Вятичи — союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко. Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).

В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени. С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) — племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне —восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.

В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне — одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.

Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)

Дреговичи — восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.
Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».

Подименем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны ужеКонстантину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) — союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи — многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение), занимавшее в VI—X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.

Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.

Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.

Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.

Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.

Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологически по типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане — восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.

Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) — название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе — к южным поселениям дреговичей, наюго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».

История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке— прекратилась же во время усобиц удельных князей.

Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты —Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Земля полян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

Радимичи — наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.

Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее — Севера) — племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) — восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородской земли.

Тиверцы — восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.

Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи — восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.

Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты — восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии — скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) — полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII—XII вв. — союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) - главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.

По одной из версий, Рюрик — славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне — западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане(чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племён. Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия). Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды — коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.
Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.

Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы — название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.

Лужицкие сербы — одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. — в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) — союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.

Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны — западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.

В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.

С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.

Руяне (раны) — западно-славянское племя, населявшее остров Рюген.

В VI веке славяне заселили земли нынешней восточной Германии, в том числе Рюген. Племенем руян правили князья, жившие в крепостях. 

В Повести временных лет рассказывается о расселении славянских племен. Вначале, по мнению летописца, славяне жили на Дунае, потом они расселились по Висле, Днепру, Волге. Автор указывает, какие племена говорили на славянском языке, а какие - на других языках: “Се бо токмо, словенски язык в Руси: Поляне, Древляне, Новгородци, Полочане, Дреговичи, Север, Бужане, зане седоша по Бугу, после де же Ве-лыняне. А се суть инии языци иже дань дают Руси: Чюдь, Меря, Весь, Мурома, Черемись, Мордва, Пермь, Печера, Ямь, Литва, Зимигола, Корсь, Норова, Либь. Си суть свои язык имуще от колена Афетова, иже жи-вуть в странах полунощных”. Летописец дает и описание быта и обычаев славян: “...живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим на своих местах” и т. п.

Вятичи

Вятичи, древнерусское племя, жившее в части бассейна р. Оки. Родоначальником В. летопись считает легендарного Вятко: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи». Вятичи занимались земледелием и скотоводством; до 10-11 вв. у Вятичей сохранялся патриархально-родовой строй, в 11-14 вв. развивались феодальные отношения. В 9-10 вв. Вятичи платили дань хазарам, позже - киевским князьям, но до начала 12 в. Вятичи отстаивали свою политическую независимость. В 11-12 вв. на земле Вятичей возник ряд ремесленных городов - Москва, Колтеск, Дедослав, Неринск и др. Во 2-й половине 12 в. земля Вятичей была поделена между суздальскими и черниговскими князьями. В 14 в. Вятичи в летописях больше не упоминаются. Ранние курганы Вятичей, содержащие трупосожжения, известны по верхней Оке и на верхнем Дону. Они содержат по нескольку погребений родичей. Языческий обряд погребения сохранялся до 14 в. От 12-14 вв. дошли многочисленные небольшие курганы Вятичей с трупоположениями.

Лит.: Арциховский А. В., Курганы вятичей, М., 1930; Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953.

Кривичи (вост.-слав. племенное объединение)

Кривичи, восточнославянское племенное объединение 6-10 вв., занимавшее обширные области в верхнем течении Днепра, Волги и Западной Двины, а также южную часть бассейна Чудского озера. Археологические памятники - курганы (с трупосожжениями) в виде длинных валообразных насыпей, остатки земледельческих поселений и городища, где обнаружены следы железоделательного, кузнечного, ювелирного и др. ремёсел. Главные центры - гг. Смоленск, Полоцк, Изборск и, возможно, Псков. В состав К. входили многочисленные балтийские этнические группы. В конце 9-10 вв. появились богатые погребения дружинников с вооружением; особенно много их в Гнездовских курганах. По летописи, К. до включения их в состав Киевского государства (во 2-й половине 9 в.) имели своё княжение. Последний раз имя К. упоминается в летописи под 1162, когда на земле К. уже сложились Смоленское и Полоцкое княжества, а северо-западная её часть вошла в состав Новгородских владений. К. сыграли большую роль в колонизации Волго-Клязьминского междуречья.

Лит.: Довнар-Запольский М., Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII ст., К., 1891; Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Седов В. В., Кривичи, «Советская археология», 1960, № 1.

ПОЛЯНЕ - славянское племя, обитавшее по Днепру. “Тако же и ти словене пришедше и седоше по Днепру и нарекошася поляне”,-сообщает летопись. Кроме Киева, Полянам принадлежали города Вышгород, Василев, Белгород. Название Поляне происходит от слова “поле” - безлесное пространство. Киевское Поднепровье еще в скифское время было освоено земледельцами. Значительная часть днепровской лесостепи, по мнению некоторых исследователей, принадлежала другому славянскому племени - северянам. Поляне хоронили своих умерших и в могилах, и путем сжигания.

РАДИМИЧИ - союз племен в. славян междуречья верховий Днепра и Десны. Основной регион - бассейн р. Сож. Культура сходна с другими славянскими племенами. Основные особенности: семилучевые височные кольца. Покойников сжигали на месте курганов на особой подсыпке. С XII в. стали помещать умерших в специально вырытые под курганами ямы.

Русские славяне и их соседи

Что касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов, антов и склавен были известны еще в римские, готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в. и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, Радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их отрасль словене заняли речную систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне приходили в непосредственную близость с финскими племенами и постепенно оттесняли их все далее на север и северо-восток. В то же время на северо-западе соседями славян оказывались литовские племена, понемногу отступавшие к Балтийскому морю перед напором славянской колонизации. На восточных же окраинах, со стороны степей, славяне, в свою очередь, много терпели от кочевых азиатских пришельцев. Как мы уже знаем, славяне особенно "примучили" обры (авары). Позднее же поляне, северяне, радимичи и вятичи, жившие восточнее прочих родичей, в большей близости к степям, были покорены хазарами, можно сказать, вошли в состав хазарской державы. Так определилось первоначальное соседство русских славян.

Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя, составляющее одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, Меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток. Таким образом с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию "волхвы" и "кудесники") поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба кончалась неизменной победой славянства, и начавшееся в VIII--Х вв. обрусение финнов продолжалось неуклонно и продолжается еще до наших дней. Одновременно со славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны тюркского народа болгар волжских (названных так в отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера Камою и верхнею Волгою. Сношения с арабами и хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую образованность. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и многих подчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского царства, болгары существовали самостоятельно, но много терпели от русских набегов и были окончательно разорены в XIII в. татарами. Их потомки чуваши представляют теперь слабое и мало развитое племя. Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. по Р. Хр.) заселяли те места, на которых их позднее застали славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Зап. Двины и от Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Зап. Двине в дремучих лесах ближайшей к морю полосы и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились на отдельные роды и взаимно враждовали. Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкунь -- бог грома, у славян - Перун), в почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития. Вопреки старым рассказам о литовских жрецах и различных святилищах, теперь доказано, что у литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать славянам те свои земли, на которые направлялась русская колонизация. Там же где литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию.

В ходе двухтысячелетнего развития славяне расселились по всему свету. Сегодня они проживают не только в Старом Свете. Под давлением различных обстоятельств многие их представители переселились в Америку, как Северную, так и Южную, их можно встретить Австралии и Новой Зеландии, в некоторых страхах Азии и даже Африки.

Но основная масса славян, компактно и в пределах созданных ими государств, проживает в Европе. Именно здесь, на европейских просторах, совершился их этногенез (буквальный перевод из древнегреческого – «рождение народа»), именно здесь сегодня находятся все славянские государства: Польша, Чехия, Словакия, Сербия, Хорватия, Словения, Македония, Болгария и, конечно же, Белоруссия, Украина, Россия.

Но как же происходил упомянутый выше этногенез? Как жили славяне, и особенно славяне восточные, в догосударственный период их истории? Обо всем этом речь и пойдет ниже.

Происхождение славян

Славянские племена являются автохтонным (местным, коренным) населением Европы.

Одним из основных отличительных признаков для любого народа является его родной язык.

Возникновение языков губится во тьме веков и тысячелетий. Языки возникают, развиваются вместе с их носителями и, случается, исчезают. Все языки населяющих нашу планету народов делятся на языковые семьи.

Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье. Где именно она сложилась, вопрос спорный. Но большинство ученых считает, что это произошло где-то между средним течением Дуная и Вислы на западе и Днепром на востоке. Отсюда, волна за волною, предки индоевропейцев (праинодоевропейцы) расселились по Европе и Азии, сохранив при этом в своих языках элементы, указывающие на общность их происхождения, и положив начало племенам индийским, иранским, греческим, италийским, кельтским, многим другим. Среди них – и славянским.

Этногенез славян также является предметом научных дискуссий. Кто-то датирует его начало распадом упомянутой выше праиндоевропейской общности (где-то в четвертом тысячелетия до Рождества Христова). Кто-то видит предков славян в творцах трипольской культуры. Кто-то предпочитает говорить о временах более поздних, приближенных к нашей эре или даже о первых ее веках.

Название славянских племен в древности

Бытует устойчивое мнение, что славянские племена в древности упоминаются античными авторами под именем венеды или венеты. Возможно, их имеет в виду Геродот (V в. до Р. Х.), когда сообщает о привозимом из Эридана янтаря от энетов. Плиний Старший и Помпоний Мела (оба жили в I в.) помещают венетов восточнее Вистулы (Вислы). Балтийское море у Клавдия Птолемея называет Венедским заливом, а Карпаты, соответственно, Венедскими горами.

«Повесть временных лет» выводит происхождение славян от ветхозаветного Яфета и отождествляет их с нориками – адриатическими или же иллирийскими венетами. Эти последние находились почти в несомненной связи с венетами прибалтийскими античных источников, что подтверждается и изучением соответствующих археологических культур.

Название славянских племен «венеты» удерживают и другие источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Самым авторитетным и самым неоспоримым из них является сообщение готского историка Иордана (VI в.). В своей «Гетике» он говорит о венетах как о многолюдном племени, подчинявшемся в четвертом веке остготскому королю Германариху.

Во времена Иордана венеты уже разделяются по месту проживания и наименованиям. Наиболее многочисленными для готского историка кажутся анты и склавины. Вероятно, это были уже первые прогосударственные объединения – племенные союзы. Сильные и воинственные, они «повсеместно, – с горечью сообщает Иордан, – свирепствуют по грехам нашим».

Обширен и ареал расселения славянских племен в древности.

Склавенов (склавинский племенной союз) готский историк помещает между неким Мурсийским озером (очевидно, Нойзидлер-Зе, на границе современных Венгрии и Австрии) – на западе, Вислой – на севере и Днестром – на востоке.

Анты (антский племенной союз) помещаются между Днестром и средним течением Днепра и входят в днепро-днестровскую группу черняховской культуры. Ее изучение позволило в общих чертах реконструировать хозяйствование и быт антов.

Хозяйствование антов

Фото Gleb Garanich с сайта sfw.so

Из археологических источников следует, что анты жили в поселках сельского типа, иногда укрепленных. Занимались они пахотным земледелием. Основными сельскохозяйственными культурами для них были:

  • пшеница,
  • ячмень,
  • овес,
  • просо,
  • горох,
  • конопля,
  • чечевица.

Занимались они и обработкой металлов. Об этом свидетельствуют как железо- и бронзолитейные мастерские, так и находки изделий из бронзы, железа, стали.

Избытки продукции анты использовали при обмене и торговле с соседями – готами, сарматами, скифами и провинциями Римской империи.

Усложнение условий жизни приводило и к усложнению социальной организации. Создаются первые формы политической организации – уже упомянутые племенные союзы склавинов и антов. Почему союзы славянских племен – это предгосударственные образования, а не государства? Объясняется это следующим:

  • в их основе находилось не территориальное деление, а кровнородственное;
  • у них отсутствовала организованная, оторванная от народа власть;
  • власть была представлена «родоплеменной триадой» – вождем, советом старейшин, народным собранием, которое совпадало с военной дружиной.

Почему произошло обособление славянских племен

Фото Gleb Garanich с сайта sfw.so

Обособление славянских племен подчинялось общим для этногенеза правилам. Непрямо об этом говорится уже в упомянутой «Гетике». Там венеты различаются между собой в соответствии с территориями расселения. Чем более друг от друга отделялись отдельные славянские роды, общины, племена, тем больше обнаруживалось между ними различий:

  • в способах хозяйствования,
  • в нравах и обычаях,
  • в моделях поведения,
  • в языке.

Существенно повлияло на расселение и обособление славянских племен Великое переселение народов. Под натиском пришельцев (особенно гуннов) славяне расселялись в северном, западном и южном направлениях. После ослабления давления они продолжали перемещаться, в том числе и в направлении восточном.

Результатом стало разделение славян на западных, южных и восточных.

Западные славяне

Западные славяне продвинулись вплоть до Лабы (Эльбы), местами даже западнее ее. Среди них выделяются четыре основные группы (иногда выделяют и больше).

Западные славянские племена, список:

  • польская,
  • чешско-моравская,
  • сербо-лужицкая (полабская),
  • балтийская.

По своему развитию западные славяне не уступали соседям – германским и кельтским племенам.

Южные славяне

Перемещение славян на юг, в направление Балкан и в пределы Византийской империи было одной из составляющих великого переселения народов на завершающем его этапе.

Результатом стало расселение славян на севере и северо-западе Балканского полуострова, вплоть до побережья Адриатики. Часть славян утвердилась даже в Средней Греции и на Пелопоннесе – на склонах Тайгета, в пределах древней Спарты.

Расселившись в столь широких масштабах, южные славяне делятся на:

  • сербов,
  • хорватов,
  • словенцев,
  • племена, осевшие на территории будущей Болгарии.

Соседями южных славян стали местные племена:

  • иллирийцы и фракийцы, которых они ассимилировали,
  • греки, населявшие пределы Византийской империи,
  • франки и другие племена – наследники Западной Римской империи, с которыми они находились в сложных отношениях взаимовлияния и соперничества.

Восточнославянские племена и их соседи

Фото Sergey Supinsky с сайта sfw.so

О восточных славянах известно из археологических и письменных источников, главный из которых – «Повесть временных лет».

Восточнославянские племена, ставшие в будущем основным населением древнерусского государства, после гуннского продвижения прочно укрепились в обширных пределах от Днестра до Днепра, и дальше на север – вдоль течения Оки, Десны, Припяти, возле озера Ильмень. Приильменские славяне позже образуют племенной союз, подобный союзу антов.

Названия восточнославянских племен представлены в источниках довольно полно, как это видно из приведенного ниже перечня.

Восточнославянские племена, список (с юго-запада на северо-восток):

  • Тиверцы,
  • Уличи,
  • Белые хорваты,
  • Дулебы (бужане),
  • Древляне,
  • Поляне,
  • Радимичи,
  • Северяне,
  • Дреговичи,
  • Кривичи,
  • Ильменские словене,
  • Вятичи.

Отдельно остановимся на местах расселения перечисленных племен. Восточнославянские племена, жившие в нижнем течении Днепра и южного Буга, представлены уличами. Обитали они в степях Причерноморья, между руслами обеих этих рек.

Славянское племя древлян группировалось вокруг города, упомянутого в «Повести» как Искоростень (современный Коростень).

Восточнославянские племена, проживающие в лесах, многочисленнее. К ним относятся уже упомянутые древляне, а также северяне, дреговичи, кривичи, ильменские словене, вятичи и, отчасти,радимичи.

Источники сообщают и о том, какие славянские племена жили на левом берегу Днепра. К ним относятся радимичи (между верхним течением Днепра и Десной) и северяне (в районе Черниговской области).

Перечисленные племена являлись по существу каждое отдельным протогосударственнымобъединением, племенным союзом типа союза антов и склавинов более ранних веков.

Фото Gleb Garanich с сайта sfw.so

Самым большим славянским племенем было племя полян. Оно расселилось по среднему течению Днепра, оказавшись в самом центре восточных славян, на перекрестке важнейших торговых путей. Проходил здесь и знаменитый впоследствии путь «из варяг в греки», объединивший народы разных культур и цивилизаций. Именно они, поляне, консолидировали восточнославянские земли, населявшие их народы. Столицей (сначала – главным опорным пунктом, городищем) полян стал основанный в конце пятого – первой половине шестого века князем Кием, его братьями Щеком и Хоривом и сестройЛыбедью Киев. С течением времени его значение настолько возросло, что он превратился и в своеобразную столицу всего восточнославянского мира. Восточнославянские племена платили киевским князьям дань, потому что попали от них в зависимость (как это было, например, с древлянами). Но главной причиной стал естественный процесс консолидации и объединения, потребности военной защиты от усобиц и нападений агрессивных соседей.

Соседями восточных славян на разных этапах были:

  • сарматы
  • кельты
  • гунны
  • авары
  • хазары
  • половцы
  • печенеги
  • мадьяры
  • булгары
  • ромеи (население Византийской империи)
  • западные и южные славяне;
  • финны и балты.

Восточнославянские племена в 8 – 9 веках

Фото Gleb Garanich с сайта sfw.so

Наибольшую угрозу для восточных славян в 6 – 7 веках представляли авары и хазары. От первых удалось избавится лишь в конце 8 века, когда авары были разбиты совместными усилиями короля франков Карла Великого и славянских племен.

Зависимость от хазар оказалась продолжительнее. Первыми освободились от нее поляне в конце 8 – начале 9 века. Другим же племенам пришлось выплачивать дань хазарам вплоть до падения Хазарского каганата в середине 10 века.

В течение 8 – 9 веков формы хозяйствования у восточных славян оставались традиционными. У полян,тиверцев, уличей, всех, кому позволяли природно-климатические условия, продолжало развиваться земледелие, с выращиваем упомянутых выше культур. Наряду с ним практиковалось бортничество (особенно в лесистых местностях). Важную роль играло животноводство. Об успехах в развитии ремесел свидетельствуют многочисленные находки утвари, инвентаря, украшений местного производства.

Результатом успехов в хозяйствовании, активного обмена с многочисленными соседями, культурных и цивилизационных взаимовлияний стало возникновение у восточных славян городищ и, в конечном итоге, городов.

Наряду с Киевом образуются и усиливаются Чернигов, Суздаль, Новгород, Смоленск. Они сами превращаются в важные политические, административные и культурные центры, центры обмена и торговли, центры потребления товаров и услуг. Во главе их становится местный князь, опирающийся на военную дружину.

Усложняется и социальная организация. Община из родовой превращается в соседскую, территориальную.

Из дружинников и других приближенных к князю людей, глав влиятельных семей и родов формируется знать – будущие бояре.

Основной массой общинников были смерды. Но и они не были однородны. Верхушку этого простонародья составляли «мужи» или «вои», способные доставить себе все необходимое для участия в военных предприятиях. Они выступали главами больших патриархальных семей, младшие члены которых составляли «челядь».

Низшую ячейку общин занимали неполноправные, попавшие в зависимость от своих более успешных сородичей «холопы».

различающиеся по своему положению.

В течение последующих веков из этой социально-политической организации и разовьется Древнерусское государство, Киевская Русь.

Немного затронули описание славянских племён и их расселения по древней Руси. В этой статье мы разберём более подробно племена славян , чтобы вы могли познакомиться с важной составляющей жизни наших предков.

Стоит сказать, что во всех письменных источниках, которые дошли до наших дней, упоминание славян датируется V-VI веками. Однако археология указывает на то, что славянская культура зародилась и расселилась по современной России гораздо раньше. Академик В.В.Седов рассказывает о так называемых подклешевых погребениях в междуречье Одера и Вислы, которые датируются 400-100 гг. до нашей эры. Киевская археологическая культура относится к началу II века н.э. Есть и более древние находки: на берегах Дона археологами были найдены остатки человека и другие артефакты возрастом около 45 тыс.лет.

Все племена, которые обитали к западу от верховьев реки Днепр, в междуречье Одера и Вислы, до IV-VI веков обозначались как венеды. После названной даты к ним прикрепилось и ещё одно название — Склавины или Славяне. Некто Тацит, который оставил после себя описания различных народов и племён, писал, что в отличие от сарматов, которые были кочевниками, венеды вели больше оседлый образ жизни, строили прочные дома, занимались ремёслами, земледелием, скотоводством и др. Среди этих племён сохранялся общинный строй, где все члены общества принимали одинаковое участие в труде и где отсутствовало социальное неравенство. Однако, как уже говорилось, уже к V веку этот строй начал потихоньку разрушаться, так как ему противопоставил себя экономический строй, где правит тот, кто сильнее, богаче и у кого больше власти. Также к славянам относились и племена Антов. Хоть Антов и Славян различали и относили к разным племенам, скорее всего, это разделение только по территориальному признаку. У Антов и Славян был одинаковые язык, быт, обычаи и верования. Историки предполагают, что некогда это было одно и то же племя, но после расселения по Руси на большие территории они обособились. Есть предположение, что Анты были полностью уничтожены аварами в 602 году. О той войне сохранились крайне скудные сведения, однако после этого события об антах больше нигде не упоминается.

Историки славянской культуры насчитывают несколько племён, которые существовали на просторах нашей страны в период с 6 по 11 века:

Дулебы . Считаются одними из самых ранних групп восточных славян. Обитали в бассейне Буга и притоков Припяти. Считается, что из Дулебов позднее произошли Волыняне и Древляне. Стоит сказать, что Дулебы участвовали в походе князя Олега в 907 году на Константинополь.

Волыняне . Некоторые исследователи не совпадают во мнениях на счёт Волынян и Бужан. Одни говорят, что это разные названия одного племенного союза, другие утверждают, что это два разных племени. Волыняне обитали на берегах западного Буга и у истока реки Припять. Как уже говорилось, Волыняне произошли от Дулебов. По некоторым сведениям, у Волынян насчитывалось от 70 до 231 городов.

Вятичи . Союз племён который обитал по берегам верхнего и среднего течения Оки и по берегам реки Москвы. Вятичи упомянуты в . В ПВЛ говорится, что Вятичи произошли от родоначальника Вятко, который был урождённый Лях или Поляк. Его родной брат Радим основал племя Радимичей. В начале 12 века Владимир Мономах воевал с князем Ходотой, который был предводителем Вятичей. Долгое время они сохраняли языческие верования.

Древляне . Само название, по разъяснению одного летописца, говорит о том, что древляне жили в лесах. Они обитали на территории Полесья, правом берегу Днепра, возле таких рек, как Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Судя по археологическим раскопкам, древляне жили мирной жизнью. Основным их делом было хлебопашество, различный промысел, скотоводство. Древляне были мирным народом и практически не воевали. Однако с древлянами связана одна всем известная история: в 945 году они убили киевского князя Игоря, которому не захотели платить большую дань. После убийства весь народ древлян сильно поплатился за преступление. Вдова Игоря Ольга сожгла их столицу Искоростень, многие были убиты, другие были отданы в рабство или стали невольниками.

Дреговичи . Дреговичи, судя по раскопкам, обитали в середине реки Припять, в водоразделе рек Друть и Березина, а также в верховьях реки Неман.

Кривичи . Племенной Союз проживал на территориях Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской обл. Кривичей также разделяют на две большие группы: Псковскую и Полоцко-Смоленскую. В Повести Временных Лет говорится о том, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Частью племенного союза кривичей были Полочане (Полоцк), которых некоторые исследователи относят к отдельной группе.

Поляне . Поляне обитали на территории современного Киева и на Днепре. С полянами связана одна из самых важных теорий о происхождении Руси. По некоторым данным, Поляно-русская легенда является гораздо древнее, чем Варяжская. Поляне пришедшие из Норика на Дунае, стали первыми называться Русь «Поляне яже ныне зовомая русь».

Поляне были очень развитой культурой, и из-за этого превосходства Древляне, Дреговичи и другие племена уже к IX веку стали подвластны полянам. Их городами считаются Киев, Вышгород, Белгород, Звенигород, Треполь (с.Триполье), Василев (Васильков).

Видео. Древние славяне. Истоки. Часть 1

История русской государственности начинается с того времени, когда за десять веков до начала новой эры в северной и центральной частях Восточно-Европейской равнины начали селиться многочисленные славянские племена. Они занимались охотой, рыболовством и сельским хозяйством. Те, кто жил в степи, занимались животноводством.

Кто такие славяне

Термин «славяне» обозначает этническую группу людей, которые имеют многовековую культурную преемственность, и которые говорят на множестве родственных языков, известных как славянские языки (все они принадлежат к индоевропейской языковой семье). Мало что известно о славянах до их упоминания в византийских записях VI века н. э., при этом большую часть того, что мы знаем о них до этого времени ученые получили путем археологических и лингвистических исследований.

Основные места проживания

Славянские племена начали осваивать новые территории в VI-VIII веках. Племена расходились по трем основным направлениям:

  • южному - Балканский полуостров,
  • западному - между Одером и Эльбой,
  • на восток и северо-восток Европы.

Являются предками таких современных народов, как русские, украинцы и белорусы. Древние славяне были язычниками. У них были свои божества, они считали, что существуют злые и добрые духи, которые олицетворяют различные природные силы: Ярило - Солнце, Перун - гром и молнию и др.

Когда восточные славяне осваивали Восточно-Европейскую равнину, происходили изменения в их социальной структуре - появились племенные союзы, которые позже стали основой будущей государственности.

Древние народы на территории России

Самыми старыми из далеких северных были неолитические охотники на диких северных оленей. Археологические свидетельства их существования относятся к 5-му тысячелетию до нашей эры. Считается, что мелкомасштабное оленеводство развивалось еще 2 000 лет назад.

В IX-X веках варяги (викинги) контролировали центральную часть и основные реки восточной территории современной России. Восточнославянские племена занимали северо-западный регион. Хазары, тюркский народ, контролировали юг центральной области.

Еще за 2 000 лет до н. э., как на севере, так и на территории современной Москвы, и на востоке, в районе Урала, жили племена, которые выращивали необработанные зерна. Примерно в то же время племена на территории современной Украины также занимались земледелием.

Распространение древнерусских племен

Многие народы постепенно мигрировали туда, где сейчас находится восточная часть России. Восточные славяне оставались на этой территории и постепенно становились доминирующими. Ранние славянские племена Древней Руси были земледельцами и пчеловодами, а также охотниками, рыболовами, пастухами и охотниками. К 600 г. славяне стали доминирующей этнической группой на Восточно-Европейской равнине.

Славянская государственность

Славяне выдержали вторжения готов из Германии и Швеции и гуннов из Центральной Азии в III и IV веках. К VII веку они создали деревни по всем основным рекам территории нынешней восточной России. В раннем Средневековье славяне жили между царствами викингов в Скандинавии, Священной Римской империей в Германии, византийцами в Турции и монгольскими и турецкими племенами в Центральной Азии.

Киевская Русь возникла в IX веке. У этого государства была сложная и зачастую нестабильная политическая система. Государство процветало до XIII века, до того как резко сократилась его территория. Среди особых достижений Киевской Руси - введение православия и синтез византийских и славянских культур. Дезинтеграция Киевской Руси сыграла решающую роль в эволюции восточных славян в русский, украинский и белорусский народы.

Славянские племена

Славяне делятся на три основные группы:

  • западные славяне (главным образом поляки, чехи и словаки);
  • южные славяне (в основном племена из Болгарии и бывшей Югославии);
  • восточнославянские племена (прежде всего русские, украинцы и белорусы).

Восточная ветвь славян включала многочисленные племена. Список названий племен Древней Руси включает:

  • вятичей;
  • бужан (волынян);
  • древлян;
  • дреговичей;
  • дулебов;
  • кривичей;
  • полочан;
  • полян;
  • радимичей;
  • словен;
  • тиверцев;
  • уличей;
  • хорватов;
  • бодричей;
  • вислян;
  • зличан;
  • лужичан;
  • лютичей;
  • поморян.

Происхождение славян

Мало что известно о происхождении славян. Они населяли районы восточной центральной Европы в доисторические времена и постепенно достигли своих нынешних пределов. Языческие славянские племена Древней Руси мигрировали с территории нынешней России на южные Балканы более 1 000 лет назад и захватили христианские общины, основанные римскими колонистами.

Филологи и археологи утверждают, что славяне очень давно поселились в Карпатах и в районе современной Беларуси. К 600 г. в результате лингвистического разделения появились южная, западная и восточная ветви. Восточные славяне поселились на реке Днепр на территории, которая сейчас принадлежит Украине. Затем они распространились на север к северной Волжской долине, к востоку от современной Москвы, а к западу - к бассейнам северного Днестра и Западного Буга, на территорию современной Молдовы и на юг Украины.

Позднее славяне приняли христианство. Эти племена были рассеяны по большой территории и пострадали от нашествий кочевых племен: гуннов, монголов и турок. Первыми крупными славянскими государствами были Западно-Болгарское государство (680-1018 гг.) и Моравия (начало IX века). В IX веке образовалось Киевское государство.

Древнерусская мифология

Сохранилось очень мало мифологических материалов: до IX-X вв. н. э. среди славянских племен еще не была распространена письменность.

Одним из главных богов славянских племен Древней Руси был Перун, которого связывают с богом балтов Перкуно, а также с норвежским богом Тором. Подобно этим божествам, Перун - бог грома, верховное божество древнерусских племен. Бог молодости и весны Ярило и богиня любви Лада также занимали важное место среди божеств. Они оба были богами, которые умирали и воскрешались каждый год, что связывалось с мотивами рождаемости. Также у славян была богиня зимы и смерти - Морена, богиня весны - Леля, богиня лета - Жива, боги любви - Лель и Полель, первый был богом ранней любви, второй - богом зрелой любви и семьи.

Культура племен Древней Руси

В раннем Средневековье славяне занимали большую территорию, что способствовало появлению нескольких независимых славянских государств. С Х века до н. э. происходил процесс постепенного культурного расхождения, который породил множество тесно связанных, но взаимоисключающих языков, классифицированных как часть славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

В настоящее время существует большое количество славянских языков, в частности, болгарский, чешский, хорватский, польский, сербский, словацкий, русский и многие другие. Они распространены от центральной и восточной Европы до России.

Сведений о культуре восточнославянских племен Древней Руси в VI-IX вв. имеется очень мало. В основном они сохранились в записанных позднее произведениях фольклора, представленных пословицами и поговорками, загадками и сказками, трудовыми песнями и преданиями, легендами.

Эти племена обладали некоторыми знаниями о природе. Например, благодаря системе подсечного земледелия появился восточнославянский земледельческий календарь, разделенный на основе сельскохозяйственных циклов на лунные месяцы. Также славянские племена на территории Древней Руси обладали знаниями о животных, металлах, активно развивали прикладное искусство.