Человек с древности интересовался тем, что происходит в глубинах мирового океана, пытаясь проникнуть в его тайны. Своей бескрайностью подводный мир всегда привлекал человека.

Иногда ученые шутят, что воды мирового океана исследованы намного хуже, чем обратная сторона Луны. Частично они правы, ведь в настоящее время мировой океан изучен всего на 5 процентов.

В одной из шумерских легенд говорится о том, что Гильгамеш отправился на дно океана в поисках водорослей, способных подарить ему бессмертие, но ему не повезло. С тех пор интерес к океанскому дну не утихает.

Еще задолго до того, как человек начал осваивать космос и исследовать загадки Вселенной, началось изучение океанских глубин. Было построено немало батискафов, автономных подводных аппаратов, камер подводного наблюдения.

После того, как в 1961 году Ю.Гагарин совершил первый полет в космос, внимание человечества переключилось на изучение воздушного океана, потому как его тайны стали казаться более доступными, нежели подводные.

Изучение морских глубин приостановилось, тем не менее, ученым стало известно, что на океанском дне существуют настоящие подводные реки – участки, где метан, сероводород и прочие углеводороды через трещины просачиваются и смешиваются с водой, после чего, подобно рекам начинают движение. Это явление получило название «холодное просачивание», но эпитет «холодное» вовсе не означает, что температура этих так называемых рек ниже, чем вода, которая их окружает.

Помимо подводных рек на дне океана существуют и подводные водопады, большинство из которых намного больше наземных водопадов. В настоящее время известно о существовании 7 таких подводных водопадов. Они возникают в результате разницы температур и солености воды в различных участках океана, а также сложного рельефа дна. При наличии подводных склонов и разных условий на границе акваторий плотная вода стремится заместить менее плотную воду на дне.

Иногда можно наблюдать такое явление, как «молочные моря». Это большие участки океана, которые светятся. Несмотря на то, что ученым удалось сделать немало фотографий подобных морей, объяснить их происхождение они так и не смогли. Одна из многочисленных версий гласит, что молочное море – это результат люминесцентных бактерий, создающих продолжительное свечение на больших участках океана.

Кроме того, науке известны случаи обнаружения в океане ложного дна. Впервые такое дно было обнаружено в 1942 году, когда группа специалистов по акустическому зондированию обнаружила на глубине около 400 метров странную прослойку, которая отражала звуковые волны. Позже было установлено, что в ночное время этот слой поднимался к водной поверхности, а днем опускался на глубину. Тогда и было установлено, что ложное дно может быть образовано живыми организмами, избегающими дневного света, как было выяснено позже, — кальмарами. В стаях они умеют равномерно распределяться, формируя таким образом плотную массу, препятствующую проникновению звука.

В то же время со дна океана периодически слышны странные звуки. Эти звуки можно уловить при помощи акустических систем, которые пришли в науку от военных. В 1960-х годах специалистами военно-морских сил США была установлена в океане глобальная сеть гидрофонов (то есть, приборов, которые способны принимать звук под водой). Эта сеть была нацелена на ведение слежки за советскими подводными лодками. Такая система позволила обнаружить место гибели в мае 1964 года атомной подлодки США «Скорпион». В качестве яркого примера точности, с которой звуковой сигнал может обнаруживать место трагедии, чаще всего приводят пример с гибелью в 1968 году советской подлодки К-129 в водах Тихого океана. Однако в данном случае, как было установлена, такая точность обнаружения обусловлена тем, что американская подводная лодка «Меч-рыба» (которая была участницей столкновения) зафиксировала координаты трагедии…

В 1991 году к использованию акустической системы допустили гражданских, но больших открытий за этим не последовало, кроме обнаружения «песен» китов, раскатов подводных землетрясений, трения айсбергов о дно и друг друга и гула винтов подлодок.

Но вернемся к странным звукам. Их улавливали в океанских глубинах в 1991-1994 годах. Потом этот феномен внезапно пропал, однако спустя десятилетие появился вновь, став более сильным и разнообразным.

Все ученые, которые пытались разобраться в природе этих звуков, лишь руками разводят, потому что ни чьи это сигналы, ни откуда они исходят, установить не удалось.

Вообще, кроме этих странных звуков, океан таит в своих глубинах немало тайн. Но в океане есть такие места, где страх просто зашкаливает: там исчезают самолеты и корабли вместе с экипажами, появляются светящиеся круги и огромные водовороты.

Самое интересное, что в мировом океане есть место, где все эти феномены присутствуют и существуют одновременно. Это знаменитый Бермудский треугольник. Площадь его составляет примерно один миллион квадратных километров. Впервые об исчезновении в этой зоне самолетов и кораблей заговорили в середине прошлого столетия. В декабре 1945 года из полета не вернулись пять бомбардировщиков «Эвенджер». Перед исчезновением пилоты передали сообщение о том, что они полностью дезориентированы. На их спасение был отправлен гидросамолет, но и он пропал. До конца столетия в данном районе было зафиксировано примерно полсотни случаев исчезновения самолетов и кораблей.

На протяжении 50 лет было выдвинуто немало теорий, от фантастичных и псевдонаучных до потусторонних сил и инопланетян. Наиболее достоверная теория принадлежит австралийцу Джозефу Монагану, который говорил о том, что на дне океана есть большие запасы сероводорода и метана. Метан в условиях тектонической активности переходит из твердого состояния в газообразное и прорывается в виде пузыря наверх. Затем концентрируется у поверхности, что может вызывать сбои в управлении самолетов и кораблей. А поскольку плотность воды в местах скопления газа резко менялась, то это приводило к затоплению судов.

Бермудский треугольник обладает и другими странностями, которые объяснить значительно сложнее. К примеру, эффект «летучего голландца», когда корабль остается без повреждений, но команда при этом полностью исчезает. По мнению ученых, объяснение следует искать в инфразвуке, который создают те же газы на опасной для человека частоте. Под воздействием инфразвука у человека развивается чувство безотчетной паники и страха, и моряки бросаются за борт, чтобы от этого чувства избавиться. Но остается непонятным, почему в таком случае в середине 80-х годов случаи исчезновения экипажей прекратились.

Кроме того, в этой зоне зафиксированы и значительные отклонения силы притяжения, которая здесь намного больше, чем по всей планете. Этим обусловлено и формирование теплого течения Гольфстрим и движение его к европейскому северу. А относительно уменьшения количества катастроф в районе Бермудского треугольника, то многие объясняют это совершенствованием технического оборудования самолетов и кораблей и появлением космической навигации.

Еще одним аномальным местом в мировом океане является Саргассово море, которое очень часто путают с Бермудским треугольником. Феномен данного района заключается в том, что океанические течения здесь двигаются по часовой стрелке, образуя гигантскую воронку. Температура воды там гораздо выше, чем за пределами моря. Здесь практически всегда штиль, иногда можно наблюдать миражи, к примеру, когда солнце одновременно появляется на востоке и на западе. Этот район очень сейсмически активен. Конечно, уже давно никто из моряков не говорит о том, что водоросли в этом месте плотоядны и поедают людей, но ученые доказали, что гигантский водоворот, который порождает мелкие водовороты, порождает в воздухе минициклоны, которые могут потопить небольшие по размеру самолеты.

Есть в Тихом океане и место, которое называют морем Дьявола. Его нет ни на одной карте мира, но, тем не менее, моряки обходят его стороной. В этом районе неожиданно начинаются бури, которые сменяются мертвыми зыбями. Здесь нет ни рыбы, ни птиц.

Море Дьявола крайне сейсмически активно. Дно здесь находится в процессе формирования, и появление вулканических островов здесь происходит внезапно и очень быстро. Большое количество кораблекрушений в этом районе специалисты списывают на навигационные ошибки. Но есть и другая причина – очень высокая циклоническая деятельность. Здесь бушуют тайфуны и тропически циклоны, которые зарождаются в западной части Тихого океана, у Филиппинских и Марианских островов.

А вот и еще одно место, которое пользуется недоброй славой. Находится оно у побережья Западной Африки и носит название пролив Доброй Надежды. За несколько сотен лет здесь потерпели крушение немало кораблей. Основными причинами их стали неустойчивая погода и большие волны, которые океанологи называют еще эпизодическими. Это волны большой высоты, которые могут достигать 30 метров. Их образование связано с наложением волн одна на другую, причем, высота эпизодической волны равна сумме высот этих когерентных волн. Эпизодически волны не меняют своей формы, и могут распространяться на большие расстояния с сохранением своей энергии. Перед волнами образуются такие же большие впадины. Конечно, в океане есть еще немало мест, где появляются такие гигантские волны, но у мыса Доброй Надежды они особенно опасны.

В Норвежском море существует водоворот Мальстрема. Он не такой большой, как в Саргассовом море, но также наводит ужас на моряков. Водоворот возникает два раза в сутки. В центре воронки появляется впадина, в которой уровень воды на десятки метров ниже уровня океана, а энергия водоворота, по оценкам океанологов, в десять раз больше энергии обычного течения. Но это еще не все: примерно раз в полгода водоворот меняет свое направление.

А в Персидском заливе есть место, где замечены НПО – неопознанные подводные объекты. О них мало кто слышал, но история знает немало случаев встреч моряков и путешественников с НПО.

Данный район характеризуется тем, что там периодически появляются гигантские светящиеся и вращающиеся круги на водной поверхности. Раньше существовала гипотеза о том, что появление этих кругов связано с подводными землетрясениями, которые возбуждают свечение планктона. Но в последние годы эта теория подверглась критике из-за того, что не может объяснить логику в превращениях этих кругов, ученые не могут объяснить природу правильной кругообразной формы и лучей, которые исходят из одного центра, и огромную скорость вращения этих образований. Поэтому вполне серьезно обсуждается версия об НПО.

Это далеко не все загадочные места и феномены мирового океана. Наверное, даже не стоит мечтать о том, что в ближайшее время он откроет человечеству все свои тайны.

No related links found



Некоторые говорят, что граница наших знаний о мире лежит в космосе, однако они льстят себе: границы наших знаний — все еще на Земле. Мировой океан по-прежнему представляет собой одну из величайших загадок природы. Многие из нас принимает океан как должное, но он огромен, могуч и почти бесконечен, и его глубины могут таить в себе нечто невообразимое. 10 примеров таких сюрпризов — в этом посте!

Дорога Бимини, также называемая Стеной Бимини, располагается на Багамах. Она лежит под водой на глубине всего около полуметра, так что ее можно увидеть сквозь воду. Некоторые ее камни достигают в длину 6 метров! Кто-то считает, что она образовалась естественным путем, кто-то — что ее проложили люди. Остается лишь один вопрос: зачем прокладывать дорогу под водой?..

9. «Молочное море»

Эффект «молочного моря» возникает, когда в определенной зоне океана вся вода будто бы меняет цвет и становится молочного бело-голубого оттенка. Это довольно пугающее явление; многие моряки и путешественники чувствовали себя полностью дезориентированными, сталкиваясь с ним. Многие ученые утверждают, что это связано с деятельностью бактерий, однако до сих пор не обнаружены бактерии, способные менять цвет воды целыми днями, но не постоянно, а время от времени.

Эти потрясающие древние пирамиды были найдены в Японии, возле острова Йонагуни. Исследователи говорят, что они могут быть старше, чем египетские пирамиды! Все это замечательно, но как именно они оказались под водой? Никто не может сказать точно. Если они рукотворны, возможно, они были частью города. Но ведь люди не могут жить под водой! Или… когда-то могли? Или их построили не люди? Кто знает.

Вопрос для философов, любящих загадки типа «может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять»: как может существовать подводный водопад, если вода повсюду? Тем не менее, подводные водопады существуют и даже могут быть очень опасными — течения, которые образуются возле них, способны разрушить корабль. Пока ученые обнаружили 7 подводных водопадов, и, скорее всего, это не все подобные явления, о которых мы знаем. Самый большой из них находится у берегов Дании.

6. Подводные «круги на полях»

Вы ведь знаете о «кругах на полях» — загадочных узорах, глядя на которые, люди думают, что эти круги оставили НЛО при приземлении? Итак, эти круги существуют и под водой. Видимо, инопланетян не очень-то беспокоит, куда именно приземляться — на сушу или в океан! На самом деле ученые считают, что эти следы остаются от ритуала спаривания одного из видов рыб — это не так интересно, как версия с инопланетянами, но что поделаешь?

Ах, Бермудский треугольник! Когда-то людей действительно беспокоила необходимость пролетать или проплывать в этой зоне, если маршрут пролегал через него. Сейчас о нем говорят меньше, но раньше он был весомым поводом для волнения. Его называли также «Дьявольский треугольник», и множество самолетов и кораблей в этой зоне пропали бесследно. Некоторые говорят, что там находится портал в другой мир! Возможно, это и неправда, но к чему испытывать судьбу?

Все пункты этого списка — настоящие загадки, но кубинский подводный город — то, что действительно заставляет серьезно задуматься. У побережья Кубы находится структура, существование которой заставляет думать, что, возможно, миф об Атлантиде был основан на реальных фактах! Это подводный город, в котором есть гигантские пирамиды и скульптуры сфинксов. Некоторые считают, что городу более 10 000 лет, и он затонул во время землетрясения. Другое объяснение придумать действительно сложно.

Море Дьявола — это зона в море примерно в 100 км от японской столицы Токио, возле территории Гуам. Многие моряки боятся заходить в эти воды. Здесь затонуло множество кораблей смельчаков, пытавшихся пересечь Море Дьявола. Сильные бури и шторма разражаются в этом районе «на ровном месте», среди ясного неба. Кроме того, здесь никто не живет — ни рыбы, ни птицы, ни киты, ни дельфины. Скорее всего, с этим связно что-то, чего мы, люди, не знаем!

Еще одна настоящая загадка — таинственные круги близ Персидского залива, которые светятся и вращаются. Некоторые ученые утверждают, что это планктон, однако большинство исследователей с этим не согласны. Скорее всего, это еще одно из непознанных океанических явлений (хотя, безусловно, как и в других явлениях на Земле, в этом могут быть замешаны инопланетяне).

Это, пожалуй, даже слишком загадочно даже для этого списка! Некоторые люди считают, что то, что мы принимаем за НЛО на дне Балтики — просто камень. Другие говорят, что это старинная затонувшая подлодка. Но этот аппарат выглядит так, словно только что вышел из кадра «Звездных войн»! Команда исследователей, обнаружившая его, утверждает, что он покоится на огромном столбе, а внутри него имеется словно бы лестница, ведущая в черную дыру. Неважно, верите вы в приведенные тут версии или нет — ясно одно: определенно, это действительно загадка для человечества!

Июльским утром 1850 года жители поселка Истонс-Бич на берегу штата Род-Айленд с удивлением увидели, что со стороны моря под всеми парусами к берегу идет парусное судно. На мелководье оно остановилось. Когда люди поднялись на борт, они обнаружили, что на камбузной плите кипит кофе, в салоне на столе расставлены тарелки. Но единственным живым существом на борту оказалась дрожащая от страха собака, забившаяся в угол одной из кают. Ни одного человека на судне не было.

Груз, навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы все было на месте. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон» (этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Истонс-Бича).

Было известно, что «Сибёрд» совершал плавание с грузом древесины и кофе с острова Гондурас. Однако и самое тщательное расследование, проведенное американцами, не раскрыло причины исчезновения с парусника его экипажа. Куда же пропали люди?

«Мария Целеста»

В полдень 4 декабря 1872 года с английского брига «Дея Грация», находившегося в 600 милях к западу от Гибралтара, заметили парусное судно «Мария Целеста». Корабль то приводился к ветру, то снова уваливался, совершая замысловатые зигзаги. Опытному глазу было видно, что судном никто не управляет.
Вскоре на борт бригантины поднялась моряки с «Деи Грации». На палубе не было ни души. Ветер завывал в порванных снастях фок-мачты, изодранные паруса с треском ударялись о мачту и реи. Спасательной шлюпки на кильблоках не было.

На столе капитанской каюты покоились карты, лоции, книги. Краткая запись в вахтенном журнале гласила, что судно благополучно достигло почти той точки, где его заметили с «Деи Грации».

Вскоре выяснилось, что отсутствуют хронометр, секстант и таблица склонения солнца, а судовой компас валяется разбитым в углу каюты. В ящике стола нашли значительную сумму денег, шкатулку с женскими украшениями. На бригантине, несомненно, находилась женщина: в соседней каюте была найдена швейная машина, на которой лежала недошитая детская рубашка.

Осмотр матросского кубрика ввел моряков в еще большее недоумение. Койки были аккуратно убраны, все рундуки целы, а на столе лежали… недокуренные трубки!.

На камбузе нашли большой запас пресной воды, муку, солонину, картофель, овощи, недавно испеченный хлеб…
В трюме моряки увидели ровные ряды деревянных бочек – их насчитали ровно 1700. В бочках был спирт.
Что же могло произойти с экипажем? Комиссия, назначенная для расследования, высказала много предположений, в том числе самых фантастических. Так, например, утверждалось, что экипаж бригантины стал жертвой нападения исполинских осьминогов. Маловероятной казалась и версия о мятеже команды, убийстве капитана и его семьи. Вероятнее всего, предположила комиссия, судно почему-то было брошено командой, которая впоследствии либо погибла в море, либо была подобрана каким-нибудь судном. Но прошло несколько месяцев, а команда «Марии Целесты» не заявила о себе ни в одном из портов мира. Комиссия призналась, что она не в состоянии предложить сколько-нибудь удовлетворительной разгадки этой истории. И снова нет ответа на вопрос: что случилось с людьми с «Марии Целесты»?

«Эбий Эсс Харт»

В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта германского парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый барк «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда немецкие моряки высадились на палубу парусника, то увидели, что все 38 человек экипажа были мертвы, а капитан сошел с ума.

» Фрейя»

3 октября 1902 года германский четырехмачтовый бард «Фрейя» вышел из мексиканского порта Мансанильо. Через 17 дней его обнаружили полузатопленным, с сильным креном на левый борт. Стеньги мачт парусника были сломаны, команда отсутствовала. Никаких штормов у западного побережья Мексики в это время не отмечалось. Причины исчезновения экипажа так и остались невыясненными.

«Керрол Диринг»

В восемь часов десять минут 31 января 1921 года маячный смотритель с мыса Гаттерас заметил большую пятимачтовую шхуну. Она сидела на внешней кромке отмели Даймонд Шоалз. Все ее паруса были убраны, спасательные шлюпки исчезли. Когда буксир высадил на «Керрол Диринг» аварийную партию, выяснилось, что «а шхуне никого нет. Груз, личные вещи команды и запасы провизии были целы. Но вахтенный журнал, хронометр, секстанты отсутствовали. Судовой компас и часть навигационных приборов были разбиты, рулевое управление выведено из строя. Причины исчезновения капитана и девяти моряков объяснить не удалось. Единственным живым существом, обнаруженным на шхуне, был судовой кот.

«Уранг Медан»

В феврале 1948 года торговые суда, находящиеся в районе Малаккского пролива близ острова Суматра, приняли по радио сигнал бедствия: «SOS. Теплоход «Уранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа». Далее шел набор бессвязных точек и тире, но в конце радиограммы ясно значилось: «Я умираю».

Вскоре голландский корабль «Уранг Медан» был обнаружен английскими моряками. Вся его команда была мертва. На лицах умерших застыло выражение ужаса.

Англичане хотели отбуксировать судно в ближайший порт, но неожиданно в его трюме вспыхнул пожар.
Через несколько минут над просторами Индийского океана прогремел чудовищной силы взрыв. Разломившись пополам, «Уранг Медан», охваченный густыми клубами дыма, скрылся в пучине.

«Холчу»

В феврале 1953 года моряки английского судна «Рэни», находясь в двухстах милях от Никобарских островов, обнаружили в океане небольшой грузовой теплоход «Холчу». Корабль был поврежден стихией, его мачта сломана. Хотя спасательные шлюпки и оказались на своих местах, команда отсутствовала. В трюмах находился груз риса, в бункерах – полный запас топлива и воды. Куда исчезли пять членов его экипажа, до сих пор остается загадкой.
А сколько подобных кораблей-призраков носят еще океанские волны? Узнаем ли мы когда-нибудь причины трагедий? Вряд ли. Время и океан умеют хранить свои тайны…
А. БОЧЕК, капитан дальнего плавания

Что ж, происшествий, не находящих себе, казалось бы, никакого объяснения, за всю историю морского флота накопилось порядочно. Впрочем, так ли уж они необъяснимы?

Взять хотя бы случай с «Марией Целестой». Середина XIX столетия расцвет парусного флота многих стран Европы и Америки. Безжалостно эксплуатируя моряков, судовладельцы заставляли их работать по 14-16 часов в сутки. Плохое питание, отвратительные бытовые условия, рукоприкладство нередко доводили команды до бунта, что, по-видимому, и произошло на «Марии Целесте». Учинив расправу над капитаном и не имея возможности остаться на судне, команда в страхе перед наказанием бросила корабль, а сама попыталась на какой-нибудь спасательной шлюпке добраться до берега.

На первый взгляд кажется не поддающейся разгадке и таинственная гибель «Сибёрда». Но кто был заинтересован в исчезновении экипажа и гибели судна? Конечно же, судовладелец, особенно если бриг «Сибёрд» был старым и нерентабельным. Страховая премия вот что, по-видимому, соблазнило капитана решиться инсценировать трагедию. Утопить судно, груженное лесом и кофе, практически невозможно. Для получения страхового возмещения экипажу необходимо было бесследно исчезнуть, а судну таинственно выйти на берег.

Труднее всего объяснить случай с барком «Эбий Эсс Харт». Смерть всего экипажа, за исключением капитана, почти невероятное событие.

В 1909 году я находился в группе курсантов, производящих опись островов Амурского лимана. С нами работал плотник, человек лет под шестьдесят, эстонец по национальности, очень мрачный, угрюмый и необщительный.
Мы знали, что этот человек долго находился на каторге, и относились к нему тактично и приветливо. Это его смягчило, и однажды, сидя у костра, он разговорился.

…Трагедия произошла в семидесятые годы прошлого столетия. В 15 лет плотник поступил юнгой на парусное судно, плававшее на Балтике… Тогда на судах существовал гнусный обычай. Экипаж обычно избирал кого-либо из команды для злых шуток и насмешек, а нередко и для побоев. И если этот человек не мог отстоять своего достоинства кулаками, его доводили до самого крайнего отчаяния.

Так и произошло с плотником. Не имея возможности из-за нужды уйти с работы, юнга решил отомстить своим обидчикам, пойдя на преступление. Он отравила весь экипаж и сам съехал на шлюпке на берег. Суд приговорил его к длительной ссылке на Сахалин.

Не исключено, что нечто подобное могло случиться и на барке «Эбий Эсс Харт». Капитан барка мог избежать общей участи, так как, возможно, он не принимал – участия в травле человека, пошедшего на убийство экипажа. А пребывание в море с мертвым экипажем на борту могло привести его со временем к сумасшествию.
А вот в происшествии с немецким барком «Фрейя» нет ничего таинственного. Хотя по метеосводкам и не было сильных ветров, сам факт потери мачт, крен корабля говорят о том, что судно подверглось жестокому шквалу и, оказавшись беспомощным, было унесено в открытый океан. Радиосвязи в то время еще не существовало, а встретить тогда вдали от берегов Америки какое-либо судно не было почти никаких шансов. Поэтому было принято решение оставить судно и попытаться добраться до берега на шлюпках…

Объясним и случай с американской шхуной «Керрол Диринг». Судно имело косое вооружение, паруса легко можно было убрать за короткий срок. Но посадка судна на отмель в открытом океане очень опасна, поэтому экипаж с такой поспешностью и оставил шхуну. В таких случаях командование судна берет с собою вахтенный журнал для своего оправдания и, конечно, секстант и хронометр для определения своего места в море.

То, что судовой компас и рулевое управление оказались поврежденными, верный признак того, что шхуна подвергалась ударам океанской зыби.

В районе мыса Гаттерас существует сильное постоянное течение на северо-запад. Если в это время дул ветер с берега, шлюпки со шхуны были унесены течением в открытый океан, где они и могли погибнуть.
Очень мрачно выглядит гибель голландского парохода «Уранг Медан». Но здесь меньше всего тайн. Пароход был загружен ядовитыми химическими веществами, легковоспламеняющимися, а возможно, и смешанными с долей взрывчатки. Этот груз, по-видимому, не был герметически закрыт и начал проникать в виде газа в жилые и служебные помещения, в результате чего произошла гибель людей, а затем – от взрыва – и судна.

Таким образом, почти все эти таинственные и ужасные происшествия могут найти вполне реальные объяснения.

Владимир ПСАЛОМЩИКОВ, Иван СТЕПАНЮК, аспиранты Ленинградского гидрометеорологического института, Татьяна БОЛЬШАКОВА, инженер

ГРОЗНОЕ БЕЗМОЛВИЕ ИНФРАЗВУКА

Все случаи, описанные Л. Скрягиным, свидетельствуют о наличии какого-то единого явления, характеризующегося следующими обстоятельствами: с корабля, еще способного продолжать плавание, внезапно исчезают вся без исключения команда и пассажиры. Ни один из исчезнувших людей не остается в живых. «Нечто заставляет людей исчезать в течение нескольких, буквально считанных минут, ибо до этого все были заняты своими делами, не подозревая об опасности. Однако даже имеющиеся в нашем распоряжении скудные факты позволяют обнаружить следующие три закономерности:
1) действие явления строго локализировано морским бассейном;
2) почти все случаи произошли в ясную, сравнительно спокойную погоду;
3) большинство случаев произошло в зимнее (для данного полушария) время.

В начале тридцатых годов в одном театре ставилась пьеса, действие которой в середине неожиданно переносилось назад лет на триста. Чтобы усилить психологическое воздействие на зрителей и как-то изобразить «тяжелую поступь веков», режиссер обратился за помощью к известному физику Роберту Вуду.
Вуд предложил применить обыкновенную органную трубу, но только таких размеров, чтобы излучался не слышимый обычным человеческим ухом инфразвук. Эффект превзошел все ожидания. Когда заработала труба, зрителей охватила паника, и они бросились вон из театра. Им показалось, что началось землетрясение и здание вот-вот рухнет. Паника охватила также жителей соседних домов.

Известно, что при зарождении в океане шторма на берегу резко ухудшается состояние больных, возрастает число самоубийств и дорожных происшествий. Виновник – инфразвук.

В докладах АН СССР в 1935 году академик Шулейкин выступил с теорией возникновения инфразвуковых колебаний в океане. При штормах и сильных ветрах над волнистой поверхностью моря происходит срыв потока на гребнях морских волн. В воздухе возникают не только поперечные колебания, но и продольные. Сила возникающего инфразвука пропорциональна квадрату волн. При скорости ветра в 20 метров в секунду мощность «голоса моря» может достигать 3 ватт с каждого метра фронта волны. Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук мощностью в десятки киловатт! Основное излучение инфразвука идет приблизительно в диапазоне 6 герц. Опыты показали весьма слабое рассеяние инфразвука с расстоянием. В принципе он может распространяться без значительного ослабления на сотни и тысячи километров как в воздухе, так и в воде, причем скорость водяной волны в несколько раз превышает скорость воздушной.

В последнее время в печати появились сообщения об опытах профессора Гавро. Были представлены новые факты биологической активности инфразвука. Профессор Гавро предположил, что причиной этого явления является совпадение частот инфразвука и альфаритма головного мозга. Инфразвуки определенных частот могут вызвать у человека ощущение усталости, тоски, морской болезни, привести к потере зрения и даже смерти:
«…Инфразвук с частотой 7 герц смертелен для человека… можно остановить сердце, соответствующим образом подобрав фазу инфразвука…»

Итак, в море генерируются мощные инфразвуковые колебания с частотой в среднем 6 герц, а уже частота в 7 герц смертельна для человека. Но вдруг существуют условия, при которых частота «голоса моря» будет чуть отличаться от обычной, со всеми вытекающими отсюда последствиями? Корабль может быть застигнут инфразвуковой волной в совершенно спокойном районе, причем, если частота приходящего излучения составляет 7 герц, смерть всего экипажа наступает внезапно, и самое тщательное рассмотрение не обнаружит причину смерти – ведь она наступает от остановки сердца. При других частотах, отличных от 7 герц, возможны эффекты, аналогичные приступам безумия. Возможен и механический резонанс с корпусом или мачтами судна, когда экипаж внезапно оказывается как бы на гигантском вибростенде. Недаром на многих судах с исчезнувшим экипажем оказываются сломанными мачты, хотя метеосводки говорят об отсутствии сильных ветров в этом районе.

Теперь найдены уже десятки судов с исчезнувшим экипажем или мертвецами на борту. Возможно, в этот список следует включить и некоторые исчезнувшие при странных обстоятельствах подводные лодки, которые еще более подвержены действию инфразвуковой волны, так как в воде инфразвук распространяется на еще большие расстояния. Инфразвук вездесущ. Он почти одинаково хорошо распространяется в твердой, жидкой и газообразной средах. Казалось бы, пустота, вакуум, может стать единственным для него препятствием, поэтому подобная опасность вроде бы не должна угрожать космическим кораблям.

К сожалению, это не так. Как во время взлета, так и при вхождении возвращающегося на Землю корабля в плотные слои атмосферы космонавты (и корабль) подвергаются низкочастотным вибрациям значительной амплитуды. Размеры же современных космических кораблей таковы, что в них могут возникнуть резонансные колебания на биологически опасных частотах. Это обстоятельство необходимо учитывать при их проектировании и при стендовых испытаниях. Иначе и в космосе могут появиться безмолвные корабли.

В настоящее время уже имеются станции приема инфразвука, возникающего при штормах и подводных землетрясениях. Даже в случае цунами, обладающего скоростью реактивного самолета (700-800 км/ч), инфразвуковая волна в воде проходит тот же путь в 7 раз быстрее.

Подобные станции могли бы предупреждать суда о появлении инфразвука с опасной для жизни частотой.
Во всяком случае, если подобное явление действительно имеет место в океане, оно требует тщательного и безотлагательного исследования.

Новость отредактировал Elena - 5-04-2013, 04:21

Бескрайние водные просторы во все времена притягивали и пугали человека одновременно. Отважные мореплаватели отправлялись путешествовать в поисках неизведанного. Многие тайны океанов остаются неразгаданными и сегодня. Не зря от научных сотрудников можно услышать о том, что гидросфера менее изучена, чем поверхность В этом есть доля истины, потому что степень изученности вод мирового океана не превышает 5%.

Исследование океанов

Исследование морских глубин началось намного раньше, нежели освоение космических просторов и далеких галактик. Создавались аппараты, способные опустить человека на значительную глубину. Развивались технологии подводной съемки и роботизированные системы. Площадь океанов и его глубины настолько велики, что для изучения их было сконструировано множество типов батискафов.

После совершения первого полета человека в космическое пространство в 1961 г., ученые все силы бросили на исследование Вселенной. Тайны океанов ушли на второй план, потому что добраться до них казалось намного труднее. Начатые программы по изучению морей были заморожены или сокращены.

Исследователями была получена информация о существовании на дне океанов подводных рек. Разные соединения углеводородов сквозь трещины в земной коре выходят под толщей воды, смешиваются с ней и перемещаются. Это явление обозначено термином «холодное просачивание». Однако температура газов не ниже, чем у окружающей воды.

Подводные реки - не единственное интересное явление. Площадь океанов настолько велика, что под ней скрывается много загадочного. На морском дне обнаружено 7 по размеру превышающих известные аналоги на суше. Такое странное движение вод вызвано рядом причин:

  • разная температура ;
  • различая соленость;
  • наличие сложного рельефа донной поверхности.

Сочетание всех перечисленных факторов вызывает движение воды с большей плотностью, которая устремляется вниз.

Молочные моря и ложное дно

Светящиеся в темноте пространства океана прозвали «молочными морями». Исследователи многократно фиксировали подобные явления на фотопленку. Существует немало гипотез, стремящихся объяснить их суть, однако назвать точную причину свечения вод не может никто. По версии одной из них, «молочные моря» - огромное скопление люминесцентных микроорганизмов. Свойством свечения в темноте обладают и некоторые рыбы океана.

Ложное дно - очередное с которым иногда сталкивается наука. Первое упоминание о нем датируют 1942 г., когда ученые с помощью эхолокаторов заметили на глубине 4 сотен метров необычный слой, отражающий акустические сигналы. Дальнейшие исследования установили, что эта прослойка ночью поднимается к поверхности воды, а с рассветом погружается вновь. Догадки ученых подтвердились, это явление создали животные океана - кальмары. Им неприятен солнечный свет и от него они скрываются на больших глубинах. Плотные скопления этих организмов не пропускают звуковые волны.

Акустическая аппаратура фиксирует также непонятные звуковые волны, исходящие от морского дна. Их обнаружили в начале 90 годов XX века. Через некоторое время приборы перестали фиксировать это явление. В очередной раз звуки проявились спустя десять лет, став громче и разнообразнее. Ученые не могут указать их источник и причину возникновения.

Бермудский треугольник

Есть и другие тайны океанов, вызывающие панический страх у простого человека. В определенных местах бесследно пропадают воздушные и морские суда вместе с людьми, возникают гигантские водовороты и видны сияющие круги. Многие слышали о загадочном Бермудском треугольнике, в котором наблюдаются все перечисленные феномены. Площадь зоны порядка 1 млн. км 2 . Слух об этой загадочной области пошел после исчезновения военных самолетов в 1945 г. Они успели передать информацию о том, что потеряли ориентацию в пространстве. За прошедшее время произошли десятки подобных случаев.

Исследовались, выдвигались разные теории, пытающиеся их объяснить. Многие из них являются псевдонаучными и не могут восприниматься всерьез. Одна из самых достоверных была озвучена Д. Монаганом. Он видел причину в скоплениях углеводородных и иных газов в твердом состоянии у океанического дна. Происходящие тектонические процессы оказывали на них воздействие. В результате вещества переходили в газообразное состояние и собирались у поверхности воды.

Суда шли на дно, поскольку плотность воды значительно уменьшалась. Самолеты теряли ориентацию под действием газов. Движение углеводородов в воде создает инфразвук, который вызывает у человека состояние паники. Такой страх мог заставить команду в полном составе спешно покинуть судно. Это не единственная загадочная зона на бескрайних водных просторах. Какие еще тайны океанов предстоит разгадать ученым, остается только догадываться.

Причудливый мир

Под водой живут самые разнообразные организмы, обладающие необычным внешним видом. Одни из них ядовиты, другие безобидны. Невероятное разнообразие размеров и форм, а также необычных приспособлений, с помощью которых животные океана маскируются или охотятся. В число самых загадочных входит огромный спрут 13 м в длину. Этот обитатель подводного мира попал в объектив видеокамеры недавно. По некоторым данным, его размер может быть намного больше, до 18 м. Равными по силе ему являются лишь кашалоты и полярные акулы.

Морские глубины имеют множество беспозвоночных обитателей и микроорганизмов, которыми буквально усеяно дно. Пищей для них служит органика, которая сыплется на них сверху. Проблемы океана решаются самими его обитателями, например, вопрос переработки остатков живых организмов. Исследуя особенности океанов, ученые обнаружили бактерию, обитающую глубоко под его дном. Она живет под трехсотметровым осадочным слоем много миллионов лет.

Кораллы

Кораллы, живущие на глубинах до 6 км - очень интересное зрелище. Под таким слоем воды температура не поднимается выше +2ºC. Их великолепие не уступает тем, которые мы видим на мелководье тропических морей. Жизнь этих организмов протекает неспешно, а ареал очень велик.

Понять степень их распространение получилось лишь после применения тралов. стали ловиться таким варварским методом, разрушающим донную экоструктуру. Недалеко от Норвегии было обнаружено самое большое место их расселения. Оно имеет площадь свыше 100 км 2 .

Гидротермальные чудеса

Одна из экосистем была обнаружена учеными в районе горячих подводных источников, где кипящая вода прорывается из-под земной коры в океан. Территория просто кишит разнообразными беспозвоночными и микроорганизмами. Среди них встречаются и разные виды рыб. Обнаружены бактерии, способные жить в потоках воды с температурой 121ºC.

Мировой океан покрывает 70% поверхности нашей планеты. Учеными обнаружено немало интересных и загадочных явлений в его толще. Однако разгадать основные тайны океанов еще только предстоит.

Огромное водное пространство от берегов Америки до берегов Евразии, Океании и Австралии было открыто европейцами только в XVI веке. Виновником этого величайшего исторического события стал португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан (1480-1521). Осенью 1520 года три парусных судна под его руководством обогнули южную оконечность Южно-Американского континента и, наполнив паруса попутным ветром, бесстрашно устремились в манящую неизвестностью морскую даль.

Плавание продолжалось более трёх месяцев. Было оно тяжёлым и трудным. Уже к середине пути стали заканчиваться запасы пищи и воды. Ежесуточное довольствие было урезано вдвое, затем втрое; среди членов экипажа начались болезни. Вскоре появились и первые умершие. Их тела зашивали в парусину и бросали за борт. Как-то незаметно смерть стала ежедневным заурядным событием, а парусина кончилась.

Только весной 1521 года, когда чудом оставшиеся в живых мореплаватели молили бога о том, чтобы он послал им смерть, наблюдатели на всех трёх судах радостно закричали долгожданное слово «Земля». Это были острова юго-восточной Азии, которые впоследствии назвали Филиппинскими.

Океан отнёсся с уважением к мужеству людей: всё время, пока суда бороздили его просторы, стояла отличная тихая погода. В знак признательности к могучей водной стихии, Магеллан назвал океан Тихим. Это название прижилось. В настоящие дни, самый большой в мире океан, на который приходится почти 50% всей водной поверхности Земли, называют Тихим или Великим.

Площадь его с морями составляет 179,68 млн. км², а средняя глубина равняется 4280 км . Он занимает более 30% площади планеты и имеет около 10 тыс. островов, основная масса которых сосредоточена в его юго-западных водах. Здесь же, на западных окраинах, расположены и моря, которые являются частью Великого океана, их насчитывается девять. Восточные воды этого гигантского водоёма омывают западный берег Америки и являются прибрежной зоной для 12 государств. Всего же на берегах Тихого океана расположено 45 государственных образований.

Могучие тёплые и холодные течения пересекают океан во всех направлениях. Это Куросио, проходящее у южных и восточных берегов Японии. Северо-Тихоокеанское течение, несущее холодные воды к западным берега Северной Америки. Есть также Калифорнийское, Курильское течения. В южной части преобладают тёплые Южно-Пассатное и Восточно-Австралийское течения.

Такое многообразие движений больших водных масс сказывается на разбросе температур океанической поверхности. У экватора она доходит до 26-29° по Цельсию, а в холодных южных областях падает до 0° по Цельсию. Уменьшается температура и с глубиной. Чем дальше от поверхности, тем она ниже. На больших глубинах температура близка к температуре замерзания солёной воды (минус 1,8° по Цельсию).

Одной из достопримечательностей Тихого океана является 180 меридиан - линия перемены дат. Она представляет из себя чисто условную границу, деля планету на два суточных пояса. При движении из Восточного полушария в Западное, календарная дата возвращается назад на одно число. Если двигаться в обратном направлении, то число прибавляется, и путешественник оказывается в завтрашнем дне.

Но не достопримечательности привлекают исследователей, а тайны Тихого океана . Главная из них - его подводная среда . Именно здесь, в тёмных многокилометровых слоях водной массы, существует совсем иной, непохожий на земной, мир. Он также недосягаем для людей, как звёзды далёкого Космоса . Огромное давление надёжно оберегает от любопытных посторонних глаз насыщенную загадочными событиями подводную жизнь. Человеку под силу, только, изучить рельеф дна огромного водоёма. Заглянуть же в глубины невозможно. Несчётные тонны воды мгновенно уничтожать любого смельчака.

Океаническое дно испещрено котлованами, расщелинами, желобами, глубина которых значительно превышает среднюю. В северных широтах находятся такие желоба, как Северо-Алеутский и Курило-Камчатский. На востоке: Перуанский и Центрально-Американский. На западе расположились два огромных желоба - это Марианский и Филиппинский.

Марианский желоб

Самый глубокий не только в Тихом океане, но и во всех водах мира - Марианский желоб (впадина). Своё начало он берёт у южной оконечности Марианских островов (11° 21′ с. ш. и 142° 12′ в. д.) и тянется параллельно им на север. Длина желоба 1340 км. У него почти отвесные склоны и плоское дно. Ширина дна колеблется в пределах от 1 до 5 км и принимает на себя водяную массу с давлением 108,6 МПа (814569,24 мм ртутного столба). Это в 1071 раз больше атмосферного давления на уровне моря.

Марианский желоб имеет типовой для океанического дна рельеф. Здесь обязательно присутствие с одной стороны горного хребта или островной гряды, с другой - глубоководного дна. Между ними, как правило, и тянутся желоба с крутыми склонами. Последние являются результатом движения подводных тектонических плит и имеют значительную глубину. От океанического дна такого желоба до высочайшей надводной вершины расстояния колеблются в пределах от 12 до 17 км.

Впервые глубину Марианского желоба измерили советские исследователи в августе 1957 года, находящиеся на борту судна «Витязь». Показания были записаны на основании измерений эхолота. Толща воды оказалась равной 10220 метра и до января 1960 года считалась официальной.

Знаменательное событие произошло 23 января 1960 года . Именно в этот день лейтенант ВМС США Дон Уолш совместно с исследователем Жаком Пикаром опустились на дно Марианского желоба в батискафе «Триест». В своё время он был создан швейцарским учёным Огюстом Пикаром.

Американские военные инженеры доработали эту конструкцию, максимально усилили её прочность. Стенки самой гондолы, где находились люди, были сделаны из титаново-кобальтовой стали, а их толщина равнялась 127 мм. Она имела сферическую форму с диаметром чуть более двух метров. Гондола крепилась к большому поплавку, который был наполнен бензином для обеспечения плавучести батискафа. Вес всей конструкции в воде составлял 8 тонн.

Погружение батискафа заняло пять с половиной часов, время пребывания на дне океана равнялось 12 минутам. Подъём прошёл более быстро, его осуществили за три часа двадцать минут. Замеренная исследователями глубина составила 10918 метров. Было обнаружено три слоя изменения температуры и плотности воды, на дне замечены глубоководные плоские рыбы, размерами соответствующие большой сковородке. Ничего необычного и загадочного выявлено не было.

Только во второй половине 90-х годов XX века были предприняты новые попытки по замерам глубочайшего в мире желоба. В этот раз инициаторами выступили японцы. Они опустили на дно Тихого океана зонд «Каико» (Kaiko). Напичканный электроникой робот выдал значение глубины равное 10911,4 метра.

Последним в этой очереди оказался американский автоматический подводный аппарат «Нереус» (Nereus), разработанный инженерами Вудсхолловского океанографического института. Его погружение датировано 31 мая 2009 г. Эта продвинутая конструкция сделала фотографии океанического дна, сняла видео, взяла на анализ образцы отложений осадочных пород и произвела замеры глубины. Толща воды оказалась равной 10902 метра.

Все вышеперечисленные замеры проводились в южной оконечности Марианского желоба, недалеко от острова Гуам, который входит в состав Марианских островов. Этот небольшой глубоководный участок океанического дна называют Бездной Челленджера . Как уже говорилось, длина всего желоба составляет около полутора тысячи километров. Не исключено, что где-то на этом расстоянии есть другие участки; их глубина может оказаться и больше той, которую определил «Нереус».

Глубоководная фауна

Исследователей, занимающихся промерами тихоокеанских толщ воды, интересовали не только точные цифры, но и в немалой степени подводная фауна, которая может существовать в таких экстремальных условиях. Оказалось, что давящий сверху столб воды, отнюдь не является препятствием для успешной жизнедеятельности множества живых существ, вполне уютно обосновавшихся на глубинах от 6000 метров и ниже.

Глубоководные обитатели Тихого океана

Кроме одноклеточных организмов, которым сам бог велел селиться где только можно, здесь существуют глубоководные рыбы самых причудливых и разнообразных форм. Многие из них светятся, обладают большими острыми зубами, не имеют плавников, которые им заменяют частоколы шипов. Часть этих существ слепы, другие же имеют большие вращающиеся глаза.

В наши дни открыто более ста видов глубоководных рыб. Питаются они различными видами бактерий, органическими и минерализованными останками (детрит), а также непрерывным потоком умерших рыб и морских млекопитающих, «льющимся» на дно из верхних водных слоёв Тихого океана. Не брезгуют эти создания и друг другом, лишний раз доказывая тот факт, что естественный отбор нисколько не чужд и океаническим глубинам.

Одним словом, изучение живых организмов, населяющих дно Великого океана, идёт довольно успешно, что нельзя сказать о богатом и многообразном мире, существующем в верхней, шестикилометровой толще воды. Это вполне естественно, так как этот мир населяют более быстрые и мобильные морские животные, которым совсем не свойственно флегматичное лежание на дне морском в ожидании дара природы в виде медленно опускающегося на глубину трупа кита или кашалота.

Мегалодон в водах Тихого океана

По просторам Тихого океана, который является самым тёплым из всех океанов планеты, дрейфуют бесчисленные множества морских млекопитающих, бессчетные косяки миролюбивых рыб, а также стаи хищных , пожирающих всё и вся на своём пути. Жизнь здесь бурлит во всём её многообразии, а виды и семейства морских животных в разы превосходят виды и семейства животных, обитающих на земной тверди.

Человек, с его научно-исследовательскими, военными и экономическими интересами, стал уже не просто привычным, а заурядным явлением в водах величайшего мирового водоёма. От берегов Евразии и Австралии до берегов Америки и обратно снуёт огромное количество разнокалиберных кораблей всех стран и народов. В подводных глубинах несут боевые дежурства атомные субмарины, каждая из которых способна легко уничтожить весь живой мир планеты. Не рискуя очень далеко удаляться от родных берегов, собирают богатый улов рыболовецкие суда.

Случай у берегов Новой Зеландии

Оставшийся в живых член экипажа одного из них и стал свидетелем невероятного события. Его смело можно отнести к тайнам Тихого океана, а произошло оно в семидесятые годы XX века недалеко от острова, расположенного севернее Новой Зеландии.

По словам очевидца, погода в тот день стояла изумительная. Океан вёл себя ласково, нежно и предупредительно с небольшим рыболовецким судном, длина которого составляла всего 27 метров. Трудовые часы уже закончились, и рыбаки спешили к родному берегу, чтобы в полной мере отдохнуть после изматывающей рабочей вахты.

Неожиданно, прямо по курсу, поднялся большой бурун воды, и показалась голова огромной рыбы. Размерами она была с небольшой грузовик, а открытая пасть вполне могла сойти за широкий вход в просторную пещеру. У всех, кто увидел её, кровь застыла в жилах. Казалось, сам морской дьявол вынырнул из глубин и предстал пред взорами людей во всей своей омерзительной красе.

Отвратительное создание находилось на поверхности воды всего несколько секунд, а потом медленно погрузилось в пенящуюся пучину и скрылось с глаз замерших в немом ужасе рыбаков. Это могло оказаться массовой галлюцинацией, поначалу все так и подумали. Но вдруг страшный удар потряс траулер. Судно, водоизмещением 130 тонн, подбросило, как надувной мяч, над водной гладью. Все 16 членов экипажа были сбиты с ног и покатились по палубе.

Второй удар заставил жалобно застонать обшивку корабля. После третьего, в корпусе появились пробоины, в которые хлынула морская вода. Рядом с тонущим судном вынырнуло ужасное создание. Охваченные ужасом люди теперь могли увидеть его во всю величину.

Внешним видом монстр походил на белую акулу, которая с незапамятных времён обитала в водах Полинезии. Но в отличии от последней, эта тварь была гораздо больших размеров: она втрое превосходила самого крупного морского хищника и по длине ничуть не уступала тонущему рыболовецкому траулеру. Цвет её кожи был не тёмным, а грязно-белым, в открытой пасти виднелись ряды огромных зубов, холодные пустые рыбьи глаза не мигая смотрели на несчастных рыбаков.

Среди людей началась паника. Кто-то в ужасе метался по накренившейся палубе, кто-то срывался в воду. Последних тут же проглатывал ужасный морской монстр. Именно проглатывал, так как в широко раскрытые челюсти могла свободно войти лошадь.

Через несколько минут всё было кончено: судно легло на бок и быстро затонуло, всех оказавшихся в тихой океанской воде рыбаков сожрала страшная рыба. Спастись удалось только одному несчастному. Он успел натянуть спасательный жилет, бросился в воду и, творя про себя молитву, стал отгребать от места страшной трагедии.

Не смея повернуть голову, рыбак размеренно работал руками и ногами, удаляясь всё дальше и дальше. В любую минуту он ожидал, что из глубины появится ужасная пасть, и пенящийся круговорот воды затянет его туда, куда уже исчезли все его товарищи. Но время шло, вокруг всё было тихо.

Оставшийся в живых член команды несмело оглянулся. Океанская гладь была безмятежна. О случившемся напоминала только спасательная шлюпка, которая одиноко качалась на еле заметных волнах метрах в ста пятидесяти от плывущего. Рыбак добрался до неё и через несколько часов поведал людям на берегу о несчастье.

Среди команд рыболовецких судов возникла паника - никто не хотел выходить в море. Несколько военных кораблей прочесали квадрат за квадратом таящие в себе смертельную опасность воды. Никаких следов страшного монстра обнаружено не было. Постепенно всё успокоилось; слухи утихли; жизнь вошла в привычную колею.

Этот случай не получил широкой огласки в прессе, так как все сочли, что спасшемуся человеку что-то привиделось. Трагедию списали на русскую подводную лодку, которая неожиданно всплыла из глубин, погубив, оказавшееся на её пути утлое судёнышко. Но, как говорится, не пойман - не вор. Самому же очевидцу скоро стало казаться, что весь виденный им ужас - результат больного воображения его психики: солнце в тот день палило нестерпимо, и мало ли что могло почудиться перегретому сознанию.

Случай у берегов Южной Америки

Аналогичное происшествие случилось за многие тысячи километров, в другом уголке Тихого океана, в 1998 году. Произошло оно в водах, омывающих западное побережье Южной Америки, на границе Колумбии и Эквадора. Здесь день тоже клонился к закату, а погода стояла тихая и безветренная.

Сторожевой катер колумбийской полиции преследовал юркую моторную лодку, в которой находились два наркокурьера. Те видимо имели с собой большой запас героина, который тянул на очень приличную сумму в долларах. Выбрасывать такое добро за борт преступники посчитали верхом безумия, поэтому на требование властей не остановились, а решили скрыться на морских просторах Великого океана.

На лодке было установлено два мощных мотора, и расстояние между преследуемыми и преследователями хоть и медленно, но неуклонно увеличивалось. Скоро командир полицейского катера понял, что задержать наркоторговцев не удастся. Но его досада неожиданно была подкорректирована непредвиденными обстоятельствами.

Внезапно, по правому борту катера, блюстителями закона была замечена гигантская рыба. По всем очертаниям она напоминала белую акулу, которую, искушённые в морской службе полицейские часто видели в прибрежных водах. Всё различие было в размерах. Плывущий сейчас рядом с катером хищник раза в три превосходил обычного представителя этого вида. Он был и длиннее, и шире. К тому же, цвет его кожи на спине был не тёмным, а грязно-белым.

Гигантская рыба шла рядом с катером «ноздря в ноздрю» какое-то время, затем резко увеличила скорость и легко оставила позади современное быстроходное судно. Она затерялась в водной глади, как раз в направлении уже здорово оторвавшейся от преследователей моторной лодки торговцев «белой смертью».

Офицер морской полиции поднёс к глазам бинокль. Он был молод, честолюбив, решителен и не любил проигрывать преступникам. Глумливые лица двух негодяев, которые уже торжествовали победу, были явственно различимы в окуляры, и горечь поражения охватила душу блюстителя закона.

Всё изменилось в долю секунды. Набитая героином моторная лодка была подброшена в воздух какой-то неведомой силой. Её корпус раскололся пополам, как скорлупа ореха. Два человека беспомощно забарахтались в тёплой воде. Возле них показалась грязно-белая спина огромной рыбы. Затем возникла гигантская пасть, которая поглотила сначала одного, а затем и второго наркокурьера.

Когда полицейский катер оказался возле места трагедии, всё было кончено. Поверхность океана была тихой, гладкой и девственно чистой. Только невдалеке, на лёгкой волне, качалось несколько запаянных в целлофан пакетов с «белой смертью». Больше никаких следов, напоминающих о моторной лодке, людях и неизвестной гигантской рыбе, в обозримом пространстве не наблюдалось.

О происшествии было доложено по инстанции. Чтобы не привлекать журналистов и не сеять панику, местные власти силами полиции скрытно и тщательно прочесали прибрежные воды. Было замечено несколько белых акул, но огромный монстр, который не вписывался ни в какие мыслимые размеры, как «в воду канул». В конце концов пришли к выводу, что офицер и его подчинённые что-то напутали. Скорее всего это была какая-нибудь взбесившаяся белая акула или другой крупный, но обычный морской хищник.

Правда раньше в этих водах не замечали взбесившихся акул, но ведь всегда что-то бывает в первый раз. Плохая экология, вредные отходы, отравляющие морскую среду, да мало ли какой фактор мог повлиять на нервную систему столь опасной и агрессивной рыбы. Рапорты полицейских были положены под сукно, и все вздохнули с облегчением.

Вышеописанные случаи наводят на мысль, что разные люди в разное время и в разных частях Тихого океана столкнулись с малоизвестным в наше время морским хищником. Судя по описанию, это был мегалодон - ископаемая акула, самая крупная хищная рыба в мире за всю историю существования жизни на Земле, которая вымерла примерно полтора миллиона лет назад.

Размеры её достигали 30 метров, а вес колебался в пределах 60 тонн. Это была мощнейшая биологическая машина–убийца. Зубы мегалодона, которые эпизодически поднимают со дна Тихого океана, по форме в точности соответствуют зубам белой акулы, но гораздо больше по размеру. Их величина доходит до 15 см в длину, 10 см в ширину и 2,5 см в толщину. В то время, как у современной большой белой акулы они соответственно равны, 3,5-4; 2,5 и 0,6 см. Разница очевидна и даёт примерное представление о возможностях этого страшного хищника.

Как удалось выжить такому монстру океанических вод и остаться незамеченным людьми многие тысячи лет - этот вопрос висит в воздухе. Может в описанных случаях был вовсе и не мегалодон, но что интересно - по данным некоторых зарубежных изданий, за последнее десятилетие были обнаружены на дне Великого океана зубы этого ужасного чудовища, возраст которых специалисты определили в 11000 лет и 26000 лет.

Вывод напрашивается сам собой: мегалодон существует, но на людях появляется так редко, что даёт повод многим трезвомыслящим скептикам отрицать его существование . Увидеть может только тот, кто желает увидеть, если же иной по ряду причин не стремится узреть очевидное, то припишет это редкое явление на поверхности океана совсем иным факторам, которых при желании можно найти величайшее множество.

Загадочные монстры морских глубин

Но на мегалодоне тайны Тихого океана не кончаются. И без него хватает таинственных и загадочных существ в глубинах величайшего водоёма планеты, которые, хоть и очень редко, но всё же появляются в опасной близости от мореплавателей.

Первый случай

В 1988 году между островами Нампо и островом Кюсю (Япония) по дну океана прокладывали трубопровод. В одном месте попалась скалистая гряда, мешающая работам. Располагалась она на глубине более 5 км, и специалисты посчитали более рациональным её взорвать, чем обходить. Руководили всем процессом с судна, находящемся в километре от рассчитанного эпицентра взрыва.

После того как сработал детонатор, стоявшие на верхней палубе капитан и два наблюдателя увидели невероятную картину. Из глубины, метрах в трёхстах от судна, появилось огромное тело. Оно было не менее ста метров в поперечнике и имело чёрную гладкую кожу, которая заблестела в лучах солнца. Таинственное существо подняло в воздух длинный и толстый змеевидный хвост. Тот описал огромную дугу и обрушился в воду. В потоке брызг и волн неизвестное создание погрузилось на глубину и скрылось от взоров потрясённых людей.

Второй случай

Не менее загадочный случай произошёл в водах близких к экватору, в районе островов Гилберта. Они входят в состав республики Кирибати, независимость которой провозглашена в 1979 году. Население здесь в основном состоит из местных аборигенов, но попадаются и европейцы, которых привлекает свободная жизнь вдали от прелестей цивилизации.

Вот один такой европеец в паре с исконным жителем этих богом забытых островов и оказался в каноэ, вдали от берега. Их занятием была рыбалка. Улов в этот тёплый день 1992 года был удивительно хорош. Мужчины так увлеклись, что опомнились только тогда, когда солнечный диск начал опускаться за горизонт.

Первые сумерки напомнили людям, что пора возвращаться. Они развернули парус, рассчитывая быстро добраться до потерявшегося за гладью океана берега. Но вдруг их внимание привлёк странный шум. Он напоминал громкие шлепки по воде. Рыбаки повернули головы в сторону непонятных звуков и явственно ощутили, как волосы на их головах встают дыбом от ужаса.

На фоне кровавого заката был виден тёмный силуэт древнего ящура, который нёсся в сторону каноэ по водной поверхности. Он отталкивался от океана перепончатыми крыльями и не издавал ни звука. Неожиданно, за его спиной возникло другое существо. Оно было раза в три больше и напоминало дракона, как будто материализовавшегося из сказаний далёких предков.

Преследователь отталкивался от воды какими-то плоскими широкими окончаниями, напоминающими плавники. Он очень быстро догнал ящура, вцепился ему в шею огромной пастью и погрузился со своей жертвой в воду. Всё это было проделано в полной тишине: ни преследователь, ни преследуемый не издали ни звука.

Увиденное можно было принять за мираж: за игру света и теней на фоне заката, но трёхметровая волна, которая возникла на месте погружения странных созданий, была вполне материальна, и обрушилась она на хрупкое каноэ вполне ощутимо. Людям чудом удалось выровнять готовую уже перевернуться лодку. На всех парусах они поспешили покинуть страшное место, но добравшись до берега, решили молчать и никому не рассказывать об испытанном ужасе.

Только через несколько лет, когда европеец оказался в Австралии, он поделился этой историей с группой учёных–ихтиологов. Поверили те ему, не поверили - неясно. Скорее всего нет, потому что они передали этот рассказ, как забавную морскую байку, знакомому журналисту, а тот напечатал её в газете с соответствующими комментариями.

Заключение

Подобные случаи происходят ежедневно на просторах великого водоёма, протянувшегося с запада на восток на 17200 км, а с севера на юг на 15450 км. К сожалению, до общественности доходят лишь жалкие крупицы такой информации. Сколько же, по истине, сенсационных и бесценных для науки событий навсегда остаются тайной? Наверное их бессчетное множество, а очевидцев вполне хватило бы, чтобы заселить небольшой город.

Свидетели подобных явлений, которые смело можно причислить к тайнам Тихого океана, в силу ряда причин, не очень охотно рассказывают об увиденном, а слушатели почти всегда полны скепсиса и недоверия к услышанным повествованиям. Большинство людей живёт с мыслью, что чудес в этом мире не бывает, хотя, по сути, само рождение каждого из нас на этой земле - уже величайшее чудо. Ну а если оно свершилось, то почему бы не быть и другим чудесам, которые хоть и не такие великие, как появление на свет человека, но тем не менее также интересны и загадочны.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных и российских изданий