В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения твёрдых согласных и мягких согласных. На письме парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой (см. п. 1.5.Звуки речи и буквы).

Для обозначения на письме мягкого согласного в русском языке есть специальная буква ь (мягкий знак , или «ерь»).

Ср.: стол – столь, банка – банька.

Ь пишется Примеры
1. На конце слова. Нить [н’и́т’], семь [с’э́м’].
2. В середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным. Судьба [суд’ба́], тьма [т’ма́].
3. В середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость. Кузьмич [Куз’м’и́ч’] – Кузьма [Куз’ма́], но: бантик [ба́н’т’ик] – бант [ба́нт].
4. После мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными. Бальный [ба́л’ныj], сельдь [с’э́л’д’].
5. В формах творительного падежа множественного числа. Людьми, детьми, лошадьми .
6. В середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот . Пятьдесят, девятьсот.
7. На конце числительных, оканчивающихся на -дцать . Одиннадцать, пятнадцать .
8. В прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск . Сентябрьский, октябрьский (но: январский ).
Ь не пишется в сочетаниях Примеры
-чк- Бочка, речка, печка.
-чн- Конечный, сердечный
-нч- Венчик, нянчить.
-нщ- Банщик, каменщик.
-рщ- Фонарщик, сварщик.
-рч- Испорченный.
-ст- Мостик, хвостик.
-нт- Винтик, бантик.
-щн- Помощник.

Обратите внимание!

1) Необходимо различать слова: нян ь ка и ня нч ить ; тон ь ше и то нч айший .

  • В словах нян ь ка, тон ь ше второй согласный твёрдый, мягкость первого согласного обозначается буквой ь .
  • В словах ня нч ить, то нч айший есть сочетание нч , которое пишется без ь .

2) Ь не пишется между двумя л и двумя н .

А лл ея, це лл юлоза, ра нн ий.

1.11.2. Употребление Ь для обозначения грамматических форм

Мягкий знак, или ерь (ь ), может употребляться как показатель определённой грамматической формы.

Ь пишется Примеры
1. После шипящих в именах существительных женского рода III склонения в форме единственного числа именительного и винительного падежа. Ночь [но́ч’], тишь [т’и́ш].
2. После шипящих в наречиях (исключения: уж, замуж, невтерпёж ). Сплошь [спло́ш], вскачь [фска́ч’].
3. После шипящих во втором лице единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени – вопросы что делаешь? что сделаешь? Идёшь [ид’о́ш], возишь [во́з’иш].
4. После шипящих и других согласных в повелительном наклонении – вопросы что делай(те)? что сделай(те)? Съешь [сjэ́ш], съешьте ; встань [фста́н’], встаньте .
5. В неопределённой форме глагола (после т и ч ) – вопросы что делать? что сделать? Брать [бра́т’], браться, стричь [стр’и́ч’], стричься .
6. В родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит гласная, а также в четырёх существительных-исключениях (). Яблоня – яблонь, рабыня – рабынь.Барышня – барышень, боярышня – боярышень, деревня – деревень, кухня – кухонь.

Ь не пишется Примеры
1. После шипящих в именах существительных мужского рода II склонения в форме единственного числа именительного падежа. Нож [но́ш], врач [вра́ч’].
2. После шипящих в краткой форме имён прилагательных (мужской род). Горяч, горюч .
3. После шипящих в трёх наречиях-исключениях. Уж, замуж, невтерпёж.
4. После шипящих в родительном падеже множественного числа существительных женского рода на (I склонение). Туча – туч, роща – рощ.
5. В родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит согласная (исключения: барышня, боярышня, деревня, кухня ). Башня – башен, вишня – вишен .
6. В глаголах в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени – вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? Он надеется, ему не верится, они надеются.

1.11.3. Употребление разделительных Ь и Ъ

Как отмечалось, разделительные ъ и ь сигнализируют о наличии в слове звука [ j ] (после согласной буквы и перед гласными буквами е, ё, ю, я ).

1. Разделительный Ъ пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

  • после приставки, оканчивающейся на согласную;

В ъ езд, пред ъ юбилейный, об ъ явить, об ъ ём.

  • в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх- ;

Двухъ ярусный, трёхъ ярусный.

  • в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицей пан- .

Адъ ютант, дизъ юнкция, инъ екция, интеръ екция, конъ юнкция, контръ ярус, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.

Обратите внимание!

1) Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы .

Ср.: меж атомный, контр удар, транс океанский, трёх этажный.

2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!).

Ср.: платье, дьяк. Исключение фельд ъ егерь.

3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

Ср.: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

4) Буква ъ не пишется в существительном под ь ячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь , поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч- ).

5) В середине слова (в корне) ар ь ергард пишется разделительный ь , а не ъ , поскольку приставки ар- в русском языке нет.

6) В слове из ъ ян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять .

2. Разделительный Ь пишется в следующих случаях:

  • в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я , если после согласного перед гласным звучит [ j ] ;

Вьёт [в’jо́т], вьюн [в’jу́н], дьяк [д’jа́к]).

  • в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ] ) после согласного перед буквой о .

Бульон [бул’jо́н], синьор [син’jо́р], миньон [мин’jо́н].

Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них - правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

Твердый знак: история и его роль в слове

Двадцать восьмая буква российского алфавита, несмотря на то, что не обозначает звуков, выполняют в словах важную функцию. Поэтому, прежде чем рассмотреть правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит немного узнать о ее истории и роли в слове.

Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.

В конце XIX в. было замечено, что частое использование ъ в текстах (4 % от всего объема) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твердого знака.

После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. он был исключен из русского языка (но сохранился в украинском и белорусском), а его разделительную функцию взял на себя твердый знак, которую он выполняет и по сей день.

В каких случаях в словах ставится ъ

Что касается употребления твердого знака, то есть несколько правил его постановки перед е, ю, ё, я:

  • После префиксов, которые заканчиваются на согласную букву: разъём, предъюбилейный.
  • В терминах, пришедших из других языков, с префиксами аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об- и суб- : адъювант, дизъюнкция.
  • После контр-, пан-, супер, транс- и фельд- : панъевропеизм, суперъяхта .
  • В сложносоставных словах, начинающихся на двух-, трех-, четырех- : двухъядерный, трехъярусный, четырехъязычный.

Существует несколько исключений, когда ъ стоит не на стыке приставки и корня, а внутри самого слова. К таким существительным относятся: фельдъегерь и изъян.

Когда ъ не ставят

Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

  • Твердый знак не ставят в словах с приставкой, заканчивающейся на согласную букву, когда после нее следуют гласные а, о, и, у, э, ы: безоблачно, обузданный .
  • Не ставится данный знак в сложносокращенных терминах: иняз, главювелирторг .
  • Не ставится он и в лексемах, пишущихся с дефисом: пол-епархии, пол-яблока .

Рассматривая правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, выполняющих разделяющую функцию в слове, стоит запомнить, что лексемы «интерьер» и «подьячий» пишутся через мягкий знак. Подобное написание не является исключением, поскольку в слове «интерьер» интер - не приставка, а часть корня. А в «подьячем» приставка не под-, а по-, а -дьяч - это корень.

Какие функции выполняет мягкий знак

Что касается ь, то он в древние времена означал краткий гласный [и], но постепенно, как и ъ, утратил свое звучание.

При этом он сохранил способность [и] придавать мягкость предшествующему согласному звуку.

В отличие от твердого в слове может выполнять 3 функции.

  • Разделительную.
  • Информирует о мягкости предшествующего звука.
  • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

Правила употребления мягкого знака

Изучая законы русского языка , регулирующие употребление ъ и ь знаков , стоит усвоить несколько правил:

  • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь - это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
  • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

В случае, когда ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:

  • В средине слова ь указывает на мягкость буквы л, если она предшествует другой согласной, кроме л: пальчик, мольба . Также «не вклинивается» мягкий знак в буквосочетания: нч, нщ, нн, рщ, чк, чн, рч, щн (барабанщик, свечка ).
  • В средине слова этот знак ставится между мягким и твердым согласными: просьба, весьма.
  • В средине слова ь может стоять между двух мягких согласных. При условии, что при изменении формы слова первый остается мягким, а второй - приобретает твердость: просьба - в просьбе, письмо - в письме .
  • В отдельных случаях данный символ располагается в конце слова после согласных. При этом он помогает установить значение лексемы: лен (растение) - лень (качество характера), кон (место для ставок в игре) - конь (животное).

В качестве маркера для отдельных форм грамматических этот знак используется в таких случаях:

  • В именах прилагательных, возникших из названий месяцев (кроме января): февральский, сентябрьский.
  • В конце числительных от 5 до 30, а также в их средине, если они обозначают десятки от 50 до 80 и сотни от 500 до 900: шесть, семьдесят, восемьсот.
  • В повелительном наклонении глаголов (кроме лечь - ляг ): вынь - выньте, кинь - киньте.
  • В инфинитиве (начальная форма глагола): содержать, растить.
  • Во всех падежах слова «восемь» и в творительном падеже множ. числа отдельных числительных и существительных: шестью, плетьми.

Употребление ь и ъ знаков после шипящих ж, ч, щ, ш

Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

  • На конце большинства наречий и частиц, за исключением: уж, аж, невтерпеж, замуж и в предлоге меж .
  • В инфинитиве: беречь, испечь.
  • В повелительном наклонении глаголов: намажь, утешь.
  • В окончаниях II лица глаголов единственного числа будущего и настоящего времен: продашь, разнесешь.
  • В конце именительного падежа существительных ж. рода, в III склонении: дочь, мощь. Для сравнения в м. роде - клич, палаш.

В отдельных случаях ь не употребляется после этих букв:

  • В существительных II склонения: палач, муляж.
  • В кратких формах прилагательных: свеж, жгуч.
  • В родительном падеже существительных множественного числа: луж, туч.

Твердый знак после ж, ш, ч, щ в конце слова или корня не ставится, поскольку его «место» всегда после приставки перед е, ё, ю, я.

Употребление ь и ъ знаков: упражнения

Ознакомившись со всеми случаями постановки мягкого и твердого знаков, стоит перейти к упражнениям. Чтобы не путаться, мы собрали вместе большинство вышеперечисленных правил, регулирующие употребление ь и ъ знаков. Таблица, приведенная ниже, послужит подсказкой, для выполнения заданий.

В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

Это задание касается употребления мягкого знака, следующего за шипящими буквами. В нем следует раскрыть скобки и где нужно - поставить мягкий знак.

В последнем упражнении нужно выписать предложенные слова в 2 столбика. В первом - те, которые употребляются с ь, во втором - те, которые без него.

Что и твердый, и мягкий знаки являются "немыми" буквами, они выполняют важную роль в русской языке. Можно совершать много ошибок в своей письменной речи, если не знать законы грамматики, регулирующие употребление ъ и ь знаков. Правило не одно придется выучить, чтобы не путать, какой из знаков следует ставить в конкретной ситуации. Однако оно того стоит, особенно в случае с мягким знаком, поскольку часто лишь его наличие помогает определить лексическое значение слова.

Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е , передающими сочетания [ j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный .

Например:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий .

Буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из - не является в нем приставкой.

б) в словах с приставками иноязычного происхождения : контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- , которые в языке?источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх- , например: двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

После начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ по традиции не пишется, например: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст .

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), например: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и , например: Дзюнъитиро (японское имя).

Обратите внимание!

1) Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы .

Например: межатомный, контрудар, трансокеанский, трёхэтажный.

2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!), например: платье, дьяк. Исключение фельдъегерь.

3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

Например: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

4 ) Буква ъ не пишется в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь , поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч-).

5) В середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь , а не ъ , поскольку приставки ар- в русском языке нет.

6) В слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.

Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [ j ] с гласными.

Например:

- ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян;

-ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие);

- ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём;

-ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье;

-ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

1) Разделительный Ь пишется в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я , если после согласного перед гласным звучит [ j ]; например: вВьёт [в’jот], вьюн [в’jун], дьяк [д’jак]).

2) Разделительный Ь пишется в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о .

Например: бульон [бул’jон], синьор [син’jор], миньон [мин’jон].

П р а в и л а.

1. Разделительный 6 пишется перед буквами е, ё, ю, яв сле-

дующих случаях:

а) после приставки, оканчивающейся на согласную, напри-

мер: въезд, объем, предъюбилейный, объявление;

б) в иноязычных по происхождению словах после приставки

на согласную (об-, ад-, диз-, ин-, ттер-, кон-, контр-, об-, суб-,

транс-) или составной частицы пан-, например: адъютант, инъ-

екция, конъюнктура, объект, субъект, панъевропейский;

в) в сложных словах, первую часть которых составляют чис-

лительные двух-, трех-, четырех-, например: двухъярусный.

П р и м е ч а н и е. Данное правило не распространяется на

сложносокращенные слова: детясли.

2. Разделительный ь пишется в следующих случаях:

а) перед буквами е, ё, и, ю, я внутри слова не после при-

ставки, например: портьера, сырье, воробьиный, вьюга, кресть-

б) в некоторых иноязычных словах перед о, например: поч-

тальон, шампиньон.

§ 12. БУКВА Ь КАК ЗНАК МЯГКОСТИ

П р а в и л а. Для обозначения мягкости предшествующего

согласного ь пишется:

А) на конце слова: нить, пить, площадь, семь;

б) в середине слова для обозначения мягкости согласного,

стоящего перед твердым согласным: свадьба, молотьба, резьба,

просьба, тьма, меньше;

в) в середине слова между двумя мягкими согласными в том

случае, если при изменении слова или в родственных словах

второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою

мягкость: возьми (ср. возьму), просьбе (ср. просьба); но: бантик (ср.

бант), резня (ср. резать);

г) после мягкого л независимо от того, твердый или мягкий

согласный за ним следует альт, бальзам, вскользь, польза, сельдь;

д) в формах творительного падежа множественного числа:

детьми, людьми, лошадьми;

е) в числительных, оканчивающихся на -десят, -сот, в се-

редине: пятьдесят, пятьсот, восемьдесят, восемьсот; в числи-

тельных, оканчивающихся на -дцать, в конце слова: пятнад-

цать, девятнадцать, двадцать. (О правописании числительных

см. также § 27.)

П р и м е ч а н и е. В сочетанияхяи, чи, нч,рч, чк, щи, рщ, нщ

мягкий знак не пишется: ранний, ночной, венчик, порча, печник,

помощник, фонарщик, загонщик.

БУКВА Ь КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

П р а в и л а. Как показатель грамматической формы ь пи-

а) в именительном и винительном падежах единственного

числа существительных женского рода: речь, мышь, дичь, моло-

дежь (не смешивать с туч, рощ, тысяч, так как это формы роди-

тельного падежа множественного числа);

б) в неопределенной форме глагола: учить - учиться,

спать - выспаться;

в) в форме повелительного наклонения: взвесь - взвесьте,

взвесьтесь; сыпь - сыпьтесь, сыпься;

г) в форме второго лица единственного числа: заглядываешь -

заглядываешься; строишь - строишься. (О правописании ь в гла-

гольных формах см. также § 31.)

Упражнение 42. Перепишите, вставляя, где нужно, пропу-

щенные буквы.

1.1. В эту минуту раздались п...яные крики гостей (П.).

2. Сам решился он [Чичиков] сочинить крепости, напи-

сать и переписать, чтоб не платить ничего под...ячим

(Г.). 3. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько

любимых его п...ее (Гот.). 4. Лакей обезьянничает их

манеры, замашки (Дост.). 5. Высокий зеленый бур...ян

рос на том месте, где когда-то был двор (Л. Т.). 6. Обив-

ка на креслах первых радов и на барьерах лож давно

выцвела (М.-Сиб.). 7. Раз...яренная река пенилась и схле-

стывала волнами гранитные парапеты набережной

(Гори/.). 8. Порой выходила группа от..,экзаменовавших-

ся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или

озабоченно - о возможности провала (Кор.). 9. Повар

давал им {матросам] вываренное бул...онное мясо (М. Г.).

10. Среди большой чистой площадки на высоком п...е-

дестале высился слепок могучей фигуры Давида (Верес.).

11. Вот нам и еще один компан...он для пикника (Купр.).

12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ,..ятный

лазурный простор (Гладк.). 13. При малейшем из...яне в

костюме, при оторванных пуговицах этот костюм дол-

жен сдаваться на полку для починки, чистки и пр. (Ма-

кар.). 14. Мы уж с отцом от...ужинали (А. Н. Т.). 15. Мы

отходили на север, прикрываясь все время сильными

ар...ергардами (Вершиг.). 16. Письма Андрея стали не-

от...емлемой частью моей жизни (Кае.). 17. Аксинья с...у-

зила глаза, шевельнув черными бровями (Шоя.). 18. На-

стал день прем...еры, подготавливавшейся свыше

полугода (Н. Черкасов). 19. Мы пред...явили Фокину ряд

требований, и прежде всего о повышении заработной

Платы (Бахм.). 20. Бойцы стали сами шить в...кжи из бре-

зента (Закр.).

II. 1. В городке было сконцентрировано несколько

батал...онов пехоты. 2. Перед нами стоят широкие, все-

об...емлющие задачи построения бесклассового обще-

найти в магазинах Глав...ювелирторга. 4. Во время ре-

монта театра были заменены меж...ярусные перекрытия.

иностранной профсоюзной делегации. 6. Новые методы

работы позволили с...экономить много времени и средств.

7. Активная контр...атака противника поставила в зат-

руднительное положение молодого шахматиста. 8. Рабо-

ту переводчика облегчил недавно изданный трех...языч-

ный словарь. 9. В такую в...южную ночь нетрудно было

сбиться с пути в незнакомых местах. 10. По ночам не-

редки были заморозки, и листья на дерев...ях с...ёжи-

лись от холода. 11. Для пересылки срочных и важных доку-

ментов была использована фельд...егерская связь.

12. Проверив, прочно ли прикреплены п...ексы, лыж-

ники отправились в поход. 13. Берясь за какую-либо ра-

боту, нужно объективно оценивать свои возможности.

14. Денежные знаки старого образца были из...яты из

обращения. 15. На заре человеческой жизни почти лю-

бое явление природы казалось людям сверх...естествен-

ным и необъяснимым. 16. Химик производил опыты с

какими-то четырех...элементными соединениями. 17. В

основе таких теорий, как пантюркизм, пан...японизм,

лежат не столько религиозные, сколько политические

цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет со-

вершил транс...европейский перелет за несколько ча-

сов. 19. Крестьяне неоднократно восставали, стремясь

избавиться от тяжести под...яремной жизни в условиях

крепостничества. 20. Сначала производились натурные

с...емки, затем работа была перенесена в павил...оны

кинофабрики.

III. 1. Прос...ба моя состоит в следующем. 2. Дождик

сеялся все мел...че и мел...че. 3. На землю легла измо-

роз.... 4. Одеваеш...ся около открытого ил...юминатора,

в который тянет апрел...ской свежест...ю. 5. Ему не сиде-

лос.... 6. Он учит.-.ся катат...ся на кон...ках. 7. Короткий

зим...ний день начинал смеркат...ся. 8. С ним все нян...-

чилис.... 9. Помощ...ник был старательный и толковый.

л...дистым и в...южным. 11. Нян...ка любила возит, .ся с

дет...ми. 12. Л...няные головы белели во т...ме. 13. Я боюс...

сер...езно увлеч...ся. 14. И нечему дивит...ся: как дере-

ву с огнем ДРУЖИТ...СЯ? 15. Захочеш... - доб...еш...ся.

16. Ран...ним летним утром отправ...тесь в лес. 17. Поза-

бот...тес... о еде: воз...мите что-нибудь с собой. 18. Не

плач...те, угеш...тес.... 19. Заступитес... за слабого. 20. Брос...-

те ругат...ся.

IV. Изморос..., кол...цо, сел...д..., декабр..,ский,

мен...ше, Куз...ма -Куз...мич, Сил...ва, Ал...бина, Пал...-

мира, ал...ергия, БОЗ...НЯ, свар...щик, пес...ня, рож...,

дач..., доблест..., плеч..., весен...ний, проч...ный, ян-

вар... ский.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

ГЛАСНЫЕ ЫИ Я ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

П р а в и л а:

1. После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо

и пишется ы в соответствии с произношением. Например: иг-

рать - разыграть; искать - подыскать.

П р и м е ч а н и е 1. Данное правило не распространяется на

сложносокращенные слова: пединститут, спортинвентарь и т. п.

П р и м е ч а н и е 2. В слове взимать пишется и согласно

произношению.

2. После приставок меж- и сверх- сохраняется и, так как по

общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется ы:

межинститутский, сверхиндустриализация.

3. Сохраняется и также после иноязычных приставок и час-

тиц контр-, суб-, транс-, пан-: контригра, субинспектор, транс-

иорданский, панисламизм.

Упражнение 43. Вставьте пропущенные буквы.

Безыдейное произведение, без...менная речка, без-

Нвентарное хозяйство, безынициативный работник,

безыскусственный рассказ, без...сходная нужда, ме-

д...нститут, пред...дущее изложение, пред...стория че-

ловечества, сверх...зысканные манеры, под...нтеграль-

ное число, пред...юньские события, -транс...райская

магистраль, раз...грать дебют, контр...гра противника,

тические противоречия.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

Тема урока «Употребление ь для обозначения грамматических форм»

Учитель: Михальцова Татьяна Сергеевна

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», г.Миасс, Челябинская область

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

ЦЕЛИ УРОКА:
1. Повторить и закрепить сведения об употреблении Ь знака для обозначения грамматических форм, повторив ключевые термины темы, изученные орфограммы.
2.
Развить орфографическую зоркость, самоконтроль , уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
3. Воспитывать
интерес к предмету стремление к грамотной речи;

Формы работы : фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

В процессе работы формируются:

Предметные результаты : опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, знать правила.

Метапредметные:

регулятивные УУД : умение планировать результат, контролировать и оценивать свои действия, умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать результаты своей работы.

познавательные – знать орфограммы употребления ь , уметь различать написание слов с ь , анализировать, строить логические цепочки, синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов;

коммуникативные : умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других;

личностные : определять цели своего обучения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Тексты для индивидуальной и парной работы
2 Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Авторы В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко»

3. Тест.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы с вами сегодня дружно поработаем.

Желаю вам успехов и хороших оценок.

2. Мотивация к учебной деятельности. Проверка усвоения предыдущего материала.

В начале урока проверим домашнее задание по материалу, изученному на прошлых уроках. Часть детей поработает индивидуально у доски и в тетради. В конце урока тетради сдадите на проверку с выполненным упражнением 108. Они будут проверены и оценены. Были ли у вас затруднения при выполнении этого упражнения?

Ученики у доски готовятся к ответу:

1ученик. Устный ответ на вопрос «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных»:

После любого мягкого согласного (кроме шипящих) на конце слов (в том числе на конце первой части сложного слова): тень, конь, фонарь, мельзавод, медьсодержащий.

В середине слова:

А) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (больной, сельдь, пильщик)

Б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным (Кузьма, больше)

В) между двумя мягкими согласными в том случае, когда при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: о просьбе (просьба), о борьбе (борьба), но! зонтик (зонты).

Ь не пишется:

В буквосочетаниях ч и щ с другими согласными (кроме л+ч и л+щ): речка, нянчить, фонарщик.

Между двумя мягкими л: иллюзия, аллея.

Перед суффиксом –ск- в прилагательных, образованных от существительных на –нь, -рь: конь – конский, зверь – зверский.

2 ученик. Задание: произвести фонетический разбор слова и определить роль ь знака в слове вьёт

Обозначает ли Ь звук? (Нет).

Назовите, когда буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука?

Разделительный ь пишется перед гласными: е, ё, ю, я, и (пьеса, бельё, вьюга, рьяный, соловьи).

3 ученик выполняет синтаксический разбор предложения:

Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М.Ю.Лермонтов)

2 . Актуализация знаний . У вас у каждого на парте диагностическая карта, при помощи которой в течение урока вам предстоит оценить свою деятельность.

3. Орфоэпическая разминка . Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задание А1)

Задание для учащихся (слова записаны на доске): поставить ударение в соответствии с нормами произношения

зак У порить, баловАться, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, заржАветь, досУг, баловАть, клАла, балОванный, красИвее, тОрты, нефтепровОд, диспансЕр,

Полезная информация: запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший. . Прочитай рифмы, которые способствуют запоминанию слов.

Например:

Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

Уважаемый наш сэр,

Посетите диспансЕр.

Не влезешь в шорты,

Если будешь есть одни тОрты.

Снова бегемот

Сломал нефтепровОд.

Посмотрим, как поработали ребята у доски. Кто хочет стать консультантом и оценить работу. (ответ полный (неполный), с примерами, оценка… .)

Вывод - Какова роль ь знака, если судить по ответам ребят?

1. Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости на письме.

2. Мягкий знак может выполнять разделительную функцию.

3. А ещё для чего служит ь? (Мягкий знак может употребляться для обозначения грамматической формы слова ) - создание проблемной ситуации.

    Работа по основной теме урока.

Анализ предложенной орфографической задачи:

В предложении, которое разбирали у доски, нам встретилось слово прочь , почему в нём пишется ь знак? (Это наречие с основой на шипящую).

Мягкий знак тоже служит для обозначения грамматической формы.

Рассмотрим таблицу (у каждого на парте), вставим пропущенные орфограммы. Нужно ли писать в них ь знак? Все ли они одной части речи. Вспомните правила правописания ь знака, грамматические признаки частей речи.

- Для чего он употребляется? (для обозначения грамматической формы слова)

- Какая же тема сегодняшнего урока ? Употребление ь для обозначения грамматических форм. В тетради запишем тему.

- Словарь. Что такое грамматика?

- Грамматическая форма?

- У всех частей речи грамматическая форма одинаковая?

(Нет. У существительных – род, число, падеж; у глаголов – наклонение время, лицо, число, неопределённая форма глагола).

Цель нашего урока? (закрепить навыки правописания ь знака в различных частях речи, учитывая грамматическую форму слова).

- Прочитайте ещё раз теоретический материал в учебнике на с. 86-87 или в таблице

Вывод: Чтобы определить, нужен ли ь знак в слове, нужно определить часть речи и грамматическую форму слова.

Ученица: Он очень вежлив, мягкий знак!

Не любит споров он и драк:

Он всем старается помочь!

Он в слове «мать» и в слове «дочь»,

Он в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить:

Отрежь – отрежьте!

Поешь – поешьте!

Исправь – исправьте!

Оставь – оставьте! –

Так мягко просит мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

IV . Закрепление.

1. Решите орфографическую задачу.

Задания по вариантам: в парах . Если что-то непонятно, вопросы можете задавать своему соседу по парте, также обращаться к материалам учебника и к таблице.

1 вар . Упр. 112 (1)

2 вар. Упр. 112 (2)

3 вар . Упр. 113 – 2 строки

4 вар . Изменить слова по образцу. Задание: образуйте краткую форму прилагательного. Например: Свежий – свеж.

Горячий, пахучий, жгучий, тягучий, могучий, колючий, линючий, хороший, рыжий, злющий.

5 вар. Задание3. Вставьте пропущенные буквы Т или ТЬ. Устно проверяйте себя вопросами: что делать? что сделать? что делает? что сделает?

1. Каждый труди....ся, мы должны труди....ся. 2. Мы решили учи....ся, и каждый из нас старательно учи....ся. 3. Товарищ думает подготови....ся к экзаменам в университет и, наверное, подготови....ся.

Проверка выполненных заданий.

Итак, чтобы правильно употреблять ь знак, существуют определенные правила.

Буква ь в современном русском языке может употребляться:

а) в качестве разделительного знака;

б) для обозначения мягкости согласного;

в) для обозначения грамматических форм.

Самостоятельная работа . Задание: выполните тест, проверьте свои теоретические знания.

Тест

1. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

А) улыбает…ся мне, снит…ся сон, торопит…ся она

Б) улыбат..ся широко, береч.. здоровье, береч..ся от простуды.

2. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется

А) гуляеш…, улыбнеш…ся, клеиш…

Б) жгуч…, тягуч…, трескуч…

3. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

А) сплош…, вскач…, настеж….

Б) уж…, замуж…, невтерпёж…

4. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

А) рож…, ноч…, мыш….

Б) грач…, мяч…, пейзаж…

5. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется

А) назнач..те, утеш…тесь, нареж..те

Б) из училищ…, из-за дач…, из-за туч…

Как оценить успехи:

«5» - всё правильно

«4» - одна ошибка

«3» - 2 ошибки»

Обменяйтесь работами, сверьтесь с ответами. Оцените. Самоконтроль по эталону. (1б, 2б, 3 а, 4 а, 5 б) .

Рефлексия

Чему был посвящён урок?

Какие затруднения испытали?

Что помогло их преодолеть?

V . Домашнее задание: Рекомендую выбрать, чтоб преодолеть свои трудности, на выбор:

1. § 19, таблица, упражнение 114

2. § 19, таблица. Составить словарный диктант на изученную тему, включив 35 слов

Дополнительное задание «Подумайте!»

/Представьте, что вы нашли древнюю рукопись. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте определить, где нужно поставить ь.

    Мелестная девеж…притясла комейный боромеж…

    Лусый морош… увертал чулёную велоч……….\

Диагностическая карта

!!!

Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах. Могу объяснить товарищу. Скажу себе: «Молодец!»