Отряд перепончатокрылых по числу видов уступает только жукам и бабочкам. Сюда относятся примитивные пилильщики и ложногусеницы, а также насекомые, имеющие более высокоорганизованную нервную систему и сложную биологию. К ним относятся: осы, домашние и дикие пчелы и все виды муравьев. Перепончатокрылые в биологическом методе борьбы с вредными насекомыми занимают ведущее место.

Характеристика перепончатокрылых

Перепончатокрылые - это, наверное, один из крупных отрядов насекомых, насчитывающий больше 150 тысяч видов. Они разные по величине - от 0,2 мм до 6 см. Многие из насекомых еще не изучены. Зрелые перепончатокрылые имеют две пары прозрачных, перепончатых крыльев. Причем передние более крупные, чем задние. Они интересны тем, что при полете образуют единую плоскость, сцепляясь вместе. У большей части насекомых крылья имеют несколько своеобразный радужный с переливом оттенок. Перепончатокрылые насекомые могут быть и бескрылыми, к ним относятся муравьи труженики, осы-немки и особи женского пола отдельных наездников. У насекомых этого отряда нижняя губа и челюсть сливаются вместе и вытягиваются, образуя хоботок, который они используют для питания нектаром.

Пчелы

К перепончатокрылым относятся медоносные пчелы, которые представляют особый интерес. Они встречаются как в диком, так и домашнем виде. Дикие - живут в лесу, обустраиваясь в дуплах лесных деревьев, заполняя трещины скал, и отыскивая другие пристанища. Доморощенные пчелы содержатся в ульях, которые могут иметь различную конструкцию. В составе пчелиной семьи есть матка, самцы-трутни, большое количество бесплодных самок, которые являются рабочими пчелами. На зиму в улье находится царица-матка и небольшое количество рабочих пчел, которые появились на свет в конце летнего периода.

С наступлением весеннего периода рабочие особи, которые относятся к перепончатокрылым насекомым, начинают строительство сот, имеющих ячейки в виде шестиугольника. Для постройки используют воск, который выделяют особые железы, находящиеся внизу брюшка. Одну часть ячеек рабочие труженицы заполняют пищей: медом и пыльцой цветов, а в другую - матка откладывает яйца. В самые маленькие ячейки, имеющие тонкие стенки, она помещает оплодотворенные яйца, для развития пчел тружениц. В более крупные и с толстыми стенками откладываются неоплодотворенные яйца для выращивания трутней. Особо крупные ячейки в форме чаши предназначаются для вывода маток. В них помещаются оплодотворенные яйца и когда появляется личинка, пчелы труженицы вскармливают их пчелиным молочком, медом и цветочной пыльцой.

В результате из личинок, пройдя все стадии развития, вырастают молодые матки. Одна из них за один день может отложить более тысячи яиц. Рабочие пчелы с наступлением лета трудятся по сбору нектара и пыльцы. В расширенном отделе пищевода или медовом желудке нектар превращается в мед. С появлением молодой королевы, старая и некоторые рабочие пчелы улетают из улья. Они ищут новое жилье. Для спаривания совершается брачный полет молодой матки и новых трутней. В пчелином спермоприемнике эякулят сохраняется довольно длительный промежуток времени. Он предназначен для осеменения нескольких тысяч яиц. Закончив брачный полет, трутни погибают, а матка возвращается в улей. Пчеловодство - это одна из важнейших отраслей сельского хозяйства. Одна семья пчел при благоприятных условиях дает до 300 кг меда и большое количество воска. Кроме этого, пчелы - хорошие опылители растений.

Шмели

От пчелы шмель (фото ниже) отличается толстым телом, которое покрыто волосками, и большими размерами. Он имеет яркую, красивую окраску. Самки по размерам превосходят самцов. Насекомое переносит количество пыльцы, равное своему весу. Личинок шмели кормят нектаром и медом, который сами делают.

Он жиже, чем пчелиный, светлее, легче и не такой сладкий и пахучий. Зимовать остаются только матки шмелей. Весной в земле они делают маленькие соты и выводят рабочих шмелей. Всю последующую работу делают только рабочие особи, матка освобождается для откладывания яиц. К осеннему периоду в гнезде нарождаются трутни и молодые матки. После периода спаривания трутни погибают, матки отыскивают укрытие на зимовку. Шмели (фото выше) являются прекрасными опылителями различных растений, особенно их привлекают поля с клевером. Зная это, сельхозработники по краям полей устанавливают маленькие ящики, где шмели могли бы устраивать гнезда.

Яйцееды

Насекомые по образу существования близки к наездникам. Это небольшого размера перепончатокрылые представители, которые яйцеклад осуществляют в яйца других насекомых. Появившиеся личинки яйцеедов, съедают личинки хозяев. В стране работает несколько биофабрик, которые каждый год выводят миллиарды яйцеедов и выпускают на поля.

Муравьи

Характерный признак муравьев, отличающий их от других перепончатокрылых - это тонкий стебелек между грудью и брюшком. У всех остальных представителей из отряда насекомых перепончатокрылых, брюшко прикреплено к груди. Расселяются и размножаются муравьи следующим образом. Один раз в год в гнезде появляются муравьи с крыльями. Это молодая поросль самцов и самок. В один из теплых дней осени, иногда после дождя, над муравьиными гнездами появляется целое облако крылатых муравьев. Большое количество разных птиц в это время поедает их в это время. Оплодотворение происходит в воздухе и на земле. После этого самцы погибают, а самки отгрызают крылья и ищут место для нового гнезда. Они роют небольшие ямки и откладывают около десятка яиц. После того как вылупятся из них личинки, они начинают их кормить выделениями слюнных желез. Вскоре вырастают рабочие муравьи, которые всю работы берут на себя, а в обязанности самки входит только откладка яиц.

В пищу перепончатокрылые муравьи употребляют различных насекомых, грибы, семена растений, экскременты тлей. Муравьи охраняют тлей от вредителей, а на зиму уносят в муравейник за их сладкие экскременты. Муравьи в основном живут в земле. Их гнезда имеют много камер, которые соединяются ходами, идущими в глубину на несколько метров. Многие земляные муравьи перемешивают, рыхлят и удобряют почву. Некоторые их виды используют для борьбы с вредителями растений. Есть и такие муравьи, которые портят древесину и вредят сельскохозяйственным растениям.

Отличие осы от пчелы

Эти насекомые принадлежат к одному отряду перепончатокрылых, но имеют очень много различий. Внешние отличия насекомых осы и пчелы:

  • конфигурация тела. Тело пчелы имеет вид торпеды;
  • переход между брюшком и грудью. У осы более узкий переход от грудной части к брюшку;
  • покров тела. У пчелы густой волосяной покров, а оса имеет гладкий корпус;
  • лапки. У осы они более тонкие и длинные, желтого цвета. У пчелы - черные;
  • окрас тела. Оса черно-желтого цвета, а пчела более темная.

Как пчела, так и оса общественные насекомые. Пчелы больше заботятся об улье, личинках и матке. Осы оберегают свое потомство и матку, но и сами могут напасть на других насекомых. Человека пчелы обеспечивают многими полезными веществами, а осы часто беспричинно жалят, нападают на ульи, портят урожаи. Пчела жалит только в крайних случаях и после укуса погибает, а вот оса может жалить сколько угодно раз и это ей ничем не грозит. Насекомые, относящиеся к одному отряду, имеют общие черты, но на самом деле они очень разные как внешне, так и по образу жизни.

Особенности перепончатокрылых

Отличительные черты перепончатокрылых:

Для сбора насекомых широко используют сачок из плотной ткани. Пчелиных собирают на цветках, куда они прилетают за нектаром и пыльцой. Лучшие места для их сбора - это луга и лесные опушки с большим количеством цветущих растений. Жалоносных можно собирать и у мест их гнездования. Поймать их можно даже с добычей. При монтировке ее можно наколоть вместе с насекомым на одну булавку. Муравьев собирают около мест их гнездования. Ловят их пинцетом или маленькой кистью, которую смачивают в спирте.

Некоторые перепончатокрылые (осы, наездники) летят на свет, поэтому для их сбора можно использовать светоловушки. Замаривают насекомых хлороформом или эфиром. В местах сбора их хранят на слоях ваты. Спиртовой раствор лучше не использовать при обработке. Он портит материал и возникают проблемы при монтировке. Лучше монтировать свежепойманных перепончатокрылых. Крупных насекомых (пчел, шмелей, ос) сразу прикалывают на булавку. Мелких и муравьев наклеивают на тонкий картон, расправляя ноги в сторону. Так, они легче сохраняются.

В заключение

Только 0,5 % перепончатокрылых насекомых наносят вред человеку. Остальные помогают ему при ведении сельского и лесного хозяйства.

Так, наездников человек использует для борьбы с вредителями-насекомыми лесных и сельскохозяйственных культур. Доморощенные пчелы снабжают людей медом, воском, прополисом, маточным молоком, кроме того, опыляют огородные и садовые культуры. Шмели и лесные пчелы - главные переносчики пыльцы с диких и культурных насаждений.

Известно свыше 100 тыс видов. Для них характерно присутствие двух пар прозрачных перепончатых крыльев со сравнительно редкими продольными и поперечными жилками. Задние крылья всегда меньше передних. Обе пара прочно сцеплены между собой. Ротовые органы грызущие или сосущие , но всегда с верхними челюстями. Брюшко самки с яйцекладом , или жалом. Личинки безногие или гусеницеобразные .

Среди перепончатокрылых есть и полезные для человека (медоносная пчела, наездники), и вредные (пилильщики, орехотворки).

Отряд перепончатокрылых разделяют на два подотряда: Сидячебрюхие и Стебельчатые .

Сидячебрюхие объединяют пилильщиков и рогохвостов . Пилильщики (красноголовый сосновый пилильщик, крыжовниковый пилильщик, вишневый пилильщик, хлебный пилильщик )– это небольшие перепончатокрылые, у которых между грудью и брюшком нет стебелька, ротовые органы грызущего типа жилкование крыльев более густое, чем у других перепончатокрылых. Имеют пилообразный яйцеклад , которым пропиливают ткани растений для кладки яиц. Личинки пилильщиков – ложногусеницы , имеющие 6-8 пар ложных ножек без коготков. Они объедают листву или хвою.

Рогохвосты - одни из самых крупных перепончатокрылых. Конец брюшка у них вытянут в твердый отросток. Личинки живут в древесине, где делают широкие ходы.

Подотряд стебельчатых включает большинство перепончатокрылых. Одна из групп – наездники мелкие насекомые с длинными усиками. У самок наездников имеется хорошо развитый яйцеклад, с помощью которого они откладывают яйца в яйца личинок и куколок различных насекомых. Вышедшие из яйца личинки питаются гемолимфой и тканями хозяина, в результате чего, насекомое, поврежденное наездником погибает. При этом личинка наездника пробуравливает покровы хозяина и выбирается для окукливания наружу.

Наездники полезные насекомые, помогающие человеку бороться с вредителями (белянковый мелкобрюх с капустной белянкой, эфиальты с дровосеками, эфидиусы с клещами).

Близки к наездникам халцидиды («толстоножки »), длиной до 1 мм. Откладывают яйца в яйца разных насекомых, главным образом бабочек-совок (трихограмма, теленомус ).

К наездникам близки и орехотворки. Самки откладывают яйца в мякоть листа. Вследствие деятельности развивающихся в них личинок ткани ненормально разрастаются и образуют наросты разной формы и окраски – галлы . Орехотворки образуют галлы также и на стеблях, и на корнях (дубовая, или яблоковидная орехотворка ).

Рис. Разнообразные формы галлов

Среди перепончатокрылых весьма интересны муравьиные. Они живут большими семьями и устраивают свои гнезда самым разным образом, чаще всего в земле или на ее поверхности, в дуплах, пнях и т.п. Гнездо представляет собой сложную систему ходов и галерей, связанных расширенными камерами, расположенными на разных уровнях.

У муравьев сильно выражены отличия между отдельными группами особей. Так, рабочие муравьи всегда бескрылы. Самцы и самки крылатые, но самки после оплодотворения сами обламывают крылья. Кроме рабочих муравьев в семьях часто встречаются и солдаты с сильноразвитой головой и верхними челюстями. Рабочие муравья выполняют различные виды работ. Личинки муравьев белые и безногие. Окукливание их происходит в шелковистых коконах. Их называют «муравьиными яйцами» и собирают для кормления мелких птиц. Муравьи несколько раз в день перетаскивают коконы из одной части муравейника в другую.

Рыжие лесные муравьи истребляют вредных насекомых и разрыхляют почву. Их гнезда – муравейники – подлежат охране. Известны также темно-бурый и кроваво-красный муравьи , садовый муравей, домовой муравей (питаются продуктами питания человека, особенно любят сахар).

Повсеместно встречаются осообразные . Тело осы голое или покрыто редкими волосками. Для многих ос характерна полосатая окраска. Жало у самок и рабочих ос без зазубрин, поэтому оса может жалить много раз. Существуют одиночные осы (песчаная аммофила, скалия) и общественные (обыкновенная оса ). У взрослых особей обыкновенной осы гнезда бумажные, так как нет воскоотделительных желез. Бумажную массу они готовят из старой древесины или коры. Самая крупная оса – шершень . Ее укусы болезненны и опасны. Многие осы приносят пользу, так как уничтожают многих личинок вредных насекомых.

Наибольшее практическое значение из перепончатокрылых имеют пчелиные. Тело пчелиных обильно покрыто волосками. Ротовой аппарат грызуще-сосущего типа и приспособлен к питанию цветочным нектаром. Это определяет огромное значение пчелиных в опылении растений. У рабочих форм многих пчелиных имеется жало (видоизмененный яйцеклад ). Жало снабжено пиловидными зазубринами . Жало пчелиных застревает в коже человека, вместе с жалом выдергиваются внутренние органы пчелы и она погибает. К общественным пчелам относятся медоносные пчелы, шмели, а к одиночным – осмии, пчелы-цветочницы .

Медоносная пчела – одно из немногих относительно одомашненных насекомых. В настоящее время существуют различные породы медоносных пчел.

В пчелиной семье выделяют рабочих, самок и самцов, или трутней. Рабочие пчелы – это недоразвитые самки с неоформленным половым аппаратом. Они перерабатывают в себе цветочный нектар в мед, которым наполняют ячейки сотов. У рабочей пчелы на конечностях имеются корзиночка, щеточка и шпора , с помощью которых пчелы собирают, переносят и выгружают пыльцу. На брюшке у пчел имеются воскоотделительные железы . Выделяемый ими воск используется для постройки сотов.

Одна пара слюнных желез рабочей пчелы выделяет «молочко », содержащее белковые вещества. «Молочком» пчелы кормят личинок рабочих пчел только в первые дни их жизни, а в оставшееся время дают им смесь меда и пыльцы. Личинки самок вскармливаются «молочком» в течение всего периода их развития. Таким образом, в зависимости от условий выкармливания личинок развивается либо матка, либо рабочая пчела. Трутни выводятся из неоплодотворенных яиц и в семье живут только до оплодотворения самки. После оплодотворения, которое происходит в полете, рабочие пчелы не пускают самцов в улей.

Пчеловодство дает человеку мед, воск, прополис, лекарства (производные прополиса и меда). Пчелы очень полезны как опылители растений.

Отряд Блохи

Блоха может высасывать очень много крови. При этом кровь, не успев перевариться, проходит через кишечник и выходит с испражнениями. Многие виды блох способны голодать несколько месяцев, что помогает им перезимовать в гнездах грызунов после гибели хозяев.

Отряд Двукрылые

Объединяет более 85 тыс видов. Представители отряда имеют одну (переднюю) пару перепончатых прозрачных или окрашенных крыльев. Задняя пара крыльев редуцирована, а их остатки превращены в жужжальца . Ротовые органы колющие или лижущие . Для двукрылых характерны подвижная голова с большими глазами и мощная грудь, где наиболее развит средний сегмент, к которому причленяются крылья. Двукрылые – лучшие летуны среди насекомых. Личинки их безногие, безголовые или с головой.

Отряд двукрылых разделяют на два подотряда: Длинноусые , или Комары , и Короткоусые , или Мухи .

Для длинноусых характерны длинные многочлениковые усики, удлиненное брюшко. Личинки с головой и грызущим ротовым аппаратом. К длинноусым относятся различные комары и комаровидные , например москиты, мокрецы, мошки, мотыли, долгоножки, галлицы .

У комаров колюще-сосущий ротовой аппарат, причем самцы питаются цветочным нектаром, а самки сосут кровь теплокровных животных. После кровососания у них начинается процесс созревания яиц, а затем яйцекладка.

Комары откладывают яйца в воду стоячих водоемов, где и развиваются личинки.

На человека нападают комары рода аедес, обыкновенный малярийный комар , изредка – комары кулекс . К безвредным относится перистоусый комар .

Мотылей , или комаров-звонцов , можно увидеть летними вечерами роящимися на одном месте в воздухе. Личинки мотылей часто в огромном количестве населяют илистое дно водоемов и составляют существенную часть корма рыб.

Москиты – мелкие насекомые длиной до 2,5 мм, близкие к комарам. Москиты забираются в дома и наносят болезненные укусы.

Короткоусые характеризуются короткими, обычно трехчленистыми усиками, широким, по большей части яйцевидным брюшком, ротовыми частями колющего и лижущего типа. Личинки их без головы или с втяжной головой, вооруженной крючками.

У обыкновенной комнатной мухи на голове помещаются большие глаза, покрывающие почти всю голову, поэтому муха видит во все стороны. Прекрасно развито у комнатных мух и обоняние, используя которое, они очень быстро слетаются на запахи. Способность мух держаться и бегать на стенах или на потолке объясняется наличием на конечностях, кроме коготков, пары «прилипающих подушечек », которые всегда бывают влажными благодаря выделяющейся на них жидкости.

В помещениях, кроме комнатной мухи, обычны домовая и малая комнатные мухи . Все они откладывают яйца в разлагающиеся вещества (на помойках, свалках), в навоз и человеческие испражнения, участвуя в переносе возбудителей кишечных инфекций и яиц глистов. Перенос бактериальной инфекции происходит при помощи лижущего хоботка и подушечек на лапках. Кроме того, патогенные бактерии обычно не перевариваются в кишечнике мухи и с ее испражнениями попадают на пищевые продукты.

Часто говорят, что осенью мухи становятся злыми и больно кусаются. Однако ни одна из упомянутых мух не жалит. В конце лета и ранней осенью в комнаты часто залетают мухи жигалки. У нее твердый хоботок с колющими щетинками. Она прокалывает кожу и сосет кровь, нападая главным образом на домашних животных.

В жилье человека часто залетают крупные синие мясные мухи, серые мясные мухи , мелкие зеленые падальные мухи.

Среди мух есть виды, вредящие с/х культурам. Таковы капустная муха, злаковые мушки .

Самки крупных мух слепней, являясь кровососами, сильно беспокоят с/х животных (лошадей, коров) и могут быть переносчиками ряда болезней.

Летом над цветками обычно летают и садятся на журчалки , или цветочные мухи . Многие из них по форме и окраске напоминают пчел, ос, шмелей.

  • Класс: Insecta = Насекомые
  • Отряд: Hymenoptera Linnaeus, 1758 = Перепончатокрылые
  • Семейство: Formicidae = Муравьи настоящие
  • Семейство: Vespodae = Складчатокрылые или веспоидные осы
  • Семейство: Apidae = Пчелиные, настоящие [благородные] пчёлы
  • Семейство: Ampulicidae = Ампулициды
  • Семейство: Chrysididae = Осы-блестянки
  • Семейство: Mutillidae = Немки
  • Семейство: Megachilidae = Мегахилиды
  • Надсемейство: Ichneumonoidea Latreille, 1802 = Ихневмоноидные наездники
  • Читать дополнительно: Строительная деятельность: * ос * пчел * муравьев * термитов

    Отряд: Hymenoptera = Перепончатокрылые

    Жизненный цикл

    Перепончатокрылые представляют более или менее резкий половой диморфизм; самцы нередко сильно отличаются от самок величиной, окраской, развитием крыльев, органов чувств и т. д. У общественных перепончатокрылых, кроме самцов и самок, есть ещё недоразвитые самки, неспособные к оплодотворению - так называемые рабочие, которые, в свою очередь, могут быть разного строения, так что в одной общине может быть от трёх до пяти разных родов индивидов (самцы, самки и 1-3 формы рабочих). Наряду с обыкновенным размножением путём оплодотворённых яиц у перепончатокрылых распространено также размножение без оплодотворения (партеногенетическое). При этом из неоплодотворённых яиц могут развиваться лишь самцы (например, у пчёл, у которых самка по произволу оплодотворяет откладываемые яйца; неоплодотворённые и потому дающие самцов яйца могут откладывать также и рабочие пчёлы) или и самки (например, у орехотворок). Иногда (у орехотворок) партеногенетические поколения могут чередоваться с половыми (гетерогония).

    Превращение перепончатокрылых полное. Личинки представляют весьма различное строение. У одних (пилильщиков) личинки живут свободно на листьях, по внешнему виду похожи на личинок (гусениц) бабочек (отсюда название - ложные гусеницы) и имеют 3 пары грудных и 6-8 пар брюшных ног. У рогохвостов (Siricidae) личинки живут в дереве или (Cephidae) в стеблях и ветвях растений и имеют 3 пары недоразвитых грудных ног. У остальных перепончатокрылых личинки живут в гнездах или внутри питательных веществ и бывают лишены ног.

    Куколки перепончатокрылых всегда относятся к типу свободных куколок (Pupa libera; см. Насекомые). Перед окукливанием личинка обыкновенно делает из выделяемых ею шелковинок рыхлый или плотный кокон, тогда как другие окукливаются без кокона.

    Высшей степени сложности попечение о потомстве достигает у общественных перепончатокрылых; здесь в самой общине произошло разделение труда, связанное с утратой большинством самок способности размножения; на долю этих самок (рабочих) и падают вполне или главным образом все труды по постройке гнезд, добыванию пищи и уходу за потомством. Гнёзда общественных перепончатокрылых, достигающие часто чрезвычайной сложности и совершенства, строятся из вещества, выделяемого самими насекомыми - воска (у пчёл, шмелей) или измельченных челюстями растительных веществ (у ос), из земли, глины, навоза и т. д., или - вырываются в земле. Кормление личинок производится постепенно, причём пища даётся прямо в рот личинки; она может состоять из пыльцы и меда (у пчёл), сахаристых веществ и насекомых (у ос, муравьёв).

    По отношению к человеку некоторые перепончатокрылые полезны прямо, доставляя ему полезные вещества (мёд, воск), другие - косвенно, истребляя вредных насекомых (в этом отношении особенно важны наездники в широком смысле этого слова). Важное значение имеют многие из перепончатокрылых также в процессе опыления растений. Вредят перепончатокрылые отчасти своими ужалениями, отчасти поедая различные запасы и портя здания (некоторые муравьи), но главным образом вредны многие из них в сельскохозяйственном отношении, причиняя более или менее значительные опустошения среди культурных и лесных растений.

    К отряду перепончатокрылых принадлежит значительное число видов (различные авторы определяют примерную цифру их в 15-25 тысяч), распределенных по всем частям света. В ископаемом состоянии они известны с лиаса, а больше всего ископаемых перепончатокрылых найдено в третичных отложениях и янтаре.

    Перепончатокрылые составляют один из наиболее многочисленных (свыше 100 тыс. видов) и высокоорганизованных отрядов насекомых. Это лучшие летуны и поэтому у них наиболее сильно дифференцирована мускулатура груди. Для представителей этого отряда характерны две пары прозрачных перепончатых крыльев. Передние крылья всегда больше задних.

    К этому отряду относятся пчелы, осы, муравьи, наездники, шмели и др. Многие виды живут большими колониями или семьями (пчелы и др.).

    Общая характеристика

    Голова пчелы имеет очень подвижное сочленение с грудью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики. У большей части видов ротовые органы грызущего типа, а у пчел грызуще-лижущего. Самки перепончатокрылых имеют яйцеклад, преобразующийся у пчел в жало.

    У большинства перепончатокрылых личинки червеобразной формы, а глаза и ноги у них отсутствуют, голова развита слабо. Лишь у личинок отдельных видов насекомых этого отряда имеется 3 пары грудных ног и 6-8 пар брюшных ножек.

    У перепончатокрылых очень хорошо развит надглоточный ганглий, или головной мозг, в связи с чем для них характерна сложность поведения и образование условных рефлексов.

    Особенно большое значение имеют перепончатокрылые как опылители растений. Среди этих насекомых многие полезны для человека (медоносная пчела, наездники и др.). Однако имеется много вредных видов (пилильщики, орехотворки и др.).

    Медоносная пчела

    Медоносная пчела является в значительной степени одомашненным насекомым. В настоящее время известны различные породы пчел. Они ведут общественный образ жизни.

    В каждой пчелиной семье имеется одна самка (матка, или царица), несколько самцов (трутней) и десятки тысяч рабочих особей. Рабочие особи являются недоразвитыми самками, неспособными к размножению. Обычно дикие пчелы поселяются в природных условиях в дуплах деревьев. Человек, разводит пчел в ульях, где они из воска лепят соты, состоящие из шестигранных ячеек.


    Высосанный пчелой нектар из цветков попадает в зоб. Здесь он смешивается с ферментами и, будучи помещен пчелами в ячейки сот, превращается в мед.

    Грудь рабочих пчел густо покрыта волосками. К ним пристает пыльца во время посещения пчелами цветков. Ноги рабочих пчел приспособлены не только для постройки ячеек сот, но и для сбора пыльцы. У пчел на брюшке имеются восковыделительные железы. Участки брюшка, на которых выделяется воск, называются зеркальцами. Вырабатываемый ими воск используется пчелами для построения сот.

    Перезимовавшие рабочие пчелы вылетают с наступлением теплых дней. Они собирают с цветков пыльцу и нектар. Матка откладывает в ячейки сот оплодотворенные и неоплодотворенные яйца. Из оплодотворенных яиц развиваются рабочие пчелы и матка, а из неоплодотворенных - трутни.

    Пчелиная матка и размножение медоносных пчел

    В зависимости от условий выкармливания личинки превращаются либо в матку, либо в рабочую пчелу. В первые дни жизни личинок рабочие пчелы выкармливают их «молочком», которое вырабатывается одной парой слюнных желез.

    Одни личинки выкармливаются на протяжении всего своего развития лишь «молочком», являющимся исключительно питательным кормом; из этих личинок в конце развития формируется матка. Других личинок рабочие пчелы тоже кормят в первые дни «молочком», но начиная с четвертого дня их выкармливают смесью пыльцы и меда. При таких условиях кормления развиваются рабочие пчелы.


    В жизненном цикле пчелиной семьи последовательно проходят следующие этапы:

    • Интенсивное размножение и выкармливание;
    • расселение, или роение;
    • образование новых семей;
    • спаривание и зимовка.

    Интенсивная деятельность рабочих пчел в улье или в дупле начинается с наступлением тепла. Они строят ячейки сот, заполняют часть их медом и запечатывают воском. Матка живет от 4 до 5 лет. Она осеменяется трутнем в первый год жизни. Сохраняются сперматозооны в семяприемниках матки.

    Оплодотворение яиц происходит в момент откладки их маткой в пчелиные и маточные ячейки. При откладке же в трутневые ячейки отверстия семяприемников сжимаются и яйца остаются неоплодотворенными. В сутки одна матка откладывает до 1 тыс. яиц. Период размножения и выкармливания заканчивается вылуплением множества рабочих пчел, а затем трутней и матки.

    После выхода из маточника молодой матки наступает период роения . Старая матка покидает улей (или дупло) со значительной частью рабочих пчел, и вылетевший рой усаживается на ветвях деревьев. Пчеловоды снимают рой и помещают его в улей. Если рой не снять, то он поселится в дупле или другом месте и пчелы одичают.

    Вышедшая из ячейки молодая матка убивает в маточных ячейках других развивающихся маток. Иногда после появления новой матки такую операцию выполняют рабочие пчелы. Если появится другая матка, то образуется второй рой , который также покинет улей. Для пчеловодов такие повторные роения нежелательны, так как ослабляют пчелиные семьи.

    Период спаривания, или брачный полет, заключается в следующем. Молодая матка вылетает с трутнями из улья. Во время брачного полета происходит оплодотворение матки. Затем она возвращается в улей. После брачного полета трутни не допускаются в улей (они погибают или их убивают рабочие пчелы).

    Последний период в жизни пчел - зимовка . Матка зимует с рабочими пчелами.

    Тип урока - комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

    Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

    Задачи:

    Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

    Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

    Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

    Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

    Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

    Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

    Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

    Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

    Планируемые результаты

    Предметные

    понимать смысл биологических терминов;

    описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

    распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

    устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

    приводить примеры животных разных система-тических групп;

    различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

    характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

    Метапредметные УУД

    Познавательные:

    работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

    составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

    проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

    сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

    строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

    создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

    определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

    Регулятивные:

    организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

    самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

    работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

    владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

    Коммуникативные:

    слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

    интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

    адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

    Личностные УУД

    Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Основные понятия

    Перепончатокрылые; характеристика отрядов по плану: строение и количество крыльев, тип ротового аппарата, тип превращения.

    Ход урока

    Актуализация знаний

    Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа

    1. Какая бабочка занесена в красную книгу?

    Боярышница

    Капустница

    Павлиний глаз

    2. Как бабочки опыляют цветы?

    Пыльца попадает внутрь организма бабочки и выделяется на других цветах в результате естественной жизнедеятельности организма бабочки.

    Пыльца от взмаха крыльев бабочки разлетается на соседние цветы.

    Пыльца приклеивается к ним благодаря своим свойствам.

    3. Как называется дневная бабочка из семейства белянок, имя которой образовано от овоща, растущего в огородах? Свое название она получила за то, что откладывает личинки гусениц в листьях этого растения.

    Салатница

    Капустница

    Морковница

    Огуречница

    4. Как бабочки защищаются от врагов?

    Отпугивают их своей окраской или маскируются.

    Нападают на них первыми.

    Большинство бабочек ядовиты или испускают очень неприятный и стойкий запах и хищники сами обходят их стороной.

    5. Как называется красивая дневная бабочка с пятнами на крыльях, похожими на глаза ?

    Павлиний глаз

    Кошачий глаз

    Рыбий глаз

    6. Как бабочка связана с психологией?

    В психологии определяют устойчивый негативный жизненный сценарий, название которого «Комплекс бабочки».

    Одно из направлений психологии в своей основе имеет так называемый

    Психологи настоятельно советуют относится к жизни легко и беззаботно, как это делают бабочки.

    7. Название фильма, связанное с бабочкой, в котором американский актёр Эштон Катчер отправлялся в прошлое с целью изменить настоящее.

    Эффект бабочки, 2004 г.

    8. Куда бабочки деваются зимой?

    Они теряют крылья и опять становятся гусиницами

    Они все умирают

    Они впадают в спячку или улетают в теплые края

    9. Бабочка семейства парусников, имеющая жёлтый окрас крыльев с черными и синими узорами .

    Крапивница

    Махаон

    10. К какому отряду насекомых относятся бабочки?

    Чешуекрылые

    Большекрылые

    Сетчатокрылые

    11. Почему полет бабочки бесшумен?

    Потому что у них на крыльях находится пыльца, которая заглушает звуки.

    Потому что человеческой ухо не улавливает звуков такой частоты.

    Потому что он обладают способностью гипнотизировать человека и на время лишать его слуха.

    12. Какая бабочка названа в честь своей травы кормилицы ?

    Крапивница

    Осочница

    Хвощовка

    13. Как называется наука, изучающая бабочек?

    Колеоптерология

    Лепидоптерология

    Апиология

    14. У какой бабочки прозрачные крылья?

    Грета Ото

    Тигровый парусник

    15. Какая из бабочек может пролететь тысячу километров без остановок?

    Монарх

    Синий Карлик

    16. Что такое «имаго» относительно бабочки ?

    Гусеница

    Взрослая бабочка

    17. Где у бабочки находятся вкусовые рецепторы?

    На усиках

    На лапках

    18. Как называется единственный материк, где не были обнаружены бабочки?

    Антарктида

    19. Чем является фраза «Руки работают, видят глаза. Порхай как бабочка, жаль как пчела!»?

    Дивизом известного американского боксёра

    Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

    ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ

    2.Какие представители перепончатокрылых обитают в вашей местности?

    Общая характеристика. Перепончатокрылые включают около 300 тыс. видов. К ним относятся пилильщики, муравьи, пчелы, осы, шмели, наездники и другие насекомые (рис. 74). Длина тела этих насекомых колеблется от 0,2 мм до 6 см. Распространены они почти повсеместно, за исключением Антарктиды. У перепончатокры-лых две пары прозрачных крыльев, на которых жилок мало или поч-ти нет. Передние крылья больше задних. При этом переднее и заднее крылья в полете зацепляются и работают как одно целое крыло. У многих перепончатокрылых крылья развиваются лишь в брачный период. На голове располагаются усики, пара сложных глаз и 3 про-стых глазка, а также ротовой аппарат — грызущий или лижущий.


    Развитие перепончатокрылых с полным превращением . Они от-кладывают неоплодотворенные или оплодотворенные яйца. Из пер-вых развиваются только самцы, из вторых — самки или рабочие особи. Личинки похожи на гусениц, но отличаются расположением ложных ног. Самцы и самки легко различимы. У общественных видов (пчелы, муравьи) имеются бесплодные самки-рабочие.

    Среди перепончатокрылых встречаются вредители растений, па-разиты, хищники.

    У насекомых этого отряда, особенно у общественных, наиболее сложное поведение, порой напоминающее сознательную деятельность.

    Наездники получили название за позу, в которой откладыва-ют яйца, располагаясь верхом на двигающейся жертве, например гусенице. Удивляет способность наездников отыскивать своих хо-зяев, даже скрытых в древесине на глубине 2—4 см.


    Наездники: эфиальт, рисса, мегарисса

    Яйцеклад у таких наездников более чем в два раза длиннее тела, он имеет зазубринки на конце, и наездники вкручивают его в древесину как сверло. На это уходит несколько часов.

    Пчела медоносная обитает всюду, где встречаются цветковые растения

    Пчелы — общественные насекомые, живущие семьями. Пчели-ная семья включает до 80 тыс. пчел. Подавляющее большинство чле-нов этой семьи — рабочие пчелы (бесплодные самки). В семье пчел обязательно есть одна самка, способная откладывать яйца, — это матка. Ее основная функция — ежедневно в теплое время года откладывать до 2—3 тыс. яиц. Летом в семье появляются несколько сотен самцов — трутней. Они не работают, не защищают семью, не могут добывать пищу самостоятельно.


    Рабочие пчелы строят из воска соты , в которых содержат личи-нок. Матка развивается за 16 суток, рабочая пчела — за 20, а трут-ни — за 24 дня после яйцекладки. Развитие идет с превращением. Для каждого члена пчелиной семьи размеры сотовых ячеек свои. Пчелово-ды легко узнают по ячейкам, кто в них развивается, и могут уничто-жить лишних трутней или маток еще в личиночном состоянии.


    Необходимость в трутнях появляется перед роением . Роение — это создание новой семьи. После выхода молодой матки старая мат-ка вместе с частью рабочих пчел покидает улей. Вылетевший рой вначале садится недалеко от родного улья, и в течение какого-то времени его можно снять и перенести в новый улей. Если пчеловод не успел снять рой, он может потерять эту семью навсегда, так как пчелы улетят на новое место. Трутни и часть рабочих пчел остаются. После того как улей покинула старая матка, один из трутней спари-вается в воздухе с молодой маткой и погибает, остальных трутней рабочие пчелы в улей не пустят, и те погибнут от голода. Оплодотво-ренная молодая матка возвращается в улей и начинает откладывать яйца. Роение может происходить несколько раз в году.

    Зимуют пчелы в улье, тесно сбившись в клубок и поддерживая температуру до +15 °С. Высокий обмен веществ, необходимый для поддержания такого тепла, обеспечивает запас меда, который пчело-вод оставляет на зиму пчелиной семье.

    Весной, летом и осенью пчелы усиленно запасают мед. За один раз пчела приносит в зобике 0,06 г нектара, собранного с многочис-ленных цветков. Причем польза от опыления пчелами цветковых растений значительно превышает пользу от произведенного меда. Для сбора нектара и пыльцы у пчелы есть особые приспособления. На задних ногах имеется специальная «корзиночка», в которую и собирается пыльца. Нектар пчела собирает с помощью хоботка, и он попадает в зобик. В улье пчелы перерабатывают нектар в мед, часть которого используют на питание, а часть запечатывают в соты и оставляют на зиму. Соты (рис. 76) — удивительное инженерное сооружение, состоящее из шестигранных ячеек, расположенных двумя слоями, с входами, обращенными в противоположные стороны. Строят их из воска, вырабатываемого из меда. На 1 кг воска требует-ся до 10 кг меда.

    Информацию о месте нахождения источника нектара пчелы пе-редают с помощью танца, в котором каждое движение имеет свой смысл. С помощью танца рабочая пчела сообщает о направлении полета, расстоянии до объекта и т. д. Кроме танца, пчелы распозна-ют запах цветков, с которых были собраны пыльца и нектар.

    С возрастом рабочая пчела меняет свою «профессию»: она по-очередно выполняет функции уборщицы, кормилицы старших ли-чинок, кормилицы матки и молодых личинок, приемщицы корма, чистильщицы других пчел, строительницы сот, сторожа, сборщицы нектара. Деятельность пчел является врожденной или инстинктив-ной. Инстинкт — это последовательная цепь врожденных ответ-ных реакций на различные раздражители.

    Мед, пчелиный клей прополис, пчелиный яд и другие продукты жизни пчелиной семьи имеют большое значение для человека.


    Муравьи знакомы каждому человеку . Размеры тела — от 0,8 до 30 мм. Окраска от светло-желтой до черной. Зрение у муравьев разви-то слабо, а обоняние, вкус и осязание — хорошо. У муравьев боль-шинства видов развиты жало и ядовитые железы, выделяющие мура-вьиную кислоту. Распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера. Их сообщества устроены сложнее, чем у пчел, семьи насчитывают до 500—800 тыс. и даже до 1 млн особей в муравейнике.

    Известно около 10 тыс. видов муравьев.

    Семья муравьев состоит из самцов, появляющихся на пери-од спаривания, и самок, большая часть которых является рабочи-ми, а одна или несколько глав-ных самок откладывают яйца. Рабочие муравьи выполняют раз-личные функции в процессе сво-ей жизни: собирателей пищи, солдат, хранителей жидкой пищи.

    Один или два раза в году в гнезде муравьев появляется мно-го крылатых особей. Это основа-тели новых колоний — молодые самцы и самки (рис. 77 Б). В теп-лую безветренную погоду они отправляются в брачные полеты. После оплодотворения самцы погибают, а самочки, опустив-шись на землю, отгрызают кры-лья и ищут подходящее для гнез-да место. Самки некоторых видов могут не питаться в тече-ние года, выполняя при этом все работы по устройству гнезда, от-кладку яиц и уход за молодью. После появления первых рабо-чих самка занимается только от-кладкой яиц. Иногда это проис-ходит до 20 лет подряд. И за все это время самка больше не спа-ривается. Во время лета гибнет большая часть молодых самок и самцов, так как они являются легкой добычей птиц и других животных.

    Большая часть муравейника скрыта от глаз любителей пола-комиться муравьями. В подземной его части поддержи-ваются чистота и порядок. Там муравьи зимуют, там же отклады-вают яйца, выкармливают личинок, прячут куколок и тлей от моро-зов. В муравейнике много различных насекомых и муравьев других видов.

    Всех их муравьи не только не гонят, но и кормят. Правда, делает-ся это не без выгоды, так как эти «нахлебники» выделяют особые вещества, которые с удовольствием употребляют в пищу сами мура-вьи. Они так привыкают к своим «квартирантам», что при переселе-нии переносят их с собой.

    Муравьи питаются различной пищей: живыми беспозвоночны-ми, их трупами или нектаром цветков, грибами или семенами расте-ний, выделениями тлей или червецов. Пищу добывают в почве, тра-ве, на деревьях и кустарниках.

    Семья муравьев уничтожает много насекомых-вредителей и сдерживает рост их численности. Одного муравейника для этого достаточно на 0,5—1 га леса.

    В природе значение муравьев огромно. Виды, представители которых строят муравейники, как и дождевые черви, служат почво- образователями. Муравьи прекрасно борются с вредителями рас-тений, разносят семена и распространяют растения некоторых ви-дов. Однако есть муравьи, приносящие вред жилью и здоровью человека, садам и огородам. Живущие в домах муравьи портят запа-сы пищи, разносят некоторые заболевания. Муравьи, живущие в садах, разносят тлю, чем вредят посадкам.

    Сильно развитые, мощные челюсти муравьев-амазонок не по-зволяют им строить гнездо и ухаживать за личинками. Для того чтобы не погибнуть, они нападают на чужие муравей-ники, захватывают куколок и переносят их к себе. Вышед-шие их них рабочие муравьи выполняют за амазонок всю необходимую работу. Муравьи, пасущие тлей, защищают их от златоглазок, божьих коровок, клещей, муравьев других видов. Для тлей нередко строят укрытия из земли и трухи, тщательно охраняют входы и выходы из них, а в случае опасности убегают, унося тлей.

    Самостоятельная работа

    Ответить на вопросы

    1.Почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми?

    2.Какие особенности жизни перепончатокрылых не свойственны дру-гим отрядам насекомых?

    4.Из чего образуется мед?

    5.Как пчелы узнают дорогу к местам с обилием цветущих растений- медоносов?

    6.Расскажите о значении деятельности муравьев.

    Отряд Перепончатокрылые

    Отряд перепончатокрылые - пчелы, муравьи, наездники. Класс Насекомые . Уроки Биологии

    Отряд перепончатокрылые (наездники )

    Пчела , матка , трутень

    Как определить есть матка или нет (не открывая улей)

    Тип Членистоногие . Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. род Муравьи

    Ресурсы

    Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

    Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

    Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

    В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

    Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

    Хостинг презентаций