Логопедическая игра-викторина «Хочу всё знать!» для младших школьников

Данный материал полезен для учителей-логопедов и учителей начальных классов. Викторина поможет закрепить знания детей о звукобуквенном и слоговом анализе слов, постановке ударения, а так же узнать интересные факты из жизни животных, птиц и насекомых. Педагоги могут использовать как всю викторину, так и отдельные её вопросы частью урока.
Цель: закрепление ранее изученного материала по темам звукобуквенный и слоговой анализ слов.
Задачи:
1. Закрепить навыки звукобуквенного и слогового анализа слов.
2. Расширить знания детей о животном мире;
3. Воспитывать бережное отношение к природе;
4. Формировать умение работать в команде.
Правила проведения викторины: класс делится на две команды, вопросы командам задаются поочерёдно. Принимаются только доказательные ответы. Например: при нахождении ударного слога, слово нужно позвать и разделить на слоги и так далее.
Материалы : картинки с изображение животных, птиц и насекомых, материалы для награждения победителей медали с изображением животных.

Вопросы первой команде

1.Кто из животных впадает в спячку?
(Барсук или белка).
В слове отгадке ударный второй слог.

2.У какого насекомого кровь голубого цвета?
(Паук или муравей).

3. Какое млекопитающее спит с одним открытым глазом?
(Кошка или дельфин).
В слове отгадке звуков меньше, чем букв.

4. Какую рыбу называют лесным санитаром?
(Щука или карась).
В слове отгадке первый звук согласный мягкий.

5. Какой зверь самый чистоплотный?
(Медведь или барсук).
В слове отгадке последний звук согласный твёрдый.

6. У какого животного самый крепкий сон, его можно тормошить как угодно и он не проснётся?
(Куница или суслик).
В слове отгадке 2 слога.

7. У какой птицы нет крыльев и хвоста?
(Киви или дрозд).

8. Какая птица прилетает весной первой?
(Ласточка или грач).
Если поменять в слове первый звук, то получится название профессии.

9. Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай, - будто кошке на хвост наступили. Какая птица издаёт эти звуки?
(Иволга или сорока).
В слове отгадке спряталось название реки.

Вопросы второй команде

1. У какого насекомого ухо на ноге?
(Муха или кузнечик).
В слове отгадке ударный слог второй.

2. Какая птица символ доброты и счастья. Хозяева были счастливы, если эта птица селилась у их дома?
(Скворец или аист).
В слове отгадке все согласные глухие.

3. Самая древняя домашняя птица?
(Курица или гусь)
В слове отгадке букв больше чем звуков.

4. Какую птицу в некоторых странах охраняют за то, что она очищает пляжи от мусора?
(Чайка или фламинго).
В слове отгадке первый согласный звук мягкий.

5. У какой птицы из зоба выделяется самое настоящее птичье молоко?
(Клёст или голубь).
В слове отгадке последний звук мягкий.

6. Какая птица лесной полицейский, даёт знак лесным обитателям своим скрипучим голосом о появлении человека?
(Сойка или кукушка).
В слове отгадке 2 слога.

7. Какое животное видит всё в сером цвете, не различает другие цвета? (Кошка или собака).
В слове отгадке столько гласных, сколько и согласных.

8. Какую рыбу можно превратить в птицу?
(Карась или сазан).
Если поменять в слове первый звук, то получится название птицы.

9.Самое прожорливое насекомое?
(Муравей или стрекоза).
В слове отгадке спряталось слово, название домашнего животного.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: «легкая» или «умеренная» степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. В результате поражения центральной нервной системы у этих детей наряду с физическими недостатками наблюдаются и психические и психологические проблемы. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности: восприятие, мышление, память, внимание. В связи с недостаточным развитием мышления страдает и речь. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Коррекция недостатков развития и компенсация нарушенных функций проводится на коррекционно-развивающих и логопедических занятиях, но для достижения более высоких необходимо проводить эту работу не только на уроках, но и во внеклассных занятиях.

Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках русского языка и логопедических занятиях.

Задачи:

  • Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза
  • Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных
  • Закрепить знания о сказках и сказочных героях
  • Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание, память.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Для проведения логопедической викторины, объединить учащихся в две команды. Каждая команда придумывает себе название. При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Для определения очередности проводится жеребьевка.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: В течение года вы активно посещали логопедические занятия, занимались на уроках русского языка. Настало время проверить – чему вы научились за этот год. В течение всей игры вам надо быть внимательными, быстро принимать решение, работать дружно.
Сегодня в нашем игровом сражении участвуют две команды: (представление)
И так, мы начинаем!

I. Конкурс «Блиц»

За 1 минуту участники команды должны ответить на максимальное количество вопросов.

Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл

1 команда

  1. Дом для учебников. (Портфель)
  2. Буквы которые не составляют звука. (Ь, Ъ)
  3. Он до Киева доведет. (Язык)
  4. Цветок – гадалка? (Ромашка)
  5. В каком месяце есть 29 дней? (Во всех, кроме февраля, если год не високосный)
  6. Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой).
  7. Где сухого камня не найдешь? (В воде)
  8. Эмблема государства. (Герб )
  9. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
  10. Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать? (Глагол)
  11. В каком веке муку мололи греки? (Муку не мелют)
  12. Сколько гласных звуков в русском языке? (10)
  13. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
  14. Как называется основная часть слова? (Корень)
  15. Яблоко, мандарин, груша – одним словом. (Фрукты)
  16. Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (Пятница)
  17. Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? (Прямой)
  18. Площадка для катания на коньках? (Каток)
  19. Тетрадь для записи домашних заданий. (Дневник)
  20. Шкаф, кровать, стол – одним словом. (Мебель)

2 команда

  1. Дом для денег. (Кошелек)
  2. Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой О).
  3. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
  4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
  5. На что больше всего похожа половина яблока. (На другую половину)
  6. Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупляется. (Петух)
  7. Если позавчера был понедельник, то какой день будет завтра. (Четверг)
  8. Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое? (Прилагательное)
  9. Как называются слова образованные от одного корня? (Однокоренные)
  10. Белый, сладкий, тает в воде. (Сахар)
  11. Пиджак и брюки – одним словом. (Костюм)
  12. Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? (Медленный)
  13. Назовите букву, состоящую из двух звуков. (Любая гласная 2 ряда)
  14. На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя? (На мокрое)
  15. Предмет, которым вытирают руки и лицо. (Полотенце)
  16. Морковь, свекла, кабачок – одним словом. (Овощи)
  17. Очень большой – одним словом. (Огромный).
  18. Одна из двенадцати частей года. (Месяц)
  19. Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова вырасти хвост. (Ящерица)
  20. Наименьшая мера времени. (Секунда, миллисекунда)

II. Конкурс «Озорные буквы» . Вопросы от Незнайки

Для каждой команды подготовлены по 5 пословиц (поговорок)

Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: З абота не волк, в лес не убежит (работа) З-Р.

Команды по очереди называют выбранные буквы.

  1. Буква «Р» – Мы сами с ушами (усами) Ш-С
  2. Буква «Т» – Больше дела, меньше снов (слов) Н-Л
  3. Буква «А» – Не тесто красит человека, а человек тесто (место) Т-М
  4. Буква «Ж» – Корова на дворе, молоко на столбе (столе) лишняя Б
  5. Буква «Б» – Лось до добра не доведет (ложь) С-Ж
  6. Буква «Ц» – Лес рубят, кепки летят (щепки) К-Щ
  7. Буква «Ф» – Не зная броду, не суйся в моду (воду) М-В
  8. Буква «К» – Полк в овечьей шкуре (волк) П-В
  9. Буква «Ю» – У лжи ногти коротки (ноги) лишняя Т
  10. Буква «Д» – Нашла коза на камень (коса) З-С

Оценивание: 2 балла за правильный ответ

III. Конкурс «Заморочки»

Условия конкурса: Командам выдаются карточки. Членам команды необходимо заполнить карточки, образуя новые слова: образуя прилагательные от имен существительных.
Карточки для обеих команд одинаковые.

Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл

Игра для зрителей «Вершки и корешки»

У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки)

Задание: Ведущий называет овощ, зрители поднимают правую руку, если названном овоще в пищу идет вершок, если – корешок, то левую руку.

Капуста (П),
Морковь (Л),
Баклажан (П),
Свекла (Л),
Картофель (Л),
Кабачок (П),
Помидор (П),
Яблоко (Яблоко фрукт. Руки поднимать не надо),
Репа (Л),
Огурец (П)
Лимон (фрукт, руки поднимать не надо),
Редис (Л)

IV. Конкурс «В гостях у сказки»

Условия конкурса: ведущий зачитывает краткое повествование сказки в современном изложении. Команды должны назвать сказку и имя сказочного персонажа.
Члены команды по очереди называют номер понравившегося солнышка и отвечают на вопросы.

Оценивание: 2 балла за правильный ответ.

№1. У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которым на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся)
№2. Несмотря на то, что Баба Яга, как и любая другая женщина, скрывает сколько ей лет, стало известно, что её возраст выражается наименьшим трехзначным числом. Сколько лет Бабе Яге? (100)
№3. Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке (Доктор Айболит)
№4. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал (Колобок).
№5. Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. Кто это? (Золушка)
№6. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха-Цокотуха)

V. Конкурс «Раз словечко, два словечко» от Кота в сапогах

На слайде две картинки с изображением мышей. Капитан команды лидирующей команды выбирает понравившуюся картинку.

Условия конкурса: Членам команды необходимо разгадать три ребуса скрывающиеся за картинкой. Если первая команда не справляется с заданием, отвечает вторая команда.

Оценивание: за каждый правильно разгаданный ребус 2 балла.

  1. Восемь 1. Стриж
  2. Портфель 2. Пенал
  3. Перемена 3. Запятая

VI. Конкурс «Пойми меня»

Условия конкурса:

– задание выполняется командами по очереди на время;
– играющая команда выходит из кабинета, затем каждый член команды заходит для выполнения задания

Слова: язык, указка

Оценивание: Команда быстрее справившаяся с заданием получает 5 баллов, проигравшая 2 балла.

Ведущий: Замечательно, теперь подсчитаем все баллы и определим победителя! Члены жюри дополнительно определяют лидеров команд и вручают им медали «Наш лидер!»
Ну вот, наше воображаемое сражение закончилось! Все получилось дружно и весело.

Литература

  1. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, М. «Просвещение», 1991г.
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №6, 2002г. Стр. 41 «Использование речевых игр на логопедических занятиях»
  3. Научно-методический журнал «Логопед», №6, 2008г. Стр.108-113 «Новые формы проведения методического объединения»

Для создания презентации использовались интернет-ресурсы:

  • Незнайка http://allforchildren.ru/pictures/neznaika.php
  • Знайка http://allforchildren.ru/pictures/neznaika.php
  • Солнышки http://allforchildren.ru/pictures/sun1.php
  • Сказочные фоны http://allforchildren.ru/pictures/bg.php
  • Колобок http://allforchildren.ru/pictures/kolobok.php
  • Муха Цокотуха, Баба Яга http://allforchildren.ru/pictures/ruskazka.php?page=1
  • Иванушка, Кот в сапогах, Айболит


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ»
Новикова Людмила Вячеславовна, АМБОУ лицей № 9, учитель-логопед, Свердловская обл.
Предмет (направленность): Логопедия
Класс: 1
Место проведения: класс
Цель: закрепление знаний, умений, навыков, полученных учащимися
в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные: закреплять приобретённые произносительные умения.
Развивающие: развивать фонематический слух;
развивать творческое и логическое мышление, память, внимание;
развивать выразительность, эмоциональную окрашенность речи
Воспитательные:формировать умение работать в коллективе сверстников;
воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность;
воспитывать интерес к логопедическим занятиям
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, эмблемы для участников команд (гласные, согласные), бейджики для капитанов команд, табличка «Жюри», бланк для выставления баллов, 2 шкатулки для розыгрывания очерёдности,магнитофон, диск с песней В.Шаинского «АБВГДКА», карточки с заданием, шариковые ручки, медали для награждения, призы, поощрительные подарки.
Х о д в и к т о р и н ы
Организационный момент: (слайд 1). Звучит песня В.Шаинского «АБВГДКА».
Логопед: Дорогие ребята, уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас необычная игра. Ребята на логопедических занятиях обучаются красивой и правильной речи, умению быстро читать и грамотно писать. Для того, чтобы увидеть, чему научились дети проведём логопедическую викторину «Гласные и согласные». Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах. Оценивать работу команд будет жюри (представление членов жюри, протокол проведения викторины приложение № 1). Мы приветствуем так же наших болельщиков! Вам, ребята желаем успехов! Итак, начинаем!
Представление команд
Название команды Девиз
Гласные Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».

Согласные А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
1 конкурс «Рифмовки» (слайд 2)
Логопед:
Ребята, каждая команда приготовила для своего противника рифмовку, но при этом договаривать конец предложений мы не будем. Вам необходимо подобрать рифму (участники по очереди произносят свои фразы другой команде).
I. «Г л а с н ы е»
1. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,….. (карандаш).
2. С Белоснежкою знаком милый и забавный…..(гном).
3. Лишь пришёл домой Иван, сразу лёг он на…..(диван).
4. Есть у лошади ребёнок: шаловливый…..(жеребёнок).
5. Какие они злючки у кактуса…(колючки).
6. Знают все её в лесу: рыжехвостую….(лису).
7. Совершает перелёт серебристый….(самолёт).
8. «Спартак» забил победный гол. Красивый показал….(футбол). 9. Поменял я свой фонарик на воздушный красный…(шарик).
10. Ос – ос – ос – на палубе …(матрос).
II. «С о г л а с н ы е»
У коровы есть ребёнок милый, ласковый….(телёнок).
Подошёл к концу июнь. Вслед за ним идёт… (июль).
Без неё в морозы зябко. Защитит от стужи….(шапка).
Опечален бегемот, гладит свой большой….(живот).
Вот из ванной вышел брат. Банный он надел…(халат).
Приглашает всех ребят урожай отведать….(сад).
Любит сало эта птица желтогрудая….(синица).
Ос-ос-ос - щиплет нос… (мороз).
В магазин приходит Глеб, покупает белый…(хлеб).
Ась – ась – ась – в пруду плавает…(карась).
Жюри объявляет итоги 1 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
2 конкурс «Заколдованное слово» (слайды 3, 4)
Логопед:
Ребята, мы продолжаем нашу викторину. Конкурс необычный и называется «Заколдованное слово». Давайте посмотрим на экран, что же за задание вам необходимо выполнить! (дети угадывают по первым буквам картинок 2 слова). Конкурс проводится на скорость. Первая правильно ответившая команда зарабатывает 1 очко.
радуга дружба
Жюри объявляет итоги 2 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
3 конкурс «Пропавшая буква» (слайды 5, 6)
Логопед:
Дети, по стечению обстоятельств буквы пропали из слов. Незнайка затрудняется выполнить сам. Давайте ему поможем! Работа с раздаточными карточками (приложение № 2, 2.1). Вставьте в слова пропущенные буквы и прочитайте их. На экране появляется вет.
Жюри объявляет итоги 3 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
Поэтическая пауза. Чтение стихов детьми (слайд 7)
Алфавит - наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.
2 .Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается... гласный
3.Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Может быстро проскочить.
А захочет – будет жить.
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышишь стук,
Значит, к нам добрался звук.
Воздух рвет преграды,
Шум получается,
Воздуха нет совсем,
Но звук прорывается.
Как называется звук такой? (согласный)
4. Ударный слог, ударный слог.
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Шутник он, невидимка-молоток.
Тук! – и ударил в безударный слог.. И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок…
Послушай, молоток,
Не путай слоги.
Опять, озорничая, не солги.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А, когда его найдем,
Громче всех произнесем.
4 конкурс «Знатоки Что? Где? Когда?» (слайд 8)
Логопед:
Каждой команде за минуту нужно назвать как можно больше слов по их толкованию. Давайте определим, какая команда будет первой (капитаны команд вытягивают из волшебного мешочка значки с номером 1 или 2).
Вопросы № 1
Как называется место, куда прилетают самолёты с пассажирами, багажом, почтой? (аэропорт)
Как называется палка с леской и крючком на конце? С помощью неё ловят рыбу? (удочка)
Как называется рыбный суп? (уха)
Как называется цирк, где выступают только дельфины? (дельфинарий)
Место, где приготавливают и продают лекарство (аптека)
Летние месяцы (июнь, июль, август)
Детёныш овцы (ягнёнок)
Орган зрения (глаз)
Лиственное дерево с белой корой (береза)
Для снеговика катают снежный (ком)
В траве стрекочет и звенит (кузнечик)
Горд, горбат, живёт в пустыне. На себе он носит воду, груз, людей, еду (верблюд)
Рыжие шалуньи, попрыгуньи. Любят грызть орешки (белки)
Спереди - пятачок, сзади - крючок (поросенок)
Гриб - скоморох! Шляпа красная в горох (мухомор)
Вопросы № 2
Самый высокий милиционер (дядя Стёпа)
Трёхглазый помощник дорог (светофор)
Стучит, гремит, вертится, никого не боится, ходит весь век, а не человек (часы)
Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
Холодное сладкое лакомство, которое похоже на снег (мороженое)
Нити фонариков на новогодней ёлке (гирлянда)
Человек, который охраняет, сторожит что-либо (сторож)
Сосуд для поливания растений (лейка)
Шкафчик для хранения лекарств (аптечка)
Сумка, которую ученики носят за плечами (ранец)
Длинная тупая игла для вязания (спица)
Сладкое вещество, вырабатываемое пчелами (мёд)
Замерзшая вода (лёд)
Ломтик хлеба с колбасой и маслом (бутерброд)
Место, где растут грибы и ягоды (лес)
Жюри объявляет итоги 4 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ засчитывается 1 очко.
5 конкурс капитанов команд «Семь ответов на один звук» (слайд 9)
Логопед: Каждый из капитанов команд получает шкатулку с буквой (Т или Д), на которую должны быть ответы на 7 вопросов. Капитаны отвечают по очереди.
Буква «Т» в начале слова.
Один из видов транспорта.
Детёныш коровы.
Имя девочки.
Учебная вещь.
Дерево, с которого летит пух.
Мобильный….. (телефон)
С помощью этого предмета рубят дрова.
Буква «Д» в начале слова.
Кто лечит людей.
Имя мальчика.
Зимний месяц.
Музыкальный инструмент.
На нём сидят и спят.
Что улитка носит на себе?
Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает.
Жюри объявляет итоги 5 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ капитану команд засчитывается 1 очко.
6 конкурс «Спрятанное слово» (слайды 10, 11)
Логопед:
Каждой команде предлагается таблица с набором букв, среди которых нужно найти слова. Время работы 2 минуты (приложение № 3, 3.1).
Жюри объявляет итоги 6 конкурса. Оценка: за каждое найденное слово 1 очко.
7 конкурс «Редакторы» (слайды 12, 13)
Логопед:
Капитаны команд получают задание на карточках, где необходимо исправить ошибки в предложениях и произнести правильно. Время работы 2 минуты (приложение № 4, 4.1).
Карточка для команды «Гласные»
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов идут дожди.
Брат потерял библиотеку из книги.
Коза принесла девочке корм.
Карточка для команды «Согласные»
Весной луга затопили речку.
Телёнок ведёт девочку на верёвочке.
На тоненьких листьях показались ветки.
Дети набрали костёр для хвороста.
Жюри объявляет итоги 7 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ 1 очко.
Подведение итогов викторины (слайд 14)
Подведение итога жюри, награждение команды победителей, поощрение участников призами.
Логопед:
Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, разрешите мне вручить всем участникам викторины медали.
Затем вручение призов победителям викторины и поощрительных подарков.
Желаю всем отличного здоровья и успехов в учёбе!

Цель : закрепить и обобщить полученные знания и умения детей на логопедических занятиях.

Задачи :

Закреплять приобретенные произносительные умения;

Совершенствовать грамматические категории, работать над словообразованием;

Развивать общую и мелкую моторику;

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла.

Логопедическая викторина

в рамках недели коррекционной педагогики

с учащимися 5 «А» и 5 «Б» классов

Подготовила и провела

учитель – логопед Раянова Э.М.

11.02.2015 г.

Цель : закрепить и обобщить полученные знания и умения детей на логопедических занятиях.

Задачи :

Закреплять приобретенные произносительные умения;

Совершенствовать грамматические категории, работать над словообразованием;

Развивать общую и мелкую моторику;

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Ход занятия:

Дети входят в зал под веселую музыку.

Организационный момент (направлен на общий положительный настрой, на проявление интереса к обучению в школе).

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в страну Правильной и красивой речи. Путешествовать по стране Речи мы будем командами, но прежде чем разделиться на команды, мы проведем игру «Золотые ворота». Встаньте парами, поиграем в ручеёк. А теперь те, кто стоит справа будут в одной команде. Называться ваша команда будет «Умники» (эмблемы красного) , а те, кто слева - «Знайки» - у вас эмблемы синего цвета. Все готовы отправиться в увлекательное путешествие?

Ну, что же, встречайте наших участников! Команды – «Знайки» и «Умники».

Представьтесь нам, команды. Поприветствуйте друг друга.

Приветствие:

«Знайки»:

Мы - ребята боевые,

Любим мы сражаться.

И готовы с «Умниками»

Посоревноваться!

«Умники»:

Мы – веселые ребята,

Не даем себе скучать.

С удовольствием мы будем

«Знайкам» отвечать.

Болельщики:

Пожелаем мы ребятам

Не скучать и не зевать,

На вопросы логопеда

Побыстрее отвечать.

Логопед : Чтобы узнать, кто же победит, нам нужны судьи. Поприветствуем наших судей. За каждое правильное задание вы будете получать балл. Кто больше заработает баллов, тот и победил.

Итак, начинаем наши соревнования.

Для того чтобы у нас было хорошее настроение давайте посмотрим друг на друга и подарим свои улыбки. А теперь давайте назовем друг друга ласково по имени.

1 конкурс – «разминка».

  1. Какая ночная птица охотится на мышей и поэтому её прозвали «пернатой кошкой»?

Сова

Ворона

Глухарь

  1. Почему рыба-пила получила такое название?

За плохой характер

Похожа на пилу

Ею можно всё распилить

  1. «У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
  1. По очереди команды называют слова, обозначают съедобные предметы. Первая команда на звук М, вторая – на звук К.
  1. На звук П – то, что можно найти в комнате.

2 конкурс – «конкурс капитанов».

Назови «самолет» старика Хоттабыча? (ковер-самолет)

Что всё время теряет бабушка? (очки)

Назови детеныша овцы? (ягненок)

Как зовут почтальона из Простоквашино? (почтальон Печкин)

Какое первое желание старика выполнила золотая рыбка? (корыто)

Назови фрукты желтого цвета? (лимон, банан, груша, яблоко)

Назови сказку, где главный герой сделан из муки? (Колобок)

Назови «самолет» Бабы-Яги? (ступа)

Какое сейчас время года и месяц? (весна, апрель)

Назови детеныша лошади? (жеребенок)

Какое второе желание старика выполнила золотая рыбка? (изба)

Назови овощи желтого цвета? (репа, кабачок, лук, кукуруза).

3 конкурс – «Скажи наоборот».

  1. «Противоположные слова»

Участники с мячиком в руках добегают до парты кладут мяч в корзину. На парте подбирают два противоположных по смыслу слова и прикрепляют их на доске. Берут из корзины мяч и бегут обратно, передавая мяч другому. После этого начинает эстафету следующий участник. Победила команда …

Физкультминутка, (в кругу)
Рано утром на рассвете
В Звукоград шагали дети
На носочках и на пятках.
И по кочкам, и вприсядку,
И с прискоком, и с прихлопом,
Узким кругом и широким.
Ох! Устали. Отдохнём.
А потом опять пойдём!

4 конкурс – «Болтушки».

- Каждой команде даётся листок со скороговорками, которые нужно проговорить быстро и правильно.

Исправь ошибки в пословицах.

5 конкурс – «физкультурный».

Ну, а теперь пора нам размяться, попрыгать, побегать. Сейчас проверим, как наши участники быстры. По команде, вы обегаете вокруг обруча и на столе из счётных палочек создаёте макет корабля. Каждому участнику можно положить только по одной палочке.

6 конкурс – «Фантазёры».

Следующий наш конкурс покажет, как вы научились фантазировать. Перед вами образец анаграмм, а на ваших листочках другие анаграммы. Кто быстро, аккуратно и смешно нарисует зашифрованные картинки, та команда и победила.

7 конкурс – «Шуточный!»

Игра «Он – она» (в быстром темпе).

У меня для вас игра.

Под названьем «Он – она».

Попрошу вас не зевать,

Слово в стих мой добавлять.

Он слон – она … (слониха).

Он лось – она …(лосиха).

Он кот – она …

Нет, конечно! Это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Что ж, сыграем еще раз,

Обыграть хочу я вас.

Он морж – она …(моржиха).

Он заяц – она … (зайчиха).

Он ёж – она … (ежиха).

Он бык – она…(корова).

Всем знакомо это слово?

Да, да, да! Она – корова.

8 конкурс – «Слова наоборот».

Вы помните, что есть слова, противоположные по смыслу. Я задаю вам словосочетание, а вы мне в ответ словосочетание с противоположным смыслом. Победит команда, назвавшая больше правильных словосочетаний.

Слабый мороз – (сильная жара)

Взять много – (отдать мало)

Весёлый дедушка – (грустная бабушка)

Младший брат – (старшая сестра)

Тихий смех – (громкий плач)

Старый мужчина – (молодая женщина)

Раннее утро – (поздний вечер)

Ленивая девочка – (трудолюбивый мальчик)

Короткий день – (длинная ночь)

Много молчать – (мало говорить)

Хорошее начало – (плохой конец)

Прямая дорога – (извилистая тропинка)

Добрый друг – (злой враг)

Узкий выезд – (широкий въезд)

Открытый вход – (закрытый выход)

Легкий спуск – (трудный подъём)

Последняя весна – (первая осень)

Быстро бежать – (медленно идти)

Горячий завтрак – (холодный ужин)

Физкультминутка

Как живёшь?
Вот так! (Показывать.)
Как идёшь?
Вот так!
А бежишь?
Вот так!
Ночью спишь?
Вот так!
Как молчишь?
Вот так!
А грозишь?
Вот так!
Тик-так,- 3 раза
Все часы идут вот так!
Смотри скорей, который час:
Налево - раз,
Направо - два.
Тик-так, - 3 раза
Мы тоже можем так,
Тик-так…

Ну, вот и закончилась наша викторина. Все участники очень старались, помогали друг другу, показали хорошие знания. Молодцы! Теперь слово нашим судьям. Послушаем, какая команда победила. Даже соревнуясь в спортивных эстафетах, вы можете развивать свою речь. На память о нашей эстафете примите призы.

Оглашение результатов жюри. Награждение победителей и участников.


Цель: способствовать профилактике нарушений письма с помощью специально подобранных речевых упражнений.

Задачи:

1. Показать уровень готовности детей к школьному обучению:

степень сформированности фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;

умение составлять и использовать в речи грамматически правильные и логически завершенные предложения;

степень овладения навыком чтения;

уровень становления речеслуховой, зрительной и двигательной памяти;

2. Выявить уровень сформированности нравственно-волевой сферы: воспитания чувства ответственности и взаимопомощи.

3. Оценить степень сформированности знаний, умений, навыков и способность использовать их в саморазвитии.

Оборудование: карточки с картинками для составления слов по первым звукам, две карточки со словами для выделения лишнего слова, десять карточек с картинками для выкладывания звуковой цепочки, десять карточек с ребусами, предметные картинки для выкладывания звуковой схемы слов, пеналы с фишками для схематичного изображения гласных и согласных (твердых и мягких)звуков, кубики с буквами А, З, Б, У, К, А.(по 2шт), плакат с изображением букв в геометрических фигурах, по 10 картинок со звуком Р и без него.

Предварительная работа: разучивание с детьми номеров для музыкальных пауз.

Поручения родителям: сделать эмблемы для команд, приобрести воздушные шарики и сладкие призы.

В соревнованиях принимают участие 2 команды. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов.

Ход спартакиады.

Дети входят в зал под песню «Когда мои друзья со мной».

I . Приветствие.

Ведущий: Дорогие гости и участники соревнований, мы рады приветствовать вас на логопедической спартакиаде «Ловкий грамотей». Сегодня будут состязаться две команды: «Почемучки» и «Умницы и умники», поприветствуем их аплодисментами.


Приветствие команд:


«Почемучки».

«Почемучки» задают сто вопросов к ряду,

Получить на всё ответ

Все мы очень рады.

Знать мы многое хотим!

«Всезнайки».

Мы всезнайки и друзья,

Победить таких нельзя!

И ничья нам не беда,

С нами дружба навсегда!


Вас, друзья, мы победим!

II . Конкурсная программа.

Задание . Рассмотреть узор и найти спрятанную букву.

Наивысший балл – пять.

Задание. По первым звукам картинок составить новое слово.

Участники получают карточки с картинками, составляют новое слово из первых звуков картинок.

Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее составит новое слово.

(Слово жюри для подведения итогов 1 и 2 конкурсов.)

Задание. Предлагается на карточке прочитать четыре слова. Назвать лишнее слово. Объяснит, почему оно лишнее.

Высшая оценка – пять баллов за наиболее полное и толковое объяснение. Интересное добавление команды оценивается еще одним баллом.

Первая карточка: коньки, лыжи, санки, горка.

Вторая карточка: тарелка, вилка, нож, ложка.

Задание . Представители от команды получают предметную картинку. По сигналу (кто быстрее) нужно выложить цепочку из предметных картинок: последний звук в названии первой картинки является началом в названии другой картинки. Первое слово в цепочке отмечено звездочкой.

Участвуют по пять человек от каждой команды. Наивысшая оценка – пять баллов за быстрое и правильное выполнение.

Карандаш – шкаф – флаг – кот – топор.

Паук – капуста – автобус – самолет – танк.

(Слово жюри для подведения итогов 3 и 4 конкурсов. Объявление общего счета.)

5 конкурсное задание.


А давайте-ка мы с вами

Поиграем со словами.

Рассказать я буду рада

Вам, ребята, про шарады:

Все шарады, как загадки –

В них слова играют в прятки.

Слово нужно отгадать

И скорей его назвать!


Участвуют по пять человек от команды. Каждый участник получает карточку с ребусом – шарадой. За каждый разгаданный ребус выдаётся фишка - очко. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее разгадает все ребусы.

Задание. К названию картинки (например: шкаф и танк; кит и кот) составить звуковую схему слова. Участвуют капитаны команд. Время выполнения одна минута. За правильное выполнение - пять баллов.

(Слово жюри для подведения итогов 5 и 6 конкурсов. Объявление общего счета.)

Задание. Каждой команде предлагаются кубики с буквами, из которых надо сложить слово «АЗБУКА». Детям предлагается брать по одной букве и, преодолевая препятствия, выложить около обруча слово. Капитан стоит последним и имеет право исправить ошибки (если слово составлено не правильно). Высшая оценка пять баллов за быстро и правильно составленное слово.

На столах разложены предметные картинки, содержащие в названии звук Р (по количеству игроков), и без него. Дети добегают по очереди до столика, выбирают картинку со звуком Р и прикрепляют её к магнитной доске. Для каждой команды – свой набор картинок. Наивысшая оценка – пять баллов за быстрое и правильное выполнение задания.

Надо найти буквы в одинаковых геометрических фигурах, прочитать слова и составить предложения.


К Л Ш В Д Н

У И М И Р Т О

III . Заключительная часть.

Ведущий: Дорогие участники и болельщики! Наши соревнования закончены. И сейчас жюри огласит итоги соревнований.

Команды награждаются сладкими призами и под весёлую музыку команды, сделав круг почёта, выходят из зала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая викторина для детей подготовительной к школе группы с участием родителей.

Цель: способствовать профилактике нарушений письма с помощью специально подобранных речевых упражнений.

Задачи:

1. Показать уровень готовности детей к школьному обучению:

степень сформированности фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;

умение составлять и использовать в речи грамматически правильные и логически завершенные предложения;

степень овладения навыком чтения;

уровень становления речеслуховой, зрительной и двигательной памяти;

2. Выявить уровень сформированности нравственно-волевой сферы: воспитания чувства ответственности и взаимопомощи.

3. Оценить степень сформированности знаний, умений, навыков и способность использовать их в саморазвитии.

Оборудование: карточки с картинками для составления слов по первым звукам, две карточки со словами для выделения лишнего слова, десять карточек с картинками для выкладывания звуковой цепочки, десять карточек с ребусами, предметные картинки для выкладывания звуковой схемы слов, пеналы с фишками для схематичного изображения гласных и согласных (твердых и мягких)звуков, кубики с буквами А, З, Б, У, К, А.(по 2шт), плакат с изображением букв в геометрических фигурах, по 10 картинок со звуком Р и без него.

Предварительная работа: разучивание с детьми номеров для музыкальных пауз.

Поручения родителям: сделать эмблемы для команд, приобрести воздушные шарики и сладкие призы.

В соревнованиях принимают участие 2 команды. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов.

Ход спартакиады.

Дети входят в зал под песню «Когда мои друзья со мной».

I. Приветствие.

Ведущий: Дорогие гости и участники соревнований, мы рады приветствовать вас на логопедической спартакиаде «Ловкий грамотей». Сегодня будут состязаться две команды: «Почемучки» и «Умницы и умники», поприветствуем их аплодисментами.

Приветствие команд:

«Почемучки».

«Почемучки» задают сто вопросов к ряду,

Получить на всё ответ

Все мы очень рады.

Знать мы многое хотим!

«Всезнайки».

Мы всезнайки и друзья,

Победить таких нельзя!

И ничья нам не беда,

С нами дружба навсегда!

Вас, друзья, мы победим!

II. Конкурсная программа.

1 конкурсное задание – разминка «Узнай букву?».

Задание . Рассмотреть узор и найти спрятанную букву.

Наивысший балл – пять.

2 конкурсное задание «Угадай-ка!».

Задание. По первым звукам картинок составить новое слово.

Участники получают карточки с картинками, составляют новое слово из первых звуков картинок.

Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее составит новое слово.

(Слово жюри для подведения итогов 1 и 2 конкурсов.)

Музыкальная пауза. Танец «Полька».

3 конкурсное задание «Объяснялки».

Задание. Предлагается на карточке прочитать четыре слова. Назвать лишнее слово. Объяснит, почему оно лишнее.

Высшая оценка – пять баллов за наиболее полное и толковое объяснение. Интересное добавление команды оценивается еще одним баллом.

Первая карточка: коньки, лыжи, санки, горка.

Вторая карточка: тарелка, вилка, нож, ложка.

4 конкурсное задание «Кто быстрее выложит звуковую цепочку».

Задание . Представители от команды получают предметную картинку. По сигналу (кто быстрее) нужно выложить цепочку из предметных картинок: последний звук в названии первой картинки является началом в названии другой картинки. Первое слово в цепочке отмечено звездочкой.

Участвуют по пять человек от каждой команды. Наивысшая оценка – пять баллов за быстрое и правильное выполнение.

Карандаш – шкаф – флаг – кот – топор.

Паук – капуста – автобус – самолет – танк.

(Слово жюри для подведения итогов 3 и 4 конкурсов. Объявление общего счета.)

Музыкальная пауза. Песня «Золотая свадьба» муз. Р. Паулса.

5 конкурсное задание.

А давайте-ка мы с вами

Поиграем со словами.

Рассказать я буду рада

Вам, ребята, про шарады:

Все шарады, как загадки –

В них слова играют в прятки.

Слово нужно отгадать

И скорей его назвать!

Участвуют по пять человек от команды. Каждый участник получает карточку с ребусом – шарадой. За каждый разгаданный ребус выдаётся фишка - очко. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее разгадает все ребусы.

6 конкурсное задание «Шифровальщики».

Задание. К названию картинки (например: шкаф и танк; кит и кот) составить звуковую схему слова. Участвуют капитаны команд. Время выполнения одна минута. За правильное выполнение - пять баллов.

(Слово жюри для подведения итогов 5 и 6 конкурсов. Объявление общего счета.)

Музыкальная пауза. Танец «Вальс».

7 конкурсное задание. Игра-эстафета «Слово рассыпалось. Кто быстрее сложит слово?».

Задание. Каждой команде предлагаются кубики с буквами, из которых надо сложить слово «АЗБУКА». Детям предлагается брать по одной букве и, преодолевая препятствия, выложить около обруча слово. Капитан стоит последним и имеет право исправить ошибки (если слово составлено не правильно). Высшая оценка пять баллов за быстро и правильно составленное слово.

8 конкурсное задание «Найди картинку со звуком Р».

На столах разложены предметные картинки, содержащие в названии звук Р (по количеству игроков), и без него. Дети добегают по очереди до столика, выбирают картинку со звуком Р и прикрепляют её к магнитной доске. Для каждой команды – свой набор картинок. Наивысшая оценка – пять баллов за быстрое и правильное выполнение задания.

9 конкурсное задание для родителей «Найди и прочитай».

Надо найти буквы в одинаковых геометрических фигурах, прочитать слова и составить предложения.

О С А К О