Классная доска

Классная доска с четырьмя поверхностями для письма в Хельсингском технологическом университете (Helsinki University of Technology)

Классная доска (синоним: школьная доска) - используемая в образовательных учреждениях поверхность, на которой преподаватель и ученики могут писать или рисовать для пояснения изучаемого материала. Классные доски используют также в различных учреждениях, чтобы оставлять записки и объявления о новых событиях, для записи счёта в небольших соревнованиях.

Разновидности

Грифельная доска

Грифельная доска

В XIX веке у каждого школьника была отдельная доска для записей, сделанные из гладкого серовато-чёрного аспидного сланца . Писали на них грифелем , а стирали записи тряпочкой. Учитель подходил к каждому ученику и проверял написанное. Впоследствии для удобства объяснения учебного материала стали применять одну большую доску на весь класс.

Меловая доска

Позже появились доски, на которых стали писать белым или цветным мелом . Они оказались настолько удачными, что используются в образовательных учреждениях до сих пор. Их изготавливают из дерева, стекла или металла и покрывают тёмной матовой эмалью , обычно чёрной, тёмно-зелёной или коричневой. Более качественные доски делают с покрытием из шероховатого фарфора , который очень устойчив к истиранию: такие доски могут выдерживать 10-20 лет интенсивного использования.

Существует также вариант классной доски, в которых поверхность для записей представляет собой длинный лист пластика , натянутый между двумя параллельными вращающимися цилиндрами. Вращая цилиндры, можно перемещать намотанный на них пластик, таким образом создаётся дополнительная поверхность для письма без необходимости постоянно стирать уже написанное.

Надписи, сделанные мелом, легко стираются влажной тряпкой или губкой. Иногда используют специальный ластик для доски: деревянный брусок, на который наклеена войлочная подушечка.

При всём своём удобстве, меловые доски имеют важный недостаток: при письме на них образуется меловая пыль, которая пачкает одежду и у некоторых людей может вызывать аллергию . Меловая пыль также может негативно влиять на чувствительное к пыли оборудование - например, компьютеры .

Доска для рисования маркерами

Доска для рисования маркерами

В середине XX века в школах стали появляться безмеловые доски белого цвета, на которых можно писать маркерами . Такие доски обычно делают из металла, покрытого эмалью, стеклом или пластиком. Если используются маркеры на водной основе, то надписи с доски стирают влажной тряпкой, если маркеры сухого стирания - специальным очистителем. К доскам, сделанным из стали, удобно крепить магнитами различные дополнительные информационные материалы (плакаты, таблицы и т. п.).

Флип-чарт

Флип-чарт

Флип-чарт используется в основном для проведения семинаров и конференций. Это подобие огромного блокнота - большие бумажные листы скреплены специальной прижимной планкой. Исписанный верхний лист отрывается или заменяется на новый. Флип-чарты удобны тем, что писать на них можно не только специальным маркером, но и обычной ручкой или карандашом.

Магнитная доска

Изготавливается из смеси магнитного порошка и резиноподобных полимерных материалов. Магнитные доски позволяют легко закреплять различные съемные таблички (буквы, цифры, и др.). Используются в основном в детских садах и для создания различных информационных табло.

Пробковая доска

Используется не для записей, а для крепления различных информационных материалов и иллюстраций с помощью кнопок и булавок. Изготавливается из натуральной прессованной пробки или другого пористого материала, обтянутого тканью.

Комбинированные доски

Ещё со времён появления меловых досок их стали делать с несколькими рабочими поверхностями: распашными или раздвижными. С появлением новых разновидностей досок стало возможным комбинировать их. Например, существуют доски, в которых основная рабочая поверхность - это маркерная доска, а распашные вспомогательные поверхности представляют собой магнитную доску и флип-чарт.

Интерактивная доска

Интерактивная доска

Белая поверхность такой доски используется как обычный экран для вывода любой информации с компьютера (с помощью медиапроектора), но главная её особенность - чувствительность к нажатию, что позволяет использовать доску как сенсорный экран . Для этого доска снабжается резистивным покрытием или комбинацией установленных по её краям светодиодов и фотодатчиков , позволяющими отслеживать координаты касания доски стилом (плассмассовый стержень со скруглённым кончиком, обычно имитирующий по форме маркер). Таким образом, интерактивная доска позволяет делать рукописные пометки на проецируемом изображении, а также сохранять эти пометки на компьютере .

Примечания

Литература

  • Богданов В. В. История школьных вещей. - СПб. : КАРО, 2003.
  • Усенков Д. Метаморфозы классной доски // Наука и жизнь . - 2007. - № 2. - С. 84-87.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Классная доска" в других словарях:

    КЛАССНАЯ ДОСКА - КЛАССНАЯ ДОСКА. Обязательный предмет классной комнаты, используется для наглядного представления учащимся учебного материала с целью более легкого его усвоения. Для современного К. д. в качестве средства письма используется не только традиционный … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ДОСКА, доски, вин. доску, мн. доски, досок, доскам, жен. Плоский с двух сторон кусок дерева небольшой толщины, обычно выпиленный из бревна. Дюймовая доска. Половая доска. Сосновые доски. || Пластина, плита. Медная доска. Мраморная доска. ❖… … Толковый словарь Ушакова

    Доска: Доска пиломатериал Классная доска Игровое поле для настольной игры (шахмат, шашек, го, рэндзю, реверси и т.д.). Шахматная доска Мемориальная доска Доска иконная Доска объявлений Гладильная доска Стиральная доска Чертёжная доска Доска … Википедия

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? доски, чему? доске, (вижу) что? доску, чем? доской, о чём? о доске; мн. что? доски, (нет) чего? досок и досок, чему? доскам и доскам, (вижу) что? доски, чем? досками и досками, о чём? о досках и о… … Толковый словарь Дмитриева

    доска - и/, вин.; до/ску; мн. до/ски, досо/к, доска/м; ж. см. тж. дощечка, досочка, досочка, дощатый, дощаной 1) Плоский с обеих сторон кусок дер … Словарь многих выражений

    И, вин. доску, мн. доски, досок, доскам, ж. 1. Плоский с обеих сторон кусок дерева небольшой толщины, выпиленный или вытесанный из бревна. Дубовая доска. Сосновая доска. □ [Лес] направляется к Белому морю, к Сороцкой губе. Там он распиливается на … Малый академический словарь

    ДОСКА - Тесать во сне доски – к ссоре, пилить их – к покойнику, раскалывать – к свадьбе или крестинам. Склеивать сломанную доску – помириться с кем то. Разломать – потерять дружбу. Буравить доску означает смелое намерение, приведенное в исполнение.… … Сонник Мельникова

    ДОСКА, и, вин. доску и доску, мн. доски, досок и досок, доскам и доскам, жен. 1. Плоский с двух сторон срез дерева, получаемый путём продольной распилки бревна. Толстая, тонкая д. Дубовые доски. Тесовые доски. Как д. кто н. (о тощем, худом… … Толковый словарь Ожегова

    И, вин. доску; мн. доски, досок, доскам; ж. 1. Плоский с обеих сторон кусок дерева небольшой толщины, выпиленный или вытесанный из бревна. Дубовая д. Забор из досок. С лодки на берег перекинули доску. * Потихоньку дед Данила Натаскал досок,… … Энциклопедический словарь

    - [асн], классная, классное. 1. Принадлежащий, относящийся к классу (во 2, 3, 4, 7, 8 и 9 знач.). Классная доска. Классный чин. Классный вагон (пассажирский вагон в отличие от товарных, служебных и т.п.). 2. Относящийся к высокому классу (в 6… … Толковый словарь Ушакова

Разукрашивать стены своих домов в Древнем Риме не возбранялось. В том числе и надписями. И древние римляне делали это с удовольствием.

В то далекое время грамотных было не так уж и мало и надписей было столько, что один житель даже написал на стене такие стихи:

"Я стена тебе удивляюсь, как ты не рухнула под тяжестью стольких надписей."

Как учились древние римляне грамоте? И кто их учил? Как это не парадоксально, грамоте римлян учили - рабы. Римская империя славилась своей культурой, которую создавали не богатые и знатные рабовладельцы, а люди, с небольшим достатком и занимавшие скромное положение в обществе. Художники, философы, музыканты, врачи, поэты, юристы и ученые, а также архитекторы и скульпторы в основном никакого отношения к знатному происхождению не относились. Очень много среди них было представителей других, покоренных народов, рабов и вольноотпущенников. В основном все рабы из городов владели грамотой. И даже больше,- учителя и врачи являлись в своем большинстве рабами.




И самая первая классная доска изобретена была, как многие ученые считают, неизвестным педагогом -рабом в Древнем Риме. Вероятно, это изобретение подсказали ему исписанные стены Рима? Ответа на этот вопрос теперь не может дать никто, но с того времени школьная (классная) доска получила мощное распространение по всему миру. И не только в школах и других учебных заведениях. Школьная доска для дома тоже стала востребована, когда обучение проходило на дому у знати или жителей, по-бедности не имеющих возможность отправлять детей в школу, но желающих обучаться грамоте.

Школьная доска практически не изменилась за последние несколько сотен лет. Но, все-таки, периодически она совершенствовалась.

1. Размер классной доски не всегда оказывался достаточным когда около нее отвечают одновременно 2-3 ученика.

2. Тем ученикам, рост которых был мал чрезвычайно трудно, а порой и невозможно было достать до верхнего края классной доски.

3. Стирание написанного занимало много времени.

4. После ответа у доски, даже самые аккуратные пачкались мелом.

Так что многие умы пытались хоть как-то усовершенствовать классную доску. Но как же это можно сделать...

Конец XIX - начало XX в. Парта с доской.

Например многие школы в Японии пошли по пути замены черных досок на белые пласстмасовые и пишут на ней специальными ручками с шестью цветами, чернила которых легко стираются и не оставляют никаких следов.

Существует доска в виде кольца замкнутой черной ленты, которая прокручивается вручную или небольшим электродвигателем. Барабан вверху является приводным, а нижний барабан погружен в емкость с водой, где расположенный материал очищает доску от мела. Есть доска, сделанная по принципу книги. Площадь её таким образом значительно увеличивается.

Вариантов изобретения, казалось бы из ничего, на самом деле великое множество... И классную доску продолжают "изобретать" даже в наше время.

Доски необходимы не только в школах, в аудиториях, институтов, крупных организаций и предприятий - для проведения семинаров, лекций и конференций. В этом случае применяются более непростые устройства. Так, взамен деревянной (пласстмасовой) поверхности используется освещенная панель из стекла, за которой располагаются много небольших магнитов. Мелом на стекле не удастся написать, но воспользоваться электромагнитом можно. Как только прикоснешься к стеклу электромагнитом, то из специальных ниш за стеклом выскочат крошечные магниты и прилипнут к обратной стороне. Если прикоснуться быстро и убрать руку с электромагнитом, получится точка. А при написании магниты за стеклом повторят ваши движения в точности. Чтобы стереть написанное используют другой электромагнит, который "заставляет" спрятаться маленькие магнитики в ниши обратно.


Школа всегда будет связана для нас не только с первым учителем, первыми друзьями и успехами или неудачами, но и с теми атрибутами, без которых мы сегодня не представляем ученика. Парта, ранец, школьная доска – каждый из этих предметов имеет свою интереснейшую историю. В этой статье мы расскажем о них и вспомним те школьные принадлежности, о которых современные школьники уже забыли.

Школьная парта

Этот предмет мебели, примерно в том виде, каким он запомнился нам из детства, появился только в конце XIX века. До этого специальных конструкций для учеников по-видимому не существовало, и дети учились за обычными столами.



Впрочем, были в старину специальные приспособления для письма, сегодня их назвали бы эргономичными – это поставец, секретер и конторка. Именно они послужили прототипами для позднее появившихся парт.



По мере увеличения грамотных людей в XIX веке стало расти и количество пациентов у окулистов. В конце концов на это обратили внимание, и молодой врач-гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман в 1870 году не только доказал, что учение портит зрение, но и предложил выход – конструкцию новой ученической парты. Ее так и стали называть «парта Эрисмана». От обычного стола она отличалась наклоном столешницы (так чтение происходило под прямым углом) и тем, что была сразу соединена со скамейкой. Исходный вариант этой парты был одноместным. Изготавливали эту мебель из массива дуба – для прочности, так что первые образцы были просто неподъемными.




Чуть позднее другой энтузиаст своего дела, ссыльный студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана. Именно он сделал ее двухместной, что позволило существенно сэкономить рабочее место в классах и придумал знаменитую откидную крышку, чтобы детям было удобнее из-за парты вставать. Так как в деревенских школах не было шкафчиков, он предложил накрутить на парты сбоку крючки для сумок, а под столешницей сделать удобные полочки для книг и тетрадок. Ну, еще углубления для чернильниц, два желобка для перьев и карандашей, – и вот перед нами та самая парта, которую мы так хорошо помним если не лично, то по старым фильмам уж точно.



Ранец

Школьная сумка, как отдельный аксессуар, тоже появилась в XIX веке. До того дети носили учебники стопками, перевязав их ремнем. В деревенских школах использовали холщовые котомки-мешки.



Портфели в те времена еще не имели ручек и использовались в основном конторскими служащими и чиновниками. В конце века наконец-то ручки у портфелей появились, и они активно стали эксплуатироваться школотой. Для детей их стали шить из более толстой и прочной кожи, а чуть позднее снабдили и лямками-«помочами». Идею и название взяли у военных: армейские ранцы (от немецкого Ranzen - сумка) были распространены еще с XVIII века.



В советские времена менялся в основном материал, из которого изготавливались школьные портфели и ранцы. Так, в тяжелые годы после революции их стали делать из коленкора. Этот дешевый вариант был, собственно, картоном, обклеенным тканью. Конечно, драк и катания на горках такие модели не выдерживали. Позднее для портфелей использовали дермантин и украшали их напечатанными рисунками.





Особого внимания заслуживают «дипломаты», которые яркой звездой пронеслись по небу школьной моды в конце 80-х. Эта статусная вещь была особенно важна для мальчиков. До сих пор вспоминаю свой выпускной класс каждый раз, когда вижу на телеэкране, как мафиози именно в таких чемоданчиках перевозят крупные суммы денег.

Школьная доска

За последние 200 лет именно этот школьный символ сумел сделать скачок от маленькой аспидной доски до новейшего электронного чуда техники. Но давайте по порядку. Еще в середине XIX века самым современным «гаджетом», помогающим ребенку в учебе, была небольшая грифельная доска, на которой каждый ученик выполнял задания учителя, а затем стирал написанное. Их еще называли аспидными. Изготовлены такие доски были из тонкого черного сланца и заключены в деревянную рамку – чем не современный планшет? Писали на них грифелем (из грифельного сланца) или, позднее, алюминиевыми палочками.



В 1814 году директор одной из шотландских школ Джеймс Пилланс, рисуя для детей географическую карту, решил сделать это на нескольких досках сразу – для масштабности. И так придумал идею большой классной доски, которую можно вешать на стену класса.


За последние 200 лет одни учебные принадлежности приходили на смену другим. Менялись тетрадки и ручки. Исчезли навсегда проблемы с кляксами, так донимавшие учеников еще каких-то 100 лет назад. Ниже в подборке фото – те предметы, которые были совершенно необходимы для учебы нам, нашим дедушкам или прабабушкам. О назначении многих из них современные школьники теперь даже не догадываются.




Привычная всем чёрная классная доска - относительно недавное изобретение. Если история педагогики как искусства организованной передачи накопленных знаний новому поколению насчитывает несколько тысяч лет (первые школы появились в III тысячелетии до нашей эры), то необходимость выступить перед группой учеников и подкрепить учебный материал визуально на носителе достаточно крупного формата наконец созрела и разрешилась только в середине XVIII века. Хотя в исследованиях музыковедов упоминается, что при обучении музыке в Европе эпохи Возрождения использовались большие доски, на которых можно было писать и стирать написанное.

Получается, что как минимум пять тысяч лет учителя спокойно обходились без классных досок. Если говорить об исключительно технической стороне вопроса, а не о её практическом применении именно учителем, первым предметом, который позволял многократно наносить на него знаки и рисунки, стала деревянная дощечка.

Альберт Анкер, «Школьник с аспидной доской в снежный пейзаж», 1875 г. Источник: Wikimedia

От деревянной дощечки к аспидной доске

Ученикам всегда был необходим черновой материал: большую часть их учёбы занимало механическое переписывание существующих в то время памятников литературы и культуры. Папирус, пергамент, а впоследствии и бумага были слишком дорогим в производстве материалом, поэтому не могли использоваться под учебные нужды. Вот почему дети при выполнении заданий учителя довольствовались самыми бросовыми и ходовыми ресурсами. Шумерские дети писали на непросохших глиняных табличках; дети Египта - палочкой на небольших пластинках известняка. А школьные дощечки, на которых можно было писать и ошибаться сколько угодно, а потом стирать написанное ветошью, были упомянуты известным персидским энциклопедистом Аль-Бируни в труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» в XI веке:

В их школах пишут на чёрных дощечках, и пишут вдоль длинной стороны, а не короткой, и пишут белым материалом слева направо.

Судя по всему, это были обожжённые деревянные дощечки, а в качестве пишущего средства использовалась одна из пород известняка.

К XIX веку прочные позиции в классе заняли аспидные дощечки - пластины из прочного цветного сланца в деревянной раме. Писали на них грифелем или палочкой из алюминия, след от которых легко стирался губкой или тканью.

Итак, вплоть до позапрошлого века в ходу были прочные, долговечные и дешёвые досочки-планшеты для детей, на которых они могли практиковаться в чистописании, изучении другого языка и арифметике, а учитель продолжал довольствоваться предоставлением раздаточного материала (ну, например, свитков с переписанными от руки документами). Дети копировали содержание свитка во время урока, а дома отрабатывали написание и зубрили спряжения.

Портрет Луки Пачоли, 1495-1500 гг. На столе - инструменты математика: аспидная доска, кусочек мела, циркуль, палочка для письма. Художник точно не установлен. Источник: Wikimedia

Первые доски в шотландской школе

Так продолжалось до начала XIX века, пока Джеймс Пилланс, школьный директор из Шотландии, не придумал совместить несколько традиционно использующихся небольших дощечек для проведения урока географии. В 1814 году в своём письме Джереми Бентаму , британскому философу и реформатору, Пилланс описывает опыт ведения занятий в своей школе. Помимо интереснейшего опыта преподавания латыни, греческого и античной литературы, в письме излагается новый подход в преподавании географии.

Набросок границ каждой изучаемой страны учитель рисует белым мелом на доске; горы обозначает зелёным цветом, реки - голубым. Ученикам показывается доска с уже готовым рисунком, а учитель с помощью указки показывает и объясняет географические особенности страны, выделяет основные горные цепи и близлежащие реки. Поскольку доска не перегружена деталями, глаз ученика, а вместе с ним и мышление, с готовностью принимает и запоминает новую информацию. На этом же занятии вводятся понятия долготы и ширины.

На этом Пилланс не останавливался - создав на доске своеобразный географический каркас изучаемой страны, на следующих занятиях он наносил на него крупные города, рассказывал о населении, важных исторических событиях, отношениях с соседними странами и крупных битвах, происходивших на этой территории. Красным мелом он обводил места этих битв. Кстати, для производства цветного мела он создал собственный рецепт, в состав которого входил толчёный мел, красящий пигмент и овсянка.

Пилланс подчёркивал важность визуального подкрепления точной информации, которую надо запомнить и затем использовать эти знания для установления взаимосвязей между разными школьными предметами.

Доску он использовал и для проверки знаний, вызывая учеников к доске по отдельности и давая им разнообразные задачи: подписать названия городов и других географических объектов, рассказать о событии и показать, где оно происходило - почувствовать себя учителем.

Одна из государственных школ г. Вашингтон, 1890-1900 гг. Источник: loc.gov

Очень знакомые приёмы, правда? Даём слово, что на уроках географии вашего детства вы занимались приблизительно тем же самым.

И пусть с первого взгляда это нововведение мистера Пилланса кажется не таким уж и важным, оно стало в итоге важнейшим элементом классической классно-урочной системы, развившейся в эпоху реформаторства и оставшейся с нами по сей день.

Эпидемия классных досок в XIX веке

Почти одновременно с Пиллансом практику использования крупноформатной школьной доски ввёл в США английский математик Джордж Барон. В 1801 году он работал профессором математики в Военной Академии США (Вест-Пойнт), и одну из своих лекций иллюстрировал пометками мелом на школьной доске. Как выяснилось, это оказалось наиболее эффективным способом демонстрации сложных формул большой аудитории студентов.

Процесс распространения классных досок в США был настоящей эпидемией: уже к 1809 году они были в каждой школе Филадельфии . Тогда их изготавливали из грубых сосновых досок и покрывали их составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи.

К 1840 году такие доски стали производить в промышленных масштабах из качественно обработанной плотной древесины с нанесением керамического покрытия. В XX веке доски стали металлическими, а в 30-х годах цвет покрытия превратился из чёрного в зелёный.

Тогда же практически полностью прекратилось производство аспидных досок - и благодаря появлению школьных досок, и благодаря развитию бумажной индустрии.

Альберт Эйнштейн записывает формулы на доске, Питтсбург, 1934 г.

Действительно, не может быть такого! Это не гаджет, это - аспидная доска !

Жуткое название - аспидная доска - не правда, ли!? Воображение тут же рисует всевозможных мерзких аспидов. Так в старину называли огромных крылатых змеев, способных извергать огонь. Вместо пасти у этих гадов был птичий клюв. А ещё, наши бабушки называли аспидами хитрых, коварных и злых людей. В наше время это название сохранилось у довольно таки большого семейства ядовитых змей. Между прочим, знаменитые королевская кобра и чёрная мамба - это тоже аспиды.

Так вот, чёрные доски-планшеты в руках у школьников прошлых веков никакого отношения к опасным пресмыкающимся не имеют. Они названы аспидными благодаря материалу, из которого были изготовлены. Аспидный камень, или шунгит, как правильно называют его геологи - это такая горная порода, разновидность твёрдого сланца тёмно-серого или чёрного цвета. Из пластины такого сланца вырезали прямоугольник толщиной в 2-3 сантиметра, обрамляли его деревянной рамкой и получали идеальное школьное пособие для письма. На протяжении нескольких столетий аспидная доска служила детям многоразовой тетрадью. Кстати, не только детям. Банкиры вели на ней свои расчёты, учёные рисовали формулы, а трактирщики изображали меню.

Почему я столь подробно описал применение этой учебной принадлежности? Да потому что аспидная доска стала «родительницей» самой известной школьной детали - классной доски. Её ведь изобрели сравнительно недавно - в начале XIX-го века. До этого учителя объясняли материал, так сказать, на пальцах. Вспомните, как это делал Архимед - прутиком на песке.

Создателем традиционной классной доски считается школьный директор из Шотландии Джеймс Пилланс.

Более того, шотландский учитель Джеймс Пилланс придумал ещё и цветные мелки. И знаете для чего? Для того, чтобы было красиво!

Он рисовал на доске контуры государств белым цветом; горы - зелёным; реки, озёра и моря - естественно, синим; а места военных сражений обильно закрашивал красным мелом. В те годы пойти в магазин канцтоваров и купить там цветные мелки, сами понимаете, было ещё невозможно, и поэтому изобретательный шотландец придумал свой собственный рецепт их изготовления. Он толок мел, и добавлял в него не только красящие вещества, но и секретную британскую добавку - овсянку! Я предполагаю, что овсянка нужна была для вязкости.

Следует отметить, что примерно в это же время за океаном, в Североамериканских Штатах математик Джордж Барон тоже стал использовать традиционную классную доску в большой аудитории во время чтения своих лекций в Военной Академии. Интересен тот факт, что в Америке XIX-го века школьные доски сколачивали из сосны, и покрывали их поверхность составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи.

Во многих современных учебных заведениях активно применяются устройства нового электронного поколения - интерактивные доски и планшеты. А вот старые аспидные доски окончательно перестали использоваться тоже сравнительно недавно - в 30-е годы прошлого века.

Кстати, поэтесса Марина Цветаева в детстве училась писать палочкой по сланцевой поверхности. У неё даже стихи об этом есть:

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду, и кольцом на стеклах…

Вот уже 200 лет ученики и студенты вздрагивают, покрываются холодным потом и зарываются носом в учебники когда слышат ужасную, леденящую душу фразу: - А сейчас к доске пойдёт…

Так вот, это страшное душераздирающее требование «К доске!» впервые произнёс шотландский учитель-новатор Джеймс Пилланс , тот самый, который разместил аспидные доски на стене.

С тех пор ленивые и нерадивые ученики обзывают своих преподавателей обидным словом «Аспид!» . Либо другими словами, имеющими такое же значение.