Практические методы генерирования новых идей

Добрый день! Меня зовут Идейный Вдохновитель, и я возглавляю мозговой штурм. Сегодня мы будем думать… нестандартно.
Наша миссия проста. К концу дня мы придумаем революционно новую гайку, которой наша замечательная корпорация будет гордиться всю оставшуюся жизнь.
Придумать эту инновацию предстоит вам, 23-м ее менеджерам. Я знаю, вас терзают сомнения. Однако доверьтесь мне.
Для начала разобьем лед недоверия. Я хотел бы, чтобы каждый из вас по очереди рассказал мне о самом стеснительном моменте, какой только случался с ним в раздевалке. Затем нас ждут медитация, левитация и концентрация на вопросе: «Если бы я был гайкой, в каком месте автомобиля субкомпактного класса я мог бы находиться?».
Добро пожаловать в худший кошмар менеджера среднего звена - на «Выездной семинар по генерированию идей».
С. РИВКИН

На одни только тренинги американские компании тратят 15 миллиардов долларов в год. И эти суммы с каждым годом увеличиваются. Проведенный Bain & Company опрос показал: 77 % из 4000 опрошенных руководителей признают, что приобретенные ими «на стороне» управленческие системы и процедуры обещали больше, чем могли на самом деле.

Что же заставляет сотни опытных руководителей компаний пачками записывать своих менеджеров на курсы креативной медитации или лететь на Гавайи, где за большие деньги вас символически зароют в землю, отчего у вас должно тут же открыться второе зрение?

В нашу «эпоху информации» решающую роль в вопросе выживания компании играет способность этой компании генерировать новые идеи и находить нестандартные решения быстрее конкурентов. За этими самыми идеями и летят вереницы управленцев на пляжи Таити или в леса Сибири, где путем «полного погружения» они надеются прийти к озарению, которое позволит вывести компанию в лидеры рынка на 20 лет вперед.

Мы не ставим цели раскритиковать набирающие в нашей стране популярность тренинги и семинары, среди которых действительно встречаются очень полезные. Наша задача - донести до вас основную идею: для того чтобы генерировать новые идеи, нет нужды лететь за тридевять земель и обращаться к сторонним консультантам - достаточно внимательно оглядеться по сторонам, прислушаться к подчиненным, мотивировать менеджеров искать неординарные решения и воспользоваться классическими алгоритмами поиска нестандартных решений.

Интересный пример мотивирования сотрудников генерировать новые идеи приводит Игорь Манн. Организация, в которой он работал, намерилась выпускать журнал, но вот с названием вышла заминка. Отдел маркетинга не смог придумать ничего стоящего, тогда обратились ко всем сотрудникам с призывом дать имя корпоративному изданию. Приз - спортивный велосипед - поставили на проходной, чтобы ежедневно напоминать о задании. За неделю, в течение которой проходил конкурс, сотрудники придумали более тридцати вариантов, один из которых и был утвержден. Довольный сотрудник получил приз, а компания - название журнала. Может, и в вашей компании стоит время от времени проводить подобные конкурсы на поиск идеи?

Итак, допустим: сотрудники у вас достаточно мотивируются, креативность поощряется, а новых идей по-прежнему недостаточно.

Хорошая новость: 90 % решений, которые вы ищите, уже существуют! Кто-то до вас их наверняка уже искал, а значит, вы можете или пройти весь путь к поиску решения самостоятельно, или заняться поиском информации о существующем решении. Копируйте чужие идеи, пользуйтесь ими, применяйте их! Все, что может принести пользу вашему бизнесу, достойно применения. Как сказал Томас Эдисон: «Если хотите придумать отличные идеи, знайте: лучшие из них вы можете позаимствовать». Бесценным источником информации в этом случае выступает Интернет.

Допустим, ваша проблема не имеет известного вам решения. Необходимо найти новый подход, посмотреть на ситуацию с неожиданного ракурса. Как этого добиться? Существует ряд методов поиска нестандартного решения. Одним из них является «метод провокаций».

Суть метода заключается в том, чтобы рассмотреть ситуацию в «нормальном режиме», а потом пойти в обратном или противоположном направлении. Пример: в ресторане платят за еду - в ресторане не платят за еду (противоположность) - в ресторане платят за время пребывания (новая идея). Задача - найти идеи, которых у вас не было, а не подтвердить существующие.
Другим способом в рамках метода провокаций является сознательное преувеличение того или иного признака. Примером может служить полукилограммовый гамбургер в закусочных Fuddrucker,s в США.

Разновидностью метода провокаций является искажение как путь замены логичной последовательности действий. Преступники платят за содержание милиции - как вам такая идея?

Крайним случаем метода провокаций являются мечтания - генерация идей, которых заведомо невозможно достичь в современных условиях. Хорошо бы, чтобы себестоимость самолета была близка к стоимости КАМАЗа, - можете вы помечтать. А можете и наметить конкретные пути снижения себестоимости, если вы авиаконструктор.

Татьяна Никитина

Пожалуй, трудно найти в современном мире более важный навык, чем креативность. За последнее десятилетие искусственный интеллект добился невероятных успехов в области обработки данных, однако в одном он практически не сдвинулся с места – в способности генерировать новые идеи.

Пока что это остается прерогативой человечества – и мы однозначно должны пользоваться этим. В этой статье мы собрали подборку лучших техник, которые помогают искать оригинальные и полезные идеи.

Мозговой штурм

Первый в мире и уже ставший классикой метод. Он позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке. Брейнсторм предполагает групповую работу, однако ничто не мешает проводить его в одиночку.

Как это делается?

Существует три этапа мозгового штурма:
Подготовительный – участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего.
Генерация идей – каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилами:
принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;
идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.
Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.

Шесть шляп мышления

Продвинутая версия классического мозгового штурма. Она имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.

Как это делается?

Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:

Синяя шляпа – ее примеряет только один участник – модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.
Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.
Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.
Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.
Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.

Ментальные карты

Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.

Как это делается?

Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.

Метод синектики

Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. В отличие от брейнсторма здесь допускается критика.

Как это делается?

В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно отнести к 4 классам:

Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы и самолета.
Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.
Символические аналогии – предусматривает использование метафор и необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в устоявшихся стереотипах. Так, автомобиль можно определить как «легкопередвигающаяся тяжесть».
Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал.

Методика SCAMPER

Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.

Как это делается?

SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:

Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы и подумайте, чем можно заменить каждый из них.
Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.
Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно поменять их интенсивность или значимость.
Put to other uses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей можно применить вашу идею.
Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.
Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или перетасовать ключевые блоки?

Обратный мозговой штурм

Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.

Как это делается?

Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи, чтобы извлечь из них пользу.

Метод фокальных объектов

Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.

Как это делается?

Выберите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который необходимо улучшить (например, внешний аккумулятор – Powerbank).
Произвольно выберите несколько предметов (яблоко, корабль, Яндекс, коробка).
Опишите свойства каждого предмета (например, яблоко – натуральное, сочное; корабль – военный, подводный; Яндекс – всезнающий; коробка – картонная, деревянная);
Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и выбирайте самые сильные варианты (натуральный – можно сделать стильный корпус из дерева, военный, подводный – можно сделать его водонепроницаемым и противоударным, всезнающий – можно добавить удобный индикатор заряда).

Метод морфорлогического ящика

Еще одно название – метод морфологического анализа. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.

Как это делается?

Выберите предмет (процесс), с которым вы будете работать.
Разбейте его на ключевые элементы.
Придумайте как можно больше различных вариантов для каждого элемента.
Запишите все это в матричную таблицу.
Ищите в таблице новые комбинации элементов и их вариантов, чтобы создать нечто новое.
Вот как это выглядит на примере уже рассмотренного Powerbank`а:

Параметры Варианты параметров
Корпус пластик дюрралюминий дерево металлопластик
Элемент питания литий-ионный аккумулятор солнечная батарея элемент Пельтье динамо-машина
Дополнительные функции часы карта памяти дополнительные разъемы водозащитная крышка

Мы можем создать powerbank с элементом Пельтье (вырабатывает электричество от тепла) с ударопрочным корпусом и встроенной картой памяти для видеосъемок в экстремальных условиях.

Метод Уолта Диснея

Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.

Как это делается?

Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:

Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными методами.

Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире. Ищите конкретные пути, в возможности реализации которых уверены.
Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои идеи, выявляйте слабые места и ошибки.

Автобус, кровать, ванна

Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.

Как это делается?

Определите проблему и проработайте над ней любым из вышеприведенных методов. Постарайтесь как можно глубже погрузиться в нее, изучите косвенно связанные с нею вопросы.
Оставьте проблему на некоторое время. Просто смените род деятельности – погуляйте, послушайте музыку и т.д. В конце концов, поспите.
Ждите озарения.

Если предыдущий пункт оказался неудачным – попробуйте снова поработать классическими методами. Вы будете смотреть на проблему уже более свежим взглядом.

Вариацией этого метода является шоковая терапия. На 2-м этапе вы должны кардинально сменить привычный распорядок – например, отправиться в небольшое путешествие или пробежать полумарафон.

Техника квоты идей

Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.

Как это делается?

Установите для себя минимальное количество идей, которые вы бы хотели придумывать ежедневно (например, 5 за день).
Каждый день выполняйте свой план.
Если чувствуете, что способны на большее – не останавливайтесь, продолжайте генерировать идеи.
Со временем повышайте планку.

Резюме

Это далеко не полный перечень креативных методик. Мы собрали лишь наиболее проверенные и популярные. Во многом именно благодаря им достигли столь невероятных успехов крупнейшие современные компании – начиная с «Apple» и заканчивая «Netflix». Применяйте эти техники дома и на работе, комбинируйте их или же найдите свою любимую – главное придумывайте много идей, чтобы тренировать свою креативность.
Стиль изложения автора сохранён. Мнение

Согласитесь, чтобы сформировать интересную, оригинальную и полезную идею, нужно изрядно потрудиться. Мозговая работа построена таким образом, что идеи и мысли витают постоянно в голове, побуждая человека к действию. Бывают мысли, над которыми не приходится сильно «думать» - в основном это мимолетные побуждения: об одежде или работе, проекте или отношении в семье. Если уж речь идет о том, как происходит генерация идей для бизнеса или научного эксперимента, существует немало методик, следуя которым можно формулировать прибыльные, оригинальные и полезные идеи. Итак, как генерировать идеи для бизнеса и стартапа, читайте в этой статье.

  1. Мозговой штурм, автор — Алекс Осборн.

Самый распространенный метод, который известен большому количеству людей, его используют даже в школах для обучения детей креативному мышлению. Это коллективный метод генерации идеи и этому есть два объяснения.

Во-первых, в коллективе расширяются возможности мышления при условии отсутствия психологических барьеров.

Во-вторых, проблемы касательно модификации идей решаются быстрее, если над ними работает группа людей.

Технология выполнения. Людям предлагается озвучить свою идею. Другие участники развивают ее без права на критику. Так, каждый по очереди имеет возможность высказаться и поучаствовать в анализе креативных идей , улучшая и совершенствуя стержень.

Особенность методики - сам процесс генерации идеи, развития и последующая критика разводится во времени. Анализ умозаключений в процессе коллективного обсуждения происходит в конце.

Второй вариант метода генерации идей «Мозговой штурм» - брейнрайтинг или "немой". Идеи не озвучиваются и не обговариваются, а записываются на листке бумаги. Этот листок передается из рук в руки, и каждый участник может внести свои соображения и дополнения к идее.

  1. Шесть шляп - автор — Эдвард де Боно.

Это метод может показаться с первого взгляда простым и не приносящим пользы. На самом деле все намного глубже, чем может показаться.

Техника выполнения. Предполагается участие более 7 человек. Каждому предлагается надеть на голову шляпы разных цветов и выполнить соответственные задания. Важным условием является правильно организовать общение в группе, исключить эмоциональное противостояние среди участников.

Для каждой шляпы прилагаются особые задания. Озвучивается одна конкретная идея и при помощи шляп участники высказывают свое мнение.

Как распределяются роли по цветам:

  1. Былая шляпа - необходимо анализировать факты и цифры. В основе - рационализм и беспристрастное объяснение и подтверждение.
  2. Черная шляпа - выявление негативных свойств, прогнозирование возможной неудачи.
  3. Красная шляпа - необходимость подключения эмоциональной оценки, основываясь на подсознательных ассоциациях.
  4. Желтая шляпа - формирование положительных сторон идеи.
  5. Зеленая шляпа - поиск нестандартных решений проблемы, в основе креативность и оригинальность для выявления альтернативы.
  6. Синяя шляпа - подведение итогов и обобщение всего высказанного участниками.
  1. Ментальные карты - автор — Тони Бьюзен.

Автор метода уверен, что в основе развития креативного мышления и мозговой активности в целом находится память и именно с ее развития следует начинать работу над генерированием идей.

Как правильно строить процесс запоминания? На лист бумаги в центр помесить ключевое понятие или слово, заключив его в круг, и от него провести ассоциативные ряды, записывая их на ветвях - создавая дерево. Также для лучшего запоминая подкреплять ассоциации и мысли графическими элементами. Таким образом выстроиться карта ассоциаций, которая полноценно формирует образ, находящийся в центре. Такое дерево или карта лучше запоминаются и дольше остаются в памяти.

  1. Синектика - автор — Уильям Гордон.

Чтобы найти креативное зерно в той или иной идее необходимо обзавестись терпением и прибегнуть к работе над аналогиями. Это поможет расширить взгляд на проблему и рассмотреть те стороны, которые скрыты с глаз. Метод синектики является одним из наилучших методов генерации идей для стартапа и бизнеса.

Техника выполнения. Идея распределяется на ключевые слова или категории и к ним подбираются аналогии, которые записываются в таблицу для удобства дальнейшей работы. Таблица делится на столбцы: первый - прямые аналогии с предметом, второй - непрямые, это может быть противоположное мнение или описание.

Для примера: объект и ключевое слово: карандаш. С какой целью этот объект рассматривается: чтобы расширить ассортимент. Прямая аналогия к слову карандаш - объемный (его вид), а непрямая - плоский (отрицание). Результат - карандаш-закладка в книгу.

  1. Метод фокальных объектов - автор — Чарльз Вайтинг.

Это нестандартная технология генерирования идей для бизнеса. На ключевой предмет (фокальный) налаживаются признаки других, случайно выбранных, объектов и в дальнейшем рассматриваются получившиеся соединения.

Для примера, что получиться, если объединить свечу как фокальный предмет и понятие «Новый год»? Включаются ассоциации: Новый год - это время бенгальских огней. Именно этот признак можно перенести на свечу. Что получится: растереть бенгальскую свечу, добавить в воск и что получиться - свеча будет гореть и искриться одновременно!

  1. Морфологический анализ - автор — Фриц Цвикки.

Ключевой предмет или слово необходимо разложить на мелкие компоненты (признаки). Из них выбрать самые главные, которые формируют именно этот объект, изменить качество этих признаков и попробовать соединить их вместе.

Для примера, цель: сформировать визитку для парфюмерной компании. Обычная форма визитной карточки - прямоугольник. Изменяя прямоугольник на треугольник и добавить запах парфюма - получиться новая форма визитной карточки компании.

На этапе разработки вариантов решений также используются методы сбора информации, но в отличие от первого этапа, на котором осуществляется поиск ответов на вопросы типа "что произошло?" и "по каким причинам?", здесь уясняют, "как можно решить проблему, с помощью каких управленческих действий".

При разработке альтернатив - способов управленческих действий по достижению поставленной цели - используют методы как индивидуального, так и коллективного решения проблем. Индивидуальные методы характеризуются наименьшими затратами времени, по не всегда эти решения являются оптимальными. При генерировании альтернатив используют интуитивный подход или методы логического (рационального) решения проблем.

Методы генерирования альтернатив подразделяются на методы активизации мышления и методы соединения альтернатив. К методам активизации мышления относят методы мозгового штурма, Дельфи, эвристические методы. К методам соединения альтернатив причисляют морфологический анализ, методы гирлянд ассоциаций, методы синектики и др.

Для помощи ЛПР привлекаются эксперты но решению проблем, которые участвуют в разработке вариантов альтернатив. Коллективное решение проблем осуществляется по модели мозговой атаки (штурма), Дельфи и номинальной групповой техники.

При дословном переводе английское выражение "брейн сторминг" означает "мозгами атаковать проблему". Этот метод разработал в 1938 г. Алекс Ф. Осборн. Его подтолкнуло к этому недовольство ходом заседаний на конференциях.

Суть метода (рис.13.2, 13.3) заключается в предоставлении каждому участнику группы права высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше. С информацией о характере проблемы участники обсуждения знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей.

В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам-ограничениям, а также по их результативности.

При мозговой атаке мы имеем дело с неограниченной дискуссией, которая проводится преимущественно в группах по 4-10 участников. Возможна также индивидуальная мозговая атака в одиночестве. Чем больше разница между участниками, тем плодотворнее результат (ввиду разного опыта, темперамента, рабочих сфер).

Рис.13.2.

Рис. 13.3. Схема организации "мозговой атаки" по Осборну

Участникам не требуется глубокой и длительной подготовки и опыта по этому методу. Однако качество выдвигаемых идей и потраченное время покажут, насколько отдельные участники или целевые группы знакомы с принципами и основными правилами этого метода. Положительным является наличие у участников знаний и опыта в рассматриваемой сфере. Длительность заседания в рамках мозговой атаки можно выбрать в пределах от нескольких минут до нескольких часов, общепринятой является продолжительность в 20-30 мин.

При использовании метода мозговой атаки в небольших группах следует строго придерживаться двух принципов:

  • - воздержаться от оценки идей;
  • - здесь количество превращается в качество; и соблюсти четыре основных правила:
  • - критика исключается;
  • - приветствуется свободное ассоциирование;
  • - количество является желательным;
  • - ведется поиск сочетаний и улучшений.

Метод Дельфи часто используют в случаях, когда сбор группы невозможен. Более того, в соответствии с методикой членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, обеспечивается независимость мнений. Однако затраты времени на разработку решений существенно растут.

Разработка осуществляется в следующей последовательности:

  • - членам группы предлагается ответить на детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме;
  • - каждый участник отвечает на вопросы независимо и анонимно;
  • - результаты ответов собираются в центре и на их основании составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений;
  • - каждый член группы получает копию этого материала; - ознакомление с предложениями других участников может изменить мнение по поводу возможных вариантов решения;
  • - предыдущие два шага повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.

Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, па начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта. Представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики), и после этого каждый член группы в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Достоинством данной техники является то, что, несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.

Эвристические методы основаны на эффектах "озарения" и синергии; типичные условия применения данных методов состоят в следующем: дефицит времени на обоснование проблемной ситуации, перегруженность информацией, затрудняющей процесс ее обработки.

Эвристика - наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность). Эвристические методы - специальные методы, используемые в процессе открытия нового. Эвристики - это основанные на опыте правила, стратегии, удачные приемы, упрощения или иные средства, существенно ограничивающие пространство поиска решения в сложных задачах.

Особенности обработки информации человеком, являющиеся основой процессов мышления, заключаются в способности к обучению, пластичности или гибкости как стремление к упрощению противоречия, ошибки и др.

Информационная модель памяти Р. Актинсона и Р. Шифрина включает сенсорную память, кратковременную и долговременную. Сенсорная память, или сенсорные регистры, т.е. органы человека - зрительный, слуховой, тактильный и др. Долговременную память можно представить как неограниченное по объему хранилище, в котором информация может храниться неограниченно долго. По мнению большинства психологов, именно в кратковременной памяти осуществляются процессы принятия решений. В кратковременную память информация поступает не только из внешнего мира (через сенсорную память), но и из долговременной памяти. Содержание кратковременной памяти иногда отождествляется с содержанием сознания, так как именно здесь человек контролирует операции над информацией.

Наиболее известные эвристики - эвристика доступности, эвристика репрезентативности, эвристика привязки и согласования.

Эвристика доступности: события, которые в текущий момент легче запросить из памяти, люди оценивают как более вероятные, чем ту информацию, с которой это сделать сложнее. Легче извлекаемым из памяти считается то, что человек может живо, образно вспомнить и произошло совсем недавно.

Под эвристикой репрезентативности понимают степень соответствия или подобия между выборкой и генеральной совокупностью, элементом и классом или категорией, действием и действующим человеком, следствием и причиной или, говоря в общем, соответствие между результатом и моделью. Люди считают события более вероятными, если они соответствуют распространенному прототипу, т.е. типичному представителю понятия, и при этом в своих оценках часто игнорируют значимые признаки генеральной совокупности. Они пренебрегают исходными данными, величиной группы и вероятностью наступления.

Наконец, люди выносят свои оценки с помощью эвристики привязки и согласования. Ориентируясь на (незначимую) исходную величину, они выносят неверные оценки или, при наличии и учете новой информации, недостаточно "согласовывают" оценки с существующим положением вещей.

Метод морфологического анализа. Термин "морфология" (учение о форме, греч. niorphe - форма и logos - учение) ввел в 1796 г. Гете - основоположник морфологии организмов, учения о форме и строении растений и животных. В дальнейшем появилась морфология человека, почв и т.д.

Метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений.

Впервые морфологический анализ был использован для решения технических задач в 1942 г., когда швейцарский астроном Ф. Цвикки начал разрабатывать ракетные двигатели в фирме "Аэроджемн инжиниринг корпорейшн".

Построение морфологических матриц позволяет быстрее и точнее ориентироваться в многообразии понятий и факторов. Классифицирование - один из важнейших элементов творческой деятельности.

При использовании данного метода исследования объект необходимо разбить на функциональные части (функционально-морфологические признаки) - такие, без которых объект не будет выполнять свои функции. Затем следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты осуществления) без связи с объектом (изделием), т.е. применить морфологические признаки к другим аналогичным изделиям.

Анализ полученных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.

Метод синектики. Уильям Гордон (автор синектики), стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного - в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры.

Термин "синектика" означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных "творцов" в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

  • - превращение незнакомого в знакомое;
  • - превращение знакомого в незнакомое.

В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.

Аналогии используются как средства для смещения процесса исследования проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга.

Для активизации мышления и управления им Гордон применил четыре вида аналогий: прямые, личные, символические, фантастические (рис. 13.4). Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности.

Считается, что сила решений, вырабатываемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, опыта, эмоциональных особенностей, поэтому важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Кроме того, в группу включают двух-трех специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диа-

Рис. 13.4.

В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого - сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого - сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме).

Подробнее этапы сеанса синектического штурма представлены в табл. 13.1.

  • 1. Формулирование проблемы заключается в информировании участников о порядке работы и разъяснении сути проблемы. При этом каждый участник штурма сообщает всю имеющуюся у него информацию о рассматриваемой проблеме.
  • 2. Мозговой штурм позволяет собрать (но не оценить) спонтанные предложения по решению проблемы. Участники не должны быть чем-либо обременены.

Таблица 13.1.

  • 3. Повторное формулирование проблемы нужно для того, чтобы все участники исходили из одинакового понимания сути решаемой проблемы.
  • 4. Создание "прямой аналогии" помогает найти соответствия для решения проблемы в другой области на основе генерирования вариантов в рамках бисоциации. Ведущий задает область (природа, техника, история, экономика, социум, искусство, спорт или музыка). Участники ищут ответы на вопрос: "Как в рассматриваемой области решена исследуемая проблема?" Ответы обобщаются и производится выбор наиболее удачного из них.
  • 5. Создание "личной аналогии" позволяет участникам вжиться в проблемный предмет, чтобы ответить на вопрос: "Что я чувствую или как я действую, будучи..?" Из наработанных вариантов отбирается наиболее удачный.
  • 6. Создание "символической аналогии" (исходя из выбранного на предыдущем этапе предложения) побуждает искать необычные сравнения с формами, образами или звуками. На этом этапе важно "уплотнить ощущение", поэтому допускаются и парадоксальные сравнения, как, например, "стремительная медлительность", "мгновенная вечность" и т.д., и в этом случае производится выбор наиболее удачного варианта решения проблемы.
  • 7. Создание "второй прямой аналогии" необходимо для того, чтобы осуществить поиск аналогий в другой, не исследованной еще на четвертом этапе области. По результатам поиска выбирается решение или группа решений.
  • 8. Анализ аналогий производится в виде фиксации признаков и функциональных принципов выбранных аналогий и определения отличительных характеристик.
  • 9. "Вынужденное согласие" начинается с того, что список признаков проецируется на исходную проблему: "Что означают эти признаки в контексте проблемы?" Участники должны вернуться к постановке вопроса и найти приемлемые идеи, договорившись между собой.
  • 10. Формулирование вариантов решения происходит с учетом тех идей, которые были разработаны на девятом этапе. Их количество не имеет значения - решающим является способность участников выработать идеи, которые можно подвергнуть дальнейшей разработке, потому что именно это и есть цель синектического сеанса.

Метод коллективных ассоциаций. В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры (рис, 13.5).

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Метод фокальных объектов. В рамках метода происходит установление ассоциативных связей между фокусом, в котором находится исследуемая проблема, и случайным словом.

Метод был предложен в 1926 г. профессором Берлинского университета Ф. Кунце и усовершенствован в 1950-х гг. американским изобретателем Ч. Вайтингом как процедура, в которой на заданный (фокальный) объект следует перенести свойства других объектов, выбранных наугад.

Рис. 13.5.

Необычные сочетания, новые качества возбуждают цепь ассоциаций, необходимых для творческих решений.

Последовательность действий и их краткое содержание представлены на рис. 13.5, из которого следует, что метод может дать хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов.

Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Затем осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков. Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков.

Для найденных решений вы снова сможете искать дальнейшие способы их реализации.

При разработке альтернатив – способов управленческих действий по достижению поставленной цели – используют методы как индивидуального (интуитивный, суждений, рациональный), так и коллективного решения проблем.

Индивидуальные методы характеризуются наименьшими затратами времени, но не всегда эти решения являются оптимальными.

Коллективные методы генерирования альтернатив подразделяются на методы активизации мышления и методы соединения альтернатив.

К методам активизации мышления относят методы мозгового штурма, Дельфи, эвристические методы. К методам соединения альтернатив относят морфологический анализ, методы гирлянд ассоциаций, методы синектики и другие.

Для помощи ЛПР(лицам принимающим решения) привлекаются эксперты по решению проблем, которые участвуют в разработке вариантов альтернатив.

Метод мозгового штурма. Метод базируется на психологических закономерностях коллективной деятельности и основан на том, что творческая активность каждого человека зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические. Целевая направленность мозгового штурма предполагает обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками.

Суть метода заключается в предоставлении каждому участнику группы права высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше. С информацией о характере проблемы участники обсуждения знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей.

Метод Дельфи. Суть его заключается в том, что, если опрашивать экспертов независимо друг от друга, то возможны отклонения в больших пределах. А если позволить экспертам взаимодействовать, обмениваться мнениями в процессе работы, то это может привести к появлению оценок, навязанных авторитетными коллегами.

Поэтому при применении метода Дельфи осуществляется процедура, обеспечивающая обмен информацией о доводах и ответах, без непосредственного взаимодействия экспертов друг с другом. Прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами, проходящими по определенной программе в несколько этапов (рис. 3). Этапы опроса повторяют столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.

Членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, обеспечивается независимость мнений. Однако затраты времени на разработку решений существенно растут.

Рис. 3. Последовательность этапов метода Дельфи.

Этот метод применим, когда нет ограничений по времени выработки решения и согласованные решения принимаются самими экспертами.

Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта. Представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики) и после этого каждый член группы в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Достоинством данной техники является, то, что несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.

Эвристические методы. «Эвристические методы – специальные методы, используемые в процессе открытия нового. Они основаны на эффектах «озарения» и синергии, типичные условия применения данных методов состоят в следующем: дефицит времени на обоснование проблемной ситуации, перегруженность информацией, затрудняющей процесс ее обработки».

Особенности обработки информации человеком являющиеся основой

процессов мышления, заключаются в способности к обучению, пластичности или гибкости, как стремление к упрощению, противоречия, ошибки и другое.

Методы соединения альтернатив включают: морфологический анализ; методы сценариев; метод анализа иерархий; дерево решений.

Метод морфологического анализа. Метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений.

При использовании данного метода исследования объект необходимо разбить на функциональные части (функционально-морфологические признаки), такие, без которых объект не будет выполнять свои функции. Затем следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты осуществления) без связи с объектом (изделием), то есть применить морфологические признаки к другим аналогичным изделиям. Анализ полученных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.

Метод сценариев представляет собой, набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным, положительным и отрицательным последствиям.

«При разработке, выборе или реализации УР метод сценариев выполняется следующим образом:

Составляется подробное описание: цели, существующая ситуация и проблема;

Разрабатываются варианты решения проблемы;

Специалисту, обладающему литературными способностями, дается задание составить сценарий возможного прохождения решения и предполагаемых результатов, а также реакций на эти результаты заинтересованных специалистов;

Текст сценария рассылается всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения;

Созывается совещание по обсуждению сценария. Возможны три варианта результатов обсуждения: полное одобрение сценария и утверждение технологии разработки и реализации решения, внесение Реализация метода эффективна для типовых управленческих процессов, по которым накоплен управленческий опыт и имеется обширная документация о решениях, условия их реализации и самих результатах».

Метод дерева решений аналогичен методу сценариев с его эмоциональным содержанием, но предполагает аналитический подход выбору наилучшего решения. Метод дерева решений позволяет руководителю визуально оценить результат действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. Модель представляет собой графическое изображение связей основных и последующих вариантов УР. В ней приводиться сведения о наименованиях УР, основанных результатах каждого решения ожидаемой эффективности.

Метод анализа иерархий базируется на парных сравнениях между собой альтернатив и критериев. Под альтернативами понимаются различные варианты выбора, то есть то из чего вы выбираете. Под критериями понимаются различные значимые для выбора свойства(характеристики) альтернатив.

На первом этапе метода необходимо определится с двумя списками. В первом списке(списке альтернатив), будет, то между чем и чем мы делаем выбор. Во втором списке(списке критериев), будет, то по каким признакам мы делаем свой выбор. Следующий этап метода анализа иерархий - определение степени важности критериев. На следующем этапе метода производятся парные сравнения всех альтернатив по каждому из критериев. На последнем этапе, основываясь на иерархии альтернатив, человек делает свой осознанный выбор.