Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой, не используя при этом сложных и дорогостоящих игрушек?

В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?

Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.

Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты:

1. «Сравнение мокрого и сухого песка по весу». Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

2. «Из чего состоит песок». С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

3. «Ветер». Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).

4. «Своды и тоннели». Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

5. «Песочные часы» . Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода».

Игры с водой у бассейна – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.

Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:

1. "Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

2. "Подводная лодка из яйца”. В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

3. "Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).

4. "Чудесные спички” . Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).

5. «Веселые кораблики». Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер».

Игры с воздухом. На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе и его свойствах:

1. «Помашем веером». Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.

2. «Поймаем воздух» . Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».

3. «Упругий воздух». Дайте ребёнку круг для плавания и предложите его накачать. Задайте несколько вопросов: чем мы накачиваем круг? Что насос пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать вывод: В кругу воздух и именно он делает его упругим.

4. «Живой пластилин».

Налейте вместе с ребёнком 2 стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во второй стакан – газированную. В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). Задайте ребёнку несколько вопросов: Что происходит в первом стакане? Что происходит во втором стакане? Помогите малышу сделать вывод: в первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Вначале пластилин тонет, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.

5. «Холодный воздух». Остудите заранее в холодильнике бутылку и предложите ребёнку надеть на горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте, что происходит и задайте несколько вопросов: Что происходит с шариком? Как он изменился? Помогите ребёнку сделать вывод: шарик увеличивается от того, что газ в шарике согревается воздуху становится в шарике тесно. Поэтому он надувается. Проведите еще один эксперимент: поставьте бутылку в холодную воду. Понаблюдайте что происходит. Сделайте ещё один вывод: при нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.

6. «Наш помощник».

Помогите ребёнку сделать вывод: чем помогает воздух человеку? И необходим ли воздух человеку!

7. «Живая змейка».

Предложите малышу зажечь свечу и подуть на нее, спросите у ребёнка, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Малыш выясняет, что воздух заставляет вращаться змейку.

8. «Реактивный шарик».

Предложите ребёнку надуть воздушный шар и отпустить его, обратите его внимание на траекторию и длительность его полета. Помогите ребёнку сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умения делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.

После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать.

Каким же образом побуждать ребят к играм с песком, водой и ветром, как наполнить их деятельность интересным содержанием? Для этого необходимо оборудование:

Оборудование для игры с песком, водой и ветром.

Для игры с песком : пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, грабельки, ситечки, игрушки, легко моющиеся (машины, куклы), а также дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья. Можно предложить для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края должны быть зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек).

Детям старшего дошкольного возраста для организации конструктивной деятельности в песке предлагаются более мелкие игрушки. Увеличивается количество дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых и резиновых шлангов, труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), а для формовки песка - пластмассовые емкости разной формы и размера.

Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки, изготовленные своими руками. С этой целью используются материалы, которые не портятся от влаги (поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплетения основы полосами, сделать мебель для кукол из молочных пакетов, обклеенных бумагой, дорожные знаки, палочки и катушки, зверюшек из поролона.

Крупные формы полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметраданном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).

Для строительства в качестве образцов детям предлагают фотографии, иллюстрации, рисунки с изображением различных сооружений.

Для игры с водой.

Для организации игр детей с водой на участке используются надувные бассейны или другие емкости. Также используются плавающие игрушки, выпускаемые промышленностью: корабли, лодки, уточки, рыбки, крокодилы. Лейки, ведерки, водяные мельницы, брызгалки, колбочки, краски пищевые. Сачки, разноцветные шарики, камешки, лодки, кораблики - из древесной коры, пенопласта, уточки, рыбки, лягушки - из поролона, плоты из веток деревьев.

Для игры с ветром :

Для организации игр с ветром – самолетики, вертушки, флюгеры, парашютики, султанчики, сачки для ловли ветра, мыльные пузыри, шары, воздушные змеи, летающие тарелки, бумеранги.

Оборудование для экспериментирования.

Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разной формы, природный материал (камешки, глина, семена, листья деревьев и т.д.), утилизированный материал (проволока, ткань, пластмасса, пробки и т.д.), технические материалы (гайки, шурупы, болты и т.д.), разные виды бумаг, красители, медицинские материалы (пипетки, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши и т.д.).

Аналитическая справка о проведении смотра конкурса

В соответствии с годовым планом работы ДОУ в сроки с 1.04.2016г. по 20.04.2016г. в МАДОУ детский сад № 10 был организован смотр-конкурс выносного материала «На участке мы играем….»

Цель конкурса: обогащение предметно-развивающей среды групп, способствующей повышению эффективности образовательного процесса на прогулке в летний период.

Обеспечить детей игрушками материалами, побуждающими к двигательной, познавательно – исследовательской, игровой деятельности;

Стимулировать творческий потенциал педагогов и родителей.

В конкурсе принимали участие воспитатели всех возрастных групп ДОУ.

Итоги смотра - конкурса подведены 25 апреля 2016года.

Оценивание результатов смотра - конкурса возлагалось на комиссию в составе:

ЗЗВ по МР

Педагог-психолог

Члены метод. совета

Основными критериями оценки смотра-конкурса стало изучение наличия выносного материала по следующим направлениям:

· оборудование для игр с песком;

· оборудование для игр с водой;

· оборудование для игр с ветром;

· атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

· атрибуты для спортивных игр и подвижной деятельности

· оборудование для продуктивных видов деятельности ;

· оборудование для организации труда на участке;

Кроме этого учитывалось:

· состояние выносного оборудования (санитарное состояние, безопасность оборудования, эстетичность оформления);

· достаточность выносного оборудования;

· наличие нестандартного оборудования.

Результаты смотра-конкурса:

В результате проведенной проверки было выявлено следующее: в группах детского сада в основном подготовлен выносной материал к летнему оздоровительному периоду.

В каждой группе имеется оборудование для игр с песком, водой, ветром, атрибуты для подвижных игр и двигательной деятельности. Созданы условия для продуктивной и исследовательской деятельности. Имеются атрибуты для сюжетно –ролевых игр, но нет в наличии костюмов для профессий: «продавец», «парикмахер» «доктор», и т. д. (кроме групп №12, №4).

На высоком эстетическом уровне подготовлен весь выносной материал в группе

№ 12(воспитатель) Красочно оформлен паспорт выносного материала. Все оборудование имеется в достаточном количестве, выполнены требования по санитарному и безопасному состоянию. Мелкое оборудование разложено по контейнерам в едином стиле, очень много нового оборудования: вожжи, мячи, мыльные пузыри, машины и т. д

В группе № 11 видна работа воспитателей, по подготовке к конкурсу. Выносное оборудование имеется в достаточном количестве и хорошем состоянии. Оформлена сюжетно-ролевая игра «Моряки». В большом количестве имеется материал по исследовательской деятельности. Необходимо пополнить атрибутами и костюмами сюжетно-ролевую игру «Больница» и приобрести детский инвентарь для трудовой деятельности.

В группе № 10 (воспитатели,) в большом количестве имеется оборудование для игр с песком, красочно изготовлены султанчики для игры с ветром, карандаши для рисования, сшиты «вожжи». Достаточно инвентаря и игрушек для двигательной деятельности. На момент проверки не были показаны мелкие машинки для игры с песком, мало атрибутов для игр с водой, наборы для исследовательской деятельности. Нет кроватки в сюжетно-ролевой игре «Семья», не хватает инвентаря для трудовой деятельности, мало масок.

В группе № 9 (воспитатели и) в достаточном количестве имеется оборудование для игр с песком, фартуки и необходимое оборудование для игр с водой, носилки для трудовой деятельности. Требуемое выносное оборудование имеется, но в недостаточном количестве. Вышеуказанные воспитатели безответственно отнеслись к подготовке выносного материала. На момент проверки воспитатель не смогла четко и внятно объяснить количество и наличие необходимого оборудования. Между воспитателями нет согласованности в работе, поэтому подготовленный выносной материал не в полной мере соответствует указанным требованиям: коробки старые, недостаточно атрибутов для сюжетно – игровых игр, нет эстетики в оформлении.

В группе №8 (воспитатели,) выносной материал имеется в достаточном количестве и соответствует санитарным требованиям и требованиям безопасности . Эстетически оформлены коробки для хранения выносного материала. В хорошем состоянии находятся плоскостные фигуры по теме «Город», имеются атрибуты для ряжения детей на улице, очень много машин разных видов для двигательной деятельности. Необходимо изготовить самолетики из бумаги для игр с ветром.

Воспитатель гр. №7 (,) проявили творческие способности по изготовлению нестандартного оборудования. Эстетично оформлены и изготовлены большие плоскостные фигуры для игр с песком, рули для двигательной деятельности. Выносной материал соответствует указанным требованиям конкурса, но в недостаточном количестве имеется атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Семья». Нет наборов для исследовательской и продуктивной деятельности.

В группе № 6 (воспитатели,)на хорошем уровне подготовлено оборудование для игр с песком, водой, атрибуты для сюжетных игр. Изготовлены и эстетично оформлены для двигательной деятельности - «кони», «змейка» из киндер – сюрпризов. В достаточном количестве имеются самокаты. Приобретены 2 бассейна для игр с водой, сшиты варежки с липучками для ловли мяча. Все оборудование находится в хорошем санитарном и безопасном состоянии.

В группе №5 хорошо поработали воспитатели, . Выносное оборудование в основном имеется в достаточном количестве. На всех контейнерах красочно оформлены этикетки – обозначения, изготовлены цветные карандаши (различных цветов) для рисования на земле. Кроме перечня необходимых сюжетно-ролевых игр имеется сюжетно – ролевая игра «Стирка». Рекомендуется доделать шапочки для подвижных игр и прикрепить веревочки для машин.

Воспитатель группы № 4 (,) подготовили весь выносной материал к проверке. Имеются костюмы для детей к сюжетно – ролевым играм «Больница», «Магазин», «ГИБДД ». В достаточном количестве имеются лопатки, грабли, ведра и т. д. для игр с песком. Изготовлены «лошадки», имеются машины для двигательной деятельности. Рекомендуется подобрать емкости для хранения мелких игрушек и оформить их в едином стиле.

В группе № 3 (воспитатель) выносной игровой материал удобно расположен, соответствует заявленным требованиям. Сшиты сумки для хранения оборудования, изготовлены красочные маски. Рекомендуется пополнить набор плоскостными фигурами разной тематики для игр с песком.

В группе № 1 (воспитатель) имеются в достаточном количестве куклы в одежде, рули для двигательной деятельности, сшиты новые флажки на участок. Эстетично оформлено оборудование из емкостей для бросания мячей. Но воспитатель этой группы проявила недостаточную ответственность в подготовке выносного материала. Флажки, ленточки, коробки старые, оформлены не эстетично, маски требуют ремонта, нет колясок для кукол, недостаточно мыльных пузырей, атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Больница» и для игр с водой. Плоскостных фигур для песка много, но все они требуют эстетики в оформлении.

Итоги конкурса проводились по результатам подготовки материалов и оборудования для организации и проведения прогулки» (в соответствии с выделенными критериями) по 5- балльной системе:

5 баллов – выражено в полной мере

4 балла – выражено в достаточной мере

3 балла – выражено на среднем уровне

2 балла – мало выражено

1 балл – не выражено

По результатам конкурса присуждается:

1–е место –группа №12 «Ягодка», воспитатель, (45 баллов)

2-е место – группа №6«Знайки», воспитатели,(36 баллов)

Группа №5 «Воробушки», воспитатели, (36 баллов)

3-е место – группа №8 «Дельфинчики», воспитатели, (33 балла)

Всем педагогам групп, набравшим меньшее количество баллов по результатам смотра – конкурса, устранить выявленные недостатки в подготовке выносного оборудованияк летнему оздоровительному периоду до 25 мая 2016г.

Летом хочется как можно больше времени проводить на улице, но просто гулять и резвиться на площадке становится довольно скоро неинтересным, поэтому так важно придумать какие-то простые и веселые занятия. Мы уже рассказали об , и о , сегодня мы предлагаем вам подборку игр с ветром.

Вертушка

Из бумаги, плотной фольги или тонкого пластика, отрезанного, к примеру, от папки, сделайте вместе с ребенком вертушку, как показано в этом видеоролике.

На прогулке обратите внимание малыша на то, как ваша вертушка вертится, когда она крутится быстро, а когда медленно. Вместе подумайте, почему она вертится, на что похожа вертушка.

Пустыня в песочнице

Разровняйте песок в песочнице, возьмите длинные соломинки от сока и дуйте на поверхность песка. Прямо на ваших глазах появится рябь, волны и целые холмы — песчаные барханы, как в настоящей пустыне. А если вы захватите фигурки змей и скорпионов, скатаете из травы «перекати-поле», у вас получится самая настоящая пустыня.

Ветер-музыкант

Найдите с малышом на улице длинную ровную палку, а дома отыщите различные металлические мелочи: гайки, шурупы, гвозди, старые ключи. Каждый предмет привяжите за веревку на палку таким образом, чтобы предметы касались друг друга. Теперь вашу веселую палку нужно подвесить на ветке дерева и как только подует ветер, раздастся перезвон.

Если повесить не только металлические предметы, а также и другие природные материалы — ракушки, камешки, деревяшки, то мелодия будет более глухой, но не менее интересной.

Воздушный змей

Воздушный змей обязательно должен быть в арсенале детских игрушек. Его можно купить, а можно соорудить самим, привлекая детей к декорированию. Со змеем можно играть и в безветренную погоду, он, конечно, не будет летать так высоко, но все равно, бегая со змеем на короткой веревке, вы получите летуна, пытающегося догнать держащего его ребенка.

Ловушки для ветра

Ветряные ловушки создаются для того, чтобы указывать направление ветра. Можно украсить ими любое дерево. Такие ловушки можно сделать нескольких видов.

Самый простой — нарезать длинные полоски гофрированной бумаги или разноцветных полиэтиленовых пакетов и связать в узел, оставив длинный «хвост». К узлу примотать веревку и игрушка готова. Можно играть, как с воздушный змеем — наблюдая, как на ветру играют длинные ленты, а можно привязать на дерево, украсив его танцующими хвостиками.

Можно использовать цилиндрическую коробку от чипсов или картонный цилиндр из-под туалетной бумаги. Сам цилиндр украсьте вместе с ребенком, у нижней кромки цилиндра проделайте несколько отверстий, в которые протяните длинные полоски гофрированной бумаги или полиэтиленовых пакетов. У верхней кромки цилиндра пробейте четыре отверстия, через которые протяните четыре веревочки. Свяжите веревочки вместе и привяжите к одной длинной веревке — теперь вы можете узнать направление и силу ветра по колыхающимся ленточкам.

Третий вариант: в одноразовой пластиковой тарелке вырежьте середину. К получившемуся кольцу по периметру привяжите ленты из различных материалов: пакеты, бумага, ткань, газеты. Еще один ловец ветра готов. Его можно привязать на качели и смотреть, как ленточки меняют направление своего полета.

Самолетики

Сделайте с ребенком самолетики из бумаги и устройте соревнование — чей дальше улетит, чей дольше будет держаться в воздухе, чей чаще падает в заданную точку. Попробуйте разные модели, каждый самолет будет летать по-своему.

Рисунки ветра

Ветер может не только петь и играть, но даже рисовать. Дома подготовьте бумажную тарелку, намазав на нее вазелин. Отнесите ее в поле, а на следующий день вернитесь посмотреть, какие удивительные рисунки нанес ветер при помощи семян растений, цветочной пыльцы, луковых трав и любопытных насекомых.

Более прозаический результат у вас получится, если вы вынесете вашу липкую тарелку на газон у дороги — так можно узнать, какой воздух вы вдыхаете.

Для игры с ветром можно делать разные игрушки-вертушки . Для их изготовления понадобится бумага, картон, палочки, гвозди. Самая простая в изготовлении вертушка из квадрата, надрезанного от углов к центру с загнутыми и соединенными уголками, прибитая к палочке. Такие вертушки могут быть разного размера и цвета, их прибивают не только по одной на палочку, но и сразу по нескольку.

ИГРУШКИ-ВЕРТУШКИ

Предлагаем такие виды вертушек, которые дети смогут сделать сами.

Способ изготовления вертушек «Солнышко».

Для изготовления вертушки «Солнышко» к обратной стороне картонного круга приклеивают кружки, сложенные пополам, одна сторона которых отогнута.

Способ изготовления вертушек «Петушок» и «Самолёт».

Сделана из круга, сложенного на 8 частей и надрезанного. Голова у петушка крепится к палочке, которая вклеивается между двумя деталями туловища и головы, хвост у петушка из цветной пленки. Прибита поделка к палочке.

Вертушка «Самолёт» сделана из картона. Корпус самолета и крылья склеены. Вертушка крепится с помощью гвоздика или проволоки (вклеивается между двух частей).

САМОЛЁТИКИ

Наверное, каждый мальчишка умеет делать стрелу . Мастерят ее из прямоугольного листа. Стрела получится красивее, если ее украсить аппликацией - приклеить хвост из цветных бумажных полосок.

А вот самолет из квадратного листа бумаги. Он интересен тем, что благодаря срезам можно придать ему любой вид: спортивного, пассажирского или военного самолета .

Третий самолет мастерят из прямоугольного листа бумаги. Это реактивный самолет , обратите внимание на отогнутый вверх хвост, такой вариант изготовления позволяет этому самолету долго планировать в воздухе.

Если поделки оформить аппликацией или разрисовать фломастерами, они будут еще привлекательнее.

ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

Воздушный змей мастерят из плотной бумаги квадратного формата, к углам прикрепляют нитки (20-25 см), чтобы они лучше держались, их приклеивают с помощью маленьких бумажных кружочков. Все нитки связывают в узелок и привязывают к нему длинную толстую нить, которую накручивают на катушку, шпульку. Хвост у змея можно украсить фантиками разного размера. Украсить поделку можно по-разному, тут уж проявите свое творчество.

В ветреную погоду такого змея можно запускать высоко в небо. А когда ветра нет, с ним можно играть как с летуном. Если бежать по дорожке, а летуна держать за нитку, то он будет лететь над тобой, правда, не очень высоко (на высоте 1-1,5 м).