Осень по календарю начинается 1 сентября, но астрономы считают, что с 21 сентября в день осеннего равноденствия. Фенологи же считают, что осень начинается с появления первых жёлтых листьев на деревьях берёзы бородавчатой или повислой. Обычно это заметно 23 августа. Но я впервые отметил появление жёлтых листьев 18 августа на берёзах, а на липах – 24августа. После первого заморозка желтеющих листьев стало ещё больше, и начался листопад у берёзы, липы, осины. И уже 4 октября во время экскурсии мы отметили, что совсем нет листьев на тополях, на берёзах сохранились листья в очень малом количестве. Частично ещё были листья на дубе у школы, на клёнах. А вот клён канадский остролистный уже совсем потерял свой ярко красный наряд. Мы заметили, что листьев много ещё у ивы, у сирени. Они даже ещё совсем зелёные. Полная окраска листьев происходит, когда основная масса листьев изменила зелёную окраску на цветную. Например, у рябины 18 сентября, у клёна – 20 сентября. Начало листопада – это день, когда листья опадают даже в безветренную погоду или от прикосновения к ветке. Например, у клёна – 14 сентября. Массовый листопад отмечается, когда примерно половина деревьев каждого вида сбрасывает листья. Полный листопад регистрируют, когда деревья теряют все листья. Единичные листья в расчет не берутся. Например, у черёмухи – 22 сентября, у липы – 24 сентября, у осины – 5 октября, у клёна и берёзы около 14 октября. Ясень, клён канадский, тополь, ольха, осина могут сбросить листья за один день. Последовательность листопада у разных деревьев разная: дольше всех не расстаётся с листьями дуб, но и листья на нём появляются позже. Бывают дубы, которые листья не сбрасывают вообще. Пока это явление учёные объяснить не могут.

Листопад идёт неодинаково не только у разных пород деревьев, но даже у представителей одной породы в зависимости от условий роста и индивидуальных особенностей. На сроки опадения листьев влияет возраст и состояние дерева. Молодые растения сбрасывают листья значительно позже, чем спелые и перестойные. Больные деревья, поражённые сердцевинной гнилью, а также поражённые человеком или зверем, теряют листья скорее, чем здоровые. У деревьев, растущих на опушке, на заболоченных и затопляемых местах, листопад проходит быстрее, чем у растений в густом лесу. Игловидные листья у сосны, ели имеют малую поверхность, иглы у них жесткие, покрыты восковым налётом и поэтому слабо испаряют воду. Они успешно переносят зимнюю засуху, очень холодостойки. У лиственницы всё наоборот, поэтому иголки она сбрасывает ежегодно, как и лиственные деревья. У вечнозелёных растений – брусники, клюквы смена листьев происходит весной. У брусники листочки жёсткие, устьица у них находятся только на нижней стороне и вблизи загнутых краёв листочка, поэтому испарение незначительно. У багульника лист опушён снизу, к тому же кустарники зимой скрываются под снегом.

А вот у деревьев, расположенных близко к электрическим фонарям, листопад начинается позже, так как у них световой день дольше.

Причины опадания листьев

К листопаду деревья готовятся заранее. Ещё летом в пазухе черешка листа зарождается почка, а в клеточках древесины откладываются в запас органические вещества. Придёт весна и за счёт этих запасов почка разовьётся в молодой побег с листьями. К осени у черешка листа образуется слой клеток, который отделяет черешок листа от ветки, лист осенью легко отделится от ветки и опадёт.

Значение листопада

Листопад есть приспособление растений к условиям зимы. Сбрасыванием на зиму листьев деревья предохраняют себя от механических повреждений. Часто зимой во время снегопадов под напором снега ломаются даже крупные ветви деревьев. Таких поломок было бы ещё больше, если бы листья не опадали и задерживали бы снег на своей поверхности. Листопад способствует удалению различных минеральных солей, большое количество которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Листопад возвращает почве минеральные соли. Перегнивают листья, и минеральные соли вновь используются для питания растений. Отсюда, листопад зависит не только от внешних, но и от внутренних причин, то есть становится необходимым в результате жизнедеятельности самого растения. Где начало явления листопада? Из дополнительной литературы мы узнали, что такое своеобразное приспособление природы начало складываться. Около 60 млн. лет назад, когда тёплый и влажный климат наших мест стал постепенно сменяться сезонным, с холодной и снежной зимой. В новых условиях выживали лишь те деревья и кустарники, которые уходили в зиму с меньшим количеством листьев. Так из поколения в поколение сложилось это важное свойство листа.

Стоит ли осенью сжигать листья?

Почву покрывает слой из опавших листьев, веток, коры, отмёршей травы. Этот слой называется лесной подстилкой. В лиственном лесу опад ежегодно составляет около 4-х тонн, а в сосновом лесу – до 3,5 тонн на 1 га. Лесная подстилка имеет большое значение в жизни леса. От неё зависят накопление перегноя и минеральных веществ в почве, развитие биологических процессов. Рыхлая подстилка легко разлагается и пропускает воду в почву, плотная подстилка долго гниёт и имеет кислый запах. Подстилка предохраняет почву и корни растений от промерзания. Перегной окрашивает почву в тёмные цвета, поэтому эти почвы лучше прогреваются солнечными лучами, медленно остывают и этим создают благоприятные условия для жизни в почве полезных микроорганизмов и корней растений. Уборка листовой подстилки снижает прирост насаждений на 11%.

Оксана Салимова
Конспект занятия по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Почему деревья сбрасывают листья?»

«»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Для детей старшего возраста

ЗАДАЧИ : формировать элементарные представления о жизни деревьев , их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения де-рева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу, со-здать в памяти детей самые радостные впечатления от первого жёлтого листочка ; закре-пить знания детей о том, почему лист на дереве желтеет и о том , как это происходит.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ : хлорофилл, листопад , окраска.

МАТЕРИАЛ : письмо от Старичка-Лесовичка , картинки строение дерева , строение листа , осенние листья , лупа, листья комнатных растений , деревянные кубики , белые тканевые салфетки, пластиковые стаканчики, бумажная белая салфетка, бечевка, фломастеры, вода, измельченные сухие листья , пластилин, клей ПВА, кисти, белый картон, салфетки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : беседа о деревьях , исследование дерева , заучивание стихов о деревьях , экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюде-ния, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослу-шивание грамзаписи.

Ход занятия

Дети входят под музыку «Осень, золотой листопад »

Приветствие

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

Сегодня в детский сад пришло письмо. Ребятам старшей группы №1 . Это же наша груп-па, значит письмо адресовано нам. Давайте прочтем его и узнаем, от кого оно и что в нем. (Чтение письма)

Воспитатель.

Ребята, поможем Старичку-Лесовичку ?

Вот первое задание.

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ .

Отгадайте-ка, ребятки

Интересную загадку.

Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Если на деревьях листья пожелтели ,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся -

Это время года осенью зовётся.

А какие ещё признаки осени Вам знакомы?

(Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях , идёт листопад , не слышно пение птиц) .

Воспитатель : Молодцы, с первым заданием мы справились.

Теперь второе задание.

Почему летом листья зеленые , а осенью - разноцветные?

Воспитатель : Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить строение де-рева.

Ребенок : У дерева есть корни , ствол, ветки, листья .

Чем покрыт ствол дерева ?

Ствол покрыт корой.

картинка «Строение дерева »

Для чего нужны дереву корни , кора?

Через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева .

Молодцы! Правильно назвали строение дерева .

Летом листья зеленые , потому что получают достаточно воды из почвы.

Давайте докажем, что дерево – живое . Оно получает питание из почвы.

Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям .

А как вода поступает в листья ? Может ли вода течь (подниматься) вверх?

Мнения детей.

Давайте проведем еще один опыт, и посмотрим, как вода поднимается к листикам вверх по стволу и ветвям.

Опыт «Как вода поднимается вверх к листьям »

Для этого пройдем в нашу лабораторию.

Вырезаем из салфетки полоску.

Наносим фломастерами разноцветные точки с один ряд.

На бечевке также наносим на расстоянии друг от друга несколько отметок фломастерами разных цветов.

Наливаем в стаканы воду.

Опускаем полоску из бумажной салфетки в первый стакан так, чтобы она немного каса-лась поверхности воды.

Бечевку помещаем во второй стакан с водой таким же образом, как и салфетку.

Лист состоит из клеток , которые называются устьица. Под влиянием окружающей темпе-ратуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям .

Когда форточки-устьица открыты – из листьев испаряется влага , и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. С приходом осени, все меньше воды поступает в ли-стики, зеленое вещество-хлорофилл, перестает вырабатываться, и листья меняют окраску .

Игра «Кто быстрее прикрепит листья к своему дереву »

Группа делится на две команды. У каждой команды свое дерево , на которое нужно на прищепку прикрепить лист .

Ребята, мы не ответили на вопрос Бабы-Яги, почему лист зеленый ?

Давайте вернемся в нашу лабораторию и проведем еще один опыт.

Опыт «Почему лист зеленый

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань . Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и есть хлорофилл , который окрашивает лист в зеленый цвет .

(Для этого опыта взять сочные листья комнатных растений ).

Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, то зеленое ве-щество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится жел-тым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью ? Оранжевые, красные, корич-невые.

Третье задание.

Ответьте на вопрос ««Почему деревья сбрасывают листья

Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами посмотрим мультфильм.

Просмотр мультфильма. Обсуждение. Ответы детей.

И последнее задание :

Сделайте осеннее дерево своими руками .

Для поделки необходимо :

Коричневый пластилин

Плотный белый картон

Клей ПВА

Сухие листья .

Ствол делаем из пластилина. На место листвы наносим клей ПВА , а сверху посыпаем из-мельченные листья , прижимаем сверху чистым листом .

Конспект занятия в подготовительной к школе группе, тема: «Все ли деревья сбрасывают листву?»

Программное содержание:

1. Формировать представления детей о приспособлении деревьев к разным климатическим условиям произрастания: южным, северным, к условиям жарких стран, джунглей.
2. Закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» и «вечнозеленых» деревьях.
3. Лексическая работа:
- упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;
- в согласовании числительных с существительными.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к природе и развивать к ней интерес.

Материал:

Иллюстрации, гербарий.

Ход занятия:

Ребята, перед вами гербарий с разными листьями. Один из вас будет загадывать загадки, остальные будут отгадывать и находить в гербарии нужный лист. /загадывают дети по очереди/

Загадка про берёзу

Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой.
/Береза/

Загадка про эвкалипт

В нем почти сто метров роста:
На него залезть непросто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезен.
У него одна работа –
Осушение болота.
/Эвкалипт/

Загадка про дуб

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок.
/Дуб/

Загадка про ель

Её всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
/Ель/

Загадка про осину

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит.
/Осина/

Загадка про сосну

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
/Сосна/

Правильно, ребята, вы отгадали, а как их можно назвать одним словом? /Деревья/. Как вы думаете, что общего у всех этих деревьев, которые вы видите на иллюстрациях. /Строение: корни, ствол, ветки/ . А чем они отличаются друг от друга? /У одних деревьев - листочки, у других - иголки/. Вы совершенно правы, а как вы думаете, все ли деревья сбрасывают листву осенью? /Нет, ель и сосна не сбрасывают/.

Ребята, оказывается, все деревья условно можно разделить на:
лиственные деревья, у которых листочки, н - р, береза, рябина, каштан и др.
хвойные деревья, у которых вместо листочков иголки, например: ель, сосна, кедр. По-другому их еще называют «вечнозелеными», потому что они и в северных, и южных условиях всегда остаются зелеными, не сбрасывают иголки. Недаром, есть загадки: «Зимой и летом одним цветом». К вечнозеленым относятся деревья южных стран, джунглей, где никогда не бывает зимы, и деревья не меняют и не сбрасывают листву, например: пальмы, баобабы, секвойи и др.

Физминутка «В одном лесу дремучем»

В одном лесу дремучем
(руки над головой из стороны в сторону)

Жила семья могучая.
(обе ладони сжимаются в замок)

У них был дом огромный
(ладони над головой в виде крыши)

И крыша с трубой темной.
(указ-ые пальцы поднимаются вверх)

Из трубы в колечки дым
(указ-ые пальцы вращаются)

Плим – плим – плим.
(щелканье пальцами)

А вы знаете, ребята, оказывается, климатические условия влияют на то, сбрасывать листья или нет. В наших краях деревья сбрасывают листву, потому что меняются времена года: осень сменяет лето, зима сменяет осень. Поэтому, зимой деревья отдыхают, а растут только весной и летом. А в тундре очень короткое лето, а зима длинная и холодная, поэтому деревья растут очень медленно. Если сравнить нашу березу и березу в тундре, то наша береза высокая, а там она карликовая, невысокая.
В степи деревья тоже невысокие, потому что там жарко, сухие ветра, и корни вынуждены уходить далеко вниз в поисках воды, а на рост кроны не хватает сил. А в джунглях очень высокие деревья, с густой кроной и большими листьями, так как там не бывает зимы, много солнца, влаги; поэтому деревья стараются как можно больше впитать в себя влагу и тепло. - А теперь давайте поиграем: попробуем составить новые слова, например:

лист березы – березовый;
иголка сосны /какая?/ - сосновая;
ветка рябины /какая?/ - рябиновая;
лапа ели /какая?/ - еловая;
свечка каштана /какая?/ - каштановая;
желудь дуба /какой?/ - дубовый;
пух тополя /какой?/ - тополиный;
шишка кедра /какая?/ - кедровая; и др.

Перед вами иллюстрации деревьев, давайте их сосчитаем:

одна береза, две березы, пять берез;
один дуб, два дуба, пять дубов;
одна осина, две осины, пять осин;
один кедр, два кедра, пять кедров;
один тополь, два тополя, пять тополей;
одна сосна, две сосны, пять сосен;
одна ель, две ели, пять елей.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.
Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? /Очищают воздух, на них живут птицы, кормятся животные, создают тень от солнца/.

А как мы можем охранять деревья? /Не разводить огонь, не засорять лес, не ломать ветки/.

Ребята, мы с вами узнали очень много интересного о деревьях, и так хочется об этом рассказать родителям. Вы не будете против, если мы выпустим газету для них? /нет/.Я тоже так думаю.

Анализ занятия:

Ребята, напомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на занятии?
- Какие деревья относятся к лиственным?
- Какие относятся к хвойным вечнозеленым?
- Почему одни деревья сбрасывают листву, а другие нет?
- Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я очень вами довольна.

Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали. Тому есть несколько причин.

Причина первая. Листья дерева в своей совокупности имеют очень большую площадь, и со всей этой площади интенсивно испаряется вода. Летом дерево способно возместить потери влаги, извлекая воду из почвы. Но с похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается; зимой же из промерзшей почвы извлечь влагу и вовсе затруднительно. Деревья с лиственным покровом зимой погибли бы от недостатка влаги, то есть высыхали бы.

По той же самой причине при наступлении засушливого сезона в тропиках и субтропиках деревья в этих климатических зонах сбрасывают листву и стоят оголенные вплоть до прихода сезона дождей.

Причина вторая. Вы обращали внимание, что после сильных снегопадов ветви деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега? Некоторые ветки от этого даже ломаются. Если бы листья зимой оставались на деревьях, то на ветвях задерживалось бы гораздо больше снега, так как листовая поверхность, как мы сказали выше, велика. Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают себя от механических повреждений под напором снега.

Причина третья. Во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые накапливаются в листьях в течение всего лета. Как мы уже неоднократно замечали, лист усиленно испаряет воду. На смену этой испаренной воде в него постоянно поступает новая, которая засасывается корнями из почвы. Но в воде, которую корни получают из почвы, растворены различные соли. Таким образом, листья получают не чистую воду, а солевые растворы. Часть солей используется растением для питания, а остальные соли откладываются в клетках листьев. Чем больше влаги испаряет лист, тем сильнее он минерализуется к осени. В итоге к осени листья накапливают много солей, становятся как бы минерализованными. Избыток минеральных солей нарушает нормальную работу листьев. Поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для поддержания нормальной жизнедеятельности растения.

Кстати...

Как же хвойные деревья умудряются не терять влагу зимой, оставаясь зелеными? Секрет в том, что хвоинки испаряют во много раз меньше влаги, чем листья. Во-первых, поверхность хвоинки во много раз меньше поверхности листа; во-вторых, хвоинки имеют толстую кожицу; в-третьих, они покрыты восковым налетом, который тоже снижает испарение воды. Наконец, устьица в хвоинках расположены в особых углублениях - это снижает интенсивность испарения влаги через них.
Хвойные деревья тоже сбрасывают свой покров, но не враз, как это делают лиственные породы, а постепенно: иголки хвойных живут, в среднем 3-4 года. Поэтому смена "одежды" хвойных протекает незаметно.

Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали. Тому есть несколько причин.

Причина первая. Листья дерева в своей совокупности имеют очень большую площадь, и со всей этой площади интенсивно испаряется вода. Летом дерево способно возместить потери влаги, извлекая воду из почвы. Но с похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается; зимой же из промерзшей почвы извлечь влагу и вовсе затруднительно. Деревья с лиственным покровом зимой погибли бы от недостатка влаги, то есть высыхали бы.

По той же самой причине при наступлении засушливого сезона в тропиках и субтропиках деревья в этих климатических зонах сбрасывают листву и стоят оголенные вплоть до прихода сезона дождей.

Причина вторая. Вы обращали внимание, что после сильных снегопадов ветви деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега? Некоторые ветки от этого даже ломаются. Если бы листья зимой оставались на деревьях, то на ветвях задерживалось бы гораздо больше снега, так как листовая поверхность, как мы сказали выше, велика. Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают себя от механических повреждений под напором снега.

Причина третья. Во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые накапливаются в листьях в течение всего лета. Как мы уже неоднократно замечали, лист усиленно испаряет воду. На смену этой испаренной воде в него постоянно поступает новая, которая засасывается корнями из почвы. Но в воде, которую корни получают из почвы, растворены различные соли. Таким образом, листья получают не чистую воду, а солевые растворы. Часть солей используется растением для питания, а остальные соли откладываются в клетках листьев. Чем больше влаги испаряет лист, тем сильнее он минерализуется к осени. В итоге к осени листья накапливают много солей, становятся как бы минерализованными. Избыток минеральных солей нарушает нормальную работу листьев. Поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для поддержания нормальной жизнедеятельности растения.

Кстати...

Как же хвойные деревья умудряются не терять влагу зимой, оставаясь зелеными? Секрет в том, что хвоинки испаряют во много раз меньше влаги, чем листья. Во-первых, поверхность хвоинки во много раз меньше поверхности листа; во-вторых, хвоинки имеют толстую кожицу; в-третьих, они покрыты восковым налетом, который тоже снижает испарение воды. Наконец, устьица в хвоинках расположены в особых углублениях - это снижает интенсивность испарения влаги через них.
Хвойные деревья тоже сбрасывают свой покров, но не враз, как это делают лиственные породы, а постепенно: иголки хвойных живут, в среднем 3-4 года. Поэтому смена "одежды" хвойных протекает незаметно.