Олифа – это плёнкообразующее вещество, которое изготавливают из натуральных масел растительного происхождения (подсолнечного, соевого, льняного) и сиккатива, ускоряющего его полимеризацию. Используют олифу при изготовлении шпатлевки и , а также для пропитки поверхностей из дерева против гниения. Также благодаря ней сокращаются расходы на краску и лак во время малярных работ.

Виды олифы

Этот материал бывает 3-х видов: натуральный, композиционный и оксоль. В натуральной олифе содержатся натуральные растительные масла, причем, обычно – льняное и намного реже – подсолнечное. В ее структуре масло занимает 97%, а остальные 3% – сиккативы, способствующие быстрому высыханию. Натуральную олифу применяют для разведения густых красок, для пропитки деревянных конструкций внутри здания. Специалисты рекомендуют не пользоваться олифой при наружных работах, потому что это непрактично и довольно дорого.

Самый дешевый и пахучий вид – композиционная олифа. Она не утверждена никакими государственными стандартами, которые бы строго регламентировали ее состав. В составе композиционной олифы содержатся компоненты, служащие заменой натуральных, нефтеполимерных смол и других побочных продуктов нефтяной промышленности. Данным материалом нельзя обрабатывать наружные и внутренние стены, так как он токсичен, вредит здоровью человека и даже после высыхания источает неприятный запах.

Оксоль содержит в себе льняное или подсолнечное масло (55%), уайт-спирит (40%) и сиккатив (5%). После того как она высыхает, появляется долговечная пленка, обладающая твердостью, водостойкостью и эластичностью. Обычно оксолью обрабатываются деревянные и оштукатуренные поверхности внутри здания. Если ее нанести на штукатурку, она увеличит ее сцепление с масляными, дисперсионными, алкидными красками и шпатлевками. Оксоль хороша и в наружных, и во внутренних работах, но не стоит забывать, что она консервирует поверхность лишь на некоторое время, поэтому после нее необходимо использовать эмаль, краску или лак.

Самая дешевая оксоль – из подсолнечного масла, ею обрабатывают оштукатуренные поверхности внутри здания. Снаружи она подходит только для поверхностей, находящихся под каким-либо навесом и защищенных от воздействия влаги. Сверху такая олифа также покрывается масляной краской против гниения.

Как выбирать олифу?

Покупая композиционную олифу, необходимо соблюдать осторожность, чтобы в ее составе не оказалось осадка. Его оставляет натуральное растительное масло, а такой материал не сохнет.

Работая олифой из нефтеполимерной смолы, легко получить осыпающуюся и никогда не высыхающую поверхность. Такой материал – жидкий, недорогой и обладает светлым цветом.

Приобретая олифу, следует обращать внимание на некоторые критерии:

  • на прозрачность материала: если олифа прозрачная, то она – композиционная и поддельная, ведь натуральная имеет темный коричневый цвет;
  • узнать состав олифы, который приведён на этикетке, кроме того, важна информация с этикетки об изготовителе, организации и ее координатах, номерах технических условий (ТУ) или государственных стандартов (ГОСТ), применении и составе материала;
  • проверить сертификат соответствия оксоли и натуральной олифы, а также гигиенический сертификат композиционной;
  • качественный продукт – однородный, без осадка и различных включений;
  • на запах: следует помнить, что у качественного материала практически нет запаха.

От правильно выбранной олифы зависит то, как долго прослужит та или иная поверхность, как легко ее будет обрабатывать. Поэтому обязательно нужно учитывать вышеперечисленные критерии и приобретать только качественный материал.

Связанные статьи.

Все фото из статьи

Обработка дерева олифой практикуется уже несколько сот лет. Наши предки использовали ее для защиты древесины, приданию изделиям золотистого оттенка и изготовления красок.

Но, несмотря на столь преклонный возраст и появление множества альтернативных составов, пропитка дерева олифой по-прежнему актуальна. О том, что это за средство, его видах и способах применения, мы будем говорить далее.

Что такое олифа и зачем она нужна

Итак, олифа представляет собой жидкое текучее вещество, напоминающее масло, но с более густой консистенцией. Цвет может варьироваться от темно коричневого, до желто золотистого. Уровень прозрачности может быть разным, хотя полностью непрозрачная жидкость встречается крайне редко и, как правило, это говорит о проблемах с качеством.

Изначально все подобные составы делались исключительно на натуральных маслах. Чаще всего использовалось , хотя в некоторых случаях применялось подсолнечное или конопляное. Научно технический прогресс внес свои коррективы и сейчас появились полусинтетические и синтетические олифы.

Что касается области применения, то она весьма разнообразна. Подобные составы являются основой для производства масляных жидких и густотертых красок. Целый ряд шпаклевок и затирок делается именно из олифы.

Она выступает в качестве грунта для многих составов при обработке металла или бетона. Но самым популярным является покрытие дерева олифой.

Виды составов

Как уже упоминалось, сейчас выпускается множество разнообразных составов, именуемых общим названием олифа. Специалисты выделяют несколько основных направлений. В частности это натуральные, полунатуральные, комбинированные, алкидные и синтетические составы.

Составы на натуральной основе

Название говорит само за себя. За основу здесь берутся высыхающие, иногда полу высыхающие растительные масла. В редких случаях и в небольшом количестве сюда могут добавляться растворители, но исключительно на натуральной основе.

Эталоном служит ГОСТ 7931-76.

  1. Состав на основе льняного масла заслужено считается классическим и наиболее качественным . Это густая, светлая прозрачная жидкость, полученная путем длительного кипячения и добавления сиккатива.

Спектр применения достаточно широк:

  • Их можно использовать в качестве грунта под деревянные, металлические или оштукатуренные поверхности.
  • Именно льняные составы используются для производства светлых масляных густотертых красок, затирок и шпаклевок. Из них же делаются замазки и смазочные пасты.
  • Чаще всего она используется для внутренних работ. Льняная олифа для наружных работ по дереву, теоретически применяться может, но это не целесообразно, так как цена у нее выше, плюс существуют целевые синтетические защитные составы.

  • От того сколько сохнет олифа на дереве напрямую зависит скорость выполнения работ. В данном случае при температуре не ниже 20ºС, время высыхания не превышает 24 часов.

Важно: сиккатив в той или иной мере добавляется в любой подобный состав, по сути это своеобразный отвердитель. Но добавлять его нужно без фанатизма, как правило, на 1 литр идет не более 3 – 5%. В противном случае высохшая пленка будет шелушиться.

На видео в этой статье собрана дополнительная информация по теме.

Вывод

Вне зависимости от того, какую олифу вы решили использовать, все составы подобного плана относятся к пожароопасной категории. Как сами емкости, так и инструмент для нанесения должны находиться в изолированном месте, подальше от электропроводки или открытого огня.

Можно ли наносить олифу на лак, как подобрать соответствующие материалы для обработки поверхности? Для создания защитного покрытия используются разные типы лаков и олифы. При их применении учитываются свойства и особенности материалов, возможность их сочетания.

Лаки и олифа относятся к группе пленкообразующих веществ, применяемых в виде растворов. Конечный вид обработанной поверхности зависит от их типа и состава. Покрытие лаком позволяет защитить или подчеркнуть структуру окрашиваемой поверхности.

После просушивания покрытия образуют прозрачную прочную пленку, лаки часто применяют для нанесения основного слоя.

Ассортимент лаковых составов представлен разнообразием типов, способов применения и свойств. Среди них различают:

  • битумные лаки, которые производятся из битумов специальных марок, при высыхании образуют черную пленку, обладают стойкостью к реагентам;
  • масляные составы представляют собой растворы растительных масел с синтетическими или природными смолами, при высыхании дают прозрачную желтую пленку;
  • спиртовые обладают большой скоростью высыхания, производятся путем растворения природных смол в спирте;
  • алкидные растворы — материалы на основе синтетических смол, отличаются водостойкостью;
  • алкидно-карбамидные лаки применяются с отвердителями, при высыхании образуют твердое покрытие;
  • нитратоцеллюлозные материалы используются для нанесения защитного покрытия на изделия из дерева;
  • полиэфирные;
  • полиуретановые материалы для покрытия;
  • эпоксидные и нефтеполимерные лаки.

Олифа для дерева бывает разной по составу, что обусловливает особенности ее применения для пропитки и грунтовки. Натуральная олифа производится из растительных компонентов льна, конопли, подсолнуха с применением специальных добавок.

Применение в качестве грунтовочного материала помогает подчеркнуть красоту текстуры, древесина проявляет свой рисунок. В ее состав средства добавляют растворители, увеличивающие вязкость, а для улучшения качества масла окисляют и прогревают при высокой температуре. В их составе находится только 5% специальной добавки-сиккатива, ускоряющей высыхание. Оксоль состоит из масляного компонента, растворителя и сиккатива. Благодаря такому соединению она сохнет быстрее, а ее стоимость низкая.

Композиционный синтетический материал производят из побочных продуктов нефтеперерабатывающей отрасли. Этот вид продукции не является универсальным из-за низкого качества. Его не рекомендуют для обработки внутренних помещений.

Самым высоким качеством обладают составы на основе алкидных смол. Их применяют для наружной и внутренней отделки.

Совместимость покрытий

Как отделочная смесь олифа может применяться в качестве компонента для изготовления шпаклевки, для покраски металлических поверхностей. Недостатки этой смеси:

  • низкая адгезия по отношению к другим средствам для покрытия поверхности;
  • резкий устойчивый запах;
  • особые условия для работы (наличие высокой температуры в помещении);
  • недолговечность;
  • длительное время высыхания.

В случае проведения ремонтных работ нужно учитывать, что если на свежий слой олифленной поверхности нанести лак, то по мере высыхания будут образовываться пузырьки.

Если обработать дерево олифой, то можно создать не только защитный слой, но и грунтовочный под основное покрытие тонировочным или прозрачным лаком.

Средство используют в качестве грунтовки и пропитки материала пред покраской.

Олифа является альтернативным средством по отношению к другим, применяемым для пропитки древесины. Стоит помнить, что не все виды могут применяться для работ в жилых помещениях. Гарантированная защита от воздействия внешних факторов достигается при ее сочетании с другими средствами.

С олифой не конфликтуют некоторые виды красок и нитроцеллюлозный лак марки НЦ-132. При попытке нанести на олифу покрытие из других материалов произойдет отталкивание.

  • с помощью инструментов очистить поверхность от загрязнений;
  • промыть мыльным раствором;
  • наждачной бумагой провести шлифовку;
  • заделать трещины и отшлифовать поверхность;
  • нанести грунтовку.

На олифу можно наносить слой лака только после окончательного просушивания. Чтобы покрытие было устойчивым, нужно применять глифталевые, пентафлевые, масляные лаки. Применяется кисть, распылитель или валик. Выбор материалов зависит от типа выполняемых работ. Чтобы поверхность покрыть защитным слоем, нужно правильно выбрать состав для нанесения.

Внимательное изучение совместимости средств поможет выбрать оптимальный вариант покраски. В случае применения нескольких видов материалов лучше выбирать их от одного производителя. Это позволит избежать конфликта при работе с ними.

Для пола хорошо подойдет паркетный лак, который имеет нужную текучесть по дереву, а при высыхании образует прозрачную пленку. Разбавлять его можно уайт-спиритом для равномерного распределения по поверхности. Олифа состоит из компонентов растительных и синтетических жиров. Нанесение ее на лакированную поверхность не даст результатов.

Если кто-то покрывает лаком икону без предварительной пропитки олифой – ну это уже совсем странно, тут и говорить не о чем, по-моему. Насколько знаю, яичная темпера требует обязательной пропитки олифой, в противном случае со временем пигменты белеют, теряют цвет и красочный слой довольно быстро разрушается.

Рецепт олифы: жидкий сиккатив (кобальтовый или свинцовый) добавляется в слегка подогретое свежее льняное масло в соотношении 1 к 10 (по обьему). Время олифления примерно 4 часа.

Льняное масло может иметь всего лишь два основных вида (ну плюс нюансы) – это оксидированное и полимеризированное. Оксидированное льняное масло вне зависимости от того сырое ли оно, вареное, с сиккативами или без начинает просыхать с верхнего поверхностного слоя, полимеризированное льняное масло приготавливается при повышенном давлении, и оно начинает просыхать одновременно во всем слое, но более подвержено в последствии желтению и потемнению. Вот и все принципиальное отличие, так, что олифа сырая или вареная по суть одно и тоже, вот если при варке кроме сиккатива в нее добавить некоторые сломы (знать бы еще какие и сколько) получится хороший масляный лак.

В отношении времени олифления – это во многом определяет основа – доска и левкас, у меня например доски липовые сухие, многолетней выдержки, олифу тянут как губка, у меня как минимум 12 часов, да и то после этого олифа может насухо просесть, так что приходится доолифлевать.

Для нашего дела лучше все-таки оксидированное масло , поскольку очень важно, чтобы и красочный слой и левкас и доска как можно более основательно пропитались олифой, так как именно льняное масло, глубоко проникая в темперу, скрепляет и предохраняет икону от разрушения. Хотя, если она находится постоянно в сыром и холодном помещении – сама олифа начинает плесневеть и очень быстро темнеет.

Поскольку маслянные лаки в темных сырых помещениях темнеют, а спиртовые мутнеют, в качестве альтернативного варианта можно воспользоваться «жидким воском» всемирно известной итал.фирмы OIKOS, которая производит различные краски и материалы для строительно-отделочных работ. «Жидкий воск» применяется для покрытия штукатурки типа иск. камень, хорошо держится на стенах, подверженных конденсату, водостоек, по внешнему виду похож на молоко, после высыхания абсолютно прозрачен.

Появление пятен после олифленья обусловлено неравномерным содержанием связующего в красочном слое, поэтому и просвечивается левкас там где этого связующего мало, особенно это плохо выглядит на ликах. Чтобы уменьшить этот нежелательный эффект надо стараться писать по возможности одинаковой текстурой темперы. На личном письме жирные желтковые пятна недопустимы – надо их немедленно размывать и удалять. Если после нанесения слоя плави и просушки на просвет на поверхности выступают матовые проплешины – значит нужно добавить связующего и воды в темперу. Приближаясь к окончанию выплавки надо на просвет оценить наполнение темперы связующим и при его недостатке надо развести связующее с водой и аккуратно «напоить» им красочный слой за один или несколько приемов смотря по обстоятельствам.

Если писать плотным красочным слоем риск возникновения пятен при олифлении минимален. Если стоит задача написать что-либо тонким слоем с учетом просвета левкаса лучше сделать темперу с допустимым недостатком связующего и после окончания всей работы на участке дополнительно напоить красочный слой связующим.

Ну еще для тех, кто пока не знает – существует такой контрольный тест на степень достаточности связующего в красочном слое: по высохшей поверхности темперы проводят мокрой кисточкой, если след темнее коллера – значит связующего мало, надо добавлять, если наоборот след светлее – значит все нормально, ничего добавлять не нужно.

При постройке и отделке домов часто применяют дерево, ведь это один из самых экологически чистых материалов. Тем не менее, чтобы деревянные элементы вашего дома прослужили как можно дольше, чтобы их не разрушили грибок и насекомые, их необходимо защитить. С этой задачей легко справляется такое средство, как олифа.

Применение пропитки

Использование олифы позволяет увеличить срок эксплуатации деревянных элементов конструкции на десятилетия. Особенно это касается стропил, ведь они постоянно подвергаются воздействию влаги. Олифы бывают синтетические и натуральные, чисто однородные, полидиеновые, синтетически модифицированные, сланцевые, кумароно-инденовые и др. Большую популярность имеет Применение этого средства не повредит ни людям, ни животным. Ведь в основе ее находится растительное масло (до 97%). Пропитка олифой фасадных деревянных элементов позволяет защитить их от перепадов температур и влажности воздуха и, конечно же, от атмосферных воздействий. При обработке деревянной поверхности этим составом на ней образуется твердая, но при этом эластичная которая и оберегает дерево от внешних воздействий, в том числе и от поражения грибком. Натуральную олифу изготавливают из подсолнечного, соевого, Лучшим считается средство на основе льняного масла.

В настоящее время появилось множество пропиток, имеющих химическую основу, с превосходными, кстати, характеристиками. Но при этом не потеряла своей актуальности и олифа. Применение натуральной пропитки, кроме экологичности, имеет еще одно немаловажное преимущество - это дешевизна такого материала. В основном олифа предназначена для внутренней отделки, применение ее в наружных работах дает всего лишь временный эффект, требующий дальнейшего покрытия масляной или лаком. При изготовлении и шпаклевок также используется олифа. Применение таких средств оберегает деревянные поверхности от гниения. Использование олифы в качестве предварительной обработки сокращает и лака при выполнении лакокрасочных работ. Обычно средство наносят в два-три слоя, а уже после этого поверхность красят. Также рекомендуют нагревать пропитку до температуры 80-90 градусов по Цельсию, а затем горячую наносить на древо. Таким образом достигается более качественное и глубокое проникновение состава в поры дерева.

Олифа: характеристики пропитки

Сейчас распространена олифа трех видов: натуральная, «Оксоль» и композиционная. Натуральная пропитка состоит на 97 процентов из натурального масла, остальные три процента - это сиккатив (вещество, способствующее быстрому высыханию). Олифа «Оксоль» в своем составе имеет всего 55 процентов масла (льняного или подсолнечного), сорок процентов уайт-спирита и 5 процентов сиккатива. Такая пропитка более дешевая, чем натуральная. Композиционные составы характеризуются резким запахом, в их состав включены нефтеполимерные смолы, которые служат заменителями натуральных смол, а также другие продукты нефтехимии. Такой вид олиф является самым дешевым. Композиционные пропитки не рекомендуют использовать в жилых помещениях, даже на балконах, ведь и после высыхания этих составов все равно присутствует резкий характерный запах.