Суббота, 25 Авг. 2012

Ассертивностью называют проявление вежливой настойчивости. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, демонстрирующего самоуважение и уважение к другим, слушающего, понимающего и пытающегося достичь рабочего компромисса.

- Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

- Нет, не возьму, - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.

Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.

- Почему же вы отказываетесь?

- Не хочу.

- Вы не сочувствуете детям Германии?

- Сочувствую.

- Жалеете по полтиннику?

- Нет.

- Так почему же?

- Не хочу.

Это - диалог из знаменитого «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Почему профессор Преображенский вдруг заинтересовал психологов? Потому что он, несомненно, был умным человеком и знал азы ассертивного поведения.

Оно облегчило бы жизнь многим из нас, тем более, когда вокруг так много желающих залезть на шею к ближнему своему и свесить ножки - будь то навязчивые продавцы в магазинах, ленивые коллеги по работе, вечно сующие во все свой нос соседи и т.д. и т.п. При этом совсем не обязательно кому бы то ни было из них грубить! Гнуть свою линию можно и нужно не только жестко, но и изящно - по всем правилам психологии!

Термин “ассертивность” происходит от английского глагола “to assert” - настаивать на своём, утверждать, заявлять, остаивать свои права. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, который уважает себя и других, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса.

Это демонстрация вежливой настойчивости, это способность человека вести себя уверенно и доброжелательно; конструктивно отстаивать свои права, проявляя уважение к другим; при этом принимать на себя ответственность за свое поведение.

В детстве мы все усвоили урок «как себя вести хорошо». У кого-то это беспрекословное послушание, выполнение всех указаний родителей, а другого приучили добивайся, иди к цели, не давать себя в обиду.

Однако при этом уважали ли наши права, считались ли с нашим мнением? Уважать своего ребенка умеют не многие. Любят, заботятся, опекают, а вот с уважением сложнее. Модели человеческого поведения удивительно схожи с детско-родительскими взаимоотношениями. Воспитание - тяжелый труд. Родители стараются во благо ребенка, зачастую приучая его быть пассивным или агрессивным, учиться манипуляциям. Уроки детства мы усвоили и продолжаем действовать привычным способом.

В любой ситуации мы выбираем какой-то стиль поведения - и в большой степени от него зависит полученный результат.

Мы можем вести себя пассивно - то есть не отстаивать свои права, избегать конфликтов, подчиняться решениям других и в результате терять контроль над происходящим.

Можем вести себя агрессивно - то есть бросаться на проблему, как на амбразуру, требовать всего и сразу, навязывать собственное мнение, не учитывать интересы других, быть грубым, враждебным и непредсказуемым.

Кстати, нередко встречается и пассивно-агрессивное поведение. О таких говорят «в тихом омуте черти водятся». «Пассивные агрессоры» склонны копить обиды и втайне строить и осуществлять планы мести. Пассивная агрессия может выражаться в отказе выполнить просьбу, в бездействии или открытом саботаже.

Обычно агрессивно или пассивно ведут себя люди с заниженной самооценкой, и обе эти позиции заведомо проигрышны.

При манипулировании человек действует, скрыто, не заявляя прямо о своей цели, но при этом провоцирует другого на совершение нужного ему поступка. Подобным образом маленький ребенок, который чувствует себя виноватым перед родителями за то, что “не оправдал ожиданий” становится печальным и несчастным, заставляя тем самым родителей заискивать перед ним.

Но есть и третий вариант поведения - ассертивность , «золотая середина» между агрессией и пассивностью.

Определите свой тип поведения.

АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СУТЬ

Вы защищаете Ваши собственные права, выражаете Ваши мысли и чувства прямо, честно и открыто средствами, уважающими права других.

Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор. Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят.

При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается. Они не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе.

Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они самодостаточны.

ЯВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Вот что я думаю. Вот что я чувствую. Вот как я оцениваю ситуацию. А как насчет Вас? Если наши потребности конфликтуют, я, конечно же, готов рассмотреть различия, и, возможно, буду готов к компромиссу.

СКРЫТАЯ МЫСЛЬ

Я не позволю Вам использовать меня и не буду атаковать Вас за то, что Вы такой, как Вы есть.

ЦЕЛЬ

Общаться ясно и прямо, как взрослый со взрослым.

  • Активное слушание
  • Твердый, спокойный голос
  • Прямой контакт глаз
  • Прямая, сбалансированная, открытая позиция тела
  • Громкость голоса, подходящая к ситуации
  • Использование: «Я», «Я люблю, хочу...», «Я не хочу...»
  • Фразы сотрудничества: «А что Вы думаете по этому поводу?»
  • Подчеркнутые утверждения заинтересованности: «Мне бы очень хотелось...»

ВЫГОДА

Чем больше Вы отстаиваете себя и действуете в манере, которую Вы уважаете, тем выше Ваше самоуважение. Ваши шансы получить от жизни то, что Вы хотите, увеличиваются, если другие понимают, что Вы хотите и то, что Вы защищаете Ваши права и потребности.

Если Вы прямо выражаете чувства негодования, то отрицательные эмоции не накапливаются. Не испытывая болезненного чувства застенчивости и тревоги и не тратя силы на самозащиту, Вы можете видеть, слышать и любить более легко.

РАСПЛАТА

Друзья могут воспользоваться Вашим самоутверждением и могут саботировать Вашу вновь приобретенную ассертивность. Вы переформулируете Ваши убеждения и делаете переоценку ценностей, сформировавшихся с детства. Это может вызывать сопротивление.

БАЗОВЫЕ ПРАВА АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Философия поведения основана на предположении, что многие люди забыли, или им просто не говорили, что мы все равны и имеем равные права. Цель ассертивности - отстаивать свои права без нарушения прав других людей.

  • У меня есть право выражать свои чувства
  • У меня есть право выражать свои мнения и убеждения
  • У меня есть право говорить «да» или «нет»
  • У меня есть право менять свое мнение
  • У меня есть право сказать «Я не понимаю»
  • У меня есть право просто быть самим собой и не подстраиваться под других людей
  • У меня есть право не брать на себя ответственность за проблемы других людей
  • У меня есть право просить о чем-то других
  • У меня есть право устанавливать свои собственные приоритеты
  • У меня есть право на то, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились
  • У меня есть право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их
  • У меня есть право быть нелогичным, принимая решения
  • У меня есть право сказать «Мне все равно»
  • У меня есть право быть несчастным или счастливым

А вот типы поведения от которых мы часто пытаемся освободиться да не всегда получается!

ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СУТЬ

Вы нарушаете Ваши собственные права, так как не выражаете свои чувства, мысли и убеждения, а, следовательно, позволяете другим нарушать Ваши права.

Пассивное или неассертивное поведение может также означать выражение мыслей и чувств в такой извиняющейся и скромной манере, что другие просто не обратят на них внимание.

Пассивный человек позволяет другим топтаться по себе, как по коврику в коридоре. Неассертивные люди думают, что они не контролируют события, находятся под контролем и не имеют возможности действовать самостоятельно. Они не позволят своим потребностям иметь преимущество над потребностями других. Они позволяют другим принимать за них решения, даже если знают, что в последствии они будут об этом жалеть. Они чувствуют себя беспомощными и бесправными.

ЯВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Со мной все равно не считаются, поэтому можете мной пользоваться. Мои чувства, потребности и мысли менее важны, чем Ваши.

СКРЫТАЯ МЫСЛЬ

Позаботьтесь обо мне и телепатически поймите мои чувства и потребности. Разве Вы будете любить/уважать меня, если я буду ассертивным? Я должен защитить Вас от боли.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

За неуверенностью скрыть глубинный страх, не соответствовать ожиданиям других.

ЦЕЛЬ

Умиротворить другого и избежать конфликта и неприятностей любой ценой.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Позволить событиям проходить мимо
  • Ходить вокруг да около - не говорить о себе, о том, что в действительности имеешь в виду
  • Ни к месту извиняться мягким, неустойчивым голосом
  • Быть нечетким, избегать прямого взгляда
  • Избегать телесных контактов - отступить от других, сутулить плечи
  • Моргать или смеяться при выражении гнева
  • Прикрывать рот рукой
  • Использовать фразы: «Если это не будет слишком затруднительно для Вас» и «Но все равно делайте, что хотите...»

ВЫГОДА

Вы награждены за свою беззаветность. Если что-то пойдет не так, Вы, как пассивный наблюдатель, не будете обвинены. Другие будут защищать Вас и проявлять заботу. Вы избегаете, оттягиваете или прячете конфликт, которого боитесь.

РАСПЛАТА

Если из-за недостатка ассертивности Вы позволили отношениям развиваться не так, как Вам хотелось бы, то изменить это очень сложно. Вы ограничиваете себя, создав в глазах других представление о себе как о хорошем, мягком человеке, и не более того. Вы ограничиваете себя в проявлении искренних негативных эмоций (гнева, презрения и др.). Вы страдаете от этого, рисуя по ночам в своем воображении картинки собственной уверенности и искренности.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СУТЬ

Вы защищаете свои личные права и выражения чувств, мыслей таким образом, что это становится неприемлемым и нарушает права другого человека. Превосходство достигается путем унижения других. Когда Вам угрожают, Вы атакуете.

Отношения обычно построены на негативных эмоциях и нестабильны. Рано или поздно обнаруживается, что Вы уже и не можете вести себя не агрессивно, Вы причиняете боль небезразличным Вам людям и страдаете от этого. Кроме того, человеческий организм не может жить долго в состоянии стресса и начинает давать сбои.

ЯВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Мне не важно, что Вы чувствуете. То, что важно для Вас, совершенно безразлично для меня.

СКРЫТАЯ МЫСЛЬ

Я «сделаю» тебя до того, как это сделаешь ты. Я здесь номер первый.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Вторжение в пространство других людей
  • Пронзительный, саркастический или снисходительный голос и взгляд
  • Родительские жесты
  • Угрозы: «Лучше поосторожней», «Если ты не...», «А ну-ка...» и др.
  • Прерывания: «Да что ты говоришь», «Не будь дураком» и др.
  • Оценивающие комментарии

ВЫГОДА

Другие делают то, что Вы хотите. Все идет так, как Вы хотите, и Вам нравится чувство человека, который сам управляет своей жизнью. Вы менее уязвимы в среде, отличающейся борьбой, враждебностью и конкуренцией.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

За агрессией всегда скрыта глубокая неуверенность в себе.

ЦЕЛЬ

Доминировать, побеждать, заставить другого проигрывать и наказать других.

РАСПЛАТА

Агрессивное поведение создает врагов, которые могут развить страх и паранойю, делая Вашу жизнь трудной. Если Вы контролируете то, что делают другие, это требует много усилий и энергии и не дает Вам возможности расслабиться.

Отношения обычно построены на негативных эмоциях и нестабильны. Рано или поздно обнаруживается, что Вы уже и не можете вести себя не агрессивно, Вы причиняете боль небезразличным Вам людям и страдаете от этого.

Помните: нет панацеи, гарантирующей 100%-е результаты.

Мануэль Смит сформулировал правила ассертивного поведения в книге «Тренинг уверенности в себе»:

1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия

Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и свое поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный.

2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение

Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.

3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей

Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.

4. Я имею право изменить своё мнение

Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.

5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки

Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.

6. Я имею право сказать: «я не знаю»

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.

7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.

8. Я имею право принимать нелогичные решения

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.

9. Я имею право сказать: «я тебя не понимаю»

Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.

10. Я имею право сказать: «меня это не интересует»

Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный.

Существует различные тренинги по развитию ассеривного поведения, например, у продавцов. Продавец на выходе узнает, что такое ассертивное поведение, сможет выработать личную установку на ассертивное поведение, осознает свои права и обязанности в контексте ассертивности, научится принимать критику и отстаивать собственную позицию, не идя на поводу у клиента.

Но у подобного корпоративного тренинга есть риски и эти риски связаны с готовностью руководства работать с сотрудниками практикующими ассертивное поведение, с уровнем развития корпоративной культуры их компании.

Представьте, что тот самый продавец приходит к своему начальству и ассертивно так говорит: «Уважаемый Владимир Иванович, после тренинга я понял, что меня не устраивают ваши методы управления, я не хочу больше исправлять ваши ошибки, и если вы хотите продолжить наше общение в поизитивном ключе, предлагаю для начала рассмотреть вопрос о повышении моей зарплаты».

АССЕРТИВНОСТЬ – ЧТО ЭТО?
Стоит начать с определения. Что же это такое, ассертивность и ассертивное поведение человека.
В переводе с английского «to assert», означает настаивать. Термин «ассертивность», обозначает умение человека настаивать на своём и отстаивать свою точку зрения. Умение в сложных жизненных ситуациях, для решения проблем, не прибегать к агрессивному, или пассивному способу их решения.

В обыденной жизни, нам чаще всего встречаются две поведенческие модели: пассивная и агрессивная.
Пассивный способ решения проблем – это способ, при котором человек играет роль жертвы. Такой тип людей живёт по принципу «я слаб, нуждаюсь в помощи и поддержке, по этому, вы мне должны». Это люди не уверенны в себе, если они и имеют свою точку зрения, то вряд ли смогут открыто, о ней заявить.

Агрессивный способ решения проблем – это способ настоящего манипулятора, пытающегося любым способом подчинить себе, окружающих его людей. Эти люди всегда чувствуют своё превосходство и их жизненный принцип, «я сильнее вас, поэтому вы мне должны».

При агрессивном способе решения проблем у вас получится отстоять свои потребности, при этом потребности других людей (возможно не безразличных вам), будут проигнорированы.

При пассивном способе, вы отдадите право выбора другим, и их интересы окажутся выше ваших, а собственное чувство достоинства, самоуважение, в очередной раз останутся невостребованными.

Альтернативой, агрессивному и пассивному поведению, является Ассертивная модель поведения, (вы отстаиваете свои интересы, при этом сохраняя потребности других) «Я вам ничего не должен, и вы мне тоже, ничего не должны, МЫ ПАРТНЁРЫ».
Важно понимать, что ассертивность и ассертивное поведение это не снятие ответственности за свои поступки и не крайняя мера эгоизма, только потому что главный принцип ассертивности гласит «я вам ни чего не должен, а вы мне» Ассертивное поведение это позитивная установка развивающая уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Это способ решения проблемы, который устроит обе стороны конфликта.

ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Не бойтесь выражать свои чувства;
Отстаивайте своё мнение;
Если этого требует ситуация, не бойтесь сказать «НЕТ»;
Если ваша точка зрения изменилась, на противоположную, скажите об этом (человек имеет право ошибаться);
Не бойтесь выглядеть глупо, признавшись, что чего то, не понимаете (мы не можем знать абсолютно всё);
Не нужно подстраиваться под других, теряя свою индивидуальность (будьте самим собой);
Не перекладывайте свою ответственность на других, но и брать чужую ответственность на себя, тоже не стоит;
Нуждаясь в чьей то помощи, не бойтесь попросит о ней.

ТЕСТ НА АССЕРТИВНОСТЬ:

1) Умеете ли вы абсолютно искренне, без внутреннего напряжения, говорить людям, то что вы на самом деле, думаете и чувствуете, при этом ни в коем случае не уменьшая чувство собственного достоинства вашего собеседника?

2) Возможно ли для вас выражение гнева или злости, таким образом, что бы это не задело окружающих?

3) Сможете ли вы сказать твёрдо «нет», если чего то, не хотите делать?
4) Если во время жаркого спора вы вдруг поняли, что ошиблись, сможете ли вы признаться в этом?

Если хотя бы на один вопрос из четырёх, вы ответили «нет», то вам стоит поработать над улучшением ассертивного поведения.

АССЕРТИВНОСТЬ. ПРИМЕРЫ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Ассертивность и ассертивное поведение метод: «Мистер Спокойствие»
Этот метод очень хорош при крайне агрессивном поведении вашего оппонента. Старайтесь быть последовательным и рациональным, а самое главное спокойным. Не отвечайте агрессору тем же, не позволяйте вовлечь себя в его игру. Ваш спокойный внешний вид и спокойные интонации голоса вскоре погасят излишнюю агрессию вашего собеседника.

Ассертивность и ассертивное поведение метод: «Испорченная пластинка»
Бывают ситуации, когда слишком сложно отстоять свою точку зрения, под натиском слишком настойчивого человека. Ни какие разумные доводы не могут заставить его, перестать давить на вас.
В такой ситуации довольно эффективен именно этот метод.
Найдите одну фразу, которая станет вашей «испорченной пластинкой», и не в коем случае, не меняйте её. Повторяйте её с каждым разом упорней и упорней. В конце концов, надоедливый собеседник поймет, что склонить вас к его точке зрения не возможно.
Например: на просьбу «Дай в долг»
Можно ответить: «Я бы рад, но у меня нет денег» и дальше на любые доводы и попытки убедить вас «дать в долг», Вы отвечаете лишь одной фразой «Я бы рад, но у меня нет денег»

Ассертивность и ассертивное поведение метод краба
Если вам некорректно и очень грубо сделали замечание иногда лучше уклончиво ответить, не давая возможности разжечь конфликт. К примеру, на вопрос: «Не ужели вы не смогли заметить такой простой ошибки?»
Вы можете ответить: «Возможно я сделал ошибку, но что бы ответить на ваш вопрос, я должен проанализировать ситуацию»
А иногда лучше, и вовсе промолчать, одарив оппонента многозначительным взглядом.

Ассертивность и ассертивное поведение: отвечаем правильно на не правильные вопросы.
Случается, что вопросы, которые задают нам люди, вызывают у нас желание, ответить довольно таки агрессивно. Учитывая бестактность и неуместность вопроса, агрессия была бы вполне понятна. Но, есть и другие способы борьбы с «хамством».
Начнем с того, что вы вовсе не обязаны отвечать на вопрос, только потому, что у «одного очень умного человека» хватило ума, совести и наглости, вам его задать. Ещё один вариант, это на вопрос ответить вопросом.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что:
Ассертивность и ассертивное поведение это не врождённое, а приобретённое качество и при достаточной работе над собой, вы можете достичь прекрасных результатов.

Человек живет в обществе, который предстает в виде различных типов людей, их многообразия интересов и желаний. Когда у людей возникает общение или отношения, у них включаются желания: «Чего я хочу от другого человека?». Нередко желания партнеров вступают в . Разгорается спор и скандалы. Человек, обладающий развитой ассертивностью, способен успешно выйти из подобной ситуации. О тренинге и тесте на ассертивность также будет рассказано в статье.

Ассертивность

Под ассертивностью понимается умение человека отстаивать собственные интересы и защищать границы, при этом не ограничивать свободу окружающих и проявлять к ним уважение, не зависеть от их мнения, влияния и оценок. Ассертивный человек способен регулировать собственное поведение.

Обычными моделями поведения, которые можно наблюдать среди людей, являются:

  • Агрессивность – когда человек заострен на собственных желаниях и старается манипулировать, подавлять, управлять окружающими.
  • Пассивность – когда человек добровольно становится рабом, жертвой чужих капризов из-за страха потерять нажитое, перед переменами или из-за неуверенности в себе.

При ассертивности человек становится партнером, равным и уважающим: мы равны и ничего друг от друга не требуем и не делаем должными. Здесь отсутствуют ложная скромность и бахвальство. Человек отстаивает свое мнение, при этом учитывает взгляды и желания других.

Ситуаций, когда человек вынужден отстаивать свое мнение, великое множество. Продавец желает продать товар, который вам не нравится. Родственники требуют, чтобы вы взяли кредит. Поклонник не желает отставать со своими ухаживаниями. В каждой ситуации необходимо сохранить самоуважение, обозначить собственные границы, при этом проявить уважение к другим людям, понимание и безобидно отказать.

Когда человек не уверен в себе, в правилах, по которым живет, в правоте, какой бы она ни выглядела в глазах окружающих, в желаниях и убеждениях, на него можно повлиять. Ваши убеждения можно изменить, если вы не уверены. Вас можно «подмять», если вы не считаете себя хорошим и правильно живущим человеком.

Существуют люди, ведущие себя отвратительно, аморально, обманывающие и манипулирующие, но настолько уверенные в том, что поступают правильно, что их невозможно переубедить. С этих людей нужно брать пример, как быть убежденными в том, что вы живете правильно и так, как нужно, чтобы не позволять окружающим «кроить» вас под себя.

Будьте уверенными в своей правоте! Вы сможете влиять и переубеждать людей, если будете убежденными, что все, что бы вы ни делали, является правильным. Никто не является более сильным, чем тот человек, который уверен. Даже если ваши мысли кажутся неправильными, а убеждения – немыслимыми, если вы говорите об этом твердо, уверенно, без тени сомнения, то вам больше поверять, нежели тому, кто говорит правильные идеи неуверенно и неубедительно.

Вы должны искренне верить в собственную правоту. Это не значит, что теперь нужно унижать и оскорблять мнение других людей. Лучше таким не заниматься. Но чтобы вы сами не стали объектом «лепки» и «кройки» в руках окружающих, вам нужно верить в правильность собственных правил, убеждений и принципов.

Люди живут по-разному. Вы не обязаны жить так, как живут другие. Вы имеете право жить так, как удобно вам. Для этого необходимо стать уверенными в правильности того образа жизни, который вы создаете. А возмущения окружающих по этому поводу оставьте им. Это не ваша забота.

Ассертивность в психологии

Разрабатывается множество тренингов, которые нацелены на развитие ассертивности. Человек должен оставаться твердым, честным, дружелюбным. Ассертивность в психологии – это взятие на себя ответственности за собственное поведение, при этом отсутствие критики за реакции окружающих.

Многие люди живут несчастно, поскольку им приходится брать ответственность за все происходящее не добровольно, а принудительно. Ответственность ложится на человека без его согласия, хотя люди думают, что у них есть выбор. Ответственен человек даже тогда, когда идет против правил, поступает так, как ему хочется, ленится и не делает того, что от него требуют окружающие. Да, видимой ответственности нет, но есть иная – когда вы в целом отвечаете за развитие своей жизни.

Как бы вам того ни хотелось, но качество вашей жизни зависит в общем от поступков, решений и делаемых вами выводов. Вы отвечаете за каждый свой шаг, который приводит к конкретным последствиям.

Ответственность – результат вашего выбора или внешних обстоятельств? Как бы ни хотелось, но каждое ваше действие приводит к определенным результатам. Вы начинаете нести ответственность, поскольку результаты являются вашим вольным выбором или следствием ваших необдуманных поступков, которые спровоцировали возникновение тех или иных внешних обстоятельств? К примеру, беременность женщины: за что мужчина должен нести ответственность? Он отвечает за все, как бы ему того ни хотелось. Но лучше ведь нести ответственность за то, что было выбрано вами, а не за то, что стало нежелательным следствием ваших поступков!

В переводе с английского ассертивность является синонимом самодостаточности – отстаивание своих прав, настаивание на своем. Ассертивное поведение предполагает автономию, независимость от мнения и влияния окружающих, регулирование собственного поведения.

Почему вы пытаетесь жить своей жизнью, но всегда находятся люди, пытающиеся вас изменить? Почему вы не можете отстоять собственную точку зрения и поддаетесь влиянию окружающих? Следует понимать, что каждый человек находится в большом мире идей, убеждений и правил. Все люди сталкиваются с большим потоком пропаганды, манипуляции и давления. Но есть те, кто меняет окружающих, и те, кто не может противостоять влиянию других людей.

Ассертивный человек живет автономно, самодостаточно, независимо, при этом не ограничивает свободу окружающих, старается наладить отношения с людьми так, чтобы получать выгоду и причинять добро им. Если же человек поддается влиянию, стесняется собственных чувств, боится показать свое лицо, тогда он начинает манипулировать. Данные техники дают временный эффект, когда окружающие тоже начинают манипулировать.

Развитие ассертивности

Важным становится желание человека развить в себе ассертивность. Этому способствуют специальные тренинги, которые проводятся для развития тех или иных качеств. Ничто лучше жизни не научит человека быть самодостаточным. Следует лишь принять определенные правила и законы ассертивности, которые помогают в становлении здоровой личности.

У каждого человека есть свое мнение по любому вопросу. Но порой в этом и заключается вся суть проблемы, которая возникает в случае, когда ваше мнение противоречит чужому, из-за чего другой человек пытается доказать свою правду, уничтожив вашу.

Каждый человек имеет право на личное мнение. Есть две категории людей, которые по-разному относятся к тому, что у кого-то есть своя точка зрения:

  1. Уважают чужое мнение, даже если оно противоречит их взглядам.
  2. Пытаются уничтожить ту точку зрения, которая противоречит их мнению.

В первом случае данная категория людей понимает, что у каждого человека есть своя точка зрения, которая имеет право на свое существование. Они радуются, когда человек растет и развивается, а это возможно лишь в том случае, когда он позволяет себе думать, делать выводы, иметь свое мнение и корректировать его тогда, когда сама жизнь показывает ему, в чем он прав или неправ. Не люди, а жизнь способна изменить чье-то мнение, поскольку люди могут ошибаться, а жизнь действует по определенным законам и не подстраивается под чьи-то капризы и ложные убеждения.

Во втором случае люди пытаются контролировать жизни окружающих посредством того, что уничтожают их точку зрения и навязывают свою. Данная категория не уважает мнения других людей, поскольку если оно не совпадает с их точкой зрения, она кажется им ошибочной.

Каждый человек имеет право на личное мнение. Вы можете высказать свою точку зрения. Вы можете помочь человеку встать на верный путь. Но вы не имеете права менять чье-то мнение, заставлять отказываться от него. Вы не имеете права сопровождать человека на всем его жизненном пути, корректируя каждый его шаг, который он совершает. У каждого свой путь по жизни. Для вас может быть правильным что-то одно, для другого человека – другое. И вы оба будете правы, поскольку каждый из вас проживает ту жизнь, которую он сам себе и создает.

В близких отношениях человек может как вырасти, так и деградировать. Но вырасти человек может лишь в том случае, когда ему позволяют иметь свое мнение, совершать свои ошибки и делать выводы в соответствии с теми взглядами на жизнь, которых он придерживается. Деградация происходит в том случае, когда люди пытаются изменить друг друга в угоду собственных желаний, заставить думать точно так же, как и они, прислушиваться к их мнению, полностью отвергая свое. В близких отношениях важно не схожесть партнеров, а их умение принимать друг друга, поддерживать и не бросать, когда партнер пытается сделать то, что считает нужным, не прислушиваясь к мнению любимого человека.

Тренинг ассертивности

Тренинг ассертивности заключается во внедрении путем самовнушения правил и принципов ассертивного поведения, что было разработано Мануэлем Смитом.

  • Вы имеете право самостоятельно оценивать свои мысли и поведение, поэтому отвечать за них.
  • Вы имеете право не извиняться и не объяснять свое поведение.
  • Вы имеете право менять личное мнение.
  • Вы вправе сами решать свои проблемы.
  • Вы можете чего-то не знать, и это нормально.
  • Вы можете отвечать за личные ошибки.
  • Вы имеете право сказать, что вам неинтересно.
  • Вы вправе полноценно жить, независимости от доброжелательности и благосклонности окружающих.
  • Вы вправе кого-то не понимать.
  • Вы вправе принимать нелогичные решения.

Помимо самоуважения и взаимного уважения при общении важно достижение компромисса, которое удовлетворяет интересы обеих сторон. Это достигается путем открытого, честного и прямого разговора. Немаловажным становится умение слушать и понимать точку зрения собеседника. Ассертивный человек никогда не перебьет собеседника, чтобы высказать свое мнение.

При общении с другими людьми должны соблюдаться следующие правила:

  1. Возможность менять свое мнение.
  2. Возражать и соглашаться в любой момент.
  3. Выражать свои убеждения, чувства.
  4. Говорить: «Я не понимаю».
  5. Оставаться собой.
  6. Просить о чем-то.
  7. Не брать ответственности за поступки другого человека.
  8. Ошибаться.
  9. Рассчитывать на серьезность к делу.
  10. Устанавливать личные приоритеты.

Чтобы всего этого достичь, необходимо представлять, что вы находитесь в компании, где никто никому ничем не обязан и вы ничего не ожидаете от других. Вы вызываете интерес только потому, что позволяете себе совершать действия и говорить слова, которые сами считаете нужными. Такое же отношение проявляете и вы.

При общении с собеседниками:

  • Не бойтесь смотреть им в глаза.
  • Стойте спокойно и прямо.
  • Внимательно слушайте.
  • Будьте готовы к сотрудничеству.
  • Говорите твердо и спокойно, без повышения голоса.
  • Четко говорите о том, чего хотите, а чего нет.
  • Уважайте себя и побуждайте уважать вас.

Тест на ассертивность

Сайт психологической помощи сайт предлагает читателям пройти тест на ассертивность. Поставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны.

Опросник:

  1. Я раздражаюсь, когда люди ошибаются.
  2. Я легко напоминаю друзьям об их долгах.
  3. Иногда я говорю неправду.
  4. Я в состоянии о себе позаботиться.
  5. Я могу проехаться «зайцем».
  6. Я предпочитаю соперничество, нежели сотрудничество.
  7. Я могу быть вымотанным из-за мелочей.
  8. Я человек самостоятельный и решительный.
  9. Я люблю всех друзей.
  10. Я верю в себя, когда возникает проблема.
  11. Я защищаю свои интересы, находясь начеку.
  12. Меня не смешат неприличные шутки.
  13. Могу признать авторитет и уважать его.
  14. Я сразу заявляю протест, когда кто-то старается вить из меня веревки.
  15. Я поддержу доброе начинание.
  16. Не лгу.
  17. Я практичный человек.
  18. Я расстраиваюсь из-за того, что могу потерпеть неудачу.
  19. Придерживаюсь принципа, что полагаться следует только на себя.
  20. Друзья на меня могут повлиять.
  21. Я всегда прав, даже если другие с этим не согласны.
  22. Согласен с тем, что важна не победа, а участие.
  23. Прежде чем что-то сделать, сначала думаю, как на это отреагируют другие люди.
  24. Я другим не завидую.

Подсчитываем плюсы в:

А – 1, 6, 7, 11, 13, 18, 20, 23.

Б – 2, 4, 8, 10, 14, 17, 19, 22.

В – 3, 5, 9, 12, 15, 16, 21, 24.

Результаты:

  • Большее количество плюсов в А говорит о том, что вы понимаете важность ассертивности, однако не используете ее в жизни. Вы недовольны собой и окружающими.
  • Большее количество плюсов в Б говорит о том, что вы правильно понимаете и применяете принципы ассертивности. Ваши поступки являются ассертивными.
  • Большее количество плюсов в В говорит о том, что вы правильно и реалистично себя оцениваете, что позволит вам в будущем овладеть навыками ассертивности.
  • Наименьшее количество плюсов в А говорит о том, что вы не используете шансы, которые дает вам жизнь. Надо жить в согласии с собой.
  • Наименьшее количество плюсов в Б говорит о том, что ассертивности возможно научиться.
  • Наименьшее количество плюсов в В говорит о том, что вы переоцениваете себя. Не всегда ваши поступки являются искренними.

Итог

Почему задевают слова других людей? Почему вы начинаете оправдываться, когда говорят, что вы лжете? Почему злитесь, когда вас заставляют зарабатывать деньги? Почему на некоторые реплики реагируете агрессивно, хотя умом понимаете, что некоторые из них безобидные? Итог отсутствия ассертивности – негативные эмоции и переживания.

Мать хочет, чтобы у дочки были дети, на что та реагирует негативно и начинает оправдываться. Подобные ситуации происходят лишь потому, что сам человек, которого критикуют, ругают, обсуждают, соглашается с тем, что о нем говорят. Если бы вы считали, что отсутствие детей – не проблема, то спокойно относились бы к подобным заявлениям. Если бы были уверены, что вы — хороший человек, тогда не начинали бы сомневаться, как только слышали обратное. Если бы вам не нужны были горы денег и работа вполне устраивала, то не злились бы на реплики о том, что мало зарабатываете.

Будьте сами уверены, что все делаете правильно. Как только вы поверите в это, то иначе станете относиться к репликам окружающих. На некоторых людей вообще перестанете обращать внимание, а другим четко и ясно будете говорить, что вас все устраивает. Вы перестанете оправдываться, злиться, плакать или умолять, чтобы вам поверили. Пока вы так делаете, то будто сами себя пытаетесь убедить в собственной правоте. Перестаньте! Поверьте в собственную правоту поступков, и тогда любое колкое замечание будет для вас пустым звуком.

Верьте, что живете так, как хочется. Для этого было бы неплохо действительно именно так и жить. Если ваши интересы не соответствуют желаниям других людей, это их проблемы, а не ваши. Вы вольны жить так, как вам удобно, и не должны исполнять чужие желания, если они вам не по душе.

УДК 154.2 И.В. Лебедева

РАЗВИТИЕ АССЕРТИВНОСТИ И АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье ассертивность рассмотрена как интегральное качество личности, от которой в значительной мере зависит возможность человека стать успешным в жизни; определены структурные компоненты ассертивности: целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, независимость, инициативность, самоконтроль, эмоциональная стабильность, настойчивость, решительность, требовательность к себе и другим, рефлексивность, выделены особенности ассертивного поведения человека; представлена модель развития ассертивности, включающая в себя приемы развития ассертивности на учебных занятиях по любому предмету, технологии развития личностных черт, детерминирующие ассертивность, психотренинги. Приведены результаты реализации модели развития ассертивности, демонстрирующие позитивные изменения личностных черт, определяющих ассертивность личности.

Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, развитие, психотренинг.

development of assertiveness and assertive behavior of a person

The article deals with assertiveness as an integral personal quality, it mainly influences on the opportunity to be successful in life, the structural components of assertiveness: purposefulness, self-confidence, self-dependency, initiativeness, self-control, emotional stability, persistence, resoluteness, self-exactingness and exactingness to others, reflexiveness are defined. assertiveness The model of the development, including methods of development of assertiveness during the lessons of any subjects, technologies of development of personal qualities, psychological trainings determining assertiveness, is presented.

Key words: assertiveness, assertive behavior, development, psychological training.

Ассертивность является важным личностным качеством, необходимым для результативной деятельности человека. Наличие этого качества личности особенно значимо в условиях перехода страны к рыночным взаимоотношениям в сфере экономики, в период глобального экономического кризиса, когда достижение успеха в предпринимаемой деятельности зависит от целеустремленности, инициативности, настойчивости, активности, энергичности, работоспособности, уверенности в себе человека.

В связи с этим правомерно рассматривать актуальным и значимым развитие интегрального личностного качества - ассертивности учащихся как одной из основных задач системы образования и воспитания страны. Разработка и внедрение в психолого-педагогическую практику системы развития ассертивных качеств учащихся может стать новым научно-практическим направлением в решении проблемы подготовки учащихся к активной, эффективной, социально значимой деятельности в будущем. Решение такой задачи требует знаний о психологической сущности понятия ассертивности.

В психологии ассертивность как основное свойство субъекта, являясь интегральной, генерализированной характеристикой активности человека, ассоциируется с такими качествами личности, как целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, независимость, инициативность, самоконтроль, эмоциональная стабиль-

ность, настойчивость, напористость, решительность, требовательность к себе и другим, рефлексивность, умение доводить начатое дело до конца. Эти же черты личности составляют структуру ассертивности.

Ассертивность характеризуется умениями выйти за пределы своего «Я», находить в неблагоприятно складывающейся ситуации позитивные моменты, способностью к социальной и личностной адаптации в существующих условиях и проявляется в любой ситуации независимо от характера ее содержания. Ассертивность как качество зрелой личности характеризует способность человека изменить свое поведение в совместной деятельности, общении и познании в позитивном направлении, выражается в ощущении внутренней силы, умении личностного самовыражения, раскрепощенности, ответственности за свое поведение, за результаты своих действий.

Ассертивный человек отличается высоким уровнем мотивации достижения успеха в деятельности, готовностью принимать решения в ситуациях неопределенности, конструктивным подходом к решению проблем, стремлением сделать что-то быстро и хорошо, достичь высокого уровня в различных сферах деятельности человека, если при этом еще является разумным, рациональным, мыслящим, знающим, вдумчивым, развитым, эрудированным. Направленность активности ас-сертивной личности в значительной мере определяется ее ценностными ориентациями.

Под ассертивным поведением понимают само-утверждающее поведение, обусловленное субъек-тностью личности, выражающейся, прежде всего, в самостоятельности, независимости от других и обстоятельств, в умении отстаивать свои права и мнение при самоуважении и уважении к другим людям. Таким образом, «формирование ассертив-ности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдавал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько - кем-то навязанными установками» .

Обоснование необходимости развития ас-сертивности личности впервые представлено в теории американского психолога А. Солтера, который использовал понятие ассертивности в тренинге поведения пациентов и рассматривал ассертивное поведение как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, мироощущения в целом, в противовес к двум самым деструктивным способам - манипуляции и агрессии.

Целенаправленное формирование ассертив-ности и ассертивного поведения осуществляется в тренингах начиная с 60-х гг. ХХ в. (А. Солтер). В настоящее время тренинги ассертивности широко используются в психотерапевтической практике.

В систему развития ассертивности могут войти как целенаправленно организованные мероприятия на учебных занятиях по любому предмету, так и занятия в специально сформированных тренинговых группах.

На учебных занятиях формирование личностных черт учащихся, необходимых для ассертив-ного поведения, как показывает наша практика, можно осуществлять на основе реализации принципов развития познавательной активности учащихся, и это сильно зависит от мастерства педагога. В соответствии с этими принципами учитель (преподаватель) оказывает психологическое воздействие на учащихся интересным кратким рассказом, демонстрацией опытов, неожиданными вопросами, необычным поведением и т.п., чтобы завладеть их вниманием и вызвать у них любопытство. Затем умело поставленными вопросами учитель любопытство, возникший интерес превращает в любознательность, создавая проблемную ситуацию, акцентируя внимание на кажущихся противоречиях в предлагаемой для рассмотрения ситуации или в наблюдаемых яв-

лениях - у учащихся возникает познавательная потребность и начинается активная умственная деятельность, направленная на разрешение возникшей проблемы. Учителем поощряются любые варианты решения проблемы, преложенные учащимися, что способствует развитию уверенности, самостоятельности, независимости, инициативности. В процессе обсуждения вариантов решения проблемы под руководством компетентного учителя учащиеся учатся уважать мнения других, контролировать себя, свои высказывания, эмоции и поведение. После обсуждения возможных вариантов разрешения проблемы, их достоинств и недостатков делается обобщенный аргументированный вывод. Постепенное усложнение предлагаемых учащимся учебных проблем при сохранении у них интереса к процессу разрешения проблемных ситуаций способствует развитию у них настойчивости, решительности, умений доводить начатое дело до конца. Таким образом, систематическое, последовательное включение учащихся в процесс приобретения новых знаний и умений будет способствовать развитию всех личностных качеств, составляющих структуру ассертивно-сти.

При организации тренинговых занятий с учащимися по развитию у них ассертивного поведения мы руководствовались следующими положениями.

1. Общей целью тренингов является расширение сознания и самосознания индивида в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах. Достижению целей тренинга способствуют:

Предварительное выявление психологических проблем участников тренинговой группы;

Создание условий для свободного и откровенного обсуждения имеющихся у участников проблем в межличностных отношениях;

Изучение участниками тренинга психологических механизмов эффективного взаимодействия и общения людей (на семинарских занятиях).

При проведении занятий в психокоррекционных группах и индивидуальных консультаций необходимо придерживаться личностноразвивающей стратегии, предполагающей преобразование негативных проявлений мотивационных, интеллектуальных, аффективных, поведенческих структур личности.

2. Ассертивный тренинг имеет целью формирование уверенности в себе, уверенного поведения в обществе, в межличностных отношениях

без проявления агрессивности. При этом под уверенностью в себе понимают способность человека откровенно, честно и прямо выдвигать и претворять в жизнь собственные потребности, цели, желания, притязания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения так, чтобы подвести других людей к принятию их в расчет во взаимоотношениях .

3. Уверенность в себе предполагает наличие у субъекта:

Субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь собственные притязания);

Готовности и способности адекватно реализовать себя (владеть собственными притязаниями и добиваться их реализации);

Свободы от страха и заторможенности (склонности регистрировать и обнаруживать собственные притязания);

а также умений:

Объяснять причины реагирования решительным «нет» в ответ на какое-нибудь предложение собеседника без чрезмерно извинительного тона, но как можно быстрее и короче;

Просить объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное;

Смотреть прямо в глаза при общении, выбирать и контролировать свое невербальное поведение;

Выражая досаду или критику, комментировать свое отношение к обсуждаемой проблеме, а не к личности, важно ненавязчиво подсказать альтернативное решение проблемы;

Воспользоваться заготовками уместных уверенных образцов поведения, которые показали свою продуктивность в соответствующих ситуациях в прошлом опыте;

Анализировать свои агрессивные выходки и находить способы управления подобными ситуациями в дальнейшем (Wolf J.L., 1975; Walen S., 1992).

4. Тренинг ассертивности представляет собой тренировку уверенности в себе путем коррекции: нерационального (неразумного, нелогичного) поведения; представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному или агрессивному поведению; мыслей, связанных с осуждением себя за неуместные проявления, суждения в общении, препятствующие достижению намеченных целей. Тренинг ассертивности способствует формированию ассертивности индивида на основе выполнения упражнений по развитию настойчивости, готовности к разумному компромиссу,

коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, толерантности, ценностных ориентаций, эмпатии. однако психологу следует помнить, что самым трудным в психокоррекционной работе является формирование у человека умений изменить себя, умений стать другим.

5. В качестве ключевых положений тренинга ассертивности выделяются следующие права человека:

Судить о своем поведении, мыслях и эмоциях, нести ответственность за последствия их проявления;

Устанавливать разнообразные контакты с окружающими людьми;

Выдвигать требования, критиковать поведение и взгляды других;

Открыто обращать внимание на себя, на собственные цели и интересы;

Не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих его поведение;

Решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей;

Менять свое мнение и взгляды на основе анализа ситуации, рефлексии своего поведения;

Совершать ошибки и отвечать за них;

Сказать: «Я не знаю»;

Не зависеть от доброй воли других людей;

На нелогичные решения;

Сказать: «Я тебя не понимаю»;

Сказать: «Меня это не интересует» .

6. Изменение поведения индивида с ориентацией на позитивное проявление ассертивности может происходить в том случае, если меняется восприятие и осознание участником психотренинга самого себя, своих ценностных ориентаций (поскольку человек ведет себя в соответствии с Я-концепцией, т.е. со своими представлениями о себе).

Поведенческий тренинг ассертивного поведения с предъявлением модели можно проводить в соответствии с теорией социального научения А. Бандуры , в основе которой лежит процесс моделирования поведения формированием когнитивного образа определенной поведенческой реакции путем наблюдения за поведением лич-ностно значимых людей.

Научение через наблюдение регулируется процессами внимания, сохранения образа наблюдаемого, двигательного воспроизведения его поведения, мотивации к овладению наблюдаемым поведением. А. Бандура выделяет чистое подра-

жание (когда копирование внешнего поведения людьми происходит без осознания последствий этого поведения) и викарное научение (когда субъекты осознают последствия действий, которым они подражают).

Важной отличительной чертой теории социального научения А. Бандуры является учет уникальной способности человека к саморегуляции. Саморегуляцию А. Бандура рассматривает как регуляцию поведения внутренними средствами индивида и, прежде всего, высшими интеллектуальными способностями (способностями оперировать символами), которые посредством вербальных и образных репрезентаций создают ориентиры для будущего поведения в условиях реальной среды.

С точки зрения А. Бандуры, саморегулируе-мые побуждения усиливают активность в нужном направлении в основном благодаря мотивационному влиянию ожидаемых и реальных результатов активности. Уровень мотивации поведения определяется ценностью достигнутых результатов и соответствием поведения требованиям норм поведения.

Саморегуляцию в теории социального научения Бандуры можно рассматривать как форму адаптивной активности индивида для приспособления к условиям среды с опорой на индивидуально-личностные механизмы поведения, обусловливаемые направленностью, мотивами, ценностными ориентациями, убеждениями личности.

Научение через наблюдение и моделирование действий осуществляется при наличии мотивации или в том случае, если мотивация возникает на основе удовлетворения результатами своей познавательной деятельности человека .

На практике используются различные технологии развития ассертивности и ассертивного поведения личности, которые показали свою эффективность.

Технология «Заигранная пластинка» способствует развитию умений человека спокойно повторять снова и снова без объяснений причин те суждения, которые, по его мнению, верны и способствуют достижению целей совместной деятельности и исключают возможность манипулирования друг другом.

Технология «Игра в туман» формирует способность спокойно воспринимать критику в свой адрес, признавать ошибки как вполне возможные, на которые указывает оппонент. «Игра» позволя-

ет не реагировать на критику обеспокоенностью или необходимостью защищаться.

Игра в «Свободную информацию» способствует развитию умений находить в словах собеседника ту информацию, которая интересует участника тренинга или которая кажется ему важной; эта игра позволяет избегать смущений в разговоре, стимулирует перевести разговор на тему о самом собеседнике.

Использование технологии «негативное заявление» способствует развитию умений собеседника признавать свои ошибки и вину без извинений, стимулирует к высказыванию критики в адрес оппонента, вынуждает оппонента быть более ас-сертивным без попыток манипуляции партнером, способствует улучшению взаимоотношений.

Технология «Самораскрытие» способствует развитию умений признавать как положительные, так и отрицательные стороны своего характера, поведения, стиля жизни, позволяет освободиться от свойственных человеку ощущений непонимания его окружающими людьми, от беспокойства или вины в связи с этим.

Технология «Разумный компромисс» способствует формированию готовности к компромиссу без ущемления собственных интересов, желаний, чувств.

Ко всем применяемым на практике технологиям психокоррекции предъявляются такие требования, выполнение которых обеспечивало бы психологическую эффективность и относительно быстрый психокоррекционный эффект.

«Выбор адекватного практического метода или совокупности методов - это в значительной мере дело личного вкуса, опоры практического психолога на собственный опыт. В ситуации оказания помощи многое определяется потенциалом личностных возможностей конкретного специалиста, ибо инструментом оказываются методы, как бы сплавленные, сопряженные с его собственной психологической организацией» .

Методами ассертивного тренинга являются: поведенческие упражнения, ролевые игры, упражнения в соответствии с инструкциями и самоинструкцией в домашних условиях, упражнения в соответствии с моделями ассертивного поведения с установлением обратной связи с помощью видеороликов.

Психотренинги учащихся старших классов общеобразовательной школы по повышению позитивной ассертивной направленности активности мы проводили с учетом результатов исследований

Р.М. Грановской и в соответствии с опробованной ранее моделью активности и изменения поведения , направленной на решение личных проблем участников тренинговой группы:

Созданием условий для расширения представлений о себе и окружающем мире, о позитивных способах взаимодействия с окружающим миром и отношения к самому себе;

Оказанием помощи в выборе эффективных способов ассертивного взаимодействия на основе анализа альтернативных способов взаимодействия, а также соблюдением принципов реализации целей тренинга:

Гуманистичности, предполагающей ценностное отношение к себе и другим людям;

Осознанности, предполагающей рефлексию своего поведения;

Реализации приобретенных качеств ас-сертивности в практике деятельности, общения и познания .

Принятая нами и приспособленная для решения задач по развитию ассертивности модель изменения поведения включает в себя четыре стадии: подготовка, осознание, переоценка, действие.

Стадия подготовки начинается со знакомства участников друг с другом с использованием различных приемов, с установления доверия между участниками и психологом, ведущим тренинг и придерживающимся соучастной стратегии контакта. Проводится психодиагностика ассертив-ности участников с использованием теста «Ас-сертивны ли вы?», а также самодиагностика для осознания индивидом необходимости изменить себя. Одним из эффективных средств самодиагностики является составление списков «мои достоинства», «мои недостатки». Анализ таких списков (например, из 7 признаков) облегчает выбор целей избавления, искоренения, уменьшения тех личностных черт (к примеру: тревожности, чувства неполноценности, раздражительности, зависимости от чужого мнения и т.п.), которые, по мнению индивида, могут препятствовать развитию, являются нежелательными. Выявление таких личностных черт способствует определению цели развития желаемых черт, детерминирующих ассертивность и ассертивное поведение.

На стадии осознания будущие участники тренинговых групп принимают идею о возможности совершенствования своих личностных ка-

честв, определяющих успешное взаимодействие с окружающими людьми и достижение успехов в жизнедеятельности. Проводится анализ результатов тестирования и самодиагностики, выявляются причины неассертивного и непродуктивного стиля взаимодействия, и происходит осознание и оценка возможных альтернатив нежелательному поведению.

На стадии переоценки принимается решение об изменении поведения. Изменению поведения способствуют не только когнитивные процессы рефлексии, но и аффективные и оценочные процессы анализа поведения. На этой стадии в процессе тренингов, деловых игр и проигрывания проблемных ситуаций индивид становится все более независимым, способным осознать последствия проявления нежелательных личностных черт, принять решение изменить свое нежелательное поведение в общении, деятельности и познании.

На стадии действия участники тренинга предпринимают попытки реализовать в реальной обстановке знания и умения, приобретенные в психотренинговых группах, для продуктивного взаимодействия в общении. В случаях, когда член группы нуждается в совместном с руководителем анализе результатов таких попыток, руководитель предлагает ему рассмотреть альтернативные действия в сложившейся ситуации взаимодействия с другими и выбрать наиболее подходящие, по его мнению, действия. При этом руководитель просит участника аргументировать свой выбор. При групповом обсуждении результатов применения знаний и умений, приобретенных в психотренинговой группе, в реальной обстановке при встрече с трудностями, проблемами каждый член группы может получить поддержку выражением открытого и доверительного сочувствия, понимания, помощи. Одобрение результатов станет поощрением за осуществление изменений в поведении.

Реализация системы развития ассертивности и ассертивного поведения учащихся старших классов общеобразовательной школы привела к позитивному изменению личностных черт, детерминирующих ассертивность. Об этом свидетельствуют результаты тестирования учащихся по шестнадцатифакторному личностному опроснику Р. Кэттелла (16 PF), представленные на рисунке 1.

С Е G H I L NOQ2Q3

Рис. 1. Сравнительные показатели личностных черт, определяющих ассертивность испытуемых в начале обследования и после завершения цикла работ по развитию ассертивности

Примечание: по вертикали отложены показатели выраженности личностных черт в стэнах, по горизонтали - факторы.

3. Психология XXI века / под ред. В.Н. Дружинина. -М.: ПЕРСЭ, 2003.

4. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000.

5. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.Соловьевой. - М.: Смысл, 1996. - С.7-21.

6. Грановская РМ. Психологическая защита. - СПб.: Речь, 2007.

7. Митина Л.М., Асмаковец Е.Г. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

8. Егорова Т.Е. Психологическая культура и саморегуляция стратегий тревожности // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С.68-76.

Лебедева Инга Викторовна - соискатель института развития образовательных систем Российской академии образования, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91» (Красноярск).

Lebedeva Inga Victorovna - competitor of the Institute of development of educational systems of Russian Academy of Education, teacher-psychologist of Secondary comprehensive school № 91 (Krasnoyarsk).

УДК 378.18 А.В. Быкова, Е.М. Калмыкова

активизирующая роль тренинговых занятий

В РАЗВИТИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлен малоразработанный подход к проблеме развития самоактуализации личности средствами тренинговых занятий на примере тренинга креативности и этнопсихологического тренинга. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о значимости развития самоактуализации личности студентов с использованием тренингового метода. Эффективность проведенных тренинговых занятий подтверждена статистически.

Ключевые слова: самоактуализация личности, тренинг креативности, этнопсихологический тренинг, студенчество.

A.v. Bykova, E.M. Kalmykova

activizing role of training sessions in the development of self-actualizing of students’ personality

The article represents the approaches to the problem of self-actualization development with the help of creativity training and ethnopsychological training. The results of the held researches prove the importance of training in the process of self-actualization development. The effectiveness of the training is statistically proved.

Key words: self-actualization, creativity training, ethnic-psychological training, students.

Таким образом, целенаправленная работа по развитию ассертивности учащихся старших классов привела к улучшению показателей по таким личностным качествам, как уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, независимость, самостоятельность, самоконтроль, упорство, ответственность, обязательность, смелость, реалистичность, расчетливость, которые определяют ассертивное поведение человека.

Литература

1. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005.

2. Oxford dictionary of Psychology. Second edition. Andrew M. Colmen. Oxford Press, 2006.

□ в начале

Иногда способ, которым мы реагируем на поведение других может заставить нас пожалеть и почувствовать себя виноватыми. В других случаях мы чувствуем себя раздраженными и других по любому поводу. Это все признаки того, что мы не развили в себе навык ассертивного поведения.

В человеке часто борятся две крайности. Сложно вспомнить какой-либо случай, когда человек, ударившись в крайность, бывает счастлив. Например, если он невероятно добр к другим, его могут использовать. Если он много работает, его семья скорее всего не очень рада этому и это плохо влияет на воспитание детей. Если много отдыхает, это приводит в лени и медлительности. Словом, крайности - это всегда плохо.

Жертва и агрессор

В общении между людьми часто возникают две другие крайности. Жертва чувствует себя слабой, она неспособна принять решение, постоянно ищет поддержку, а также обвиняет других в своих неудачах. Она руководствуется принципом: «Вы все мне должны, я обижен, слаб, а слабых нужно поддерживать».

Агрессор принимает противоположное поведение. Он явно или завуалированно манипулирует окружающими и его совершенно не волнует мнение и успех другого человека. Его принцип: «Ты мне должен, ведь я сильнее».

Справедливо и то, что если в разговоре один человек принимает роль жертвы, второй даже невольно становится агрессором и наоборот. В любом случае эти две крайние роли не несут эффективного поведения, а строятся на взаимном паразировании.

Поэтому если мы говорим об общении двух и более людей, важно не ударяться в крайности, а вырабатывать некий баланс.

Ассертивность держится на балансе

Ассертивность - это способность человека отстаивать свои интересы не задевая при этом чужих. Стивен Кови называет эту ситуацию Win-Win (выигрыш - выигрыш). Ассертивное поведение может и не столь эффективно в короткосрочной перспективе, как агрессивное, однако в долгосрочной преимущества просто поражают. Это как положить большую сумму денег в банк на 1 месяц или на 20 лет.

Если у вас создалось впечатление, что можно вести себя ассертивно и при этом человеком, то это не так. Можно притвориться таким человеком, однако долго пробыть в таком состоянии вы не сможете. Искренность можно подделать, однако ваши поступки будут говорить об обратном. К тому же если вы даже и лицемерите в ассертивном поведении, все равно получается взаимная выгода: так устроены результаты этого поведения.

Придерживаться ассертивного поведения на первых порах достаточно сложно. Дело не только в том, чтобы самому не стать агрессором или жертвой, но и не позволить этого сделать своему собеседнику. Проще говоря, если вы видите, что ваш собеседник начинает надевать на себя роль жертвы, вы должны изменить ситуацию, иначе в итоге есть риск того, что вы станете невольным агрессором. К тому же жертва начнет во всем полагаться на вас и никакого продуктивного диалога и сотрудничества не получится. Ваша цель - показать собеседнику, что вы равны и никто ничего не решает за двоих.

Вы все знаете людей, для которых весь мир состоит из врагов. Они способны вступить в спор даже с тем человеком, который с ними согласен, а когда они это поймут, вы прочтете разочарование на их лицах. А также наверняка вы знакомы с теми, кто моментально соглашается со всем, что вы скажете, не имеет собственного мнения и как бы растворяется в вас, потеряв собственную личность. Обе ситуации ненормальны, даже если вторая не кажется столь ужасной. Так что ассертивность это адекватность. Вы можете считать себя адекватным человеком, если не приспосабливаетесь под требования другого человека, не теряете личность, а также когда не пользуетесь чужой слабостью. Это сложный путь, но разумный путь легким быть и не может. Агрессором и жертвой стать несложно (это происходит автоматически), тогда как ассертивным человеком быть и оставаться на протяжении всей жизни очень трудно.

Итак, какие же существуют правила ассертивного поведения и можно ли ему научиться? Второй ответ вытекает из первого: если следовать этим правилам, ассертивное поведение может стать вашей второй кожей.

Правила ассертивного поведения

Уметь внимательно слушать

Если вы будете позитивно настроены, то сумеете расположить к себе собеседника. Его предубеждение со временем исчезнет, потому что все любят позитивных людей. Люди любят тех, кто улучшает им настроение, такова наша психология. То же касается и уверенности в себе. Только следите за тем, чтобы она не перешла в самоуверенность.

Уметь принять на себя ответственность

Неумение это делать показывает другим людям, что вы застряли в детстве и не отвечаете за свои поступки, а значит совершаете больше ошибок, чем другие. Если вы принимаете ответственность за свое поведение, то этим вы выказываете уважение своему собеседнику.

Дети не умеют вести себя ассертивно именно по этой причине. Поэтому если человек вырос, а все осталось на своих местах, это большой недостаток и причины стоит искать именно в детстве.

Пожалуй, ассертивность является главным признаком взрослого человека. Любое другое поведение в итоге сводится к , критике и агрессии. Поэтому развивайте в себе ассертивность и показывайте его преимущества другим людям - вполне возможно они будут брать с вас пример.