Оболенский Сергей

На прошлой неделе экс-глава РЖД Владимир Якунин опроверг информацию журнала «Форбс» о том, будто за прошлый год на посту главы РЖД он заработал 11 млн $. Его представитель пояснил , что сумма эта на самом деле гораздо скромнее - всего лишь 2,4 млн $. Вот только речь идет о его личных легальных доходах по основному, что называется, месту р­аботы.

Информация о том, что , появлялась и до его отставки. Писали и о ресторанном бизнесе, и о привокзальном, о закупках, арендах и пр. Однако до сих пор мало кто знает, что на основании лицензионного договора от 26.11.2012 г. право продавать электронные железнодорожные билеты получили от РЖД лишь две фирмы - ООО «Универсальная финансовая система» (УФС) и ООО «Электронный билет». Лишь две фирмы на всю страну. А по сути вообще одна, поскольку, во-первых, «Электронный билет» незаметно отошел от дел, а во-вторых, у обоих ООО оказались общие руководитель - Дмитрий Витчинка - и учредитель - офшорная компания «АМ Эбукерс Лимитед», зарегистрированная в Никосии, Кипр.

Формально за столь удачливым офшором спряталась некая Вера Лиссиотис, кипрский юрист. Однако еще в прошлом году в прессе появились довольно убедительные предположения, что за женщиной стоит семья Владимира Якунина. Уж больно часто бизнес-интересы кипрской Веры пересекались с проектами фирмы VIY Management (Vladimir Ivanovich Yakunin), принадлежащей старшему сыну экс-главы РЖД Андрею Якунину . Недаром представители туристической отрасли всерьез полагают, что за ООО «УФС» тоже стоит именно Андрей Якунин. И эта УФС, несмотря на отставку Якунина-старшего, продолжает кормиться за счет монополии.

Почему кормиться? Да потому, что, по существу, сейчас купить железнодорожный билет можно только тремя путями - непосредственно в кассе, на сайте РЖД или тоже через интернет, но уже через систему ufs-online, принадлежащую московской УФС. Год назад в этой компании признались, что лишь за 9 месяцев система смогла пропустить через себя 6 миллионов билетов. Ее используют более 5000 российских компаний, включая крупных ретейлеров и туроператоров, которые вынуждены платить УФС агентский сбор, - альтернатив больше нет. А поскольку сайт РЖД зачастую дает сбой, альтернатив порой не остается и у потенциальных пассажиров.

Учитывая, что сама УФС взимает с покупателей еще и сбор сервисный, выручку компании только за 9 месяцев прошлого года эксперты, например, оценили в 2 млрд рублей. И если бы РЖД не отдала этот бизнес посредникам, миллиарды не ушли бы в чужой карман, а пошли бы на пользу госкомпании и рядовым пассажирам. Впрочем, по данным базы СКРИН, чистая прибыль УФС после налого-обложения за прошлый год составила 261,7 млн рублей, что тоже можно считать неплохой прибавкой к зарплате. Хватит даже на жизнь в Лондоне, где обосновался Андрей Якунин, не говоря уж о жизни в России, где пока еще остается Якунин Владимир.

При этом, несмотря на отставку Владимира Якунина, новое руководство РЖД до сих пор не спешит пересматривать по сути монопольное право посредника на продажу своих билетов. Напротив, процент этих продаж через электронную систему «УФС» в ближайшие два года обещает вырасти вдвое, лишая бюджет миллиардов, а пассажиров - десятков и сотен рублей.

По одной из версий, Якунин-старший был вынужден уйти в отставку после того, как его сын попросил гражданство Великобритании . С таким сыном и такой прибавкой к пенсии можно себе позволить отойти от дел, оставшись при деньгах.

Оригинал этого материала
© ИА "РБК" , 18.08.2015

Компания "РЖД и сын": как строился бизнес Андрея Якунина

Петр Мироненко

За 12 лет работы Владимира Якунина в РЖД его сын Андрей стал крупным предпринимателем - его фонд VIY Management управляет активами на $400 млн. РБК вспомнил, какие из проектов VIYM могут быть связаны с РЖД.

Гостиницы при вокзалах

«Официальный» бизнесмен в семье Якуниных - старший сын президента РЖД Андрей. Он родился в 1975 году, в 1997 году окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, потом получил MBA в Лондонской школе бизнеса. Кандидатская диссертация Якунина-младшего была посвящена гостиничному бизнесу. Именно этим бизнесом он и занялся в Петербурге в начале 2000-х.

В первой половине 2000-х годов Андрей Якунин был исполнительным директором (а по данным газеты «Деловой Петербург» - и совладельцем) гостиницы «Прибалтийская». В 2006 году гостиница вместе с аквапарком «Вотервиль» на Васильевском острове были проданы за $100 млн норвежской компании Wenaasgruppen AS. Продавцом, по данным «Делового Петербурга», выступил офшор «Чона холдингс лимитед». Это название, по данным «ДП», совпадало с первым юридическим лицом фонда Venture Investment and Yield Management (VIYM), учрежденного Андреем Якуниным вместе с инвестором Яиром Зивом в том же 2006 году.

Согласно официальному сайту VIYM , партнерами фонда Андрей Якунин и Яир Зив остаются и сейчас. Сфера деятельности фонда за десять лет расширилась. Активы под своим управлением VIYM на своем сайте оценивает в $400 млн, привлеченные под проекты кредиты - в $600 млн. В портфеле проектов VIYM на сайте фонда есть инвестиции в агробизнес (агропромышленный холдинг «Агро-Альянс», инвестпроект завершен), в производство бумаги («Сыктывкар Тиссью Груп» занимает третье место в России по производству туалетной бумаги, говорится на сайте VIYM), в золотодобычу (компания «Золотая лига», владеющая лицензиями на месторождения в Хабаровском крае с запасами 7,1 т) и производство шоколадных и кондитерских изделий ручной работы (компания French Kiss с 19 бутиками в Москве). Но основные активы у VIYM до сих пор в гостиничном бизнесе - у фонда есть пакеты в первой в Петербурге гостинице под брендом Four Seasons, открытой в отреставрированном историческом особняке Лобанова-Ростовского в центре города, три гостиницы в Европе (в Вене, Давосе и итальянской Умбрии), а также компания «Региональная гостиничная сеть» (РГС). Последняя, как говорится на сайте VIYM, развивает проект «по созданию крупнейшей в России региональной гостиничной сети средней ценовой категории, предоставляющей услуги под ведущими международными брендами».

Бизнес РГС тесно связан с «Российскими железными дорогами», писало агентство Reuters в своем расследовании в 2012 году. В 2009 году структуры Якунина договорились с компанией Rezidor о совместном проекте создания сети гостиниц в российских регионах. Объем инвестиций должен был составить $500 млн, сеть должна была включать 20 отелей. Помещения для большей части гостиниц, расположенные поблизости от центральных городских вокзалов, РГС нашла дочерняя компания РЖД - «Желдорипотека», которая была создана для строительства и распределения жилья между сотрудниками РЖД.

Факт сотрудничества с «Желдорипотекой» подтверждал Reuters и сам Андрей Якунин. Он при этом оговаривал, что никакого конфликта интересов, связанного с местом работы его отца, нет, хотя и признавал в интервью Reuters, что «понимает опасения по поводу возможного получения им выгоды». «Я не получаю от них [РЖД] денег, я им плачу», - сказал Якунин-младший агентству.

Дружественный соинвестор

Инвестировал в строительство гостиниц в том числе и фонд «РВМ Капитал», созданный в структурах РЖД и контролировавший часть бывших непрофильных активов госмонополии. Один из акционеров «РВМ Капитала» - НПФ «Благосостояние», обслуживающий пенсионные счета РЖД. Подробно условия сделок не раскрывались.

На сайте «РВМ Капитала» указано, что в 2011 году контроль над ЗАО «ИГ «Росвагонмаш», основным акционером ЗАО УК «РВМ Капитал», перешел к руководству компании. Речь идет о председателе совета директоров инвестиционной группы Сергее Орлове, занимающем параллельно должность советника Якунина. Орлов работал с Андреем Якуниным еще в начале 2000-х годов, когда консультировал по юридическим вопросам руководство гостиницы «Прибалтийская», а впоследствии входил в ее совет директоров, рассказывал сам Орлов «Ведомостям» в 2013 году. А после продажи «Прибалтийской» и основания VIYM Орлов перешел на работу туда. Журнал Forbes писал со ссылкой на знакомого Владимира Якунина, что Орлов приходится племянником супруге главы РЖД Наталье (Орлов это не комментировал). То, что «РВМ Капитал» инвестировал в проекты сына главы госмонополии, Орлов в интервью «Ведомостям» не отрицал, но указывал, что фонд был сформирован задолго до его прихода.

К нынешнему моменту, по данным официального сайта РГС , компания открыла 9 гостиниц в российских областных центрах. 7 из них работают под брендом Park Inn и по одной - под брендами Marriott и Holiday Inn.

Логистический оператор

Еще один бизнес Андрея Якунина, связанный с «Российскими железными дорогами», - компания Far East Land Bridge, писал Reuters в своем расследовании 2012 года. Эта транспортная компания создала с дочерней компанией РЖД «Трансконтейнер» СП, которое должно было специализироваться на перевозках грузов по сухопутному пути между Европой и Азией. Впоследствии «Трансконтейнер» продал свой пакет компании «РЖД Логистика».

Сам Андрей Якунин сказал Reuters, что «совершенно не имеет отношения» к FELB, но агентство отмечало, что один из сайтов логистического оператора был зарегистрирован на имя партнера Якунина-младшего Яира Зива, а документы свидетельствовали, что зарегистрированная на Кипре структура использовала того же секретаря и тот же адрес, что и ряд других портфельных компаний VIYM.

Сейчас Андрей Якунин, как рассказывал его отец в интервью «Газете.ру» в 2014 году, живет в Лондоне. «Мой старший сын живет за границей. Живет уже давно. Уехал из Санкт-Петербурга в не самые благостные времена. Я уже говорил на эту тему. Когда он пришел и сказал, что такое решение принял, ему нужно это по работе, по его инвестиционной деятельности, никакой радости я по этому поводу не испытал», - говорил президент РЖД.

Москва, 19 июня - АиФ-Москва.

Экс-руководитель РЖД и создатель института «Диалог цивилизаций» Владимир Якунин выступил в программе Hard Talk британского канала BBC. В разговоре с телеведущим Стивеном Сакуром он рассказал о своем видении опасностей взаимоотношений между Россией и странами Запада.

«Такой тип взаимоотношений (России и Запада, который мы видим сейчас), очень опасен. Мы (в Институте «Диалога цивилизаций») продвигаем идею диалога: тот факт, что вы привержены каким-то идеям, которые я не разделяю, или что я привержен каким-то идеям, которые вы не разделяете - это не причина применять насилие. Почему наши политики это забывают? Это неправильно», - отметил Владимир Якунин.

Также Якунин высказался на тему акций оппозиции и личности Алексея Навального. Экс-глава РЖД считает, что не все факты коррупции, которые демонстрирует оппозиция, являются реальными. Политик высказал свое мнение о том, что некоторые из них могут быть выдумкой.

«У нас огромная страна, люди создают новые рабочие места, новые компании, новые порты, новые железные дороги - неужели они все коррупционеры? Это не так», - считает Якунин.

На вопрос журналиста по поводу дорогостоящего дома его сына в Великобритании Якунин заметил, что здание было приобретено в кредит.

«Я никогда не скрывал, что мой сын живет здесь. И из-за особенностей местных правил, по закону, он получил паспорт - о чем я в должном порядке уведомил российские власти», - заверил Якунин.

Также в ходе интервью глава института «Диалог цивилизаций» высказался по поводу ряда важнейших международных тем.

О российских хакерах и «вмешательстве в выборы»

«Человек, который хоть что-то понимает в информации, военном деле и других подобных вещах, никогда бы не поверил, что у всего этого огромного массива событий может быть один источник, и этим источником является Россия. Я не видел ни одного убедительного доказательства. Почему я должен верить бывшему главе ФБР, что у него есть какие-то доказательства? Почему они не были представлены широкой публике? Я считаю, что здесь все гораздо сложнее, и на Западе есть много ува-жаемых экспертов, которые выдвигают сомнения в этих утверждениях, потому что иногда гораздо легче возложить ответственность за свои ошибки на кого-то другого. Не россияне прослушивали ее [Ангелы Меркель] телефон, почему это ее не беспокоило? Развитие компьютерных технологий - невероятно важная и ценная вещь в современном мире, но все не так просто».

О личности Дональда Трампа

«Я никогда не восхищался Трампом, начиная со времени моей работы в Нью-Йорке. Я говорил о том, что нельзя понимать слишком упрощенно характер этого человека. Я никогда не говорил ничего, что можно было бы расценить как мои ожидания от г-на Трампа, все, что я говорил - это факты. Он был избран президентом, это факт, он связан системой, он не свободный человек, который мог бы делать все, что душе угодно. В ходе своей кампании он говорил о некоторых очень важных проблемах в отношениях с Россией и утверждал, что сделает что-то, чтобы улучшить эти отношения. Он это обещание не выполнил».

О будущем в отношениях Европы и РФ

«Россия не застрахована от масштабных подвижек, происходящих во всем мире. Недавняя статья в журнале «Economist» описывала конец неолиберального консенсуса. Россия развивается, мир развивается и изменения будут обязательно происходить, и эти изменения не должны быть навязаны извне. [Стивен Сакур: Вы имеете в виду, что Вы верите, что в будущем не Россия станет больше похожа на Запад, а Запад станет больше похож на Россию?] Да, правильно, это конвергенция. Этот термин не я изобрел. Это давно существующая теория о конвергенции между системами».

За последние пару недель произошло сразу несколько крупных событий, после которых СМИ заговорили о том, что тучи вокруг экс-главы РЖД Владимира Якунина сгущаются.

В августе 2018 года стало известно, что Владимир Якунин получает документы, дающие право жить и работать в Германии. Речь идет о визе категории «D» и «голубой карте». По ним можно находиться в Германии дольше 90 дней. Как правило, за выдачей такой визы следует получение вида на жительство, сообщает DW.

В Берлине работает основанный Якуниным институт «Диалог цивилизаций», который проводит исследования в сфере международных отношений.

Невыгодные «Сапсаны»

В конце сентября 2018 года еще один бывший глава РЖД Геннадий Фадеев, возглавлял компанию до прихода Якунина, неожиданно рассказал, как в 2005 году был сорван выгодный для России контракт на закупку и производство поездов «Сапсан». По его словам, при нем был заключен контракт на покупку 55 высокоскоростных поездов за 1,5 миллиарда евро. По условиям контракта, Россия закупала три поезда, а последующие должна была собирать на своей территории с увеличением локализации до 70%.

«Мы подписали контракт с Siemens 10 апреля 2005 года в Ганновере. Присутствовали Путин и Шредер. А через два месяца меня отправляют в отставку », - сообщил министр.

По его словам, уже новым руководством было принято решение на покупку восьми поездов из Германии без локализации за 600 млн евро. О производстве в России речи больше не шло. Фадеев не говорит о том, что новое соглашение имело коррупционную составляющую, но такое предположение сделали многие профильные СМИ и паблики.

Аресты

2 октября стало известно об аресте члена совета директоров АО «Росжелдорпроект». Следствие полагает, что мужчина, которого СМИ уже окрестили «королем госзаказа», передавал коробки с деньгами полковнику Дмитрию Захарченко из антикоррупционного главка МВД (под арестом с 2016 года). Якунин потерял влияние и не смог уберечь Маркелова от преследования.

А через день был объявлен в розыск сын бывшего советника Владимира Якунина 33-летний Алексей Крапивин, его хотят допросить по тому же делу. Крапивин имеет кипрское гражданство, но, предположительно, находится в России.

Грозит ли что-то лично Владимиру Якунину? В опубликованной в 2018 году на английском языке автобиографии Якунин публично признал, что в годы СССР был офицером КГБ. Он известен как один из близких друзей президента Владимира Путина, вместе с которым был одним из основателей кооператива «Озеро». С одной стороны, Якунин - человек из числа особо приближенных.

Но, вот, что пишет телеграм-канал «Незыгарь»:

После того как Олимпийские Игры завершились, руководство страны принялось подсчитывать дебет и кредит между официальным и параллельным бюджетом. Самая большая дыра была обнаружена как раз во взаиморасчетах «Группы компаний 1520». Как сегодня вспоминают близкие к руководству РЖД предприниматели и чиновники, именно это стало причиной отставки Владимира Якунина. По приказу директора ФСБ сразу несколько подразделений Лубянки приступили к поиску выведенных денег. Одно из них вышло на след Дмитрия Захарченко, курировавшего в ГУЭБиПК работу «группы 1520» и иные предприятия, задействованные в сфере машиностроения и металлургии».

Пока во всех новостях и релизах фигурирует не сам Якунин, а лишь его окружение. Посмотрим, что будет дальше. Но немецкая виза, кажется, оказалась очень кстати.

Семья

Супруга - Наталья Викторовна Якунина . По профессии инженер, познакомились в девятом классе, поженились на четвёртом курсе. В настоящее время занимается благотворительной и общественной деятельностью.

В июле 2013 года Владимир Якунин и его жена соучредили и возглавили эндаумент-фонд Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций", зарегистрированный в Женеве.

Якунины имеют двух сыновей и троих внуков.

Сын - Андрей Владимирович Якунин - (родился в 1975 году) закончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Работал в гостиничном комплексе "Прибалтийская" в Петербурге, был соучредителем компании "Тристар Инвестмент Холдингс", занимал пост директора британской инвестиционной компании Venture Investments & Yield Management (VIYM). По оценке отца, Андрей Якунин обладает "блестящими аналитическими способностями", "трудоголик". Читает курс лекций в СПГУ. Имеет сына и дочь.

В 2009 году принадлежащая Андрею Якунину Региональная гостиничная сеть (РГС) подписала с компанией The Rezidor Hotel Group стратегическое соглашение об открытии 20 отелей под брендом Park Inn by Radisson в крупных городах России. К июлю 2016 года уже были построены и работали отели этого брэнда в Казани, Астрахани, Ижевске, Ярославле, Волгограде, Сочи и Новосибирске.

Младший сын Владимира Якунина - Виктор Якунин (родился в 1978 году) закончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, продолжил образование в европейском университете, с середины 2000-х работал в российском офисе трейдинговой компании Gunvor, с 2007 года занимал пост директора по юридическим вопросам, курировал вопросы юридического обеспечения проектов Gunvor в России. Является руководителем департамента инвестиций в инфраструктуру в фирме старшего брата VIYM. Его супруга Дарина владеет издательством детской литературы "Поляндрия".

Биография

Впоследствии вспоминал, что был в этой деревне всего два раза в жизни: когда родился и второй раз - когда навещал своих бабушку и дедушку.

Детство до 14 лет провёл в Эстонии в Пярну, где служил его отец, лётчик пограничных войск. Мать работала бухгалтером. Родным городом считает Санкт-Петербург, куда в 1964 году после демобилизации отца переехала семья.

В Ленинграде Владимир Якунин окончил 366-ю среднюю школу.

В 1972 году окончил Ленинградский механический институт ("Военмех", ныне Балтийский государственный технический университет имени Д.Ф. Устинова) по специальности "Производство летательных аппаратов", инженер-механик, специализировался в сфере проектирования и обслуживания баллистических ракет дальнего радиуса действия.

После окончания вуза Якунин работал в Государственном институте прикладной химии, который в то время был закрытой структурой, работавшей на нужды ВПК. В 1974 году поступил на службу в Управление КГБ СССР по Ленинграду и Ленинградской области. С 1975 по 1977 год учился на факультете Высшей школы КГБ им. Ф. Э. Дзержинского.

В 1977 году был направлен в качестве офицера действующего резерва в Государственный комитет экономических связей при Совете министров СССР. В 1982 году получил перевод в 1 Службу УКГБ по Ленинграду и Ленинградской области.

В 1982-1985 гг. - начальник иностранного отдела Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе АН СССР.

В 1985 году переходит на дипломатическую работу. Второй, а потом первый секретарь Постоянного представительства СССР при ООН.

В 1991 году ушел с государственной службы и занялся предпринимательской деятельностью. Вместе с группой бывших сослуживцев создал Международный центр делового сотрудничества. Одновременно участвовал в создании банка "Россия". Впоследствии он был вице-президентом НПП "Темп", генеральным директором ЗАО "Бикар".

В 1996 году вместе с Владимиром Путиным и шестью другими пайщиками основал кооператив "Озеро".

В 1997-2000 гг. - начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента Российской Федерации (с марта 1997 года ГКУ, после переезда из Петербурга в Москву, возглавлял Владимир Путин).

С октября 2000-го по февраль 2002 года - заместитель министра транспорта Российской Федерации, курировал развитие торгового флота и деятельность морских портов РФ.

В феврале 2002 года Якунин стал первым заместителем министра путей сообщения.

24 октября 2003 года совет директоров ОАО "Российские железные дороги" единогласно утвердил кандидатуру Владимира Якунина в качестве первого вице-президента компании. В компании он курировал финансово-экономический блок.

В 2005 году распоряжением Правительства Российской Федерации Владимир Якунин был назначен президентом ОАО "Российские железные дороги".

В 2008, 2011 и 2014 годах полномочия Якунина продлялись Правительством на трехлетние сроки.

В 2012 году был назначен на пост председателя Международного союза железных дорог сроком на два года, в 2014 году - переназначен повторно.

Главной целью Владимира Якунина в РЖД было реформирование железнодорожной отрасли .

Он должен был превратить бывшее министерство в эффективную коммерческую компанию, привлекательную для бизнеса и удобную пассажирам.

В соответствии с задачами, которые возложило на руководство РЖД правительство, компания была коренным образом реструктурирована. В отрасль впервые пришли частные компании – как в грузовой, так и в пассажирский сектор.

Осуществив сделку по выкупу 75% акций логистического оператора Gefco, Якунин сделал РЖД полноценным участником европейского рынка перевозок.

При Владимире Якунине вновь ожили забытые советские проекты на Восточном полигоне.

Так, продолжилось строительство и модернизация Байкало-Амурской магистрали. Проект предусматривает прокладку 13 новых железнодорожных линий. За 10 лет существенно увеличилась пропускная способность Транссиба. Этого удалось добиться за счет электрификации ряда участков магистрали, достройки вторых и объездных путей. Завершен проект строительства дублирующей смычки между Китайскими железными дорогами и Транссибирской магистралью.

Все это позволило сократить прохождение грузов. Так, от Германии до Китая поезд идет 11-15 дней против более чем месяца по морю. В полтора раза выросла и маршрутная скорость контейнерных поездов – к 2016 году она достигла почти 1000 километров в сутки против 650 километров в сутки в 2006 году.

На северо-западном направлении Якунин проводил политику формирования логистической независимости России от прибалтийского транзита. В течение нескольких лет были построены железнодорожные подходы к находящемуся в Ленинградской области порту Усть-Луга, ставшему одним из главных центров морских грузоперевозок в регионе.

Реформировались пассажирские перевозки. Так, за время руководства Якунина на железных дорогах появляются дневные экспрессы – поезда с сидячими местами для коротких маршрутов протяженностью 3-8 часов. Обновился подвижной состав. В строй вошли новые скоростные и высокоскоростные поезда: "Сапсаны" на рейсах между Москвой и Санкт-Петербургом, "Аллегро" - между Санкт-Петербургом и Хельсинки, "Стрижи" - между столицей и Нижнем Новгородом и Берлином.

Более десяти маршрутов "Ласточек" связывают сразу несколько городов России. "Ласточки" перевозили зрителей Олимпиады в Сочи и работают на МЦК. На оживленных направлениях появились совершенно новые двухэтажные поезда. Старые немецкие вагоны международных составов были заменены новыми отечественного производства.

Большое внимание Якуниным уделялось локализации железнодорожной техники.

Так, если производство "Сапсанов" на территории России развернуть было невозможно из-за небольшой закупочной партии, то в случае "Ласточек" (адаптированная к российским условиям модификаций немецкого поезда Siemens Desiro) удалось добиться производства большей части комплектующих и сборки поездов на территории России. Сегодня эти поезда выпускают под Екатеринбургом на заводе в Верхней Пышме.

В 2007 году компания провела ребрендинг. Фирменными цветами вместо зеленого стали красный и серый. Компании удалось избежать существенных затрат на ребрендинг, включив окраску в новые цвета в плановые работы: подвижной состав и инфраструктура перекрашивались во время плановых ремонтов в течение нескольких лет.

За прошедшее десятилетие компания отремонтировала большинство столичных и крупных региональных вокзалов. Модернизации подлежало и вокзальное пространство – шаурму сменили фудкорты, в залах ожиданий установили станции зарядки гаджетов и бесплатные WiFi-точки.

Один из последних крупных проектов, созданный при участии Владимира Якунина в РЖД – Московское центральное кольцо, аналог надземного метро, ставшее крупнейшим пересадочным узлом в столице. 20 августа 2015 года Владимир Якунин досрочно ушел в отставку с поста президента РЖД .

Якунин отказался от предложенному ему места в Совете Федерации и полностью посвятил себя общественной деятельности.

В июле 2016 года в сотрудничестве с экс-секретарем Совета Европы В. Швиммером и профессором Геттингенского университета П. Шульце он основал в Берлине исследовательский институт "Диалог цивилизаций", чья цель определена как снижение напряженности в мировой политике.

Сегодня Владимир Якунин также является председателем попечительского совета Фонда Андрея Первозванного.

Занимается научной деятельностью – возглавляет кафедру государственной политики факультета политологии МГУ.

Владимир Якунин - приглашенный профессор Стокгольмской школы экономики и Пекинского Университета. Почетный доктор Дипломатической академии МИД России.

По инициативе Якунина совместно с факультетом политологии МГУ в 2016 году была запущена образовательная программа по повышению престижа политологического образования PolitIQ, в рамках которой студенты получают возможность стажироваться в самых известных вузах мира.

Якунин пропагандирует идею интеграции России в "Новый Шелковый путь" - транзитный маршрут между Европой и Китаем. Продвигает концепцию Трансевроазиатского пояса "Развитие" (ТЕПР).


Доходы и собственность

Свое основное состояние Владимир Якунин заработал в девяностые годы.

Он участвовал в ряде предпринимательских инициатив - от создания автоцентра "Бикар" до развития банка "Россия". Позднее судьба Владимира Якунина была связана с холдингом "Стрим", занимавшемся экспортом. Владимир Якунин стал состоятельным человеком задолго до прихода в ОАО "РЖД".

В 2006 году, по данным газеты "Ведомости", только как председатель совета директоров "Транскредитбанка" Якунин заработал более 21 миллиона рублей.

Зарплату в качестве президента РЖД Владимир Якунин раскрыл в 2015 году. Она составила более 4 млн. рублей в месяц.

Скандалы, слухи

В июне 2013 года на лентах информагентств появилось сообщение об отставке главы РЖД. Вместо него назначен Александр Мишарин, сообщали СМИ со ссылкой на пресс-службу кабмина.

Однако вскоре информагентства опровергли собственные сообщения, указав, что пресс-служба правительства официально не подтверждает "факт рассылки сообщения об отставке главы РЖД". Спустя еще некоторое время агентства аннулировали сообщение об отставке В.Якунина. До сих пор заказчики фейковой рассылки так и не были найдены.

20 марта 2014 года США ввели санкции против ключевых секторов российской экономики из-за "нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины". Документ также расширил круг российских чиновников, подпадающих под визовые и экономические санкции. В расширенный список, в частности, вошёл и Владимир Якунин. Сам он опровергал свою вовлечённость в события на Украине и в Крыму.

Пресс-служба РЖД заявила, что данное решение является следствием "неадекватной реакции администрации США на свободное изъявление личной гражданской позиции по вопросу, имеющему огромный общественный резонанс в России", а отказ во въезде Якунину, являющемуся председателем Международного союза железных дорог, означает отказ не только руководителю российской госкомпании, но и главе крупной всемирной организации.

В санкционный список Европейского союза Владимир Якунин не вошел.

В 2017 году отказался от права воспользоваться законом о компенсациях россиянам, попавшим под санкции.

Владимир Якунин был с июня 2005 года по август 2015-го президентом ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). 20 августа сего года президент России Путин сообщил на пресс-конференции, что Якунин решил уйти в отставку.

С 2012-го Владимир Якунин также был президентом Международного союза железных дорог (МСЖД). 26 августа этого года МСЖД сообщил, что до следующей Генеральной Ассамблеи этого союза обязанности его президента будет исполнять вице-президент.

Детство и юность

Где начал свой жизненный путь Владимир Якунин? Биография его началась в 1948 году в городе Меленки Гусь-Хрустального района Владимирской области. В его окрестностях, в небольшой деревне Захарово, проживали его дедушка и бабушка по отцу, военному летчику, служившему в погранвойсках. Вскоре он был переведен по службе в где Володя прожил до 14 лет. Его мать работала бухгалтером. В 1964 г. после увольнения отца из армии семья переехала в Ленинград, который Владимир Якунин считает своим родным городом.

Годы учебы

Имеет ли специальное железнодорожное образование Якунин Владимир Иванович? Биография его после окончания в 1966 году средней школы продолжилась в знаменитом Ленинградском военно-механическом институте «Военмех», который он в 1972 успешно окончил. Как инженер-механик он специализировался на проектировании баллистических ракет большой дальности. Его профессиональная карьера началась в Госинституте прикладной химии, где он работал с 1972 по 1975 год. Работа была связана с разработкой технологий использования ракетного топлива. В 1975 году он был призван на военную службу, но провел ее вновь за студенческой партой - в институте КГБ, который сегодня преобразован в Академию внешней разведки.

Начало госкарьеры

После службы, с 1977 г., он работал пять лет в качестве старшего инженера в управлении Госкомитета по внешней торговле Совмина СССР. Затем три года он был главой иностранного отдела в ленинградском ФТИ им. А. Иоффе Академии наук СССР. Есть основания полагать, что в его функции входила научно-техническая разведка, связанная с поиском информации о последних изобретениях и технологиях в области производства вооружений. Сам Якунин в последние годы заявлял, что прослужил в разведке 22 года.

Чем дальше занимался в жизни Владимир Якунин? Биография его, как и положено настоящему советскому разведчику, продолжилась в США, где между 1985 и 1991 г. он был в составе Советской дипмиссии при ООН, причем последние три года - в качестве первого секретаря миссии.

Попытка построения бизнес-карьеры

Могла ли в 90-е годы пройти без попыток найти себя в бизнесе жизнь такого человека, как Якунин Владимир Иванович? Биография его вновь продолжилась в Ленинграде, куда он вернулся в начале 1991 года, уйдя в отставку с госслужбы. Поначалу Владимир Якунин с бывшим сослуживцем по инотделу ленинградского физтеха Юрием Ковальчуком учреждают ТОО «НТП ТЭМП» и пытаются поднять на ноги малоизвестный тогда питерский банк «Россия». В 1993 году он становится соучредителем ЗАО «Полупроводниковые приборы», а в 1996 году - гендиректором бизнес-центра "Международный центр делового сотрудничества".

К этому периоду относится его сближение с Владимиром Путиным, с которым он был знаком еще с 80-х годов. Видимо, по рекомендации последнего, ставшего к 1997 году руководителем ГКУ при Президенте РФ, Владимир Якунин в том же году вернулся на госслужбу и взял на себя управление Северо-Западной окружной инспекцией ГКУ.

Из контролера в транспортники

С 7 декабря 2000 года по февраль 2002 года Якунин - замминистра транспорта России Сергея Франка, отвечает за развитие торгового флота и морских портов. 8 февраля 2002 года он стал первым замминистра транспорта Геннадия Фадеева и куратором железных дорог. Эту должность он занимал до конца октября 2003 года. В том же месяце Якунин стал вице-президентом "РЖД", возглавляемых Геннадием Фадеевым. "РЖД" были образованы Постановлением российского Правительства № 585 от 18 сентября 2003 года. Создание компании состоялась в результате первого этапа реформы железных дорог.

В середине июня 2005 года был назначен новый глава "РЖД" - Владимир Якунин. После этого он еще трижды вплоть до 2014 года переназначался на эту должность постановлениями российского Правительства.

17 августа 2015 Якунин объявил о своей отставке с поста руководителя "РЖД". Премьер Медведев назначил новым президентом компании.

Владимир Якунин, фото которого в последний период руководства "РЖД" показано ниже, после своей отставки предполагает сосредоточиться на научной и общественной деятельности. Его сфера интересов охватывает вопросы международных связей и отношений, налаживание диалога с другими странами.

Научная работа

С начала 2006 года Якунин значится как научный консультант и возглавляет Совет попечителей в Центре проблемного анализа при РАН.

В 2005 году им защищена кандидатская диссертация на тему, связанную с принципами развития геостратегий в сегодняшней России (на примере транспорта и железных дорог). Он имеет докторскую степень в области политологии, в 2007 году защитил диссертацию, связанную с принципами формирования госполитики в России. Является автором нескольких монографий по проблемам геополитики.

С конца 2010 года является завкафедрой госполитики факультета политнаук в МГУ. Стокгольмская школа экономики пригласила его в качестве профессора.

Общественная и благотворительная деятельность

Владимир Якунин входит в состав совета директоров санкт-петербургского Большого драмтеатра им Товстоногова, председательствует в советах попечителей двух центров, финансирующих проекты, связанные с деятельностью Русской Православной Церкви. Он также руководит попечителями фонда помощи детям под названием "Расправь крылья!". Фонд поддерживает детей-инвалидов, неизлечимо больных и сирот.

Якунин является вице-президентом базирующегося в Женеве Международного форума «Диалог цивилизаций», членом жюри молодежного форума «Родос», членом совета попечителей фонда «Русский мир» и Российского ВИО.

Владимир Якунин и его семья

"Российские железные дороги" сыграли решающую роль в жизни их будущего руководителя. По его собственным словам, знакомство с будущей супругой Натальей произошло в поезде, а предложение руки и сердца он сделал в электричке. Сегодня Наталья Якунина на пенсии, но является участницей нескольких бизнес- и благотворительных проектов.

Вышеупомянутый фонд «Диалог цивилизаций» супруги Якунины учредили совместно, причем Наталья его возглавляет, а Владимир стал ее замом.

У них два сына и четверо внуков. Старший сын Андрей проживает в Лондоне и занимается гостиничным бизнесом. В настоящее время он реализует в России крупный проект с иностранными инвестициями по строительству ряда современных гостиниц. Младший сын Игорь учится также в Лондоне.