Версаль — дворцово-парковый комплекс (Parc et château de Versailles), который находится в одноименном пригороде Парижа. Версаль входит в список 100 чудес света, а с 1979 года включен в Список объектов Всемирного наследия Юнеско.

  • Большой Трианон;
  • Малый Трианон (особняк Марии-Антуанетты);
  • Ферма Марии-Антуанетты;
  • Сады;
  • Парк.

Экскурсия в Версаль: информация для туристов

Адрес: Place d"Armes, 78000 Versailles, France.

Как добраться до Версаля

От Парижа до Версаля можно доехать за полчаса на скоростных поездах RER, линия C. В Версале остановка называется Versailles Rive Gauche, оттуда до дворцовых ворот 10 минут пешком.

Еще один способ доехать: автобус № 171, который отходит от станции метрополитена Pont de Sevres в Париже. Автобусы ходят каждые 15-20 минут.

График работы

Комплекс работает ежедневно, кроме понедельника, а также официальных праздников: 25 декабря, 1 января и 1 мая.

  • Шато - с 09:00 до 17:30 (с мая по сентябрь — до 18:30);
  • Большой и Малый Трианоны, ферма - с 12:00 до 17:30 (с мая по сентябрь — до 18:30);
  • Сады и парк - с 8:00 до 18:00 (с мая по сентябрь — с 7:00 до 20:30).

Цены на билеты в Версаль

Наименование услуг Стоимость
Полный билет (главный дворец, Большой и Малый Трианоны, ферма, сады) 20 €/в дни работы фонтанов 27 €
Полный билет на два дня 25 €/в дни работы фонтанов 30 €
Только Шато (главный дворец) 18 €
Большой и Малый Трианоны, ферма 12 €
Только парк (выключенные фонтаны) бесплатно
Только парк (включены фонтаны) 9 €
Ночное шоу фонтанов 24 €
Бал 17 €
Ночное шоу фонтанов + бал 39 €

Цены актуальны на 2018 год.

Детям до 5 лет — вход бесплатный, для детей старшего возраста, студентов, а также людей с ограниченными возможностями действуют скидки.

Из истории Версаля

Версаль при Бурбонах

Изначально на этих землях было охотничье поместье Людовика XIII. Его сын и преемник — «король-солнце» Людовик XIV был коронован в 1654 году. После Фрондонского восстания «королю-солнце» жизнь в Лувре казалась тревожной и небезопасной, поэтому он дал поручение возвести дворец на Версальских землях, на месте охотничьих угодий своего отца.

Строительство дворцово-паркового комплекса началось в 1661 году при Людовике XIV и продолжалось при правлении его сына — Людовика XV. Архитекторы Луи Лево, Франсуа Д’Орбе и живописец Шарль Лебрен создали грандиозный дворец в стиле классицизма, которому и по сей день нет равных.

До 1789 года Версаль был главной резиденцией королей Франции. В начале октября 1789 года на дворцовой площади собрались люди, возмущенные высокими ценами на хлеб. Ответом на протест стала фраза Марии-Антуанетты: «Если хлеба у них нет, пусть кушают пирожные!». Но достоверно неизвестно, говорила ли она эту фразу или это придумали сами горожане. После этого бунта Версаль перестал быть центром светской жизни Франции, а король с семьей и депутаты буржуазии (Национальное собрание) переехали в Париж.

Версальский дворец во времена революций и войн

Содержание Версальского дворца давалось не просто. Когда в 1799 году к власти пришел Наполеон I, он взял Версаль под свое крыло. В 1806 году по приказу императора начались работы над планом по восстановлению дворца Версаль. Работы по реставрации стартовали через два года — здесь восстанавливали зеркала, золотые панели, привозили мебель, в том числе и из .

После революции 1814-1815 гг. империя рухнула и к власти снова пришли Бурбоны. При Луи-Филиппе многие залы удалось восстановить полностью. Дворец стал национальным музеем, здесь была выставлена экспозиция портретов, бюстов, картин, составляющих историческую ценность.

Также Версаль сыграл роль во французско-немецких отношениях. После того как Франция проиграла во Франко-прусской войне, резиденция немецкого армейского штаба размещалась в Версальском дворце (1870-1871 гг.). В начале 1871 года в Зеркальной галерее немцы провозгласили Германскую империю. Это место выбрали специально с целью унижения французов. Но спустя месяц с Францией был подписан предварительный мирный договор и столицу переместили из Бордо в Версаль. И только через 8 лет, в 1879 году, французской столицей вновь стал Париж.

Версаль от 20 столетия до наших дней

После Первой мировой войны, в которой поражение потерпела уже Германия, во дворце подписали Версальский договор. На этот раз место выбирали французы, чтобы вернуть историческую справедливость и унизить немцев.

В 1952 году на реставрацию Версаля правительство выделило 5 миллиардов франков. Также с 50-х до середины 90-х годов прошлого столетия все главы государств, которые приезжали с визитом во Францию, должны были встречаться с французским президентом во дворце.

В 1995 году Версаль получил статус юридического лица и стал государственным учреждением. С 2010 года учреждение получило название «Общественное учреждение национального владения и музея Версаль».

Что посмотреть в Версале: залы и интерьеры дворца

Каждый зал, салон и спальня — это шедевр, который показывает, сколько таланта и труда было сюда вложено.

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея считается сердцем Версальского дворца. Ее площадь составляет 803 кв. м. В галерее 357 зеркал, установленных параллельно 17 окон. Украшают зал хрустальные люстры, серебряные канделябры, торшеры, вазы, а также пилястры Rouge de Rance, увенчанные капителями позолоченной бронзы на основе нового дизайна, который был назван «французским стилем» и был создан Ле Бруном.

На сводчатом потолке изображено 30 иллюстраций, которые изображают славную историю Людовика XIV в течение первых 18 лет его царствования. Свадьбы в Версале проходили именно в Зеркальной галерее.

Королевская капелла

Капелла располагается недалеко от входа в правой части здания. Королевский алтарь окружен фигурами древнегреческих богов. Королевский герб на полу выложен цветным мрамором. Спиральная лестница ведет на второй ярус капеллы.

Тронный зал, или зал Аполлона

Этот зал был предназначен для проведения аудиенций иностранных делегаций или престольных праздников. По вечерам здесь устраивались танцы, театральные или музыкальные представления.

Салон Дианы

Интерьер салона Дианы в Версальском дворце украшен античными бюстами и скульптурами, расписными стенами, а также золотыми сводами.

Салон Войны

Салон Войны создан для прославления легендарных военных заслуг французов. на стенах красуются монументальные полотна, повествующие о победах.

Салон «Бычий глаз»

Окно салона выходит на внутренний овальный двор. Здесь могли находиться приближенные к монарху особы или титулованная знать, чтобы понаблюдать за королевскими апартаментами через отверстие, которое по форме напоминает бычий глаз.

Зал Венеры

Главная достопримечательность зала — статуя «короля-солнце» Людовика XIV.

Спальня короля

Людовик XIV был экстравагантным человеком, он любил помпезность абсолютно во всем. Именно поэтому его спальня выглядит, как театральные декорации. Когда король просыпался и ложился спать в спальне находились избранные особы, которые имели удовольствие наслаждаться этим действием. Как только «король-солнце» просыпался, четверо слуг преподносили бокал вина, а двое — кружевную рубашку.

Спальня королевы

Спальня королевы отличается огромной кроватью. Стены украшены лепниной, портретами и различными живописными панно.

Это лишь малая часть интерьеров, которые можно здесь увидеть. Описать все залы и салоны просто невозможно.

Сады и парк Версаля

Сады и парк Версаля — уникальны, над их возведением трудилось порядка 36 000 человек. Каждый год эту достопримечательность посещают более 6 миллионов туристов.

Расположение всех объектов парка тщательно рассчитано и продумано. Масштабы настолько грандиозны, что обойти весь садово-парковый комплекс за день просто нереально. Фонтаны, бассейны, каскады, гроты, статуи — парк создавался с целью показать величественность «короля-солнце».

На территории произрастает примерно 350 000 деревьев. Деревья, кустарники и газоны подстригают так, как это было задумано создателем комплекса в 17 столетии.

Мероприятия и развлечения

В Версале постоянно проводятся различные мероприятия и шоу. Особенно здесь есть на что посмотреть в разгар туристического сезона.

Ночное шоу фонтанов

С мая по сентябрь по субботам для гостей устраивают свето-музыкальное шоу фонтанов. Помимо того, что зрелище само по себе неописуемо красиво, оно заканчивается фейерверком.

Бал

Перед ночным шоу в Зеркальном зале проходит самый настоящий бал. Танцоры демонстрируют танцы, традиционные для королевских балов, а музыканты исполняют классическую музыку.

Экспозиции

В галереях и других помещениях Версаля периодически проходят выставки. Здесь выставляются как современные художники, так и картины художников прошлых столетий.

Версальский дворец на карте Версаля

Версаль — дворцово-парковый комплекс (Parc et château de Versailles), который находится в одноименном пригороде Парижа. Версаль входит в список 100 чудес света, а с 1979 года включен в Список объектов Всемирного наследия Юнеско.

Весь комплекс делится на такие основные зоны:

  • Шато (главный дворец в Версале);
  • Большой Трианон;
  • ..." />

Версаль, наверное все слышали это слово и знаю, что это такое. Версальский дворец стал первым королевским дворцом Нового времени и послужил прообразом для строительства дворцов по всей Европе и в Санкт-Петербурге в том числе. Петр I посетил Версальский дворцово-парковый комплекс и был поражен его роскошью и размерами. После возвращения он дал указания строить дворцы подобные Версалю.

Добраться до Версаля очень легко, поскольку это очень посещаемый туристический объект, то все продумано. Поезд RER довозит до конечной станции — Версаль. От , где мы поселились, всего одна остановка 1,5 евро однако. Электрички двухэтажные, кондиционера нет, жарко в вагоне, но одна остановка это почти ничто. Билетная касса находится через дорогу от здания вокзала.

Билеты бывают разнообразные, лучше использовать данные официального сайта Версаля. Взрослый билет во дворец Версаль, парк и Большой Трианон и деревню Марии-Антуанетты 20 евро, дети до 18 лет бесплатно, но на сайте перечислены все льготные категории обозначены льготные дни и неполные билеты, есть возможность купить билет прямо на сайте и избежать очереди. Есть билет на два дня, это хорошее предложение, так как дворец и парк просто огромны, за один день очень трудно все успеть и физически тяжело.

Очереди в Версале в высокий сезон

Итого очередь за билетами заняла минут 20, гуманно, но то что мы увидели при приближении к дворцу поразило наше воображение, людей было просто море. Напомню тем, кто забыл мы были там в середине июля в самый разгар жары (+32 и палящее солнце) и туристического сезона. Были предательские мыслишки, может сдать билет и ну его этот Версаль, но мы подавили эту идею и мужественно встали в очередь.

Итого, очередь на вход заняла полтора часа на солнцепеке. Это было тяжело. Вся эта очередь собралась из-за того что проверяли билеты и заставляли всех сдать в камеры хранения рюкзаки и крупные сумки, подозрительных лиц прогоняли через ворота как в аэропорту.

Далее мы постояли в Мраморном дворе еще 30 минут за аудиогидами на русском языке, включенными в стоимость билета. Во дворце была жуткая толпа, можно сказать, что через экспозицию вас несет людской поток и достаточно жарко, кондиционеров нет, окна открыты, людям со слабым здоровьем наверное лучше не посещать дворец при таких обстоятельствах.

Наш десятилетний мальчик увлекся аудиогидом. В каждом зале есть табличка с номером, который нужно набрать на аудиогиде, чтобы прослушать запись именно про этот зал. Он искал табличку и объявлял всем номер. Новое поколение любит понажимать на кнопочки, без этой игры ему наверное было бы скучно.

Все, я закончила с грустным, приступим наконец к осмотру всего этого великолепия.

Дворы Версальского дворца

Памятник Людовику XIV — королю Солнце перед Версальским дворцом

Это первый, но не последний памятник Людовику XIV, который встречает гостей на площади перед Версальским дворцом. Скульптура была установлена уже после кончины Короля-Солнца.

Во дворце находится великое множество изображений Людовика, как скульптурных, так и художественных. Король-Солнце являлся самым почитаемым европейским монархом XVII века, и пышное возвеличивание собственной власти стало важнейшей частью его политики. Существенную роль в этом сыграл и Версальский дворец.



Версальский дворец — толпы на подходе

Передний двор дворца уже плотно набит страждущими туристами. Там можно купить сувениры у афро французов дешевле, чем в Париже.



Версальский дворец — ворота

За воротами начинается королевский двор. Люди всех национальностей жаждут посетить этот великолепный дворец и парк.



Версальский дворец — очередь на вход

А вот и очень длинная очередь, она занимает весь королевский двор и завивается змейкой. Под зонтиками люди спасаются от палящего солнца.



Версальский дворец — Мраморный двор

В Мраморном дворе стояла очередь за аудиогидами, но она была уже значительно меньше и пейзаж поменялся, в общем стало веселей. В Мраморном дворе можно лицезреть самые ранние постройки дворца, принадлежащие — Замку Людовика XIII, отца Короля-Солнце.

Людовика XIII многие помнят по фильму и одноименному роману Дюма «Три мушкетера». У него с Анной Австрийской не было детей целых 22 года, вся Франция молила Бога послать королю наследника и чудо наконец свершилось, родился будущий Людовик XIV. Вся Франция обожала это дитя, а родители просто души не чаяли. Но к сожалению король умер, когда мальчику было всего 5 лет, его воспитанием занимались Анна Австрийская и кардинал Мазарини и неплохо преуспели в этом, судя по результату.



Версальский дворец — очередь за аудиогидами

Вот наконец спустя 2 с лишним часа очередей мы попали во дворец. Экспозиция первого этажа повествует о том, как из маленького охотничьего замка Версаль превратился в самую огромную и великолепную королевскую резиденцию в Европе.

Немного истории строительства Версальского дворца

История Версаля начинается в 1624 году. Людовик XIII (годы жизни 1601-1643, царствовал с 1610 года) велел построить небольшой замок среди лесов на западе Парижа, чтобы использовать его во время королевской охоты.

Строительство продолжалось двести лет. Наибольшего размаха строительство и освоение окрестной территории достигло во времена царствования Людовика XIV, но и умалять вклад Людовика XV и Людовика XVI не хотелось бы.

Масштабы строительных, отделочных и ландшафтных работ впечатляют. Для изготовления одних только гобеленов была создана целая королевская мануфактура «Гобелен» под руководством Шарля Лебрена с восьмьюстами рабочими.



Интересные обезьяны на козлах, к сожалению я забыла, что они символизируют.



Версальский дворец — макет дворца

Модель дворца хорошо демонстрирует гигантские размеры дворца. Людовик XIV был не так прост, как кажется с первого взгляда. Его детство прошло в постоянных восстаниях фрондистов, зарвавшейся французской знати. Чтобы отбить у знати охоту к восстаниям, заговорам и интригам, он решил держать знать при дворе, т.е. на виду и развлекать ее масштабными празднованиями, театральными постановками, обедами и раздачей королевских милостей.

О пышных празднованиях, устраиваемых в Версале, ходят легенды до сих пор. Самый выдающийся праздник, вошел в историю под названием «Забавы волшебного острова», проходил в мае 1664 года. Король лично принимал участие в подготовке этого грандиозного мероприятия, театральную постановку для этого придумал сам Мольер, знакомый нам из школьной программы. На праздники король тратил умопомрачительные суммы, тем самым поощряя развитие ремесел и искусств.



Версальский дворец — часовня короля, потолок

Не нужно забывать что в те времена, монарх был для своего народа наместником Бога на земле и среднестатистический француз любил своего короля до самозабвения, что впрочем не помешало революционерам отрубить голову Людовику XVI в 1793 году.



Версальский дворец — часовня короля — пол

Часовня короля как раз и воплощает в себе идею божественности власти короля.

Статуя Людовика XIV — Короля-Солнце

Еще одна статуя Короля-Солнце. Это прозвище Король-Солнце, Людовик придумал себе в молодости для участия в турнире и оно закрепилось за ним на всю его жизнь и дошло до нас. Ибо монарх, как солнце уникален, как солнце сияет и согревает своим теплом своих поданных, двигается плавно и спокойно.



Залы дворца украшены великолепными полотнами самых именитых художников того времени, кругом золото и мрамор, роскошь и баснословное богатство.

Король имел активную жизненную позицию, как бы мы выразились сейчас, он лично принимал участие в руководстве строительством дворца, а так же контролировал отделочные работы. Кроме того он первый отменил роль первого министра при дворе и стал фактическим, а не номинальным правителем страны.



Потолки достойны внимания, с них всегда что-нибудь свисает. Даже шея устает от непрерывного рассматривания потолков.



Все эти многочисленные изображения Людовика XIV в разных костюмах и ролях были призваны поразить величием монарха Франции многочисленных гостей дворца и послов иностранных государств.



Еще одна статуя Людовика XIV — толпа очень утомляет

Художники изображали своего монарха в образах античных героев и богов, в те времена все художники и скульпторы увлекались античностью и стремились подражать мастерам древности, неизбежно привнося, что-то свое.

Во дворце насчитывается 328 медальонов изображающих Людовика. Культ личности Короля-Солнца на лицо. Но именно такая политика привела к необыкновенному расцвету Франции, годы правления Людовика XIV считаются золотым веком. Когда власть сосредотачивается в одних сильных руках, прекращаются мелкие междоусобицы и все силы народа идут на развитие страны.



Версальский дворец — проработка мраморных завитушек впечатляет

Спальня короля вся отделана золотой парчей. В Версальском дворце был принял целый свод правил поведения для придворных и короля — придворный этикет. В котором в мельчайших подробностях расписывался ритуал утреннего туалета короля, ритуал завтрака короля, ритуал обеда и так далее. Описывалось какие придворные имеют право участвовать в каждом из ритуалов, в каком порядке, в общем скука смертная и никакой личной жизни.

К концу церемониала утреннего туалета короля к нему могли войти те, кому позволено присутствовать на утреннем приеме, например, принцы крови, чтецы короля и воспитатели наследника.

Т.о. понятно, что жизнь короля не была простой, он целыми днями с утра до вечера находился в центре внимания толп придворных, которые преследовали свои цели, стремясь получить новый чин или иные привилегии.



Еще одна спальня

Спальня королевы Франции



В спальне королевы последовательно проживали три королевы Франции. Мария-Терезия — жена Людовика XIV, затем Мария Лещинская — жена Людовика XV, и несчастная Мария-Антуанетта — жена Людовика XVI. Естественно, интерьер с каждой новой хозяйкой обновлялся, сейчас воссоздан облик комнаты, таким, каким он был в последний день присутствия там Марии-Антуанетты.

Надо признать, что жизнь королевы была достаточно тяжела по нашим меркам. Жена Людовика XIV родила 19 детей, 12 из них умерли в детстве. Кроме того у короля всегда были любовницы и жили они тут же во дворце, не редко у фавориток короля было больше комнат, прислуги и драгоценностей, чем у королевы. И королева при всем этом должна была всегда иметь довольный вид и улыбаться, и восхвалять своего венценосного супруга. Во истину королеве надо было иметь ангельское терпение, чтобы все это вынести.

Салон «Большой прибор»



Салон «Большой прибор» получил свое название из-за того, что король и королева обедали здесь публично. Можно представить себе сцену обеда короля из фильма «Три мушкетера», чтобы проникнуться обстановкой.

Зеркальная галерея (Галери-де-Глас)

Это самый знаменитый зал Версальского дворца, во истину великолепен. Раньше по нему неспешно прохаживались придворные, любуясь видом парка через огромные окна, а сейчас толпы туристов прохаживаются вдоль тех же окон, интересно кого было больше, придворных тогда или туристов сейчас?

Зеркальная галерея (Галери-де-Глас)

Французы находчивы, росписями зеркального зала Версальского дворца, они украшают потолки электричек, следующих в Версаль и ненавязчивая реклама этого дворцового комплекса и приятный дизайн электричек в одном решении.



Музей истории Франции



Музей истории Франции был создан во времена короля Луи-Филиппа (годы жизни 1773-1850), который получил прозвище король французов. Его покои сохранились в , который мы посетили двумя днями ранее.

На стенах этой галереи изображены все наиболее знаменательные битвы в истории Франции, начиная от короля Хлодвига I, династии Меровингов (рожден около 466, умер 511 году). Про один этот зал можно написать целую книгу наверное. Пояснения к некоторым полотнам есть в аудиогиде.

Расположенный в 20 км к юго-западу от Парижа королевский городок Версаль, более известный как Версальский дворец, - это огромный дворец, построенный Людовиком XIV и ставший ныне одним из самых посещаемых туристических мест во Франции.

Идея строительства нового замка возникла у короля по причине зависти, которую он испытал, увидев замок своего министра финансов в Во-ле-Виконт. В результате король принял твердое решение о том, что его дворец должен, безусловно, превосходить по роскоши дворец министра. Он нанял ту же команду мастеров, которая построила Во-ле-Виконт, архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрена и ландшафтного архитектора Андре Ленотра и приказал им возвести нечто такое, что должно превзойти по размеру дворец Во-ле-Виконт в сто раз. Версальский дворец стал апофеозом потворства прихотям французских монархов, и хотя, возможно, вам не совсем по душе та обстановка, в которой пожелал жить экстравагантный и любящий себя возвеличивать “Король-Солнце”, историческая значимость этого дворца огромна, рассказы, связанные с ним - поистине увлекательны, а парк вокруг дворца просто очарователен.


Регулярный парк Версальского дворца - один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют из себя продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений.


Версальский дворцово-парковый ансамбль отличается уникальной целостностью замысла и гармонией между архитектурными формами и переработанным ландшафтом. С конца XVII века Версаль являлся образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История Версальского дворца начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 г. территория была расширена за счет покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

С 1661 Людовик XIV начал расширять дворец для того, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре начало казаться ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле барокко и классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая Зеркальная галерея, которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая капелла и дворцовый театр.


Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжающие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж. 5 мая 1789 в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом. Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.


Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером - Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов. Мирный договор с Францией был подписан 26 февраля тоже в Версале. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 снова в Париж.


В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская Империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев. Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) были большим грузом на молодой Веймарской республике. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.


После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году.


Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине, а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.


С 2003 г. Версальский дворец стал объектом одного из проектов под патронажем Жака Ширака - широкомасштабного плана реставрации дворца, сравнимого разве что с проектом Миттерана по обновлению Лувра. Проект с общим бюджетом в 400 млн евро рассчитан на период в 20 лет, во время которого будут обновлены фасад и внутренняя часть Оперы, восстановлена первоначальная планировка садов, а трехметровая позолоченная Решетка короля возвращена во внутренний Мраморный двор. Кроме того, после реставрации туристы смогут бесплатно посетить те части замка, в которые сегодня можно попасть только с организованной экскурсией. Однако в течение ближайших нескольких лет работы будут ограничены только самыми неотложными задачами: чтобы крыша не текла, чтобы не было короткого замыкания в электропроводке и чтобы перебои в системе центрального отопления не позволили дворцу взлететь на воздух, ведь такого в свое время не осмелились себе позволить даже революционеры.



Версаль (Версальский дворец) – городок недалеко от Парижа, известный расположенным в нем дворцово-парковым ансамблем. Главная часть ансамбля, Версальский дворец, является самым большим дворцом в Европе и второй по популярности, после , достопримечательностью Франции.

История Версаля начинается в 1661 году. Весь этот комплекс – венец прихотей французских королей, а точнее Людовика XIV, Короля-Солнце. Несмотря на то, что он был одним из самых противоречивых правителей Франции, память, которую он оставил после себя в виде Версальского дворца, привлекала внимание всего мира еще с самого начала строительства.

До Версаля на его нынешнем месте, в 22-х километрах от современного Парижа, располагался небольшой охотничий замок, построенный в начала 17-го века по приказу Людовика XIII. Причин для возведения новой королевской резиденции у Короля-Солнце было несколько. Во-первых, он считал, что после недавнего восстания жить в Лувре довольно опасно, а подходящего под его статус замка во Франции нет. Во-вторых, по самолюбию короля ударил построенный в Во-ле-Виконт дворец министра финансов Николя Фуке, который до 1661 года был самым большим и красивым замком во Франции. А в-третьих, Франция в 17-м веке активно развивалась и была одной из сверхдержав, а ее столица Париж не поспевала за этим ростом и сохраняла множество провинциальных черт, что опять же не подходило под статус Людовика XIV.

Все эти причины и стали факторами, которые заставили французского короля начать постройку нового грандиозного дворца. Руководили постройкой: архитектор Луи Лево, ландшафтный строитель Андрэ Ленотр и мастер по интерьеру Шарль Лебрен. Именно они руководили строительством дворца министра Фуке, а после его ареста перешли на должности придворных архитекторов.

Строительство Версаля потребовало колоссальных трат, при примерном пересчете на современные деньги выходит 37 миллиардов евро. В целом дворец является примером одного из самых больших расточительств бюджета государства, но тем не менее, при постройке Версальского дворца, экономилось на всем, чем только можно. Из-за этой экономии во дворце была очень плохая система отопления (камины просто не работали) и не закрывались многие окна, а жизнь зимой в нем была очень некомфортна. Кроме того, всей аристократии отводились лишь небольшие комнатки под крышей, только Людовик XIV и его родственники имели нормальные апартаменты. Но все это было заметно только для тех, кто жил внутри Версаля. Со стороны же этот дворцовый комплекс выглядел очень внушающее и дорого.

Версаль включает в себя несколько отдельных достопримечательностей. В первую очередь это Версальский дворец, который окружает парк площадь более 100 гектаров. На территории парка находятся два отдельных небольших дворца: Большой и Малый Трианоны. Кроме этого, на территории комплекса расположено здание, стилизованное под ферму, которое возвели по приказу Марии-Антуанетты.

Для туристов открыто множество залов. Можно осмотреть официальные апартаменты, в которых принимались посетители и делегации, затем увидеть личные покои королевы, посетить часовню и театр. Конечно же, для туристов открыта зеркальная галерея, в которой расположено 400 зеркал. В ней во времена Людовика XIV проходили балы, а в XX веке был подписан Версальский мирный договор, который положил конец Первой мировой войне. Последнее, что видят туристы – Салон Войны. Это длинный коридор, стены которого увешаны полотнами, изображающими битвы, в которых участвовала и побеждала Франция.

Мы уже упоминали, что кроме основного дворца в Версале есть еще два маленьких замка. Первый из них, Большой Трианон построен для отдыха короля «на природе», а второй, Малый Трианон, изначально принадлежал жене Людовика XIV, потом любовнице Людовика XV мадам де Помпадур, а затем стал любимейшим местом королевы Марии-Антуанетты. Возле него, по ее просьбе, возведена небольшая полноценная и функциональная ферма, на которой королева, увлеченная учениями Руссо, лично занималась животными и птицей. Кроме фермы, возле Малого Трианона расположено и здание Королевской Оперы.

Но самая главная и величественная часть в Версале это не его дворец, а парк. Вся его территория составляет чуть более 100 гектаров, а словами парк описать невозможно. В парке Версальского дворца расположено огромное количество скульптур, террас, площадок, беседок и прочих парковых атрибутов. Всю его территорию пронизывает сеть каналов, которую часто называют Маленькой Венецией. Отдельного внимания заслуживают фонтаны, которые можно сравнить разве что с фонтанами Петергофа.

Информация для туристов:

Версаль открыт круглый год и принимает посетителей во все дни, кроме понедельника. Время работы с октября по апрель 9:00-17:00, а с мая по сентябрь 9:00-18:00.

Фонтаны в парке Версаля можно увидеть работающими по выходным с апреля по октябрь.

Так же на территории дворцового комплекса регулярно проводиться шоу фонтанов, ночные праздники, выступления, о которых желательно узнать заранее, если хотите на них попасть.

Парк огромный, если вам тяжело ходить пешком, то всегда можно арендовать велосипед, экипаж, небольшой автомобильчик или лодку.

В парке множество кафе и ресторанов, пообедать есть где, но нужно учитывать, что пикники запрещены. Тем не менее, съесть бутерброд, сидя на лавочке вам никто не запретит.

Добраться до Версаля можно на электричке, которые ходят от вокзала Gare Montparnasse (линия метро: Montparnasse). Остановка электрички, на которой нужно сойти - Versailles Chantiers. Стоимость билета в один конец – 2.5 евро. Пешком от вокзала до дворца примерно 15 минут.

Версаль - это имя связано во всем мире с представлением о самом значительном и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворец, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым дворцово-парковым ансамблем, ему всего три с половиной века. И уже почти триста лет он привлекает внимание исследователей, писателей, ученых, туристов. С XVII века вышло множество путеводителей, описаний дворца и парка, но большинство из них на французском языке. Существует гораздо меньше работ о Версале, созданных русскими исследователями. Еще меньше материалов, освещающих вопросы целостности архитектурной композиции Версаля, его роли в истории паркового искусства и историко-художественного значения.

Таким образом, Версаль до сих пор является интересной проблемой для исследователей во всем мире.

Версаль как символ абсолютной монархии во Франции

История строительства Версаля

Вторая половина XVII века - период развития классицизма во французской архитектуре. Это эпоха абсолютизма, когда придворное становится синонимом национального, как сама личность короля - воплощением государства. Абсолютизм в качестве государственной системы выступает носителем разумного начала в культуре и искусстве, предоставляя широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма в формах невиданного еще великолепия резиденции короля-Солнца. Так создается Версаль - идеальное воплощение абсолютизма в архитектуре и высокий пример устремления архитектурного гения нации к созданию совершенных форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума.

Дворец и парк Версаля - один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец - первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный им законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк. Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное и яркое произведение французского классицизма XVII века.

История парка и дворца тесно связана с развитием абсолютизма. Строительство Версаля было задумано и осуществлено во второй половине XVII века, когда абсолютизм достиг высшей ступени своего могущества. Последние годы царствования Людовика XIV - годы кризиса абсолютизма и начало его упадка - являются также периодом кризиса Версаля.

В строительстве выражены идеи прогрессивной для своего времени централизованной монархии, покончившей с феодальной раздробленностью государств и объединившей Францию. Социальная перестройка была связана и с ее хозяйственным развитием. Эти хозяйственные успехи Франции, передовой страны XVII века, отразились и в самой технике строительства Версаля. Так, например, Зеркальная галерея дворца была не только выражением исканий новых пространственных и световых решений, - она должна была демонстрировать достижения французской стекольной промышленности, ее первых побед над Венецией. Три верхних проспекта - это не только завершение дворцовой перспективы, но и памятник дорожного строительства. Наконец, фонтаны и бассейны Версальского парка следует признать значительным техническим достижением эпохи, равно как и прорытие знаменитого Лангедонского канала.

Идея единства, порядка, системы - вот что противопоставлял французский абсолютизм раздробленности феодальных князей. В формах искусства это обозначали: чувство меры, тектоническая ясность, представительность, преодоление интимности, свойственной французской архитектуре XVI - начала XVII веков.

Искусство Версаля является выражением законченного и последовательного мировоззрения эпохи классицизма.

Версаль как архитектурно - парковый ансамбль возник не сразу, он не был создан одним строителем подобно многим дворцам XVII-XVIII веков, ему подражавшим.

«Старинные хроники сообщают, что в начале XVII века Версаль был поселком с 500 человек населения, на месте будущего дворца тогда высилась мельница, а кругом расстилались поля и бесконечные болота. В 1624 году был выстроен по поручению Людовика XIII архитектором Филибером Ле Руа маленький охотничий замок рядом с деревушкой, называемой Версаль. Около нее находился средневековый полуразрушенный замок - владение дома Гонди. Сен-Симон в своих мемуарах называет этот древний Версальский замок «карточным домиком». Этот замок был перестроен в ближайшие годы по распоряжению короля архитектором Лемерсье. В это же время Людовик приобрел участок Гонди вместе с полуразрушенным дворцом архиепископа и снес его для расширения своего парка.

Небольшой замок находился в 17 километрах от Парижа. Это было П-образное в плане сооружение со рвом. Перед замком располагались четыре корпуса из камня и кирпича с металлическими решетками на балконах. Двор старого замка, получивший в последствии название Мраморного, сохранился до сегодняшнего дня. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар.

В 1662 году Версаль начал строится по плану Ленотра. Андре Ленотр (1613-1700) к этому времени уже прославился как строитель загородных имений с регулярными парками (в Во-ле-Виконт, Со, Сен-Клу и др.). Интересно, что резиденцией в Во-ле-Виконт, выполненной с чрезвычайной роскошью, владел влиятельный интендант Фуке. Король относился к нему враждебно и заключил его в тюрьму. Таким образом, творцы парка и замка Во-ле-Виконт, Ленотр и Лево, были привлечены к строительству Версаля. Архитектура имения Фуке была принята в качестве образца для Версаля. Сохранив дворец Фуке, король вывез из него все, что можно было снять и увезти, вплоть до апельсиновых деревьев и мраморных статуй парка.

Ленотр начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные Людовика XIV и многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на тридцать тысяч жителей. Его планировка подчинялась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца в трех направлениях: в Со, Сен-Клу, Париж. Несмотря на прямую аналогию с римским трилучием, версальская композиция значительно отличалась от своего итальянского прототипа. В Риме улицы расходились от площади дель Пополо, в Версале же они стремительно сходились ко дворцу. В Риме ширина улиц была менее тридцати метров, в Версале - около ста. В Риме угол, образованный между тремя магистралями, был равен 24 градусам, а в Версале 30 градусам.

Для скорейшего заселения города Людовик XIV раздавал под застройку участки всем желающим (разумеется, дворянам) за сходную цену с единственным условием строить здания в едином стиле и не выше 18,5 метров, то есть уровня входа во дворец.

Строительство резиденции сложилось за несколько периодов. В 1661 году перестройку маленького замка Людовика XIII поручили архитектору Лево, одному из лучших зодчих эпохи. Обновлялось декоративное убранство дворца, строилась Оранжерея. В 1668-1671 годах замок был обстроен новыми помещениями таким образом, что стены корпусов, образующих Мраморный двор, выходивший на восток, сохранялись; стены же внешних фасадов замка в значительной своей части были уничтожены. В результате этого западный, парковый фасад удлинился втрое, причем Лево застроил старый корпус только в первом этаже; его верхние два этажа выходили теперь на террасу, создававшую род пропилей, которые соединяли парк с Мраморным двором. Южный и северный фасады тоже удлинились за счет двух изысканных по формам корпусов. В северной, новой пристройке разместили лестницу Послов, а в южной - лестницу Королевы. Лево умер, не закончив оформления передней части дворца, которую осуществил Франсуа д"Обрэ, поставивший по линии восточных торцов дворца решетку с двумя павильонами. Так был образован «Королевский двор».

В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза искусств - архитектуры, скульптуры, и садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия. Однако после смерти кардинала Мазарини Версаль, созданный Лево, стал казаться недостаточно величественным, чтобы выражать идею абсолютной монархии. Поэтому для перестройки Версаля был приглашен Жюль Ардуэн Мансар, крупнейший архитектор конца столетия, с именем которого связан третий строительный период в истории создания этого комплекса. Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. В северном крыле он поместил церковь (1699-1710), вестибюль которой заканчивал Робер де Котт. Кроме того, Мансар надстроил над террасой Лево еще два этажа, создав вдоль западного фасада Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680-1886). На оси дворца в сторону подъезда во втором этаже Мансар поместил королевскую спальню с видом на город и конную статую короля, поставленную позже в точке схода трезубца дорог Версаля. В северной части дворца размещались покои короля, в южной - королевы. Мансар построил также два корпуса Министров (1671-1681), которые образовали третий, так называемый «двор Министров», и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой.

Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции.

Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое. Он обладал удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в Зеркальной галерее он применил единый архитектурный мотив - равномерное чередование простенков с проемами. Такая классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Мансару расширение Версальского дворца прибрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами. Ансамбль, выдающийся по архитектурно-художественным качествам, был удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры.

«Создателями дворца были не одни Лево и Мансар. Под их руководством работала значительная группа архитекторов. С Лево работали Лемюэ, Дорбай, Пьер Гиттар, Брюан, Пьер Коттар и Блондель. Главным помощником Мансара был его ученик и родственник Робер де Котт, который продолжал руководить строительством после смерти Мансара в 1708 году. Кроме того, в Версале работали Шарль Давилэ и Лассюранс. Интерьеры были выполнены по рисункам Берена, Вигарани, а также Лебреном и Миньяром.

Вследствие участия многих мастеров архитектура Версаля носит в настоящее время разнородный характер, тем более что строительство Версаля (от возникновения охотничьего замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи-Филиппа) продолжалось около двух веков (1624-1830).

Династия Бурбонов в Версале.

Бурбоны (Bourbon) - (младшая ветвь Капетингов) старый французский род, который, благодаря своему родству с королевским домом Капетингов, занимал долгое время французский и другие престолы. Название свое ведет от замка в прежней провинции Бурбоннэ.

«Династия Бурбонов подарила миру Людовика XIV - «Короля-Солнце», при котором и было начато строительство Версальского дворца. Примеру «Короля-Солнце» подражала вся Европа; нравы его двора, этикет, даже сам французский язык пользовались неслыханной популярностью; его роскошный дворец в Версале стал недостижимым образцом для бесчисленных князьков». Он держал в своих руках нити всех политических интриг страны. Версальский двор со строго отрегулированным этикетом стал центром, откуда исходили все решения, на всю страну струились лучи великолепия и роскоши. На фронтоне главного дворцового корпуса была высечена надпись: «Версальский дворец открыт для публичных увеселений». Вельможи и дворяне тянулись сюда даже из отдаленных уголков Франции в погоне за милостью Людовика XIV. Дворяне, желавшие занять место в рядах армии, получить должность при дворе или на государственной службе, обеспечить себе пенсию или награды, толпились в покоях Версаля, прогуливались по его аллеям, участвовали в празднествах и охотах и всем своим поведением доказывали верноподданническую преданность государю.

Повседневная жизнь Версаля протекала в соответствии со строгими правилами, установленными Королем и дворцовым этикетом. Утреннее пробуждение, отход ко сну, ужин и прогулки Короля - все жесты и действия монарха служили поводом

для придворных церемоний. Блистательное общество окружало Короля, когда он слушал мессу или давал аудиенцию для иностранных послов. Придворные, таким образом, вносили разнообразие и оживление в дворцовую жизнь.

Для развлечения Двора монархи устраивали великолепные празднества. При Людовике XIV в Версале было организованно три грандиозных праздника, на которых были представлены спектакли лучших артистов эпохи - Мольера и Люлли. Первое представление «Наслаждения волшебного острова» состоялось в мае 1664 года. Второе празднество, наиболее пышное из трех прошло 18 июля 1668 года; оно вошло в историю под названием Большого Версальского дивертисмента. Последнее проходило в июле 1674 года, тогда состоялись представления многих опер Люлли, комедия Мольера «Мнимый больной».

В Версале проходили и театральные представления, и оперы, балы - маскарады давались как в апартаментах, так и в Зеркальной галерее или в парке. В эпоху Марии-Антуанетты театром многочисленных иллюминаций становится Трианон.

Версальский дворец был не просто жилищем короля, но и символом Французского королевства. Придворный этикет, строгое соблюдение иерархии, импозантность, галантность - все должно было подчеркнуть пышное великолепие дворца.

Каждый из обитателей Версальского дворца оставил свой след в его архитектуре и убранстве. Людовик XV, правнук Людовика XIV, наследовавший престол в 1715 году, только к концу царствования в 1770 году решил внести изменения в архитектуру дворца. Он приказал оборудовать отдельные апартаменты, чтобы оградить свою жизнь от придворного этикета. В свою очередь Людовик XV унаследовал от прадеда любовь к искусствам, о чем свидетельствует убранство его Внутренних покоев; а склонность к тайным политическим интригам перешла к нему от итальянских предков рода Медичи и Савойской династии. Именно во Внутренних кабинетах, вдали от любопытного двора, тот, кого называли «Всеобщим любимцем», принял некоторые из наиболее важных государственных решений. При этом король не пренебрегал ни установленным его предшественником этикетом, ни жизнью семьи, о которой ему напоминали королева и особенно горячо любимые им дочери.

Людовик XVI, наследник Людовика XV, чье правление было трагически прервано революцией, наследовал от деда со стороны матери, польского короля Августа Саксонского, завидную богатырскую силу; с другой стороны его предки - Бурбоны, передали ему не только истинную страсть к охоте, но и глубокий интерес к наукам. Его супруга Мария-Антуанетта, дочь герцога Лотарингского, ставшего впоследствии Императором Австрии, и правнучка Филиппа Орлеанского, брата короля Людовика XIV, и знаменитой принцессы Палатинской оставила глубокий след в музыкальной жизни Версаля благодаря своей любви к музыке, унаследованной как от Габсбургов Австрийских, так и от Людовика XIII. В отличие от своих предков, Людовик XVI не имел амбиций короля - созидателя. Известный простотой вкусов он жил во дворце по необходимости. При его правлении было обновлено внутреннее убранство дворца, и, прежде всего Малые кабинеты королевы, которые располагались параллельно его Большим покоям.

Во время революции вся мебель и украшения дворца были расхищены. Наполеон, а затем Людовик XVIII провели в Версале восстановительные работы. После Июльской революции 1830 года дворец предполагалось снести. Этот вопрос был вынесен на голосование в Палате Депутатов. Перевес в один голос спас Версаль.

Последний из династии, король Луи-Филипп, правил Францией с 1830 по 1848

год. В 1830 году, после июльской революции, которая возвела его на трон, Палата представителей приняла закон, по которому Версаль и Трианон перешли во владения нового короля. Не теряя времени, Луи-Филипп распорядился создать в Версале Музей в честь славных побед Франции, который открылся 1 июня 1837 года. Это назначение замка сохранилось и в наши дни.

Хотелось бы отметить политическое значение Версаля. Он являлся центром государства и за прошедшие столетия стал свидетелем многих исторических событий. С ним связан первый этап Великой Французской революции. Здесь 17 июня 1789 года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным. 26 августа в Версале была принята «Декларация прав человека и гражданина». 3 сентября 1783 года здесь был подписан мирный договор, утвердивший независимость США. Во время Парижской коммуны в 1871 году, Версаль, где находилось Национальное собрание и правительство Тьера, стал центром контрреволюции: отсюда началось наступление правительственных войск - «версальцев», закончившееся их победой. 28 июня 1919 года здесь был подписан Версальский мирный договор, завершивший Первую мировую войну.

Фамилия Бурбоны на протяжении многих веков служившая символом власти и славы, в настоящее время является синонимом французского королевского стиля и элегантности.

Версаль: грандиозный синтез дворца и парка

Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части Версальского ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу.

В создании Версальского дворца основные его авторы, Лево и Мансар, отталкивались от итальянской архитектуры. Большой ордер - основной мотив Версальской архитектуры. Он присутствует на западном фасаде дворца, а также в более поздних постройках - Большом и Малом Трианоне. Характер ордеров, применяемых в Версале, типичен для построек Палладио и Виньолы, - варьируются только декоративные детали, капители. Так, например, Лебрен создал так называемый «французский ордер», поместив в капителях эмблемы Людовика XIV - лилию и солнце.

Как правило, фасад Версаля не отвечает внутренней планировке дворца. Наружная архитектура маскирует назначения различных частей здания, предполагаемых для бытового обслуживания.

Поэтому архитектура приобретает ярко выраженный представительный характер, отвечающий духу абсолютизма.

Интерьеры дворца также были созданы за несколько строительных периодов. В них особенно явственны принципы «большого стиля» французского искусства времени Людовика XIV, то есть сочетание трезвой логики композиции с декоративной обогащенностью форм.

В центральной части дворца размещалась королевская семья, а в огромных крыльях находилась стража и придворные. Парадные комнаты королевской четы занимали второй этаж. Каждая комната посвящалась различным античным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи. На плафонах и над каминами изображены сцены из жизни богов, а по стенам висели станковые картины, составившие позднее первый фонд Лувра.

Интерьер церкви, законченной в 1710 году Робером де Коттом, составляет одно из звеньев в общей художественно единой цепи парадных интерьеров дворца; он полон светского блеска и утонченной пышности. Интерьер центральной части дворца значительно богаче

по многообразию привлекаемых художественных средств, чем фасады. Этот принцип взаимосвязи наружного и внутреннего облика сооружения, сформировавшийся в Версале, получил позднее широкое распространение в отелях рококо.

Почти все интерьеры центральной части дворца были выполнены самим Лебреном, при постоянной консультации братьев Перро. Лебреном были привлечены крупнейшие живописцы, скульпторы, медники, резчики и организована специальная школа. Под руководством Лебрена работала гобеленная мануфактура и двести пятьдесят рабочих.

В период работы с Лево творчество Лебрена имело барочные тенденции, ярко выраженные в лестнице Послов, которая ведет к большим апартаментам короля. Мастер пользуется приемами иллюзорной перспективы, примененной весьма умело и интересно.

Покои королевских апартаментов были расположены с таким расчетом, чтобы между исходным пунктом движения (лестницей Послов) и его конечной точкой (Королевской спальней) было наибольшее число промежуточных звеньев.

Эта последовательность покоев сказывается и в красочном, и в пространственном решении отдельных интерьеров. Их архитектура в Версальском дворце стремится к созданию в каждом зале целостного пространственного впечатления с легким выделением задней стены. Каждый зал имел как бы свою лицевую сторону, свой фасад.

«Анфиладный принцип планировки торжествует и в знаменитой Зеркальной галерее. Это, в сущности, не тронный зал, а настоящий проспект длиною 173 метра. Здесь было важно украсить свод и стены так, чтобы не перегружать пространства и не чинить препятствий людскому потоку. Лебрен разместил на своде изображения побед Людовика. Живопись потеряла самостоятельное значение, но зато пространство приобрело изящество и легкость. Вместо гобеленов, картин статуй, приковывающих внимание и останавливающих зрителя, галерея покрыта легкими, широкими зеркалами.

В анфиладное расположение помещений включена также капелла. Правда, с наружной стороны она кажется инородным телом, но внутри она связана с анфиладой парадных зал посредством особого вестибюля, который прямо примыкает к хорам.

В систему анфилад включена даже королевская спальня. Только низкая балюстрада отделяет ложе короля от текущего мимо потока придворных. Жилые помещения приносятся в жертву парадным залам. В этом смысле Версаль является законченным типом парадного расположения помещений, характерного для абсолютизма XVIII века» Интерьеры Версаля порывают с традицией XVI века. Потолки всегда гладкие или сводчатые, покрытые росписями с аллегорическими сюжетами. На них появляются филенки из мрамора, штукатурки или бронзы. Лестницы, обычно до XVII века винтовые, приобретают в эту эпоху прямые марши, с широкими площадками, с балюстрадами и железными решетками. В основном применяется позолота на белом фоне, полихромия играет весьма ограниченную роль.

Сооружения, расположенные рядом с дворцом, едины с ним по своим архитектурным образам. Оранжерея Лево в 1681 -1688 годах была увеличена в четыре раза и перестроена Мансаром по образцу римских терм. С южным партером ее соединяют две колоссальные лестницы, между которыми она и размещена. Кажется, что идея грандиозного нашла свою форму в образе этих лестниц. При взгляде от партера Швейцарцев, лежащего у подножия оранжереи, особенно ярко вырисовывается смысл всего замысла. Масштабы лестниц, огромные плоскости которых как бы уходят в небо, несоизмеримы с человеком: они созданы для царящей здесь «идеи».

В этом же плане построены Мансаром в 1679-1686 годах Большие и Малые конюшни (напротив дворца, со стороны города). Они заняли место между лучами трезубца дорог.

Начнем мы наше путешествие с Музея карет. Расположенный в больших конюшнях, он представляет собой коллекцию экипажей, собранную, главным образом, Луи-Филиппом для Версальского исторического музея. В то время Луи-Филипп выкупил экипажи, имеющие историческую ценность и в свое время служившие монархам. Таким образом, в Версаль были доставлены свадебные берлины Наполеона I - семь праздничных экипажей, иллюстрирующих блеск императорского двора в период его расцвета 2 апреля 1810 года, а также карету Карла X, в которой он выезжал в день коронования и которую спроектировал архитектор Персье для Людовика XVIII, но в контексте политических разногласий эпохи Реставрации Людовик XVIII так и не решился ее использовать. Кроме того, Луи-Филипп приобрел сани и носилки. В 1833 году в коллекцию поступает новый экспонат - похоронный экипаж Людовика XVIII, хранившийся ранее в Малых конюшнях. Этот экипаж, использованный в 1809 году для похорон маршала Ланна, герцога Монтебелло, и затем переделанный для герцога Беррийского (сына будущего Людовика XVIII), убитого в 1820 году, был заново оформлен для похоронной процессии Людовика XVIII, состоявшейся 23 сентября 1824 года. Несмотря на все изменения, которым этот экипаж подвергался в разное время, он был восстановлен в том виде, какой он имел в этот день.

Дворы . Три широкие магистрали устремляются к замку: с севера - авеню Сен-Клу, с юга - авеню де Со, а между ними - Парижская авеню. С севера они огибают Большую, а с юга - Малую Конюшни, постепенно выстроенные Ардуэн - Мансаром, начиная с 1679 года.

За ними раскинулась Оружейная площадь , пересекая которую, посетители попадают в Главный Почетный двор. С двух сторон этого двора находятся Министерские флигели, построенные в 1671-1679 годах, на входе - ажурная ограда, увенчанная Королевским гербом. С флангов ограду обрамляют четыре скульптурные группы, символизирующие Войну («Победы Короля над Империей и Испанией»), и Мир («Мир и Изобилие»). Две последние находились с двух сторон решетки, которая до Революции разделяла Почетный и Королевский дворы. Во время Революции внутренняя ограда была снесена, а на ее месте в 1837 году Луи-Филипп приказал установить конную статую Людовика XIV. Внутренняя решетка начиналась непосредственно от двух павильонов, которые стояли на месте Северного крыла (архитектор Габриель, конец эпохи Людовика XV) и Южного павильона (архитектор Дюфур, эпоха Людовика XVIII). Правом въезжать в карете в Королевский двор обладали лишь немногочисленные персоны, пожалованные Почестями Лувра. В глубине на возвышении в пять ступеней находится Мраморный двор - (его название происходит от мраморных плит), - который дает представление о размерах двора во времена существования замка Людовика XVIII.

Королевская часовня - пятая по счету в замке, однако, в отличие от других, которые были обустроены в уже существующих зданиях, помещение для Королевской часовни строилось специально. На углу, образуемом центральным корпусом дворца и его Северным крылом, с 1699 по 1708 год, то есть вплоть до своей кончины, архитектор Жюль Ардуэн-Мансар возводит эту часовню; ее строительство завершается в 1710 году под руководством зятя архитектора, Робера де Котт. Схема конструкции в целом отвечает традиционным канонам палатинских трехэтажных часовен, но выполнена она в классической интерпретации. Декор подчеркивает преемственность

Ветхого и Нового завета, как в рельефах Кусту, Фремена, Лемуана, Ван Клева, Манье, Пуарье и Васе, так и в росписи сводов, проникнутых духом святой Троицы: будь то плафон абсида с «Воскресением Христа» работы де Лафоса, или свод центрального нефа с «Всевышним во славе, предвещающим пришествие Спасителя» художника Антуана Куапеля, или плафон над королевской галереей с композицией «Явление Святого Духа Богородице и Апостолам» кисти Жувене, а также декор большого органа, навеянный темой Царя Давида.

Король Франции слушал мессу с королевской галереи, расположенной напротив алтаря. Галерея находилась на одном этаже с его апартаментами, поэтому на нижний этаж часовни Король спускался только в исключительных случаях. Для того чтобы попасть в галерею, Король проходил через зал со сводчатым потолком и каменными стенами, ритмично украшенными пилястрами и коринфскими колоннами. Этот вестибюль был построен одновременно с часовней; по своему декору он сочетается со стилем часовни, связывая ее с Большими королевскими покоями. В двух нишах зала установлены статуя Славы, держащая в руках медальон с портретом Людовика XV работы Вассе, и «Великодушие монарха» скульптора Буссо.

Королевская часовня в честь святого Людовика служила местом для проведения церемоний во славу Святого Духа, здесь исполнялся гимн «Te Deum» по случаю побед французской армии и рождений Детей Франции, а также праздновались бракосочетания принцев крови.

Через Королевскую галерею можно проникнуть на второй этаж замка, в Салон Геркулеса. В этом просторном зале, расположенном в месте соединения Северного крыла и центрального корпуса замка, проходили пышные приемы. Салон оборудовали в верхней части четвертой часовни, религиозные службы в которой продолжались с 1682 по 1710 года. В 1712 году Робер де Котт приступил к созданию внутреннего убранства салона. Но в связи с кончиной в 1715 году Людовика XIV работы были прерваны и возобновились лишь в 1725 году.

В отделке стен ритмично сочетаются полихромный мрамор и двадцать пилястр, основание и коринфские капители которых выполнены из позолоченной бронзы. На пилястры опирается карниз, украшенный консолями и трофеями.

Мраморный камин работы Антенна венчает полотно Паоло Веронезе «Встреча Елеазара с Ревекой». Другая его картина - «Ужин у Симона Фарисея» - располагается напротив; Людовик XIV получил ее в подарок в 1664 году от венецианской республики. Плафонная роспись, выполненная по эскизам Франсуа Лемуана в 1733-1736 годах, принесла художнику титул Первого королевского живописца. Девять сложных композиций, объединяющих 142 фигуры, составляют творение Лемуана. «В первой композиции Юнона и Юпитер предлагают юной Гебе взять в супруги Геркулеса. Во второй мы видим Бахуса, поддерживаемого богом Паном. Вверху изображены Амфитрита и Меркурий, ниже - Венера в окружении Граций, а также Амур, Пандора и Диана. Третья композиция объединяет Марса, Вулкана и Амуров. Зависть, Гнев, Ненависть, Раздор и другие низвергнутые колесницей пороки составляют четвертую композицию. Пятая представляет Цибелу на своей колеснице, Минерву и Цереса, Нептуна и Плутона. В шестой можно увидеть Эола, Зефира и Флору, Росу, орошающую облака, а внизу - Сновидения осыпают маком спящего Морфея. Седьмая композиция включает Ириса с Авророй, а вокруг них располагаются фигуры, олицетворяющие Звезды. Аполлон и Музы появляются в восьмой композиции. В девятую группу входит созвездие Кастора и Поллюкса. Силена в окружении детей и Фавнов символизирует вакхическое празднество в честь Геркулеса».

Зал Геркулеса плавно переходит в Большие королевские покои, состоящие из нескольких салонов: Салона Изобилия, Салона Венеры, Салона Дианы, Салона Марса, Салона Меркурия, и Салона Аполлона. Расположенные на втором этаже замка и выходящие окнами на Северный партер, Большие королевские покои строились с 1671 по 1681 год. Назначение их было определено лишь в 1682 году, когда Король распорядился превратить Версаль в официальную государственную резиденцию. В этих покоях «Король оказывал приемы, но не жил», сюда можно было попасть по Посольской лестнице, два пролета которой вели соответственно в Салоны Венеры и Дианы. Гениальное творение Лево - Посольская лестница - была построена Франсуа д’Орбэ; в 1752 году ее снесли по приказу Людовика XV.

До 1678 года, когда было начато строительство Зеркальной галереи, Большие королевские покои включали семь комнат. Отмечая великолепие живописного декора апартаментов, Фелибьен написал в 1674 году: «Подобно тому, как для эмблемы Короля выбрали Солнце, семь планет составили сюжеты полотен, украшающих все комнаты этих покоев».