Главным предназначением узора является украшение вещи, на которую этот элемент нанесен. О происхождении искусства орнаменталистики мало сведений, так как его использование началось за много веков до нашей эры. Орнаменты разных народов мира различаются индивидуальностью восприятия предметов и окружающей среды. У разных этносов одни и те же символы предстают по-разному.

Разновидности и мотивы

Украшение - это один из первых Но, несмотря на давнюю историю, оно является отличным декором многих современных вещей.

Орнаменты народов мира разделяют на четыре основные группы. Это:

  • построенные на геометрии фигур;
  • фитоморфного типа, которые состоят из изображений растений;
  • миандового типа - имеют вид целостной ломанной линии;
  • комбинированный или сюжетный узор.

Орнаменты народов мира включают такие мотивы:

  • пересечение линий в горизонтальном и вертикальном порядке, называемое тартаном;
  • совмещение одинаковых окружностей в форме четырех- или трилистника;
  • орнамент в виде каплевидного завитка - его называют пейсли или ;
  • изображение красивого пышного цветка отражается в дамаске;
  • изогнутая непрерывная линия, образующая окантовку большинства узоров, называется меандром.

Белорусский орнамент - особенности и неповторимость

Первоначальным смыслом белорусского орнамента была обрядовость. Среди основных особенностей древних узоров выделяют:

  • декоративность стилизации;
  • связь с предметами, на которые нанесена отделка;
  • большое количество ломаных линий и геометрических фигур;
  • конструктивность;
  • многообразность.

Множество геометрических фигур объясняется олицетворением сил природы и окружающего мира, которые охраняли человека. Орнаменты народов мира хоть и отличаются между собой, применяются для одних и тех же целей: украшения одежды, бытовых предметов, жилища, орудий труда. Количества повторений точек, треугольников, ромбов объясняют устройство общества. Число три - это Божественная Троица или небо, земля и подземный мир, четыре - времена года, пять - сакральность и т. д.

Белорусский орнамент содержит большое количество крестов, которые символизируют образ солнца, огня и справедливости.

На орудиях труда изображали символы плодородия, образ Роженицы в виде семени или ростков обозначал хороший урожай и богатство.

В большинстве обрядов использовались полотенца с орнаментами. Они изготавливались путем сочетания бело-серого рисунка и различного геометрического мотива. Большое значение имеет цвет выполнения узора: белый - символ чистоты и света, красный - богатство и энергия, черный - быстрота течения человеческого бытия.

Египет. Орнамент - специфичность и уникальность

К ранним формам изобразительного искусства Египта относится Он показывает разные предметы окружающей среды в виде пересечения линий и абстракции.

Основные мотивы включают:

  • растительные узоры;
  • анималистические изображения;
  • религиозные темы;
  • символизм.

Основным обозначением является который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце.

Для описания жизни потустороннего мира использовали узор в виде алоэ. Множество растений, таких как терновник, акация, кокосовая пальма, являлись основами для изображения в орнаментальном искусстве Египта.

Среди геометрических линий следует выделить:

  • прямые;
  • ломаные;
  • волнообразные;
  • сетчатые;
  • точечные.

Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.

Узоры народов мира: Норвегия, Персия, Древняя Греция

Норвежский узор полностью описывает климатические условия страны. Большое количество снежинок, капель, оленей используется для нанесения на теплые вещи. Геометрия линий создает удивительные рисунки, присущие только данной нации.

С удивительными узорами известны во всем мире. В Древней Персии это было самой дорогой семейной ценностью. Полотна передавались по наследству через поколения и трепетно хранились. Орнаменталистика характеризуется преобладанием синего и зеленого цветов, изображением разнообразных птиц, животных, в том числе и выдуманных, нашивками в виде ромбообразной рыбы, груши в форме капли.

Основой для формирования культуры орнаменталистики в Древней Греции стал меандр. Бесконечное повторение узоров символизирует вечность и бесконечность человеческой жизни. Древнегреческие обшивки отличаются широким изображением сюжетов и многообразностью. Характерными чертами этой культуры является украшение орнаментами с волнообразными и ломанными линиями ваз и посуды.

Разнообразие индийских узоров

Орнамент Индии характеризуется геометрическими и спиральными формами, он выражается в форме спирали, зигзага, ромба, треугольника. Из анималистики используются морды кошек и птицы.

Множество орнаментов в Индии наносят на тело с помощью хны. Это особая процедура, она означает духовное очищение. Каждая татуировка несет в себе определенный смысл.

Обычный треугольник символизирует мужскую активность, перевернутый - женскую милость. Значение божественности и надежды заложено в звезде.

Для изображения защиты, надежности и стабильности используют квадрат или восьмигранник.

Популярные орнаменты состоят из цветов, фруктов и растений, они обозначают радость, счастье, надежду, богатство и здоровье.

Узоры народов мира: Китай, Австралия, Монголия

Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками.

Резьба по дереву представляет орнамент Австралии. Из них выделяют:


Узоры Монголии представлены в виде круга, который воплощает вращение солнца и небо. Для нанесения на одежду используют геометрические фигуры, которые называют молоточным орнаментом.

Основные мотивы:

  • плетенка;
  • стеганый матрас;
  • молоточный;
  • круговой.

Орнаменты народов мира отличаются разнообразием форм, в них отражается индивидуальность культур и восприятия внешнего мира.

1. Шотландка (второе название «тартан»)

Этот узор знают все благодаря узнаваемым килтам, которые использует любой древний род Шотландии для своего символа или флага. В переводе «tuar tan» обозначает «цвет местности». Поэтому каждый почитаемый клан придумывал свой узор и изготавливал из овечьей шерсти уникальное полотно ткани в клетку. А на счет сочетания цветов, то тут каждый выкручивался и старался отличиться как мог: одни красили нитку в черный используя только кору ольхи, другие использовали морские водоросли для получения коричневого цвета, а третьи из черничных ягод получали синий моток ниток. А так как все эти природные красители находились в разных районах Шотландии, то по расцветке тартана можно было понять откуда хозяева своего символа.

2. «Дресс Гордон» (принадлежал клану Гордон), разновидность тартана.

3.«Блек Уотч» (тартан военный)

4.«Барберри» (создан специально для известного бренда)

5. «Роял Стюард» (этот один из самых известных узоров тартан в мире)

6. «Принц Уэльский»

Благодаря нескрываемой благосклонности сына королевы Эдуарда VII к клетчатому узору ткани, она быстро завоевала популярность во всем королевстве. А так как принц был всеобщим любимцем и отлично понимал в придворной моде , то этот принт назвали именно в его честь.

Мадрасская клетка получила название от индийского штата. Отличается от других клетчатых принтов асимметричностью, обилием цветов и крупным размером. Характерна для стиля преппи и кантри.

7. «Виши»

Этот узор начал свое происхождение из небольшого на то время французского города с таким же названием. Что характерно, это всегда была некрупная клетка сочетающая в себе два цвета, основным из которых всегда выступал белый. В классическом сочетании чаще всего можно встретить белый + красный или белый + плюс синий. Например, виши ложится в основу стиля прованс и кантри .

8. «Гленчек»

Классическое сочетание двух контрастных цветов в мелкой фактуре. Самый распространённый это контраст черного и белого . Во все времена жители Шотландии всегда положительно относились ко всем видам клетки, и эта не была исключением.

9. «Border tartan»

Этот узор считается предком весьма известной сейчас «гусиной лапки». Первыми придумали и начали использовать шотландские пастухи, давая понять окружающим что они не принадлежат ни к одному из кланов и придерживаются политики нейтралитета.

10. «Гусиная лапка» (так же «пье-де-пуль», «ломанная лапка»)

Это переделанный вариант Боде тартан. Данный принт представляет из себя деформированную клетку с вытянутым углом мелкой фактуры. Если узор укрупняют, то это уже называется не «гусиная лапка», а «собачий зуб».

А это уже "собачий зуб".

11. «Пепита»

Этот узор часто путают с «гусиной лапкой». Но когда объект движется, рассмотреть текстуру весьма сложно, учитывая что они очень схожи по своей структуре. Но разница между ними заключена в углах. У пепиты углы ромбов с закруглениями, а у «гусиной лапки» острые. Это наглядно можно рассмотреть на рисунке ниже.

12. «Мадрасская»

Самый веселый принт в семье тартан. Его название происходит от древнего индийского города Мадрас. Местные жители сочетали все возможные цвета и их не заботила симметричность рисунка. Но некоторым полюбилась такая вычурность, поэтому ассиметричные многоцветные квадраты вошли и в наш быт.

Меандр

Всем известный древнегреческий узор в виде череды полосок : это прямая имитация моря или морской волны.
«Меандр». Орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей спираль. Родом из древнегреческой эпохи.

1. Морская полоска

Это рисунок состоящий из двух цветов, параллельно друг другу, основным из которым всегда выступает белый. Чаще всего его сочетают с синим, реже с черным и красным. Первым, кто полубил этот принт и доставил его в массы была Коко Шанель .

2. «Райе»

Главное отличие этого узора - контрастность полос. Сейчас его удачно разбавляют различной шириной полосок, но это не является обязательным элементом.

3. «Омбре »

Очень популярный этим летом. Узор представляет собой плавный переход от одного цвета к другому или очень модный сейчас переход от светлого пастельного оттенка к темному и наоборот.

«Зигзаг Миссони» . Зигзагообразный узор, где чередуются полосы разного цвета и ширины. Символ бренда Missoni.

Ромб

1. «Аргайл»

Так же зародился в Шотландии. Узор выполнен из соединенных между собой ромбов разных цветов на шерстяной или трикотажной ткани.

2. «Ёлочка»

Тут название говорит само за себя. Рисунок должен быть похож на иголки елки, а вот ширина и цвет может различаться и быть в контрасте.

Горошек

Самый известный на сегодняшний день почитатель горохового узора является Ив Сен Лоран. Именно он ввел его в моду. Хотя сам горошек появился значительно раньше. Первыми его начали использовать в своем быту индонезийские племена, а после них горох стал популярен в Испании.

1. "Polkadots" («полькадотс», «полька»)

Это параллельно расположенные ряды гороха среднего и крупного размера.

2. «Перец с солью» («мушка»)

Это рисунок хаотично расположенных мелких крапинок контрастных цветов. Его чаще всего используют в драпированной ткани.

Флора

Узоры на тканях не всегда ограничивались примитивными полосками и точками. В давнем Египте всегда изображали всеми почитаемый цветок лотоса , а в древнем Риме лавровую ветвь. Всегда народ поклонялся природе и изображал её на свей одежде. И в наше время цветочный принт не канул в лету, а продолжает радовать глаз. А разнообразию цветов и изображений нет предела, но всегда останутся четыре основных узора флоры на все века.

1. «Пейсли» («пейслийский огурец», «индийский огурец», «турецкий огурец»)

Но всевозможные интерпретации этого названия не имеют ничего общего с огурцом . Данный узор является частью персидского орнамента «Бута». Он изображает изогнутый лист различных размеров.

2. «Арабеска»

Это череда бесконечных узоров. Это повторение и умножение в разных направлениях одного узора, или нескольких. Узор может содержать восточные мотивы или арабские надписи. Фон неразличим, потому что рисунок полностью закрывает его.

3. «Мильфлер»

Французский узор, представляющий собой россыпь мелких цветов на легкой ткани.

4. "Флер-де-Лис" («Fleur-de-lis», «Королевская лилия», «Геральдическая лилия»)

Этот принт тоже взял свои истоки из столицы моды мира - Франции. Этот принт изображал эмблему королевского рода. Поэтому в последствии он стал известен на весь мир. Позже ученые доказали, что цветок, который был изображет это ирис, а не лилия, он его и по прежнему зовут «Королевской Лилией».

Ар нуво (модерн) - стиль, популярный на рубеже XIX-XX веков. Его лозунгом был призыв «назад к природе». Характерная черта - волнообразно изогнутая линия. Растительный узор приобретает гибкие текучие формы с подвижными линиями, плоскими и не дающими тени. Популярные элементы - цикламен, ирисы, лилии, водоросли. Узоры отличаются непрерывностью линий и симметрией, чем схожи с арабесками.

Барокко - витиеватые узоры , которые имитируют ручную вышивку и фактуру. Характерны золотистые и серебристые цвета, благодаря чему стиль ассоциируется с роскошью и изобилием. Растительные узоры отличаются обилием завитков, мелких деталей.

Дамасский (сирийский) узор - подчеркнуто декоративный растительный орнамент, чаще всего двухцветный. Рисунок строго симметричен и повторяется с определенной последовательностью.

Тропический принт использует изображения экзотических растений - пальм, лиан, орхидей. В последнее время появился не только на отпускных нарядах, но и на вполне солидных вещах, для этого модельеры приглушили основные цвета и использовали черную и белую «базу».

Английские розы. Крупные цветы с прорисованными лепестками на однотонном фоне, приглушенном, словно выцветшем на солнце.

Цветы являются основой и для группы узоров, которые объединяют под названием a la russe. Они используют элементы русского национального костюма и традиционные виды росписи: хохлому, гжель, павлопосадские узоры.

Гжель отличается использованием ярко-синей краски, белым фоном и «мазковой» техникой росписи. Для хохломы характерно применение черного или красного фона, тогда как орнамент выполнен в золотом цвете.

Павлопосадские узоры впитали в себя античные, европейские, восточные мотивы. Это могут быть виноградные лозы, вазоны с крупными цветами, бобы и пейсли. По краям традиционного павлопосадского платка расположены крупные пышные цветы, в центре - небольшие гирлянды. Классическая расцветка фона - черная или бежевая, в рисунке часто используются темно-зеленый, бордовый, ярко-красный и синий цвета.

Анималистические принты имитируют узоры животного мира. Змеиный, тигровый, леопардовый - они могут как воспроизводить естественные цвета, так и использовать любые другие.

Toile de Jouy (фр. – ткань (полотно) из провинции Жуи) наименование вида хлопчатобумажной набивной ткани. Ткань появилась 18 веке во Франции, во времена правления короля Людовика XIV в деревне Жуи-ан-Жоза, расположенной недалеко от Версаля. Фабрика располагалась недалеко от реки Бьевр, что позволяло в те времена хорошо промывать ткани. На белый или кремовый фон тканей были нанесены однотонные (красные, розовые, фиолетовые) сюжетные рисунки, пасторальные мотивы: сцены из сельской жизни, цветочные мотивы, мифологические сюжеты.

Такие виды тканей получили широкое распространение в одежде, интерьере, домашнем текстиле и вскоре, название полотна Туаль де жуи становится нарицательным, определяющим стиль художественного оформления.

Качество набивных тканей являлось настолько исключительным, что фабрика считалась одной из лучших в Европе. На сегодняшний день сохранено более чем 30 000 оригинальных проектов «Toile de Jouy». Особенная роль отводилась художникам, создававшим разнообразные принты в стиле рококо. Наиболее известный из них - Жан-Батист Юэ.

Сегодня Toile de Jouy переживает новый всплеск популярности. Он идеально подходит для украшения интерьеров во французском классическом стиле или провинциальном стиле, в обивке мебели, обоях, постельном белье и так далее. Так же данный стиль оформления используют и в нетрадиционных предметах мягкие игрушки, скейтборды, сумки, кнопки.

Дизайнеры одежды, в том числе Ruffian, Carven и Oscar de la Renta, Jean Charles de Castelbajac интерпретировали и воплотили живописные картины Toile de Jouy в свои коллекций.

Принт pied-de-poule - «Гусиная лапка» или петушиная лапка в Германии, или зубы гончей собаки– houndstooth – в Англии – узор, напоминающий неправильные ломаные клетки, – символ утонченности и постоянно неизменный тренд. Такое необычное название узор получил, т.к. он внешне напоминает передние клыки собаки или же отпечатки гусиных лап. Подобный эффект формируется за счет пересечения 4-х темных и светлых нитей или саржевым переплетением 2/2, каждый раз поднимая перекрытия на одну нить. Близкий родственник «гусиной лапки» - орнамент border tartan. Он нес в себе зашифрованное символическое послание окружающему миру – «нейтралитет».


Гусиная лапка является еще и неизменным трендом интерьерной моды. Его можно увидеть на обоях, настенных панелях, керамической плитке, линолеуме.

В начале XIX века орнамент занял лидирующие позиции в массовой моде. Даже Принц Уэльский предпочитал облачение с таким орнаментом. Сейчас «Гусиная лапка» используется в одежде таких брендов, как Marc Jacobs, Salvatore Ferragamo, Emporio Armani и Louis Vuitton, Tommy Hilfiger, Dior и Michael Kors, Carolina Herrera. Он повсюду: на подкладке денима Naked and Famous, в капсульной коллекции North Face Purple Label, на кепках New Era, кедах Vans и Converse, сникерах Nike. Такой орнамент. На ткани с орнаментом пье-де-пуль практически не заметны пятна. Именно поэтому «гусиную лапку» предпочитают использовать повара для пошива своей униформы.

Argyle (аргайл) – ромбовидная клетка, расположенная по типу шахматной доски, как правило, с поперечными полосами контрастных цветов. Единого мнения о появлении этого орнамента нет. По одной версии известно, что в его появлении большую роль сыграл государственный флаг Шотландии. Другая версия гласит о то, что аргайл – это копия переосмысленного узора, который был изображен на килтах клана Campbell, проживающего в области Argyll. Впервые аргайл стал использоваться в 1897 году. Это стало возможно благодаря прядильной технологии - интарсия (intarsia), которая заключалась в вязании многоцветных узоров без протяжек с изнаночной стороны полотна.


Широкую известность аргайл получил в 20-е годы ХХ века, благодаря одной из компаний Британии Pringle of Scotland, специализировавшейся на вязаных вещах и элитном качественном трикотаже. Именно эта компания сделала популярный свитер с аргайлом и V – образным вырезом, который в настоящее время является символом классического стиля настоящего британца.

Сейчас можно встретить его в различном применении: от верхней одежды до аксессуаров, от детской до взорслой моды. Наиболее классическим вариантом является сочетание клетки Аргайл с другими вариантами клетчатого принта. Сегодня ромб считается стильной классикой. Это может быть классическое сочетание черного и серого, красного и белого, красного и черного. В своих коллекциях ромбовидная клетка применялась американским дизайнером Кармен Марк Вальво (Carmen Marc Valvo).

Paisley (пейсли)

Пейсли- узор, изображающий изогнутые листья различных размеров, является частью персидского орнамента «Бута». В Европе его называют «индийский огурец», а на востоке – «бута». Впервые он появился в империи Сасанидов - древнем государстве, раннее находившемся на территории современных Ирака и Ирана. Ткани с этим узором распространились по всей средней Азии и попали даже в Индию и Африку, а в Европу попали из Индии только в XVII веке. Первым популярным товаром с рисунком пейсли, символизирующим жизнь, в Европе были кашемировые шали из индийского региона Кашмир. Позже изогнутые листья ткали на жаккардовых ткацких станках.


В семидесятые годы XX века внезапно «огурцы» появляются везде: на Роллс-Ройсе Джона Леннона, на рубашках с огромным воротником, на клешеных брюках, на подкладках пиджаков и на самих пиджаках, женских платьях и детских колясках.

«Еще в середине 2000-х годов марка The Hundreds выпустила черную куртку с капюшоном и белыми «огурцами», которая сейчас считается коллекционной. Не так давно c рисунком пейсли Vans выпустили кеды, Undefeated - кепку, Opening Ceremony совместно с Adidas - целую коллекцию одежды и обуви, Herschel - рюкзаки, а Fred Perry вместе с известным производителем галстуков Drake’s - серию поло и рубашек. Сегодня пейсли глубоко используется не только в женской одежде, но и в мужской. Итальянский бренд Etro представил мужскую коллекцию весна-лето 2016. В качестве узоров Etro использовал принт пейсли, который стал знаковым для бренда.

Тай-дай tie-dye (tie по-английски - «завязывать, крутить, скручивать», а dye - «красить») является одним из наиболее древних известных способов окрашивания ткани вручную. Перед окрашиванием ткани можно сворачивать, скручивать, перевязывать. Орнамент появляется после окрашивания, когда снимается резерв с чистых участков, которые вступают в контраст со свежеокрашенными.


На территории современного Перу, как и на другом конце света – в Японии, таким способом окрашивания пользовались еще в VIII–IX веке нашей эры. Мода на tie-dye охватила хиппи-культуру после волны поездок в Западную Африку.

Сегодня с тай-дай-принтами работают не только уличные бренды The Hundreds, Huf, Vans, Supreme и Stussy, но и марки, которым хиппи-эстетика и подобная цветовая смелость не свойственны. В тай-дай окрашивают не только футболки, но и кеды, рюкзаки, галстуки, классические рубашки и многие другие элементы мужского гардероба.

Дамаск - этот растительный орнамент содержит вертикально расположенные ряды с витиеватым флористическим рисунком, в центре которого располагается роскошный цветок. Сегодня этот красивейший узор украшает не только текстиль, но и обои, и другие поверхности. Ткань орнаментом дамаск – это ткань хлопчатобумажного происхождения, которая характеризуется полотняным переплетением. Своим названием ткань с орнаментом дамаск обязана сирийскому городу Дамаску, который в XII веке был крупнейшим центром торговли шелками. Но впервые эту ткань начали производить в Китае во времена существования Великого шелкового пути.


На фоне полотняного переплетения узор образуется контрастным по фактуре саржевым или диагональным переплетением. На фоне саржевого переплетения узор образуется диагональным переплетением, где направление рубчика на лицевой и изнаночной стороне противоположно. Сегодня этот орнамент процветает все больше и больше и не только в одежде. Одним из талантов, который использовал ее в своих коллекциях, стал арабский дизайнер Mohammed Ashi (Мохаммед Аши), а декоратор Isabelle de Borchgrave создала коллекцию обоев.

Для нескучного интерьера!

Повторы, чередование, ритм - вот что лежит в основе орнаментов. Их можно сравнить со стихотворной речью, ведь они так же ритмичны, упорядочены и прекрасны. Однотонность и гладкость, наоборот, можно приравнять к молчанию и тишине. Безмолвие по-своему прелестно - оно несет покой и отдохновение. Однако жизнь и бесконечная тишина несовместимы. Покой чередуется с движением - это и составляет гармонию жизни. Введение в интерьер фактур, текстур, рисунков и орнаментов позволяет нарушить «кромешную тишину» и избавить пространство от безжизненности.

Поэзия, по мнению Кафки, «преобразует жизнь». Орнаменты - это поэзия интерьера. Они оживляют и меняют его. Орнаменты - это музыка интерьера. Они нарушают тишину и создают настроение. Материалы с орнаментами - это эффективный инструмент в руках дизайнера, позволяющий не только оживить, но и выделить, акцентировать, украсить, разбавить и «перемешать».

Существуют тысячи орнаментов, но массово популярны лишь единицы из них. Их популярность обусловлена универсальностью и широкой распространенностью в мире. Конечно, немалую лепту вносят и модные дизайнеры, выбирающие тот или иной орнамент для своих проектов. Какие же орнаменты наиболее популярны в мире? Как их применяют в интерьере и в чем их преимущества?

Популярные орнаменты в интерьере

Орнамент «дамаск» или «дамасский узор»

Дамасский узор - самый знаменитый растительный орнамент. Он представляет собой вертикальные ряды симметричного цветочного рисунка, составленного из плавных витиеватых линий. Цветок в дамасском узоре обычно словно обрамлен такими же витыми, сплетенными друг с другом линиями.

Изначально «дамаск» - это узор ткани. Стиль и техника возникли в раннем Средневековье в сирийском городе Дамаске. И по сей день данный орнамент, украшающий теперь не только ткани, но и другие материалы, называют «дамаском» или «дамасским».

Дамасский орнамент чаще всего украшает стены. Обои с узором «дамаск» пользуются огромным спросом. Они очень универсальны и находят применение в самых разных стилях. В классических интерьерах обоями с дамасским узором могут быть оклеены все стены. В современном дизайне их используют обычно для акцентирования и выделения некоторых стен или фрагментов.

Итак, дамасский узор на стенах может: а). придать интерьеру старинный вид и б). привнести в лаконичный современный интерьер немного смягчающей его декоративности.

Ткани с дамасским орнаментом применяют для обивки, а также для создания текстильного декора - , покрывал и т.п.

Почему узор «дамаск» так нравится людям? Возможно, из-за его элегантной сдержанности. Дамасский орнамент, как правило, не отличается яркостью цветовых сочетаний. В обоях и тканях с этим узором присутствуют обычно только сдержанные цвета (как минимум один из них нейтрален) или разные оттенки одного цвета. «Дамаск» ненавязчив, но приятен глазу. Впрочем, в последние годы в моду вошли обои с контрастным черно-белым «дамаском», но их, как правило, применяют только в качестве .

Кстати, есть немало орнаментов, похожих на «дамаск». Большое распространение получили немецкие обои с дизайнерским узором, автор которого - Ульф Мориц. Обои с этим флористическим орнаментом призваны подчеркнуть изысканность и некоторую гламурность интерьера. Ими оклеивают стены в интерьерах таких стилей, как барокко, необарокко и гламур.

Орнамент «пейсли» в интерьере

Этот узор имеет и другие названия: турецкие огурцы, индийские огурцы, турецкий боб. Состоит он из повторяющихся элементов, напоминающих по форме каплю. Орнамент зародился то ли в Индии, то ли в Персии. В любом случае он традиционно считается восточным орнаментом и используется, как правило, при создании интерьеров в восточном и .

Орнамент чаще задействуется в текстиле. Обои с пейсли тоже можно найти в продаже, но их выбор оставляет желать лучшего.

Даже небольшое вкрапление «пейсли» в интерьер привнесет в него дух востока или очарование ретро. Обои и ткани с пейсли бывают как яркими, так и нейтральными, сдержанными. Вторые могут быть использованы в качестве акцентных в современном элегантном интерьере без ярко выраженной стилистики.

Орнамент «решетка» в интерьере

На английском орнамент носит название «imperial trellis». Этот узор не очень известен у нас, однако на Западе он чрезвычайно популярен. Imperial trellis - это геометрический орнамент, одинаково часто обнаруживающий себя в отделке, тканях, предметах мебели и декора.

«Решетка» - это упорядоченность и гармония форм. Сложные решетчатые элементы всегда привлекают внимание, будь то забор, наличники или ставни. Эти элементы доставляют эстетическое удовольствие, радуют глаз. Орнамент «решетка» воспринимается точно так же. Он делает интерьер уютнее.

Орнамент находит применение и в классических, и в современных интерьерах. Особенно удачно его включение в монохромный дизайн. Если преобладает один цвет, комната может получиться плоской и унылой. Монохромный орнамент «решетка» не добавит цвета и излишней декоративности, но эффектно решит проблему однообразия, привнеся структуру и иллюзию объема.

Преимущество «решетки» в ненавязчивости, а также в универсальности, ведь структура орнамента двойственна: с одной стороны - тверда и лаконична, а с другой - мягка и женственна. Поэтому данный узор прекрасно сочетается как с тяжелой грубоватой мебелью, так и с легкой, светлой, почти воздушной.

Кстати, «imperial trellis» - это совсем юный орнамент, придуманный современным дизайнером Келли Уистлер. Келли известна в основном как создатель гламурных интерьеров. Однако ее орнамент «решетка» получился совсем не гламурным, а универсальным. В нем можно разглядеть и греческие мотивы, и марокканскую декоративность, и пасторальную простоту, и классический порядок. А значит, «решетка» будет к лицу многим интерьерам.

Орнамент «гусиная лапка» в интерьере

«Гусиная лапка» - это классический орнамент, который еще называют ломаной клеткой. По-английски он более всего известен под названием Houndstooth. «Гусиная лапка» является текстильным орнаментом. Особую популярность он получил в 20-ом веке благодаря Коко Шанель, создававшей женские костюмы из ткани с этим рисунком. Ну а родина орнамента - Шотландия.

«Гусиная лапка» - двуцветный, обычно черно-белый, геометрический орнамент, состоящий из элементов, напоминающих ломаную клетку или абстрактный четырехугольный рисунок.

«Гусиная лапка» - это практически символ элегантности. Любому интерьеру орнамент придаст строгости, лаконичности, серьезности. Идеален для строгих классических интерьеров, для английского и шотландского стиля, для . Если создается , в декоре можно использовать «гусиную лапку», которая подчеркнет эффект контрастности. Ну а для других интерьеров возможны иные цветовые варианты орнамента.

Подобрать обои с «гусиной лапкой» не так просто, поскольку не все производители переносят этот текстильный орнамент на бумагу. Однако для стен есть и альтернативное решение - нанесение крупной «гусиной лапки» краской по трафарету.

Мелкую и среднюю «гусиную лапку» в интерьере рекомендуется использовать в ограниченном количестве, поскольку от нее может рябить в глазах. Интерьер, в котором много этого орнамента, выглядит перенасыщенным и слишком контрастным. Можно, к примеру, оклеить обоями с «гусиной лапкой» одну акцентную стену, а возле другой стены поставить кресло с этим же орнаментом. Или, например, постелить в спальне ковер с «гусиной лапкой» и положить на кровать пару декоративных подушек с аналогичным рисунком.

Кстати, «гусиная лапка» в интерьере великолепно гармонирует с другими орнаментами и рисунками, особенно с и флористическими узорами, в том числе с «дамаском».

Продолжение экскурсии в мир орнаментов - во . В ней будут рассмотрены следующие узоры: «четырехлистник», «елочка», «тартан», «меандр», «рыбья чешуя» и «вязаные ромбы».

Инструкция

Орнаменты подразделяются по виду и стилю на графический, живописный, скульптурный, растительный, геометрический. Мотивы орнамента могут быть взяты из самых различных сфер: из геометрии, флоры и фауны. Это могут быть очертания человеческих тел и любые предметы. Мотив орнамента может состоять из одного элемента или из многих, оформленных как одно целое. Мастера сами создают орнаментальные мотивы для своих произведений. Сочетания орнаментов друг с другом, а еще с формой предмета и его материалом и образует характерный для определенного стиля декор.

Классифицируют орнамент по его происхождению, назначению и содержанию. Благодаря орнаменту определяют стиль того или иного произведения искусства.

Технический орнамент возник как результат деятельности человека. Его мотивы можно обнаружить на поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, в рисунке клеток ткани на первобытном ткацком станке, в спиралевидных витках сплетенной веревки.

Символический вид орнамента был распространен в Древнем Египте и прочих странах Востока. Образы его представляют собой символы или системы символов.

Совмещение технического и символического орнамента назвали геометрическим. Варианты изображений в нем более сложные, но лишены сюжетного значения. Отказ от сюжета сделал возможным чередование отдельных природных мотивов, а развитие геометрических форм в нем отличается особым разнообразием и изяществом. Геометрических орнаментов много в и готическом искусстве.

Самым распространенным орнаментом можно считать растительный. Его характерные мотивы в разных странах различаются, но всегда используются одни и те же части растений: листья, цветки, плоды, все вместе или по отдельности. Первоначальная форма растения нередко стилизуется до полной неузнаваемости. Самые распространенные растительные формы практически во всем мире одни и те же: лотос, плющ, лавр, виноградная лоза, папирус, пальмы, дуб.

Каллиграфический или эпиграфический орнамент состоит из букв или стилизованных фрагментов текста. Каллиграфия более всего была развита в Китае, Японии, Иране и прочих арабских странах.

В основе фантастического орнамента лежат изображения несуществующих растений, животных. Особенное распространение получил в Египте, Китае, Индии, Ассирии. В связи с религиозными запретами в средневековье приобрел особую популярность.

Астральный орнамент название получил от слова «астра», «звезда». Изображает небо, облака, солнце, звезды. Распространен в Китае и Японии.

Главные мотивы пейзажного орнамента - горы, скалы, деревья, водопады. Нередки вкрапления архитектурных и животных форм. Он также распространен в Китае и Японии.

Животный орнамент основывается на изображении зверей и птиц, условных или реалистичных. Граничит и перемешивается с фантастическим.

Предметный орнамент возник в античном Риме, во все последующие эпохи широко использовался. Содержание составляют предметы быта, военной геральдики, атрибуты искусства музыкального и театрального.