Емельяненко Лариса Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 общеразвивающего вида
Населённый пункт: с.Ершово Московской области Одинцовского района
Наименование материала: проект
Тема: "Огород на подоконнике"
Дата публикации: 30.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Экологический проект в средней группе на тему:

"Огород на подоконнике".

Подготовила воспитатель: Емельяненко Л.И.

Актуальность проблемы:

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и

овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их

интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я

поставила перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их

сажают, поливают, выращивают из семян.

Расширить знание и представление детей о полезных свойствах овощей (лук, фасоль,

огурец, томат, перец) их строении и условиях, необходимых для их роста.

Проект: краткосрочный.

Продолжительность : месяц (с 28.02.17г. - 31.03. 17г.)

Тип проекта : познавательный, исследовательский.

Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.

Интеграция в ходе реализации проекта :

«Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Физическая

культура».

Цель:

формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по

выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к

природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

1. Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;

2. Развивать познавательные и творческие способности.

3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста

растений.

5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.

7. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

Предполагаемый результат:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из

2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и

разнообразие посевного материала.

3. Создание в группе огорода на подоконнике.

4. Создание дневника наблюдений за растениями на подоконнике.

5. Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных

растений на подоконнике.

6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от

полученных результатов.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного

материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»,

составление плана мероприятий по организации детской деятельности

2. Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы,

опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение

художественной литературы) .

3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

этап – подготовительный.

1.(28.02.2017г.) Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи

проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Подбор девиза(Приложение 1)

2. (01.03.2217-03.03.2017гг.) Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного

материала, природного материала, художественной литературы, приобретение

необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на

подоконнике».

этап – основной.

3. (06.03.2017г.-08.03.2017гг.) Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать

интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах

растений.(Приложение2)

4. Практическая деятельность:

5. Опыт –наблюдение: « Что растет из семян. Показать детям, как растения вырастают из

семян. Посадка семян укропа и перца(28.02.2017г) . (Приложение 3)

6. НОД «Посадка лука». Расширять представление детей об условиях, необходимых для

роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о

природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. (Приложение4)

7.Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Посадка лука (09.03.2017г.) Учить

детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать

зарисовки роста лука (дневник наблюдения за ростом лука. (Приложение5.)

8.Опыт – наблюдение: «Что вырастет из зернышка». Показать детям, как растения

вырастают из зернышка. Посадка овса (10.03.2017г.). Показать детям, как сажать овес.

Формировать представление о выращивании этих растений на подоконнике.

(Приложение6.)

9.Практическая деятельность: выращивание рассады (замачивание огурцов в салфетку

13.03.2017г.). Формировать представление о выращивании этих растений на подоконнике .

Ежедневное наблюдение, что происходит с семенем огурца (Приложение 7)

10.Практическая деятельность Посадка моркови (14.03.2017г.)

11. (20.03.2017 г.) Конструирование: «Теплица для огурцов». Посадка проклюнувших семян

огурцов в тепличку (Приложение 8)

12. Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами перца, укропа, овса, моркови и

огурцов. Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

(Приложение 9.)

13. НОД «Комнатные растения. Фиалка в горшке». Расширять представление детей о

комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части

растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными

растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять

делать выводы.(Приложение 10)

14. Чтение художественной литературы: «Пых», «Огород

бабы Фёклы», «Чипполино», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей» - сказки,

«Купите лук», «Овощи» - стихи.

Разучивание: подвижно-речевой игры «Баба сеяла горох», беседы «Какие бывают овощи»,

«Наши растения».

Отгадывание загадок. Учить детей слушать сказки, анализировать поступки героев,

принимать участие в подвижно-речевых играх, комплексе гимнастических упражнений,

разучивать стихи. (Приложение 11.)

15.Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что

положить», «Что лишнее», «Найди растения».

Закрепить знания детей об овощах и растениях.

16.Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе»(Приложение 12)

17.Пальчиковая гимнастика. (Приложение 13)

18.Труд в уголке природы

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании

благоприятных условий (воды, света, тепла).

19.Итоговая беседа «Огород на подоконнике».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на

участке сада. (Приложение 14)

3этап – заключительный .

16.Обработка и оформление материалов проекта в виде альбома

17.Анализ результативности.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. Дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из

2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие

посевного материала.

3. В группе был создан огород на окне.

4. Вели наблюдения за растениями на подоконнике и записывали в дневник наблюдений

вместе с воспитателем.

5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно –

огородных растений на подоконнике.

6. Дети стали более уважительно относиться к труду.

7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции

от полученных результатов.

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями «Огород на окне».

2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

3. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления

знаний о растениях (овощах)

Итог проектной деятельности

Дети узнали, что все растения живые и для их роста и развития необходимы определенные

В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для

роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за

посадками, радовались первым всходам, наблюдали как растет лук, посаженный ими

собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и

значимость своего труда, зеленые перышки лука, а так же веточки укропа дети употребляли

во время обеда.

Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей.

Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и

чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и

ответственность.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ.

1. Приложение1.

2. Приложение2

НАШ ДЕВИЗ:

« Огород наш, огород

Всё на нём всегда растёт,

Если руки не ленивы,

Если мы трудолюбивы…

Проявить должны заботу,

Видно по труду работу,

И тогда наш огород

Расцветёт и оживёт!

СТАДИИ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

3. Приложение3. (Посадка семян укропа и перца).

Приложение 4 НОД «Посадка лука».

Конспект НОД на тему:«Посадка лука»

Подготовила и провела воспитатель: Емельяненко Л.И.

Возрастная группа: средняя

Цель: создание условий для формирования представлений о выращивании лука .

Задачи:

Формировать представления о строении луковицы, об условиях необходимых для роста

растения;

Развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную

инициативу, способность к речевому планированию-прогнозированию будущих изменений,

воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать

разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;

Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная,

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением,

отгадывание загадок, экспериментирование.

Оборудование: головки лука , пластмассовые тарелочки, поднос, салфетка, пророщенный

репчатый лук, ящик с землёй, вода, лейка, фартуки, стаканчики, лопатки.

Деятельность воспитателя

I. Вводная часть

Ребята, у меня под салфеткой что-то есть. А что? Отгадайте загадку. «Сидит дед, во сто

шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». Ответы детей.

Посмотрите сколько лука ! Какой он? А какого цвета? Мы сегодня будем сажать лук в

Кто знает что вырастет из лука (ответы детей)

Давайте рассмотрим проросшую луковицу. Какого цвета росток (ответы детей)

Росток на верхушке лука . А еще у лука есть корешки .

А для чего лук нужен? Какая от него польза (ответы детей)

Лук помогает лечить людей, а кто его ест, тот будет сильным и здоровым, потому что в нем

много витаминов, а еще он убивает микробы в организме человека.

Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком, росток вверх.

II.Основная часть

Вы хотите чтобы у нас в группе вырос лук? Мы посадим лук для себя и других ребят.

Что для этого нужно? Ящик с землёй есть, что ещё нужно? А чтобы не запачкаться самим и

не запачкать столы, что нужно сделать? воспитатель накрывает столы клеенкой.

Сначала нужно сделать углубление в земле и туда посадить луковицу .

Найдите у лука корешки . А теперь сажайте луковицу в землю.

Скажите, какие условия необходимы для роста луковиц (ответы детей)

Действительно - свет, тепло и вода. Теперь лук необходимо полить.

Сейчас поставим лук на окно, чтобы он быстрее пророс.

А вы каждый день будете поливать и смотреть, как он растет.

Молодцы, а теперь уберем рабочие места, станем в дружный хоровод.

Хороводная игра «В хоровод мы пойдем »

Вот идет в огород развеселый народ,

Надо лук посадить , всех в округе удивить.

Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем.

Дружно все копаем, лучок мы сажаем.

Не успели посадить , надо нам лучок полить,

В руки лейки взяли, лучок поливали.

Солнышко припекай, наш лучок созревай.

Лучок вырастит большой

Будем кушать мы с тобой!

III. Заключительная часть.

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Вот, ребята, мы с вами посадили много лука ,

будут у нас витамины. Ответы детей.

5. Приложение5. (Рассматривание семян и посадка лука).

6.Приложение 6. (Посадка овса).

7 Приложение 7. (Замачивание семян огурцов в салфетку на несколько дней, пока семя не

проклюнется).

8. Приложение8. (Конструирование теплицы. Посадка проклюнувших семян огурцов

в тепличку).

9.Приложение 9. (Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами овса, укропа, огурцов, моркови и лука.)

10. Приложение 10.НОД «Комнатные растения. Фиалка в горшке»

Конспект НОД в средней группе:

«Комнатные растения. Фиалка в горшке»

Подготовила и провела воспитатель Емельяненко Л.И.

Цели:

Образовательные:

Формировать представления детей о комнатных растениях.

Познакомить детей с растениями, которые растут в группе детского сада.

процессе

создания

композиции

«Фиалка»,

передавать

характерные

особенности строения фиалки, соблюдать пропорции деталей.

Закрепить навыки работы с акварелью и фломастерами.

Совершенствовать умение правильно держать кисть.

Развивающие:

Расширять словарный запас детей.

Развивать чувство цвета и композиции в листе.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к исследовательской и художественной деятельности.

Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.

Материалы и оборудование: комнатные растения, тряпочки, лейки, палочки для рыхления,

альбомный

акварельные

карандаш,

фломастеры, салфетка для кисти, баночка с водой.

Иллюстрации с изображением комнатных растений: Алоэ, каланхоэ, хлорофитум, герань,

бегония, фиалка, кактус и др.

Организация

развивающей

среды:

пополнить

деятельности

картинами

изображением

комнатных

растений,

раскрасками.

Пополнить

альбомом

«Комнатные

растения».

Пополнить

загадками

комнатных

растениях.

Планируемые результаты: интерес к информации, которую воспитанники получают во

время общения, интересуются играми, изобразительной детской деятельностью (рисование

фиалки в горшке)

Ход занятия.

Воспитатель:

необычное

познакомимся

комнатными растениями, которые находятся в нашей группе и нарисуем в конце занятия

красивое растение - фиалку. Комнатные растения являются украшением помещения, создают

уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, увлажняют воздух, положительно влияют

на настроение людей.

Да, трудно представить нашу жизнь без цветов. Было бы не красиво и скучно. Мы с вами даже

представить себе не можем жизнь без цветов. Ценили их и наши предки. Многие народы

издавна проводили праздники в честь цветов.

Так древние греки и римляне отмечали праздник глоцинтов и лилий, англичане – незабудок и

анютиных глазок, голландцы – тюльпанов.

Мы сегодня поговорим о комнатных растениях, почему же их называют комнатными?

Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.

Воспитатель:

комнатные

растения?

ухаживает?

комнатные цветы вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в нашей

Воспитатель

показывает

комнатные

растения

называет

каланхоэ,

бальзамин, герань, кактус, фиалка, гортензия и др.

Воспитатель указывает на растения и показывает детям, где находится в растениях корень,

стебель, листья, цветы.

Обращает внимание на характерные особенности растений и предлагает их сравнить.

Воспитатель:

комнатные

растения

приносили

красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.

Давайте побеседуем об уходе за комнатными растениями.

Кто знает, как же нужно ухаживать за комнатными растениями?

поливать,

опрыскивать,

протирать

листочки

обрывать сухие листья.

Воспитатель: Давайте немного подвигаемся, поиграем в игру «Живое – неживое»

Воспитатель

середине,

произнося

существительное. Дети ловят мяч и отвечают: живое это или не живое – и кидают мяч

обратно воспитателю. Например:

Плита (неживое)

Фиалка (живое)

Диван (неживое)

Цветок (живое)

Алоэ (живое)

Лейка (не живое)

Воспитатель: Живые ли комнатные растения?

Да потому, что они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут.

Поэтому за растениями надо ухаживать.

Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.

Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно поливать растения?

Дети: Талой, комнатной температуры.

Воспитатель: Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его

не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит

ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, даже

погибают. Растения любят добрые руки, ласковые слова.

Воспитатель: Кто должен ухаживать за комнатными растениями нашей группы?

(Ответы детей)

Необходимо рыхлить землю в горшке, чтобы воздух проникал к корням. Если на листьях

пыль, их следует протереть влажной тряпочкой.

почтальон

конверты,

посмотрим, что же там находится. Загадки. Давайте отгадаем?

1. На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно.

(Бальзамин)

2. Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей.

3. У садовницы – первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое.

(Гортензия)

4. Плоский, длинный, а не брус,

Полосат, а не арбуз.

(Сансевьера)

5. Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку

На белую распорочку,

Не крючком плетеную –

Живую и зеленую.

(Традесканция)

6. С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.

7. Вырос кустик пышный,

На окне не лишний.

Листья незаметные,

А плоды запретные.

(Аспарагус)

8. Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет.

9. Лист с горбочком,

желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час.

Внимательно осмотрите комнатные растения у нас в группе. Какой уход требуется для них

сейчас? (Дети осматривают растения и отмечают на вопрос.)

Воспитатель предлагает детям лейки с водой, влажные тряпочки, палочки для рыхления

По окончании работы по уходу за растениями детьми воспитатель продолжает: Знаете ли вы,

что есть растения лекари, их называют домашним доктором.

Это растение алоэ, и каланхоэ. Они лечат простуду, больное горлышко и насморк.

Понюхав цветы герани перестанет болеть голова.

Посмотрите

красивый

любуется.

непривередливая из всех растений - фиалка. Какие у нее мягкие листики и красивые цветочки.

Фиалка - цветок, который полюбился многим народам. Цветы фиалки начали выращивать

2400 лет назад древние греки и римляне. Привезли это растение в нашу страну из теплых

стран. Поэтому этот цветок не может жить на улице: погибнет от холода.

Поливать этот цветок нужно осторожно, чтобы вода не попала на листики.

Есть много легенд о происхождении фиалки. Одна из них гласит о том, что этот цветок вырос

из слёз благодарного Адама, когда архангел Гавриил сказал ему о прощении грехов первому

человеку.

Согласно со славянской легендой о фиалках (анютиных глазках) - в трёхцветных лепестках

цветка отражаются доверчивые, голубые глаза девушки Анюты с очень добрым сердцем, от

которой уехал ее любимые, а она долго смотрела на дорогу, медленно угасая от тоски.

Три лепестка фиалки символизируют надежду, удивление и печаль.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Потягивания - руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(Потягивания - руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Махи руками)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

поиграем

проверим

насколько

внимательно

запоминаете

изображения комнатных растений на картинках.

Воспитатель выставляет картинки с изображением комнатных растений, называет их. Потом

предлагает детям отвернутся, одну картинку с цветком убирает и предлагает отгадать, какого

растения не стало.

Затем, воспитатель показывает несколько разных по цвету фиалок в горшочках, обращает

внимание детей на внешний вид растения: низкий кустик из плотных круглых и овальных

листьев, соцветие напоминает зонтик с прилегающими друг к другу цветами. Существует

множество разновидностей фиалок.

Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями (махрово – бахромчатая, волнисто-

кружевная)

Воспитатель: Ну а теперь мы сделаем себе подарки, нарисуем прекрасный цветок - фиалку в

предлагаю

нарисовать

используя

качестве

материала

акварельные

специальные листы для акварели, как у настоящих художников.

Устное объяснение последовательности выполнения рисунка.

1. Располагаем лист вертикально.

2. Намечаем границы изображения простым карандашом.

3. Выполняем работу в цвете.

завершена

акварельные

высохнут,

фломастером

подчеркнуть контуры цветка и вазы для большей выразительности.

Воспитатель: Какие цвета будем использовать?

Дети: Яркие.

Воспитатель: Как получить яркий цвет?

Дети: Нужно использовать меньше воды, больше краски.

Воспитатель: Заполняем на ваш выбор цветом цветы, зелёным зелёные листья.

Воспитатель: Разукрашиваем горшочек и фон разными цветами (теплым и холодным) .

Педагог показывает приемы изображения фиалки в вазе акварельными красками: сначала

рисуется ваза, потом куст из листьев и сверху несколько цветов, прилегающих лепестками

друг к другу.

Прорисовываем

лепестков,

фломастером нейтрального цвета (коричневым, зеленым). Дети каждый этап работы над

картиной последовательно повторяют за воспитателем.

Итог занятия:

Воспитатель: Какие комнатные цветы вы знаете? Какие цветы называют домашним доктором?

(Ответы детей)

Какой цветок мы сегодня нарисовали?

Дети: Фиалка.

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас красивые стихи о фиалках, поучите дома с

родителями, и нам потом с выражением расскажете:

1. Фиалочка душистая

С весною расцвела

Ароматом нежным

Весь лес заполнила она.

2. Где фиалка, мой цветок?

Прошлою весною

Здесь поил ее поток

Свежею струею?.

Нет ее; весна прошла,

И фиалка отцвела.

3. Лесная фиалка

Зимние морозы

Солнышко прогнало.

Хрупкая фиалка

На полянке встала.

К солнцу синий венчик

Тянется упрямо.

Первую фиалку

Я сорву для мамы.

4. На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперёд.

Но кто-то ей поклонится

И бережно возьмёт.

У вас замечательные получились фиалки.

Потрудились вы сегодня на отлично! Молодцы!

А сейчас мы с вами организуем выставку ваших работ, пусть родители и сотрудники детского

полюбуются,

красивые

настроение

замечательное!

11.Приложение 11 (Отгадывание загадок)

1.Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)

3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла.(Картофель)

5. Красненькие сапожки в земле и в лукошке. (Свекла)

6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)

7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)

8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачок)

9.Он в пупырышках, зеленый,

Часто в парнике растет.

Маринованным, соленым

Станет он под Новый год. (Огурец)

10.Вырастал в жару и слякоть

Этот горький корнеплод.

Хоть заставит нас поплакать,

Но от гриппа он спасет. (Лук)

11.Вот любимый вкусный овощ.

Это - чипсы и гарнир.

В бедный дом придет на помощь,

А в богатый дом - на пир. (Картошка)

12.Это овощ с круглым боком

И с бордовым сладким соком.

Если хочешь есть борщи,

То ее скорей ищи. (Свекла)

13.Этот овощ рыжий, длинный,

Свежий, сочный, витаминный.

Как наступит теплый май,

Ты скорей ее сажай. (Морковь)

14.Этот терпкий острый зубчик

Бабушка добавит в супчик.

Разложи его повсюду,

Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)

15.Эти братцы дружно в ряд

В домике-стручке сидят.

А когда они созреют,

Попадут к тебе в салат. (Горошины)

12. Приложение 12. (Комплекс гимнастических упражнений)

Мы стоим на огороде ,

Удивляемся природе,

Вот салат, а здесь укроп,

Там морковь у нас растет.

Поработаем с тобой,

Сорникам объявим бой-

С корнем будем выдирать,

Да пониже приседать.

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

Мы ее не будем трогать

Обожглись уже немного.

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

13. Приложение 13 (Пальчиковая гимнастика)

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры

А на грядке у Филата

Много разного салата.

А у бабушки Феклы

Четыре грядки Свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две грядки картошки.

Раз, два, три, четыре, пять-

Поможем урожай собрать.

14 Приложение 14 .(Итоговая беседа «Огород на подоконнике».)

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы

привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок

обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает

вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно

найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить

первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для

поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием

растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского

сада различные культуры, используя для этого огород на окне. А изменения в природе

побуждают детей бережно относиться к растениям. Каждый внимательный наблюдатель и

вдумчивый исследователь может открыть для себя что-то новое. Дети дошкольного возраста в

недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о

необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательсй деятельности

недостаточно развит.

15. Приложение15 (Итоговое фото « Огород на подоконнике)

2. Исследовательский этап.

- рассмотрение семян;

-

-

-

-

-

- рассмотреть иллюстрации;

-

3. Заключительный этап.

-

-

-

- ;

-

-

-

  1. Место проведения: группа.
  2. Возраст детей: 6-7 лет.
  3. Форма проведения:
  • Групповое обсуждение
  • Познавательные беседы
  • Трудовая деятельность
  • Консультации с воспитателем
  • Экспериментирование

Другие формы работы:

  • Дидактические игры
  • Праздник «Овощи с нашей грядки»
  • Занятие по изобразительной деятельности - лепка овощей из соленого теста

Форма проведения презентации:

Работа с родителями:

Домашнее задание - с детьми выполнить рисунки овощей и их описание;

  • Интерес детей

Ожидаемые результаты:

-

-

-

Просмотр содержимого документа
«Проект «Огород на подоконнике»»

Проект «Огород на подоконнике»

У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорит, что там растет.

Огуречная рассада

И укропчик и лучок

Смотрят все на огород

И уходят, открыв рот.

    Вид проекта: групповой, практично-ориентированный, долгосрочный.

    Цель, направление деятельности проекта: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.

План реализации проекта:

    Подготовительный этап.

- сбор художественной литературы: стихи, загадки, поговорки, рассказы, сказки про овощи;

- родительское собрание;

- приобретение необходимого оборудования;

- разбивка огорода на подоконнике;

- изготовление табличек, указателей с названиями растений.

2. Исследовательский этап.

- рассмотрение семян;

- опытно-исследовательская деятельность (строение растений) «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост растений»;

- ведение календаря наблюдений за ростом и развитием растений в течение всего проекта;

- занятия с детьми «В мире растений», «Все начинается с семечки», «Посев семян», «Первые всходы»;

- Д/н «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?»;

- разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок;

- рассмотреть иллюстрации;

- беседы, как выращиваются овощи на огороде.

3. Заключительный этап.

- проведение итогов реализации проекта;

- оформление выставки рисунков детей (от семечки к росту);

- выставка поделок из овощей «Вот так овощи»;

-

- конкурс: «Вкусные блюда из овощей» - фотоконкурс с родителями;

- проведение конкурса «Угадай название овоща»;

- принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании» - презентация, совместно с родителями и детьми.

    Место проведения: группа.

    Сроки проведения: сентябрь-март.

    Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы.

    Возраст детей: 6-7 лет.

    Форма проведения:

    Групповое обсуждение

    Познавательные беседы

    Рассматривание наглядного, иллюстрированного материала (фотографии, слайды, открытки)

    Трудовая деятельность

    Консультации с воспитателем

    Самостоятельная работа ребенка

    Экспериментирование

Другие формы работы:

    Дидактические игры

    Развлечение «Путешествие в страну витаминов»

    Праздник «Овощи с нашей грядки»

    Занятие по изобразительной деятельности – лепка овощей из соленого теста

Форма проведения презентации:

    Выставка поделок из овощей «Вот так овощи!»

    Фотоконкурс «Вкусное блюдо из овощей».

Работа с родителями:

Провести родительское собрание, участие в проекте;

Предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, семена для посадки;

Домашнее задание – с детьми выполнить рисунки овощей и их описание;

Принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании» - презентация.

Критерии оценки выполнения проекта:

    Интерес детей

    Умение использовать полученную в ходе экспериментирования информацию в практической деятельности

    Умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели

    Умение отражать собственные замыслы в реальной жизни.

Ожидаемые результаты:

- дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться познавать красоту растительного мира;

- у детей сформируются знания о росте овощей в комнатных условиях;

- желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим, добиваться результата.

Анализ проблемы

Разрабатывая данный модифицированный проект, мы исходим из того, что экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определенных условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе (в частности об овощных культурах) и выполнение с детьми определенных норм поведения в природе.

Проблема:

Для детей характерно неустойчивое отношение к растениям. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять к объектам небрежность. При этом действуют неосознанно, механически. Дети, в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому относят преимущественно животных, у конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных в основном движение, питание; у растений – рост). Тем не менее, растения способны изменяться, и данный объект природы доступен непосредственному восприятию детей. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам поможет экологический проект. Реализация проекта, осуществляется поэтапно в течение месяца, в процессе как повседневного обучения с детьми, так и на специальных занятиях.

Реализация проекта способствует не только формированию экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического развития), оказывает оздоровительное влияние.

Проект может быть использован воспитателями массовых групп и направлен на выполнение государственного стандарта по дошкольному образованию по развитию естественнонаучных и экологических представлений детей.

Тип проекта: Практично-ориентированный, долгосрочный, групповой.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Задачи:

Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;

Развивать, познавать творческие способности;

Воспитать бережное отношение к своему труду.

Ресурсы:

    Справочная и художественная литература.

    Наглядный, иллюстрированный материал (фотографии, слайды, открытки).

    Модель «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений».

    Таблички - указатели с названиями растений.

    Контейнеры для рассады.

    Рассада растений, семена, садово-огородный инвентарь.

    Материалы для изобразительной деятельности.

План работы

п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Беседа об овощах,

рассматривание наглядного, иллюстрированного материала (фотографии, слайды, открытки).

Сентябрь

Подготовка почвы.

Сентябрь

Посадка семян в грунт.

Изготовление табличек-указателей с названиями растения.

Уход за растениями (полив, рыхление, прополка), первые всходы.

В течение вегетации

Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений.

В течение проекта

Познавательное занятие с детьми «Витаминный калейдоскоп».

Развлечение «Овощи с нашей грядки».

Сентябрь

Разучивание стихов, загадок, песен.

В течение проекта

Изготовление игры «Чьи детки? Найди по зернышку».

Лепка овощей из соленого теста. Использование поделок для сюжетно-ролевой игры.

Лепка «Стоит на огороде теремок»

Д/и «Вершки и корешки», «Веселый повар», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Есть у нас огород», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть».

Изготовление мешочков для семян (матрешки) – родители.

Изготовление папки «Мой любимый овощ».

Выставка фото - работ «Вкусное блюдо из овощей» - родители с детьми.

Сентябрь

Объемная аппликация «Овощи».

Оформление папки «Мы сажали огород».

Выставка поделок из овощей «Вот так овощи!»

Сентябрь

Проведение викторины «Что растет на грядке?»

Сентябрь

Оформление горшочков для злаковых: овёс, рожь, пшеница (Петушок, Ананас, Львенок).

Папка «Огород на окне»

Сбор урожая – картофель, томат, огурец

Практический этап.

    Посадка семян. Дети разделились на 4 группы. Определились, какая группа, за каким растением будет ухаживать, наблюдать.

    Подготовка почвы.

    Изготовление табличек – указателей с названием растений.

    Посадка рассады в заранее подготовленные грядки.

    Уход за растениями (полив, рыхление, прополка). Дети каждой группы анализируют свою работу: насколько аккуратно и старательно она выполнена. Делают общий вывод.

    Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений» в течение всего проекта.

    Ведение папки «Огород на окне».

Презентация.

    Разговор о правильном питании» - родители, дети, воспитатели.

    Выставка поделок из овощей «Вот так овощи».

Съемка фильма «В царстве овощных культур»

Технологическая карта проекта «Овощи с нашей грядки»

Этапы

Деятельность

детей

Деятельность руководителей

Деятельность родителей

Результаты каждого

этапа

Поисковый

Научиться ухаживать за растениями.

Создать поисковую ситуацию. Проявляет, обговаривает, мотивирует проблему.

Домашнее задание. Беседа с детьми дома «Что растет у нас на даче».

Будем выращивать овощи на нашем подоконнике.

Аналитический

Узнают из источников информации различные сведения об овощах; приносят семена растений; определяют свою роль и место в осуществление проекта по желанию. Изготовление совместно с воспитателем календаря наблюдений за ростом и развитием растений.

Формирует цель, задачи, помогает составить поэтапный план работы, определяет ресурсы.

Помогают собирать информацию (иллюстрации, стихи, загадки, кулинарные рецепты), приобретают семена.

Определены цели и задачи, составлен план работы.

Практический

Посадка семян. Посадка рассады в заранее подготовленные ящики. Уход за растениями (полив, рыхление, прополка). Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений». Сбор урожая: картофеля, томата, огурцов.

Организует посадку, инструктирует по технике безопасности, наблюдает, помогает при необходимости.

Подготовка почвы. Изготовление табличек – указателей с названием растения. Приобретают удобрения. Изготовление игры: «Чьи детки», чьё семечко»

Выполнение плана; самоконтроль и самооценка; сбор урожая.

Презентационный

Участвуют в изготовлении поделок из овощей «Вот, так овощи». Принимают участие в викторине «Её высочество картофель». Фильм «В царстве овощных культур »

Организует место и проведение презентации. Готовит детей к выступлению.

Изготовление поделок из овощей на выставку «Вот так овощи». Принимают участие в викторине.

Фиксирование результата работы. Проведение выставки «Огород на подоконнике»,«Вот так овощи»

Контрольный

Проводится самооценка; высказывают свое мнение о проделанной работе.

Подводит детей к оценке и самооценке.

Книга отзывов (запись со слов детей). Папка «Про каждый овощ ваш расскажем». Библиотека об овощах.

Формы организации детской деятельности

Детская деятельность

Организация совместной деятельности

    Познавательно-исследовательская деятельность

    Беседы с детьми об овощах и фруктах:

    Выращивание овощей в полях, огородах, теплицах;

    Выращивание овощей во влажных тропических странах.

    Опытническая деятельность

- «Вершки-корешки»

Размножение семенами, черенками

Размножение картофеля (глазками и клубнями)

Чем отличается овощеводство от плодоводства и цветоводства

Насекомые

Семена; как работает семя

Витамины

    Игровая деятельность

Словесно-дидактические игры:

    Загадай, а мы отгадаем, что изменилось

    Угадай овощ по описанию

    Игра-подражание «Кто живет на огороде».

    Узнай овощ

    Четвертый лишний

    Хорошо-плохо

    Что растет на грядке? Поможем незнайке

    Найди такой же

    Сядет тот, кто найдет овощ

    Волшебный мешочек

    Мы сажаем овощи

    Почтальон принес посылку

    Созрело - не созрело

    Овощехранилище

Н/п игры (Настольно-Печатные игры)

    Ботаническое лото

    Разрезные картинки

    Поймай шмеля

Сюжетно-ролевые игры

    Путешествие в мир овощей

  1. Стоял на огороде теремок

    Чьи детки?

    Коммуникативная

Составление рассказов об овощах

Мой любимый овощ

Правила поведения в природе

Пословицы, поговорки, приметы

Загадки об овощах

Как растет семя

Куда отправляются овощи

Что нужно добавить в борщ, в винегрет

Дары осени

Кроссворды

    Художественно-продуктивная

Раскраска с овощами

Мой любимый овощ

Волшебный овощ

Рисование пальчиками

Пластилиновая пластика

    Аппликация

Плакат «Витаминчики»:

Книжки-малышки

Овощи из ткани

Объемные книжки

Пластилиновая пластика

Лепка из слоеного теста

Горшочки-овощи

Жители теремка

Волшебная корзинка

Украсили горшок:

    ракушками

    кнопками

Книжки-малышки

Маски-витаминчики

Овощи для с/р игры «Магазин»

    Чтение художественной литературы

    Хитрый огурец Я.М.Пинясов

    О девочке, которая наступила на хлеб Г.Х. Андерсен

    Легкий хлеб

    Не мешайте мне трудиться Е.А.Благинина

    Где найти мне витамины М.Петрушин

    Лук от семи недуг

    Чиполлино

    Всякому овощу своё время

Праздник картошки: «Её высочество картошка»

Осенний праздник. Тематическое развлечение «Что растет в огороде»

    Работа с родителями (использование презентаций, интерактивной доски)

Беседа о важности данной проблемы. Домашнее задание для родителей

Подготовка информации по теме

Фото, видео материал

Экологические истории (вместе с детьми)

Мастер-классы

Участи в реализации проекта

Презентации «Здоровое и правильное питание»

    Физическое воспитание

Эстафета «Собери овощ»

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем запах овощей»

Подвижная игра «Найди свой овощ»

    Продуктивная деятельность

Книжки-самоделки об овощах

Экологическая библиотека об овощах

Кроссворды «Овощи»

Альбом «Знакомые незнакомцы»

Гербарии

    Конкурсы

На лучшее стихотворение об овощах

Конкурс знатоков природы, кроссворды

Викторина «Стоит в огороде теремок»

Планируемый результат: Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. Сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Ожидаемые качественные результаты

Результаты

Показатель

Индикатор

Способ подтверждения результатов

1.Повышение уровня знаний дошкольников

Увеличение количества дошкольников, получивших знания

24 человека

Диагностика

2.Создание искусственной и модельной экосистемы или лаборатории для родителей по экологическому воспитанию дошкольников

Увеличение количества родителей, заинтересовавшихся поставленной проблемой

30 человек

Листы регистрации

3.Организация лектория «Огород на подоконнике»

Увеличение количества мероприятий

17 человек

Листы регистрации

4.Проведение акции среди родителей и детей: «Цветок в подарок», «В лесу родилась ёлочка и пусть она растёт»

Увеличение количества родителей и детей имеющих позитивное отношение к природе

17 человек

Конкурс «Упадет в землю зёрнышко»

Викторина «Вот у нас какой на вкус…»

5.Организация взаимодействия с родителями

Увеличение количества родителей оказывающих помощь в решении поставленной проблемы

24 человека

Экспресс опрос

6.Организация информационных центров в каждой возрастной группе

Увеличение ресурсов

15 человек

Фото и видео материал

7.Организационная тема выставок:

Поделки весёлых овощей (прил.материал)

Поделки масок овощей

Книжки-малышки

Горшок овощей (оформление горшочка)

Папка «Огород на подоконнике»

Поделки овощей для игры «Магазин»

Изготовление игры «Угадай зёрнышко», «Чьи детки»

Увеличение ресурсов

18 человек

Фотоматериал:

Презентация

Фильм «Огород на подоконнике»

Схема «паутинка» по проекту «Огород на окне»

Овощеводство

Плодоводство (сад) Цветоводство(газон, клумба и др.)

Яблоня - розы

Груша - ромашки

Вишня - тюльпаны

Черешня - пионы

Смородина

Устойчивость проекта

    Публикация данного проекта в сети Интернет.

    Организация мини-музея «Огород на подоконнике»

    Передвижная фотовыставка «Папка «Огород на подоконнике»»

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида№14 «Светлячок».

Название проекта:

«Огород на подоконнике».

«Что за зелень у окна.

Ведь за окном у нас зима.

Поговаривают что лук,

Полезен от семи недуг.

Малыши лучок сажали.

Урожаем угощали,

Витаминов целый клад

Приходите все к нам в сад».

Составила воспитатель: Семенова С.В. г. Химки февраль 2014 год.

Тип проекта : творческий, исследовательский, игровой.

Участники проекта : дети, родители и воспитатели.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет) .

Продолжительность: кратковременно, 6 недель.

Тема: Посадка лука, укропа, петрушки, салата,гороха.

Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель : обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи:

Развивающие:

Развивать познавательные и творческие способности детей;

Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Образовательные:

Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.

Задачи создания развивающей речевой среды:

Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог «ребёнок-ребёнок-воспитатель».

Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.

Оборудование и материал : семена укропа, петрушки, салата,гороха лейки, горшки, контейнеры,луковицы, земля, вода.

Работа с родителями:

1. Провести беседу с родителями «Участие в проекте «Огород на подоконнике».

2. Предложить родителям для реализации проекта приобрести: горшки,контейнеры, землю, семена: укропа, петрушки,салата.гороха,луковицы для посадки.

3. Принести атрибуты для огорода (забор, домик, муляжи домашних животных).

Ожидаемый результат:

1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком, рассадой и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука и укропа.

2. У детей сформируются знания и представления о росте растений, зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.

Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.

Организационная деятельность.

1. Подобрать материал по данной теме: художественную литературу, фото, иллюстрации, рисунки.

2. Подобрать оборудование и материал для опытов и экспериментов детей: контейнеры, луковицы разных сортов и другие семена овощей для сравнения.

3. Составить перспективный план мероприятий.

План реализации проекта.

Подготовительный этап

1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. (Воспитатели группы)

2. Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике». (Воспитатели группы)

3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры,горшки, земля, луковицы, семена). (Воспитатели, родители)

4. Разбивка огорода на подоконнике. (Дети, воспитатели)

5. Атрибуты к огороду (родители,воспитатели).

Исследовательский этап

1. Рассматривание семян (укропа, петрушки, салата, посадка семян и лука. (Дети, воспитатели группы)

2. Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка лука», «Первая зелень» «Витамины для детей», «Полезная пища». (Воспитатели - в течение проекта)

4. Проведение дидактических игр «Где растет? », «Что лишнее? », «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? ». (Воспитатели)

5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. (Воспитатели)

6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). (Воспитатели группы - в течение проекта)

7. Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях. (Воспитатели)

Заключительный этап

1. Подведение итогов реализации проекта. (Дети, воспитатели, родители)

2. Оформление выставки рисунков детей. (Дети, воспитатели)

План экспериментальной деятельности.

Земля

Название мероприятия: Узнаем, какая земля.

Цель: Выявить свойства земли: черного цвета, сыпется.

Материал, оборудование: земля в контейнерах.

Человек

Название мероприятия: Человек и растения.

Цель: Выявить, насколько растения нуждаются в уходе человека.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место) .

Проведенные мероприятия в ходе реализации проекта:

I этап - подготовительный (1 неделя) .

В группе детского сада мы разбили грядки на подоконнике. Родители смастерили забор для нашего огорода, помогли оформить, принесли необходимые атрибуты. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, составили огородную игротеку.

I этап - исследовательский (4 недели) .

Дети наблюдали за ростом лука, укропа петрушки,салата, гороха, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.


Проект «Огород на подоконнике» "Что за зелень у окна. Ведь за окном у нас зима. Поговаривают что лук, Полезен от семи недуг. Малыши лучок сажали. Урожаем угощали, Витаминов целый клад Приходите все к нам в сад. " Цель: Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.


Задачи: 1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях. 2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц. 3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой. 4. Повторение правильного и бережного отношения к природе. 5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда. Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Участники проекта: дети, родители и воспитатели, старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог. Работа с родителями. 1. Провести работу с родителями «Участие в проекте «Огород на подоконнике». 2. Подготовить для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки. 3. Домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполино», с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.


Результат. 1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой. 2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой так и в стакане с водой. Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты





Лук Загадки Вот зелёная стрела К свету, к солнышку взошла. Мы её положим в суп, Ведь приправа эта -... Стихи Со мной общаться вам бывает сложно. Без слёз очистить даже невозможно. Но я полезен очень - вот так штука: Нет от простуды средства лучше лука. Луковица золотая Круглая, литая. Есть у ней один секрет- Нас она спасёт в обед: Может вылечить недуг Вкусный и душистый лук! Пословицы и поговорки Лук семь недугов лечит. Лук да баня все правят. Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.


2 ЭТАП – исследовательский. Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

Воспитатель Мазалова Ольга Александровна, г.Междуреченск

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и ранней весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и понаблюдать за ростом и цветением овощей и зелени. И нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Такой огород — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Актуальность данного проекта — расширение представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщение представлений детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, а так же развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода,

Задачи:

  1. Расширение опыта детей по ухаживанию за растениями в комнатных условиях.
  2. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  3. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
  4. Привлечение родителей к участию в проекте.

Проектная идея: Создать в группе сада огород на подоконнике.

Участники проекта: Дети старшей группы, родители и воспитатель группы.

Взаимодействие с родителями.

  1. Сделать подборку стихов, загадок про овощи, и рецептов овощных блюд.
  2. Помощь родителей в приобретении оборудования и инвентаря для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.
  3. Домашнее задание – с детьми мими- книжка со сказкой, рассказом или стихотворением домашнего сочинения об овоще.

Ожидаемые результаты.

Получение знаний детей о жизни растений.

— Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

— Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

— Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

— Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Способы оценки : Опыты, наблюдения, беседы.

Продолжительность : 12 недель

Организационная деятельность .

  1. Подбор художественной литературы, иллюстрированный материал по данной теме.
  2. Подбор материала и оборудования для опытно — экспериментальной деятельности.
  3. Составление перспективного плана мероприятий.

План реализации проекта

1 ЭТАП – подготовительный (2 недели) .

После того как дети увидели, что мамы дома посадили помидоры и другие овощные культуры предложили и в детском саду устроить огород, мы решили разбить огород в группе.

  1. Собрали художественную литературу: стихи загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах, экологические сказки. Воспитатель и родители группы (1-2 неделя февраля).
  2. Консультации для родителей: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике», «О пользе и лекарственных свойствах овощей». Воспитатель группы, родители. (1-2 неделя февраля).
  3. Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена. Родительский комитет (1-2 неделя февраля).
  4. Изготовление табличек — указателей с названиями растений. Дети, воспитатель. (1-2неделя февраля).

Основной этап

  1. Рассматривание семян (укропа, огурцов) и посадка семян в ящики с землей на подоконнике групп с расстановкой заранее заготовленных табличек-указателей. (2неделя февраля).
  2. Наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Устанавливали связи: растения – земля (фасоль положить в емкость с водой и с землей- наблюдать), растения – вода (луковицы посадить в горшки с землей и одну поливали, а другую нет) растения – свет (луковицы посадить в горшки с землей и один горшок поставить в темное место). Результаты экспериментов фиксировать в рисунках.

Воспитатель и дети группы (в течение всего проекта).

  1. Беседы с детьми: «Растения огорода», «Вершки и корешки», «Посев семян», «Овощи и фрукты». Воспитатели группы. (в течение всего проекта).
  2. Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Сбор урожая», «Собери корзинки», «Вкусное варенье», «Полезный сок», «Варим суп» и другие. Воспитатель группы, (в течение всего проекта).
  3. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу), книги «Как появился цветок». Воспитатель и дети группы (в течение всего проекта) .
  4. Чтение художественной литературы: С. Виталия «Огород», С. Сирена «Огород»,

О. Емельяновой «Что растет на огороде», сказки Дж. Родари «Чиполлино», загадок, пословиц, поговорок об овощах, фруктах. Воспитатель группы (в течение всего проекта).

  1. Продуктивная деятельность: аппликация «Букет»; лепка «Корзина с овощами»; Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому».

Заключительный этап

Дети, воспитатели группы, родители.

  1. Оформление выставки рисунков детей «От семени к ростку», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе.
  2. Проведение конкурса чтецов «Во саду ли в огороде».
  3. Выступление детей с домашним заданием «Чтение придуманной сказки своего сочинения, об овощи».

4.Приготовление совместно с детьми группы овощного салата и угощение детей из средней группы «Солнышко».

Результативность проекта:

У детей старшего дошкольного возраста сформировались экологические знания о выращивании растений из семян в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Усовершенствовались познавательные и творческие способности детей. Они получили представление об ухаживании за растениями и познакомились с условиями их содержания, учатся подмечать красоту растительного мира и бережного отношения к миру природы. Заинтересованность и помощь родителей при реализации проекта.

Количество воспитанников, участвующих в проекте: 20 детей.

Количество родителей принявших участие в реализации проекта: 12 человек.

Презентация проекта, прошла в форме консультации для педагогов детского сада на тему: «Оформление проекта в форме лепбука»