Бойлер - тип водонагревателя, работающий по принципу нагревания накопленной воды. Бойлер состоит из бака, в котором содержится и нагревается вода, а также из насоса и устройства нагревания. Бойлеры работают по следующему алгоритму: с помощью насоса бак наполняется холодной водой, после этого автоматически запускается нагревательное устройство и начинается процесс нагрева. Температура нагревания устанавливается вручную пользователем. Когда температура воды в баке достигает установленного значения, бойлер автоматически прекращает работу.

Теплая вода в баке со временем начинает охладевать, если ее не использовать. В этом случае бойлер автоматически запускается и поддерживает установленную температуру. Поэтому важно помнить, что для сохранения установленной температуры воды бойлер постоянно работает, потребляя электроэнергию или газ.

Некоторые пользователи в целях экономии после использования отключают прибор. Однако это не очень эффективная методика, так как для нагревания холодной воды необходимо не меньше часа времени. Бойлер начинает интенсивно расходовать энергию, и иногда расход получается большим, чем во время непрерывной работы прибора.

У накопительного бойлера есть значительное преимущество: можно устанавливать любую температуру воды, независимо от мощности струи. Чего нельзя сказать о проточных бойлерах. Также работу накопительного бойлера может выдержать любая проводка.

Особенности выбора электрического и газового бойлера

Бойлеры могут использовать разные источники энергии. Исходя от этого их можно классифицировать на:

Сегодня твердотопливные бойлеры практически не используются, так как современные квартиры не рассчитаны на поддержание их работы.

Самые распространенные типы - газовые и электрические. Они имеют свои особенности функционирования.

  1. Электрические бойлеры работают от простой электросети. Они имеют небольшую мощность - до 3 кВТ и не требуют подключения к усиленной линии питания.
  2. Газовые водонагреватели имеют достаточно высокую мощность - 4 - 6 кВт, поэтому для их работы потребуется в два раза больше расходуемой энергии. Однако нагрев воды по времени происходит в несколько раз быстрее.
  3. Газовые водонагреватели считаются более экономным вариантом, так как для нагрева воды нужно немного времени. К тому же, электричество дороже газа.
  4. Установка газового бойлера - это сложный и дорогостоящий процесс. В этом плане электрические водонагреватели выигрывают.
  5. Для монтажа газовых бойлеров необходим дымоход. От того, какая используется камера сгорания (закрытого или открытого типа) зависит, насколько сложной будет установка бойлера.

Монтаж устройства с камерой сгорания открытого типа - сложный и дорогостоящий процесс.

Бойлеры с камерой сгорания закрытого типа очень просты в установке, однако сам прибор может стоить в несколько раз дороже.

Внутреннее покрытие бака должно обладать сильными антикоррозийными свойствами, поэтому для него чаще всего используют нержавеющую сталь, напыление из титана или особый материал стеклофарфор.

Материал, используемый для покрытия бака изнутри, также влияет на цену накопительного водонагревателя. Чем более устойчивы защитные стенки прибора, тем он дороже.

Главная задача внутреннего покрытия водонагревателя - предотвращение коррозии и разрушительных процессов. От этого напрямую зависит срок эксплуатации прибора.

Сегодня самым распространенным материалом для внутреннего покрытия считается стеклофарфор. Данный материал отлично противостоит коррозийным процессам. Но при резких перепадах температур на нем могут образовываться небольшие трещины.

Есть один способ, позволяющий увеличить срок эксплуатации накопительного водонагревателя - использование щадящего режима нагревания. Но при этом внутри бака могут начать размножаться микроорганизмы, и чтобы предотвратить это, время от времени придется прогревать воду до высокой температуры.

Самыми устойчивыми считаются бойлеры с покрытием из нержавеющей стали или напылением из титана. Эти устройства могут прослужить больше 8 лет. Среди минусов таких бойлеров выделяют то, что в местах сварки со временем начинает появляться ржавчина.


Опубликовано: 06.03.2018 02:57

День добрый дорогие посетители нашего сайта. А вы знали, что в качестве топлива для газовых систем может использоваться разный газ – метан, пропан, бутан или изобутан.Использование природного газа (или метана) осуществляется в системах централизованного газоснабжения, использование пропана и бутана – в автономных системах.

Природный газ – это метан, имеющий формулу СН 4 и являющийся бесцветным газом. Природный газ метан не имеет запаха, поэтому для того, чтобы человек мог самостоятельно обнаружить утечку газа и принять необходимые меры, в состав метана добавляют примеси с характерным запахом.

Критическая температура метана равна -82,5 о С (это температура, при которой возможен переход природного газа в жидкое состояние при дальнейших манипуляциях с давлением метана). А температура кипения метана составляет -161,5 о С – это температура при которой природный (натуральный) газ точно переходит в жидкое состояние из газообразного.

Пропан – это газ из группы алканов (углеводородов, ряд которых описывается формулой С n Н 2n+2), имеющий формулу С 3 Н 8 . Как и в случае с метаном, газ пропан не имеет цвета и запаха, однако, как и метан, этот газ при высоких концентрациях способен нанести вред самочувствию и здоровью человека, а при определенных концентрациях метана и пропана возможен взрыв.

Поэтому производство пропана, как и метана, сопровождается добавлением реагентов с характерным запахом. Температура кипения пропана равна -43 о С. Если с понижением температуры может быть сжижен метан, то пропан можно сжижать более дешевыми способами – через компрессию (повышение давления).

Бутан – это так же газ из группы алканов, имеющий формулу С 4 Н 10 , бесцветный, как пропан или метан, и не имеющий запаха. Как и в другой газ, метан или пропан, производство бутана сопровождается применением реагентов с запахом. Что радикально отличает от перечисленных алканов этот газ – это температура кипения бутана, равная -0,5 о С. Что накладывает определенные ограничения на его применение в качестве топлива. Другие газы – это пропан и метан – без проблем использующиеся при минусовых температурах в качестве топлива, дополняют бутан в составе горючих газов. Так, в качестве компонентов сжиженного углеводородного газа используются пропан и бутан (или изобутан).

Разница в физических свойствах газов накладывает следующие ограничения на применение бутана и пропана по отдельности:

Сжиженный бутан не может использоваться в качестве топлива при отрицательных температурах (так как отопление помещений должно происходить при помощи доставки в газовый котел бутана в газообразном состоянии)

ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления» запрещает самостоятельное использование бутана или пропана в системах газификации, а также устанавливает ограничения на то, как бутан или пропан (в процентном соотношении) могут быть использованы в смеси – содержание первого не должно превышать 60%. В зимнее время пропан в смеси для севера России допускается в количестве не менее 75% от общего объема смеси газов.

На сегодня все, дорогие читатели, наша команда ГазЭкоСеть желает Вам хорошего дня и прекрасного настроения.

А это значит нам нужно затягивать и без того затянутые пояса. Сделать это можно переходом на газ, установкой газобаллонного оборудования, или попросту ГБО. Но не все установки одинакового полезны, я бы даже сказал «начальные» поколения – «1, 2, 3» — были мягко сказать, далеки от идеала. Хотя экономия все же была на лицо, и многие ставили на своих железных коней такие системы, а особенно приглянулись владельцам маршрутных такси (наших ГАЗЕЛЕЙ). Знаете, многие мне задают вопрос – напиши (сними) пожалуйста, статью об эволюции ГБО, как развивались поколения, что в них нового и чем отличаются? Знаете, тема действительно стоящая и сегодня я все же решил рассказать про них. Так что читайте, гарантировано будет интересно …


Если честно, то жесткого разграничения между поколениями нет! Вы нигде не найдете такой информации, что мол первый от второго отличается – тем-то и тем-то. Просто производители начинают устанавливать в свои системы определенные новые узлы, а вот уже маркетологи спешат назвать это очередным поколением – «что оно в разы лучше и вообще мы не понимаем, как раньше ездили на газу! :)»

Правда, о поколениях

Если утрировать то поколений или стадий ГБО всего три, именно они имеют кардинальные отличия, но справедливости ради, стоит отметить — что между ними существуют так называемые гибридные (промежуточные) версии, которые также представляют за поколения, хотя это не совсем правильно.

Все отличие между «версиями» ГБО таится в системе питания. Ни для кого не секрет, что штатная система питания у автомобиля бензиновая. При установке газобаллонного оборудования, она изменяется или модифицируется, для потребления газа.


С развитием двигателя внутреннего сгорания, , то есть меняется принцип подачи топлива в цилиндры силового агрегата. Также эволюционирует и замещение одного топлива на другое, то есть бензина на газ – каждый такой «виток» можно назвать поколением.

Как мы с вами знает система подачи топлива двигателя внутреннего сгорания – имеет всего три основных поколения. Это карбюраторный впрыск (он же механический), далее инжекторный распределенный, и непосредственный впрыск топлива. Именно к этим стадиям и приравнивается основные три изменения систем ГБО. Хотя как я уже писал сверху, есть и переходные версии. Я постараюсь рассказать вам, об всех типах начиная от самым первым, заканчивая последним шестым.

Хотя еще раз хочу подчеркнуть все же основных поколений (если можно так считать) всего – ТРИ! Запомните это, по эволюции систем впрыска топлива в бензиновых двигателях, остальные просто промежуточные версии.

ГБО первого поколения

Если хотите то это точка отсчета, именно отсюда все началось. Используется «пропан-бутановая» газовая смесь, также не редко газ «метан». У таких систем есть свой бак, или газовый баллон, устанавливается дополнительно, зачастую в багажник или салон автомобиля. Именно его заполняют газом, который через запорную арматуру поступает в специальное оборудование, которое называется – «испаритель».

Далее в «испарителе» (который подключен к системе охлаждения), газ переходит в состояние пара (если брать метановую систему, то здесь присутствует прогрев метана). Далее газ поступает в редуктор, который в зависимости от давления во впускном коллекторе мотора дозирует впрыск.


Нужно отметить — что первое поколение зачастую использовало различные блоки испарителя и редуктора, хотя позже появились версии которые сочетали эти оба устройства в одном корпусе.

Редуктор первых типов, использовал в своем строении вакуумный клапан, который открывался лишь тогда, когда во впускном коллекторе появлялось пониженное давление (вакуум) – отсюда первые типы носят название «вакуумные».

После этого газовая смесь, должна попасть в коллектор, через карбюратор или специальный смеситель (который также устанавливался отдельно). Такое построение системы мягко сказать «не идеальное», газу нужно преодолеть достаточно большое расстояние – что приводит к всевозможным проблемам. Например – сложному запуску (особенно при пуске холодного двигателя, когда вакуум слабый). На такие системы даже устанавливали специальный «подсос» — который позволяет открыть прямую подачу газа в двигатель, а бензиновая смесь полностью отключалась.

Если брать метановые версии, то на них существовали понижающие камеры, в которых давление газа сильно занижалось, примерно на 15, — 3 БАРА

Установка данных систем – только карбюраторные двигатели, собственно поэтому и первое поколение. Минусов у него было много – особенно если система разгерметизировалась со временем, то при запуске можно было услышать хлопки, да и возгорания были не редкими.

Второй тип, не сильно отличался от первого. Здесь решили модернизировать запорный клапан в редукторе – теперь он не вакуумный, а электромагнитный, что реально было просто прорывом. Теперь можно не выходя из салона выбирать вид топлива специальной кнопкой, запирается либо бензин, либо газ – удобно. Также большим плюсом можно отметить холодный «старт» – электромагнитный клапан, теперь пускает небольшое количество газа в систему перед пуском, что облегчает запуск холодного двигателя.


Критические отличия кроются в том, что теперь появилась возможность использования этой системы на инжектором двигателе, это либо моновпрыск, либо первые поколения распределенного впрыска.

ГБО 3 поколения

Продолжили дальше усовершенствовать второй тип. Появляется автоматическая коррекция подачи газа в мотор автомобиля. Если хотите «аля инжектор». Контроллер, считывал показания датчика кислорода, и опираясь на эти данные регулировал количество газовой смеси подаваемой в двигатель, при помощи специального «шагового» моторчика. В свою очередь на редукторе также располагался датчик температуры, он не давал использовать ГБО, пока редуктор не достигнет нужной температуры (данные заложенные в контроллере).


ГБО 3 поколения, соответствовал нормам ЕВРО-2, это стало возможным после считывания показаний с датчика кислорода.

Устанавливается только на инжектора, все последующие типы, уже не используют карбюраторные двигатели.

Система еще более продвинутая, здесь мы уже видим настоящий распределенный впрыск газовой смеси в цилиндры, это опять же прорыв.

Редуктор здесь всегда имеет постоянное давление газа в системе, сейчас он лишен функции впрыска топлива во впускной коллектор. Тут появляются газовые форсунки (каждая на свой цилиндр), которые забирают давление от редуктора. После на каждую форсунку подходит свой шлейф от контроллера, и именно контроллер дает приказания впрыску газового топлива той или иной форсунке в нужный момент.


Если взять метановые версии, то тут немного изменен редуктор и сам бак, для того чтобы выдерживать большие давления – больше разницы нет.

Использует смесь только пропан – бутан. Здесь совершенно по-другому устроена работа системы, изменения кардинальные. ГАЗ используется уже в жидком виде, а не в качестве пара, как у предыдущих типов. В баллон помещается топливный насос, схожий по своим показателям с бензиновым собратом, который нагнетает постоянное давление в системе.


Если сказать честно, то на данный момент это почти самая совершенная система, давайте пройдемся по плюсам:

  • Легкий пуск на газовой смеси, не нужно греть на бензине
  • Нет редуктора
  • Нет вмешательства в систему охлаждения двигателя
  • Снижение расхода газа (приближается к расходу бензина)
  • Все магистрали используют пластиковые трубки высокого давления, шлангов практически нет.
  • Увеличение мощности на газу.

Минусы тоже есть, но их не так много, это – цена, дорогое обслуживание и установка. Система еще достаточно новая, производят несколько производителей, а если нет конкуренции, то можно завышать цены. Однако не успел появиться пятый тип, как производители уже заверяют о скором появлении шестого.

ГБО 6 поколения

Купить его сложно, даже для потребителей Европы, где он собственно и разработан, эта система базируется на двигателях с непосредственной системой впрыска топлива. Здесь уже нет разграничения на газовые инжектора и бензиновые, система врезается в штатную подачу топлива. Если утрировать, то различие только в баке, есть бензиновый и газовый – но один топливопровод и одни форсунки, которые впрыскивают топливо.


Нажали кнопку — идет газ, нажали другую — пошел бензин (газ прекратился). Такой симбиоз, намного облегчает систему газобаллонного оборудования. Как заверяют производители, теперь все характеристики бензина передадутся газу, а именно:

  • Такая же мощность
  • Такой же расход
  • Лучшая экология
  • Минимум оборудования
  • Легкость обслуживания

Правда, когда появится шестое поколение у нас в России не совсем понятно, но вроде как в Европе уже начинают производить.

Можно с уверенностью сказать что газ, скоро станет реально источником альтернативного топлива, ведь ездить на нем в два раза дешевле – тогда зачем платить больше, если не будет видно разницы.

Сейчас небольшое видео, смотрим.

На этом я заканчиваю свою статью, думаю, эта эволюция была вам интересна.

Самый распространенный тип котла в современных квартирах и частных домах – газовый. Такие нагреватели работают и на природном, и на сжиженном газе. Их ценят за простоту и неприхотливость эксплуатации, экономичность, производительность, надежность и уровень автоматизации.

Напольный газовый котел

Сравнивать газовые котлы наобум сложно. В каждом отдельном случае нужна своя, подходящая для конкретных условий эксплуатации и решаемых задач модель. Выбрать газовый котел из огромного многообразия типов и версий помогает правильная оценка личных потребностей и возможностей кошелька.

Критерии выбора газового котла

Газовые нагреватели различаются стоимостью, качеством и производительностью. Чтобы оценить, какой котел подойдет вам лучше, выбирайте агрегат, исходя из следующих критериев:

  • Место установки. Котлы выпускаются напольными или настенными.
  • Количество контуров. Этот фактор зависит от того, будет ли использоваться котел для ГВС.
  • Тип котла. Продаются конвекционные или конденсационные модели. Последние дороже, но и эффективнее.
  • Тип тяги и циркуляции теплоносителя.
  • Зависимость от электроэнергии.
  • Тип термостата и способа розжига.
  • Количество степеней регулирования мощности. Чем их больше, тем проще и точнее корректируется расход газа.
  • Материал изготовления и стоимость. Предпочтение отдавайте моделям из жаропрочных и нержавеющих материалов. Экономить на котле не стоит, хотя на цену сильно влияет известность бренда.

Оценивая требования к котлу с учетом личных предпочтений, трезво подходите к выбору и возможностям монтажа той или иной системы отопления.

Здесь важен выбор мощности, учет необходимости установки вентиляции, а в некоторых случаях выделения отдельного помещения.

Сравнение по месту установки

Популярность настенных котлов отопления обусловлена компактностью. КПД напольных и настенных агрегатов одинаков. Различия кроются в мощности. Для настенных котлов отопления она не превышает 35 кВт.

Настенный котел

Габариты и масса напольных значительно больше настенных, а мощность доходит до 60 кВт. Они используются для отопления помещений большой площади. Поэтому подходят для частного дома, а настенные – для квартир. Под напольные газовые котлы отопления требуется выделять специальное помещение, а оно не всегда есть.

В отличие от настенных, у напольных котлов отопления отсутствует насос в конструкции. Для ГВС их комплектуют дополнительными бойлерами.

Главное отличие между нагревателями заключается в материале, из которого изготавливается теплообменник.

В настенных он медный или стальной, а в напольных – чаще стальной, но бывает и чугунный, что существенно лучше в смысле длительности срока службы. По статистике, теплообменник из стали служит до 15, медный до 20, а чугунный до – 25 лет. Правда, КПД у чугунного ниже – не более 80%. Тогда как КПД стального – 90%, а медного – превышает 91%.

Для настенных медный считается теплообменник лучшим, поскольку обеспечивает быстрый нагрев, просто устанавливается и меньше подвержен коррозии.

Сравнение газовых котлов по числу контуров

Сравнение настенных и напольных газовых котлов отопления по числу контуров корректно в зависимости от того, нужна ли организация снабжения горячей водой. Одноконтурные и двухконтурные нагреватели одинаково хороши в плане экономичности, надежности и функциональности. Но первые используются исключительно для отопления, а вторые еще и греют воду для ГВС.

Двухконтурный нагреватель со встроенным бойлером

Двухконтурный нагреватель со встроенным бойлером подходит для зданий с большой площадью, то есть частных домов. Это напольный котел. Для квартиры выбирайте агрегат с проточным теплообменником (настенный). К нему подсоединяют бойлер косвенного нагрева и решают вопрос ГВС таким образом.

Сравнение котлов по типу использования энергии

Различия газовых котлов по типу использования вырабатываемой энергии, как настенных, так и напольных, привели к появлению двух классов газовых агрегатов отопления:

  • Конвекционные. Это традиционные нагреватели, в которых тепловая энергия используется не полностью. Отличаются простотой конструкции, установки и обслуживания, низкой стоимостью.
  • Конденсационные или конденсаторные. Этот тип появился сравнительно недавно, но показывает чрезвычайно высокий КПД, который доходит до 110%. Достигается такая производительность за счет использования тепла выходящего дыма. Поступающий через коаксиальный воздуховод воздух подогревается выходящими по нему отработанными газами. Теплообменники в таких котлах – из алюминиевого сплава или нержавеющей стали, которые считаются лучше, поскольку не боятся агрессивных соединений.

По производительности, экономичности и инновациям выбор стоит сделать в пользу газовых котлов отопления конденсационного типа. Но принимайте в расчет высокую стоимость таких устройств.

Вопрос заключается в том, сколько топлива будет использоваться. Если в больших объемах, то покупка конденсаторного нагревателя оправдана.

Конденсационный газовый нагреватель

Сравнение по типу тяги

Различия газовых котлов отопления имеются и в типе тяги. Она бывает естественной или принудительной.

Когда используется камера сгорания открытого типа, то есть атмосферная горелка, то воздух для горения поступает непосредственно из помещения. При этом продукты горения – газы – выходят естественным образом за счет разницы температур и давлений.

Для такого агрегата требуется отдельное помещение с вентиляцией. Если в нагревателе применена горелка с принудительным наддувом и закрытая камера сгорания, то воздух в нее поступает прямо с улицы (из-за пределов помещения). Выхлопные газы выходят за пределы помещения через воздуховоды со встроенным вентилятором. Последний вариант рекомендован для использования в квартирах. Лучший дымоход – коаксиального типа.

Говорят, что атмосферные агрегаты долговечнее и тише. Это так, но они сжигают кислород, необходимый для дыхания. Поэтому котел с принудительной тягой создает в квартире комфортные для проживания условия.

Горелка с наддувом не так чувствительна к перепадам давления в газовой магистрали.

Зависимость газовых котлов от электроэнергии

Отличия настенных и напольных газовых котлов отопления заключаются и в наличии зависимости от электроэнергии. Существует две категории агрегатов:

  • Энергозависимые. Эти нагреватели требуют постоянной запитки от электросети. Это их самый большой недостаток. Отличаются большей автоматизацией, удобством и простотой использования. В городских условиях – это идеальный вариант.
  • Энергонезависимые. Такие нагреватели не требуют подсоединения к электросети. Подходят для сельской местности, поскольку не зависят от электроснабжения.

Энергонезависимый нагреватель

Используются в гравитационных системах отопления. К недостатку относится неустойчивый и слишком медленный запуск.

Сравнение по типу розжига

Существуют разновидности газовых котлов с электрическим и пьезорозжигом. В первом случае розжиг осуществляется с помощью электрического запала автоматически. Такие котлы относятся к энергозависимым. Они экономичнее, поскольку запуск выполняется одновременно с поворотом крана подачи горячей воды на открытие.

Пуск нагревателя с пеьзорозжигом осуществляется вручную, нажатием на кнопку. Фитиль после первого пуска горит, что приводит к появлению неприятных запахов.

Приоритет комфорту!

Различия газовых агрегатов на этом не заканчиваются. Быстрое развитие электроники предопределило создание почти полностью автономных газовых котлов отопления с эффективными системами управления.

Внедрение программируемых термостатов позволило реализовать функции программирования режимов работы и изменения заданных температур на несколько дней вперед. Автоматика стала залогом экономичной работы котлов и комфорта жильцов.

Прекрасно себя показали нагреватели с приборами ионизационного контроля горения. Они мгновенно перекрывают газовую магистраль в случае затухания фитиля или автоматической горелки. А это, в первую очередь, безопасность.

Если вы приобретаете энергозависимый агрегат, то выбирайте со встроенной электроникой, ЖК-дисплеем, пультом дистанционного управления и дополнительными функциями защиты.

Мощность газовых котлов отопления регулируется.

Управление газового котла

В том, как это реализовано, заключается еще одно различие газовых котлов отопления. Типы регулятора:

  • Одноступенчатый;
  • Двухступенчатый;
  • С плавной регулировкой.

Лучшими из газовых котлов отопления считаются модели с плавной регулировкой, которая дает возможность точнее регулировать параметр в зависимости от температуры воздуха. Это увеличивает экономность работы газовых котлов и повыает комфортность проживания.

Есть котлы, которые управляются через интернет со смартфона, благодаря использованию GSM модуля. Это удобно – вы отрегулируете температуру в квартире, не вставая с дивана и даже находясь вне жилища на большом удалении.

Вывод простой – чем больше автоматики, функций, тем лучше. Конечно, выбирайте агрегат и исходя из личных пожеланий функциональности, чтобы не переплатить.

На видео показаны особенности выбора газового котла:

Сравнение производителей

На сегодняшний день лучшие производители газовых котлов отопления базируются в Германии, Италии и Южной Корее. Это – Bosh, Viessmann, Beretta и Baxi.

По большому счету, они одинаковы, за исключение цены.

У моделей Bosh встроенная система самодиагностики и автоматической настройки. Котлы работают на природном и сжиженном газе. Теплообменники изготавливаются из меди с покрытием оксидной пленкой для защиты от коррозии.

У котлов Viessmann усовершенствованная система дымоудаления. На дымоходе никогда не образуется наледь. КПД этих устройств достигает 93%.

Такими же высокими характеристиками и свойствами обладают и другие, в том числе отечественные. Отличительные особенности наших газовых котлов отопления – простое устройство, независимость от электричества, доступная цена и развитая сеть сервисного обслуживания.

Вконтакте

Газ / Тарифы на газ

Газ бывает трубопроводный, а бывает в баллонах или газгольдерах. Первый дешевле, но его дорого провести. Второй - гораздо проще купить, но обходится он по более высокой цене. В чем отличия этих двух видов топлива и как формируется цена? Публикуем разъяснения Региональной энергетической комиссии Омской области по этому вопросу.

Чем отличаются сжиженный и природный газ?

Природный газ относится к полезным ископаемым, это смесь разных газов природного происхождения. Большую ее часть составляет метан. Природный газ не имеет запаха, поэтому в него обязательно вводятся одоранты - неприятно пахнущие вещества - для того, чтобы быстро обнаружить утечку. Удельная теплота сгорания такой смеси составляет от 7 600 до 8 500 ккал, точный показатель зависит от состава природного газа.

Природный газ добывают из недр земли, закачивают в специальные газовые хранилища и по газовым трубам доставляют до потребителей.

Сжиженный углеводородный газ - это продукт переработки попутного нефтяного газа и газов нефтеперерабатывающих заводов, являющихся углеводородами.

При производстве сжиженного газа используется сжиженная пропан-бутановая смесь. В таком состоянии плотность газа повышается в сотни раз, что увеличивает эффективность и удобство транспортировки, хранения и потребления смеси. Сжиженный газ заполняется в специальные баллоны или закачивается в резервуары-газгольдеры. Удельная теплоемкость такой смеси несколько выше и в среднем составляет 9 500 ккал.

В соответствии с законодательством выделяют СУГ для коммунально-бытового потребления и промышленных целей и СУГ для автомобильного транспорта. В СУГ также добавляют одоранты.

По своим характеристикам СУГ для бытовых нужд и для заправки автомобилей различается, в связи с этим не рекомендуется использование СУГ для коммунально-бытового потребления в качестве топлива для автомобилей.

Отличие природного и сжиженного газа по способам реализации

Способы реализации природного газа и СУГ различны: природный газ поставляется потребителям по трубопроводу, СУГ для населения поставляется потребителям автомобильным транспортом в емкостях различного объема, в том числе в индивидуальных баллонах, либо цистернами для закачки в групповые резервуарные установки (ГРУ ), которые находятся в непосредственной близости от домов населенного пункта.

В связи с этим сжиженный газ не может быть повсеместно заменен на природный, так как для этого необходимо возведение разветвленной сети трубопроводов.

Баллоны СУГ для бытовых нужд населения заполняются на газонаполнительных станциях или на газонаполнительных пунктах.

Баллоны СУГ для автомобилей заполняются на автомобильных газозаправочных станциях. Реализация сжиженного газа на автомобильных заправках не подлежит государственному тарифному регулированию.

Кто устанавливает цены на природный и сжиженный газ?

Цены и природного, и сжиженного газа для бытовых нужд подлежат государственному регулированию, однако и здесь есть своя специфика.

В случае с природным газом сначала ФАС России устанавливает оптовую цену на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа.

Затем на основе этих составляющих РЭК Омской области формирует и утверждает розничную цену на природный газ для населения.

Цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, устанавливаются на уровне субъектов и состоят в основном из региональных компонентов. Федеральный компонент - оптовая цена на сжиженный газ (устанавливается ФАС России).

Структура цен на сжиженный и природный газ, которая обуславливает отличия в тарифах.

Различия в технологии поставки сжиженного и природного газа до потребителей во многом определяют разницу в структуре цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.

Постатейная структура розничной цены на природный газ в Омской области следующая:

— 80,01% - приобретение газа;

— 16,63% - транспортировка газа по газораспределительным сетям;

— 3,36% - стоимость снабженческо-сбытовых услуг.

Розничные цены на природный газ РЭК Омской области утверждает в летний период, поскольку только к этому времени появляются все составляющие для этих цен.

Постатейная структура розничной цены на сжиженный газ напоминает структуру других тарифов на коммунальные услуги, которые устанавливаются на уровне субъектов федерации. Так, в городе Омске структура розничной цены на сжиженный газ следующая:

— 35,13% - приобретение газа;

— 26,09% - заработная плата;

— 3,2% - амортизация;

— 35,58% - прочие расходы, в том числе на охрану труда персонала, услуги по диагностике, экспертизе, освидетельствованию газового оборудования, услуги автотранспортного хозяйства, услуги по транспортировке газа, содержанию газонаполнительных станций.

Розничная цена на сжиженный газ на очередной год устанавливается в декабре текущего года.

Стоимость природного и сжиженного газа

Природный газ значительно дешевле в связи с тем, что это уже готовый продукт, который необходимо только доставить до потребителя.

Стоимость природного газа также различается по направлениям использования. Если использовать газ и на приготовление пищи, и на отопление, и на подогрев воды для горячего водоснабжения, то стоимость кубометра будет гораздо дешевле, чем, например, для пищеприготовления без использования на другие цели.

Специфика производства и доставки сжиженного газа для бытовых нужд обуславливает более высокую его цену. У сжиженного газа тоже есть свои виды использования, которые отличаются по стоимости: газ может поставляться через газораспределительные устройства (газгольдеры ) (в основном для многоквартирных домов) или в баллонах (в основном для частных домов) с доставкой непосредственно потребителю или с доставкой до промежуточных мест хранения. Забрать баллон с газом с промежуточного места хранения дешевле, чем доставить его до двери потребителя.