Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет

Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв («м и а - будет ма »).

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

Программа

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и «прочитывать ее код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л.E. Журовой . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная техника рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования...

Метод тычка не требует от детей профессионального изображения тонких линий. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и то...

Коллеги, в своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использов...


Дошкольный возраст - важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению. Дошкольный возраст характеризуется особой, повышенной чувствительностью к речи, к овладению ею. Ребенок буквально впитывает звуки, слова, предложения. Главное здесь- подача информации в режиме, соответствующем возрастному периоду. Ребенок до 5 лет еще должен днем отдыхать, а обучение должно быть совмещено с игрой. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической, буквенной модели.

Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства с их буквенной символикой). Следует различать речь и язык. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения. Речь – это совокупность производимых или воспринимаемых звуков, которые имеют то же значение, что и система письменных знаков. Речь- своеобразная характеристика отдельного человека, она говорит об его индивидуальности. Одно и то же слово, предложение разные люди произносят по-разному. Целенаправленное обучение грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи и обучению грамоте.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо со средней группы детского сада, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству.
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается гораздо раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами слово и звук.

& Обучение в средней группе должно быть направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина и др.) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – мышка). Однако первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения, недостаточно для овладения навыками чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в речи, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослыми перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа, а первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач обучения грамоте. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров). Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.
В своей работе я использую игры на развитие фонематического слуха такие как: «Чудесные превращения», «Путаница», «Чей домик?», скороговорки. В своей работе продолжаю знакомить с терминами слово и звук практически, без определений, т. е. учим детей понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Дети знакомятся с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращаю их внимание на длительность звучания слов. У ребенка формируются умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, учатся выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется" от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.
Они получают знания об основных законах речи:
- речь состоит из слов;
- слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов;
- слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
- они звучат (состоят из звуков);
- слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
- из слов можно составлять предложения;
- звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).
Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения. Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие любого заданного звука). В зависимости от характеристики звука он произносится в слове дольше («р», «рь», «с», «сь») или резче, четче («б», «бь», «г», «дь») всех других звуков. При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова. Единственным образцом такого произношения является произношение воспитателя.

Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:
- звук выделяется на фоне слитного произнесения слова;
- после того, как он выделен, его надо назвать изолированно;
- интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;
- словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: в начале, в середине, в конце. Не следует выбирать слова, заканчивающиеся на звонкий согласный, так как он оглушается.
Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающем мире. Они называются песенками: «р» - песенка большого мотора; «ж» - песенка жука и т. д. Например, детям предлагается назвать предметы и в этих словах спеть песенку большого мотора (р – рак, тор – рт, шар – р) или песенку ветра (ш – шуба, кош – шка, камыш –ш). Введение игровой ситуации облегчает им выполнение задания. С самого начала обучения вводится различие на слух твердых и мягких согласных звуков. Термины при этом не используются: парные согласные звуки дети называют братцами: твердый звук – большой братец, мягкий – младший братец, а одинаковые согласные звуки называют друзьями. В основу обучения положен признак сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» детям предлагается надуть мяч попеременно большим и маленьким насосом (с – с – с, сь – сь – сь).
В средней группе даются задания о первом звуке в слове. Например, дается задание составить букет из разных цветов на фланелеграфе. Выбранный ребенок берет картинку и называет цветок, произносит слово с выделением первого звука, а затем изолированно (р – ромашка, «р»). В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте. Так же использую игры на звукопроизношение: «Придумай слово», «Хлопушка», «Магический квадрат», «Первый-последний», «Волшебные превращения». Детей с 3-х лет активно приучаем к речевому этикету – что можно говорить, а что нельзя. Для лучшего понимания ребенком используем совместное пересказывание прочитанного, а так же игры на обогащение речи такие как: «Что могут делать?», «Слова- товарищи», «Слова наоборот» и т д. и игры на развитие словаря: «У кого какой предмет?», «Угадай по описанию». «За покупками в магазин», «Ателье» и т д. У большинства детей отмечаются огрехи в произношении, поэтому следует продолжать использование потешек, чистоговорок, стишков и скороговорок на те или иные звуки.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно – волевых и эстетических качеств личности ребенка. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения. В процессе целенаправленного обучения у детей средней группы воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.

ЧТО ТАКОЕ ГРАМОТА? ГРАМОТА – ЭТО ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

ЧАСТЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ Смешиваются понятия «звук» и «буква» Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами; не учитывается, есть ли нарушение звукопроизношения у ребенка. Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]. . . , что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква» , что приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

УЧИТЫВАЕМ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА Современная методика обучения грамоте использует звуковой метод обучения грамоте. Ученики выделяют звуки, их анализируют, синтезируют и на этой основе усваивают буквы и весь процесс чтения. В основе русской графики лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква (графема), как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Например, мы не можем прочесть букву л, так как, не видя следующей буквы, не знаем, твердый это л или мягкий; но две буквы ли или лу мы прочитываем безошибочно: в первом случае л мягкий, во втором - л твердый.

НЕМНОГО О ЗВУКАХ Звуки - звуки мы слышим и произносим. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики» , в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты). В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. Гласных букв - десять: шесть - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре - йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я - ЙА, Ю - ЙУ, Е - ЙЭ, Ё - ЙО)

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-. . .). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики» , только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики). Согласные звуки могут быть глухими и звонкими. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки - голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки - голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух: согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ; Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков). Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ДОБУКВЕННЫЙ) ПЕРИОД Необходимо сформировать фонематическое восприятия, развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез ЗНАКОМСТВО С ОСНОВНЫМИ ПОНЯТИЯМИ: РЕЧЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОГ УДАРЕНИЕ

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 3 -4 ЛЕТ Развивать у детей правильное звукопроизношение и умение различать звуки. Знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 4 -5 ЛЕТ Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Учить голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ); затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ. При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (Ч, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й). Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 5 -6 ЛЕТ Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 6 -7 ЛЕТ с 6 лет дети с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы. Опознание буквы в ее связи со звуком Слияние нескольких букв в слог. Слияние нескольких слогов в слово. Объединение нескольких слов в законченную фразу. Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям: Продолжать развитие звуковой стороны речи Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами). Вести подготовку руки дошкольника к письму. Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.). Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками

Методика изучения нового звука и буквы на примере звука и буквы У Звук У 1. Артикуляция звука У – дуем в трубочку 2. Звук У - гласный. 3. Фонетическая зарядка: - Как воет волк в лесу? (У-у-у) 4. Задание на фонематический слух: подними руку, если услышишь звук У в словах - паук, цветок, лужа, диван, улитка, комната, стул, стол, голуби, нос, утка, зубы, аист, курица. 5. Доскажи словечко: Все ребята со двора малярам кричат: (ура). Долгожданный дан звонок - это кончился (урок). 6. Придумать слова со звуком У в разных частях слова. Буква У Новый звук У можно записать гласной буквой У (выставляются две буквы – заглавная и строчная). Ассоциативный образ: на что похожа буква У? 1. Выучите: У - сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. 2. Буква У состоит из двух элементов: две палочки легли наискосок, одна - длинная, другая - короткая. 3. Выложи слог из букв, прочитай: АУ, УА. 4. Печатание буквы, обводим готовую букву.

КАК ЗАПОМНИТЬ ОБРАЗ БУКВЫ написать букву в воздухе, на столе, на спине другого ребенка; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ; вырывать, вырезать из бумаги образ буквы; вылепить из пластилина, теста; написать на плакате букву разных размеров, разного цвета; выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте; вырезать букву по контуру, способ конструирования из пальцев рук; сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами и другими буквами («На что похожа буква? »); обводка буквы, штрихование, закрашивание; письмо по контуру, по опорным точкам.

Если ребенок забывает, путает, неправильно пишет буквы Необходимо выяснить: различает ли ребенок понятия «слева» , «справа» . умеет ли ребенок складывать картинки из 6 кубиков? Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития зрительно – пространственного анализа и синтеза (начать с 4 кубиков, игры с конструкторами и строителями). также необходимо развитие мелкой и крупной моторики сенсорное развитие, рисование, конструирование из крупного и мелкого строительного материала; развитие согласованных действий руки и глаза; выполнение действия рукой по словесному заданию: рисование пальчиками в воздухе, на снегу, на песке; использование штриховок, трафаретов, раскрасок). ориентировка в пространстве: - лево, право; левая – правая сторона, вверх – низ.

ОБРАЗУЕМ СЛОГ Чтобы произнести/прочитать слог слияние, нужно приготовиться к произношению сразу двух звуков и только потом выдохнуть слог (сначала про себя, затем вслух). Можно длительно тянуть согласный звук, а затем сразу произнести два звука: ММММ……………. МА РАБОТА СО СЛОГОВЫМИ ТАБЛИЦАМИ А 0 У Ы И м МА МО МУ МЫ МИ Р РА РО РУ РЫ л ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ли Н НА НО НУ НЫ ЛИ к КА КО КУ - т ТА ТО ТУ ТЫ ТА с СА СО СУ СЫ Ш ША ШО ШУ - РИ КИ СИ ШИ В помощь – кубики Чаплыгина, теремки Воскобовича ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ СЛОГОВ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ (прием причитывания) Слово СТОЛ С – читай согласный вне слияния, ТО – слияние, Л – согласный без слияния.

ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ПИСЬМУ Перед тем как ребёнок начнёт писать, он должен уметь: Соблюдать правильную позу при рисовании и письме; Правильно держать карандаш; Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме. Последовательность обучению письму: Учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные. Учимся рисовать параллельные линии: прямые и наклонные. Учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые. Учимся рисовать круги и овалы. Учимся рисовать зигзаги. Учимся писать элементы печатных букв. Учимся писать печатные буквы. Учимся писать элементы письменных строчных букв и письменных заглавных букв.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКА И БУКВЫ Рассматриваем картинку, выделяем нужное слово. Анализируем, какой звук стоит в начале слова? Какой это звук, гласный или согласный? Просим детей доказать свои предположения. Демонстрируем артикуляцию. Работа с зеркалом. Возьмем зеркало и скажем новый звук. Упражнения на фонематический слух. Послушай мои слова, и если есть новый звук, подними руку. Отбери картинки, в названии которых есть новый звук. Скажи свое слово. Скажи, где новый звук? Далее повторяем, с каким новым звуком познакомились, что узнали о новом звуке. Знакомство с буквой. Новый звук можно записать буквой. На что похожа?

Предполагает формирование морфологической стороны речи (род, число, падеж), способов словообразования, синтаксиса. Дети усваивают грам строй практически путём подражания речи взр и языковых обощений. Необх добиваться чтобы дети свободно пользовались навыками и умениями в речевом общении связной речи.

Главной целью дошкольной подготовки является всестороннее развитие ребенка. Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;накомитьдошк с осн свойствами фонематического (звукового) строения слова;знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, спец символами для обозначения звуков;научить детей называть и подбирать слова, обознач названия предметов, действий, признаков предмета;научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;научить разлвпредл слова на слух, определять их колич и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

А. Н. Гвоздев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. М. Шахнарович и др.

А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

1 период предложени й, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

2 период усвоения грамматической структуры предложения , связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

3 период усвоения морфологической системы русского языка , характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет

Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Формирование осущ. двумя путями: на занятиях, в повседневном общении.

Методы: дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Ведущие приемамы: образец, объяснение, указание, сравнение, повторение.

Мл.гр. работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи, учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки..

Ср.гр. учить правильно изменять трудные для них слова, развитие монологической речи, обучение рассказыванию. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций

Ст. гр . завершается усвоение системы родного языка, усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. От преобладания наглядного материала, к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения.

Гайсина Люция Габдрахмановна, старший воспитатель
МБДОУ №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей детей.

Давайте запомним:

  1. Звуки - звуки мы слышим и произносим.
  2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят) , могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты) .
  3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...) . Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики) , для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики) .
  4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо) .
  5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П", БЬ-Б", ТЬ-Т", ДЬ-Д", МЬ-М"...] - в словах звучат ласково (мягко) .
  6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков) .
  7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков») .

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова) . Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные) , согласные (твердые и мягкие) , сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

Кроме того, в последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) . У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.

Дети от 3 до 4 лет.

Развивать у детей фонетико-фонематическую (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) сторону речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой форме.

Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет.

Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов) . Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем) , согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные) , знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется) . Делят слова на части (кусочки) , отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки) , наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ) . При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й) .

Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Дети от 5 до 6 лет.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами) . Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму) . К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Дети от 6 до 7 лет.

Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

  1. Опознание буквы в ее связи со звуком
  2. Слияние нескольких букв в слог.
  3. Слияние нескольких слогов в слово.
  4. Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

  1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами) .
  3. Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе) .

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.) .

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.

Подготовка детей к обучению грамоте

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

В программу по подготовке к обучению грамоте включен так называемый подготовительный период. По сравнению с подготовительным периодом в школе он несколько расширен.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Большое место отводится развитию фонематического слуха детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков слоги и слова.

Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов. Все эти упражнения направят познание ребёнка на изучение слова.

При обучении на занятиях воспитатель применяет различные дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал.