МДОУ Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»

Беседа на тему:

« Откуда к нам пришла посуда »

старшая группа

Воспитатель:

Журавлева Н.М.

Волкова В.В

«Посуда для гостей »

Цель: Познакомить детей с историей посуды. Систематизировать знания детей о назначении разных видов посуды. Познакомить со способами ее производства. Способствовать развитию познавательных способностей. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Материал: различные картинки с предметами посуды (выставляется на наборное полотно в процессе беседы).

Ход беседы

-- Ребята, давайте вспомним увлекательную и поучительную сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». - Что случилось с героиней этой сказки? Правильно, от нее убежала вся посуда. - А вы помните, почему это произошло? Да. Бабушка Федора не ухаживала за своей посудой, не мыла, не чистила ее, не холила. - Как вы думаете. Достойна ли посуда уважительного к себе отношения? (Ответы детей). - Как вы думаете, когда появилась первая посуда? Правильно, очень давно. Поначалу древние люди обходились без посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели его руками. Но очень скоро поняли, что это не очень удобно. Как вы думаете, почему? (Еда с огня была очень горячая, и нужно было съесть сразу все, ведь положить остатки еды было некуда). Но у разных видов посуды есть своя история. Но перед тем как познакомиться с происхождением некоторых видов посуды, давайте выясним, какие предметы относятся к посуде. (Дети перечисляют). - И так мы уже знаем, что посуда это предметы для приготовления, приема и хранения пищи. Есть также декоративная посуда, которая предназначена для украшения интерьера. Это вазы, тарелки, блюда и т.д. - Назовите предметы, которые используются приготовления пищи напитков. (Кастрюли, сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки, пельменницы, пароварки и др.). - Какая посуда используется в момент приема пищи? (тарелки, миски, блюда, салатницы.) - Что мы применяем для питья и напитков? (Чашки, стаканы, рюмки, кружки, бокалы, фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.) - Какая посуда используется для хранения пищи? (сырницы, супницы, кастрюли, масленки, хлебницы.) - Что относят к столовым приборам? (ложки, вилки, ножи). - Еще есть вспомогательные предметы сервировки, кто знает, что к ним относится? (Подноси, блюдца, конфетницы, вазы и др.). - Вот как много разной посуды в доме. И вся она может бить изготовлена из разных материалов. Из каких? (Дети называют). - Как вы думаете, какая посуда появилась первой? (Ответы детей). - История посуды уходит своими корнями в глубь веков, ее богатую родословную окружают всевозможные легенды и мифы, а также занимательные исторические описания. Считается, что первая посуда появилась примерно семь тысяч лет назад. Лепили ее из простой глины и вручную. Со временем люди поняли, что не любая глина подойдет для изготовления прочной посуды. Тогда в нее стали добавлять другие вещества. Так появилась керамика. Что касается стекла, то его применяли еще в древнем Египте. Однако подлинного расцвета стекольное производство достигло в более поздний период. В Китае придумали рецепт фарфора и долго этот рецепт хранили в тайне. Давняя история и у деревянной посуды. Горшки и миски – первая посуда в Древней Руси. Делали их из дерева, а позднее из металла. Долгое время на кухне царствовал горшок – прямой предшественник современной кастрюли. Размеры горшков были самыми разными. Различались горшки и по внешней отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол. В городах развивалось гончарное мастерство и внешней отделке горшков уделялось мало внимания. Однако, несмотря на универсальность, горшку трудно было удовлетворить многочисленные кулинарные запросы. Тогда и пришли к нему на помощь всевозможные кастрюли, противни и сковороды. Много вы узнали о посуде, много еще предстоит узнать, поэтому предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
ФИЗМИНУТКА Стояла корзинка на полке без дела. Присесть, округлить руки – изобразить корзину. Скучала, наверно, все лето она. Наклоны головы вправо – влево. Вот осень пришла, и листва пожелтела. Встать, изобразив ветви деревьев. Собрать урожай наступила пора. Потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев. Корзинка довольна. Руки округлить перед собой, кивать головой. Она удивилась, Развести руки. Что так много фруктов в саду уродилось. Подняться на носочки, показать руками большой круг.
Интересная история и у столовых приборов. Например, обыкновенный столовый нож. Наши далекие предки не делали различия между боевым, охотничьим, хозяйственным или столовым ножами. Каждый носил свой нож за поясом и использовал его для разных целей. Специальные столовые ножи вошли в обиход намного позже и были острыми на конце. Потом позже стали делать их закругленными, чтобы люди во время еды, поссорившись, не смогли поранить друг друга. Очень интересную историю имеет и столовая ложка. Самая первая ложка была сделана человеком из камня. Она была очень тяжелая и нагревалась во время еды, тогда люди стали делать ложки из костей животных. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах, либо просто за поясом или голенищем сапог. Позже люди стали делать ложки из дерева. - Какие были ложки? (Деревянные). - Сейчас какими ложками мы едим? (Железными). Вилка – самый молодой из столовых приборов. Даже за царским столом в 17 веке пользовались только ножом и ложкой. Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей. Все остальные люди начали пользоваться вилками намного позже. Итог: что интересного вы узнали сегодня о посуде? Из чего была сделана самая первая тарелка, ложка, какая была вилка? Каким был нож? Могут ли люди обходиться без посуды?

тамара колесник
Интегрированное занятие в старшей группе «Мир посуды»

Тема : «Мир посуды » .

Цель : Расширить представления детей о посуде .

Задачи : Формировать умение объединять предметы по общим признакам.

Учить использовать слова, обозначающие материал изготовления

предмета (деревянный, стеклянный, железный и т. д.)

Развивать навыки объяснительной, связной речи.

Закрепить умение украшать изделие элементами Городецкой

росписи. Развивать фантазию, воображение.

Оборудование : Слайды с видами посуды , картинки из сказки «Федорино горе» ,

Д / игра : «В чем подадим?» , предметы посуды из разного материала,

картинки с посудой , украшенной Городецкой росписью, аудиозапись

(музыка для души) .

Раздаточный материал : Карточки «Разная посуда » , разрезные картинки

«собери целое» , плакаты «превращение геометрической фигуры

в предмет посуды », заготовка для росписи, простой карандаш,

оборудование для рисования красками.

Методические приемы : Наглядный, словесный, практический.

Ход занятия:

Дети заходят в группу , становятся вокруг стола, на котором стоят предметы посуды , накрытые салфеткой.

Восп. – Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а кто отгадает, тот достанет из под

салфетки отгадку.

1 Из горячего колодца, через нос водица льется? (чайник)

2 Сами не едим, а людей кормим? (ложки)

3 Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше жарить не хочу.

Крышка громко зазвенит, всех за столик пригласит? (сковорода)

4 Сделаны мы из стекла, служим для воды, сока, молока? (стаканы)

5 Под чашкой я всегда стою, чайку пролиться не даю? (блюдце)

Восп. – Скажите, как одним словом можно назвать все эти предметы? (посуда ) Сегодня мы

поговорим о посуде .

(дети садятся на ковер перед экраном)

Восп. (показывает слайды) Посуда – это предметы для приготовления или подачи пищи.

Посуда бывает :

1 Кухонная – в которой готовят пищу, с ней мы ежедневно встречаемся на кухне.

Назовите, что вы видите на картинке? (ответы детей : сковорода, кастрюля,

мантница, чугунок, поварешка и т. д.)

2 Столовая посуда – из которой едят , это та посуда , которую мы видим на обеденном

столе. Что вы видите на картинке? (ответы детей : супница, тарелка глубокая,

тарелка мелкая, салатница и т. д.)

3 Чайная посуда – К ней относятся чайный сервиз, кофейный сервиз. Назовите

предметы чайной посуды ? (ответы детей : заварник, кофейник, блюдце, чашка т. д.)

Восп. - А чтобы закрепить увиденное и услышанное, я предлагаю поиграть в игру :

«Разная посуда »

(дети садятся за столы)

Возьмите карточку с изображением разной посуды . В верхнем правом углу карточки

находится шкафчик с полочками, куда вы будете помещать посуду . На шкафчике

напечатана определенная буква. Назовите первую букву в слове «столовая» ?

(дети называют букву «С» ). Значит на полочки этого шкафчика вы расставляете

столовую посуду , проведя стрелочку от предмета посуды к шкафчику . Если на шкаф

чике напечатана буква «К» - значит сюда помещаете кухонную посуду , и если буква

«Ч» - значит чайную посуду .

(дети выполняют задание, после чего воспитатель спрашивает 2-3 детей названия предметов посуды , которые они поместили в определенный шкафчик)

(вывешивает картинку с изображением Федоры)

Восп. – Ой, ребята, а кто же это? (ответы детей) . Правильно, это бабушка Федора из сказки

К. Чуковского «Федорино горе» . Ребята, а что за горе произошло у Федоры? (ответы)

Почему же посуда убежала ? (ответы) . Пока посуда бегала по лесам да по болотам,

она вся потрескалась, а некоторая и побилась. Может мы попробуем ее склеить, и

тогда мы узнаем какая точно посуда убежала от Федоры .

(дети берут конверты с разрезными картинками и собирают изображение)

Восп. – Молодцы, а теперь расскажите о том, что у вас получилось?

(ответы детей, пример : - Это – сковорода, в ней можно жарить котлеты, рыбу.

Это – кастрюля, в ней можно варить суп, компот.

Это - чашка, из нее можно пить чай, кофе.)

Восп. – Ребята, вы наверное устали? Ну тогда тихонько встали, дружно выйдем на ковер

и разминку мы начнем :

Вот большой, стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни, разобьются.

Вот пласмассовый поднос,

Он посуду нам принес .

(дети садятся на ковер и разбирают предметы посуды )

Восп. – Скажите, из какого материала была сделана посуда у Федоры ? Если ложка сделана

из дерева, то она какая? (деревянная) .

(проводится Д / игра «Что из чего?» )

Восп. – А можно ли пользоваться бумажной посудой ? Почему? (рассуждения детей) .

Если бы Федора была аккуратной, следила за своей посудой , что бы тогда

произошло? (рассуждения детей) . А от вас дома посуда не убегает ? Расскажите,

как вы ухаживаете за ней? (рассказы детей) . Что же случилось с Федорой в конце

сказки? Давайте повторим слова Федоры :

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать ,

Буду, буду я посуду и любить и уважать

Восп. – Ребята, а вы обратили внимание, что вся посуда имеет определенную форму?

Посмотрите, что нарисовано на этих плакатах? Назовите фигуры? (дети называют

геометрические фигуры : круг, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция). Давайте

эти фигуры превратим в предметы посуды ?

(дети по группам из 3-4 человек , садятся за столы и дорисовывают детали посуды ,

рассказывают о том, что получилось и называют вид посуды : кухонная, столовая или

Восп. – (включает экран) – Как называется предмет посуды , в который мы насыпаем сахар?

(ответы детей полным предложением : Сахар насыпают в сахарницу)

(проводится Д / игра : «В чем подадим?» . Слайды : молочник, масленка, селедочница,

солонка, хлебница, заварочник, конфетница и т. д.)

Восп. – Ребята, а из какой посуды приятней кушать ? (ответы детей) . Чтобы посуда была

красивая, ее расписывают мастера – умельцы. Недавно мы знакомились с

Городецкой росписью. Вспомните и назовите элементы Городецкой росписи?

(ответы детей : бутон, розан, купавка). Сейчас мы превратимся в мастеров и

украсим Городецкой росписью, блюдо. У вас на столах лежат заготовки, выбирайте

и украшайте.

(дети расписывают заготовки блюда) .

Восп. – Ну вот у нас получилась красивая посуда , расписаная мастерами.

(проводится закрепление темы занятия )

Восп. – О чем мы сегодня говорили на занятии ?

На какие виды делится вся посуда ?

Для чего нужна кухонная посуда ?

Что входит в состав столовой посуды ?

Что вам больше всего понравилось делать на занятии ?

Все задания были легкими или нет?

Я всех благодарю за хорошие, правильные ответы и за красивые работы.

Конспект НОД

по развитию речи в старшей группе

« Посуда бывает разной »

Цель :

Расширять и уточнять представления детей о предметном мире посуде )

Задачи :

Образовательные :

Сформировать и углубить представления детей о посуде ;

Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду ) ;

Расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Упражнять в подборе антонимов.

Совершенствовать грамматический строй речи – закреплять способы образования слов.

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения;

Развивающие :

Развивать связную речь , умение (по образцу) рассказывать о предмете, составляя описательный рассказ;

Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы посуды , характеризовать свойства и качества, классифицировать их;

Развивать творческие способности, мелкую моторику; познавательные процессы : память, слуховое внимание, воображение и восприятие;

Расширять кругозор;

Совершенствовать коммуникативные качества через игру.

Воспитательные :

Формировать субъективные проявления : навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;

Воспитывать бережное отношение к посуде , трудолюбие, аккуратность, взаимопомощи;

Здоровье сберегающие задачи :

Проводить профилактику утомления детей на занятии; обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.

Предварительная работа :

Разучивание физкультминутки, составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе» , рассматривание иллюстраций.

Методы и приёмы :

Наглядные : использование ТСО, показ предметов и иллюстраций, показ образца и способы действия (частичный) ;

Словесные : загадываюние загадок, беседа и вопросы к детям, создание проблемной ситуации, художественное слово, составление описательного рассказа, физкультминутка с речевым сопровождением, объяснение (в ходе упражнений, рассматривания предметов и картинок) ;

Практические : планирование выполнения задания, контроль и регулирование; поощрение.

Активизация словаря по теме « Посуда » :

Глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая,; знакомство с новым словом «сервиз» , названия круп (кукурузная, гречневая, рисовая, пшеничная) .

Оборудование педагогического процесса : Диск с записью, ноутбук, мяч, иллюстрации с изображением посуды , разрезные картинки « Посуда » , плакат «Назови лишнее» , предметы настоящей посуды из различного материала, опорная схема, силуэты чашек для аппликации, различные крупы в стаканчиках, соль, голубая акварель, кисточки, клей ПВА, салфетки, мольберт.

Ход совместной деятельности с детьми :

Воспитатель вносит в группу коробку , объясняет, что обнаружила её рано утром в приёмной.

Давайте посмотрим, от кого она пришла. Достаёт диск и предлагает посмотреть, что там.

(На записи бабушка Федора из сказки К. Чуковского просит ребят помочь ей разобраться с посудой ).

Дети, а вам знакома эта сказка? Как она называется?

Кто написал эту сказку? К. И. Чуковский

Какие сказки он ещё написал? («Мойдодыр» , «Телефон» , «Доктор Айболит» , «Краденное солнце» , «Муха-Цокотуха» ).

Что же произошло?

«… Бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой,горе Федоре!

Поможем, Федоре? Тогда, приступаем.

Бабушка Федора не может понять, какая посуда от неё ушла . Надо отгадать загадки. (Загадывает Федора)

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдаёт поклон.

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из неё едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут её….

Тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

Кастрюля

4. На кухне ей всегда почёт

Она и жарит и печёт,

Не приготовить нам еды

На кухне без…

Сковороды

5. Её за ручку мы берём

Чай, кофе из неё мы пьём.

6. Сама не ем,

А людей кормлю.

7. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

8. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

9. Новая посуда , а вся в дырках

Молодцы, все загадки отгадали, - хвалит детей Федора.

Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были эти загадки? Правильно, о посуде ! По своему назначению посуда бывает разной , на какие группы её можно разделить ? (Чайная, столовая, кухонная) –Для чего нужна кухонная посуда , столовая, чайная?

Чайная – посуда , из которой мы пьём чай.

Столовая – посуда , из которой мы едим.

Кухонная – посуда , в которой готовят еду.

Сервиз – это набор посуды (чайной, столовой, кофейной) , рассчитанный на определённое количество персон, обычно от 6 до 16. Различают парадные сервизы, используемые на праздничных мероприятиях, торжествах, и повседневные, предназначенные для семейных трапез в узком кругу. Сервизы чаще всего изготавливают из фарфора и стекла.

Люди очень бережно относятся к посуде , поскольку она может разбиться и пропадёт труд человека, который её делал. Как надо ухаживать за посудой ? Посуду моют , чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.

Игра «Скажи наоборот»

Педагог говорит слово и бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч, сказать слово с противоположным значением и вернуть мяч.

Глубокая – мелкая.

Чистая - …

Сухая - …

Твёрдая - …

Широкая - …

Горячая -…

Сладкая-…

Острая-…

(Глубокая- мелкая, полная- пустая, старая- новая , целая- разбитая, тяжёлая- лёгкая, тусклая- блестящая, прозрачная- матовая, чистая- грязная, взять- положить, налить- вылить, уронить- поднять, аккуратно- небрежно)

Ребята, как вы думаете, что было, если бы не было посуды ? (Ответы детей) _ТРИЗ

А сейчас послушайте стихотворение, Которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда

Если б не было посуды ,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей :

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью помогает всюду

Нам различная посуда :

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты :

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница – посуда !

Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда . А вообще, где хранится посуда ? (на кухне) .

И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду » . Показывает иллюстрации.

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальём …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Салат положим в …

(Сахар – в сахарницу, масло – в маслёнку, соль – в солонку, перец – в перечницу, суп – в супницу, селёдку – в селёдочницу, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу, хлеб – в хлебницу)

Почему вся посуда убежала от Федоры ? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой , не мыла её. И пока посуда Федоры , обидевшись на неё, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберём всю её посуду . У вас на столах разрезанные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды . А вы нам потом о нём расскажете.

Проводится игра «Собери посуду » (Разрезные картинки) Дети называют свою собранную картинку.

Я собрал чашку (чайник)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали .

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка

«Я чайник-ворчун»

Я чайник- ворчун, хлопотун, сумасброд

Шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

Руки на поясе,

Повороты туловища

Вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу : хлопки в ладоши

Хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами чайку попить хочу.

Прыжки на месте

Давайте с вами ещё поиграем, выходите ко мне на ковёр, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры ? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда , из чего её делают.

Проводится игра с мячом в кругу, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Маслёнка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

Ну а теперь самое время помочь бабушке Федоре расставить посуду на кухне на полки . Я вам сейчас покажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет.

Игра «Назови лишнее»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу) .

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья) .

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор) .

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда ) .

Блюдо, кофейник, супница, нож (нож не фарфоровая посуда ) .

Пластмассовые : тарелка, ложка, стаканчик и металлическая вилка (вилка не пластмассовая посуда ) .

Керамика… и стекло

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили всё по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что в коробке от Федоры есть ещё что-то… Воспитатель по очереди приглашает 3-4 человек. Они достают содержимое посылки и рассказывают о нём, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начитает воспитатель (дает образец описания)

Название предмета посуды

Из чего сделана

Как используют

1. Это – чашка, она небольшого размера, красного цвета. У неё есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из неё пьют чай, кофе.

2. Тарелка

3. Молочник

4. Перечница

Ну, ребята, помогли вы Федоре с посудой . А чем закончилось «Федорино горе» ? Да, она исправилась. Послушает Федору :

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать ,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать! – говорит Федора и предлагает детям оформить чайную чашку с блюдцем аппликацией из различных круп. Благодарит детей за содействие и прощается.

Вот какой сюрприз, ребята, приготовила для нас Федора (достаёт всё необходимое из коробки) . Давайте все присядем за столы на свои места. Посмотрите, это чайные чашки с блюдцами, они останутся вам на память от бабушки Федоры. Только сначала сделаем их красивыми, украсим посуду различными крупами (кукурузная, гречневая, рисовая и соль) . Готовые работы выставляются на доске.

Воспитатель: дети, у меня для вас сюрприз! Посмотрите, что я принесла.

Это волшебный сундучок. А живут в нём загадки.

Садитесь все на свои стульчики, слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.

1.Чайника подружка, имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли,

А зовут её…

Дети: кастрюля.

(Воспитатель достаёт из волшебного сундучка картинку-отгадку и выставляет её на доске).

2.На плите – кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый…

Дети: чайник.

(Воспитатель достаёт из сундучка картинку-отгадку с изображением чайника и тоже выставляет её на доске).

3.Суп, салат, пюре и гренки

Подают всегда…

Дети: в тарелке.

(Воспитатель достаёт из сундучка соответствующую картинку-отгадку и помещает её вместе с остальными на доске).

Воспитатель: молодцы, ребята. Все загадки отгадали правильно. Кастрюля,

чайник, тарелка,- что это? Каким, одним словом можно назвать все эти предметы?

Дети: это посуда.

Воспитатель: перечислите, какую посуду вы ещё знаете.

Дети: сковорода, ковш, кофейник, половник, чашка, блюдце, сахарница.

Ребята, в сундучке записка. Послушайте.

Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Всех вас в гости приглашаю.

(Самовар-Самоварыч).

— Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»).

— Давайте отправимся в гости к бабушке Федоре.

— Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.

Воспитатель:

Снова горе у Федоры,
Не пошел ей впрок урок.
Чистоты, порядка нету,
Снова здесь опять переполох.

Разбежалась вся посуда,
Нет тарелок, а еда:
Фрукты, овощи, продукты,
Разбежались кто куда!

— Давайте поднимем то, что разбросано. Возьмите каждый по одному предмету посуды и поставьте на полку, назвав его.

Игра «Чего не стало?»

— Посмотрите на посудную полку. Назовите, дети, что на полке стоит?

Ответы детей: На полке стоит чайник (тарелка, кастрюля, чашка, сковорода, сахарница, ковшик).

— Запомните, а теперь закройте глаза. Я уберу один из предметов посуды, а вы, открыв глаза, назовёте, чего не стало.

Ответы детей: Не стало тарелки, сковороды.

— А знаете ли вы, дети, из каких материалов изготавливают посуду?

Дети: из пластмассы, из металла, из дерева, стекла, из глины.

— Воспитатель: Правильно ответили, молодцы. Посуда сделана из разных материалов.

А теперь вставайте в круг и поиграем все вместе в игру с мячом

«Угадай, из чего сделано?»

Кастрюля из металла какая?

Дети: металлическая.

Воспитатель: бокал из стекла какой?

Дети: стеклянный.

Воспитатель: ложка из дерева какая?

Дети: деревянная.

Воспитатель: кувшин из глины какой?

Дети: глиняный.

Воспитатель: поднос из пластмассы какой?

Дети: пластмассовый.

Воспитатель: половник из металла какой?

Дети: металлический.

Воспитатель: вазочка из стекла какая?

Дети: стеклянная.

Воспитатель: хлебница из дерева какая?

Дети: деревянная.

Воспитатель: горшочек из глины какой?

Дети: глиняный.

Воспитатель: тарелка из пластмассы какая?

Дети: пластмассовая.

Воспитатель: салатница из стекла какая?

Дети: стеклянная.

Пальчиковая игра «Вот тарелка для Федоры»

Вот тарелка для Федоры – Большой круг правой рукой.

Жёлтое колечко. Маленький круг правой рукой.

Для котлет и для пюре, Загибать пальцы, начиная

Для блинов и гречки. с большого.

— Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее. Посмотрите внимательно на картинку и дорисуйте недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались.

(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют)

Ответы детей:

От Федоры убежал чайник. Чайник без крышки.
От Федоры убежала чашка. Чашка без ручки… и т.д.

«Помоем посуду»

На столе – посуда горкой,
Рядом есть с водою таз.
Генеральная уборка
Начинается у нас.

Игра «Разбитая посуда»

Пока мы посуду мыли

Некоторые предметы разбили,

Но исправимся сейчас –

Склеим мы её сейчас!

Игра «Собери картинку»

— Как много хорошего вы сегодня сделали: посуду на полку поставили. А что ещё? (ответы детей)

Появляется Федора

Ах, вы чистые сиротки мой,
Утюги и сковородки мои!
Их почистили песочком,
Окатили кипяточком.
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять!

Федора: Да у меня гости. Здравствуйте, ребята! Я смотрю, вы все прибрали. Вы так мне помогли. Спасибо вам!

Федора: А знаете, что я вам хочу пообещать?

Буду всем я помогать,
Чисто мыть посуду,
А поставить все на место
Я не позабуду!

Воспитатель: Поверим тебе, бабушка Федора. Спасибо тебе за чай. А нам пора возвращаться обратно. До свидания.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Посуда»

Тихоненко Наталья Александровна, воспитатель, МАДОУ "Катюша", Ямало-Ненецкого А.О., г.Лабытнанги
Описания материала: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы о классификации посуды, который рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, а также может быть полезен воспитателям, родителям, студентам и учителям начальных классов.
Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
Цель: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении.
Задачи:
Образовательные – обогащать знания детей по теме “Посуда”; обучать детей умению отвечать на вопрос полным предложением; образовывать относительные прилагательные, продолжать учить классифицировать посуду (чайная, столовая, кухонная).
Развивающие – развивать диалогическую речь, систематичность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода; логическое и образное мышление, творческое воображение.
Воспитывающие – воспитывать аккуратность, прививать любовь к добру и дружбе.
Предварительная работа : рассматривание посуды, чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»
Словарная работа : кухонная, чайная, столовая посуда; «сундук».
Оборудование: Сказка К.И.Чуковского «Федорино горе», иллюстрации с изображением посуды, детская посуда (стакан, чашка, блюдце, сахарница, заварочный чайник, чайник, сковорода, кастрюля и т.д.), картинка – загадка «Волшебный лес», кукольный театр «Три медведя», сундук, картинка «Перепутаница», миска с чистой водой, бумажные полотенца, испачканная посуда, продукты для чаепития.

Ход беседы

I. Организационный момент
1. Психологический настрой
Воспитатель : Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети : Да
Воспитатель : Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся. Правда, стало хорошо?
Дети : Да
Воспитатель : Какие же вы, ребята?
Дети : Добрые, веселые, ласковые…
Воспитатель : А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
Дети : Да
Воспитатель: А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
2. Артикуляционная гимнастика
Губки сожмем и рот прополощем,
И самоваром пыхтим, что есть мочи.
Блюдца поставим – положат блины нам,
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
На нос подули, мы чай остудили,
Чаю попили – ни кто не обижен
Вкусный был завтрак – мы губки оближем.
II Основная часть
Воспитатель : Послушайте загадку.
,Возле леса на опушке
Троя их живет в избушке
Там три стула, три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герой этой сказки? (Три медведя)

Воспитатель : А их зовут?
Дети: Михайло Потапыч, Настасья Никулишна, Мишутка
Воспитатель: Правильно, Михайло Потапыч, Настасья Никулишна и Мишутка пришли к нам в гости.
Мишутка: Вы умеете разгадывать загадки?
Дети: Да
Мишутка: Тогда слушайте внимательно.
,Я рукотворная, звучащая
Воды не боюсь, для еды горжусь,
А ударят, разобьюсь. (Посуда)
Мишутка: Что это?
Мишутка: Посмотрите, я нарисовал для вас рисунок, но у меня все перепуталось.
Помогите мне разобраться.
Игра на развитие воображения «Картинки перепутались»


(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)
Воспитатель: Что вы видите на рисунке Мишутки?
Воспитатель: Какой предмет лишний? Почему?
Настасья Никулишна : Смотрите, что я вам принесла. Что это?
Дети: Сундук
Настасья Никулишна : А что такое сундук?
Настасья Никулишна : Хотите узнать, что в нём? Тогда слушайте мою загадку.
1) На огне я стою. Еду вкусную варю.
Дети: Кастрюля


Настасья Никулишна : Что такое кастрюля?
Дети : Кастрюля это посуда, - в которой готовят горячую еду.
Настасья Никулишна : Открываем мой сундук. Есть там ответ на нашу загадку?
(если ответ верный дети достают нужный предмет)
Настасья Никулишна : А какую еще посуду, вы знаете, в которой можно готовить горячую еду?
Дети : Чайник, сковорода и т.д.



Настасья Никулишна : А как можно назвать эту посуду?
Дети : Кухонная посуда


Настасья Никулишна: Куда её отнесем?
(дети распределяют посуду по соответствующим игровым зонам)
Дети: На кухню
Настасья Никулишна: Слушайте следующую загадку.
2) При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон
Один разрезает, другая хватает,
Обоим работы в тарелки хватает.
Дети: Нож, вилка – это столовые приборы.



Настасья Никулишна : Какую ещё вы знаете столовую посуду? (дети перечисляют)
Настасья Никулишна : Посмотрите, есть ли она в моём сундуке?




Настасья Никулишна: Куда вы ее отнесете? (в столовую)
Настасья Никулишна : Какая еще есть посуда в моём сундуке?
Дети : Чашки и блюдца


Настасья Никулишна : Для чего нужна чашка, блюдце?
Дети : Чашки и блюдца нужны для питья чая
Настасья Никулишна : А посуда для питья чая, как назовём?
Дети : Чайная посуда


Настасья Никулишна : Правильно, куда её поставим?
Воспитатель: - Ребята, скажите, на какие группы делятся посуда? (кухонная, столовая, чайная)
Дидактическая игра “Из чего сделана посуда?”.
(игра на образование относительных прилагательных.)
Воспитатель: Ребята, из чего может быть сделана посуда?
Дети: Посуда может быть сделана из фарфора, стекла, дерева, глины и метала.
Мишутка: Ой, ой, а вы знаете, совсем недавно мама мне прочитала одну сказку о посуде, которая сбежала от бабушки. Только не помню, как она называется.
Мишутка : А вы ребята знаете эту сказку? А кто её автор?



Мишутка : Почему К.И Чуковский, так назвал свою сказку? (потому что в сказке рассказывается о Федоре, от которой сбежала вся посуда, и она очень огорчилась)
Воспитатель: - А почему посуда сбежала?


Воспитатель: Какая посуда была? (грязная)
Игра «Пантомима»
Воспитатель: Представьте, что вы грязная посуда и изобразите её при помощи мимики и жестов.
Воспитатель: Какая была Федора?
Воспитатель : Можем ли мы, помочь, Федоре справиться со своим горем? Как?
Дети : Помоем посуду
(дети моют загрязненную посуду «детскую»)
Воспитатель: Теперь посуда, какая? (чистая)
Воспитатель : Как вы изобразите чистую посуду?
Воспитатель : Кто помнит, куда сбежала посуда?
Воспитатель : Что с ней может случиться в лесу?
Воспитатель : Есть еще один вариант, что может произойти с посудой. Она превратится в сказочный лес.
Мишутка : Я уже представил, как посуда превратилась в сказочный лес и даже нарисовал. Посмотрите ребята, какой он.
Показ «Сказочного леса»


Воспитатель : Что мы видим в лесу? (Елочки, грибочки, т.д. )
Воспитатель : А если приглядеться, во что превратилась посуда?
Мишутка : Ой, ребята пока вы тут воображаете этот чудесный сказочный лес, мне захотелось превратиться в листочек и прогуляться в этом сказочном лесу.
Физ. минутка
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше роста.
А сынок- малютка просто.
Очень маленький он был
С погремушками ходил.
Дзинь-дзинь-дзинь.(2 раза)
Воспитатель: Вернулась ли посуда к Федоре? Почему?
Воспитатель: Какая стала Федора (показ иллюстрации)