Качество художественных масляных красок зависит от показателя светостойкости, если показатель светостойкости высок- масляная краска хорошая. Светостойкость в данном случае отображает способность краски длительное время сохранять, не изменять свой цвет под воздействием солнечного света. Обозначается этот показатель на тубах в виже звездочек- от одной до трех. Одна * — слабо светостойкая, две ** — средне и ***- высоко светостойкая.

Какой срок годности масляной краски?

Порой, художественные масляные краски могут отличаться по степени светостойкости потому, что выпускаются специально для разного рода потребителя и его возможности потратить свои деньги, выбрать и купить тот или иной продукт. Это значит, что высокохудожественные масляные и учебные, студийные или студенческие масляные краски (определяется родом потребителя или его потребностями), могут специальным образом иметь свою светостойкость, тоесть, удешевляться за счет использования в производстве более дешевых материалов. Каждый художник, который пишет масляными красками, мог заметить, как высохшие белила, со временем, могли становиться желтее значительно быстрее- это означает, что показатель светостойкости материала был ниже трех ***.

Также, по качеству пигмента, его состава и измельченности, отличия также присутствуют, что позволяет делать краски более дешевыми и доступными для совсем начинающих художников. Например, это удобно, когда для обычных поисковых эскизов жаль тратить дорогое масло, но можно существенно сэкономить.

Ядовтые, неприродные цвета и невысокая цена- признак красок, которые уместно использовать с декоративной целью, для эскизных работ. Для профессиональной живописи это не будет являться надежным выбором.

Кроющая способность

Также, важным моментом художественного масла является его кроющая способность. Какой слой масла необходимо нанести на холст, что- бы закрыть низлежащий полностью? Чем тоньше необходим слой, тем кроющая способность масла будет являться лучше.

Но существует ряд красок, которые не могут иметь достаточной кроющей способности. Это не говорит о их качестве, а скорее речь идет о их самой природе, возможностей используемого материала- пигмента и связующего. Такой род красок получил собственное название- лессировочные, не покрывающие полностью, они создают лишь легкий "налет" цвета на предыдущий слой. Некоторые масляные краски, в составе которых использован органический пигмент, также могут быть лессировочным, так как для хорошей покрывной способности нанесенного тонкого слоя будет недостаточно.

Наиболее высокую кроющую способность имеют: все белила, различные черные, кобальты, кадмии, окись хрома, английская красная.
Лессировочные: волконскоит, марсы желтый и оранжевый и краски с органическим пигментом.

Срок хранения художественной масляной краски

Сколько может храниться хорошая масляная краска? Сколько угодно, пока естественным образом ее состав сам не разделится на пигмент и связующее. Но, даже при полном высыхании связующего или вытекания его из тюба, встречались случаи, когда находчивые художники тщательно растирали сухой пигмент снова и смешивали с новым связующим. Даже таким образом материал мог использоваться для определенных целей. 

ГОСТ 7931-76

Натуральная олифа является эффективным средством снижения расхода лакокрасочных материалов. При пропитке деревянных поверхностей делает последние устойчивыми к воде, возникновению грибка и плесени, надежно блокирует поры обрабатываемых поверхностей, благодаря чему существенно снижает расход лака, эмали, грунтовки и других материалов.

Принимая во внимание токсичность и огнеопасность материала, работать с олифой необходимо очень осторожно, обязательно пользоваться средствами индивидуальной защиты, обеспечивать максимальную вентиляцию во избежание накопления высокой концентрации паров.

Материал представляет собой масло со специальными техническими свойствами.

Применение олифы:

Натуральная олифа широко используется в области изготовления красок, эмалей, шпатлевок на масляной основе. Также она применяется с целью пропитки деревянных поверхностей для их эффективной защиты от гниения, заражения грибками и насекомыми. Неоспоримым преимуществом олифы является возможность сократить расход ЛКМ при проведении малярных работ.

Олифа полностью готова к применению. Наносится на предварительно очищенные поверхности кистью или валиком. В случае необходимости, материал можно разбавить растворителем (уайт-спирит) в количестве не более 10-12% от массы.

Какой максимальный срок годности у масляных красок и олифы, они портятся если плотно закрыты?

Перед использованием олифу обязательно перемешивают до однородной консистенции. После высыхания одного слоя, можно наносить последующие.

Свойства олифы

Покрытие олифой характеризуется атмосферостойкостью, износостойкостью, хорошо пропитывает деревянные поверхности, подчеркивает структуру дерева. Легко наносится различными методами, сравнительно быстро высыхает в естественных условиях при 20С.

Меры предосторожности при работе с материалом

Натуральная олифа является продуктом высокой горючести, температура вспышки равна 206С, самовоспламенения - 343С. Работы, связанные с поставкум, использованием и хранением олифы, должны осуществляться в хорошо проветриваемых помещениях, оснащенных системами приточно-вытяжной вентиляции. Работая с натуральной олифой, важно использовать средства индивидуальной защиты - перчатки и респиратор в соответствии с ГОСТ 12.4.011-89. Хранят материал в плотно закрытой таре производителя, в проветриваемых помещениях. Не следует оставлять пропитанные олифой тряпки и ветошь в помещении.

Технические характеристики олифы

Примечание: Технические данные на этот продукт могут быть изменены без уведомления.

© 2009-2018 Arts.In.UA — все материалы на сайте принадлежат их авторам — разработка сайта — Need4Site.Net Страница сгенерирована за 90 мс | SQL запросов: 3

Автор Сообщение
26.02.11, 20:52
nata
17 лет назад моя мама мне подарила ленинградкие масляные краски:) просто как праздник!!!
наконец- то я до них добралась,….ну что поделать у каждого свои сроки созревания
только вот глянула на срок годности 3 года,….всего-то???
ведь женщины растягивают свою молодость любыми способами
почему бы не продлить жизнь краскам к которым я готова только сейчас???
выдавив из тюбиков уже затвердевшую краску (не обошлось без мозолей)
разбавила с льным маслом (olio di lino)где было слишком загустевшее то довела до густой сметанообразной массы-твèрдые комочки выкинула и по моему мнению выглядит краска свежей и очень молодой!!!

на красках итальянских -смотрела и не нашла срока годности
у меня никакого опыта нет с этими красками,после акварели впечатляет….;)
Все кто пишут маслом успевают вложиться в срок годности их???
Спасибо всем кто ответит!!!
26.02.11, 21:27
gan54
Моим ленинградским и подольским лет 25, а всё как новые.
Про нынешние не знаю а советские хуже не становятся — пользуйте!
ЗЫ. Есть ещё краски до революции сделанные — от деда остались; он гимназистом ещё ими рисовал. Но и они ещё вполне годные, хотя рука не поднимается ими красить — жалко)
26.02.11, 22:59
olesja
Наташенька, пишите смело. Срок годности- это гарантия незатвердиваия (зарезинивания)краски.Просто следите за тюбиками(их гермитичностью)Знаю по личному опыту коричневые марсы зарезиниваются очень скоро. Эту краску впрок лучше не заккупать.3-и года назад купила тюбиков 40 белил титановых МАСТЕРКЛАСС- краска начала засыхать от конца тубы.
26.02.11, 23:28
moudaris
Маслянные краски всегда годны, если они еще не засохли.Копиисты находят на западных блошинках краски еще времен Ван Гога. Берут такие же старые холсты.Такую подделку не вскроет никакой химический анализ.
26.02.11, 23:34
nata
Спасибо огромное,зачем тогда сроки годности подписывать??
ведь этож не молочный продукт!!

Есть ещё краски до революции сделанные — от деда остались; он гимназистом ещё ими рисовал. Но и они ещё вполне годные, хотя рука не поднимается ими красить — жалко)

да уж если такими красить, тогда и за цены царские продавать

olesja
ещè московские "студия" 1999 года,тоже нормальные,хотя некоторые затвердели,а ленинградские которым больше 17 лет сохранились лучше,вот так

26.02.11, 23:50
moudaris
А ленинградские краски в СССР были лучшими. Подольск для эскизов.
Лучшие краски получаются, когда вы сами пигмент смешиваете с маслом. Ценность краски в количестве в ней пигмента. Дешевые китайские краски это каша из глины.Иконописцы сами делают краски на яичном желтке.Яичную темперу.
26.02.11, 23:57
nata
я и ленинградской акварелью,которой больше 20 лет ещè пользуюсь,периодически докупаю самые ходовые-светлые-
а так очень довольна ей.
28.02.11, 18:06
nata
тогда ещè вопрос:
Как долго сохнет работа, зависит от колличества масла наложенного???
в холодном помещении лучше или в тèплом???
28.02.11, 18:39
tsipa777
У меня тоже есть тюбики, которым больше 20 лет,подольские и ленинградские, и как новенькие,главное-что бы герметично закрыты.Высыхание работы полностью зависит от растворителей и масел, которыми вы будете пользоваться.

Тема: Нашел две банки масляной краски. что ей можно красить?

Можно добавить каплю сикатива, для более быстрого высыхания.Свою первую работу маслом я написал на подсолнечном масле. Несколько месяцев не могла высохнуть:)))

01.03.11, 23:11
nata
15 лет назад я тоже попробовола маслом впервые-разбаляла растительным,чо -то у меня так было всè густо,что трудно было работать,на этом желание пропало.
Появилось только сейчас и вот пробую.

Спасибо Евгений
а вот ещè вопрос если покупается холст с подрамником прилагается 8 клиньев(деревянных) с обратной стороны подрамника -я поняла как их крепить,но вот для чего они не поняла,кто нибудь ответит???? спасибо

02.03.11, 01:40
woit
Клинья следует подбивать в случае провисания или слабого натяжения холста. На маленьких форматах они и без надобности бывают. 02.03.11, 08:24
tsipa777
nata, клинья сразу поставьте, что бы не потерялись, а как ими пользоваться Вам подсказали. Это правильные подрамники, в отличии от склеенных. 02.03.11, 16:37
ganzja
Народ, кто-нибудь рисовал красками ТМ "Академия"?
У меня есть несколько тюбиков, никак не пойму, в чем прикол: они вроде бы и неплохи, сохнут быстро, пластичные, но плохо вступают в смеси друг с другом, грязь какая-то получается и много из них вытекает масла. Появились сравнительно недавно, в Киеве делают. Стоят довольно дешево и ВСЕ в одну цену. 02.03.11, 17:39
nata
ganzja
насчет красок ТМ "Академия" -ничего не знаю,не пробовала,но как вы их описали-такие покупаю только детям (моим)
потому как дешèвые,но выглядят в тюбиках как у мамы (по взрослому) для них (детей это важно)

woit ,tsipa
Спасибо за информацию!!!
а про клиньи с обратной стороны подрамника можно поподробнее….

Допустим в начале самой работы их закрепила или вбила (как правильно???) и уже есть гарантия что холст не будет провисать???
или по ходу работы если начинает провисать то вбивать клинья сильнее(то есть глубже??) как функционирует это???

02.03.11, 17:56
graver
Собрали раму — вбили клинья.

Провисло в процессе работы — подбили ещё. Можно и по прошествии нескольких лет подбивать. Дерево ссыхается, холст растягивается, влажность и т.д. и т.п…

02.03.11, 18:09
nata
graver
спасибо огромное,какие -ж тонкости в этой заливной рыбе!!! 09.04.11, 16:00
aleksa1_
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=c44b4d&url=http%3A%2F%2Fartsecrets.ru%2Fget%2FSacha11 12.10.11, 15:24
serenity
Открыла банки с совдеповскими эскизными красками, отличные, и цвета насыщенные, а вот в тубах пласкогупцами надо выдавливать, правда, смею заметить, что крамплак всегда жидкий попадался, а вот зеленые и пурпурные с фиолетовыми-в основном затвердевшие
Белила покупаю в основном титановые, но нашла тубу, которой лет пять, уже довольно резиновая краска там

У кого есть своя дача, тот поймет, что при использовании на участке конструкций из дерева либо при использовании отделки на основе дерева, необходимы различные дополнительные защитные обработки и покрытия. Дело в том, что у меня на дачном участке установлен с двух сторон деревянный забор, то есть со стороны соседей, а главный забор с подъездной стороны сделан, как и положено из камня. Также древесиной у меня отделаны стены двухэтажного дома, видел я по телевизору применения отделки наружных стен сайдингом, который мне очень понравился и поэтому на своей даче решил применить точно такую же отделку, то есть с помощью деревянного сайдинга. Сайдинг очень эффективно смотрится, хотя ничего сложного он из себя, не представляет, просто нужно укрепить доски не параллельно стене, а под определенным углом, чтобы вода при дожде имела более удобный сток. Конечно же, для сайдинга продаются специальные доски но я решил сам заготовить такие деревянные доски.

Однако доски для забора и для , которые находятся на улице, требуют определенных обработок, чтобы дерево не впитывало воду, не боялось воздействия солнечных лучей и имело стойкость к различным механическим воздействиям. Просто покрасить доски краской является малоэффективной и малонадежной защитой, ввиду особенностей строения самой древесины. Поэтому перед самой покраской дерева необходимо обработать древесину специальными качественным покрытиями, именно таким покрытием и является олифа. Сама это пленкообразующее вещество, обычно желтого или светло красного прозрачного цвета, которое служит идеальной защитой дерева, образуя на нем тонкую защитную пленку. После олифовки можно уже покрывать доски краской, или даже лаком, срок годности покрытия олифой обычно от двух до десяти и даже более лет. Современный рынок олиф очень богат сегодня, однако я лично рекомендую использовать так называемые Натуральные олифы, которые производятся согласно ГОСТ 7931-76, из натуральных масел, обычно льняного, соевого или подсолнечного масел. Я не хочу навязывать вам конкретную олифу, но при покупке я выбрал именно натуральную льняную олифу под названием Гладиатор, а эффективность этой олифы очень и превосходная, - лично я действием обработки этой олифой очень доволен. Доски обрабатывал три года назад, но доски не прогнили, не посинели и не набухли, даже древоточцев за это время не было, поэтому для внешних и внутренних работ рекомендую эту олифу всем!

Эта олифа очень эффективно проникает глубоко в поры поверхности древесины и образует просто превосходную защиту буквально от самых различных воздействий. Можно использовать Гладиатор буквально везде, высыхает один слой максимум через одни сутки, противопоказаний и вредности олифа эта не имеет, единственное, что олифа эта огнеопасна. Еще эта олифа подходит не только для защиты древесины, но подходит для разведения разных красок, а также для пропитки штукатурки для последующей ее окраски. Перед олифовкой очень желательно чтобы дерево было сухим и чистым, температура воздуха также должна быть не менее чем +10 С, не забудьте также перед применением олифы ее очень тщательно перемешать, можно даже добавить немного Уайт-спирита (около 10:%). Еще могу посоветовать, если древесные доски имеют много щелей, то очень эффектно будет смешивание этой олифы с древесными опилками до общей массы. Также посоветую вам проверить при покупке олифы его срок годности, обычно он равен двум годам, также не следует наносить много слоев олифы, - рекомендуется наносить один тонкий слой олифы... хотя я лично для большего эффекта наносил, валиком и в трудно доступных местах кисточкой, в два слоя.

Назначение и принцип действия олифы Оксоль

В строительстве и быту очень часто используют древесину, а вот защитить ее от разрушающего воздействия насекомых и времени поможет олифа Оксоль. Познакомимся с особенностями этого состава, его характеристиками и, конечно, остановимся на практической части.

Принцип действия состоит в том, что большинство масел при контакте с кислородом, теплом и светом очень интенсивно густеют, а тонкий слой вовсе затвердевает. Это происходит из-за глицеридов жирных кислот, потому что их количество и степень йодного числа (показатель количества двойных связей в углеродной цепочке) прямо пропорциональны скорости застывания средства. Максимально эффективны льняные и конопляные составы олифы Оксоль (ГОСТ 190–78), так как масла этих растений имеют 80% и 70% глицеридов линолевой и линоленовой кислоты соответственно, а йодное число превышает 150.

Следует отметить, что в своем природном виде любое растительное масло застывает довольно долго, и чтобы ускорить это свойство, его подвергают термической обработке. При нагревании замедляющие отвердевание вещества разлагаются, а соли провоцируют стремительное окисление. Кроме того, вводятся специальные соединения, способствующие его стремительному высыханию (сиккативы). В результате нанесенная на поверхность пленка переходит в твердое состояние за время от 6 до 36 часов.

Виды олиф и их особенности

Существуют несколько разновидностей олиф для дерева. Натуральные на 97% состоят из масел растений (подсолнечника либо льна), оставшуюся часть занимает сиккатив. Их основное назначение – разбавление красок и обработка деревянных поверхностей в помещениях. Делятся такие олифы на оксидированные и полимеризованные. Последние имеют более темный окрас, а изделия, обработанные ей, быстрее стареют.

Характеристики олифы Оксоль (ГОСТ 190–78) практически не отличаются от натуральной. Применяется она для внутренних и наружных работ. А вот в состав входит еще растворитель, который придает резкий запах. Также этот вид дешевле предыдущего. Выпускается олифа Оксоль двух марок – "В" и "ПВ". Первые создаются на основе масел льна либо конопли. Для создания вторых используют нефтеполимерные смолы и иные технические масла. Поэтому, работая олифой, особенно марки "ПВ", следует быть предельно аккуратным, надевать респираторы и защитные перчатки.

Часто Оксоль имеет пометку "комбинированная", "композиционная" или "полунатуральная", что лишний раз доказывает ее происхождение. Но иногда это имеет принципиальную разницу для тех, кому важен состав. Комбинированная Оксоль получила в качестве натуральной составляющей рапсовое масло, тогда как в основном для производства использовалось подсолнечное. Но ситуация осложнялась тем, что новый компонент относится к классу невысыхающих. Тогда его предварительно оксидировали, и в результате комбинированная Оксоль получала те же характеристики, что и исходный вариант состава.

В широком смысле слова комбинированная олифа получается путем смешивания масел нескольких растений либо прошедших разную обработку, также допускается добавление синтетических веществ и растворителя. Применение этого варианта в большей степени встречается в приготовлении красок. Выпускается олифа нескольких марок. В обозначении первой стоит буква "К", а за ней следует номер. Если в маркировке указано четное число, то смесь используют для внутренних работ, а нечетное – для окраски наружных объектов.

Последний тип – синтетические составы. Основой для красок выступает алкидная олифа, ее стоимость значительно ниже масляных, что является несомненным плюсом. Еще один вид – композиционные составы. Их качество недостаточно высокое, да и из-за повышенной токсичности использование ограничивается только наружными работами. Выбирая синтетические олифы, следует быть предельно внимательными, так как если в них будет присутствовать хотя бы небольшой осадок натуральных масел, то слой после окраски может очень долго не высыхать. Определить наличие подобных включений можно визуально. Такая смесь имеет рыжеватый оттенок и черный осадок.

Технические характеристики – изучаем ГОСТ

Для олифы Оксоль (ГОСТ 190–78) характерны следующие свойства. Из-за растворителя она имеет резкий запах, который выветривается не сразу. Время полного высыхания составляет не более суток. Кроме того, олифа Оксоль отличается легкой воспламеняемостью и токсичностью, поэтому, работая с ней, следует придерживаться всех правил безопасности.

Согласно ГОСТ 190–78, маркировка осуществляется в зависимости от состава, например, обладающая превосходными свойствами олифа "В" делается только из конопляного и льняного масла. Ее можно использовать как для разведения, так и для изготовления масляных красок. Также допустимо проведение наружных и внутренних малярных работ. Аналогичное назначение имеет и олифа "ПВ", созданная на основе иных технических растительных масел (подсолнечного, винограда, соевого, кукурузного и т. д.), но ее использование ограничивается только работами внутри помещения.

Технические характеристики олифы Оксоль указываются в ГОСТе 190–78, но все же остановимся на них более подробно. Кислотное число для типа "В" составляет не более 6 мг КОН/г, а для "ПВ" – 8 мг КОН/г. Исключением является олифа на основе подсолнечного масла, в этом случае этот показатель может достигнуть 10. Недопустимо, чтобы отстой превышал 1%, прозрачность должна быть полной. Массовая доля нелетучих веществ колеблется в пределах от 54,5 до 55,5 %, независимо от марки. Температура вспышки в закрытом тигле выше 32 °С.

Хранение

Хранится олифа Оксоль в основном в металлической таре, открывать же ее категорически запрещается инструментами, дающими искру. При перевозках необходимо использовать транспортную маркировку, а именно знак "Беречь от нагрева". Более подробно все характеристики состава, а также требования техники безопасности, методы испытания и правила приемки описаны в ГОСТе 190–78.

Окраска изделий Оксолью

Теперь рассмотрим особенности применения олифы Оксоль. В целом большой сложности в этом нет, но некоторые нюансы мы хотим выделить, поэтому разберем порядок работ.

Как окрашивать изделия олифой Оксоль - пошаговая схема

Шаг 1: Подготовительный этап

Из-за резкого запаха и токсичных выделений следует особое внимание уделить технике безопасности. Все работы проводятся в спецодежде, в особой защите нуждаются и органы дыхания, поэтому следует заранее подготовить респиратор, а на руки надеваются резиновые перчатки. Если же состав попал на кожу, тогда необходимо незамедлительно стереть его ветошью, смоченной растительным маслом, и хорошо промыть поврежденный участок теплой водой с мылом. Избегайте попадания олифы в органы зрения. Кроме того, в помещениях, где проводятся работы, запрещено наличие открытого огня. А все источники освещения и электрооборудование должны быть надежно защищены от взрыва. И обязательно позаботьтесь о хорошей вентиляции.

Шаг 2: Очистка изделия

Поверхность необходимо тщательно очистить от грязи, пыли, жирных следов и иных покрытий. Также изделие должно быть сухим, а при необходимости отшлифованным или же прошедшим иную механическую обработку. Оптимальными условиями для нанесения олифы будут температура выше 15 градусов Цельсия и влажность воздуха около 80%. В этом случае поверхность после окраски высохнет менее чем за 24 часа.

Шаг 3: Подготовка состава

Не делая акцента на том, берется Оксоль комбинированная или более ценная традиционная, обсудим то, что имеет смысл для работы. Она сразу продается в готовом виде, достаточно просто тщательно перемешать жидкость. Если вы используете уже открытую смесь, успевшую загустеть, то ее можно разбавить уайт-спиритом, нефрасом, скипидаром либо похожими растворителями.

Шаг 4: Особенности окраски

Наносится олифа тонким слоем с помощью малярного валика либо кисточки. При этом между каждым новым слоем необходимо выдерживать интервал не менее суток, так как именно столько времени необходимо для ее полного высыхания. Если комбинированная олифа Оксоль для окраски будет смешана с опилками, то можно зашпаклевать получившейся смесью небольшие трещины. Стоит отметить, что она прекрасно впитывается в любые поверхности разной пористости.

Шаг 5: Хранение

Очень часто мы открываем емкость, но не вырабатываем все ее содержимое. А если плотно закупорить тару и оставить ее в месте, надежно защищенном от влажности и света, то срок ее хранения в таком виде достигает года. Помните, что жидкость токсична и взрывоопасна, поэтому даже при ее хранении соблюдайте всю технику безопасности.

В строительстве и быту очень часто используют древесину, а вот защитить ее от разрушающего воздействия насекомых и времени поможет олифа Оксоль. Познакомимся с особенностями этого состава, его характеристиками и, конечно, остановимся на практической части.

Назначение и принцип действия олифы

Принцип действия состоит в том, что большинство масел при контакте с кислородом, теплом и светом очень интенсивно густеют, а тонкий слой вовсе затвердевает. Это происходит из-за глицеридов жирных кислот, потому что их количество и степень йодного числа (показатель количества двойных связей в углеродной цепочке) прямо пропорциональны скорости застывания средства. Максимально эффективны льняные и конопляные составы олифы Оксоль (ГОСТ 190–78), так как масла этих растений имеют 80% и 70% глицеридов линолевой и линоленовой кислоты соответственно, а йодное число превышает 150.

Следует отметить, что в своем природном виде любое растительное масло застывает довольно долго, и чтобы ускорить это свойство, его подвергают термической обработке. При нагревании замедляющие отвердевание вещества разлагаются, а соли провоцируют стремительное окисление. Кроме того, вводятся специальные соединения, способствующие его стремительному высыханию (сиккативы). В результате нанесенная на поверхность пленка переходит в твердое состояние за время от 6 до 36 часов.

Виды олиф и их особенности

Существуют несколько разновидностей . Натуральные на 97% состоят из масел растений (подсолнечника либо льна), оставшуюся часть занимает сиккатив. Их основное назначение – разбавление красок и обработка деревянных поверхностей в помещениях. Делятся такие олифы на оксидированные и полимеризованные. Последние имеют более темный окрас, а изделия, обработанные ей, быстрее стареют.

Характеристики олифы Оксоль (ГОСТ 190–78) практически не отличаются от натуральной. Применяется она для внутренних и наружных работ. А вот в состав входит еще растворитель, который придает резкий запах. Также этот вид дешевле предыдущего. Выпускается олифа Оксоль двух марок – «В» и «ПВ». Первые создаются на основе масел льна либо конопли. Для создания вторых используют нефтеполимерные смолы и иные технические масла. Поэтому, работая олифой, особенно марки «ПВ», следует быть предельно аккуратным, надевать респираторы и защитные перчатки.

Часто Оксоль имеет пометку «комбинированная», «композиционная» или «полунатуральная», что лишний раз доказывает ее происхождение. Но иногда это имеет принципиальную разницу для тех, кому важен состав. Комбинированная Оксоль получила в качестве натуральной составляющей рапсовое масло, тогда как в основном для производства использовалось подсолнечное. Но ситуация осложнялась тем, что новый компонент относится к классу невысыхающих. Тогда его предварительно оксидировали, и в результате комбинированная Оксоль получала те же характеристики, что и исходный вариант состава.

В широком смысле слова комбинированная олифа получается путем смешивания масел нескольких растений либо прошедших разную обработку, также допускается добавление синтетических веществ и растворителя . Применение этого варианта в большей степени встречается в приготовлении красок. Выпускается олифа нескольких марок. В обозначении первой стоит буква «К», а за ней следует номер. Если в маркировке указано четное число, то смесь используют для внутренних работ, а нечетное – для окраски наружных объектов.

Последний тип – синтетические составы. Основой для красок выступает алкидная олифа, ее стоимость значительно ниже масляных, что является несомненным плюсом. Еще один вид – композиционные составы. Их качество недостаточно высокое, да и из-за повышенной токсичности использование ограничивается только наружными работами. Выбирая синтетические олифы, следует быть предельно внимательными, так как если в них будет присутствовать хотя бы небольшой осадок натуральных масел, то слой после окраски может очень долго не высыхать. Определить наличие подобных включений можно визуально. Такая смесь имеет рыжеватый оттенок и черный осадок.

Технические характеристики – изучаем ГОСТ

Для олифы Оксоль (ГОСТ 190–78) характерны следующие свойства. Из-за растворителя она имеет резкий запах, который выветривается не сразу. Время полного высыхания составляет не более суток. Кроме того, олифа Оксоль отличается легкой воспламеняемостью и токсичностью, поэтому, работая с ней, следует придерживаться всех правил безопасности.

Согласно ГОСТ 190–78, маркировка осуществляется в зависимости от состава, например, обладающая превосходными свойствами олифа «В» делается только из конопляного и льняного масла. Ее можно использовать как для разведения, так и для изготовления масляных красок. Также допустимо проведение наружных и внутренних малярных работ. Аналогичное назначение имеет и олифа «ПВ», созданная на основе иных технических растительных масел (подсолнечного, винограда, соевого, кукурузного и т. д.), но ее использование ограничивается только работами внутри помещения.

Оба вида Оксоли не могут применяться для окраски полов.

Технические характеристики олифы Оксоль указываются в ГОСТе 190–78, но все же остановимся на них более подробно. Кислотное число для типа «В» составляет не более 6 мг КОН/г, а для «ПВ» – 8 мг КОН/г. Исключением является олифа на основе подсолнечного масла, в этом случае этот показатель может достигнуть 10. Недопустимо, чтобы отстой превышал 1%, прозрачность должна быть полной. Массовая доля нелетучих веществ колеблется в пределах от 54,5 до 55,5 %, независимо от марки. Температура вспышки в закрытом тигле выше 32 °С.

Хранится олифа Оксоль в основном в металлической таре, открывать же ее категорически запрещается инструментами, дающими искру. При перевозках необходимо использовать транспортную маркировку, а именно знак «Беречь от нагрева». Более подробно все характеристики состава, а также требования техники безопасности, методы испытания и правила приемки описаны в ГОСТе 190–78.

Премудрости окраски изделий Оксолью

Теперь рассмотрим особенности применения олифы Оксоль. В целом большой сложности в этом нет, но некоторые нюансы мы хотим выделить, поэтому разберем порядок работ.

Как окрашивать изделия олифой Оксоль - пошаговая схема

Шаг 1: Подготовительный этап

Из-за резкого запаха и токсичных выделений следует особое внимание уделить технике безопасности. Все работы проводятся в спецодежде, в особой защите нуждаются и органы дыхания, поэтому следует заранее подготовить респиратор, а на руки надеваются резиновые перчатки. Если же состав попал на кожу, тогда необходимо незамедлительно стереть его ветошью, смоченной растительным маслом, и хорошо промыть поврежденный участок теплой водой с мылом. Избегайте попадания олифы в органы зрения. Кроме того, в помещениях, где проводятся работы, запрещено наличие открытого огня. А все источники освещения и электрооборудование должны быть надежно защищены от взрыва. И обязательно позаботьтесь о хорошей вентиляции.

Олифами называют пленкообразователи, созданные на основе растительных масел, прошедшие дополнительную обработку высокими температуры или окислением. В них добавляют растворители и сиккативы, используемые при создании масляных красок, масляно-смоляных лаков, грунтовок и шпатлевок.

В соответствии с компонентами, из которых изготавливается олифа, она классифицируется следующим образом:

Подробнее о натуральной олифе

Натуральная олифа получается в результате обработки высыхающих и полувысыхающих различных растительных масел (льняного, подсолнечного, конпляного и других), в ней практически нет растворителей.

Натуральная олифа на основе льняных масел - это маслянистая прозрачная жидкость светлого цвета, в которую добавляют масло и сиккатив. Такая олифа подходит для грунтования деревянных, металлических и других поверхностей, изготовления замазок, шпатлевок и разведения светлых густотертых красок. Льняную олифу используют для наружных и внутренних работ при окрашивании пола, дверей, оконных рам. При температуре 20 градусов олифа высыхает до 24 часов.

Конопляная олифа - это прозрачная маслянистая жидкость темного цвета, сделанная из конопляного масла и сиккатива. Подходит для грунтования поверхностей, приготовления замазок, шпатлевок, разведения темных красок и других составов.

Подсолнечная олифа сохнет медленнее, чем другие натуральные аналоги, по прошествии 24 часов еще есть слабый отлип. Образованная пленка эластичная, по водостойкости, прочности и твердости уступает пленкам конопляной и льняной олифы.

Полунатуральные олифы

Эта категория олиф является продуктом термической обработки подсолнечного масла с добавлением сиккативов (примерно 5% от массы), в составе содержится 45% летучих растворителей и 55% подсолнечного масла. В олифе не содержат суррогаты и минеральные масла.

Такие материалы обладают рядом технических свойств, благодаря которым олифу можно использовать для разных покрытий. По внешнему виду такая олифа - это однородная маслянистая жидкость светло-коричневого цвета. Полунатуральная олифа дает блестящую и твердую пленку, стойкую к влаге и атмосферным воздействиям. Она хорошо впитывается в поверхности разного уровня пористости. Для окраски полов такие олифы не подходят.

Комбинированные олифы

Это продукт полимеризации и обезвоживания полувысыхающих и высыхающих натуральных масел. Эта категория олифы применяется в основном для изготовления густотертых красок. Высыхает комбинированная олифа за 24 часа.

Синтетические олифы

Синтетические олифы - это продукт на основе переработки нефти, угля, отходов производства синтетического каучука. Они не отличаются высоким качеством, имеют темный цвет и характерный запах, выпускаются в ограниченных количествах. Чаще всего такие олифы используются для приготовления краски для внешних работ. Нельзя окрашивать сланцевой олифой полы и предметы быта.

Сланцевая олифа по внешнему виду - это темная жидкость, которая является продуктом окисления масел, растворенных в ксилоле. Высыхает за 24 часа, стойкая к атмосферным воздействиям. Столярные изделия пропитывает слабо, практически вся пленка находится на поверхности. Этот тип олифы является самым дешевым, рекомендуется для разведения темных масляных красок, малярных работ в хорошо проветриваемом помещении. Олифа походит для грунтовки металлических и деревянных поверхностей, пропитки древесноволокнистых и асбестоцементных панелей при внешних и внутренних работах, для приготовления замазок и густотертых красок, для придания блеска новым и старым покрытиям.

Сравнение характеристик олиф

Алкидные и масляные олифы чаще всего являются основой для изготовления красок. Алкидные более дешевые, поэтому недобросовестные производители чаще используют именно их. Натуральные масляные олифы применяются для разведения красок, композиционные олифы в лакокрасочном производстве не нашли повсеместного применения из-за низкокачественного получаемого покрытия.

Стойкость большинства олиф к воздействиям внешней среды уступает другим средствам обработки поверхности, поэтому использование этих материалов для наружных работ ограничено. Натуральную олифу, самый дорогой вид олифы, использовать для внешних работ непрактично: покрытие нужно будет постоянно обновлять, а это очень дорого. Также натуральную олифу не стоит применять как предварительное покрытие под покраску, для этого подойдут более дешевые алкидные олифы. Также алкидные олифы лучше сопротивляются атмосферным воздействиям.

Для внутренних работ, с точки зрения экологичности и удобства нанесения, преобладает натуральная масляная олифа - она не имеет резкого запаха, не выделяет вредных веществ. Но из-за дороговизны этого материала чаще используют алкидные олифы или оксоль. Они имеют характерный запах, поэтому помещение должно быть хорошо проветриваемым.

Композиционные олифы токсичны, причем не только в период высыхания, поверхность, обработанная такой олифой, может издавать неприятный запах и выделять вредные вещества несколько лет. Поэтому такой вид олиф подходит только для наружных работ в нежилых помещениях.

Порядок проведения работ с олифой

1. Перед использованием олифы рабочую поверхность нужно очистить и обезжирить.

2. Полунатуральные олифы и составы на их основе наносятся на сухую поверхность.

3. Олифа и составы на ее основе наносится при помощи кистью, валика или краскораспылителя.

Примерный расход полунатуральной олифы составляет150-200 г/м3. Высыхает олифа до 24 часов.

Хранение олифы и безопасность

Олифа - это взрывоопасный материал, поскольку в ее составе есть растворители и масла. Помещения, в которых проводятся работы, обязательно должны хорошо проветриваться. При попадании олифы на кожу, ее можно вытереть сухой ветошью и смыть водой с мылом. Олифу хранят в плотно закрытой таре подальше от огня и электроприборов.

Если олифа загустела, допускается разбавление нефрасом, уайт-спиритом или растворителем для масляной краски в пропорции 1:10 по массе.