Предпринимательство-целесообразная деятельность граждан и их объединений,

направленная на производство и реализацию товаров и услуг и получение прибыли от этой деятельности. Предпринимательские права и обязанности регламентируются государственными законами. Законы определяют права и обязанности, а также определяют компетенцию государства во всех сферах деятельности и границы его вмешательства в работу предприятия. Применение государственного контроля и воздействия рационально в тех сферах, отраслях, регионах, ситуациях и явлениях социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые автоматически самими предприятиями, в то время как решение этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики в целом и предприятия в частности; поддержания социальной стабильности в обществе.

Все предприятия (частные, кооперативные, акционерные, коммерческие и некоммерческие и др.) не освобождаются от государственного контроля, который ведется над:

1) доходами предприятия и уплатой ими налогов;

2) санитарным состоянием производства;

3) назначением продукции и ее техническим уровнем;

4) соблюдением стандартов и технических условий производства;

5) правовой защитой наемного персонала;

6) некоторыми другими сторонами деятельности предприятия.

Хозяйственный и правовой контроль, причем очень жесткий, осуществляется во всех странах мира. Законодательством предусмотрено, что предприятие несет полную ответственность за все виды своей деятельности, в том числе:

1) за соблюдение интересов государства и прав граждан;

2) за соблюдение законов;

3) за сохранность окружающей среды;

4) за приумножение вверенного ему государством или акционерами имущества;

5) за повышение эффективности производства.

Предусматривается, что деятельность предприятия не должна нарушать нормальных условий работы других предприятий и организаций, ухудшать условия жизни граждан на прилегающей территории, ухудшать условия труда персонала. При этом государство либо государственный орган, как правило, не отвечают по обязательствам предприятия. Предприятия, в свою очередь, не отвечают по обязательствам государства и других органов.

Администрация предприятия обязана создавать нормальные условия труда для персонала. Решения по социальным и экономическим вопросам должны приниматься с участием трудового коллектива непосредственно или через профсоюзы. Между предприятием и трудовым коллективом заключается трудовое соглашение, в котором закрепляются взаимные обязательства:

1) по санитарному состоянию;

2) по технике безопасности работы;

3) условия режима работы предприятия и его подразделений, включая сменность работы и продолжительность одной смены;

4) продолжительность отпусков и размеры их оплаты;

5) условия и формы оплаты труда по различным категориям работников и др.

Местные органы власти и некоммерческие организации, а также другие коммерческие организации не вправе вмешиваться в осуществление внутренних хозяйственных и административных функций предприятия. Они могут выступать лишь в качестве


органов контроля правомерности хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия действующего законодательства.

Как было отмечено в первой главе учебника, предпринимательское право регулирует отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в целях достижения (и с учетом) баланса частных и публичных интересов.

Публичные интересы можно определить как охраняемые правом общественные и государственные интересы. Их носителями являются общество и государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования, а их выразителями компетентные государственные органы и органы местного самоуправления 1 .

В литературе справедливо отмечается, что государственные и общественные интересы могут не совпадать, поэтому правомерно считать, что понятие «публичные интересы» охватывает как общественные, так и государственные интересы. В свою очередь, общественные интересы следует рассматривать в качестве разновидности публичных интересов .

Следует отметить, что публичными интересами признаны не только интересы всего общества и государства, но и больших социальных групп.

В интересах всего населения страны к предпринимателям предъявляются требования в области охраны окружающей среды, природопользования. Несоблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических требований способны причинить вред не только населению по месту нахождения предприятия, но и проживающим в других регионах и даже других странах.

В интересах государства, его финансовой и иной безопасности, обороноспособности устанавливаются различные требования к предпринимателям, в частности, вовремя платить налоги и сборы, соблюдать правила производства и продажи оружия и патронов к нему, соблюдать особый режим в закрытых административно-территориальных образованиях, не разглашать информацию, составляющую государственную тайну.

Отметим еще одну группу интересов, признаваемых публичными и отражаемых в предъявляемых требованиях - интересы самих предпринимателей. Они заинтересованы в создании одинаковых стартовых условий для предпринимательской деятельности, равноудаленное™ от власти, недопустимости необоснованного протекционизма, создания особых условий деятельности органами государственной власти для «своих» предприятий.

Публичные интересы обеспечиваются путем предъявления государством требований в правовой форме к предпринимателям в процессе осуществления ими этой деятельности. Указанные требования - это содержащиеся в правовых актах указания, адресуемые предпринимателям, которые являются для них обязательными. Они формулируются в виде запретов, ограничений, обязывания к совершению определенных действий.

Запреты означают абсолютную недопустимость видов деятельности, включая недопустимость выдачи разрешений на них. Например, преступным (ст. 258 УК РФ) является бизнес по отлову, отстрелу и использованию мяса и шкур зверей, охота на которых полностью запрещена.

От адресатов требований - запретов требуется исполнение путем их соблюдения. Соблюдение таких требований обеспечивается пассивным поведением предпринимателей: они не должны совершать активных действий, приводящих к нарушению требований.

Ограничения являются относительными запретами - соответствующими видами деятельности нельзя заниматься без специального разрешения, но разрешение (лицензия) легитимирует эти виды деятельности.

Нормы-ограничения реализуются предпринимателями путем их соблюдения (пассивное поведение). Для этого достаточно не заниматься лицензируемыми видами деятельности без лицензии. Однако если лицо желает заниматься лицензируемым видом деятельности, оно обязано совершить ряд активных действий: подать пакет документов в лицензирующий орган, заплатить лицензионный сбор и совершить иные, предусмотренные законодательством действия.

Требования-обязывания устанавливают обязанности предпринимателей перед государством в виде совершения активных действий. Например, платить налоги и сборы, вовремя и по установленной форме представлять в налоговые органы налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и совершать иные, предусмотренные законодательством действия.

Ктссификация требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, может быть проведена по различным основаниям.

Как отмечалось выше, в требованиях к предпринимателям отражаются социально-значимые интересы. Соответственно, требования могут быть классифицированы в зависимости от отражаемых в них интересов. Исполнение требований, отражающих интересы общества в целом и государства, обеспечивается деятельностью органов государственной (исполнительной) власти.

В зависимости от адресата, которого требования касаются, можно выделить требования обязательные:

  • - для всех субъектов предпринимательской деятельности (например, получить лицензию по лицензируемым видам деятельности, подтвердить безопасность своего товара в установленном порядке ит. д.);
  • - только для юридических лиц (например, не использовать чужое фирменное наименование, платить налог на прибыль, установленный, как известно, для организаций);
  • - только для определенной категории юридических лиц (например, для унитарных предприятий, организаций-монополистов, включая работающих в условиях естественной монополии);
  • - только для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности (кредитные организации, страховщики, инвестиционные институты);
  • - только для индивидуальных предпринимателей (например, запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, обязанность платить налог на доходы с физических лиц).

В зависимости от субъекта, предъявляющего требования, различаются требования:

  • - вытекающие из правовых актов ЕАЭС. Например, как нами уже отмечалось, технические регламенты ЕАЭС содержат требования к безопасности продукции, обязательные для применения на территориях членов союза. В силу ст. 53 Договора о ЕАЭС со дня вступления в силу технического регламента ЕАЭС на территориях государств- членов соответствующие обязательные требования к продукции, установленные законодательством государств-членов не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия объектов технического регулирования, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза. Таким образом, обязательные требования к предпринимательской деятельности предъявляются теперь не только правовыми актами РФ, но и правовыми актами органов ЕАЭС.
  • - установленные государством (РФ, ее субъектами) и органами местного самоуправления.
  • - социальные (производить отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, платить работникам в размере не менее минимальной оплаты труда и пр.);
  • - финансовые (платить налоги и сборы, представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, представлять в налоговые органы налоговые декларации и др.);
  • - производственные (соблюдать правила по технике безопасности, вовремя проходить процедуру сертификации своих товаров, регистрировать в установленном порядке декларации в целях недопущения появления на рынке товаров, не отвечающих требованиям безопасности, предусмотренных в технических регламентах);
  • - экологические;
  • - противопожарные;
  • - санитарно-эпидемиологические;
  • - ветеринарные;
  • - антимонопольные;
  • - требования предоставлять статистическую отчетность и др.

В зависимости от этапа (стадии) становления и развития предпринимательской деятельности можно выделить следующие требования:

  • а) легитимации лиц в качестве предпринимателей, легитимации соответствующих видов деятельности. Субъекты легитимируют себя в качестве предпринимателей, регистрируясь в качестве таковых в налоговых органах на основе Закона о государственной регистрации. Получение лицензии означает легитимацию лицензируемого вида деятельности;
  • б) предъявляемые на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности, т. е. сразу же после регистрации, получения лицензии (например, нельзя начинать деятельность в сфере розничной торговли, не приобретя и не зарегистрировав в налоговом органе контрольно-кассовую технику установленных моделей, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовой техники);
  • в) предъявляемые в процессе осуществления предпринимательской деятельности. На данной стадии круг предъявляемых требований расширяется. Так, по итогам отчетных периодов предприниматели обязаны представлять статистическую отчетность, налоговую, а юридические лица также бухгалтерскую отчетность. По итогам налоговых (отчетных) периодов предприниматели (индивидуальные и юридические лица) обязаны платить законно установленные налоги. Если лицо занимает доминирующее положение на рынке товаров и услуг, оно обязано не злоупотреблять своим доминирующим положением. При эмиссии ценных бумаг необходимо соблюдать требования о государственной регистрации выпусков ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска и другие требования.

Контрольные вопросы

  • 1. Как сочетается понятие государственное регулирование с государственным управлением?
  • 2. В каких правовых формах осуществляется государственное регулирование экономики?
  • 3. Укажите виды государственного регулирования.
  • 4. Как классифицируются требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности?

Литература

  • 1. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: монография / отв. ред. И. В. Ершова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.
  • 2. Губин Е. Л. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. М., 2005.
  • 3. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.
  • 4. Шишкин С. Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики: монография. М., 2011.

Общие требования к предпринимательской деятельности 1. 2. 3. 4. 5. Критерии классификации и виды требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности. Общая характеристика требований, предъявляемых к началу предпринимательской деятельности. Общая характеристика требований, предъявляемых к процессу осуществления предпринимательской деятельности. Требования, предъявляемые к качеству товаров, работ и услуг. Техническое регулирование. Стандартизация и сертификация. Понятие отходов и их правовой режим

Условия предъявления требований l l Наличие субъекта – носителя интереса Адресность требования – стадии предпринимательской деятельности Соблюдение правовой формы Соблюдение сроков введения в действие

Требования к началу осуществления ПД l l l Оформление статуса Приобретение правоспособности Регистрация имущества Регистрация оборудования Оформления правоотношений с наемными работниками

Требования к производству l l Общие для всех хозяйствующих субъектов Специальные – по видам предпринимательской деятельности

Общие производственные требования l l Организации бухгалтерского учета Соблюдения противопожарной безопасности Соблюдения санитарноэпидемиологических требований Соблюдение экологических требований

Виды результатов ПД l l l Товар (материальные и нематериальные блага, предназначенные для реализации) Финансовый результат - прибыль (убыток) Отходы

Что не является товаром l l Руды железные сырые (0701007, 0701101, 0708018) в класс товарных руд не входят, относятся к "нулевой" иноаспектной группировке, образованной по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления. Таким образом, обществом произвольно установлен стандарт предприятия на добываемое минеральное сырье без соотнесения данного стандарта с вышеприведенными положениями Общероссийского классификатора продукции ОК 005 -93 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004 -93, а также проектным заданием ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат". В связи с этим нельзя признать, что стандарт предприятия установлен на полезное ископаемое, подлежащее налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых в соответствии со статьей 337 Кодекса.

Литература по техническому регулированию l "ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРАВО: О СИСТЕМНЫХ ПРИЧИНАХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ХОДЕ РОССИЙСКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ" (А. Н. Лоцманов) ("Журнал российского права", 2008, N 8) l "ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ: СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ИЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" (Я. Е. Парций) (Подготовлен для системы Консультант. Плюс, 2008) l "ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" (Л. К. Терещенко, А. В. Калмыкова, В. Ю. Лукьянова) ("Законодательство и экономика", 2007, N 4) l "КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ" (Л. К. Терещенко, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева) ("Журнал российского права", 2006, N 9) l "ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ" (В. И. Лафитский) ("Журнал российского права", 2006, N 9)

Технический регламент l технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)

Технические регламенты принимаются в целях: l l l защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Содержание технических регламентов l l l l безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности

ФЗ – технические регламенты l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22. 12. 2008 N 268 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА ТАБАЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ" (принят ГД ФС РФ 03. 12. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27. 10. 2008 N 178 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА СОКОВУЮ ПРОДУКЦИЮ ИЗ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ" (принят ГД ФС РФ 10. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22. 07. 2008 N 123 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 04. 07. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24. 06. 2008 N 90 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА МАСЛОЖИРОВУЮ ПРОДУКЦИЮ" (принят ГД ФС РФ 11. 06. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12. 06. 2008 N 88 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА МОЛОКО И МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ" (принят ГД ФС РФ 23. 05. 2008)

Понятие стандарта l документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг

Документы в области стандартизации l l l национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; своды правил

Подтверждение соответствия l l 1. 2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: декларирования соответствия обязательной сертификации.

Последствия сертификации услуг l l l согласно информационному письму Госстандарта РФ от 11. 07. 2003 N ВК-110 -28/2522 "О сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р" применительно к обязательной сертификации услуг это означает следующее: - если в договоре на сертификацию услуг заявителя с органом по сертификации проведение инспекционного контроля не было предусмотрено, то его проведение для подтверждения действия сертификата соответствия не предполагается; - если в договоре на сертификацию услуг проведение инспекционного контроля было предусмотрено, то возможны две ситуации: 1 -ая: заявитель отказывается от проведения инспекционного контроля. Это означает нарушение условий договора, что регулируется на основании Гражданского кодекса; 2 -ая: заявитель согласен на проведение инспекционного контроля. В этом случае инспекционный контроль подтверждает, что сертификационная услуга продолжает соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована.

Ответственность за нарушение требований стандартов l l Гражданско-правовая (разграничение комплектации поставки и требований стандартов) Административная - Статья 19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

Единство измерений l l единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью; средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений; эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины; государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории Российской Федерации;

Статья 40. Принудительный отзыв продукции l l l 1. В случае невыполнения предписания или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. 2. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом. В случае, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Понятие отходов l остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства

Виды требований к отходам l l l l Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами Статья 10. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов Статья 12. Требования к объектам размещения отходов Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Статья 13. 1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению Статья 17. Трансграничное перемещение отходов

Требования по поводу опасных отходов l l l Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами Статья 16. Требования к транспортированию опасных отходов

Статья 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов l l l 1. К доходам в целях настоящей главы относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации). 2) внереализационные доходы.

Правила определения доходов l l l Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. 2. Для целей настоящей главы имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). 3. Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.

Статья 252 НК РФ. Расходы. Группировка расходов Расходами признаются 1)обоснованные и 2)документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), 3) осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.


^ Государственный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий . Такой контроль может быть предварительным и последующим. Предварительный контроль предусматривает обязательное представление в соответствующий орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок, а также иной необходимой информации. Например, необходимо получать предварительное согласие на совершение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии но последнему утвержденному балансу.

^ Последующий контроль предусматривает, например, обязательное уведомление органа регулирования естественной монополии о сделках по приобретению более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии

^ Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности

Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов . Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты предпринимателей, инвесторы, потребители товаров, работники предприятий и др. Соответственно по данному основанию - в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, - может проводиться классификация требований.

Требования можно классифицировать в зависимости от адресата , к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам предпринимательской деятельности, другие же - к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам.

Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности . Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности.

Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности . Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др. В процессе осуществления хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, стандарты и другие требования к качеству продукции, требования по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить бухгалтерскую и статистическую отчетность. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов.

^ Предпринимательские договоры

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а договором считается соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений. Другими словами, всякое договорное обязательство, именуемое в гражданском праве емким словом “сделка” (купля-продажа, поставка, мена, аренда, подряд и т.д.), должно оформляться договором. Они в целом разделяются на следующие виды:

1)Односторонняя - Сделка, для совершения которой необходимо и достаточно воли одной стороны. В частности:

Выдача доверенности физическим и юридическим лицом любому другому лицу на совершение различных юридических действий;

Завещание, т.е. добровольное действие гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти;

Дарение, т.е. безвозмездная передача собственного имущества или его части другому физическому (юридическому) лицу при его жизни и дееспособности.

2)^ Двусторонние (многосторонние )- Сделки, для совершения которых необходимо, как минимум согласие двух сторон, которыми могут быть различные сочетания как физических, так и юридических лиц.

3)Консесуальные - сделки (договоры), вступающие в силу после того, как стороны достигли соглашения по всем существующим условиям и оформили его в соответствии с законом.

4)Реальные - сделки (договоры), для действительности которых, помимо заключения в требуемом законом виде, необходима реальная передача вещей или денег.

5)Предварительный - договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем соглашение о передаче имущества(выполнении работ, оказание услуг) на условиях основного договора по предусмотренным законом требованиям.

6)^ Договор под отлагательным (отменительным) условием - сделка, при которой стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельств.

7)Письменный - сделка, подписанная сторонами или представителями на основе тех или иных требований, установленных законодательством РК.

8)Устный - сделки, исполняемые при самом их совершении, когда из поведения лица явствует воля совершить её. Подтверждается выдачей жетона, билета или другого знака.

9)Нотариальный - вид письменной сделки, совершённой после нотариального удостоверения, согласно установленным законодательным актам или соглашения сторон.

10)Возмездный - договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей.

11)Публичный - договор, заключённый коммерческой или другой организацией, который устанавливает её обязанности по продаже товаров, выполнению работ(услуг) в отношении каждого, кто к ней обратится.

12)Смешанный - договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законодательством.

13)Биржевой - соглашение о передаче прав и обязанностей в отношении товаров, ценных бумаг и другого имущества, допущенного к обращению на бирже, согласно законодательству и биржевым уставам.

14)^ Мнимый (притворный )- сделка, совершённая для вида без намерения вызвать юридические последствия или с целью прикрыть другую сделку.

15)Недействительный - сделка считается недействительной при нарушении требований, предъявлённых к форме, содержанию и участникам, а также свободе их волеизъявления.

16)^ Договор об отчуждении имущества - регламентируется содержание договоров купли-продажи, мены, дарения и т.д.

17)Посреднические - раскрывают содержание юридических или фактических действий в чужом интересе.

оферта - это предложение заключить договор, а акцепт - принятие этого предложения.

Таким образом, важное значение имеет дата исполнения тех или иных обязанностей. Поэтому в гражданском праве нормы, в т.ч.сроки, принято подразделять на :

Императивные и диспозитивные;

Определённые и неопределённые;

Общие и частные;

Определяемые по промежуткам времени и в виде “момента времени”.

Говоря о форме заключения договора, необходимо подчеркнуть, что в хозяйственной жизни распространены, как правило, письменные, которые в свою очередь делятся на простые и нотариальные. В соответствии с Гражданским кодексом РК обязательная письменная форма сделок устанавливается для следующих случаев :

Осуществляемых в процессе предпринимательской деятельности;

Превышающих 100 месячных расчётных показателей (далее по тексту МРП);

В иных, предусмотренных законодательством или соглашение сторон случаях.

Помимо этого, сделка (договор) может быть недействительной при:

Отсутствии согласия хотя бы одной из сторон, т.е. под влиянием заблуждения, насилия, угрозы, обмана;

Несоблюдение формы, установленной законодательством или противоречии содержания требованиям закона;

Нарушении субъективного состава участников, т.е. участниками являются лица, не имеющие на это право;

Отсутствие лицензии;

Преследовании цели недобросовестной конкуренции и наличия умысла преступления.

В общем виде любой договор должен включать три основные части : вводную, содержательную и заключительную.

^ Вводная часть и реквизиты договора :

составление любого договора должно начинаться с его реквизитов, т.е. с указания вида договора, что индивидуализирует и облегчает его толкование. Далее необходимо установить его номер, дату и место подписания, которые являются критерием оценки правоспособности и дееспособности лиц, совершивших сделку, и определение формы договора.

В водной части договора определяются субъекты, правомочные заключить договор. Здесь указываются полные наименования фирм контрагентов, под которыми они внесены в единый реестр государственной регистрации, т.е. юридический статус сторон, а также их условные сокращённые наименования, под которыми они фигурируют в тексте договорного обязательства(например “Продавец” и ”Покупатель”, ”Поставщик” и ”Получатель”, ”Арендодатель" и “Арендатор” и т.д.).

Особое внимание следует обращать на должностной статус и полномочия лиц, подписывающих данный договор. Помимо этого, в вводной части любого контракта в обязательном порядке следует указывать наименование документа, из которого вытекают полномочия должностного лица на подписание договора.

на основании устава правом заключать договоры без доверенности обладают руководители обществ, предприятий и организаций. Другие лица - заместители руководителя, вице президенты, руководители филиалов и представительств - должны действовать на основании выданной и надлежащей оформленной и заверенной доверенности.

^ Содержательная часть договора , в отношении является самым главным разделом договора- можно отметить, что её объём, структура и сущность зависят от вида и конкурентных обстоятельств сделки. Иначе говоря, договор имеет предмет- то, по поводу чего и заключается соглашение между сторонами.

^ В заключительной части в обязательном порядке следует указывать:

Условия изменения и дополнения, сроки действия и продления договора.

Количество составленных сторонами договора экземпляторов и их места хранения;

Количество и содержание приложений к договору;

Юридические адреса, платёжные реквизиты и подписи сторон.

Все заключённые договоры(руководителем или от его имени другим работником) до их подписания должны в оперативном порядке пройти процедуру согласования соответствующими службами(юрист, бухгалтер, экономист и др.). Порядок согласования и перечень экспертов желательно оформить приказом руководителя предприятия. Причём все подписанные к исполнению договоры должны быть зарегистрированы в регистрационном журнале

^ Правовое регулирование рекламной деятельности

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Он регулирует отношения, возникающие как на товарном, так и на финансовом рынке. Действие Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу.

Требования к рекламе некоторых видов товаров и услуг содержатся не только в Законе "О рекламе", но и в других актах. Так, реклама лекарственных средств осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона о рекламе и ст. 44 Федерального закона от 22 июня 1998 г. "О лекарственных средствах" Реклама пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1997 г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Приказом МВД РФ от 7 июля 1998 г. № 410 утверждена Инструкция о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах


  • а) распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т.н.);

  • б) распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);

  • в) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;

  • г) которая предназначена для неопределенного круга лиц;

  • д) целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;

  • е) которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации
По осуществляемым функциям выделяют следующих субъектов рекламных отношений :

  • рекламодатель - лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

  • рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

  • рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вешания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами

  • потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них
Общие требования к рекламе состоят в следующем.

  1. Реклама должна быть понятна потребителю, не обладающему специальными знаниями.

  2. Реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления.

  3. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.

  4. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший.

  5. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.

  6. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.

  7. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

  8. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям.

  9. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама
^ Недобросовестная реклама - это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т.п.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта и т.п.

^ Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

^ Заведомо ложная реклама - такая, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

^ Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами

^ Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное.

Нормативное регулирование осуществляется через установление в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.

Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых в первую очередь следует назвать Министерстю по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

^ Ответственность в сфере предпринимательской деятельности


  • Деятельность предпринимателя связана с обязанностью выполнения определенных договорами и иными документами обязательств, а также установленных законодательством правил ведения предпринимательской деятельности

  • Ответственность за нарушение обязательств, регулируется ГК (главой 25). При отказе одной из сторон от выполнения обязательств, иски о взыскании убытков, неустойки и долгов разрешаются в хозяйственном суде

  • Нарушение правил ведения предпринимательской деятельности, установленных законодательством, расценивается, как административное нарушение

  • Единственным законом, регулирующим ответственность за административные правонарушения, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). Нормы других законодательных актов, предусматривающих административную ответственность, подлежат включению в КоАП

  • КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные нарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с Кодексом

  • Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому или юридическому лицу

  • Основными административными взысканиями являются:
    Предупреждение (применяется только к физическому лицу)
    Штраф
    Исправительные работы и административный арест

  • В качестве основного и в качестве дополнительного могут применяться:
    Лишение специального права
    Лишение права заниматься определенной деятельностью
    Депортация

  • В качестве дополнительного применяются:
    Конфискация
    Взыскание стоимости предмета административного взыскания

  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности регулируются главой12 КоАП и предусматривает ответственность, которая может самым серьезным образом отразиться на деятельности субъекта хозяйствования, привлекаемого к ответственности, вплоть до разорения (банкротства).
^ Правовые регулирования инновационной деятельности

Под инновациями (нововведениями) понимают конечный результат творческой деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного товара (работы, услуги).

^ Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и внедрению инноваций. Она включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг). Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли

В зависимости от инновационной сферы, то есть сферы деятельности предпринимателей, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают два вида инноваций :


  1. продуктовые, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта, чьи характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, использованные материалы и компоненты) или предполагаемое использование принципиально новые или существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов;

  2. процессные, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода, например метода организации производственного процесса.
В сфере услуг инновацией будет считаться услуга, если ее характеристики или способы оказания новые или качественно усовершенствованные в технологическом отношении. Например, инновациями в сфере услуг будет считаться новая компьютерная система составления маршрута движения транспорта, внедрение пластиковых карт различного назначения, внедрение нового мультимедийного программного обеспечения для целей обучения и др.

^ Источниками финансирования инновационной деятельности служат:


  • собственные средства организаций, в том числе прибыль, включение затрат в себестоимость выпускаемой продукции, работ, услуг;

  • заемные средства;

  • привлеченные средства, например полученные от продажи ценных бумаг;

  • средства соответствующего бюджета;

  • средства внебюджетных фондов (Российского фонда технологического развития, фонда конверсии, фонда стабилизации экономики);

  • средства международных организаций.
^ Субъектами инновационной деятельности могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли заказчика, исполнителя инновационной программы, потребителей инноваций.

^ Объектом инновационной деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах с тем, чтобы эти продукты могли считаться новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций. Объектами инновационной деятельности могут быть: объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.); средства индивидуализации лиц и товаров (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров); результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и экспериментальных разработок и др.

Законодателем дифференцированно подошел к решению вопроса о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Существует три системы правовой охраны :


  1. регистрационная система - действует в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и др. Поскольку это не уникальный результат творчества, он может быть повторен, а следовательно, для возникновения правовой охраны необходимо провести экспертизу, издать специальный акт государственного органа (зарегистрировать), выдать правоустанавливающий документ (патент, свидетельство);

  2. созидательная система - заключается в том, что право на данные объекты возникает в силу самого факта их создания, придания объективной формы, а правовая охрана - с момента создания. Данная система правовой охраны применяется в отношении объектов авторского права;

  3. система конфиденциальности - когда основанием охраны является необходимость сохранения объекта в тайне и зашиты от неправомерного вмешательства третьих лиц. Эта система применяется, например, для охраны "ноу-хау".
^ К "ноу-хау" относится не защищенная охранными документами и не опубликованная полностью или частично техническая, организационная или коммерческая информация, составляющая секрет производства, обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами

Единого законодательного акта , определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Подзаконными актами разнога уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности организаций. Например, Постановлением Госкомстата России от 3 августа 1998 г. № 80 (с изм. от 30 марта 2000 г.) утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия (организации) и инструкция по ее заполнению, Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 утверждена концепция инновационной политики РФ на 1998- 2000 годы. Велика роль актов Российского агентства по патентам и товарным знакам.

^ Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, прО1рамм для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров. Правовой режим некоторых объектов инновационной деятельности сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Инновационные отношения регулируются также международными договорами и оглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры

Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов. Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты предпринимателей, инвесторы, потребители товаров, работники предприятий и др. Соответственно, в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, может проводиться классификация требований.

Требования можно классифицировать в зависимости от адресата, к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам предпринимательской деятельности, другие же -к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам.

Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности. Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности.

Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности. Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др. В процессе осуществления хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, требования технических стандартов, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить налоговую, бухгалтерскую и статистическую отчетность и др. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов.



Понятие и признаки субъектов предпринимательского права.

Понятие предпринимательского права.

Субъект предпринимательского права - это лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения. Признаками субъектов предпринимательского права являются:

зарегистрированность в установленном порядке или легитимация иным образом;

наличие хозяйственной правоспособности (в науке предпринимательского права используется также понятие «хозяйственная компетенция»);

наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

Самостоятельная имущественная ответственность.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. Правосубъектность регионов в настоящее время связана с уставами краев, областей, которые в соответствии со ст. 66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Хозяйственная правоспособность как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях - на основании лицензии. Это возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. Следует выделять общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственную правоспособность.

Наличие общей хозяйственной правоспособности дает субъектам возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (ст. 49 ГК РФ).

Субъект как носитель общей хозяйственной правоспособности может самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом случае говорят об ограниченной правоспособности. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающим образом) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ.

Некоторых субъектов предпринимательского права закон наделяет специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной правоспособностью обладают унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.

Исключительной правоспособностью обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных фондов, аудиторских организаций и др. Организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. Кроме того, хозяйственная компетенция субъектов ограничивается лицензированием.