Проблемы специального образования сегодня являются одними из
самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и
науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это
связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей­инвалидов, неуклонно растет.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей­
инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно­
развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с
обычными детьми возможности для получения образования в пределах
специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление,
воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную
адаптацию.
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми­инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья)
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества,
эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из
важнейших задач государственной политики не только в области образования,
но и в области демографического и социально­экономического развития
Российской Федерации».
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с
проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности
качественного образования, его индивидуализация и дифференциация,
систематическое повышение уровня профессиональной компетентности
педагогов коррекционно­развивающего обучения, а также создание условий
для достижения нового современного качества общего образования.
Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее
перспективной организационной формой обучения.
Дошкольные образовательные учреждения, организуя интегрированное
воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые
задачи:
1) расширение охвата детей необходимой коррекционно­педагогической
и медико­социальной помощью;
2) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;
3) подготовка общества к принятию человека с ограниченными
возможностями.
1

Организация работы с детьми дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
в группах общеразвивающей направленности
Действующее законодательство позволяет организовать обучение и
воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных
образовательных учреждениях,
не являющихся коррекционными.
Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством
прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными
возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей,
включая обязательное согласование с родителями
(законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными
возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения
(классы, группы).
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны
находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное
воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем,
специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с
умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со
сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей
их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных,
подгрупповых занятиях группы.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья надо знать всем людям, которые
будут взаимодействовать с таким ребенком. В процессе пребывания ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном
учреждении работникам необходимо знать следующие положения
коррекционной работы:
 Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта,
разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую
и коррекционную программу.
 При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а
главным образом с самим с собой на предыдущем уровне
развития.
 Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности,
психологической безопасности. Педагог должен стремиться к
безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
 Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка.
Педагогический прогноз строить на основе педагогического
2

оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные
психомоторные функции, положительные стороны его личности
и развития, на которые можно опереться при педагогической
работе.
Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны
специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и
педагогического персонала.
Разрабатывать
динамичную индивидуальную развивающую
коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями.
При разработке такой программы опираться на общие закономерности
возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.
Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию
и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:
 создавать специальные условия для обеспечения мотивационной
стороны деятельности;
 осуществлять коммуникативную направленность обучения;
 строго индивидуализировать обучение;
 всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды
деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;
 создавать условия для активного участия родителей и
замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.
Предлагается соблюдать следующие обязательные направления
коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности
вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.
2. Овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно­
пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение
соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Рассмотрим основные направления работы и требования к результатам
этой работы по каждому направлению. Эти требования конкретизируются
применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми
образовательными потребностями (дети с нарушением слуха, зрения, дети с
3

речевыми нарушениями, двигательными нарушениями¸ дети с расстройствами
аутистического спектра).
По первому направлению результатом работы будут:
 умение адекватно оценить свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя в еде, в физических нагрузках;
 умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных
ситуациях (слуховой аппарат, очки);
 понимание ребенком, что попросить помощи при возникновении при
жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно; умение
пользоваться соответствующим набором фраз и определений («у меня
болит …», «мне нельзя есть сладкое» и т.д.);
 умение обратиться к взрослым при затруднении в игре, обучении,
сформулировать запрос о специальной помощи («можно, я пересяду,
мне не видно», «мне неудобно сидеть» и т.д.)
По второму направлению результатами работы будут:
 прогресс в самостоятельности и независимости в овладении бытовыми
навыками и навыками самообслуживания;
 умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в
них посильное участие, брать на себя ответственность в каких­то
областях домашней жизни (поддержание чистоты в доме, создание уюта,
стирка, глажка, чистка одежды и др.);
 ориентировка в устройстве жизни в детском саду, принятие на себя
обязанностей наряду с другими детьми (дежурство в группе, полив
растений, уборка игрушек и др.);
 положительная динамика в участии в подготовке и проведении
праздников, стремлении порадовать близких.
По третьему направлению результатами работы будут:
 умение использовать правила коммуникации в актуальных для ребенка
житейских ситуациях;
 умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор;
 освоение культурных форм выражения своих чувств: умение корректно
выразить отказ, недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
 расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и
дальнем окружении.
По четвертому направлению надо учитывать, что все дети с
ограниченными возможностями здоровья обладают ограниченным опытом
активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Представления о
мире могут фрагментарными и стереотипными, ограниченными привычными
ситуациями, порождающими искажение или однозначность в восприятии и
понимании происходящего. Результатами работы в таком случае будут:
4

 адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения
опасности/безопасности и для себя, и для окружающих;
 использование вещей в соответствии с их функциями, принятым
порядком и характером наличной ситуации;
 расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и детского сада: двор, лес, парк, загородные
достопримечательности и др.;
 умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с
явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и
пространстве;
 умение устанавливать связь между природным порядком и укладом
собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно
пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после
прогулки и т.п.);
 умение устанавливать связь общественного порядка и уклада
собственной жизни, соответствовать этому порядку (посещение
магазина ограничено часами его работы, посещение театра,
общественного места требует определенной одежды и др.);
 развитие у ребенка наблюдательности, любознательности, способности
включаться в совместную с взрослым
замечать новое,
исследовательскую деятельность;
 накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;

 развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять,
присваивать чужой опыт, используя вербальные и невербальные
возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.).
По пятому направлению результатами будут:
знание правил поведения в разных социальных ситуациях и с людьми
разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и с детьми
(старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми
людьми;
 освоение необходимых ребенку социальных ритуалов,умение корректно
отказ, недовольство, благодарность,
выражать свои чувства:
сочувствие, просьбу, опасение;
 умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за оказание помощи;
 умение применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта;
 расширение круга освоенных социальных контактов.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое
образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые
5

образовательные потребности детей данной категории. Это создание
психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок
перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с
ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое
право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную
жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
6

Олеся Исаева
Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ .

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Наш детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Начиная работу с детьми с ОВЗ , я встала перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентировочное образование, то мы в работе с детьми должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.

Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может наитии свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Основные методы , коррекционного воздействия, которые я применяю в своей работе это :

1. Игротерапия

Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия также призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха. Процесс игротерапии я провожу в сенсорной комнате, либо, если речь идет о групповой терапии в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Игры применяются разные, для улучшения психологического самочувствия используются следующие игры : «Жмурки» , «Полоса препятствий» , «Краски» , и др., игры помогающие в коррекции агрессии : «Сражение» , «Обзывание овощами, фруктами, ягодами» , «Злые- добрые кошки» и др., игры направленные на снятия напряжения, расслабляющие : «Снеговик» , «Буратино» , «Тряпичная кукла» , «Насос и мяч» , «Цветные ладошки» и другие.

2. Психогимнастика.

Это курс специальных занятий (этюдов, упражнении, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам , общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств.

Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики, которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арт – терапии.

Игра «Кляксы» (дутье из соломинки, «Монотип» , эти упражнения помогают ослабить воображение слишком расторможенных детей и развивают воображение.

Свободное и тематическое рисование, (важным в этом упражнении является выбор цвета ребенком) . Для создания комфортной обстановки детям позволяется рисовать лежа на полу. В воспитательных целях, для дружеского эмоционального общения используются изготовление совместных работ на большом листке бумаги. Рисование регулирует поведение, дети становятся спокойнее.

3. Сказкотерапия, куклотерапия.

Еще русский философ И. А. Ильин сказал : «Сказка – это сон, приснившийся нации» . Это один из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» - это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой . Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение. Работу со сказкой я разнообразила дидактическими играми :

- развитие внимания : «Найди отличия» , «Помоги герою сказки пройти через лабиринт» , «Где спрятались герои сказки» и др. ,

- развитие памяти : «Кто за кем стоит» (запоминание последовательности героев сказки, «Перескажи отрывок» и др. ,

- развитие мышления : «Собери башенку для Маши» , «Разложи сказки по картинкам» и др. ,

-развитие мелкой моторики : «Собери бусы для Аленушки» , «Одень медвежонка» и др. ,

- развитие крупной моторики : «Покажи движение каждого героя» , «Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка» .

Методы и приемы работы со сказкой разнообразны, и это прекрасно : работая всего лишь с одной из сказок, малыш учится очень многому – процессу социализации и индивидуального роста.

3. Коррекционная работа в сенсорной комнате .

Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих ДЦП, ранним детским аутизмом , синдромом Дауна. Релаксация и медитация в этой комнате – это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы – это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья. В зависимости от целей занятия в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышение двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.

По результатам проводимой работы я убедилась , что взаимодействие педагога – психолога с детьми с ОВЗ рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога – психолога. Эффективность и полезность занятий с детьми с ОВЗ зависит от выбранных форм и методик работы , проводимая коррекционная работа приводит к психологической и социальной реабилитации, способствует повышению самооценки детей.

Публикации по теме:

Формы и методы перехода от индивидуальной работы к комплексной на занятиях по трудовому воспитанию Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии ребенка. С одной стороны, она, наряду с игрой и речью, является действенным средством.

Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми. Нет не чего прекраснее слов Сухомлинского. «Я не.

Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями Тема работы: Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействий педагога с детьми и родителями. Выполнила воспитатель: Егорова Светлана.

Методы работы по социализации детей с ОВЗ «Методы работы по социализации детей с ОВЗ. Мир профессий» Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку.

Нестандартные формы работы в детском саду с педагогами. Слайд 1. Нестандартные формы работы в детском саду с педагогами. Слайд 2 Постоянная связь содержания методической работы с результатами.

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду Детский сад-это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт не только дети, но и родители. Воспитатель, являясь организатором.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Современные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в педагогическом процессе Современные формы и методы физкультурно–оздоровительной работы в педагогическом процессе Воспитатель: Голикова Н. А. «Здоровью научить.

Современные формы и методы работы с детьми - здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду Аннотация: Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное.

Библиотека изображений:

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?

Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

В материале эти вопросы рассматриваются со всех сторон. Особое внимание в статье уделено адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ, которые используются для группы, для класса детей, у которых есть то или иное нарушение здоровья.

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Рассмотрим пример:

В дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья. Но подкрепляющий устные заявления документ из ПМПК семья предъявить не может. В этом случае ребёнок не может быть определён в группу компенсирующей или комбинированной направленности.

Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.

Это интересно:

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК

Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях:

Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

Знаете ли вы?

В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании. В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять:

В группу компенсирующей направленности,

В группу комбинированной направленности.

В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

1. Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.

Знаете ли вы?

Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений.

Например, если два-три человека имеют одинаковую степень тугоухости, то адаптированная программа может быть единой. Если же в коллективе разные дети, особенно разные по видам нарушений, например, один ребёнок - с нарушением слуха, другой – с нарушением зрения, третий – с нарушением психического развития, тогда для каждого ребёнка в индивидуальном порядке прописывается адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности Группы компенсирующей направленности - это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее. Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей - в зависимости от категории детей. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа, единственная адаптированная основная образовательная программа. И это – одна из главных сложностей реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ в группах компенсирующей направленности. Дело в том, что примерных адаптированных основных образовательных программ, с учётом которых можно написать собственно адаптированную основную образовательную программу, пока на ФГОС-реестр не вывешено, к настоящему моменту они не разработаны. Есть только федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого они пишутся, но на основе этого документа дошкольным организациям достаточно сложно создавать адаптированные основные образовательные программы.

Подготовка детского сада к инклюзивному образованию

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Родителям не всегда удаётся получить путёвку в ту дошкольную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. И если мама получает путёвку в общеразвивающую группу, а в образовательной организации нет нужного специалиста (психолога, логопеда, дефектолога), а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается двоякая ситуация. Со стороны кажется, что ребёнок охвачен дошкольным образованием. Но получает ли он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор условий, которые ему необходимы? Опять же нет.

Знаете ли вы?

Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.

А специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести:

Повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ;

Методическую составляющую;

Изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».

Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать.

Здесь следует напомнить, что подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения, – это прерогатива субъекта Российской Федерации. То есть орган государственной власти субъекта должен беспокоиться о подготовке данных педагогических работников, с одной стороны, и содействовать привлечению таких работников в организации, с другой стороны.

Сегодня педагогические вузы в своих программах уделяют внимание образованию детей с ОВЗ, студентам предлагаются циклы лекций по этой теме. Но времени в вузовской программе на изучение этой многогранной проблемы выделяется очень мало, глубина её проработки недостаточна для полноценной подготовки педагогов дошкольного образования к работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Будущим воспитателям даются только общие сведения о диагностике и какие-то отдельные отрывочные сведения о коррекции. Собственно методов работы с детьми с ОВЗ в ДОУ, приёмов работы, методик и технологий студенты и выпускники не изучают и навыков такой работы не получают. Поэтому воспитатель, который приходит в группу общеразвивающей направленности после педагогического колледжа, не готов, не владеет навыками, умениями, этими компетенциями, которые ему необходимы.

Нельзя не сказать, что сегодня наше общество постоянно сталкивается с оптимизацией процессов и условий. Тяжёлой проблемой во многих регионах становится увольнение логопедов, психологов, дефектологов. Федеральные и региональные власти объясняют это снижением финансирования и оптимизацией расходов. Но отсутствие столь нужных специалистов в детских садах не позволяет в полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей. Получается, что для одних категорий воспитанников она может быть реализована, а для других – нет. Однако при таком подходе становится невозможным исполнение закона «Об образовании» и федерального государственного образовательного стандарта. И, разумеется, никак не исполняется социальный запрос со стороны родителей, что немаловажно.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ

Хотя внедрение инклюзивного образования связано с массой сложностей, процесс происходит всё активнее. Для детей с ОВЗ в детских садах создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки основных образовательных программ. Базисом при написании программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого и пишется программа. Но не менее важно, чтобы основная образовательная программа была разработана с учётом примерной. Этого требует закон «Об образовании», поэтому так поступают все образовательные организации (и дошкольные в том числе) при разработке основных образовательных программ.

Знаете ли вы?

На сегодняшний день примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольных пока нет. Они не разработаны, на сайте ФГОС-реестра их нет, и взять их неоткуда.

Это довольно серьёзная проблема, которая существенно тормозит развитие системы дошкольного образования в части дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Нельзя забывать, что в группах, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, для обучения должны использоваться программы адаптированные, хотя они могут между собой различаться. Этот момент стоит отметить особо. Ранее не существовало понятия «адаптированная программа», хотя термин «коррекционная программа» используется уже давно.

Адаптированные основные общеобразовательные программы – это ещё одно нововведение в системе образования, в том числе дошкольного. Это программы, которые используются для группы, для класса детей, у которых есть то или иное нарушение. Например, адаптированная основная общеобразовательная программа для группы детей слабовидящих или для детей слабослышащих, для детей слепых, для детей глухих, для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Таких детских групп в стране очень много, и эти группы и должны работать по адаптированным основным программам.

Что же представляют собой адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ?

Без такой программы не обойтись в том случае, когда в группе нормально развивающихся сверстников есть один, двое, трое, пятеро детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня в дошкольных организациях используются различные программы, в их числе программы:

«От рождения до школы»,

«Детство»,

«Радуга» и пр.

Но для ребёнка с ОЗВ, любого ребёнка с любым нарушением ни одна из этих программ не подходит. А если программа не подходит, то её надлежит адаптировать.

Рассмотрим пример

Ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи попадает в комбинированную группу. Для такого ребёнка необходимо адаптировать раздел программы, который называется «Развитие речи». Для такого ребёнка необходимо внести в содержание программы определённые изменения, именно те, которые необходимы этому конкретному ребёнку, исходя из того, какая у него лексическая недостаточность (то есть чего у него недостаёт в плане лексики), есть ли у него нарушения грамматического строя речи (и если есть, то какие), что у этого ребёнка со звукопроизношением. Таким образом, образовательная программа адаптируется, чтобы процесс обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья был более комфортным и приводил к достижению высоких результатов.

Это интересно:

Нужно ли вносить изменения в устав в случае обучения детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам

И для родителей, и для воспитателей очевидно, что детям с ограниченными возможностями здоровья намного легче адаптироваться и осваивать образовательные программы в группах комбинированной направленности. И здесь важнее, чем когда-либо, говорить о программах адаптированных. Каждому ребёнку с ОВЗ, который попал в группу комбинированной направленности, необходимо садаптировать основную программу, которая предлагается для всей группы. Бесспорно, для конкретного ребёнка требуется индивидуальная адаптация этой программы. Возможно, только в одной образовательной области, как, например, для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Возможно, в двух областях, если, например, это дети с задержкой психического развития. Особенности адаптации зависят от образовательных потребностей каждого ребёнка, который оказывается в группе здоровых сверстников. И, пожалуй, два момента - разработка адаптированной образовательной программы для каждого ребёнка с ОВЗ в группах комбинированной направленности и в разработке адаптированных основных образовательных программ – и представляют на сегодня главную сложность в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но, несмотря на все трудности внедрения инклюзивного образования, такой подход к обучению детей с ОВЗ в ДОУ имеет широчайшие перспективы. Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях. Глобальная цель инклюзивного образования – создание комфортных условий для совместного успешного воспитания и результативного образования детей с разными психофизическими особенностями развития. И первый шаг к достижению этой цели наше общество уже сделало.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ

ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимы особые условия и грамотное, с точки зрения коррекционной педагогики, сопровождение.

Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.

На ряду с этим особую тревогу на этапе перехода от традиционного дошкольного образования к инновационному вызывает проблема обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), большой разнородной группы детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития, находящейся в условиях скрытой интеграции в общеразвивающих ДОУ. Интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения – это социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования. В массовых ДОУ находится более 30% детей с ОВЗ, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам:

Дети без соответствующих диагнозов, но с нарушениями адаптации; их "интеграция" обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено;

Дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка , по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.

К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ОВЗ в социальную жизнь. Слабо разработана и система включения детей с ОВЗ в массовые детские сады. Многие педагоги оказываются в затруднительном положении, т. к не готовы и не способны оказывать помощь таким детям.

Решение проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках существующей системы образования осложнено рядом противоречий между:

Возможностью детей с ОВЗ посещать массовые детские сады и не готовностью и не способностью педагогов оказывать помощь таким детям;

Необходимостью реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей всех категорий с ОВЗ в ДОУ в зависимости от их психофизических возможностей и отсутствием теоретически обоснованной стратегии организации этого процесса на всех уровнях управления системой ДОУ;

Нарастанием интенсивности социальных преобразований в обществе, порождающих интеллектуализацию образования в дошкольном детстве, усилением учебных нагрузок при обучении и воспитании детей в массовых ДОУ и несовершенством системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, интегрированных в ДОУ, способствующей сохранению и укреплению здоровья данной категории детей;

Необходимостью поиска альтернативных технологий обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным психофизическим особенностям всех категорий детей с ОВЗ и отсутствием системы оценки эффективности и пользы этих технологий в условиях инновационных преобразований для детей с ОВЗ.

Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием: для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса. И поэтому необходимо в массовых детских садах создавать комбинированные группы со сходными нарушениями у детей с ОВЗ.

Наш детский сад посещают дети, имеющие инвалидность, нарушение осанки, слуха и дети с логопедическими и поведенческими проблемами. Для этих детей очень важно быть любимыми, нужными принятыми, иметь по мере возможности самостоятельность, а значит и уверенность в своих силах.

Когда дети с ОВЗ стали посещать наш детский сад, мы столкнулись с проблемами, которые перечислены выше. Такие дети нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Мы убеждены, что главное в нашей работе – это, прежде всего, полноценное формирование личности каждого ребенка, а не только занятия по преодолению нарушений. Именно поэтому, мы вовлекли в коррекционно – развивающий процесс весь коллектив дошкольного учреждения, родителей и нормально развивающихся сверстников, так как мы считаем, что наша работа не должна ограничиваться стенами ДОУ. Ведь успешное преодоление нарушений у детей возможно только при условии индивидуального, толерантного отношения к личности ребенка и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего коллектива (учителей – логопедов, воспитателей, психологов и других специалистов). Проработав методическую литературу, были определены области деятельности специалистов и организована деятельность педагогического коллектива, все специалисты в своём направлении разработали методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ. На совместных занятиях мы, на наш взгляд, решаем главную задачу – включение ребенка с ОВЗ в детский коллектив нормально развивающихся сверстников и воспитание взаимного толерантного отношения друг к другу. А тесная взаимосвязь специалистов нашего детского сада позволяет сделать эти занятия максимально продуктивными.

Кроме того, важна включенность родителей в реальный педагогический процесс: это совместные «гостиные», семинары-практикумы. Перед педагогами ДОУ, стремящимися оказать действенную помощь семье с ребенком с ОВЗ, встаёт ряд непростых во всех отношениях проблем. Здесь не может быть каких - либо стандартных рецептов и типичных решений, все индивидуально.

Как было сказано выше, существует еще масса проблем по данной теме, но у нас уже есть свои маленькие победы: (это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ):

Наличие у детей с особенностями развития желания посещать детский сад;

Принятие детским коллективом и родителями нормально развивающихся сверстников детей с особенностями развития;

Привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.

Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание на детей и стали открываться группы для детей с ОВЗ в детских садах . Некоторые воспитатели не прошедшие курсы (по организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья) обескуражены тем, что воспитатели таких групп получают более высокую зарплату и дополнительные дни к отпуску. Сегодня я попытаюсь доходчиво объяснить, что собой представляет работа с этим контингентом деток и за что педагогам, которые прошли специальное инклюзивное обучение, даются некоторые привилегии.

Кстати, если кто хочет изучить нормативно-право вую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты» , купить его можно на портале «Лабиринт.ру».

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико -педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректироват ь и забыть о них, но только при ранней диагностике.


Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:

  • Нарушение слуха, зрения, речи;
  • Легкая задержка психического развития;
  • Негативные психические состояния;
  • Психопатоподобны е формы поведения;
  • Педагогическая запущенность;
  • Легкая двигательная патология;
  • Сложные формы аллергии;
  • Часто повторяющиеся общие заболевания.

Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью

Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают или планируют работать в коррекционной группе, я подобрала тематические книги в том же «Лабиринте»:

  • «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;
  • «Социально-комму никативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы или такие детки интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие от специализированн ого). Кстати, пребывание деток с ОВЗ в садиках бесплатное.


Мне очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.

Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только моё мнение, так считают многие специалисты с которыми мы были на .

Методическое подспорье для педагогов

Сегодня существуют разные формы самообразования, включая литературу, семинары, курсы и т.п. Как все успеть? Можно, не выходя из дому, пройти обучение онлайн и получить соответствующие сертификаты, которые не будут лишними в вашем портфолио.

Особенно выгодные предложения по семинарам я всегда нахожу в «УчМаге»:

  • «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования» ;
  • «ФГОС НОО: коррекционно-пед агогическое сопровождение детей с ОВЗ» ;
  • «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями» ;
  • «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-пед агогической помощи детям с ОВЗ» .

В чем трудности работы с не совсем здоровыми детками?

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособност ь, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.


Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО. А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.

Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка.

Если говорить простым языком,то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Воспитатель должен обращать внимание на способности ребёнка, воспитанникам группы.

Направления коррекционной работы с детками

С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Так, большое внимание уделяется таким направлениям:

  • Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.

Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.


  • Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
  • Развитие социально-коммун икативное. Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-р азвивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.

Совместными усилиями идут обучения бытовым навыкам и коммуникативным.

  • Развитие художественно-эс тетическое. Посредством занятий по музыке, рисованию, лепке и т.п. детки очень эффективно развивают мелкую моторику, осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействоват ь с воспитателем и товарищами. Искусство очень важно для таких деток, они часто чрезвычайно восприимчивы к музыке, любят все красивое.

Вместо заключения…

Как вы понимаете, чтобы обеспечить выполнение таких непростых задач, которые стоят перед воспитателями специальных группы, необходимы знания, определённо — специальная подготовка и большое желание помочь малышам с ограниченными возможностями. Повышенная зарплата и увеличенный отпуск не будут радовать педагога, если он чувствует, что не дотягивает по своим профессиональным качествам, чтобы брать на себя такую ношу.

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?