующие непосредственные впечатления учащихся;

– постановка на уроках проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической);

– творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Методика обучения литературе как научная дисциплина. Литература как учебный предмет в современной средней школе.doc

Лекция №1.

Методика обучения литературе как научная дисциплина.

Литература как учебный предмет в современной средней школе.

2. Методика преподавания литературы и смежные с ней науки.

3. Искусство как усвоение и восприятие действительности.

4. Психологический аспект методики преподавания литературы.

5. Литература как учебный предмет в современной средней школе.
Вопрос 1. Понятие о методике преподавания литературы.

Методика преподавания литературы - исследующая закономерности обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся в процессе освоения ими художественной литературы как искусства слова.

^ Методика учебного предмета:


  • важная часть педагогики, указывающая путь, по которому можно идти при наставлении юношества (Н.И. Новиков);

  • отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику («Психолого-педагогический словарь», 1998);

  • частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету (М.Н. Скаткин);

  • предметная дидактика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельного учебного предмета (В.А. Сластенин);

  • система рассчитанных воздействий на различные индивидуальности учеников - искусство организовывать труд коллектива, каким является класс, умение беречь время, умение умно расходовать силы ученика, умение находить в учебном материале основное и главное (по М.А. Рыбниковой);

  • последовательность рассмотрения принципов, материала и методов работы учителя, отвечая на три основных вопроса: “зачем”, “что” и “как” (по В.В. Голубкову);

  • исследование закономерности преподавания и изучения конкретной учебной дисциплины в учебно-воспитательных учреждениях всех типов (по И.П. Подласому).
Определения объекта и предмета познания современной методической науки:

  • объект исследования методики учебного предмета - процесс обучения той или иной учебной дисциплине;

  • предмет - связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету (М.Н. Скаткин);

  • объект изучения в методике - не литература, учитель и ученик, их взаимоотношения в школьных занятиях по литературе, педагогический процесс и те закономерности, какие можно установить в образовательно-воспитательной работе на литературном материале (В.В. Голубков).
^ Основные задачи методики преподавания литературы:

определение в соответствии с требованиями сегодняшнего дня:


  • целей, специфики, содержания и объема школьного курса литературы;

  • его структуры;

  • преемственности и последовательности частей;

  • распределения учебного материала по классам;
изучение и описание наиболее рациональных и эффективных методов и приемов, способствующих более быстрому, основательному и глубокому усвоению художественных произведений в единстве содержания и формы;

Разработка вопросов об условиях и путях успешного усвоения школьниками определенных знаний, навыков и умений по литературе.

^ Содержание методики преподавания литературы:


  • установление познавательного, воспитательного и развивающего значения литературы как учебного предмета и его места в системе школьного образования;

  • определение задач обучения данному предмету и его содержания;

  • выработка соответствующих задачам и содержанию литературного образования методов, методических средств и организационных форм обучения.
^ Методы исследования в методике преподавания литературы:

метод наблюдений - целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в педагогической практике;

изучение, анализ и обобщение опыта (как отдельных учителей - словесников, так и коллективного);

анализ школьной документации. Источники информации:

Классные журналы;

Протоколы собраний и заседаний;

Расписания учебных занятий;

Календарные и поурочные планы учителей;

Конспекты и стенограммы уроков и т. п.;

индивадуальные беседы с учащимися и учителями;

эксперимент - научно поставленный опыт с целью изучения педагогического явления в естественных или лабораторных условиях;

тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников, определять параметры педагогического процесса;

анкетирование - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников (анкет). Применяются различные типы анкет:

Открытые - требующие самостоятельного конструирования ответа;

Закрытые - требующие выбора одного из готовых ответов;

статистический, с помощью которого определяются те или иные количественные показатели;

критическое изучение методического наследства - истории развития методики преподавания литературы;

изучение продуктов ученического творчества – сочинений, рефератов, иллюстраций и др.

Перспективы развития методики преподавания литературы (0. Ю. Богданова):


  • гуманизация учебно-воспитательного процесса;

  • дифференциация обучения;

  • интеграция предметов и конкретных методик;

  • приближение уровня преподавания к уровню развития современной науки и культуры;

  • создание новых технологий уроков и вариативных ;

  • интенсификация методов преподавания литературы;

Вопрос 2. Методика преподавания литературы и смежные с ней науки.

Смежные с методикой преподавания литературы области научного знания:


  • философия;

  • педагогика;

  • литературоведение;

  • эстетика;

  • психология;

  • языкознание;

  • история.
Философия является фундаментальной основой методики преподавания литературы как особой педагогической науки.

Теория познания утверждает познаваемость объективной действительности. ^ Научное познание отражает объективные закономерности. Художественное познание свойственно искусству, которое ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира.

Методика преподавания литературы использует анализ и синтез - приемы логики, являющейся отраслью философии.

Дидактика - теория обучения - тесно связана с методикой преподавания литературы как с отраслью знания, входящей в систему педагогических наук.

Основываясь на закономерностях педагогического процесса, методика преподавания литературы раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности школьника.

Литературоведение - наука, изучающая особенности художественной литературы, ее развития и оценок современниками. Состоит из следующих основных разделов:


  • теория литературы;

  • история литературы;

  • литературная критика.
Литературоведение в значительной степени определяет специфическое содержание методики преподавания литературы, придает ей особенные, характерные черты.

Эстетика - наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты

(К. Маркс).

Методика преподавания литературы способствует эстетическому воспитанию личности, цель которого - формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности.

^ Психологическая изучает закономерности развития психики человека, и методика преподавания литературы опирается на ее данные и понятия, среди которых особенно важны следующие:

Восприятие;

Мышление;

Характер;

Установка.

Языкознание исследует особенности языка - развивающейся знаковой системы, являющейся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности.

Язык, по образному определению, - первоэлемент литературы. (М. Горький), изучение которой в школе включает элементы языкового анализа.

История тесно связана с методикой преподавания литературы, так как учитель-словесник должен обладать прочными, глубокими историческими знаниями, руководство ваться в своей деятельности принципом научного исторического освещения изучаемых явлений, рассматривать их в конкретно - исторических условиях и связях.
^ Вопрос 3. Искусство как освоение и восприятие действительности.

Художественное освоение действительности (А.С. Бушмин, М.С. Каган):

элемент духовной культуры общества;

единство следующих видов деятельности:

Преобразовательной;

Познавательной;

Ценностно-ориентированной;

Коммуникативной.

^ Эстетическое восприятие - сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта.

Между художником и воспринимающим его искусство человеком нет непроходимой грани (В. С. Соколов, Б. С. Мейлах и др.).

Искусство -


  • художественное производство;

  • художественное познание;

  • форма общения - “При общении с искусством человек участвует в этом общении (как творец и как сотворец, реципиент) как личность, реализуя через квазиобъект искусства не какой-то элемент знания о действительности, а систему отношений к действительности (включая сюда ее эмоциональное переживание)”. Элементы художественного общения, обладающие самостоятельной функциональной нагрузкой, - “квазиобъект искусства” (А.А. Леонтьев).

^ Вопрос 4. Психологический аспект методики преподавания литературы.

Психологизация методики преподавания литературы - настоятельное требование, обеспечивающее ее дальнейшее развитие (В. В. Голубков).

Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений действательности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого.

Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности.

Восприятие - активная деятельность субъекта.

Эстетическое восприятие сопровождается эстетическим переживанием.

Между произведением искусства и воспринимающим субъектом всегда существует эстетическая дистанция, для преодоления которой необходима определенная настроенность субъекта.

Значимыми для методики преподавания литературы являются психологические концепции С.Л. Рубинштейна (1889- 1960) и П. П. Блонского (1884-1941).

Созданная С.Л. Рубинштейном и его последователями теория мышления - основа исследований закономерностей умственного воспитания.

Основные моменты концепции С.Л. Рубинштейна:


  • личность не просто проявляется в деятельности, но в ней формируется;

  • необходима замена образования как восприятия готовых результатов и копирования данных образцов системой, основа и цель которой - развитие творческой самодеятельности;

  • мышление - это не только деятельность субъекта (включающая мотивы, цели, умственные операции и т. д.), но и протекающий внутри ее пластичный процесс анализа, синтеза и обобщения, выявления проблемной ситуации, превращения ее в задачи и т. д.
Основные моменты концепции П. П. Блонского:

представления - переходная форма от восприятия к мышлению;

основа представлений:

В младшем школьном возрасте - действие предмета;

В среднем - причины, производящие действие;

В старшем - тенденция к составлению общей картины мира.

В трудах Л. С. Выготского (1896-1934) “Психология искусства” и “Развитие высших психических функций” изложены следующие идеи:

фундаментальная - о социальном опосредовании психической деятельности человека;

орудие этого опосредствования - знак (слово);

применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека:

Механическая память становится логической;

Ассоциативное течение представлений - продуктивным мышлением и творческим воображением;

Импульсивные действия - действиями произвольными;

внутренний план сознания - деятельностно освоенный внешний мир;

психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития;

искусство - “организация нашего поведения на будущее”, “социальная техника чувств”;

чувство - целостная эстетическая реакция;

художественная форма преодолевает материал.

Ведущая деятельность - это деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в отдельных психических процессах, в личности ребенка в целом и в которой зарождаются новые формы деятельности .

Развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе (по Д.Б. Эльконину а В.В. Давыдову):


  • младенческий возраст - непосредственно-эмоциональное общение;

  • ранний - предметно-манипулятивная деятельность;

  • дошкольный - игровая деятельность;

  • младший школьный - учебная деятельность;

  • подростковый - общественно значимая деятельность;

  • юношеский - учебно-профессиональная деятельность.
Установка (по Д.Н. Узнадзе) - готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении:

  • обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности;

  • служит основой целесообразной избирательной активности человека.
^ Формирование личности - это процесс ее изменения и развития в результате внешнего воздействия.

Термин введен в мировую практику А.С. Макаренко.

Основные виды формирования личности (по К. К. Платонову):


  • стихийное;

  • целенаправленное;

  • самоформирование.
Искусство общения в педагогическом аспекте можно определить как высшую степень педагогического мастерства в установлении контакта с детьми, профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними.

^ Важную роль при этом играют:

Культура речи;

Держать паузу;

Владеть мимикой, жестом.

Личностно -ориентированная модель обучения предполагает:

Развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования;

Формирование личностной культуры;

Развитие индивидуальности ребенка;

Сотрудничество как тактику общения с ребенком.

Ожидаемые результаты - расширение «степени свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.

Цель - содействие становлению ребенка как личности.

Основные проблемы психологии искусства:

Изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей;

Анализ художественного восприятия как формы сотворчества в различные периоды развития индвида;

Воздействие искусства на ценностные ориентации и мотивацию поведения субъекта, его мировоззрение.

^ Указанные проблемы имеют важное значение для методики преподавания литературы.
Вопрос 5. Литература как учебный предмет в современной средней школе.

Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества, в его гуманизации. Она несёт в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки. Что сделано в теории и практике методики преподавания литературы на сегодняшний день? Преодолены однозначные подходы к развитию русской литературы 19-20 столетий, изменились оценки многих литературных фактов, созданы вариативные программы, пособия, учебники, открыты различные классы, школы, лицеи, гимназии.

Временные стандарты литературного образования подготовлены в расчете на базовый компонент литературного образования, его инвариантное ядро. Это сделано с целью сохранения лучших традиций литературного образования в России, установления творческого взаимодействия ученых и учителей, придерживающихся различных взглядов. В разработке методологии преподавания литературы за основу взято «развивающее образование». В совершенствовании программ предпочтение отдано идее их концентрического построения.

Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность воспиятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

Уже в 1-4 классах учитель стремится воспитать читателя, способного к личностному восприятию, чуткому к слову автора. В 5-9 классах постепенно происходит освоение литературы в движении, в контексте культуры. В 10-11 классах школьники начинают сознательно относиться к процессу познания фактов искусства, что реализуется на уроках интерпретации и анализа литературных текстов.

Остановимся на проблемах и перспективах изучения поэтики художественного текста, на вопросах его интерпритации, что характерно для современного школьного литературоведения. В последнее время наметился интерес к вопросам поэтики в литературном образовании школьников, хотя ученые занимались им еще в 18 в. В начале 19 в. поэтика представляла собой руководство для написания сочинений и сочеталась с чтением и разбором образцов. В середине 19 века в старших классах гимназий изучалась теория поэзии и краткий курс русской литературы. Постановка в центре внимания преподавателя и методиста проблемы чтения пренадлежит Ф.И. Буслаеву. Утвердив чтение основой преподавания словесности, ученый отдает предпочтение риторике, а не поэтике.

В.И. Водовозов подчеркивает значение «живого впечатления» при первом чтении и отмечает особенности поэтики произведений различных родов литературы, он стремится к «идеальному анализу произведения» и часто использует прием сопоставления. В научном наследии В.Я. Стоюнина мы видим концепцию, согласно которой важна «связь частей с целым при развитии идеи в поэтическом произведении». В своих аналитических беседах В.Я. Стоюнин создал систему анализа художественных произведений, находя в каждом конкретном случае свой «тон анализа».

Поиск приемов работы, обеспечивающих целостность восприятия текста, его глубокую интерпритацию, понимание поэтики произведения характерны для методической науки XX столетия. Стилистика и композиция художественного текста постоянно интересуют М.А. Рыбникову.

В.В. Голубков очертил вопросы поэтики художественного текста в школьном литературном образовании: автор и его позиция, тема и идейная направленность, портрет, пейзаж, диалог, вводные эпизоды, стиль, значение творчества писателя.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова обозначены такие варианты понятия поэтики: теория литературы; учение о поэтическом творчестве; часть теории литературы, изучающая строение художественных произведений и используемые в них эстетические средства; поэтическая манера, свойственная данному направлению, эпохе.

В кратком историческом экскурсе В.В. Виноградов отмечает, что в самом термине «поэтика» объединились «практика и теория поэзии» и знакомит с концепциями С.П. Шевырева (изучение законов, управляющих поэтической деятельностью человека); А.А. Потебни (растворение поэтики в сфере семантики поэтического слова); А.Н. Веселовского (задачи изучения «эволюции поэтического сознания и его форм», сущность поэзии выясняется из ее истории; неразличение категорий «поэтического языка», «поэтического стиля» и «стилей литературы»). В 30-е г. XX столетия, по мнению В.В. Виноградова, возникает замысел – «растворить поэтику в общей концепции теории литературы». Эту концепцию В.В. Виноградов связывает с трудами Л.И. Тимофеева, Г.Н. Поспелова, В.И. Сорокина, Г.Л. Абрамовича, Л.В. Щепиловой. В.В. Виноградов убежден, что поэтика «как наука о формах, видах, средствах и способах словесно – художественного творчества, о структурных типах и жанрах литературных сочинений стремится охватить не только явления поэтической речи, но и самые разнообразные стороны строя произведений литературы и устной народной словесности.

Раздумья В.В. Виноградова о творчестве ряда писателей представляют большую ценность для современных исследователей и преподавателей вузов и школ. Например, он показывает, как У. Сомерсет Моэм понимает образ автора, его многоликость и отмечает необходимость отличать образ автора и образ «я»; анализируя «Марию Стюарт» Стефана Цвейга, он показывает связь поэтического замысла и композиционных форм его воплощения; одним из острых вопросов современной поэтики называется вопрос о деталях «в композиции словесно-художественного целого», так как исследователи и художники слова занимают различные позиции. В целом В.В. Виноградов убежден, что поэтика «охватывает все виды и разновидности литературы в их развитии, в их историческом движении», и «рассматривает литературно-художественные произведения в структурно-теоритическом, в историческом и сравнительно-историческом, а также в сравнительно-типологисеском аспектах.

Строго говоря, в том или ином аспекте каждый исследователь касается проблем поэтики. В этом убеждает ссылка на книгу С.Е. Шаталова: «Поэтика стремится обнаружить в словесно-речевом материале определенную систему, свидетельствующую о творческих принципах писателя. Исследуя ряд структур одного писателя (или структурный тип у различных), она стремится к раскрытию закономерностей сочетания изобразительных художественных средств в исторически обусловленной и в то же время индивидуально неповторимой структуре произведения». Как видим, в литературе термин «поэтика» в большинстве случаев соотносился с пониманием изобразительно – выразительных средств произведения, его целостности.

Продуктивная точка зрения высказана в польском издании Ержи Фарыно («Введение в литературоведение»). В разделе «Поэтика и ее разновидности» дано три значения поэтики, причем все три достаточно широкие. Прежде всего, поэтика понимается «как свойство и закономерности самого произведения» (при этом подразумевается, что научный аппарат не искажает объекта). На третьем месте стоит «система требований и ожидаемых свойств произведения». В книге говорится о том, что в «современном понимании поэтика систематизирует наблюдаемые (и возможные) свойства художественных текстов и вырабатываетинструмент их анализа». Введение категории «инструмент анализа» перспективно и для филологии, и для методики.

Ержи Фарыно называет различные виды поэтики: имманентная, описательная, историческая, структурная. Кроме того, он расширяет разделы поэтики, вводя в них стилистику, композицию, ритмическую организацию текста и генеалогию (создание и развитие родов и жанров). Используя материал «Краткой литературной энциклопедии», Фарыно считает, что в подходе к тексту произведения, с точки зрения описательной поэтики, преобладает «констатация или опознание», с точки зрения структурной, «преобладает момент интерпретации» и свойства произведения во взаимосвязях. Тем самым дана методика подходов к художественным текстам на основе представления об интерпретации.

В публикации Т.А. Калгановой отмечены важнейшие тенденции совершенствования школьного литературного образования в связи с введением государственных образовательных стандартов: это пробуждение интереса к чтению книг, опора на читательские впечатления, осознание «художественной ценности и непреходящего общечеловеческого значения произведений», выбор различных методов обучения и форм урока. Особо хотелось бы подчеркнуть утверждение Калгановой о том, что наряду с термином «анализ» многие «все чаще говорят: чтение и осмысление, интерпретация или толкование текста».

Читательская культура школьников является существенным показателем духовного потенциала общества. Так желаемое многими расширение круга чтения ученика связано с истоками духовной культуры и обогащением гуманитарных знаний. Каковы же читательские интересы современного школьника? Проведенное нами в течение 1994-1997 гг. исследование круга чтения и особенностей восприятия (более 1000 анкет учащихся V- XI классов гимназий, школ и лицеев гг. Москвы, Орла, Вологды, Южноуссурийска). Показало достаточно пеструю картину и по выбору книг, и по уровню общей культуры, и по личному отношению к прочитанному. На первом месте по количеству любимых книг стоит зарубежная литература. На второе место следует поставить произведения русской литературы ХХ в. самыми любимыми писателями являются Булгаков, Есенин, Пикуль (старшие классы), Николай Носов (средние классы). Лишь на третьем месте оказались произведения русской классической литературы. Предпочтения таковы: Пушкин (и средние, и старшие классы), Лермонтов (старшие классы), Гоголь, Чехов (средние и старшие классы), Л. Толстой (старшие классы), Тургенев (средние и старшие классы).

Есть ученики, которые предпочитают научную литературу или публицистику. Некоторые просто любят учебу в целом. Как не порадоваться! Однако удручает наличие ответов пустых, бесцветных. Но перед нами новый школьник конца ХХ в., который имеет обширные интересы, разбирается в искусстве, спорте, имеет свои суждения. Его предстоит привести к диалогу-встрече с писателями. Раскрывая свое понимание порочитанного, учащиеся в ответах на вопросы анкет о любимых занятиях, авторах, о личных впечатлениях от художественных текстов выбирают, как правило, тексты, изучавшиеся в школе, и чаще всего говорят о сюжете («особенно с неожиданными поворотами»), о героях («нравится следить за героями»), нишут о стиле писателей и поэтов («люблю классическое искусство, где все прямо, без всяких символических штучек» - XI класс), («стиль легкий и тяжелый одновременно» - Х класс – о «Войне и мире» Л. Толстого), («стль увлекающий, легкий, заинтересовывающий в чтении» - Х класс –о «Евгении Онегине» Пушкина). Отдельные замечания могли бы составить честь и литературоведу. По нашему мнению, многие недочеты ученического восприятия объясняются не возрастом и индивидуальными склонностями ученика, а недочетами школьного преподавания литературы, которое не должно разрушать природу художественного текста, того неуловимого «легкого дыхания», о котором писал Л.С. Выготский.

Развитие читательской активности – одна из важнейших задач школы. Программы 90-х гг. дают учителю свободу выбора книг для чтения, бесед и изучения. Читательские предпочтения школьников убеждают в возрастающей значимости влияния семьи, дома на развитие личности ученика. Не следует забывать о влиянии книжного рынка т языка телевидения на характер восприятия литературы и переработку художественной информации. Налицо и позитивные, и негативные тенденции. Поэтому многие учителя озабочены преодолением разрыва между изучением литературы под руководством преподавателя и самостоятельным чтением ученика.

Представление о необходимости совершенствования школьного литературоведения на основе целостного изучения поэтики художественного текста, знания читательского восприятия, психологии школьника и мотивации его деятельности начинает утверждаться в теории и практике преподавания литературы.

Итак, мы коснулись проблем и перспектив изучения поэтики художественного произведения в контексте актуальных концепций литературоведения и методики. Прежде всего, как было отмечено выше, речь идет о содержании и структуре школьного литературного образования на современном этапе развития нашего общества. Существование различных программ и учебных пособий при наличии государственных стандартов литературного образования помогает установить содержание предмета «литература», его инвариантное ядро, которое сохраняется при многообразии вариантов обучения. Оно включает в себя характеристику уровней литературного развития школьников по окончании девятилетней и одиннадцатилетней школы и средства, с помощью которых эти уровни могут быть достигнуты.

Художественная литература формирует самосознание современного общества. Начало всему- в школе. Особенно важно преодоление своеобразного отчуждения от системы нравственных и эстетических ценностей, которые раскрываются для школьника через приобщение к художественному миру литературного произведения. Не случаен интерес к расширению литературного образования в начальной школе на основе интеграции русского языка и литературного чтения, формирования навыков письма, чтения и говорения, а также приобщения к самостоятельной деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Какое определение методики преподавания литературы вы считаете наиболее значимым?

2. Какая концепция преподавания литературы в школе соответствует вашим профессиональным интересам?

3. Назовите теоретические проблемы современной методической науки.

4. Какие психологические исследования представляют для вас наибольший интерес?

5. Какие литературоведческие концепции вы предпочитали бы использовать в будущей профессиональной деятельности?

Образование человека есть путешествие

в стране духа, в мире человеческой культуры.

С. И. Гессен

Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы вызывает оживленные споры учителей - словесников и ученых- филологов. Для одних – это прикладное литературоведение, для других – искусство учить, третьи видят прежде всего такую организацию процесса обучения, которая опирается на данные психологии о читателе – школьнике, о периодах его развития и особенностях восприятия им произведений художественной литературы.

Одним из первых дал определение методики Н.И. Новиков в статье ""О сократическом способе учения"": ""Одну из важнейших частей сей науки составило бы точнейшее показание, как надлежит располагать ученье по различию наук и знаний, кои должно доставлять юношеству, по различию учащихся, их способностей, склонностей и будущего их определения. Сия часть педагогики научила бы нас образу ученья, употреблению наблюдений и выводимых из них правил. Вероятно, что мы и никогда не будем иметь всеобщей методики, ибо всякий при воспитании и наставлении идет своим путем и часто из упрямства не хочет пользоваться советом благоразумных мужей, на коих знание в сем деле полагаться можно"".

В определении Н.И. Новикова подчеркивается мысль о том, что методиканамечает путь, по которому следует идти при ""наставлении юношества"" .

Для того, чтобы выбрать этот путь, необходимо проанализировать чужой опыт и осмыслить ряд теоретических проблем преподавания литературы в школе, среди которых можно выделить следующие:

О целях и содержании литературного образования школьников,

О читателе – школьнике, о читательском интересе, о развитии читательской самостоятельности,

О восприятии художественной литературы учащимися,

Об анализе литературного произведения на уроках литературы,

О проведении уроков литературы,

О взаимосвязи методов и приемов обучения,

О развитии устной и письменной речи учащихся,

Об индивидуализации и дифференциации обучения,

О личностно ориентированном подходе к учащимся и т.д.

Вопросы методики преподавания литературы сегодня активно обсуждается. Много и плодотворно работают украинские ученые: Ю. Булаховский, Е.Волощук, Т. Денисова, Д. Затонский, Е. Исаева, Л. Мирошниченко,



Д. Наливайко, А. Пронкевич, С. Сафарьян, К.Шаховая и др.

Интересный материал для размышления дает история развития методики преподавания русской литературы.

Школы в Древней Руси , открывавшиеся главным образом при монастырях, ставили своей целью чтение церковных книг и овладение славянской книжностью. Основной ""мудростью"" в древней школе признавалась грамматика, которая соединялась с риторикой и поэтикой. Школьников учили не только читать и писать, но и сочинять речи, послания и даже вирши. Для этого в ""Азбуковниках" помещались образцы для списывания, заучивания и подражания. Все обучение носило нравственно-религиозный характер. Курс словесности включал чтение, обучение латинской грамматике, пиитику (по образцам складывание стихов), риторику (основы сочинения писем, ораторских речей на все случаи жизни). Обучение носило практический характер, особое внимание уделялось ""играм в словесные формы"".

В ХУ111 веке В. К. Тредиаковский переходит от латинских сочинений к российским и предлагает основанием для изучения литературы взять теорию и историю поэзии (это и обусловит будущие черты литературы как учебного предмета). И хотя словесность в то время не была выделена в самостоятельный предмет, поощрялись внеклассные занятия отечественной литературой, сочинение торжественных стихотворений, переводы. В привилегированных учебных заведениях действовали литературные общества, любительские драматические труппы. Риторика изучалась в связи с латынью. В методике преподавания словесности преобладала лекция, лучшие преподаватели включали в нее элементы беседы. Важную роль играли всевозможные письменные сочинения, и много внимания уделялось исправлению и анализу работ.



В конце столетия профессор Московского университета Х.А. Чеботарев выдвигает задачу формирования у читателя самостоятельного критического отношения к тексту произведения.

Особая заслуга в теоретической разработке проблем методики преподавания словесности принадлежит Н.И. Новикову - писателю, журналисту и издателю, который сформулировал принципыизучения словесности : уважение к личности ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, единство теории и практики, сочетание анализа (разбор образцовых сочинений) и синтеза (сообщение правил), изучение произведения в единстве его идейного содержания и поэтической формы, опора на личный опыт учащихся, развитие творческих способностей учащихся.

ВХ1Х веке поэт и литературный критик, профессор российской словесности А.Ф. Мерзляков предлагал при изучении словесности в центрвнимания поставить текст художественного произведения , его выразительное чтение и критический разбор, образцы которого предлагает преподаватель. При этом предлагается поощрять самостоятельные опыты учащихся.

Известный русский ученый-филолог, профессор Ф.Я. Буслаев , развивая идеи немецкого филолога Я. Гримма, предложил в центр системы преподавания словесности поставить слово, язык художественного произведения . Ученый доказывал преимущества эвристического метода обучения и проводил разграничение между методом и приемом (индивидуальной формой проявления метода), предлагал на всех этапах изучения произведения широко использовать прием сопоставления.

В.И. Водовозов (учитель словесности, методист) много внимания уделял воспитательному значению русской литературы, предостерегал от увлечения формой литературных произведений, рекомендовал заниматься анализом идейного содержания, выдвигая принцип доступности преподавания (анализ литературного произведения должен быть дополнен примерами из жизни).

Известный педагог-словесник В.Я. Стоюнин считал одной из главных задач преподавания литературы ""воспитание человека и гражданина"" и настаивал на том, чтобы в первую очередь развивалось у учащихся эстетическое чувство, а через него и умственные способности учащихся. В.Я. Стоюнин настаивал на принципе активного, сознательного усвоения литературы учащимися, утверждал, что школьники не должны верить на слово преподавателю. Учитель призван формировать собственные взгляды и убеждения школьников. Ставя в центр изучения художественное произведение, Стоюнин основным методом называл аналитическую беседу.

Талантливый педагог и литературовед Л.И. Поливанов в основу методики анализа текста положил изучение композиции, плана произведения, анализ языковых средств. Он предлагал связывать содержание произведения с его грамматическим строем, приучая воспитанников получать ""вкус к стилю фразы"" (А. Белый).

На рубеже Х1Х и ХХ веков Ц. П. Балталон первым применил эксперимент в методике, был страстным пропагандистом внеклассного чтения и литературных бесед, предлагал отказаться от изучения теории литературы и от использования хрестоматий. В.В. Данилов отвергал взгляд на литературу как на средство прямого воздействия на учащихся, он считал, что на уроке основное место должно быть отведено исследованию внешней (язык и стиль) и внутренней

(система образов) формы произведения. Он первым дал психологическое обоснование преподаванию литературы в школе, методов обучения.

В ХХ веке методист Н.М. Соколов особое место отводил развитию речи учащихся, разнообразным видам письменных работ, предлагал отказаться от написания сочинений по образцу, а лучше стимулировать творчество школьников, развивать их критической мышление. Он наметил этапы работы над текстом произведения, дал характеристику вводных занятий, чтения и анализа текста как важнейших этапов изучения, заключительных занятий, которые связываются у него с подготовленным художественным чтением, драматизацией, инсценированием, с внеклассной и внешкольной работой.

М.А. Рыбникова, ученый-филолог, была сторонницей филологического изучения литературы, требовала от учителей прежде всего знания своего предмета, считала, что ""претворение множества знаний и явлений во всех их элементах в систему целостных уроков – такова самостоятельная и специфическая задача методики"", отдавала предпочтение анализу формы литературного произведения, изучению его языка и композиции.

В.В. Голубков , педагог, ученый, разрабатывающий основы методики преподавания литературы, считал, что ""теория познания, эстетика, педагогика, литературоведение, языкознание, психология – вот шесть основных дисциплин, в которых следует искать теоретическое обоснование методики литературы"".

Н.И. Кудряшев много внимания уделял вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках литературы, изучению литературных произведений с учетом их родовой специфики, раскрытию научных основ методики преподавания как педагогической дисциплины. Он подробно охарактеризовал методы обучения литературе.

Несомненный вклад в развитие теории и практики преподавания литературы внесли современные ученые: А.М. Докусов, Е.А. Исаева, Н.В. Колокольцев, Л.Ф. Мирошниченко, Н.Я.Мещерякова, В.А. Никольский и др.

Ближайшие перспективы развития методики преподавания литературы в школе:

Гуманизация учебно-воспитательного процесса,

Дифференциация обучения;

Интеграция предметов и конкретных методик;

Приближение уровня преподавания к уровню развития современной науки и культуры;

Создание новых технологий уроков;

Интенсификация методов преподавания;

Поиск новых форм обучения.

Курс методики преподавания литературы призван помочь

развитию творческих начал личности словесника, сформировать у будущих учителей представление о литературном развитии школьников, об исторической смене методов и приемов преподавания литературы, о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя литературы. Особое значение при этом имеет формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником (субъект-субъектных), подготовка студента к самостоятельному творческому поиску.

Способствуют осмыслению приобретенных в различных областях знаний, формированию умений, необходимых в практике учителя-словесника, межпредметные связи:

- с занятиями по общественным наукам (это позволяет видеть социальную роль литературы как формы общественного сознания, разбираться в проблемах, отраженных в художественных произведениях);

- с занятиями по предметам литературоведческого цикла (что поможет выявить авторскую позицию в анализе художественного текста, связывать произведения с историей литературы);

- с занятиями по педагогике (знание закономерностей педагогики, проблем организации урочной и внеурочной деятельности школьников, своеобразия учительской деятельности и деятельности ученика окажут существенную помощь в преподавании литературы);

-с занятиями по психологии (без знания психологических особенностей школьников разного школьного возраста, психологии восприятия читателя- школьника, умения определять своеобразие индивидуальности ученика невозможно решить задачи литературного образования школьников);

- с занятиями по возрастной физиологии (важно знать физиологические особенности школьника, существенные для речевого развития, физиологию голоса и профилактику заболеваний речевого аппарата, гигиену чтения и профилактику заболевания органов зрения для гуманизации учебно-воспитательного процесса);

- с занятиями по эстетике (это необходимо для изучения художественной литературы как искусства слова, для эстетического развития учащихся, формирования умения сопоставлять произведения литературы и других искусств);

- с занятиями по культурологии (это позволит войти в контекст той культуры, в рамках которой написано произведение, что способствует постижению глубины художественного текста);

- с занятиями по предметам лингвистического цикла (это дает возмож-

ность грамотно организовать работу по развитию устной и письменной речи учащихся);

- с занятиями по техническим средствам обучения (для эффективности

организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо использование аудиовизуальных средств, учебного кино, учебного телевидении, компьютера).

Общие вопросы методики преподавания литературы как научной дисциплины:

Литература как учебный предмет в школе;

Основные этапы развития методики преподавания литературы;

Современные образовательные технологии;

Литературное развитие читателя-школьника;

Этапы литературного образования учащихся;

Методы преподавания литературы в школе;

Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике;

Вопросы истории и теории литературы в школе;

Урок литературы в школе;

Формирование умений и навыков на уроках литературы;

Развитие речи учащихся в системе литературного образования;

Внеклассная и внешкольная работа по литературе.

…..Сегодня основные проблемы методики преподавания литературы:

Как привлечь школьников к чтению художественной литературы,

Как научить детей получать удовольствие от встречи с художественным

Как развивать общекультурные, литературные и читательские компетенции

учащихся,

Как персонифицировать учебный процесс на основе личностно

ориентированного образования,

Как разработать новые технологии уроков, отыскать эффективные методы и

приемы обучения, чтобы помочь школьнику вырасти как читателю.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что является содержанием курса методики преподавания литературы?

2. Какие межпредметные связи способствуют формированию умений, необходимых в практике учителя-словесника?

3. Какие общие вопросы рассматривает методика преподавания литературы?

4. Какие цели преследует эта научная дисциплина?

5. Каковы перспективы развития методики преподавания литературы как науки?

6. Кто из методистов первым поднял вопрос о развитии творческих способностей учащихся?

7. Какова заслуга Н.И. Новикова в методике преподавания литературы?

8. Кто из методистов Х1Х века в центр изучения литературы поставил текст произведения?

9. Методические принципы какого ученого Х1Х века наиболее близки к современным?

10. Кто из ученых-методистов заложил основы гуманизации и гуманитаризации образования?

11. Каковы основные проблемы методики сегодня?

Тестовые задания.

1. Теоретически разработал проблемы методики преподавания литературы первым

а) Тредиаковский В.К.,

б) Новиков Н.И.,

в) Ломоносов М.В.

2. В Древней Руси главной задачей изучения литературы было

а) повышение грамотности населения,

б) нравственно-религиозное воспитания учащихся,

в) качественное образование школьников.

3. В каком веке в России методика преподавания литературы в центр образования поставила текст художественного произведения:

4. Курс методики преподавания литературы призван в первую очередь

а) вооружить студентов знаниями по методике преподавания литературы,

б) помочь студентам сформировать свое отношение к преподаванию,

в) подготовить студентов к самостоятельному творческому поиску.

5. Главные проблемы методики сегодня:

а) как воспитать настоящего гражданина,

б) как увлечь школьника чтением художественной литературы,

в) как познакомить учащихся с творчеством как можно большего количества писателей.