Далее мы попробуем описать способы и техники взаимодействия с клиентами в рамках гештальт-терапии. Цель их применения состоит в содействии получению нового опыта и расширению осознавания. Среди них можно выделить способы взаимодействия с клиентом или группой, а так же упражнения проводимые терапевтом в группе, в индивидуальной работе или выполняемые самостоятельно.

В качестве техник взаимодействия К. Наранхо (5) выделяет «Суппрессивную», «Экспрессивную» техники и «Технику интеграции».

«Суппрессивная техника»

«Суппрессивная» техника заключается в подавлении избегания какого-либо чувства, что дает возможность ощутить его более полно и осознать. «Первое необходимое условие ощущения того, что мы потенциально можем ощутить, как пишет К. Наранхо, – это перестать заниматься посторонним» (5, С. 72). В этом случае задача терапевта концентрировать внимание клиента на том, что он переживает в данный момент, «здесь и теперь», и прекращать все попытки избежать этого переживания.

Наиболее распространенные способы избегания - это: рассуждения о чем-либо, объяснение причин, интерпретация, долженствование (т.е. говорить себе и другим то, что должно быть), вопросы (как формы манипуляции направленные на сокрытие переживания), ответы (как реакция на манипулятивный вопрос), спрашивание разрешения, требовательность к другим и т.п.

«Экспрессивная» техника»

«Экспрессивная» техника» заключается в усилении выражения какого-либо чувства, переживания и т.п. Основной смысл экспрессии - это самовыражение, т.е. перевод своих чувств и мыслей в действия, слова и т.п. Без этого «мы остаемся фантомами, не ощущаем полноты бытия» (5, С.98). «Экспрессивная» техника воспринимается в трех аспектах: инициация действия, завершенность действия и направленность действия.

Инициация действия подразумевает выражение чувств и переживаний в словах или действиях. В рамках этой техники терапевт может предложить клиенту сделать то, о чем он говорит.

Клиент: «Я злюсь на этого, человека, просто готов ударить его»

Терапевт: «Попробуйте ударить его, например, по руке».

Или может отметить, что происходит реально в этой ситуации. В приведенном примере: «Вижу, что вы сжимаете кулаки, вы кого-то хотите ударить?»

Завершенность действия достигается интенсификацией самовыражения индивида и развитием его (самовыражения) элементов. Выделяется четыре типа процедур ведущих к интенсификации действия:

1. Простое повторение (жеста, движения, фразы и т.п.). Например: «Повторите то, что вы сказали несколько раз, обращая внимание на то, что вы чувствуете при этом».

2. Преувеличение и развитие (усиление незаметного жеста, повторение фразы с увеличением ее эмоционального содержания и т.п.). Например: «Сожмите свои кулаки еще сильнее» или «Скажите эту фразу максимально громко».



3. Выявление и передача (озвучивание определенных действий, жестов и т.п., передача словами невербального выражения: слез, смеха, визуальных образов, телесных симптомов и т.п.). Например: «Что бы сказала ваша левая рука правой» или «Озвучьте ваш больной позвоночник».

4. Идентификация и исполнение роли. Например: «Стань своей рукой» или «Сыграй этого человека». Играя предложенную роль, клиент идентифицируется с персонажем и испытывает те же переживания, что способствует расширению поля осознавания и интеграции.

Направленность действия или прямота выражения, необходимая для полного контакта часто притупляется с помощью минимизации, окольности, неопределенности и т.п. Минимизация часто происходит при использовании союза «но», т.е. «само использование этого слова уже может быть сигналом» (5, С.118). В большинстве случаев этот союз противопоставляет части предложения, разделенные им. Например: «Я хотел бы обнять тебя, но, мне что-то мешает». В работе с такими фразами терапевт может предложить союз «но», заменить союзом «и» и посмотреть какая получится фраза или предложить выбрать одну из частей предложения и произнести ее. Источниками минимизации могут быть слова: наверное, возможно, некоторые, это, как бы. Например: «Я не могу сделать это» или «Это ему не понравилось бы». В этом случае терапевт предложит клиенту обратиться к человеку прямо, избегая употребления смягчающих слов.

В качестве «Техники интеграции» К. Наранхо выделяет две основных, «Ассимиляция проекций» и «Пустой стул» (внутриличностное столкновение). Первая заключается в «идентификации с проекцией посредством обыгрывания». Клиенту предлагается сыграть того человека, на которого он проецирует свои чувства (например, сказать, играя роль: «Ты некрасивая») и затем сказать тоже, как свое мнение о себе («Я считаю себя некрасивой»).

Эксперимент «пустой стул»

Наиболее известной и, в общем-то, основной техникой гештальт-терапии считается диалог с одним или несколькими пустыми стульями, представляющими персонажей из жизни субъекта, некоторые терапевты называют ее «пустой стул». Она была заимствована Ф. Перлзом из психодрамы.

Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей)*.

Задача терапевта – поддерживать аутентичное столкновение частей «Я» или «Я» и других и препятствовать преждевременному согласию или соглашательству. После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнет рассеиваться, и наступит истинная интеграция или истинное разрешение. В процессе работы терапевт либо усиливает этот процесс, либо констатирует наличие тупика и необходимость дальнейшей работы для его преодоления (1).

В некоторых случаях работа с персонажами стульев может строиться по принципам разрешения межличностных конфликтов, где после прояснения и выражения чувств необходимо выяснить их потребности и желания и преложить договориться. Терапевт при этом будет играть роль посредника.

Работа с горем.

По мнению Б. Брински, (1), горе – универсальное переживание всех людей, оно связано с потерей того, к чему или к кому привязан человек. Горе – сложный процесс, оно вбирает в себя такие эмоции, как любовь, злость, страх и одиночество, чувство вины. Одна из основных задач в работе с ним - это выражение, проживание эмоций, которые заставляют человека фиксироваться на прошлом, постоянно вспоминать о потере (о том человеке, который умер и т.п.).

Выражение чувств может происходить в фантазии или диалоге, с использованием техники «пустой стул». Другой путь, помогающий человеку соприкоснуться с собственными чувствами, – использование фотографии или памятной вещи, помещаемых на стул напротив (1). Терапевт может попросить клиента выразить то, что он испытывает, когда представляет умершего и высказать эти чувства непосредственно умершему. Он (терапевт) может задать вопросы типа: «Что ты хочешь взять с собой от этого человека и что ты хочешь похоронить», «Какую часть отношений ты хочешь унести с собой и что хочешь оставить?», «Чего ты хочешь от этого человеками», «Какие у тебя любимые воспоминания об этом человеке?» Во время этого диалога поощряются телесные/физические движения, например, прикосновение к подушке (умершему) и т.п., которые позволяют наиболее полно выразить чувства» (1).

Когда эмоции выражены, клиент может легко вспоминать об утрате и проститься с тем человеком, которого потерял, сказать «до-свидания» и/или отнести стул (подушку) символизирующий его на большее расстояние от себя, например, в другую комнату.

В некоторых случаях ситуация потери может быть настолько травмирующей, что для обращения к ней потребуется долгое время, для создания клиенту безопасной ситуации, в которой эта работа могла бы проходить.

Работа со страхом

Работа со страхом может проходить по двум направлениям.

В первом страх является результатом проекции своей сильной (агрессивной) части на внешний объект. В этом случае объект страха осознается и является ясным и понятным (например, собаки). В этом случае основная задача вернуть спроецированную сильную часть. Одним из возможных ходов здесь может быть предложение клиенту сыграть роль того, кого он боится и показать, какой он страшный, злой и т.п. В этой игре клиент вновь обретает способность противостоять внешней агрессии. При этом важно, чтобы эту агрессию он действительно проявлял. Здесь терапевт может столкнуться с ретрофлексией, когда энергия, которая могла бы идти на сопротивление нападению тратится на сдерживание своих действий. Ретрофлексия проявляется в жестах и движениях направленных на самого себя, в напряжении тела. Терапевт в этом случае может предложить клиенту сделать это же, например, с подушкой или стулом символизирующим объект страха.

Во втором случае страх связан с конфлюенцией, при этом клиент боится неизвестно чего и предъявляет проблему как боязнь темноты, замкнутого пространства и т.п. Эти страхи (как и другие симптомы) могут быть связаны с незавершенными ситуациями в начале жизни человека, например, с рождением. В начале работы с ними необходимо более конкретно выяснить объект и то, чем он опасен, а затем интенсифицировать контакт с ним.

В психотерапии страхов (но больше во втором случае) для терапевта важно, оказывать клиенту достаточно поддержки и создавать безопасную обстановку в начале сессии, чтобы он мог «пойти» в опасную область. Для этого можно узнать у клиента что ему нужно сделать, чтобы уйти в безопасную зону (например, включить свет, выйти в другую комнату, накрыться одеялом, обратиться за помощью к какому-то человеку и т.п.).

Результат работы со страхом состоит в том, что клиент учится получать поддержку от самого себя, находить и использовать собственную силу. Эксперимент может строиться в технике «пустой стул». На одном из стульев будет находиться тот, кто боится (как правило, это внутренний ребенок, детская часть человека), а на другом – сильная часть, взрослый, который может противостоять опасности и поддержать «слабого». При этом итогом сессии может быть действие, символизирующее поддержку. Если такая сессия происходит в группе, то одну из частей могут играть другие участники.

Иногда проблема, предъявляемая как страх чего-либо, в контексте реальных отношений, терапевт – клиент, в ситуации «здесь и теперь» может проявляться как агрессия. В этом случае клиент рассказывает нечто страшное, как бы стараясь напугать терапевта, и сам при этом не боится. Здесь задача состоит в том, чтобы обратить его (клиента) внимание на то, что происходит и сделать это предметом осознавания.

Работа с телом.

Гештальт-терапия рассматривает тело как составляющую часть целого, называемого - «человек». По мнению Ф. Перлза, ментальная деятельность - это просто деятельность, осуществляемая на менее интенсивном уровне, чем физическая. Из этого следует что наше тело - непосредственное проявление того, что мы есть, и мы очень многое можем узнать о себе, просто наблюдая явное физическое поведение (позу, дыхание, движения и т.п.).

Базовая теория работы с телом заимствована Ф. Перлзом у В. Райха и суть ее сводится к тому, что особенности характера человека, все стрессы, эмоциональные травмы и незаконченные дела отражаются на теле в виде «мускульного панциря»* - хронически напряженных мышц. Эти напряжения возникают для подавления эмоций в связи с требованиями ситуации или родительскими предписаниями. В дальнейшем они (напряжения) становятся привычными и часто не способствуют адаптации человека, блокируют «свободное течение энергии» и таким образом приводят к соматическим заболеваниям. Психическим механизмом, создающим телесные напряжения, по мнению Ф. Перлза является ретрофлексия.

Работа с телом в гештальт-терапии может проводиться с целью лечения психосоматических симптомов, к которым, так или иначе, могут относиться практически все соматические заболевания. Она (работа) основывается на положении о том, что болезнь – это не совсем эффективный способ адаптации. Т.е. болезнь продуцируется организмом с определенной целью и часто является избеганием какого-либо контакта. Так, например, энергия агрессивных эмоций адресованных отцу, через механизм ретрофлексии может направляться на собственное тело (наиболее безопасный для этого объект). И человек будет бить себя (в прямом или переносном смысле) по ноге, вместо того, чтобы ударить своего отца (или выразить эмоции другим способом). В этом случае, работа будет направлена на осознание того, что отношения с ногой – это отношения с отцом, и разворачивание ретрофлексии на внешний объект. Так происходит реинтеграция (воссоединение) частей тела, т.е. отвергаемая нога или рука снова становится частью организма, «свободное течение энергии» восстанавливается.

Обращение внимания на телесные реакции в процессе гештальт-сессии происходит при работе с ретрофлексией, когда в определенный момент, вместо того, чтобы направлять энергию на контакт с внешним объектом клиент направляет ее на самого себя (сжимает руки, топчется на месте, обнимает себя и т.п.). Здесь терапевт может предложить сделать с кем-то другим то действие, которое клиент делает с собой (сжать, обнять и т.п.).

В работе с телом можно использовать привлечение внимания к дыханию, телесное взаимодействие (касания, нажимы и т.п.), а также выполнение различных упражнений и экспериментов, помогающих человеку познать свое тело, свои чувства и эмоции, скрытые внутри него.

Одно из упражнений было предложено Ф. Перлзом, П. Гудменом, Р. Хефферлином в книге «Практикум по гештальт-терапии» (7), оно было описано как упражнение для самостоятельного выполнения.

Инструкция: «Лежа, не расслабляясь произвольно, почувствуйте свое тело. Отметьте, где у вас чувствуются боли – головная боль, боль в спине, желудочный спазм, и т.п. Почувствуйте, где есть зажимы. Не «входите» в зажим, и ничего с ним не делайте. Осознайте напряжение глаз, шеи, вокруг рта. Дайте своему вниманию систематически пройти по ногам, нижней части туловища, рукам, груди, шеи, голове. Если вы заметите, что лежите сгорблено – исправьте положение. Не делайте резких движений, дайте ощущению себя мягко развиваться. Заметьте тенденцию вашего организма к саморегуляции – тенденцию отпустить что-то в одном месте, потянуть - в другом и пр.

Выберите одно из наиболее ярких ощущений, например, головную боль (усталость, напряжение и т.п.). Сконцентрируйте свое внимание на нем, и наблюдайте, дайте спонтанно развиваться фигуре/фону. Дайте процессу рассасывания боли происходить самому по себе, без вмешательства и без предварительных идей. Просто следите за тем, как происходит изменение боли. Если вы войдете в контакт, фигура будет становиться все более ясной, и вы сможете разрешить болезненный конфликт.[†]

Этот эксперимент основан на предположении о том что боль, отвращение и т.п. появляются не случайно, - «это способы, какими природа привлекает наше внимание к тому, что требует внимание». Поэтому, чтобы разрушить и ассимилировать патологический материал, содержащийся в симптоме необходимо, пережить то, что он содержит, даже если это боль и страдание. «Если симптом получит внимание и возможность взаимодействовать со всем вашим поведением в целом, он без сомнения, будет изменяться».

Некоторые упражнения по осознанию тела в работе с группой встречаются также в работах Д. Энрайта (17), О. Романенко (12).

Работа со сновидениями

По мнению Ф. Перлза сновидения – это экзистенциальные послания, которые могут помочь нам понять, какие незаконченные ситуации мы в себе несем, чего не хватает в нашей жизни, чего и как мы избегаем, отчуждая части самих себя.

Работа со сном в гештальт-подходе предполагает рассматривать элементы сновидения как части «Я» человека, а сам сон как незавершенную ситуацию, требующую завершения (1).

В процессе работы со сном клиенту предлагается вернуться ко сну и пережить его, как будто он происходит здесь и сейчас. Для этого он рассказывает сон от первого лица настоящего времени. Например: «Я иду по темной улице. Я боюсь…». Затем ему предлагается выбрать наиболее важный отрывок сна, который он хотел бы исследовать и материализовать его, т.е. разыграть, подставляя на место персонажей стулья, подушки или других людей (если это происходит в группе). Далее клиент идентифицируется с каким-либо лицом или вещью, и драма начинается. Во время последовательной идентификации клиента с каждым действующим лицом/элементом сна он описывает свою роль в этом сне, отношение к другим элементам и т.д. В процессе работы определяются основные действующие лица (в том числе неодушевленные предметы), которые сталкиваются и разговаривают друг с другом под руководством терапевта до тех пор, пока их роли не станут понятными клиенту и пока не будет достигнуто некоторое решение или интеграция.

Момент, когда человек, видящий сон, просыпается, называется «тупиком», в котором обрывается незавершенное действие. Для его завершения можно предложить клиенту придумать окончание сна и разыграть его. При этом терапевт помогает клиенту выражать чувства, осознавать сопротивления возникающие в процессе контакта и т.д. (1).

В некоторых случаях сновидение, рассказанное клиентом, несет в себе зашифрованное послание терапевту, например, страшный сон может быть агрессивным посланием (клиент рассказывает его, чтобы «напугать» терапевта). В этом случае в фокус внимания должны попадать отношения между терапевтом и клиентом.

Работа с рисунком

Применение рисунка в гештальт-терапии – одно из современных приобретений. Наиболее широко рисунок и другие арт-средства применяются в работе с детьми, о чем пишет В. Окландер (6), однако они используются и в терапии взрослых. В нашей стране разработкой этого вопроса активно занимается Д.Н. Хломов.

Одной из функций рисунка, позволяющей применять его в психотерапии, является выражение эмоциональных переживаний. Рисование дает возможность выразить на бумаге то, что не получается перевести в слова, и сделать это безопасным способом. Например, выразить агрессию, можно нарисовав страшный или агрессивный рисунок. Это хорошо заметно в детском рисовании, когда дети изображают чудовищ, убийства и т.п. Эту функцию - снятие напряжения от накопившихся эмоций, называют катарсической (очищающей).

Однако суть гештальтистской работы не в выражении а, в осознании. В этом смысле, рисунок – поле переноса реальных частей личности на бумагу. Они проявляются в элементах рисунка так же, как в персонажах сновидения или любого другого образа.

В процессе терапии клиенту предлагается нарисовать что-либо связанное с заявляемой проблемой (страх, злость, любовь, свой мир, важных для него людей и т.п.). Далее взаимодействие может строиться по двум направлениям: работа в поле рисунка или моделирование нарисованного материала в реальности и разыгрывание его «здесь и теперь».

В первом случае терапевт выясняет чувства и мысли клиента по отношению к тому, что нарисовано (Что тебе не нравится здесь? или Что из нарисованного наиболее важно для тебя?[‡]) и предлагает изменить это так, как хотелось бы. На рисунке могут появляться новые фигуры, убираться и перерисовываться старые и т.п.

Второе направление предполагает идентификацию клиента с наиболее значимой частью рисунка (Попробуй стать этим цветком. Расскажи о нем от первого лица. Начни с: «Я цветок, росту возле дома» и т.д.). Далее возможно устроить диалог цветка с другим персонажем рисунка и выйти на то, с каким реальным человеком такие отношения и как их можно изменить.

Совместный рисунок с партнером можно использовать для анализа взаимодействия. В этом случае двум людям предлагается рисовать одновременно на одном листе бумаги (при этом не разговаривать), а затем исследовать, как строилось их общение, какие чувства они испытывали в процессе рисования и т.д. Этими людьми могут быть супруги, родители и дети, учителя и ученики или просто два участника психотерапевтической группы.

Интерпретации рисунка в гештальт-терапии не придается большого значения, однако, в некоторых случаях она может быть необходима. Д.Н. Хломов предлагает строить анализ рисунка по четырем направлениям.

1. Композиционный анализ. Объекты находящиеся рядом обычно связаны друг с другом, противопоставленные, находятся в противоречивых отношениях. Изображенное в левом верхнем углу относится к рациональным проявлениям, в правом нижнем – к подсознательным, в левом нижнем – к прошлому, в правом верхнем – к будущему. Учитываются также размеры фигур, наибольшая из них может играть ведущую роль в сюжете рисунка.

2. Цветовой анализ. Объективный анализ цветов: теплые, холодные и т.п. Сочетания цветов: красный, желтый, оранжевый в сочетании могут характеризовать эмоции связанные с матерью; синий, серый, голубой и зеленый – с отцом; желтый, зеленый, голубой – детские переживания; темно серый, коричневый, черный - эмоции связанные с прародителями. Можно использовать также интерпретацию цветов предложенную Люшером.

3. Объектный анализ. Выяснение, какие объекты распознаются клиентом, какие нет. Хорошо прорисованный объект, скорее всего реальный, уже где-то виденный. На что похож нарисованный объект. Объекты, относящиеся к женским (вместилища: дом, сосуд и т.п.) и мужским (продолговатые формы) символам.

4. Технический анализ. Она соотносится с формами сопротивления (рис. 2). Возвратный штрих, округлые формы, восьмерка говорит о ретрофлексии; примой штрих – о проекции; яркий, хорошо прорисованный объект, замкнутая форма - об интроекции; неясные границы, взаимопроникающие линии - конфлюенция.


1. Ретрофлексия. 2. Проекция 3.Интроекция.

Рис. 2. Технический анализ рисунка.

Предъявление интерпретаций рисунка в гештальт-терапии имеет цель помочь клиенту в осознавании своего опыта, поэтому оно должно носить вероятностный характер (Может быть этот объект для вас имеет большое значение? Вы так зарисовали его, что мне кажется, вы хотите его уничтожить.). Одна из задач терапевта следить, чтобы интерпретация не превратилась для клиента в интроекцию. Этого можно достичь, если заставлять его «пережевывать» информацию, т.е. выражать свои чувства и отношение к ней, и не допускать безапелляционные фразы типа: «Глядя на ваш рисунок можно сказать, что у вас негативные отношения с матерью, они вам и мешают». Такая фраза является проекцией терапевта, которая может оказаться правдой, но, скорее всего, либо не будет принята им, либо превратится в очередной интроект. Важно, чтобы терапевт понимал, что это именно его мнение и оно может быть отвергнуто, или вообще не относиться к данному случаю.

Фантазия

Работа с фантазией включает в себя исследование образов и метафор. Например, если клиент говорит, что чувствует себя слоном, то терапевт может предложить ему представить себя этим животным и пофантазировать о том, как он живет. Кроме того, фантазия широко используется для исследования неизвестного или опробования нового поведения в безопасном окружении. Путешествия по телу, по местам, где никогда не был, возвращение в прошлое или скачок в будущее, разговоры с людьми, которых никогда не встречал – типичный пример экспериментов «фантазия» (1). Фантазии также используются, когда человеку необходимо опробовать новое поведение в будущих ситуациях или получить хотя бы опыт возможности такого поведения.

Одна из техник в работе с фантазией - «путешествие по телу». Оно может выполняться в группе в парах. Один из пары представляет свое тело в виде какого-то образа и двигается по нему, исследуя различные его отделы и части. Все это происходит в трансовом состоянии «путешествующего» и в контакте с ведущим, т.е. первый рассказывает второму все, что происходит и что он чувствует. Ведущий при этом может выяснять и уточнять, что видит и чувствует его подопечный, обращать его внимание на прерывание контакта с тем или иным образом. (Вопросы типа: Что ты видишь?; Что ты чувствуешь?; Хочешь ли ты пойти дальше?; Что тебе мешает исследовать это?). В этом упражнении клиент может столкнуться с сильными эмоциями, поэтому терапевту необходимо быть внимательным и не «вести» его туда, куда он не хочет.

Конспект лекции XIV Коктебельского интенсива «Искусство пребывания в потоке»

Преимущество методов феноменологического направления состоит в том, что мы можем работать совершенно без техник, на основании того, что мы создаем контакт (контакт – это встреча двух феноменологий, то есть того, что переживает терапевт и клиент в диалоге и ситуации «здесь и сейчас»). То есть, если мы находимся в диалоге, мы находимся в контакте с клиентом, разделяя переживания, исследуем проблемные зоны, с которыми клиент к нам обратился, и при этом следуем феноменологическому методу (который руководствуется принципом «эпохе» — вынесения за скобки знаний, представлений и исследование опыта переживаний в чистом виде, как они есть).

Когда мы работаем в гештальт-методе, у нас есть три фокуса внимания:

1) Процессы, происходящие с клиентом, в клиенте, так называемая наблюдаемая феноменология. То есть мы можем описывать переживания клиента, как они разворачиваются в настоящий момент времени и таким образом выполнять для него функцию отражения происходящих процессов, потому что обычно человек находится в слиянии с содержанием того, О ЧЕМ он говорит. А терапевт выделяет фоновые для клиента процессы – то, КАК он говорит, проживая свою непосредственную ситуацию «здесь и сейчас». Этот ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ, проявляется и в терапевтической сессии, и в ситуации жизни клиента.

2) Процессы, происходящие в самом терапевте. Сам терапевт является средой, которая тоже реагирует на контекст происходящего, создается совместное интерсубъективное поле ситуации. Сам терапевт, предъявляя свои переживания выступает моделью среды, и, если терапевт достаточно чист от своих искажений (насколько это только возможно), он может дать более точную обратную связь относительно тех процессов, которые возбуждает в нем клиент. Обычно похожая реакция на предъявления клиента присутствует и других людей, но они могут не иметь возможности, да и желания дать полноценную обратную связь относительно поведения. И самораскрытие (адекватное, диалогическое) дает возможность клиенту понять и поисследовать повторяемость собственной реакции на некоторые события, своего собственного способа действия, своего способа поляризовать реакции другого при помощи переноса, проективной идентификации, то есть искажать поле взаимодействия определенным повторяющимся образом.

3) Процессы, происходящие между клиентом и терапевтом. Или другими словами, события на границе контакта терапевта с клиентом. В фокусе внимания находятся процессы взаимодействия. Мы наблюдаем за тем, каким образом клиент предъявление собственной потребности во встрече с другим человеком. Допустим, степень вашей искренности может существенно различаться в контакте с враждебно настроенным или дружески расположенным человеком.

Для того, чтобы эта работа была достаточно эффективной существуют некоторые технические приемы, которые не являются специфически гештальтистскими, а относятся к общим гуманистическим техникам:

1) ФОКУСИРОВАНИЕ, фокусировка – если мы фокусируемся на преобладающей эмоциональной энергии, она нас обязательно приведет к актуальному в поле событию жизни клиента и к актуальной потребности

Энергия нового переживания — это основной изменяющий механизм в гештальт-терапии, вследствие того, что происходит воссоединение когнитивной оценки и эмоциональной энергии в беспокоящей ситуации. Как любил отмечать Серж Гингер, гештальт-терапевт работает на уровне эмоционального мозга, на уровне лимбической системы. Происходит процесс переучивания эмоционального мозга, согласование эмоций и мышления. Таким образом наш фокус не на идеях о ситуации, а на переживании ситуации.

Основная идея о терапии переживанием была заложена в структуре гештальт-подхода со времени его создания. И когда гештальт только зарождался его предлагали назвать терапией сосредоточения, терапией концентрации. На основе телесного фокусирования разработан и метод очень близкий по духу к гештальт-терапии, метод телесного фокусирования Юджина Джендлина, в основе которого лежит концентрация на чувствах и ощущениях, которые гораздо быстрее чем какие-то интеллектуальные механизмы и интерпретации приводят к распознаванию нереализуемой, хроническим образом фрустрируемой потребности, переживаемой в теле.

Для исследования контекста возникновения переживаний важна максимальная конкретизация высказываний –на этом основано предписание Перлза: «…рассказывай о ситуации так, как если бы она происходила сейчас». В процессе рассказа клиентом конкретной ситуации в настоящем времени достигается полнота переживания отношения к ней. Это сопровождается телесным фокусированием: постоянным обращением внимания на жизнь тела и наблюдаемые невербальные компоненты переживания, которые сопровождают рассказ.

2) ОТРАЖЕНИЕ, ВОЗВРАЩЕНИЕ НАБЛЮДАЕМОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ — часто клиент, особенно находясь в ситуации высокой тревоги, не слышит своих собственных слов, они находятся в слиянии с ними, речь носит несколько автоматический компульсивный характер. И, конечно, каждый из нас, когда он высказывается каким-то образом о значимых для себя вещах, переживает некоторые элементы смущения, элементы какого-то колебания, сомнений в своей собственной позиции.

Очень многие из нас имеют опыт (чем больше человек нарушен, тем больше он был когда-то не услышан в своей жизни, очень многие патологии связаны не с тем, что у клиента был какой-то конфликт, а с тем, что у него был дефицит того, чтобы его слышали, чтобы его отражали). Это старая роджерианская техника – возвращение слов. Часто в работе приходится наблюдать, как начианющий исследовать процесс клиента терапевт превращается в «какающего терапевта», задавая все время один и тот же вопрос – «а как это у тебя?», «а как ты это делаешь?», «а как ты это переживаешь?» и т.д. Но вопрос – это интервенция на психологическую территорию клиента. А клиенту иногда нужно просто отражение. То, что он правильно услышан, то, что он понят. Особенно важно отразить те слова, которые вы уже услышали, когда клиент говорит много и находится в тревоге – для того, чтобы сблизить понимание (т.к. если отражение не проведено, существует большая вероятность начать работать через проекцию).

3) ЭМПАТИЧЕСКИЙ ОТКЛИК – принцип, которой встроен в структуру диалога: как бы я переживал то, что мне рассказывается, если бы я был в сходных обстоятельствах.

4) ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ – иногда это осуществляется при помощи невербального отражения того, что делает и переживает клиент. То есть Вы невербально (например, мимически отразили), клиент это заметил в фоне, не нарушается течение мысли и структура изложения содержания переживаний, но клиент также получил важное сообщение о том, что он услышан, отражен, и получает информацию «фона», неочевидного для него самого, но важного элемента интерсубъективного контекста.

5) ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРАЕКТОРИИ ФИГУРЫ — часто так бывает, что терапевт увлекается содержанием сессии, уходит за клиентом куда-то в содержание, в своеобразный межличностный транс, и вследствие этого теряет понимание, с чего клиент начал, в чем собственно состояла структура запроса. Запрос — это не какая-то ригидная формулировка (например, клиент заявляет, что хочет стать увереннее), мы следуем за фокусом внимания клиента и не теряем фокус, а удерживаем и суммируем основные контрапункты речи. Суммируя и фокусируя общую сюжетную линию.

Техника челночного связывания в гештальт-подходе – это, в том числе и выслеживание траектории фигуры, то есть с чего человек начал, излагая проблему, на что он перешел и каким образом одно связано с другим. Мы не теряем запрос, мы все время возвращаемся к запросу как к путевому маяку, который изначально был озвучен клиентом. Если же клиент не может сформулировать запрос, то он скорее находится не в клиентской позиции, а в пациентской, он просто пассивно терпит какое-то страдание, сфокусирован на симптомах, и не видит их связь с текущей жизненной ситуацией. Мы ему в процессе работы помогаем этот запрос сформулировать за счет отражения, прояснения, эмпатического отклика, фокусирования, конкретизации.

Перечисленные техники в большей степени нацелены на механизм слияния и являются диалогическими, общегуманистическими.

Пытаясь классифицировать техники гештальт-терапии еще в 70-ом году Клаудио Наранхо издал книгу «Отношение и практика атеоретического эмпиризма», в которой он разделил техники гештальт-терапии на три основных группы:

1) Супрессивные – техники, которые фрустрируют избегание чувственного опыта, не дают клиенту уйти от расфокусировки эмоциональной энергии, уйти от переживания при помощи слов. То есть терапевт обрывает, останавливает привычные невротические манипуляции содержанием, которые являются для клиентов способом избежать собственных переживаний. А путем избегания переживаний избежать принятия собственных решений в проблемной ситуации.

К супрессивным техникам относятся — отказ от повествовательности, уход от разговора «О…» (уход от эбаутизмов): так как любая повествовательность является абстракцией, которая не привязан к непосредственному опыту переживаний. — отказ от интерпретации поведения: так как любая интерпретация является оценкой, и чем более человек нечувствителен к внешнему миру, тем большая вероятность иметь более упрощенные интерпретации. — отказ от долженствования — фокусирование на настоящем моменте, презентификация; — перевод вопроса в утверждение: как говорил Перлз, «знак вопроса – крючок запроса».

2) Экспрессивные техники – техники, которые позволяют выразить трудно выразимый опыт, таким образом взаимодействовать с теми частями своей личности, которые обычно находятся в тени, не распознаются и их сложно разворачивать в межличностном пространстве.

К экспрессивным техникам можно отнести:

— инициализация действия , простое побуждение (работа с дефлексией)

— выявление и передача эмоционального содержания (раскрытие ретрофлексивных механизмов, когда мы делаем себе то, что хотим сделать другому). Терапевт может использовать для этой техники переходные объекты – руку, подушку.

— амплификация (усиление, преувеличение или развитие действия). За счет усиления происходит восстановление осознавания текущего эмоционального опыта в связи с ситуацией жизни: «что именно я делаю, сдерживаю и т.д.», кроме этого становится понятно расщепление между той частью, которая подавляет и той частью, которая переживает. И амплификация всегда усиливает противоположные тенденции, которые развиваются в ситуации настоящего позволяя их распознать и артикулировать, а возможно и прямо выйти на конфликт потребностей.

Человек, который усилит напряжение, столкнется с энергией, которая этому противостоит, и таким образом тот конфликт, который он переживает, станет более очевидным. Сумма импульса и противоимпульса в психодинамической терапии описывается термином компромиссное образование и считается основным механизмом образования симптомов. В гештальт-подходе считается, что подобное суммирование приводит к слиянию и не различению потребностей, потере связи эмоции и вызвавшей ее ситуации, фрагментации гештальта целостной эмоции до уровня ощущений, и в конечном счете, также к соматизации переживаний .

— вербализация эмоций: очень часто, например, на группах говорят – у меня раздражение по поводу тебя, или просто – у меня раздражение. Но это безобъектное послание, потому что любая эмоция, а особенно эмоция раздражения, гнева, агрессии, она имеет некоторый объект, а львиная доля усилий в терапии заключается в восстановлении вытесненной связи между объектом, ситуацией, которая вызвала эмоцию, и эмоцией непосредственно. Соответственно, мы ищем объект в настоящем, на который направлено раздражение, и раздражение «к кому» или «к чему». Например, мне грустно – не может быть просто так грустно, это чувство тоже привязано к каким-то внутренним событиям или внешним, поэтому требуется продолжение – «грустно от того, что…».

Иногда эта вербализация даже не эмоции, а ощущения, то есть это уровень еще ДО собирания целостной эмоции, что делает со мной это ощущение – оно тянет, давит, крутит, ему можно «дать голос» — «что бы сказала твоя головная боль?». С одной стороны это аппеляция к симптому как к проекции на тело событий на границе контакта(символической функции симптома), а с другой стороны это непосредственно приближение к этой не очень выраженной IDовской зоне ощущений, проприо- и интероцептивной репрезентации опыта переживаний, которые человек испытывает. Соответственно при помощи экспрессивных техник, мы добиваемся наиболее полной мобилизации энергии Ид в настоящем времени. Именно блокада эмоциональной энергии при помощи обсессивных защит (изоляции аффекта, раздельного мышления, интеллектуализации и рационализации) способствует поддержанию хронической ситуации низкой интенсивности. В жизни мы это формулируем так: «я то все знаю, СДЕЛАТЬ НИЧЕГО НЕ МОГУ». Полное переживание отношения к ситуации в настоящем, в контакте с эмоциональной энергией, позволяет разблокировать процесс принятия решений(Эго-функцию).

3) Техники интеграции, или внутриличностного столкновения. Частично название этой группы техник связано с представлением о внутриличностном конфликте как борьбе противоречий, если в гештальтистском применении – это о том, что любая ситуация, любая потребность существует в некоторой катектированной форме, в форме полярностей (изначально идея полярностей философски-диалектическая, затем психоаналитическая, но потом была переосмыслена в теории дифференциального мышления Фридландера и оттуда включена в теорию гештальта). То есть, когда я выбираю полярность силы, то я теряю те преимущества, которые дает слабость. В этом смысле мы все находимся в поляризованных выборах, и у нас есть части, в невротическом конфликте – одна часть отождествляется с требованиями, которые мы себе формулируем, а вторая часть отождествляется с нашими желаниями, с нашей частью Ид, которое, как известно побеждает.

Отталкиваясь от этой Перлзовской идеи, Наранхо предложил эти техники столкновения.

Например, техники ассимиляция , или присвоения проекций: когда человек о чем-то говорит «Ты», «Оно», «Это», терапевт предлагает – «Скажи это о себе…». Или так же одна из самых простых техник, когда человек возмущается кем-то или чем-то и описывает чем он возмущается, и мы возвращаем это – «попробуй скажи то же самое о себе». И выяснится, что в некоторых случаях, это на самом деле будет гораздо больше «о себе», чем о другом.

Через проекцию мы выделяем все с чем взаимодействуем, в гештальт-психологии есть похожий концепт – закон прегнантности: то, что мы видим то, что каким-то образом отражает наши потребности. Кстати, на использование проекций строятся проективные психодиагностические методики, тот же метод портретных выборов Сонди. Тем не менее, проекция – это часть нашего прошлого опыта привнесенного в настоящее, поэтому его важно ассимилировать, чтобы яснее воспринимать текущую ситуацию и не приписывать ей собственных эмоциональных значений.

Частным случаем возвращения (присвоения) проекции является техника отождествления с симптомом . Человек (клиент/пациент) говорит – «у меня вот это…» и формулируется запрос таким образом, как «избавьте меня от этого» (от страха, от тревоги, от панической атаки, от депрессии). Как будто бы это не то, что человек конструирует и переживает сам в своем организме, а некая чуждая часть. Соответственно отождествление с симптомом – «Что делает симптом, как он меняет жизнь, как он влияет на самого человека, чему он мешает и чему он способствует?» тоже в каком-то смысле можно считать частным применением техники ассимиляции проекции.

Техники выявления и присвоения интроектов – техники, которые вы можете встретить и в аналитической литературе. Допустим, Нэнси Мак-Вильямс утверждает «… в самообвинении депрессивного пациента мы можем услышать прямо звучающий интроект, и спросить, кто так говорил?…». Наши суждения относящиеся к сфере Я, Я-концепция (по Роджерсу совокупность отраженных самооценок), когда то была Ты-концепцией кого то из наших близких. Интроецировав ее, мы формируем самооценку. Хорошо, если нам повезло с окружением, и мы слышали о себе только хорошее, а если нет? Тогда нам уже в терапии важно начать охоту на интроекты. Выявив их в форме долженствований и запретов, мы приступаем к их совместному критическому анализу на логическую обоснованность. Либо терапевт берет на себя роль интроектора, озвучивает интроецированное суждение,а клиент режиссирует, помогает добиться наиболее полной передачи эмоции, сопровождающей интроекцию, а затем пробует искать контраргументы, опровергающие абсолютизированное предписание.

Аналитические техники в гештальте

Техники проговаривания контрастных чувственных состояний .

По сути мы это используем, когда описываем себя как среду – что с нами делает клиент. Одновременно конфронтируя и отражая процессы расщепления, с которыми клиент к нам приходит.

Получение супервизии от клиента – очень часто в случае трудного застревания, клиент очень удачно сопротивляется, терапевт очень настроен затащить его в счастье (что свойственно проективным терапевтам, которые точно знают, как клиенту переживать это счастье). И естественно возникает тупик. Мы возвращаемся к фокусу «между нами» и обращаемся к клиенту (а пограничные клиенты очень любят демонстрировать терапевту их собственную неспособность, их способ действия часто направлен на то, чтоб сделать другого беспомощным, неспособным и т.д., сменив пассивную позицию на активную, и тем самым передать ему на бессознательном уровне собственные переживания детства). Терапевт может выйти из тупика, обратившись к клиенту с вопросом – «а как тебе кажется, куда мы сейчас пойдем?» или «я испытываю растерянность… как я должен поступить в этой ситуации?». И клиент прекрасно подскажет, очень важно вовремя отказаться от своего терапевтического всемогущества и остаться в диалоге. Иногда эта техника работает с погранично-организованными клиентами лучше других.

Ну и конечно, раскрытие материала контрпереноса – то, что мы переживаем по сути дела, мы в диалоге раскрываем. Но только очень важно привязывать событие к конкретному моменту, то, чего мы добиваемся в феноменологической обратной связи. Не просто чувство раздражения, а когда и в какой момент и в ответ на что, потому что тогда это более полное сообщение, и позволяет клиенту связать опыт здесь и сейчас с опытом там и тогда, распознать воспроизводимую структуру объектных отношений в настоящем.

Техники для проработки механизмов прерывания

И, если о техниках применительно к механизмам прерывания (каждая техника нацелена на механизм прерывания):

Механизм прерывания «конфлюенция» — он часто проявляется в неспособности выделить что-либо, эмоцию из поля (слияние с эмоцией), слияние с потребностью (непонимание, чего человек хочет). И во многом перевод из «пациентской» позиции в сотрудничество, взаимодействие – это работа с конфлюенцией. Формулировка, чего человек хочет, чего добивается, какие цели перед собой ставит, все это присутствует в начале любого курса терапии и любых терапевтических отношений – какую роль он хочет занимать, как он представляет роль терапевта, как будет устроена работа. Без этого не стоит начинать терапевтический процесс, лечить «без запроса». Альянс будет работать только тогда, когда запрос будет сам сформулирован клиентом на сознательном уровне.

Для работы с конфлюенцией 1-го типа рекомендованы супрессивные техники – это фокусировка «фигуры сессии» через детализацию событий фона, фокусирование, вопросы, направленные на распознание актуальной потребности – что ты чувствуешь? (вопрос, выводящий из слияния с эмоцией, чего хочешь в настоящий момент времени?и Тут очень важно следить за этим на протяжении сессии, для того чтоб это была взаимной работой. Так же немаловажным является вышеописанная работа по челночному связыванию – мы начали с этого, пришли к этому и так далее, — это то, что помогает клиенту сфокусировать фигуру сессии (что то похожее есть в терапии Л.Люборски-центральная конфликтная тема отношений).

При работе с проекцией мы используем направленное фантазирование (по сути дела любая фантазия является проекцией), мы следуем за ним (фантазированием) и рассматриваем ее до конца, так, чтобы выявить конечное эмоциональное содержание, обращение проекции (смена «ты» на «я», «оно» на «я»), присвоение проекции, отождествление с проекцией. Иногда мы можем делать управляемую проекцию, чтение мыслей, или, например, выделить кого-то из группы, кому приписываются те или иные мысли или чувства (кто здесь больше всего осуждает или чувствует что-то), разыгрывание роли, вопросы – «как ты об этом узнаешь…» и «что случится, если…».

При работе с ретрофлексией – важны два вопроса: 1. Что останавливает человек? и 2. Как останавливает?. Для полного осознавания ретрофлексии в настоящем работают так называемые техники реверса, когда мы усиливаем противоположную роль, амплификации текущих телесных напряжений, эксперименты, побуждающие напрямую выражение экспрессии.

При работе с интроекцией – это в первую очередь выявление интроектов (идей, проглоченных и неассмилированных), вопросы, которые побуждают критический анализ, при выявлении долженствования, убеждения. Необходимо, чтобы долженствование или предписание было сформулировано в довольно простой и ясной форме – на уровне «должен», «нельзя», «необходимо», тогда у человека больше возможностей выйти из слияния с интроецированным убеждением. Иногда полезно спросить историю интроекта – когда и кто так сказал? И проиграть вышеописанным способом, так человеку проще отделиться от интроецированного суждения, и выработать устойчивую защиту от «внутреннего преследующего объекта» в терминологии школы объектных отношений.

При работе с дефлексией – это и побуждение к прямому действию, к прямому посланию, и вопросы, направленные на раскрытие смысла дефлексии – чего избегаешь и как избегаешь? и что чувствуешь перед тем, как сменить тему? Допустим, мы заметили, что человек уходит от основной темы сессии или снижает эмоциональный градус повествования при помощи шутки, либо смены темы, и фокусируем его на моменте, предшествующем уходу.

При работе с девалидизацией мы проводим валидизацию результатов и переживаний – особенно на этапе завершения терапии. Особенно это важно для клиентов, у которых ассимиляция опыта нарушена (это нарциссические клиенты, пограничные клиенты, которые переходят от опыта к опыту, не присваивая его) – фиксировать присвоение. Когда клиент говорит, что ничего не произошло в сессии, ничего важного не было, ничего полезного не случилось – это всегда указывает на девалидизирующий процесс, так человек относится и к терапии, и так он может относится к себе. Особенно если это сопровождается генерализацией – никогда, нигде, ничего, всегда и пр.. Здесь важно, чтобы было найдено минимально ценное, даже что-то одно, «мышиные шаги», которые помогут в ассимиляции.

Работа с профлексией состоит в присвоении и осознании желания сделать кому либо то, в чем остро нуждаешься сам. Это и анализ желания советовать и поддерживать участников группы, и осознание поведения заботы вне сессии. В индивидуальной работе это анализ и отражение различных беспокойств и заботливого участия по отношению к самому терапевту.

https://www.facebook.com/notes/%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%B3%D0%B5%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4/%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B3%D0%B5%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%B8/1282939878440395

Гештальт-терапия – это один из методов психотерапевтического консультирования, возникший в середине 20-го столетия. Его основополагающие принципы, идеи и приемы разработали Пол Гудман, Фредерик и Лаура Перлз. Центральные принципы гештальт-терапии заключаются в стремлении к формированию и расширению осознания, актуальности, принятии ответственности за все происходящее с собой. Основной целью и средством гештальт-терапии является «сознательное осознание». Данное определение подразумевает под собой проживание конкретной ситуации «здесь и теперь», а также осознанное присутствие в таком проживании. Работа в гештальте всегда ведется только лишь с теми проблемами, переживаниями, которые являются актуальными для пациентов именно «здесь и теперь».

Гештальт-терапия в современной психотерапии выстраивается, базируясь на основе опыта постигающего сознания и выделения сущностных черт в нём (философская феноменология) и гештальт психологии.

Теория гештальт-терапии

Основатели гештальт-терапии видели данный метод психотерапии глубоко практическим, не подлежащим теоретическому исследованию. Однако со временем объём информации и постижение опыта гештальт-терапии потребовали систематизации теории и анализа. Теоретическим систематизированием и анализом впервые занялся П. Гудмен. Именно он первый построил кривую цикла-контакта. Именно Гудмену современная психотерапия обязана за введение большинства терминов гештальт-терапии.

Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на способности психики к в процессе единства всех функций организма и психики, на умении организма творчески адаптироваться к среде.

Теория гештальт-терапии также базируется на ответственности личности за собственные поступки, цели и ожидания. Главная роль психотерапевта заключается в фокусировании внимания пациента на осознании свершающегося «здесь и сейчас».

С. Гингер утверждал, что все происходящее с субъектом – это события, которые проистекают на границе-контакт. Другими словами, граница-контакт одновременно задействует обособление личности от среды и потенциальную возможность взаимодействия с такой средой. В гештальт-терапии подход к сопротивлению радикально отличается от подхода исследовательских направлений.

Гештальт-терапия представляет сопротивления в качестве приемов взаимодействия организма индивида со средой, ранее обладающие высокой эффективностью с целью взаимодействия, однако в актуальном настоящем или неуместные совсем, или единственно доступные пациенту способы взаимодействия. Так, например, для наркозависимого клиента характерным приемом взаимодействия будет слияние организма со средой, которое считается вполне органичным при взаимодействии малыша и матери. Отсюда следует, что сопротивления пациента, естественно показываемые им в процессе взаимодействия с психотерапевтом, употребляются в качестве основы результативного поиска потребностей, неосознаваемых пациентом.

Гештальт-терапия практика сфокусирована также на выведении клиента на осознание собственных подлинных потребностей. Гештальт теория, прежде всего, рассматривает рубежи контакта организма индивида и его окружения. Важнейшим значением в этой теории обладает практический опыт. По сути, любые ситуации гештальт видит через призму опыта при этом, стремясь к абстрагированию от каких-либо мнений, предшествующих переживаемому опыту.

В гештальт-терапии в отличие от психиатрической практики главное место принадлежит экспериментальному анализу и действию, которое должно привести к творческой адаптации, восприятию нового, пробуждению и росту.

С точки зрения антропологии гештальт-терапия рассматривает организм в целом, индивид для нее является целостностью. А разные методы взаимодействия со средой, такие как эмоции, мышление, являются функциями от целого. Данная теория исходит из концепции животной природы индивида, в соответствии с которой, он не может отделиться от среды и принужден постоянно адаптироваться к ней ради собственного выживания.

С позиции гештальт-терапии личность на каждом этапе своего развития живет в неком поле, которое объединяет в себе ее прошлый опыт, представления о себе, убеждения, ценности, установки, надежды, перед будущим, значимые отношения, карьеру, окружение, материальную собственность и культуру.

Гештальт-терапию считают концепцией поля, так как она утверждает, что с целью понимания поведения личности следует рассматривать полностью конфигурацию взаимоотношений в ее жизни. Такая конфигурация охватывает прошлый опыт личности, ее воззрения и ценности, желания и ожидания, актуальные потребности, современное устройство жизни, определяемое ее местом жительства, работой, родственными связями, те непосредственные обстоятельства, в которых она сейчас пребывает. Термин гештальт обозначает конфигурацию связанных воедино частей.

Состояние каждой части поля в некоторой степени обусловлено его взаимно направленным действием с другой частью. Поле включает в себя также биологическое состояние индивида в данный момент, его актуальные «на сейчас» желания и потребности, непосредственные обстоятельства. Поступки и переживания будут определяться в каждый конкретный момент взаимодействием всех этих частей. Так как в какой-то части этого поля всегда будут проистекать определенные трансформации, т.е. индивид никогда не сможет оставаться таким же, каким он был прежде.

Гештальт-терапия выдвигает на передний план осознание происходящего в настоящий момент на различных уровнях, неразрывно объединенных между собой – телесном уровне, эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Все происходящее «здесь и сейчас» является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм в единстве, а также состоит из воспоминаний, предшествующих опыту, фантазий, незавершенных ситуаций, предвосхищений и намерений.

Цель гештальт-терапии не заключается в оказании помощи пациенту в разрешении конкретной проблемы, которая его тревожит и с которой он пришел к психотерапевту. В соответствии с гештальтом, имеющаяся жалоба служит определенным сигналом или является симптомом привычного стиля жизни, представляющего собой истинную проблему. Гештальт-терапия сфокусирована на повышении способности индивида поддерживать полноценный контакт и увеличении осознания того, что происходит, вследствие чего свершается обретение индивидом способности делать эффективный выбор. Однако следует понимать, что гештальт не подразумевает под «увеличением осознания» достижение инсайта. Суть гештальт-терапии заключается в повышении умения клиента оставаться центрированным на актуальном настоящем моменте и в обучении осознавать его.

Гештальт-терапия Перлза

Гештальт дословно в переводе с немецкого языка обозначает образ, форму. Теория гештальта утверждает, что индивид функционирует, базируясь на принципе саморегуляции. Личность поддерживает свой гомеостазис (динамический баланс) с помощью постоянного постижения таких потребностей, которые формируются в нем и порождаются средой, и удовлетворения этих потребностей постепенно по мере их появления, наряду с этим, все оставшиеся объекты или события, не имеющие связь с этим процессом, отходят на задний план.

Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на пяти стержневых теоретических определениях: отношение фона и фигуры, осознание и концентрация на актуальном настоящем, противоположности, ответственность и зрелость, функции защиты.

Одним из центральных определений в теории гештальт-терапии является отношение между фоном и фигурой. Саморегуляционные процессы организма приводят к образованию фигуры – гештальта. Понятия «гештальт» следует понимать как паттерн или форму – особую организацию деталей, составляющих определенное единое целое, которую невозможно трансформировать без того, чтобы не разрушить ее. Гештальт образования зарождаются только с конкретным задним планом или на определенном фоне. Для фона индивид выбирает то, что для него важно или имеет значимость, и это важное для него или интересное становится гештальтом.

После удовлетворения потребности, гештальт завершается. Другими словами, гештальт теряет свою актуальность и важность. Он отходит на задний план при этом, освобождая место для образования нового гештальта. Такой ритм вырабатывания и окончания гештальтов является нормальным ритмом жизнедеятельности человеческого организма.

В случае если потребность невозможно удовлетворить, то гештальт остается незавершенным.

С целью иметь возможность и способность вырабатывать и завершать гештальты, индивид должен всецело осознавать себя в данный момент времени. Осознание и концентрация на актуальном настоящем являются центральными понятиями гештальт-терапии. Для удовлетворения собственных потребностей людям необходимо быть постоянно в контакте с областями своего внутреннего «Я» и внешнего окружения. Внутренняя область осознания охватывает процессы и явления, происходящие в теле человека. Люди отвечают собственным внутренним потребностям в случаях, когда, например, надевают свитер при ощущении холода. Внешняя область объединяет в себе совокупность внешних явлений, поступающих человеческое сознание в качестве воспринимающих сигналов. Данные, поступающие от внутренних и внешних областей, практически не подвергаются оценке и не трактуются.

Помимо внутренних и внешних областей, имеется еще и средняя область. Данную область Перлз называл зоной фантазии, в которой содержатся мысли, фантазии, убеждения, связи и прочие интеллектуальные, мыслительные процессы. Он считал, что неврозы появляются вследствие склонности к концентрации на средней области по причине исключения из сознания явлений внутренних и внешних областей. Такая склонность конфликтует с природным ритмом процессов организма. В основном, значительная часть частного и культурного опыта людей возникает в ходе совершенствования процессов средней области. Люди учатся аргументировать собственные мысли, обосновывать убеждения, защищать отношения и совершать оценку других.

Перлз утверждал, что причины аномальных состояний заключаются в людских стремлениях фантазировать и осмысливать при трактовке того, что они осознают. Когда индивид находится в средней области, то он главным образом работает со своим прошлым или будущим: вспоминает, планирует, отчаивается и надеется. Люди не живут в актуальном настоящем и неизменно не уделяют внимания надобности осознания процессов, проистекающих во внешних и внутренних областях. Саморегуляция организма имеет зависимость от осознания актуального и от умения жить по принципу «здесь и сейчас» в полной мере.

Противоположностью Перлз называл единичное оценивание или же совокупность таких оценок. Так, например, оценки «плохо» или «хорошо» являют собой два противоположности такой совокупности. Согласно с гештальт-терапией люди формируют собственное восприятие мира посредством подобных противоположностей. Перлз полагал, что личность формируется по таким же принципам. В течение всей жизни субъекты ощущают противоположные эмоции. Каждый день в человеке господствуют попеременно, то ненависть, то любовь, то счастье, то расстройство. Так, например, на протяжении жизни индивид любит и ненавидит собственных родителей, жен или мужей, детей. Важным считается понимание того, что такие противоположности не представляют собой непримиримые противоречия, а являют собой различия, способные сформировывать и завершать гештальт.

К функционированию личности можно также применить понятие противоположностей. Личность трактуется в качестве некоего целостного образования, объединяющего в себе две составляющих: «Я» и «Оно». В случаях, когда индивид действует согласно побуждениям из сферы своего «Я», он способен отграничивать себя от других. Такая граница «Я», появляется с целью ощущения собственной неповторимости, несхожести с остальным миром. В случаях, когда индивиды действуют согласно побуждениям из сферы «Оно», тогда они оказываются тесно взаимосвязанными с собственным окружением, барьер «Я» трансформируется в расплывчатую и гибкую грань. Иногда даже появляется чувство тождества (идентичности) с внешним миром. Данные аспекты функционирования личности, взаимодополняющие друг друга, отвечают за выработку и завершение гештальтов. Устремления из сферы «Я» помогают выделить четкий образ из фона. Другими словами они образуют образ, а стремления из сферы «Оно» завершают гештальт с последующим возвращением образа в фоновое окружение.

Психика индивида на угрозу или стрессовые факторы отвечает уходом от проблем, вырабатыванием невосприимчивости к болевым ощущениям, а иногда галлюцинациями или бредом. Такие реакции называются функциями защиты. Они способны исказить или прерывать контакт индивида с угрожающей ситуацией. Однако когда опасность воздействует на субъекта в течение длительного промежутка времени или индивид подвергается одновременно множеству опасностей, вследствие чего мозг его будет ограждать даже от обычного чиханья без использования защиты. Результатом этого будет усвоение индивидом того, что контакт со средой небезопасен, вследствие чего он будет прибегать к предохраняющим реакциям в любых ситуациях даже, когда опасность не угрожает.

В гештальт теории оптимальное здоровье считается зрелостью. Для достижения зрелости субъект должен справиться со своим стремлением получать помощь извне. Вместо этого ему необходимо научиться находить новые источники помощи в себе. Если индивид не является зрелым, то он скорее будет склонен к манипулированию окружением с целью удовлетворения желаний, потребностей, чем брать ответственность на себя за собственные разочарования, неуспехи. Зрелость приходит только тогда, когда индивид мобилизует собственные ресурсы с целью преодоления состояния и страха, которые появляются вследствие отсутствия помощи извне и неадекватности самопомощи. Обстоятельства, при которых индивид не может воспользоваться помощью извне и опереться на себя являются тупиком. Зрелость представляет собой умение рисковать для того, чтобы выкарабкаться из тупика. В случаях, когда индивид не рискует, у него обновляются поведенческие ролевые стереотипы, которые позволяют ему манипулировать другими людьми.

Перлз полагал, что взрослая личность должна старательно, шаг за шагом, проработать все собственные невротические уровни с целью принятия ответственности за себя и достижения зрелости. Первый уровень носит название уровень «клише». На данном уровне люди действуют стереотипно. Следующий уровень – это «искусственный» уровень, в котором господствуют роли и игры различной направленности. Здесь они манипулируют другими при этом, пытаясь получить помощь, в которой нуждаются по их мнению. За «искусственным» уровнем идет уровень «тупика», характеризующийся отсутствием помощи извне и неадекватностью самопомощи. Индивиды сторонятся данного уровня точно так же, как сторонятся любой боли, так как в ситуациях «тупика» чувствуют себя фрустрированными, потерянными и обманутыми. Затем наступает уровень «внутреннего взрыва». Достигнув этого уровня, люди затрагивают свое настоящее «Я», собственную личность, которая ранее была как бы «похоронена» под защитами различного характера.

Чаще всего гештальт-терапия практика сфокусирована на переживаниях «тупикового» уровня. Терапевтическое воздействие создает неопасную критическую ситуацию, а группа обеспечивает безопасную атмосферу, которая способствует принятию рискованных решений.

Техники гештальт-терапии

Для адекватного взаимодействия личности с окружающей средой, остальными индивидами и собой должна всегда соблюдаться так называемая «контактная граница». Ее размытие, нарушение ведет к неврозам и другим проблемам психологического, личного и эмоционального характера. Это может проявляться после прекращения контакта без правильного его завершения. Не завершение контактов в последствие может закрепляться в поступках индивида и приводить к невротизации.

При помощи техник гештальт-терапии, индивид может реставрировать контактную границу, сплотить собственные чувства, мысли и реакции, тем самым освободив себя от психологических проблем.

Техники, применяемые в гештальт практиках, объединены вокруг двух ключевых направлений работы: принципов и игр. Принципы используются на начальном этапе терапии. Основными принципами в гештальт-терапии являются принципы: «здесь и сейчас», «я — ты», субъективизации высказываний и континуум сознания.

Принцип «здесь и сейчас» является функциональной концепцией происходящего в данный момент. Так, например, сиюминутные воспоминания из детства будут относиться к принципу «здесь и сейчас», а происходящее пару минут назад, не будет.

Принцип «я — ты» демонстрирует устремленность к открытому и естественному контакту между человеческими индивидуумами.

Принцип субъективизации высказываний заключается в трансформации субъективных утверждений в объективные. Например, фразу «что-то давит в грудной области» следует заменить на «я подавляю себя».

Неотъемлемой составляющей всех техник гештальт практик и одним из центральных понятий является континуум сознания. Он также может применять и в качестве отдельной методики. Континуум сознания – это фокусирование на самопроизвольном потоке сути переживаний, способ подведения индивидуума к естественному волнению и отречению от вербализаций и трактовок.

Технические приемы носят название гештальт игры, заключающиеся в разнообразных действиях, выполняемых клиентами по заданию психотерапевта. Они способствуют более естественной конфронтации с существенным содержанием и переживаниями. Игры дают возможность проведения экспериментов с самим собой или другими участниками группы.

Гештальт - что это? Таким вопросом задаются многие современные люди, однако не всем удается найти на него правильный ответ. Само слово «гештальт» имеет немецкое происхождение. В переводе на русский язык оно означает «структура», «образ», «форма».

В психиатрию это понятие было введено психоаналитиком Фредериком Перлзом. Именно он является основателем гештальт-терапии.

Фредерик Перлз был практикующим психиатром, поэтому все разработанные им методы в первую очередь применялись для излечения расстройств психики, среди которых психозы, неврозы и пр. Однако очень широкое распространение получил метод терапии «гештальт». Что это такое, вскоре заинтересовались психологи и психиатры, работающие в разных сферах. Столь широкая популярность гештальт-терапии обусловлена наличием разумной и понятной теории, широким выбором методов или пациентом, а также высоким уровнем эффективности.

Основное достоинство

Главное и самое большое преимущество - это целостный подход к человеку, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты. Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе «Почему это происходит с человеком?» заменяет его следующим: «Что человек сейчас чувствует и как это можно изменить?». Терапевты, работающие в данном направлении, пытаются сфокусировать внимание людей на осознавании процессов, которые происходят с ними «здесь и сейчас». Таким образом, клиент учится нести ответственность за свою жизнь и за все происходящее в ней, а, следовательно, и за внесение желаемых изменений.

Сам Перлз гештальт рассматривал как целое, разрушение которого приводит к получению осколков. Форма стремится быть единой, и если этого не происходит, человек оказывается в незавершенной ситуации, оказывающей на него давление. В людях часто кроется множество незавершенных гештальтов, от которых не так уж и сложно избавиться, достаточно их увидеть. Огромным преимуществом является то, что для их обнаружения нет необходимости копаться в недрах бессознательного, а нужно всего лишь научиться замечать очевидное.

Гештальт-подход основан на таких принципах и понятиях, как целостность, ответственность, возникновение и разрушение структур, незавершенные формы, контакт, осознанность, «здесь и сейчас».

Важнейший принцип

Человек - это существо целостное, и его нельзя расчленять на какие-либо составляющие, например, на тело и психику или на душу и тело, поскольку такие искусственные приемы не могут положительно повлиять на его понимание собственного внутреннего мира.

Целостный гештальт состоит из личности и окружающего ее пространства, при влияющих друг на друга. Для лучшего понимания данного принципа можно обратиться к психологии межличностных отношений. Она дает возможность четко проследить за тем, насколько большое влияние общество оказывает на отдельного человека. Однако, изменяясь сам, он влияет и на других людей, которые, в свою очередь, также становятся другими.

К ключевым понятиям Московский гештальт-институт, как и многие другие, относит понятие «контакт». Человек постоянно с чем-то или с кем-то контактирует - с растениями, окружающей средой, другими людьми, информационным, биоэнергетическим и психологическим полями.

Место, в котором индивид соприкасается с окружением, принято называть границей контакта. Чем лучше человек ощущает и чем более гибко может регулировать контактную разницу, тем более он успешен в удовлетворении собственных потребностей и достижении поставленных целей. Однако данному процессу свойственны характерные признаки, которые приводят к нарушению продуктивной деятельности индивида в разных сферах взаимодействий. Гештальт-терапия Перлза направлена на преодоление подобных нарушений.

Принцип возникновения и разрушения гештальт-структур

С помощью принципа возникновения и разрушения гештальт-структур можно легко объяснить поведение личности. Каждый человек устраивает свою жизнь в зависимости от собственных потребностей, которым он и предоставляет приоритет. Его действия направлены на удовлетворение нужд и достижение существующих целей.

Для лучшего понимания можно рассмотреть несколько примеров. Так, человек, желающий приобрести дом, копит деньги на его покупку, находит подходящий вариант и становится обладателем собственного жилища. А тот, кто желает иметь ребенка, направляет все свои силы на достижение этой цели. После того как желаемое достигнуто (потребность удовлетворена), гештальт завершается и разрушается.

Понятие о незавершенном гештальте

Однако достигает своего завершения (а далее - разрушения) далеко не каждый гештальт. Что это происходит с некоторыми людьми и почему они постоянно формируют однотипные незавершенные ситуации? Это вопрос долгие годы интересовал специалистов в области психологии и психиатрии. Данный феномен получил название незавершенного гештальта.

Специалистам, местом работы которых является тот или иной гештальт-институт, удалось распознать, что жизнь многих людей часто наполнена постоянно повторяющимися типичными негативными ситуациями. Например, человек, несмотря на то что ему не нравится быть эксплуатируемым, постоянно попадает именно в такие ситуации, а тот, у кого не складывается личная жизнь, снова и снова вступает в контакт с ненужными ему людьми. Подобные «отклонения» связаны именно с незавершенными «образами», и психике человека не удастся обрести покой до тех пор, пока они не достигнут своего логического конца.

То есть личность, имеющая незавершенную «структуру», на подсознательном уровне постоянно стремится к созданию негативной незавершенной ситуации только для того, чтобы разрешить ее, и наконец-то закрыть этот вопрос. Гештальт-терапевт искусственно создает для своего клиента подобную ситуацию и помогает найти из нее выход.

Осознавание

Еще одним базовым понятием гештальт-терапии является осознавание. Стоит отметить, что интеллектуальные знания человека о своем внешнем и внутреннем мире не имеют к нему никакого отношения. Осознавание гештальт-психология связывает с пребыванием в так называемом состоянии «здесь и сейчас». Оно характеризируется тем, что человек совершает все действия, руководствуясь сознанием и будучи бдительным, а не живет механической жизнью, опираясь исключительно на стимульно-реактивный механизм, как это свойственно животному.

Большинство проблем (если не все) появляются в жизни человека по той причине, что он руководствуется умом, а не сознанием. Но, к сожалению, ум является достаточно ограниченной функцией, и люди, которые живут только им, даже не подозревают, что на самом деле являются чем-то большим. Это и приводит к замене подлинного состояния реальности интеллектуальным и ложным, а также к тому, что жизнь каждой личности протекает в отдельном иллюзорном мире.

Гештальт-терапевты всего мира, включая Московский гештальт-институт, уверены в том, что для решения большинства проблем, недоразумений, непониманий и трудностей человеку нужно лишь достичь осознавания своей внутренней и внешней реальности. Состояние осознанности не позволяет людям поступать плохо, поддаваясь порывам случайных эмоций, поскольку они всегда способны видеть окружающий их мир таким, какой он есть на самом деле.

Ответственность

Из осознанности человека рождается еще одно полезное для него качество - ответственность. Уровень ответственности за свою жизнь напрямую зависит от уровня ясности осознания личностью окружающей действительности. Человеку свойственно всегда перекладывать ответственность за свои неудачи и ошибки на окружающих или даже высшие силы, однако каждый, кому удается принять ответственность на себя, делает большой прыжок на пути индивидуального развития.

Большинство людей вообще не знакомы с таким понятием, как гештальт. Что это, они узнают уже на приеме у психолога или психотерапевта. Специалист выявляет проблему и разрабатывает пути ее устранения. Именно для этого гештальт-терапия техники имеет самые разнообразные, среди которых есть как собственные, так и заимствованные из таких как транзактный анализ, арт-терапия, психодрама и пр. По мнению гештальтистов, в рамках их подхода можно использовать любые методы, которые служат естественным продолжением диалога «терапевт-клиент» и усиливают процессы осознавания.

Принцип «здесь и сейчас»

Согласно ему, все действительно важное происходит в данный момент. Ум уводит человека в прошлое (воспоминания, анализ произошедших ситуаций) или в будущее (мечты, фантазии, планирование), но не дает возможности жить настоящим, что приводит к тому, что жизнь проходит мимо. Гештальт-терапевты призывают каждого своего клиента жить «здесь и сейчас», не заглядывая в иллюзорный мир. Вся работа данного подхода связана с осознаванием настоящего момента.

Виды гештальт-техник и заключение контракта

Все техники гештальт-терапии условно подразделяются на «проективные» и «диалоговые». Первые используются для работы со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и пр.

Вторые представляют собой кропотливую работу, которая осуществляется терапевтом на границе контакта с клиентом. Специалист, отследив механизмы прерывания человека, с которым работает, превращает свои эмоции и переживания в часть окружающей его среды, после чего выносит их на границу контакта. Стоит отметить, что гештальт-техники обоих видов переплетаются в работе, и четкое их разграничение возможно лишь в теории.

Процедура гештальт-терапии, как правило, начинается с такого приема, как заключение контракта. Данное направление характеризируется тем, что специалист и клиент - равноправные партнеры, и последний несет не меньшую ответственность за результаты проведенной работы, чем первый. Данный аспект как раз и оговаривается на этапе заключения контракта. В этот же момент клиент формирует свои цели. Человеку, постоянно избегающему ответственности, очень сложно согласиться на такие условия, и уже на этом этапе ему требуется проработка. На стадии заключения контракта человек начинает учиться отвечать за себя и за то, что с ним происходит.

«Горячий стул» и «пустой стул»

Техника «горячий стул» является одной из наиболее известных среди терапевтов, местом работы которых является Московский гештальт-институт и многие другие структуры. Данный метод применяется при групповой работе. «Горячим стулом» называется место, куда садится человек, который намеревается рассказать присутствующим о своих трудностях. В ходе работы между собой взаимодействуют только клиент и терапевт, остальные участники группы безмолвно слушают, и только по окончании сессии рассказывают о том, что они чувствовали.

К основным гештальт-техникам также относится «пустой стул». Он используется для размещения значимого для клиента человека, с которым он может провести диалог, причем не столь важно, жив ли он на данный момент или уже умер. Еще одним назначением «пустого стула» является диалог между различными частями личности. Это необходимо тогда, когда у клиента есть противоположные установки, порождающие

Концентрация и экспериментальное усиление

Своей оригинальной техникой гештальт-институт называет концентрацию (фокусированное осознавание). Существует три уровня осознавания - внутренних миров (эмоции, телесные ощущения), внешних миров (что я вижу, слышу), а также мыслей. Помня об одном из главных принципов гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает специалисту о своем осознавании в данный момент. Например: «Сейчас я лежу на кушетке и смотрю в потолок. Я никак не могу расслабиться. Мое сердце очень сильно стучит. Я знаю, что рядом со мной находится терапевт». Данная техника усиливает ощущение настоящего, помогает осознать способы отстранения человека от реальности, а также является ценной информацией для дальнейшей работы с ним.

Еще одной эффективной техникой является экспериментальное усиление. Она заключается в максимизации каких-либо малоосознаваемых им вербальных и невербальных проявлений. Например, в случае, когда клиент, сам не осознавая этого, часто начинает свой разговор словами «да, но…», терапевт может предложить ему так начинать каждую фразу, и тогда человек осознает свое соперничество с окружающими и стремление всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Это еще один метод, к которому нередко прибегает гештальт-терапия. Техники данной отрасли часто направлены на выявление противоположностей в личности. Среди них особое место занимает работа с полярностями.

Например, человеку, который постоянно жалуется на то, что сомневается в себе, специалист предлагает уверенным, и с этой позиции попытаться пообщаться с окружающими его людьми. Не менее полезно провести диалог между своей неуверенностью и уверенностью.

Клиенту, не умеющему просить о помощи, гештальт-терапевт предлагает обращаться к участникам группы иногда даже с очень нелепыми просьбами. Данная техника дает возможность расширить зону осознавания индивида за счет включения в нее ранее недоступного личностного потенциала.

Работа со сновидениями

Указанная техника используется психотерапевтами различных направлений, но оригинальная гештальт-методика имеет характерные только ей черты. Здесь все элементы сна специалист рассматривает как части человеческой личности, с каждой из которых клиент должен идентифицироваться. Делается это для присвоения собственных проекций или избавления от ретрофлексий. Кроме того, в данной технике никто не отменял использования принципа «здесь и сейчас».

Так, клиент должен рассказывать терапевту о своем сне, как о чем-то происходящем в настоящем времени. Например: «Я бегу по лесной тропинке. У меня отличное настроение и я радуюсь каждому мгновению, проведенному в этом лесу, и т.д.». Необходимо, чтобы клиент описывал свой сон «здесь и сейчас» не только от собственного имени, но и от имени других людей и предметов, присутствующих в видении. Например «Я извилистая лесная тропинка. По мне сейчас бежит человек и т.д.».

Благодаря своим и заимствованным техникам гештальт-терапия помогает людям избавиться от и всевозможных масок, установить доверительный контакт с окружающими. Гештальт-подход принимает во внимание наследственность, приобретенный в первые годы жизни опыт, влияние социума, но вместе с тем призывает каждого человека принять на себя ответственность за собственную жизнь и за все то, что в ней происходит.