Общие сведения

В русском языке 10 знаков препинания. Они играют важную роль, позволяют правильно понять письменную речь, обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание смысла высказывания и эмоциональных оттенков предложения. Вообще, без знаков препинания текст был бы набором слов. У них разнообразный круг употребления. На первый взгляд, трудно разобраться в их постановке, но научиться этому можно, нужно только знать пунктуационные правила.

Функции знаков препинания

1.Смысло-различительная (помогают верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной; он придает однозначный смысл фразе; без них текст был бы эквивалентен (равен) неясному набору символов; они помогают нам сделать так, чтобы нас поняли однозначно)

2.Интонационно-экпрессивная (пунктуация в конце предложения обозначает цель высказывания (сообщение, вопрос или побуждение к действию) и интонацию речи, т.к. З.П. расставляют и эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч.).

Виды знаков препинания

1.Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием). Смысл употребления: а) помогают обозначить завершенность, законченность фразы, выражения; б) однозначно передать смысл высказывания (повествование о чем-либо, вопрос, обращенный к кому-либо, побуждение к действию), т.е. обозначить интонацию, расставить эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч..

2.Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

3.Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

Пунктуационные знаки

Употребление

Примеры формулировок в сочинении

Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.

Приведу в пример предложение № 3: «В лесу стало тихо.» Это законченное высказывание, в котором повествуется о наступлении вечерней тишины и спокойствия. Точка обозначила конец предложения.

Многоточие

Знак завершения. Во-первых, оно однозначно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. Во-вторых, обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности, стремлении умолчать что-либо или о неуверенности пишущего. В-третьих, многоточие ставится и тогда, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому. В четвертых, многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании).

Кроме того, многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки, вызванной различными причинами (волнением, например).

Многоточие стоит в конце предложения № 17: «Как бы вам объяснить попонятнее…» Этот пунктуационный знак указывает на конец завершенного высказывания. Многоточие указывает, что автор размышляет, пытается подобрать нужные слова, чтобы продолжить свою речь.

Например, предложения № 23 и 24: «Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря…» В конце обоих высказываний стоит многоточие. С одной стороны, этот знак обозначает конец завершенного высказывания, отделяет одну мысль от другой. С другой стороны, многоточием обозначается неожиданный переход от одного высказывания к другому, быстрая смена событий.

Возьмем, к примеру, предложение № 14: «В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте.» Гоголь поставил многоточие неслучайно. Этим пунктуационным знаком обозначен перерыв речи, заминка автора, видимо, размышляющего, стоит ли указывать место действия.

Восклица-

тельный знак

Знак завершения. Во-первых, им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. Во-вторых, им расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение и проч.). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.

«Как жаль, что птицы улетели!» Это предложение (№4) представляет собой законченную мысль. Автор, находясь в лесу, с сожалением замечает, что стало очень тихо. Его эмоциональное состояние подчеркивает восклицательный знак в конце предложения.

Вопроси-тельный знак

Знак завершения. Во-первых, он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. Во-вторых, он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная).

Может ставиться в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего.

Посмотрим на предложение № 16: «Который час?» Здесь звучит прямой вопрос. Законченное высказывание принадлежит Павлу, герою рассказа, который ожидает ответа.

«На выставке были представлены самые последние (?) модели отечественных автомобилей.» Читая это предложение, мы понимаем, что автор высказывания сомневается, несколько неуверен в приводимом факте.

Во-первых, это знак разделения. Разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. Во-вторых, это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (в т.ч. причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Т.о., запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.

Разделительный знак запятая несколько раз употребляется в предложении: «Ромашки, одуванчики, лютики, клевер – полевые цветы.» (№ 13) Здесь перечисляются однородные члены (подлежащие), соединенные бессоюзной связью. Границы между ними обозначают запятые.

Два простых предложения в составе сложного бессоюзного (№ 18) разделены запятой: «Гремел гром, сверкала молния.» Знак препинания указывает на границы частей сложного предложения, обозначает их автономность, независимость.

Вот, например, предложение № 2: «Лил дождь, косой и мелкий.» Запятая здесь употреблена неслучайно. Ею обособлены однородные одиночные определения, которыми образно рисуется осенний дождь в городе.

Двоеточие

Знак разделения. Во-первых, разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Во-вторых, употребляется после обобщающего слова перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя все лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют. В-третьих, двоеточие разделяет слова автора и собственно прямую речь.

Рассмотрим предложение: «Печален я: со мною друга нет.» (№ 20) Это законченное высказывание. Оно представляет собой бессоюзное сложное предложение. В нем две части, причем вторая поясняет причину того, о чем говорится в первой. Граница между двумя простыми предложениями обозначена двоеточием.

«На скалах галдели птицы: фрегаты, кайры, поморники.» В этом простом предложении перечисляются однородные члены. Это подлежащие, которые обозначают названия пернатых. Обобщающее слово «птицы» употреблено перед ними. Для отделения его от однородных членов поставлено двоеточие.

В тексте есть предложение № 15. Оно состоит из слов автора текста («Он спросил») и прямой речи («Который час?»), принадлежащей герою рассказа Владимиру. Между этими высказываниями ставится двоеточие, обозначающее их разделение.

Точка с запятой

Знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами и т.д.).

Автор использует точку с запятой в предложении: «Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.» (№ 16) Высказывание представляет собой бессоюзное сложное предложение. Оно состоит из двух независимых, самостоятельных частей. Второе простое предложение осложнено деепричастным оборотом, который обособляется. Следовательно, между частями сложного предложения поставлен точка с запятой.

Знак разделения. Во-первых, ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия, б) вторая часть указывает на следствие, результат, б) содержание частей противопоставлено. Во-вторых, тире разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором. В-третьих, оно может разделять пояснительные члены предложения. В-четвертых, тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). В-пятых, этот знак стоит перед репликой при передаче диалога. В-шестых, после однородных членов предложения перед обобщающим словом тоже ставится тире.

Перед нами бессоюзное сложное предложение: «Настанет утро – двинемся в путь.» В нем две части (простые предложения), причем первая из них указывает на время, когда будут происходить предполагаемые события. Поэтому внутри сложного предложения между относительно самостоятельными высказываниями ставится тире.

Тире употреблено в предложении № 17: «Солнце дымное встает – будет день горячий.» Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых, представляющих законченные высказывания. Вторая часть указывает на следствие (результат). Поэтому между простыми предложениями ставится тире.

Во-первых, кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника. Во-вторых, в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. В-третьих, кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.

Автор, анализируя стихи российского поэта, приводит такие строчки: «Как писал Блок, «и вечный бой, покой нам только снится». (предложение № 29) Цитата из произведения заключена в кавычки, тем самым обозначается смена автора речи.

Например, предложение № 27 представляет собой высказывание русского критика 19 века В.Г.Белинского: «Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить о «высоких персонах». В словах писателя мы слышим иронию, а потому часть слов заключена в кавычки.

Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.

«Летом (скорее всего в июле) мы отправимся в круиз по Черному морю.» Прочитав это предложение, мы видим обстоятельство времени «летом», которое уточняется словами «скорее всего в июле». Уточняющие члены предложения, вносящие необходимую информацию, заключены в скобки.

Сочетание восклица-тельного знака с многоточием

Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью в.з. мы доносим и то чувство, с которым мы произносим фразу, а многоточием указываем на некое раздумье, размышление автора речи, оно может свидетельствовать о недосказанности, стремлении умолчать что-либо или быстром переходе от одного высказывания к другому (ставится в конце абзаца).

Пример предложения: Вряд ли!..

Сочетание вопроситель-ного знака с многоточием

Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, в.з. обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). В-третьих, автор, сочетая в.з. с многоточием, указывает и на некое раздумье, размышление, недосказанность.

Пример предложения: В чем же его обаяние? В уме его?.. Во взгляде?..


Образец сочинения

Точка и многоточие – важные знаки препинания письменной речи

Точка и многоточие – важные знаки письменной речи. Точка – один из знаков завершения, она обозначает интонацию конца высказывания и ставится в конце повествовательного предложения, которое выражает законченную мысль. Не будь этого знака, мы бы не делали пауз между высказываниями, а потому не поняли бы, где завершается одна мысль и начинается другая. Точка обозначает интонацию конца. Многоточие тоже может завершать фразу, но функция знака препинания иная. Рассуждая на какую-либо тему, повествуя о чем-либо, автор речи, бывает, не решается высказать свою мысль полностью, о чем-то умалчивает. Многоточие нужно, чтобы выразить эту недосказанность и размышление. При этом оно может сочетаться как с вопросительным, так и с восклицательным знаками. В первом случае автор спрашивает о чем-либо, во втором выражает эмоции (удивление, радость и проч.). Кроме того, случается, что этот знак употребляется и внутри предложения, когда цитируется
чье-либо высказывание не полностью. Многоточие мы ставим на месте пропущенных слов.
Посмотрим на отрывок из текста. Рисуя своего героя, автор описывает его речь (предложение № 24), особенно много внимания уделяет голосу (предложение № 25), манере общаться с людьми. Высказавшись, Н.Гейнце завершает свои мысли, которые представляют собой повествовательные предложения, поэтому в конце мы видим точки. Рассказывая о том, какое впечатление производил Берсеньев на окружающих, писатель приводит в качестве примера слова некоторых из них: «Как вам сказать… я не знаю… но он очарователен.» Многоточие здесь неслучайно. С его помощью подчеркивается, как женщины размышляют, пытаются понять, чем герой привлекал к себе. Да и сам Н.Гейнце, погрузившись в свои мысли, задумывается, в чем же обаяние Берсеньева: «В уме его?.. Во взгляде?.. Или в его голосе?..» Эти вопросы он, размышляя, задает себе, но не сразу готов ответить на них, а потому здесь многоточие сочетается с вопросительным знаком.
Итак, точка и многоточие – важные знаки письменной речи.

    В зависимости от целевого назначения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак: В восьмом часу он подходил к дому. Вся его фигура изображала решимость: что будет, то будет! (Ч.); - Да что с тобой? - изумилась старуха. - Отчего так скоро? Алексей Степаныч где? (Ч.).

    При недоговоренности, возможности продолжения перечисления в высказывании, его незаконченности в конце предложения ставится многоточие: Закрывай глаза и спи... Отлично... (Ч.); Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелою листвою... (Бун.); ...В тумане низко плывет малиновый шар солнца и в белом шевелении парят над землей дальние силуэты ветел, крыши деревни... (Бонд.); Петя не спеша вытирает руки, плечи... И думает... (Шукш.); - Да если б я знал, я б пошел и... (Шукш.). Многоточие может указывать на особый смысл, многозначительность, подтекст: Однако дни шли... Жена успокаивалась. Андрей ждал... (Шукш.); Положил газетку на видное место... И включил газ, обе горелки.. . (Шукш.).

    В конце предложения могут сочетаться: вопросительный и восклицательный знаки, вопросительный знак и многоточие, восклицательный знак и многоточие. Комбинация знаков препинания объясняется усложненной целевой установкой предложения или сочетанием разных оттенков значения и эмоциональной окраски предложения: вопрос может сопровождаться негодованием, недоумением; сильное чувство может послужить причиной недоговоренности и т.д. Чаще всего такое сочетание знаков наблюдается при передаче прямой речи: - Как это так взяли?! - крикнул, побагровев, Давыдов (Шол.); - Это еще что такое?.. Ну?.. - Давыдов злобно ощерил щербатый рот (Шол.); - Ну, что? Как дело?.. - Плохо... Беда!.. - Что? Говори живее!.. - Половцев вскочил, сунул исписанный лист в карман (Шол.); Сорок раз видел весну, сорок раз!.. И только теперь понимаю: хорошо (Шукш.); Но меня поразило: откуда он-то знает такие слова?! (Шукш.); - Да нет, зачем же?.. Это ведь труд лишний (Шукш.).

    При акцентировке отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания могут ставиться после каждого из этих членов. Каждый акцентируемый член предложения принято оформлять как самостоятельную синтаксическую единицу, т.е. начинать ее с прописной буквы : Сева спросил, оглядываясь: - А что же вы его не доделываете? - Это кого? Д ом-то? (Бун.); - Что вас привело к ним? - неожиданно бытовым, ворчливым голосом спросил он. - Н едомыслие? С трах? Г олод? (А. Т.); - Так что же это? К априз? П рихоть? Я думаю, нет (Сол.); - Где же те силы, которые питают национальный дух и делают русского русским, узбека узбеком, а немца немцем? П рирода? С реда обитания? В ообще среда? Я зык? П редания? И стория? Р елигия? Л итература и вообще искусство? И что тут стоит па первом месте? Или, может быть, просто воспитание при действии всех вышеназванных сил? (Сол.).

    Примечание . Как правило, такое расчленение конструкции в прошлом не влекло за собой употребления прописных букв: Зачем же здесь? и в этот час? (Гр.); Все отвергал: з аконы! с овесть! в еру! (Гр.); Чем хуже положение мое, тем язык мой становится связаннее и холоднее. Что мне делать? п росить прощения? х орошо, да в чем? (П.). У некоторых современных авторов еще можно встретить такое оформление подобных конструкций .

    Вопросительный и восклицательный знаки могут оказаться внутри предложения, если они относятся к вставным конструкциям или сами образуют вставки, передавая соответствующее авторское отношение: Вот опять была ночь - сон или действительность? - И опять наступает утро (Бун.); - Да, - продолжал ученый, - наш мозг не готов к восприятию этой идеи, как и многих других, до которых (парадоксально! ) он сам же додумался (Сол.); У Пушкина читаем в конце пятой главы: «Молва приписывала смерть его действию яда, будто бы данному ему одним из конфедератов» (! ) (Сол.).

    Вопросительный и восклицательный знаки могут замещать предложение, неся в себе самостоятельную информацию: выражают разнообразные чувства (удивление, сомнение и т.п.). Это возможно при оформлении диалога, где соответствующие (невербальные) реплики становятся понятными благодаря контексту: - Этому и была посвящена моя кандидатская диссертация. - А сколько времени заняла работа над ней? - Примерно два с половиной месяца. - !!! - Потому что до этого было четыре года исследований (газ.); - Такие красивые детеныши и у орангутангов - большая редкость. А вы обратили внимание, как он похож на свою мать? - ? - А как же! У обезьян все как у людей (газ.).

    Многоточие ставится в начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, перехода от одной мысли к другой (когда они не связаны друг с другом). Такое многоточие обычно ставится в начале абзаца:

    Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, кон-че-но, кон-че-но, кон-че-но...

    Резко, будто влетев в тупик, вагон остановился, тормоза взвизгнули железным воплем, громыхнули цепи, зазвенели стекла. Несколько чемоданов тяжело упало с верхней полки (А. Т.);

    Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату .

    И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые (Шол.);

    Перекресток странного города опустел, и цветочницы опять расставили на перекрестке двух самых нарядных улиц свои зеленые табуретки с ведрами и синими эмалированными мисками, где плавали розы, мучившие спящего своей невероятной красотой и яркостью, способной убить его во сне, если бы длинная морская волна, гладкая и прохладная, не успокоила спящего .

    Он снова увидел яхту, обходящую известково-белую башню портового маяка (Кат.).

    Примечание . Начальное многоточие помогает сгладить различие в форме подачи мысли при перечислении и одновременно указать на незавершенность этого перечисления:

    Зубр не понимал, почему ни в Москве, ни в Ленинграде не устанавливают памятник Вернадскому. В школах должны были проходить Вернадского, должен быть музей Вернадского, должна быть премия Вернадского.

    Он никогда не мог определить - за что же он преклонялся перед Вернадским:

    Вселенский масштаб мышления, космический человек.

    Интересовала всякая всячина: живопись, история, геохимия, минералогия.

    Был ученым высшего типа, не лез в академики, в начальники.

    - ...вокруг Вернадского никогда не было ни шума, ни крика, никто не нервничал, политикой после революции не занимался. Его либерально-демократическая натура объединила многих порядочных людей <...> (Гран.).

    Многоточие внутри предложения передает затрудненность речи, большое эмоциональное напряжение, многозначительность сказанного, подтекст, а также прерывистый характер речи, указывает на сознательно пропущенные слова и т.п.:

    - Вот... дали за ударную работу... - Андрей прошел к столу, долго распаковывал коробку... И, наконец, открыл. И выставил на стол... микроскоп (Шукш.);

    - Не надо было! Зачем... помешали? (Шукш.);

    - Я тут... это... характеристику принес, - сказал мужчина (Шукш.);

    Отчасти я сама не чужда авторства, то есть, конечно... я не смею назвать себя писательницей, но... все-таки и моя капля меда есть в улье... Я напечатала разновременно три детских рассказа, - вы не читали, конечно... и... и мой покойный брат работал в «Деле».

    Так-с... э-э-э... Чем могу быть полезен?

    - Видите ли... (Мурашкина потупила глаза и зарумянилась.) Я знаю ваш талант... ваши взгляды, Павел Васильевич, и мне хотелось бы узнать ваше мнение, или, вернее... попросить совета (Ч.);

    - Жить бы да жить вам, молодым... а вас... как этих... угорелых по свету носит, места себе не можете найти (Шукш.);

    - Дала бы девке образование закончить хоре... хоре... - не с первого раза, с раскачки берет мудреное слово дед - хо-ре-огра-фи-чес-кое (Аст.).

    Многоточие внутри предложения может выполнять особую функцию: оно «разводит» слова, указывая на несовместимость их значений, на необычность, алогичность сочетания слов: Клад... под общежитием (газ.); Преступника... на пьедестал (газ.); Аэростат... в сумочке (газ.); Награда... до старта (газ.); Купаются... на берегу (газ.).

    Многоточие в цитате обозначает пропуск, т.е. то, что она приводится не полностью: К.Г. Паустовский писал: «Импровизация - это стремительная отзывчивость поэта на любую чужую мысль, на любой толчок извне...»; «...Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу - талантливому, обездоленному и как бы притихшему, не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением», - писал К.Г. Паустовский; В своем дневнике Л.Н. Толстой писал: «...наше довольство, недовольство жизнью, наше впечатление от событий происходят не от самых событий, а от нашего душевного состояния. И этих душевных состояний... есть очень много. Так, есть состояние стыда, состояние упрека, умиления, воспоминания, грусти, веселости, трудности, легкости» .

    Если цитата предшествует авторскому тексту, то после многоточия употребляется прописная буква ; если же цитата идет после авторских слов, то после многоточия употребляется строчная буква : «...Книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы», - писал В. Лидин; В. Лидин писал: «...книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы» .

    При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие автора, цитирующего текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки: В дневнике Л.Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <...>. У нее, как у всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве... Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <...>» .

Точка может ставиться при расчленении грамматически законченного предложения на части, т.е. при парцелляции. Разделенные точками парцеллированные члены предложения или их группы становятся самостоятельно оформленными частями высказывания: - Кто нынче у вас работает? - Здесь все профессиональные физики. В основном московский физтех . Еще несколько человек с мехмата, математики по цифровой обработке. Всего двадцать пять человек. И двадцать студентов. Опять-таки физтеха (газ.); От экспериментатора требуются неслыханное мастерство, опыт, интуиция, чтобы правильно ответить на этот вопрос. И предельная объективность (газ.); О Зубре ходили легенды, множество легенд, одна невероятнее другой. Их передавали на ухо... Были просто сказочные истории, интересно, что не всегда для него лестные, некоторые так прямо зловещие. Но большей частью героические или же плутовские, никак не связанные с наукой (Гран.); И он [Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулок по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.).

Примечание . Расчленение возможно лишь при смысловой завершенности первого, базового предложения: Он мог стать писателем. Художником. Ученым. Врачом. Мореходом. Переводчиком. Актером . Все у него получалось - за что бы ни брался. Стал разведчиком. Судьба? Может быть... (газ.); Весной, в начале сева, в Быстрянке появился новый парень - шофер Пашка Холмянский. Сухой, жилистый, легкий на ногу. С круглыми, изжелта-серыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с круглой ломаной бровью, не то очень злой, не то красивый (Шукш.). Ср. невозможность постановки точки: «Произведение написано в стиле. Романтическом » ; ср. также: Вошел молодой человек с портфелем. Большим, тяжелым. - Вошел молодой человек с лицом красивым, по неприветливым (невозможно: «Вошел молодой человек с лицом. Красивым, но неприветливым » ).

Текст обеднеет и рассыплется ничего не выражающими фразами. А точки и запятые - естественные барьеры, без которых нельзя придумать ни одного предложения.

Есть еще один знак, заслуживающий внимания - многоточие. Что означает и где оно применяется? Как не переборщить с точками, уместно вставить их для большей эмоциональности текста? Узнаете в этой статье.

Что такое многоточие?

Многоточие - это знак препинания в тексте. В зависимости от языка оно состоит из трех точек (русский, английский) или из шести (китайский). Также многоточие может быть горизонтальным или вертикальным.

Интересно, что многоточия используются не только при письме, но и в математике, к примеру при составлении числовых рядов: 1, 2, 3, 4...100.

В этом случае многоточие означает, что пропускаются цифры, которые можно вывести логическим путем. Их слишком много для того, чтобы прописывать все, так что на замену ставят несколько точек.

История знака

Нельзя назвать точную дату появления многоточия, что означает его несомненную древность.

Одним из первых случаев употребления этого можно считать трактаты Древней Греции. В них многоточие заменяло смысловую часть предложения, которая и так всем была ясна. К примеру, "Не лезь не в свои дела, а то пострадаешь!" могло быть записано как "Не лезь, а то..."

В Греции и Риме многоточия в предложениях означали незавершенность мысли. Так же знак использовался в записях на латыни.

Квинтилианус, один из древних мыслителей, призывал своих соотечественников не злоупотреблять многоточиями, поскольку из-за них предложения сливались в один большой кусок текста, никому не понятный. Этот клич вызвал многие споры: как понять, где "уместно" использовать знак, а где он не нужен? Как правильно использовать многоточие и что означает его переизбыток?

Использовать многоточие в русской литературе стали в восемнадцатом веке с легкой руки Карамзина. Он ввел знак как художественный прием для обогащения текста. В прозе многоточие обозначало эмоциональность и незаконченность мысли.

Спустя время этот знак перешел в обычную жизнь, письма запестрели многоточиями, что означает: знак прижился и "ушел в народ".

Многоточие в литературе

В художественном тексте можно встретить многоточия гораздо чаще, чем в нехудожественной литературе. Дело в том, что многоточия в конце предложения означают незавершенность и незаконченность мысли, чего не могут себе позволить авторы научных статей. Помимо этого, многоточие в литературе может:

  • Говорить о депрессивности персонажа. Если в монологе героя встречается обилие многоточий, то, скорее всего, он чем-то опечален и речь дается ему с трудом.
  • Также многоточия обозначают задумчивость. Представьте: герой что-то бормочет, его речь прерывиста и непонятна. Чтобы точно передать ощущения от такого поведения, автор может писать его речь сплошным текстом, разделяя слова многоточиями.
  • Многоточия могут использоваться для передачи недосказанности, сохранения тайны, как в греческих манускриптах. Этот знак способен скрыть за собой то, что и так всем ясно.
  • Многоточия являются признаком открытого финала. Если они стоят в самом конце книги, то автор дает читателю придумать свой собственный финал на основе уже узнанной информации.
  • В речи героев многоточия также могут стать знаком прерывистого дыхания, затрудненной речи, трудностей с произношением.

И это далеко не все. С восемнадцатого века многоточия прочно вошли в русскую литературу и обрели множество значений. Обычно объяснять смысл этого знака препинания не нужно. Читателю из контекста становится понятно, что означают многоточия в конце предложений.

Правила использования

Существуют некоторые правила в использовании данного знака:

  1. При написании многоточия оно отделяется от последующих букв пробелом. При этом оно примыкает к замыкающему слову: она была... очень красива.
  2. Если многоточие по смыслу должно соседствовать с запятой, то оно ее "съест": я любил ее... но она была зла ко мне.
  3. Если вы хотите написать и многоточие, и вопросительный (восклицательный) знак, то они объединяться: действительно?.. Невероятно!..
  4. Интересно написание вопросительно-восклицательных знаков с многоточием: Да как вы смеете?!.
  5. Прямая речь, где после знака стоит тире, при наличии многоточия не отделяется пробелом: - Вы знали?..- спросила она.
  6. Эти знаки препинания при прямой речи остаются в кавычках: Она сказала: "Я не уверена..."
  7. При использовании многоточия в начале предложения оно не отделяется пробелом: ...он пришел поздним осенним вечером.
  8. В числовых рядах многоточия не делятся пробелами: 1, 2, 3...7.
  9. При цитировании неполного выражения недостающую часть заменяют многоточиями: в начале, в середине или в конце цитаты, в зависимости от того, откуда вырезали текст.
  10. Если в цитате вырезали значительную часть, то многоточия обрамляются угловой скобкой с двух сторон.
  11. Если цитата заканчивается многоточием, то после скобок ставится дополнительная точка:

М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писаных…».

Что означает многоточие в переписке

Многоточия перешли не только в литературу, но и в повседневную переписку. Если ваш собеседник шлет вам смс с кучей лишних точек, то вам хотят что-то сказать.

Итак, о чем говорит избыток многоточий в переписках:

  1. Ваш собеседник недоволен вами, вашими словами или поведением. Возможно, при помощи точек вас хотят устыдить.
  2. Излишек многоточий может значить, что собеседнику трудно собраться с мыслями, тема переписки его задела.
  3. Ваш собеседник хочет, чтобы его письмо было более таинственным и пространным.
  4. Отдельно присланное многоточие может быть знаком замешательства или неприятного удивления.
  5. Еще отдельное многоточие может расшифровываться как "ты серьезно?" или "даже комментировать это не буду".
  6. Многоточие в конце сообщения может быть признаком грусти. Обратите внимание на общий тон письма.

Когда ставить, а когда нет?

Вы должны интуитивно понимать, когда многоточие уместно, а когда нет. В том же случае, если вы не уверены, стоит ли использовать этот знак, лучше воздержитесь от него.

Помните, знаки препинания - как специи в блюде. Слишком много приправ никому не понравится, всего должно быть в меру!

Многоточие (эллипсис, от греч. ellipsis — незаполненность) — самостоятельный типографский знак, разновидность отточия, состоящий из трёх точек идущих подряд, используется для обозначения скрытого смысла, особенностей устной речи (вздох, пауза, задумчивость), недосказанности либо для исключения из текста некоторых слов, например при цитировании.

Многоточие бывает горизонтальным, вертикальным и диагональным.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что многоточие — отдельный, самостоятельный типографский знак и, как бы там ни было, он отличается от трёх точек. При этом многоточие может быть образовано и восклицательным знаком и вопросительным.
В чём же разница между многоточием и тремя точками, приведшая к его появлению? При наборе трёх точек они как бы сливаются в одну сплошную линию, чтобы этого не происходило точки стали отбиваться друг от друга дополнительными пробелами. Таким образом набор стал выглядеть более ровным и приятным глазу. В этом и заключается извечная «борьба» акцидентных шрифтов с текстовыми: текстовый шрифт всегда стремится к ровному серому, будто пытаясь превратиться в ленту, а акцидентный шрифт наоборот пытается быть как можно ярче и необычней, взбодрить строку, чтобы привлечь взгляд читателя.

Техническая справка

Что бы точки в многоточии не сливались в сплошную линию, они отбиваются друг от друга (увеличивается расстояние между точками). Исключение составляют моноширинные шрифты, где каждый символ имеет одинаковую ширину, т.о. многоточие умещается в один символ и становится короче, а три точки, соответственно, в три символа! Но это означает, что при наборе моноширинным шрифтом нужно использовать знаки препинания ориентируясь на их дальнейшую судьбу: если это тексты для сайта, который скорее всего будет оформлен не моноширинным шрифтом, то стоит использовать многоточие, а если комментарии в коде - три точки.
Имеет UTF-код 2026. HTML-коды & hellip; и … и ASCII-код 133 (Alt+0133)

Историческая справка

Многоточие использовалось ещё до н.э. и назвать точные даты появления этого символа не представляется возможным и не является необходимым в контексте этой статьи. Многоточие использовалось ещё в Древней Греции для замены того «что и так всем понятно», например, многоточием можно было бы закончить фразу «не суй нос не в свои дела», вот так: «не суй нос…». Это самый примитивный пример, аналогию можете придумать сами. Так же греки и римляне использовали многоточие в синтаксических конструкциях, которые выглядели незавершёнными и в конструкциях обусловленных особенностями латыни.
Но даже понятные конструкции с многоточиями в случае их многократного объединения превращаются в пучок несвязных слов, не имеющего границ. О чём и говорил Квинтилиан (Квинтилианус, на латыни) в своих трудах, призывая использовать многоточие только в тех случаях где «всё и так понятно»! Это, естественно, вызывало споры: как разобраться где и так понятно, а где нет. Хочу повториться что эти проблемы были вызваны, во многом, особенностями языка и свойственны европейскому сообществу, но не русскому, русский язык отличается языковыми конструкциями.

Первым использовать многоточие в России стал Карамзин в XVIII веке. И изначально оно применялось как художественный приём, в основном в прозе, для выражения эмоциональной составляющей и лишь затем перекочевало в обычные тексты как символ недосказанности и незавершённости, прерывистости, и т.п.
Наконец-то закончилась прелюдия и мы можем приступить к реальным вопросам применения многоточия на практике. Ура!

Правила употребления

Когда употребляется многоточие?
  1. Для отображения заминок речи (даже посреди слов):
Для указания, что начало или конец цитаты не совпадает с началом или концом предложения в цитируемом тексте, например:
Пушкин, оценивая всех своих предшественников, писал: «…Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…».

Для обозначения пропуска внутри цитаты, например:
Маркс писал, что «язык… есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».

В начале текста или предложения с целью отразить сбивчивость мысли, либо большой временной интервал отделяющий предложение от предыдущего.
«…Ва… ва… ва… ваше превосходительство,» — шептал Попов.

В местах где окончание фразы общеизвестно, например:
«с кем поведешься…»
«хотели как лучше…»

Для обозначения интервалов (наряду с тире и знаком деления ÷)
+7…+9С
15…19 килограмм

В математике

Для пропуска чисел в последовательности:
1 + 2 + 3 +…+ 10

Для записи периодических дробей или трансцедентых чисел:
1/3 = 0,33333333…
Пи = 3,14159…

В Рунете

Для отображения продолжающегося списка страниц, например в поисковой выдаче, иногда оформляется как ссылка:
… 2 3 4 5 6 7…
1…15 16 17

Как список номеров элементов отображаемых на текущей странице или следующих в списке навигации по страницам:
1…15 16…30 31…45

Правила использования

Как правильно его использовать?
  1. Многоточие отбивается от следующего слова пробелом и не отбивается от предыдущего слова:
    Вокруг темнота… и только маленькие огоньки города вдалеке…
  2. Когда в одном месте встречаются и многоточие, и запятая, запятая поглощается многоточием:
    Моя работа… но, впрочем, не будем говорить о ней.
  3. Когда в одном месте встречаются и многоточие, и вопросительный или восклицательный знаки, то они объединяются, используя точку вопросительного или восклицательного знака:
    Ну, что вы опять задумались?..
    При этом расстояние между вопросительным знаком и точкой должно быть уменьшено. А если встречается восклицательно-вопросительный знак, то добавляется одна точка!
    Да, сколько можно копаться, в конце-то концов?!.
  4. В прямой речи если после многоточия стоит тире, то оно (тире) не отбивается пробелом от многоточия:
    —Вы подумали?.. Вы уверены?..— сказала она ослабшим голосом.
  5. Если после многоточия стоят кавычки или скобки, то они не отбиваются пробелом от многоточия:
    Он говорил: «Я слов не понимаю ваших…»
  6. Если многоточие встречается в заголовке, выделенном отдельной строкой, то, как и восклицательный и вопросительный знаки, оно не опускается. Стоит заметить, что точка в данном случае опускается.
    В поисках правды…
    или
    Купит ли Microsoft Yahoo…
  7. Если многоточие стоит в начале предложения оно не отбивается пробелом:
    …Прошла ночь и первые лучи солнца заиграли на макушках деревьев.
  8. В наборе в разрядку пробелы между многоточием и предыдущим словом должны быть неизменны:
    С н о в а… и с н о в а…
    а не
    С н о в а … и с н о в а …
  9. В числовых интервалах многоточие не отбивается пробелами:
    1…3
    +29…+31
  10. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:
    • перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения: Л. Н. Толстой писал:
      «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде»;
    • в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри её:
      Говоря о достоинствах языка народной поэзии, докладчик напомнил: «Не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;
    • после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца:
      Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»
  11. После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением:
    М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…».
  12. Если при цитировании вырезаются большие части текста или целые предложения, то многоточие принято окружать угловыми скобками:
    Статья была острой, резкой, но хотя Пушкин, начиная издание журнала, вовсе «не стремился к обострению журнальной полемики <…>, но статью Гоголя Пушкин оценил по достоинству и принял её в первый номер, посоветовав автору смягчить наиболее резкие выражения» цитата взята из

1. Многоточие имеет ряд разнообразных значений, связанных с содержательной, логической и эмоциональной сторонами речи. В начале предложения многоточие означает логический или содержательный разрыв в тексте, переход от одной мысли к другой (когда они не связаны друг с другом).

Такое многоточие обычно ставится в начале абзаца: Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, кон-че-но, кон-че-но, кон-че-но...

Резко, будто влетев в тупик, вагон остановился, тормоза взвизгнули железным воплем, громыхнули цепи, зазвенели стекла, несколько чемоданов тяжело упало с верхней полки (A. T); Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату.

И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые (Ш.);

Перекресток странного города опустел, и цветочницы опять расставили на перекрестке двух самых нарядных улиц свои зеленые табуретки с ведрами и синими эмалированными мисками, где плавали розы, мучившие спящего своей невероятной красотой и яркостью, способной убить его во сне, если бы длинная морская волна, гладкая и прохладная, не успокоила спящего. ...Он снова увидел яхту, отходящую известково-белую башню портового маяка (Kaв.).

2. Внутри предложения многоточие передает затрудненность речи, вызванную большим эмоциональным напряжением, многозначительность сказанного, подтекст, а также прерывистый характер речи, указывает на сознательно пропущенные слова и т.п.:

Да вы не беспокойтесь... это не я, это Ромка-шут... Я порядки знаю. Тут все правильно...

Дежурные желания... а то можно по заказу... (Haб.);

Так и так... дело в том... вы понимаете... (Наб.)

3. Экспрессивные функции многоточия проявляются в речи, эмоционально или интеллектуально напряженной. Поэтому многоточие наиболее характерно для текстов художественных и публицистических, в частности для диалогов:

Отчасти я сама не чужда авторства, то есть, конечно... я не смею называть себя писательницей, но... все-таки и моя капля меда есть в улье... Я напечатала разновременно три детских рассказа, - вы не читали, конечно... много переводила и... и мой покойный брат работал в «Деле».

Так-с... э-э-э... Чем могу быть полезен?

Видите ли... (Мурашкина потупила глаза и зарумянилась).

Я знаю ваш талант... ваши взгляды, Павел Васильевич, и мне хотелось бы узнать ваше мнение, или, вернее... попросить совета (Ч.);

Моего отца уволили после забастовки с завода, сослали в Сибирь... У матери нас четверо... мне, старшему, девять лет тогда... (Ш.).

Жить бы да жить вам, молодым... а вас... как этих... угорелых по свету носит, места себе не можете найти (В. Ш.);

Дала бы девке образование закончить хоре... хоре... - не с первого раза, с раскачки берет мудреное слово дед - хо-ре-огра-фи-чес-кое (Аст.).

4. Внутри предложения многоточие может выполнять и особую функцию: оно «разводит» слова, указывая на несовместимость их значений, на смысловые сдвиги, на необычность сочетания слов: Клад... под общежитием (газ.); Отправили в отставку... должность (газ.); Аэростат... в сумочке (газ.); Награда... до старта (газ.); Купаются... на берегу (газ.).