Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы,
все желающие пожать плоды от своего покаяния,
услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий:
простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел,
никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого
согрешившего против тебя, то не утруждай себя
постом и молитвой... Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин

Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом.

В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

"В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения.

Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.

Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир - это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.

Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним" Архим. Иоанн Крестьянкин.

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечром - это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных". Священник произносит "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас".

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целую Крест. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: "Бог простит ", прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.

В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи («Воскресения день», оканчивающееся словами «простим вся воскресением»), напоминая о том, что пост - это путь к Пасхе, которая уже близко.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска (с XVIII века - расположения расквартированных в столице полков), просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели, - напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.

Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6, 14).

Прощеное воскресенье это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки: способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления?

Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным.

Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему.

В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории - изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.

Юдоль плача и печали - земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.

Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы - изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам - Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.

И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: "Христос Воскресе!" и в них - изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния".

Начинается Великий пост…

По материалам ежедневного интернет-журнала Православие и мир

В материале использовано фото "Прощенное воскресение",

Чин Прощения 22.02.2015 06:26

22 февраля - Прощеное воскресение. После Божественной Литургии была отслужена вечерня, после который все прихожане, по очереди подходя к священникам, взаимно простили друг другу прегрешения.

Прощенное воскресение. Чин Прощения

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы,
все желающие пожать плоды от своего покаяния,
услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий:
простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел,
никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого
согрешившего против тебя, то не утруждай себя
постом и молитвой... Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин


Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом.

В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

"В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения.



Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.

Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир - это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.

Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним" Архим. Иоанн Крестьянкин.

Чин прощения - это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!



Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных". Священник произносит "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас".

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целую Крест. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: "Бог простит ", прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай Царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью Царь объезжал войска (с XVIII века - расположения расквартированных в столице полков), просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели, - напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.

Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6, 14).

Прощеное воскресенье это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки: способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления?

Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным.

Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему.

В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории - изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.

Юдоль плача и печали - земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.

Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы - изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам - Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.

И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: "Христос Воскресе!" и в них - изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния".

Начинается Великий пост…

По материалам ежедневного интернет-журнала Православие и мир

Фотографии с Чина прощения 22 февраля 2015 года в приходе Крестовоздвиженского казачьего собора


«Поприще отверзеся богоданнаго воздержания, светло усрящем (с радостью встретим) требующий милости: жаждет бо Благоутробный (Господь) нашего спасения, и еже дати прощение простирается, ищущим Его усердно и любовию работающим».

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВЕЛИКОПОСТНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

Приготовив верующих к подвигам поста и покаяния, вводит их и в самые подвиги. Богослужение Великого Поста так же, как и богослужение подготовительных Недель, представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, изображает самое состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому общему содержанию великопостного богослужения вполне отвечает внешний образ его совершения. В своем богослужении отлагает всякую торжественность. И, прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения – полной Литургии – в седмичные дни Великого Поста, исключая субботы и воскресенья. Однако по средам и пятницам полагается совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб Церковь изменяет сообразно со временем. Так, она почти прекращает в седмичные дни пение, как выражение радостного состояния духа. Выбор чтения она также применяет ко времени. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагаются чтения из Ветхого Завета. В большем, чем обычно, объеме читается Псалтирь, которая преимущественно способствует пробуждению молитвенного и покаянного состояния духа. Во всех церковных службах присутствует молитва святого с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы – третий, шестой и девятый часы – Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Великий Пост охватывает собою дни Святой Четыредесятницы и дни следующей за ней Страстной седмицы.

ВЕЧЕРНЯ СЫРОПУСТНОЙ НЕДЕЛИ

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни сыропустной Недели. Сыропустное воскресенье называется также Прощеным воскресеньем.

Сообразно с читающимся в последний день перед Великим Постом (в воскресенье сыропустное) Евангелием, призывающим нас простить согрешения ближним и примириться со всеми, в древние времена египетские пустынники собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы. Они испрашивали друг у друга прощения и благословения и при пении пасхальных стихир – как бы в воспоминание ожидаемой Пасхи Христовой – расходились по дебрям и пустыням для уединенных подвигов на все время Четыредесятницы. Возвращались они только к Неделе Ваий.

В соответствии с этим древним благочестивым обычаем в Православной Церкви до настоящего времени в сыропустную Неделю за вечерним богослужением совершается обряд общего прощения в храме.

Вечером в сыропустное (Прощеное) воскресенье, а также в следующие пять воскресений Святой Четыредесятницы (до Недели Ваий) совершается вседневная вечерня со следующими особенностями:

Вечерня предваряется чтением 9 часа (завеса закрыта).

По окончании 9 часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит на солею и перед царскими вратами творит начало вечерни: «Благословен Бог наш».

Ввиду пения великого прокимна совершается вход с кадилом.

После входа и пения «Свете тихий» поется великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю» (с тремя стихами). Этот великий прокимен поется также во 2 и 4 Недели Великого Поста. В Недели 1, 3 и 5 на вечерне поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (с тремя стихами).

После прокимна сразу читается молитва «Сподоби, Господи», как принято на вседневной вечерне (но не как на великой вечерне – ектения «Рцем вси»). Царские врата закрываются, священнослужители в это время переоблачаются в темные постовые облачения. Священник в епитрахили на солее произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву» (начинается великопостное, минорное пение).

После стихир на стиховне, чтения «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря: «Богородице Дево, радуйся»; «Слава»: «Крестителю Христов»; «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли». Затем чтец читает: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую Херувим». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Чтец: «Небесный Царю». И священник читает молитву святого с тремя великими поклонами.

После великих поклонов священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Затем священник произносит «совершенный» (полный) отпуст.

В некоторых местах существует обычай: на вечерне в прощеное воскресенье вместо обычного отпуста священник, обратившись к народу, читает молитву «Владыко Многомилостиве». При этом народ преклоняет колена до земли. эта помещена в конце великого повечерия, есть она и в последовании полунощницы в Служебниках Киевского издания. После окончания этой молитвы священник испрашивает прощения у народа и кланяется до земли. Народ отвечает также земным поклоном, а затем прикладывается ко Кресту, который держит священник в руках .

ЧИН ПРОЩЕНИЯ

В сыропустное воскресенье после отпуста вечерни совершается чин, или обряд прощения. На солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их. Затем, обратившись к присутствующим, настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови».

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста мы должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы,
все желающие пожать плоды от своего покаяния,
услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий:
простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел,
никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого
согрешившего против тебя, то не утруждай себя
постом и молитвой... Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин

Прощеное воскресе нье - последний день перед Великим постом.

В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.

Конечно, в этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно?

С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения у наших близких. В храме, всем вместе, это сделать проще. Проще просить прощения и простить. Эту возможность, которой нельзя пренебречь, и дает нам Церковь в Прощеное воскресенье

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером - это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!



Творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина :

Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целую крест или икону, испрашивают прощения у клириков.

Начинается Великий пост.


С НАЧАЛОМ ВЕЛИКОГО ПОСТА, БРАТ И СЕСТРА МОЯ!

…Образа, алтарь, распятие,
Покаянный плач летит.
Вы простите, сестры, братия:
Отвечают: Бог простит.

Ни грехов своих, ни горестей
Сердце нынче не таит.
Вы простите перед Господом,
Сестры, братия мои:

Незнакомые, знакомые,
Те, которых нет родней,
Вы простите беззакония
Суетной души моей.

Тихо плачу о спасении,
Осенив себя Крестом.
Свет весенний. Воскресение.

День последний пред Постом.

Мы вплот-ную при-бли-зи-лись к Ве-ли-ко-му по-сту. Хри-сто-ва Цер-ковь ста-вит нас пе-ред осмыс-ле-ни-ем Свя-той Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. От-не-стись к это-му мы долж-ны се-рьёз-но, вдум-чи-во, от-вет-ствен-но. Пост пред-ва-ря-ет-ся Про-щё-ным вос-кре-се-ньем, чтобы мы про-сти-ли ближ-ним все со-гре-ше-ния про-тив нас. Это усло-вие аб-со-лют-но необ-хо-ди-мо для стя-жа-ния чи-сто-ты серд-ца — за-да-чи, ко-то-рую мы бу-дем ре-шать в пе-ри-од про-хож-де-ния пост-ни-че-ско-го по-при-ща. Мож-но, ко-неч-но, упро-стить чин про-ще-ния и све-сти его к чи-стой тра-ди-ции, пе-ре-няв при этом, по-ло-жим, обы-чай от-цов-пу-стын-ни-ков, ко-то-рые на вре-мя Свя-той Че-ты-ре-де-сят-ни-цы ухо-ди-ли из мо-на-сты-рей в Си-най-скую, Еги-пет-скую и дру-гие пу-сты-ни. Рас-ста-ва-ясь с оби-те-лью, они про-ща-лись друг с дру-гом и тут-то вза-им-но ис-пра-ши-ва-ли про-ще-ние. Это, ко-неч-но, убе-ди-тель-ный при-мер для под-ра-жа-ния, но ес-ли мы вос-при-мем его толь-ко как обы-чай, то прой-дём ми-мо ве-ро-учи-тель-ной зна-чи-мо-сти упо-мя-ну-то-го де-я-ния от-шель-ни-ков. Суть Бо-жи-его за-мыс-ла в во-про-се остав-ле-ния гре-хов вы-ра-же-на в сло-вах Спа-си-те-ля Хри-ста, по-ста-вив-ше-го Своё про-ще-ние в при-чин-ную за-ви-си-мость от на-ше-го про-ще-ния друг дру-га: Ибо ес-ли вы бу-де-те про-щать лю-дям со-гре-ше-ния их, то про-стит и вам Отец ваш Небес-ный, а ес-ли не бу-де-те про-щать лю-дям со-гре-ше-ния их, то и Отец ваш не про-стит вам со-гре-ше-ний ва-ших (). Это вы-ра-же-но Спа-си-те-лем столь ка-те-го-рич-но, что апо-стол люб-ви Иоанн Бо-го-слов до-но-сит нам смысл этих Хри-сто-вых слов в та-ких вы-ра-же-ни-ях: Кто го-во-рит: “я люб-лю Бо-га”, а бра-та сво-е-го нена-ви-дит, тот лжец: ибо не лю-бя-щий бра-та сво-е-го, ко-то-ро-го ви-дит, как мо-жет любить Бога, Ко-то-ро-го не ви-дит? (). Этот-то ра-ди-ка-лизм и по-став-лен Хри-стом Спа-си-те-лем как усло-вие про-ще-ния на-ших гре-хов, а зна-чит — на-ше-го при-бли-же-ния к Бо-гу. Обу-слов-ле-но это вот чем.

Сво-им во-пло-ще-ни-ем Хри-стос Спа-си-тель по-ста-вил Своё Бо-же-ство в осо-бую бли-зость с вос-при-ня-той Им че-ло-ве-че-ской при-ро-дой. А через че-ло-ве-че-ство Своё Он со-еди-нил Се-бя со всем че-ло-ве-че-ством. Он со-че-тал лю-дей в та-кое един-ство, что мог ска-зать: И кто при-мет од-но та-кое ди-тя во имя Мое, тот Ме-ня при-ни-ма-ет (). В пол-ном со-от-вет-ствии с этим и к че-ло-ве-ку предъ-яв-ля-ют-ся Бо-жии тре-бо-ва-ния. Не про-сто-го по-ви-но-ве-ния от че-ло-ве-ка ожи-да-ет Бог; Бо-жии по-ве-ле-ния и ре-ак-цию на них тре-пе-щу-ще-го тво-ре-ния зна-ло и вет-хо-за-вет-ное че-ло-ве-че-ство. Нам же Хри-стос про-сти-ра-ет со Кре-ста Свои объ-я-тия и взы-ва-ет: Че-ло-ве-че, даж-дь-ми серд-це. И Бог ожи-да-ет от нас не про-сто воз-дер-жа-ния от гре-хов; Он ждёт от че-ло-ве-ка аб-со-лют-ной свя-то-сти: Будь-те свя-ты, по-то-му что Я свят (). По-то-му мы ныне долж-ны бу-дем в чине про-ще-ния при-ми-рить-ся с ближ-ни-ми не тра-ди-ции ра-ди, — мы от все-го серд-ца про-стим все их со-гре-ше-ния, спол-на рас-кро-ем всем и каж-до-му своё серд-це. Этим мы рас-кро-ем его и Бо-гу сво-е-му.

Пе-ред та-кой ду-хо-нос-ной за-да-чей мы ныне по-став-ле-ны. По-се-му при-дём се-го-дня ве-че-ром во свя-той храм с пол-ной рас-кры-то-стью серд-ца, с го-тов-но-стью об-нять ближ-не-го. При-мем его, как Са-мо-го Гос-по-да, от-пу-стим спол-на и каж-до-му со-гре-ше-ния про-тив нас. То-гда и Хри-стос от-пу-стит нам со-гре-ше-ния на-ши и со-де-ла-ет нас жи-вы-ми чле-на-ми Церк-ви — Сво-е-го Цар-ства.

Чин про-ще-ния

До-ро-гие бра-тья и сёст-ры о Хри-сте. Мы со-бра-лись ныне в хра-ме для то-го, чтобы встать пе-ред Ли-цом Бо-га Жи-ва-го. Да осе-нит Он нас Сво-им бла-го-сло-ве-ни-ем, дабы рас-кры-лись серд-ца на-ши и ста-ли так про-стран-ны, чтобы вме-стил-ся в них небе-са-ми Невме-сти-мый Бог. Это Он да-ру-ет нам воз-мож-ность рас-крыть объ-я-тия и вы-ра-зить своё бла-го-во-ле-ние на-шим ближ-ним, ис-пра-ши-вая про-ще-ние у каж-до-го. Это, как мы зна-ем, непре-мен-ное усло-вие для очи-ще-ния на-ше-го серд-ца и для из-ме-не-ния ума. Цель на-шей жиз-ни — лю-бо-вью со-че-тать-ся со Хри-стом. Но нель-зя лю-бить Бо-га и при этом нена-ви-деть бра-та сво-е-го. Для то-го-то и да-ру-ет нам Хри-сто-ва Цер-ковь чин про-ще-ния, дабы мы со все-ми бы-ли при-ми-ре-ны.

При-па-дём же к сто-пам Спа-си-те-ля на-ше-го, по-про-сим Его, чтобы Он да-ро-вал нам бла-го-го-вей-ное и тре-пет-ное от-но-ше-ние к ближ-не-му, чтобы вся-кий встреч-ный, как это пе-ре-жи-ва-ет-ся хри-сти-ан-ски-ми по-движ-ни-ка-ми, пред-стал нам бо-гом по-сле Бо-га. И ис-пра-ши-ва-ем это-го да-ра у Бо-га мы не по сво-им за-слу-гам, а ис-клю-чи-тель-но по Его бла-го-сти.

Дерз-ки, гру-бы, же-сто-ки бы-ва-ли мы к ближ-ним, а са-ми в то же вре-мя хо-те-ли бы, чтобы ближ-ние от-но-си-лись к нам с пре-ду-пре-ди-тель-но-стью, с чи-сто-сер-де-чи-ем, с неж-но-стью. По-ло-жим же и мы эти на-ча-ла в ос-но-ву на-ших от-но-ше-ний к ближ-ним. Чи-сто-сер-деч-но, ис-крен-но, от все-го лю-бя-ще-го серд-ца ис-про-сим у каж-до-го про-ще-ния, чтобы и на нас из-лил Гос-подь Своё бла-го-во-ле-ние и про-стил нам со-гре-ше-ния на-ши.

Про-шу и я вас, чест-ные от-цы, и вас, до-ро-гие бра-тья и сёст-ры о Хри-сте, про-стить ме-ня. Знаю, как по-ви-нен я пе-ред ва-ми. Бы-вал и ре-зок, об-ру-ши-вал-ся гнев-ным сло-вом — и это то-гда, ко-гда нуж-но бы-ло всё по-крыть лю-бо-вью. За все это, Хри-ста ра-ди, про-сти-те ме-ня. Про-сти-те и за то, что спол-на не вы-пол-нил сво-е-го при-зва-ния: дол-жен был днём и но-чью в мо-лит-вен-ном бде-нии пред-ста-тель-ство-вать за каж-до-го из вас, но по немо-щи, по ле-ни я это-го не ис-пол-нил. Дол-жен был бы не толь-ко внеш-ним бла-го-ле-пи-ем обла-го-ро-дить Бо-жий храм: над-ле-жа-ло мне ещё до-пол-нить это та-ким го-ре-ни-ем серд-ца, от ко-то-ро-го смог-ли бы воз-жечь-ся и ва-ши серд-ца, дабы и каж-дый из вас со-де-ло-вал бы своё спа-се-ние пла-ме-не-ю-щей лю-бо-вью друг ко дру-гу и во-шёл бы жи-вым чле-ном в Бо-жию Цер-ковь — ми-сти-че-ское Хри-сто-во Те-ло. Но здесь я ма-ло в чём успел. По-се-му вы, чест-ные от-цы, и Вы, до-ро-гие пев-чие, и вы, воз-люб-лен-ные бра-тья и сёст-ры о Хри-сте, про-яви-те ко мне своё бла-го-во-ле-ние, про-сти-те всё, чем я со-гре-шил пе-ред ва-ми — де-лом, сло-вом, по-мыш-ле-ни-ем.

Ис-пра-ши-ваю и для вас Бо-жи-ей ми-ло-сти, дабы Бог Сво-ею бла-го-да-тью и че-ло-ве-ко-лю-би-ем, Сво-им ми-ло-сер-ди-ем и бла-го-стию, бла-го-во-ле-ни-ем и лю-бо-вью бла-го-сло-вил каж-до-го из вас. Да про-явит Он ми-лость Свою к каж-до-му из вас, да все-лит в серд-ца ва-ши небес-ный свет и ра-дость! Да нис-по-шлёт Он и Свою бла-го-дат-ную по-мощь, дабы всем нам во Свя-тую Че-ты-ре-де-сят-ни-цу так со-вер-шить очи-ще-ние душ и те-лес, чтобы гря-ду-щая Пас-ха Хри-сто-ва встре-че-на бы-ла на-ми не как ка-лен-дар-ный празд-ник, а пе-ре-жи-ва-лась бы в ли-ко-ва-нии, ра-до-сти, как но-вая жизнь во Хри-сте.

Протоиерей Владимир Тимаков

Альманах “Альфа и Омега”, № 52, 2008