Как сделать макет железной дороги своими руками

.

Игрушечные железные дороги неотъемлемо ассоциируются с детством. У многих из нас в юном возрасте когда-то была пластмассовая или железная сборная модель железной дороги. А те, кто мог похвастаться моделью зарубежного производства, считались счастливчиками.

В наше время хобби игрушечных железных дорог выросло в крупную отрасль моделирования.

К главным атрибутам - колее и локомотиву с вагончиками, добавились деревья, дома, дороги, машины, рельефное окружение. А стол с полноценным макетом железной дороги, со множеством деталей и мелочей - это уже настоящее искусство.

За рубежом подобные изделия стоят от 2 тысяч долларов, мы же в этой статье расскажем, как сделать полноценный макет игрушечной железной дороги своими руками.

Стол

.

Для макета вам понадобится место. В идеале это должен быть отдельный стол, но можно обойтись и небольшим столиком, или просто отгороженной площадью на любой подходящей поверхности. Все зависит от вашего желания и размаха. Я рекомендую начать с небольшого места - например, части стола, и потом уже, если вдохновитесь, делать большой макет. Лучше начать с малого, чем сразу взяться за большой объем работы и бросить на полдороги.

Стартовый набор

.

То, без чего не получится сделать макет железной дороги - это сама железная дорога. А точнее - , и для него, или просто готовый моделей железных дорог.

.

Набросок

.

Чтобы знать, к чему вы движетесь, нужно иметь перед глазами цель. Сделайте на бумаге примерный набросок - где что должно находиться, и каким будет общий вид вашего макета. Побродите по интернету, посмотрите на многочисленные макеты железных дорог и возьмите на заметку то, что вам нравится - , . Можете сделать макет полустанка на Диком Западе, а можете - станции в центре современного города. Но обязательно определитесь до того, как приметесь за работу. И сделайте разметку на столе, чтобы не обнаружить вдруг, что колея выходит за границы стола, или что будет цепляться за проезжающий поезд.

.

Горы

.

Через который будет проезжать поезд, будет украшением макета. Для создания небольшой горы вам понадобится монтажная пена, фанера, нож, алебастр и наждачка.

Сначала продумайте и, по возможности, нарисуйте набросок будущей горы. Затем сбейте над рельсами небольшой короб из фанеры или другого подходящего материала. Убедитесь, что размер короба позволит свободно проезжать по тоннелю вашему поезду. Затем начинайте наносить пену вокруг короба, с паузами по полтора-два часа, чтобы дать слоям засохнуть и не проседать под своим весом. После того, как нанесете пену нужного объема, оставьте ее сохнуть на сутки, не меньше.

Через сутки берите в руки нож (удобнее - канцелярский), и начинайте ковырять гору - срезайте лишние куски, придавая ей намеченную вами форму. Вырезайте ложбинки, расщелины, постарайтесь придать ей максимальную натуралистичность.

Затем вам понадобится алебастр. Разведите его с водой, и тонким слоем до 3 мм покройте всю гору. Он быстро сохнет, так что разводите его небольшими порциями. Затем вновь подождите несколько часов, пока все застынет - феном при этом лучше не пользоваться.

Теперь нужно закрасить гору серым цветом. Для этого купите в любом автомагазине баллон грунтовки, под цвет серого камня, и можете красить вашу гору. Только испытайте сначала краску на чем-то другом, чтобы удостовериться, что ее цвет точно вам подходит.

Далее воспользуйтесь наждачкой и позатирайте местами гору, чтобы снять кое-где слои грунтовки. Это придаст горе большей натуралистичности, чтобы она была не однородного цвета, а оттенка от светлого до темно-серого. Можно повторить покраску и шлифовку несколько раз, пока у вас не получится то, что вас устроит. Можете также покрасить отдельные кусочки горы белым или черным цветом, для большей правдоподобности.

Напоследок возьмите зеленую краску и подкрасьте кусочки горы еще и в цвет зелени - так она будет еще натуралистичнее. Только краска должна быть правдоподобного, «мхового» цвета.

Ваша гора (или горка) готова. Поздравляю, вы уже проделали немалый кусок работы. На очереди - остальные детали рельефа.

Тут уже все упирается в вашу фантазию, размер свободного пространства и подходящие детали, которые у вас есть. Заполните незанятую поверхность стола - например, муляжом , который продается в магазинах.

На тему о том написано немало статей, но я решил написать свою и ниже я поясню почему…

Скажу сразу, у меня до недавнего времени не было опыта по постройке макета железной дороги. Поиск необходимой информации на просторах интернета дал мало. Одни статьи «обходили азы» и сразу «перепрыгивали на сложности» такие как: «а теперь будем делать горы».., или же предлагаемые макеты были сверхсложными: сразу же предлагалось овладеть программой Autocad. В других статьях акцент был сделан на какие-то пустяки вроде: «Вам понадобится молоток… «, вот и вся ценная информация. Все найденные статьи не соответствовали нашим целям и задачам. Пришлось самому все очно спрашивать и выпытывать в магазинах и конечно же у любителей.

Семейная традиция

Вернемся на 12 лет назад. На фото внизу, в Питерской коммуналке я играю с сыном Алешей в железную дорогу, которую мне подарил мой отец много-много лет назад, когда я еще учился в начальной школе!

Да, ничего не скажешь, качество и надежность PIKO было проверено временем. Ведь почти каждые выходные мы с сыном собирали-разбирали-конструировали… А когда наша семья переезжала в очередной раз, то каждый раз коробка с подарком моего отца стояла первая в списке вещей для переезда. Только нам пришлось ее оставить… и опять же у моего отца в деревне, она цела и по сей день!

Цели и задачи нашего будущего макета

Основная цель: психомоторное развитие ребенка.

Поэтому копийность , красота (да такая чтобы руками нельзя было трогать) и излишняя сложность отходят на второй план. Но это не значит, что мы должны сделать «простой круг» и «тупо гонять» по этому кругу паровозик… Другими словами, нужно сделать макет максимально функциональным и интересным для ребенка.

Наши задачи :

  • развитие мелкой моторики : сцепление и расцепление вагонов, загрузка и разгрузка, строительство разных объектов на самом макете и много других мелких операций;
  • развитие мышления и решение задач: это что-то вроде головоломки, например нужно убрать из середины состава какой-либо вагон (не просто руками конечно, а маневрами) и оставить его на запасных путях (чтобы не мешал) или на загрузку-разгрузку. Кажется элементарно, но поверьте, такая задача иногда и взрослого может немного «напрячь»;
  • взаимодействие ребенка с другими играющими : например ребенок управляет поездом, останавливает поезд и просит другого игрока переключить стрелку. Или ребенок подгоняет поезд точно к место загрузки, ждет пока другой игрок загрузит вагон и потом транспортирует этот груз;
  • получение знаний : дать понятие о различных видах транспорта и о их взаимодействии. Транспортировка разных грузов (для людей мы будем использовать пассажирский вагон, для крупногабаритных грузов — платформу итд). «Комбинированная» транспортировка, например мы будем что-то грузить в контейнер (прямо внутрь этого контейнера), далее перевозить сам контейнер и затем разгружать его на месте прибытия.

Этот список конечно можно бесконечно продолжать…

Основа

Очень коротко поговорим об основе: рельсах, локомотиве, вагонах и блоке питания.

Самым распространенным и удобным масштабом является H0 или 1:87 (∼ 90-95% всех железнодорожных моделей). Имейте ввиду, что его могут писать как буква «H» и ноль (более правильно), но также, как буква «H» и буква «О». Ширина колеи составляет 16,5 мм. Запомните, масштаб «H0 » [«аш ноль» или «эйч ноль»] — ищите, спрашивайте, покупайте только этот масштаб!

Есть еще одна деталь. Как Вы знаете, есть рельсы прямые, а есть и изогнутые. Так вот, эта «степень кривизны» измеряется радиусом. Т.е. если мы соберем из изогнутых рельсов круг, то мы можем измерить радиус. Если Вы планируете использовать только маленький двухосный локомотив, то никаких проблем нет. Но если Вы будете использовать большой шестиосный (две тележки по три оси), то он не сможет проехать при маленьком радиусе . Это все равно что грузовик с длинным прицепом не может проехать по дороге с резкими поворотами. Не буду забивать Вам этим голову, т.к. у разных изготовителей может быть разная маркировка «кривизны». Надо просто об этом помнить.

Хорошо если Вы приобрели готовый набор, и из него можно собрать не просто «круг» или «ов ал», и в нем есть стрелки, тупики… А как быть, если нужно собрать самому с нуля? Для начала Вам нужно решить какой будет размер макета (см ниже). После чего нужно сделать на бумаге его набросок. А потом чертеж можно сделать в натуральную величину. И если у вас есть уже рельсы, собираете их прямо на чертеже и обрисовываете. С этой огромной «картинкой» уже можно ходить и выбирать недостающие рельсы, просто прикладывая их к чертежу! Кстати, сейчас в продаже есть гибкие рельсы, гнете как хотите, т.е. можно одну такую положить вместо 4-6 обычных и самое главное, что эта длинная рельса может быть по Вашему желанию как прямой, так и изогнутой, точно повторяя все Ваши фантазии на чертеже!

Самой простой и более дешевой является аналоговая модель железной дороги. Тут все просто: по рельсам пускаем ток (на одной рельсе минус, на другой плюс) и локомотив едет, т.к. в нем электрический двигатель. Прекратили подачу тока — локомотив остановился, поменяли полярность — локомотив поехал в другую сторону. С недавнего времени появилось цифровое управление . В этом случае рельсы все время находятся под током, но особенностью является то, что локомотиву отправляется команда (по тем же рельсам), чтобы например включился двигатель, или свет итп. Каждому локомотиву присваиваться свой уникальный код. Если стоят два локомотива (даже рядом), то можно управлять одним из них, другой не будет реагировать на эти команды. Другими словами, можно управлять независимо разными составами. Такая система намного сложней и ее стоимость на порядок выше.
Для наших целей и задач простого, старого и надежного аналогового управления с недорогим блоком питания более чем достаточно.

Где купить

На многих сайтах, описывающих постройку макета, предлагают сразу купить стартовый набор. Если у Вас «денег куры не клюют» и Вам лень что-то делать своими руками, то это не проблема (вместо Вас всё сделают, и кстати… что Вы тут забыли?). Нужно иметь ввиду, что ребенок может что-то сломать в процессе игры. Другими словами, макет не должен быть «дешевкой», но и не должен быть чрезмерно дорогим, чтобы ребенок на него мог только смотреть. Кроме этого, нам не нужны только одинаковые вагоны, нам нужно разнообразие: платформа, вагон в котором открывается дверь (для загрузки), пассажирский вагон, какая-нибудь цистерна итд. Поэтому для старта, я бы посоветовал поискать б/у наборы, а уже дополнять их по необходимости как новыми объектами так и б/у. На самом деле такие наборы «валяются» у многих . В Монреале, где мы живем, их можно купить на Marché aux puces . Там я купил стартовый набор всего за 20 долларов при обычной цене — 100 CAD! Здесь я также видел много хороших предложений: kijiji.ca. Но будьте осторожны, часто необоснованно заламывают цены! Очень хорошие цены в магазине Udisco. Также можно покупать через интернет, например по ebay.com , но это в основном для дополнения. Кстати, когда жили в Санкт-Петербурге, очень много чего я видел на рынке Юнона.

Макет железной дороги своими руками

Можно играть на полу, но сама сборка железной дороги будет занимать от 30 — 40 минут, после этого Вам уже не останется сил на саму игру с ребенком. Потом постоянно будут где-то разъединяются рельсы, при этом вагоны будут сходить с них.. Нужно будет бесконечно ставить все обратно! Также будет часто терятся контакт, нужно будет искать где же не контачит. Ребенок будет ходить, наступать на рельсы, сметать построенные им объекты или даже может наступить на состав… А вот Вы все это время будете ползать на четвереньках (как я на фото вверху). Я через это уже прошел и меня это «доконало»…

Размер макета

К параметрам макета требования были следующими:

  • чтобы мог легко проноситься в дверь,
  • чтобы можно было ставить к стене (когда не играем),
  • чтобы во время игры можно было ходить вокруг макета,
  • чтобы макет был максимально большим,
  • чтобы ребенок мог спокойно играть «как на столе»,
  • чтобы мы, взрослые, не ползали на четвереньках и чтобы не надо было записываться к массажисту после таких игр.

Итак, мы с измерили пару комнат где планировалось играть в железную дорогу, прикинули и пришли к выводу, что размер приблизительно 1,5х2 метра подойдет. Чтобы не усложнять конструкцию макета, пока решили во время игры просто ставить его на четыре табуретки.

Начнем строительство

Я купил 8 мм фанеру. Проверяя еще раз, собрал на ней все рельсы и отпилил до нужных размеров.


На фото внизу Вы видите как собрана будущая железная дорога. Таким же образом я собирал рельсы на фанере перед тем как придать ей нужный размер. Железную дорогу надо сделать как можно насыщенной и интересной (по возможности), а не просто «круг» или «овал». Запланируйте различные ответвления, запасные пути. Конечно хочется, чтобы «железной дороги было больше», но по краям нужно оставить некоторое расстояние, чтобы локомотив или вагоны не падали на пол при схождении с рельс. Кроме того, ребенку легче что-то конструировать и играть на краю макета, он там может строить разные объекты, там может быть дорога итд.


Такая большая фанера будет деформироваться как за счет своей силы тяжести, так и за счет того, что ребенок будет опираться на нее во время игры. А при деформации фанеры будут деформироваться рельсы. В связи с этим с обратной стороны нужно сделать усиление. Кстати, это усиление также поможет защитить провода, если Вы захотите поставить какие либо дополнительные электрические объекты (как светофоры, огни или сделать стрелки чтобы они переключались дистанционно).


Я долго думал, чем покрыть весь этом макет. Сначала хотел просто покрасить краской, но выглядело бы это не очень красиво. Сами профессионалы, которые строят сложные макеты железной дороги, покрывают все клеем ПВА, а сверху сыпят специальную «траву». Но я остановился на специальном виниловом мате (Woodland scenics), который увидел в магазине. Не думаю что это идеал, возможно даже что лучше подойдет какая-нибудь ткань, НО имейте ввиду, что эта ткань не должна накапливать статическое электричество!


Меня заверили, что этот мат хорошо клеится и посоветовали определенный клей. Видя перед собой продавца преклонных лет, с серьезно-профессиональным выражением лица, я конечно же ему поверил. «Крутой» научный клей оказался в нашем понимании простым ПВА! И как потом оказалось, пластик нормально не приклеился. Так что будьте осторожны, перепроверяйте советы, даже если они даются с серьезным видом 🙂

Я дополнительно прибил скобками край мата к рейкам. Кроме этого, мат будет удерживаться рельсами, т.к. мы укладываем рельсы на мат и прибиваем их через него к фанере.

Сейчас рассмотрим как мы будем укладывать рельсы, почему-то этот важный момент все игнорируют . Можно рельсы сразу прибить на макет, но при этом может усиливаться вибрация от поезда, тем более у нас фанера, которая не будет ее эффективно гасить и легкие вагоны могут сходить с рельс. Поэтому под рельсы подкладывают этакую подстилку в виде насыпи. Эту «подложку под рельсы» называют балластом. Кстати, я сначала думал что это исключительно для красоты, пока мне не объяснили. Балласт часто делают из пробки, в моем случае балласт состоял из двух половинок, что облегчило задачу. Сначала мы собираем все рельсы на макете, как положено соединяя их контактными клеммами. Стараемся чтобы стыки были как можно незаметней. И потом насаживаем их специальными гвоздиками через специальные отверстия в шпалах (см фото внизу).

Затем мы приподнимаем рельсы, как на фото внизу…

И подсовываем балласт под рельсы. Далее мы наносим ПВА на макет (но не на рельсы) где будет балласт и аккуратно укладываем его шаг за шагом, повторяя конфигурацию полотна. И пришпиливаем его булавками. Осторожней с клеем, у меня он попал на стрелку, пришлось ее очень долго переключать, чтобы не заклеилась! 🙂

Далее также важный момент. Уложив какой либо участок, мы придавливаем аккуратно (!!!) рельсами и забиваем гвоздик. ОЧЕНЬ ВАЖНО: шляпка гвоздика не должна быть плотно прижата к шпале! Между шляпкой гвоздика и шпалой должно быть очень маленькое расстояние, приблизительно с толщину ватмана или плотной бумаги.

В следующей статье мы покажем Вам этот макет в игре и расскажем о дальнейших планах.

  1. PIKO — немецкая компания, выпускающая все для железнодорожного моделизма, была организована еще в ГДР и остается до сих пор одной из ведущих в мире.
  2. «Копийность» — термин … Многие люди делают макеты железных дорог очень похожими на их прототип, т.е. копию. При этом собирают составы так, чтобы локомотив и вагоны подходили друг к другу по времени использования, месту использования…
  3. Помните, что дети могут играть между собой (или со взрослыми), начиная где-то с четырех лет, имеется ввиду взаимодействие, например один ребенок «подъехал» на машине, подождал, пока другой ее загрузил и «поехал» дальше. До этого они играют «параллельно», можно выразиться так: «в одной песочнице, но не друг с другом».

Тут расказано о базовом макете железной дороги HO.
Мы сделали новый макет. Продолжение темы .

Задумались над тем, как сделать макет железной дороги своими руками? Для реализации подобной задумки потребуется запастись огромным количеством терпения, поскольку такая работа не терпит спешки. Кроме того, перед строительством придется изучить немало теоретической информации и составить грамотные чертежи. Более подробно обо всех этих нюансах читайте в нашей статье. Будьте уверены, что очень скоро вам удастся построить собственную железную дорогу для украшения своей квартиры.

Основные виды и особенности моделизма

Миниатюрная железная дорога - это такой предмет интерьера, который будет радовать глаз не только детей, но и взрослых. Если вы интересуетесь макетом изготовления железных дорог своими руками, значит, скорее всего, у вас в детстве была подобная игрушка и вы решили воплотить свои воспоминания в жизнь. Ну или вы просто хотите порадовать своих домочадцев необычным украшением, сделанным вручную. Как бы то ни было, в следующих разделах вы найдете подробную инструкцию, которая описывает каждый этап работы над макетом во всех подробностях.

Чтобы сделать настоящий красивый макет, потребуется довольно много потрудиться, ведь даже самая маленькая деталь композиции требует к себе пристального внимания. Если вы когда-нибудь изучали устройство настоящих железных дорог, то вам будет значительно проще реализовать свою задумку. Однако не стоит расстраиваться, если у вас нет нужных навыков, поскольку всю необходимую информацию можно без особых трудностей найти в интернете. Например, в нашей статье будет представлено несколько оригинальных идей, которые позволят сделать качественный и необычный макет для дома.

Что касается основных разновидностей макетов, то их довольно трудно классифицировать. Если говорить о масштабах, то можно найти небольшие средние и огромные макеты, которые заполняют практически все пространство комнаты. Некоторые композиции используются для того, чтобы по ним ездил игрушечный поезд. Другие - служат частью интерьера. Довольно часто на макетах можно встретить различные элементы природы: реки, горы, леса и поля, а иногда они могут попросту отсутствовать, а сама железная дорога располагается на обычной плоскости. В общем, вариантов изготовления макета довольно много, особенно для человека, который будет делать это впервые.

Какие материалы потребуются для работы?

Решили изготовить у себя дома макет железной дороги своими руками? Для начала необходимо определиться с материалами, которые вы будете использовать в процессе строительства. Сделать это можно лишь в том случае, если хорошенько изучить варианты готовых макетов, фотографии которых представлены в нашей статье. В этом списке можно найти самые часто использующиеся материалы при строительстве и их предназначение:

  • фанерный лист - подойдет в качестве основной плоскости для макета;
  • строительная пена - идеальный вариант для создания гор с тоннелем;
  • доски и картон - подойдут для создания декоративных объектов.

Стоит отметить, что возможность использования различных материалов ограничивается только умением и фантазией самого мастера. Например, если вы неплохо обращаетесь с гипсом, то можете вполне сделать из него несколько объектов для макета. Умеете проектировать мосты? Почему бы не добавить такую конструкцию в вашу композицию. А как насчет реальной воды в макете, которая будет символизировать речку?

Также не следует забывать о том, что некоторые элементы можно приобрести в магазинах, а не изготавливать их вручную. Например, начинающему дизайнеру будет достаточно трудно изготовить фигурку человека из подручных материалов, однако в интернете такой элемент можно заказать по вполне скромной цене. Или можно расположить на макете свою коллекцию спортивных автомобилей, чтобы она больше не пылилась на полке, а радовала глаз ваших гостей и членов семьи.

Список необходимых инструментов

Мы уже говорили о том, что изготовить основу для макета железной дороги своими руками проще всего из большого листа фанеры. Приобрести такой материал можно в мебельном магазине или снять со старой ненужной кровати. Однако какие инструменты могут понадобиться дизайнеру в процессе работы? Как правило, они напрямую зависят от материалов, которые вы решили использовать. Хотя в списке ниже вы отыщите наиболее часто применяемые инструменты, а также их "сферу деятельности".

  1. Электрический лобзик - незаменим для работы с фанерным листом и деревом.
  2. Строительный клей - идеальный вариант для крепления мелких деталей.
  3. Наждачная бумага - подходит для обработки неровных поверхностей.

В процессе работы вам понадобится еще довольно много различных инструментов, которые связаны с материалами для работы. Например, если вы захотите покрасить макет разными красками, то вам потребуются кисточки различной тонкости. Решили добавить пару металлических деталей? Не забудьте обзавестись болгаркой с дисками и сварочным аппаратом с электродами.

Как видите, список инструментов для работы может быть довольно обширным, поэтому рекомендуется найти все необходимое заранее, чтобы в процессе работы не пришлось ни на что отвлекаться. Если у вас дома нет какого-то инструмента, то можете его попросить у знакомых, но ни в коем случае не прибегайте к альтернативным вариантам (вместо гвоздей - шурупы). Изготовление макета - это очень тонкая работа, которая требует соблюдения определенных правил.

Проектирование или составление чертежей

Как изготовить пошагово и своими руками макет железной дороги в домашних условиях? В следующих разделах вы отыщите подробную информацию по этому поводу. Однако прежде чем приступить к строительству чего-либо своими руками, необходимо грамотно составить чертежи будущего изделия, которые бы учитывали все особенности композиции.

В первую очередь необходимо определиться с размерами макета. Стоит понимать, что чем больше площадь изделия, тем больше мелких деталей вам придется в него добавлять. Начинающему дизайнеру следует сначала научиться делать маленькие макеты, а уже потом переходить к большим композициям. Хотя если вы уверены в своих силах или работаете под руководством настоящего профессионала, то об этом правиле можно забыть.

Однако не стоит забывать о том, что от правильно составленного чертежа зависит не только качество будущей конструкции, но и ее декоративный вид. Как правило, люди начинают изготавливать макеты, когда у них уже есть определенная задумка. Например, мастер хочет включить в композицию несколько гор с тоннелем, речку, мост, а также небольшой поселок посредине. Для такого макета может потребоваться довольно много деталей, однако и выглядеть он будет весьма достойно.

Изготавливаем подмакетник

Делаем макет железной дороги своими руками. Первым этапом будет изготовление подмакетника, на котором будут размещаться все основные элементы. Настоятельно рекомендуется в качестве строительного материала использовать лист фанеры, поскольку она обладает достаточно хорошей прочностью и имеет небольшой вес, что позволит перетаскивать макет даже в одиночку. Приобрести такое изделие можно в любом мебельном магазине, однако если вы хотите сэкономить, то отправляйтесь на строительную базу, где прямо при покупателе отпилят лист фанеры нужных размеров.

Как только фанерный лист будет готов, его необходимо тщательно обработать, чтобы не повредиться об острые края в процессе работы. Для этой цели можно использовать электрический лобзик со специальной насадкой или наждачную бумагу средней зернистости. Старайтесь обрабатывать фанеру как можно тщательнее, поскольку потом такой возможности может и не быть. Кроме того, на гладкую поверхность гораздо проще наносить краску и приклеивать мелкие детали. А если вы хотите покрыть макет водоотталкивающим покрытием, то обрабатывать лист фанеры наждачной бумагой просто обязательно.

Работа с ландшафтом

Следующим этапом изготовления макета железной дороги своими руками из фанеры является работа над ландшафтом. Данный этап можно назвать самым трудным, поскольку от его правильной реализации зависит качество будущей конструкции. Если вы не сможете реализовать задумку с первого раза, то не стоит отчаиваться. В любой момент можно выбросить фанерный лист и приобрести другой. Благо стоят они достаточно недорого.

Для работы над ландшафтом можно использовать самые различные методы. Например, горы можно сделать из обычной строительной пены, высвободив ее из баллончика в нужном количестве. Если вы подразумеваете, что через такой природный элемент будет проходить тоннель, то следует это заранее учесть, положив на макет пластиковую или картонную трубу. После использования пены вам даже не понадобится ее вытаскивать. Пусть она лежит себе внутри гор, а швы можно замаскировать практически чем угодно.

Еще одним незаменимым материалом для ландшафтных работ является гипс или строительная шпаклевка. В отличие от пены такой материал гораздо проще видоизменять под нужную форму, однако его чаще всего используют в качестве декоративного элемента, а не основного. Во-первых, гипс достаточно много весит, поэтому делать из него большие объекты не следует. Во-вторых, со временем шпаклевка может дать трещину, особенно если не использовать при строительстве водоотталкивающую смесь. В общем, вариантов работы над ландшафтом существует огромное множество, поэтому подходить к их выбору следует с умом.

Шлифовочные и покрасочные работы

Следующим этапом строительства макета железной дороги своими руками являются шлифовочные и покрасочные работы. Если вы использовали для строительства древесину, то устранить все неровности можно с помощью обычной наждачной бумаги. Засохшую строительную пену легче всего подравнивать с помощью шпаклевки, нанося ее на все неровные участки. После этого горы станут довольно гладкими. Если вас это не устраивает, не бойтесь отколоть парочку кусочков шпаклевки, чтобы придать природному образованию более естественный вид.

Как только ландшафт приобретет нужную форму, открываем несколько банок акриловых красок, берем в руки кисточки и начинаем творить. Лучше всего иметь перед глазами изображение настоящих гор с растительностью, чтобы лучше понимать, какие цвета из палитры следует использовать в первую очередь. Не бойтесь наносить несколько слоев краски, поскольку это лишь придаст будущей композиции естественный вид. Например, можно покрасить камни в серый цвет, после чего сверху добавить немного белой краски, изобразив тем самым снег на вершине.

Прокладываем железную дорогу

Все еще делаем макет железной дороги своими руками и постепенно подходим к самому долгому этапу строительства - прокладыванию железной дроги. Как правило, большинство мастеров предпочитает приобретать уже готовый материал в магазинах с игрушками, поскольку на изготовление железной дороги собственными руками может уйти нереально много времени. Кроме того, пластмассовые детали стоят достаточно дешево и их не жалко будет сломать в случае неаккуратного использования. Особенно актуально это для тех людей, у кого в семье есть дети.

Крепление железной дороги к макету происходит с помощью обычного строительного клея. Не стоит использовать слишком длинные детали во время работы, поскольку это может придать дороге неестественную прямолинейность. Лучше всего сделать так, чтобы на ней было побольше поворотов и возвышений. Помните о том, что для крепления деталей к поверхности не следует использовать слишком много клея. Также на любом тюбике вы найдете информацию о том, что для хорошей фиксации огромную роль играет сила надавливания детали к поверхности, а не длительное время придавливания.

Создание декораций

Как только основной элемент нашего макета будет сделан, можно приступать к созданию различных декоративных элементов. Приобрести такие детали можно в магазинах с игрушками или изготовить самостоятельно из строительных материалов, если у вас есть к этому талант. Например, на некоторых макетах можно увидеть обычную медицинскую вату, которая исполняет роль снега, хотя большинство профессиональных дизайнеров все-таки предпочитает использовать специальную смесь, которая продается в небольших баллончиках в рождественских магазинах.

То же самое касается и остальных элементов композиции. Сделать своими руками фонари для макета железной дороги можно из обычного пластилина или купить готовую декорацию в магазине. Кстати, если вы планируете изготовить макет к Рождеству, то весьма неплохой идеей станет замена стандартного уличного освещения на новогодние гирлянды, однако подобное решение следует заранее предусмотреть, вырезав в фанере несколько десятков отверстий для лампочек - таким образом провода будут находиться внизу, прикрепленные изолентой.

Видеоролик и заключение

Надеемся, теперь вы лучше понимаете, в чем заключается изготовление мини-макета железной дороги своими руками. Если информации из нашей статьи вам показалось мало, или у вас до сих пор остались какие-то вопросы, то рекомендуем к просмотру небольшой видеоролик, в котором мастер демонстрирует весь процесс изготовления ландшафта своими руками. Подобный видеоматериал будет полезным как для начинающего дизайнера, так и для настоящего мастера своего дела. Если вы посмотрите его целиком, то непременно научитесь мастерить с помощью подручных материалов красивые горы и другие природные объекты.

Скоро Новый год, а к нему лучше готовится заранее – в том числе и на макете:) Поэтому сделал для себя новогоднюю диорамку в своем любимом масштабе – ТТ.

Диорамка получилась размером 20*20 см. Диорама выполнена на самодельной "коробке" из пластика.

Ёлка стелана из латунной трубочки припаянными проволочными ветками. Хвоя – обычный НОХ-овский подкрашеный флок.

Высота ёлки без звезды – 13 см. Елочные игрушки – разный бисер. Дождик – настоящий дождик, чуть подрезаный. Звезда вырезана из куска пластика и посыпана блестящей присыпкой. На елке есть четыре светящихся гирлянды из СМД-светодиодов в корпусе 0603, по 11 в каждой. Гирлянды умеют мигать (примитивная схемка на транзисторе и конденсаторе), есть два режима: обычный – простое свечение, и мигающий.

Снег сделан из обычной пищевой соды, смешанной с разведенным клеем ПВА. Брусчатка на площади – от Auchagen.

Ледяные светящиеся кубы – вылеплены из пластилина и скопированы из прозрачной смолы CrystalLine 940. Синие и белые светодиоды "влиты" в смолу.
Фигурки – Preiser, окрашены самостоятельно. Фигурок маловато – в ТТ "зимних" вообще мало выпускается. Думаю, что переделаю еще из "летних" фигурок…

Декоративные подарки под ёлкой – вырезаны из картона и оклеены бумагой от конфетных фантиков.

Машинка – "Москвич" от Herpa. Снеговик – из пенопластовых шариков.

В целом процесс создания площади занял месяц – в основном по вечерам и выходным. Если бы еще на работу не надо было ходить…:)

Домики на фото не являются частью диорамы – просто поставлены для фона.

Площадь днем

Елка с четырех сторон:







А вот и Ипполит Георгиевич:)


Площадь ночью

Фото сделаны с разной выдержкой



Фото процесса

Каркас елки. После пайки я окрасил каркас в зеленый цвет.

Елка с флоком. Флок еще не окрашен в нужный цвет.

На тему о том написано немало статей, но я решил написать свою и ниже я поясню почему…

Скажу сразу, у меня до недавнего времени не было опыта по постройке макета железной дороги. Поиск необходимой информации на просторах интернета дал мало. Одни статьи «обходили азы» и сразу «перепрыгивали на сложности» такие как: «а теперь будем делать горы».., или же предлагаемые макеты были сверхсложными: сразу же предлагалось овладеть программой Autocad. В других статьях акцент был сделан на какие-то пустяки вроде: «Вам понадобится молоток… «, вот и вся ценная информация. Все найденные статьи не соответствовали нашим целям и задачам. Пришлось самому все очно спрашивать и выпытывать в магазинах и конечно же у любителей.

Семейная традиция

Вернемся на 12 лет назад. На фото внизу, в Питерской коммуналке я играю с сыном Алешей в железную дорогу, которую мне подарил мой отец много-много лет назад, когда я еще учился в начальной школе!

Да, ничего не скажешь, качество и надежность PIKO было проверено временем. Ведь почти каждые выходные мы с сыном собирали-разбирали-конструировали… А когда наша семья переезжала в очередной раз, то каждый раз коробка с подарком моего отца стояла первая в списке вещей для переезда. Только нам пришлось ее оставить… и опять же у моего отца в деревне, она цела и по сей день!

Цели и задачи нашего будущего макета

Основная цель: психомоторное развитие ребенка.

Поэтому копийность , красота (да такая чтобы руками нельзя было трогать) и излишняя сложность отходят на второй план. Но это не значит, что мы должны сделать «простой круг» и «тупо гонять» по этому кругу паровозик… Другими словами, нужно сделать макет максимально функциональным и интересным для ребенка.

Наши задачи :

  • развитие мелкой моторики : сцепление и расцепление вагонов, загрузка и разгрузка, строительство разных объектов на самом макете и много других мелких операций;
  • развитие мышления и решение задач: это что-то вроде головоломки, например нужно убрать из середины состава какой-либо вагон (не просто руками конечно, а маневрами) и оставить его на запасных путях (чтобы не мешал) или на загрузку-разгрузку. Кажется элементарно, но поверьте, такая задача иногда и взрослого может немного «напрячь»;
  • взаимодействие ребенка с другими играющими : например ребенок управляет поездом, останавливает поезд и просит другого игрока переключить стрелку. Или ребенок подгоняет поезд точно к место загрузки, ждет пока другой игрок загрузит вагон и потом транспортирует этот груз;
  • получение знаний : дать понятие о различных видах транспорта и о их взаимодействии. Транспортировка разных грузов (для людей мы будем использовать пассажирский вагон, для крупногабаритных грузов — платформу итд). «Комбинированная» транспортировка, например мы будем что-то грузить в контейнер (прямо внутрь этого контейнера), далее перевозить сам контейнер и затем разгружать его на месте прибытия.

Этот список конечно можно бесконечно продолжать…

Основа

Очень коротко поговорим об основе: рельсах, локомотиве, вагонах и блоке питания.

Самым распространенным и удобным масштабом является H0 или 1:87 (∼ 90-95% всех железнодорожных моделей). Имейте ввиду, что его могут писать как буква «H» и ноль (более правильно), но также, как буква «H» и буква «О». Ширина колеи составляет 16,5 мм. Запомните, масштаб «H0 » [«аш ноль» или «эйч ноль»] — ищите, спрашивайте, покупайте только этот масштаб!

Есть еще одна деталь. Как Вы знаете, есть рельсы прямые, а есть и изогнутые. Так вот, эта «степень кривизны» измеряется радиусом. Т.е. если мы соберем из изогнутых рельсов круг, то мы можем измерить радиус. Если Вы планируете использовать только маленький двухосный локомотив, то никаких проблем нет. Но если Вы будете использовать большой шестиосный (две тележки по три оси), то он не сможет проехать при маленьком радиусе . Это все равно что грузовик с длинным прицепом не может проехать по дороге с резкими поворотами. Не буду забивать Вам этим голову, т.к. у разных изготовителей может быть разная маркировка «кривизны». Надо просто об этом помнить.

Хорошо если Вы приобрели готовый набор, и из него можно собрать не просто «круг» или «ов ал», и в нем есть стрелки, тупики… А как быть, если нужно собрать самому с нуля? Для начала Вам нужно решить какой будет размер макета (см ниже). После чего нужно сделать на бумаге его набросок. А потом чертеж можно сделать в натуральную величину. И если у вас есть уже рельсы, собираете их прямо на чертеже и обрисовываете. С этой огромной «картинкой» уже можно ходить и выбирать недостающие рельсы, просто прикладывая их к чертежу! Кстати, сейчас в продаже есть гибкие рельсы, гнете как хотите, т.е. можно одну такую положить вместо 4-6 обычных и самое главное, что эта длинная рельса может быть по Вашему желанию как прямой, так и изогнутой, точно повторяя все Ваши фантазии на чертеже!

Самой простой и более дешевой является аналоговая модель железной дороги. Тут все просто: по рельсам пускаем ток (на одной рельсе минус, на другой плюс) и локомотив едет, т.к. в нем электрический двигатель. Прекратили подачу тока — локомотив остановился, поменяли полярность — локомотив поехал в другую сторону. С недавнего времени появилось цифровое управление . В этом случае рельсы все время находятся под током, но особенностью является то, что локомотиву отправляется команда (по тем же рельсам), чтобы например включился двигатель, или свет итп. Каждому локомотиву присваиваться свой уникальный код. Если стоят два локомотива (даже рядом), то можно управлять одним из них, другой не будет реагировать на эти команды. Другими словами, можно управлять независимо разными составами. Такая система намного сложней и ее стоимость на порядок выше.
Для наших целей и задач простого, старого и надежного аналогового управления с недорогим блоком питания более чем достаточно.

Где купить

На многих сайтах, описывающих постройку макета, предлагают сразу купить стартовый набор. Если у Вас «денег куры не клюют» и Вам лень что-то делать своими руками, то это не проблема (вместо Вас всё сделают, и кстати… что Вы тут забыли?). Нужно иметь ввиду, что ребенок может что-то сломать в процессе игры. Другими словами, макет не должен быть «дешевкой», но и не должен быть чрезмерно дорогим, чтобы ребенок на него мог только смотреть. Кроме этого, нам не нужны только одинаковые вагоны, нам нужно разнообразие: платформа, вагон в котором открывается дверь (для загрузки), пассажирский вагон, какая-нибудь цистерна итд. Поэтому для старта, я бы посоветовал поискать б/у наборы, а уже дополнять их по необходимости как новыми объектами так и б/у. На самом деле такие наборы «валяются» у многих . В Монреале, где мы живем, их можно купить на Marché aux puces . Там я купил стартовый набор всего за 20 долларов при обычной цене — 100 CAD! Здесь я также видел много хороших предложений: kijiji.ca. Но будьте осторожны, часто необоснованно заламывают цены! Очень хорошие цены в магазине Udisco. Также можно покупать через интернет, например по ebay.com , но это в основном для дополнения. Кстати, когда жили в Санкт-Петербурге, очень много чего я видел на рынке Юнона.

Макет железной дороги своими руками

Можно играть на полу, но сама сборка железной дороги будет занимать от 30 — 40 минут, после этого Вам уже не останется сил на саму игру с ребенком. Потом постоянно будут где-то разъединяются рельсы, при этом вагоны будут сходить с них.. Нужно будет бесконечно ставить все обратно! Также будет часто терятся контакт, нужно будет искать где же не контачит. Ребенок будет ходить, наступать на рельсы, сметать построенные им объекты или даже может наступить на состав… А вот Вы все это время будете ползать на четвереньках (как я на фото вверху). Я через это уже прошел и меня это «доконало»…

Размер макета

К параметрам макета требования были следующими:

  • чтобы мог легко проноситься в дверь,
  • чтобы можно было ставить к стене (когда не играем),
  • чтобы во время игры можно было ходить вокруг макета,
  • чтобы макет был максимально большим,
  • чтобы ребенок мог спокойно играть «как на столе»,
  • чтобы мы, взрослые, не ползали на четвереньках и чтобы не надо было записываться к массажисту после таких игр.

Итак, мы с измерили пару комнат где планировалось играть в железную дорогу, прикинули и пришли к выводу, что размер приблизительно 1,5х2 метра подойдет. Чтобы не усложнять конструкцию макета, пока решили во время игры просто ставить его на четыре табуретки.

Начнем строительство

Я купил 8 мм фанеру. Проверяя еще раз, собрал на ней все рельсы и отпилил до нужных размеров.


На фото внизу Вы видите как собрана будущая железная дорога. Таким же образом я собирал рельсы на фанере перед тем как придать ей нужный размер. Железную дорогу надо сделать как можно насыщенной и интересной (по возможности), а не просто «круг» или «овал». Запланируйте различные ответвления, запасные пути. Конечно хочется, чтобы «железной дороги было больше», но по краям нужно оставить некоторое расстояние, чтобы локомотив или вагоны не падали на пол при схождении с рельс. Кроме того, ребенку легче что-то конструировать и играть на краю макета, он там может строить разные объекты, там может быть дорога итд.


Такая большая фанера будет деформироваться как за счет своей силы тяжести, так и за счет того, что ребенок будет опираться на нее во время игры. А при деформации фанеры будут деформироваться рельсы. В связи с этим с обратной стороны нужно сделать усиление. Кстати, это усиление также поможет защитить провода, если Вы захотите поставить какие либо дополнительные электрические объекты (как светофоры, огни или сделать стрелки чтобы они переключались дистанционно).


Я долго думал, чем покрыть весь этом макет. Сначала хотел просто покрасить краской, но выглядело бы это не очень красиво. Сами профессионалы, которые строят сложные макеты железной дороги, покрывают все клеем ПВА, а сверху сыпят специальную «траву». Но я остановился на специальном виниловом мате (Woodland scenics), который увидел в магазине. Не думаю что это идеал, возможно даже что лучше подойдет какая-нибудь ткань, НО имейте ввиду, что эта ткань не должна накапливать статическое электричество!


Меня заверили, что этот мат хорошо клеится и посоветовали определенный клей. Видя перед собой продавца преклонных лет, с серьезно-профессиональным выражением лица, я конечно же ему поверил. «Крутой» научный клей оказался в нашем понимании простым ПВА! И как потом оказалось, пластик нормально не приклеился. Так что будьте осторожны, перепроверяйте советы, даже если они даются с серьезным видом 🙂

Я дополнительно прибил скобками край мата к рейкам. Кроме этого, мат будет удерживаться рельсами, т.к. мы укладываем рельсы на мат и прибиваем их через него к фанере.

Сейчас рассмотрим как мы будем укладывать рельсы, почему-то этот важный момент все игнорируют . Можно рельсы сразу прибить на макет, но при этом может усиливаться вибрация от поезда, тем более у нас фанера, которая не будет ее эффективно гасить и легкие вагоны могут сходить с рельс. Поэтому под рельсы подкладывают этакую подстилку в виде насыпи. Эту «подложку под рельсы» называют балластом. Кстати, я сначала думал что это исключительно для красоты, пока мне не объяснили. Балласт часто делают из пробки, в моем случае балласт состоял из двух половинок, что облегчило задачу. Сначала мы собираем все рельсы на макете, как положено соединяя их контактными клеммами. Стараемся чтобы стыки были как можно незаметней. И потом насаживаем их специальными гвоздиками через специальные отверстия в шпалах (см фото внизу).

Затем мы приподнимаем рельсы, как на фото внизу…

И подсовываем балласт под рельсы. Далее мы наносим ПВА на макет (но не на рельсы) где будет балласт и аккуратно укладываем его шаг за шагом, повторяя конфигурацию полотна. И пришпиливаем его булавками. Осторожней с клеем, у меня он попал на стрелку, пришлось ее очень долго переключать, чтобы не заклеилась! 🙂

Далее также важный момент. Уложив какой либо участок, мы придавливаем аккуратно (!!!) рельсами и забиваем гвоздик. ОЧЕНЬ ВАЖНО: шляпка гвоздика не должна быть плотно прижата к шпале! Между шляпкой гвоздика и шпалой должно быть очень маленькое расстояние, приблизительно с толщину ватмана или плотной бумаги.

В следующей статье мы покажем Вам этот макет в игре и расскажем о дальнейших планах.

  1. PIKO — немецкая компания, выпускающая все для железнодорожного моделизма, была организована еще в ГДР и остается до сих пор одной из ведущих в мире.
  2. «Копийность» — термин … Многие люди делают макеты железных дорог очень похожими на их прототип, т.е. копию. При этом собирают составы так, чтобы локомотив и вагоны подходили друг к другу по времени использования, месту использования…
  3. Помните, что дети могут играть между собой (или со взрослыми), начиная где-то с четырех лет, имеется ввиду взаимодействие, например один ребенок «подъехал» на машине, подождал, пока другой ее загрузил и «поехал» дальше. До этого они играют «параллельно», можно выразиться так: «в одной песочнице, но не друг с другом».

Тут расказано о базовом макете железной дороги HO.
Мы сделали новый макет. Продолжение темы .