В заданиях по русскому языку попадаются такие, где необходимо сделать звукобуквенный разбор слова. В терминологии такое упражнение называется фонетическим разбором и обозначается в задании цифрой 1, стоящей над словом, например – “тетрадь¹ ”. По сравнению с другими разборами ( , лексическим, морфологическим и т. д.), фонетический является одним из самых легких упражнений, и после нескольких тренировок школьник грамотно и быстро сможет с ним справиться. Сегодня я расскажу, как правильно делать звукобуквенный разбор слов, что поможет не только школьникам, но и студентам, уже подзабывшим школьный материал, и родителям, помогающим детям выполнять заданные на дом упражнения.

Что нужно знать перед тем, как делать звукобуквенный анализ любого слова?

Простота упражнений по фонетическому разбору слова заключается в том, что они выполняются по восприятию слова на слух. Не нужно искать ни орфограммы, ни морфемы, достаточно только знать, какие характеристики применяются к каждому звуку. Поэтому первым делом необходимо выучить таблицу:


Лента букв для фонетического анализа

В красных клетках показаны гласные буквы, в синих – согласные. Разберем сначала гласные: верхний ряд отведен твердым звукам (от [А] до [Э]), нижний – мягким (от [Я] до [Е]). Теперь обратимся к согласным, их больше, и классифицируются они по-другому. Как видно из таблицы, есть парные звуки (от [Б] – [П] до [З] – [С]) и непарные (звонкие от [Л] до [Й’] и глухие от [Х] до [Щ’]). Никакой звуковой нагрузки не несут Ь и Ъ.

В таблице не обозначено, но нужно запомнить, что:

  • звуки [Ж], [Ш], [Ц] – всегда твердые;
  • звуки [Ч’], [Щ’] и [Й’] – всегда мягкие (что при звукобуквенном разборе слова обозначается апострофом [’]);
  • звуки сонорные (при произношении которых в голосовом тракте не наблюдается вихревого движения воздуха) – это [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’],[Р], [Р’].

Еще один интересный момент, касающийся букв Е, Ё, Ю и Я: данными буквами обозначаются как сам гласный звук и мягкость стоящего перед ними согласного, так и сразу два звука.


Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Поняв эти первоначальные требования, можно приступать к звукобуквенному анализу слова.

Как сделать звукобуквенный разбор слова

После того, как были изучены таблицы, данные выше, школьник или студент сможет грамотно сделать звукобуквенный разбор, так как теперь у него есть базовые знания о буквах и звуках. Задание делается по следующему плану:

  • разбираемое слово правильно записывается (для этого вспоминаются словарные слова, орфограммы и правила правописания);
  • ставится правильное ударение (в помощь орфоэпический словарь);
  • справа от разбираемого слова записывается его транскрипция и само слово разделяется на слоги;
  • звуки записываются в столбик сверху вниз вместе со всеми своими характеристиками:
    • гласные – ударные/ безударные;
    • согласные – звонкий/ глухой (парный/ непарный), твердый/ мягкий (парный/ непарный);
  • указывается, какой буквой обозначается каждый из звуков;
  • подсчитывается общее количество букв и звуков.

Примеры

Сделаем звукобуквенный разбор слова “День ” по вышеприведенной схеме.

  1. Для начала правильно запишем – “День ”. Ставить ударение и разбирать слово по слогам не нужно, так как оно состоит из одного слога (в слове имеется только одна гласная буква).
  2. Записываем транскрипцию [д’эн’].
  3. Ставим буквы и звуки в столбик вместе с их характеристиками:
    1. д [д’] – согласный, звонкий/ парный, мягкий/ парный;
    2. е [э] – гласный;
    3. н [н’] – согласный, звонкий/ непарный, мягкий/ парный, сонорный;
  4. Подсчитываем общее количество букв и звуков: букв – 4, звуков – 3, так как “ь”, как уже говорилось, не обозначает никакого звука.

Теперь разберем по звукам и буквам слово “Ключ ”.

Фонетический, или звуко-буквенный разбор слов отлично показывает знания ребёнка на практике. Этот вид анализа в русском языке содержит в себе множество тем: начиная младшими классами и заканчивая средней школой. Чтобы выполнять его правильно, нужно сделать несколько разборов вместе с ребенком, заметить, какие темы он знает не слишком хорошо, и несколько раз их повторить. Будьте внимательны при выполнении такого разбора, ведь есть множество слов, которые имеют одно написание, но разные ударения: такие слова разбираются иначе, вы должны это учесть. Научитесь обращать внимание на детали поэтапно.

С чего начать звуко-буквенный разбор слова

Чтобы облегчить себе дальнейший процесс анализа, сделайте транскрипцию слова. Этот этап предусмотрен и правилами русского языка: как бы ни отличались разборы в разных учебниках, транскрипция выполняется в обязательном порядке каждый раз.

Правильно написать звуки в транскрипции довольно просто: произнесите слово так, как говорите его в обычной разговорной речи. Не обращайте внимание на то, какие буквы пишутся в самом слове, ведь звуки разительно отличаются от этого в зависимости от ударения. Как правило, гласные в русском языке в безударном положении тоже имеют другой звук, лишь ударная гласная звучит четко и её сложно спутать.

Вот несколько примеров простейших слов с транскрипцией:

  • Дуб – [д у п]
  • Семья – [с’ е м’ й а]
  • Дождь – [д о ш т’]
  • Солнце – [с о н ц э]

В транскрипции используются такие обозначения:

  • Символом ” ‘ ” обозначается мягкость согласного звука, она может быть как от мягкого знака, так и от гласных звуков.
  • Символ ударения ставится над ударной гласной.
  • Иногда, слоги разбивают дефисом ” – “, чтобы ребенок лучше умел переносить их и понимать структуру слова.

Как сделать звуко-буквенный разбор слова – согласные и гласные

После выполнения транскрипции, нужно записать буквы в столбик – каждая на своей строчке. Рядом в квадратных скобочках записывается звук для каждой буквы. Звук для мягкого знака просто вычеркивается, а йотированные гласные разбиваются на два звука.

Какие бывают согласные

Для согласных звуков записываются такие характеристики:

  • Звонкий или глухой. Просто произнесите его для определения. Очень полезно будет знать парность согласных, таких как “д – т”, “в – ф”, “г – к”, “с – з”. Один из звуков в данной паре глухой, а другой – нет. Глухость и звонкость не зависят от слова в целом, она остается неизменной у каждого звука в отдельности.
  • Твердый или мягкий. Это вы определяете ещё на этапе транскрипции. Если вы поставили знак ” ‘ “, то звук определенно мягкий.
  • Парный или непарный звук. Все пары описаны выше и их лучше запомнить наизусть.

Данные характеристики пишутся с правой стороны от каждого звука в строчку, отдаляясь запятой.

Какие бывают гласные

С гласными звуками всё обстоит проще:

  • Они бывают ударные и безударные. Как правило, в слове всего одна ударная гласная.
  • Йотированные. Такие буквы, как “я, ё, ю” могут разделяться на два звука, например, как в слове “семья”.

Как видите, главное – правильно проговорить слово вслух.


Как закончить звуко-буквенный разбор слова

Выполнив разбор каждого звука в отдельности, вы должны провести черту под столбиком и написать общее количество звуков и букв. Эти значения могут быть одинаковыми, а могут и сильно отличаться – это нормально. Просто посчитайте звуки по транскрипции, а буквы – по самому слову.

Выполняя фонетический разбор важно уделить должное внимание произношению. Правильно поставив ударение, вы легко услышите все звуки в данном слове.


Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях (начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.

4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

Никогда не славился своими грамматическими данными, поэтому очень часто пользуюсь данным севрисом, чтобы проверять свои ошибки, а иногда искать подсказки. К примеру. звуко-буквенный разбор для меня всегда был пределом, так как именно это давалось мне трудно. Но, и само словосочетание имеет множество нюансов. Сейчас увидел, что многое еще нужно изучать, чтобы обладать идеальными грамматическими знаниями. Денис Столяров

Я узнала об этом словаре от своего преподавателя в институте. Ознакомилась с ним и мне понравилось насколько автор легко делает такое сложный звуко буквенный разбор слова таким легким для использования в моих работах. Этим словарем пользоваться легко, а так же он хорошо закрепляет навыки такого разбора, хорошо отлаживается в памяти.Теперь у меня не занимает столько времени заниматься разбором слова в моих курсовых, потому что я пользуюсь этим словарем. Светлана

Звуко буквенный разбор1 сейчас проходят в школе наши детки оказывается в начальных классах, моя дочь например не справляется без меня с рабром слов, я скажу честно, с двумя высшими образованиями, не могу толком разобраться в этих схемах. Ваш сайт для меня настоящий помощник, все очень понятно и доступно написано, это спасательный круг для всех родителей чьи детки проходят звуковой и буквенный анализ слов. Наталья

Не могу сказать, что это легкое словосочетание, но звуко-буквенный разбор онлайн пользуется популярностью последнее время у нас в семье. Порой, если нужно узнать что-то новое, так как многие забыли после, того как закончили школу 20 лет назад. Приходится смотреть подсказки, это намного лучше, нежели копаться и искать в книжках. Сейчас все чаще заходим сюда, чтобы узнать и вспомнить то, что знали раньше. Геннадий

Мне понравилась эта статья, действительно такие подсказки как я уже выяснилось, я воспитываю 9 -летнюю дочь очень нужны. И то что сейчас можно использовать звуко буквенный анализ слова онлайн мне подсказали знакомые. Теперь мы всегда этим пользуемся. Очень легко, просто и хорошо запоминается. Воспользоваться такой услугой может даже самый маленький школьник. Не нужно в голове держать много ненужных знаний. Я теперь рекомендую эту услугу онлайн и мои знакомым родителям. Оксана Соколова

Словарь мне подсказала наша учительница, и я осталась очень довольна как просто можно делать в онлайн звуко-буквенный анализ слова. Теперь для нас с дочерью стало это все просто в доступной форме изучение такого сложного разбора русских слов. Самое главное, что легко пользоваться, хорошо запоминаются и закрепляются знания для детей. Таким словарем уже пользуются много детей в нашем классе. Стоит рекомендовать своим знакомым, такой онлайн словарь. Виктория

Я преподаватель в средней школе. Узнала о таком звукобуквенном разборе слова и стала применять его в школе со своими учениками. Результат стал хороший. Мои ученики стали грамотнее писать. Пользоваться словарем могут даже младшие классы, потому что он составлен просто,разобраться в пользовании с ним не состоит никакого труда. Да и можно пользоваться в школе, потому что есть в самом помещении свободный WI-FI. Нина Волошева

Мне мои коллеги по школе подсказали о возможном онлайн звукобуквенном разборе слов. Детально пересмотрел информацию на сайте и понял необходимость применения его в практике своей и научении грамотному писанию своих учеников. Теперь уже успешно применяем разбор по онлайн словарю. Здесь хорошие пояснения и знания легче усваиваются. На мой взгляд,это самый простой способ найти ответы на вопросы правописания. Игорь Самойлов

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Звуко-буквенный

Воспитатель: Ильинская Диана Витальевна МАДОУ «ДС № 48» СЕВЕРСК ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Цели и задачи: развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов; учить соотносить звук с буквой и символом.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно ФГОС, требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ - это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.

Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.

Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.

С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.

Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся, – это фонетический разбор.

Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором понимается звуко-буквенный разбор. Однако в методике различают собственно фонетический (или звуковой, и фонетико-графический (или звуко-буквенный) ) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.

Собственно звуковой разбор дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления.

Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится звуко-буквенный разбор в своих двух разновидностях.

Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.

  1. Произнеси и послушай слово
  2. Найди ударный слог
  3. Произнеси слово по слогам
  4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй
  5. Обозначь выделенный звук условным значком
  6. Действуй так до конца слова
  7. Произнеси подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.

Прокомментируем каждый пункт этого плана.

  1. Произнеси и послушай слово. Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа. Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.
  2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к] , [за‘мок] . При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.
  3. Произнеси слово по слогам. Ученик должен дважды произнести слово. В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам.
  4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной ([к] , [д] …) , его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.
  5. Обозначь выделенный звук условным значком. На этапе звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна быть связана с буквенной символикой. Со временем эти условные значки дети, ведомые педагогом, соотнесут с транскрипционными значками и запишут слово так: [п’ис’мо] . На первых порах для звукового анализа используются слова, в которых нет орфограмм.

Звуко-буквенный анализ - один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Работу звукобуквенного анализа слова я провожу следующим образом:

I.Раздаю карточки:

II. Выясняю:

  1. Что изображено на рисунке?
  2. Делим слово на слоги (проводим линию цветным карандашом) , ставим ударение (цветным карандашом) .
  3. Посчитайте клеточки с буквами?
  4. Посчитайте пустые клеточки?
  5. Каких клеточек больше (или меньше) ?
  6. Давайте выясним, почему пустых клеточек больше (меньше, столько же) ? Буква Ю- дает два звука [й] и [у] , а в слове деревья – ь – не обозначает звука , но буква я – даст два звука [й] и [а] мчать – не дает звука).
  7. Произносим слово, слушаем себя: выясняем, что буква Ю – дает два звука.
  8. Печатаем звуки в пустые клеточки.
  9. Выясняем, все ли звуки произносятся так же, как и пишутся (печатаются) , то есть сверяем, написание слова со звуковой схемой. (Например, в слове лев- буква в даст звук [ф] ; в слове деревья – ь – не обозначает звука , но буква я – даст два звука [й] и [а] , плод – буква д- даст звук [т] ) .
  10. Даем характеристику звуков (гласный – ударный, безударный, согласный – твердый. мягкий, звонкий. глухой) , раскрашивая квадратики цветными карандашами (зеленый, синий. красный) , либо выкладываем цветные квадратики (зеленый, красный, синий) в соответствии с характеристикой звука.

В своей работе опирались на исследования: А. М. Бородич, Г. С. Швайко, А. И. Максаковой, А. Н. Гвоздева, Е. В. Колесниковой, Г. Г. Голубевой, Г. А. Тумаковой, В. В. Гербовой, Т. А. Ткаченко, А. К. Бондаренко, Е. А Стребелевой, Т. Б. Филичевой, Н. В. Новоторцевой и др., использую таблицы:

Список использованной литературы.

  1. Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников» // «Ребёнок в детском саду» . -2005. - №5, 6, 7, 8.
  2. Васильева В. В. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» . - М.: «Просвещение» , 2008г.
  3. Гербова В. В. «Развитие речи старших дошкольников в детском саду» - М.: «Просвеш 2008г.
  4. Ильконин Д. Б. «Как учить детей читать» -М.: 1976 г.
  5. Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамота детей дошкольного возраста «От звука к слову» (авторская программа) изд. 2 – е. М.: Изд. «Ювента» , 2001г. - с. 18 6.

Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» . М.: изд. «Ювента» , 2003г.

7. Колесникова Е. В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников» . М.: изд. «Ювента» 2005г.

8. Куликовская Т. А. «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи» ООО изд-во АСТРЕЛЬ М.: 2009г.

9. Максакова А. И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» - М.: Мозаика – Синтез, 2005

10. Максакова А. И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье» - М.: Мозаика – Синтез, 2005г.