МОНАРХИЯ - фор-ма прав-ле-ния, при ко-торой вер-хов-ная власть в го-су-дар-ст-ве пол-но-стью или ча-стич-но при-над-ле-жит од-но-му ли-цу - мо-нар-ху (в ря-де слу-ча-ев мо-нар-хам-со-пра-ви-те-лям), об-ла-даю-ще-му су-ве-ре-ни-те-том и яв-ляю-ще-му-ся объ-ек-том под-дан-ст-ва.

Ус-та-нов-ле-ние монархии яв-ля-ет-ся ре-зуль-та-том рас-ши-ре-ния вла-сти пра-ви-те-ля (вож-дя пле-ме-ни, сою-за пле-мён, гла-вы ран-не-по-ли-тич. об-ра-зо-ва-ния), са-мо-про-воз-гла-ше-ния, во-ле-изъ-яв-ле-ния на-ро-да.

В древ-но-сти монархия при-ни-ма-ла фор-му пре-имущественно не-ог-ра-ниченной де-спо-тии (наи-бо-лее ха-рак-тер-на для го-су-дар-ств Древ-не-го Во-сто-ка). Выс-шей фор-мой монархии в ан-тич-ном ми-ре ста-ла императорская власть в Ри-ме. В сред-ние ве-ка наи-бо-лее рас-про-стра-нён-ная фор-ма прав-ле-ния - со-слов-но-пред-ста-ви-тель-ная мо-нар-хия. На ис-хо-де Сред-не-ве-ко-вья и в на-ча-ле Но-во-го вре-ме-ни в Ев-ро-пе ут-верж-да-ет-ся аб-со-лют-ная монархия (см. Аб-со-лю-тизм , в Рос-сии - са-мо-дер-жа-вие).

Основные мо-нар-хические ти-ту-лы: гер-цог, им-пе-ра-тор, князь, ко-роль, царь и др., в стра-нах Во-сто-ка - сул-тан, хан, фа-ра-он, шах, эмир и др.

В про-цес-се ста-нов-ле-ния ка-пи-та-ли-стических об-щест-ва монархия во мно-гих стра-нах бы-ла сверг-ну-та и за-ме-не-на рес-пуб-ли-кан-ской фор-мой прав-ле-ния (см. Рес-пуб-ли-ка) ли-бо транс-фор-ми-ро-ва-лась в кон-сти-туционную монархию. В ря-де стран (Рос-сия, Гер-ма-ния, Ав-ст-ро-Венг-рия и др.) монархия па-ла в ре-зуль-та-те ре-во-лю-ций. Од-ной из форм монрахии яв-ля-ет-ся тео-кра-тия, по-лу-чив-шая рас-про-стра-не-ние с древ-них вре-мён и со-хра-няю-щая-ся до на-ших дней.

Ча-ще все-го мо-нар-хическая власть нас-лед-ст-вен-ная, ког-да фор-ми-ру-ет-ся ди-на-стия, но не ис-клю-ча-ют-ся и вы-бо-ры мо-нар-ха, в част-но-сти при пре-ры-ва-нии ди-на-стии. Су-щест-ву-ют три по-ряд-ка на-сле-до-ва-ния: се-ньо-рат-ный (пре-стол на-сле-ду-ет стар-ший в ро-ду), май-орат-ный (пре-стол на-сле-ду-ет стар-ший сын мо-нар-ха) и на-сле-до-ва-ние по пра-ву пер-во-род-ст-ва (пре-стол пе-ре-хо-дит к ни-схо-дя-ще-му по-том-ст-ву в од-ной ли-нии - его на-сле-ду-ет стар-ший сын, а ес-ли он умер рань-ше от-ца, то его стар-ший сын, а по пре-кра-ще-нию до-пу-сти-мых пре-сто-ло-на-след-ни-ков в стар-шей ли-нии пре-стол пе-ре-хо-дит к стар-ше-му пред-ста-ви-те-лю сле-дую-щей по стар-шин-ст-ву ли-нии).

В си-сте-ме пре-сто-ло-на-сле-дия в за-ви-си-мо-сти от прав жен-щин раз-ли-ча-ют-ся сле-дую-щие ти-пы при-мо-ге-ни-ту-ры: са-ли-че-ская (например, Япо-ния), ко-гда трон мо-нар-ха мо-гут за-ни-мать толь-ко муж-чи-ны; кас-тиль-ская (Ис-па-ния и др.), ко-гда до-че-ри за-ни-ма-ют трон, ес-ли у по-кой-но-го или от-рёк-ше-го-ся от пре-сто-ла мо-нар-ха нет сы-но-вей (при этом млад-ший сын име-ет пре-иму-ще-ст-во пе-ред стар-шей до-че-рью); ав-ст-рий-ская, до-пус-каю-щая цар-ст-во-ва-ние жен-щи-ны, ес-ли в оп-ре-де-лён-ных по-ко-ле-ни-ях ди-на-стии нет муж-чин (дав-но не при-ме-ня-ет-ся); скан-ди-нав-ская (Шве-ция и др.), ус-та-нав-ли-ваю-щая ра-вен-ст-во прав жен-щин и муж-чин на трон по пра-ву пер-во-род-ст-ва.

В кон-сти-ту-ци-он-ной монархии при-ня-та кон-сти-ту-ция и дей-ст-ву-ет пар-ла-мент. Кон-сти-ту-ци-он-ная монархия име-ет две раз-но-вид-но-сти: монархия дуа-ли-сти-че-ская и монархия пар-ла-мен-тар-ная.

В пер-вой юри-ди-че-ски су-ще-ст-ву-ют два цен-тра вла-сти (от-сю-да - дуа-ли-сти-че-ская): мо-нарх уже не из-да-ёт за-ко-ны, их при-ни-ма-ет пар-ла-мент, но управ-ле-ние го-су-дар-ст-вом на-хо-дит-ся в ру-ках мо-нар-ха (например, Иор-да-ния , Ку-вейт, Ма-рок-ко). Он на-зна-ча-ет пра-ви-тель-ст-во (со-вет, ка-би-нет ми-ни-ст-ров), и оно от-вет-ст-вен-но толь-ко пе-ред ним, но не пе-ред пар-ла-мен-том. Кро-ме то-го, мо-нарх впра-ве из-да-вать указ-ное за-ко-но-да-тель-ст-во (ука-зы, дек-ре-ты, ре-ск-рип-ты и др.), ко-то-рое име-ет не мень-шую, а фак-ти-че-ски бóльшую си-лу, чем за-кон. Дуа-ли-сти-че-ская монархия су-ще-ст-во-ва-ла в стра-нах Ев-ро-пы и отдельных го-су-дар-ст-вах Азии (Не-пал, Таи-ланд, Япо-ния) при пе-ре-хо-де от аб-со-лют-ной монархии к пар-ла-мен-тар-ной или пре-имущественно пар-ла-мен-тар-ной.

В пар-ла-мен-тар-ной монархии пра-вит пар-тия, по-бе-див-шая на вы-бо-рах в пар-ла-мент: пра-ви-тель-ст-во фор-ми-ру-ет-ся этой пар-тией (бло-ком пар-тий, имею-щим боль-шин-ст-во в пар-ла-мен-те) и не-сёт от-вет-ст-вен-ность пе-ред пар-ла-мен-том, но не пе-ред мо-нар-хом. Мо-нарх дей-ст-ву-ет «по со-ве-ту» пра-ви-тель-ст-ва (пре-мьер-ми-ни-ст-ра), за дей-ст-вия мо-нар-ха по управ-ле-нию го-су-дар-ст-вом не-сёт от-вет-ст-вен-ность пра-ви-тель-ст-во. Пар-ла-мен-тар-ны-ми монархиями яв-ля-ют-ся поч-ти все мо-нар-хические стра-ны Ев-ро-пы, Япо-ния, мо-нар-хические стра-ны Со-дру-же-ст-ва.

В отдельных стра-нах монархии мо-гут при-ни-мать осо-бен-ные фор-мы.

- (греч., от monos один, и archo управляю). Единодержавное государство, т. е., где управляет государством одно лицо, монарх. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАРХИЯ греч. monarchia, от monos, один, и … Словарь иностранных слов русского языка

МОНАРХИЯ (от греч. μον κρχία единовластие) одна из форм монократии единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма)… … Философская энциклопедия

Монархия - (от гр. monarchia единовластие; англ. monarchy) форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная гос ная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства … Энциклопедия права

- (гр. monarchia единовластие) форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся … Юридический словарь

Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, князю, султану, шаху, эмиру) и передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, когда власть монарха почти не ограничена (Бруней, Бахрейн, Катар,… … Географическая энциклопедия

МОНАРХИЯ, монархии, жен. (греч. monarchia единовластие) (книжн, полит.). Наиболее деспотическая, господствующая в эпоху феодализма форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, монарху; единодержавие.… … Толковый словарь Ушакова

- (греч. monarchia – единовластие) – одна из форм государственного правления. Сущностной характеристикой монархии является концентрация, сосредоточение в руках одного лица – монарха – верховной власти, которая передается по наследству. Различают… … Политология. Словарь.

Монархия - Монархия ♦ Monarchie Власть одного человека, однако подчиненная законам (в отличие от деспотизма, не признающего никаких норм и правил). Когда эти законы сами зависят от воли монарха (именуемого самодержцем), мы говорим об абсолютной… … Философский словарь Спонвиля

Жен. правленье, где верховная власть в руках одного лица, правденье монархическое, едино или само державие. | Государство монархическое. Русская монархия. Монарх муж. единодержавный государь или самодержец. Монархиня жен. самодержица; супруга… … Толковый словарь Даля

Абсолютизм, деспотия, самодержавие, царство, монократия Словарь русских синонимов. монархия сущ., кол во синонимов: 5 абсолютизм (7) … Словарь синонимов

МОНАРХИЯ, государство, главой которого является монарх (например, царь, король, шах, эмир, кайзер), получающий власть, как правило, в порядке наследования. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (так называемую… … Современная энциклопедия

Книги

  • , Смолин Михаил Борисович. Книга Михаила Смолина "Монархия или республика?"состоит из текстов, положенных в основу передачи" Белое слово", которую автор вел на телеканале" Царьград" . В основе книги - ответы на…
  • Монархия или республика? Имперские письма к ближним , М.Б. Смолин. Книга Михаила Смолина Монархия или республика? состоит из текстов, положенных в основу передачи Белое слово, которую автор вел на телеканале Царьград. В основе книги ответы на актуальные…

Существуют в современном мире? Где на планете странами до сих пор управляют короли и султаны? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье. Кроме того, вы узнаете, что такое конституционная монархия. Примеры стран этой формы правления вы также найдете в данной публикации.

Основные формы правления в современном мире

На сегодняшний день известно о двух основных моделях государственного управления: монархической и республиканской. Под монархией подразумевают такую форму правления, при которой власть принадлежит одной личности. Это может быть король, император, эмир, князь, султан и т. п. Вторая отличительная черта монархического строя - процесс передачи этой власти по наследству (а не по результатам всенародных выборов).

Сегодня существуют абсолютные, теократические и конституционные монархии. Республики (вторая форма правления) более распространены в современном мире: их около 70%. Республиканская модель управления государством предполагает выборность верховных органов власти - парламента и (или) президента.

Самые известные монархии планеты: Великобритания, Дания, Норвегия, Япония, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Примеры стран-республик: Польша, Россия, Франция, Мексика, Украина. Однако в этой статье нас интересуют лишь страны с конституционной монархией (список этих государств вы найдете ниже).

Монархия: абсолютная, теократическая, конституционная

Монархические страны (всего в мире их около 40) бывают трех типов. Это может быть теократическая, абсолютная и конституционная монархия. Рассмотрим вкратце особенности каждой из них, и более детально остановимся на последней.

В абсолютных монархиях вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека. Он принимает абсолютно все решения, реализуя внутреннюю и внешнюю политику своей страны. Ярчайшим примером такой монархии можно назвать Саудовскую Аравию.

В теократической монархии власть принадлежит высшему церковному (духовному) служителю. Единственным примером такой страны является Ватикан, где абсолютным авторитетом для населения выступает Папа Римский. Правда, некоторые исследователи относят к теократическим монархиям Бруней и даже Великую Британию. Ведь не секрет, что английская королева одновременно является и главой церкви.

Конституционная монархия - это...

Конституционной монархией является та модель государственного правления, при которой власть монарха существенно ограничена.

Иногда он может быть и вовсе лишен верховных полномочий. В таком случае монарх является лишь формальной фигурой, неким символом государства (как, например, в Великобритании).

Все эти правовые ограничения власти монарха, как правило, отображены в конституции конкретного государства (откуда и название данной формы государственного правления).

Типы конституционной монархии

Современные конституционные монархии могут быть парламентскими или же дуалистическими. В первых правительство формируется парламентом страны, перед которым оно и отчитывается. В дуалистических конституционных монархиях министров назначает (и снимает) сам монарх. За парламентом остается лишь право некоторых вето.

Стоит отметить, что разделение стран на республики и монархии иногда оказывается несколько условным. Ведь даже в самых могут наблюдаться отдельные аспекты преемственности власти (назначении на важные государственные посты родственников и друзей). Это касается России, Украины и даже США.

Конституционная монархия: примеры стран

На сегодняшний день к конституционным монархиям можно отнести 31 государство мира. Третья часть их расположена в Западной и Северной Европе. Около 80 % всех конституционных монархий в современном мире являются парламентскими, и лишь семь - дуалистическими.

Ниже перечислены все страны с конституционной монархией (список). В скобках указан регион, в котором расположено государство:

  1. Люксембург (Западная Европа).
  2. Лихтенштейн (Западная Европа).
  3. Княжество Монако (Западная Европа).
  4. Великая Британия (Западная Европа).
  5. Нидерланды (Западная Европа).
  6. Бельгия (Западная Европа).
  7. Дания (Западная Европа).
  8. Норвегия (Западная Европа).
  9. Швеция (Западная Европа).
  10. Испания (Западная Европа).
  11. Андорра (Западная Европа).
  12. Кувейт (Ближний Восток).
  13. ОАЭ (Ближний Восток).
  14. Иордания (Ближний Восток).
  15. Япония (Восточная Азия).
  16. Камбоджа (Юго-Восточная Азия).
  17. Таиланд (Юго-Восточная Азия).
  18. Бутан (Юго-Восточная Азия).
  19. Австралия (Австралия и Океания).
  20. Новая Зеландия (Австралия и Океания).
  21. Папуа - Новая Гвинея (Австралия и Океания).
  22. Тонга (Австралия и Океания).
  23. Соломоновы Острова (Австралия и Океания).
  24. Канада (Северная Америка).
  25. Марокко (Северная Африка).
  26. Лесото (Южная Африка).
  27. Гренада (Карибский регион).
  28. Ямайка (Карибский регион).
  29. Сент-Люсия (Карибский регион).
  30. Сент-Китс и Невис (Карибский регион).
  31. Сент-Винсент и Гренадины (Карибский регион).

На карте ниже все эти страны отмечены зеленым цветом.

Конституционная монархия - идеальная форма правления?

Существует мнение, что конституционная монархия является залогом стабильности и благосостояния страны. Так ли это?

Конечно, конституционная монархия не способна автоматически решить все проблемы, которые возникают перед государством. Однако она готова предложить обществу определенную политическую стабильность. Ведь в таких странах постоянная борьба за власть (мнимая или же реальная) отсутствует a priori.

Конституционно-монархическая модель имеет ряд и других преимуществ. Как показывает практика, именно в таких государствах удалось построить лучшие в мире системы социального обеспечения граждан. И речь здесь идет не только о странах Скандинавского полуострова.

Можно взять, к примеру, те же страны Персидского залива (ОАЭ, Кувейт). Нефти у них гораздо меньше, чем в той же России. Однако за несколько десятилетий, из бедных стран, население которых занималось исключительно выпасом скота в оазисах, они смогли превратиться в успешные, благополучные и вполне состоявшиеся государства.

Самые известные конституционные монархии мира: Великобритания, Норвегия, Кувейт

Великая Британия - одна из известнейших парламентских монархий на планете. (а также формально еще 15 стран Содружества) выступает королева Елизавета Вторая. Однако не стоит думать, что она является фигурой чисто символической. Британская королева имеет весомое право на роспуск парламента. Кроме того, именно она является главнокомандующим британских войск.

Норвежский король также является главой своего государства, согласно Конституции, которая действует с 1814 года. Если процитировать этот документ, то Норвегия является "свободным монархическим государством с ограниченной и наследственной формой правления". Причем первоначально король имел более широкие полномочия, которые постепенно сужались.

Еще одной парламентской монархией с 1962 года является Кувейт. Роль главы государства здесь играет эмир, который имеет широкие полномочия: он распускает парламент, подписывает законы, назначает руководителя правительства; он же командует войсками Кувейта. Любопытно, что в этой удивительной стране женщины абсолютно равны в своих политических правах с мужчинами, что вовсе нетипично для государств арабского мира.

В заключение

Теперь вы знаете, что такое конституционная монархия. Примеры стран этой присутствуют на всех континентах планеты, кроме Антарктиды. Это и седоволосые зажиточные государства старушки-Европы, и молодые богатейшие

Можно ли говорить, что самой оптимальной формой правления в мире является именно конституционная монархия? Примеры стран - успешных и высокоразвитых - вполне подтверждают данное предположение.

Абсолютная монархия - форма правления государством, при котором вся исполнительная, законодательная, судебная и военная власть сосредоточены в руках монарха. При этом возможно присутствие парламента, а также проведение выборов в парламент жителями страны, но он является лишь консультационным органом при монархе и не может никак идти против него.

В мире в строгом понимании существует только шесть стран с абсолютной монархией. Если рассматривать более раскрыто, то дуалистическую монархию также можно приравнять к абсолютной, а это еще шесть стран. Таким образом в мире существует двенадцать стран в которых власть так или иначе сосредоточена в одних руках.

Что удивительно, в Европе (так любящей защищать права человека и с раздражением относящаяся к любым диктаторам) расположено аж две такие страны! Но в тоже время нужно отличать абсолютную и конституционную монархию, так как в Европе очень много королевств и княжеств, но большинство их - это конституционная монархия, в которой глава государства - председатель парламента.

И так, вот эти двенадцать стран с абсолютной монархией:

1. . Маленькое государство на Ближнем Востоке на берегу Персидского залива. Дуалистическая монархия, король Хамад ибн Иса Аль Халифа с 2002 года.

2. (или коротко Бруней). Государство в Юго-Восточной Азии на острове Калимантан. Абсолютная монархия, султан Хассанал Болкиах (Hassanal Bolkiah) с 1967 года.

3. . Город-государство целиком расположенное в Риме. Теократическая монархия, страной управляет папа Римский Франциск (Franciscus) с 2013 года.

4. (полное название: Иорданское Хашимитское Королевство). Расположено на Ближнем Востоке. Дуалистическая монархия, страной управляет король Абдалла II ибн Хусейн аль-Хашими с 1999 года.

5. , государство на Ближнем Востоке, абсолютная монархия, страной управляет эмир Шейх Тамим бин Хамад бин Халифа Аль Тани с 2013 года.

6. . Государство на Ближнем Востоке. Дуалистическая монархия, страной управляет эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах с 2006 года.

7. (полное название: Великое Герцогство Люксембург). Государство расположенное в центре Европы. Люксембург - это дуалистическая монархия, страной управляет великий герцог Его Королевское Высочество Анри (Генрих) с 2000 года.

8. (полное название: Королевство Марокко) - государство, расположенное в северо-западной части Африки. Дуалистическая монархия, страной управляет король Мухаммед VI бен аль Хасан с 1999 года.

9. . Государство на Ближнем Востоке, на берегу Персидского залива. Абсолютная монархия, страной управляет президент Халифа ибн Зайд Аль Нахайян с 2004 года.

10. (полное название: Султанат Оман). Государство на Аравийском полуострове. Абсолютная монархия, страной управляет султан Кабус бен Саид Аль Саид с 1970 года.

11. . Государство на Ближнем Востоке. Абсолютная теократическая монархия, страной управляет король Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман аль Сауд с 2015 года.

12. . Государство расположено на юге Африки. Дуалистическая монархия, страной управляет король Мсвати III (Mswati III) с 1986 года.

Содержание статьи

МОНАРХИЯ , форма правления, характеризующаяся единовластием, обычно передаваемым по наследству. На племенном этапе развития во многих первобытных обществах, известных антропологам в наши дни, монархический принцип выражается в институте вождей. Любой вид индивидуального лидерства среди людей имеет в какой-то степени монархическую природу, но на практике следует различать свободно избранного вождя, чье влияние основано на способности выразить согласие группы, и лидера, власть которого опирается на обычай, традицию, право, поддержку духовенства или любую другую основу, отличную от добровольного сотрудничества. Монархическим является только второй род власти; решающее различие заключается в том, как именно признается господство личности, принимается ли оно стихийно (лидерство) или институциональным установлением (монархия), позволяющим отдельному лицу пользоваться властью независимо от его личных качеств. Таким образом, один из основных критериев состоит в том, должен ли правитель заслуживать своего кресла или трона.

Почти все монархии в истории были наследственными, причем до такой степени, что претенденты проверялись не на пригодность к правлению, а на легитимность, т.е. на происхождение по прямой линии от правившей прежде семьи. Это не противоречит тому, что новые династии обычно прибегают к захвату власти, ведь затем, как правило, тщательно фабрикуются соответствующие генеалогические документы или устанавливается связь, через брак или усыновление, со старой династией. По самой своей природе монархия выглядит чрезвычайно приспособленной к потребностям общества, тесно связанного с традициями, и это подтверждается тем, что цари часто исполняли, кроме обязанностей руководства и управления, разнообразные священнические и символические функции. Большинство монархов стремилось одобрять и поддерживать народную веру в божественное происхождение престола и их семей. Снижение престижа и власти монархов в последнее время отчасти отражает рост мирской ориентации современной цивилизации.

В 19, 20 и 21 вв. многие монархии сумели приспособиться к изменившимся условиям и стать символическими воплощениями культурного единства своих народов. Религиозную санкцию в какой-то степени заменил мощный психологический императив национального чувства.

Что касается возможности поддержки монархических институтов, проистекающей от верности экономическим и социальным догмам, то здесь пока убеждающие примеры отсутствуют. Современные тоталитарные диктатуры демонстрируют нечто близкое, но они основаны на персональных качествах привлекательного вождя. Кроме того, здесь проблема установления легитимности решается новым способом, совершенно не связанным с обращением к историческому прецеденту, что существенно для монархии. Наследование является другим важным критерием существования монархических институтов, и по нему также недостает опыта, которым можно было бы обосновать суждение о возможности регулярного наследования в современной диктатуре. Наконец, режиму, где каждый, кто занимает высший пост, является узурпатором, как было до сих пор, едва ли может соответствовать принцип легитимности.

Происхождение монархии.

Истоки монархии обнаруживаются в далеком прошлом, до возникновения письменности и летописной истории. Мифология и фольклор всех стран повествуют о царях, приписывая им легендарные проявления доблести, благочестия, дальновидности и справедливости, или – довольно часто – поступки противоположного свойства. Стереотипы царя-воина, безгрешного монарха, царственного законодателя и верховного судии свидетельствуют о разнообразных ролях, которые цари были призваны исполнять.

Какую из этих ролей можно выделить как первостепенную или решающую при возникновении доисторической монархии – предмет долгих дебатов. Одни считали, что катализатором выступила военная функция, и лидерство в войне, стоило сражениям прекратиться, обычно вело к присвоению священнических, судебных, экономических и других функций. Некоторое подтверждение этой точки зрения можно найти как у древних, так и у современных примитивных народов в известной тенденции передавать во время кризиса отдельным лидерам или правителям чрезвычайную власть – например, при угрозе внутреннего раскола или внешнего нападения. Таким было и царствование в древней Спарте, и диктатура в Римской республике, да и полномочия военного времени у современных демократических лидеров обнаруживают эту тенденцию.

Раз уж короли под предлогом национальной обороны получили доступ к новым источникам доходов, они не слишком спешили освободиться от них, вернувшись к мирной жизни. Во Франции первая королевская постоянная армия появилась после окончания Столетней войны, когда бродячие банды бывших солдат стали представлять такую угрозу, что королю пришлось нанять часть из них на постоянную службу, чтобы подавить остальных. Для монархов было вполне логично и естественно использовать новые ресурсы, финансовые и военные, чтобы держать в благоговейном страхе собственных могущественных подданных – феодальных магнатов. Городской средний класс в целом приветствовал усиление королевской власти, потому что оно принесло ряд преимуществ, для них особенно привлекательных: рост общественного порядка и безопасности личности и собственности; большее единообразие в правовых нормах, чеканке денег, мерах и весах; более дешевое и надежное правосудие; поддержку для торговцев в чужих краях; благоприятные возможности для коммерции (например, поставки в королевскую армию формы и снаряжения, оснащение королевского флота или сбор королевских налогов).

Со своей стороны король был рад воспользоваться деньгами и умом своих подданных из среднего класса, ведь таким образом он мог освободиться от традиционных ограничений, например, феодальной идеи, что «король должен жить на доходы со своих поместий». Кроме того, новая королевская гражданская служба нуждалась в сотнях служащих, и люди, подготовленные в конторах купцов, могли теперь дополнить или заменить духовенство как источник пополнения рядов грамотных бюрократов. Таким образом, возник действенный союз или даже симбиоз в отношениях между королями Нового времени, стремившимися приумножить свою власть, и их бюргерами, искавшими пути приумножения своих богатств. Именно на этом сотрудничестве, часто спонтанном и непреднамеренном, строился абсолютизм монархий в начале новой истории. Естественно, другие обстоятельства, иногда местные или личного характера, также играли известную роль.

Экономические факторы в Западной Европе . Условия в этом регионе особенно благоприятствовали консолидации монархии в 16 и 17 вв. Это была эпоха исследований и открытий, экспансии и колонизации – деятельности, которая увеличивала преимущества стран, обладавших энергичным и сконцентрированным управлением. Морские экспедиции были опасными и дорогостоящими, международное соперничество – острым, так что финансовая поддержка и содействие короля были жизненно необходимы. , Испания, Франция и Англия обнаружили, что их монархические институты весьма пригодны для продвижения открытий и эксплуатации новых земель, а династии этих стран изрядно выгадали от участия в такой деятельности. Одни голландцы оказались народом, приобретавшим колонии при республиканской форме правления, и заслуживает внимания тот факт, что воспользовались преимуществами небольшой территории, коммерческой эффективности и культурной однородности в гораздо большей степени, чем любой из их монархических соперников. По тем же причинам голландцы не слишком нуждались в политике, нацеленной на построение государственной экономики, которую называли по-разному: меркантилизм, этатизм, камерализм или – по имени ее величайшего французского представителя Жана-Батиста Кольбера – кольбертизм. Хотя в целях и методах можно обнаружить множество вариаций, основной задачей в меркантилистском искусстве управления был рост процветания и богатства подданных короля, необходимый для того, чтобы король мог собирать больше налогов.

Военные и религиозные факторы в Центральной Европе . Рост централизованного абсолютизма здесь меньше зависел от экономических факторов, чем от политических, религиозных и военных. Положение как оплота против турок способствовало монархической консолидации при и упростило преобразования и Богемии в наследственные королевства. Абсолютизм также мощно продвигался протестантской и длившимися столетие после ее возникновения религиозными войнами. и другие вожди протестантизма передали функции искоренения церковных злоупотреблений местным князьям как божественно назначенным пастырям, и Лютер, в частности, проповедовал полное повиновение княжеской власти. В и Скандинавии короли и князья воспользовались Реформацией для конфискации («секуляризации») имущества церкви и монастырей, притеснения и феодальной оппозиции в городах и среди знати, а также для замены католических епископов новыми и более покорными церковниками. В Англии действовал во многом аналогично, хотя был не столь радикальным.

Абсолютная монархия.

В католических, как и в протестантских странах, самые острые конфликты происходили в , сильно поощрившую концентрацию власти в монарших руках. (Попутно можно отметить, что после Трентского собора середины 16 в. папство резко укрепило свою монархическую власть.) Истребительная война во Франции между протестантами-гугенотами и католиками сначала довела монархию до фактического бессилия, но затем противодействие религиозными распрям помогло восстановить королевские полномочия при и расширить их при кардинале . (1648), предоставивший суверенные права мира и войны германским государствам Священной Римской империи, ускорил переход от средневекового Христианского мира (Respublica Christiana) к территориальному абсолютизму, ставшему уже естественным в Германии, как и в землях Габсбургов. Несколько самых энергичных государств, в том числе Франция и Бранденбург, закончили войну, не только увеличив территории, но и со значительным внутренним структурным усовершенствованием, подсказанным нуждами и возможностями войны.

Теория абсолютизма . Политическая теория отражала новую доминирующую роль территориальных повелителей. Королевские юристы не замедлили обратиться к римской императорской юриспруденции – особенно за формулировками из Кодекса – для обоснования притязаний своих хозяев на «полноту власти» (plenitudo potestatis) и утверждения тезиса, что «король есть император в своих владениях» (est imperator in regno suo). Ни один подданный, как утверждалось, не мог на законных основаниях противиться воле короля. Подобные теории достигли высшей точки в абсолютистской философии и Бенедикта Спинозы , хотя их крайние взгляды имели, вероятно, меньшее влияние по сравнению с более умеренными доктринами , барона фон Пуфендорфа и . Божественное право королей доказывал с отталкивающим педантизмом и необычайной бестактностью в Англии, а также – с большим красноречием и успехом – епископ во Франции конца 17 в., но такой подход уже не был широко признанным обоснованием монархии.

Воспользовавшись римским правом, теорией общественного договора и божественным правом, короли не торопились отбрасывать родовую концепцию своего правления. В соответствии с ней, королевство и все его богатства принадлежат монарху как родовое владение (переходящие к потомкам владельца), которым он вправе распоряжаться по собственному усмотрению, и лишь по его милости отдельные лица и корпоративные объединения могут пользоваться условным владением своей собственностью.

Централизованная администрация . На практике короли редко пытались применить эту концепцию буквально, как и не предпринимали систематических усилий для уничтожения всех других центров власти в своих владениях. Чаще, как во Франции, прежние феодальные и корпоративные институты сохранялись, хотя и в ослабленных формах, и использовались в нужных королю целях. Это достигалось их подчинением новой централизованной администрации, ключевой фигурой которой был интендант, отправленный в свою провинцию как представитель короля и облеченный полной властью. Существенным было то, что интенданты не выбирались из высшей знати, а представляли собой «новых людей», полностью зависимых от благосклонности королевской власти. Многие из этих чиновников были просвещенными администраторами с первоклассными способностями, они многое сделали для процветания своих округов; это особенно справедливо в отношении Франции и Пруссии.

Несмотря на установившиеся в администрации авторитарные методы, абсолютный монарх обычно не проводил коренных изменений в судебной власти, даже если, как во французских парламентах, среди судей, представлявших эгоистичные интересы привилегированных классов, возникало сильное сопротивление королевским реформаторским мероприятиям. Частично это объясняется тем, что при абсолютной монархии предреволюционной Франции, судебные должности обычно покупали и передавали по наследству, создавая, таким образом, право собственности, которое королевская власть не решалась нарушить и не имела средств перекупить. Монархов также сдерживала боязнь показаться деспотичными, и это соображение действовало все сильнее с распространением либеральных идей 18 в.

Просвещенные деспоты . По иронии судьбы некоторые из самых способных и преданных своей стране монархов Нового времени правили в 18 в., в , когда вся теория и практика абсолютной монархии подверглась критическому пересмотру и нападкам. Англия уже показала пример, решительно заменив абсолютизм ограниченной монархией, власть в которой сосредоточилась, в основном, в высшем среднем классе, контролировавшем парламент. Не столь быстрое развитие капитализма на континенте, особенно к востоку от Рейна, сдерживало рост агрессивных движений среднего класса. Так что самое энергичное давление в направлении модернизации оказывала королевская власть. в Пруссии и в с усиленной энергией и последовательностью продолжили политику своих предшественников. в Австрии и Карл III в Испании также стремились повысить эффективность и честность администрации и уделяли большее внимание благополучию народа.

Цели «просвещенных деспотов» (но не всегда их методы) в основном одобрялись французскими философами Просвещения, которые, как и Платон, считали, что брак мудрости с властью должен произвести на свет наибольшее благо. с энтузиазмом восхвалял Фридриха, а французские физиократы связывали реализацию своих экономических идеалов с правлением «законного деспота». Один выступал за восстановление «промежуточной власти» позднего Средневековья. Философы упрекали и в основном за то, что те не сумели просвещенным применением абсолютной власти искоренить злоупотребления, затхлые анахронизмы и особые привилегии, препятствовавшие развитию французской экономики и общества.