Сегодня мы поговорим про метод Цицерона – запоминание каких-то сложных цифр, имен, фактов, объектов при помощи ассоциаций. Другое название этой методики – Система римской комнаты. Сам метод был назван в честь знаменитого римского полководца Цицерона, который был известен своим ораторским мастерством: в своих выступлениях он всегда оперировал множеством фактов, цифр, имен, цитат, но при этом никогда не пользовался какими-либо подсказками, все эти данные выдавал исключительно из своей памяти.

Как говорят исторические источники, метод Цицерона не принадлежал авторству самого полководца: еще до него подобную систему использовали другие римские и греческие ораторы. Тем не менее, особую популярность он приобрел именно благодаря Цицерону, поэтому, видимо, метод и решили назвать его именем.

В чем заключается метод запоминания Цицерона? Все довольно просто. Чтобы запомнить нужные данные необходимо мысленно расставить их на разных местах в хорошо известной вам комнате, квартире, доме в определенном порядке. Далее, во время выступления просто мысленно проходить по этой комнате, вспоминая и называя расставленные там факты.

Известно, что сам Цицерон перед публичными выступлениями всегда долго ходил по своему дому, мысленно размещая в нем все ключевые моменты своей речи и запоминая их.

Чтобы начать практиковать метод Цицерона, прежде всего нужно выбрать помещение, которое вы будете использовать. Это должно быть место, которое вам очень хорошо, до мелочей знакомо, например, собственная квартира или комната, в которой вы проводите большую часть своего личного времени.

Вторым шагом следует выбрать последовательность “прохождения комнаты” и расстановки в ней тех моментов, которые необходимо запомнить. Можно не только мысленно представить свою комнату, но и пройтись по ней, как это в свое время делал сам Цицерон. Передвигайтесь по комнате по кругу в каком-то одном направлении: по часовой стрелке или против часовой стрелки.

При “обходе” комнаты составьте себе последовательный список предметов, на которых вы “разместите” те факты, что вам необходимо будет запоминать. Например: дверь, стул, шкаф, полка, кровать, люстра, окно, и т.д. Начать можно с небольшого количества таких предметов, а дальше, набираясь опыта, можно будет постепенно увеличивать их количество: первая полка на шкафу, вторая полка на шкафу, первый ящик письменного стола, второй ящик, и т.д.

Так вы подготовитесь к использованию метода запоминания Цицерона. А теперь давайте рассмотрим, как применить метод Цицерона на практике.

Возьмем такой пример: вам необходимо запомнить последовательную цепочку из 15 абсолютно не связанных между собой вещей (фактов): Удочка – Штаны – Калькулятор – Жвачка – Наушники – Пушкин – Фоторамка – Береза – Гагарин – Грибы – Магазин – Тигр – Время – Колесо – Рок.

Применяя метод Цицерона, мысленно расставляем эти факты на разных предметах, которые находятся в вашей комнате, в порядке ее прохождения. Причем, стараемся делать это в максимально оригинальном и нестандартном виде, поскольку так будет лучше запоминаться.

Итак, удочка стоит прямо перед дверью: как только вы заходите в комнату, вы упираетесь глазами в болтающийся прямо перед вами крючок. Далее поворачиваете влево и видите там штаны, подвешенные на потолке – они болтаются, и вы проходите прямо между штанинами. На тумбочке прямо перед вами лежит калькулятор, на котором высвечивается дата вашего рождения. Вы пытаетесь поднять его, но не можете, потому что он прилеплен к тумбочке жвачкой. Далее расположены наушники, надетые на вазу для цветов. А прямо над ними висит портрет Пушкина с подрисованными усами. Но фоторамка от этого портрета плохо прикреплена и болтается на одном гвозде. Вы проходите дальше и на стуле видите связку березовых дров. А на вашей кровати стоит бюст Гагарина в шлеме с надписью “СССР”. Вы подходите к подоконнику и с удивлением видите, что на нем выросли грибы. А на столе рядом лежит записка от жены: “Сходи в магазин”. Вы собираетесь одеться, открываете шкаф, а в нем сидит тигр и охраняет ваши вещи. Далее на стене висят ваши электронные часы и показывают 11:11. А рядом стоит клетка с хомяком, который крутит колесо. Ну и, наконец, вернувшись обратно к двери, с обратной ее стороны вы видите большой плакат вашей любимой рок-группы.

Таким образом, мы смогли создать целую цепочку ассоциаций, связанных с теми фактами, которые нам необходимо запомнить. Причем, именно в той последовательности, в которой это необходимо – именно так расставлены вещи в вашей комнате.

Далее мы сможем восстановить хронологию прохождения своей комнаты и последовательно вспомнить все нужные нам факты, благодаря оригинальным ассоциациям, которые хорошо отложатся в памяти, возможно даже с одного повторения, а тем более – с двух-трех.

Это лишь простой пример применения на практике метода запоминания Цицерона. Постоянно тренируясь, вы сможете запоминать гораздо более сложные цепочки, задачи и факты.

Метод Цицерона хорош тем, что не требует каких-то специальных сложных знаний, практиковать его может любой человек, даже не отличающийся хорошей памятью. Научиться применять метод Цицерона под силу каждому, если задаться такой целью.

Надеюсь, что эта информация была вам полезна. Учитесь во всех начинаниях вместе с сайтом – здесь вы найдете множество других полезных практических рекомендаций. До новых встреч!

МЕТОД ЗАПОМИНАНИЯ ЦИЦЕРОНА Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять в любом месте, где вы находитесь.

Этот метод назван так в честь одного из блестящих ораторов, государственного деятеля времен Римской Республики. Его имя - Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) Прославился он еще и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо решить для себя, какой последовательности обхода комнаты вы будете придерживаться. Другими словами, вам необходимо определить последовательность мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть подготовить опорный список мест. Многим будет достаточно просто держать его в голове. Если это сложно, то, запоминая последовательность элементов методом Цицерона в первый раз, вы можете попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно. В других случаях расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно: достаточно представлять ее мысленно (комната, конечно должна быть очень хорошо знакомой). Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т. д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Чем больше вы запомните расположение предметов, тем большее количество элементов вы сможете запомнить. Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо, соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру или дом, а также хорошо знакомые жилища друзей и родственников, рабочий кабинет, и даже хорошо изученные участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т. п. Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (пример ниже). На первых порах вы даже можете составить себе список элементов комнаты (получится ряд слов) - другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы. Рассмотрим пример того, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Мы будем размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. В примере мы постараемся использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Итак, сыром затыкаем щель в замке, щенка сажаем около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляем, как он начинает грызть плинтус, а мы пытаемся запретить ему это делать. Пластилин мы приклеиваю к зеркалу, причем залепляем им почти всю поверхность, чтобы не было видно отражения. Линейку прикрепляем к дверцам шкафа: теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваем вместо лампочки в люстру. Теперь на нашем пути возникает дверь в комнату. Мы вставляем письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диван; мы представляем, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Осталось связать книжные полки и слово «лес». Мы представляем, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно. Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, порядка телефонных звонков и т. д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то можно одно и то же помещение использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы. Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, где вы находитесь. При этом само это место - аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам «опорной» комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала. Когда же вам будет необходимо его воспроизвести, вспомните лишь обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

Другие способы развития памяти 1. Развиваем память, тренируя внимание. Мы запоминаем только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе или в учебе вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда. 2. Сочетание разных видов памяти ради одной цели. Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников, которые не учат стихи. Ей посоветовали предложить ученикам отжиматься и повторять текст вслух. Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц. Даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи (может не целиком, но с самого натренированного места). Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память. 3. Запоминаем по частям. Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть текст нужно компоновать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре. 4. Повторение - упражнение для развития памяти. Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью и плохой слуховой. Предположим, что в тот момент, когда вы прогуливались по парку, вам знакомый сказал номер телефона, а никакой возможности записать у вас нет. В таком случае, пока ваш друг диктует, мысленно представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер. Потом сделайте вид, что он был занят, и попробуйте еще раз, вслух проговаривая номер другу. Если все правильно, повторите еще раз, и даже через пару часов вы все вспомните. Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти. 5. Развивайте память, открывая для себя новое. Когда информация запоминается без усилий, она дольше хранится. Совершенствуясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы можете не думать о том, что это необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память и, следовательно, развиваетесь. 6. Придумайте свой способ развития памяти. Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее и что может помочь лично вам сохранить драгоценную информацию. Попробуйте делать для себя маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах, прикрепляйте их на доске, над рабочим столом или монитором. Самое главное правило для развития памяти - в записях не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете.


Тренировка памяти
>
Метод Цицерона

Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) Прославился он тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.

Однако другие источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и, следовательно, своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является, пожалуй, самым древним из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.

Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать свою информацию. Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, попробуйте пройти по комнате реально, как и он, а при этом расставлять элементы мысленно. В последующих случаях расхаживать по дому будет не обязательно, достаточно представлять мысленно комнату, которая Должна быть очень хорошо знакомой.

Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Вообще же, чем большего количества предметов расположение вы помните, тем лучше, тем большее количество элементов вы сможете запомнить.

Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, бра, софа, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру, и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п.

Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (см. Упражнения №1-3). Метод Цицерона очень похож на метод связанных ассоциаций, когда с одним уже хорошо усвоенным рядом элементов связывается другой ряд. Здесь получается почти то же самое, только вместо заученного ряда элементов в вашем распоряжении также хорошо усвоенная последовательность предметов в помещении, которое вы выбрали. На первых порах вы даже можете составить себе список (получится ряд слов, как и в методе связанных ассоциаций) элементов комнаты, другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы.

Посмотрите, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Я буду размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. И, конечно, постараюсь использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром я затыкаю щель в замке, щенка сажаю около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляю, как он начинает грызть плинтус, а я пытаюсь ему запретить это делать.

Пластилин я приклеиваю к зеркалу, причем залепляю им почти его все, так, чтобы не видно было отражения. Линейку прикрепляю к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваю вместо лампочки в люстру. Теперь на моем пути дверь в комнату. Я вставляю письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, я представляю, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Оставшееся слово "лес " надо связать с книжными полками. Я представляю, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.

Главное - перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание примитивного ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться).

Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, запоминания порядка телефонных звонков и т.д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то одно и то же помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую "опорную" комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

Метод Цицерона очень удобен при запоминании цифр. Сначала, конечно, цифры из абстрактной формы надо перевести в конкретную любыми известными вам способами (см. главу, посвященную запоминанию цифр). А затем уже готовые предметы, в которые вы преобразовали цифры, надо размещать по комнате или по тому участку дома или пути, который вы выбрали.

Но я советую вам сразу увеличить объем запоминаемой информации и размещать в каждом месте две цифры, расставляя предметы, обозначающие их, по два в одном месте, например, слева и справа, или связывая два предмета между собой с помощью ассоциаций. В дальнейшем, когда вы узнаете про цифро-буквенный код вы сможете связывать с одним местом сразу 4 цифры. Метод Цицерона пригодится вам и для запоминания игральных карт, выходящих из игры, но об этом тоже чуть позже.

Для овладения методом Цицерона достаточно 2-3 тренировки, в этом его большое преимущество по сравнению с многими Другими техниками. Еще одно его преимущество в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, в котором вы находитесь, при этом само место: аудитория, музей, кабинет начальника - могут послужить вам "опорной" комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций.

Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала, а когда будет необходимо его воспроизвести, вам надо будет вспомнить обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

Наоборот, если ваша цель - детально запомнить схему или обстановку какого-нибудь помещения, вы можете использовать хорошо усвоенный ранее список слов (цифр) и, связывая последовательно слова с деталями помещения, подробно его запомнить. В этом случае, когда вы будете описывать запоминавшееся помещение, вы не пропустите ни одного предмета обстановки, на который вы обратили внимание, ни одной его особенности: ведь для каждой из них у вас будет ассоциативная связь со словами, последовательность которых вы хорошо знаете.

*** Упражнение 26.

Запомните следующие слова, используя метод Цицерона и связывая их с деталями той комнаты, в которой вы сейчас находитесь: ТРАВА, БИГУДИ, ПОПЛАВОК, ШИПОВНИК, КАЛЕНДАРЬ, АЛЬБОМ, ЛУКОВИЦА, РЕЦЕПТ, РАСЧЕСКА, ПОДУШКА, ЭСКАЛАТОР, ФОНАРЬ. Обводя взглядом комнату, попробуйте воспроизведите слова, которые запоминали.

*** Упражнение 27.

Следующий ряд слов попытайтесь запомнить, также применяя метод Цицерона, однако сейчас используйте для запоминания слов не ту комнату, в которой находитесь, а любую другую, обстановку которой знаете хорошо. (Не забудьте, что с деталями комнаты, которые вы будете использовать для запоминания слов, надо определиться заранее). НОЖНИЦЫ, МОЛОКО, СЦЕНА, БАБОЧКА, КОЛЕСО, ГАЛСТУК, ПРУЖИНА, ЕЖ, КЛЕЙ, КАПЮШОН, КАРАМЕЛЬКА, ШИЛО.

*** Упражнение 28.

В этом упражнении потренируйтесь в запоминании последовательности цифр методом Цицерона. 4 7 2 1 1 8 9 3 5 5 0 6 3 7 6 4 7 9 0 8

*** Упражнение 29.

Попробуйте выполнить обратную задачу - запомнить схему (обстановку) комнаты, изображенной на картинке, используя для ее запоминания любой хорошо известный вам ряд слов. (Напомню, что в качестве такого ряда может выступить список ключевых слов хорошо известной вам песни, басни, стихотворения). В обстановке комнаты попытайтесь запомнить не только входящие в нее элементы, но и что где расположено. Для этого «обходите» комнату последовательно.

Метод Цицерона или система римской комнаты является одним из самых популярных и древних методов запоминания. Назван он именем знаменитого римского деятеля и прекрасного оратора Цицерона. В своих речах Цицерон употреблял невероятный и сложный для запоминания арсенал знаний: цитаты, цифры, факты, имена, даты. Причем во всех своих выступлениях он не пользовался записями, не зачитывал, а просто воспроизводил всю информацию по памяти.

В чем заключается метод Цицерона?

В основе лежит последовательность запоминания объектов и зрительное воображение. Этим методом запоминания может овладеть каждый, так как он довольно прост и не требует особых усилий.

Заключается метод в следующем: основные понятия доклада, лекции, которые необходимо запомнить, мысленно расставляем в строго определенной последовательности, при этом представляя в голове комнату, целое помещение или знакомый маршрут. К каждому предмету «привязываем» ключевую информацию.


По сути, стоит только отобразить в памяти эту комнату с ее интерьером и предметами, и это позволит вспомнить то, что было необходимо. Именно так римский оратор и готовил свои знаменитые речи: расставлял основные ключевые понятия, мысленно гуляя по дому.

Как научиться запоминать с помощью метода Цицерона?

Перед тем как приступить к применению метода Цицерона, необходимо определиться, как именно обходить дом. Для начала можно ограничиться одной комнатой. Важно, чтобы комната была привычной и хорошо знакомой, в которой должно быть известно, где все лежит или висит. Затем нужно выбрать точную последовательность мест и предметов, в которых будут «размещены» главные понятия.

Мысленно перемещаться по комнате можно как угодно: слева направо, снизу вверх или наоборот. Очень популярным является движение по часовой стрелке.

Предметы, на которых стоит акцентировать внимание, могут быть разными: компьютер, диван, стол, картина, шкаф, книга, ручка, одежда. Как показывает практика, лучше запоминаются объекты, которые лежат и находятся в непривычном положении. Например, стул можно поставить посередине комнаты или открыть дверцу шкафа. Очень важно сразу определиться с предметами, которые будут использоваться для ассоциаций, чтобы не путаться в процессе запоминания и не задумываться, что с чем связывать.



Чтобы лучше отложить в памяти образ предмета, можно прибегнуть к проверенному способу - мысленно его увеличить в размере. Например, огромная люстра, расположенная на потолке, легко и надолго запомнится.

Каждому из этих предметов в комнате нужно присвоить конкретное ключевое понятие информации, которую необходимо запомнить. Выходит, что предмет будет вызывать ассоциацию с определенным термином.

Практическое задание

Рассмотрим на примере, как с помощью системы римской комнаты можно запомнить список слов: пластилин, велосипед, рюкзак и бутылка. Перечисленные вещи расставляем по дому таким образом, чтобы они бросались в глаза, выделялись, находились в неправильном положении или месте. Велосипед переворачиваем и ставим под вешалкой, рюкзак вешаем на дверь, бутылку ставим на тумбочку и кладем в нее цветы, а пластилином заклеиваем зеркало в прихожей.

Такое расположение создает в нашей голове нестандартные ассоциации и надолго отложится в памяти.

На практике метод Цицерона применяется для более сложных и серьезных задач. С помощью него также можно запомнить телефонные номера, идущие строго по списку, цифры с множеством знаков, список покупок, отложить в памяти игральные карты, которые выходят из игры.

Основные преимущества метода Цицерона

Одним из главных преимуществ метода является быстрота и легкость освоения. Обычно, чтобы обучиться ему и запомнить нужную лекцию, доклад или речь, необходимо просто несколько раз потренироваться. Этот метод универсален, его можно применить в любом месте, будь это зал для проведения конференций или аудитория для чтения лекции. Не нужно заучивать целый текст или его отдельный блок. Достаточно мысленно представить себе свою комнату, рабочий кабинет или привычный маршрут.


Благодаря тому, что запоминаемая информация представлена в виде логически и последовательно связанных данных, одну и ту же комнату можно использовать неоднократно. Причем ассоциативные ряды не перемешаются, что позволит легко воспроизвести в памяти нужную информацию.

По сравнению с методом ассоциаций данный способ запоминания более эффективен при необходимости запомнить сложный и большой объем информации.

Когда необходимо подготовиться к важному докладу или презентации, метод Цицерона станет отличным инструментом для достижения поставленной цели. Причем не нужно обладать феноменальными способностями или отличной памятью. Требуется только упорство, фантазия и несколько тренировок.


Впервые метод использовал поэт Симонид. И связано это было с трагическим событием.

Он был одним из участников пышного застолья, но покинул трапезу раньше остальных гостей. После этого потолок в помещении обвалился. Хозяин и гости погибли. Для опознания тел погибших пригласили Симонида. У него получилось это сделать, с помощью воспроизведения в памяти картинки, кто из них и где сидел во застолья. Этот способ лег в основу «театра памяти » или метода локусов (мест) и стал использоваться повсеместно.

И Марк Туллий Цицерон в совершенстве овладел этим методом. Он, благодаря своему выдающемуся красноречию, прославился как известный оратор, который все афоризмы, цитаты, факты, доказательства держал в голове и никогда не пользовался подсказками и заготовленным на бумаге текстом.

Как же это ему удавалось?

Для вас видео с другими вариантами "римской комнаты".

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Для удобства поиска статей воспользуйтесь .

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!