Занятие

Тема: Комнатные растения

Цели:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей употреблять глаголы в прошед­шем времени;

    учить выделять из текста однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие:

    закреплять у детей навык употребления при­тяжательных местоимений;

    активизировать и расширять словарь по теме;

    упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Коррекционно-воспитательная:

    воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Оборудование: предметные картинки с изображени­ем комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действия по уходу за комнатными растениями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет комнатные рас­тения, которые изображены на картинках. (На­званное растение дети уносят с собой.)

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы поговорим о комнатных растениях и о том, как нужно за ними ухаживать.

3. Вводная беседа.

Цветы

Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, желтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки... Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы - это нередко очень красивые род­ственники диких цветов. Весной и летом на поля­нах полным-полно цветов. Бабочки и другие насе­комые «посещают» цветы, потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут лишь в опреде­ленных местах. Такие цветы рвать нельзя!

А еще цветы можно выращивать дома, на подо­коннике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений обычно красивые листья или цветы.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: У каждого из вас есть картинка с изо­бражением комнатного растения. Сейчас мы рас­скажем, чье это теперь растение.

Игра «Ванин или Катин?». Образование притя­жательных прилагательных.

У Вани кактус. Чей это кактус? (Это Ванин кактус.)

У Коли толстянка. Чья это толстянка? (Это Колина толстянка.) И т.д.

Логопед: Чтобы комнатные растения хорошо рос­ли, за ними нужно ухаживать. Посмотрите на кар­тинки. Я назову действия, которые выполняют с цветами, а вы представьте, что это случилось вчера.

Игра «А вчера?». Образование формы прошед­шего времени глаголов. Проводится по картин­кам с изображением данных действий.

Оля поливает кактус. А вчера? (Оля поливала кактус.)

Ваня и Лида протирают листья у сансивьеры.

Света пересаживает фикус.

Ира рыхлит землю вокруг фиалки.

Анжела опрыскивает ли­стья у бегонии.

Денис подкармливает толстянку.

Дети ухаживают за цветами.

Логопед: Мы с вами уже говорили о том, что такое слова-родственники. Сейчас я прочитаю не­большой рассказ, а вы должны найти в нем слова-родственники к слову цветы.

Скоро наступит весна. На лугу, в поле и на клум­бах расцветут разноцветные цветы. Весной насту­пит время для посадки и пересадки комнатных растений. Цветоводы посадят семена в разноцвет­ные горшки и будут ждать появления цветов. Вско­ре цветы наберут силу, начнут расцветать один за другим и радовать глаз своим цветением. Один цве­точек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Физкультминутка.

На солнечном окошке

«Солнце» над головой.

Фиалка расцвела -

«Цветочек».

Лиловые цветочки

Тихонько подняла.

Взмахи рук снизу вверх.

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперед,

Закрывают лицо руками.

Но всякий к ней наклонится

Наклоняются, не касаясь руками пола.

И бережно возьмет.

По Е. Серовой

Тихонько встают.

Логопед: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.

Игра «Назови части». Пополнение словаря по теме «Цветы».

Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей повторяют названия частей цветка.)

Логопед: Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовем их много.

Игра «Один - много». Образование формы мно­жественного числа существительных.

Один стебелек, а много... (Стебельков.)

Один лист, а много... (Листьев.)

Один цветок, а много... (Цветков.)

Один черенок, а много... (Черенков.)

Один корень, а много... (Корней.)

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Колючий лист - гладкий лист.

Влажная земля - сухая земля.

Теплая вода - холодная вода.

Толстый лист - тоненький лист.

Большой цветок - маленький цветок.

Расцвел цветок - отцвел цветок.

Мягкая земля - твердая земля.

Толстый стебелек - тонкий стебелек.

5. Итог занятия.

Логопед: Как назвать одним словом: сансивьера, фиалка, фикус, толстянка, кактус? Что нужно де­лать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли? (Рыхлить, поливать, пересаживать...)

Что это: стебель, лист, цветок, черенок, корни.

Оксана Евланова
«Мир комнатных растений». Занятие по познавательному развитию в старшей группе

ЦЕЛЬ : Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях .

ЗАДАЧИ :

Образовательная : Учить детей более полно описывать комнатные растения . Отметить существенные признаки внешнего вида. Закрепить знания детей по уходу и посадке растений .

Развивающая : Развивать познавательную активность , память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающая : Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и желание выращивать их.

Словарная работа : стебель (вьющийся, свисающий, прямой, листья (зубчатые, мохнатые, опушенные, соцветие, кисть.

Оборудование : комнатные растения 8-9 видов , лейки, салфетки, таз, отросток бальзамина, горшок с землей.

Предварительная работа : наблюдение и рассматривание комнатных растений , беседы о них; дежурство в уголке природы; чтение стихотворений и загадок о природе.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, посмотрите на растения , которые растут у нас в группе . Красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют?

Дети рассматривают растения , отвечают на вопросы.

Воспитатель : Молодцы! Ребята, растения и цветы , не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь . Но цветы растут не только на улице , но и в комнате . Подскажите, пожалуйста, как называются растения , которые растут в комнате ? Правильно, комнатные . Дети на дворе весна, но еще очень холодно. Представьте, что мы с вами в волшебном саду, где очень уютно, красиво и много растений . Сейчас мы с вами немного поиграем.

Пальчиковая гимнастика : «Цветок» .

Вырос высокий цветок на поляне, (Показать руками цветок.)

Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук .)

Всем лепесткам красоту и питание (Движение пальцами вместе – врозь.)

Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз, тыльной стороной прижать

друг к другу, пальцы развести .)

Воспитатель : У меня на столе стоят комнатные растения , которые вам уже знакомы. Ребята, как называются, эти цветы?

Дети : Колеус, герань душистая, герань зональная, традесканция, бегония Рекс, бегония пятнистая, папоротник, фиалка узамбарская и декабрист.

Воспитатель : Ребята, что же общего у всех этих растений ?

Дети : Стебель, лист, цветок, корень.

Воспитатель : Можно сказать одним словом, общее строение. А что разного? (окраска, форма листьев) Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры) . У вас у всех прекрасная память, молодцы!

Но вы, наверное, немного устали?

Предлагаю детям сесть на стульчики и рассмотреть растения :

герань зональную. Герань напоминает кустик. У этого растения прямой стебель . Листья округлой формы, ярко-зеленого цвета. Герань обильно цветет. Цветки разного цвета : розовые, белые, бордовые. Собраны цветы - в соцветие зонтик. Это растение тоже любит солнце и обильную поливку.

колеус. Это растение крупное . В народе его называют «крапивка» . На что похож этот цветок? На кустик. Стебли прямые и светло-зеленые, сочные. Листья овальной формы, пестро окрашенные, по краю каемочка, зубчатые. А как вы думаете, это растение цветет ? Я вам подскажу. Цветет в том случае, если ухудшаются условия его содержания. Цветки некрасивые, сероватого цвета, липкие, собранные в кисть. Их надо обязательно удалять, чтобы растение не истощалось . Колеус быстро и легко размножается черенками. Через малое время (2-3 месяца) растение имеет вид взрослого растения . Колеус любит свет, а если ему не хватает влаги и света, то он бледнеет и вытягивается.

традесканция. На что она похожа? Да, тоже на кустик. Какой же стебель у нее? У традесканции не один стебель, а их много, и они свисают с краев горшка. Значить это растение вьющееся . На стеблях есть листочки, зеленого цвета, гладкие, сочные, овальной формы. Размножается традесканция черенками-стебельками.

А это фиалка узамбарская. Внимательно рассмотрите растение и скажите , какой формы листья? Какого цвета листья?

(Ответы детей) .

Воспитатель обобщает ответы детей. У фиалки есть листья, стебель и корень. Листья округлой формы, темно – зеленого цвета, толстенькие, опушенные (у одних растений края ровные , а у других волнистые, у листьев есть черешок. Длинными черешками листья крепятся к корню. Стебель очень короткий. Цветы разного цвета : белые, розовые, фиолетовые и сереневые. Поливать это растение нужно только в поддон.

Игра с мячом "Назови ласково"

Стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, корень – корешочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек.

А теперь игра на развитие мелкой моторики пальцев рук : "Выложи цветочек"

Предлагаю детям выложить каждому свой цветок из камешек и пробок.

Воспитатель : Мы много сегодня говорили о комнатных растениях . А какие условия необходимы всем растениям , чтобы они хорошо росли?

Дети : Вода, свет, тепло, питательная почва.

Воспитатель : Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для этого нужно растения поливать ?

Дети : Чтобы оно не засохло.

Воспитатель : Кто покажет, как нужно это делать?

Поливать надо аккуратно (по краю горшка, в корешок нельзя) .

А какой водой нужно поливать? (только комнатной температуры ) .

А что еще нужно для жизни и роста растениям ? Да, рыхлить.

А еще нужно мыть и брызгать листочки

Дети поливают, рыхлят и протирают листочки.

Хотите, чтобы у нас в группе был настоящий ботанический сад? В нашем уголке нет вот такого цветка. Это бальзамин. В народе его называют "Огонек", "Ванька мокрый"

Сажаем цветок в заранее подготовленную землю в горшке.

Итог занятия в форме беседы с детьми.

Воспитатель : О чем говорили, что делали, что больше всего понравилось и т. д.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи в старшей группе на примере лексической темы «Комнатные растения »

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели :

а) уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними;

б) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения»:

Слов-предметов: растение, кактус, фикус, фиалка, кливия, герань, плющ, горшок, лейка ;

Слов-признаков: комнатный, зелёный, гладкий, колючий, высокий, цветущий, вьющийся ;

Слов-действий: ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать

в) совершенствование грамматического строя речи:

Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;

Формировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;

Формировать умение согласовывать существительные с числительными два и пять , а так же умение согласовывать существительные с прилагательными в роде .

г) формирование умения составлять предложения по картине и отвечать полным ответом.

Коррекционно-развивающие цели :

Развитие связной речи;

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;

Развитие слухового внимания;

Развитие координации движения и речи;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие логического мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные цели : воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, воспитание у детей любви и заботы к комнатным растениям.

Оборудование: магнитная доска, наглядный материал «Комнатные растения» - кактус, фикус, герань, фиалка, кливия, плющ, разрезные карточки-пазлы с комнатными растениями, живое комнатное растение фиалка, божья коровка, пособие «Посчитай сколько», заготовка для рисования «Кактус без колючек», карточки «Что лишнее», картина «Живой уголок», лейка.

Ход занятия:

    Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед зазывает ребят к окну.

Л. – Ребята, здравствуйте! Подойдите все сюда ко мне, встаньте в полукруг. Я сейчас вам загадаю загадку, хотите? Внимательно слушайте:

« На окошке у меня целый зимний сад

Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.

Здесь фиалка, кливия

Нежно распускаются,

Подскажите мне ребята,

Как такие растения называются?»

Д. – Комнатные!

Л. – Правильно! А почему такие растения называют комнатными?

Д. – Потому что они растут в комнате.

Л. – Правильно! Молодцы! Тема нашего занятия сегодня «Комнатные растения» и проведу его с вами я, Оксана Николаевна. Садитесь на вои места.

    Уточнение, расширение и активизация словаря. Формирование умения подбирать слова-признаки к словам-предметам.

Игра « Подбери признак к растениям »

Л. – Ребята, посмотрите на доску. Какие растения вы уже знаете?

Д. – кактус, фиалка, герань

Л. – Правильно! А как вы узнали, что это кактус?

Д. – Он колючий.

Л. - Правильно! А фиалка какая?

Д. – Цветущая

Л. – Правильно! А есть ещё комнатные растения фикус, кливия и плющ. Давайте с Вами назовём их признаки.

Фикус (какой?) – высокий, гладкий

Герань (какая?) – мягкая, цветущая

Кактус (какой?) – колючий, зелёный

Кливия (какая?) – высокая, гладкая, цветущая

Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая

Плющ (какой?) – низкий, вьющийся

Л. – Молодцы!

    Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение словаря по теме «Комнатные растения».

Пазлы « Комнатные растения »

Л. – А теперь каждый из вас соберёт изображение одного из комнатных растений из частей. Кто первый соберёт, поднимет руку! (Дети собирают разрезные картинки)

Л. – Молодец, ты самый первый! Скажи, какое растение у тебя получилось?

Д. – Фиалка.

Л. – Расскажи, фиалка какая? (И т.д. дети рассказывают о своих растениях)

    Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения образовывать существительные в родительном падеже. Формирование отвечать полным ответом. Развитие памяти и внимания.

Игра « Чего не стало? »

Л. – Теперь я хочу проверить насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я –убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.

По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.

Л. – Чего не стало?

Д. – фиалки

Л. – отвечаем полным предложением: «Не стало фиалки»

Игра проводится для всех растений.

    Физкультминутка. Развитие общей моторики. Развитие координации движения и речи, слухового внимания.

Логопед предлагает детям пройти на ковёр.

Игра « Комнатные растения »

Л. – Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие растения, вы мои комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. (логопед поливает каждое растение и в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются)

Л. – А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. (Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку)

    Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

Логопед ставит горшок с фиалкой перед детьми и берёт Божью коровку.

Упражнение « Божья коровка ».

Л. – Ребята, посмотрите кто к нам прилетел, узнали? Кто это?

Д. – Это Божья коровка

Л. – Правильно! Божья коровка прилетела и села НА листок. А теперь где Божья коровка? (Логопед убирает Божью коровку под листок)

Д. – Под листом

Л. – вылетела откуда? – Д. - Из-под листа.

Л. – улетела куда? – Д. – за горшок

Л. – вылетела откуда? – Д. – Из-за горшка.

Л. – Ой, а сейчас куда села Божья коровка? – Д. – на руку (и т.д. Божья коровка летает по детям)

Л. – Молодцы1

    Совершенствование грамматического строя речи. Согласование существительных с числительными два и пять.

Игра « Посчитай сколько? »

Л. – Ребята, Божья коровка улетела, но оставила вам много разных растений, разбирайте.

Логопед раздаёт карточки с картинками двух и пяти растений.

Л. – Расскажите, у кого сколько растений?

Д. – У меня два кактуса и пять фиалок

У меня две фиалки и пять фикусов

У меня две кливии и пять гераней

У меня фикуса и пять кактусов и тд.

    Развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительного восприятия.

Игра « Рисуем кактус »

Логопед раздаёт заготовки кактуса без колючек.

Л. – Ребята, какое растение изображено на картинке?

Д. – Это кактус.

Л. – Правильно! А чего не хватает кактусу на картинке?

Д. – колючек

Л. – Давайте вс вместе хором скажем: У кактуса не хватает колючек

Д. – повторяют

Л. – Давайте дорисуем колючки катусу.

Дети дорисовывают кактусу колючки, логопед вывешивает готовые работ на магнитную доску.

Л. – вот какие красивые кактусы у нас получились!

    Развитие логического мышления, зрительного внимания, восприятия. Развитие связной речи.

Логопед выкладывает картинки на магнитную доску.

Игра « Что лишнее? »

Л. – Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее.

Картинка №1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка

Д. – лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная.

Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило

Д. – лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой.

Л. – Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё ожжет быть лишним?

Д. – мяч, потому что все предмет колючие, а мяч нет.

Л. – Молодцы!

    Формирование умения составлять предложение по картине на заданную тему. Уточнение и активизация глагольного словаря. Формирование умения отвечать полным ответом. Развитие связной речи.

На магнитной доске вывешена картина «В живом уголке».

Беседа по картине «В живом уголке»

Л. – Ребята, посмотрите на картину. Девочки Катя и Оля трудятся в живом уголке. Они ухаживают за фикусом. Что делает Катя?

Д. – Катя поливает фикус

Л. – Что делает Оля?

Д. – Оля протирает листья.

Логопед вешает вторую картину.

Л. – а эта девочка что делает?

Д. – Девочка опрыскивает цветы.

Л. – Правильно! Растения нужно поливать, протирать и опрыскивать. Зачем ребята нужно ухаживать за растениями?

Д. – За растениями нужно ухаживать, чтобы они не завяли.

11. Заключение.

Л. – Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие?

Л. – какое комнатное растение вам больше всего понравилось?

Д. – Кактус, фиалка, плющ ….

Л. – Спасибо, ребята вам, вы меня очень порадовали своими ответами, жалко, что занятие закончилось так быстро. А чтоб вы запомнили о нашей встрече, я приготовила вам подарочки – это волшебнее комнатные растения. Возьмите карточки к себе домой, загадайте желание и оно сбудется. До свидания!

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.

Данное занятие посвящено практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Комнатные растения». Занятие структурно состояло из 11-ти этапов, каждому из которых соответствовали инструкции.

По лексическому материалу, подобранному с учётом возрастных особенностей, можно определить тему занятия (Комнатные растения).

Началось занятие с организационного момента, цель которого была активизировать внимание детей и подвести их к теме и целям занятия. Дети отгадывали загадку и без труда поняли о чём пойдёт речь на занятии.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались вопросы, побуждающие их использовать в собственной речи операции словообразования.

Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. На протяжении всего занятия прослеживается работа над мышлением, памятью и вниманием.

Предложенные задания давались в порядке возрастающей сложности.

В ходе проведения занятия были использованы разнообразные игровые приёмы, позволяющий увлечь детей и создавать положительный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к занятию. Особенно детям понравилась игра «Божья коровка». Считаю, что я выполнила все поставленные задачи и цели, детям занятие явно очень понравилось.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема : «Путешествие в страну комнатных растений»

Цель: дать детям знания о том, что комнатные растения не только оздоравливают наши дома, но и оздоравливают человека.

Программное содержание:

    Закрепить знание названий знакомых детям растений;

    уточнить представление о значении корня в жизни растений (впитывает из почвы влагу и питательные вещества, помогает закрепиться в почве, растение живет, пока жив корень);

    формировать умение замечать красоту комнатных растений;

    Познакомить с новым комнатным растением- алоэ.

    учить различать его по внешним признакам (величина, форма, цвет, плотность, поверхность, вкус сочных листьев);

    дать детям новые знания о лекарственных свойствах комнатных растений;

    расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, ясно и внятно выражать свои мысли.

Расширение словаря: «ползучий», раскидистый, пышный, алоэ, желобочек, шипы.

Оборудование: Интерактивная доска, слайд – шоу «Комнатные растения»; презентация №2 «Корни различных комнатных растений»; листы бумаги в форме сердечка (на каждого ребенка); волшебная шкатулка; комнатные растения, картинки с их изображением (разрезные); музыка; карандаши простые.

Предварительная работа: Беседы о комнатных растениях их пользе, способов ухода за ними. Составление описательных рассказов о знакомых растениях. Заучивание названий комнатных растений. Подготовка детской «санитарной дружины». Изготовление паспортов комнатных растений совместно с детьми. Чтение сказок, загадок о растениях. Заучивание стихов о комнатных растениях.

Продуктивная деятельность: Изготовление паспортов комнатных растений совместно с детьми.

Ход занятия.

Воспитатель показывает волшебную шкатулку с сюрпризом.

Ребята, посмотрите кто - прислал нам удивительную шкатулочку. Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим, что внутри? Воспитатель достает диск. Кто знает, что это? Что на нем может быть? (Презентация №1 «Комнатные растения»)

Да, это письмо из «города цветов».

А как же мы туда попадем? Здесь нет обратного адреса. Ребята фантазируют. А здесь еще конверты с заданием для каждого из вас. Наверное, если мы правильно выполним его, то попадем в город цветов. Вы, готовы?

Посмотрите на столы. Откроете конверты и соберете картинки. (Дети собирают картинки: герань, сансивьерия, традесканция, бальзамин ) Цветы не просто прислали свои изображения, они очень хотят узнать, что вы о них знаете, умеете ли за ними ухаживать? Вы готовы?

Как называют в народе растения, картинки которых вы собрали?

Герань – «журавлиный нос», саньсивьерия – «щучий хвост», «тещинязык», «традесканция – «бабьи сплетни», бальзамин – «Иван-царевич», « Ванька - мокрый». Как вы думаете, почему их так назвали? (Воспитатель открывает ширму. На столах стоят комнатные растения).

Комнатные цветы, как люди, они живые. У каждого человека есть сердце. Проверим свое сердечко, приложим правую руку к левой стороне груди. Послушайте, как бьется. Что случится с человеком, если его сердце остановится? Есть ли сердце у комнатных растений? Какую часть растения мы назовем его сердцем? Верно! Пока живет корень, живет растение. Как вы думаете, когда корень может погибнуть?

Да, его можно повредить при рыхлении, поэтому рекомендуют рыхлить землю у края горшка, а к середине неглубоко и осторожно.

Бывают различные виды корней. Посмотрите (Презентация №2)

Вот корень фиалки – он короткий. А вот корень бегонии, он как будто ползет по земле. Так и называется «ползучий». Повторим хором. На что похож корень бегонии?

Вот корень раскидистый, пышный. Это корень герани. Предлагаю вам на листочках-сердечках нарисовать корень и подарить рисунок растению (звучит музыка, дети рисуют ).

Растения реагируют на добро и зло. Попробуйте пообщаться с цветком, как с разумным существом.

… Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтобы рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

С. Вургун

Релаксация.

Педагог предлагает нежно пообщаться с растением, осторожно коснуться листочков, сказать добрые слова.

Тренинг «Мы похожи на цветы»

Воспитатель :

Какие красивые комнатные растения в группе! И вы тоже очень красивые, и все похожи на цветы. Ника, например, похожа на фиалку. У нее тоже голубые глаза, как цветы у фиалки. А на какое растение похож Сережа? А я? И т.д.

Мимическое упражнение «Как растения радуются, грустят?» (Дети изображают)

Воспитатель:

Вы молодцы, столько знаете о комнатных растениях, поэтому они дарят вам очень полезный цветок. Это не простое растение, а растение – лекарь. Он помогает справиться с болезнями.

Лист горбочком, с желобочком

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час!

Кто из вас знает это растение? У кого дома оно есть? Чем полезно это растение? Рассказы детей.

В народе его называют столетником. Оно помогает лечить раны, заболевания желудка и насморк, кашель.

Рассматриваем.

У него прямостоячий стебель, листья вытянутые, заостренные, зеленого цвета, сочные, мясистые, хрупкие. Сверху листья покрыты сырым налетом воска, который предохраняет листья от испарения влаги. (Доказываю, поливаю лист водой, она скатывается, лист остается сухой.) Если потереть пальцами – воск стирается и лист становится ярко-зеленым.

Воспитатель:

А теперь нам пора возвращаться назад. Сейчас я взмахну волшебным цветком и мы окажемся у себя в детском саду.

Давайте поставим алоэ в наш уголок. Подойдите к цветам. Скажите им спасибо!

Литература

    Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»

    Ткаченко Т. «Использование схем и составление описательных рассказов». «Дошкольное воспитание» №10, 1990г.

    Лободина Н.В. «Комплексные занятия в старшей группе»

    Рыжова Л. «Что за чудо? Всем на диво так цветет оно красиво». «Дошкольное воспитание» №8, 2001г.

Цели:
коррекционно-образовательные: уточнение и закрепление представлений о комнатных растениях и приемах ухода за ними, расширение, активизация словаря (бегония, фикус, герань, хлорофитум, папоротник, фиалка, толокнянка, комнатные растения, опрыскивать, рыхлить), учить связно выражать свои мысли
коррекционно – развивающие: развитие зрительного внимания, слуховой памяти, мышления
коррекционно – воспитательные: добиваться качественного выполнения трудовых действий, вовлечь в игровые ситуации, способствующие воспитанию чувства сопереживания, вызвать чувство удовлетворения от выполненной работы,

воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование навыков самостоятельности, инициативности
Оборудование: комнатные растения, инвентарь (лейка, опрыскиватель, палочки, кисточка, тряпочки), клеенка, фартуки, карточки – инструкции, картинка Федоры, картинки-схемы, эмблемы.
Предварительная работа: экскурсия в зимний сад; рассматривание комнатных растений в уголке природы, расширение словаря по теме, беседа о комнатных растениях, рассматривание и сравнение листьев комнатных растений, чтение художественных произведений Е. Благинина « Огонек»
Методические приемы: беседа, практический прием (полив, опрыскивание, рыхление, протирание листьев), наглядный (рассматривание картинок и комнатных растений), словесный (чтение стихотворения, игра «Закончи предложения), прослушивание аудиозаписи П.И.Чайковского « Вальс цветов»
Содержание организованной деятельности детей.
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам пришла гостья из сказки. А кто это, вы догадаетесь, прослушав отрывок из произведения.
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
- Догадались, кто это? (Бабушка Федора). (Воспитатель выставляет картинку Федоры)
- Как называется сказка? (« Федорино горе»). Кто написал эту сказку?
(К. И. Чуковский)
- А пришла она к нам за помощью. Она стала хорошей хозяйкой, содержит в чистоте всю свою посуду и дом. Ей подарили комнатные растения для уюта и красоты, но все растения очень грустные, поникшие, пыльные. Как вы думаете, почему? (Она не знает, как за ними ухаживать). А мы с вами знаем, давайте ей поможем.
Согласны? (Да)
В нашей группе тоже много комнатных растений, давайте вспомним их названия. Подойдите к столу. (Бегония, фикус, хлорофитум, толстянка, герань, фиалка, папоротник)
- Как вы определили, что это бегония? (У нее ворсистые листья, покрыты пятнами)
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы должны отгадать, что это за комнатное растение.
Куст оконный и балконный,
Лист пушистый и душистый,
А цветы в окне –
Словно, шапка в огне. (Герань)
-Что за чудо? Всем на диво,
Так цветет оно красиво!
Розовые, фиолетовые, белые цветы
И бархатные зеленые
Овальные листы. (Фиалка)
- Это растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные, но толстые и гладкие. В народе называют « денежное дерево» (Толстянка)
- Стебель растения не виден, но зато листья очень длинные, тонкие, вырезные, похожи на перья птицы. (Папоротник)
А теперь давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями.
Дети называют правила ухода за комнатными растениями.
1. Растение нужно поливать. (Воспитатель выставляет карточку с изображением лейки). Как узнать, что растение нужно поливать? (Земля на ощупь сухая, светлая)
2.Листья растений нужно протирать тряпочкой. (Показ картинки)
Зачем надо вытирать пыль с листьев? (Чтобы листья дышали). Какие листья протираем тряпочкой? (Крупные, широкие)
3. Землю в горшочках надо рыхлить. (Показ картинки с изображением палочки)
Для чего рыхлят землю? (Чтобы хорошо впитывалась земля)
Давайте вспомним, как надо рыхлить землю? (У края горшка, неглубоко, чтобы не повредить корни)
4. С ворсистых листьев растений пыль смахивают кисточкой. (Показ картинки)
5. Комнатные растения опрыскивают. (Показ картинки)
Какие растения опрыскиваем? (Растения с мелкими листьями)
Подойдите к столу. Выберете растение, которое вам понравилось. Около каждого растения лежит карточка-инструкция, возьмите ее, внимательно посмотрите и подумайте, какой уход требуется комнатному растению. Сейчас вы покажете, как
надо ухаживать за комнатными растениями. Надевайте фартуки.
Но прежде чем за комнатными растениями ухаживать начать
Нам надо перед работой пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика
На окне в горшочках (Кулаки сжать и плотно прижать друг к другу)
Поднялись цветочки (Медленно выпрямить пальцы)
К солнцу потянулись (Локти прижаты, пальцы развести в стороны)
Солнцу улыбнулись
К солнышку листочки
Повернут цветочки (Развернули ладони вверх)
Повернут бутоны (Ладошки прижать друг к другу)
В солнышке утонут (Качать из стороны в сторону)
- Подойдите к столу, возьмите инвентарь, необходимый вам для работы.
-Пользоваться инвентарем аккуратно, работать, не мешая друг другу.
(Воспитатель спрашивает каждого ребенка, какой он инвентарь выбрал и что он будет делать)
Практическая часть (выполнение работы детьми)
Звучит музыка П.И. Чайковского « Вальс цветов»
Итог:
-Спасибо, ребята! Посмотрите, как повеселели цветы, какие они стали красивые, чистые. Они рады, что вы за ними ухаживаете. Ведь растения похожи на людей. Они дышат, пьют воду, питаются, любят добрых людей.
Как вы думаете люди, которые ухаживают за комнатными растениями, какие они?(Трудолюбивые, добрые)
-Забота о комнатных растениях делает человека добрее. (Ребенок читает стихотворение)
« Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать и ли срезать,
А чтоб увидеть их добрые лица
И доброе лицо им показать»
С. Вургун.
Бабушка Федора тоже научилась у нас, как ухаживать за комнатными растениями и благодарит нас. Она приготовила для вас подарки. (Воспитатель раздает эмблемы)
-Что мы делали? (Поливали, рыхлили, опрыскивали, протирали листья)
А теперь поиграем.
Игра « Закончи предложение»
Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающуюся со слов для того чтобы
1. Комнатные растения необходимо поливать для того, чтобы они не завяли.
2. Листья на комнатных растениях нужно протирать для того, чтобы они могли дышать.
3. Комнатным растениям нужен свет для того, чтобы они могли хорошо расти.
4. Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы украшать его дом.
5. Землю в горшках нужно рыхлить для того, чтобы земля хорошо впитывала воду.