В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину (от слова «опричь» – кроме, в старину так называлась дополнительная земля, жалованная великим княгиням). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления.

Управление России в период опричнины

Линии сравнения

Опричнина

Земщина

Территория

Центр России, земли Строгановых на Урале, Приморье, часть Москвы

Все земли вне опричнины

Александровская слобода

Правитель

Великий князь Московский (Иванец Васильев)

Государь всея Руси (Симеон Бекбулатович)

Управление

Опричная дума

Опричные приказы

Опричная казна

Земская боярская дума

Земские приказы

Земская казна

Военные силы

Опричное войско

Земское войско

Опричнина – система мер террористической военной диктатуры по разгрому врагов царя, укреплению единовластия, дальнейшему закрепощению народа.

Нельзя считать, что опричнина была направлена целиком против своеволия бояр. Она не изменила характера феодального землевладения, не ликвидировала пережитков удельной системы. Если Избранная рада шла по пути необходимых стране постепенных реформ, то опричнина – это попытка ускоренной централизации, установления жесточайшей деспотии, самодержавных порядков.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери Малютой Скуратовым был задушен московский митрополит Филипп (Федор Колычев), осудивший опричный беспредел. В Москве отравлены вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон, его жена и дочь. Была убита и его мать княгиня Евдокия Старицкая. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 г. Иван предпринял поход в Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 г. В самом Новгороде погром длился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви.

Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешить противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии. До сих пор вызывает ужас и содрогание дикий произвол и гибель многих неповинных людей, ставших жертвами опричного террора. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закреплению.

В 1571 г. опричное войско не смогло отразить набег на Москву крымских татар, которые сожгли московский посад, – это выявило неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Правда, в следующем 1572 г. неподалеку от Подольска (село Молоди) в 50 км от Москвы крымчаки потерпели сокрушительное поражение от русского войска, возглавил которое опытный полководец М.И. Воротынский. Однако царь отменил опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в «Государев двор».

Опричнина ослабила страну политически и экономически. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительскую монархию с «человеческим лицом».

ВЫВОД

Во времена правления царя Ивана IV (Грозного) были покорены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, остановлены набеги крымских орд на Москву. В период своего многолетнего правления Иван IV стремился к созданию самодержавной власти, централизованной державы, ввел правовой кодекс (Судебник), стрелецкое войско, значительно расширил территорию России.

Вместе с тем царь привел страну к экономической разрухе, политической дестабилизации, ослаблению позиций во внешней политике.

Имеет место извечный спор: «кто Грозный был – герой или палач». Опричнина, бессмысленные казни видных людей, самодурство и произвол не остаются без внимания историков. Неудачной оказалась Ливонская война, длившаяся 25 лет и стоившая России неисчислимых жертв.

Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны – «поруху» 70-80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI–XVII вв., который современники называли «смутой».

Но, не смотря на «характер деспотии», часто свойственный той эпохе, всякий истинно-русский человек с чувствами признательности и уважения должен вспоминать о первой династии, вместе с которой русский народ, на глазах истории, пережил более шести веков своего существования, исполненных и великих дел и великих бедствий; во времена правления которой он сложился в могучую нацию, приобрел обширную территорию и занял подобающее ему место среди других исторических народов Европы и целого мира.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. Железнодорожном Московской области


Контрольная работа

по Истории России

ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО: КАК ЭТО БЫЛО?


Говоруха Оксана Викторовна


Железнодорожный 2013


Введение

1.Становление опричнины

2.Земский собор 1566 г.

Противники опричнины

Разгром Новгорода

Власть и экономика в годы опричнины

Окончание опричнины

Заключение


Введение


Опричнина - система чрезвычайных мер, примененных царем Иваном VI в 1565-1572 гг. во внутренней политике России для ослабления боярско-княжеской оппозиции и усиления власти царя.

Политическое развитие России в VI веке было отмечено противоречиями. Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к исчезновению пережитков феодальной раздробленности. Потребности политической централизации требовали преобразования феодальных институтов. Реформы были необходимы. Реформирование армии позволило России решить такие крупные внешнеполитические задачи, как воссоединение западнорусских земель, попавших под власть Литвы, и завоевание выхода к морю. Таким было время укрепления Русского государства. Введение опричнины Иваном VI было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, противоречием между политическим сознанием боярства и высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны, и стремлением Ивана VI к неограниченному самовластию, с другой. Упорство Ивана VI в достижении абсолютной власти, не стесняемое ни законом, ни обычаем, ни здравым смыслом и соображениями государственной пользы усиливалось его крутым нравом. Появление опричнины было связано с затянувшейся Ливонской войной, ухудшением положения народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами. Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном VI Избранной рады (1560 г.), смертью митрополита Макария (1563 г.), удерживающего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М. Курбского (апрель, 1564 г.).


1. Становление опричнины


декабря 1564 г. царь Иван Васильевич Грозный со своей семьей отправился в подмосковное село Коломенское праздновать Николин день (6 декабря). Выезд московского царя на богомолье был обычным делом. В этот раз необычным было то, что с собой царь брал не только иконы и кресты, но и драгоценности, одежду и государственную казну. Также распоряжение покинуть Москву было дано избранным боярам, ближним дворянам и приказным лицам, причем все они должны были выехать вместе с женами и детьми. Конечная цель этой поездки хранилась в тайне. Пробыв две недели в Коломенском, Иван VI направился в Троицкий монастырь, после чего приехал в Александрову слободу. Прибыв в слободу в декабре 1564 г., Иван Грозный приказал оцепить слободу вооруженной охраной и привозить к нему из Москвы и других городов тех бояр, которых он потребует. 3 января Иван VI прислал послание митрополиту Афанасию, в котором он объявил о своем отречении от престола по причине недовольства боярами, воеводами и приказными людьми, обвиняя их в измене, казнокрадстве, нежелании воевать с врагами. 3 января весть об отречении царя была сообщена московскому населению на заседании Земского собора. Опасаясь смуты, 3 января митрополит Афанасий послал к царю в Слободу депутацию, возглавляемую архиепископом Пименом и архимандритом Левкией, которые были наиболее близки к Ивану VI. Вместе с ними отправились другие члены освященного собора, бояре во главе с И.Д. Вельским и И.Ф. Мстиславским, приказные и служилые люди. В челобитной, которую везла с собой депутация жителей Москвы, содержалась просьба вернуться к государственному управлению.

января царь принял Пимена, Левкию и других членов собора. Царь обвинил своих бояр в стремлении лишить его власти. Но вместе с тем собравшимся было объявлено о согласии царя вернуться к управлению государством. Иван VI принимал к сведению согласие челобитников на то, что царь по своему усмотрению казнил изменников и налагал опалу. Одновременно было сообщено о решении царя учредить опричнину. Суть ее сводилась к созданию нового царского двора, личный состав которого обеспечивался земельными наделами на определенных территориях Руси. Значительная часть территории Московского государства выделялась под опричные земли. В опричнину отошли лучшие земли и более 20 крупных городов (Москва, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг и др.). Территория, не вошедшая в опричнину, называлась земщиной. С земщины царь потребовал на устройство опричнины 100 тысяч рублей. Царь не ограничивал свою власть только территорией опричнины. При переговорах с депутацией он установил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.

февраля царь Иван Грозный вернулся в Москву. На следующий день был издан указ о введении опричнины.

Главной резиденцией опричников стала Александровская слобода.

Опричники приносили особую присягу царю. Они обязывались не вступать в общение с земскими, даже с родственниками. Все опричники носили черную одежду, похожую на монашескую, и отличительные знаки - метлу, чтобы выметать измену, и собачью голову, чтобы ее выгрызать. Также присутствовала общая трапеза, совмещавшаяся с богослужением. Эта трапеза напоминала о временах, когда князья пировали вместе со своей дружиной. Опричные пиры были очень обильными.

Введение опричнины ознаменовалось расправами с неугодными царю лицами. Были казнены боярин Александр Борисович Горбатый с сыном Петром, окольничий Петр Петрович Головин, князь Иван Иванович Сухово - Кашин, князь Дмитрий Федорович Шевырев. В монахи постригли князей Куракина и

Немого. Казни и опалы первой половины 1565 г. были направлены прежде всего против тех, кто еще в 1553 г. поддерживал Владимира Старицкого, оказав сопротивление воле царя. Эти мероприятия прежде всего были направлены на то, чтобы ослабить Боярскую думу и укрепить власть царя.

Казнями и насильственными пострижениями в монахи не исчерпывались репрессивные меры, которые обрушились на феодальную знать. Также практиковались насильственные отрывы князей от их владений. Опальные князья и боярские дети переселялись на окраины Русского государства (Казань, Свияжск) с конфискацией их земель в центре России. Такими переселениями Иван Грозный продолжал репрессии против сторонников Избранной рады. Среди переселенцев в Поволжье также были торговые и ремесленные люди из Твери, Костромы, Владимира, Рязани, Вологды, Пскова, Углича, Устюга, Нижнего Новогорода и Москвы. Помимо всего прочего, переселенческая политика Ивана VI свидетельствует о стремлении русифицировать новоприсоединенные районы Среднего Поволжья.

Во время 1565 года был построен опричный аппарат, отобраны верные царю люди, сосланы и казнены лица, внушавшие царю опасение. Иван Грозный подолгу жил в Слободе, ездил по своим новым владениям, строил каменную крепость в опричной Вологде. Вологда занимала выгодное положение на путях к Холмогорам - торговому порту России на севере. Весной 1565 г. завершились переговоры о семилетнем перемирии со Швецией. Также решался вопрос о дальнейшем ходе Ливонской войны. В августе 1565 г. в Москву прибыл гонец из Литвы с грамотой от литовских панов с предложением продолжить мирные переговоры и военные действия были прекращены. 30 мая 1566 г. в Москву прибыли литовские послы во главе с гетманом Ходкевичем. Перед Россией стояла диалема - или продолжение войны, или отказ от дальнейших территориальных приобретений в Ливонии и Литве. Для решения этого вопроса летом 1566 г. созывается земский собор.


2. Земский собор 1566 г.


Земский собор, который начался 28 июня 1566 г., прежде всего, решал вопрос об условиях заключения мира с Великим Литовским княжеством. Переговоры с литовскими послами в конце 1563 - начале 1564 г., которые происходили после взятия русскими войсками Полоцка, результатов не дали. Обе стороны заняли непримиримые позиции. Война принимала затяжной характер, что было не выгодно ни Литве, ни России. Положение в Литовском княжестве накануне переговоров было напряженным вследствии истощения государственных финансов из-за длительной войны. В России обстановка была иная. По причине перемирия со Швецией удалось установить союзнические отношения между этими государствами. Набеги крымского союзника Литвы на южные окраины уже не были опасны благодаря системе укреплений и регулярной дозорной службе. С конца апреля по конец мая 1566 г. Иван VI самолично совершил объезд Козельска, Белева, Волхова, Алексина и др. пограничных мест, которым угрожали набеги. Крепостной барьер для противостояния литовским городам - крепостям, должен был преградить путь и на Запад в случае повторения походов литовских войск на Россию. В июле 1566 г. завершилось строительство крепости Усвят недалеко от Озерища. С севера и юга Полоцк обороняли крепости Сокол на Наровской дороге и Ула, с лета 1567 г. - крепость в Копье. Также в эти годы были построены крепости Суша, Ситна на Великолукской дороге, Красный и Касьянов на реке Оболе. Все они прикрывали водные пути на Полоцк. Строительство этих укреплений на недавно присоединенной земле означало, что Россия считала вопрос будущего этой земли решенным.

Внутриполитическая обстановка на этот момент также была благоприятной. После казней боярина Горбатого и других видных деятелей к первой половине 1566 г. опричные репрессии поутихли, что вносило определенное успокоение в жизнь страны. Весной 1566 г. из ссылки был возвращен опальный князь М.И. Воротынский - один из виднейших полководцев русского войска. В мае 1566 г. была также возвращена большая часть опальных казанских князей. Создавалось относительно спокойное положение, которое давало возможность московскому правительству в благоприятной обстановке рассмотреть вопрос об условиях мира с Великим княжеством Литовским.

С 9 июня 1566 г. начались переговоры с литовским послами. Так как Иван Грозный не вполне доверял Боярской думе, где пользовались влиянием сторонники Адашева, который в свое время выступал против Ливонской войны, он поручил вести переговоры своим наиболее доверенным лицам. Ими являлись боярин В.М. Юрьев, оружничий А.И. Вяземский, думный дворянин П.В. Зайцев, печатник И.М. Висковатый и думные посольские дьяки Васильев и Владимиров. По существу все они были опричниками, выражавшими, прежде всего, мнение самого Ивана Грозного. Главной задачей переговоров было решение территориального вопроса. Россия претендовала на возвращение Киева, Гомеля, Витебска и Любеча, а также Ливонии. Размер же уступок, на которое могло пойти Литовское правительство был крайне мал: передача Смоленска, который уже давно находился в составе России, а также Полоцка, Озерищ и той части Ливонии, на которой в момент переговоров находились русские войска.

Самой главной целью Ивана VI было присоединение Риги. Это давало возможность развития экономических связей со странами Западной Европы. Литовское правительство на эти условия не соглашалось. Вопрос сводился к следующему: или отказ России от Риги заключение перемирия, или разрыв переговоров и продолжение Ливонской войны.

Вот для решения этого вопроса и понадобился созыв Земского собора. На Земском соборе 1566 года присутствовало 374 человека, среди которых были представители церкви, бояр, дворян, приказных людей, торговых людей. На соборе отсутствовали представители крестьян и рядовых посадских людей, что показывает феодальный состав соборных представителей. Земским собором было принято решение о продолжении Ливонсокой войны.

Таким образом, Земский собор 1566 г. стал одним из поворотных пунктов Ливонской войны. Также собор оказал влияние на судьбу опричнины.

Ободренные обращением правительства к сословиям в поисках решения внешнеполитических мероприятий, представители дворянства выступили с требованием прекратить опричные репрессии. Ответом стало усиление опричного террора.


Противники опричнины


В 1566 г. ушел на покой по болезни митрополит Афанасий. Царь предложил митрополичий престол казанскому архиепископу Герману Полевому. Герман оказался противником насилия и опричнины. Герман был отправлен обратно в Казань и казнен примерно через 2 года.

Следующей кандидатурой на пост митрополита стал игумен Соловецкого монастыря Филипп, в миру - Федор Степанович Колычев, что стало большой неожиданностью. Филипп в молодом возрасте участвовал в мятеже Андрея Старицкого и таким образом был связан со старицкими князьями. Между тем главным противником в годы опричнины ИВАН VI считал своего двоюродного брата старицкого князя Владимира Андреевича, сына мятежника. В 1566 г. царь отобрал у него часть земельного удела, взамен дав новые земли, где население не привыкло видеть в старицком князе господина. У Колычевых были поместья в Новгородской земле, а Новгород царь всегда считал опасным для себя. Когда Филипп ехал в Москву, Новгородские жители просили его заступиться перед царем за их город. Условием своего вступления на должность митрополита Филипп поставил отмену опричнины. Тем не менее, царь уговорил Филиппа стать митрополитом и не вмешиваться в дела опричнины. В 1566 году было некоторое ослабление террора. Но вскоре началась новая волна.

Одним из громких было дело Ивана Петровича Федорова - знатного боярина, владельца обширных вотчин, имевшего репутацию очень честного человека. Он пользовался любовью народных масс и был опасен для Ивана VI своей независимостью. Казнь Федорова, а также других многих невинных людей привели к тому, что Филипп оказался не в состоянии не вмешиваться в дела опричнины. Весной 1568 г. Филипп во время богослужения публично отказал царю в благословении и осудил казни. В ноябре на церковном соборе Филипп был низложен. После собора Филиппа заставили вести службу в Успенском соборе. Во время богослужения опричники объявили о низложении митрополита, сорвали с него облачение и арестовали. Затем Филипп был заточен в монастыре под Тверью.


Разгром Новгорода


Для Ивана VI Новгород был опасен как крупный феодальный центр, как союзник старицкого князя, как потенциальный сторонник Литвы и как крупная цитадель сильной оппозиционной церкви. Первой жертвой террора стал князь Владимир Андреевич. В конце сентября 1569 г. царь вызвал его к себе. Старицкий князь приехал с женой и дочками. Иван VI приказал князю и его семье выпить заранее приготовленную отраву.

декабря 1569 г. Иван VI с отрядом из 15 тыс. чел. прибыл в Клин, где была учинена расправа. Та же картина повторилась в Торжке, Твери и Вышнем Волочке. В это же время царь получил Малюте Скуратову казнить находящегося в заточении под Тверью Филиппа. 2 января 1570 г. передовой полк опричников достиг Новгорода. До прихода остальных опричных сил были опечатаны казна в монастырях, церквях и домах богатых людей, арестованным многие купцы и духовные лица. Вечером 6 января к Новгороду подошел Иван VI. Главным заговорщиком царь считал архиепископа Пимена. Поэтому, прежде всего, репрессиям подверглось новгородское духовенство. Также он не доверял новгородскому дворянству, поскольку никто из его состава не вошел в опричнину.

Погром Новгорода, который считается одним из самых страшных эпизодов опричнины, продолжался шесть недель. Погром состоял не только из убийств, но и из спланированного грабежа. После разгрома Новгорода и возвращения царя в Александровскую слободу началось следствие по делу о Новгородской измене. В число обвиняемых попали многие из руководителей опричнины - отец и сын Алексей Данилович и Федор Алексеевич Басмановы, Афанасий Иванович Вяземский, Михаил Темрюкович Черкасский. 25 июля 1570 г. на Красной площади состоялись массовые казни, одновременно было казнено более ста человек.

Массовые казни 1570 года были апогеем опричного террора.


Власть и экономика в годы опричнины


В опричные годы возросло могущество самодержавной власти царя. Все важные внешние и внутренние политические вопросы решались непосредственно Иваном VI и его ближайшим окружением. Иван Грозный сам, после консультации с боярской думой, принимал решения о войне и мире, о походах, строительстве крепостей, военным вопросам, земельным и финансовым делам. Царь оставался последней судебной инстанцией в земельных спорах. Конечной целью своей деятельности царь видел в безграничном подчинении всех подданных его воле. Таким образом, опричный террор был одной из форм усиления самодержавия. После казни Владимира Старицкого и разгрома Новгорода на Руси были практически ликвидированы уделы. Это был положительный результат преобразований во время опричнины. Уменьшился состав Боярской думы

С 1570 года начинается постепенный спад опричнины.

В годы опричнины населению страны пришлось испытать эпидемии и голод. В 1569 г. на Руси был неурожай. В 1569-1571 гг. в различных районах России сильно выросли цены на хлеб и другие продукты сельского хозяйства. Особенно тяжелым для России был 1971 г., когда на страну обрушилась эпидемия чумы, голод и нашествие Девлет-Гирея. 24 мая 1571 г. в Москве был огромный пожар, принесший очень большие опустошения городу. По всей стране были запустения земель. Крестьяне не могли платить возросшие царские повинности и покидали земли. Истребление Иваном Грозным своих политических противников трудно назвать причиной запустения, но во время опричных расправ гибли многие тысячи невинных людей, в т.ч. крестьян, горожан, холопов. В первую очередь причиной разорения можно считать рост податей, военные действия, стихийные бедствия. Хозяйственный кризис ускорил решение правительства отказаться от продолжения опричной политики. В годы опричнины широко раздавались черносошные и дворцовые земли в поместья и вотчины. Расхищение крестьянских земель привело к усилению крепостничества, в которое попадали новые слои крестьянства. Кроме того, новые владельцы земли редко заботились о налаживании хозяйства в полученных ими поместьях и вотчинах. Чаще всего они стремились выжимать из крестьян как можно больше доходов. Такой метод эксплуатации поместий приводил к их разорению.

Годы опричнины связаны с сильным ростом монастырского землевладения. Оно выросло настолько, что 9 октября 1572 г. был принят специальный указ, запрещающий вклады в крупные монастыри. Наряду с расширением своих вотчин, монастыри во время опричнины добились увеличения податных привилегий. Тяжесть несения общегосударственных налогов перекладывалась на плечи крестьян черных земель, а также крестьян светских феодалов, ухудшая их и без того тяжелое положение. Обезземеливание крестьян, переход черносошных земель в эксплуатацию светскими и духовными феодалами сопровождалось резким ростом государственных податей и земельной ренты. Усилился процесс развития барщины. Разорение крестьянства, обремененного двойным гнетом (государственным и феодальным), дополнялось усилением произвола помещиков, что подготавливало окончательное установление крепостного права. Это был один из результатов опричнины.


Окончание опричнины


Весной 1571 г. в Москве стало известно, что Девлет-Гирей готовит поход на Москву. На берегу Оки был выставлен заслон из русских войск. Один участок берега был поручен земским войскам, а другой - опричным. При этом земских войск было пять полков, а опричных удалось созвать только один полк. Опричнина продемонстрировала утрату боеспособности. Царь, оставив один опричный полк на берегу Оки, уехал вглубь России собирать опричные войска. 23 мая войска Девлет-Гирея подошли к Оке и им удалось переправиться через Оку в том месте, которое не охранялось русскими войсками из-за их малочисленности. Путь войскам Дивлет-Гирея к Москве был открыт. Русским воеводам удалось добраться до Москвы раньше Дивлет-Гирея и занять оборону вокруг города. Дивлет-Гирей штурмовать Москву не стал, но поджег «незащищенные стенами посады. В этом пожаре сгорели практически все деревянные строения Москвы. Сгорел также и Московский опричный двор. После сожжения Москвы Дивлет-Гирей ушел, но разграбил при этом много городов, особенно в Рязанской земле. Все это ударило по престижу царя Ивана VI и опричнины.

Для внешнеполитического положения России последствия набега Дивлет-Гирея были очень тяжелыми. Хан считал, что теперь он может диктовать России свою волю. Переговоры с крымскими послами были очень трудными. Русские представители были готовы отказаться от Астрахани, но представители крымского хана требовали так же и Казань. Иван VI принял решение - для отпора татарскому хану он объединил земские и опричные войска. Теперь в каждом полку были и опричные, и земские воины. Нередко опричники оказывались под руководством у земских воевод. Главнокомандующим был назначен прежде опальный князь М.И. Воротынский.

июля 1572 г. возле деревни Молоди, неподалеку от Подольска, произошла битва. Русские войска во главе с Воротынским смогли нанести поражение войскам Девлет - Гирея. Опасность со стороны Крымского хана была ликвидирована.

Осенью 1572 г. Иван VI отменил опричнину. Упоминать об опричнине было запрещено. За упоминание даже слова «опричнина» следовало наказание кнутом.

Были объединены опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди, восстановлено единство Боярской думы. Многие были реабилитированы, некоторые земские получили назад свои вотчины.

иван царь новгород опричнина

Заключение


Целью опричнины, прежде всего, было укрепление самовластия Ивана VI. Очевидно, что опричнина не была ступенью к прогрессивной форме правления и не способствовала развитию государства. Это была кровавая реформа, о чем свидетельствуют ее поздние последствия, в том числе наступление смутного времени в начале VII века. Мечты дворянства о сильном монархе воплотились в разнузданный деспотизм. В результате деятельности Ивана Грозного страна была разорена, но объединена под единой властью. Влияние на Западе было подорвано.

Опричнина истощила страну и тяжело отразилась на положении народных масс. Кровавый разгул опричников принес гибель тысячам крестьян и ремесленников, разорение многим городам и селам.

Тем не менее, нельзя не сказать о некоторых положительных моментах опричнины. Опричнина стала заключительной ступенью в объединении русских земель вокруг Москвы, стерлись границы бывших удельных княжеств, почти исчезла феодальная раздробленность в государстве. Укрепилась роль дворян в управлении государством. Государство окончательно стало централизованным.


Список источников и литературы


1.Зимин А.А. Опричнина. - М.: Территория, 2001. - 450 с.

2.Зуев И.Н. История России Учебник для ВУЗов / М.Н.Зуев. - М.: Издательство ПРИОР, 2000. - 688 с.

Кобрин В.Б. Иван Грозный / В.Б. Кобрин. - М.: Моск. Рабочий, 1989. - 174 с.

Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV - начала XVI в. / А.Л. Хорошкевич. - М.: Наука, 1980. - 293 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отмена опричнины стала уходить в глубь веков, а многое уже стало стираться из многострадальной русской памяти. Это довольно прискорбно, так как любая история имеет обыкновение повторять людям неусвоенные и зачастую жестокие уроки. Это актуально и в наши дни, особенно при сторонниках единовластия и железной диктатуры.

История термина «опричнина»: краткое введение

Происхождение этого термина берёт своё начало от исконно славянского слова «опричь» или «отдельно», «вне», «за пределами». В те времена им обозначался надел, которым наделяли вдову после смерти мужа. Он находился вне основной части общего имущества, подлежащего разделу.

При Иване Грозном такое название получали территории, которые конфисковывались у прежних владельцев и передавались в государственное пользование. Остальную часть страны называли «земщиной». Из общих земельных угодий, принадлежавших большей частью боярскому сословию, царь выделял немалую долю для государства, которое он сам и олицетворял, называя её «вдовьей долей». А сам при этом отводил себе роль якобы обиженного и смиренного государя, который задавлен произволом бояр и нуждается в защитниках.

Таким образом, было собрано многотысячное войско из населения переданных государству и конфискованных территорий, то есть «опричных». К 1572 году отмена опричнины стала уже неизбежной и по царскому замыслу это войсковое формирование стало играть роль национальной гвардии. Она была наделена широкими полномочиями и предназначалась для усиления государственной власти и царского могущества.

Жестокое историческое явление - опричнина

Во второй половине XVI века в Московском царстве зародилось примечательное, жуткое и страшное явление, которое стали называть опричниной. Её сутью и целью являлось совершение бездумных и бессмысленных убийств ради самого факта убийства. Но самым аморальным и ужасным было то, что жестокий царь и властитель Иван Грозный и его опричники находились в полной уверенности правоты своих поступков, совершая при этом чудовищные злодеяния.

Такие злодеяния были ужасны ещё и тем, что по понятиям тех времён насмерть обрекали не только физическую субстанцию, но и душу. Во время казни людей жестоко рассекали на части, отрубая им ноги, руки, головы и полностью расчленяя туловище. Православная церковь считала и проповедовала, что без тела грешная душа не сможет предстать перед Страшным судом. Тем самым убиенные обрекались «царской рукой» на вечное небытие.

По прошествии страшных казней московский царь заносил в синодик имена невинных жертв. По ним затем служили панихиду и считали, что такого покаяния будет вполне достаточно для православного и образцового христианина. Грозный создал при этом собственну ю концепцию монархического единовластия. Он был уверен, что его царское величие равно Божьему. В результате чего все подданные лишались права в любой форме осуждать и обсуждать государевы деяния.

Исторические оценки опричнины

Отношение к реалиям, которые характеризовали правление Ивана Грозного, а именно к опричнине на протяжении веков многократно менялось. Давались различные оценки этому явлению начиная от психического помешательства жестокого царя (так считали многие дореволюционные историки), и заканчивая положительными оценками происходящего. Суть последних сводилась к тому, что это было прогрессивное явление , направленное на преодоление феодальной раздробленности, централизацию власти и укрепление государства.

Причины и цели опричнины

Иван Грозный обладал непомерным властолюбием и амбициями. И любое противоборство вызывало у него бурю негодующих эмоций и чувство ненависти. В результате чего в 1560 году была упразднена Избранная рада, хотя именно благодаря ей впоследствии и расцвело царское величие.

Одна тысяча пятьсот пятьдесят восьмой го д ознаменовался началом Ливонской войны. Хотя многие из представителей феодальной знати не приветствовали её и открыто выражали своё недовольство, тем самым накаляя страсти в высших властных кругах. Царь пытался сломить недовольство бояр, а те, в свою очередь, не хотели показать покорное коленопреклонение, а некоторые просто уезжали за границу.

Примером тому служит известный князь Андрей Михайлович Курбский , который покинул пределы своего государства и получил тёплый приём у польского короля. Ему были пожалованы земли в Литве, а сам князь стал членом королевской рады.

Царь умудрился переругаться не только с княжеской знатью, но и с представителями духовенства, тем самым противопоставив себя высшей бюрократии. По этому поводу можно вспомнить Павла I, который, был убит пойдя против интересов высокопоставленных дворян. И Иван Грозный вполне мог закончить точно так же, если бы не сплотил вокруг себя прослойку мелкого дворянства. То есть он сумел противопоставить одной бюрократии - другую. Вот так и зародилась опричнина.

Обострение внутриполитического кризиса

Одной из причин создания опричнины считают конфликт Ивана Грозного с боярской Думо й из-за разногласий по вопросам государственной политики. Царь не желал слушать никаких возражений и во всём усматривал скрытый заговор. В результате этого произошло ужесточение власти и начались массовые репрессии.

Конфликт достиг своего апогея в 1562 году, когда вотчинные права бояр были ограничены царским указом и они практически приравнялись к поместному дворянству. Результатом стало бегство бояр от царского беспредела за границы государства. Поток беглецов с 1560 года постоянно увеличивался, тем самым вызывая дополнительный гнев государя.

Широкомасштабные репрессии

Поводом для начала массового разгула репрессий послужил разгром русских войск в 1564 году на реке Уле при сражении с литовцами. Первыми жертвами стали прямые или косвенные, по мнению царя, виновники поражения.

Другой причиной стали слухи о силовом захвате власти, который готовили бояре, опасаясь опалы, собрав при этом немалое войско в Польше и Литве.

Это послужило стимулом для создания опричного войска, как защитной меры царя от реальной, а зачастую и мнимой угрозы. Но прежде чем дать волю своим необузданным амбициям царь хотел заручиться поддержкой народных масс, а уже с их молчаливого «согласия» начать свой кровавый беспредел.

Иван Грозный с этой целью разыграл настоящий спектакль. Со своей семьёй он удалился в Александровскую слободу, отрекаясь якобы от престола и обидевшись на духовенство и бояр за причинённое ему зло. Тем самым являясь помазанником Божьим, он пытался натравить народные массы на своих «обидчиков». При этом он поставил ультиматум, что вернётся при условии, если ему будет разрешено творить расправу и суд над всеми, кто его прогневит, получив при этом полную свободу действий.

Грозный добился желаемого результата от своей задумки, спровоцировав тем самым подъём антибоярких настроений в народных массах. В результате чего Дума была вынуждена просить его продолжить правление, согласившись с выдвинутыми условиями. А в 1565 году царь принял соответствующий указ и утвердил опричнину.

Новая военная структура во время опричнины

Все новобранцы сформированных отрядов из жителей «опричных» уездов клялись в верности своему царю и полностью разрывали отношения с земскими. Собачьи головы, подвешенные к лошадиным шеям, являлись отличительными знаками, которые символизировали готовность выискивать крамолу, а также мётлы, приделанные к сёдлам, говорили о незамедлительном удалении вредного мусора.

  • Вологду.
  • Вязьму.
  • Козельск.
  • Суздаль.

В самой Москве им были отданы в распоряжение следующие улицы: Арбат, Сивцев Вражек, Никитская и др. А коренных жителей этих улиц насильно выдворили из родных жилищ и переселили на самые окраины города.

Подрыв экономики и первые недовольства

Конфискация земских земель в пользу опричников стала сильным ударом для землевладельцев крупной феодальной знати и подорвала экономику страны. Одной из причин отмены опричнины в 1572 году явилось разрушение новыми землевладельцами системы обеспечения государства продуктами питания. Собственники земель новой элиты практически никаких работ на своих угодьях не производили, в результате чего наделы предавались запустению.

Земский собор, состоявшийся в 1566 году, где депутаты подали челобитную Ивану Грозному о принятии мер, направленных против бесчинств опричников, был расценён как покушение на монаршие права . В результате челобитчики оказались за решёткой.

Причины отмены опричнины, разложение и деморализация опричного войска

  • Падение авторитета царя. Его стали рассматривать как грабителя и насильника, что явилось очередным поводом для отмены опричнины в 1572 году. Но это не сразу остановило царских прислужников, которые почувствовав вкус крови продолжали свои бесчинства. Кровавый разгул длился и дальше, но лёгкость добычи и безнаказанность преступлений развратили и полностью деморализовали некогда сильное и боеспособное войско.
  • Татарское нашествие 1571 года стало ещё одной из причин отмены опричнины. Оно показало несостоятельность русского опричного войска, которое умело только справляться с беззащитными гражданами своего государства и практически растеряло навыки настоящего военного искусства.

А в следующем году, но уже без участия опричников русские князья Хворостинин и Воротынский со своим земским войском блестяще выиграли битву с татарами при Молодях. Тем самым наглядно показав пустую обременительность и никчёмность военно-политической структуры опричного государства.

Отмена опричнины – 1572 год

Отмену опричнины исходя из сохранившихся документов датируют 1572 годом, хотя готовилась она гораздо раньше. Этому предшествовала нескончаемая череда казней особо приближённых царских высокопоставленных опричников, которые происходили в 1570–1571 гг. Физически были уничтожены вчерашние любимцы Ивана Грозного , именно те, кто служил ему защитой и опорой на протяжении предшествующих лет. Но и окончательного освобождения от притеснений кровожадных властолюбцев в 1952 году народ ещё не получил.

Окончательное завершение на Руси периода опричнины не имеет конкретной даты. Потому что, несмотря на подписание официального указа государя, связанного с упразднением этой структуры, разделение земель на опричные и земские сохранялось фактически до смерти тирана (1584).

Очередная полоса казней последовала перед назначением Иваном Грозным главы земства царевича Симеона Бекбулатовича в 1575 году. В число преступников попали высокопоставленные духовные лица, а также сановники, которые заняли места в царском окружении, после разгрома опричной верхушки в 1572 году.

Последствия и итог опричнины

Что же принесла опричнина русскому народу? Суть этого вопроса довольно точно раскрыл историк дореволюционного периода В.О. Ключевский. Он справедливо заметил, что преследование мнимой крамолы, стало причиной разгула опричной анархии, тем самым порождая истинную угрозу престолу. И те кровавые расправы, которые якобы пытались уберечь государя от его врагов, только усугубляли положение, подрывая устои государственного строя.

Отмена опричнины и соответственно 1572 год (издание царского указа) явился тяжёлым для России в связи с военными действиями против Речи Посполитой. Ослабленная внутренним произволом русская армия была оттеснена поляками. Ливонская война , которая закончилась к тому времени тоже не принесла особого успеха. Нарва и Копорье оказались под шведской оккупацией и их судьба была не определена и вызывала тревогу.

Фактическое дезертирство и бездействие опричных войск в 1571 году при разорении и сожжении Москвы навеяло очень тяжёлую атмосферу на умы многих русских людей. Это стало последней и завершающей «точкой» для принятия решения об отмене опричнины.

Опричниной (от слова «опричь» – кроме) начали называть специально выделенный государю земельный удел, и штат царских приближенных, и особое войско. В опричные владения входили ряд городов и уездов в центре страны (Суздаль, Можайск, Вязьму), богатые земли русского Севера, некоторые уезды на южных рубежах державы. Остальная ее территория была названа «земщина».

Весь государственный аппарат делился на две части – опричный и земский. Вошедшие в опричнину феодалы (вначале их было 1000, а к 1572 г. – 6000) ходили в специальной униформе: в черном кафтане и черной же островерхой шапке. Преданность своему царю, готовность «вымести и выгрызть» изменников символизировали привязанные к шеям коней и колчанам для стрел метлы и собачьи головы.

Само слово «опричь» («опричнина») начало употребляться задолго до правления . Уже в XIV столетии опричниной называли часть наследства, которая достается вдове князя после его смерти. У нее было право получать доходы с определенной части земельных угодий, но после ее смерти все это возвращалось к старшему сыну. Вот что такое опричнина - специально выделенный в пожизненное владение удел.


У слова «опричнина» со временем появился синоним, восходящий к корню «опричь», что значит «кроме». Отсюда «опричнина» - «тьма кромешная», как ее еще временами называли, «опричник» - «кромешник». Но этот синоним употреблялся только с XVI столетия.

Причины Опричнины

В общем, все разногласия историков по поводу причин возникновения опричнины, можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям:
Опричнина была обусловлена личными качествами Ивана Грозного и у нее не было никакого политического смысла (В.Ключевский, С.Веселовский, И.Фроянов);
Она была хорошо взвешенным политическим шагом Ивана IV и направлялась против социальных сил, противостоящих его «самовластию». Такое утверждение, в свою очередь, также «раздваивается». Одни исследователи считают, что целью опричнины было сокрушить боярско-княжеское экономическое и политическое могущество (С.Соловьев, С.Платонов, Р.Скрынников). Другие (А.Зимин и В.Кобрин) полагают, что опричнина «направлялась» в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), и еще была направлена против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей державе организации. И любое из этих положений не бесспорно, потому спор об опричнине продолжается.

1560 год — им была упразднена Избранная рада, хотя именно она смогла создать ту базу, на которой впоследствии и расцвело пышным цветом государево величие.

1558 год — началась Ливонская война. Многие представители боярской знати были против нее. Они в открытую высказывали свое недовольство. Все это способствовало накалу страстей в высших эшелонах власти. Государь усиливал давление на бояр, но те не желали покорно склонять головы перед царской волей. Некоторые князья начали уезжать за границу. К примеру, предательство в 1563 году военачальника князя Андрея Курбского, входившего в состав Избранной рады и бежавшего в враждебную Литву (после чего и без того мнительный государь стал везде видеть заговор, убедился в неверности ему бояр).

Картина Н. В. Неврева. Изображено убийство боярина И. Федорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал.

Введение опричнины

Действия свои против бояр-княжат государь открыл невиданным поступком. В самом конце 1564 года он уехал из Москвы, не сказав куда, и остановился за Троице-Сергиевым монастырем в Александровской слободе (сейчас город Александров). Оттуда в январе 1565 года он прислал в Москву грамоту, в которой говорилось, что он оставляет свое царство из-за боярской измены. Москвичи, отправив к государю посольство с духовенством во главе, уговаривали его не покидать царства. Иван Грозный согласился остаться на царстве, только с условием, что ему не станут мешать «класть свою опалу» на изменников, а иных и казнить, а ему самому учинить себе «опричнину»: «двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной». Так была введена знаменитая опричнина.

Цель опричнины

Когда опричнина устроилась, она стала действовать. Цель опричнины заключалась в том, чтобы забрать всякую силу и значение у той княжеской аристократии, которая образовалась в столице из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей царя. Испытав на себе властолюбие своих бояр, Иван IV счел их «изменниками» и, не удовлетворившись опалами на отдельных лиц, надумал обезвредить все боярство.

Формирование опричнины

В своем новом «дворе», куда он не пускал «изменников-бояр», он получил силы и средства для действий против них. Он брал к себе в опричнину один за другим те города и уезды, в которых имелись старые удельные вотчины бояр-княжат, и применял к ним тот порядок, какой применялся Москвой в захваченных областях (Новгороде, Пскове, Рязани). Именно из взятых в опричнину уездов выводились вон все опасные и подозрительные для царя Ивана люди, как правило потомки удельных князей. Их переселяли на окраину государства, на новые земли, где не было никаких удельных воспоминаний и где эти люди не представляли из себя опасность.

Старые же их земли отбирали «на государя» и они шли «в раздачу». Вместо удаленной знати государь селил в их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и которые зависели только от него. Совершая это дело разорения и изгнания старой знати, государь, по его выражению, «перебирал людишек». Он делал это до конца своей жизни, на протяжении почти 20 лет, и постепенно забрал в опричнину половину всего государства. Оставшаяся половина находилась в старом положении, управлялась боярской думой и называлась «земщиною», или «земскими» (людьми). 1575 год — над земщиною Иван Грозный поставил было особого «великого князя» в лице подчиненного ему крещеного татарского (Касимовского) царя Симеона Бекбулатовича, но вскоре свел его в Тверь.

Ход событий

Опричнина была жестокой мерой, разорившей не только княжат, но и множество других людей, - всех тех, кого насильственно переселяли с места на место, у кого забирали вотчины и хозяйство. Сама по себе опричнина должна была возбудить ненависть гонимых. Однако действия опричнины сопровождались еще жуткими зверствами. Иван Грозный не только изгонял знать из ее вотчин: он мучил и казнил неприятных ему людей. По приказу царя рубили головы «изменникам» не только десятками, но целыми сотнями. 1570 год — государь разорил целый город, именно Великий Новгород.

Заподозрив новгородцев в какой-то измене, он пошел на них войной как на настоящих врагов и губил их без всякого суда на протяжении нескольких недель.

Поход на Новгород

Иван собрал всех опричников, которые были способны носить оружие, вперед были отправлены разъезды, которые заняли все почтовые станции и городки по дороге, под предлогом борьбы с чумой въезд и выезд из Новгорода запретили – чтобы никто не мог предупредить северян о движении опричного войска.

Грабежи и убийства начались еще по дороге – в Твери и Торжке, а 2 января 1570 года передовые отряды опричников подошли к Новгороду и сразу окружили его, «дабы ни един человек из града не убежал». В Новгороде опричниками был устроена кровавая резня: «Царь и великий князь сед на судище и повеле приводити из Великаго Новагорода владычних бояр, и служилых детей боярских, и гостей, и всяких городцких и приказных людей, и жены, и дети, и повеле перед собою люте мучити».

Московский застенок времен опричнины. А. Васнецов

Несчастных жгли огнем, после привязывали к саням длинной веревкой и тащили две версты до Новгорода, где связывали (детей привязывали к матерям) и бросали с моста в реку, где другие «каты» заталкивали их под лед огромной полыньи палками. «Главу заговора», новгородского архиепископа Пимена, отправили в Москву – старика, больше 30-ти лет окормлявшего Новгород, посадили на кобылу задом наперед и приказали всю дорогу дуть в волынку – атрибут скоморохов. В столице церковный суд лишил Пимена сана, его заточили в Никольском монастыре в Веневе, где через год тот скончался.

Город полностью разграбили, на оставшихся в живых новгородцев наложили огромные штрафы, которые выбивались – в прямом смысле – кнутом на «правеже» еще много месяцев. Годы спустя царь впишет в составленный им «Синодик опальных», список убитых его волею людей, страшную в своей лаконичности фразу: «По Малютине скаске новгородцев отделал тысящу четыреста девяносто человек». И историки по сей день спорят, является ли эта цифра общим количеством погубленных в Новгороде людей или это «достижение» только отряда под началом Малюты Скуратова.

Из Новгорода опричное войско двинулось в Псков, который ожидала та же участь. Однако «пскопских» спас местный юродивый Никола, который протянул государю кусок мяса. На недоумение царя – зачем ему мясо в пост, юродивый, согласно легенде, отвечал: «Да разве Ивашка думает, что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько он уже съел?». По другой версии, юродивый потребовал: «Хватит мучить людей, уезжай в Москву, иначе лошадь, на которой ты приехал, не повезет тебя обратно». На другой же день лучший государев конь пал, и испуганный царь приказал возвращаться в столицу. Как бы там ни было, но Псков смог отделаться малой кровью – царь поверил знамению и покорился, как он считал, Божьей воле.

Псы государевы

По всему государству, много лет кряду, вламываясь в частные дома, опричники проливали кровь, насильничали, грабили и оставались безнаказанными, так как считалось, что они «выводили измену» из царства. Царь Иван, получивший имя «Грозного» за свои казни и зверства, сам доходил до неистовства и необыкновенной распущенности. Кровавые казни сменялись у него пирами, на которых тоже лилась кровь; пиры переходили в богомолья, в которых бывало и кощунство. В Александровской слободе Иваном Грозным было устроено что-то вроде монастыря, где его развратные опричники были «братиею» и носили черные рясы поверх цветного платья.

От смиренного богомолья братия переходила к вину и крови, глумясь над истинным благочестием. Московский митрополит Филипп (из рода бояр Колычевых) не смог смириться с распущенностью нового царского двора, обличал государя и опричников за что и был низложен Иваном с митрополии и сослан в Тверь (в Отрочь монастырь), где в 1570 году его задушил один из самых жестоких опричников - . Царь не постеснялся расправиться и со своим двоюродным братом князем Владимиром Андреевичем, которого подозревал в умыслах против себя еще со своей болезни 1553 года. Князя Владимира Андреевича убили без суда, так же, как мать и жену его. Не умеряя своей жестокости, государь не ограничивал никаких своих вожделений. Он предавался всяческим излишествам и порокам.

Последствия опричнины

Цель, которую поставил себе Иван IV, устраивая опричнину, была достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена и унижена; старые удельные вотчины княжат перешли к царю и были обменены на другие земли. Опричнина, несомненно, повела к разорению державы, потому что разрушила хозяйственный порядок в центральных московских областях, где сосредоточены были княжата с их удельными вотчинами.

Когда Грозный выселял крупных вотчинников с их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а потом начали уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться за новыми владельцами, мелкими помещиками, не имевшими никаких земельных льгот. Народ охотно шел на окраины государства, где не было ужасов опричнины, отчего центральные области все пустели и пустели. К концу царствования Грозного они запустели до такой степени, что с них государь не получал уже ни ратных людей, ни податей. Таковы были в конце концов последствия опричнины.

Еще опричнина имела далеко идущие политические последствия. Она привела к ликвидации пережитков удельного времени и укреплению режима личной власти государя. Ее социально-экономические порядки оказались пагубными. Опричнина и затянувшаяся разорили государство. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию в 1570–1580-е гг., современники называли «порухой». Одним из пагубных последствий внутренней политики царя Ивана стало закрепощение русского крестьянства. 1581 год — были установлены «Заповедные лета», впредь до отмены которых крестьянам было запрещено покидать своих владельцев. На деле это значило, что крестьян лишили древнего права перехода в Юрьев день к другому хозяину.

Совершенно очевидно только одно, что опричнина не была ступенью к прогрессивной форме правления и не способствовала развитию государства. Эта была кровавая разрушавшая его реформа, о чем могут свидетельствовать ее последствия, в том числе наступление « » в начале XVII века. Мечты народа и прежде всего дворянства о сильном государе, «стоящем за великую правду» воплотились в разнузданный деспотизм.

Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4 .

Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).

Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

Причины введения опричнины

Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной .

В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.

Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

Начало и развитие опричнины. Основные события.

Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.

В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.

В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

Конец опричнины

Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

Результаты опричнины Ивана Грозного

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.