Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление родительного падежа, существительных во множественном числе), составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что»
  • Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи
  • Развитие фонематических представлений
  • Развитие зрительного внимания
  • Развитие тонкой и общей моторики
  • Развитие сенсорных процессов

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Лексический материал:

стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Сегодня наше занятие, ребята, начнется необычно- со сказки…Далеко-далеко, там за теплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители этого маленького царства были цветы. Цветы очень любили свою хозяйку, дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные, добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать, потому что крепко вросли своими корешками в землю. Цветы рассказали хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе. О, чудо! Из цветов выпорхнули бабочки, так похожие на яркие, небывалой красоты цветы, что отличить их было невозможно. Дети сравнивают бабочек с цветами(красивые, легкие, грациозные). Увидев это чудо, остальные жители цветочного городка поспешили на праздник- день рожденья маленькой феи. Постарайтесь узнать с помощью музыки, кто пришел на праздник. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д. Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе.

У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел- по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.

Комары- кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.

Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.

Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.

Речевая подвижная игра «Стрекоза» (импровизация движений)

Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови насекомых»

Активизация словаря по теме «Насекомые»

«Хлопушка»
Хлопни в ладоши, если услышишь, что я назову насекомое.

«Подбери слово»
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…
Бабочка порхает, а муха…

«4-й лишний»
Употребление сложных союзов «потому что»

Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.

«Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а трарканище.

«Кого я видел »
Употребление родительного падежа существительных множественного числа. Ребенок берет игрушечное насекомое с полянки и произносит…

Это жук. Я видел много жуков.
Это паук. Я видел много пауков.

«Раздели слово на слоги»
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй.

«Собери картинку »
Складывание пазлов.

«Отгадай, кого я хочу назвать»
Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Мель-мель-мель, назову я..
Са-са-са, называю я..
Мар-мар-мар, называю я комар.
Ла-ла-ла,называю я..

Ребята так кто же пришел на бал к фее имениннице? Правильно насекомые. Все гости дарили имениннице подарки (распределить картинки по звонкости-глухости и твердости-мягкости на планшете)

III. Итог занятия.

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа обновлено: Май 14, 2014 автором: Оксана Шилова

Цель: развитие связной речи.

Задачи: 1)Закрепить названия насекомых, их строение, внешние признаки; учить детей различать насекомых по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

2)Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

3)Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Картинки насекомых(разрезанные на 4 части),схема рассказа.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Логопед:Я буду называть одно насекомое.А вы много.Например-бабочка-бабочки.

Логопед:Жук.

Дети:Жуки.

Логопед:Муравей.

Дети:Муравьи.

Логопед:Божья коровка.

Дети:Божьи коровки.

Логопед:Кузнечик.

Дети:Кузнечики.

Логопед:Оса.

Дети:Осы.

2.Логопед:К нам прилетела бобочка и привела своих друзей.Она хочет,чтобы мы про них рассказали.Расскажем?

Дети:Да.

Логопед:У нас есть картинки.Но они сломались,давайте их собирем и посмотрим,что получится.

3.Логопед:Сейчас я вам расскажу про бабочку,по схеме.

Это насекомое.Это бабочка.Она бывает разных цветов.Она состоит из головки,усиков,брюшка,двух пар крылышек и шести ножек.Она и летает и ползает.Она питается пыльцой на цветах.Она летает в поле,в городе и в саду.

4.Логопед: А теперь каждый из вас попробует мне рассказать про то насекомое,которое у него получилось.

Дети:Это насекомое.Это пчела.Она имеет черные и желтые полоски.Она состоит из головки,усиков,брюшка,двух пар крылышек и шести ножек.Она и летает и ползает.Она питается пыльцой на цветах.Она летает по полю и собирает пыльцу,а потом делает мед.Она может ужалить человека.

Дети:Это насекомое.Это муравей.Он коричневого цвета.Он состоит из головки,усиков,брюшка и шести ножек.Он ползает.Он питается тлей на деревьях.Он ползает и в поле и в лесу и собирает мусоринки для муравейника.

Дети: Это насекомое.Это жук.Он серого цвета.Он состоит из головки,усиков,брюшка и шести ножек.Он ползает.Он питается листьями на деревьях.Он ползает и в поле и в лесу.

Дети: Это насекомое.Это божья коровка.Она красного цвета с черными пятнышками.Она состоит из головки,усиков,брюшка,крылышек и шести ножек.Она ползает и летает.Она питается листочками на деревьях.Она ползает и летает в поле и в лесу.

Логопед:Молодцы дети.Бабочке очень понравильсь ваши рассказы.

5.Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась(тянем ручки вверх)

Улыбнулась,потянулась(улыбаемся друг другу)

Раз-росой она умылась(показываем как она умывается)

Два-изящно покружилась(делаем круг вокруг своей оси)

Три-нагнулась и присела(нагибаемся и присядаем)

На четыре-улетела(машем ручками,показывая ка бабочка летит).

6.Сейчас бабочка вам будет загадывать загадки,а вы должны угадать,про кого она говорит.

Логопед:Над цветком порхает,пляшет,

Веером узорным машет.

Дети:Бабочка.

Логопед:Красненькие крылышки,черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?

Дети:Божья коровка.

Логопед:Моница крылатая,платье полосатое.

Ростом-просто кроха,а укусит-будет плохо.

Дети:Пчела.

Логопед:Два рога-небык,шесть ног без копыт.

Летит-так воет,сядет-землю роет.

Дети:Жук.

Логопед:Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов?

Дети:Муравей.

7.Итог.

Логопед:Давайте вспомним о ком мы сегодня говорили.

Дети:О насекомых.О бабочке,муравье,жуке,пчеле и божьей коровке.

Логопед:Что мы учились делать?

Дети:Мы рассказывали о насекомых по схеме.

Логопед:Вы все молодцы.Бабочка со своими друзьями от нас улетает.Но чтобы мы их не забыли,она дарит каждому по картинке с изображением насекомого.До свидания.

Дети:Спасибо.До свидания.


Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее нарушение речи.

Цель: Развитие связной речи с использованием мнемотехники.

Задачи:

  • активизация словаря по теме «Насекомые»;
  • закрепление и развитие умения составлять описательный рассказ по плану-схеме;
  • закрепление умения правильно согласовывать числительное и существительное;
  • развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, памяти;
  • воспитание любви и уважения к родной природе.

Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», план-схема для составления описательного рассказа насекомого, картинка со схематическим изображением бабочки, мяч, бумажные пчёлки, картинки насекомых.

Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками, карточки с изображением насекомых.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед и дети входят в группу.

Логопед: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

Логопед: Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру.

«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно - всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… - маленькая.
Пчела полезная, а муха… - вредная.
Оса живет на улице, а таракан… - дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… - ползает.
Жук жужжит, а паук… - молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… - медленно.

Логопед: Кто такие комар, муха, кузнечик, бабочка?

Дети: Насекомые.

Логопед: А каких насекомых вы еще знаете?

Дети: Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

Логопед: Одно насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:

Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).

Логопед (показывает игрушку «Пчёлка»): Она прилетела не одна, а со своими пчелятами. Ой, ребята посмотрите, что это такое нам принесли пчелята?

Дети: Цветочки.

Логопед: Правильно, цветочки (логопед берёт первый цветочек и видит задание). Ребята, а цветочки то непростые, на них что-то написано, давайте прочитаем.(Логопед читает первое задание).

Логопед: Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на нашу полянку, и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел(-ла)…».

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку).

Логопед: Вот они - друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.Назовите полезных насекомых.

Дети: Бабочка, пчела, муравей.

Логопед: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?

Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Логопед: Назовите вредных насекомых.

Дети: Муха - разносит микробы, гусеница - ест листья растений, комар.

Логопед: Слушайте внимательно второе задание (берёт второй цветок и читает задание). Ребята, пчелка предлагает вам рассказать о её друзьях насекомых по этому плану-схеме.

Логопед (открывает следующий лепесток): Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

Порхает (кто) - бабочка
Жужжит - жук
Звенит - комар
Собирает мед - пчела
Жалит - оса
Прыгает - кузнечик
Трудится - муравей
Летает - стрекоза.

Логопед: Ребята, давайте покажем пчелкам, как мы умеем красиво жужать и позвеним.

Дети: Ж-ж-ж-ж, з-з-з-з.

Логопед: А теперь давайте давайте повторим за пчёлкой:

Жа-жа-жа - мы видели ежа.
Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи - бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу - помогу ежу.
Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».

За-за-за - вот идет коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
За-за-за - у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу - не боюсь козу.
Зы-зы-зы - нет козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.
Зя-зя-зя - мы видели язя.
Зи-зи-зи - резину привези.

Логопед отрывает четвёртый цветок. На этом цветочке написано, что наша пчёлка хочет превратить нас в сороконожек. Встаём на ножки и повторяем за мной.

Физминутка «Сороконожка».

1. Шла сороконожка (дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
- Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
- Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
5. И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!

Логопед: Молодцы ребята! Присаживайтесь на места. Какой цветок по счету мы отрываем?

Дети: Пятый.

Логопед: Ребята, наша пчёлка просит, чтобы мы сосчитали, все ли детки её на месте. Поможем пчёлке? Начинаем считать. Одна пчёлка, две пчёлки и ….

Логопед: Ребята, давайте посмотри, что же нам приготовила самая маленькая пчёлка.

Логопед: А сейчас пчелки нам предлагают поиграть с счётными палочками. (Отрывает цветок). Ребята, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них бабочку. Можете смотреть на образец, а можете придумать свою бабочку. (Дети выполняют задание).

Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А теперь ложитесь на спинку закройте глазки и послушайте меня.

Релаксация (под музыку):

Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Напряжение улетело и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки тёплые у нас,
Ноги тёплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Голову поднимем выше
И легко- легко подышим.
Ой, как пахнет здесь весной.
Но нам пора уже домой!

Итог занятия

Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).

Елена Проникова
Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые»

Организованная образовательная деятельность для детей подготовительного возраста группы компенсирующей направленности по лексической теме "Насекомые ".

ЦЕЛЬ : Расширить и уточнить знания детей о насекомых , выделять их характерные и отличительные признаки.

ЗАДАЧИ :

Коррекционно-обучающие : Уточнение знаний о насекомых , их характерных признаках; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”, дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Коррекционно-развивающие : развитие логического мышления и внимания.

Коррекционно- воспитательные : воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию .

Оснащение : презентация по этой теме , предметные картинки с изображением насекомых ; карточки с изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.

Ход ООД.

1. Организационный момент.

Логопед . Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку.

(Слайд 3 «Чудесная полянка» )

Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

Понюхайте их.

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

(Слайд 4 «Муха-Цокотуха» )

Ребята, посмотрите, на нашей чудесной поляне кто-то появился. Чтобы узнать, кто это надо угадать название сказки, отрывок из которой, я вам сейчас прочитаю.

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! бом! бом! бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,

Букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые,

Мужики богатые,

Шапочками машут,

С бабочками пляшут

Что же это за сказка?

Дети : «Муха-цокотуха»

Логопед : А кто герои этой сказки?

Дети : Насекомые .

(Слайд 5)

Логопед : Правильно, ребята. Давайте выполним пальчиковую гимнастику.

(Слайд 6)

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

«Насекомые »

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем .

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

2. Сообщение темы занятия

Логопед . Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.

Дети. Насекомые .

Логопед . А каких насекомых вы еще знаете ?

Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т. д.

3. Лексико-грамматические игры и упражнения

А) “Подбери слово-действие” подбор глаголов к слову насекомые : летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т. д.

(Слайд 7)

Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.

(Слайд 8, 9)

Логопед . Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Бабочка какая?

Ребенок. Красивая, разноцветная, прекрасная и т. д.

В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки. (Слайд 10, 11, 12)

Снегирь, жук, бабочка, стрекоза.

Муравей, свинья, бабочка, кузнечик.

Бабочка, муха, гусеница, пчела.

4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

(Слайд 13)

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет :

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

5. “Давайте посчитаем” - согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картинка с изображением насекомого .

Логопед показывает цифру (от 1 до 5) . Ребенок должен составить предложение : “ На цветке 3 муравья”

6. Игра “ Куда спрятались насекомые” . Придумать предложения по картинке.

Слайд с изображением поляны (слайд 15)

Логопед . Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались , попробуйте отыскать их.

Дети. Гусеница под яблоком.

Бабочка укрылась под ромашкой.

Усатый жук заполз под куст. И т. д.

7. Помоги насекомым собраться вместе .

(Слайд 16)

Насекомых , в названии которых, два слога помести на красный цветок, а в названии которых три слога на зеленый листок.

8. Работа в альбомах : штриховка бабочки.

(Слайд 17)

Логопед . Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Посмотрите, к вам в альбом прилетела

красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

9. Итог занятия .

Логопед : Ребята, расскажите, что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают полными предложениями.

Логопед : Молодцы, ребята!

Подготовила: учитель - логопед Соколовская Наталья Петровна,

МОБУ "Саракташская СОШ № 3" Саракташского района Оренбургской области

Задачи:

  • актуализация словаря по теме «Насекомые»;
  • закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
  • развитие логического мышления;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
  • развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», ромашка с заданиями, картинка с наложенным изображением насекомых, листы бумаги с нарисованными сотами, мяч, числа 1-5, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши.

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Развитие логического мышления

Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку.

(Логопед читает загадки, а дети ищут отгадки)

  • В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет

Из лесного сора

Строит себе город. (Муравьи)

  • Долгорукий старичок

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!» (Паук)

  • Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком! (Пчела)

Дети, а как можно назвать одним словом муравья, паука, пчелу? (Насекомые)

  1. Активизация и обобщение словарного запаса обучающихся

Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)

Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)

А почему весной? (На улице становится тепло, и насекомые выползают из своих жилищ)

А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок - с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)

(Логопед показывает внешние признаки насекомых по картинке)

А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки - это поперечные полоски на теле насекомых.

Поднимите вверх картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».

(Дети поднимают картинку, на которой изображена пчела.)

Давайте вместе произнесем это словосочетание - трудолюбивая пчелка.

Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.

  1. Развитие зрительного внимания

Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.

(Дети хором считают лепестки.)

Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.

Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвала … лепесток». Отрывай, Ангелина, и произноси: «Я оторвала первый лепесток!»

(Логопед читает задание)

Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на картинку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)

Вот они - друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.

Сережа, подойти к доске и повесь картинки, на которых изображены полезные насекомые справа, на картинки с вредными насекомыми слева. Посмотрите, ребята, Сережа справился с заданием?

Кто расскажет о насекомых, которые приносят вред. (Муха и комар - вредные насекомые. Они на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)

А какие насекомые приносят пользу? (Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза - это полезные насекомые, они приносят пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы, кузнечик, муравей, стрекоза - поедают вредных насекомых.)

  1. Развитие связанной речи

Жан, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал второй лепесток».

Слушайте внимательно задание - «Продолжи предложение». Я начинаю предложение и показываю на картинки, а вы должны закончить мое предложение. «Птицы едят насекомых… (жуков, гусениц, комаров, бабочек,…

А чем питаются сами насекомые? (Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений - гусеницы, тля; нектаром цветов - пчелы и бабочки; другими вредными насекомыми - кузнечик, стрекоза и мураве;, остатками пищи человека - мухи.)

Для чего нам нужны насекомые? (Они служат кормом для птиц, опыляют растения)

  1. Развитие пальчиковой моторики

Отрываем третий лепесток. Варя, отрывай и произноси слова «Я оторвала третий лепесток». А сейчас наша пчелка хочет превратить ваши пальчики в пчелиный рой.

(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными сотами. Пальцы ребенка - указательный и средний - «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги)

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились холодные сны?

Молодцы, ребята! Ваши пальчики было похожи на веселых пчел.

  1. Развитие грамматического строя речи

Какой лепесток, Аделина, по счету мы отрываем? («Я оторвала четвертый лепесток»)

Я читаю задание: «Сосчитай до пяти».

На доске прикреплены картинки (шмель, стрекоза) и числа (1 - 5).

Я начинаю, а вы продолжите по очереди.

  • один мохнатый шмель;
  • одна изумрудная стрекоза.

(Обратить внимание на согласование числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)

  1. Развитие общей моторики, словарного запаса

Саша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

  • Порхает (кто) - бабочка
  • Жужжит - жук
  • Звенит - комар
  • Собирает мед - пчела
  • Жалит - оса
  • Ползает - гусеница
  • Прыгает - кузнечик
  • Плетет паутину - паук
  • Трудится - муравей
  • Летает - стрекоза

Назовите их одним словом. Кто это? (Насекомые)

  1. Развитие графомоторных навыков

Остался последний лепесток. Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки.

(Один, два, …. шесть)

Значит, какой по счету ты оторвала лепесток, Ангелина? («Я оторвала шестой лепесток»)

Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».

(На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)

  1. Итог занятия

Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?

(Дети отвечают на вопросы).

Ещё по данной теме: