Мода на дом или жилище, оформленное в необычном стиле, существовала всегда. Но случай с домами, построенными с претензией на японский стиль, немного отличается от вариантов подражания итальянской, французской или голландской архитектуре. Западные дома всегда оставались воплощением практичности и приспособленности к местному климату.

Традиционный японский дом был визитной карточкой семьи, проживавшей в нем, и в большинстве случаев создавался не с целью достижения максимального удобства проживания, а как продолжение традиций и сложных мировоззрений многовековой культуры.

Что такое японская архитектура

Даже обычный человек, далекий от самобытности японского стиля, единожды взглянув на японский храм, пагоду или старинный дом самурая, подтвердит - это необычно и красиво. Чтобы создать дом в японском стиле, нужно немного:

  • В проекте учесть основные, понятные нам, каноны и правила японской традиции;
  • Придать постройке классические черты и элементы конструкции, чтобы подчеркнуть принадлежность архитектуры дома к японскому стилю;
  • Оформить пространство вокруг дома в соответствии с требованиями японской архитектурной традиции и стиля. Территория, растительность, ландшафт в идеале являются органическим продолжением японского дома.

Важно! При постройке дома в японской традиции очень важно копировать не элементы постройки, а стиль их оформления. Настоящий японский дом построить крайне сложно из-за огромного количества деталей и нюансов. Тем более для западного человека такое жилище не всегда удобно и понятно. Намного проще создавать проекты домов в японском стиле.

Отличия и особенности дома в японском стиле

Настоящий традиционный японский дом немного отличается от конструкций, известных нам по фильмам и фото. Те образцы японской архитектуры и стиля, которые нам известны, принадлежат родовым имениям и замкам богатых людей, высокопоставленных сановников, военачальников и священнослужителей в древней Японии.

Именно они стали базой для создания современных домов в японском стиле. Классические японские дома в разных частях Японии отличались в некоторых деталях, но все строились по одним и тем же законам:

  1. Территория, на которой находился дом или храм, всегда была окружена защитной оградой, имела большое количество насаждений, посаженных в строгом соответствии с установленными правилами, дорожек и вспомогательных объектов;
  2. В доме существовала открытая и закрытая часть, оформленная в виде нескольких террас, непосредственно перед домом всегда открытая площадка или пруд;
  3. Стены дома имели большое количество вертикальных стоек, которые удерживали массивную крышу, и окон, обеспечивающих нормальное освещение в большинстве внутренних помещений.
  4. Основная часть дома устанавливалась на сваях из дерева с двумя-тремя наборными опорами из природного камня. Это тоже японский стиль обеспечения теплоизоляции и защиты от сырости и паводковой воды.

К сведению! Самым узнаваемым элементом японского дома стала специфическая изогнутая форма крыши. Именно этот элемент для любого дома, построенного в японском стиле, стал определяющим.

Основные элементы дома в японском стиле

Первым, что делает дом в характерном японском стиле столь узнаваемым и оригинальным, является крыша строения. Конструкция кровли во многом напоминает вычурные китайские крыши, но проще и практичнее.

Из европейских конструкций кровли ближе всех к японскому стилю датские и голландские вальмовые крыши, также рассчитанные на большое количество осадков и сильные ветра с моря.

Поэтому в доме, построенном в японском стиле, крыша всегда строится с отрицательной кривизной скатов, как на фото. Традиционно в крыше дома в японском стиле скаты кровли имели несколько ярусов, два или три.

При такой конструкции крыши снег и влага долго не задерживались на кровле, что значительно снижало нагрузку на очень тяжелую и массивную стропильную систему.Длинные вылеты стропильных ног использовались, как точки подвески для фонарей маяков, по которым можно было бы ориентироваться на территории усадьбы в ночное время в условиях кромешной тьмы.

Для восточного стиля характерны очень большие и длинные свесы кровли, особенно на углах и над входом в дом. Таким образом старались отвести дождевую и талую воду как можно дальше от фундамента и стен дома.

Вторым, наиболее узнаваемым элементом дома, характерным для японского стиля, стали открытые террасы и большое количество вертикальных стоек и опор, удерживающих кровлю и придающих жесткость стенам дома.

В прошлом этот прием позволял усилить стены дома с большим количеством огромных оконных проемов, декоративных ширм, закрывающих внутреннее пространство от чужих глаз. Сейчас это только декоративный элемент, присущий традиционному стилю оформления здания, фото.

Дом в классическом стиле всегда дополнялся огромным навесом над входной или боковой частью постройки. Традиционно место под навесом или на большой террасе было главным местом нахождения в светлое время суток.

В современном здании это красивый атрибут дома в японском стиле, фото. Террасы окружали периметр дома, некоторых случаях не менее ¾ всего пространства. Это было удобно в старину, и таким же образом подчеркивают стиль в современных постройках.

Традиционно дом в системе ценностей жителей Японии был и храмом, и местом для обычных человеческих занятий. Поэтому, как и во многих других восточных стилях, во дворе дома может присутствовать часовня, фигуры и предметы религиозного назначения рядом с обычными повседневными вещами и предметами.

Такой дом всегда строился из дерева, камня, бумаги, тканей. Поэтому в современных интерьерах и дизайнерских решениях в японском стиле даже пластик и синтетические материалы чаще всего оформляются и декорируются под дерево и камень. Но, учитывая большой интерес к экологически чистым проектам и декоративным материалам, интерьер и внешний вид здания в традиционном стиле от этого только выигрывает.

Третьим специфическим атрибутом дома в традиционном стиле оформления можно назвать умение украшать и создавать очень красивый ландшафт на придомовой территории. Это может быть серия кустарников необычной формы, или деревьев, как на фото, причудливо выложенный сад из камня и декоративных растений, небольшой пруд с миниатюрным водопадом. Традиционно использовалась японская сосна - бонсаи, которую высаживали у входа в дом и вдоль дорожек.

Декоративная лужайка или сад камней в доме всегда дополнялся большой площадкой, на которой, собственно, и происходили все основные мероприятия в усадьбе. Зрительно такое дополнение увеличивало размеры усадьбы, было признаком высокого положения хозяина. В современном стиле площадка традиционно используется, как место для парковки автомобилей.

Сегодня территория усадьбы в классическом варианте обязательно оборудуется воротами и высокой оградой, в качестве которой применяются тонкие стальные трубчатые ограждения, закрытые плотным кустарником. Но в бюджетных вариантах дом просто обносится высокой каменной стеной.

Интерьер дома в японском стиле

Традиционный вариант обустройства внутреннего пространства дома можно назвать достаточно минималистичным и строгим. Следуя традициям, в доме должно быть минимальное количество мебели и предметов. Внутренние стены дома принято украшать гравюрами и рисунками в стиле графики и росписи тушью на шелке.

Японский стиль в интерьере требует большого количества света, свободного пространства, поэтому перед окнами дома редко можно увидеть высокие деревья или сильно разросшийся кустарник. В ночное время из-за большого количества огней здание кажется целиком состоящим из окон.

Довольно необычно оформлялось потолочное перекрытие. В классическом доме балки перекрытия и крыши зачастую служили в качестве каркаса и кладовки, места хранения большого количества продуктов и разнообразных предметов. Сегодня от старой традиции остались только символические элементы каркаса.

Наиболее важным элементом интерьера был пол и напольное покрытие. Пол всегда изготавливался из наиболее крепкой и твердой породы древесины, после сборки полировался воском до блеска. В современной интерпретации используются натуральные породы дуба и кедра, реже ламинат или ковровое покрытие, имитирующее традиционные бамбуковые циновки. Для перегородок и внутренних стен в доме использовались легкие бумажные и тканевые ширмы, которые сегодня успешно заменяются декоративными панелями с текстурой шелка и бамбуковых каркасов.

Заключение

Красота дома, построенного в японском стиле, очень специфична и интересна, европейским стандартам очень тяжело приспособиться к современным интерпретациям культурных традиций Японии, поэтому зачастую даже в Европе или Азии такие дома имеют только внешнее сходство с основными архитектурными решениями японской усадьбы. Внутреннее обустройство дома чаще всего подгоняется под потребности, привычки и предпочтения хозяев, что не мешает им считать свое жилье соответствующим классическим канонам.

Япония – страна древних традиций. Особенности менталитета и культуры влияют на способы возведения загородного дома.

Если в нашем понимании дом – это зачастую каменная крепость, то у японцев совершенно другой подход.

В подавляющем большинстве случаев, загородный дом в Японии собирается по каркасной технологии.

Отсюда кажущаяся хрупкость и непрочность такой конструкции.

Но, по мнению японцев, только такая технология позволяет создавать дома, которые становятся продолжением самой природы. «Не навреди» – вот тот лозунг, которого придерживаются японские строители.

Начать освоение участка с масштабных земляных работ – не вариант для японцев. Ввоз и вывоз кубометров песка, щебня, земли не приветствуется. Японские архитекторы и строители больше озадачены тем, как «вписать» дом в ландшафт так, чтобы как можно меньше использовать тяжёлую технику. Да и сами традиционные японские дома в корне отличаются от всего того, что приходит в голову при словосочетании: «загородный коттедж».

Мы уже рассказывали пользователям сайта об особенностях . Климатические условия этой страны накладывают ограничения на хорошо зарекомендовавшую себя технологию. Разрушительные землетрясения, угроза цунами, повышенная влажность и сильные ветра заставили японцев выработать свой – особый – подход к строительству.

Зачем строить капитальный каменный дом, который может быть полностью разрушен при землетрясении в 7-8 баллов или ураганном ветре? Ведь он всё равно не устоит перед напором стихии. Кроме этого, если такое строение обрушится, то оно погребёт под собой всех жильцов. Частные дома в Японии представляют собой быстровозводимые деревянные конструкции. По замыслу японцев, срок службы такого дома составляет от 10 до 20 лет, после чего он либо морально устареет и его придётся ремонтировать. Японцы, вместо бесконечных переделок и достраиваний, предпочитают полностью снести дом, а на его месте построить более современное жилище.

Главный японский феномен загородного строительства заключается в том, что дома, как и квартиры, со временем только дешевеют. Например, если семья въезжает в новую квартиру в многоэтажке, то через год цена на неё падает. Принцип «построю сегодня подешевле – продам завтра подороже» не работает. Квартиры и дома покупаются в кредит, сроком на 30 и более лет, под 2-3% годовых. Ценность представляет только земля под застройку.

Поэтому часть японцев предпочитает не покупать, а снимать жильё. Это особенно распространено среди неженатых служащих и менеджеров среднего звена. Снять квартиру можно, только прибегнув к услугам агентства. Квартиры обычно арендуются на 1 год. После чего, если жильцов и хозяев квартиры всё устраивает, аренда продлевается, а размер арендной платы не меняется в течение многих лет.

Также большой интерес представляет традиционный японский дом и способ его строительства. Основой дома является деревянная платформа, на которую опираются колонны из бруса. Фундамент зачастую самый простой – столбчатый, подвала нет, есть лишь техническое подполье: высотой от земли 0.5 метра, в котором проводятся все необходимые коммуникации.

Крыша дома имеет большие свесы. Это защищает стены от ливней и палящего солнца. В качестве кровельного покрытия используется керамическая черепица.

Утепление дома нередко отсутствует. Стен таких, как принято у нас, в традиционном японском доме также нет. Промежутки между колоннами закрываются деревянными каркасами из реек, на которые наклеивается плотная, устойчивая к ветру и влаге рисовая бумага. И хотя в последнее время на смену бумаге пришли более современные материалы – стекло и деревянные стеновые панели, многие японцы предпочитают использовать именно бумагу ручной выделки.

На панелях стоит заострить внимание. По сути, традиционный японский дом представляет собой одно большое помещение без комнат. Определённые места отведены только под кухню, туалет и ванную комнату. Зонирование пространства осуществляется при помощи всё тех же деревянных перегородок, которые вставляются в специальные пазы. При необходимости перегородка сдвигается либо полностью убирается. Таким образом, внутреннее пространство дома постоянно меняется. Главе семейства нужен кабинет? Перегородки сдвигаются, и получается небольшая уютная комната, где можно посидеть с ноутбуком. Собрались гости – перегородки убираются, а несколько комнат превращаются в одно большое помещение. Хозяева решили лечь спать, перегородки вновь устанавливаются на место, и получается спальня.


Любая комната, в зависимости от настроения владельцев дома и необходимости, может стать гостинной, столовой или детской.

Шкафы, массивная мебель также отсутствуют. Все вещи хранятся в стенных нишах, закрываемых всё теми же перегородками. Кроме внутренних перегородок, легко убираются и внешние. Это связано с менталитетом японцев, которые любят ощущать единение с природой. Получается, что дом распахивается наружу, а его внутренне пространство становится продолжением ландшафта на участке. В случае ветра или дождя, перегородки быстро устанавливаются на место.

Подобный подход позволяет подстраивать коттедж под ландшафт и строить запоминающиеся дома со своим лицом.

Площадь стандартного японского дома составляет от 120 до 150 кв. метров. Больше чем в два этажа строить не принято. Чердачное помещение используется как одна большая кладовка. Устроить там жилые комнаты обычно никому не приходит в голову. Средняя площадь квартир составляет от 60 до 70 кв. м для женатых японцев и 30-50 кв. м для холостяков (в этом случае квартира используется как место для сна и отдыха). Причём, площадь измеряется не в квадратных метрах, а в традиционной японской единице измерения – татами. Она равняется 180х90 см. Количество комнат в квартире или доме обозначается так – «2LDK»,где:

  • L – Гостинная. Это основная характеристика, влияющая на стоимость недвижимости.
  • D– Столовая.
  • K – Кухня.

О том, что в доме есть ванная комната и туалет, обычно не пишется, но по умолчанию квартира или дом без этих помещений не продаётся.

Всем известна страсть японцев к чистоте. При входе в японский дом принято снимать обувь и ставить её на специальную площадку, находящуюся чуть ниже уровня пола.


Особый интерес представляют ванная комната и туалет, которые всегда делаются в виде раздельных помещений.

Причём туалет японцы стремятся разместить в самом неприметном месте, подальше от жилых комнат. Страсть к чистоте доходит до того, что при посещении туалета принято пользоваться специальными пластиковыми тапочками, в которые переобуваются при посещении этого помещения.

В ванной комнате часто устанавливается стиральная машина, также помещение полностью гидроизолируется. Это делается по следующей причине. Японцы с детства привыкают экономить все ресурсы.

Вода не является исключением. Принятие горячей ванны – национальная традиция, но сливать в канализацию эту воду не принято. После принятия ванны японец выходит из неё, становится на пол и моется под душем.

Таким образом, вода в ванне не смешивается с мыльной пеной и используется повторно, например, для стирки белья или направляется в смывной бачок в туалете.

Ещё одна местная особенность – это отказ от смесителей с горячей и холодной водой. В ванне или на кухне ставится два крана – один с холодной водой, другой с тёплой, нагретой до комфортной температуры. По мере необходимости, включается или первый, или второй. Бережливые японцы считают, что это уменьшает энергозатраты, т.к. нет необходимости нагревать воду до высоких температур и затем разбавлять её холодной.

В квартиры, как и в дома, может подаваться только холодная вода. Вода нагревается в газовом или электрическом бойлере.


Несмотря на отсутствие суровых зим (за исключением префектуры Хоккайдо), в зимний период времени дома необходимо отапливать. В Японии не популярна система отопления с котлами, теплоносителем и стационарными радиаторами.

Японские дома чаще всего отапливаются индивидуальными переносными газовыми или керосиновыми нагревателями. И хотя одним из главных недостатков такого отопления является лёгкий запах сгорающего топлива и необходимость проветривания помещения, японцы готовы мириться с этими недостатками из-за дороговизны центрального подключения газа или же установки на участке газгольдера. Также популярно электрическое отопление, например, кондиционерами, работающими в режимах лето/зима, и инфракрасными обогревателями.

Часто такие обогреватели выполнены в виде картин и развешаны по дому на стенах, так что с первого взгляда и не определишь, что это – элемент отопления. Кроме этого, особой популярностью пользуются электрические коврики, на которых можно лежать или сидеть, таская их с собой по дому.

Напряжение в японской электросети составляет 100 В при частоте в 50-60 Гц.

Отличительной чертой японцев является то, что они живут «в плоскости пола». Например, семейный ужин чаще всего проходит за одним низким столом, за которым устраиваются все домочадцы, сидя не на стульях, а на плотно сбитых подушках. Такие столики («Котацу» ) оснащены электрическим обогревателем. В холодное время года, ужиная за таким столом, его накрывают стёганым одеялом, под которое все просовывают ноги. Считается, что это объединяет всех членов семьи, кроме того, так гораздо теплее.

Чтобы не замёрзнуть ночью, японцы одевают термобельё и укрываются электрическими одеялами. Таким образом, заботы об отоплении полностью ложатся на плечи японских квартиро- и домовладельцев.

Подведя итоги, можно сказать, что традиционный японский дом – это непривычное западным домовладельцам, сугубо утилитарное жилище. Японцы и не делят мир на внутренний и внешний. Дом должен иметь ауру, схожую с тем местом, где он возводится. Традиционный дом по-японски включает в себя пять составляющих:

  • компактность;
  • минимализм в вещах и интерьере;
  • удобство проживания;
  • использование экологически чистых материалов;
  • максимальная функциональность и интеграция в ландшафт.
  • , можно наглядно убедится в том, что круглый дом-геосфера – это здорово и необычно!

Современная Япония уже давно не та, что была ещё столетие назад. Стремительное развитие промышленности значительно изменило и весь быт и уклад японского общества. Вот уже и минка – традиционный японский дом , ушёл в прошлое, оставшись только в виде музеев.

Японское традиционное деревенское жилище

Традиционно в Японии минка – это жилище крестьян и ремесленников . То есть, это жилище не очень богатой части японского общества. А когда нет денег, то из чего строить своё жильё? Понятно, что из подручных материалов, которые можно было добыть поблизости.

Климат Японии, находящейся на островах, довольно мягкий. Влияние муссонов делает его тёплым и влажным. Исключение составляет лишь остров Хоккайдо, самый северный из четырёх крупнейших островов японского архипелага. На нём зимой выпадает снег и иногда лежит довольно продолжительное время.

В центральной и южной Японии температура даже зимой очень редко бывает ниже нуля. А снег, если и выпадает, то тут же тает. Летом же температура достигает 28 – 30 градусов по Цельсию. В сочетании с высокой влажностью бывает довольно душно.

И ещё один значимый фактор повлиял на жилище японцев. Японские острова находятся в очень активной тектонической зоне. Океаническая плита подползает под материковую как раз в зоне японского архипелага. Поэтому здесь часты землетрясения и разрушения.

Вот в таких условиях и появился минка. Он отвечал всем перечисленным требованиям основного жителя Японии – крестьянина и ремесленника. Зимой не очень холодно — не нужно сильно обогревать. Летом душно – нужно часто проветривать.

Материалов на строительство необходимо минимум и не очень дорогие, местного происхождения. В случае разрушения землетрясением, дом можно легко восстановить. В конце концов и появился дом минка. Как и , он соответствовал условиям окружающей природы.

Как устроено японское жилище – минка

Основной материал и каркас дома изготовлен из дерева. Япония гористая страна и склоны гор часто покрыты лесами. Практически горы занимают большую часть территории Японии. Людям для жилья досталось лишь побережье и долины рек.

Стены домов минка представляют из себя по сути лёгкий каркас. Между установленными вертикально стволами деревьев или брусками пространство заполняется весьма условно. Глухие стены занимают лишь незначительную их поверхность. Они часто заполнены сплетёнными ветками, камышом, бамбуком, травой и обмазаны глиной.

Большая же часть стен представляет собой открытое пространство, которое может быть закрыто раздвижными или снимающимися панелями. Получается, что в летнее время японцы живут на открытой природе. В то же время нам, жителям более суровых климатических зон, кажется весьма странным жить практически без стен.

Пол в основной части дома делался приподнятым над почвой примерно на половину метра. Это нужно для того, чтобы проветривать его, спасая от гниения. Поскольку дом строится без фундамента, то может быть и подтоплен талыми или дождевыми водами если будет слишком близко к земле.

Внутри основная часть японского дома вообще не разделена на комнаты. Это одно большое помещение. Которое, впрочем можно разделить на различные зоны теми же передвижными перегородками или ширмами. В японском доме почти нет мебели. Скажите пожалуйста, куда её ставить? К стене? Но ведь стен то как таковых нет.

Обедать же усаживались перед маленькими столиками прямо на пол, на который предварительно ложили футоны. Футон – это матрац. На них же и спали ночью. А на день они убирались за ширмы. Передвижные перегородки и ширмы оклеивались рисовой бумагой или шёлком.

А вот еду готовили в отдельной части дома. Здесь не было пола. Вернее он был земляной или глиняный. На нём возводилась глиняная печь. На ней и готовили пищу.

Окон в доме могло вообще не быть. А свет проникал через полупрозрачные ширмы или перегородки. Либо просто через открытую часть стены, если это было лето.

Крышу покрывали травой, соломой или камышом. И для того, чтобы с неё быстрее стекала вода и не приводила к гниению, её делали очень крутой. Угол наклона доходил до 60 градусов.

Дом минка и его значение для Японии

Жизнь в традиционном японском доме минка — это своеобразная философия единения с природой. По сути люди, жившие в таком жилище, жили на природе, лишь слегка от неё отгородившись.


Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») – это традиционный японский дом.

В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые соответствующего возраста.

Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka) и городские дома (матия; machiya) . В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka).

В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri) , которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».

Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.

«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума .

Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов . Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.

Когда впервые видишь внутренность японского жилища , больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи , рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами - жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок . Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами: .

Лишь своей кожей почувствовав в японском доме , чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение : это главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой. Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.

Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары. Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день. Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде. По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.

В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.

Пол традиционного японского дома покрывается татами — квадратными соломенными матами . Площадь одного — около 1,5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами. Периодически татами чистят и заменяют.

Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви — только белые носки- таби . Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке — гэнкан (она делается ниже уровня пола).

Спят в традиционных японских домах на матрацах — , которые утром убирают в шкаф — оси-ирэ . Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.

Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.

В одной из комнат дома обязательно должен быть альков — . В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа — статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.

Мотивация стиля

Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.

При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!

Внешние стены дома заменяют – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.

Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.

Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.

У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость»? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? И к какой стене поставить массивный шкаф?

В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.

Внутренний мир

В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.

Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.

Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком) . Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.

Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.

Свет – это еще один японский культ . В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.

Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его . Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама , где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.

Японский стиль

Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и . Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.

Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.

Современное жилье в Японии

Средний размер дома/квартиры в Японии — 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома — около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.

Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).

Практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле . Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.

В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.

Начнем свою экскурсию по японскому стилю с традиционного японского дома. Во многих статьях по японскому дому упоминается Минка (minka) , что дословно переводится дом людей.

Минка – это жильё крестьян, ремесленников, торговцев, но не самураев. Минка можно разделить на два типа: деревенские дома (noka) и городские дома (machiya). В свою очередь, в деревенских домах можно выделить отдельный тип рыбацких традиционных японских домов под названием гёка (gyoka).

Минка строились из дешёвых и доступных материалов. Каркас дома делался из дерева, внешние стены из бамбука и глины, а внутренних стен не было, вместо них перегородки или ширмы фусума. Из травы и соломы изготавливали кровлю дома, циновки и маты татами. Редко кровля покрывалась черепицей из обожженной глины, камень применяли для укрепления фундамента дома.

Рис. 1.

Внутри минка две секции, в первой секции был земляной пол (эта часть называлась doma), вторая поднималась выше уровня дома на 50 см и покрывалась татами. В "белой" части дома было выделено четыре комнаты. Две комнаты жилые, включая ту, где находился очаг. Третья комната спальня, четвертая для гостей. Туалет и ванна находились вне основной части дома.

Секция Doma использовалась для приготовления пищи и в ней устанавливали глиняную печь камадо (Kamado), деревянный умывальник, бочки для еды, кувшины для воды. В принципе doma – это бабушка кухни в японском стиле, вряд ли вы такую кухню захотите повторить у себя.

Рис. 2. Печь камадо в японском доме

Вход в главное здание закрывала большая дверь одо (odo), в полу делался встроенный очаг ирори (irori). Дым от очага уходил вверх под крышу дома, иногда через небольшое вентиляционное отверстие, дымохода не было. Очаг ирори часто являлся единственным способом освещения в доме в темное время.

Дом самурая

Дом самурая был обнесен стеной с воротами, чем больше они были по размеру и лучше украшены, тем выше был статус самурая. Основа конструкции дома опорные столбы, дом прямоугольный в плане, а сам он приподнят на сваях на 60-70 см от земли, что предохраняло его от сырости и плесени.


Рис. 4. Резиденция самураев

Дом визуально напоминает щитовой каркасный дом, но только частично разбираемый в зависимости от сезона года. Наружные стены, которые обращены к улице, зафиксированы и неподвижные, а стена, выходящая в дворик, делалась раздвижной. Называлась эта стена амадо (amado), выглядит как щит из сплоченных широких досок, устанавливались в холодную погоду или на ночь перед сёдзи .

Матия (Machiya ) - городские японские дома

Machiya это традиционные деревянные городские дома, которые наряду с деревенскими домами (noka) представляют японскую народную архитектуру (минка).

Machiya в Киото в течении многих столетий представляют собой стандарт, который определял форму Machiya по всей стране. То есть, если хотите увидеть настоящие матия , то езжайте в Киото.


Рис. 8-9. Machiya в Киото

Типичный Machiya это длинный деревянный дом с фасадом выходящим на улицу. Сам дом может быть высотой как в один, так и в полтора, два и даже три этажа.

В передней части здания часто находился магазин, который снаружи закрывался створками, которые поднимались или раздвигались. Эта часть дома составляло "магазинное пространство" дома.

Остальная часть дома это так называемое "пространство для жизни", которое состояло из комнат разного назначения, в том числе для хранения товаров, приёма клиентов и гостей, приготовления пищи или отдыха.

Рис. 10. Machiya схематическое изображение

Сёдзи и амадо

Амадо при закрывании плотно примыкали друг к другу, крайняя амадо запиралась с помощью замка засова. Нам эта стена напоминает неуклюжую большую дверь купе, которая задвигалась в наружный короб для хранения, сделанный у края стены, сам короб тоже может быть распашным. В ряде конструкций амадо снимались полностью, их поднимали наверх и цепляли на специальные крюки.


Рис. 14. Традиционный японский дом минка

Рис. 18. Амадо поднимаются на крюках

Рис. 21. Энгава - традиционный японский дом
Рис. 22. Энгава в современной интерпретации

Сёдзи выполняют функцию, как окон, так и дверей и перегородок. В англоязычном написании сёдзи пишется shoji .

Если выражаться современными терминами, то сёдзи это традиционные японские раздвижные межкомнатные перегородки, которые работают по принципу дверей купе. Рама и внутренние перегородки такой двери изготавливается из деревянных брусков, бамбука.


Рис. 24. Конструкция сёдзи

Конструкция сёдзи - верхние и нижние треки напоминают современные для алюминиевых систем дверей купе.

Внутреннее пространство сёдзи, чуть не назвал по аналогии с нашими дверьми купе - заполнение, оклеено бумагой, которую сами японцы называют васи - washi paper.

Бумагу васи изготавливают из волокон коры тутового дерева (кодзо, kozo), кустарника Гампи (gampi), Мицумата, а также с добавлением волокон бамбука, пшеницы, а также риса. Из-за последней составляющей бумагу ошибочно называют рисовой.

Традиционная технология производства васи предусматривает её естественное отбеливание без химии, поэтому материал является экологически чистым. Бумага получается прочной и эластичной.

Деление жилого помещения японского дома на комнаты производилось с помощью раздвижных перегородок фусума. Больших различий между раздвижными дверями и перегородками нет. Основное отличие в терминах, если закрывается дверной проем - то это дверь фусума, причём это всегда непрозрачные перегородки, если перегораживается целая комната или очень большой проём - это раздвижная перегородка сёдзи.

Двери фусума

Фусума - это деревянная рама, оклеенная бумагой васи с двух сторон. У более состоятельных японцев отделка дверей производилась шелком. Открывание дверей фусума производилось аналогично дверям сёдзи, то есть по принципу дверей купе. Двери фусума были с интегрированной ручкой, дизайну которой также уделялось отдельное внимание.

Рис. 34. Интересная современная интерпретация японских перегородок

Кстати, ещё интересное фото передвижных перегородок из дома музея в Kamamura, Japan и подобная конструкция уже в современном доме.

Использование деревянных решеток при создании фасада мебели уже указывает на японский стиль. На фото ниже интересное дизайнерское решение в такой стилистике при создании тумбы для техники.

Прихожая или genkan в японском доме

Есть в японском доме что-то вроде понятной для нас прихожей. Обращает на себя внимание большой перепад по высоте между входом и проходом в дом. Такой перепад имеет как особое культурное значение, так и выполняет функцию "воздушного шлюза", который отделяет внутреннюю часть дома с подогревом от холодного не отапливаемого входа.

Почти в каждом genkan есть обувной шкаф getabako и скамья. В этом закутке японцы оставляют уличную обувь и одевают тапочки.

Ещё немного фотографий генкан, но уже в современном исполнении. Добавляю фото, потому как тема минимализма в мебели интересна для меня. Светлые цвета и много дерева напоминает скандинавский стиль .



Додзё (Dojo)

Додзё это место, где настоящий японец дисциплинирует и совершенствует себя, чтобы стать лучше. Изначально это было место для медитаций, позже термин додзё стал использоваться для названия места, где проходят тренировки, соревнования по японским боевым искусствам.

На фото ниже несколько примеров dojo. Это обязательно большое помещение, с татами на полу, раздвижными перегородками сёдзи или фусума.

Татами в японском доме

Пол в японском доме устилают татами. Татами это маты из прессованной рисовой соломы обшитые циновками, всё это по краям скреплено плотной тканью часто черного цвета.

Татами делают прямоугольными, размер их разный в разных частях Японии, в Токио размер 1,76 м * 0,88 м. Бедные горожане и сельские жители, в отличие от самураев, спали прямо на полу, подстелив мешки набитые рисовой соломой.

Хибати

Интересная часть японского дома это переносные очаги хибати , традиционно в японском доме они использовались для обогрева.

Первоначально хибати вырезали из дерева и облепляли глиной, затем из керамики и металла. Опять же, у обеспеченных японцев мастера превращали хибати по степени отделки в предмет искусства.


Рис. 54. Керамический хибати

Рис. 55. Бронзовый хибати

Настоящие хибати имели форму горшка, иногда в виде деревянной тумбы, в центре которой находилась емкость для угля. Сейчас такие горшки в большей степени используют как предмет декора для создания интерьера в японском стиле .

Хибати в виде тумбы напоминают современную плиту, которую уже использовали не только для обогрева, но и для того, чтобы вскипятить чайник.


Ирори и котацу

Кроме хибати в японском доме были и боле эффективные способы обогрева: ирори и котацу . Ирори это открытый очаг, который врезался в полу, около него не только грелись, но и кипятили воду.


Рис. 65-66. Котацу (kotatsu)