Письменность : Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Диалекты

«Азбука для зырян-ижемцев», 1895

Имеет присыктывкарский, нижневычегодский, верхневычегодский, среднесысольский, верхнесысольский, вымский, лузско-летский, ижемский, печорский и удорский диалекты.

Литературный язык коми основан на присыктывкарском диалекте.

Одной из черт, различающихся по диалектам, является согласная на месте исторического конечнослогового [-l]. На основе этого критерия выделяются:

  • эловые диалекты - [l] сохраняется во всех позициях: кыл ыс «его язык», кыл «язык». Это среднесысольский, верхнесысольский, лузско-летский, печорский диалекты и часть говоров верхневычегодского диалекта.
  • вэ-эловые диалекты - [l] в конце слога переходит в [v]: кыл ыс , кыв . Это присыктывкарский (и основанная на нём литературная норма), нижневычегодский, удорский диалекты и часть говоров верхневычегодского диалекта.
  • нуль-эловые диалекты - [l] в конце слога переходит в удваивающуюся гласную (предшествующую [l] в слоге) или вовсе исчезает (через ступень [v]): кыл ыс , кыы или кы . Это вымский, ижемский диалекты и часть говоров верхневычегодского диалекта.

Письменность и произношение

В дохристианскую эпоху коми использовали рунические родовые знаки - пасы , вырезавшиеся на деревянных охотничьих календарях и прялках.

Попытки создания коми письменности на основе пасов, кириллицы и греческого алфавита православным миссионером Стефаном Пермским относятся к 14 в. Древнейшая сохранившаяся надпись на коми-зырянском языке, сделанная древнепермским письмом , находится на иконе «Зырянская Троица » XIV века , согласно преданию, написанной самим Стефаном.

Древняя коми азбука - анбур - просуществовала до 17 в., затем получила в пределах Московской Руси значение тайнописи.

C 17 в. используется письменность на кириллической основе (в 1930-1936 годах писали латиницей ). В 1918-1930 и 1936-1938 использовался алфавит Молодцова : А/а Б/б В/в Г/г Ԁ/ԁ Ԃ/ԃ Е/е Ж/ж Җ/җ Ԅ/ԅ Ԇ/ԇ І/і Ј/ј К/к Л/л Ԉ/ԉ М/м Н/н Ԋ/ԋ О/о Ӧ/ӧ П/п Р/р С/с Ԍ/ԍ Т/т Ԏ/ԏ У/у Ч/ч Ш/ш Щ/щ Ы/ы . Современный алфавит, введённый в 1938, состоит из 35 букв на основе русского.

Имеются специфические звуки, выражаемые буквами (строчная - ӧ , произносится почти как э-оборотное, только «тверже») и (строчная - і , «мягкая и», пишется только после букв д , з , л , н , с , т ), а также дифтонгические сочетания дз (оба звука - мягкие) и дж (оба звука - твёрдые). Звук с перед последующим гласным переднего ряда (и , е ) и мягким знаком произносится мягко (как русское щ ).

В финно-угроведческой литературе, издающейся за пределами России, слова из коми-зырянского языка записываются латиницей. Стандартным латинским буквам соответствуют общепринятые звуки, например: bur kerka - бур керка. Для передачи специфических коми фонем и звуков к латинским буквам добавляются диакритические знаки (caron), например: šom - шом, kuč - кутш, žöm - жöм. Для передачи мягкости к букве сверху добавляется апостроф, например: pan" - пань, l’ok - лёк, kos" - кось.

Грамматическая характеристика

Для коми-зырянского языка, в отличие от коми-пермяцкого , характерны:

Личные местоимения

Именительный падеж
ме я ми мы
тэ ты ті вы
сійӧ он, она, оно найӧ они
Дательный падеж
меным мне миянлы нам
тэныд тебе тіянлы вам
сылы ему налы им
Винительный падеж
менӧ меня миянӧс нас
тэнӧ тебя тіянӧс вас
сыйӧс его найӧс их

Личные местоимения в родительном падеже плюс притяжательные суффиксы

Суффикс сам по себе выражает значение притяжательности, поэтому существительное может употребляться и без притяжательного местоимения:

мои мальчики = мальчик-мн.ч.-мой = менам зонъ-яс -ӧй = зонъ-яс -ӧй

Существительное

Грамматический род отсутствует.

Множественное число образуется присоединением к корню суффикса -яс :
чача-яс - игрушки, гулю-яс - голуби

  • после корня на согласный - посредством -ъ- :

лун-ъ-яс - дни, кымӧр-ъ-яс - облака

Падежи

  • В языке коми 16 падежей .
  • Падежные окончания следуют за показателем множественного числа и притяжательным суффиксом. При наличии последнего получаем лично-притяжательное склонение, имеющее особую форму в некоторых падежах. Нормативная форма (притяжательный суффикс + падеж) в приводимой таблице не отмечается.
  • Именительный падеж окончания не имеет.
Вопрос Название падежа Окончание мой твой его наш ваш их
кто, что? Нимтан, Именительный ноль """"" """"" """"" """"" """"" """""
кого, чей? Асалан, Притяжательный -лӧн """"" """"" """"" """"" """"" """""
от кого, от чего? Босьтан, «Брательный» -лысь """"" """"" """"" """"" """"" """""
кому, чему? Сетан, Дательный -лы """"" """"" """"" """"" """"" """""
кого? (одуш.)на кого, что?

(переход)

Керан, Винительный -ӧс
-сӧ
-ӧс -тӧ -сӧ -нымӧс -нытӧ -нысӧ
кем, чем? за сколько? Керанторъя, Творительный -ӧн -нам -над -нас -наным -наныд -наныс
без кого, чего? Торйӧдан, Лишительный -тӧг """"" """"" """"" """"" """"" """""
с кем, чем? Ӧтвывтан, Совместный -кӧд """"" """"" """"" """"" """"" """""
за кем, чем? Могман, Целевой -ла """"" """"" """"" """"" """"" """""
где, в чем? Ина, Местный -ын -ам -ад -ас -аным -аныд -аныс
откуда, из чего? Петан, Исходный -ысь -сьым -сьыд -сьыс сьыным сьыныд сьыныс
куда, во что? Пыран, Входительный -ам -ад -ас -аным -аныд -аныс
по напр. к кому, Матыстчан, Приблизительный -лань """"" """"" """"" """"" """"" """""
от кого, от чего? Ылыстчан, Отдалительный -сянь """"" """"" """"" """"" """"" """""
по чему? (двигаться) Вуджан -ӧд -ӧдым -ӧдыд -ӧдыс -ӧдным -ӧдныд -ӧдныс
до кого, чего? Воан, Достигательный -ӧдз ӧдзым ӧдзыд ӧдзыс ӧдзным ӧдзныд ӧдзныс

зонъ-яс-ыс-лы =мальчик-мн.ч.-ее-для = ее мальчикам

Послелоги

  • Аналоги предлогов.
  • Стоят после существительного.
  • Склоняются, оставляя относящееся к ним существительное в именительном падеже:

При
выл-ыс = верх

Другие послелоги:

- дорын, ордын, дінын (у, около, возле)
- улын (под)
- водзын (перед)
- и т. д.

Прилагательное

Суффиксы:

-са принадлежность (фольклорные персонажи - Вӧрса - Леший: вӧр - лес, Васа - водяной: ва - вода; Сыктывкарса - сыктывкарский)
-а, -я наличие, с (кымӧра енэж - облачное небо, шуда олӧм - счастливая жизнь, букв.: жизнь со счастьем)
-тӧм без-/не- (кымӧртӧм енэж - безоблачное небо, шудтӧм олӧм - несчастливая жизнь)

Не изменяется по лицам и числам в функции определения:

мича красивый
мича дзоридз-лы красивому цветку
мича дзоридз-яс красивые цветы

Изменяется по числам в функции сказуемого при помощи суффикса -ӧсь:

Ошъяс ыджыд-ӧсь. - Медведи - большие.

Наречия

Образуются от прилагательных присоединением гласного а , например: мича (красивый) - мичаа (красиво), гора (громкий) - гораа (громко), небыд (мягкий) - небыда (мягко).

Степени сравнения прилагательных и наречий

ён сильный
ён-джык сильн-ее
мед(ся) ён самый сильный

Глагол

Инфинитив

гиж-ны писать

Разговорные формы инфинитива:

гиж-ным я-то
гиж-ныд ты-то
гиж-нытӧ вы-то
гиж-ныс он-то
гиж-нысӧ они-то

Формы

-ышт- «чуть-чуть», «при-» (восьт-ны ӧдзӧссӧ - открыть дверь, восьт-ышт-ны ӧдзӧссӧ - приоткрыть дверь)
-л/ал/ыл/ва/ыв кратковременный
-лывл/-івл/-ывал/-лав многократный (шу-л-іс - говорил, шу-л-івл-іс - говаривал)
-олт/-ёвт/-нит/
-ӧкт/-ӧкт/-ӧст/
-ӧбт/-ал однократный
-ым/-зь/-дз начинательный
-сь законченный

Залоги

-ӧд/-т/-д понудительный; образует переходные глаголы (паськыд - широкий, паськ-ӧд-ны - расширить, сделать широким; вел-ав-ны - учиться, вел-ӧд-ны - учить)
-сь/-з/-ч возвратный (вел-ӧд-ны - учить, вел-ӧд-ч-ысь - ученик, учащийся)

Времена

В единственном числе отрицательного спряжения употребляется инфинитив без -ны

А. Настоящее

Положительное Отрицательное
-ам ог огӧй -ӧй
-ан -анныд он онӧй -ӧй
-ӧны оз оз -ны

Б. Будущее-1

Отличается от Настоящего 1 только в 3 м лице: -ас , -асны .

  • Отрицательное: не образуется.

Будущее-2 (сложное)

кут-а, заводит-а, мӧд-а гижны (буду, начну, собираюсь писать)
кут-ан, заводит-ан, мӧд-ан гижны
и т. п.

  • Отрицание образуется прибавлением отрицательной частицы (см. наст. вр.) к вспомогательному глаголу, инфинитив остается без изменений.

B. Прошедшее-1

Положительное Отрицательное
-им эг эгӧй -ӧй
-ин -инныд эн энӧй -ӧй
-ис -исны эз эз -ны

Прошедшее-2

Употребляется в повествовательной речи, передавая слова других лиц; говорящий не был свидетелем описываемых событий, поэтому первое лицо отсутствует; на русский может быть переведено описательно: «якобы ходил».

-ӧмыд -ӧмныд
-ӧма -ӧмаӧсь
  • Отрицательная форма второго прошедшего времени: образуется с помощью абу

абу гиж-ӧмыд говорят, что ты не писал

Примеры глагольных форм

гиж-ӧны пишут
ог гиж не пишу (нулевое окончание)
оз гиж-ны не пишут

Императив

гиж пиши
эн гиж не пиши
гиж-амӧй (да) будем писать
гиж-ӧй пишите
энӧ гиж-ӧй не пишите

В третьем лице ед. и мн. ч. императив образуется аналитическим способом:
мед сійӧ гиж-ӧ, мед найӧ гиж-ӧны - пусть он пишет, пусть они пишут.

Причастие

-ысь настоящее (одновременно выражает лицо, субъект или объект действия: удж - работа, уджалысь - работающий / работник)
[-ан] в большей степени суффикс прилагательного, см. названия падежей)
-ӧм прошедшее (гиж-ӧм письмӧ - написанное письмо)
-тӧм прошедшее отрицательное

Деепричастия

-иг(ӧм) +притяжательный суффикс одновременно
-ӧмӧн одновременно
-тӧдз до
-тӧг без
-мӧн мера

Примеры: сералӧмӧн мунны - идти, смеясь; сералӧмтӧг петны - выйти (уйти), не рассмеявшись; мудзӧмтӧдз уджавны - работать до устали.

Числительные

Количественные: 1 - ӧтик, 2 - кык, 3 - куим, 4 - нёль, 5 - вит, 6 - квайт, 7 - сизим, 8 - кӧкъямыс, 9 - ӧкмыс, 10 - дас, 11 - дас ӧтик, 12 - дас кык и т. п.
Десятки, сотни, тысячи: 20 - кызь, 21 - кызь ӧти, 22 - кызь кык,…, 30 - комын, 40 - нелямын, 50 - ветымын, 60 - квайтымын, 70 - сизимдас, 80 - кӧкъямысдас, 90 - ӧкмысдас, 100 - сё, 1000 - сюрс.
Порядковые: медводдза, мӧд, коймӧд, нёльӧд, витӧд и т. п. -ӧд.
Собирательные: -нан (Пызан вылын вӧлі сизим небӧг, пырис мам да босьтіс сизимнансӧ. - На столе лежало семь книг, вошла мама и взяла все семь) .

Синтаксис

  • В основном сходен с русским.
  • Роль предлогов играют падежи и послелоги.
  • После числительных существительное стоит в единственном числе.
  • Прилагательное, стоящее перед существительным, не согласуется с определяемым словом.
  • Вопрос образуется присоединением частицы , наличие - при помощи слова эм(ӧсь) , отсутствие - абу(ӧсь)

Литературный язык

Большой вклад в разработку литературных норм коми языка внёс

Россия — многонациональная держава, которая объединила общей судьбой и историей сотни разноязычных народностей. Причиной тому стал практически непрекращающийся процесс присоединения новых территорий во время становления и развития Российского государства. Причем вхождение новых территорий, что характерно, в большинстве случаев происходило добровольно.

Кто такие зыряне (коми)? Почти 300-тысячный народ, проживающий в Западной Сибири, Северной и Восточной Европе. Этническое образование отличается языковым и культурным своеобразием, собственными традициями и особой культурой. Небезосновательно их называли “русскими американцами” или “евреями Севера”.

Об этническом многообразии России

Этническое и культурное многообразие в России достигается сочетанием так называемых коренных народностей (население, которое обитало на определенных территориях до прибытия туда переселенцев), выходцев из соседних союзных республик (украинцы, белорусы, армяне, литовцы и т. д.) и мелких групп этносов, в большинстве проживающих за пределами России (венгры, чехи, вьетнамцы, сербы, ассирийцы и другие). Конечно, самой колоритной и многочисленной группой являются именно коренные народы.

Коротко о зырянах: кто это такие?

Что такое зыряне? Точнее кто это такие? Зырянами называют этническое образование, которое и в наши дни сохранило относительно небольшую численность в национальном составе Российской Федерации. Вплоть до 1917 года именно стояла на первом месте среди коренных жителей Российского государства, их образование уступало только евреям, а предприимчивость и культура выгодно отличали зырян от других славянских народов. При этом население также считалось русским, т. е. коренным народом России. Наравне с тем, как уже указывалось, зырян называли “евреями Севера” или “русскими американцами”.

Расселение и численность народности

Кто такие зыряне, невозможно определить целостно, не рассмотрев их численность и территорию расселения. Эти факторы во многом влияют и на развитие этнического образования в целом: немногочисленные народности постепенно вымирают, оставаясь лишь страницей в истории, а от территории проживания зависит и быт населения. Тот, по словам Карла Маркса, в свою очередь, определяет и сознание, общую культуру народа.

Сегодня общая численность зырян вместе с близкородственными малыми народностями по всему миру достигает около 400 тыс. человек. Преобладающее их количество и сейчас проживает на территориях, где появились первые зыряне, т. е. в России. Небольшая группа народности (чуть более 1500 человек) зафиксирована на Украине.

Если говорить о первых представителях этнического образования, численность зырян в различные периоды исторического развития достоверно неизвестна. Верить письменным источникам древних времен, конечно, можно, но также известно, что в них часто обнаруживается недостоверная информация. О зырянах же и вовсе не упоминалось в летописях и других документах до 1865 года, когда был опубликован “Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи”.

Кто такие зыряне (тогда уже население выделяли в отдельную этническую группу) какова их численность и в каких регионах народ проживал в России во второй половине XIX века, указано именно в этом источнике.

Согласно “Алфавитному списку народов…”, зыряне составляли 120 тыс. человек. Проживали они преимущественно в небольших уездах Архангельской, Пермской и Регион расселения зырян в древности называли Аримаспея (книгу с одноименным названием написал один из писателей Древней Эллады, но данный исторический источник, к сожалению, не сохранился до наших дней, - в ином случае велика вероятность, что документ мог бы открыть значительную часть истории древних зырян ).

Обширный ранее народ зыряне сегодня угасает, даже в памяти представителей этноса практически не осталось каких бы то ни было ясных преданий, которыми можно было бы восполнить недостаток исторической информации.

Антропология и генетика народа

Примерно в то же время, когда был издан “Алфавитный список народов…” в “Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона” дано описание внешности представителей этнической группы: зыряне наших дней (имеется в виду конец XIX — начало XX века) отличаются крепким телосложением. Они среднего роста, у большинства черные волосы и темно-карие или серые глаза. Высокие светловолосые люди с голубыми глазами встречаются редко среди народа зыряне.

Внешность их говорит о том, что зырян (как и современных представителей этноса) отличало крепкое здоровье и выносливость.

В то же время среднестатистический мозг зырян больше мозга славян на 20-30 грамм. Известно это было еще в дореволюционное время, источник информации - “Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона”, изданный в 1890-1907 годах. В области расселения зырян всегда было много школ и библиотек, чем в других регионах Русского Севера. Они также занимались оленеводством, охотой и рыболовством, земледелием. “На совести” зырян освоение Сибири и Дальнего Востока. Именно они осуществляли большую часть торговли между Сибирью и Москвой.

Этническая история зырян

Как уже говорилось, к нашему времени сохранилось мало источников, которые могли бы дать развернутый ответ на ряд вопросов. Кто такие зыряне на самом деле, как они появились, что отличало этническое образование на разных этапах истории — сейчас можно только догадываться, ссылаясь на краткие обрывки в различных письменных исторических источниках.

Известно, что первые зыряне заселяли берега Волги (в местах впадения реки в Оку и Каму) еще во втором веке до нашей эры. Несколько позднее началось расселение народна на север, а уже в IV—VIII вв. н. э. они населяли территории, где проживают их современные потомки. Позднее зыряне первыми перешли из-под власти Великого Новгорода под власть Москвы.

К XVIII веку завершился этап формирования этнического образования. Начало государственности народности положено во время образования СССР: в 1926 году сформирована Коми (Зырян). На тот момент в СССР проживало чуть более 200 тыс. представителей народа зыряне. Республика зырян претерпела еще несколько формальных преобразований в период с 1926 до 1992 года. На сегодняшний момент в состав РФ этот регион входит под названием Республика Коми.

Культура народности коми

Массовое распространение среди зырян с древних времен имели деревообрабатывающие промыслы. С этим связаны роспись и художественная резьба по дереву, которые являются одной из отличительных особенностей культуры зырян (коми). Распространенными видами рукоделия традиционно были ткачество и вышивание. Этнос значительное внимание уделяет народному целительству. Фольклор во многом схож с традиционной русской культурой.

Коми-зырянский язык

Родной язык народности зыряне — коми-зырянский — принадлежит к финно-угорской языковой семье и распадается на множество диалектов. В современной России родным коми-зырянский язык назвали всего 1560 тыс. представителей народности, что составляет примерно половину от общей численности коми-зырян.

Небольшое количество представителей этнического образования определяет коми-зырянский язык родным на Украине (4 тыс. человек) и в Казахстане (1,5 тыс.).

Происхождение названий народа

Происхождение названия “зыряне” до сих пор однозначно не выяснено. Существует несколько версий происхождения этнонима:

  • от русских глаголов “зырить” или “зыря”, которые означали “чрезмерно выпивать”;
  • самая правдоподобная версия — от глагола “зырны” — “вытеснять”, т. е. зыряне буквально "вытесненный откуда-то народ";
  • от древнего названия пива (“сур” ), т. е. “народ, опивающийся национальным напитком”;
  • от общепермского “сара” — мужчина (исторические источники позволяют утверждать, что когда-то зыряне называли себя суряне, сыряне и т. п.).

Что касается самого правдоподобного предположения о происхождении этнонима, оно подтверждается также тем фактом, что зырянами назвали народность коми и финны. В их языке название означало “житель окраины”, а “Пермь” — “дальняя земля”. Именно так коми, живущих в Пермском крае, начали называть зырянами. Сегодня же ученые разделяют коми-зырян и коми-пермяков.

С названием “коми” все обстоит более ясно. В научных кругах принято считать, что наименование произошло либо от реки Кама (т. е. дословно “человек, живущий на берегах реки Кама”), либо от прапермского “ком” — "мужчина, человек".

Коми или зыряне: как правильно?

Распространено утверждение, что зыряне и коми — это один и тот же народ. По сути, так оно и есть, однако и тут можно найти некоторые противоречия. Зыряне — это только одна разновидность народности коми, существуют еще и подобные им народы (пермяки, например).

В одной из летописей во времена Древней Руси наименование одной малой перенесли на все население, проживающее в Сибири. Этноним закрепился на долгие века и возникла путаница. Сегодня историческая справедливость восстановлена и первоначальное название заменено общим наименованием “коми”, но раньше они назывались зыряне.

Где сегодня проживают представители народа?

Сегодня численность коми-зырян в России едва достигает 200 тыс. человек. Современные зыряне традиционно проживают на территории Республики Коми. В национальном составе республики они составляют 23,7 % населения (65 % — русские), большинство проживает в сельской местности.

Небольшие группы народности проживают также в Мурманской, Кировской, Омской, Архангельской и других регионах РФ. Близкое к зырянам этническое образование (коми-пермяки) сосредоточено в Пермской области.

Численность народности в современных условиях стремительно сокращается. Если в графе национальность в 2002 году “коми-зыряне” указали 293 тыс. населения РФ, то в 2010 соответствующий показатель составил 228 тысяч человек. Зыряне (коми) относятся к вымирающим народам России.

КОМИ-ЗЫРЯНСКИЙ язык - язык коми (коми-зырян). Относится к финно-угорским языкам (пермская ветвь). Письменность на основе русского алфавита.

  • -  ...

    Литературная энциклопедия

  • - коми-зырянский язык, язык Коми, живущих в Коми АССР. Относится к пермской подгруппе финно-угорской семьи языков. Число говорящих на К. я. 266 тыс. человек...
  • - язык коми-пермяков, живущих в Коми-Пермяцком национальном округе Пермской области РСФСР. Относится к пермской подгруппе финно-угорской семьи языков. Число говорящих 131,2 тыс. человек...

    Большая Советская энциклопедия

  • - см. Коми-пермяцкий язык, Коми-зырянский...
  • - КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ язык - язык коми-пермяков. Относится к финно-угорским языкам. Письменность на основе русского алфавита...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...
  • - Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...
  • - ко/ми-язы/к,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - язы/к ко/ми, языка/...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - КО́МИ-ЗЫРЯ́НСКИЙ, -ая, -ое. 1. см. зыряне и коми-зыряне. 2. То же, что коми. Коми-зырянский язык...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - к"оми-зыр"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - прил., кол-во синонимов: 1 коми...

    Словарь синонимов

"КОМИ-ЗЫРЯНСКИЙ ЯЗЫК" в книгах

Зырянский починок

Из книги Государева дорога автора Каплин Вадим Николаевич

Зырянский починок Александру Александровичу Горчакову, Игорю Николаевичу Томилову Эта лесная деревенька приютилась в дальнем лесном уголке в Юго-Западной части Никольского района. Знаток этих мест педагог и краевед Иван Макарович Парфенов писал, что Зырянский починок

Декларация о суверенитете Коми ССР

Из книги Продолжая летопись предков… автора Иванова Евдокия Никодимовна

Декларация о суверенитете Коми ССР Верховный Совет Коми Советской Социалистической Республики, выражая волю многонационального народа, проживающего на территории Коми ССР, в целях обеспечения его политических, экономических, правовых гарантий, а также необходимости

МИФОЛОГИЯ КОМИ

автора

МИФОЛОГИЯ КОМИ Два близкородственных финских народа - коми-зыряне и коми-пермяки - имели некогда общую мифологию. Их древняя религия была уничтожена в процессе христианизации, но сохранился богатый фольклор. Он систематизирован ныне в специальной энциклопедии

Остьяс и Ошъяс - предки коми

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Остьяс и Ошъяс - предки коми Братья Остьяс и Ошъяс в древние времена всеобщего изобилия правили многочисленным народом. Но за изобилие нужно было платить страшную плату - приносить человеческие жертвы богу Йомалю или Шурме. Братья отказались приносить в жертву людей, и

ЗЫРЯНЕ [Коми]

Из книги Этнографическое описание народов России автора Паули Густав-Теодор

ЗЫРЯНЕ [Коми] Среди зырян мы находим мирную беспечность, полное спокойствие, тихую простоту - результат размеренного существования, лишенного всяческих тревог. Зыряне - люди природы, хотя это заметно не сразу. На первый взгляд они производят странное впечатление: глаза,

Коми

Из книги Введение в историческую уралистику автора Напольских Владимир Владимирович

Коми Самоназвание всех групп - komi mort, букв. «человек, мужчина коми». По поводу mort, восходящего к индоиранскому корню см. разделы о мордве и удмуртах. Слово komi обычно возводят к прауральскому *kom? «человек, мужчина» (ср. удм. vi??i?-kumi? «родственники», где vi??i? «корень», манс. (С) ?um

Берёзовка (пос. гор. типа в Коми АССР)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Берёзовка (пос. гор. типа в Коми АССР) Берёзовка, посёлок городского типа в Коми АССР, на правом берегу р. Кожва (приток Печоры), в 9 км от ж.-д. ст. Каменка (на линии Котлас - Воркута). 3,4 тыс. жителей (1968).

Северный (пос. гор. типа в Коми АССР)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Коми-пермяцкий язык

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Уса (река в Коми АССР)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УС) автора БСЭ

5. Коми

Из книги Неоязычество на просторах Евразии автора Коллектив авторов

5. Коми Антихристианские настроения, тесно связанные с местным национализмом, в самые последние годы проявляются и в Республике Коми. Как и в Прибалтике, у них имеются некоторые исторические корни, связанные с деятельностью подвижника-интеллектуала К. Ф. Жакова

Общее число носителей: 336,3 тыс. Классификация () : : Языковые коды : кои 320 : kv : kom : kom, kpv См. также:

Ко́ми язы́к (коми коми кыв ), ко́ми-зыря́нский язы́к - язык пермской группы . Распространен в , где проживает основная масса зырян (291,5 тыс. человек из 336,3 тыс. в Российской Федерации). По переписи 1989, общая численность коми-зырян в бывшем составляла 344 519 тыс. человек.

Письменность и произношение

Первые попытки создания коми письменности святым относятся к 14 в. Древняя коми азбука - - просуществовала до 15 в., затем получила в пределах Московской Руси значение тайнописи.

C 17 в. используется письменность на (в 1930-1936 годах писали ). В 1918-1930 и 1936-1938 использовался алфавит Молодцова: . Современный алфавит, введённый в 1938, состоит из 35 букв на основе русского. Имеются специфические звуки, выражаемые буквами Ö (строчная – ö , произносится почти как э-оборотное, только «тверже») и I (строчная – i , «мягкая и», пишется только после букв д , з , л , н , с , т ), а также дифтонгические сочетания дз (оба звука – мягкие) и дж (оба звука – твёрдые). Звук с перед последующим гласным переднего ряда (и , е ) и мягким знаком произносится мягко (как русское щ ).

Ударение фиксированное: всегда на первом слоге.

Фонетические изменения

Немногочисленны. Чередование в//л перед гласным: ныв (девушка, дочь) – нылы (девушке, дочери). У некоторых существительных в конце корня перед суффиксом, начинающимся с гласного, по историческим причинам появляются -й-, -к-, -м-, -т-.

Личные местоимения

Личные местоимения в родительном падеже плюс притяжательные суффиксы

Суффикс сам по себе выражает значение притяжательности, поэтому существительное может употребляться и без притяжательного местоимения:

мои мальчики = мальчик-мн.ч.-мой = менам зонъ-яс -öй = зонъ-яс -öй

Существительное

Грамматический род отсутствует.

Множественное число образуется присоединением к корню суффикса -яс :
чача-яс - игрушки, гулю-яс - голуби

  • после корня на согласный - посредством -ъ- :

лун-ъ-яс – дни, кымöр-ъ-яс – облака

Падежи

  • В коми языке 16 падежей.
  • Падежные окончания следуют за показателем множественного числа и притяжательным суффиксом. При наличии последнего получаем лично-притяжательное склонение, имеющее особую форму в некоторых падежах. Нормативная форма (притяжательный суффикс + падеж) в приводимой таблице не отмечается.
  • Именительный падеж окончания не имеет.
Вопрос Название падежа Окончание мой твой его наш ваш их
кто, что? Нимтан, Именительный ноль """"" """"" """"" """"" """"" """""
кого, чей? Асалан, Притяжательный -лöн """"" """"" """"" """"" """"" """""
от кого, от чего? Босьтан, «Брательный» -лысь """"" """"" """"" """"" """"" """""
кому, чему? Сетан, Дательный -лы """"" """"" """"" """"" """"" """""
кого? (одуш.)на кого, что?

(переход)

Керан, Винительный -öс
-сö
-öс -тö -сö -нымöс -нытö -нысö
кем, чем? за сколько? Керанторъя, Творительный -öн -нам -над -нас -наным -наныд -наныс
без кого, чего? Торйöдан, Лишительный -тöг """"" """"" """"" """"" """"" """""
с кем, чем? Öтвывтан, Совместный -кöд """"" """"" """"" """"" """"" """""
за кем, чем? Могман, Целевой -ла """"" """"" """"" """"" """"" """""
где, в чем? Ина, Местный -ын -ам -ад -ас -аным -аныд -аныс
откуда, из чего? Петан, Исходный -ысь -сьым -сьыд -сьыс сьыным сьыныд сьыныс
куда, во что? Пыран, Входительный -ам -ад -ас -аным -аныд -аныс
по напр. к кому, Матыстчан, Приблизительный -лань """"" """"" """"" """"" """"" """""
от кого, от чего? Ылыстчан, Отдалительный -сянь """"" """"" """"" """"" """"" """""
по чему? (двигаться) Вуджан -öд -öдым -öдыд -öдыс -öдным -öдныд -öдныс
до кого, чего? Воан, Достигательный -öдз öдзым öдзыд öдзыс öдзным öдзныд öдзныс

зонъ-яс-ыс-лы =мальчик-мн.ч.-ее-для = ее мальчикам

Послелоги

  • Аналоги предлогов.
  • Стоят после существительного.
  • Склоняются, оставляя относящееся к ним существительное в именительном падеже:

При
выл-ыс = верх

Другие послелоги:

- дорын, ордын, дiнын (у, около, возле)
- улын (под)
- водзын (перед)
- и т. д.

Прилагательное

Суффиксы:

-са принадлежность (фольклорные персонажи - Вöрса - Леший: вöр - лес, Васа - водяной: ва - вода; Сыктывкарса - сыктывкарский)
-а, -я наличие, с (кымöра енэж - облачное небо, шуда олöм - счастливая жизнь, букв.: жизнь со счастьем)
-тöм без-/не- (кымöртöм енэж - безоблачное небо, шудтöм олöм - несчастливая жизнь)

Не изменяется по лицам и числам в функции определения:

мича красивый
мича дзоридз-лы красивому цветку
мича дзоридз-яс красивые цветы

Изменяется по числам в функции сказуемого при помощи суффикса -öсь:

Ошъяс ыджыд-öсь. - Медведи - большие.

Наречия

Образуются от прилагательных присоединением гласного а , например: мича (красивый) – мичаа (красиво), гора (громкий) – гораа (громко), небыд (мягкий) – небыда (мягко).

Степени сравнения прилагательных и наречий

ён сильный
ён-джык сильн-ее
мед(ся) ён самый сильный

Глагол

Инфинитив

гиж-ны писать

Разговорные формы инфинитива:

гиж-ным я-то
гиж-ныд ты-то
гиж-нытö вы-то
гиж-ныс он-то
гиж-нысö они-то

Формы

-ышт- «чуть-чуть», «при-» (восьт-ны öдзöссö - открыть дверь, восьт-ышт-ны öдзöссö - приоткрыть дверь)
-л/ал/ыл/ва/ыв кратковременный
-лывл/-iвл/-ывал/-лав многократный (шу-л-iс - говорил, шу-л-iвл-iс - говаривал)
-олт/-ёвт/-нит/
-öкт/-öкт/-öст/
-öбт/-ал однократный
-ым/-зь/-дз начинательный
-сь законченный

Залоги

-öд/-т/-д понудительный; образует переходные глаголы (паськыд - широкий, паськ-öд-ны - расширить, сделать широким; вел-ав-ны - учиться, вел-öд-ны - учить)
-сь/-з/-ч возвратный (вел-öд-ны - учить, вел-öд-ч-ысь - ученик, учащийся)

Времена

В единственном числе отрицательного спряжения употребляется инфинитив без -ны

А. Настоящее

Положительное Отрицательное
-ам ог огöй -öй
-ан -анныд он онöй -öй
-öны оз оз -ны

Б. Будущее-1

Отличается от Настоящего 1 только в 3м лице: -ас , -асны .

  • Отрицательное: не образуется.

Будущее-2 (сложное)

кут-а, заводит-а, мöд-а гижны (буду, начну, собираюсь писать)
кут-ан, заводит-ан, мöд-ан гижны
и т.п.

  • Отрицание образуется прибавлением отрицательной частицы (см. наст. вр.) к вспомогательному глаголу, инфинитив остается без изменений.

B. Прошедшее-1

Положительное Отрицательное
-им эг эгöй -öй
-ин -инныд эн энöй -öй
-ис -исны эз эз -ны

ЗЫРЯНСКИЙ

зыря нский

прил. устар.

1) Относящийся к зырянам, связанный с ними.

2) Свойственный зырянам, характерный для них.

3) Принадлежащий зырянам.

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗЫРЯНСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗЫРЯНСКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    .ая, -ое (устар.) и КОМИ-ЗЫРЯНСКИЙ, -ая, -ое. 1. см. зыряне и коми-зыряне. 2. То же, что коми (во 2 знач.). …
  • ЗЫРЯНСКИЙ
    ЗЫР́ЯНСКИЙ УГОЛЬНЫЙ БАССЕЙН, в России, Якутия. Разрабатывается с 1935. Пл. ок. 7,5 т. км 2 . Развед. запасы угля 177 …
  • ЗЫРЯНСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    зыря"нский, зыря"нская, зыря"нское, зыря"нские, зыря"нского, зыря"нской, зыря"нского, зыря"нских, зыря"нскому, зыря"нской, зыря"нскому, зыря"нским, зыря"нский, зыря"нскую, зыря"нское, зыря"нские, зыря"нского, зыря"нскую, зыря"нское, зыря"нских, …
  • ЗЫРЯНСКИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЗЫРЯНСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. устар. 1) Относящийся к зырянам, связанный с ними. 2) Свойственный зырянам, характерный для них. 3) Принадлежащий …
  • ЗЫРЯНСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ЗЫРЯНСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ЗЫРЯНСКИЙ в Орфографическом словаре.
  • ЗЫРЯНСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    зырянская, зырянское. Прил. к …
  • ЗЫРЯНСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ЗЫРЯНСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. устар. 1. Относящийся к зырянам, связанный с ними. 2. Свойственный зырянам, характерный для них. 3. Принадлежащий …
  • КОМИ-ЗЫРЯНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌОМИ-ЗЫРЯНСКИЙ ЯЗЫК, язык коми (коми- зырян). Относится к финно-угорским яз. (пермская ветвь). Письменность на основе рус. …
  • СТЕФАН ПЕРМСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Пермский (ок. 1340 - 1396), епископ Великопермский, святитель, просветитель Перми, апостол …
  • НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Николай (Ярушевич) (1891 - 1961), митрополит, б. Крутицкий и Коломенский. В миру …
  • НИКОЛАЙ (ДОБРОНРАВОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Николай (Добронравов) (1861 - 1937), архиепископ, священномученик. В миру Добронравов Николай Павлович. …
  • ИОАСАФ (УДАЛОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоасаф (Удалов) (1886 - 1937), епископ б. Чистопольский, викарий Казанской епархии, священномученик …
  • ИОАНН (ПАШИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн (Пашин) (1881 - 1938), епископ Рыльский, викарий Курской епархии, священномученик. …
  • ЗНАМЕНСКИЙ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ВАСИЛИЙ КИНЕШЕМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Преображенский) (1876 - 1945), епископ Кинешемский, священноисповедник. Память 31 июля, …
  • АФАНАСИЙ (САХАРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий (Сахаров) (1887 - 1962), епископ б. Ковровский, викарий Владимирской епархии, исповедник …
  • КОМИ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии:
    Коми (зырянская) письменность была создана в конце XIV века миссионером Стефаном, епископом Пермским, составившим в 1372 специальную зырянскую азбуку (пермский …
  • ЛЫТКИН ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1835-1907) коми языковед. Основные труды. "Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык" …
  • ЯКУТСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    автономная Советская социалистическая республика, Якутия. В составе РСФСР. Образована 27 апреля 1922. Расположена на С. Восточной Сибири, в бассейне рр. …