Весьма развитой , ясно осознаваемой этнической самоидентификации («мы от рода русского»), непременно должен был сопутствовать культ общего предка.

Исторические разыскания в этом направлении затруднены тем, что древнейшая родословная русских князей подверглась в дальнейшем значительным искажениям и переосмыслению в духе «варяжской» легенды. Между тем в IX - X вв. Рюрик не числился в родоначальниках князей Русской земли* . Это имя не было в ходу среди потомков Игоря до второй половины XI в. и ни один письменный памятник домонгольской эпохи, в том числе и летопись, не называет русских князей собирательным именем Рюриковичи. «Варяжская» легенда была принята князьями «от рода русского», так сказать, умом, а не сердцем.

*Для исторической критики этот вывод очевиден. Если В.О.Ключевский еще колебался, относя призвание князей-варягов к «темным преданиям» нашей летописи (Ключевский В. О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 145 ), то Д.И. Иловайский уже начисто отвергал в летописном сказании о призвании Рюрика какую-либо историческую основу (Иловайский Д.И. История России. Часть I. М., 1876. С. 19 - 25 ). Историки ХХ в. выражались еще более определенно. Е.Ф. Шмурло называл летописную родословную «сказкой-легендой» (Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462 ). Изд. 2-е, испр. Т. 1. СПб., 1999. С. 73 ). С. П. Толстов и М. Н. Тихомиров были уверены в том, «что перед нами, бесспорно, сознательно фальсифицированная родословная» (Толстов С.П. Древнейшая история СССР в освещении Вернадского // Вопросы истории. № 4. 1946. С. 12 2). Б.А. Рыбакову летописная генеалогия представлялась «примитивно искусственной» (Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987. С. 65 ). Для А.Л. Никитина Рюрик — «всего только легенда и, подобно поручику Киже, на Руси “фигуры не имеет”» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 164 ).

Наряду с «варяжской» генеалогической лествицей, в древней Руси существовала и другая, альтернативная, согласно которой династические корни русских князей уходили гораздо глубже второй половины IX в. Эта изначальная, «дорюриковская» традиция, по всей видимости устная, проглянула в письменных памятниках киевского периода лишь однажды — в выражениях «внуки Всеславли» и «жизнь Всеславля» (то есть «достояние Всеслава»), употребленных автором «Слова о полку Игореве» по отношению соответственно ко всем русским князьям и к Русской земле: «Ярославе и вси внуци Всеславли!.. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю». Это и есть единственная собирательная генеалогическая формула, оставшаяся от того времени.

Буквальное прочтение выражений «Ярославе и вси внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля» ничего не проясняет, а, наоборот, порождает новые, неразрешимые вопросы. Предположение о том, что автор «Слова» в данном фрагменте имеет в виду каких-то конкретных личностей своего времени, сталкивается с рядом трудностей. Так, невозможно персонифицировать «Ярослава». Черниговский князь Ярослав Всеволодович — кандидатура неподходящая, потому что в «наведении поганых» на Русскую землю он стал повинен, согласно летописи, только в 1195 и 1196 гг., то есть спустя десять-одиннадцать лет после похода Игоря Святославича. К тому же он упоминается в «златом слове» Святослава Всеволодовича («А уже не вижду власти [силы] сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговскими былями [боярами]…»), а не в числе князей, к которым обращен авторский призыв отомстить «за раны Игоревы». Среди последних, впрочем, есть галицкий князь Ярослав Владимирович (Осмомысл), однако летопись не знает за ним никаких черных дел, в том числе предательских сношений с половцами.

Крайне спорно выглядит и отождествление «внуцей Всеславовых» с внуками полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Замечено, в частности, что слова «внук», «внуки» встречаются в «Слове» шесть раз, «и только единожды (“Игоря… внука Ольгова”) безусловно в значении “сын сына”», из чего следует обоснованный вывод, что «эти речения («внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля». — С.Ц.) к Всеславу Брячиславичу не имеют отношения» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. А-В. СПб., 1995. С. 216, 261 ).

«Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю» — странный упрек. Негодующее обращение автора «Слова» совершенно не вписывается в историческую ситуацию конца XII в., когда семейная вражда Ярославичей и Всеславичей уже перестала быть живым нервом княжих усобиц вследствие разделения Ярославичей на два враждующих клана — Мономашичей и Ольговичей, которые, собственно, и «наводили поганых» на Русскую землю при жизни автора «Слова». Но почин в использовании половецкой силы для улаживания княжеских распрей принадлежал, конечно, не Мономашичам, не Ольговичам, и уж тем более не внукам Всеслава Полоцкого, которым летопись вообще отводит весьма скромное место в братоубийственных войнах того времени. Фраза «вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую» по отношению к князьям второй половины XII в. выглядит очевидным анахронизмом.

Еще более удивительным представляется посмертный патронаж Всеслава Полоцкого над Русской землей, которая оказывается вдруг «Всеславовым достоянием». Между тем этот князь сидел на киевском столе очень недолго, всего около года (с 1068 по 1069 г.), и, строго говоря, отнюдь не на легитимных основаниях, будучи, по сути, ставленником мятежных киевлян. За исключением этого кратковременного эпизода, его реальная власть над Русской землей никогда не выходила за пределы Полоцкого княжества.

Поэтому вместо «Ярославе» несомненно следует читать «Ярославли», как в свое время и предлагал Д. С. Лихачев, то есть: «Ярославичи и все внуки Всеславовы». Эта поправка устраняет все несуразности и противоречия в чтении и делает данное выражение совершенно внятным.

Очевидно, что выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» есть не что иное, как универсальная и общепризнанная генеалогическая формула, одинаково пригодная для современности и для прошлого (автор произносит ее сейчас, обращаясь к живущим русским князьям, но хочет говорить об исторических грехах их дедов, живших во второй половине XI в. и повинных в разорении Русской земли: «Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю»* ). Причем важно отметить, что «Ярославичи» в этой формуле оказываются лишь частью «всех внуков Всеславлевых». Стало быть, еще какие-то «внуки» не названы по их родовому имени. Впрочем, их инкогнито раскрывается без труда. Во второй половине XI в. полоцкие князья, потомки князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.), сына Владимира I и Рогнеды, открыто противопоставили себя Ярославичам — потомству Ярослава I Владимировича. Произошло разветвление великокняжеского рода. Полоцкие князья обособились и причислили себя к отдельной его ветви — «Рогволожим внукам», Рогволожичам, которые непрестанно враждовали с Ярославичами (по причине расправы Владимира I Святославича над Рогнедой и ее отцом, Рогволодом), поднимая, по словам летописца, «меч противу Ярославлим внуком». Таким образом, выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» подразумевает все мужское потомство Владимира I Святославича — Ярославичей и Рогволожичей.

* По летописи, первыми (в 1078 г.) пригласили половцев под русские стяги черниговский князь Олег Святославич и смоленский князь Борис Вячеславич — оба «Ярославли», внуки Ярослава I.

Теперь мы видим, что восклицание «Ярославли и вси внуци Всеславли!» может означать, собственно, только одно: «Ярославичи и все князи русские!»

Кто же такой этот Всеслав, еще в конце XII в. числившийся в прародителях русских князей?

Отметим важное обстоятельство: деятельность Всеслава приурочена в «Слове» к временам Трояна: «На седьмом веце [веке] Трояни връже [бросил] Всеслав жребий о девицю себе любу»* . Место «Трояновых веков» в историческом времени сам автор «Слова» определил так: «Были вечи [века, времена] Трояни, минула лета Ярославля; были плъци [полки, то есть походы, войны] Олговы, Ольга Святославличя [внук Ярослава I, ум. в 1115 г.]».

*«Люба девица» Всеслава — это Киев, как явствует из последующей фразы: «Тъй клюками подпръся, окони и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружим злата стола киевского…», то есть: полагаясь на свои «клюки» («хитрость», вещую мудрость), вскочил на коня и помчался к Киеву, коснулся копьем золотого стола киевского.

По этой периодизации «века Трояни» предшествуют времени «дедов», таким образом совпадая с языческой эпохой* . В древнерусских источниках, в том числе современных «Слову о полку Игореве», имя Трояна носит древнеславянское божество. Так, древнерусская вставка в апокриф «Хождение Богородицы по мукам», славянские рукописи которого восходят к XII в., обличает язычников в том, что они «богами прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и гады… от камени ту устроя Трояна, Хорса, Велеса, Перуна». В другом древнерусском антиязыческом сочинении (из Толстовского собрания XVI в.) язычники «мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна». А. Н. Афанасьев высказал мнение, что имя Троян образовалось от слова «три», «трое» (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 2. М., 2002. С. 497, 607 - 609 ). Древнерусского Трояна можно поставить в связь с языческим божеством, известным у поморских славян и у чехов под именем Триглава (Триглавом называлась и священная гора в земле хорутан). Наиболее почитаемый идол Триглава стоял в поморском Щетине, в «трехрогом» (трехбашенном) замке. Этому божеству приписывалось владычество над тремя царствами: небом, землей и подземным миром, символически соответствующими трем корням мирового древа. В сербском фольклоре есть предание о короле Трояне, сопоставимое с русской сказкой о Снегурке (несчастный влюбленный король также гибнет от солнечных лучей). Сродство Трояна с Триглавом между прочим видно из того, что последнему подносили в качестве жертвы козлиные головы, а короля Трояна сербская сказка наделяет козлиными ушами и тремя головами. В других вариантах этого сказочного сюжета место короля Трояна заступает змей — у славян, как известно, существо обыкновенно о трех головах. Вероятнее всего, прячущийся от солнца Троян был божеством подземного мира, Ночи. Однако возможно и другое истолкование его имени и положения в божественном пантеоне славян. Украинский язык сохранил прилагательное « троянский» в значении «отец троих сыновей» (тройняшек) (Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь; Москва, 2001. С. 62 ). Тогда Троян может считаться родителем какой-то божественной триады братьев.

* Пленяясь соблазнительным созвучием, большинство комментаторов совершают ошибку, усматривая в «веках Трояних» намек на войны римского императора Траяна в Дакии или даже смутное воспоминание о Троянской войне. Нет нужды доказывать, что ни то ни другое событие не сделало эпохи в славянской истории и потому не могло остаться в древнерусском фольклоре.

Из буквального прочтения текста «Слова» получается, что князь Всеслав Полоцкий решил добывать себе киевский стол в языческие «времена Трояни», еще до того, как минули «лета Ярославли» и «пълцы Олговы», другими словами — задолго до своего рождения. Налицо слияние двух Всеславов — исторического и легендарного* , или, говоря точнее, есть все основания полагать, что при описании личности и деятельности полоцкого князя Всеслава Брячиславича автор «Слова» использовал художественную образность и стилевые приемы, взятые из некогда существовавшего эпоса о его стародавнем тезке.

* А.Л. Никитин видел во Всеславе персонаж «совершенно неизвестного нам общеславянского эпоса», «мифического общеславянского героя или прародителя (“Все-слав”)», который в сознании поэта конца XII в. «слился с образом современного ему полоцкого князя Всеслава Брячиславича, благодаря чему последний и оказался окутан покровом тайны и волшебства» (Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 454; Он же. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. Исследования и статьи. М., 1998. С. 185 ).

Благодаря работам А. Н. Веселовского (Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните // Русский фольклор. СПб., 1993. Т. 27 ) и С. Н. Азбелева (Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям XI - XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 1997. Вып. 1 ), этот «старый» Всеслав находится сегодня в поле исторического зрения. Древнейшая поколенная роспись русских князей «до Рюрика» содержится в Иоакимовской летописи. Рюрику здесь отведена разве что третьестепенная роль. Эта родословная открывается именем князя Владимира, но при упоминании правления его отца, от которого, собственно, и ведется счет княжеским «коленам». До Гостомысла, предшественника Рюрика, сменилось 14 поколений князей. Поскольку в древнейших генеалогиях правлению одного «колена» отводилось в среднем 25 лет, то княжение Владимирова отца приходится на начало V столетия — эпоху Великого переселения народов. Восходящая также к V в. германская сага о Тидреке Бернском (то есть Веронском) живописует ожесточенную борьбу готского короля Теодориха Амала (Тидрека Бернского) с русским «конунгом Вальдемаром», отец которого назван Всеславом (др.-герм. Гертнит). И германский, и русский источники говорят об одном и том же лице — «русском» правителе славянского Поморья (среди подвластных Гертниту/Всеславу народов сага называет «вильтинов», то есть велетов/лютичей). Сличение этих известий с употребительной еще в конце XII в. генеалогической формулой «внуки Всеславли» показывает, что князья Русской земли вели свое происхождение от одного из княжеских родов балтийских русов, прародителем которого считался полулегендарный Всеслав, отец жившего в V в. князя Владимира.

В итоге перед нами открывается подлинная древнерусская родословная традиция, согласно которой «внуком Всеславлевым» или Всеславичем назывался любой представитель великокняжеской семьи* . Вместе с тем и Русская земля (как, возможно, и любая из ) еще в конце XII в. cлыла «жизнью Всеславлевой», то есть княжеским достоянием Всеслава — прадеда-покровителя всех князей «от рода русского».

*Впоследствии отчество Всеславич закрепилось в былинах и некоторых летописях за одним Владимиром I (см.: Моисеева Г.Н. Кто они - «внуци Всеславли» в «Слове о полку Игореве» // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 158 ) — вероятно, по его исключительной роли в русской истории и по исторической ассоциации с достославным Владимиром Всеславичем V столетия.

4. Никита Сергеевич Хрущев (17.04.1894-11.09.1971 гг.)

Советский государственный и партийный деятель. Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, Трижды Герой Социалистического Труда. Первый лауреат Шевченковской премии, годы правления 07.09.1 гг. (г. Москва).

Никита Сергеевич Хрущёв родился в 1894 году в селе Калиновка Курской губернии в семье шахтёра Сергея Никаноровича Хрущёва и Ксении Ивановны Хрущёвой. В 1908, переехав с семьей на Успенский рудник около Юзовки, Хрущёв стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте и как шахтер не был взят на фронт в 1914 году. В начале 1920-х годов работал на шахтах, учился на рабочем факультете Донецкого индустриального института. В дальнейшем занимался хозяйственной и партийной работой в Донбассе и Киеве. С января 1931 года находился на партийной работе в Москве, в годах он - первый секретарь московского областного и городского комитетов партии - МК и МГК ВКП (б). В январе 1938 года был назначен первым секретарем ЦК компартии Украины. В том же году стал кандидатом, а в 1939 году - членом Политбюро.

В годы Второй мировой войны Хрущев занимал пост политического комиссара высшего ранга (члена военных советов ряда фронтов) и в 1943 году получил звание генерал-лейтенанта; руководил партизанским движением за линией фронта. В первые послевоенные годы возглавлял правительство на Украине. В декабре 1947 года Хрущев вновь возглавил коммунистическую партию Украины, став первым секретарем ЦК КП(б) Украины; занимал этот пост до своего переезда в Москву в декабре 1949 года, где стал первым секретарем Московского комитета партии и секретарем ЦК ВКП(б). Хрущев выступил инициатором укрупнения коллективных хозяйств (колхозов). После смерти Сталина, когда председатель совета министров оставил пост секретаря ЦК, Хрущев стал "хозяином" партаппарата, хотя вплоть до сентября 1953 года и не имел титула первого секретаря. В период с марта по июнь 1953 года предпринял попытку захвата власти. В целях устранения Берии Хрущев пошел на союз с Маленковым. В сентябре 1953 года он занял пост Первого секретаря ЦК КПСС. В июне 1953 года между Маленковым и Хрущевым началась борьба за власть, победу в которой одержал Хрущев. В начале 1954 года он объявил о начале грандиозной программы освоения целинных земель с целью увеличения производства зерна, а в октябре того же года возглавил советскую делегацию в Пекине.

Наиболее ярким событием в карьере Хрущева был XX съезд КПСС, состоявшийся в 1956 году. На закрытом заседании Хрущев выступил с осуждением Сталина, обвинив его в массовом уничтожении людей и ошибочной политике, едва не закончившейся ликвидацией СССР в войне с нацистской Германией. Результатом этого доклада стали волнения в странах восточного блока - Польше (октябрь 1956) и Венгрии (октябрь и ноябрь 1956). В июне 1957 года Президиумом (ранее Политбюро) ЦК КПСС был организован заговор с целью смещения Хрущева с поста Первого секретаря партии. После своего возвращении из Финляндии он был приглашен на заседание Президиума, который семью голосами против четырех потребовал его отставки. Хрущев созвал Пленум ЦК, который отменил решение Президиума и отправил в отставку "антипартийную группу" Молотова, Маленкова и Кагановича. Он укрепил Президиум своими сторонниками, а в марте 1958 года занял пост Председателя совета министров, взяв в свои руки все основные рычаги власти. В сентябре 1960 года Хрущев посетил США в качестве главы советской делегации на генеральной ассамблее ООН. В ходе ассамблеи ему удалось провести широкомасштабные переговоры с главами правительств целого ряда стран. В его докладе на Ассамблее содержались призывы к всеобщему разоружению, немедленной ликвидации колониализма и принятию Китая в ООН. В течение лета 1961 года советская внешняя политика становилась все более жесткой, а в сентябре СССР прервал трехлетний мораторий на испытания ядерного оружия, проведя серию взрывов. 14 октября 1964 года Пленумом ЦК КПСС Хрущев был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и члена Президиума ЦК КПСС. Его сменили, ставший Первым секретарем Коммунистической партии, и, ставший Председателем совета министров. После 1964 года Хрущев, сохраняя свое место в ЦК, по существу находился в отставке. Хрущев умер в Москве 11 сентября 1971 года.

История Руси насчитывает более тысячи лет, хотя и до появления государства на ее территоррии проживали самые разные племена. Последний десятивековой период можно поделить на несколько этапов. Все правители России, от Рюрика до Путина, - это люди, которые были истинными сыновьями и дочерьми своих эпох.

Основные исторические этапы развития России

Историки считают наиболее удобной такую классификацию:

Правление Новгородских князей (862- 882 годы);

Ярослав Мудрый (1016- 1054);

С 1054 до 1068 года при власти был Изяслав Ярославович;

С 1068 по 1078 годы список правителей России пополнился сразу несколькими именами (Всеслав Брячиславович, Изяслав Ярославович, Святослав и Всеволод Ярославовичи, в 1078 году снова правил Изяслав Ярославович)

1078 год ознаменовался некоторой стабилизацией на политической арене, до 1093 года правил Всеволод Ярославович;

Святополк Изяславович был на троне с 1093 по ;

Владимир, прозванный Мономахом (1113- 1125) - один из лучших князей киевской Руси;

С 1132 до 1139 года власть имел Ярополк Владимирович.

Все правители России от Рюрика до Путина, жившие и правившие в этот период и вплоть до настоящего времени, свою главную задачу видели в процветании страны и укреплении роли страны на европейской арене. Другое дело, что каждый из них шел к цели своим путем, иногда совсем в другом направлении, чем предшественники.

Период раздробленности Киевской Руси

Во времена феодальной раздробленности Руси перемены на главном княжеском престоле были частыми. Ни один из князей не оставил серьезного следа в истории Руси. К середине XIII века Киев пришел в абсолютный упадок. Упомянуть стоит только нескольких князей, которые правили в XII веке. Итак, с 1139 до 1146 года киевским князем был Всеволод Ольгович. В 1146 году у руля две недели был Игорь Второй, после чего три года правил Изяслав Мстиславович. До 1169 года на княжеском престоле успели побывать такие люди, как Вячеслав Рюрикович, Ростислав Смоленский, Изяслав Черниговский, Юрий Долгорукий, Изяслав Третий.

Столица перемещается во Владимир

Период становления позднего феодализма на Руси характеризовался несколькими проявлениями:

Ослабление киевской княжеской власти;

Возникновение нескольких центров влияния, которые соперничали друг с другом;

Усиление влияния феодалов.

На территории Руси возникло 2 наиболее крупных центра влияния: Владимир и Галич. Галич - это важнейший на то время политический центр (находится на территории современной Западной Украины). Представляется интересным изучить список правителей России, которые княжили во Владимире. Важность этого периода истории еще придется оценить исследователям. Конечно, владимирский период в развитии Руси не был настолько длительным, как киевский, но именно после него начинается формирование монархической Руси. Рассмотрим даты правления всех правителей России этого времени. В первые годы данного этапа развития Руси правители менялись довольно часто, не было стабильности, которая появится позже. Больше 5 лет у власти во Владимире находились такие князья:

Андрей (1169- 1174);

Всеволод, сын Андрея (1176- 1212);

Георгий Всеволодович (1218- 1238);

Ярослав, сын Всеволода (1238- 1246);

Александр (Невский), великий полководец (1252- 1263);

Ярослав ІІІ (1263- 1272);

Дмитрий І (1276- 1283);

Дмитрий ІІ (1284- 1293);

Андрей Городецкий (1293- 1304);

Михаил "Святой" Тверской (1305- 1317).

Все правители России после переноса столицы в Москву до появления первых царей

Перенос столицы из Владимира в Москву хронологически примерно совпадает с окончанием периода феодальной раздробленности Руси и укреплением главного центра политического влияния. Большинство князей находились на троне дольше, чем правители владимирского периода. Итак:

Князь Иван (1328- 1340);

Семен Иванович (1340- 1353);

Иван Красный (1353- 1359);

Алексей Бяконт (1359- 1368);

Дмитрий (Донской), известный полководец (1368- 1389);

Василий Дмитриевич (1389- 1425);

Софья Литовская (1425- 1432);

Василий Темный (1432- 1462);

Иван III (1462- 1505);

Василий Иванович (1505- 1533);

Елена Глинская (1533- 1538);

Десятилетие до 1548 года в истории России был сложный период, когда ситуация сложилась так, что княжеская династия фактически оборвалась. Был период безвременья, когда при власти находились боярские семьи.

Правление царей на Руси: начало монархии

Историки выделяют три хронологических периода развития российской монархии: до вступления на престол Петра Великого, правление Петра Первого и после него. Даты правления всех правителей России с 1548 года до конца XVII века таковы:

Иван Васильевич Грозный (1548- 1574);

Семен Касимовский (1574- 1576);

Снова Иван Грозный (1576- 1584);

Федор (1584- 1598).

Царь Федор не имел наследников, поэтому прервалась. - один из наиболее тяжелых периодов истории нашей родины. Правители сменялись практически ежегодно. С 1613 года правит страной династия Романовых:

Михаил, первый представитель династии Романовых (1613- 1645);

Алексей Михайлович, сын первого императора (1645- 1676);

Взошел на трон в 1676 году и правил 6 лет;

Софья, его сестра, правила с 1682 до 1689 года.

В XVII веке на Руси, наконец-то, настала стабильность. Укрепилась центральная власть, постепенно начинаются реформы, приведшие к тому, что Россия выросла территориально и окрепла, с ней стали считаться ведущие мировые державы. Основная заслуга в изменении облика государства принадлежит великому Петру I (1689-1725), который стал одновременно и первым императором.

Правители России после Петра

Время правления Петра Великого - это расцвет когда империя обрела собственный сильный флот и укрепила армию. Все правители России, от Рюрика до Путина, понимали важность вооруженных сил, но немногим было дано реализовать огромный потенциал страны. Важной особенностью того времени была агрессивная внешняя политика России, которая проявлялась в насильственном присоединении новых областей (русско-турецкие войны, Азовский поход).

Хронология правителей России с 1725 до 1917 года такова:

Екатерина Скавронская (1725-1727);

Петр Второй (убит в 1730 году);

Царица Анна (1730-1740);

Иван Антонович (1740-1741);

Елизавета Петровна (1741-1761);

Петр Федорович (1761- 1762);

Екатерина Великая (1762- 1796);

Павел Петрович (1796- 1801);

Александр I (1801-1825);

Николай I (1825-1855);

Александр II (1855 - 1881);

Александр ІІІ (1881-1894);

Николай II - последний из Романовых, правил до 1917 года.

На этом закончивается огромный период развития государства, когда при власти были цари. После Октябрьской революции появляется новый политический уклад - республика.

Россия во времена СССР и после его распада

Первые несколько лет после революции были сложными. Среди правителей этого периода можно выделить Александра Федоровича Керенского. После юридического оформления СССР как государства и до 1924 года руководил страной Владимир Ленин. Далее хронология правителей России выглядит так:

Джугашвили Иосиф Виссарионович (1924-1953);

Никита Хрущев был Первым секретарем КПСС на после смерти Сталина до 1964 года;

Леонид Брежнев (1964- 1982);

Юрий Андропов (1982- 1984);

Генеральный секретарь КПСС (1984-1985);

Михаил Горбачев, первый президент СССР (1985-1991);

Борис Ельцин, руководитель независимой России (1991-1999);

Действующий руководитель государства Путин - Президент России начиная с 2000 года (с перерывом на 4 года, когда государством руководил Дмитрий Медведев)

Кто они- правители России?

Все правители России от Рюрика до Путина, которые были при власти за всю более чем тысячелетнюю историю государства - это патриоты, желавшие расцвета всех земель огромной страны. Большинство властелинов не были случайными людьми на этом нелегком поприще и внесли каждый свой посильный вклад в развитие и становление России. Добра и благоденствия своим подданным, конечно же, хотели все правители России: основные силы всегда направлялись на укрепление границ, расширение торговли, усиление обороноспособности.

И расширению территории русских земель способствовало более чем семи вековое правление династии Рюриковичей.
Русские летописные предания, в частности “ “, объясняют появление предводителей варяжских дружин во главе древнерусского государства, просьбой новгородцев. Именно новгородцы пригласили Рюрика Варяжца на княжение, чтобы прекратить междоусобицы. Эту легенду появления основателя династии Рюриков опровергают многие историки и считают братьев Рюриков захватчиками, которые воспользовались междоусобными распрями славян.

Но в любом случае, 862 год считается началом правления династии Рюриков - великих князей новгородских, киевских, владимирских, московских. Русские цари, вплоть до 16 века считались потомками Рюрика. Последним их этой династии был царь Федор Иоаннович. Итак, с 862 по 879 годы великим новгородским князем стал Рюрик Варяжский. Его правление отмечено становлением феодальных отношений, идентичным европейской феодальной системе.

После его смерти власть перешла к , который был опекуном малолетнего сына Рюрика - Игоря. Олег Вещий известен как первый собиратель русской земли в одно государство. По легенде умер от укуса змеи. Впервые великим князем Киевским и всей Руси стал сын Рюрика . Он способствовал укреплению государственности среди восточных славян распространением власти киевского князя на восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем.

Первый русский князь, названный по имени в нерусских летописях. Это произошло во время его похода в Византию при взятии Царьграда. Правление его не было удачным, с 915 года между Доном и Дунаем стали расселяться многочисленные племена печенегов, которые совершали опустошительные набеги на мирные славянские племена. Сам Игорь был убит в 945 году при сборе ежегодной дани с покоренных племен.

Его жена и временная правительница , жестоко покарала племя древлян за смерть мужа и князя киевского. Она стала первой женщиной правящей государством. Ее правление отмечено разумностью, мудрость и дипломатическими способностями. Она самолично совершила объезд владений, установила размер государственной дани, сроки ее сбора, а всю землю разделила на погосты (волости). Как правительница Русской земли Ольга была известна во всех европейских государствах.

Сын Ольги и Игоря первым среди князей киевских носил славянское имя . Известен как видный полководец, по большей части, находившийся в военных походах. Его сына Ярополка считают виновным в гибели родного брата Олега, который попробовал претендовать на Киевский престол. Сам Ярополк был убит братом Владимиром. Киевский великий князь в русских летописях получил прозвище “Святой”. Храбрый и воинственный князь был фанатичным язычником в молодости и, одновременно, мстительным и кровожадным братоубийцей, который из-за желания обладать княжеским престолом, пошел войной на единокровного брата.

Под влиянием обстоятельств решил, что Русь должна стать христианской и в 988 году горожан собрали на берегу Днепра и провели торжественный обряд крещения. С этого момента христианство стало государственной религией, началось гонение на языческих идолов, а христианская церковь стала называть Князя Владимира “Святым” и “Равноапостольным”.

Его сын Ярослав Владимирович, которому история добавила прозвище “Мудрый”, был действительно мудрым и дипломатичным правителем Древнерусского государства. Время его правления - это не только междоусобные феодальные войны между ближайшими родственниками, но и попытки вывести Киевскую Русь на мировую политическую арену, попытки преодолеть феодальную раздробленность, постройки новых городов. Время правления Ярослава Мудрого это развитие славянской культуры, своеобразный золотой период Древнерусского государства.

Сам большой знаток и поклонник прекрасного, направлял свою энергию на развитие просвещения - организовывались школы для всех сословий. Он лично собрал богатейшую библиотеку старинных и современных манускриптов, способствовал развитию монастырей, которые в тот период играли основополагающую роль по распространению книжного дела на Руси. При Ярославе появились первые письменные законы государственного управления, получившие название “Русская, правда”, которые стали основой судопроизводства на Руси.

Сыновья Ярослава Мудрого во время своего нахождения на Киевском престоле постарались дополнить деяния своего великого отца. Изяслав сделал дополнения в “Русскую правду”, Святослав пополнял библиотеку. Знаменитый “Изборник” с наставлениями и поучениями - одна из жемчужин русской словесности. Всеволод, все свое правление пытался помирить и объединить разрастающуюся династию - его дополнения к “Русской правде отменяют кровную месть, регулируют степень феодальной зависимости, определяет статус княжеских дружинников.

Одним из самых ярких правителей Древней Руси был Владимир Мономах, который боролся за восстановление единства Русских земель. Он первый из киевских князей передал свой престол по наследству своему сыну Мстиславу, тем самым, заложив основу престолонаследования и сделав шаг к государственной централизации. Сыновья старались продолжать дело отца по объединению Русских земель и, наиболее, преуспел в этом князь Юрий Владимирович Долгорукий и его сын, внук Мономаха, Андрей Юрьевич Боголюбский.

Во время их правления центром Древнерусского государства становятся княжества Владимирское, а позже Московское. Киев начинает утрачивать политическое и экономическое значение. Многочисленные Рюриковичи перемещаются на окраины Руси, превращая их в развитые и значимые княжества. Феодальные усобицы и княжеские распри привели к монгольскому нашествию. Почти 300 лет русские князья платили позорную дань монгольским ханам. Отдельные очаги протестов жестоко карались не только баскаками, наместниками ордынских ханов, но и русскими князьями, которые предпочитали платить дань, чем сражаться.

Внук смог объединить силы русских князей и в результате победы на Куликовом поле покончить с ненавистной властью ордынцев. Московское княжество расширяется и становится центром . Следующим правителем становится сын Дмитрия Донского Василий I, и Москва становится общерусским культурным и политическим центром, в котором сосредотачивается государственная власть. Василий II еще во времена своего правления делает своего сына Ивана соправителем и наследником. При старшем сыне Ивана - Василии III, заканчивается объединение русских земель в единое государство.

Первым царем всея Руси стал , который значительно увеличил территорию государства и заставил считаться с Московией европейские страны. Последним русским царем из династии Рюриковичей был бездетный сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, на котором эта династия пресекается.

Рюриковичи – династия князей (а с 1547 года и царей) Киевской Руси, позже – Московской Руси, Московского Княжества, Московского Царства. Родоначальник династии – легендарный князь по имени Рюрик (вот и ответ на вопрос, почему династию называли по имени основателя). Множество копий поломано в спорах о том, был этот князь варягом (то есть чужеземцем) или же исконно русским.

Генеалогическое древо династии Рюриковичей с годами правления есть в таком известном интернет-ресурсе, как Википедия.

Скорее всего, Рюрик был исконно русским претендентом на трон, и оказался этот претендент в нужное время в нужном месте. Правил Рюрик с 862 по 879 годы. Именно тогда на Руси появился предшественник современного русского алфавита – кириллица (создана Кириллом и Мефодием). От Рюрика начинается долгая, 736-летняя история великой династии. Ее схема разветвленная и чрезвычайно интересная.

После смерти Рюрика правителем Новгородской, а с 882 года и Киевской Руси стал его родственник – Олег по прозвищу Вещий. Прозвище оправдалось сполна: этот князь разгромил хазар – опасных противников Руси, затем вместе с войском пересек Черное море и «прибил щит к вратам Цареграда» (именно так называли в те годы Стамбул).

Весной 912 года Олег умер от несчастного случая – укуса гадюки (эта змея особенно ядовита весной). Случилось это так: князь наступил на череп своего коня и умудрился потревожить зимовавшую там змею.

Новым князем Киевской Руси стал Игорь. При нем Русь продолжала усиливаться. Были разбиты печенеги, укрепилась власть над древлянами. Самым важным событием стало столкновение с Византией.

После неудачи в 941 году (против русского флота использовали так называемый греческий огонь) Игорь вернулся в Киев. Собрав большое войско, он в 944 (или 943) году решил ударить по Византии с двух сторон: с суши – конница, а главные силы войска должны были атаковать Царьград с моря.

Поняв, что в этот раз сражение с противником чревато поражением, император Византии решил откупиться. В 944 году был подписан торгово-военный договор между Киевской Русью и Византийской Империей.

Продолжает династию внук Игоря Владимир Святославович (он же Креститель или Ясно Солнышко) – личность загадочная и противоречивая. Часто сражался с родными братьями, пролил много крови, особенно во время насаждения христианства. В то же время князь позаботился о надежной системе оборонительных сооружений, надеясь решить проблему набегов печенегов.

Именно при Владимире Великом началась страшная беда, в итоге погубившая Киевскую Русь – междоусобица между здешними Рюриковичами. И хотя появлялись сильные князья вроде Ярослава Мудрого или Владимира Мономаха (символично, что именно «Мономахов венец» украсил головы первых Романовых), Русь укреплялась лишь на время их правления. А затем междоусобица на Руси вспыхивала с новой силой.

Правители Московской и Киевской Руси

После раскола христианской церкви на православное и католическое направления суздальские и новгородские князья поняли, что православие намного лучше. В итоге изначальное язычество удалось сплавить с православным направлением христианства. Так появилось русское православие, мощная объединяющая идея. Благодаря этому в итоге возникло могучее Московское княжество, а позже и царство. Из этого ядра позже появилась Россия.

В 1147 году поселение под названием Москва стало центром новой Руси.

Важно! В основании этого города важную роль сыграли татары. Они стали связующим звеном между христианами и язычниками, своего рода посредниками. Благодаря этому династия Рюриковичей крепко заняла престол.

А вот Киевская Русь грешила однобокостью — там насильственно внедряли христианство. При этом уничтожали взрослое население, исповедующее язычество. Неудивительно, что получился раскол между князьями: кто-то отстаивал язычество, а кто-то переходил в христианство.

Трон стал слишком шатким. Так генеалогическое древо династии Рюриковичей разделилось на успешных правителей, создателей будущей России, и неудачников, исчезнувших из истории к концу 13 столетия.

В 1222 году дружина одного из князей ограбила татарский торговый караван, убив самих купцов. Татары выступили в поход и в 1223 году столкнулись на реке Калке с киевскими князьями. Из-за междоусобицы княжеские дружины бились неслаженно, и татары наголову разбили неприятеля.

Коварный Ватикан сразу же воспользовался удобным поводом и втерся в доверие к князьям, в том числе и к правителю Галицко-Волынского княжества Даниле Романовичу. Договорились о совместном походе против татар в 1240 году. Однако князей ждал пренеприятный сюрприз: союзное войско пришло и… потребовало колоссальной дани! А все потому, что это были печально известные рыцари-крестоносцы Тевтонского ордена – бандиты в броне.

Киев отчаянно оборонялся, однако крестоносцы на четвертый день осады прорвались в город и устроили страшный погром. Так погибла Киевская Русь.

Один из правителей Московской Руси, новгородский князь Александр Ярославович, узнал о падении Киева. Если до этого было серьезное недоверие к Ватикану, то теперь оно переросло во вражду.

Вполне возможно, что Ватикан попытался разыграть ту же карту, что и с киевскими князьями, и отправил послов с предложением о совместном походе против татар. Если Ватикан так и поступил, то напрасно — ответом был категорический отказ.

В конце 1240 года объединенное войско рыцарей-крестоносцев и шведов было наголову разбито на Неве. Отсюда и прозвище князя –

В 1242 году рыцари-крестоносцы вновь столкнулись с русским войском. Результат – полный разгром крестоносцев.

Так в середине XIII столетия разошлись пути-дороги Киевской и Московской Руси. Киев на несколько столетий попал под оккупацию Ватикана, а Москва, напротив, усиливалась и продолжала побеждать врагов. Но история династии продолжалась.

Князья Иван III и Василий III

К 1470-м годам Московское княжество было достаточно сильным государством. Его влияние постепенно расширялось. Ватикан стремился решить проблему русского православия, а потому постоянно подогревал свару между родовитыми князьями и боярами, надеясь сокрушить будущее русское государство.

Однако Иван III продолжал реформы, попутно налаживая выгодные связи с Византией.

Это интересно! Великий князь Иван III первым использовал титул «царь», пусть и в переписке.

Василий III продолжал реформы, начатые при отце. Попутно продолжалась борьба с извечными недругами – родом Шуйских. Шуйские занимались, говоря сталинским языком, шпионажем в пользу Ватикана.

Бездетность так огорчала Василия, что он развелся с первой женой и добился ее пострижения в монахини. Второй женой князя стала Елена Глинская, и это получился брак по любви. Первые три года брак был бездетным, но на четвертом году случилось чудо — родился наследник трона!

Правление Елены Глинской

После смерти Василия III его жена Елена сумела захватить власть. За недолгие пять лет государыня всея Руси многого добилась.

Например:

  • Был подавлен один из мятежей. Зачинщик, Михаил Глинский, попал в темницу (зря пошел против племянницы).
  • Уменьшилось недоброе влияние Шуйских.
  • Впервые была отчеканена монета, на коей изображен всадник с копьем, монета была названа копейкой.

Однако враги отравили ненавистную правительницу — в 1538 году княгиня умирает. А чуть позже в темницу попадает князь Оболенский (возможный отец Ивана Грозного, но факт отцовства не доказан).

Иван IV Грозный

Имя этого царя жестоко оболгали вначале по заказу Ватикана. Позже масон-историк Н. Карамзин по заказу Амстердама в книге «История Государства Российского» нарисует портрет великого правителя Руси Ивана IV лишь черными красками. В то же время как Ватикан, так и Голландия называли великими таких негодяев, как Генрих VIII и Оливер Кромвель.

Если же трезво присмотреться к тому, что делали эти политики, мы увидим совсем иную картину. Для Ивана IV убийство было пренеприятной вещью.

А потому он казнил врагов только тогда, когда другие способы борьбы были неэффективны. А вот Генрих VIII и Оливер Кромвель считали убийство нормой и всячески поощряли публичные казни и прочие ужасы.

Детство будущего царя Ивана IV было тревожным. Его мать и названый отец вели неравную борьбу с многочисленными врагами и предателями. Когда же Ивану исполнилось восемь лет, умерла его мать, а названый отец попал в темницу, где вскоре тоже умер.

Пять долгих лет тянулись для Ивана как сплошной кошмар. Самыми ужасными фигурами были Шуйские: они вовсю грабили казну, ходили по дворцу, как у себя дома, и могли бесцеремонно закинуть ноги на стол.

В тринадцать лет юный князь Иван впервые показал свой характер: по его приказу одного из Шуйских схватили псари, и случилось это прямо на заседании боярской думы. Выведя боярина во двор, псари прикончили его.

А в январе 1547 года случилось важное событие, поистине историческое: Иван IV Васильевич был «венчан на царство», то есть объявлен царем.

Важно! Родословная династии Романовых была завязана на родстве с первым русским царем. Это был веский козырь.

Правление Ивана IV Грозного – это целая эпоха длиной в 37 лет. Подробно об этой эпохе можно узнать, посмотрев посвященный ей видеоматериал аналитика Андрея Фурсова.

Вкратце пробежимся по важнейшим вехам этого правления.

Вот эти вехи:

  • 1547 год – венчание Ивана на царство, женитьба царя, подстроенный Шуйскими пожар Москвы.
  • 1560 – смерть жены Ивана Анастасии, обострение вражды между царем и боярами.
  • 1564 – 1565 годы – отъезд Ивана IV из Москвы, его возвращение и начало опричнины.
  • 1571 – Тохтамыш сжигает Москву.
  • 1572 – Хан Девлет-Гирей собрал все войско крымских татар. Они напали, надеясь добить царство, однако на защиту страны поднялся весь народ, и татарское войско вернулось в Крым.
  • 1581 – умирает от отравления царевич Иван, старший сын царя.
  • 1584 – смерть царя Ивана IV.

О женах Ивана IV Грозного было много споров. Однако достоверно известно, что царь был женат четыре раза, причем один из браков как бы не засчитан (невеста слишком скоро умерла, причина – отравление). И трех жен извели бояре-отравители, среди которых главные подозреваемые – Шуйские.

Последняя жена Ивана IV, Марья Нагая, надолго пережила мужа и стала свидетельницей Великой Смуты на Руси.

Последний из династии Рюриковичей

Хотя Василий Шуйский считается последним из династии Рюриковичей, это не доказано. Реально последним из великой династии был третий сын Ивана Грозного Федор.

Правил Федор Иванович лишь формально, на деле же власть была в руках главного советника Бориса Федоровича Годунова. В период с 1584 по 1598 годы на Руси нарастало напряжение, связанное с противостоянием Годунова и Шуйских.

А 1591 год отметился загадочным событием. В Угличе трагически погиб царевич Дмитрий. Был ли в этом виновен Борис Годунов или же это были дьявольские козни Ватикана? Пока что на этот вопрос нет четкого ответа – настолько запутана эта история.

В 1598 году бездетный царь Федор умер, так и не продолжив династию..

Это интересно! При вскрытии останков ученые узнали страшную правду: Федора травили много лет, как и вообще семейство Ивана Грозного! Получилось убедительное объяснение того факта, почему царь Федор был бездетен.

Трон занял Борис Годунов, и правление нового царя ознаменовалось небывалым неурожаем, голодом 1601 – 1603 годов и разгулом преступности. Козни Ватикана также сказались, и в итоге с 1604 года началась активная фаза смуты, Смутное время. Закончилось это время лишь при воцарении новой династии – Романовых.

Династия Рюриковичей – неотъемлемая часть истории Руси. Родословная русских князей, государей и первых русских царей – это то, что нужно знать любому уважающему себя историку России.

Фото генеалогического древа династии Рюриковичей с годами правления Вы можете увидеть ниже.

Полезное видео