Адъюнктура, клиническая ординатура

  • Адъюнктура - аспирантура вузов и научно-исследовательских учреждений Вооружённых Сил Российской Федерации .
  • Клиническая ординатура - форма повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Аспирант

Социальные гарантии

В Российском законодательстве Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации» предусматриваются следующие гарантии :

P.S. Временно, до весеннего призыва 2012 года, учащиеся очной формы неаккредитованной аспирантуры не подлежат призыву в ВС РФ при наличии на руках Приложения № 2 и лицензии аспирантуры, так как указ о получении аспирантурами аккредитаций издан сравнительно недавно (ранее обязательны были только лицензии). ВУЗам было дано время на подготовку.

Россия

В некоторых европейских странах терминам аспирант и аспирантура соответствуют докторант и докторантура .

Украина

Освобождение от службы в армии получают кандидаты и доктора наук .

Ссылки

См. также

  • Ординатура

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аспирантура" в других словарях:

    Адъюнктура, целевка Словарь русских синонимов. аспирантура сущ., кол во синонимов: 2 адъюнктура (1) … Словарь синонимов

    - (от лат. aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться) в РФ форма подготовки научных работников при вузах и научно исследовательских учреждениях … Юридический словарь

    Современная энциклопедия

    - (от лат. aspiro стремлюсь стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В нач. 1990 х … Большой Энциклопедический словарь

    АСПИРАНТУРА, аспирантуры, жен. (неол.). 1. Должность, деятельность аспиранта. 2. только ед., собир. Аспиранты (разг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АСПИРАНТУРА, ы, жен. Подготовка, которую проходят аспиранты; система такой подготовки. Учиться в аспирантуре. Кончить аспирантуру. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    аспирантура - ы, ж. aspirant m.>нем. Aspirantur. Система подготовки научных и научно педагогических кадров при вузах и научно исследовательских учреждениях. БАС 2. Лекс. Уш. 1935: аспиранту/ра … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АСПИРАНТУРА - АСПИРАНТУРА. Форма подготовки научно педагогических и научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 1930 х гг. в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций – с 1934 г.). Может быть очной (3 года обучения)… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Аспирантура - (от латинского aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 30 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В начале … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АСПИРАНТУРА - (от лат. aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться) форма подготовки научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 30 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934 г.). В… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Философия науки: Уч. пос. / Т. Г. Лешкевич - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.-272 с..-(ВО: Аспирантура)(П) , Лешкевич Т.Г.. В краткой и доступной форме изложен материал, сответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии,…

Есть одна закономерность - чем более четкие очертания приобретает диплом и чем ближе день его защиты , тем чаще тебя посещает мысль: "А не податься ли в аспирантуру?"

Первое, что стоит сказать - далеко не все аспиранты защищают диссертацию и далеко не все кандидаты посвящают жизнь науке. Но тогда зачем нужна аспирантура? Самые распространенные причины - отсрочка от армии, место в общежитии, многие - просто по инерции, из-за привычки учиться и жить в университетской среде, самолюбия или вообще "просто так".
Другим эти 3 года нужны, чтобы определить свое место в этой жизни, понять, что им нужно на самом деле. Одна моя знакомая пошла в аспирантуру именно из этих соображений, в результате научная жизнь ее настолько увлекла, что в другой деятельности она себя не представляет. Ездит на конференции, преподает немецкий и русский, ведет спецкурс по специальности… И очень довольна.
Но могут быть и более практические соображения. Если у тебя, скажем, диплом историка, а работаешь ты менеджером, аспирантура станет реальной альтернативой второму высшему образованию и даст тебе возможность подкрепить твои практические навыки теоретическими знаниями и степенью. Один мой друг закончил физфак, работал во время учебы и после аналитиком, а еще через пару лет поступил в заочную аспирантуру по экономике. На мой вопрос "зачем?" я получила логичный и ожидаемый ответ: "Повышать квалификацию". Можно было бы еще раз спросить "зачем?", но и так понятно - ради карьерного продвижения. Думаю, у него это получится.
Многие девушки получают степень ради преподавательской карьеры в ВУЗе, чтобы и дома не сидеть и "от звонка до звонка" на работе не выматываться. Интересно, не пыльно и, кажется, все еще престижно… Очень достойное и приятное занятие, если у тебя нет необходимости содержать саму себя и еще кого-то.

Бытует мнение, что любая ученая степень и даже сам факт обучения в аспирантуре - твой дополнительный плюс на рынке труда. Довольно спорное утверждение, единого мнения на этот счет нет. Многое зависит от специальности и от того, насколько работа с ней связана. Если связана напрямую - может оказаться непременным условием, если не связана никак - логично, что твоя степень особо HR"а (сокращение от "Human Resources" - менеджер по персоналу, т.е. тот, кто занимается подбором новых сотрудников) не впечатлит и он предпочтет человека пусть менее образованного, но более опытного. А, например, за границей (наш "кандидат наук" приравнивается к западному PhD) может даже обернуться минусом: тебя сочтут "overqualified", т. е. "слишком квалифицированной"… В любом случае, не стоит обольщаться, что степень откроет перед тобой все двери, но при правильной подаче она может оказаться полезной. Так что если посмотреть повнимательней - нужна аспирантура!

Очная или заочная?

Форма обучения зависит от твоих целей. Хочешь иметь дополнительный "бантик" в резюме, удовлетворить собственное самолюбие, доказать себе и всему миру, что ты на это способна? - Тогда, наверное, лучше выбрать заочную. Многими она воспринимается как "дефектный" вариант очной, но если с самодисциплиной у тебя все в порядке и проблема призыва в армию, равно как и места в общежитии, для тебя не актуальна, плюсов у заочной аспирантуры явно больше. Во-первых, ты не обязана посещать занятия и/или преподавать, а значит, и со временем гораздо свободнее. Во-вторых, на написание диссертации тебе отводится не 3 года, а 4. Вспомни, как часто тебе не хватало одной ночи, одного месяца... так вот, одного года будет не хватать точно так же.
По закону аспиранты-заочники имеют право на дополнительные оплачиваемые отпуска, и твой работодатель обязан тебе их предоставить. Но в реальности, если не организация тебя направляет, а ты по своей инициативе отправилась учиться, законных отпусков добиваться будешь долго и не факт, что добьешься. Проще уволиться. Работодателей можно понять - 30 календарных дней на вступительные экзамены, дополнительный отпуск в 30 календарных дней каждый год + один день в неделю с пятидесятипроцентной оплатой и три оплачиваемых месяца для завершения диссертации… По моим подсчетам, получается порядка 11 месяцев за все 4 года. Лично мне не известно ни одного примера, когда бы аспирант-заочник отгулял все свои положенные отпуска (за исключением моей мамы, но это было лет 20 назад). Полноценная очная аспирантура - выбор тех, кто нацелен на научную или преподавательскую карьеру. Существенный минус - опыт показывает, что успешное совмещение очной аспирантуры с полноценной высокооплачиваемой работой практически невозможно (но ведь не всем это принципиально, правда?). Что заниматься наукой приятно и престижно - понятно. Другой вопрос - что дает научная карьера в материальном плане. Давно стало общим местом, что "в России за науку не платят". Но, во-первых, есть наукоемкие области - и крупным компаниям, в них работающим, нужны собственные разработки, а следовательно, хорошие специалисты. В первую очередь это IT, некоторые направления физики, химии, геологии. Одна моя подруга-геолог пошла в аспирантуру именно с этой целью - высшее профессиональное образование дает ей возможность практической работы в крупной компании, а степень позволит заниматься там же теоретическими исследованиями. То есть реализовать известную формулу: "удовлетворить собственное любопытство за чужой счет". А во-вторых, специалист высокого уровня в ЛЮБОЙ области при желании себя обеспечит.
Помимо очной и заочной аспирантуры есть еще возможность соискательства. Ты прикрепляешься к кафедре (без вступительных экзаменов) и в течение 5 лет сдаешь экзамены кандидатского минимума, пишешь-защищаешь диссертацию. Ни о какой учебе речь не идет, по сути это что-то вроде экстерната.

А возьмут?

Что касается условий приема, основное требование - у тебя должен быть диплом высшего профессионального образования (5 лет). Диплома бакалавра обычно недостаточно (бакалавриат - 4 года, и его логическим продолжением является не аспирантура, а магистратура). Ограничения по возрасту - не старше 35 лет для очной, и 45 - для заочной. Учиться на бюджетной основе можно только один раз и только если у тебя российское гражданство.

Что сдаем и сколько платим?

Здесь всё стандартно: специальность, иностранный язык, философия. Скорее всего, еще реферат страниц на 30 по специальности и собеседование с предполагаемым научным руководителем. Если у тебя диплом магистра и в качестве выпускных экзаменов ты сдавала философию или иностранный - их могут засчитать. Несомненный плюс - наличие публикаций, но и их отсутствие не критично. Если ты претендуешь на бюджетное финансирование - придется пройти конкурс. Каков он, зависит от популярности и открытости института - про некоторые можно заранее сказать, что даже документы подавать бесполезно. То есть их у тебя, конечно, примут, но вот поступить все равно не поступишь - все места давно распределены между "своими". Конкурс в институты РАН (Российская академия наук) может доходить до 4-5 человек на место, на некоторые кафедры РАГС (Российская академия государственной службы) - 5-7, на кафедры факультетов МГУ - редко превышает 1.5, но обычно это как раз тот случай, когда "все свои". Конкурса в платную аспирантуру обычно нет, надо только сдать экзамены. Идеальный вариант - если тебе удастся убедить начальство, что компания заинтересована в твоем обучении. Тогда называться это будет "целевая аспирантура" и оплатит ее твой работодатель. Если нет - платишь сама и обойдется это удовольствие в среднем от 1000 до 2000 у. е. в год; заочная дешевле, но не намного. И будь готова к тому, что на этом твои капиталовложения могут и не закончиться, например, потребуют оплатить сбор диссертационного совета или работу оппонентов. Время экзаменов зависит от института, обычно это либо период с конца мая до начала июля, либо сентябрь-октябрь. Редко - в январе.

Итак, кому же нужна аспирантура?

Нужна аспирантура - не только для тех, кто мечтает стать "большим ученым" или банально косит от армии , это дополнительная возможность твоего профессионального и личностного развития. В конечном счете, ты делаешь это для себя, для своего самолюбия и удовлетворения собственных амбиций. Плюс - получаешь опыт аналитической работы, написания научных статей, подготовки докладов и отчетов. Кстати, многим просто нравится сам процесс: общение с умными, образованными людьми дорогого стоит.
Что аспирантура даст тебе помимо морального удовлетворения и дополнительного способа самовыражения? Образование важно не только получить, но и уметь его использовать. Четко понимать, что ты делаешь и с какой целью. Может, ничего и не будет в результате, кроме еще одного никому не нужного диплома в дальнем ящике стола. А может - получишь очередное повышение, выйдешь замуж за академика, станешь лауреатом Нобелевской премии… Все зависит только от тебя. Как всегда.

Многие студенты предпочитают продолжать обучение после получения диплома. Кто-то понимает, что ему близка наука, а другие не против сразу повысить квалификацию и стать претендентами на более престижные должности.

Остается только разобраться в разных формах образования. Этим мы и займемся в статье.

Аспирантурой называют особое структурное подразделение вуза или НИИ, в котором готовят ученых первой степени – кандидатов наук. А аспирант – человек, который получил высшее образование или даже стал магистром, поступил в аспирантуру, чтобы защитить диссертацию и стать обладателем ученой степени.

Кстати, само слово «аспирант» переводится с латинского как «стремящийся к чему-либо» .

Конечно, в аспирантуре продолжают учиться. Это можно делать на дневном и заочном отделении. В первом случае продолжительность обучения составляет 3 года, во втором – 4. Кроме того, они активно занимаются научной работой: собирают и оформляют материалы для будущей диссертации, консультируются у своего научного руководителя.


Защищать кандидатскую диссертацию аспирантам предстоит членами диссертационного совета при конкретном учебном заведении.

Также аспиранты обязательно сдают кандидатский минимум. По сути, ничего страшного, обычные экзамены. Среди них экзамен по специальности, иностранному языку и философии науки. Еще одно важное уточнение: если вы учитесь в аспирантуре вуза, должны заниматься и педагогической деятельностью. Обычно аспиранты становятся помощниками научных руководителей.

Соискательство – одна из форм подготовки научных кадров. Ученые сами работают над диссертационным исследованием и могут при хороших результатах рассчитывать на получение ученой степени кандидата наук.

Как правило, к соискательству прибегают уже состоявшиеся научные сотрудники – люди, которые уже работают в высших учебных заведениях или НИИ, успели обзавестись необходимыми знаниями и даже написали кандидатскую диссертацию.

То есть, проходить обучение в аспирантуре им фактически не нужно, а значит, нет необходимости в преподавательской деятельности на выбранной кафедре, участии в конференциях.


Все их время уходит на подготовку и должное оформление диссертационного исследования.

В магистратуре обучение проходят студенты, которые получили диплом бакалавра и хотят повысить свою квалификацию, углубленно изучать выбранные предметы и подготовить научную работу по конкретной теме.

Ординатурой называют форму повышения квалификации врачей. Студенты отучились в медицинских вузах, а потом поступают в ординатуру, чтобы стать высококвалифицированными профессионалами и иметь право на осуществление самостоятельной врачебной практики (после окончания ординатуры выдается специальный сертификат).


Обучение же в аспирантуре ориентировано, прежде всего, на подготовку научных работников. После успешной сдачи кандидатского минимума и защиты диссертационного исследования аспиранту присваивается ученая степень (кандидата наук).

Обучение подходит к концу, и вы с искренним удивлением смотрите на некоторых однокурсников. Зачем они решили поступать в аспирантуру? Ведь свобода – вот она, уже на пороге! А между тем, им известно чуть больше чем вам. Давайте восполним этот небольшой пробел и выясним, зачем идти учиться в аспирантуру.

Что дает и кому нужна аспирантура?

Главная цель аспирантуры – получить максимально углубленные знания внутри выбранной тематики, скрупулезно изучать проблемы в выбранном направлении. А иногда обучение в аспирантуре ставит перед собой цель сделать открытие. Тут все зависит от ваших собственных стремлений и убеждений.

Многие думают, что единственный плюс всего мероприятия заключается только в том, что аспирантура дает отсрочку от армии. Ну, с этим, конечно, не поспоришь – так и есть! Но есть и другие плюсы аспирантуры:


Минусы аспирантуры

Как мы уже говорили ранее, учеба в аспирантуре имеет не только плюсы, но и минусы.

Когда устаешь "учиться"

Первое – это довольно длинный путь к конечной цели. Кроме обычного университетского образования вам придется долгое время обучаться в аспирантуре, а затем – успешно защитить кандидатскую диссертацию. И все это время вам необходимо будет ходить на все те же занятия, просиживать часы в библиотеках, изучать и проводить различные исследования, прорабатывать вплоть до мельчайших мелочей изучаемые проблемы, а потом еще и сдавать кандидатские экзамены.

Все это может порядком надоесть еще до окончания университета, вот почему не у многих остается достаточно сил и желания, чтобы продолжить этот «ад» и после университета. Но если уж решился на это, то окончательно. Рекомендуем почитать о том, .

А вот еще один момент (для одних приятный, для других неприятный) того, что дает обучение в аспирантуре: кроме всех вышеупомянутых видов деятельности аспиранту придется проводить семинары или практические занятия со студентами.

Впрочем, если ваша запланированная деятельность никак не связана с миром науки, что вам и не придется знать, что дает аспирантура при трудоустройстве в реальной жизни. Студентам иногда достаточно узнать, дает ли аспирантура отсрочку от армии, чтобы пойти туда учиться. И в этом случае к вам на помощь быстро придут – они возьмут на себя все тяготы ученой деятельности, а все заслуги останутся вам.

Возможность поступить в аспирантуру для многих является серьезным шагом, на который нужно решиться. Человек, идущий на это, должен четко понимать, чего он хочет достичь. Следует понимать, что обучение в аспирантуре является не просто следующей ступенью образования после окончания вуза. Поступление в нее выводит вас на качественно новый уровень. Аспирантура служит не просто местом для получения знаний. Она дает возможность человеку получить ученое звание.

Ознакомьтесь с подразделами...

... и дочитайте этот материал

Для того, чтобы учиться в аспирантуре, человек должен иметь способности к аналитической, творческой и исследовательской работе, а также у вас должен быть талант. Людей, обладающих такими способностями, среди выпускников вызов, очень мало. Из-за этого перед тем, как принять решение, вы должны разобрать в себе и понять, есть ли у вас способности для обучения и научной работы. Без способностей и таланта вы просто зря проведете время, и от этого не будет пользы. Лучше найти себя в чем-то другом, где вы можете принести пользу.

Что представляет собой данное обучение

Аспирантура представляет собой форму профессионального послевузовского обучения. Она является главным этапом подготовки научных и научно-педагогических кадров. На сегодняшний день она служит самостоятельной формой для получения образования. Основной целью ее является приобретение навыков для занятия научными работами самостоятельно. Образование в основном ведеться при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях.

Специалист, который закончил обучение, должен обладать всем необходимым, чтобы эффективно решать задачи в научной среде и качественно выполнять научно-исследовательские работы. Аспирантура, по сути, является формой повышения квалификации для желающих получить ученую степень кандидата наук. В ходе обучения человек получает опыт, который ему будет нужен, чтобы в дальнейшем выбрать актуальное научное направление. Он учится обосновывать те, темы исследований, которыми занимается. Аспирант также получает требуемый опыт для правильной организации и проведения эксперимента. Приобретает навыки умелой работы с литературой, способность грамотно получать и обрабатывать данные исследования, выполнять их сравнительный анализ. Учится правильно обобщать данные своих исследований в форме выводов. Завершающим этапом обучения является написание кандидатской диссертации. Написанную диссертацию аспирант должен будет предварительно защитить на заседании кафедры, а также на заседании научного отдела, который обязательно должен соответствовать его профилю.

Кто такой аспирант

Аспирантом является человек, у которого есть высшее профессиональное образование. Его целью является подготовка к защите диссертации для получения ученой степени кандидата наук. Для осуществления этой цели он должен пройти обучение в аспирантуре, которая находится при научно-исследовательских учреждениях и вузах. Им стать может человек, который имеет квалификацию магистра или специалиста и при этом является гражданином своей страны. Для зачисления в аспирантуру необходимо будет сдать вступительные экзамены на конкурсной основе. Кандидату необходимо будет подготовить научную публикацию, реферат и заявление на поступление. Очень помогают участия в научных конференциях, на основе которых дается рекомендация к поступлению.

Каждому аспиранту назначается научный руководитель, под наблюдением которого он пишет диссертацию. Кроме подготовки к написанию диссертации аспирант занимается индивидуальным планом работы. Этот план предусматривает сроки, по которым сдаются экзамены на кандидатский минимум. Также там указываются даты, по которым сдаются отдельные части диссертации. В обязанности аспиранта также входит посещение дополнительных занятий. Эти занятия проводятся на первом курсе обучения. Участие в работе кафедры, к которой он непосредственно закреплен, тоже входит в его обязанности. Если он не выполняет свой календарный план, его могут отчислить.

Для аспирантов очной формы предусмотрена выплата стипендий. У обучающихся на заочной форме обучения стипендии нет, но им можно каждый год брать дополнительный отпуск в размере тридцати дней. Этот отпуск они должны брать по месту своей работы. Аспирантам заочной формы обучения также может быть предоставлен один день в неделю, для проведения занятий, который оплачивается в размере 50%. Человек, поступающий в аспирантуру, имеет право выбрать направление, по которой будет проходить обучение. Поэтому не обязательно поступать в аспирантуру по специальности вашего диплома. В этом случае не стоит забывать, что необходимо будет освоить больше информации.

Что дает

Аспирантура предоставляет возможность человеку заниматься научной деятельностью. Также вам открывается возможность выступления на разнообразных конференциях и возможность участия в разных конкурсах. Она позволяет человеку самосовершенствоваться. Это происходит благодаря получению знаний по одному направлению, которое вы выбрали. Благодаря аспирантуре, вы можете заниматься преподавательской деятельностью. Итогом обучения является написание и защита кандидатской диссертации.

Зачем нужна

В первую очередь аспирантура нужна тем, кто планирует заниматься научной деятельностью или же преподавать в вузе. Некоторые люди идут учиться для того, чтобы повысить свою квалификацию или поменять область своей деятельности. Некоторые люди поступают продолжают обучение потому, что у них большое желание учиться и этот процесс им нравится.