Кроме мяса и шкуры добытого зверя определенную ценность представляют его рога. Многие охотники украшают ими свои охотничьи комнаты, но немало таких, которые коллекционируют их и даже участвуют в крупных выставках охотничьих трофеев. Но еще до того, как приступить к специальной обработке трофея, охотник должен позаботиться о нем на месте охоты.

Чаще всего, не имея определенных знаний, охотник неправильно отделяет рога от черепа или не предохраняет их во время транспортировки. И нередко прекрасные рога из-за этих недоработок портятся, так как к любым охотничьим трофеям есть общепринятые международные требования. В этой статье мы в общих чертах рассмотрим первичные приемы обработки трофея и в частности — рогов самцов косули.

Практикуется два способа первичной заготовки трофея из рогов «козла». Рога добытой косули отделяют вместе с верхними частями черепа от конца носовых костей через середину глазниц к затылочному гребню. Затем кости черепа обязательно вываривают и отбеливают. При втором способе рога самца косули от черепа не отпиливают, а обрабатывают вместе с ним. При сохранении черепа его опускают в посуду с холодной водой и ставят посуду на огонь (ни в коем случае нельзя опускать череп в кипящую воду). К рогам прикрепляют дощечку или палку, которую кладут на края посуды с таким расчетом, чтобы рога не погружались в воду. Нижнюю часть рогов обматывают тряпкой во избежание действия на них кипящей воды и пара. Во время варки скребком или пинцетом с черепа постоянно удаляют сухожилия и нарези мяса. С кипящей воды снимают пену и грязь. Продолжительность кипения черепа 1,5—2 часа. Но лучше ориентироваться по легкому отставанию мяса от костей. Если таковое наблюдается, то варку следует прекращать. Далее череп опускают в чистую холодную воду для остывания. После этого начинается окончательная чистка трофея, которую лучше доверить специалисту. Если такового нет поблизости, то можно попытаться изготовить трофей и самому. Конечно, качество такого трофея не может быть высоким, даже если вы и владеете отличными рогами добытого «козла». Сразу следует оговориться, что, по международным правилам, трофеем считаются лишь те рога, которые добыты непосредственно в процессе охоты, в установленные сроки и разрешенным способом. Сброшенные рога или рога павших животных, каким бы качеством они ни обладали, не являются трофеями.

После варки и остывания с черепа соскабливают оставшиеся сухожилия скальпелем или острым ножом. Черепную коробку очищают от мозгов и пленок и просушивают в тени. Если на костях остались жирные пятна, то их удаляют при помощи 10%-ного раствора нашатырного спирта, в который погружают череп на сутки. Можно протереть жирные места несколько раз ватой, смоченной в эфире, бензине. Наиболее быстрый способ отбеливания черепа — это кипячение в течение 5—15 мин. в 25% растворе нашатырного спирта. Рога в этом случае не должны касаться воды. По окончании кипячения на горячие кости кисточкой несколько раз наносят 30% раствор перекиси водорода и высушивают череп.

После отбеливания допускается лишь легкая косметика рогов и черепа. Покрытие рогов лаком и другими красителями не разрешается. Кончики рогов можно добела отполировать мелкой наждачной бумагой. Для придания блеска сухие рога обмазывают с помощью кисти парафином, растворенном в бензине. После высыхания раствора рога начищают щеткой до желаемого блеска. Если на черепе имеются шероховатости, то их снимают тонкой наждачной бумагой и протирают порошком мела, растворенном в денатурате. На чистую протертую кость наносят тальк и покрывают тонким слоем жидкого раствора бесцветного лака или протирают кости ватой, смоченной в политуре.

Обработанные таким образом рога с частями черепа или вместе с черепом укрепляют на подставках произвольной формы. Чаще всего подставкам придают форму щита. Подставки делают из древесины твердолиственных пород. Высоко ценятся подставки-дощечки, полученные от косого среза ствола карельской березы. Толщина подставок колеблется от 2—4 см. Древесина, как правило, полируется.

Не менее прочны и эстетичны подставки из березового капа. Он трудно поддается обработке, но полированный имеет красивую узорчатую структуру.

После того, как изготовлена подставка, лобная кость выравнивается таким образом, чтобы она плотно прилегала к плоскости подставки.

Трофей прикрепляют к подставке винтами с тыльной стороны. Обычно на трофее прикрепляют металлическую пластинку, на которой гравируют название животного, год и место добычи, фамилию, имя и отчество владельца трофея. Трофеи расцениваются, как произведения искусства и требуют постоянного внимания. Их нужно беречь от пыли, сырости и плесени.

Vos 15-01-2013 06:17

Добрый день. Прошу совета у знающих людей. Осенью был добыт лосик, я взял рога с частью черепа и шкуры. Выскоблил насколько мне это удалось мясо и жир между кожей и костью. Засаливал это дело несколько раз. Убирал старую соль и пересыпал новой между черепом и кожей. В итоге все хорошенько просолилось и высохло. Между шкурой и черепом существует некоторое пространство что мне на руку т.к. я планирую просверлить в кости дырки и засунуть в это пространство гайки с шайбами для крепежных винтов. Но вот момент - край шкуры некрасиво загнулся и хотелось бы его как то размочить чтобы подогнуть как мне надо. Как сделать шкуру снова мягкой и как потом её опять законсервировать?

И еще вопрос: чем стоит обработать уже готовые смонтированые на медальоне рога? Т.е. может чем то пересыпать или опрыскать шкуру или череп?

Naur 15-01-2013 07:19

Шкуру изначально нужно было снять и выделать.
Единственный вариант отмочить шкуру и снять, пока совсем не задубела, т.к. со временем кожееды сожрут. Как найдете другую шкуру, после выделки приклеите так как нужно.
Еще как вариант - поставить пластиковую лобовину.

Ruslan33 15-01-2013 10:30

Шкуры то всё равно маловато.Но как вариант после съёмки родной шкуры уменьшить лобовую кость с затылочной и носовой стороны.Потом выпилить основание по форме получившейся лобовины её закрепить саморезами пустоты заполнить пеной и потом уже только приклеить шкуру а края завернуть к основанию и зафиксировать скобами с помощью мебельного степлера.Ну и при желании сделать медальон.

taxsidermist 15-01-2013 16:48

Я бы тоже посоветовал испольховать пластиковую лобовину и медальон.

Ruslan33 15-01-2013 18:09

Можно ещё посоветовать и использовать искусственный мех стоит недорого и никто не сожрёт.На фото рога пятнистого оленя череп вырублен по-максимуму остались практически одни рога,остальной объём доведён вышеописанным мной способом и снаружи оклеян искусственным мехом.По бюджету всё мероприятие составит в районе 500 р.

Vos 15-01-2013 21:45

Че 100% кожееды сожрут? Они че везде водятся и ничем их не спугнуть?

VitMan66 15-01-2013 21:45

Вопрос не в тему,можно окрашивать рога или нет?

Vos 16-01-2013 02:47

Например если я тупо засыплю соли между шкурой и черепом и в таком виде повешу рога - что все равно кожееды заведутся?

oos 16-01-2013 08:03

quote: Вопрос не в тему,можно окрашивать рога или нет?

Если необходимо,то можно.Маленький нюанс-если рога трофейные и планируете их обмерить и выставить,то тонировку рогов лучше не делать,если исключительно для использования в бытовых условиях,то красьте хоть в "золото"))

taxsidermist 16-01-2013 10:46

oos 16-01-2013 12:10

quote: А затонировать можно просто крутым раствором марганцовки.

Или водной морилки ПРОСТО крутым раствором марганцовки сложно воспользоватся из-за неПРОСТОТЫ или даже невозможности приобретения оного в аптеках.

Ruslan33 16-01-2013 14:18

А для блеска ещё вощат(не лакируют).

VitMan66 16-01-2013 16:29

Чёрт возьми,рога-то классные а я уже намазал их марганцовкой.Такие рога замеру уже не подлежат?

Ruslan33 16-01-2013 17:17

На счёт Российских правил на 100%не могу сказать- trophybook.ru там можно посмотреть,по методике (sci) так:

Vos 16-01-2013 18:37


Не 100 процентов конечно,но 99 точно,что какая -нибудь гадина посягнёт на необработанную шкуру.Кожееды вообще солёненькое очень любят,соль всего лишь консервант,а не инсектицид.А волос с удовольствием почикает моль...

Vlad V 16-01-2013 18:54

Камрады, тут такое дело. Не охотник ни разу, достался хороший лосиный рог по случаю с креплением. Но! Он, блин, белый. Т.е. старый хозяин его зачем-то щёткой отчистил до белизны((Марганцовка цвет восстановит точно? Чем ещё можно вернуть натуральный цвет и вид?
Дайте совет, пожалуйста.

oos 16-01-2013 19:05

Ruslan33 16-01-2013 19:25

quote:

а после тонировки пошаркать слегка нождачкой-все бугорки осветлятся.

VitMan66 16-01-2013 20:37

ivan44 16-01-2013 20:50

quote: Чем ещё можно вернуть натуральный цвет и вид?

Я пробовал масляными худ. красками. Наводишь нужный цвет, по необходимости слегка разбавить и нанести на рога. Потом взять тряпочку, смочить ее растворителем и затереть рога в нужных местах. Получается совершенно естественно.

Vlad V 16-01-2013 20:54

Спасибо за совет, попробую.

Vos 17-01-2013 12:40

Повторюсь, а то мою тему перебили:

quote: Originally posted by oos:
Не 100 процентов конечно,но 99 точно,что какая -нибудь гадина посягнёт на необработанную шкуру.Кожееды вообще солёненькое очень любят,соль всего лишь консервант,а не инсектицид.А волос с удовольствием почикает моль...

А чего тогда туда засыпать чтобы отпугнуть гадин? Может бораксом (бурой) пересыпать?

oos 17-01-2013 07:42

quote: А чего тогда туда засыпать чтобы отпугнуть гадин? Может бораксом (бурой) пересыпать?

Шкуру надо было изначально ВЫДЕЛЫВАТЬ,кость в идеале вывырить,посыпания солью и бораксом не дают никакой гарантии сохранности.

Не забывайте что я обьяснил ранее - шкура (или скальп ) сейчас фактически соединены с черепом в 2х местах - вокруг обоих рогов. Остальная часть полностью отделена от черепа и как бы свисает. Поверхность черепа под шкурой вычищена. Поверхность шкуры тоже выскоблена насколько это было возможно.

Ruslan33 18-01-2013 09:10

Снимите шкуру и выделайте её это не поздно.

Vos 18-01-2013 18:43

Вот блин, какие упрямые таксидермисты . А как выделать? Можно в двух словах простейший вариант? Или засесть за поиск?

oos 18-01-2013 20:54

quote: Что _можно_ сделать в заданных условиях (т.е. не снимая полностью шкуру).



Вы ж ведь сами обрубили лобную кость по самый минимум,законсервировали шкуру столь "изящным " способом-когда делали мысли-то ведь были какие-то -как всё это дело завершить.Или -по наитию?Вот так всегда -"очумельцы" на охоте " запорют" трофей и потом несут "упрямому" таксидермисту: "Сделай.Ты же художник.Подкрасишь,подклеишь". Семь раз отмерь -один отреж- вот уж воистину.

DemaWG 18-01-2013 23:51

есть такой препарат Ликва тан, в этом случае пойдет как нельзя кстати... выделает шкуру не снимая её , а для рогов пойдет специальный краситель из моего ассортимента....

Vos 19-01-2013 22:19

quote: Originally posted by oos:

А можно ли надеть штаны через голову?Теоретически-ДА!
Размачивать шкуру,отделять её от жалкого огрызка лобной кости ПОЛНОСТЬЮ и выделывать,если конечно шкура ещё будет годна к этому-вот простейший план действий(тока не спрашивайте как это ВЫДЕЛАТЬ).
Вы ж ведь сами обрубили лобную кость по самый минимум,законсервировали шкуру столь "изящным " способом-когда делали мысли-то ведь были какие-то -как всё это дело завершить.Или -по наитию?Вот так всегда -"очумельцы" на охоте " запорют" трофей и потом несут "упрямому" таксидермисту: "Сделай.Ты же художник.Подкрасишь,подклеишь". Семь раз отмерь -один отреж- вот уж воистину.

Не стоит так распаляться. Вы когда нибудь охотитесь? Я имею ввиду реальную охоту, без гидов, ерегерей и.т.д. А когда не знаеш будет ли трофей и будеш ли ты стрелком, взявшим его. Вот и я не знал. Поэтому для меня это было полной неожиданностью и уж извините нету у нас в группе таксидермистов. Кто то сказал "выреж с куском черепа, засоли и на стенку повесь!" Вот и вырезали. А как правильно делать - кто его знает? Вот так то. И заметьте - я к Вам его не принес, так что не надо чувства к Вашим клиентам сюда переносить.

oos 19-01-2013 22:46

quote: Не стоит так распаляться. Вы когда нибудь охотитесь? Я имею ввиду реальную охоту, без гидов, ерегерей и.т.д.

Уважаемый,Это Вы не распаляйтесь.НИКОГДА в своей охотничьей практиике НЕ пользовался ни гидами,ни услугами егерей.Напротив несколько лет подряд как раз учавствовал в организации охот для иностранцев.На гуру охоты пожалуй претендовать не буду,но шкуру грамотно сниму с любого животного.А вообще знать КАК ПРАВИЛЬНО обработать свой законно добытый трофей хотя бы теоретически должен знать КАЖДЫЙ охотник.Точнее каждый НАСТОЯЩИЙ охотник,а не тот который полагается на "знания и советы" чаще не совсем грамотных егерей и гидов или иных советчиков.Меня этому никто не учил.Захотел узнать и научится-начал практиковаться,"лопатить " литературу,которой при сегодняшнем доступе интернета достаточно.
Про чувства к НАШИМ клиентам.Скажите СПАСИБо своим советчикам "поспособствующим" откровенно (лично моё мнение) ИСПОРТИТЬ СВОЙ трофей.А можно было сделать классную вещь.Судя по диаметру розеток-рога достойные.
Советов Вам дано достаточно,потому в полемике смысла нет.

Vos 19-01-2013 23:25

Все, я Вас понял. Выслушаем других людей у которых, как оказалось есть тоже дельные советы.

Dersu Uzala 20-01-2013 19:57

Не морочьте человеку голову.
От нападения насекомых прекрасно помогают бытовые аэрозоли от тараканов (только в аннотации нужно посмотреть, чтобы они были длительного действия), например "Раптор". Обработка 1 раз в год и НИКАКОЕ насекомое к чучелу близко не подлетит. Во всяком случае у меня уже 28 лет к сове (самое древнее из всех) не подлетают.

Ruslan33 20-01-2013 21:45

quote: помогают бытовые аэрозоли от тараканов

-круто!
quote: Не морочьте человеку голову.
-он сам просил совета.Вы хотите сказать что насекомые не доберутся с такой обработкой?Если только раз в день пшикать.Вокруг рогов то всё равно он непочистил,а вкурсе сколько там ещё вкусного для жучков и и.п.осталось?Да и оставлять в том виде в каком сейчас выглядит черепушка с рогами и лохмотьями шкуры не эстетично и солёная шкура вдобавок ко всему при изменении температурно-влажностного режима будет "играть" и "плакать" солёными "слёзами".В итоге какой бы там ни был потом медальон,он будет покрыт кристаллами соли или вечно сырой вокруг шкуры.

Dersu Uzala 22-01-2013 08:58


Руслан, я смотрел ваши работы и очень уважаю Вас как мастера, но когда Вы ещё писали в подгузники я уже умел делать чучела. Да, это были дедовские методы накруткой, но Соколова и иже с ними тогда ещё не было. Не было химикатов, искуственных глаз, манекенов... ничего не было, кроме алюминиевой проволоки, ваты и огромного желания
Так вот свою коллекцию с тех самых пор я сохраняю именно таким методом. Кстати после 5-ти лет ежегодных обработок можно больше не обрабатывать - ФОС въедаются в перья и мех и моль с кожеедами больше чучелами не интересуются.

Хотя присоединюсь к большинству и тоже посоветую искуственную лобовину и искуственный же мех

Ruslan33 22-01-2013 14:10

Dersu Uzala, манекены,искусственные глаза и тем более химикаты были и использовались мастерами не только когда я писал в подгузник,а даже задолго до моего и Вашего рождения.Посмотрите на досуге историю таксидермии в России.На счёт использования аэрозолей от насекомых я не говорил что нельзя ими пользоваться-пожалуйста в профилактических целях.Ваших работ что то невидно.

Dersu Uzala 22-01-2013 20:06

quote: Ваших работ что то невидно.

Я скромный

Если в СССР было всё так радужно, то почему все краеведческие музеи заставлены покемонами. В том числе и Дарвиновский в Москве (не весь ассортимент конечно, но встречаются).

Кстати в том же Дарвиновском музее в лихие 90-тые я часто ощущал запах дихлофоса.

Ruslan33 22-01-2013 20:21

Я сам музейщик.И дихлофосом пропшикиваю раз в месяц (санитарный день) каждое чучело в экспозиции,+ выкладываем таблетки нафталиновые но опять-таки ради профилактики.По поводу покемонов не везде так плохо как Вы считаете,музеи с хорошими руководителями и мастерами обзаводились неплохими чучелами сделаными на манекенах из папье-маше.В нашем музее далеко не бедная коллекция крупных животных сделаных в конце 70-х.А покемоны встречаются ещё и потому что чучело очень старое или животное редкое и основная функция любого музея это собирать и потом уже демонстрировать публике.И давайте закончим этот флуд,для него есть спец.тема.Тут человек поинтересовался что ему делать-"пищу"для размышлений ему предоставили аж в 3-х вариантах.

Поделки из коровьего рога

Рог крупного рогатого скота , а точнее роговой чехол, покрывающий костный стержень, имеет слоистое строение и обладает достаточно высокими механическими свойствами. Рог для поделок используют либо в естественной его форме, либо в виде разогнутых пластин. В недалеком прошлом на Руси рог обрабатывали «под черепаху», то есть с помощью специальной технологии получали на поверхности пластин из рога коричневатые пятна с неопределенными очертаниями.

Роговая масса полупрозрачна, цвет ее - от черного до светло-серого со множеством желтоватых, коричневатых, зеленоватых оттенков. Этот материал отличается тонким естественным рисунком, который создают переходы цвета, вкраплениями в виде полосок, пятен и т. д. Такие свойства рога, как упругость, вязкость, способность изменять форму в нагретом состоянии, делают его весьма привлекательным поделочным материалом для мастеров-ремесленников. Рог пластичен, прочен, что позволяет использовать при его обработке ажурную и объемную резьбу. Обычно в процессе изготовления различных предметов из рога (стаканов, чарок, сигаретниц, бокалов) мастера стараются наиболее удачно использовать оригинальную форму рога и природную красоту материала.

Очень красиво смотрятся изделия из рога, украшенные небольшими накладками из металла: латуни, мельхиора, серебра. Особенно удачно сочетается рог с металлом в брошах, шпильках, гребнях, запонках, пуговицах, пряжках. Кстати, симпатичные украшения выходят из мелких кусков рога, то есть по существу из отходов. Из плотных концов рога выполняют объемные фигурки, из выпуклых срезов - рельефные детали будущих поделок. Удачно смотрятся кольца из рога, соединяющие отдельные звенья украшений в виде декоративных цепочек. Эффектны изделия из рога, инкрустированные кусочками перламутра.

Оборудование и инструменты для обработки рога

Как уже говорилось, рог достаточно технологичный материал и обработка его не вызывает больших затруднений. Рог легко режется пилой и обрабатывается резцами, напильниками, наждачной шкуркой. Предварительно распаренные пластины легко даже резать обычными ножницами. Словом, для работы с рогом пригодны хорошо знакомые всем инструменты, используемые столярами и слесарями (напильники, резцы, пилы, ножовки, лобзики, рейсмусы, цикли, шаберы и др.). Поэтому о них мы говорить не будем, а остановимся на приспособлениях и инструментах, «специализирующихся» именно на обработке рога.

Пресс необходим при получении из рога пластин. Подойдет обыкновенный переплетный пресс, который состоит из плиты-основы, двух металлических стоек, соединенных перекладиной, и винтового зажима, установленного в центре перекладины (рис. 5, а). Можно сделать пресс и проще (рис. 5, б). Для выправления одновременно большого числа роговых пластин применяют специальное приспособление – кассету (рис. 6). Подготовленную партию роговых пластин закладывают в кассету (ящик) из металла между металлическими же пластинами, после чего стягивают весь «пакет» винтовым зажимом.


Полировочный станок служит для придания поверхности изделий блеска при окончательной их отделке. В качестве такого станка обычно применяют простое полировальное устройство (рис. 7), рабочий орган которого (матерчатый диск) надет на вал электродвигателя. Устройство с поддоном используют для полирования изделий водными суспензиями мела или порошковой пемзы. В целях предохранения работающего от брызг и экономии полировального состава матерчатый круг сверху закрывают козырьком (на рисунке не показан). Полирование проводят и всухую полировальными пастами и мастиками. Удаляют полировальный состав с поверхности изделия, а также «дополировывают» углубления в рельефе или ажуре мягкими щетками или матерчатыми кругами.

Поможет осуществить отделочные операции (шлифовку, полировку) при изготовлении гладких изделий несложных форм. Он представляет собой шестигранную емкость в виде барабана (рис. 8). Для шлифования в барабан засыпают через специальный люк зерна мраморной крошки или кусочки пемзы, туда же кладут предназначенные для обработки изделия и наливают холодную воду (выше уровня помещенных в барабан изделий и шлифовального материала), закрывают крышку люка и начинают вращать барабан. Задача шлифования - скруглить углы изделий. Процесс этот очень долог. Обычно для шлифования какого-то количества изделий берут в три раза больше (по объему) мраморной крошки (пемзы).

Для полирования изделий в барабан насыпают порошковую пемзу или мелкие костяные опилки. Полирование проводят всухую, то есть без добавления воды. После подобной обработки изделия промывают и сушат при комнатной температуре. Для вращения галтовочного барабана желательно использовать электродвигатель, что значительно ускоряет процесс обработки изделий.

Как уже говорилось, при обработке рога используют как обычные, так и специализированные инструменты. Последние наша промышленность не выпускает, поэтому инструмент специфический, применяемый только при обработке рога, изготавливают сами резчики. Расскажем о некоторых из них.

Терпуг служит для обдирки заготовки. Это тяжелый напильник с одинарной насечкой крупного зуба. Заметим, что зубья у терпуга несколько наклонены в одну сторону (рис. 9), поэтому и стружку он способен снимать только при его движении навстречу зубьям. Терпуг устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх, чтобы он упирался раздвоенным концом в какой-нибудь выступ. Стружка с заготовки снимается при движении рога вниз.

Втиральник - инструмент, напоминающий надфиль, незаменим при формировании ажурных (сквозных) узоров. Втиральники изготавливают вручную из инструментальной стали, зубья у них имеют такую же форму, как и у терпуга (рис. 10, а).

В зависимости от характера работы применяют втиральники подходящих размеров с соответствующей высотой и шагом зубьев. Как правило, насечку у втиральников делают на всей его рабочей части.

Долик - разновидность втиральника, отличается от последнего очень малым диаметром рабочей части и насечкой только на одной стороне инструмента (рис. 10, б). Предназначаются для тончайшей ажурной резьбы.

Клепики, рифельки, коготки, циркули применяют при резьбе рельефов, при гравировке (рис. 11).

Небольшой топор с поперечным расположением лезвия - служит для грубой обработки рога. Им выравнивают волнистую поверхность рога.

Тесло состоит из металлической части - железки (чаще всего изготовленной из лезвия рубанка), насаженной на чуть изогнутую деревянную рукоять (рис. 12).

(гладильщики) - стальные пластинки разной формы (рис. 13) удобны при отделочных работах для выравнивания больших плоскостей, заглаживания мелких неровностей и заусенцев. Для этой цели служат и шаберы .

Технология обработки рога

Как уже говорилось выше, для поделок используют роговой чехол, покрывающий костный стержень рога крупного рогатого скота. Чтобы удалить из рога этот костный стержень, рог в течение недели-другой (а может и больше) придется вымочить в воде. Процесс этот можно ускорить, если рог проварить несколько часов в воде. После обработки (в холодной воде или кипятке), не очень сильно ударяя костным стержнем о что-нибудь твердое, например о деревяшку, снимают с него роговой чехол, который затем проваривают в воде с питьевой содой. Затем рог промывают в проточной воде и высушивают. Последние операции выполняют при температуре 18...25°С. Сушить рог следует до влажности 8%. А еще сухой рог выдерживают пять дней под навесом для снятия остаточных напряжений.

Если попадается рог с закрытым каналом, то тогда спиливают основание рога и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть.

Рог, предназначенный для обработки, тщательно осматривают. Дело в том, что при неблагоприятных условиях хранения роговая масса может растрескаться, расслоиться, покоробиться. Влажность и температура, а также резкие их перепады - основные факторы, влияющие на сохранность рога и его качество. Так, расслаивание - появление трещин вдоль слоев рога - часто возникает при резкой смене температур (рог внесен с мороза в теплую комнату). Коробление - искривление отдельных деталей изделия или всего изделия из рога - происходит в результате неравномерного увлажнения и высыхания материала.

Оптимальные условия хранения рогового материала: температура воздуха от 15 до 20°С, относительная влажность воздуха - 50...60%.

Распиловка - это процесс раскроя сырья на крупные составные части. При этом можно воспользоваться обычными пилами с хорошо разведенными зубьями. Коровий рог весьма упругий материал, поэтому при его распиловке, чтобы не зажало пилу, в полученный пропил сразу вставляют клинышек.

Задача шлифования - выравнивание поверхности изделия, а также выведение царапин. Осуществляют его наждачной шкуркой с различным размером зерна (понятно, для начального шлифования берут шкурку с крупным зерном, для заключительного - с мелким) вручную или механически. Для шлифования годятся и цикли, после обработки которыми наждачную шкурку уже не применяют. Для шлифования используют также пемзу.

Склеивание. Наилучшие результаты при склеивании рога дают следующие клеи: рыбий, БФ-2, БФ-4, ПВА. Склеиваемые поверхности обязательно предварительно обезжиривают спиртом или ацетоном. Клей наносят на поверхности кистью или палочкой, после чего сжимают соединяемые детали струбцинами. При комнатной температуре сушка длится 3...4 ч, при более высоких температурах этот процесс ускоряется. При склеивании пластины из рога соединяют внакладку, встык, на шпеньках (вставных шипах), на ус, в шпунт.

Полирование. Это окончательная операция при отделке изделия, заключающаяся в снятии с поверхности поделки микронного слоя роговой массы, в результате чего поверхность приобретает зеркальный блеск. Подобную обработку ведут с помощью полировального круга из фетра, на который наносят небольшими порциями пасту ГОИ. Изделия из рога не следует сильно прижимать к кругу, так как от трения рог может перегреться и оплыть.

Гнутье осуществляют при распрямлении (развертке) , а также для придания пластинам из рога нужной формы. Распрямленные роговые пластины обычно используют для приготовления гребней, ювелирных украшений и т. п. Перед гнутьем у рога отрезают монолитный конец, затем размягчают рог в кипящей воде в течение нескольких минут, вынимают, острым стальным ножом разрезают заготовку по образующей конуса. Тут же, не допуская охлаждения рога, развертывают усеченный конус щипцами с деревянными губками. Для полного распрямления полученную пластину помещают между горячими плитами пресса и выдерживают там в течение 20 минут. Из горячего пресса пластину помещают в холодный, где выдерживают до полного остывания и высыхания. Подобным образом распрямляют кольца и пластины, нарезанные из целого рога.

Можно попытаться выпрямить разрезанный вдоль по выпуклой части рог с отрезанной монолитной вершиной, разогрев его в муфельной печи или в духовке. Держат в них рог с помощью металлических щипцов, стараясь не коснуться краем рога стенок печи. При достижении определенной температуры рог начнет разворачиваться. Далее горячий распрямленный рог охлаждают, зажав в прессе.

Гнутье деталей скульптуры и ювелирных украшений можно проводить вручную. Так изготавливают браслеты, дужки подвесок, заколки для волос и т. п. Роговую заготовку разогревают в горячей воде, чуть остужают и руками придают нужный изгиб. Браслетам, мундштукам и др. удобно придавать нужную форму (гнуть) с помощью заранее изготовленного деревянного шаблона (рис. 14). Напомним, что поделки из рога очень чувствительны к изменению влажности и температуры окружающей среды. В связи с этим не рекомендуется гнутье из рога правильных геометрических форм.

Прессованием из роговых пластин получают всякую мелочь: пуговицы, ложки, чашечки небольших равноплечих весов, медицинские лоточки и т. д. Для прессования лучше подходят тонкие роговые пластины (толщиной не более 5 мм). Поверхность материала выравнивают по толщине, шлифуют и полируют. Затем заготовки замачивают в чистой воде комнатной температуры и выдерживают примерно неделю для придания пластичности, после чего рог размягчают в горячей воде в течение нескольких минут и приступают собственно к прессованию. Как известно, прессование - обработка каких-либо материалов давлением, осуществляемая с помощью матрицы и пуансона. Матрицу в нашем случае представляет собой деревянный брусок из твердой древесины (бука, березы, дуба), в котором вырезано углубление, соответствующее по форме и по контуру получаемой поделке (ее нижней поверхности). Из такого же дерева вырезают пуансон, которым будут вдавливать пластину из рога в матрицу. Понятно, что рабочая часть пуансона (она выпуклая) по форме должна соответствовать форме поделки (ее верхней поверхности). При этом контуры матрицы «увеличивают» на две толщины пластины из рога. С помощью пресса пуансон вдавливают в расположенную на матрице пластину из рога и оставляют пластину в таком положении на 15 минут, после чего изделие охлаждают под струей холодной воды. Далее у полученной поделки обрабатывают края и т. д. Вот и все.

Начинающим любителям-резчикам лучше всего начать работу по изготовлению из рога простых подставок для карандашей, пуговиц, гребней. Прикоснувшись к этому удивительному виду декоративно-прикладного искусства, вы увидите, что это очень занимательно, интересно и полезно.

Среди охотников можно встретить немалое количество настоящих коллекционеров. В их коллекциях часто можно найти экспонаты копытных животных, в частности их черепа и рога. Такой экспонат - предмет гордости любого охотника и настоящий охотничий трофей. При желании такой трофей можно изготовить своими руками.

Краткая информация о копытных животных

Среди копытных животных охотников в основном интересуют два семейства - полнорогие и полорогие. Рассмотрим их немного подробнее.

  1. Семейство полорогих - самая большая группа парнокопытных, насчитывающая около 50 родов и 130 видов. Отличаются от своих сородичей строением рогов, у которых отваливаются каждый год, а потом вырастают снова. У полорогих на лбу есть острые костяные наросты, заостренной формы, которые окружены роговым футляром. Эти наросты вырастают в длину постоянно, а у основания постоянно становятся толще. На них образуются новые слои, которые для них же и становятся футляром. Таким образом, они нарастают многими слоями из года в год.
  2. Семейство оленей. Их рога образуются на костных отростках лобных костей, ежегодно отрастают и опадают. Это отросток, который окостеневает, не покрывается роговым чехлом, как у полорогих. После того, как рога опадают, у оленей костный пенек обрастает хрящевой шапочкой, покрытой шерстью. Новый рог развивается из этой шапочки, они очень чувствительные, но по мере роста твердеют и окостеневают.

Как выбирать рога для трофеев

Существует несколько простых правил, согласно которым нужно отбирать рога парнокопытных, из которых будет изготовлен охотничий трофей.

  • Рога, возраст которых около 2-3 лет, и они уже были сброшены животным, для трофея не подойдут, потому что потеряли свои качества прочности и цвет. Их можно использовать только для изготовления сувениров и поделок.
  • Для хорошего трофея годятся свежие, не тронутые грызунами и без повреждений, рога парнокопытного.
  • Для того чтобы отмыть грязь недопустимо применять воду, это испортит структуру ткани и появится плесень.

Как правильно обрабатывать

В качестве примера мы рассмотрим особенности обработки рогов лося.

Чтобы трофей хорошо выглядел и долго хранился, необходимо правильно его обработать:

  1. Трофей немного подсушить.
  2. Очистить от грязи щеткой с мягкой щетиной.
  3. Отполировать тряпкой из натуральной ткани с использованием воска.

После обработки трофеи закрепляются на подставке. Таким образом, можно легко сообразить, как сделать рога оленя своими руками.

Этапы обработки черепа

Когда стоит задача - как сделать череп, то есть несколько этапов, в которые необходимо проводить его обработку.

При обработке нужно соблюдать все этапы:

  1. Не применяя нож, сначала с головы снимается шкура, мышцы и жировая ткань. При помощи ножа отрезают только веки и отрезаются сухожилия.
  2. Удаление мозга. Чтобы это сделать берут проволоку, закручивают ее в форме спирали и вставляют в дырочку в области затылка. При помощи проволоки мозг «взбалтывают» и после изымают через эту дырочку. Если остается какая-то часть мозга, то ее убирают удлиненным пинцетом. Под струей воды голова животного промывается от всех остатков.
  3. Для того чтобы избавиться от сухожилий и зубов, голову вываривают. Это очень аккуратный и тщательный процесс. Для этого берут воду из ручья, родника или талую, можно дождевую. В воде не должно быть никаких химических элементов и хлорки. Иначе череп и рога могут изменить цвет, разрушиться и потерять вид. Посуда берется соответствующих размеров - голова должна полностью в нее помещаться. Заливается холодная вода и емкость помещают на огонь. Рога животного воды не касаются. Чтобы не произошло касания, к ним привязывают дощечку, а низ обматывают сухой тканью.
  4. Если голова животного небольшого размера, то варят ее в один этап. Признак того, что голова готова - это то, что сухожилия и мышцы отошли от кости. Но и этот процесс занимает несколько часов. Вода при закипании начнет испаряться, поэтому необходимо постоянно доливать в посуду свежую воду, при этом, не попадая на рога.
  5. После варки оставляют остывать примерно на 8 часов. Из воды не вынимают. Вода не должна быть выше 20 градусов, но и не опускаться ниже 10.
  6. После остывания голову вынимают из воды и оставляют сушиться в таком месте, куда не попадают солнечные лучи.

Опиловка

Этот процесс очень тонкий и ответственный, так как испортить столько усилий, проделанных ранее, будет очень неприятно.

Есть несколько правил, соблюдая которые, вся проделанная работа не пройдет прахом:

  • Черепа оленей, баранов и козлов не опиливают. Причина этого кроется в том, что этот охотничий трофей становится более ценным с зубами. По стертости зубов животного, в свою очередь, ценители могут определить возраст парнокопытного. У этих животных нижнюю челюсть крепят к верхней при помощи шнурка или проволоки.
  • Если в руках массивные и большие рога, например лося, марала или оленя, то убирают только основания черепа и зубы. Тем временем носовые, межчелюстные кости, а также глазницы оставляют.

Чтобы череп не крошился, его распиливают только пока он влажный. Если после отваривания, осталась грязь, то его можно прополоскать в воде с добавлением соли или соды. Нашатырным спиртом протереть от жирных пятен.

Как происходит отпиливание черепа:

  1. Основание черепа отпиливают столярной или хирургической пилой, у которой очень мелкие зубья.
  2. Линией отпила будет та часть, которая остается над водой после погружения.
  3. После этой процедуры череп достают из воды и по мокрой линии, отмечают карандашом, где будет происходить распил.

Отбеливание черепа

Этот этап подготавливает охотничий трофей к завершению.

Чтобы отбеливание кости было качественным, нужно опять же соблюсти несколько вполне простых правил:

  • Череп обернуть ватой и обвязать шнуром. Рога не оборачивать. Если костей не много, то оборачивать не обязательно.
  • В закрытой посуде перемешивают 25% аммиак и 15% перекись водорода в соотношении 5:1. Эти действия проделывать в перчатках, очках и маске, чтобы не повредить дыхательные пути.
  • Череп в обертке заливается смесью, чтобы он не заливал рога, но на пару сантиметров выше отпиленного основания.
  • Чтобы отбеливание кости было качественным, череп выдерживают в составе около 15 часов.
  • Чтобы кость приобрела естественный цвет, нужно выдержать череп в фосфорной кислоте (1%) от 3 до 6 суток, далее поместить в хлорамин не более чем на сутки.

Полировка

Этот этап является завершающим в изготовлении трофея.

  1. Для полировки готовят смесь венской извести с порошковым мелом в соотношении 2:1. На череп смесь наносят сухой тряпкой, не забывая ни про одну выемку.
  2. Еще один способ полировки: денатурированный спирт смешивают с мелом в соотношении 2:1 и обрабатывают череп.
  3. Для придания матового блеска черепу, его можно обработать парафином, только его слой должен быть очень тонким.

Несколько хитростей таксидермиста

Есть несколько секретов, при использовании которых понять, как слепить череп идеально:

  • Если рога животного светлого оттенка, то их можно сделать более темным при помощи раствора марганцовки или настоя из спирта на грецком орехе. Рога натираются одним из растворов. Большое количество растворов применять не нужно - можно все испортить. Чтобы в этом процессе не испортить череп, его нужно обернуть в полиэтилен.
  • Отростки рогов натирают мягкой наждачной бумагой с мелким зерном.
  • При варке бывает, что зубы вываливаются. Их ставят на место и приклеивают
  • Нельзя к рогам прикреплять черепа из глины, пластика или других материалов.

Обработка черепа без рогов

На выставках можно встретить варианты, когда рога выставлены с черепом совсем от другого животного. У заядлых участников выставок в запасе всегда есть несколько черепов, изготовленных по всем правилам. Как его изготовить?

На самом деле, черепа без рогов отбеливать легче. Для этого, после отваривания, кости обрабатывают 15% перекисью водорода или обернутый череп помещают в духовку, нагревают до 80 градусов в течение пяти минут. Потом, когда марля остывает, ее смачивают по очереди в растворе соды и спирта. Эта процедура проделывается около трех раз. После этих действий череп сушат и только после этого вырезают часть черепной коробки. Там, где на черепе расположены пеньки для рогов, выпиливаются два отверстия. В них и крепятся рога.

После этих действий, череп полностью обрабатывают ацетоном. Основания у отверстий закладывают глиной, а внутри эпоксидной смолой или клеем, который не пропускает воду. Через сутки глину убирают, череп очищают, а стыки замазывают бесцветным клеем. Отверстие для рогов обрабатывают ацетоном и заливают края клеем, а проволокой уже прикрепляют к черепу рога.

Итак, сделать охотничий трофей в виде рогов своими руками не так сложно, но все-таки этот процесс требует выдержки и терпения.

Видео

В нашем видео вы найдете пошаговую инструкцию по обработке черепа на примере косули.

При ответе на вопрос «как обработать рога?» сперва необходимо сказать о том, что рога разделяют на трофейные и сброшенные. Сброшенные рога употребляют как материал для изготовления предметов прикладного искусства. Их качество зависит от твердости и толщины роговой эмали, от рисунка жемчужин и бороздок. О хорошем качестве рогов свидетельствуют толщина желобков между жемчужинами, симметричность и размыкание стволов. Самые красивые и правильные розетки у сброшенных рогов крупных особей. Толщина эмали качественных рогов составляет примерно 2/5 диаметра ствола, а сердцевина 3/5. При обработке надглазничных отростков эмаль качественного рога гладкая и блестит, как слоновая кость. Это касается и верхушек отростков. Указанные признаки свидетельствуют также о хорошем состоянии здоровья зверей. Встречаются рога с дефектами: их жемчужины небольшие, мелкие и редкие, эмаль тонкая, а сердцевина большая, часто выходящая на поверхность на верхушках короны. Роговина таких оленьих рогов содержит мало извести, особенно у слабых или молодых особей.

Следующим источником роговины для изготовления предметов прикладного искусства являются сброшенные рога, найденные через 2-3 года. Обычно они к этому времени теряют свой естественный цвет (посерели), иногда их повреждают грызуны. Такую роговину сначала очищают, моют в щелочном растворе и лишь потом при помощи морилки придают ей любой оттенок. Чтобы верхушки приобрели белый цвет, их шлифуют мягкой наждачной бумагой, затем роговину покрывают двумя слоями матового нитролака, разведенного ацетоном. Роговину можно обрабатывать обычными инструментами. Рога разрезают столярной пилой с небольшими зубьями, лепестковой пилкой или ленточной пилой. Роговину обтачивают мелкими напильниками, наждачной бумагой или точильным камнем в форме диска. Для сверления употребляют слесарные сверла (в крайнем случае можно воспользоваться и сверлом для дерева). Чтобы белый цвет рогов около разреза не пачкался от прикосновения, их натирают матовым лаком. Для этого можно использовать окислин, разбавленный ацетоном. Роговину прикрепляют к дереву винтом с гайкой, в этом случае исключается какое-либо ее повреждение, а роговину с роговиной скрепляют двойным винтом: сваривают головки двух винтов и, ввертывая их в обе роговины, получают невидимое соединение. Работать с рогами надо очень осторожно, чтобы винтами не повредить жемчужины и верхушки.

Как обработать рога?

Особую ценность представляет правильно развитая и с неповрежденным венцом розетка, из которой изготовляют украшения и значки на шляпы. Такие предметы могут быть пластичными, рельефными или оконтуренными лобзиком, причем сам мотив остается плоским. Для выпиливания плоского или пластичного мотива розетку подготовляют следующим образом. Если расчлененность жемчужин венца позволяет, ровным гладким разрезом пилки отрезают выпуклость розетки, которой рог нормально прирос к основанию. Затем ровным разрезом розетку отделяют от остальной части сброшенных рогов. Если жемчужины мешают, то выпуклость удаляют наждачной бумагой, точильным диском или фрезой, но при этом жемчужины должны остаться неповрежденными. На белой отшлифованной плоской середине твердым карандашом рисуют изображение. Еще до начала выпиливания необходимо решить, в каких местах изображение будет связано с краем венца.

Для получения плоского изображения небольшим долотом делают контуры основного рисунка. В них при помощи авторучки наливают коричневую тушь или краску, затем всю поверхность розетки полируют раствором бесцветного окислина, разбавленного ацетоном. Готовую розетку наклеивают на зеленое полотно. Для этого используют клей L 33 или CHS 1200; и тот и другой склеивает любые обезжиренные материалы. Перед нанесением клея поверхность очищают ацетоном, а после склеивания зажимают в тисках или в зажимном винте на все время сушки.

При обработке пластичного рельефа требуется набор сверл. Чтобы не повредить розетку, ее предварительно прибивают маленькими гвоздиками к дощечке размером 10×15 см. Такой вид обработки требует определенных навыков в резьбе. Для изготовления пуговицы брошек роговину разрезают пилой на плоские дощечки. Круглую форму придают на токарном станке. Подобным образом обрабатывают зубы или кости птиц и млекопитающих.

Рога животных в интерьере

Доставшиеся нам трофеи украшали животных. Об этом надо помнить прежде всего при обработке сброшенных рогов. Они всегда должны занимать в наших композициях какое-то особое положение. Так, из них хорошо смотрятся вешалки для оружия, охотничьи инструменты, подставки для цветочных горшков, ручки для шкафов, рукоятки охотничьих ножей, пуговицы, пряжки, подсвечники, люстры и лампы любого вида. Плохо, если рога, даже сброшенные, используют в качестве вешалок для одежды или ножек для мебели. Не рекомендуется также использовать роговину для декораций, так как она производит подавляющее впечатление.

Для изготовления охотничьих предметов прикладного искусства употребляют всегда такой природный материал, свойства и форма которого отвечают требованиям определенного предмета. Выбирать материал надо с учетом не только декоративных качеств, но и будущего назначения и применения предмета, который должен к тому же гармонировать с остальным интерьером охотничьего домика или помещения. Например, рамки для картин и подставки для фотографий - это дополняющие предметы, которые не должны отвлекать внимание от самой картины или фотографии, а наоборот, подчеркивать ее; поэтому они должны быть скромными, не привлекающими излишнего внимания, и вместе с тем должны гармонировать с основными, дополняемыми предметами.

Теперь Вы знаете как обработать рога. До новых встреч!