Слайд 2

    Биография.

    НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ, Печерский (ок. 1056-1114), составитель “Повести временных лет”, родился в Киеве, в семнадцать лет поступил в Киево-Печерскую обитель послушником. Принял его сам основатель монастыря прп. Феодосий. Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. По пострижении в монашество он был удостоен сана иеродиакона. Основным его послушанием в монастыре стало книжное дело. Помимо “Повести временных лет” им написано житие первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба, житие прп. Феодосия - основоположника правильной монастырской жизни на Руси, сказания о первых печерских подвижниках и мн. др.

    Слайд 3

    Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора. Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

    Слайд 4

    Произведения.

    Первым письменным произведением Нестора стало Житие Святых Бориса и Глеба. Произведение поражает своим красноречием и глубиной мысли. Затем за авторством Нестора идет житие преподобного Феодосия Печорского Основная работа Нестора – летопись «Повесть временных лет». Начало работы над ней датировано 1112 годом. До сих пор, «Повесть временных лет» является одним из основных источников знаний по русской истории. Нестору удалось прекрасно изложить имеющуюся у него информацию, поведать то, что знает он сам. Летопись Нестора рассказывает нам о княгине Ольге, первых русских князьях, о крещении Руси.

    Слайд 5

    Философские взгляды.

    Философия истории по Нестору имеет религиозную основу: роду человеческому Бог предопределил путь добра, однако по наущению дьявола люди постоянно оступаются, совершают преступления, забывают о заветах Всевышнего и несут за это заслуженную кару. Людям дана свобода выбора - жить «по Богу» или «по дьяволу». В результате могут происходить ужасные события, может восторжествовать зло. Как преодолеть эту напасть? Укреплять государство, покорять другие народы, добывать больше материальных благ; говоря обобщенно и на современный лад, встать на путь неуклонного научно-технического прогресса?

    Слайд 6

    Нестор отвечает: «...Обратимся к добру; взыщите праведного суда, избавьте обижаемого; обратимся к покаянию, не воздавая злом за зло, клеветой за клевету, но возлюбим Господа Бога нашего, постом, и рыданием, и слезами омывая все прегрешения наши, не так, что словом только называемся христианами, а живем как язычники».

    Слайд 7

    Нестор, судя по всему, не ставил перед собой задачи детально анализировать причины и движущие силы общественного развития (опять-таки, выражаясь современным языком и не учитывая особенности средневекового мировоззрения). Для Нестора главная цель летописания иная. Ее постарался сформулировать Д.С. Лихачев: «Показать, что русский народ не без роду и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться, - такова замечательная по своему времени цель, которую поставил себе составитель «Повести». «Повесть временных лет» должна была напомнить князьям о славе и величии родины, о мудрой политике их предшественников и об исконном единстве Русской земли».

    Слайд 8

    Не менее важной целью труда Нестора было стремление укоренить в сознании читателя христианские духовные ценности. По его словам, нашествие «поганых» - это «бич Божий» Преодолеть все испытания, козни нечистого и жить по совести, справедливости, добру в трудолюбии и братстве - вот к чему, по мысли Нестора, должны стремиться и каждый человек, и весь народ. Именно таков путь к Богу.

    Слайд 9

    Отметим еще одну, характерную черту мировоззрения Нестора. Он придает огромное значение слову, языковому единству племен как основе их культурной общности. Он очень рассудительно и честно освещает ставший впоследствии болезненным для целых поколений российских историков вопрос о происхождении имени Русь. По его словам, когда среди северных славян началась родовая вражда (что вполне естественно при переходе к государственному устройству), они решили призвать «третью силу» в лице сильного князя с дружиной «и пошли за море к варягам, к Руси». У него главный признак, отличающий общность людей, - язык, а не религия и не племенная принадлежность. Мысль очень важная. Общность языка означает единство культуры.

    Слайд 10

    Список литературы:

    1. Баландин Р.К. «Русские мыслители» 2. http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nestor.php 3. Приселков М.Д. Нестор летописец. Опыт историко-литературной характеристики. Пг., 1923.

    Слайд 11

    Вопрос группе:

    Какой, по мнению Нестора, главный признак, отличающий общность людей? Почему?

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Летописи 4 класс

В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги - летописи.

Книги не говорят, а правду сказывают. Одна книга тысячи людей учит.

Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев - Нестора.

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Летописец – составитель летописи. Летописание – составление летописи. Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником.

Ибо – потому что Дань – плата, то, что отдают завоевателям Гривна – денежная единица в Древней Руси – около 400 г. золота Присяга – клятва Перун – языческое божество грома и молнии Велес – языческое божество восточных славян – покровитель скота, богатства и торговли. Поволоки, узорочье -

Князь Олег - князь Киевской Руси. По летописной традиции основатель династии Рюрик перед смертью назначил своего родственника (брата жены) Олега правителем при своем малолетнем сыне Игоре. Три года князь киевский Олег оставался в Новгороде, а затем с дружиной направился на юг. Обманом захватив и убив последнего князя из династии Киевичей Аскольда, он остановился в Киеве. Подчинил все соседние племена, и лишь уличи, жившие по Днестру, сохранили полную самостоятельность.

В 907 году Олег предпринимает поход на Византию. Летописец так говорит об этом: "В год 915 пошел князь киевский Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славяне, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи; этих всех называли греки "Великая Скифь".

Князь Олег в Царьграде принимает дань

Как предсказали волхвы, князь киевский Олег умер "от коня своего", когда наступил на его череп, из которого выползла змея и смертельно ужалила его в ногу. Было это в 912 году.

http://www.ortodox.donbass.com/1020/12.htm http://www.gerb.bel.ru/pages/russia/russia_flag_ist1.htm http://my.mail.ru/community/politik-monarhiy/tag/%d5%f3%e4%ee%e6%ed%e8%ea%e8 Используемые ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 3 классе «От первой летописи, до наших дней». «Храмы».

Интегрированный урок: окружающий мир+основы православия. Представлены конспект урока +презентация "Храмы"...

Проверочная работа по литературному чтению по теме «Летописи, былины, сказания, жития" в 4 классе "Школа России"....

Контрольно-измерительные материалы.Литературное чтение. 4 класс. "Былины. Летописи.Жития".

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению содержат тестовую работу в 2 вариантах, помогут педагогу организовать контроль умений и знаний учащихся....

ЛЕТОПИСИ. ЛЕТОПИСЦЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

ЛЕТОПИСИ. ЛЕТОПИСЦЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Презентация подготовлена ученицей 5а класса МОУ СОШ № 3 г. Светлого Калининградской области

Ракович Александрой


Д.С.Лихачев

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».

Д.С.Лихачев


Основные термины :

  • Летописец – составитель летописи.
  • Летописание – составление летописи.
  • Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником .

Основные термины :

Летописец – составитель летописи.

Летописание – составление летописи.

Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником.


Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века.


Литература возникла внезапно. Но скачок в царство литературы был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие письма, перенесенного к нам из Болгарии.


Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий были уроженцами города Солуни (ныне греческого города Салоники), который в то время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в нем, кроме греческого языка, звучал славянский говор.


В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и перевел с греческого языка на болгарский основные богослужебные книги. Эти переводы и созданные в Болгарии сочинения стали проникать на Русь. В это же время стали появляться и первые произведения русской литературы. Что же представляла собой русская литература в первые семьсот лет существования или иначе древнерусская литература?


В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги - летописи.

Памятник первой

русской библиотеке


Что такое летопись?

А.С. Пушкин

  • Летопись Летопись

Что такое летопись?

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

А.С. Пушкин

Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы XI – XVII вв. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия.


Как создавались летописи?

Как создавались летописи?

При каждом монастыре был свой летописец.

На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

  • Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

Страница древнерусской

летописи

Страница старинной книги

Пергаментный свиток

Лист пергамента


Храм Покрова-на-Нерли

Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России.

В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.

Легенда гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь.

Именно так был задуман и построен белокаменный храм Покрова на Нерли, поставленный неподалеку от новой русской столицы – города Владимира, и резиденции Великого князя в Боголюбово. Он напоминает платок, сброшенный с небес на землю.

Как создавались летописи?

Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

При каждом монастыре был свой летописец.

На основе первичных летописей составлялись летописные своды.


Недалеко от Киева, первой столицы Древнерусского государства, при Великом князе Ярославе Мудром (сыне князя Владимира Красно солнышко) был основан первый на Руси монастырь - Киево-печерский. Печерским (или пещерским - от слова пещера) он назывался оттого, что первые его обитатели в качестве жилища использовали пещеры в высоком и обрывистом берегу реки Днепр.


Нестора.

Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев - Нестора.

В. М. Васнецов. 1919 г .


Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Преподобный

Нестор- летописец.

Икона. Нач. XX века.


Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: "Великая бывает польза от учения книжного, - говорил он, - книги… учат нас…, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами".

Преподобный

Нестор- летописец.

Икона. XIX век.


Образ Нестора-летописца, мудрого хранителя сокровищницы отечественной истории, вдохновлял и продолжает вдохновлять художников и писателей на создание новых памятников культуры.


Его перу принадлежат биографии (или, как их тогда называли, жития) русских князей Бориса и Глеба, биографии (жития) тех, кто жил с Нестором в Киево-печерском монастыре. Но главным подвигом жизни Нестора явился труд над составлением древнейшей из дошедших до нас летописи, которая называется "Повесть временных лет".


Вот как начинает ее Нестор-летописец: "Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть".

О летописи

«Повесть временных лет»

О летописи

«Повесть временных лет»

«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.


Известие о походе Мамая

XVI в.

Известие о походе Мамая

Миниатюра лицевого «Жития Сергия Радонежского»,

XVI в.


Миниатюра из Радзивиловской летописи

Миниатюра из Радзивиловской летописи


Лаврентьевская летопись

Лаврентьевская летопись

Нижегородский Печёрский монастырь

.

  • Копия сделана в 1377 году монахом Лаврентием по заданию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича .

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Биография Нестора." можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 2

Биография.

НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ, Печерский (ок. 1056-1114), составитель “Повести временных лет”, родился в Киеве, в семнадцать лет поступил в Киево-Печерскую обитель послушником. Принял его сам основатель монастыря прп. Феодосий. Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. По пострижении в монашество он был удостоен сана иеродиакона. Основным его послушанием в монастыре стало книжное дело. Помимо “Повести временных лет” им написано житие первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба, житие прп. Феодосия - основоположника правильной монастырской жизни на Руси, сказания о первых печерских подвижниках и мн. др.

Слайд 3

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора. Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Слайд 4

Произведения.

Первым письменным произведением Нестора стало Житие Святых Бориса и Глеба. Произведение поражает своим красноречием и глубиной мысли. Затем за авторством Нестора идет житие преподобного Феодосия Печорского Основная работа Нестора – летопись «Повесть временных лет». Начало работы над ней датировано 1112 годом. До сих пор, «Повесть временных лет» является одним из основных источников знаний по русской истории. Нестору удалось прекрасно изложить имеющуюся у него информацию, поведать то, что знает он сам. Летопись Нестора рассказывает нам о княгине Ольге, первых русских князьях, о крещении Руси.

Слайд 5

Философские взгляды.

Философия истории по Нестору имеет религиозную основу: роду человеческому Бог предопределил путь добра, однако по наущению дьявола люди постоянно оступаются, совершают преступления, забывают о заветах Всевышнего и несут за это заслуженную кару. Людям дана свобода выбора - жить «по Богу» или «по дьяволу». В результате могут происходить ужасные события, может восторжествовать зло. Как преодолеть эту напасть? Укреплять государство, покорять другие народы, добывать больше материальных благ; говоря обобщенно и на современный лад, встать на путь неуклонного научно-технического прогресса?

Слайд 6

Нестор отвечает: «...Обратимся к добру; взыщите праведного суда, избавьте обижаемого; обратимся к покаянию, не воздавая злом за зло, клеветой за клевету, но возлюбим Господа Бога нашего, постом, и рыданием, и слезами омывая все прегрешения наши, не так, что словом только называемся христианами, а живем как язычники».

Слайд 7

Нестор, судя по всему, не ставил перед собой задачи детально анализировать причины и движущие силы общественного развития (опять-таки, выражаясь современным языком и не учитывая особенности средневекового мировоззрения). Для Нестора главная цель летописания иная. Ее постарался сформулировать Д.С. Лихачев: «Показать, что русский народ не без роду и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться, - такова замечательная по своему времени цель, которую поставил себе составитель «Повести». «Повесть временных лет» должна была напомнить князьям о славе и величии родины, о мудрой политике их предшественников и об исконном единстве Русской земли».

Слайд 8

Не менее важной целью труда Нестора было стремление укоренить в сознании читателя христианские духовные ценности. По его словам, нашествие «поганых» - это «бич Божий» Преодолеть все испытания, козни нечистого и жить по совести, справедливости, добру в трудолюбии и братстве - вот к чему, по мысли Нестора, должны стремиться и каждый человек, и весь народ. Именно таков путь к Богу.

Слайд 9

Отметим еще одну, характерную черту мировоззрения Нестора. Он придает огромное значение слову, языковому единству племен как основе их культурной общности. Он очень рассудительно и честно освещает ставший впоследствии болезненным для целых поколений российских историков вопрос о происхождении имени Русь. По его словам, когда среди северных славян началась родовая вражда (что вполне естественно при переходе к государственному устройству), они решили призвать «третью силу» в лице сильного князя с дружиной «и пошли за море к варягам, к Руси». У него главный признак, отличающий общность людей, - язык, а не религия и не племенная принадлежность. Мысль очень важная. Общность языка означает единство культуры.




Научное творчество, да и сама жизнь А.А.Шахматова - редчайший пример гениальности в историко-филологической науке. Сегодня, когда наше общество пробует найти более верные ориентиры в своем прошлом, обращение к наследию ученого и переиздание его работ своевременно и актуально. Творчество А.А.Шахматова - пример того, как может и должен работать русский ученый. Данное издание - не академическое, цель его - дать широкому кругу исследователей в единой публикации все работы А.А.Шахматова по русскому летописанию, что предпринимается впервые. Хронологический принцип соблюдается как при составлении всех томов, так и при формировании каждого тома в отдельности. В первом томе собраны все исследования ученого, посвященные Нестору летописцу и истории раннего русского летописания XI - XII вв. Шахматов, А. А. История русского летописания [Текст] / А. А. Шахматов. – М.: Наука, с. илл. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Книга 2. Раннее русское летописание XI - XII вв с. : илл.


Рассказы русских летописей XII-XIV вв. [Текст] / [сост., предисл., пер. и поясн. Т. Н. Михельсон; рис. Т. Мавриной]. – М.: Детская литература, – 254, с.: ил. – (Школьная библиотека). В книгу вошли избранные рассказы из русских летописей, повествующие о событиях XII-XIV столетий: о смерти Владимира Мономаха, о княжеских распрях и борьбе за киевский стол, о жизни в Новгороде и Владимире, о князе Александре Невском, о монголо-татарском нашествии, о победе Дмитрия Донского над Ордою.


Вернадский, Г. В. Киевская Русь [Текст] / Г. В. Вернадский; пер. с англ.: Е. П. Беренштейн, Б. Л. Губман, О. В. Строганова. – М.: Аграф; Тверь: ЛЕАН, – 445 с. – (История России). Киевская Русь – вторая книга Истории России Г. В. Вернадского, посвящена периоду от прихода варягов до монголо-татарского нашествия. На основе громадного количества источников автор сделал попытку отобразить все стороны жизни раннего русского государства. Книга предназначена для широкого круга читателей.


В Киевской Руси, как и во всех странах, после появления и распространения письменности, при княжьих дворах, монастырях начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появились на свет первые исторические книги – летописи.


Рассказы Начальной русской летописи [Текст] / науч. ред., сост. и авт.послесл. Д. С. Лихачев; пер.с древнерус. и поясн. Т. Н. Михельсон. – М.: Детская литература, – 148, с.: илл. «Начальная русская летопись» – так принято называть «Повесть временных лет», составленную монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века на основании многих предшествующих летописей и других источников. В это издавние, конечно, «Повесть временных лет» вошла не полностью. В книгу вошли те рассказы, которые стали непременным элементом знаний каждого образованного человека, которые вошли в русскую литературу, послужив основой для исторических и драматических произведений, опер и картин. В книге собрано множество рассказов, переведенных с древнерусского языка Т. Н. Михельсоном, повествующих об исторических вехах в создании Русского государства, о пути из Варяг в Греки, о Рюрике, Олеге, Владимире, Ярославе и многих других, прославивших землю русскую.


Доверить составление летописи можно было отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя одного из самых первых русских летописцев – Нестора. Преподобный Нестор Летописец – отец истории Киевской Руси Нестор Летописец Васнецов В.М.


Приселков, М. Д. Нестор Летописец [Текст] / М.Д.Приселков. - М.: Русский мир, с. Рассказ о преподобном Несторе Летописце Печерском, подготовленный специально для юных читателей Мартиновичем Александром Андреевичем. Детям предстоит узнать о Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, о ее иноках, а главное, о первом русском историке – Несторе Летописце, о его земной жизни и служении.




Михеев, С. М. Кто писал «Повесть временных лет» ? [Текст] – М.: Индрик, – 280 с.- (Славяно-германские исследования; Т.6) Книга посвящена истории текста «Повести временных лет», определению того, какие ее части когда и кем были написаны. Автором выстраивается реконструкция истории бытования рукописей «Повести временных лет» в связи с историей летописания XII–XIV веков. В тексте начальной летописи автор выделяет несколько групп лексических, синтаксических и иных особенностей, которые предлагает отнести к маркерам стиля разных авторов; на основании этого делается попытка по возможности детально стратифицировать текст «Повести временных лет» и реконструировать историю начального летописания. Для специалистов по Древней Руси, источниковедов, текстологов.


Главньїй источник наших знаний о древней Руси средневековьіе летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитьівается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в XI в. и окончив его спустя семь столетий. Извлечь из поздней летописи ее первоначальное ядро, вьіяснить, как, когда и с какой целью эти исходньїе тексты подвергались переделкам, порой снижающим их достоверность, задача современньїх историков, вооруженньїх сложной методикой, которая совершенствуется в каждом новом исследовавии. Книга М. X. Алешковского вводит читателя в творческую лабораторию историка, исследующего самую раннюю русскую летопись Повесть временньїх лет, стоящую у кольібели отечестзенной истории и отечественной литературьі. Алешковский, М.Х. Повесть временных лет [Текст] : Судьба литературного произведения в Древней Руси. - М.: Наука, – 234 с. : илл. активна


Воскобойников, М. В. Первая обитель: (Нестор Летописец и печерские старцы) [Текст] / Валерий Воскобойников; худож. В. Алексеев. - СПб: Лицей, – 31 с.: илл. Князь Изяслав приказал построить в Киеве каменный храм в честь святого великомученика Димитрия, потому что при крещении был назван его именем. Однажды у входа в пещеру появился семнадцатилетний юноша. Со слезами на глазах стал он умолять Феодосия принять его в обитель Звали его Нестор. С годами к его имени добавилось ещё одно Летописец…


Иртенина, Н. В. Нестор-летописец [Текст] / Наталья Валерьевна Иртенина. – М.; Вече, с. – (Всемирная история в романах) В начале 1070-х гг. в Печерском монастыре под Киевом, будущей прославленной лавре, поселился молодой, хорошо образованный послушник. Ни мирского имени его, ни того, как он жил до 17 лет, мы не знаем. Но многое из того, что теперь известно о Древней Руси IX–XI столетий, сохранило перо именно этого человека преподобного Нестора-летописца. Юность Нестора выпала на годы "триумвирата" князей Ярославичей сыновей Ярослава Мудрого. Это время первых столкновений Руси с новой волной степняков-агрессоров половцев; время, когда в крещеной Русской земле высоко подняла голову языческая "оппозиция" и по стране полыхнули мятежи, возглавленные волхвами; время, когда в Печерском монастыре закладывались многие традиции Святой Руси; наконец, время, когда княжеский "триумвират" дал большую трещину и предсмертный завет Ярослава Мудрого "жить в любви" едва не был забыт


Молитва Преподобному Нестору Летописцу О преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче! Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных, бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити страну нашу, тебе присную, и соотчичи твоя от всяких зол и скорбей. Утверди сердца наша в православней вере, отечество свое научи любити и в братолюбии крепце пребывати. Настави нас на стези спасения, да молитвами твоими, заступниче наш, внидем в вечное Царство славы, восхваляюще Господа и прославляюще твое заступление во веки веков. Аминь Преподобный Нестор Летописец Печерский Икона XIX век


Як парость виноградної лози, Плекайте мову. Пильно й ненастанно Політь бурян. Чистіша від сльози Вона хай буде. Вірно і слухняно Нехай вона щоразу служить вам, Хоч і живе своїм живим життям. Максим Рильський 9 ноября верующие православной Церкви отмечают день памяти преподобного Нестора летописца, в Ближних Пещерах почивающий в день его преставления. В этот день каждый год Украина отмечает День украинской письменности и языка в честь летописца преподобного Нестора




«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево- Печерского монастыря Нестором. В науке летописи называют летописными сводами, так как каждый автор в своём повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития и различные документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил начальный свод (), которому, в свою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, используя переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца ХI - начала ХII века/ «Повесть временных лет» МИНИАТЮРЫ


«Повість минулих літ» - не просто літопис, пам"ятка української писемності ХІ-ХП ст., а й високохудожня поетична книга, своєрідна хрестоматія, збірник епічних пісень, легенд та переказів; це перша, найдавніша історія українського народу, написана на замовлення Вічності. Вона є букварем нашої національної свідомості, глибоких патріотичних почуттів, пронесених народом крізь тися­чоліття. Переказав літописні оповіді для дітей талановитий майстер художнього сло­ва, лауреат літературної премії імені Лесі Українки Віктор Близнець (). Переказ двічі виходив у видавництві «Веселка» (1982, 1989), нині здійснюється його третє видання за редакцією і з післямовою професора Василя Яременка та історичними поясненнями за редакцією доктора історич­них наук Володимира Рички. Повість минулих літ:літописні оповіді [Текст] / переказ Віктора Близнеця; Художник Георгій Якутович. - К.: Веселка, с активна


Изборник: Повести Древней Руси [Текст] / сост. и прим.: Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко; вступ. ст.: Д. С. Лихачев. – М.: Художественная литература, – 446 с. – (Классики и современники). « Изборник» включает в себя лучшие образцы письменных памятников Древней Руси от «Повестей временных лет» (XI в.) до первых светских повестей XVIII в. В этих произведениях отразились героические и трагические страницы отечественной истории («Слово о полку Игореве», «Задонщина»), попытки запечатлеть представления об окружающем мире («Хождение за три моря» Афанасия Никитина), стремление довести до потомков образы современников, воплощающие собой символы нравственной чистоты и силы («Сказание о житии Александра Невского»). В книгу вошли также отрывки из «Жития протопопа Аввакума», высоко оцененные многими классиками русской литературы.


Образ Нестора Летописца в памятниках культуры Образ Нестора Летописца, мудрого хранителя сокровищницы отечественной истории, вдохновлял и продолжает вдохновлять художников и писателей на создание новых памятников культуры. Преподобный Нестор- летописец. Икона. Нач. XX века.


Никологорская, О.А. Картины истории России [Текст] / Ольга Анатольевна Никологорская. – Казань: Идеал-Пресс, – 312 с.; илл.: 255 илл. Книга посвящена живописным полотнам русских художников, обращенным к истории России. В книге представлены полотна Репина, Сурикова, Виктора Васнецова, Серова, Рериха, Бенуа, Кустодиева, а также художников более позднего времени. Имеется материал о работе скульптора М.М. Антокольского «Нестор-летописец». Задача книги – заинтересовать читателя и дать ему толчок для самостоятельного, более глубокого знакомства с российской историей и культурой.


В. М. Васнецов г. Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: "Великая бывает польза от учения книжного, - говорил он, - книги… учат нас…, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". Антокольский М.М. Нестор Летописец 1890 г. Мрамор В образе Нестора скульптор стремился изобразить человека, отрешенного от мирской суеты, ушедшего в свой внутренний просветленный душевный мир. Летописец запечатлен сидящим за простым столом. Естественна и непринужденна его поза, чуть ссутулилась спина, наклонена голова. Сосредоточен и задумчив взгляд печальных глаз. Безупречное владение мрамором, богатая игра света и тени на лице и одежде придают статуе особую жизненность. Свет отражается от гладкой поверхности деревянного пюпитра и освещает лицо, руки. Там, где резец скульптора воспроизводит складки морщинистой кожи лица Нестора, свет словно поглощается матовой поверхностью мрамора, прерывается тенями впадин.


Памятник Нестору Летописцу монумент в честь автора «Повести временных лет» Нестора. Установлен в 1988 г. в небольшом сквере на углу улиц Мазепы и Цитадельной, неподалеку от Киево-Печерской лавры. Авторы ск. Ф. Согоян, арх. М. Кислый. Общая высота 2,75 м.


В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киевеумага, акварель В иконах Васнецова нашли выражение сердечная теплота ("Прокопий Устюжский", "Сергий Радонежский"), духовная мудрость ("Нестор Летописец", "Алипий иконописец"), отвага и стойкость ("Андрей Боголюбский", "Княгиня Ольга"), качества, характерные именно для русских святых. Нестор Летописец Виктор Васнецов,


Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду - И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Борис Годунов» В Ближних пещерах Киево- Печерской Лавры среди святых останков преподобных отцов хранятся святые и нетленные мощи Нестора Летописца. Каждый подошедший к гробнице с мощами преподобного Нестора видит над ней серебряную дощечку с выгравированной в XIX веке надписью, где запечатлены слова благодарности «отцу российской истории» от всех любителей истории и древностей российских. Здесь, в тишине древних монастырских пещер, неразлучно соединились святость и родная история.