Диктанты по теме «Безударные гласные в корне слова»

Пернатые друзья

Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод. (51 слово)

Слова для справок: сколачивал, позавтракать, делали.
Грамматическое задание:
  1. Найти три слова с орфограммой – безударной гласной в корне. Выписать, подобрать проверочные, обозначить орфограмму.
  2. Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.
  3. Продолжи ряды родственных слов: Моряки, …, ….,…

Чудесная ёлка

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты.

Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином. (54 слова)

Грамматическое задание:
  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова
    1 вариант Кормушка, прилёт, подводники.
    2 вариант Сахарница, заход, заморозки.
  3. К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.
    1 вариант Продавать -..., выходить - ...
    2 вариант Помолчать..., приехать- ...

Диктанты для 3 класса с заданиями.

Д иктант по теме: « Предложение. Слово и его лексическое значение»

Осенний лес.

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматические задания

Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант - 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант - 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант - из второго предложения

2 вариант - из пятого предложения

*. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»

Ноябрь.

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Грамматические задания

Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант - корм

2 вариант - свист

Диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»

Чудесная ёлка.

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

Грамматические задания

Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

*К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -….., выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Диктант по теме: «Правописание слов с безударными гласными, с парными звонкими и глухими согласными и с непроизносимым согласным звуком в корне”.

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматические задания

Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.

Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

Диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

На рыбалке.

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.

Грамматические задания

Укажите части речи …

1 вариант - в первом предложении

2 вариант - в десятом предложении

Подчеркните в тексте собственные имена существительные

* Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»

На речке.

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Раноутром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Грамматические задания

Подчеркни грамматическую основу

1 вариант - 6 предложения (У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант - 9 предложения (Рано утром мать выводила их на берег)

Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант - первого предложения (Владимир жил в тайге)

2 вариант - десятого предложения (Малыши щипали нежную травку)

1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе

2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Шаги весны.

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Грамматические задания

Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант - в первой части текста

2 вариант - во второй части текста

Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант - пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант - девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

Контрольный диктант по теме «Местоимение. Глагол»

Весна.

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Грамматические задания

Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант - 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант - 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант - в единственном числе (6)

2 вариант - во множественном числе (6)

Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»

Встреча с гадюкой.

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.

Грамматические задания

Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.

1 вариант - в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)

Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род

1 вариант - из первой части текста

2 вариант - из второй части текста

*К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова - антонимы, запишите новые словосочетания.

1 вариант. Высокий дом - ….. дом, громко смеяться - громко …

2 вариант. Широкая лента - …… лента, долго говорить - долго ……

пРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.

Разобрать по составу слова: осенний, саду.

Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ЛЕС

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

Грамматическое задание:

Выписать 2 слова: первое- на правописание парной согласной в корне, второе- на правописание непроизносимой согласной; рядом с каждым словом написать проверочное.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 1 предложении. Разобрать по составу слово чудесная. 2 вариант: Выделить грамматическую основу в 5 предложении. Разобрать по составу слово еловые.

ПЕРВЫЕ ДНИ ВЕСНЫ

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.

Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.
1 вариант: узкий ручей - ...; старательный ученик - ...;
2 вариант: трусливый мальчик - ...; высокий куст - ...

ПОЕЗДКА В ДЕРЕВНЮ

Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд. Поезд остановился. Я вижу мою бабушку. На ее лицо радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторонам дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню.

Грамматическое задание: 1.вариант: Выполнить разбор 7 предложения. Разобрать слово бабушка по составу. 2.вариант: Выполнить разбор 9 предложения. Разобрать слово поезд по составу.

ВЕСЕННЕЕ УТРО

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматическое задание:

Разобрать по членам 7-ое и 9-ое предложения. Разобрать по составу слова: 1 вариант: засветило, утренний, березки; 2 вариант: развесили, веселый, местечко).

РАННЯЯ ВЕСНА

Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой.

Грамматическое задание:

Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.

1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.

2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения.

УТРО В СТЕПИ

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

Грамматическое задание:

Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.

Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.

2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).

ВЕСНА ПРИШЛА!

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли.

Грамматическое задание:

вариант: Выполнить разбор 3 предложения. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении.

вариант: Выполнить разбор 4 предложения. Разобрать по составу слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении.

ВЕСНА

Весна долго не открывалась. В апреле стояла ясная морозная погода. Днем под лучами солнца тихо таял снег. Вдруг резко потянуло теплым ветром. Окрестности окутались густым молочным туманом. Мутным потоком полились воды. С яростным треском ломались на реке гигантские льдины.

Поздно вечером туман ушел. Небо прояснилось. Утром солнце съело тонкий лед.

В теплом весеннем воздухе залились чудным хором жаворонки. Высоко в небе пролетели с радостным криком журавли и гуси.

Пришла настоящая весна.

Грамматическое задание:

Разбери по составу слова морозная, тонкий.

Выпиши из текста три слова с безударным гласным звуком в корне слова, проверяемым ударением. Подбери проверочное слово.

Подчеркнуть главные члены предложения, надписать части речи.
1 вариант - 2 предложение.
2 вариант - 7 предложение.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ.

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья . Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников.

Грамматические задания:

Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.

Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.

Диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» СНЕЖНЫЕ ФИГУРКИ

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. (58 слов)

Грамматические задания:

Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму.

Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.

ЗИМОЙ

Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата.

Грамматические задания:

Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму.

Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её.

РАННЯЯ ВЕСНА

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной!

Грамматические задания:

Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький. 2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник

Проверочный диктант № 1 .

По теме: « НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ »

Цель:

развитие умений письменной речи: записывать текст, находить опасные места в словах, графически их обозначать, исправлять ошибки, если они есть.

Текст диктанта.

Когда Юрий Куклачёв был маленьким, у него жили разные животные. Там были мыши, заяц, петух, собака. Он брал в школу черепаху Жужу, петушка Тарзана, мышонка Гришу. Черепаха всегда спала. Петух ел и кукарекал. А Гриша однажды пошёл на прогулку по классу. Все смеялись. Только учительница запретила им ходить в школу.

(50 слов) ( По Ю. Куклачёву, Н. Владимировой )

Слова для справок: мышонок, черепаха, Куклачёв .

Диктант № 1 проверяет умение писать под диктовку предложения; слова, в которых написание не расходится с произношением, буквосочетаниями жи-ши ( жили, мыши, животные ), слова с буквами безударных гласных, проверяемых ударением (спала, смеялись, запретила, ходить заяц, петух, собака, всегда, однажды, пошёл, класс, учительница ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме (маленьким, только ).

Проверочный диктант № 2 .

По теме: « ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

жи - ши, ча - ща, чу - щу»

Цель:

развитие умений письменной речи: находить изученную орфограмму-букву гласных после шипящих, графически её обозначать, находить и исправлять ошибки.

Текст диктанта.

У Даши и Гриши Житиных – дача. Рядом с дачей чудесная дубовая роща и небольшие озёра. Дети часто ходят в рощу. Ловят щук в озёрах. Хорошо летом!

Диктант № 2 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие, прежде всего, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу , а также слова с буквами безударных гласных, проверяемыми ударением (небольшие, озёра ); написание большой буквы в именах и фамилиях людей, раздельное написание предлогов со словами.

Проверочный диктант № 3 .

По теме: «ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ»

Цель:

развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами-буквами ъ и ь , разграничивать их вид, обозначать и графически объяснять орфограммы-буквы разделительных ъ и ь .

Текст диктанта.

Ольге семь лет. Она будет модельером. Девочка рисует чудные кукольные наряды. Сама шьёт бельё и платья на ручной машинке. Объявляет семье день показа одежды. Моделью служит кукла Дарья. Хороши наряды!

Слово модельер учитель читает орфографически, буква о подчёркивается как орфограмма, буква непроверяемого безударного гласного.

Диктант № 3 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие слова с орфограммами-буквами ъ и ь разделительными (объявляет, модельером, шьёт, бельё, платья, семье, моделью , Дарья ), ь для обозначения мягкости согласных в конце (семь, день ) и в середине слова (Ольге, кукольные ), буквосочетания чк, чн ; жи , ши ( девочка, ручной, машинке, служит, хороши ), написание большой буквы в именах собственных (Ольга, Дарья ), непроверяемые и проверяемые буквы безударных гласных (модельером, бельё, хороши, машинки ).

Проверочный диктант № 4 .

По теме: « БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА»

Цель:

развитие умений письменной речи: находить опасные места в словах, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки.

Весной в лесу хорошо пахли ели и сосны. От душистого аромата голова кружилась. Белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую траву. Стволы берёз наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе. (38 слов.) (По И. Соколову-Микитову)

Слова для справок: аромат , природа .

Задание для самопроверки: по ходу записи или после записи каждого предложения поставить ударение, подчеркнуть буквы безударных гласных, сверху записать проверочные слова, графически объяснить выбор написания. Затем подчеркнуть и объяснить графически другие изученные орфограммы.

Помнить : диктант пишется через строку (на верхней строке – все необходимые обозначения и проверочные слова). После того как весь диктант записан, дети завершают проверку.

Диктант № 4 проверяет умение писать под диктовку слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова (проверяемыми), а также с буквосочетаниями жи–ши ( душистого, кружилась, жизни ) и - чк- ( листочками, почки ); изученные слова с непроверяемыми написаниями (берёз ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков в конце слова (кружилась, наливались ) и разделительного ь ( деревьях ).

Проверочный диктант № 5.

Он применяется на первом этапе изучаемого материала. Учащиеся выбирают и записывают слова и словосочетания на закрепляемое правило. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» во 2-м классе для выборочного диктанта дают предложения познавательного характера.

Африканский земляной волк питается только насекомыми. Хитрый леопард хранит добычу на деревьях. Медведь и енот - прекрасные рыболовы. Жук-златка в древности служил украшением. Дрозд кормится в основном на земле, реже - на деревьях. Крот является лучшим землекопом в мире. Голубь не пьет воду, а сосет ее. Ястреб является одним из самых надежных охранников аэродромов от птиц. Полярный медведь может иметь слой жира до 20 см.

У детей в тетрадях - слова на изучаемое правило с графическим обозначением орфограммы: волк, леопард, медведь, енот, жук, дрозд, крот, голубь, ястреб, медведь.

Распределительный диктант

Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2-3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с "ь"; существительные м. р. без "ь"; инфинитив "ь"; глаголы 2-го лица единственного числа с "ь"; "-тся" без "ь" (глаголы 3-го лица).

Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3-4 слова.

Выборочно-распределительный диктант

Выборочно-распределительный диктант - письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики. Например, дается описательный оборот, а дети заменяют его словом на изучаемую орфограмму (в данном случае «Парные согласные на конце слова») и распределяют в два столбика (с оглушением и без оглушения).

У детей - запись в тетрадях в два столбика:

Творческие диктанты

Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:

  • Творческие диктанты на расширение текста: например, ввести прилагательное в предложение (время выполнения - 10 минут).

После дождя

Ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Теплый, легкие, слабые.)

Учитель. Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?

Перед дождем
...
... ветер дует в лицо. ... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)

- Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.

  • Творческие диктанты с заменами: например, заменить указанные слова близкими по значению.

... зверята

Мы ходили в цирк. Там смотрели на... лисичку. Глеб смеялся над... медвежонком. Веселая обезьянка корчила... рожицы. Малыши всегда удивляют и забавляют.

(Синонимы: смешные, забавные, потешный, уморительный.)

  • Творческие диктанты на сужение текста. При записи учащиеся сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые части предложений: например, из предложения записывают только подлежащее и сказуемое.
  • Творческие диктанты на разделение текста. Проводятся при изучении синтаксиса и пунктуации. Например, сложное предложение заменить простым (в 4-м классе дети вначале повторяют признаки сложного и простого предложений).

Как переходить через дорогу

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения, и они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают, и они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо, а затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора, а водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет, а красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть, и они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем, так как делают нашу жизнь безопасной.

Как переходить через дорогу (после преобразования)

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения. Они стараются их придерживаться. Дети тоже их соблюдают. Они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо. Затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора. Водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет. Красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть. Они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем. Ведь они делают нашу жизнь безопасной.

Первый текст читается и разбирается устно.


Кодекс здорового человека

Каждый человек хочет быть здоровым. Для этого он должен соблюдать определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты. Нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки. Здоровый человек должен заниматься спортом. Он обязан чаще дышать свежим воздухом. Люди должны улыбаться, любить жизнь. Они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.

После преобразования текст записывается в тетрадь.

Кодекс здорового человека

Каждый человек хочет быть здоровым, а для этого он должен соблюдать определенные правила:


1. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать.
2. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты, но нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки.
3. Здоровый человек должен заниматься спортом и чаще дышать свежим воздухом.
4. Люди должны улыбаться, любить жизнь, но они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.

Выберите вывод из пословиц:

  • Береги платье снову, а здоровье - смолоду.
  • В здоровом теле - здоровый дух.
  • Здоровье даром не дается, за него бороться придется.

Восстановленный диктант

Этот вид диктанта, к сожалению, учителями применяется редко или совсем не используется. Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.

Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая некоторые элементы сочинения по картине, восстановленный диктант - хорошее средство для развития связной речи.

Остановимся подробнее на методике проведения таких диктантов.

При изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова» (2-3-е классы) текст должен быть составлен так, чтобы в каждом предложении была изучаемая орфограмма.

1. Чтение текста.

Выпал пушистый снег. Мы надели теплые шапки, шубки, варежки и отправились в лес. Узкая дорожка привела нас в чащу. Редкий звук нарушает тишину. Хрупкие березки и дубки стоят без листьев. Чей это след? Это пробежала ловкая мышка. Медведь залез в берлогу. Белка в дупле ест грибки и орешки.
(46 слов)

2. Дети подбирают заглавие (Зимой в лесу. Зимний лес). Самое удачное записывают в тетради.

3. Называют тему, главную мысль.

4. Учитель читает каждое предложение в отдельности.

Учащиеся находят слова на изучаемое правило (в данном случае - с парными звонкими и глухими согласными).
Учитель записывает эти слова на доске, учащиеся объясняют правописание, подбирая проверочные слова: снег, шапки, шубки, варежки, узкая дорожка, редкий, березки и дубки, след, мышка, медведь, залез, грибки и орешки

5. Учащиеся вспоминают, то есть восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.

6. Дети записывают диктант по памяти, в опорных словах обозначают графические орфограммы.

7. В конце урока учитель еще раз читает текст, ученики сравнивают его со своим.

Тексты восстановленных диктантов

Тема: "Непроизносимые гласные"

Стояла ненастная осенняя погода. Солнце спряталось за тучу. Грустно смотреть на голые деревья. Печально шелестит на болоте тростник. Зима в этом году пришла поздно. Вся местность от снега сразу изменилась. С радостным криком ребята выбежали на улицу и стали играть в снежки. Они слепили чудесную снежную бабу. Для ребят зима - настоящий праздник. Зимой много интересных развлечений.
(55 слов)

(Ненастная, солнце, грустно, тростник, поздно, местность, радостным, чудесная, праздник, интересных.)

Тема: "Безударные гласные, проверяемые ударением"

Скоро зима. Кончились теплые летние деньки.
Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох.
Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.
(71 слово)

(Зима, деньки, осень, к холодной зиме, улетают, от голода и холода, хлопотливый, утепляет, свою, таскает, листочки, лесной, запасает, грибы, воруют зерно, под корнями, не страшна.)

Тема: "Глаголы 2 лица единственного числа"

Урок здоровья

С волнением ты ждешь уроки физкультуры. На этих уроках ты учишься управлять своим телом. В спортивном зале научишься лазать по шесту, по канату. В походе ты легко заберешься на самое высокое дерево, преодолеешь крутой подъем. На уроке физкультуры ты ходишь по узкому бревну и сохраняешь равновесие. Потом без труда переберешься по тонкому бревнышку через ручей. На уроках здоровья ты укрепляешь свои мышцы, закаляешь весь организм.
Если ты любишь уроки физкультуры, то вырастешь крепким, сильным, выносливым, здоровым. Будешь здоровым - принесешь больше пользы себе и другим.

(Ждешь, учишься, научишься, заберешься, преодолеешь, ходишь, сохраняешь, переберешься, укрепляешь, закаляешь, любишь, вырастешь, будешь, принесешь.)

Образцы работы с восстановленными диктантами

Тема: "Написание большой буквы в словах"

В нашем городе Кирово-Чепецке есть Дом малютки. Мы любим бывать там с Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку, кошечку Пушинку, петушка Красавца. Маленькая Олечка была рада черепахе Жужу. А Стасик весело играл с потешной коровушкой Буренкой. Всех забавляли проказы обезьянки Чапы.
(57 слов)

Этапы работы

1. Читается весь текст.

2. Дети выбирают заголовок из пословиц, самый удачный записывают в тетрадь:

  • Делай добро и бросай его в воду.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Добра желаешь - добро и делай.
  • Добро творить - себя веселить.

3. Ученики называют тему и главную мысль текста.

4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание (Кирово-Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца, Олечка, Жужу, Стасик, Буренкой, Чапы).

5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам.


Дети выясняют, по каким признакам слова объединены в столбики (по орфограммам), подбирают проверочные слова, говорят правила, проговаривают орфографически.

На доске - слова по группам (столбикам):

Проверяемая безударная гласная в корне слова: подарили, малышам, малютки, весело, забавляли.
Непроверяемая безударная гласная в корне слова: город, улица, собачка, петушок, черепаха, коровушка.
жи, ши, ча, ща: живут, наши, Пушинка, Чапа.
Исключения: здесь.

7. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова, которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия выбора орфограммы.

8. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим.

Тема: "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"

Текст составлен по фрагменту сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Мальчишки посадили в лодочку оловянного солдатика и пустили в канаву.
Они бежали рядом и хлопали в ладоши.
Лодочку бросало и вертело во все стороны. Оловянный солдатик весь дрожал, но держался стойко. Он не изменился в лице. Ружье было на плече, голова прямо, грудь вперед.
Лодку понесло под длинные мостки. Стало темно. Из-под мостков выбежала большая крыса. Она спросила у смельчака паспорт. Но храбрец молчал. Отважный мореплаватель еще крепче сжимал ружье.

Фрагмент передан учителем сжато, введены слова на безударную гласную.

1. Учитель читает текст.

2. Задает вопросы по содержанию.

3. Подбирается заголовок. (Отважный путешественник. Храбрец).

4. Дети называют тему, главную мысль текста.

5. Проводится лексико-орфографическая работа в каждом предложении.

6. На доску из каждого предложения выписываются слова на безударную гласную. Дети устно подбирают проверочные слова (посадили; бежали и хлопали; бросало и вертело, стороны; дрожал, но держался; не изменился в лице; ...на плече, голова; понесло; темно; выбежала большая; спросила у смельчака; храбрец молчал; мореплаватель).

7. Учащиеся вспоминают, то есть устно восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.

8. Ученики записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. Дети в тетрадях в опорных словах графически обозначают условия выбора орфограммы.

9. В конце урока еще раз читается текст, дети сравнивают его со своим.

Тема: "Правописание приставок и предлогов"

Грибы-лекари

В лесу можно повстречать удивительные грибы. В народе белый гриб называют «царем грибов». В нем ученые нашли антибиотики. При помощи гриба дождевика останавливают кровотечение. Шампиньоны тоже помогают в борьбе с болезнями. А вот грибы трюфели вырастают под землей на глубине десяти сантиметров. Их выкапывают, как картошку. Для поиска используют собак и даже поросят.
(54 слова.)

На доске:
|_______ !

Этапы работы

1. Чтение текста. Беседа по вопросам. Обязательное использование рисунков грибов.

2. Придумывание заглавия.

3. Выяснение темы и главной мысли текста.

4. Чтение каждого предложения в отдельности, нахождение слов на изучаемые правила (в данном случае - правописание приставок и предлогов). Записывание слов на доску, объяснение орфограмм (в лесу, повстречать, в народе, называют, в нем, нашли, при помощи, останавливают, помогают в борьбе с болезнями, вырастают, под землей, на глубине, выкапывают, для поиска используют.)
Последнее предложение ученики придумывают сами по схеме, например: Невероятно! Фантастика! Удивительно! Замечательно! Здорово!

5. Лексико-орфографическая подготовка.

По какому признаку слова объединены в первом и втором столбиках?

6. Восстанавливание текста по опорным словам.

7. Запись диктанта по памяти (опорные слова остаются на доске).

В диктанте дети графически обозначают условия выбора орфограмм в опорных словах.

Выводы . При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.

Тема: "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"

Тёма и Жучка

Была темная ночь. Тёма взял в сарае фонарь и длинную веревку. Мальчик пошел к старому колодцу. Тема решил спасти любимую собаку Жучку.
Он наклонился над страшным колодцем и позвал Жучку. Собака ответила ему радостным визгом. Тёма осторожно спустился по веревке в холодный вонючий колодец.
Он обвязал дрожащую Жучку веревкой. Мальчик собрал последние силы и с трудом вылез из колодца. Затем он вытащил измученную Жучку. Благодарная собака облизала своего спасителя.
(73слова)

Этапы работы

1. Читается весь текст.

2. Называется тема, главная мысль текста.

3. Задаются вопросы по содержанию.

4. Читается каждое предложение в отдельности.
Дети находят в них имена прилагательные, объясняют, от чего зависит правописание безударного окончания имени прилагательного.

Опорные слова выписываются на доску:
темная... (ночь), длинную... (веревку), к старому... (колодцу), любимую... (собаку), над страшным... (колодцем), радостным... (визгом), в холодной вонючий... (колодец), дрожащую... (Жучку), последние... (силы), измученную... (Жучку), благодарная... (собака)

5. Дети вспоминают, восстанавливают все предложения по опорным словам (устно). Идет пересказ по частям.

6. Лексико-орфографическая подготовка.

На доске выписаны по группам слова.
Шапку столбиков на доске можно не писать (см. таблицу).

проверяемая безударная гласная непроверяемая безударная гласная парные согласные удвоенная согласная "ь" после шипящих непроизносимые согласные
спасти
осторожно
холодный сарай верёвка
вонючий фонарь к колодцу длинная ночь радостный
обвязал колодец вылез измученная
дрожащую собака
вытащил
облизала
спаситель

Что общего между словами 1, 2 и 3-го столбиков?

7. Учащиеся записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. В диктанте в опорных словах дети графически обозначают условия выбора орфограммы.

8. В конце урока текст читается учителем, учащиеся сравнивают его со своим.

Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод.

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку.

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище! Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки. Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно.