Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации

Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы

2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Питьевая вода.

Гигиенические требования к качеству воды

централизованных систем питьевого водоснабжения.

Контроль качества.

Санитарные правила и нормы

СанПиН 2.1.4.559-96

Предисловие

2. Утверждены и введены в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 24 октября 1996 г. № 26.

3. Введены впервые.

Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

"Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами" (Статья 3).

"Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил... Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности" (Статья 27).

1. Область применения

1.1. Санитарные правила и нормы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее ¾ Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее ¾ системы водоснабжения).

1.2. Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.

1.3. Санитарные правила предназначены для органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений и иных юридических лиц (далее ¾ организации), должностных лиц и граждан-предпринимателей без образования юридического лица, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также организаций, осуществляющих государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.

1.5. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при нецентрализованном водоснабжении установлены СанПиН 2.1.4.544-96.

1.6. Гигиенические требования к качеству питьевой воды, производимой автономными системами водоснабжения, индивидуальными устройствами для приготовления воды, а также реализуемой населению в бутылях или контейнерах, устанавливаются специальными санитарными правилами и нормами.

2.1. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г.

2.2. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625.

2.3. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625.

2.4. Руководство по контролю качества питьевой воды. Всемирная организация здравоохранения. (Женева, второе аннотированное издание, 1994 г.)

2.5. Санитарные правила и нормы .

2.6. Гигиенические нормативы "Нормы радиационной безопасности (НРБ-96)". ГН 2.6.1.054-96.

2.7. Государственный стандарт "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора". ГОСТ 2761-84.

3. Общие положения

3.1. Требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.

3.2. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

3.3. Показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с правилами, указанными в приложении 1.

3.4. На основании требований настоящих Санитарных правил организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее ¾ рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее — центр госсанэпиднадзора) и утверждается соответствующим органом местного самоуправления.

3.5. При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, обязана немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.

Организация, осуществляющая производственный контроль качества питьевой воды, также обязана немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам.

3.6. В случаях, связанных с явлениями природного характера, которые не могут быть заблаговременно предусмотрены, или с аварийными ситуациями, устранение которых не может быть осуществлено немедленно, могут быть допущены временные отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды только по показателям химического состава влияющим на органолептические свойства.

3.6.1. Отклонения от гигиенических нормативов допускаются при выполнении следующих условий:

обеспечение населения питьевой водой не может быть достигнуто иным способом;

соблюдения согласованных с центром госсанэпиднадзора на ограниченный период времени максимально допустимых отклонений от гигиенических нормативов;

максимального ограничения срока действия отступлений;

отсутствия угрозы здоровью населения в период действия отклонений;

обеспечения информации населения о введении отклонений и сроках их действия, об отсутствии риска для здоровья, а также о рекомендациях по использованию питьевой воды.

3.6.2. Решение о временном отклонении от гигиенических нормативов качества питьевой воды принимается органом местного самоуправления по согласованию с главным государственным санитарным врачом по соответствующей территории.

3.6.3. Одновременно с принятием решения о временном отступлении от гигиенических нормативов утверждается план мероприятий по обеспечению качества воды, соответствующего гигиеническим нормативам, включая календарный план работ, сроки их выполнения и объемы финансирования.

3.7. Подача питьевой воды населению запрещается или ее использование ограничивается в следующих случаях:

¾ в установленный срок действия временных отклонений от гигиенических нормативов не устранены причины, обусловливающие ухудшение качества питьевой воды;

¾ системой водоснабжения не обеспечиваются производство и подача населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям настоящих Санитарных правил, в связи с чем имеется реальная опасность для здоровья населения.

3.7.1. Решение о запрещении или ограничении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска для здоровья населения, связанных как с дальнейшим потреблением воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, так и с прекращением или ограничением ее использования в питьевых и бытовых целях.

3.7.2. В случае принятия решения о запрещении или ограничении использования питьевой воды органами местного самоуправления, организациями, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатываются по согласованию с центром госсанэпиднадзора и осуществляются мероприятия, направленные на выявление и устранение причин ухудшения ее качества и обеспечение населения питьевой водой, отвечающей требованиям Санитарных правил.

3.7.3. Орган местного самоуправления, центр госсанэпиднадзора в обязательном порядке информируют население о принятом решении о запрещении или ограничении использования питьевой воды, о ее качестве, осуществляемых мероприятиях, а также о рекомендациях по действиям населения в данной ситуации.

4. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды

4.1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

4.2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Таблица 1

Показатели

Единицы измерения

Нормативы

Термотолерантные колиформные бактерии

Число бактерий в 100 мл 1)

Отсутствие

Общие колиформные бактерии 2)

Число бактерий в 100 мл 1)

Отсутствие

Общее микробное число 2)

Число образующих колонии бактерий в 1мл

Не более 50

Колифаги 3)

Число бляшкообразующих единиц (БОЕ) в 100 мл

Отсутствие

Споры сульфитредуцирующих клостридий 4)

Число спор в 20 мл

Отсутствие

Цисты лямблий 3)

Число цист в 50 л

Отсутствие

Примечания:

1) При определении проводится трехкратное исследование по 100 мл отобранной пробы воды.

2) Превышение норматива не допускается в 95% проб, отбираемых в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в течение 12 месяцев, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год.

3) Определение проводится только в системах водоснабжения из поверхностных источников перед подачей воды в распределительную сеть.

4) Определение проводится при оценке эффективности технологии обработки воды.

4.3.1. При исследовании микробиологических показателей качества питьевой воды в каждой пробе проводится определение термотолерантных колиформных бактерий, общих колиформных бактерий, общего микробного числа и колифагов.

4.3.2. При обнаружении в пробе питьевой воды термотолерантных колиформных бактерий и (или) общих колиформных бактерий, и (или) колифагов проводится их определение в повторно взятых в экстренном порядке пробах воды. В таких случаях для выявления причин загрязнения одновременно проводится определение хлоридов, азота аммонийного, нитратов и нитритов.

4.3.3. При обнаружении в повторно взятых пробах воды общих колиформных бактерий в количестве более 2 в 100 мл и (или) термотолерантных колиформных бактерий, и (или) колифагов проводится исследование проб воды для определения патогенных бактерий кишечной группы и (или) энтеровирусов.

4.4. Исследования питьевой воды на наличие патогенных бактерий кишечной группы и энтеровирусов проводится также по эпидемиологическим показаниям по решению центра госсанэпиднадзора.

4.3.5. Исследования воды на наличие патогенных микроорганизмов могут проводиться только в лабораториях, имеющих разрешение для работы с возбудителями соответствующей группы патогенности и лицензию на выполнение этих работ.

4.4. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:

4.4.1. Обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2);

Таблица 2

Показатели

Единицы измерения

Показатель вредности 1)

Класс опасности

Обобщенные показатели

Водородный показатель,

единицы рН

в пределах 6 ¾ 9

Общая минерализация (сухой остаток)

мг/л

1000 (1500) 2)

Жесткость общая

ммоль/л

7,0 (10) 2)

Окисляемость перманганатная

мг/л

Нефтепродукты, суммарно

мг/л

Поверхностно-активные вещества (ПАВ), анионоактивные

мг/л

Фенольный индекс

мг/л

0,25

Неорганические вещества

Алюминий (Аl 3+)

мг/л

с.-т.

Барий (Ва 2+)

Бериллий (Ве 2+)

0,0002

Бор (В, суммарно)

Железо (Fе, суммарно)

0,3 (1,0) 2) орг.

Кадмий (Сd, суммарно)

0,001

с.-т.

Марганец (Мn, суммарно)

0,1 (0,5) 2)

орг.

Медь (Сu, суммарно)

Молибден (Мo, суммарно)

0,25

с.-т.

Мышьяк (Аs, суммарно)

0,05

с.-т.

Никель (Ni, суммарно)

мг/л

с.-т.

Нитраты (по NО 3)

орг.

Ртуть (Нg, суммарно)

0,0005

с.-т.

Свинец (Рb, суммарно)

0,03

Селен (Sе, суммарно)

0,01

Стронций (Sr 2+)

Сульфаты (SO 4 2 - )

орг.

Фториды (F - )

для климатических районов

I и II

с.-т.

Хлориды (Сl - )

орг.

Хром (Сr 6+)

0,05

с.-т.

Цианиды (CN - )

0,035

Цинк (Zn 2+)

орг.

Органические вещества

g -ГХЦГ (линдан)

0,002 3)

с.-т.

ДДТ (сумма изомеров)

0,002 3)

2,4-Д

0,03 3)

Примечания:

1) Лимитирующий признак вредности вещества, по которому установлен норматив: "с.-т." ¾ санитарно-токсикологический, "орг." ¾ органолептический.

2) Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки.

3) Нормативы приняты в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

4.4.2. Содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3);

Таблица 3

Показатели

Единицы измерения

Нормативы (предельно допустимые концентрации (ПДК), не более

Показатель вредности

Класс опасности

Хлор 1)

Остаточный свободный

мг/л

в пределах 0,3 - 0,5

орг.

Остаточный связанный

в пределах 0,8 - 1,2

Хлороформ (при хлорировании воды)

0,2 2)

с.-т.

Озон остаточный 3)

орг.

Формальдегид (при озонировании воды)

0,05

с.-т.

Полиакриламид

Активированная кремнекислота (по Si)

Полифосфаты (по РО4 3 - )

орг.

Остаточные количества алюминий- и железосодержащих коагулянтов

см. показатели "Алюминий", "Железо" таблицы 2.

Примечания:

1) При обеззараживании воды свободным хлором время его контакта с водой должно составлять не менее 30 минут, связанным хлором ¾ не менее 60 минут.

Контроль за содержанием остаточного хлора производится перед подачей воды в распределительную сеть.

При одновременном присутствии в воде свободного и связанного хлора их общая концентрация не должна превышать 1,2 мг/л.

В отдельных случаях по согласованию с центром госсанэпиднадзора может быть допущена повышенная концентрация хлора в питьевой воде.

2) Норматив принят в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

3) Контроль за содержанием остаточного озона производится после камеры смещения при обеспечении времени контакта не менее 12 минут.

4.4.3. Содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).

4.4.4. При обнаружении в питьевой воде нескольких химических веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК не должна быть больше 1. Расчет ведется по формуле:

где С 1 , С 2 , С n ¾ концентрации индивидуальных химических веществ 1 и 2 класса опасности: факт. (фактическая) и доп. (допустимая).

4.5. Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.

Таблица 4

Показатели

Единицы измерения

Нормативы, не более

Запах

баллы

Привкус

Цветность

градусы

20 (35) 1)

Мутность

ЕМФ (единицы мутности по формазину) или мг/л (по каолину)

2,6(3,5) 1)

1,5(2) 1)

Примечание:

Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки.

4.5.1. Не допускается присутствие в питьевой воде различимых невооруженным глазом водных организмов и поверхностной пленки.

4.6. Радиационная безопасность питьевой воды определяется ее соответствием нормативам по показателям общей a - и b - активности, представленным в таблице 5.

Таблица 5

4.6.1. Идентификация присутствующих в воде радионуклидов и измерение их индивидуальных концентраций проводятся при превышении нормативов общей активности. Оценка обнаруженных концентраций проводится в соответствии с ГН 2.6.1.054-96.

5. Контроль качества питьевой воды

5.1. В соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться производственный контроль, государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор.

5.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения по рабочей программе.

Организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

5.3. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 6.

Таблица 6

Виды показателей

Для подземных источников

Микробиологические

4 (по сезонам года)

12 (ежемесячно)

не проводятся

Органолептические

4 (по сезонам года)

12 (ежемесячно)

Обобщенные показатели

4 (по сезонам года)

Радиологические

5.4. Виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 7.

Таблица 7

Количество проб в течение одного года, не менее

Для подземных источников

Для поверхностных источников

Виды показателей

Численность населения, обеспечиваемого водой из данной системы водоснабжения, тыс. чел.

до 20

20-100

Свыше 100

до 100

Свыше 100

Микробиологические

50 1)

150 2)

365 3)

365 3)

365 3)

не проводятся

12 4)

12 4)

Органолептические

50 1)

150 2)

365 3)

365 3)

365 3)

Обобщенные показатели

4 4)

6 5)

12 6)

12 6)

24 7)

Неорганические и органические вещества

4 4)

12 6)

Показатели, связанные с технологией водоподготовки

Остаточный хлор, остаточный озон ¾ не реже одного раза в час, остальные реагенты не реже одного раза в смену

Радиологические

Примечания:

1. Принимается следующая периодичность отбора проб воды: 1) ¾ еженедельно, 2) ¾ три раза в неделю, 3) ¾ ежедневно, 4) ¾ один раз в сезон года, 5) ¾ один раз в два месяца, 6) ¾ ежемесячно, 7) ¾ два раза в месяц.

2. При отсутствии обеззараживания воды на водопроводе из подземных источников, обеспечивающим водой население до 20 тыс. человек, отбор проб для исследований по микробиологическим и органолептическим показателям проводится не реже одного раза в месяц.

3. На период паводков и чрезвычайных ситуаций должен устанавливаться усиленный режим контроля качества питьевой воды по согласованию с центром госсанэпиднадзора.

5.5. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице 8.

Таблица 8

Количество обсаживаемого населения, тыс. человек

Количество проб в месяц

до 10

10-20

20-50

50-100

более 100

100 + 1 проба па каждые 5 тыс. человек, свыше 100 тысяч населения

Примечание:

В число проб не входят обязательные контрольные пробы после ремонта и иных технических работ на распределительной сети.

5.6. Отбор проб в распределительной сети проводят из уличных водоразборных устройств на наиболее возвышенных и тупиковых ее участках, а также из кранов внутренних водопроводных сетей всех домов, имеющих подкачку и местные водонапорные баки.

5.7. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями организаций, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

5.8. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют центры госсанэпиднадзора в соответствующих территориях, ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор ¾ санитарно-эпидемиологические учреждения, организации и подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление данной функции.

5.9. Организация и проведение государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.

5.10. Для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды допускаются метрологически аттестованные методики, соответствующие требованиям ГОСТ 8.563-96 и ГОСТ 8.556-91, установленные значения показателей погрешности которых не превышают норм погрешности по ГОСТ 27384-87, а также методики, утвержденные или допущенные к применению Госстандартом России или Госсанэпидслужбой России. Отбор проб воды для анализа проводят в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Приложение 1

(обязательное)

ПРАВИЛА

установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

1. Порядок организации работ по выбору показателей химического состава питьевой воды

1.1. В соответствии с п. 3.3. настоящих Санитарных правил выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании результатов оценки химического состава воды источников водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды в системе водоснабжения.

1.2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения совместно с центром госсанэпиднадзора в городе, районе в два этапа.

1.2.1. На первом этапе организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с центром госсанэпиднадзора анализируются следующие материалы за период не менее 3-х последних лет:

Государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории;

Органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод и питьевой воды в системе водоснабжения по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

Центра госсанэпиднадзора по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, а также по результатам исследований качества вод в местах водопользования населения и в системе водоснабжения;

Органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника). На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих химический состав воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии Приложением 2 настоящих Санитарных правил.

1.2.2. На втором этапе организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, проводятся расширенные лабораторные исследования воды по составленному перечню химических веществ, а также по показателям, приведенным в таблице 2 настоящих Санитарных правил.

1.2.2.1. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, указанные в таблице 3 настоящих Санитарных правил.

1.2.2.2. Расширенные лабораторные исследования воды проводятся в течение одного года в местах водозабора системы водоснабжения, а при наличии обработки воды или смешения воды различных водозаборов - также перед подачей питьевой воды в распределительную сеть.

1.2.2.3. Минимальное количество исследуемых проб воды в зависимости от типа источника водоснабжения, позволяющее обеспечить равномерность получения информации о качестве воды в течение года, принимается:

Для подземных источников - 4 пробы в год, отбираемых в каждый сезон;

Для поверхностных источников - 12 проб в год, отбираемых ежемесячно.

1.2.2.4. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ, количество исследуемых проб воды и их периодичность должны быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

1.2.2.5. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред (хромато-масс-спектрометрических и других), позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

1.3. Центром госсанэпиднадзора анализируются результаты расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарно-гигиенических условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, населенного пункта, района определяется потенциальная опасность влияния присутствующих в воде химических веществ на здоровье населения.

1.4. На основании проведенной оценки центр госсанэпиднадзора разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей, количеству и периодичности отбора проб питьевой воды для постоянного производственного контроля.

2. Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

2.1. Организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения на основании настоящих Санитарных правил разрабатывает рабочую программу.

2.2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, рабочая программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны и эксплуатирующих один водоносный горизонт может составляться одна рабочая программа при наличии гидрогеологического обоснования.

2.3. Рабочая программа должна содержать:

2.3.1. Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные настоящими Санитарными правилами:

¾ органолептические (п. 4.5., таблица 4);

¾ радиологические (п. 4.6., таблица 5);

¾ обобщенные (п. 4.4.1., таблица 2);

¾ остаточные количества реагентов (п. 4.4.2., таблица 3);

¾ химические вещества, выбранные для постоянного контроля в соответствии с правилами, указанными в разделе 1 настоящего приложения (п. 4.4.1., таблица 2 и п. 4.4.3., приложение 2 Санитарных правил).

2.3.2. Методики определения контролируемых показателей.

2.3.3. План пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед сдачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода;

2.3.4. Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды.

2.3.5. Календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).

2.4. Количество исследуемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально с учетом предложений центра госсанэпиднадзора, но не должны быть ниже установленных п. 5.3., таблица 6. п. 5.4., таблица 7 и п. 5.5., таблица 8 настоящих Санитарных правил.

2.5. В рабочей программе должно быть предусмотрено проведение ежемесячного анализа результатов контроля качества воды и определен порядок передачи информации по результатам контроля администрации системы водоснабжения, центру госсанэпиднадзора и органу местного самоуправления.

2.6. Рабочая программа представляется для согласования в центр госсанэпиднадзора в городе, районе и последующего утверждения администрацией соответствующего органа местного самоуправления.

2.7. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с центром госсанэпиднадзора.

Приложение 2

(обязательное)

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ СОДЕРЖАНИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ

1. В настоящий список включены гигиенические нормативы вредных веществ в питьевой воде. В него входят индивидуальные химические вещества, которые могут присутствовать в питьевой воде в указанном виде и могут быть идентифицированы современными аналитическими методами.

2. Химические вещества расположены в списке в соответствии со строением органических и неорганических соединений. Каждый подраздел является расширением соответствующего раздела. Внутри подразделов вещества расположены в порядке возрастания численных значений их нормативов.

Если строение молекулы органического вещества позволяет отнести его одновременно к нескольким химическим классам, то в перечне его помещают по функциональной группе, с наибольшим индексом расширения (по горизонтальной рубрикации).

Органические кислоты, в том числе, пестициды, нормируются по аниону, независимо от того в какой форме представлена данная кислота в перечне (в виде кислоты, ее аниона или ее соли).

Элементы и катионы (п. 1 раздела "неорганические вещества") нормируются суммарно для всех степеней окисления, если это не указано иначе.

3. Перечень имеет следующую вертикальную рубрикацию.

3.1. В первой колонке перечня приведены наиболее часто употребляемые названия химических веществ.

3.2. Во второй колонке приведены синонимы названий химических веществ и некоторые тривиальные и общепринятые наименования.

3.3. В третьей колонке приведены величины ПДК или ОДУ в мг/л, где:

ПДК ¾ максимальные концентрации, при которых вещества не оказывают прямого или опосредованного влияния на состояние здоровья человека (при воздействии на организм в течение всей жизни) и не ухудшают гигиенические условия водопотребления;

ОДУ (отмечены звездочкой) ¾ ориентировочные допустимые уровни веществ в водопроводной воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности.

Если в колонке величины нормативов указано "отсутствие", это означает, что концентрация данного соединения в питьевой воде должна быть ниже предела обнаружения применяемого метода анализа.

3.4. В четвертой колонке указан лимитирующий признак вредности веществ, по которому установлен норматив:

С.-т. ¾ санитарно-токсикологический;

Орг. ¾ органолептический с расшифровкой характера изменения органолептических свойств воды (зап. ¾ изменяет запах воды; окр. ¾ придает воде окраску; пен. ¾ вызывает образование пены; пл. ¾ образует пленку на поверхности воды; привк. ¾ придает воде привкус; оп. ¾ вызывает опалесценцию).

3.5. В пятой колонке указан класс опасности вещества:

1 класс ¾ чрезвычайно опасные;

2 класс ¾ высокоопасные;

3 класс ¾ опасные;

4 класс ¾ умеренно опасные.

В основу классификации положены показатели, характеризующие различную степень опасности для человека химических соединений, загрязняющих питьевую воду в зависимости от токсичности, кумулятивности, способности вызывать отдаленные эффекты, лимитирующего показателя вредности.

Классы опасности веществ учитывают:

¾ при выборе соединений, подлежащих первоочередному контролю в питьевой воде;

¾ при установлении последовательности водоохранных мероприятий, требующих дополнительных капиталовложений;

¾ при определении приоритетности разработки селективных методов аналитического контроля веществ в воде.

Вот и закончилась эпопея с низкой температурой горячей воды в нашей квартире. Сегодня хотел бы рассказать, что нужно делать и куда обращаться, если температура горячей воды ниже нормы. Весь этот путь я проделал сам и на всё про всё ушло чуть больше трёх месяцев. Забегая вперёд, хочу сказать, что сейчас за горячую воду я не плачу и так будет до тех пор, пока температура горячей воды не будет в норме.

Конечно, же платить за горячую воду надо. Никто этого не отрицает. Но многие управляющие компании забывают, что температура воды должна быть строго нормативной. А если температура горячей воды ниже нормы, это приводит к увеличенному расходу по квартирному счетчику. А тарифы на оплату за м³ горячей воды ещё никто не отменял. К тому же ещё и увеличивается статья затрат на водоотведение. Вот и получается, что и горячая вода «холодная» и стоимость коммунальных платежей растёт. Нехорошо как-то.

Так какая же температура горячей воды по нормам? Открываем Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.1.4.2496-09) и ищем п. 2.4, в котором видим, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. Почему именно 60°С нижняя граница? Потому что ниже этой температуры активно размножается бактерия Legionella Pneumophila (п. 2.3 того же документа).

Итак, начинаем действовать по порядку.
Если вы считаете, что горячая вода ниже нормы, смело вызывайте специалиста из управляющей компании для замера температуры горячей воды. В моём случае, сначала я сам провёл измерения пищевым термометром . Замеры делал после слива воды через 3-5 минут. Температура в течение нескольких дней была около 50°С. Ничего не оставалось, как вызвать специалиста из управляющей компании.

Вызвать его в первый раз оказалось большой проблемой. Я звонил с работы, а в ответ мне сказали, что нужно приехать и написать заявление. Хотя они обязаны в любой форме принять звонок, заявку по почте или личное обращение. При этом должны зафиксировать в журнале ваше ФИО, адрес проживания и назначить встречу в удобный для вас день. Но это только в сказке сказывается. :) Приехал, успел до закрытия домоуправления, а мне спокойным голосом говорят, что можно было и не приезжать, достаточно позвонить по телефону. В общем, бардак.

На следующий день пришёл специалист из управляющей компании. Измерили температуру горячей воды. Акт в двух экземплярах писать отказалась, пришлось снять копию. Хотя обязаны по вашей просьбе сделать один экземпляр вам. Настоятельно советую его получить, чтобы он был у вас на руках. Акт, естественно, составлен не полностью, но суть отражает.

Потом специалист из управляющей компании сказала, что надо идти в домоуправление, где сделают пересчёт оплаты за горячую воду. Но сумма пересчета будет копеечная. Я сказал: «Ага, сегодня прям и зайду». Конечно же, заходить не стал, а дождался пока придёт счет за ЖКХ, где будет отражена стоимость начисления за горячую воду. Подумал, может сразу и компенсацию посчитают. :) Счет за декабрь 2014г. пришёл без компенсации.

Я решил, что надо действовать, но не напрямую, а через электронную почту. Сказано же, требования, заявления, и прочее можно сообщать либо по телефону, либо по почте, либо лично. Заодно и обратную связь от них проследить. После новогодних праздников написал Требование на перерасчёт оплаты за горячую воду с учётом измеренной температуры воды и отправил им по электронной почте. Всё-таки не все могут уйти с работы ради личного общения с управляющей компанией, которая работает с 9.00 до 18.00.

Оставалось потереть руки и ждать компенсации за декабрь. :)

Счёт за ЖКХ в январе пришёл снова без компенсации оплаты за горячую воду. Это событие резко вызвало во мне спортивный интерес к нашему законодательству в плане «куда пожаловаться». За пару дней была прочитана вся необходимая законодательная база. И наступил второй виток развития наших отношений с управляющей компанией.

Главным документом является Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 17.12.2014) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). Его я выложу в конце статьи, кому надо, а таких, я думаю, не мало, берите и пользуйтесь. Изучив этот документ подробно, пишу второе Требование на перерасчёт оплаты за горячую воду за декабрь и за январь.

Параллельно пишу Жалобу в Жилищную инспекцию Московской области и отправляю её по электронной почте, которая указанна в контактах .



Надо отдать должное представителям Жилинспекции. Через недельку мне позвонил человек, представился и согласовал дату и время, когда он и представитель управляющей компании смогут подойти и провести повторный замер. Согласовали. :)

В назначенный день появились представитель Жилищной инспекции и представитель управляющей компании. Провели замеры температуры горячей воды, которая составила 53°С и составили акт, в котором я просто расписался. Мне этот акт не дали, т.к. мне он не нужен. Дальше Жилинспекция сама будет разбираться с управляющей компанией.

Примерно через три недели пришёл ответ от Жилищной инспекции по удовлетворению моей жалобы и наложению штрафа на управляющую компанию. А после подоспел счёт за ЖКХ за февраль 2015г., в котором была компенсация за горячую воду около 400 рублей. «Хоть что-то компенсировали и на том спасибо», подумают многие.

Однако, по моим расчётам мне должны были полностью компенсировать оплату за январь и февраль 2015г. и частично за декабрь 2014г. Пришлось идти лично. :(

Сначала пошёл в домоуправление, оттуда меня направили в расчётно-кассовый центр. Там выяснилось, что к ним поступает только процент снижения от управляющей компании, а сами расчеты они не делают. Снова иду в головной офис управляющей компании, ищу специалиста, который занимается расчётами и вижу свой расчёт. Всё очень точно и согласно п. 5 Приложения №1 вышеназванных правил, где допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании:
в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5 °C;
в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3 °C.

Немного удивляюсь. Начинаю врубаться, что управляющая компания, которая связана с финансовой деятельностью совсем не в теме нашего законодательства. Эти невязки по температуре в ночное время или в дневное время отменены еще 13 мая 2013г. решением Верховного Суда N АКПИ13-394. Если и вы запутались, поясню на простом примере.

Помните, в начале статьи я говорил, что температура горячей воды должна быть 60°C? Так вот, если у вас температура горячей воды 53°C, то легко можно посчитать процент снижения оплаты за горячую воду. Я напомню, что за каждые 3°C отступления температуры горячей воды от нормативной, размер платы снижается на 0,1% за КАЖДЫЙ ЧАС! То есть если в феврале 672 часа, то процент снижения составит (60°C-53°C)/3*0,1*672 = 156,8%. Но поскольку доплачивать вам не могут, с вас просто ничего не должны брать. То есть в одном месяце начисляют, а в следующем полностью эту сумму компенсируют.

Так вот если брать расчёт управляющей компании, то процент снижения составит следующую цифру.
Общие часы в ночное время (5 ч * 28 дней в феврале) = 140 часов.
Общие часы в дневное время(19 ч * 28 дней в феврале) = 532 часа.
Процент снижения в ночное время с учётом отклонений температуры ((60°C-5°C)-53°C)/3*0,1*140 = 9,33%.
Процент снижения в дневное время с учётом отклонений температуры ((60°C-3°C)-53°C)/3*0,1*532 = 70,93%.
Итого расчетный процент снижения за февраль составит 9,33% + 70,93% = 80,26%.

Почувствуйте разницу — 80,26% и 156,8%. В первом случае вам придётся доплачивать за горячую воду, во втором ничего не должны начислять. Почувствовали? А теперь умножьте на количество квартир в доме, а потом на количество домов в районе. Хорошая такая приличная цифра выходит. Прикинули, а теперь еще добавьте то, что при низкой температуре горячей воды ещё и расход её родимой может раза в 1,5-2 вырасти.

Продолжим дальше. Я рассказываю свой расчет специалисту из управляющей компании и достаю то самое решение Верховного Суда об отмене невязок. Его я также выложу в конце статьи. Она удивлённо читает и просит его оставить, чтобы проконсультироваться с юристами. Прощаюсь с ней и ухожу снова потирать руки и ждать счет за ЖКХ за март, т.к. уже наступил апрель, а до этого я написал Требование на перерасчёт оплаты за горячую воду за март.

Кстати, параллельно в электронной почте отправил то самое решение Верховного Суда директору управляющей компании и его юристам. Чтобы знали.

Через недельку получаю стопку писем от управляющей компании. Для них решение Верховного Суда оказалось вновь открывшимися обстоятельствами. :)

А чуть позже пришёл и сам счёт за ЖКХ за март. И в нём хорошая такая компенсация.

Правда надо дождаться ещё и апрельского счета, а то, как мне кажется, это неокончательная корректировка. И только потом крикнуть «УРА!».

Подводя итог, могу сказать, что в начале каждого месяца пишу и буду писать Требования на перерасчёт оплаты за горячую воду за предыдущий месяц. Хотя, как я уже говорил, пока не будет повторного акта с температурой горячей воды в пределах нормы, вы можете ничего не делать, а только один раз написать требование, чтобы оплату за горячую воду не начисляли, а лишь снимали показания по счетчику.

Теперь вы понимаете, почему в начале статьи прозвучало слово ЭПОПЕЯ. :) Желаю и вам победить, если у вас такие же проблемы с горячей водой.
На этом не прощаюсь и жду ваших комментарий, как вы боролись с управляющими компаниями.

Необходимые документы.

P.S. А с Жилинспекцией сложились очень хорошие отношения. Я в декабре прошлого года ещё одну жалобу на управляющую компанию написал. Просто задолбало, что из двух лифтов работает один, светильники не те (вместо люминесцентных ламп висят патроны на скрутке под обычные лампы накаливания), плитка уже два года в лифтовом холле разрушена, и тд и тп. Сначала Жилинспекция наложила штраф и дала три месяца на исправление косяков. По истечении этого периода еще раз прошлись с представителем Жилинспекции по всем вопросам. Исправлений не нашли, всё как было, так и осталось. Теперь Жилинспекция подает на них в суд. Чем дело кончится пока не известно. А ведь за содержание и текущий ремонт только я плачу почти 1400 рублей. Куда уходят деньги? :(

P.P.S. Год 2017. С Жилинспекцией не сложилось. То ли в нашей стране всё покупается и всё продаётся, то ли законодательные документы пишутся только в стол, не знаю. Больше ничего не компенсируют, не отвечают на письма, в подъезде ничего не меняется. Жилинспекция подала в суд на управляющую компанию, даже суд, якобы, выиграла и все документы передали судебным приставам. Всё. Где исполнительные листы, где судебные приставы, был ли суд, хрен его знает. За горячую воду пока плачу, за содержание жилья плачу, теперь в коммунальных платежах добавили статьи на общедомовые нужды (ОДН) (свет, холодная и горячая вода). Причем за свет на ОДН начисляют 34 кВт (34 КАРЛ!). Вся квартира с электроплитой в месяц 200 кВт ест, а тут ОДН. Причём как я писал, ни светильников, ни лампочек и половины нет. В итоге сейчас уже несколько месяцев собираюсь силами написать новую заяву. Только вот куда? В Роспотребнадзор, Прокуратуру, губернатору Московской области, а может сразу в приёмную президенту? Скажу лишь, что борьба идёт не за большую сумму (по меркам всех платежей 10-15%), но спортивности поубавилось. Порезанные колеса на машине, разбитая задняя форточка также поубавили оптимизма, да и соседей всё, судя по всему, устраивает. После статьи звонили с телевидения, приглашали на передачу о недобросовестных управляющих компаниях. Отказался, т.к. знаю, что это пук в воду. Более того, долгое копание в сети привело меня к постановлению об административном правонарушении по моему первому заявлению о состоянии подъезда.

С ним можно ознакомиться . В итоге управляющая компания заплатила штраф 4000 руб. (4 тыщи КАРЛ!!!). УК и Жилинспекция порешали свои вопросы, одни удовлетворили требования жильца и наказали УК, вторые исправно заплатили штраф. А я, как старуха у разбитого корыта, а воз и ныне там. Они бумаги и личного времени больше потратили.

Звонили с энергоснабжающей организации. Спрашивали, почему меня не устраивает температура 53°С (ей Богу, как дневник пишу). Говорю, а сами не догадываетесь? У меня расход горячей воды выше, при вашей температуре, расход сточных вод выше. А мне это надо? К тому же, нарушение СанПиН. Мне отвечают, что не могут поднять до 60 °С, т.к. не уложатся в тариф по горячей воде. Всё. Писец. Занавес. Дальше писать не буду. Заведу дневник с дополнениями. Так что следите за новостями. Удачи и вам!!!

Что делать гражданам, если вода, текущая из крана, отличается сомнительным качеством, а виновником существующего положения является обслуживающая дом организация? Не все могут воспользоваться привилегиями владельцев земельных участков, выполнивших бурение скважины, ставшей источником автономной системы водоснабжения загородного дома. Собственники загородных наделов - сами себе поставщики и потребители в отличие от городского населения, права которых на чистую качественную воду часто нарушаются.

Требования к питьевой воде

Субъектам, являющимся поставщиками населению воды и эксплуатирующим системы водоснабжения (централизованные и нецентрализованные), предписано обеспечить качество воды таким образом, чтобы оно полностью соответствовало санитарно-эпидемиологическим нормам, прописанным в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Об этом гласит статья № 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В статье к питьевой воде предъявляются определенные требования. Вода:

  • не должна содержать вредных химических примесей;
  • обладать соответствующими органолептическими показателями;
  • быть безопасной с точки зрения радиоактивности;
  • не содержать патогенные микроорганизмы, вызывающие инфекционные и иные заболевания.

О том, что поставляемый продукт (в данном случае, воды) должен быть безопасным для здоровья потребителя и экологии, говорится и в статье № 7 Закона «О защите прав потребителей».

Ответственность поставщика

За нарушение указанных норм СанПин к воде, подаваемую потребителям через централизованные и нецентрализованные водопроводные сети, поставщик, как лицо, ответственное за водоснабжение населения, может быть наказан в соответствии с положениями Кодекса административных правонарушений.

Действия потребителя

Если граждане не довольны качеством воды, текущей из водопроводного крана, они имеют полное право обратиться в Роспотребнадзор и потребовать отправить на анализ в лабораторию пробы воды из-под крана. Одновременно претензию следует предъявить поставщику услуги. Поставщиком может выступать или обслуживающая дом организация, или непосредственно городской водоканал, если у потребителя заключен с ним прямой договор на поставку воды.

Последняя инстанция, куда может подать жалобу потребитель, если его претензии не были удовлетворены ни поставщиком, ни Роспотребнадзором, - судебные органы. Такое право гражданам дают статьи Закона РФ «О защите прав потребителей» за номерами 254 и 255 и нормы гражданского законодательства.

Инструкция:

    В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

    В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» товар (работа, услуга) должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды.

    Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074–01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

    Какая ответственность грозит нарушителю

    За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению ответственные лица и организации могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ. В соответствии со ст. 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению лицом, оказавшим услугу (исполнителем), независимо от его вины и от того, состоял потерпевший с ним в договорных отношениях или нет.

    Куда обращаться

    При предоставлении некачественных услуг водоснабжения рекомендуем обратиться в районный отдел Роспотребнадзора с просьбой провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу воды. Также с соответствующей претензией – либо к поставщику коммунальных услуг, если договор коммунальных услуг заключен напрямую с ним, либо к обслуживающей организации.

    Если в удовлетворении претензии отказано, можно обратиться с жалобой на действия (бездействие) поставщика услуг в суд в порядке ст. 254, 255 ГПК РФ, либо в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» и нормами гражданского законодательства.

    По материалам сайта БК "ПОИСК"

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

    Большое спасибо за Вашу помощь! Мы исправим это в ближайшее время.

Открываем кран, а из него хлещет ржавая вода? Ситуация, мягко говоря, неприятная, ведь вода нужна нам для приготовления пищи, мытья, стирки. Да что там объяснять: вода для нас жизненно необходима! За некачественную воду требуйте перерасчет!

Какой должна быть вода из-под крана?

Что делать, если есть подозрения,что вода не соответствует нормам?

Если вы считаете, что в вашу квартиру поставляется вода ненадлежащего качества, вы можете, на свое усмотрение, либо обратиться в управляющую компанию, либо сразу пожаловаться на действия УК в Роспотребнадзор. Зачастую управляющая компания отказывается делать проверку качества воды, поэтому эффективнее сразу пожаловаться на УК в Роспотребнадзор.

ПУТЬ №1. ПРОВОДИМ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ВОДЫ СИЛАМИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Шаг №1. Сообщаем о нарушении

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) в аварийно-диспетчерскую службу. Его должны зарегистрировать (указав ваше имя, адрес и проблему). Обязательно уточните имя сотрудника, принявшего заявку, номер и время ее регистрации. Если заявку подаете
письменно, обязательно требуйте отметку о принятии заявления на своем экземпляре с точным временем приема.
В том случае если сотруднику службы известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить вам об этом и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений или на вашем заявлении. Если же причины не установлены, с вами должны согласовать дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы самостоятельно сообщает обслуживающей ваш дом организации (управляющей компании) незамедлительно о вашем обращении по факту нарушения качества услуги. Уже сотрудник УК или ресурсоснабжающей организации определяет совместно с потребителем услуги дату и время проведения проверки.

Шаг №2. Составляем акт

После проверки качества воды специалист управляющей компании составляет акт проверки как минимум в двух экземплярах (по количеству заинтересованных лиц). Его обязательно должны подписать представитель УК и потребители (вы и ваши соседи) . Один экземпляр акта остается у вас, второй забирает представитель управляющей компании.
В акте обязательно указываются:

Если специалист УК при составлении акта делает вывод, что вода у вас в квартире пригодна к потреблению, а вы с ним категорически не согласны, то настаивайте на проведении экспертизы. Управляющая компания обязана назначить экспертизу и провести ее за свой счет.

При этом в акте указывается:

  • кем было инициировано проведение экспертизы,
  • в какую емкость залит образец воды,
  • в какие сроки, куда и каким участником проверки передается отобранный для экспертизы образец,
  • показания счетчика.

Экспертное заключение в дальнейшем приобщается к акту проверки. Если никто не выступает за проведение экспертизы, но при этом имеется спор о качестве воды, то назначается повторная проверка, но уже в присутствии специалистов Государственной жилищной инспекции и представителя общественного объединения потребителей.

По окончании проверки должен быть составлен акт, в котором указывается, что взяты пробы воды для направления в лабораторию с целью получения заключения о соответствии качества воды санитарным нормам.

Проследите, чтобы в акте о предоставлении некачественной услуги обязательно указали нарушения параметров качества, время и дату начала предоставления коммунальной услуги в том виде, в каком она вас не устраивает.

Шаг №3. Требуем перерасчет!

Составленный акт, а также заключение эксперта о несоответствии воды действующим санитарным нормам (в случае если представитель УК отказывается признавать услугу некачественной) – это документы, на основании которых вы как потребитель можете потребовать у управляющей компании перерасчет. По закону он должен быть сделан в течение месяца с момента подписания акт.

Помните: без подачи требования о перерасчете УК такой перерасчет делать не обязана!

ПУТЬ №2. ПРОВОДИМ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ВОДЫ, ПОЖАЛОВАВШИСЬ В РОСПОТРЕБНАДЗОР
Шаг №1. Жалуемся на управляющую компанию в Роспотребнадзор —

Отправьте в Роспотребнадзор заполненное заявление — , приложив туда акт о предоставлении некачественной услуги.

Собственник жилья в многоквартирном доме имеет полное право пожаловаться на грязную воду сразу в Роспотребнадзор, в обход управляющей компании. В таком случае, если надзорный орган выявит нарушения, управляющая компания будет привлечена к административной ответственности.
Для проверки сотрудники Роспотребнадзора должны выехать на место со следующими документами:
– удостоверение, подтверждающее, что человек является представителем этой организации;
– документ, подтверждающий необходимость проверки, с подписью и печатью руководящего лица. При этом очень важно, чтобы проверку проводил именно тот человек, который указан в сопроводительном документе с печатью. Этот сотрудник ведомства, скорее всего, сделает отбор воды для проведения экспертизы.
Сроки проведения проверки не могут быть больше одного месяца. Однако при наличии веских оснований у данной организации срок проверки может быть продлен еще на один месяц.
По завершении проверки работниками Роспотребнадзора в обязательном порядке должен быть составлен акт, куда должны быть занесены все результаты проверки и приложено экспертное заключение о качестве воды. При обнаружении нарушений к составленному акту добавляется протокол проверки. Далее Роспотребнадзор привлекает к ответственности виновных лиц – это может быть как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация, которые, в свою очередь, обязаны устранить нарушения. Если этого не происходит в течение длительного периода, то вы можете повторно вызвать представителя Роспотребнадзора для составления повторного
акт, подтверждающего предоставление некачественной услуги. И в любом случае будете требовать с УК или ресурсоснабжающей организации перерасчета.

Шаг №2. Добиваемся перерасчета
Если Роспотребнадзор выявит, что поступающая в квартиру вода не соответствует нормам качества, собственник может потребовать перерасчет.
Для этого необходимо подать заявление в управляющую компанию с требованием произвести перерасчет, приложив копию ответа из Роспотребнадзора.

Без подачи требования о перерасчете УК и РО такой перерасчет делать не обязаны! Перерасчет должен быть сделан в течение месяца после подачи заявления.

Если перерасчет так и не сделан

Если Роспотребнадзор обнаружил нарушения качества предоставляемой воды, выдал УК предписания устранить нарушения, но из крана продолжает идти вода ненадлежащего качества, либо управляющая компания после подачи вашего заявления так и не сделала перерасчет, необходимо подать заявление в Государственную жилищную инспекцию .

Финансовая поддержка новостного сайта ЖК "Западное Кунцево" на оплату хостинга.

Вода - это тот элемент, без которого невозможно было бы появление жизни на Земле. Человеческий организм, как и все живое, не может существовать без живительной влаги, так как без нее не будет работать ни одна клетка тела. Поэтому оценка качества питьевой воды является важной задачей любого думающего о своем здоровье и долголетии человека.

Зачем нужна вода

Вода для тела - второй по важности компонент после воздуха. Она присутствует во всех клетках, органах и тканях организма. Она смазывает наши суставы, увлажняет глазные яблоки и слизистые оболочки, участвует в терморегуляции, помогает усваиваться полезным веществам и выводит ненужные, помогает работе сердца и сосудов, повышает защитные силы организма, помогает бороться со стрессами и усталостью, контролирует метаболизм.

В день обычный человек должен выпивать от двух до трех литров чистой воды. Это тот минимум, от которого зависит наше самочувствие и здоровье.

Жизнь и работа под кондиционерами, сухие и плохо проветриваемые помещения, обилие людей вокруг, употребление некачественной пищи, кофе, чая, алкоголя, физические нагрузки - все это приводит к обезвоживанию и требует дополнительных водных ресурсов.

Несложно догадаться, что при таком значении воды в жизни она должна иметь соответствующие свойства. Какие нормы качества питьевой воды в России существуют сегодня и что на самом деле нужно нашему организму? Об этом далее.

Чистая вода и здоровье человека

Конечно, все знают, что вода, которую мы употребляем, должна быть исключительно чистой. Загрязненная способна вызывать такие страшные заболевания, как:

Не так давно эти болезни подкашивали здоровье и уносили жизни целых селений. Но сегодня требования к качеству воды позволяют обезопасить нас от всех болезнетворных бактерий и вирусов. Но кроме микроорганизмов в воде могут содержаться многие элементы таблицы Менделеева, которые при регулярном потреблении в больших количествах способны вызвать серьезные проблемы со здоровьем.

Рассмотрим некоторые опасные для человека химические элементы

  • Избыток в воде железа вызывает аллергические реакции и заболевания почек.
  • Большое содержание марганца - мутации.
  • При повышенном содержании хлоридов и сульфатов наблюдаются нарушения в работе желудочно-кишечного тракта.
  • Избыточное содержание магния и кальция придает воде так называемую жесткость и вызывает у человека артриты и образование камней (в почках, мочевом и желчном пузырях).
  • Содержание фтора выше пределов нормы приводит к серьезным проблемам с зубами и полостью рта.
  • Сероводород, свинец, мышьяк - все это ядовитые соединение для всего живого.
  • Уран в больших дозах радиоактивен.
  • Кадмий разрушает важный для мозга цинк.
  • Алюминий вызывает заболевания печени и почек, анемию, проблемы с нервной системой, колиты.

Существует серьезная опасность превышения норм СанПиН. Вода питьевая, насыщенная химикатами, при регулярном употребление (в долгосрочной перспективе) может вызывать хроническую интоксикацию, что приведет к развитию вышеупомянутых заболеваний. Не стоит забывать, что плохо очищенная жидкость может приносить вред не только при приеме внутрь, но и всасываясь через кожу во время водных процедур (принятия душа, ванной, плавании в бассейне).

Таким образом, мы понимаем, что минералы, макро- и микроэлементы, которые в небольших количествах приносят нам только пользу, в переизбытке способны вызывать серьезные, а порой и вовсе непоправимые нарушения в работе всего организма.

Основные показатели (нормы) качества питьевой воды

  • Органолептические - цвет, вкус, запах, цвет, прозрачность.
  • Токсикологические - наличие вредных химических веществ (фенолы, мышьяк, пестициды, алюминий, свинец и другие).
  • Показатели, влияющие на свойства воды - жесткость, pH, наличие нефтепродуктов, железа, нитратов, марганца, калия, сульфидов и так далее.
  • Количество остающихся после обработки химических веществ - хлора, серебра, хлороформа.

Сегодня требования к качеству воды в России очень строгие и регулируются санитарными правилами и нормами, сокращенно СанПиН. Вода питьевая, которая течет из-под крана, согласно нормативным документам, должна быть настолько чистой, что употреблять ее можно без страха за свое здоровье. Но к сожалению, действительно безопасной, кристально чистой и даже полезной ее можно назвать только на стадии выхода из очистительного сооружения. Далее, проходя по старым, часто ржавым и износившимся сетям водопровода, она насыщается совсем не полезными микроорганизмами и даже минерализуется опасными химическими веществами (свинцом, ртутью, железом, хромом, мышьяком).

Откуда берут воду для промышленной очистки

  • Водохранилища (озера и реки).
  • Подземные источники (артезианские
  • Дожди и талая вода.
  • Опресненная соленая вода.
  • Вода из айсбергов.

Почему вода загрязняется

Существует несколько источников загрязнения воды:

  • Коммунальные стоки.
  • Коммунальные бытовые отходы.
  • Стоки промышленных предприятий.
  • Сливы промышленных отходов.

Вода: ГОСТ (нормы)

Требования к водопроводной воде в России регулируются нормами СанПиНа 2.1.1074-01 и ГОСТ. Вот некоторые из основных показателей.

Показатель

Единица измерения

Максимально допустимое количество

Цветность

Остаток сухого вещества

Общая жесткость

Перманганатная окисляемость

ПАВ (поверхностно активные вещества)

Наличие нефтепродуктов

Алюминий

Марганец

Молибден

Стронций

Сульфаты

Государственный контроль качества воды

Программа контроля качества питьевой воды включает в себя регулярный отбор проб водопроводной воды и тщательную проверку ее по всем показателям. Количество проверок зависит от численности обслуживаемого населения:

  • Менее 10 000 человек - два раза в месяц.
  • 10 000-20 000 человек - десять раз в месяц.
  • 20 000-50 000 человек - тридцать раз в месяц.
  • 50 000-100 000 человек - сто раз в месяц.
  • Далее по одной дополнительной проверке на каждые 5 000 человек.

Вода из колодца и скважины

Очень часто люди верят, что и родников лучше водопроводной и идеально подходит для питья. На самом деле это совсем не так. Отбор проб воды из такого рода источников практически всегда показывает непригодность ее для питья даже в кипяченом виде из-за наличия вредных и зараженных взвесей, таких как:

  • Органические соединения - углерод, тетрахлорид, акриламид, винилхлорид и др. соли.
  • Неорганические соединения - превышение норм цинка, свинца, никеля.
  • Микробиологические - кишечные палочки, бактерии.
  • Тяжелые металлы.
  • Пестициды.

Во избежание проблем со здоровьем, воду из любых колодцев и скважин необходимо проверять не менее двух раз в год. Скорее всего, после отбора проб, сравнив полученные результаты и нормы качества питьевой воды, придется поставить стационарные фильтрующие системы и регулярно их обновлять. Потому что природная вода все время меняется и обновляется, и содержание примесей в ней также будет меняться с течением времени.

Как проверить воду самостоятельно

Сегодня в продаже существует огромное количество специальных приборов для домашней проверки некоторых показателей качества воды. Но существуют также самые простые и доступные каждому способы:

  • Определение наличия солей и примесей. Одну каплю воды нужно нанести на чистое стекло и дождаться полного высыхания. Если после этого на стекле не останется разводов, значит, вода может считаться идеально чистой.
  • Определяем наличие бактерий / микроорганизмов / химических соединений / органических веществ. Нужно наполнить трехлитровую банку водой, накрыть крышкой и оставить в темном месте на 2-3 дня. Зеленый налет на стенках будет свидетельствовать о наличии микроорганизмов, осадок на дне банки - о присутствии лишних органических веществ, пленка на поверхности - о вредных химических соединениях.
  • Пригодность воды для питья поможет определить обычный тест с Около 100 мл готового слабого раствора марганцовки нужно вылить в стакан с водой. Вода должна стать более светлого оттенка. Если оттенок поменялся на желтый - такую воду принимать внутрь категорически не рекомендуется.

Конечно, такие домашние проверки не могут заменить развернутые анализы и не подтверждают, что вода ГОСТу соответствует. Но если временно нет возможности убедиться в качестве влаги лабораторным способом, нужно прибегнуть хотя бы к такому варианту.

Куда и как можно сдать воду на анализ

Нормы качества питьевой воды каждый человек сегодня может контролировать самостоятельно. Если возникают подозрения, что вода из-под крана не соответствует требованиям нормативной документации, следует самостоятельно сдать пробу воды. Кроме того, это рекомендуется делать 2-3 раза в год, если человек употребляет воду из скважины, колодца или родника. Куда обращаться? Это можно сделать в районной санэпидстанции (СЭС) или в платной лаборатории.

Взятые на анализ пробы воды буду оценены по токсикологическим, органолептическим, химическим и микробиологическим показателям в соответствии с общепринятыми стандартами. По результатам тестов обычная лаборатория выдает рекомендацию по установке дополнительных фильтрующих систем.

Домашние фильтрующие системы

Как поддержать качество питьевой воды согласно нормам? Что можно сделать, чтобы живительная влага всегда была самого высокого качества?

Единственный выход - установка стационарных фильтрующих систем.

Существуют фильтры в виде кувшинов, насадок на кран и настольных боксов - все эти виды пригодны только для изначально неплохой по качеству воды из водопроводного крана. Более серьезные и мощные фильтры (под раковину, стационарные, засыпные) чаще используются для очищения воды в неблагоприятных районах, в загородных домах, на предприятиях питания.

Самыми лучшими на сегодняшний день считаются фильтры с особой системой обратного осмоса. Такой агрегат сначала на сто процентов очищает воду от всех примесей, бактерий, вирусов, а затем заново минерализует ее самыми полезными минералами. Употребление такой прекрасной воды способно наладить кровообращение и пищеварение, а еще позволяется существенно сэкономить на покупке бутилированной воды.

Что делать, если нет фильтра

Все мы с детства привыкли пить Конечно, это позволяет избавиться от опасных микроорганизмов, но после закипания она может стать еще более вредной для здоровья:

  • Соли при кипячении выпадают в осадок.
  • Кислород пропадает.
  • Хлор при кипячении образует токсичные соединения.
  • Через сутки после кипячения вода становится благоприятной средой для размножения всевозможных бактерий.

Поскольку гарантировать безопасность воды из-под крана никто не может, а фильтра еще нет, от микроорганизмов все же нужно избавляться в обязательном порядке. Запомним некоторые правила «полезного» кипячения:

  • Прежде чем кипятить воду, дайте ей отстояться в течение 2-3 часов. За это время испарится большая часть хлора.
  • Выключайте чайник сразу после того, как он закипит. В этом случае большая часть микроэлементов будет сохранена, а вирусы и микробы успеют погибнуть.
  • Никогда не храните кипяченую воду дольше 24 часов.