Это не только способ применить все накопившиеся идеи и дать выход буйной фантазии, это еще и прекрасная возможность создать по-настоящему индивидуальный дизайн стен в своем доме, да и в качестве подарка подобная вещь всегда придется по душе! Море идей и воплощений, самые интересные варианты, использование различных, порой очень неожиданных материалов, полезные советы и рекомендации - от уже знакомой вам Елены Бессмертной ! Встречайте, изучайте, воплощайте! Приятного просмотра!

Быстро, дешево и просто. Четырнадцать идей, как сделать свой дом идеально красивым. Панно на скорую руку. Все идеи для НЕХУДОЖНИКОВ, то есть предельно просты. И призваны помочь вам поверить в свои силы и сделать панно своими руками.

Что такое панно, спросите вы, и для чего нужно? :) Очень много всяких разностей подходит под определение «панно». Нужно исходить из функциональности. А функция у всех панно одна, и сермяжную правду о ней еще много лет назад изрекла мама Дяди Федора из известного мультика «Простоквашино». Помните, там был такой диалог. Папа спрашивает, а какая, мол, польза от этой бесполезной картины на стене? А мама отвечает: «От этой картины очень даже большая польза. Она дырку на стене закрывает!» Грубовато, конечно, сказано, но факт: панно прикрывают бреши дизайна. Это еще далеко не картина, но уже не кусок стены. Это пункт, который кажется бесполезным, но вместе с тем убери его, и поймешь, как раздробился на фрагменты весь интерьер. Панно — это последний штрих в убранстве дома, придающий шик и завершенность облику. Это несколько предметов, красиво разложенных и помещенных в рамку. Вот и все. Загадка в том, что и как разложить.

Панно из пластиковой микромозаики и страз

Панно никому не обязано быть шедевром. Оно должно быть удачным цветовым пятном, и располагаться в нужном месте. Оно должно соответствовать именно вашему дому, поэтому глупо покупать что-то более-менее подходящее. Лучше сделать панно своими руками, используя то, что под этими руками имеетcя и докупая только необходимое.

Давайте рассмотрим несколько способов изготовления панно. Абсолютно разных. Когда вы потренируетесь и поймете, в чем сам принцип, тогда любое другое будет не вопрос! Единственно, что у них может быть общего — это рамка. Рамка и основа-холст, как у картины. Итак.

Делаем панно сами

Идея №1. Используем молнии

Находим несколько молний для одежды. Переплетаем их в произвольном порядке, делая акцент на цвете. Клеим супер-клеем на подложку. Панно готово!

Идея №2. Из самых обычнейших резинок для волос

Покупаем их много, ярких и разных. Или мастерим, если есть из чего. В произвольном порядке крепим на подложку. Я бы даже не клеила, а крепила булавками. Такая работа рано или поздно станет шикарным подарком для сотни девчушек.

Вы уже поняли, что фишка этих панно — разнообразие цвета при однообразии формы. То есть много одинаковых предметов разной раскраски. Вы прекрасно можете сделать свое из пуговиц, лент, пробок из бутылок... продолжите список!

Идея №3. Разнообразие формы

Центральная часть композиции — силиконовые паучки. Примерно такие, как на фото. Дальше берем три одинаковые пустые рамки, красим в белый цвет, черной краской имитируем бересту. Из нитки типа «ирис» плетем «паутину»: 6 нитей перекрещиваем в центре, крепим на кнопки к бортам рамки. Затем узлами завязываем концентрические формы, которые формируют паутину. Сверху клеим насекомых. Березу можно украсить листьями, можно оставить так. Вуаля!

Идея №4. Разного размера рамочки

Чтобы не быть голословными, берем их уже 13. Рамочек, не слишком различающихся по размеру. И китайский обычный будильник. В 12-и делаем аппликации по принципу печворка в стиле кантри. То есть такие веселенькие картиночки примитивные. В тринадцатой делаем дырку по центру, вставляем часовой механизм, переворачиваем, крепим стрелки, а ими может быть что угодно, хоть соломинки для коктейля. Стрелки через отверстие крепим к механизму. Не привинчивайте туго, часы должны ходить!

Если даже такие простые вещи вам делать лень, крепите готовые часы к стене и 12 рамок с печворком вокруг. Очень милое украшение на кухонную стену.

Идея №5. Морское панно

Любимая тематика для многих из нас. Нужна рамка из сизали. Покупаем или делаем сами. И множество привезенных из отпуска морских сувениров. Располагаем красиво, приклеиваем суперклеем. Важно только не сместить центр тяжести. Пустотелую ракушку, круглую бусину трудно будет приклеить небольшим количеством клея. А если налить много, даже самого прозрачного, неопрятность работы будет просто отталкивать. Для работ такого рода используем только клеевой пистолет. Он скрепляет детали горячим клеем на основе силикона.

Когда крепим пустотелые детали термопистолетом, наносим горячий силикон так, чтобы он хорошо покрыл кромку и ушел всередину детали, а не наружу.

Идея №6. Триптих

Три подрамника одинакового размера обтягиваются тканью. Разными лоскутами, сообщающимися между собой либо цветом, либо узором. Такой вариант называется текстильным декором.

Либо ткань с крупным рисунком делим на три части. Подрамники в таком случае можно брать разной формы. Крепим ткань кнопками. Очень тонкую и прозрачную лучше не брать. Зато очень интересно, когда такой триптих согласуется с гардинами.

Вариант: три формы - один рисунок

Идея №7. Черно-белое панно

Все, что хотите, но черно-белое. Идеальное решение для декора многоцветного интерьера.

Идея №8. Композиции из искусственных или сухих цветов

Нужна рамка с подложкой или без и цветочный материал. Цветы, даже ненастоящие, красивы сами по себе. Так что нужно потрудиться, чтобы испортить композицию. На вдохновении она всегда будет красива. Так как сухие лепестки очень хрупкие, смело покрывайте готовую икебану аэрозольным автомобильным лаком типа «Престо».

Идея №9. Фрукты, ягоды

Очень модная тема — сухие и искусственные фрукты, ягоды и специи. Сюда хорошо впишутся еще и сизаль (волокна пальмы), орехи и ветки. Принципы те же, что и в цветочных букетах, но акцент делается больше на четких очертаниях линий, чем на цвете.

Идея №10. Панно из СД дисков

Дать вторую жизнь виниловым CD дискам. Они прекрасно поддаются росписи и декупажу (детали в статье Декупаж мастер класс ), имеют идеальную круглую форму!

Идея №11. Вышивка

Вышивать не обязательно крестиком или гладью. Замечательный крейзи стиль дает широкие возможности (более детально о технике крейзи смотрите в статье Техника крейзи в интерьере ). Это значит, что мы крепим что хотим и как хотим с помощью ниток. Вот вам и вышивка. Главное условие — сногсшибательная красота.

Идея №12. Панно феншуй

Красиво оформленный иероглиф с хорошим смыслом притягивает счастье в дом по утверждению китайских мудрецов. Глядя на то, как быстро Китай завоевывает мир, может стоит попробовать? Распилить бамбуковую палку на 4 части, связать веревкой в рамку, натянуть на рамку кусок плотной ткани, картона или кожи. И начертать красивый иероглиф — счастье, любовь, богатство, удача!

Иероглифы "счастье" и "деньги"

Идея №13. Мозаичные панно

Покупаем в художественном салоне декоративную мозаику, один набор стоит примерно 20 грн. И выкладываем симпатюшную картинку. Мозаика всегда выиграшна (детали о работе с мозаикой в статье Мозаика своими руками ). Также трудно сделать плохо, как и в случае с цветами. Только не спешите клеить намертво, сначала несколько раз выложите рисунок «всухую», поиграйте мозаикой. Когда посчитаете, что лучше уже некуда, тогда и берите на клей.

Идея №14. Абстрактная скоростная живопись

Рисуем любые яркие вещи строительными красками и строительными кисточками. Главное - повторить это несколько раз и помнить, что цвета должны подчеркивать интерьерную колористику. Добавляем акцент для объема в виде пуговиц, стеклянных камушков и т.д. Чем не прелесть!

Как вы и сами уже поняли, панно - это нечто, сделанное на одном дыхании, без мучительных подготовок и усилий. Дерзайте, украшайте свой дом!

Огромное спасибо Елене за очень интересную статью!

Всем удачи и бесконечного творческого вдохновения!!

Каждому из нас хочется проживать в комфортном уютном жилище, которое не напрягало бы и не перегружало своим внешним видом. Зачастую новый достойный ремонт уже наскучил, делать обновления не является возможным, а хочется вдохнуть в жилище новый глоток воздуха.

Именно в этих случаях декоративное панно, размещенное на стеновой глади, без особых хлопот и переделок сможет украсить и освежить интерьер.

Панно может быть размещено в любой комнате от прихожей до ванной. Для каждого конкретного помещения существуют свои критерии выбора и особенности подобных настенных украшений.

Есть несколько характеристик, которыми отличаются друг от друга настенные изделия:

  • материал, из которого изготовлена вещь. Это может быть изделие из древесины, пластика, зеркальной поверхности, картона и прочих. Украшаются такие картины и пуговицами, и сухими растениями, и мелкой мозаикой и т.д.;
  • техника изготовления – она может быть в виде вязания, плетения, вышивки, резьбы, инкрустации и др.;
  • форма – здесь производство не ограничено никакими рамками. Изделия могут иметь совершенно разные размеры и формы исполнения. Это и овалы, и многоугольники, а особо выделяются модели, состоящие из нескольких элементов;
  • 3D-эффекты, являющиеся на пике популярности сегодня. Эффект объема тогда создается объемными бумажными аппликациями, выступами. Подобные изделия имитируют резные и барельефные поверхности.



У настенных изделий есть две функции. Первая и самая главная заключается в декоративном эффекте использования. Панно является полноценным самостоятельным элементом украшения комнаты.

Вторая не менее важная функция – скрывать имеющиеся недостатки в виде неровностей или трещин. Также под панно возможно скрыть сейф.

Разновидности настенных панно

Существует несколько видов панно, которые могут выполняться из самых разных материалов и в различной технике.

Текстильные изделия – выполняется данный тип из ткани в технике вышивания. За основу чаще всего берут деревянный холст. Вышивка может иметь вид картинных композиций, орнаментов, аппликаций. Как правило, такие панно изготавливаются в промышленных масштабах, однако встречаются и ручные экземпляры, стоимость которых намного выше.




Деревянные изделия (резьба, выжигание), стоимость которых велика, а внешний вид довольно премиален.

Панно, сделанные из фрагментов обоев, выглядят очень оригинально. К тому же сделать такое панно возможно и своими руками.

Фрисайз тип, главным отличием которых является их свободные размеры и возможность дополнить композицию иными элементами. Примером являются модульные композиции с различными изображениями.

Зеркальные панно, для создания которых используют как стандартные зеркальные поверхности, так и элементы необычных форм, волнистые и неровные зеркала.



Места размещения панно

В любом жилом помещении есть много стеновых поверхностей, на которых возможно разместить декор-панно. Главное условие – чтобы изделие гармонировало с функционалом комнаты и его стилистикой.

Прихожая

Именно с прихожей начинается любая квартира. Поэтому здесь целесообразно разместить приятную настенную композицию, которая будет встречать всех приходящих. Выбирая подходящее изделие, следует учитывать размер комнаты.

Для малогабаритных помещений лучше выбирать небольшие панно с не агрессивным изображением в спокойных тонах. Лучшими вариантами станут изображения цветочков, природных картин.

Коридорный проход

Если коридор не оборудован источниками освещения, то панно можно выбирать более яркое, дополнив его настенной лампой. Если коридор маленький, то несколько композиций на стене будет достаточно.

А вот просторную комнату стоит снабдить целым рядом панно. Отличным вариантом станет композиция, связанная одной тематикой, например четыре изделия, которые отображают смену времен года.

Кухонная территория

Кухню зачастую оформляют в светлых теплых тонах, а вот панно должно быть ярким, собирающим на себе все внимание. Прекрасно впишется в обстановку композиция с натюрмортом или же изделия из кофейных зернышек, которые подходят под тематику.




Гостиная

Основное предназначение гостиной комнаты это отдых и расслабление. Исходя из этого, декоративные панно на стенах тоже имеют умиротворяющий облик. Цветовая палитра изделий спокойная, изображения в виде пейзажей.

В просторных гостиных композицию рекомендуют размещать по всей длине стеновой глади, состоять она может из нескольких элементов, связанных между собой едины сюжетом. Отличным вариантом станет большой корабль, бороздящий морскую гладь, который вышит на тканевом полотне.

Другая композиция – мировая карта, нанесенная на деревянную основу, состоящую из нескольких блоков. К такой композиции стоит добавить освещение, и тогда древесное панно с подсветкой станет главным акцентом всего интерьера.

Спальное помещение

Спальня это комната, где засыпают и пробуждаются. Декоративные панно здесь должны служить средством умиротворения вечером и источником пробуждения в утренние часы.

Лучше разместить изображения природы напротив ложа, как на фото панно в спальне на стену. Довольно оригинально смотрятся картины с космическими видами.

В детскую спальню можно создать настенную декор-композицию самостоятельно, привлекая к совместному творчеству самих детишек.



Санузел

Оформляя панно в ванной комнате, стоит обращать внимание не только на внешние характеристики композиции, но и на ее эксплуатационные качества. Сразу же отпадают изделия из древесины, так как из-за повышенной влажности они быстро придут в негодность.

Наиболее подходящим вариантом являются изделия из мраморных элементов. Прикрепленные на специальный раствор, такие композиции не боятся влаги и температурных перепадов. Благодаря большому выбору настенных декор-композиций подобрать подходящий вариант возможно для любого помещения и стилевого направления.

Фото панно на стену

Повесив оригинальное панно на стену, можно создать неповторимый и уникальный интерьер. Неординарное украшение станет гордостью хозяев дома и будет притягивать восхищенные взгляды гостей.

Данный элемент декора легко изготовить самостоятельно при помощи разнообразных подручных материалов.

Раздолье для фантазии

Существует множество способов создания настенного украшения в виде панно. При этом творческий процесс ограничен лишь воображением мастера и, как правило, не требует особых навыков. Все что нужно, чтобы сделать панно на стену своими руками,- это хорошая идея, вдохновение, необходимые материалы и время.

Фантазия декораторов безгранична и сегодня для создания настенного шедевра используются не только банальные краски, но и:

  • цветная бумага;
  • проволока;
  • различные ткани;
  • пуговицы;
  • атласные и репсовые ленты;
  • пряжа;
  • фотографии;
  • морская галька и ракушки;
  • цветной песок;
  • гвозди;
  • металлические кнопки;
  • блестки;
  • виниловые пластинки;
  • страницы старых книг, газет и журналов.

Изображение может быть плоским или объемным, иметь или не иметь раму, состоять из одной или нескольких частей. При этом панно может иметь сюжет либо представлять собой абстрактную картину.

Современные хозяйки любят украшать кухонные стены панно из специй и фигурных макаронных изделий, засушенных трав и цветов, винных пробок, столовых приборов, крышек от пластиковых бутылок, кофейных зерен, различных круп и даже кулинарных изделий из теста.

Любителям путешествий понравится украшение из старых географических карт, магнитов, приобретенных в разных странах. Можно создать панно для фотографий, сделанных в туристических поездках, постепенно дополняя его.

Любое декоративное панно, созданное своими руками, будет подчеркивать индивидуальность хозяев дома, демонстрировать их творческую натуру, создавать уютную и неповторимую атмосферу. Однако, прежде чем задаться вопросом, как сделать панно в комнате, следует определиться с техникой создания будущего шедевра.

Виды панно своими руками

Несомненным преимуществом создания панно своими руками является разнообразие техник для данного вида творчества.

Наиболее известные техники рассмотрим ниже.

Рисование

Панно создается в свободной форме или по шаблонам акварельными, масляными красками, гуашью, карандашами, маркерами, цветными мелками, углем, зубной пастой.

Простое наклеивание или аппликация

Элементы украшения приклеиваются на основу при помощи канцелярского, универсального, эпоксидного клея, клея ПВА, «жидких гвоздей».

Инсталляция

Монтаж различных объемных частей панно, элементов композиции и техник в единое художественное целое.

Декупаж

Техника декорирования рабочей поверхности при помощи бумажного орнамента (можно использовать верхний цветной слой салфеток) и клея с последующим нанесением различных финишных покрытий.

Квиллинг

Техника изготовления композиций из скрученных спиралью длинных и узких цветных полос бумаги. Бумажные модули скручиваются при помощи цыганской иглы с широким ушком, после чего конец полоски фиксируется клеем, а самим модулям придается нужная форма. Детали соединяют между собой, образуя картину. Такое панно может иметь основу, либо сразу крепиться на стену.

Вышивка

Вышивание картин крестом, бисером, пряжей, лентами. Панно может сочетать в себе гладкую вышивку и декор (пуговицы, молнии, объемные вышитые элементы). При этом в качестве основы используется мешковина, лен, рулонная хлопчатобумажная или пластиковая канва.

Пэчворк

Техника шитья из лоскутов ткани разных фактур и расцветок. Тканевое полотно наклеивается на основу либо натягивается на деревянную раму.

Оригинальным украшением интерьера может стать каркасная композиция (нити цветной пряжи наматываются на тонкие гвозди, наполовину вбитые в деревянную основу), зеркальное, кафельное панно (мозаика из кусочков зеркала и плитки), панно для фотографий в сочетании с необычными элементами декора (морской галькой, граммофонными пластинками).

Инструменты и основные правила

Для изготовления декоративного панно своими руками можно использовать самые разнообразные материалы. Однако перед началом работы следует позаботиться не только об основных деталях, трафаретах и шаблонах, но и об инструментах, которые пригодятся для творчества.

Инструменты и материалы, которые могут понадобиться для изготовления панно своими руками:

  • основа (пробка, ДСП, картон, фанера, разнообразные ткани, оргстекло, кожа, пластик, пенопласт);
  • универсальный клей или «жидкие гвозди»;
  • ножницы;
  • простой карандаш;
  • кисти;
  • губки;
  • двусторонний и обычный скотч;
  • крепления для панно;
  • молоток;
  • канцелярский нож.

Если планируется работать с деревом, могут понадобиться:

  • электролобзик;
  • морилка;
  • наждачная бумага.

Наиболее выгодно настенное панно смотрится на стенах контрастного цвета, когда вокруг много свободного пространства. Декораторы не рекомендуют вешать дополнительные украшения на стену, где закреплено панно.

Основные правила размещения:

  1. Оптимальная высота композиции составляет 1,5-1,7 м.
  2. Дневной и искусственный свет должен падать прямо на композицию.

Ухаживать за настенным украшением следует тщательно, ежедневно смахивая пыль со всех элементов. В случае сильного загрязнения следует обработать панно при помощи средств для сухой чистки.

Акцент на тематику

Из каких бы подручных материалов не было выполнено панно, оно должно идеально вписываться в стилистику интерьера.

Идея повесить в спальне на стену фото ярких семейных моментов хороша, однако гораздо интереснее создать из них коллаж. Такое панно для фотографий можно изменять в размерах, украшать памятными вещицами, надписями, отпечатками детских ладошек. Уместно в спальне и панно из ткани, выполненной в технике горячий или холодный батик.

Яркое панно, выполненное в технике квиллинг, станет отличным дополнением интерьера детской комнаты, а композиция, включающая в себя «съедобные» детали — в кухне и столовой. Мозаика хорошо смотрится в ванной, а классический рисунок — в гостиной комнате.

Каждый из нас — художник, но не все об этом знают. Создать панно своими руками — отличный способ раскрыть свой творческий потенциал, порадовать родных и разнообразить домашний интерьер. Дерзайте!

Фотогалерея

Предлагаем вашему вниманию еще 16 фото различных способов оформления панно.

Почему бедность – это болезнь
http://nautil.us/issue/47/consciousness/why-poverty-is-like-a-disease
Здоровье гика,
Финансы,
Биотехнологии
Перевод
image

По описанию моих достижений на сегодняшний день вы никогда бы не догадались, что я рос в нищете и голоде.

Моя последняя зарплата за год перевалила за $700 000. Я член Общества национальной безопасности имени Трумана [занимается поиском и продвижением будущих лидеров американской нации – прим. перев.] и член Совета по международным отношениям. Мой издатель недавно выпустил мою последнюю серию книг по количественному распределению глобальных финансов.

И всего этого мне недостаточно. Я постоянно ощущаю себя в состоянии «бей или беги», жду подвоха, или наступления голодных дней. Я даже решил не заводить детей, поскольку, несмотря на все успехи, я не чувствую у себя наличия безопасной финансовой подушки. Минимальное состояние счёта, при котором я готов подумать о детях – это очень большая цифра. Если бы вы были знакомы со мной лично, вы могли бы уловить признаки стресса, неуверенности в себе, беспокойства и депрессии. И услышать про Теннеси.

Ни один житель Теннеси не скажет вам, что он просто из Теннеси. Он обязательно добавит: восточное, западное или среднее. Моя жизнь начиналась в Восточном Теннеси, в городке Роквуд региона Аппалачия. Я был самым старшим из четырёх детей в семье, доход которой не позволял содержать и одного. Каждая пятидесятническая церковь этого героинового захолустья пахла одинаково: тяжёлая смесь дешёвого моющего средства и ещё более дешёвого елея, с небольшой примесью забытой надежды. Одна из этих брошенных церквей и была, по сути, моим детским домом и школой.

Учебный класс представлял собой одну комнату, в которой 20 человек, возрастом от детсадовского до 12-го класса занимались по методичке «ускоренного христианского обучения». Нам раздавали буклеты, которые мы должны были читать самостоятельно. Мы сами проставляли себе оценки за домашнюю работу. Не было никаких лекций, и у меня не было учителя. Иногда жена проповедника раздавала тесты. Нам не разрешалось ничего делать. Там не было ни фильмов, ни музыки. Могли пройти годы, во время которых не происходило ничего, что отличало бы один год от другого. Не шло речи и ни о каких социальных мероприятиях.

Я проводил всё своё время, размышляя над простыми вопросами. Откуда возьмётся мой следующий обед? Будет ли у меня завтра электричество? Я наблюдал, как моя мама пытается от стыда спрятать талоны на еду на кассе продуктового магазина. Я помню, как уже в восемь лет испытывал панику из-за постоянной неопределённости по поводу абсолютно всех аспектов жизни, от еды до одежды и обучения. Я знал, что моя жизнь не может быть нормальной. Что-то не так было с тем крохотным микрокосмосом, в котором я родился. Я просто не знал, что именно.

Повзрослев, я думал, что понял, что там было не так. Я всегда считал, что моё воспитание сделало меня осторожным и осмотрительным. Но за несколько последних десятилетий выяснилось много нового. Мы узнали, что стресс, связанный с бедностью, может менять вашу биологию так, как мы и не представляли ранее. Он может уменьшить поверхность мозга, укоротить теломеры и продолжительность жизни, увеличить шансы на ожирение и склонность к чрезмерному риску.

А сейчас уже появляются сведения по поводу того, что эти изменения могут быть ещё глубже – вплоть до уровня, на котором наши тела собирают сами себя, изменяя типы клеток, из которых они сделаны, Возможно, даже до экспрессии генов, с которыми тело играется, как с кубиком Рубика, брошенным в стиральную машинку. Если результаты исследований получат подтверждение, это будет означать, что бедность – это не просто социально-экономическое состояние. Это будет уже набор связанных симптомов, которые можно предотвратить и лечить, и даже наследовать. Иначе говоря, результаты бедности начинают очень сильно походить на симптомы болезни.

Слово «болезнь» несёт в себе отрицательный оттенок. Я не имею в виду, что бедные люди какие-то плохие или испорченные. Я имею в виду, что бедные люди больны, а все остальные говорят им, что их состояние – необходимая, временная и даже положительная часть современного капитализма. Мы говорим бедным, что у них есть шанс вырваться, просто достаточно усердно работая; что мы все одинаково вовлечены в систему, раздающую поровну награды и наказания. Мы указываем на редкие истории «из бедняков в богачи», как это произошло со мной, и всё это укладывается в шаблон меритократии [букв. – «власть достойных», – прим. перев.].

Но мои достоинства не имеют отношения к тому, как я оттуда вырвался.

Мы можем не помнить 1834 год как рекордный, но он был таким, в области органической химии. Именно тогда Жан Батист Дюма и Юджин Пелиго дистиллировали из нагретых опилок и проанализировали прозрачную жидкость, которую они назвали метиленом, а мы зовём метанолом, древесным спиртом. Основан он на метиловой группе, состоящей из одного атома углерода, связанного с тремя атомами водорода. И как оказалось 150 лет спустя, метиловые группы играют важнейшую роль в экспрессии генов.

Осенью 1991 года Аарон Разин и Говард Цедар опубликовали необычную работу «Метилирование ДНК и экспрессия генов», в которой показали, что работа экспрессии генов очень напоминает змею, туго свернувшуюся вокруг посоха Асклепия. На прочных переплетениях нашего генетического кода находятся метиловые группы, контролирующие, как туго наш генетический код обвивается вокруг особых белков под названием гистоны. Чем туже скручена часть кода, тем меньше вероятность её влияния на что либо, то есть, тем меньше вероятность её «экспрессии». Это один из столпов эпигенома: ваш человеческий облик определяется не только ДНК, но и тем, каким её частям ваш эпигеном позволяет проводить экспрессию.

Шесть лет спустя Майкл Мини, профессор из Университета Макгила, специализирующийся на биологии стресса, вместе с коллегами опубликовал революционный результат: качество материнской заботы влияет на эпигеном крыс, на глюкокортикоидные рецепторы стресса в гиппокампе, а также на реакцию гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси (HPA) на стресс. Сходные эффекты позже были обнаружены у зебровых амадин, которые, как и люди, социально моногамны, и у которых детей растят оба родителя. Уровни информационной РНК глюкокортикоидных и минералокортикоидных рецепторов у птиц, лишённых матерей, были понижены, в связи с чем у взрослых птиц гормоны стресса оставались повышенными гораздо дольше. Исследователи писали, что эпигенетические механизмы могут отвечать за эти изменения – но они этого не доказали.

У человеческих детей эпигенетические изменения в экспрессии генов рецепторов стресса, приводящие к усиленной реакции на стресс и проблемам с настроением, исследователи связали с жестоким обращением в детском возрасте. А в прошлом году исследователи из Университета Дьюка нашли, что «низкий социоэкономический статус во время взросления связан с увеличением метилирования ближайшего промотора серотонинового транспортера», приводящего миндалевидное тело к предрасположенности к «реактивности, связанной с угрозой». И хотя предрасположенность к высоким уровням стресса имеет свои плюсы (к примеру, обучение в состоянии стресса может ускоряться ), основная суть этих исследований такова: хронический стресс и неуверенность в детстве приводит к тому, что во взрослом возрасте со стрессом справляться сложнее.

С одной стороны, эпигенетика предлагает интригующее изложение нашей жизни, идущее вспять вплоть до основной «программы», делающей вас тем, кто вы есть. Но в этой области существуют и фундаментальные противоречия. В июне прошлого года команда исследователей из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна в Бристольском университете и Европейский институт биоинформатики опубликовали работу, в которой описывали, как эта область загрязнена неправильной интерпретацией результатов исследований. К примеру, часто исследователями причину путают со следствием (заболевания могут привести к появлению эпигенетических маркеров, и наоборот); подделывают или неправильно интерпретируют статистику; смешение переменных приводит к видимой корреляции параметров; не учитывается большая переменчивость эпигенома от клетки к клетке.

Джон Грилли, один из соавторов исследования, считает, что некоторые заметные результаты в этой области, включая те, что получил Мини, страдают от указанных проблем. «Во время исследования Мини считалось, что если я наблюдаю изменение метилирования ДНК в клетках крыс, которых не облизывала мама, или в клетках детей из низшей социально-экономической группы, или кого там ещё, тогда я узнаю о том, как люди перепрограммируются под воздействием условий окружающей среды». Но изменение метилирования ДНК объясняет не только то, была перепрограммирована клетка или нет. Они также связаны с пропорциями подтипов клеток, у каждой из которых есть свои эпигеномы, имеющихся у сравниваемых организмов. Грилли с соавторами называют это метаэпигеномом.

Но Грилли отмечает, что даже если этот молекулярный механизм будет не перепрограммированием клеток через метилирование, а сдвигом подтипа клеток – тут всё равно есть о чём поразмышлять. «Даже если вы обнаружите изменение пропорций, допустим, подтипов клеток в периферийной крови, которое связано с такими вещами, как низкий социально-экономический статус, это будет очень интересным открытием, – говорит он. – Тогда мы опять вернёмся к вопросу определения того, что такое эпигенетика». Возможно, что сдвиг в подтипах клеток наследуем, хотя это и не включает перепрограммирование клеток через метилирование. Тим Спектор из Королевского колледжа в Лондоне, к примеру, обнаружил варианты ДНК-последовательностей, связанные с вариациями подтипов клеток.

Изучение биологического эффекта стрессов, связанных с бедностью, находится ещё на ранних этапах. При этом она уже дала нам множество механизмов, способных обеспечить такие эффекты, многие из которых содержат наследуемый компонент. Если, допустим, беременная женщина подвергается стрессу бедности, её плод и гаметы плода могут пострадать от этого, в результате чего эти эффекты распространяются по меньшей мере и на её внуков. А может, и далее.

Исследования мышей и дрозофил показали, что эпигенетические особенности, схожие с теми, о которых говорил Мини, могут передаваться по наследству и сохраняться, по меньшей мере, в десятках поколений. Последствия таких вещей, как диета и предродовой стресс наследуются не только через модификацию гистонов, но и через метилирование ДНК и некодирующие РНК . В исследовании от 2014 года отпрыски мыши, натренированной опасаться определённого запаха, также боялись этого запаха, хотя до этого они его не чувствовали. Этот эффект сохранялся в течение двух поколений . У людей наследуемые последствия стресса наблюдались по меньшей мере в трёх поколениях у людей, чьи предки страдали от массового голода (голодной зимы 1944 года в Нидерландах ), перебоев с едой (Эверкаликский эксперимент ) и при Холокосте. Последствия курения или жевания табака родителями в молодом возрасте могут передаваться их детям в зависимости от пола, что доказывает наличие эпигенетических эффектов у людей . Согласно наблюдениям от 2014 года, «несколько исследований людей указывают на существование эпигенетических эффектов по мужской линии, которые нельзя объяснить культурным или генетическим наследованием».

Даже на текущем этапе мы можем извлечь кое-какую информацию из науки. Во-первых, стрессы, связанные с бедностью, имеют биологические последствия, длящиеся всю жизнь. Во-вторых, есть доказательства того, что эти последствия могут передаваться по наследству, либо через воздействие на плод, либо через эпигенетику, через подтипы клеток или как-то ещё.

И эти научные данные заставляют нас пересмотреть краеугольный камень американской мифологии и нашей политики, направленной на бедных: возможность без чьей-либо помощи пробиться наверх. Истории о людях, самостоятельно сделавших себя, вырвавшихся из их окружения благодаря упорной и тяжёлой работе. Опора платформы меритократии, где награды якобы справедливо попадают к тем, кто их наиболее заслуживает.

О каком самостоятельном выходе из окружения или справедливом распределении можно говорить, если бедность травмирует участников «соревнований»? Особенно, если она ещё и передаётся через поколения? А уродливое следствие из гипотезы «самостоятельного выхода», говорящее о том, что люди, не выбравшиеся из тяжёлых обстоятельств, заслуживают их, имеет ещё меньше смысла в свете мрачной биологии бедности. Когда звучит выстрел стартового пистолета, бедные оказываются далеко позади стартовой линии. Я-то так точно был там, несмотря на мой текущий успех.

Так как же я выбрался оттуда? Случайно.

Очень легко было бы рассказать мою историю, объяснив всё талантами и упорной работой, поскольку именно этим нас кормят все, от Голливуда до политических деятелей. Но это было бы неправдой. Моё бегство произошло благодаря последовательности удивительно маловероятных событий, ни одно из которых не было подвластно мне.

К 14 годам я уже в течение 8 лет пытался самообучаться при помощи ксерокопированных буклетов, без учебников, планов уроков, помощи или хотя бы учителя. Я отчаянно пытался выбраться и ужасно боялся стать таким же, какими были окружающие меня люди. Так что я взял телефонную книгу и начал обзванивать профтехучилища, колледжи, всех и вся, кто мог бы дать мне возможности. Случайно и неожиданно я попал на президента общинного колледжа [двухгодичный колледж, готовящий специалистов средней квалификации для работы на территории местного сообщества – прим. перев.] Шерри Хоупп. Когда я впервые встретил её, мне было, наверное, 12 лет, и даже в том возрасте я смог понять, что моя история не была для неё уникальной.

В том же колледже я познакомился с Брюсом Кэнтреллом, профессором, заменившим мне отца, когда мне было 15, и я был беден. Он тоже рос в бедности, но в результате выбился в люди. Мы особенно не разговаривали о нашем опыте, но как-то сразу нашли общий язык. Несколько лет спустя он ушёл в политику и сделал меня управляющим своей предвыборной кампании. Мы выиграли, и я получил бесценное образование в области реальной и бесцеремонной политики округа Роан. Я буду вечно благодарен Брюсу и Шерри. С их помощью я, наконец, получил диплом колледжа.

Проявлял ли я инициативу? Конечно. Многие интерпретировали мой побег из бедности как подтверждение существования меритократии, оправдывающей всю систему. Но захолустье заполнено людьми, настолько же отчаянно пытающимися выбраться оттуда, как и я, и предпринимающими такие же изобретательные меры. Так что я – исключение, подтверждающее правило – правило, что побег из бедности возможен только по случайности, а не из-за неких достоинств.

У меня есть родственники и друзья, насколько же умные и трудолюбивые, как и я сам, и примерно с таким же, или с лучшим, образованием. Но никто из них не выбрался из бедности. Один из них тоже попал в общинный колледж, но только после того, как стал свидетелем того, как его лучший друг покончил с собой под воздействием наркотиков. Это оказался билет в один конец в жизнь, наполненную эмоциональными проблемами. Другому повезло попасть в аккредитованную бесплатную среднюю школу, где дают гораздо больше знаний, чем в курсе «ускоренного христианского образования». Он стал героиновым наркоманом. Для них путь к образованию не стал, как для меня, чудесно свободным от преград. Они не стали, как я, главой компании, торгующей деривативами на Уолл-Стрит. Они не пишут, как я, о бедности. Они живут в ней. И на сегодня я могу насчитать порядка 20 родственников и друзей, которые распрощались с жизнью через оружие или героин. Не сомневаюсь, что уже в этом году их количество увеличится.

Почему так мало людей вырываются из бедности? Могу засвидетельствовать по опыту – не из-за того, что у одних достоинство больше, чем у других. Это из-за того, что быть бедняком значит по-крупному рисковать. Асимметрия результатов для бедных так огромна, поскольку быть бедным очень дорого. Представьте, что вы потеряли работу, потому что не работал ваш телефон, или вы не сдали экзамен, потому что вы целый день провели в реанимации из-за недуга, который был бы устранён своевременным лечением. Такие вот простые несчастья могут запустить водоворот неудач, из которого не удастся выбраться. Реальность в том, что если вы бедны, и сделали всего одну ошибку – вам конец. Жизнь превращается в азартную игру со смертью в виде проигрыша.

А теперь представьте, что ваш мозг устроен так, чтобы умножать субъективное ощущение стресса на 10. В результате вы фокусируетесь на краткосрочных планах. Тем, кому по рождению повезло не ознакомиться с исчислением бедняков, кажется, что бедняки раз от раза принимают неоптимальные решения. Но выбор бедняков в их обстоятельствах весьма разумен. Нельзя рассуждать об оптимальных решениях, рассчитанных на долгий период, если у вас осталось еды на два дня. Стресс приобретает совершенно новое значение, и от него очень нелегко избавиться.

Стандартный американский миф о меритократии неправильно оценивает такие истории, как моя. Накопленный социальный капитал американских институтов – стабильная передача власти, власть закона, предпринимательство – конечно же, создаёт экономические чудеса каждый день. Но эти институты в первую очередь подходят для экспоненциального роста капитала там, где он уже есть, а не для создания нового капитала там, где он нужен обществу. Истории, подобные моей, считаются архетипами, и мы все неоправданно верим в то, что способ достичь скорости убегания существует для целых сегментов населения. Но я тут представляю историю успеха по типу «из грязи в князи», и я заявляю, что эта история – миф. Термин «меритократия» придумали в 1958 году чтобы насмехаться над самой идеей получения наград за достоинства. Мы забыли, что нужно смеяться, и шутка обратилась против нас самих.

Пора нам по-другому отнестись к бедности и учесть новые научные данные, описывающие её.

Возьмём образование. Один из наиболее активных исследователей связи между бедностью и достижениями в учёбе, а также последующими экономическими проблемами, это Роланд Фрайер из Гарварда. Вместе с коллегами он в работе «Для этого может не понадобиться помощь всей деревни: увеличивая достижения бедных» [аллюзия на поговорку «воспитывать ребёнка нужно всей деревней», означающую, что ребёнка воспитывает всё местное сообщество – прим. перев.] сфокусировался на том, чтобы уменьшить разницу в достижениях между богатыми и бедными, используя различные стратегии обучения в школе.

Но стандартный показатель разницы достижений – успехи в математике – это симптом, а не причина. Когда поддержка социальных программ для школьников прекращается, их положительный эффект сходит на нет, и мы начинаем скептически относиться к уничтожению бедности. Но академические успехи – не главная проблема. Проблема в неопределённости и стрессе. Когда национальная оценка образовательного прогресса в 2011 году не обнаружила в Америке ни одного города, где больше чем хотя бы 25% восьмиклассников из чернокожих или латиноамериканских семей владели бы математикой и чтением на уровне своего класса, мы должны обвинять в этом школы, или же заключить, что мы проиграли в нейробиологической гонке ещё до того, как проверяли этих детей?

Мы должны использовать полученные наукой знания по поводу бедности, а не игнорировать их. Программы по устранению бедности, такие, как условные денежные пособия, награждают родителей или опекунов за конкретные действия, к примеру, за отслеживание посещаемости школы или профилактику здоровья. Они поощряют устранение стрессов и долгосрочное планирование, и это выходит далеко за рамки простой сдачи экзаменов – они обеспечивают именно то чувство уверенности, которое необходимо поражённому бедностью мозгу. В работе 2009 года Лиа Ферналд и Меган Ганэр показали, что такие программы уменьшили уровни кортизола в слюне и риск умственных и физических заболеваний в течение жизни . Таких программ должно быть больше. К примеру, так называемые программы длительного ухода за ребёнком: они занимаются развитием детей от рождения и первые три года его роста [в США федеральный закон дает право матери взять неоплачиваемый декретный отпуск длительностью 12 недель, начиная не ранее, чем за 2 недели до предполагаемой даты родов при условии, что будущая мать проработала в компании больше года – прим. перев.].

Наше новое научное понимание влияния бедности может изменить и медицинское обслуживание взрослых людей. В 2009 году Майкл Мини, Густаво Турецкий, Мойше Зиф и их коллеги брали пробы гиппокампа у жертв самоубийств, испытавших в детстве насилие, и проверяли метилирование ДНК, управляющее экспрессией гена NR3C1. Они обнаружили увеличенное метилирование в районе промотера NR3C1, которое другие исследования напрямую связывали с уменьшением экспрессии белка под названием нейротрофический фактор мозга (BDNF). BDNF относится к самым активным нейротрофическим факторам, управляющим ростом и развитием новых нейронов даже в зрелом возрасте. А уровень экспрессии может передаваться по наследству. В исследовании от 2015 года была обнаружена связь между NR3C1 и уменьшением экспрессии BDNF у младенцев, чьи матери отмечали наличие у себя симптомов предродовой депрессии .

Может статься, что BDNF – ваш лучший друг, если вы взрослый и желаете изменить вашу нейробиологию. Он может открыть путь к изменению структуры мозга именно в тех областях, которые сильнее всего пострадали от ранних стрессов и бедности: префронтальной коры, гиппокампа, и всей гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси. А эти участки мозга управляют долговременной памятью, эмоциями и отложенными наградами. Всё это признаки людей, лучше справляющихся с учёбой в юности и больше достигающих в зрелости . Небольшие дозы кетамина оказывают воздействие, схожее с быстрыми антидепрессантами, и это напрямую связано с увеличением уровней BDNF .

Я бы и сам попробовал такое лечение. Но мой основной интерес в изучении бедности находится в другом месте. Он проистекает из беспокойства по поводу будущего.

Мы стоим на краю обрыва и нам необходимо срочно пересмотреть наше понимание бедности и неравенства. Западные нео-либералы рассказывают нам сказки о том, что если ты будешь упорно работать, то всё образуется. А если ничего не образовывается, то во всём винят жертву, и не оставляют ему выбора. Брекзит, Ле Пен и поражение Хиллари Клинтон – это примеры проблем, происходящих из неравенства и бедности. Уже расчехлены вилы Пикетти [французский экономист, написавший популярную книгу об экономическом неравенстве в Европе и США – прим. перев.], и марш глобального беспорядка можно остановить, только применяя меры, противостоящие краплёной колоде, которую получает и ненавидит каждый, родившийся в бедности, включая и меня.

Уверен, что итальянская партия «Движение пяти звёзд» в этом году запустит референдум по выходу из ЕС, и что у Марин Ле Пен есть все шансы выиграть французские выборы [не выиграла, но собирается участвовать в парламентских выборах – прим. перев.]. ЕС может взять на себя вину за поражение глобалистов и развалиться уже через два года.

Подобные тренды ускоряются поверьем, по которому бедняки не смогли ухватиться за возможности, созданные глобализированным рынком. Этот миф пора придушить – и появляющиеся эмпирические научные исследования бедности могут помочь нам в этом, если мы окажем им заслуженное ими внимание.

Панно на стену своими руками сделать не так уж и сложно. Прим это не существует каких-либо ограниченных правил по используемым приемам в украшении интерьера данным методом. Как, впрочем, и материалов, которые могут применяться для создания декора. Какие же есть вариации панно и как реализовать различные идеи декора ?

Для чего в принципе вешать панно на стену? Не проще уж обойтись самой обыкновенной картиной, а то и вовсе обойтись без дополнительного декора? Невозможно дать однозначный ответ на данный вопрос, однако нужно упомянуть, что настенное панно – это, как минимум, современная тенденция в интерьере. Это своего рода новый шаг в декоре, что является логическим продолжением обыкновенных картин.

Помимо этого, с помощью панно можно:

  • Скрыть некие прорехи дизайна;
  • Добавить индивидуальности интерьеру;
  • Сэкономить на покупке отделочных материалов.

Размеры панно не ограничены какими-то рамками – можно за ним спрятать хоть и всю черновую отделку.

Сам процесс создания панно можно вообще сделать увлекательным. Делать его можно даже с детьми в полу-игровой форме. Мамы обязательно должны взять на заметку.

Если говорить о современных тенденциях, то сейчас чаще всего под панно подразумевают текстильные композиции или модульное художественное искусство (когда целая картина состоит из нескольких более мелких, но не обязательно размещается вплотную друг к другу), орнамент. И примеров с фото таких в том же интернете – несметное количество. Прямо-таки выбирай и делай, как желаешь.

Панно из бабочек прекрасно впишется в любой интерьер вашего жилища. Подробнее о том, как это выглядит и как сделать самим, в нашей статье: .

Какое сделать панно на стене в спальне

Какое можно сделать в спальне панно? Ориентироваться нужно на простые, нежные, можно даже сказать – пастельные тона. Выглядеть они будут как красивые ламбрекены, например, у основания какой-то мебели или даже шкафа, или же, как индивидуальная композиция на голой стене. Можно и вовсе сделать панно из пуговиц или бумаги, .

Популярные материалы

Кстати, самыми популярными материалами для создания панно являются:

  • Бумага;
  • Бисер;
  • Ткань (пэчворк – идеальный вариант для орнаментов);
  • Слоеное тесто (сушенное при температуре 60-80 градусов);
  • (можно заменить булавками);
  • Дерево.

Что касается поделки для спален, то здесь можно разместить абстракционные изображения или же композиции в аналогичном столе. Что-нибудь фантастическое, в котором преобладают темные и спокойные тона. Такое украшение не только дополнит обстановку отдыха и интима, но и эмоционально настроит человека на сон.

Как выбрать панно на стену в гостиную

Гостиная комната – это та, которую пришедший гость видит первым делом. В большинстве случаев здесь и происходит вся встреча, общение, чаепитие. И, конечно же, каждый из владельцев красивого дома желает, чтобы гостиная могла впечатлить своим интерьером, декором. При помощи такого «приема» можно также продемонстрировать свой социальный статус. Вот по этой причине лучшим вариантом для гостиной является кованое панно. Правда, своими руками его создать не так уж и просто. В большинстве случаев придется обращаться к сторонним компаниям, предоставляющих услуги по созданию кованых изделий.

Гостиную украсит и просто металлическое панно, которое, например, является дополнением к камину. А кто-то и вовсе останавливается на стиле стимпанк – это своего рода объединение ретро и модерна.

В общем, вариаций очень много, и из низ самыми лучшими можно назвать панно из:

  • Металла (кованный – идеальный вариант);
  • Камней Сваровски (или комбинация таких картин);
  • Дорогостоящей ткани, обшитой драгоценными нитями (подойдет даже шелк). Но именно с данным материалом работать достаточно сложно;
  • Стекла.

Изготовление самого панно можно выполнять самостоятельно, а можно приобрести фактически готовые наборы, которые нужно лишь правильно скомбинировать (например, из тех же картин).

Мозаичное панно с давних времен служит прекрасным украшением для любого жилища. О том, как выбрать и сделать самим, расскажем в следующем материале: .

Металлическое кованое панно на стену: делаем правильно

Металлическое кованое панно, как правило, не крепят, а врезают в стену. Для него создается предварительное углубление. Проще всего это делать в том случае, если в качестве отделки используется фальш-стена. В нем следует делать овальный вырез при помощи электрорубанка. В противном же случае придется перфоратором заготавливать выемку под будущее панно.

Лучшие вариации кованых композиций:

  • Орнамент;
  • Цветы;
  • Изогнутая абстракция;
  • Дополнение к камину (можно даже в форме огня).

Естественно, что для создания такого панно потребуются умения управляться с металлом и ковкой или хотя бы сварочным аппаратом.

Кованое панно в виде орнамента

Наверное, это одна из самых сложных вариаций панно. Как правило, располагают его уже на фасаде дома, а не внутри здания. Как было упомянуто выше, можно его разместить в специальном проеме или же прикрепить непосредственно к стене при помощи дюбелей, анкеров. Для тех же, кто с ковкой на «вы», можно попробовать сделать орнамент при помощи электрической сварки. Все достаточно просто – берется оцинкованный лист, на котором сверху рисуется любой узор при помощи стержня под напряжением.

При выполнении такой работы следует придерживаться следующих правил:

  • Обязательно заземлять пластину;
  • Работать только в спецодежде (изолирующий слой);
  • Ни в коем случае не менять марку стержней при выполнении одного и того рисунка (естественно, если это специально не нужно). Иначе глубина сварки получится разной. В итоге – орнамент будет просто искажен.

Текстильное панно: создаем шедевр у себя дома

Чем удобна ткань для создания панно, так это тем, что с данным материалом легко работать. Ко всему прочему, можно просто использовать старые остатки лоскутов, оставшихся, например, после пошива какого-нибудь платья.

Для создания панно потребуется:

  • Фанера;
  • Кусочки тканей или лоскуты;
  • Клей;
  • Ножницы.

Не сложно догадаться, что само панно будет размещаться на фанере (можно заменить любой другой древесной плитой). Лоскуты ткани можно сшивать, скреплять стиплером, а уже затем – клеить на основу. Что это будет – не столь важно. Может елка, снеговик, снегурочка (в преддверии Нового года), или что-то фантастическое, простой орнамент. Главное – чтобы нравилось «мастеру», который будет работать над его созданием.

Настенное панно в интерьере детской комнаты

Когда речь заходит о детской комнате, то здесь будут удачными абсолютно любые вариации. Мультяшные герои, просто яркая композиция из цветастых украшений или фантазия самого ребенка – здесь вообще никаких ограничений нет. А можно детям поручить самостоятельно, создать панно, например, ко дню матери.

Какие материалы в этом случае подойдут:

  • Газетная бумага;
  • Гербарий;
  • Сушеные листья;
  • Цветная бумага и картон;
  • Ткань;
  • Пуговицы.

Естественно, что не следует доверять детям, работать с опасными материалами, по типу стекла, различных бусинок и тому подобных. И это не только развивающее занятие, но и просто – весело, интересно. Особенно актуально для малышей-непосед.

Панно своими руками: мастер-класс в стиле пэчворк

Итак, пэчворк – это лоскутное шитье, если говорить простым языком. Мастер-класс по его созданию подразумевает только разъяснение способов соединения. Если используется текстиль, то оптимальный вариант – сшивание, причем швом вовнутрь. Визуально места соединений будут незаметными. Хотя можно обыграть и шов, задав ему какую-нибудь декоративную окантовку.

Вязаное панно – тоже не плохой вариант. Особенно будет актуальным для тех, кто увлекается вязанием.

Только здесь нужно учитывать тот факт, что при вязке:

  • Соединение петель рядами выполняется по диагонали (просто крайний ряд протягивается с одного края к другому);
  • Желательно лоскуты подбирать из одинакового материала или хотя бы одинаковой текстуры.

Снова-таки, итоговое панно – это могут быть как обычные картинки из маленьких лоскутов, так и просто орнамент, мозаика в хаотичном порядке. Если сшивается шерсть, то её желательно сначала обработать при помощи расчесок (приподнять ворс), после чего закрепить результат обычным лаком для волос или бесцветным клеем (лаком).

Панно своими руками: мастер-класс из газет

Газеты – тот материал, которого у каждого в доме в избытке. Почему бы их не использовать для создания уникального декора? Конечно, такой вариант не подойдет для украшения бассейна или бани, но в качестве временного украшения – в самый раз. Кстати, такие поделки сейчас учат делать в школе.

Вариантов для панно – несколько. Самый изысканный, по мнению хендмейд-мастеров – это спирали.

Делается достаточно легко:

  • Несколько газетных листов скручиваются в единую трубку (не вместе, а раскладывая один за другим). В местах соединения – склеиваем бумагу клеевым карандашом;
  • Газета разрезается на тонкие полоски;
  • Из полученных спиралей создаются любые узоры, по типу цветочной ковки.

Панно из газетных трубочек (видео)

Аналогичным образом создаются подсолнухи, где в качестве стебля будет выступать, например, обычная ветка. Естественно, что все это можно ещё украсить искусственными цветами, «каплями» клея, бусинками – на усмотрение мастера.

Панно на стену своими руками (фото)