Эмоциональные процессы и образования в психике человека

Эмоции, чувства, воля и психические состояния придают миру психических явлений насыщенность и различные оттенки, а психические образования (знания, навыки, умения) насыщают его сложным и многогранным содержанием.


В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, восприятий понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний, в ее соответствии или несоответствии потребностям и интересам человека.

Все эмоции и чувства предметно соотнесены и двухвалентны - они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности).

Чувства - это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоции, в свою очередь, представляют собой непосредственную форму выражения чувств.

Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности:

носят субъективный характер (они субъективны в том смысле, что всегда выражают личное положительное или отрицательное отношение человека к объективной действительности; вместе с тем они выражают и внутренние состояния данного человека, испытываемые им);

вызывают удовольствие или неудовольствие (могут нравиться или не нравиться - то или иное событие может обрадовать или огорчить, оно переживается как приятное или неприятное);

отражают характер взаимодействия организма со средой (зависят и от свойств объективных воздействий и от особенностей ее раздражителей);

имеют очень большое многообразие (например, огорчение, радость, страх или печаль могут переживаться одним и тем же человеком в бесконечном разнообразии оттенков и степеней интенсивности в зависимости от вызвавших их причин, условий деятельности, которой он занят, предшествующих событий, значимости явления для данной личности, ее индивидуальных особенностей и т. п.);

вызывают успокоение или возбуждение (могут активизировать или затруднять деятельность и поведение людей)-


физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, пТЛ ичаются большой сложностью. Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.

Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным нервным проводникам лмпульсы возбуждения идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторного учащения сокращений сердца при неожиданных раздражителях или рефлекторное торможение дыхания, побледнение при страхе, покраснение при смущении.


Большую роль в активизации эмоциональных реакций играет ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирующей наше поведение.

В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается с положительными эмоциями, с переживаниями удовольствия, приятного состояния, непринужденности. Трудность образования динамического стереотипа, с его ломкой и переделкой, связана с отрицательными эмоциями, с чувством неприятности, тоски, безвыходности и т. п. - В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются характер и слож-


ность эмоциональных переживаний, а также появляется воз, можность осознать свои эмоциональные состояния, пере, дать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять сво-ими эмоциями.

Чувства и эмоции многообразны. По сложности они де-лятся на интеллектуальные, нравственные и эстетические.

Интеллектуальные чувства - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные чувства - это переживания, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Эстетические чувства - это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т. д.

По направленности чувства делятся на стенические и астенические. Стенические чувства - это чувства, активизирующие деятельность человека. Астенические чувства - это чувства, вызывающие пассивность. И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.

По силе чувства делятся на настроения, аффекты и страсти. Настроения - это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. Само их название указывает на то, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

Аффекты - это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они протекают очень бурно и интен-


ивН о, но отличаются кратковременностью, а также имеют

своеобразные особенности проявления эмоциональной вы-

дэкенности. Для них свойственна известная безотчетность

эмоционального переживания и его слабая осмысленность.

Страсти представляют собой сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Они возникают при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогают этому достижению.

Настроения представляют собой ситуативно обусловленные, как правило, доминирующие эмоции и чувства, усиливающие или ослабляющие психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода.

Настроения имеют следующие отличительные особенности.

1. Слабая интенсивность эмоционального переживания. В отличие от других эмоций, настроения характеризуются слабо выраженной интенсивностью эмоционального переживания. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления. Если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность эмоционального переживания. Настроения - это всегда более или менее продолжительные состояния. Вызываемые им соответствующие эмоции медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

3. Неясность, «безотчетность» переживаний. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Находясь в том или другом настроении, не всегда можно объяснить, что явилось его причиной, связать его с определенными объектами, явлениями или событиями.

4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. В одном настроении выполняемая работа кажется легкой, приятной, человек добродушно


реагирует на поступки окружающих лиц, при другом настр 0ч ении та же самая работа кажется тяжелой, неприятной, а т е же самые поступки других людей воспринимаются как гру, бые и несносные.

Важно уметь управлять своими настроениями, а для этого необходимо знать причины и обстоятельства, которые их вы. зывают. Такие причины подразделяют на следующие группы

а) различные органические процессы и состояния. Например, болезненные процессы в организме часто являются причиной астенических настроений, которые могут длиться долгое время, вызывая плохое настроение. Когда же человек здоров, хорошо выспался, у него появляется настроение жизнерадостности и бодрости;

б) особенности окружающей человека внешней среды, в которой ему приходится жить и работать. Внешние раздражения являются очень сильными возбудителями настроений: чистота или грязь, шум или тишина, чистый или спертый воздух, бодрая или раздражающая музыка, окраска стен помещений, в которых приходится жить и работать, архитектурные формы зданий - все это определенным образом действует на нервную систему человека и вызывает соответствующие настроения;

в) особенности взаимоотношений между людьми. Настроение людей, с которыми мы общаемся, часто невольно передается и нам. Когда человек встречает у других приветливое к себе отношение, у него появляется стеническое настроение, и наоборот, проявленное по отношению к нему неуважение, раздраженное, злое лицо собеседника вызывают плохое настроение;

г) эмоционально окрашенные мысли и представления, в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, результатами своей работы, поступками и характером других людей, их предполагаемыми или действительными чувствами и отношениями к нам и т. п.

Аффект - внезапно возникшее в острой ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляют^" еся во временной дезорганизации сознания и в крайней акти-


„лзации импульсивных действий. Его отличительными особенностями являются следующие.

1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках.

2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями течение эмоционального переживания. Аффект, яв-дяясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает. i

3. Известная безотчетность эмоционального переживания. В состоянии аффекта человек иногда совершенно не понимает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не способен держать себя в руках, он полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение.

4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности. Многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

На отдельные факты и явления, на все, что нас окружа­ет, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление - все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощу­щения - цвет, вкус, запах - не бывают для нас безразлич­ными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудо­вольствие. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим и пр. К.Д. Ушинский подчеркивал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже по­ступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования... В мыс­лях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствова-ния наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле» 1 .

Термин «эмоция» (от лат. emovere - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событи­ям и ситуациям в жизни.

Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции -более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях че­ловека в различных ситуациях. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение че­ловека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда пред­метны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную зна­чимость. Чувства и эмоции - это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения прида­ют эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, орга­нических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетво­рение его потребностей.

Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность: радость -грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, страх - смелость, благодарность - неблагодарность и т.п. Эта полярность дает основание для деления чувств на положи­тельные и отрицательные. Если наши потребности удов­летворяются, то это вызывает у нас положительные эмо­ции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции - это приятные для человека чув­ства, отрицательные - неприятные.

Но некоторые переживания настолько сложны, много­гранны, что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным, например, у А.С. Пушкина: «Мне грустно и легко, печаль моя светла». В таких случаях говорят о двой­ственности чувств. Так, один и тот же человек может од­новременно любить и ненавидеть, если испытывает чув­ство ревности.

1 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1953.-Т.1.-С. 389.Перед реальной или мнимой опасностью у человека воз­никает состояние напряжения. Проявляется оно в особой переключаемое™ внимания, в скованности движений. Пе­реход от состояния напряжения к его разрешению при­ятен. Эту особенность чувств используют в литературе, те­атре, кино: события показывают так, чтобы вызвать все более нарастающее напряжение у зрителей или читателей. Тогда развязка событий приводит к возникновению силь­ных положительных эмоциональных состояний.

При ожидании какого-либо значимого события чело­век переживает возбуждение. Первый выход на сцену, сви­дание с дорогим нам человеком, ожидание ребенком Деда Мороза с подарками и пр. вызывают это чувство.

Эмоциональный шок - своеобразное потрясение, выра­жается часто в кратковременной дезорганизации поведе­ния. Например, неожиданно обрадованный человек как бы «теряется», не знает, что сделать. Особенно ярко это про­является при внезапном испуге, вспышке гнева и пр.

Стенические и астенические эмоции различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повы­шают или угнетают жизнедеятельность человека. Стени­ческие (от греческого слова «стенос» - сила) эмоции вы­зывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) -уменьшают активность, энергию человека: это тоска, пе­чаль, уныние, подавленность. Однако одни и те же чув­ства в зависимости от индивидуальных особенностей че­ловека могут проявляться как в стенической, так и асте­нической форме. Например, одного человека страх парализует, другого делает находчивым, быстрым; радость У одного бурная, возбуждающая энергию, у другого - ти­хая, расслабляющая.

Чувства человека выполняют в жизни различные функ­ции: оценивающую - положительные и отрицательные эмо-Ции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др. содержат те или иные оценки); побуждающую - чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; на­правление внимания - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

Люди существенно отличаются друг от друга эмоцио­нальным развитием. Основные различия в эмоциональной с фере людей определяются следующим: 1) на что направ­лены^ чувства и какое отношение они выражают. Гнев мо­жет быть благороден, а радость презренна в зависимостиот того, на кого и на что они направлены; 2) каковы лег­кость возникновения и сила протекания эмоциональных состояний. Например, В. Солоухин: «Назвать остров или пролив именем любимой женщины - и взять женщину, не поинтересовавшись, как ее зовут. Посвятить женщине по­эму и дать ей рубль. Преодолевать ради нее тысячеверст­ные расстояния - и не проводить до троллейбусной оста­новки»; 3) устойчивость и глубина чувства. Так, любовь от­личается от увлечения прежде всего не интенсивностью чувства, а его глубиной, т.е. как глубоко в личность про­никает это чувство, заполняет ли все сферы психической деятельности человека. О. Бальзак писал: «Любят сильнее или же слабее в зависимости от большего или меньшего числа струн, затрагиваемых у нас в сердце», или К. Паус­товский: «... у любви тысячи аспектов, и в каждом из них-свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».

Эмоциональная сфера прошла длительный путь раз­вития - от примитивной чувственной реакции у живот­ных к высшим чувствам человека. У животных эмоции -ярость, страх, удовольствие находятся в теснейшей свя­зи с их интенсивной деятельностью, с удовлетворением органических (естественных) потребностей (самосохра­нения, питания, размножения). И у человека эти эмоции возникают как непосредственная реакция на предметы и явления окружающего мира при удовлетворении или не­удовлетворении органических потребностей в еде, жили­ще, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Однако социальный образ жизни человека, особен­ности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку перестроили и усложнили его эмоциональную сферу, со­здали основу для формирования специфически челове­ческих чувств. Новые эмоции и чувства возникают у че­ловека в связи с появлением новых потребностей. Куль­турные или социальные потребности постепенно порождают сложнейший мир специфических человечес­ких чувств, прежде всего чувств человека к человеку и другим людям.

Значение эмоций в психической деятельности челове­ка и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведе-ния искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.

Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости, кажется, можно горы сдвинуть. При рав­нодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства - ему ин­тересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе и пр., проблем в его учебной деятель­ности будет много.

Л.С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть луч­шего запоминания со стороны учеников или более успеш­ной работы мысли - все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследование показали, что эмо­ционально окрашенный факт запоминается крепче и проч­нее, чем безразличный...

Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель дол­жен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позабо­титься о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знани­ем. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру» 1 .

11 Общая характеристика эмоций и чувств

Человек живет и действует в реальной действительности. Она познает окружающий мир, природу, людей, их социальные отношения в процессе деятельности, труда, общения с другими людьми, то есть в процессе жизни, у человека с складываются определенные отношения с обществом, с группами людей, с отдельными людьми. Реальный мир во всем его разнообразии отражается в сознании индивидуальной человекини.

Но человек не пассивно, автоматически отображает окружающую действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая его, человек одновременно субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям р реального мира. Да сфера психики, которая связана с переживанием человеком своего отношения к действительности, к людям, с которыми он общается, называется эмоциональной сферой, сферой эмоций и чувствеів.

Мир эмоций и чувств разнообразный. Мы говорим о чувстве любви человека к. Родине, матери к ребенку, о чувстве радости от осуществления необходимой для других людей и одновременно тяжелой работы, п о чувстве близости к другим людям, с которыми вместе делаешь полезную для общества дело. К эмоциональной сферы принадлежат многочисленные состояния, переживания; радость, волнение, уважение, горе, восхищение тощщо.

Какова же роль эмоций и чувств в деятельности человека? х; моральный дух солдат определяет иногда победу в бою; психологическая несовместимость людей в браке нередко объясняется их неспособностью или нежеланием понять эмоциональное состояние друг друга.

Знание человеческих эмоций и форм их проявления необходимо педагогу и воспитателю, военном и тренеру спортивной команды. Чуткое отношение к настроению окружающих людей - свидетельство высокой культуры поведения

Чувство связаны со всеми сферами нашей психики:

С ощущения и восприятия (нам нравятся определенные цвета, формы, запахи, которые вызывают у нас положительные эмоции);

С памятью (воспроизводя те или иные сообщения, мы якобы заново переживаем эмоции, сопровождающие, кроме того, эмоциональную окраску сообщения влияет на эффективность его запоминания я)

С воображением, с представлениями о будущем (нас охватывает ужас, когда мы представляем, какую угрозу для мира несет ядерная бомба, терроризм и т.д.)

Закономерно возникает вопрос: что же такое эмоции и чувства?

В науке до сих пор все еще нет полного согласия относительно того, что относится к понятию"чувство", а к понятию"эмоции"

Еще совсем недавно термин"эмоции"было принято использовать для обозначения простейших переживаний, связанных с первичными органическими потребностями (в пище, воде и т.п.). Близкой к этой является взгляд на ем мощи как на реакции, которые характеризуются сильными телесными изменениями и их ярким внешним проявлением. При этом в эмоциях односторонне видят такую??их способность, как негативный, разрушительный влияние на поведение в человек людини.

время все более распространенным является такое понимание эмоций

Эмоции - это относительно кратковременные переживания, которые носят четко выраженный ситуативный характер, т.е. связаны с отношением человека к ситуациям, которые возникают, или возможных ситуаций, к своей деятельности те, к конкретным поступкам. Эмоции - конкретная форма переживания чувствев.

Такое понимание не привязывает эмоций только в органических потребностей. При этом справедливо считается, что эмоции человека является продуктом общественно-исторического развития и влияния социальной среды, в котором она а развивается, и они связаны со всем разнообразием явлений и сторон действительности, а не только с инстинктивными потребностями и их удовлетворениям.

Чувство, в отличие от эмоций, - это устойчивые переживания, в которых выражается эмоциональное отношение человека к определенному объекту (субъекта): человека, семьи, класса, школы, художественного произведения, искусства,. Батькивщы ин.

Отличие чувств от эмоций вовсе не означает отсутствия их взаимосвязи. На фоне устойчивых чувств, например, любовь к близкому человеку, в зависимости от обстоятельств могут переживаться разные эмоции; мае ривога за нее, горе при разлуке, радость при встрече, гнев, если любимый человек в чем-то не оправдала надеждеь.

Следовательно, в отличие от эмоций, чувства являются более устойчивыми. Другими характерными признаками чувств является:

1. Предметность ("привязанность"к определенного объекта или субъекта). Предметы, явления, люди, на которые направлена??практическая и теоретическая деятельность человека и которые при этом вызывают у нее эмоциональное отношение - объекты (предметы) чувствеочуттів.

2. Субъектность чувств, неотделимость от их носителя (личности)

3. Интимный характер чувств. Поскольку они принадлежат внутреннему миру человека, а потому трудно поддаются изучению

4. Полярность, которая заключается в том, что всегда можно назвать положительные и отрицательные чувства (например, удовольствие - неудовольствие, любовь - ненависть, радость - печаль и т.д.)

5. Амбивалентность (двойственность). Причиной существования двойных чувств является многогранность предметов и явлений действительности, в связи с чем отношение человека к ним не исчерпываются одним каким-то элементарным отношением. Примерами такой двойственности является:"наслаждаюсь и стесняюсь","приятные страдания"Ревность - это одновременно и любовь, и ненавистья, і ненависть.

Однако мнение относительно оценки роли эмоций в жизни человека (прежде их необходимости) является до сих пор неоднозначной. Все еще встречаются точки зрения, утверждают, что эмоции человека - это нечто подобное д до аппендикса: человек унаследовал эмоции от животных, это рудимент человеческой психики. Исходя из этой позиции, идеальная совершенный человек-это человек, полностью свободна от эмоцийій.

Попробуем представить себе такого человека. Вот что по этому поводу писал ученый - физиолог. ПК. Анохин:"А между тем стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенных эмоций, как сейчас же перед нами откроет ется большая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения. Мир людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и не способность них понять ни субъективных последствий всего, что происходит во внешнем мире, ни значения своих поступков для окружающих. Страшная и грустная картина. К счастью, эмоции человека не только существуют как законо мерное явление природы, но даже обнаруживают четкие признаки прогресса"В этих словах ответ на вопрос, нужны эмоцииотрібні емоції?

Эмоции являются главной характеристикой человеческой личности. Подобно мышления, памяти эмоции являются психическим явлением. Эмоциональные свойства человека, т.е. способность переживать эмоции, называется эмоциональностью. Са аме эмоциональные особенности являются одними из важнейших свойств в структуре личности человека. Знания эмоциональных особенностей человека дает нам возможность судить о главном в ни ній.

Например, о каждом незнакомую нам человека мы получаем всего одну из следующих характеристик. О первой сказано, что она имеет хорошую память, о другую - она??хорошо владеет знаниями, о третью - что она доброжелательная, о четвертую - что она имеет 100% зрение, о пятой - что она трус, о шестую - что она радуется успехам других, о седьмую - что она равнодушна к людям, о восьмую - что она не терпит когда другие проявляют грубость, о девятую - что она музыкальная т.д.. Из этого примера видно, что о главном в человеке говорят больше характеристики третьей, пятой, шестой, седьмой и восьмой человека, тоб то те, которые характеризуют ее со стороны эмоциональноститі.

КД. Ушинский в книге"Человек как предмет воспитания» писал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и правильно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувства; в ни их ощущается не характер каждой мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя мнениях наших мы можем сами себя обманывать, но чувство наши скажут нам, что мы такое: не то, чем мы хотели быть, но то, что мы такое на самом делесправді".

Люди самовизначають себя через свои эмоции. Характер эмоций ребенка говорит окружающим о личности, формируется. Эмоции детей и подростков является для учителя, родителей своеобразными индикаторами, они указывают ують, насколько успешно формируется то, что. КД. Ушинский назвал строем человеческой души, а именно - направленность личностиості.

Таким образом, эмоции человека говорят о главном содержание личности, так как помогают раскрыть внутренний мир людей

Сущность эмоций определяют такие их свойства, которые характеризуют отношение человека к событиям, людей, самого себя. Причем в отношении заключается тот смысл и то значение, которые эти явления имеют для человека

Главной эмоциональной единицей, специфически окрашена отношением, является переживание. Положение о переживании как центральную единицу психического была сформулирована. ЛС. Выготским и развито. ЛИ. Божович. Мисс сце и функции переживания в структуре личности изменяются в процессе психического развития. Постепенно он становится центром душевной жизни, его главным стержнемтрижнем.

Выяснить, как повлияла на человека то или иное событие, можно лишь в том случае, если удастся понять характер ее переживаний по этому поводу. Если школьника"проработали"на классных собраниях с целью достичь ты его раскаяние за недостойный поступок, то такое проработки и внешние признаки раскаяния (слова, осознал, что стыдно, даже слезы) еще не доказательство того, что желаемый эффект достигнут. Только сущность пе реживань раскроет, или школьник расстроен своим поступком и раскаивается, или озлобленный и считает наказание несправедливымедливим.

Таким образом, главная, центральная единица эмоций переживания. Именно оно свидетельствует об отношении человека к явлениям и событиям окружающего мира, к самому себе. Это означает, что все те эмоциональные особенности люди ини, характеризующих переживания, являются ведущими, главными. К ним относятсять:

1. Качественные особенности эмоциональности. Они, в свою очередь, включают:

а) знак эмоций: положительная она (удовлетворение, принятия) или отрицательная (недовольство, неприятие)

б) более"мелкие"и более конкретные, чем удовольствие-неудовольствие, особенности: радость, удовольствие, восхищение, гнев, тревога, разочарование, стыд - их называют модальностью переживаний

Например, знание того, что человек испытывает гнев, еще недостаточно для вывода плохо это или хорошо, морально или аморально. Для этого необходимо знать, чем была вызвана эмоция, то есть установить ее объект т. Почему разгневанная ребенок? , если ее причина - неудача другогого.

3. Динамические особенности эмоциональности. Они характеризуют, во-первых, течение эмоционального переживания (глубину, продолжительность, частоту возникновения), во-вторых, особенности внешнего проявления эмоций в поведении - эмоциональную экспрессию (мимику, жесты, интонацию). Динамические признаки - это всего лишь форма существования эмоций. Однако они являются своеобразными индикаторами переживаний,"лицом эмоций"и, как мы увидим далее, по легшують контактов между людьмиж людьми.

Мы нередко считаем, что эмоции и чувства - это одно и то же. Эмоции, в строгом значении слова, - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство». В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, избегает опасности, продолжает род), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае эмоции вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним подготовиться.

Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её.

Эмоции - есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение обычно не связано с какими-либо эмоциями. Положительное отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.

Такие слова, как «эмоции», «чувства», «переживание», «настроение», «стресс», «страсть» часто используются в речи. Но задумываемся ли мы, что они означают? Чем отличаются друг от друга?

За всеми этими словами стоят определённые психические явления, которые люди постоянно и многократно испытывают в течение жизни.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличии от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от того, к какой предметной сфере они относятся, высшие чувства подразделяются на: нравственные, эстетические, интеллектуальные и праксические .

Настроение - сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. В отличии от ситуативных эмоций и аффектов, настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий .

Аффект (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект возникает в ответ на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Устойчивость к вовлечению в состояние аффекта зависит от уровня развития моральной мотивации личности .

Стресс - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до её полной дезорганизации. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации - физиологический стресс и психологический стресс. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный .

Фрустрация (от лат. frustration - обман, тщетное ожидание, расстройство) - психическое состояние, близкое по своим проявлениям к стрессу, и возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева. Её сила зависит от степени значимости блокируемого поведения и субъективной «близости» достижения цели .

Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Страсть может быть принята личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Основным признаком страсти является её действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов .

Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта .

Как и любое психологическое явление, эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений. Здесь выделяют такие характеристики: фазность, полярность, выражение отношения личности к объекту её чувств.

Фазность характеризует эмоции и чувства с процессуальной стороны.

Прежде всего, это проявляется в нарастающем напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности, напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека. Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение или полная обессиленность.

Полярность - это противоположность переживаемых чувств. Например, для чувства радости полярным будет печаль, для удовольствия - страдание, для любви - ненависть.

Такое качество, как выражение отношения к объекту, проявляется в положительном, отрицательным или неопределенном (ориентированном) переживании. Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникает положительное эмоциональное переживание. Если же что-то препятствует удовлетворению потребности или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам. Неопределенное (ориентированное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с окружающим миром или при знакомстве с незнакомыми предметами деятельности. Это состояние не является длительным и устойчивым. Оно снимается изменением ситуации, переходя в положительную или отрицательную эмоцию.


Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека - это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность - менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий - эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции - это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций - положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность - основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость - гнева; веселье, ликование, торжество - радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг - эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх - от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций - чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.