Тест по теме «Социальные отношения»

Часть А.

1. Молодежь, женщины, пенсионеры - это социальные общности…

А) территориальные

Б) демографические

В) этнонациональные

Г) профессиональные

2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, - это…

А) социальная роль

Б) социальный статус

В) семейное положение

Г) социальная стратификация

3. Критерием выделения страт может быть:

А) уровень дохода

Б) отношение к религии

В) отношение к политической идеологии

Г) уровень развития личных способностей.

4. Социальная роль это -

А) степень признания достоинств личности

Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности

В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих

Г) социальное перемещение индивида

5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

6. Глубинная причина социальных конфликтов:

А) несовпадение характера

Б) различные воззрения социальных групп

В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.

7. С социальной сущностью человека связана потребность:

А) приспосабливаться к условиям природной среды

Б) заботиться о своем потомстве

В) обеспечивать безопасные условия жизни

Г) получить признание в обществе

8. Социальная стратификация - это …

А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой

Б) совместная деятельность людей в различных группах

В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей

Г) система признаков социального расслоения, неравенства

9. Приобретенным является статус-

А) сын

Б) русский

В) флегматик

Г) учитель

10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними - это…

А) политика общества

Б) структура общества

В) характер общества

11. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Социальная мобильность - это совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статусов.

Б) Социальная мобильность - это предписания, требования и установленные образцы, которым должно соответствовать поведение людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

12. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей - это…

А) внутренний социальный контроль

Б) внешний социальный контроль

В) самоконтроль

Г) социальные санкции

13. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.

А) влияние общественного мнения

Б) принуждение

В) регламентация социальных институтов

Г) групповое давление

14. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства - это..

А) маргиналы

Б) люмпены

В) сословие

Г) социальный класс

15. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А) Социальный контроль - это совокупность всех норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.

Б) Социальный контроль - это особый механизм поддержания общественного порядка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение - это отклонение от того образца, который предписывает норма.

Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы обществ, социальных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

17. Нации и народности - это…

А) исторические типы общества

Б) этнические общности

В) демографические группы

Г) поселенческие группы

18. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?

А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.

Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.

В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция - быть не таким, как все.

Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

19. Верны ли следующие суждения о социализации?

А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах, происходящих в общественной жизни.

Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично-групповых свойств и качеств человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

20. Верны ли суждения о девиантном поведении?

А) Новаторство является проявлением девиантного поведения.

Б) Девиантное поведение всегда дестабилизирует общество, способствует возникновению конфликтов, войн.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Часть В.

В1 . Назовите науку:

А) о социальных отношениях

Б) изучает социальную структуру

В) рассматривает социальное неравенство

Г) анализирует социальную адаптацию индивида

Ответ: социология.

В2 . Общность людей, для которой характерны следующие признаки:

А) единство языка и культуры

Б) единый экономический механизм

В) хозяйственная сплоченность

Г) общность исторического пути

Ответ: нация.

В3 . Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Определения

Понятия

А) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом

1) социальная мобильность

Б) перемещения из одной социальной группы в другую

2) социальная дифференциация

В) руководящее начало, требование, образец

3) социальная роль

Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

4) социальная норма

Запишите полученную последовательность.

Ответ:

А - 3

Б - 1

В - 4

Г - 2

В4 . Задание с подстановкой слова.

Люди, которые утратили свое прежнее положение и не приобрели нового; они теряют привычные социальные связи, оказываются как бы различными культурами, социальными группами и системами; не освободившись от прежних социальных влияний, они начинают испытывать новые - порою прямо противоположные.

Ответ: маргиналы.

В5 . Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «отклоняющееся поведение».

Девиация, деликвентность, наркомания, гениальность, асоциальность, способность, аномия, преступность .

Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию

Ответ: способность.

В6 . Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

ПРИМЕРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ

1. Молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала её победа в конкурсе «Учитель года».

А) брак

2. Менеджер, поступивший на работу после окончания учебного заведения, женился на дочери директора фирмы и получил значительное повышение по службе.

Б) профессиональная деятельность

3. После окончания престижного учебного заведения молодой специалист был приглашен на работу в очень известную фирму по продаже компьютеров.

В) образование

4. Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследования лечения болезни, собрал материал и защитил кандидатскую диссертацию.

Ответ: 1 - Б

2 - А

3 - В

4 - Б

В7. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфесиальному признаку. Найдите и укажите социальную группу, выпадающую из ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

Ответ: консерваторы.

В8. Прочитайте текст и вставьте недостающие слова, которые указаны ниже.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус___________(1). Это явление получило название социальной_______________(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____________(4). ___________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера - в современном и т.д.. Каналами мобильности выступают социальные _______________(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.д.»

Каждое слово может быть использовано только один раз.

А) миграция

Б) мобильность

В) горизонтальная

Г) институт

Д) статус

Е) вертикальная

Ж) группа

З) стратификация

И) маргинализация

Ответ:

В9 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социологи определяют социальную роль, как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль - это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Полученные данные внесите в таблицу.

Ответ:

В10.

Часть С

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных группах в обществе.

С2. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Политика»

Часть А.

1. Что из указанного непосредственно связано с понятием «власть»?

А) самопознание;

В) социализация;

Г) урбанизация.

2. Носителем политической власти в государстве являются

А) общество потребителей;

Б) парламент;

В) коллегия адвокатов;

Г) администрация предприятия.

3. Государство в отличие от партии

А) является политической организацией;

Б) имеет право издавать законы;

В) разрабатывает политику;

Г) имеет органы управления и руководства.

4. Правительство страны ограничило ввоз иностранных товаров. К каким сферам общественной жизни относится данный факт:

А) экономической и социальной;

Б) социальной и духовной;

В) экономической и духовной;

Г) политической и экономической.

5. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

А) государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность.

Б) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другим.

В) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

Г) государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.

6. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что оно

А) обладает исключительным правом издавать законы;

Б) стоит на защите прав интересов граждан;

В) имеет политического лидера и правящую партию;

Г) разрабатывает политическую идеологию.

7. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть 7% избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П.

А) депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.

Б) места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.

Г) политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

8. Понятия «пропорциональная», «мажоритарная», «смешанная» относятся к характеристике системы

А) политической;

Б) избирательной;

В) партийной;

Г) экономической.

9. В нормативную подсистему политической системы входят:

А) политические институты и организации;

Б) отношения между социальными группами;

В) государственные учреждения;

Г) законы, регулирующие жизнь общества.

10. Тоталитарное государство характеризуется следующим из перечисленных признаков:

А) в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов;

Б) массовая агитация и пропаганда осуществляется единственной в стране партией;

В) деятельность оппозиционных сил регламентирована законами;

Г) полномочия главы государства ограничены представительными органами власти.

11. Любое государство характеризуется:

А) политическим плюрализмом;

Б) господством административно-командных методов управления;

В) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильностью;

Г) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц.

12. Показателем политического плюрализма является:

А) наличие политической оппозиции;

Б) партийное руководство всеми сферами общества;

В) выборность органов власти;

Г) наличие политической системы.

13. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике - это

А) политический режим;

Б) форма правления;

В) форма административного устройства;

Г) государственный суверенитет.

14. Политическую сферу общества характеризуют следующие понятия

(укажите правильное сочетание)

А. Власть

Б) Политический режим

В) Маргиналы

Г) Этнос

1) АБ

2) БВ

3) ВГ

4) все перечисленные.

15. Сущность любой политической партии выражается в следующем:

А) образование по классовому признаку;

Б) наличие программы и устава;

В) цель создания - борьба за государственную власть;

Г) наличие индивидуального фиксированного членства.

16. Страна, где формой правления является полупрезидентская республика

А) Франция

Б) США

В) Италия

Г) Нидерланды

17. Проникновение государства во все сферы общественной жизни характерно для политического режима:

А) правового

В) тоталитарного

Г) теократического.

18. Свобода совести в демократическом государстве включает в себя (укажите правильное сочетание):

А) Право пропагандировать свои религиозные или антирелигиозные взгляды

Б) Свободу исповедовать любую религию

В) Обязательность получения духовного образования

Г) Запрещение исповедовать религию индивидуально.

1. АБВ

2. ВГ

3. АБ

4. все перечисленное.

19. Сущность лоббизма - это…

А) централизованная система власти

Б) процесс влияния групп интересов на органы власти

В) способ формирования элиты

Г) тип легитимной власти.

20. В Российской Федерации к ведению местных властей не относится вопрос о (об)…

А) федеративном устройстве и территории РФ

Б) использование природных ресурсов

В) налогообложение

Г) развитии культуры и образования.

Часть В.

В1 . Найдите в приведенном ниже списке функции политических партий в демократическом обществе и запишите буквы, под которыми они указаны.

А) разработка и принятие законов;

Б) выдвижение политических лидеров;

В) оппонирование правительству;

Г) контроль над денежной массой;

Д) формирование правоохранительных органов;

Е) представление определенных групп общества.

В2. Установите соответствие между политическими институтами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры в бланк ответов.

Ответ 13312

В3 . Назовите общественное движение по признакам:

А) выступает против любых войн

Б) морально осуждает насилие

В) миротворческая направленность

Г) часто вступает в конфликт с интересами бюрократического государства.

Ответ: пацифизм (пацифистское)

В4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. наличие возрастного ценза;

3. доступность правдивой информации о кандидатах;

4. равноправие избирателей;

5. наличие альтернативных кандидатов;

6. регистрация избирателей на избирательных участках.

Ответ: 1345

В5. Форма государственного устройства, представляющая собой:

А) союзное государство

Б) государственные образования обладают юридически определённой политической самостоятельностью

В) государственные образования не являются государствами в собственном смысле слова, не обладают суверенитетом.

Ответ: федерация.

В6. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «государство». Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1) суверенитет, 2) политика, 3) политический режим,) 4) общество, 5) законотворчество, 6) искусство, 7) правовые нормы.

Ответ: 4,6.

В7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) На волне предвыборной компании на политической арене страны появилась новая партия, объединившая ряд общественных организаций и движений. (2) Основу программы партии составили требования расширения демократических прав и свобод, гарантии прав частных собственников. (3) Это можно рассматривать как новый шаг на пути развития демократии в нашей стране. (4) В то же время заметны негативные моменты увеличения числа демократических партий, что может усложнить выбор избирателей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер;

Запишите последовательность букв в бланк ответов.

Ответ ААББ

В8 . Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками:

Запишите выбранные буквы в бланк ответов.

Ответ ББАА

В9 .Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В словаре ______________(1) под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием_________(2), политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием___________(3). Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное_______________(4), воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление - и экономическое, и социальное, и культурное - может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть. Политическая деятельность - деятельность в сфере политических, властных _____________(5).

В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жёсткостью протекания _____________(6)».

А) отношения;

Б) политология;

В) управление;

Г) политический процесс;

Д) развитие;

Е) общественные сферы;

Ж) социальные группы;

З) власть;

И) общественные движения.

Получившуюся последовательность букв внесите в бланк ответов.

Ответ бжзваг (бизваг)

Часть С.

С1. Выборы в представительные органы власти проводятся как в демократических странах, так и в странах с недемократическим режимами. Укажите три признака, позволяющие характеризовать выборы как подлинно демократические.

Ответ:

Альтернативность

Освещение в СМИ

Равенство всех участников

Регулярность проведения выборов

Всеобщий характер

Равенство - один избиратель - один голос

Общественный контроль за процедурой выборов.

С2. Укажите пять отличий политических партий от политических движений.

С3. Что называется политическими партиями? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте три предложения, используя в них названия разных политических партий современной России.

Ответ : На выборах в российскую Государственную Думу 7%-ый барьер преодолели четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и либерально-демократическая партия России. Партии либерального толка, не получив мест в палате российского парламента, оказались в политическом кризисе. Все политические партии имеют организованную структуры и являются одним из компонентов политической системы общества.

С4 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический абсентеизм (неучастие)»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об абсентеизме.

Ответ: Политический абсентеизм - уклонение граждан от участия в политической жизни общества, проявляющееся, прежде всего, в отказе принимать участие в выборах.

Причиной абсентеизма может являться отсутствие на политической арене страны ярких политических лидеров и талантливых политиков.

Политический абсентеизм - существенная угроза демократическим ценностям и устоям, т.к. происходит отчуждение граждан от власти, участия в управлении государством.

С5 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «референдум»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о референдуме.

Ответ: Референдум - форма волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум является важнейшим институтом прямой демократии.

Референдум представляет собой непосредственное правотворчество народа.

Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина.

Предварительный просмотр:

Тест к разделу «Экономика»

Часть А.

1.Экономика - это наука, изучающая:

а) как люди производят нужные им блага;

б) как происходит развитие личности под влиянием хозяйственных отношений;

в) как проектируются задания промышленных предприятий .

2. Экономика главным образом призвана:

а) делать богатых ещё богаче;

б) обеспечивать доходы предпринимателя;

в) удовлетворять общественные потребности .

3. Экономическая теория выделяет четыре основных ресурса, которые называются факторами производства. К ним относятся:

а) художественная литература;

б) труд;

в) лекарства;

г) капитал ;

д) образование;

е) предпринимательские способности;

ж) земля и её богатства.

4. В собственности гражданина РФ не может находиться:

а) земля;

б) жилой дом;

в) самолет;

г) космический корабль.

5. Определите, какие типы экономических систем существуют:

а) эффективная;

б) смешанная;

в) рыночная;

г) традиционная;

д) командная ;

е) экспортно-импортная.

6. Выделите признаки командной экономики:

а) земля и капитал находятся в собственности государства;

б) люди вправе свободно обмениваться продуктами своего труда;

в) план «спущен» сверху;

г) цены назначаются свыше;

д) цены формируют рынок;

е) не может быть конкуренции.

7. Понятие «экономика» первоначально означало:

а) управление сельским поместьем;

б) искусство ведения домашнего хозяйства;

в) натуральный обмен;

г) денежное обращение.

8. К экономической сфере жизни общества относятся понятия:

а) миграция сельского населения;

б) разделение труда;

в) социальная дифференциация.

9. Современная смешанная экономическая система - это главным образом сочетание:

а) традиционной и командной экономики;

б) традиционной и рыночной;

в) рыночной и командной экономики .

10. Что характерно как для рыночной, так и для плановой экономики:

а) наличие свободной конкуренции;

б) многообразие и равноправие форм собственности;

в) государственное регулирование ценообразования;

г) производство товаров повседневного спроса.

11. Производство - это соединение трех факторов производства.

Выделите фактор, который не входит в их число:

а) природные ресурсы;

б) государство;

в) капитал;

г) труд.

12. Министерство приказало заводу « Сельхозмаш» выпустить дополнительно триста сеялок сверх намеченного плана. Определите, о каком виде предприятия идет в данном случае речь:

а) производственном кооперативе;

б) акционерном обществе;

в) унитарном предприятии.

13. Стоимость всех конечных товаров и услуг, производимых в как внутри страны, так и за её пределами:

а) производство;

б) валовый национальный продукт;

в) валовый внутренний продукт;

г) национальный доход.

14. Увеличение объема выпускаемой продукции за счет количественного изменения ресурсов, называется:

а) интенсивным;

б) экстенсивным;

в) рациональным;

г) производительным.

15. Экономический кризис - это

а) кардинальные изменения в структуре экономики;

б) долговременное увеличение реального ВВП;

в) чередование спадов и подъемов;

г) резкое падение производства.

16. Укажите вид безработицы, связанной с поиском и сменой места работы:

а) скрытая;

б) структурная;

в) фрикционная;

г) циклическая.

17. Понятие «конкуренция» означает:

а) соперничество на каком - либо поприще между производителями;

б) монополизм торговцев и производителей;

в) союз производителей и потребителей.

18. Закон спроса утверждает:

а) величина спроса определяется предложением;

б) спрос зависит от предложения;

в) величина спроса прямо пропорциональна цене товара;

г) чем выше цена товара, тем меньше на него спрос.

19. Налогом в РФ облагается следующий вид дохода:

а) пенсия;

б) стипендия;

в) пособие по безработице;

г) заработная плата.

20. К причинам, вызывающим инфляцию, относится:

а) исполнение государственного бюджета с профицитом;

б) расширение рынка труда;

в) рост дефицита государственного бюджета;

г) увеличение выпуска товаров.

21.Государственный бюджет страны отражает:

а) доходы граждан от предпринимательской деятельности;

б) расходы на государственное управление;

в) курсы иностранных валют;

г) уровень безработицы.

22. Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к

а) относительному равновесию спроса и предложения;

б) постоянному снижению объемов производства;

в) увеличению расходов на природоохранную деятельность;

г) снижению налогов.

23. Постоянное обновление модельного ряда на рынке сотовых телефонов характеризует ситуацию на рынке

а) товаров и услуг;

б) потребительского кредита;

в) ценных бумаг;

г) сырья и материалов.

24.Что является источником доходов государственного бюджета:

а) пенсионный фонд;

б) внебюджетные фонды;

в) правоохранительные органы;

г) прямые и косвенные налоги.

25.К ценным бумагам не относятся :

а) чек;

б) вексель;

в) договор о купле-продаже квартиры;

г) акция.

26. Дефицит государственного бюджета:

а) снижение внешнего долга государства;

б) превышение государственных расходов над доходами;

в) сокращение объёмов денежной массы;

г) уменьшение числа налоговых поступлений.

27. Укажите, какое определение соответствует понятию «налоги»:

а) взносы в фонд реформы хозяйственной жизни;

б) обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в определенном порядке ;

в) десятая часть доходов всех граждан, автоматически поступающая в бюджет государства.

28. Рынок регулирует экономику через механизм

а) налогообложения;

б ) свободных цен;

в) государственного планирования;

г) государственного заказа.

29. Укажите фактор, который не влияет на спрос потребителя:

а) цены на товар;

б) потребительский бюджет;

в) издержки производства товара;

г) мода.

30. Структурная безработица возникает в результате

а) технического прогресса;

б) инициативы работников;

в) роста спроса на трудовые ресурсы;

г) наступление определенного времени года (сезона).

31. При каких рыночных структурах существуют непреодолимые барьеры для вхождения на рынок?

а) при совершенной конкуренции, монополии и олигополии;

б) при монополии и олигополии ;

в) при монополистической конкуренции и олигополии;

г) при монополистической конкуренции и монополии.

32. В условиях монополии на рынке имеется:

а) один продавец и один покупатель;

б) один продавец и много покупателей;

в) много продавцов и один покупатель;

г) много продавцов и много покупателей.

Часть В.

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением одного характеризуют понятие «рынок»

Производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государственное распределение .

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

  1. Найдите в приведенном ниже списке рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства. Запишите буквы, под которыми они указаны.

а) предоставление кредитов для малого бизнеса;

б) принятие антимонопольного законодательства;

в) вручение государственных наград;

г) налоговая политика;

д) развитие системы экономического образования.

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением одного характеризуют понятие «измерители экономического роста».

ВВП, национальный доход, расчет на душу населения, количество налогов , инфляция.

Укажите термин относящийся к другому понятию.

  1. Найдите в приведенном ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, запишите буквы под которыми они указаны.

а) увеличение расходов государства на социальные программы;

б ) девальвация национальной валюты;

в) изъятие «лишних» денег Центральным банком;

г) отказ от повышения зарплат и пенсий;

д) переход на натуральный обмен вместо денежного.

Признаки экономических систем

Типы экономических систем

А) цены на товары определяются соотношением спроса и предложения

1) командная экономика

Б) основные средства производства принадлежат государству

2) рыночная экономика

В) экономические пропорции устанавливаются централизовано

Г) развитие производства основывается на конкуренции производителей

Д) периодически возникает дефицит товаров

А - 2

Б - 1

В - 1

Г - 2

Д -1

« В современной экономике действует три основных ____________(1): производители экономического продукта, его_______________(2) и государство. Между ними происходит весьма интенсивный________________(3) товарами, ____________(4), денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое ____________(5), защиту прав и интересов отдельных участников экономических__________________(6)».

А) регулирование Е) субъект

Б) обмен Ж) услуга

В) спрос З) объект

Г) потребитель И) отношение

Д) рынок

  1. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Международная торговля выгодна каждой стране, так как благодаря____________(1) расширяется выбор товаров и услуг, которые не производятся в стране. Иностранные фирмы, предлагают товары, аналогичные отечественным, увеличивают тем самым их______________(2), что ведет к снижению________________(3) на них. Другая важнейшая форма международных экономических отношений - движение ____________(4) и зарубежных инвестиций. Для успешного развития международных отношений необходим такой ________________(5) экономики, как валютный _______________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

  1. Иногда понятие человеческого капитала трактуется, как «имеющийся у каждого запас знаний, способностей и мотивацией». (2) Не менее поверхностное определение этого понятия мы находим в российской «Экономической энциклопедии». (3) Здесь человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы». (4) В состав объектов человеческого капитала обычно включают знание общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт.

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

Запишите результаты в таблицу.

  1. Найдите в приведенном списке функции центрального банка и запишите цифры под которыми они указаны.
  1. эмиссия денег
  2. кредитование населения и фирм
  3. лицензирование коммерческих банков
  4. пополнение золотого запаса страны
  5. контроль над объемом денежной массы
  1. Найдите в перечне виды предпринимательской деятельности, относящиеся к производственному предпринимательству, и укажите цифры, под которыми они указаны.
  1. строительство
  2. оптовая торговля
  3. розничная торговля
  4. страховая деятельность
  5. сельское хозяйство
  6. машиностроение
  7. металлургия
  8. консультирование в области юриспруденции
  9. банковская деятельность
  10. машиностроение
  1. Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Понятие

Определение

А) спрос

1) Количество товаров и услуг, которое продавцы имеют возможность и желание продать потребителям в определенном месте и в определенное время

Б) предложение

2) вид обязательных платежей в государственный или местный бюджет, который осуществляют юридические или физические лица

В) цена товара

3) товары и услуги, которые выбрал потребитель и за которые он готов платить

Г) налог

4) стоимость единицы товара, выраженная количеством денег, которые придется платить при покупке товара

А - 3

Б - 1

В - 4

Г - 2

Часть С.

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « государственный бюджет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о государственном бюджете.
  1. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Налоги, антимонопольное законодательство, расходы государства на образование, науку, здравоохранение, предоставление населению общественных благ и т. д.


Тема: «Социальные отношения»

Вариант 1.

Часть 1.

1 . Дети, молодежь, мужчины - это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку 2) этническому признаку

3) демографическому признаку 4) профессиональному признаку

2. Социальный статус - это

1) поведение, ожидаемое от индивида 2) положение человека в обществе

3) форма приспособления индивидов 4) форма осуществления социальных функций

3. К предписанному статусу относится

1) национальная принадлежность 2) уровень образования 3) уровень доходов 4) род занятий

4. К восходящей вертикальной социальной мобильности относится

1) повышение по службе 2) занятие предпринимательской деятельностью

3) понижение по службе 4) выход на пенсию

5. Преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель - доцентом, доцент - профессором. Это пример

1) социальной стратификации 2) социальной адаптации

3) социальной мобильности 4) социализации

6. Почти треть президентов США - выходцы из бедных или средних семей. Этот пример - проявление

1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) социальной адаптации

7. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1) высокой политической активностью 2) общностью быта

3) общими увлечениями 4) профессиональным ростом

8. Традиционную (патриархальную) семью характеризует

1) главенствующее положение отца семейства 2) возрастание роли женщины в семье

3) взаимное уважение между супругами 4) активное участие женщин в производстве

9. Одним из условий возникновения нации является

1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами

2) рост уровня образованности населения

3) повышение рождаемости

4) образование правового государства

10. Понятие, применяемое в общественных науках для определения тех, кто оказался на социальном дне

1) страта 2) маргинал 3) люмпен 4) плебей

11. Рабочие, инженеры, учителя составляют общность

    политическую 2) демографическую 3) профессиональную 4) этническую

12. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп

А. Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.

Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.

Часть 2.

1. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) государство 1) экономика

Б) религия 2) политика

В) образование 3) духовная культура

Г) производство 4) социальные отношения

Д) семья

2. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

1) национальность А) достигаемый

2) профессия Б) предписанный

3) пол

4) образование

5) социальное происхождение

3. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    уровень доходов

    место в системе общественного производства

    отношение к средствам производства

    основные черты образа жизни

    роль в общественной организации труда

    социальный престиж

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия „______» (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. Существуют три типа этноса. Для______ (2) главное основание объединения людей в одну _______ (3) - кровно родственные связи и общее____________(4). С возникновением государств появляются ________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются______(6) - этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) происхождение Б) племя В) общность Г) нация

Д) народ Е) народность Ж) национальность 3) раса И) диаспора

Вариант 2.

Часть 1.

1. Положение человека в обществе, определяемое его материальными возможностями, правами, обязанностями

1) статус 2) престиж 3) мобильность 4) авторитет

2 . К показателям достигаемого статуса личности относится

1) социальное происхождение 2) возраст 3) пол 4) образование.

3. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

4. К малой социальной группе относится (относятся)

    горожане 2) преподаватели 3) выпускники школ 4) семья

5. Восходящую вертикальную социальную мобильность иллюстрирует пример

1) актер перешел из одного областного театра в другой

2) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую

3) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода

4) лейтенант был разжалован в прапорщики

6. Какой признак отличает молодежь как социальную группу

1) однородность, отсутствие дифференциации 2) общность политических убеждений

3) сходные черты поведения 4) единство уровня доходов

7. Понятие, применяемое для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре

    пролетариат 2) интеллигенция 3) маргиналы 4)люмпены

8. Перемещение людей из одной социальной группы в другую

1) социальная мобильность 2) социальная стратификация

3) социальная адаптация 4) социальная стабильность

9. К предписанному статусу относится

    женщина 2) жена 3) мать 4) волейболистка

10. Социальная роль - это

    социальное положение человека в обществе

    изменение положения личности в социальной структуре

3) определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих

4) права и обязанности личности

А1. Оценка общественной значимости позиций, занимаемых людьми, называется

12. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности

А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

    верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть 2.

1 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «этническая общность». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Род, племя, каста, народность, нация.

2. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ ВИДЫ СТАТУСОВ

1) маргинал А) приобретенный

2) белорус Б) предписанный

3) председатель профкома

4) мужчина

5) 16-летний человек

6) брат

3. Запишите слово, пропущенное в схеме.

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Семья - это основанная на , (1) и/или кровном родстве малая ____(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными _____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный_____ (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная _____(5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определенных норм и (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единствен, ном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) ценность Б) брак В) социализация Г) коллектив

Д) обязанность Е) институт Ж) родитель 3) группа И) любовь

Вариант 3.

Часть 1.

1. Социальный статус - это

1) социальное положение человека в обществе 2) ожидаемое от личности поведение

3) совокупность прав и обязанностей индивида 4) группа людей, связанных единством проживания

    Безработные 2) интеллигенция 3) молодежь 4)нищие

3. Достигаемому статусу личности соответствует принадлежность к определенной (ому)

1) профессии 2) возрасту 3) происхождению 4) религии

4. Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке, является примером

    социальной мобильности 2) социального положения

3)социального статуса 4) социальной роли

5. Социальный престиж - это

    социальная значимость, привлекательность той или иной профессии

    социальное положение человека в обществе, которое характеризуется его способностями, образованием

    социальное перемещение индивида от низкого к более высокому статусу

    социальное поведение индивида, определяемое его социальной ролью

6. Многие римские императоры являлись выходца ми из простых солдат. Данный факт - пример проявления

1) социальной стратификации 2) социального статуса

3) горизонтальной социальной мобильности 4) вертикальной социальной мобильности

7. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе

    народ 2) национальность 3) нация 4) племя

8. Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен определенными социальными привилегиями. Это статус

1) чиновника 2) дворянина 3) финансиста 4) предпринимателя

9. Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к

1) традиционной 2) партнерской 3) супружеской 4) нуклеарной

10. После окончания института К. устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к его дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1) социальной стратификации 2) горизонтальной мобильности

3) профессиональной дифференциации 4) вертикальной мобильности

11. Социальная стратификация представляет собой

    социальное различие, неравенство в положении людей

    результат взаимодействия внутри общественной группы

    любые изменения в статусе личности

    освоение индивидом социальных норм

12. Верны ли следующие суждения о социальной роли

А. Социальная роль включает в себя набор прав и обязанностей.

Б. Для каждого статуса характерно выполнение одной социальной роли.

    верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть 2.

1 . Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ ВИДЫ СТАТУСОВ

А) русский 1) достигаемый (приобретаемый)

Б) люмпен 2) предписанный

В) командир полка

Г) мужчина

Д) профессор вуза

2. Запишите слово, пропущенное в схеме

Ответ: _____________________________

3 . Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) профессия

2) пол

3) цвет глаз

4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям

6) семейное положение

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____(1). Это явление получило название социальной ______(2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют____ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е._____(4). ______(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера - в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные_____ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт

Д) статус Е) вертикальная Ж) группа 3) стратификация И) маргинализация

1. Какой из приведенных примеров иллюстрирует восходящую вертикальную социальную мобильность?
А) актер перешел из одного областного театра в другой
Б) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую
В) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода;+
Г) лейтенант был разжалован в прапорщики.

2. Молодежь, женщины, пенсионеры – это какие социальные общности?
А) территориальные
Б) демографические+
В) этнонациональные
Г) профессиональные

3. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.
Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.
1) верно только А +
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. в чем заключается глубинная причина социальных конфликтов?
А) несовпадение характера
Б) различные воззрения социальных групп
В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.+

5. Что из перечисленного относится к приобретённому социальному статусу:
А) пол (мужской или женский);
Б) профессия;+
В) национальность;
Г) социальное происхождение.

6. Что понимается под «совокупностью социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей»?
А) внутренний социальный контроль
Б) внешний социальный контроль+
В) самоконтроль
Г) социальные санкции

7. Правильны ли ниже перечисленные суждения о социальной мобильности:
А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.
Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.
1) верно только А +
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Чем характеризуется любая социальная группа?
А) малочисленностью состава;
Б) родственными связями;
В) неформальным контролем за поведением;
Г) общностью социального статуса.+

9. Что такое совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними?
А) политика общества
Б) структура общества+
В) характер общества

10. Какое утверждение характеризует социальные нормы?
А) неизменны на протяжении всей истории человечества
Б) одинаковы для всех обществ
В) неукоснительно выполняются всеми членами общества
Г) распространяются на всех членов общества.+

11. Что такое нации и народности?
А) исторические типы общества
Б) этнические общности+
В) демографические группы
Г) поселенческие группы

12. Какой из перечисленных признаков является характерным для всех социальных норм?
А) закрепление в нормативных актах;
Б) выражение общественного мнения
В) обеспечение принудительной силой государства
Г) выполнение роли регулятора поведения людей.+

13. Какой из данных статусов является приобретенным?
А) сын
Б) русский
В) флегматик
Г) учитель+

14. Как называется мера, которая принимается против стороны, нарушившей правила поведения?
А) презумпцией;
Б) санкцией; +
В) девиацией;
Г) фикцией

15. Установите соответствие:
Социальные группы критерии
А) мужчины
Б) племена
В) народности
Г) дети
1) демографический
2) этнический
Ответ: 1221

16. Что не относится к социальным нормам?
А) обязанность заботиться о престарелых родителях
Б) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение
В) запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству+
Г) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора.

17. Что может быть критерием выделения страт?
А) уровень дохода+
Б) отношение к религии
В) отношение к политической идеологии
Г) уровень развития личных способностей.

18. Что делают эстетические нормы?
А) закреплены в официальных документах
Б) обеспечены силой государственного принуждения
В) отражают представления о прекрасном, и безобразном+
Г) представлены религиозными запретами и предписаниями

19. Отметьте в ниже приведённом списке признаки социального статуса (В):
А) профессия; +
Б) пол; +
В) цвет глаз;
Г) следования требованиям моды;
Д) уважение к родителям;
Е) семейное положение.+

20. Что такое социальная стратификация?
А) наличие в обществе различных сфер;
Б) разделение общества на социальные группы;+
В) поддержка малообеспеченных групп населения;
Г) повышение социального статуса.

21. Что такое социальная роль?
А) степень признания достоинств личности
Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих+
Г) социальное перемещение индивида

22. Как называется преступное поведение; нарушающее формальные нормы?
А) конформистским;
Б) девиантным;
В) неформальным;
Г) делинкветным+

23. Формой чего является новаторство?
А) негативного отклоняющегося поведения
Б) позитивного отклоняющегося поведения+
В) неправомерного поведения
Г) неотклоняющегося поведения

24. Что такое положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением?
А) социальная роль
Б) социальный статус+
В) семейное положение
Г) социальная стратификация

25. Что не является элементом механизма самоконтроля?
А) общественное мнение;
Б) индивидуальное сознание;
В) совесть;
Г) коммуникация+

26. Какое из данных суждений верное?
А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.
Б. Для молодежи характерно наличие собственных убеждений, ценностей.
1) верно только А
2) верно только Б+
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Вариант 1.

Уровень А. 1а,2а,3г,4в,5б,6а,7б,8в,9а,10б,11б,12в,13в,24а,15а.

Уровень В. В1-1а,г;2б,в,ж;3д;4е; В2-3 (оба суждения верны); В3-1б,г,д;2а,в,е;

Уровень С.Обучающийся, опираясь на текст высказывания Е.Вроно о семье, как общественном институте, отмечает, Российская семья действительно подвержена кризисным явлениям и причина этого в том, что «всё устоявшееся сильнее шатается в период перемен», он отмечает, что речь идёт о переменах во всех сферах общества в связи с переходом к рыночным отношениям и возврата к капиталистическим основам по примеру Запада, Обучающийся может не разделять взглядов автора на то, что семья стала похожа на «базу штурмовиков», где постоянно идут «боевые действия», что все члены семьи «агрессоры, жертвы и враги». Возможны рассуждения личного характера о том, что в нормальной семье, выполняющей свои основные функции: репродуктивные, социально- статусные, эмоциональные, сексуального регулирования, социализации детей, рекреационные, хозяйственно- бытовые и прочие, враждебности места не может быть. Указывая на функции, которые в современной семье зачастую не выполняются, обучающийся может отметить функции рекреационные, т.е. организация культурного досуга семьи, здорового образа жизни, т.к. родители или не придают этому значение, или заняты работой в погоне за «большими деньгами» или повышением своего статуса в обществе.

Вариант 2.

Уровень А. 1а,2б,3а,4г,5б,6б,7б,8в,9в,10б,11а,12в,13б,14а,15б.

Уровень В. В1-в,д,е; В2-1а,в,е; 2б,г,д,ж; В3-1 (верно только А);

В4- 1а,г; 2б,в,ж; 3д; 4е.

Уровень С. Обучающийся, опираясь на высказывания о вреде алкоголизма обращает внимание на то, что алкоголь превращает человека неуправляемое животное, вредит его физиологии и духовному существованию; особенно может быть от мечена фраза У.Аль-Маали «Друзей чарки за друзей не считай, ибо они- друзья твоей чарки, а не твои друзья». Возможны примеры из собственного или другого социального опыта обучающегося, приведены наиболее точные высказывания о вреде алкоголя. Обучающийся поясняет понятие «молодёжь»- это социальная демографическая группа от 14 до 18 лет, обладающая частичной дееспособностью и группа населения от 18 до 30 лет с полной дееспособностью. Разъясняется понятие «субкультура молодёжи»

От слова «субъект», т.е. культура, присущая только данной группе, это особый сленг, формальные и неформальные группы типа «эмо». «скинхеды» и т.д, одежда, мода, традиции, музыкальные пристрастия и т.д. Могут быть перечислены проблемы молодёжи, среди которых выступает одна из важнейших- здоровый образ жизни.

Ответы на тесты по теме: «Политика как общественное явление»


Вариант 1.

Уровень А.1а,2г,3г,4б,5а,6в,7в,8в,9в,10б,11в,12а,13а,14б,15б.

Уровень В. В1-г; В2-1(верно только А); В3-2.экономические функции; 4.идеологическая функция; 5.функция финансового контроля; 7.экологическая; 8.функция сотрудничества с другими государствами; В4-г; В5-государство; В6-1.республика; 2.монархия(или наоборот); В7- государством.

Уровень С. Обучающийся написал определение термина «гражданское общество»- это, прежде всего, демократическое общество, это совокупность различных структур общества, развивающихся свободно без влияния государства. Может быть и иное определение: это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп. Это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни. Приведены примеры элементов гражданского общества: первый связан с образованием, воспитанием и культурой; второй – с экономической сферой; третий- с политической жизнью. Пример- Общественные палаты разных уровней: при Президенте, главах администраций в субъектах РФ, а также Комитет солдатских матерей и другие общественные организации, возникшие по инициативе населения с целью воздействия на государство и реализации интересов индивидов и социальных групп общества. Могут быть перечислены основные функции гражданского общества: объединение общества, направление социальных конфликтов в цивилизованные рамки, создание норм и ценностей, поддерживающих развитие государства, образование среды, в которой формируется активность индивидов.

Обучающийся выразил своё мнение об уровне развития гражданского общества в России и отметил противоречия и недостатки: в России оно только формируется, активность граждан занижена, средний класс не сложился, экономика далека от совершенства, отсутствует единое непротиворечивое законодательство, существует множество противоречий между нормативно – правовыми актами.

Вариант 2.

Уровень А. 1б,2б,3в,4г,5г,6г,7в,8б,9а,10б,11а,12б,13в,14б,15а.

Уровень В. В1-3(оба суждения верны); В2- 1в,2г,3б,4а; В3- государство; В4-1.монархия, 2.республика (или наоборот); В5- государством; В6-1б,2д,3а,4в,5г; В7-г.

Уровень С. Обучающийся на основании текста Конституции РФ отметил, что в России нет господствующей идеологии, что обеспечивает плюрализм (разнообразие) идей и мнений о развитии общества, наряду с этим идеологическим многообразием в ст.13 «запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни», т.е. государство придерживается неолиберальной идеологии, связанной с рыночными отношениями в условиях государственного регулирования экономики, что отмечено в ст.35 и 36 Конституции РФ о предпринимательстве и защите всех форм собственности.

Обучающийся высказал своё отношение к определённой идеологии государства, нужна ли она? Одной из внутренних функций государства является идеологическая функция, поэтому государство должно придерживаться какой- либо идеологии, в России, например, это либерализм.

Обучающийся дал определение термину «идеология»- это система философских, политических, нравственных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей. Основными идеологиями являются: либеральная, консервативная, социал – демократическая или социалистическая, религиозная. Относительно последней Конституция РФ так же либеральна: ст.14 п.1 и п.2 говорят о том, что «никакая религия в РФ не может быть государственной или обязательной», все религиозные объединения равны между собой.