Уинстон Черчилль (1874-1965) – выдающийся британский государственный деятель, один из политических лидеров XX века. Его фраза «Никогда не сдавайтесь!» стала жизненным девизом для многих людей.

Биография Черчилля кратко

(полное имя Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль) родился 30 ноября 1874 года и принадлежал к древнейшему аристократическому роду Великобритании – герцогам Мальборо, ветви Спенсеров.

Нельзя сказать, что родители баловали Уинстона. Его отец, лорд Рандолф Черчилль, не видел в сыне каких-либо особых талантов, а мать, красавица Дженни Джером, была слишком занята своей светской жизнью.

Только тогда, когда Уинстон вырос, мать и сын стали крепкими друзьями и верными союзниками. Уинстон рос самостоятельным и упрямым ребенком, и учеба не слишком увлекала его. Гораздо больше ему нравилось устраивать баталии с участием сотен оловянных солдатиков.

Уинстон Черчилль сам выбрал себе военное поприще, но только с третьей попытки поступил в 1893 году в Королевское военное училище, которое закончил через два года в звании младшего лейтенанта. Честолюбивый юноша принял участие в кампаниях в Индии и Судане, попробовал себя в качестве военного корреспондента и все больше понимал, что военная служба не для него.

В 1899 году Черчилль подал в отставку, получив к этому времени известность, как автор талантливой книги «Война на реке». Теперь его прельщает политическая деятельность. В том же году Черчилль в качестве военного корреспондента отправился на англо-бурскую войну, где попал в плен. Дерзкий побег из лагеря для военнопленных сделал Черчилля знаменитым.

Вскоре началась его стремительная политическая карьера. Нет возможности перечислить все политические и правительственные должности Уинстона Черчилля. Самая значительная из них – должность премьер-министра в 1940-1945 и 1951-1955 годах. Скончался выдающийся политик, «величайший британец в истории» (по данным опроса 2002 года) 24 января 1965 года.

Основные направления деятельности Черчилля

Внутренняя политика:

  • укрепление экономики Великобритании;
  • создание правительства национального согласия.

Внешняя политика:

  • создание антигитлеровской коалиции; участие в международных конференциях с руководителями США и СССР;
  • Фултонская речь, ознаменовавшая начало «холодной войны».

Итоги деятельности Черчилля

  • Разгром совместно с СССР и США нацистской Германии;
  • начало «холодной войны»;
  • историко-мемуарные сочинения.

Скандальная история пропавшего портрета Уинстона Черчилля кисти Сазерленда

В последнее время в мире возобновился интерес к истории Великобритании – это связано с недавними Юбилейными торжествами Британского королевского дома, Олимпиадой в Лондоне 2012 года и выходом сразу нескольких художественных фильмов и сериалов, посвященных нынешней королевской семье и их окружению.

До этого об Уинстоне Черчилле мы знали что-то в общих чертах и весьма поверхностно: большой политик, великий человек, знаменитость, сложный характер, не любил коммунистов и Советский Союз. И, уж конечно, никто особо не интересовался его семьей и увлечениями. Естественно, мало кому было известно, что британский Премьер обладал нерядовым литературным талантом и очень неплохо рисовал. Причем картины писать он начал уже после 40 и успел создать их более 500!

При всем его честолюбии и врожденном артистизме, он решил ограничиться политической карьерой, оставляя для себя живопись в качестве хобби «не для широкого зрителя». Ему хватило такта и здравомыслия не навязывать широкой публике скромные плоды своего врожденного художественного дара, хотя многие его работы очень недурны. Он несколько раз отправлял свои работы на разные конкурсы и выставки, и всегда – под вымышленным именем, и при этом довольно часто жури поощряло его картины, на выставке художников-любителей в 1925 году его работа даже заняла первое место! Большая часть его работ – пейзажи, но и портреты он тоже писал.


Черчилль был выходцем из древнейшего аристократического рода, который подарил Англии не одного влиятельного политика и государственного деятеля. Художественное чутье и артистизм Уинстону достались от матери – она была утонченной женщиной; настоящая светская львица и законодательница мод, окружавшая себя антиквариатом и изящными безделушками. Так что Уинстон, конечно же, разбирался в искусстве и считал себя знатоком живописи, тем более, что сам рисовал.


В 1954 году Черчилль праздновал свой 80-летний юбилей. Не смотря на преклонный возраст и целый «букет» болезней, он не собирался оставлять карьеру, считая, что это будет губительным для Англии и юной королевы, которая взошла на престол всего два года назад. Возраст был уязвимым местом Премьера. Не смотря на его огромную популярность в народе, политические враги его неоднократно повторяли, что «Черчилль уже не тот, ему давно пора на покой». Правда, перед празднованием юбилея даже недруги смолкли: заслуги Черчилля перед родиной были неоспоримый, чествование должно было пройти на высоте.

Популярному в то время английскому художнику Грэхему Сазерленду был заказан портрет премьера в полный рост. Это был подарок от Палаты общин и Палаты Лордов, пожертвование от них в качестве гонорара составило 1000 гиней (примерно 35 000 долларов). Грэхем Вивиан Сазерленд был разноплановым художником, портреты он писал на заказ, сам же предпочитал абстрактную живопись и сюрреализм. Как портретист он прославился, сделав очень удачный портрет писателя Сомерсета Моэма в 1949 году (удивительно, но это была первая работа художника в этом жанре!). Изображая людей, Сазерленд удивительно точно и даже беспощадно изображал характерные черты личности, его работы были правдивее, чем сама природа.

В недавнем британском сериале «Корона» показана работа над портретом, так, как она происходила по мнению создателей сериала, однако эти события не совсем соответствуют действительности. Многочасового позирования, задушевных разговоров и чуть ли не дружбы между художником и моделью, скорее всего не было, хотя их обоих, действительно, как показано в сериале, объединяла смерь дочерей.

Сазерленд сделал очень быстрые угольные наброски портрета во время позирований в поместье Черчилля Чартвелл в августе 1954 года. Также для работы над портретом он использовал фотографии Черчилля, но делал их не сам, как показано в сериале, а взял фото-портреты фотографа Эльсбет Джуды. Над самим портретом он работал у себя в студии. Он попытался отразить в облике то, что сам о себе говорил Черчилль: «Я – скала». Поза портретируемого повторяла позу Авраама Линкольна в его знаменитой скульптуре в кресле.

О том, чего сам Черчилль ожидал от портрета, красноречиво свидетельствует его желание быть изображенным в облике Рыцаря Подвязки. Одеяние рыцарей весьма роскошное, вычурное (и слегка нелепое, надо сказать), то есть, честолюбивый и довольно сентиментальный Черчилль хотел видеть величие и торжество. Заказчики портрета уговорили его позировать в обычном парламентском одеянии – черном костюме и галстуке.

Черчилль до конца исполнения работы не видел портрета, лишь некоторые наброски были показаны его жене, которая нашла много сходства, она признала, что портрет «действительно тревожно похож на него».

Также в сериале показан эпизод вручения портрета, когда Черчилль на сцене от возмущения и неожиданности чуть ли не падает со сцены. Этого тоже не было. Портрет был показан Премьеру до вручения, так что никаких громов и молний на широкой публике не было. Сазерленд настолько метко и правдиво изобразил Черчилля, что тот был просто шокирован, заглянув в глаза истине. На зрителя смотрел пожилой, дряхлеющий и очень уставший человек. Взгляд его печален и разочарован, это совсем не тот мощный и величавый политик, каким себя представлял Черчилль.


Портретируемый был в ярости. Он назвал картину «грязной» и «злобной»; известно его высказывание о том, что на портрете изображен «старик в состоянии депрессии, думающий о ядерной бомбе». Надо сказать, что мнения о портрете очевидцев были очень противоречивы: некоторые считали, что это шедевр изобразительной меткости и правдивости, другие (а таких было большинство) были о нем невысокого мнения. Поначалу Черчилль даже хотел отказаться от участия в церемонии вручения, но затем его отговорили от этого, чтобы не обижать заказчиков.

Сазерленда удивила реакция Черчилля, он сказал: «Я просто показал то, что увидел!».

После вручения картина была доставлена в поместье Чартвелл, где ее немедленно убрали с глаз долой на чердак или в чулан. После этого портрет бесследно исчез. Считается, что его уничтожила жена Черчилля Клементина, чтобы вид картины не мучил ее супруга. Надо добавить, что еще одним достоинством Премьера было то, что он до конца жизни обожал жену и был отличным семьянином, у них с Клементиной был крепкий брак, в котором родилось пятеро детей.

По всей видимости ненавистный портрет все-таки произвел на Премьера сильное впечатление, показав ему то, что он так долго и упорно не хотел видеть. Через полгода Черчилль подал в отставку по возрасту и состоянию здоровья. Правда, несгибаемый Уинстон прожил после этого еще 10 лет.

Сейчас портрет, известный нам только по эскизам и репродукциям, признается специалистами настоящим шедевром современного искусства. Так что современники поспешили давать ему нелестные оценки – Сазерленд просто немного опередил свое время.

В сегодняшней статье мы хотим рассказать о пяти картинах, которые постигла печальная участь, и они, к великому сожалению, были уничтожены по неизвестным причинам.

1. В 1954 году, британский художник Грэхем Сазерленд получил заказ на написание портрета Уинстона Черчилля, который позже был подарен политику на 80-летие. Но, увы, подарок имениннику не пришелся по душе. Картина была увезена семейством Черчиллей сразу после торжества в их загородный дом и с того момента эту работу больше никто не видел. Бытует мнение, что портрет был уничтожен супругой Уинстона Клементиной Черчилль.

Также следует заметить, что портрет Черчилля практически никому не понравился, хоть и хвалили его только из вежливости.

Грэхем Вивиан Сазерленд: портрет Уинстона Черчилля

2. Фреска под названием “Иеремией II “, написанная неизвестным художником в 1934 году, тогда же и была представлена публике в Вестчестерском институте изящных искусств . На работе была изображена злобная карикатура на политику “нового курса” и Франклина и Элеонору Рузвельт, а также были нарисованы страдающие рабочие.

Самое интересное, что данная работа вызвала больше всего возмущения у самого обычного маляра Джона Смюске, работающего в соседнем доме возле музея, в котором выставлялась фреска. В один из выходных дней, мужчина, как и все, купил билет и на глазах у посетителей облил “Кошмар 1934-го” пятновыводителем. За этот поступок он был приговорен к лишению свободы сроком на 6 месяцев.

3. К сожалению, в сороковых годах многие произведения искусства были уничтожены из-за военных действий. Такая судьба не минула и полотна Густава Климта . Картины, которые он писал специально для выставки в Венском университете, заказчики сочли порнографическими, поскольку климтовские дамы символизировали философию, юриспруденцию и медицину, которые считались чересчур жеманными и несовместимыми с тогдашним духом строгой науки. В 45-м году нацисты сожгли замок, в котором находились картины Климта, дабы те не попали в руки к врагам.

Густав Климт. Юриспруденция 1899–1907. Уничтожена в 1945

Густав Климт. Медицина 1899–1907. Уничтожена в 1945

Густав Климт. Философия 1899–1907. Уничтожена в 1945

4. “Человек на распутье ” – эту фреску выполнил мексиканский художник Диего Ривере , которую ему заказал Рокфеллеровский центр в Нью-Йорке. Изначально Риверу не хотели приглашать, ведь он славился своими “левыми” взглядами, а вместо него хотели заказать Анри Матисса или Пабло Пикассо .

В результате, одним из главных персонажей произведения оказался Владимир Ильич Ленин, а под его началом руки рабочих соединялись. Также на фреске изображена демонстрация рабочих на Красной площади. Однако в 1934 году, фреска была уничтожена работниками центра. Они объяснили это тем, что художник не пожелал поменять Ленина на более “известное лицо”. После этого инцидента стену расписал художник Хосе Мария Серт , который решил выбрать главным героем Авраама Линкольна.

Диего Ривера.Человек на распутье. Уничтожена в 1934 году

Диего Ривера.Человек на распутье. (фрагмент)

5. “Жнец ” – огромная пятиметровая фреска, написанная в 1937 году для испанского павильона, участвовавшего во Всемирной выставке в Париже, художником Жоаном Миро . Данная работа никому не понравилась, потому что у изображенного крестьянина в руках красовался серп, который на тот момент считался коммунистическим символом. После завершения выставки Жоан Миро пожертвовал фреску испанскому правительству, однако при транспортировке работа исчезла. Эксперты полагают, что она была просто уничтожена.

Жоан Миро. “Жнец”

21.08.2011 в 10:57


Картины Уинстона Черчилля (Churchill paintings)


За последние 10 лет произведения Черчилля почти удвоились в цене, отмечает издание. Предыдущий рекорд был установлен в декабре 2006 года, когда его "Вид на Тинхерир", написанный в 1951 году во время визита в Марокко, был продан за 612,8 тысячи фунтов.
Живопись для сэра Уинстона Черчилля была хобби, напоминает The Telegraph, однако он продолжал рисовать всю жизнь.

Черчиль рисует

Лето 1915 года стало первым тяжелым периодом в политической карьере Уинстона Черчилля. В самом начале Первой мировой войны провалился разработанный им грандиозный план по захвату пролива Дарданеллы. Амбициозному политику пришлось выйти из нового состава кабинета министров. Для восстановления душевного равновесия Уинстон вместе со своей женой Клементиной удалился в небольшой загородный домик времен Тюдоров Хоу Фарм, снятый ими на летний период.


Душевное состояние Черчилля не на шутку пугало Клементину, боявшуюся, что в минуту отчаяния, поддавшись депрессии, ее муж пойдет на крайние меры и решит свести счеты с жизнью. Выход предложила Гуни. Она увлекалась акварелью и в один из июньских дней, демонстративно выйдя на лужайку, стала рисовать. Ее занятия живописью привлекли внимание Черчилля. Заметив его любопытство, Гуни предложила деверю самому принять участие в творческом процессе. Уинстон сделал нехотя несколько мазков и поразился произошедшей перемене. Рисовать хотелось еще и еще. Чувствуя его нетерпение, Гвенделин дала ему набор художника своего шестилетнего сынишки. Но Черчиллю этого уже было мало. Он хотел рисовать маслом, и только маслом.


Новое увлечение исцелило Уинстона от тяжелейшего приступа депрессии. С удивлением для себя Черчилль обнаружил, что, концентрируясь на живописи, он забывает обо всех политических дрязгах и неприятностях. Однажды он признался своей кузине Клэр Шеридан: "Иногда я готов бросить почти все ради занятия живописью"


К новому хобби Черчилль относился с большой любовью. Его выход на пленэр представлял собой поистине величественное зрелище. Сначала появлялись садовники - кто нес холст и подрамник, кто кисти, палитру и тюбики с красками. За ними следовал Уинстон, одетый в сюртук из белого тика, в легкой широкополой шляпе и с сигарой во рту. Оценив пейзаж, он давал указание размещать оборудование и устанавливать зонт для защиты от солнца. Когда все приготовления были закончены, Черчилль отпускал свою свиту и приступал к работе.


С тех пор живопись стала постоянной составляющей жизни великого британца. Мольберты, краски и громоздкие холсты всегда сопровождали Уинстона в бесчисленных поездках и командировках. В каждом доме, который снимала чета Черчиллей, устраивалась студия. Даже в жестком временном графике государственного деятеля он всегда старался выкроить часок-другой для занятия своим новым и, пожалуй, самым сильным увлечением. Уинстон рисовал везде. В министерских кабинетах и королевских покоях. В пустыне Марракеш и на побережье Франции. На английских просторах и канадских озерах.


В 1921 году Уинстон послал несколько своих полотен на международную выставку в Париже, предусмотрительно подписав их вымышленным именем Чарльз Морин. И сразу шесть из его работ были отмечены жюри и выставлены на продажу! Еще более крупный успех Черчиллю-живописцу принес 1925 год. На проходившей в Лондоне выставке среди художников-непрофессионалов его картина заняла первое место. И здесь, разумеется, также соблюдалась полная анонимность представленных авторов.


В 1947 году Черчилль отправил несколько работ в Королевскую академию искусств. Как и в случае с парижской выставкой 1921 года, все работы были подписаны вымышленным именем, на сей раз - мистер Дэвид Винтер. К большому удивлению Уинстона, две его картины были приняты. А уже в 1948 году ему было пожаловано звание почетного члена Королевской академии искусств. Несмотря на столь большую честь, Черчилль все равно по-прежнему скромно оценивал собственные художественные достижения. Когда в конце 1940-х годов ему предложили провести выставку своих работ, он отказался, заметив при этом:
- Они не достойны того. Данные картины представляют ценность только потому, что написаны... - здесь Уинстон широко улыбнулся и продолжил: ... прославленным человеком.