Вспомогательные глаголы (auxiliary verbs) так называются, потому что они помогают формировать времена и залоги в английском языке. Основными вспомогательными глаголами в английском языке являются глаголы BE, DO и HAVE, каждый из которых имеет свои формы, о которых поговорим чуть ниже. К вспомогательным глаголам также иногда относят модальные глаголы, которые не меняют своей формы.

Особенностью вспомогательных глаголов (кроме модальных) является отсутствие какого-либо значения, помимо грамматического.

I have been to London. – Я была в Лондоне. (Глагол to have не имеет значения, а просто помогает построить временную форму Present Perfect)

Так для чего же нужны вспомогательные глаголы?

  • Для образования времен
  • Для образования вопросительных и отрицательных предложений.
  • Для образования пассивного залога
  • Для образования разделительного вопроса.

Вспомогательные глаголы для образования времени.

Для образования времен используются вспомогательные глаголы be / do /have / will.

Давайте рассмотрим таблицу использования вспомогательных глаголов в разных временах в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях.

don’t / doesn’t

Present Continuous

am not /isn’t /aren’t

wasn’t /weren’t

Future Continuous

haven’t / hasn’t

Present Perfect Continuous

haven’t / hasn’t been

Past Perfect Continuous

Future Perfect Continuous

won’t have been

Если внимательно посмотреть на таблицу, можно сделать следующие выводы о том, как работают вспомогательные глаголы.

  • Вспомогательный глагол do (does /did) используется только для образования времен Present Simple и Past Simple.
  • Вспомогательный глагол be (am / is /are /was /were /will be) используется только для образования времен группы Continuous.
  • Вспомогательный глагол have (has / had) используется для образования времен группы Perfect
  • Вспомогательный глагол will используется для образования будущих времен.

Зная эти 4 пункта, вы можете безошибочно определить, какие вспомогательные глаголы употреблять для образования любого времени. Возьмем, к примеру, Future Perfect Continuous – для его образования нам понадобится целых 3 вспомогательных глагола:

  • will (так как это future),
  • have (так как это perfect),
  • been (форма to be – так как это continuous).

Вспомогательные глаголы для образования отрицательных и вопросительных предложений.

Соответствующий времени вспомогательный глагол с частицей not поможет вам построить отрицательное предложение . Важно знать, что вспомогательные глаголы с частицей not могут писаться раздельно или слитно, образуя краткую форму.

Рассмотрите таблицу:

Полная форма отрицания

Краткая форма отрицания

Для того, чтобы построить вопросительное предложение, вспомогательный глагол выносится перед подлежащим. Если вспомогательных глаголов больше одного, перед подлежащим ставится только первый из них, остальные идут после подлежащего.

  • Are you playing tennis now?

  • Have you ever played tennis?

  • Will you be playing tennis at two o’clock tomorrow?

  • Why is he playing tennis now?

Таким образом, практически любое вопросительное предложение в английском языке начинается либо со вспомогательного глагола, либо с вопросительного слова, за которым следует вспомогательный глагол. О том, как сделать предложение вопросительным, читайте в статье – Особое внимание обратите на .

ПОДЫТОЖИМ:

Вспомогательный глагол BE .

Как мы уже говорили ранее, вспомогательный глагол to be имеет 3 формы настоящего времени (am / is / are), 2 формы прошедшего времени (was / were) и 1 форму будущего времени (will be).

В качестве вспомогательного глагол to be используется:

  • Для образования времен группы Continuous.
  • Для образования пассивного залога.

Molly is reading a magazine. (Present Continuous)

Children were talking. (Past Continuous)

England were beaten by Germany in the final (Past Passive)

Вспомогательный глагол HAVE .

Have (has / had) используется для образования перфектных времен, а также перфектных форм пассивного залога.

  • The judge has asked the witness to speak up. (Present Perfect)

  • In some years, they will have established community gardens. (Future Perfect)

  • I will have been asked by 3 oclock tomorrow (Future Perfect Passive)

Вспомогательный глагол Do

Вспомогательный глагол do (does /did) используется для образование отрицательных и вопросительных предложений в Present Simple (do /does) и Past Simple (did).

Вам, вероятно, будет полезно выполнить и

Вспомогательный глагол do иногда используется для усиления в утвердительных предложениях.

He did look tired. – Он действительно выглядел уставшим.

Нужно понимать, что глаголы be, have и do имеют двойную природу, если угодно, ведут двойную жизнь: они могут быть как вспомогательными, так и смысловыми.

Так в качестве смыслового глагола TO BE переводиться – “быть, являться, находиться

She was at home. – Она была дома. (to be (was) – смысловой глагол, имеет лексическое значение и переводится на русский)

She was crying. – Она плакала (to be (was) – вспомогательный глагол, не имеет лексического значения, не переводится).

В качестве смыcлового глагол TO DO переводиться “делать ”, а to HAVE – “иметь” :

I did what I could. – Я сделал, что смог.

I have a cat. – У меня есть кот

Часто в английском предложении можно встретить 2 одинаковых глагола, один из которых является смысловым, а второй – вспомогательным.

I had had dinner before my mum came. (первое had — вспомогательный глагол для образования Past Perfect, второе had – смысловой глагол “have dinner – иметь ужин / ужинать”).

Did you do what you could? (did – вспомогательный, do – смысловой)

О глаголе to do мы знаем, что он:

  • Чаще всех других употребляется;
  • Может быть основным (его еще называют главным или полнозначным) и вспомогательным.

В качестве основного глагола глагол do / does используется в своем главном лексическом значении – «делать, поступать, выполнять, играть, осуществлять».

Рассмотрим предложение: «I like to do homework every day, but I do not like to clean teeth».

Переведем его: «Я люблю делать уроки каждый день, но я не люблю чистить зубы».

В первой части предложения глагол do выступает в роли основного (полнозначного) глагола и, соответственно, переводится. Далее глагол dо — вспомогательный и не переводится. Спрягается во всех временах и залогах.

Формы глагола to do в группах времен разные. Например, во всех временах группы Present он имеет формы do / does, группы Past – did, группы Perfecthave / had done (has / had done). Также есть еще более сложные времена, которые сочетают в себе признаки времен всех групп, поэтому возникают существенные затруднения по их определению.

Употребление глагола to do в английской категории времени

Всякий, изучающий английский язык, знает, как многообразны и трудны для запоминания случаи употребления глагола to do в английских временах. В этом случае помогают таблицы английских времен.

Таблица времен для глагола to do

ACTIVE (действительный залог)
Infinitive:
to do
Simple (Indefinite) Continious (Progressive) Perfect Perfect Continious (Perfect Progressive)
Present
(настоящее)
He does. He is doing. He has done. He has been doing.
Past
(прошлое)
He did. He was doing. He had done. He had been doing.
Future
(будущее)
He will do. He will be doing. He will have done. He will have been doing.
Future in the Past He would do. He would be doing. He would have done. He would have been doing.
PASSIVE (страдательный залог)
Infinitive:
to be done
Simple Passive
(Indefinite Passive)
Continious Passive
(Progressive Passive)
Perfect Passive Perfect Continious Passive
(Perfect Progressive Passive)
Present
(настоящее)
It is done. It is being done. It has been done. (It has been being done.)
Past
(прошлое)
It was done. It was being done. It had been done. (It had been being done.)
Future
(будущее)
It will be done. (It will be being done.) It will have been done. (It will have been being done.)
Future in the Past It would be done. (It would be being done.) It would have been done. (It would have been being done.)

Сегодня существует достаточно много модификаций таблиц английских времен: в одних расписано подробно, в других применены схемы, алгоритмы с использованием условных обозначений. Таблицы рассчитаны также на пользователей, имеющих разный уровень владения английским языком.

Вот некоторые из них:

Так как же запомнить способы образования всех английских времен?

  • Самый первый совет – выучить наизусть!
  • Внимательно относиться к переводу каждого слова;
  • Логически размышлять, устанавливая лексико-грамматические и семантические связи в предложении;
  • Четко разбираться во всех вспомогательных глаголах;
  • Знать особенности , отличительные семантические и грамматические характеристики каждой из временных групп;
  • Хорошо ориентироваться в таблице нерегулярных английских глаголов (это поможет легко определять времена всех групп)
  • Всегда иметь на занятиях английским языком перед глазами данную или подобную таблицу и уметь быстро в ней ориентироваться
  • Написать карточки (столько, сколько это возможно) с примерами типичных предложений и по мере необходимости «подсматривать» в них. (НЕТ НИЧЕГО ПЛОХОГО В НАПИСАНИИ СПРАВОЧНЫХ ПОСОБИЙ И УМЕНИИ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ, тем более, если они написаны от руки, и вы применили свои собственные обозначения, пользовались для маркировки разными цветами ручки).

1. Смысловой глагол делать (формы: do / does / did). Отличается от глагола to make => делать тем, что обозначает совершать действие, в то время как to make имеет значение производить / изготавливать что-либо:

  • Не does it every day. => Он делает это (совершает действие) каждый день.
  • Не makes good things. => Он делает / изготавливает хорошие вещи. (отсюда: Made in... => Сделано в...)

2. Вспомогательный глагол для формулы Active Indefinite в вопросительных предложениях (Present / Past):

  • Do you speak English? Did she come yesterday? You don"t love him, do you?

3. Вспомогательный глагол для формулы Active Indefinite в отрицательных предложениях (Present / Past):

  • I don"t (do not) speak English.
  • She doesn"t (does not) know this man.
  • They didn"t (did not) come yesterday.
  • She loves him, doesn"t she? / does she not?
  • Didn"t you / Did you not see that film?

4. Иногда используется в качестве вспомогательного глагола в утвердительных предложениях. В таких случаях занимает место перед подлежащим, а логическое ударение смещается на слова, стоящие в самом начале предложения:

  • Little did he realize that. => Он так почти ничего и не понял.
  • Only rarely does she come before ten o"clock. => Очень редко она приходит / Она почти никогда не приходит раньше десяти часов.

5. Используется в качестве глагола-усилителя перед сказуемым в форме Active Indefinite (Present / Past). При произношении вслух стоит под ударением: .

  • But he does love you! => Но он же любит тебя (не сомневайся)!
  • She did come yesterday. => Она приходила вчера (я в этом уверен).
  • I do want to help you! => Я хочу помочь тебе (поверь мне)!

6. Используется в качестве глагола-заменителя в предложениях со сказуемым в форме Active Indefinite (Present /Past), когда нет необходимости повторять сказуемое еще раз:

  • I know it better than he does. => Я знаю это лучше, чем он (знает).
  • Не promised to help us and he did. => Он обещал помочь нам, и помог.
  • Не promised to help us but he didn"t. => Он обещал помочь нам, но не помог.

7. Используется для образования отрицательной формы повелительного наклонения:

  • Don"t open any windows. => He открывай окна.
  • Don"t be late. => He опаздывай.

8. Используется для придания форме повелительного наклонения оттенка настойчивой просьбы / убеждения:

  • Do be careful. => Только будь повнимательней.
  • Do come in! => Ну, входи же!
  • Do have some more tea. => Ну выпей еще чашечку чая.
  • Do let"s go to the cinema. => Ну давай пойдем в кино.

9. Используется в разговорных конструкциях, представляющих собой реакцию на какое-либо высказывание со сказуемым в форме Active Indefinite (Present / Past) и соответствующих русским Неужели? и Я / Кто-либо тоже.

  • – I need money. => – Мне нужны деньги.
  • – Do you? So do I. => – Неужели? Мне тоже.
  • – They didn"t come yesterday. => – Они не приходили вчера.
  • – Didn"t they? Neither did my sister. => – Неужели? Моя сестра тоже (не приходила).

// 37 Comments

Все, кто только начинает изучать английский язык, испытывают трудности с употреблением глагола «do », особенно когда в одном предложении используются сразу две его формы: do или does и doing , или дважды do , например:

  • Does doing sums take much time? – решение примеров занимает много времени?
  • Does this do him credit? – Это делает ему чести?
  • What do you do at your work? – Что вы делаете на работе?

Должно быть, вы уже знакомы с элементарной грамматикой английского языка и наверное, читали, что глагол do может выполнять функцию как смыслового, так и вспомогательного глагола, а его формы, — это do, does, did, (have) done, doing.

Смысловой глагол do

Google shortcode

В качестве смыслового глагола «do » означает «выполнять какое-то действие ».

What will you do after you finish school? – что ты будешь делать после окончания школы? (смысловой глагол)
My brother does a lot of various jobs. — Мой брат выполняет много разных работ (смысловой глагол)
She did some housework in the morning — она выполнила немного работы по хозяйству утром (смысловой глагол)

Вспомогательный глагол do

В качестве вспомогательного глагола «do » используется, чтобы грамматически правильно построить вопросительное предложение в настоящем и прошедшем неопределенном времени ( и ):

Do you meet your cousin John? – ты видишься со своим кузеном Джоном? (do – вспомогательный глагол, а meet – смысловой)
Does your wife know where you keep documents?- твоя жена знает, где ты хранишь документы (does – вспомогательный глагол, а know смысловой)
Didn’t he see you yesterday? – разве он не видел тебя вчера? (did – вспомогательный, see смысловой)

«Do» используется как для образования отрицательного утверждения, так и для опровержения отрицательного утверждения, например:

— I don’t suppose you feel offended. – я и не предполагал, что ты обижаешься (отрицательное утверждение)
— But I do feel (negative statement) – но все же я обижен (опровержение)

— I didn’t think Tom would pay your debt – я не думал, что Том вернет твой долг (отрицательное утверждение)
— But he did pay — но он все же вернул (опровержение)

«Do» используется, если нужно подчеркнуть, сделать ударение на чем-либо:
I do love flowers! – я так люблю цветы!
Tom certainly does love music! – Том определенно любит музыку!

Doing

Форма «doing » может сочетаться со вспомогательным глаголом для образования продолженных времен:

I am doing some work – я работаю
He will be doing his homework – он будет делать домашнее задание
I was doing sewing – я шила.

Но в некоторых случаях форма doing является не частью глагола, а отглагольным существительным ():

Does doing a tattoo hurt? – в данном случае смысловой глагол – это «hurt» , а вспомогательный — “does ”. Что касается фразы “doing a tattoo ”, то это подлежащее, и перевести можно следующим образом: Причиняет ли боль процесс набивки тату ?

В некоторых случаях глагол «do » нельзя заменить на другой, например, “What shall I do? ”, но во многих других случаях его можно заменить на более специфичный, например, “She is doing the dishes ” можно заменить на “She is washing the dishes .”

Вот несколько общеупотребительных выражений, в которых «do» является смысловым глаголом, их нужно запомнить:

Когда в английском языке в начале предложения в вопросе употребляется is, а когда do?

Здесь вы можете узнать когда в английском языке в начале предложения в вопросе употребляется is, а когда do?

Составление вопросов в английском языке вызывает трудности у многих учеников. Некоторые учащиеся путают, в каких случаях начинать вопрос с формы глагола to be - is , а в каких случаях со вспомогательного глагола времени Present Simple - do .

Чтобы не путаться, в первую очередь необходимо хорошо изучить 2 темы:

Отличительная черта английских предложений с глаголом to be в качестве глагола-связки заключается в том, что в этих предложениях нет глагола. Именно поэтому вместо глагола мы используем глагол-связку to be.

Пример.
She is very beautiful lady - Она очень красивая девушка.
В этом предложении нет глагола, и вместо него мы ставим глагол-связку is .
Если переводить дословно, то предложение будет переводиться так: она является очень красивой девушкой.
То есть суть предложения не меняется, только появляется глагол - является . При переводе на русский язык мы его не озвучиваем.

Если из такого предложения нужно сделать вопрос, то он будет начинаться с глагола to be , в нашем случае с формы глагола to be - is .
Is she very beautiful lady? - Она очень красивая девушка? (Является ли она очень красивой девушкой?)

Теперь рассмотрим предложения во времени Present Simple. Если предложение стоит в этом времени, то тогда вопрос будет начинаться со вспомогательного глагола do/does .
В этих предложениях есть смысловой глагол, и глагол-связка здесь не употребляется.
I read that book every day - Каждый день я читаю ту книгу (смысловой глагол read - читать).

Это предложение употреблено во времени Present Simple , и, чтобы задать говорящему вопрос, мы должны использовать вспомогательный глагол do .
Do you read that book every day? - Ты читаешь ту книгу каждый день?

Также следует иметь в виду, что во времени Present Continuous вопросительные предложения также могут начинаться с глагола is .
Is she reading now? - Она читает сейчас?

Таким образом, чтобы не путаться в составлении вопросов с глаголом to be и со вспомогательным глаголом do , необходимо сделать следующее:
- хорошо изучить темы употребление глагола to be в качестве глагола-связки и время Present Simple;
- запомнить, что глагол to be в качестве глагола связки употребляется тогда, когда нет смыслового глагола.